Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки
Как найти личное местоимение глагола. Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки She is the most trustworthy friend of mine.
Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки
Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.
Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».
Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.
Разряды местоимений по значению
Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.
Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.
Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.
Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.
Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.
Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.
Для запоминания
Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».
Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.
Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».
Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?
Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».
А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».
Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!
Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.
Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:
- Кто там? – вопрос.
- Я знаю, кто там – связь двух простых.
- Какой цвет вам нравится? – вопрос.
- Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.
Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.
Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.
На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».
Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.
Разряды по грамматическим признакам
Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.
Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.
Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.
К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.
Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.
Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.
Постоянные морфологические признаки местоимений
Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…
Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».
Непостоянные признаки
Их три: род, число, падеж.
Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).
Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).
Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.
Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.
Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.
Зачем нужны местоимения
Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».
Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»
Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».
Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».
Личные местоимения и глагол to be на английском для детей
Например, в предложении «Я учу английский язык» объект – «я» , действие – «учу» . В английском будет точно так же: I learn English . Что может быть проще?
Но как в таком случае быть с предложениями, где действие не предусмотрено: «Мне 7 лет» , «Она учитель» , «Они студенты»?
Всё также очень просто — подставьте туда специальный английский глагол to be в одной из его форм — am, is или are!
to be | быть, являться |
I am 7 years old | Мне 7 лет (Дословно «Я являюсь семилетним» — но так мы, конечно, не будем переводить 😂) |
She is a teacher | Она — учитель (Дословно «Она есть учитель») |
They are students | Они — студенты (Дословно «Они являются студентами») |
am, is и are — формы глагола to be (быть) , каждая из которых соответствует своему набору местоимений
За свои магические свойства в виде наличия целых трех форм, глагол to be получил название «глагол–связка». Его необязательно переводить, но важно использовать, когда действие не очевидно.
Без него разрушится всё предложение! Англичане просто не поймут вас, а предложение превратится в перечисление объектов:
I am a teacher | Я — учитель |
I, a teacher | Я, учитель (без глагола–связки получится, что вы перечислили объекты в предложении, а именно себя и еще какого-то учителя 🙂) |
Инфинитив, частица “to”
Раз уж мы говорим об глаголе to be и его формах am–is–are, то не будет лишним упомянуть об частице “to”
Частица to — служебная часть речи. Она не переводится и используется только вместе с неопределённой формой глагола или по-другому инфинитивом, то есть глаголом, отвечающим на вопросы «что делать? что сделать?»
Это форма инфинитива так как глагол отвечает на вопрос «что делать» — поэтому мы употребляем его с частицей to
Здесь глагол отвечает на другой вопрос — «что делаю? что делаешь» и соотвественно не является инфинитивом, а значит употребляется без частицы to
Местоимения
Чтобы ребенок мог легко строить простые предложения на английском, ему достаточно знать местоимения и формы глагола to be. Тогда уже можно довольно содержательно поговорить по-английски 🙂
Если дети не знакомы с местоимениями на английском, настала пора их выучить!
I | я |
you | ты |
he | он |
she | она |
it | оно |
we | мы |
they | они |
А теперь простые предложения с местоимениями и формами глагола to be:
I am a boy | Я мальчик | |
I am a girl | Я девушка | |
You are a teacher | Ты учитель | |
He is a doctor | Он доктор | |
She is a doctor | Она врач | |
It is black | Оно черное | |
We are students | Мы студенты | |
They are students | Они студенты |
Ты / Вы — you
В английском языке нет различия между «ты», вежливым «Вы» и множественным «вы». Для каждого из этих случаем англичане используют you !
You — любой наш собеседник, это местоимение может обозначать и множественное, и единственное число
Использование английских местоимений
В английском языке местоимения he (он) и she (она) относят только к людям, в отношении предметов и животных в английском употребляется it
Животные тоже бывают мужского и женского пола, но к ним всегда применяют местоимение it — оно . Кот Матроскин наверняка бы обиделся на англичан, но ничего не поделаешь — такие правила.
Почему же так вышло? Не всегда можно определить кто перед тобой: кот или кошка. Чтобы избежать неловкостей, осторожные англичане решили не рисковать.
Фактически животные относят к неодушевленным предметам. Мы используем для них одно местоимение — it. Зато с образованием множественного числа проблем нет: it (оно) всегда меняем на they (они) .
А теперь попробуйте определить, кто перед вами!
Чтобы легче с детьми выучить местоимения, рекомендуем посмотреть видео:
Формы am – is – are
Как вы уже увидели из примеров, форма глагола to be определяется подходящим местоимением — вы быстро запомните эти связки!
Если в предложении нет непосредственно местоимения, то формы глагола–связки определяется подходящим для объекта местоимением, то есть мы говорим “ John is clever ” — Джон умный , так как объект John соответствует местоимению he — он , которому в свою очередь соответсвует формы is.
Тренировка am – is – are
I am clever | Я умный |
He is clever | Он умный |
Kate is clever | Кейт умна |
We are clever | Мы умные |
My friends are clever | Мои друзья умные |
It is black | Оно черное |
My cat is black | Мой кот черный |
Сокращенные формы глагола TO BE
Из-за частоты использования глагола-связки вместе с местоимениями, в английском сформировались сокращенные записи этих конструкций:
I am I’m
he is he’s
she is she’s
it is it’s
you are you’re
we are we’re
they are they’re
Просто запомните это и не теряйтесь, если где-то встретите 😉
Вопросительные предложения с глаголом TO BE
В повествовательных английских предложениях существительное всегда бежит впереди всех. Но иногда нашему приятелю to be надоедает отставать, и он прыгает в начало предложения. Что же происходит тогда? Всё встает с ног на голову, и предложение приобретает совершенно другой смысл! Теперь это вопрос!
He is from London — Is he from London? | Он из Лондона — Он из Лондона? |
This car is green — Is this car green? | Эта машина зеленая — Эта машина зеленая? |
They are right — Are they right? | Они правы — Они правы? |
Будьте внимательны! Такой фокус работает только с глаголом to be, вопросительные предложения с другими глаголами строятся по-другому — до этого мы дойдем позже.
Давайте повеселимся! Попросите детей потренироваться в употреблении английских вопросах и подставить to be в разные места предложений.
Спросите у малышей о предметах и их цветах или членах семьи. Намеренно перепутайте некоторые названия, чтобы они могли вас поправить. Им точно это понравится
Если Земля стоит на трех китах, то английская речь — на трех видах предложений. Вы уже освоили два из них: повествовательное и вопросительное. Пора приступить к отрицанию!
Отрицательные предложения с TO BE
Иногда мы бываем неправы. Перепутать один предмет с другим так просто! Как же поправить другого человека? Для этого и придумали отрицательные предложения!
В английском языке они строятся очень просто. Такими предложениями руководит частица-генерал: not — «не» .
Частица not всегда стоит после личной формы глагола to be.
- I am not
- He / She / It is not
- They / We / You are not
Старая бабушка Клара потеряла свои очки и теперь путает предметы. Помогите ей понять, что перед ней, а заодно обратите внимание на сокращенную форму записи is not — isn’t :
It isn’t a dog, it’s a cat ! | Это не собака, это кошка! |
It isn’t a flower, it’s a tree | Это не цветок, это дерево |
It isn’t a house, it’s a car ! | Это не дом, это машина! |
В отрицательных предложениях с глаголом to be также есть сокращенные формы: isn’t и aren’t, а вот у формы am not такого сокращения нет
Запомнить эти правила поможет веселая песенка. Вы уже знаете все слова, не стесняйтесь подпевать:
Так много информации! И лучший способ закрепить новые знания в английском — тренировка. Чем активнее дети погружаются в языковую среду, тем легче и интереснее проходит обучение, поэтому ищите и смотрите интересные видео, играйте с карточками, учите наши курсы и слова, возвращайтесь к ним периодически для повторения, записывайте в свои тетради — выбирайте наиболее интересные вам занятия и продолжайте учить английский! 🚀
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mestoimenie-chto-takoe
https://upupenglish.ru/lichnye-mestoimeniya-i-glagol-to-be/
Лицо глагола — это характерный грамматический признак, который выражает, кто совершает действие. Различают 1, 2 и 3 лицо у глаголов в форме настоящего и будущего времени.
Рассмотрим, что такое лицо глагола в системе этой самостоятельной части речи.
У глагола имеется ряд грамматических признаков (вид, переходность, наклонение, время и пр.), которые кардинально отличают его от существительных, прилагательных, местоимений и т. д. Категория лица является словоизменительным признаком, который можно указать у глаголов только в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и в формах повелительного наклонения.
Источник изображения: igroland59.ru
В морфологии русского языка различают 1, 2 и 3 лицо глагола. Грамматические формы лица с помощью характерных окончаний показывают, кто именно совершает или будет совершать действие. Рассмотрим более подробно категорию лица глаголов.
1 лицо глагола
Форма 1 лица глагола обозначает, что действие совершает или будет совершать сам говорящий самостоятельно или вместе с другими участниками действия. Формы 1 лица единственного и множественного числа соотносятся с местоимениями «я» и «мы» и отвечают на вопросы:
- я что делаю? что сделаю?
- мы что делаем? что сделаем?
Я (что делаю?) смотрю фильм. Мы (что делаем?) смотрим фильм.
Глаголы в форме 1 лица имеют характерные личные окончания:
- ед. ч. -у/-ю
- мн. ч. —ем (I спр.), -им (II спр.)
Понаблюдаем, как образуются формы 1 лица настоящего и будущего времени глагола несовершенного вида «говорить» и глагола совершенного вида «привести»:
- я говорю, буду говорить — мы говорим, будем говорить;
- я приведу — мы приведём.
2 лицо глагола
Форма 2 лица глагола обозначает, что действие совершает собеседник говорящего. Грамматические формы 2 лица соотносятся с местоимениями «ты» и «вы» и отвечают на вопросы:
- ты что делаешь? что сделаешь?
- вы что делаете? что сделаете?
Ты (что сделаешь?) польёшь огород. Вы (что сделаете?) польёте огород.
Глаголы в форме 2 лица имеют личные окончания, написание которых с буквой «е» или «и» зависит от принадлежности глагола к первому или второму спряжению:
- ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь (II спр.)
- мн. ч. -ете (I спр.), -ите (II спр.)
Посмотрим, как образуются формы 2 лица настоящего и будущего времени:
- ты говоришь, будешь говорить — вы говорите, будете говорить;
- ты приведешь — вы приведёте.
Формы 2 лица единственного и множественного числа имеют глаголы в повелительном наклонении, которые отвечают на вопросы:
- ты что делай? сделай?
- вы что делайте? сделайте?
Формы 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса:
- ты (что делай?) говори, (что сделай?) приведи;
- ты (что делай?) сядь , (что сделай?) набрось .
Формы 2 лица множественного числа повелительного наклонения имеют постфикс -те:
- вы (что делайте?) говорите;
- вы (что сделайте?) приведите.
3 лицо глагола
Форма 3 лица глагола показывает, что действие принадлежит тому, о ком или о чём ведется речь. Формы 3 лица единственного и множественного числа соотносятся с местоимениями «он», «она», «оно», «они» и отвечают на вопросы:
- он, она, оно что делает? что сделает?
- они что делают? что сделают?
Он (что делает?) пилит бревно. Они (что делают?) пилят бревно.
Глаголы в форме 3 лица имеют характерные личные окончания:
- ед. ч. -ет (I спр.), -ит (II спр.)
- мн. ч. -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.).
Образуем формы 3 лица глаголов настоящего и будущего времени:
- он, она, оно говорит, будет говорить — они говорят, будут говорить;
- он, она, оно приведет — они приведут.
Таблица
I спряжение | II спряжение | |||
---|---|---|---|---|
Единственное число |
||||
1 л. | я | что делаю? | пою | лежу |
2 л. | ты | что делаешь? | поешь | лежишь |
3 л. | он (она) | что делает? | поет | лежит |
Множественное число |
||||
1 л. | мы | что делаем? | поем | лежим |
2 л. | вы | что делаете? | поете | лежите |
3 л. | они | что делают? | поют | лежат |
Как определить лицо глагола?
Используя рассуждения, приведенные нами, можно легко определить лицо глагола. Но все же укажем алгоритм, как пошагово выяснить, какое лицо имеет грамматическая форма глагола.
- 1 шаг — задать вопрос к глаголу (что делаю? что делаешь? что делает? и пр.);
- 2 шаг — выделить личное окончание глагола;
- 3 шаг — определить значение, кто выполняет действие (соотнести глагол с личным местоимением);
- 4 шаг — сделать вывод, какое лицо имеет форма глагола.
Образец рассуждений
Кто поможет мне?
Глагол «поможет» отвечает на вопрос что сделает? Это слово имеет личное окончание -ет . Глагол обозначает, что действие выполняет тот, о ком говорится в тексте. Его можно соотнести с местоимением «он» (он поможет). Значит, этот глагол имеет форму 3 лица единственного числа.
Близко локоть, да не укусишь.
Глагол «укусишь» отвечает на вопрос что сделаешь? Он имеет личное окончание -ишь и обозначает, что действие принадлежит собеседнику. Форму глагола соотнесем с местоимением «ты» (ты укусишь). Значит, это глагол находится в форме 2 лица единственного числа.
Внимание!
Не все глаголы имеют категорию лица. Лицо не определяют у безличных глаголов (смеркается, рассветает), у неопределенной формы глаголы (гулять, искать) и у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного наклонения (смотрел, смотрела, смотрело) и условного наклонения, которые имеют категорию рода.
Категория лица и спряжение
Категория лица тесно связана со спряжением глаголов.
В русской грамматике изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
Значение лица глаголов выражается с помощью личных окончаний. Система окончаний 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа соотносится с первым или вторым спряжением глагола.
Глаголы I спряжения имеют в формах 1, 2 и 3 лица окончания, в большинстве которых пишется буква «е»:
- 1 лицо я играю — мы игра́ем
- 2 лицо ты игра́ешь — вы игра́ете
- 3 лицо он игра́ет — они игра́ют.
В формах 1, 2, 3 лица глаголы II спряжения имеют окончания, в которых пишется буква «и». Изменим по лицам и числам глагол «верить»:
- 1 лицо я ве́рю — мы ве́рим
- 2 лицо ты ве́ришь — вы ве́рите
- 3 лицо он ве́рит — они ве́рят.
Вывод
Видеоурок «Лицо и число глагола»
Тест
Личные местоимения
-
Ли́чные местоиме́ния — местоимения, которые указывают на предмет, но не называют его.
В группу личных местоимений входят такие слова как: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Местоимения 1-го и 2-го лица (ед. или мн. числа) могут указывать на определённые лица, например, на собеседника (я, ты, вы, мы).
Местоимения 3-го лица (ед. или мн. числа) указывают на тех или того, кто не участвует в диалоге, или на предмет (он, она, оно, они).
Личные местоимения могут употребляться с предлогами: у него, к нему, за ним, за ними, с ними, с ним, благодаря ему, ей, им.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Число́ (в грамматике) — грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета.
Указа́тельные местоиме́ния или демонстрати́вы (лат. pronomina demonstrativa) — местоимения, указывающие на то, какой объект имеет в виду говорящий, а также на расположение объекта относительно говорящего (либо адресата). Во многих языках мира указательные местоимения выполняют не только дейктическую, но и анафорическую функцию.
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. Падеж является одним из средств выражения синтаксической зависимости имени, выражаемым при подчиненном имени (ср. с маркерами изафета — показателями…
Местоиме́ние (лат. pronomen) — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное и глагол.
Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол.
Упоминания в литературе
Вместо личного местоимения il может употребляться неопределенно-личное местоимение on: on frappe (стучат), on sonne (звонят). В отличие от русского глагола, французский глагол стоит после on в единственном числе. В разговорной речи on может заменять любые лица, особенно 1-е лицо множественного числа nous.
То, что местоимение «man» разделяет ряд свойств с дейктическими личными местоимениями, отмечается и авторами труда «Grundzüge einer deutschen Grammatik». Говорящий обычно обозначается местоимением «ich», однако возможно использование в данной функции и местоимения «man». В этом случае местоимение «man» является адекватным средством обозначения говорящего лица, оно не является заместителем [Grundzüge einer deutschen Grammatik, 1981, с. 651].
Таковы, например, вопросы об отношении к КОН существительных, обозначающих существа микромира, или существительных (преимущественно имен собственных), являющихся названиями машин, самодвижущихся устройств и особенно речных и морских судов; об употреблении одушевленных существительных в счетных оборотах с числительными два, три, четыре, в оборотах с приложениями и перифразами различных типов и др.; об употреблении некоторых местоимений и местоименных фразеологизмов при замене одушевленных и неодушевленных существительных в определенных синтаксических конструкциях; о выборе падежной формы обособленных определений, относящихся к личным местоимениям, и др.[21]
2) на морфологическом уровне – а) использование причастных и деепричастных оборотов; б) использование возвратных глаголов, в) использование указательных местоимений, личных местоимений 3-го лица, отсутствие местоимений 1-го лица; г) использование составной формы будущего времени глагола; д) употребление составных форм степеней сравнений прилагательных; е) нанизывание формы Р.п. в цепочке существительных.
Рассмотрим формы глагола to be и основные личные местоимения. В настоящем времени у глагола to be три формы: AM, IS, ARE.
Связанные понятия (продолжение)
Род в грамматике — категория, представляющая распределение слов и форм по классам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсутствием. Вместе с именными классами категория рода образует разновидность согласовательных классов. Род характеризует различные части речи, являясь для них словоизменительной категорией. Исключение составляют существительные, для которых род — классифицирующая категория, и местоимения 3-го лица единственного числа, для которых род — анафорическая категория.
Лицо́ — грамматическая категория, выражающая отношения участников описываемой ситуации и участников речевого акта (говорящего и слушающего). Р. О. Якобсон отнёс лицо к так называемым шифтерным категориям, то есть таким, значение которых зависит не только от описываемой ситуации, но и от ситуации говорения. Действительно, значение первого лица единственного числа — участник, совпадающий с говорящим; соответственно, в ходе общения референт первого лица будет постоянно меняться.
Дееприча́стие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола (спорно) в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).
Имя существи́тельное (или просто существительное) — самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого. Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо или явление и отвечающая на вопросы «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также…
Еди́нственное число́ (часто используется сокращение ед. ч.) — грамматическое число, используемое для обозначения одного предмета. Грамматическая категория числа (как и прочие грамматические категории) вырабатывалась постепенно, путём так называемой конгруэнции (согласования). Поэтому и категория единственного числа не есть нечто незыблемое, и форма единственного числа не обусловливает ещё собой значения одного предмета. Этим объясняется, что и во флективных языках множественное число не всегда необходимо…
Знамена́тельные слова́ (также самостоятельные слова, полнозначные слова) — лексически самостоятельные части речи, которые характеризуются номинативным значением, то есть называют предметы, признаки, свойства, действия и т. д., и способны функционировать в качестве членов предложения. К знаменательным словам относят имя существительное, глагол, имя прилагательное и наречие, различающиеся между собой по синтаксическим, морфологическим и семантическим свойствам. Традиционно в эту категорию включают…
Спряже́ние — изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.
Граммати́ческая катего́рия — замкнутая система взаимоисключающих и противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ (или небольшого набора высокочастотных словоформ с абстрактным типом значения) на непересекающиеся классы, различие между которыми существенно сказывается на степени грамматической правильности текста.
Наре́чие (ка́лькой с лат. adverbium) — неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Послело́г — служебная часть речи, выражающая синтаксические отношения между именем существительным, местоимением, числительным и словами других частей речи, а также между существительными. От предлога отличается положением относительно слова, к которому относится: если предлоги стоят перед этим словом, то послелоги ставятся после него.
Перехо́дный глаго́л (лат. verbum transitivum) — глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу.
Энкли́тика (от др.-греч. ἐγκλιτικός из др.-греч. ἐγκλίνω — «склоняюсь») — разновидность клитики: безударное слово, стоящее после опорного и примыкающее к этому слову в отношении просодии.
Супплетиви́зм — образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто — от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой или супплетивом.
Предло́г — служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов…
Мно́жественное число́ (часто используется сокращение мн. ч.) — грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).
Геру́ндий (лат. gerundium, от лат. gero — «нести») — одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола.
Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.
Словоизмене́ние — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.
Одушевлённость — семантический категориальный признак имени, базирующийся на наивном знании о классификации существительных и местоимений по типу референта: от безусловно «живых» (человек, собака, комар) до полностью «неодушевлённых» (камень, стол, бесконечность) с некоторым количеством промежуточных случаев (тополь, класс, подберёзовик). Существует гипотеза, что противопоставление одушевленных и неодушевленных сущностей представляет собой универсальную иерархическую шкалу, в рамках которой люди…
Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения.
Инфинити́в (лат. infinitivus (modus) — неопределённый) — неопределённая форма глагола, одна из нефинитных (безличных) форм глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого. Например: рисовал — хочет рисовать, смотрит — любит смотреть.
Дво́йственное число́ (лат. dualis) — форма склонения и спряжения, употребляется для обозначения двух предметов, или парных по природе (части тела и т. д.) или по обычаю.
Кла́уза (англ. clause; в русистике также элемента́рное предложе́ние, предика́ция:256) — в синтаксисе: составляющая, вершиной которой является глагол либо, в случае отсутствия глагола, связка или элемент, играющий её роль:256. Будучи соединены сочинительной или подчинительной связью, клаузы составляют сложное предложение; соединение клауз, выражаемое лишь их соположением и интонацией (без участия союзов) называется бессоюзной связью:264.
Па́циенс (от лат. patiens — «принимающий, терпящий» действие) — в языкознании понятие объекта действия. На жаргоне студентов-филологов это слово часто зовется жертвой. Противопоставляется агенсу как субъекту, источнику действия.
Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — словоизменительная парадигма — в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.
Граммати́ческая фо́рма — языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом…
Склоне́ние (от лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) — словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, числительных). Обычно под термином «склонение» подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа, рода и падежа.
Супи́н — индоевропейская форма отглагольного имени (в винительном падеже; она была и в праславянском, сейчас есть в лужицких и словенском языках, реликтово — в чешском, из романских языков сохранилась только в румынском языке). Супин означает цель, употребляется обычно при глаголе движения.
Согласова́ние — одна из трёх основных разновидностей подчинительной синтаксической связи (наряду с управлением и примыканием). Заключается в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноимённых грамматических категориях (в роде, числе, падеже, лице), при котором изменение господствующего слова влечёт соответствующее изменение зависимого: рус. зелёное (единственное число, средний род, именительный падеж) дерево, зелёного (единственное число, родительный падеж) дерева, зелёных (множественное…
Номинативный строй — одна из основных типологических стратегий кодирования актантов. Языки номинативного строя используют исключительно или преимущественно номинативную конструкцию, в противоположность языкам эргативного строя, использующим эргативную конструкцию предложения, а также языкам активного строя (где агентивное и неагентивное подлежащее, а также дополнение кодируются тремя разными способами).
Кли́тика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоимённые формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.
А́генс (от лат. agens — действующий) — семантическая категория, одна из главных семантических ролей в языке. В высказывании агенсом является активный участник ситуации, производящий действие или осуществляющий контроль над ситуацией. В предложении «Мяч был брошен игроком» агенс — игрок. Синтаксически в русском языке для обозначения агенса чаще всего используется либо именительный, либо творительный падеж.
Подлежа́щее (калька лат. subjectum, греч. τὸ ὑποκείμενον) в синтаксисе -обозначает предмет, объект которого выражается сказуемым субъектом. При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой.
Вид, или аспе́кт, — грамматическая категория, выражающая то, как говорящий осмысливает протекание действия во времени (например, видит он действие как продолженное, одномоментное, постоянное и проч.). С точки зрения морфологии вид может быть как словоизменительной (как часто считается для русского и других славянских языков), так и словоклассифицирующей категорией. Во многих языках вид не имеет самостоятельного выражения: вместо этого определённые видовые значения связаны с разными временными формами…
Эргати́в, эргати́вный паде́ж (от др.-греч. ἐργασία — действие; «действенный падеж») — падеж в некоторых языках (особенно в языках с эргативным строем), указывающий на источник направленного действия. Кодирует агенс (субъект действия в высказывании) при переходном глаголе. При этом пациенс (объект действия) ставится в абсолютиве (основном падеже). Так, например, во фразе «солнце освещает рощу» в таких языках слово «солнце» будет стоять в эргативном падеже, так как это — субъект, действующий на лес…
Вспомогательный глагол — это глагол, функцией которого является передача дополнительной грамматической и семантической информации в сочетании со смысловым глаголом. При этом вспомогательный глагол полностью или частично утрачивает своё основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы участвуют в образовании различных видо-временных и залоговых форм. Обычно вспомогательные глаголы не образуют отдельного класса, а представляют собой обычные глаголы, употреблённые не в основном значении. В индоевропейских…
Грамме́ма (англ. grammeme) — грамматическое значение, понимаемое как один из элементов грамматической категории; различные граммемы одной категории исключают друг друга и не могут быть выражены вместе. Так, в русском языке единственное и множественное число — граммемы категории числа; обязательно должно быть выражено то или другое значение, но не одновременно оба. Также граммемой может называться грамматический показатель — план выражения грамматического значения (в этом же значении употребляется…
Комитати́в — один из косвенных падежей, выражающий совместность («с …», «вместе с …»). Распространён во многих агглютинирующих языках, в том числе в финно-угорских, нило-сахарских и др. Из индоевропейских языков есть, например, в осетинском. В русском языке отождествляется комитативное значение выражается творительным падежом: гулял (вместе с кем?) с другом.
Наклоне́ние — грамматическая категория глагола, выражающая его модальность (действительность, желательность, долженствование). Соответственно различают следующие наклонения…
Зало́г — глагольная категория, которая выражает отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится) с основными именными частями предложения — подлежащим и прямым дополнением (т. н. диатезу).
А́ффикс (также формант или форматив) — морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский -ness и pre-) и флексионными (как -s и -ed). Аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness, unlikely). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.
Настоящее время, презенс, н.в. (лат. praesens) — граммема грамматической категории времени, означает, что развёртывание ситуации включает момент речи. Ср. рус. девочка поёт, лат. puella cantat — действие в момент высказывания; рус. победа любит заботу, лат. amat victoria curam — постоянно верное, неизменное положение дел.
Аффикса́ция — способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.
Упоминания в литературе (продолжение)
К многочленным незамкнутым устойчивым фразам, также дополняемым названиями субъекта (чаще в форме личного местоимения в косвенных падежах с предлогом или без предлога), относятся, например, такие:
Он выделяет следующий набор партикул, из которых в дальнейшем возникают «demonstratives, personal pronouns, possessive suffixes, and subject agreement markers in verbs» [Shileds 1992: 24] [демонстративы, личные местоимения, притяжательные суффиксы и показатели субъектного согласования у глаголов]: *i; *e/o; *yo; *a; *u; *k; *(e/o)s; *(e/o)m/n; *(e/o)l; *(e/o)t; *(e/o)th. То есть 11 элементов.
Гипотеза Франца Боппа об образовании глагольных флексий из личных местоимений служит прекрасной иллюстрацией того, как отдельные лексемы в составе конструкции становятся связанными, сливаясь в одно фонетическое слово и в дальнейшем – в одну лексему. Открытие Ф. Боппа объясняет не только доисторические явления праиндоевропейского языка – анализ совместной встречаемости словоформ является ключевым для понимания того, как образуются новые единицы.
К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Низкая употребительность личных местоимений объясняется также и тем, что в официально-деловом стиле не используется местоименная субституция. Например:
Гендерно-нейтральное местоимение – это местоимение, которое не ассоциирует в речи грамматический род с полом человека или к. – л. живого существа. В английском языке до недавнего времени, а именно до 70-х, 80-х гг прошлого столетия, гендерно-нейтральные личные местоимения третьего лица не употреблялись. Mестоимения he, his, him использовались по отношению к человеку, чей пол нам неизвестен, как в следующем предложении: «If someone calls for me from the doctor’s office, tell him that I need to reschedule». Вплоть до конца двадцатого века использование «him» в последнем примере соответствовало нормам языка и не истолкововалось как некая провокация. В настоящее время политкорректным в этом случае является использование сингулярного them (косв. от «they»): «If someone calls for me from the doctor’s office, tell them that I need to reschedule» [20].
Все нормативные акты обезличены законодателем и несут в себе неиндивидуальный характер стиля законодательных положений. Так, в лексическом отношении безличность стиля влечет за собой полный отказ от употребления личных местоимений и личных форм глаголов повелительного наклонения и др. Напротив, в актах правоприменения в значении повелительных действий используются инфинитивные конструкции, такие, как «обязать, поручить, возложить, обеспечить, разработать» и т. д. Обычно они однородны и похожи один на другой (правда, есть стилевые особенности у актов текущего правотворчества и кодификационных актов). Имеет значение и такая черта законодательства, как оперирование заранее установленными языковыми средствами, унифицированность и стереотипность форм выражения воли законодателя. Это порождает формализацию, когда для выражения одной и той же мысли используется один и тот же ряд слов или приемов, применяемых в определенной последовательности[84]. То есть в тексте закона применяются стандартные термины, стереотипные фразы и выражения, устоявшиеся стабильные языковые конструкции. Соответственно для норм, регулирующих близкие отношения, так в Особенной части УК надо применять одинаковые грамматические и синтаксические обороты и конструкции.
Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.
Что такое лицо глагола
Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.
Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.
Умение определять этот признак необходимо для проведения морфологического разбора, в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.
А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.
Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.
Свойственна она следующим формам:
- повелительное наклонение,
- изъявительное наклонение будущего времени,
- изъявительное наклонение настоящего времени.
Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.
Это интересно! Что такое деепричастие как часть речи
Таблица лиц глагола в русском языке
У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.
Разобраться в этих значениях поможет таблица:
Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е л. | Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):
я найду клад, я читаю роман. |
Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:
мы дышим воздухом, мы читаем роман. |
2-е л. | Соотнесенность названного действия к собеседнику:
ты найдешь клад, ты купишь конфет. |
Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:
вы рассказываете, вы купите пирожных. |
3-е л. | Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:
он найдет клад, она идет в школу. |
Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:
они идут в театр, они получат приз. |
Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).
Как узнать лицо?
Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.
Данный признак можно определить по вопросу:
- Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.,
- Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа,
- Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).
Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:
- 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим),
- 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите),
- 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).
Формальные признаки – личные окончания слов:
Ед. ч. | Мн. ч. | |
1 л. |
|
|
2 л. |
|
|
3 л. |
|
|
Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.
- Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – неопределенной форме.
- Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.
Подобная грамматическая категория у глагола прошедшего времени отсутствует. Определить ее у такого слова возможно только в контексте, но, как правило, эта информация не несет никакой ценности.
Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.
Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.
Это интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие
Алгоритм определения лица
Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным алгоритмом.
Последовательность действий будет следующей:
- Выписать слово для выполнения задания.
- Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
- Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
- Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
- Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.
Определение лица возвратного глагола
Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.
Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.
Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:
- Выписать его вместе с примыкающим к нему местоимением или существительным.
- Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.
Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.), прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».
Полезное видео: Лицо и числа глаголов
Вывод
Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.
Разряд личных местоимений – самый узнаваемый и не особенно сложный. Однако не стоит рассчитывать на быстрое и лёгкое знакомство: эта тема всё равно требует погружения и вдумчивого изучения.
Оглавление
- 1 Определение, лица, грамматические признаки
- 1.1 Первое лицо личных местоимений
- 1.2 Местоимения второго лица
- 1.2.1 Местоимение Вы: особенности употребления
- 1.3 Третье лицо личных местоимений
- 2 Склонение личных местоимений
- 3 Синтаксическая роль в предложениях
- 4 Морфологический разбор местоимения
- 4.1 Пример разбора
- 5 Мониторинг полученных знаний.
Определение, лица, грамматические признаки
Личные местоимения – это группа слов, заменяющие определённый предмет или кого-то одушевлённого. Они не называют сам объект, а только указывают на него.
Предложения с личными местоимениями не получится понять полностью, если не знать контекста: без него «мы», «она» и другие так и останутся неясными.
Грамматические признаки у слов рассматриваемого разряда зависят от лица: первого, второго или третьего. Поэтому и именуются местоимениями личными:
- имеют соответствующую характеристику;
- отсылают к какому-либо лицу.
Первое лицо личных местоимений
К местоимениям 1 лица относятся два слова:
- «Я» – единственное число. Используется для указания говорящего на самого себя:
Я очень устал за последний месяц.
- «Мы» – множественное число. Употребляется, когда группа лиц сообщает что-либо о себе:
В конце лета мы ездили на рыбалку.
У местоимений 1 лица нет принадлежности к роду (он не определяется, исходя из пола говорящего). Они склоняются по падежам и не изменяются по числам, хотя имеют этот признак.
Объясним ситуацию на примере:
- Существительное «кролик» принимает форму множественного числа, потому что кроликов может стать много.
- У слова «я» нет множественной формы, потому что «меня» много быть не может – «я» существую в единственном экземпляре. Важно понимать, что «мы» – не значит «несколько я». Данное рассуждение справедливо и для представителей второго лица.
Я предполагала, что разговор за ужином зайдет обо мне.
Передо мной стояла женщина пожилых лет с невероятным ароматом духов.
Ко мне в четверг приедет друг из колледжа.
Местоимения второго лица
Второе лицо включает слова «ты» (единств.) и «вы» (множеств.), которые применяются для описания собеседника или обращения к нему с целью вовлечь в разговор:
Ты очень добр со своими подчинёнными, тебе не кажется?
Вы смотрите чёрно-белые фильмы?
«Ты» и «вы» склоняются по падежам, имеют число и не принадлежат к какому-либо роду.
Местоимение Вы: особенности употребления
Одна из характеристик местоимения «Вы» – множественное число, но иногда его используют и при обращении к одному человеку. Так говорят, когда хотят выразить уважение, общаются с незнакомцем или не могут сказать «ты» из-за разницы в возрасте, служебном положении и др. Отметим, что число у слова из-за этого не меняется.
Александра, Вам очень идёт это платье!
(пишется с заглавной буквы, если автор хочет подчеркнуть уважительное отношение к человеку)Ребята, вы выполнили домашнее задание по математике?
(вы в форме множественного числа)
Третье лицо личных местоимений
Третье лицо представляют местоимения единственного числа: мужского рода — «он», женского — «она», среднего — «оно», множественного — «они». Указанные слова употребляются для замены существительных в зависимости от их грамматических признаков, чтобы избежать тавтологии или сделать реплику короче.
Она не любит поп-музыку.
Родители очень разозлились – они ругались весь вечер.
Отличие местоимений третьего лица от других заключается в их способности изменяться по родам и числам. Также они склоняются по падежам.
Склонение личных местоимений
Изменение по падежам удобнее всего представить в таблице:
Обратите внимание, что у третьего лица в форме предложного падежа в начале появляется согласная «н». Её нужно добавлять в двух случаях:
- если перед словом стоит непроизводный предлог (за ней, перед ними);
- если используется предлог, образованный от наречия (около неё, сзади него).
При других обстоятельствах буква «н» не требуется.
Синтаксическая роль в предложениях
Изучим, какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения, – примеры предложений помогут лучше понять это:
- Подлежащее:
Мы радовались тёплой весне
. (Кто? – мы) - Дополнение:
У тебя дома уютно
. (Дома (у кого?) – у тебя) - Обстоятельство:
Катя бежала к ним
. (Бежала (куда?) к ним).
В редких случаях являются частью сказуемого.
Морфологический разбор местоимения
- Называем часть речи. У третьего лица можно отметить начальную форму (И. п.)
- К постоянным признакам относятся разряд, лицо; у местоим. 2-го лица добавляется число. К непостоянным – падеж, у местоим. 3-го лица – число и род.
- Указываем синтаксическую роль.
Пример разбора
Разберём местоимение из предложения:
«У него есть автограф Майкла Джексона».
- Местоимение. Нач. форма – он.
- Постоянные: личное, 3 лицо. Непостоянные: Р. п., ед. ч., м. р.
- Есть (у кого?) у него – дополнение.
Мониторинг полученных знаний.
Личные местоимения в русском языке выполняют важную функцию. Они помогают избежать тавтологии и связывают фразы между собой, делая текст последовательным и логичным. Вспомните остальные разряды местоимений и приступайте к выполнению заданий из теста: