Как найти лексическое значение слова в тексте

Лексический анализ текста – важная составляющая для развития речи и расширения словарного запаса. Хорошее понимание лексического значения слова, умение определять синонимы, омонимы, антонимы, формирование навыков употребления художественно-выразительных средств для обогащения речи, правильное использование фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний – все эти навыки помогает приобрести детальный разбор текста.

1. Определить стиль текста.

2. Определитm тему и основную идею.

3. Выделить ключевые слова.

Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.

4. Выделить лексически окрашенные слова:

5. Выделить стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.

6. Найти синонимы, антонимы, омонимы, используемые в тексте, объяснить их роль.

7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объяснить их лексическое значение.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
душная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака вошла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

Смотри – оно уж побледнело,
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.

Лирическое произведение написано Ф.И.Тютчевым в 1865 г.

Стихотворение представляет собой философское размышление о том, что все в жизни рано или поздно проходит

В данном тексте в качестве синонимов используются слова: «вонзила», «вошла».

Лексическое значение слова «вонзить» — воткнуть что-нибудь острое.

Лексическое значение слова «вошла» — попасть внутрь чего-нибудь.

В тексте есть контекстные антонимы: «воздвиглась» (т.е. появилась) – «побледнело» (в значении «исчезло»).

Чтобы создать настроение торжественности и особенности момента поэт использует высокую книжную лексику: «нега», «изнемогла», «очей», «виденье».

Нега – состояние полного удовлетворения, спокойствия.

Изнемогла – ослабла, потеряла силу.

Виденье – возникшее в воображении, легкое и чуть уловимое.

Такую же роль выполняет слово «торжество», употребленное в значении «чувство радости и удовлетворения»

Что такое лексическое значение слова

Лексическое зна­че­ние сло­ва — это его внут­рен­нее содер­жа­ние, то, что это сло­во обозначает.

Узнаем, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва как мини­маль­ной еди­ни­цы речи.

Слово как предмет изучения

Ежедневно мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, что­бы офор­мить с их помо­щью свои мыс­ли, жела­ния, прось­бы в связ­ную речь. Слово нераз­рыв­но свя­за­но с мыс­лью. Оно явля­ет­ся твор­цом всей миро­вой куль­ту­ры, упра­ви­те­лем чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти отдель­но­го чело­ве­ка, наро­да и все­го чело­ве­че­ства. Какая дру­гая сила в мире может срав­нить­ся с без­мер­ной силой слова?

Каждый из нас зна­ет, что сло­во, уст­ная или пись­мен­ная речь, — это необ­хо­ди­мое сред­ство обще­ния меж­ду людь­ми, сред­ство вза­и­мо­по­ни­ма­ния и связи.

Исходя из это­го утвер­жде­ния, теперь вполне понят­но, поче­му сло­во явля­ет­ся объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уче­ных и пред­ме­том их серьез­но­го изучения.

Все сло­ва язы­ка обра­зу­ют его сло­вар­ный состав, или лек­си­ку. Для изу­че­ния сло­ва в язы­ко­зна­нии суще­ству­ет спе­ци­аль­ная нау­ка — лексикология.

Лексическое значение — внутреннее содержание слова

Чтобы понять, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва, уста­но­вим, что сло­во явля­ет­ся цен­траль­ной зна­чи­мой еди­ни­цей язы­ка, кото­рая оформ­ля­ет­ся в виде зву­ков в речи и запи­сы­ва­ет­ся на бума­ге бук­ва­ми. У каж­до­го сло­ва име­ет­ся его внеш­няя зву­ко­вая обо­лоч­ка, изу­че­ни­ем кото­рой зани­ма­ет­ся фоне­ти­ка. Кроме зву­ко­во­го оформ­ле­ния, каж­дая лек­се­ма име­ет своё внут­рен­нее содер­жа­ние — это его смысл. Слово соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным поня­ти­ем, пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и т.д.

С ран­не­го дет­ства ребе­нок, овла­де­вая речью, зна­ко­мит­ся со сло­ва­ми и поня­ти­я­ми, обо­зна­чен­ны­ми ими, с помо­щью роди­те­лей. Так, напри­мер, сло­во «спич­ка» пона­ча­лу ниче­го для малы­ша не пред­став­ля­ет опас­но­го, пока он не узна­ет, что зажжен­ная спич­ка может обжечь его и быть при­чи­ной пожа­ра. Звуковая обо­лоч­ка сло­ва посте­пен­но соот­но­сит­ся с его смыс­лом, или лек­си­че­ским значением:

Спички — тон­кие, обыч­но дере­вян­ные палоч­ки, с голов­кой, покры­той вос­пла­ме­ня­ю­щим­ся веще­ством, слу­жа­щим для добы­ва­ния огня.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

У сло­ва, кро­ме внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки, име­ет­ся внут­рен­нее содер­жа­ние, кото­рое в лек­си­ко­ло­гии назы­ва­ет­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем слова.

Без лек­си­че­ско­го зна­че­ния труд­но было бы отли­чить одно сло­во от дру­го­го, и тогда речь, как пра­ви­ло, состо­я­щая из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем, поте­ря­ла бы свой смысл и свое пред­на­зна­че­ние быть, в первую оче­редь, сред­ством обще­ния меж­ду людь­ми. Лексическое зна­че­ние каж­до­го сло­ва помо­га­ет отли­чать одно сло­во от дру­го­го, например:

  • стол — это пред­мет мебе­ли в виде широ­кой гори­зон­таль­ной дос­ки на несколь­ких нож­ках, на кото­рый кла­дут или ста­вят что-либо;
  • стул — пред­мет мебе­ли на нож­ках со спин­кой, пред­на­зна­чен­ный для сиде­нья одно­го человека.

Лексическое зна­че­ние сло­ва трак­ту­ет­ся по-разному. Начальное поня­тие о лек­си­че­ском зна­че­нии сло­ва для млад­ших школь­ни­ков мож­но пред­ста­вить в виде сле­ду­ю­щей формулировки:

Например, каж­дый с дет­ства зна­ет и пред­став­ля­ет, что такое рука. Рука — это часть тела чело­ве­ка, его верх­няя конеч­ность, кото­рая име­ет паль­цы. С помо­щью рук чело­век может выпол­нять раз­лич­ную рабо­ту (шить, масте­рить, стро­ить), играть на музы­каль­ных инстру­мен­тах, писать, рисо­вать и т. д. Как видим, в лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва «рука», обо­зна­чен­но­го соче­та­ни­ем имен­но этих зву­ков речи, вхо­дят наи­бо­лее суще­ствен­ные при­зна­ки и свой­ства пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го этой лексемой.

Значит, лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва — это един­ство его зву­ко­во­го оформ­ле­ния и внут­рен­не­го смыс­ла, заклю­чен­но­го в нем. Тогда опре­де­ле­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го поня­тия пред­ста­вим в таком виде:

Грамматическое и лексическое значение слова

Не забу­дем еще об одном аспек­те сло­ва. У каж­дой лек­се­мы име­ет­ся грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние той части речи, к кото­рой оно принадлежит.

Например, неко­то­рые сло­ва обла­да­ют грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, назы­вая реа­лии дей­стви­тель­но­сти (шко­ла), лица (маль­чик), поня­тия (неж­ность, белиз­на), про­цес­сы (бег, ходь­ба) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Это грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти объ­еди­ня­ет эти сло­ва в один лексико-грамматический класс — имя существительное.

Рассмотрим соот­не­сен­ность лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния сло­ва «стол». Его лек­си­че­ское зна­че­ние уже определено.

Грамматическое зна­че­ние заклю­ча­ет­ся в его фор­ме, кото­рая опре­де­ля­ет­ся по окончанию.

(сидеть) у стол а — суще­стви­тель­ное, 2 скло­не­ния, муж­ско­го рода, в фор­ме род. п., ед. ч.

Однозначные и многозначные слова

Лексическое зна­че­ние слов фик­си­ру­ют и объ­яс­ня­ют спе­ци­аль­ные сло­ва­ри, кото­рые назы­ва­ют­ся тол­ко­вы­ми. Богатство лек­си­ки рус­ско­го язы­ка отоб­ра­жа­ет, напри­мер, «Словарь живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка» В. И. Даля, кото­рый вклю­ча­ет более 200 тысяч слов, «Толковый сло­варь рус­ско­го язы­ка» Д. Н. Ушакова — око­ло 90 тысяч слов. «Словарь совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка» в 17 томах состо­ит из 120 тыс. слов.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка есть сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют толь­ко один пред­мет, при­знак, дей­ствие, свой­ство и т. д.

Например, сло­вом «фио­ле­то­вый» обо­зна­ча­ет­ся один из цве­тов спектра.

Одним и тем же сло­вом могут назы­вать­ся раз­ные пред­ме­ты, при­зна­ки, действия.

Вот как опре­де­ля­ет мно­го­знач­ность сло­ва «зем­ля» ака­де­мик Д. С. Лихачев в пре­ди­сло­вии к кни­ге «Земля родная»:

Я назвал свою кни­гу «Земля род­ная». Слово «зем­ля» в рус­ском язы­ке име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Это и поч­ва, и стра­на, и народ (в послед­нем смыс­ле гово­рит­ся о Русской зем­ле в «Слове о пол­ку Игореве»), и весь зем­ной шар. В назва­нии моей кни­ги сло­во «зем­ля» может быть поня­то во всех этих смыслах.

Прямое и переносное значение слова

Прямое зна­че­ние — это лек­си­че­ское зна­че­ние в соб­ствен­ном смыс­ле, без допол­ни­тель­ных оттенков.

Переносное зна­че­ние — это вто­рич­ное, про­из­вод­ное, воз­ни­ка­ю­щее на осно­ве сход­ства пред­ме­тов по фор­ме, цве­ту, харак­те­ру, выпол­ня­е­мой функ­ции, ассо­ци­а­ции по смеж­но­сти. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные слова.

  • свет­лые воло­сы — свет­лая ком­на­та — свет­лый ум — свет­лое будущее;
  • холод­ный день — холод­ный при­ем — холод­ный взгляд.

Переносное зна­че­ние слов — это осно­ва появ­ле­ния худо­же­ствен­ных образ­ных средств речи:

Видеоурок

Как определить лексическое значение слова?

Чтобы определить лексическое значение слова в предложенном тексте, важно обратить внимание не просто на указанное слово, а еще и на то, с каким словом оно вступает «в отношения» (согласуется, управляет, примыкает), и сопоставьте его с примерами словосочетаний или предложений в вариантах ответов.

Образец выполнения задания

Образец текста

(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.

(4) ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

(по Я. Перельману)

Пример задания. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующего этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

  1. Соглашение между воющими сторонами о прекращении войны.
  2. Отдельная часть Вселенной; планета.
  3. Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие.
  4. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами.
  5. Тишина, покой, спокойствие.

Рассуждаем. Находим предложение (3), читаем: из окружающего нас мира. Значит имеется в виду планета. Получаем ответ.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/leksika/leksicheskoe-znachenie-slova.html

http://russkii-po-tablicam.ru/kak-opredelit-leksicheskoe-znachenie-slova/

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Чтобы определить лексическое значение слова в предложенном тексте, важно обратить внимание не просто на указанное слово, а еще и на то, с каким словом оно вступает «в отношения» (согласуется, управляет, примыкает), и сопоставьте его с примерами словосочетаний или предложений в вариантах ответов.

Образец выполнения задания

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Образец текста

(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.

(4)<…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

(по Я. Перельману)

Пример задания. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующего этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

  1. Соглашение между воющими сторонами о прекращении войны.
  2. Отдельная часть Вселенной; планета.
  3. Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие.
  4. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами.
  5. Тишина, покой, спокойствие.

Рассуждаем. Находим предложение (3), читаем: из окружающего нас мира. Значит имеется в виду планета. Получаем ответ.

Ответ: 2.

Основная значимая единица любого языка — слово. Совокупность всех слов составляет лексику языка. Раздел науки о языке по изучению словарного состава языка с точки зрения лексического значения слов, их употребления и происхождения называется лексикологией.

Слова в русском языке служат для обозначения предметов, признаков предметов, количества предметов, действий, признаков действий. То, что слово обозначает, является его лексическим значением.

Лексика

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

Слова в русском языке, в зависимости от лексического значения и в рамках школьной программы, можно разделить на группы:

  • общеупотребительные и необщеупотребительные слова;
  • однозначные и многозначные слова;
  • слова с прямым и переносным значением;
  • омонимы;
  • синонимы;
  • антонимы;
  • паронимы.

Слова в русском языке помимо лексического значения имеют грамматическое значение. Рассмотрим подробнее каждую группу и дадим определение с точки зрения лексического значения.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Слова, известные всем людям и употребляемые всеми, называются общеупотребительными. Лексические значения общеупотребительных слов понятны любому человеку.

Слова, известные ограниченному кругу людей, называются необщеупотребительными. К ним можно отнести диалектные слова, профессиональные, сленговые.

В школьной программе русского языка дают общее понимание и приводят примеры для следующих групп слов:

Выделяют и другие группы, изучение которых выходит за рамки школьной программы. На нашем сайте есть статья про интересные слова русского языка и подборки слов по разным тематикам.

Однозначные и многозначные слова

Одно и то же слов русского языка может называть разные предметы, признаки, действия. В таком случае слово имеет несколько лексических значений и называется многозначным.

Слово, которое обозначает один предмет, признак, действие и, соответственно, имеет только одно лексическое, называется однозначным. Многозначные слова встречаются во всех самостоятельных частях речи, кроме числительных.

Примеры многозначных слов: сковать цепь и сковать льдом пруд, лист дерева и лист бумаги, серебряный поднос и серебряный век.

Прямое и переносное значения слов

Слова в русском языке могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение слова служит для обозначения конкретного предмета, признака, действия или количества предмета. Переносное значение слова в дополнение к уже имеющемуся основному значению (прямому) обозначает новый предмет, признак, действие.

Например: золотые слитки (прямое значение) и золотые руки/слова/волосы (переносное значение). Переносное значение иногда называют косвенным, оно является одним из значений многозначного слова. В русском языке есть слова, переносное значение которых стало основным.

Например: нос человека (прямое значение) и нос лодки (переносное → прямое значение).

Омонимы

Слова русского языка одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Примеры омонимов: кран (подъёмный и водопроводный), среда (место обитания и день недели), бор (сосновый лес и химический элемент). Классификация, типы омонимов, а также примеры слов приведены в отдельной статье — омонимы.

Синонимы

Слова русского языка одной части речи, обозначающие одно и то же, но имеющие разные оттенки лексического значения и употребления в речи, называются синонимами. У многозначного слова синонимы могут относиться к разным лексическим значениям.

Примеры слов, являющихся синонимами: большой и крупный (прилагательные), строить и сооружать (глаголы), земля и территория (существительные), смело и храбро (наречия).

Хороший и понятный материал о синонимах и примеры различия их лексического значения даны на сайте словаря синонимов.

Антонимы

Слова русского языка одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.

Примеры слов, являющихся антонимами: война — мир (существительные), белый — чёрный (прилагательные), высоко — низко (наречия), бежать — стоять (глаголы). Материалы с примерами и объяснениями есть на сайте словаря антонимов.

Паронимы

Слова русского языка, близкие по написанию и звучанию, но имеющее разное смысловое значение, называются паронимами. Паронимы имеют морфологические деление, лексико-семантическое деление.

Примеры слов, являющихся паронимами: одеть — надеть (глаголы), невежа — невежда (существительные), экономический — экономичный (прилагательные). Определение, классификация и примеры даны в словаре паронимов.

Сравнение групп

Группа слов Написание и звучание слов Лексическое значение слов Примеры

Синонимы разное одинаковое или схожее маленький — крошечный, мелкий, крохотный
Антонимы разное противоположное маленький — большой
Паронимы схожее различное* абстрактность — абстракция
Омонимы одинаковое различное эфир (химические вещество) — эфир (трансляция)

Источник: https://wordsonline.ru/lexis/

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

Люди ежедневно общаются, обмениваются мыслями, переживаниями, опытом. Облекать свои мысли в речь им помогают слова – значимые части языка, называющие предметы, признаки, действия и состояния. Слова одного языка составляют его лексику, то есть словарный запас.

Каждое слово имеет форму и содержание. Форма слова – это его грамматическое значение. Содержание слова или то, что оно обозначает, называется лексическим значением.

Например, грамматическое значение слова лес – имя существительное мужского рода, стоит в единственном числе и именительном падеже. Лексическое значение этого же слова – пространство, заросшее деревьями.

Таким образом, лексическое значение – это соотнесённость того или иного слова с определённым понятием или явлением. Лексическое значение слова отражает представление человека о предмете, к которому относится слово.

Все слова, относящиеся к самостоятельным частям речи, обладают грамматическим и лексическим значением. Слова, принадлежащие к служебным частям речи, лексического значения не имеют. Лексические значения всех слов языка фиксируются в специальных словарях, которые называются толковыми.

Раздел науки о языке, который занимается изучением слов и их значений, называют лексикологией. В лексикологии слово рассматривается с точки зрения его смысла, происхождения и сферы употребления.

Однозначные и многозначные слова

В русском языке слова могут иметь одно или несколько значений. По этому признаку они делятся на однозначные и многозначные.

Например, слово «оранжевый» обозначает только цвет, а слово «зелёный» имеет кроме цвета ещё и несколько дополнительных значений: незрелый, юный и другие. Значение многозначного слова определить можно только в контексте.

Синонимы

Слова, частично или полностью совпадающие по значению, называются синонимами. Они относятся к одной и той же части речи, различаются стилистической окраской и оттенками значений.

Примеры синонимически рядов: идти – шагать – топать – тащиться, смелый – отважный – храбрый- бесстрашный.

Омонимы

Слова, полностью совпадающие по звучанию и написанию, но обозначающие совершенно разные предметы и явления, называются омонимами.

Пример: брак – союз женщины и мужчины и брак – испорченный в ходе производства товар.

Антонимы

Некоторые слова имеют противоположные друг другу значения. Они называются антонимами. Антонимы могут быть однокорневыми и разнокорневыми.

Примеры: опасный – безопасный, уехал – остался, толстый – худой, бесценный –дешёвый.

Фразеологизмы

Существуют устойчивые словосочетания, смысл которых не вытекает из значений составляющих их слов. Такие словосочетания называются фразеологизмами. Они используются для придания речи экспрессивности.

Примеры: у чёрта на куличках – далеко, кот наплакал – мало.

Заимствованные и исконно русские слова

Одним из способ пополнения лексического состава языка является заимствование слов из другого языка. Заимствуются как слова, обозначающие новые понятия и явления, так и слова, имеющие в родном языке лексический эквивалент. В случае затруднения с определением значений заимствованных слов используют специальные словари.

Примеры: прайс – цена, дайвинг – плавание под водой.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/23/

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

26 502

Что такое лексическое значение слова простым языком

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Вот и всё.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Нет.

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

  1. Курсы по подготовке к ВПР.
  2. Курсы по подготовке к ЕГЭ.
  3. Курсы по подготовке к ОГЭ.
  4. Общие курсы по русскому для детей и взрослых.

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

( 6 оценок, среднее 4.5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Лексический анализ слова. Примеры

На чтение 6 мин Просмотров 288
Обновлено 16 февраля, 2023

Исследованием значения и происхождения слов языка занимается наука лексикология. Выполнить анализ слова с точки зрения лексикологии – значит, провести его полный лексический разбор. Это достаточно сложная и объемная процедура, в ходе которой необходимо определить множество различных признаков исследуемой лексической единицы.

Лексический анализ слова – определение лексических признаков слова, подробная характеристика слова с указанием его значения, происхождения, наличия синонимов, антонимов, омонимов, определения сферы употребления.  

Содержание

  1. Общие сведения
  2. План лексического анализа слова
  3. Алгоритм лексического анализа слова
  4. Примеры лексического анализа слова

Общие сведения

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.

Лексическое значение слова – это его смысловое содержание, которое соотносит слово с каким либо предметом, действием или явлением.

Лексическое значение называют также индивидуальным значением.

Например, есть предмет «лестница» и есть слово лестница, обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова лестница следующее: «сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска».

Лексическое значение слова может быть прямым и переносным: железные гвозди – железное здоровье, синее море – море пшеницы, играет на гитаре, играет на нервах.

Лексический анализ слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

Следует особо отметить, что такой анализ направлен на лексическую единицу русского языка, с указанием таких особенностей, как:

  • однозначности или, наоборот, многозначности слова;
  • вида его лексического значения в конкретном случае;
  • синонимов;
  • происхождения слова;
  • антонимов;
  • принадлежности слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике;
  • фразеологических связей того или иного выражения.

План лексического анализа слова

  1. Лексическое значение слова в данном контексте.
  2. Количество значений (однозначное / многозначное).
  3. Тип лексического значения (прямое / переносное).
  4. Наличие у этого слова синонимов.
  5. Наличие у этого слова антонимов.
  6. Наличие у этого слова омонимов.
  7. Происхождение слова (исконно русское / заимствованное).
  8. Сфера употребления слова (общеупотребительные / необщеупотребительные).
  9. Время использования (устаревшие / активный запас / неологизмы).
  10.  В каких фразеологизмах употребляется.

Алгоритм лексического анализа слова

  1. Определить лексическое значение слова в данном контексте при помощи толкового словаря.
  2. Если выбранное выражение является многозначным, то необходимо указать его другие значения.
  3. Установить тип лексического значения в данном контексте (прямое или переносное).
  4. В том случае, если значение переносное, то следует охарактеризовать его вид.
  5. Построить синонимический ряд для слова в существующем значении, если это возможно.
  6. Подобрать антонимическую пару к выбранному слову.
  7. Подобрать омонимы или паронимы к выбранному слову, если они есть.
  8. Определить происхождение слова, является ли оно исконно русским или когда-то было заимствовано из другого языка.
  9. Установить принадлежность выбранного слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной.
  10.  Определить к какой лексике данное слово относится – пассивной или активной.
  11.  Указать фразеологизмы, в которые входит данное слово.

Примеры лексического анализа слова

У лимона превосходный аромат.

  1. Лимон – плод цитрусового вечнозелёного фруктового дерева, с ароматной твёрдой кожурой и кислой на вкус мякотью.
  2. Однозначное.
  3. Употреблено в прямом значении.
  4. Синонимов, антонимов и омонимов не имеется.
  5. Происхождение – заимствование из персидского или арабского языка.
  6. Общеупотребительное слово.
  7. Входит в состав активной лексики русского языка.
  8. Фразеологизмы: «выжатый лимон».

Каждый человек должен любить свою Родину.

  1. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
  2. Многозначное. Другие значения: «личность», «род приматов семейства Homo», «дворовой слуга во времена крепостного права», «официант во времена царской России».
  3. Употреблено в прямом значении.
  4. Синонимы: мужчина, лицо, личность, особа, персона, индивид, индивидуум, землянин, млекопитающее, фигура, субъект.
  5. Антонимы – нелюдь, животное, зверь, робот, бог.
  6. Происхождение – исконно русское слово.
  7. Общеупотребительное слово.
  8. Входит в состав активной лексики русского языка (в значении слуга и официант – устаревшее).
  9. Фразеологизмы: «большой человек», «белый человек», «деловой человек», «гнилой человек», «скользкий человек», «маленький человек», «не последний человек», «человек настроения», «человек с большой буквы», «человеку свойственно ошибаться» и др.

На поляне под ворохом сухих листьев затаился ёж.

  1. Ёж – небольшое животное с иглами на теле, лесной хищник.
  2. Многозначное. Другие значения: «оборонительное сооружение», «рыба», «щетка для мытья бутылок», «короткая мужская причёска».
  3. Употреблено в прямом значении.
  4. Синонимов, антонимов и омонимов не имеется.
  5. Происхождение – исконно русское слово.
  6. Общеупотребительное слово.
  7. Входит в состав активной лексики русского языка.
  8. Фразеологизмы: «ежу понятно», «ежовые рукавицы», «ежовая голова».

На смену жаркому лету пришла золотая осень.

  1. В данном контексте словосочетание «золотая» имеет значение «подобная цвету золота», потому что «золотая осень – это осенняя пора, когда вся листва и растительность окрашиваются в желтый, золотистый цвет».
  2. Многозначное. Другие значения слова «золотая»: сделанный из золота, шитый золотом, исчисляемый по курсу золота, прекрасный, очень хороший, любимый, дорогой (в обращении к кому-либо), минералогические и ботанические названия.
  3. Употреблено в переносном значении.
  4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» — метафора.
  5. Синонимы: жёлтая, дорогая, ценная, драгоценная, красивая, чудесная, замечательная, сказочная, восхитительная.
  6. Непрямые антонимы: дешевая, грязная, никчемная, скверная, плохая. 
  7. Происхождение – исконно русское слово.
  8. Общеупотребительное слово.
  9. Входит в состав активной лексики русского языка.
  10.  Фразеологизмы: «золотая клетка», «золотое правило», «золотые руки», «золотой характер», «золотой век», «золотое дно», «золотая молодежь», «золотые слова», «молчанье – золото», «вытащить золотой билет» и др.

Старушка по доброте душевной пригрела эту собачку.

  1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Это душевное качество выражается в заботливом и нежном отношении к кому-либо.
  2. Другое значение: добро – имущество, вещи (разг.)
  3. Употреблено в прямом значении.
  4. Синонимы: благодушие, добросердечие, добродушие, душевность, мягкосердечие, отзывчивость, человеколюбие, благодать.
  5. Антонимы: зло, ненависть, жестокость, злоба, неприязнь, бесчеловечность.
  6. Происхождение – исконно русское.
  7. Общеупотребительное слово.
  8. Входит в состав активной лексики русского языка.
  9. Фразеологизмы: «по доброте душевной», «доброе сердце», «добрый малый», «слепая доброта», «в добрый час», «до добра не доводит», «добрейшей души человек», «добром не кончится», «от добра добра не ищут», «спасибо на добром слове», «по доброй воле», «поминать добрым словом» и др.

Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа — это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора

( Пока оценок нет )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить рефлексивный отчет
  • Как найти течь в емкости
  • Как составить схему предложения во втором классе по русскому языку
  • Решение суда архив как найти
  • Скайрим как найти жертву для боэтии