В русском языке можно выделить следующие формы глаголов: начальная (неопределенная) форма и личная форма.
- Начальная (неопределенная) форма глагола не указывает на того, кто совершает действие.
- Личная форма глагола: указывают на того (тех), кто совершает действие.
Начальная форма глагола
Начальная (неопределенная) форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить время, лицо, число и род. Она только называет глагольное действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Неопределенную форму глагола называют инфинитивом, потому что в переводе с латыни infinitivus значит неопределенный.
Разбор начальной формы глаголов в русском языке
- Отвечает на вопросы что делать? (несовершенного вида) что сделать? (совершенного вида).
- Не имеют времени, лица, числа и рода: летать, прилететь.
- Не изменяется (нет окончания).
Образование начальной формы
Образуется с помощью суффиксов:
- -ть, -сть (бороться, спать);
- -ти, -сти (прийти, зайти);
- -чь (стричь, достичь).
Суффиксы в основу глагола не включаются, так как они образуют форму глагола, а не новое слово.
- Если перед суффиксом —ть- стоит гласный звук, он также является суффиксом (стоять, молчать, хотеть, скакать).
- Если перед суффиксом -ти— стоит согласный звук, он является частью корня (пойти, нести, везти, ползти).
Начальная форма + вид глагола: совершенный и несовершенный
- Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
- Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Примеры
- что делать? играть, читать ;
- что сделать? поиграть, почитать.
В предложении
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Для старших классов:
- Возвратность: возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов или возвратных суффиксов:
- -ся-, если корень слова оканчивается на согласный: умыл — умылся;
- -сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
- Переходность:
- переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:читать (что?) статью;
- непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Личная форма глагола
Личная форма глагола – это спрягаемая форма глагола, то есть изменяющаяся по лицам, числам, временам и наклонениям, выполняющая в предложении функцию сказуемого. То есть, когда действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным. Например: я расскажу; ты учишь; девочка прыгает; дождь идёт.
Разбор начальной формы глаголов в русском языке
- К глаголам личной формы можно подставить местоимения: (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.
- Образуются с помощью окончаний.
- Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса -Л-, который образует форму слова и в основу глагола не включается.
- У глаголов настоящего и будущего времени есть число и лицо,
- У глаголов прошедшем времени есть число и род.
Примеры:
- я (что делаю?) рассказываю;
- ты (что делаешь?) учишь;
- девочка (что делала?) рисовала;
- они (что сделают?) придут.
В предложении
В предложении личные глаголы выступают в качестве сказуемого.
Определение формы глагола необходимо при морфологическом разборе.
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»
В настоящем и будущем времени глаголы образуют формы, называемые личными, или лицами. Эти формы обозначают лицо, к которому говорящий относит процесс, выраженный глаголом, причем обозначаемое глаголом лицо определяется через отношение его к говорящему. Таких личных форм три: 1-е, 2-е и 3-е лицо. Каждое из них представлено в ед. и во множ. числе.
Лица глагола, противопоставляясь друг другу по значению, образуют две пары соотносительных форм. Одну из них образуют формы 1-го и 2-го лица. Этим формам, как собственно личным, противостоит форма 3-го лица, которая по своему значению может быть определена как неличная и которая только по соотношению с 1-м и 2-м лицом обозначается как форма 3-го лица.
Личное значение собственно личных форм, т.е. форм 1-го и 2-го лица, в основном соответствует значению личных местоимений-существительных. Форма 1-го лица ед. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к самому себе: пишу, читаю. Иначе говоря, лицом, к которому относится процесс, является «я». 1-е лицо множ. числа употребляется в том случае, когда говорящий относит выражаемый глаголом процесс к группе лиц, в состав которых входит он сам, т.е. относит его к «мы»: пишем, читаем.
Форма 2-го лица ед. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к своему собеседнику, т.е. к тому, к кому обращена речь, к «ты»: пишешь, читаешь. Соответствующая же ей форма множ. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к группе лиц (больше одного), к которым он обращается с речью, или к группе лиц, в которую входит собеседник говорящего, т.е. относит процесс вообще к «вы»: пишете, читаете. Кроме того, 2-е лицо множ. числа употребляется как форма вежливого или официального обращения к одному лицу (к «ты»): Послушайте, Горский… Вы сами знаете, что я теперь не капризничаю. (И.Тургенев).
Личные формы имеются у форм настоящего и будущего времени. При этом, поскольку настоящее время у глаголов несоверш. вида и будущее простое у глаголов соверш. вида представляют собой синтетические формы, личные формы у них образуются посредством изменения самого спрягаемого глагола. В сложном же будущем времени у глаголов несоверш. вида, являющемся аналитической формой, личные формы обозначаются путем изменения вспомогательного глагола быть, т.е. обозначаются его личными формами.
К неспрягаемым формам глагола относятся инфинитив, причастие и деепричастие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Личные формы глагола
Тест на тему Морфологические признаки глагола
Тест на тему Часть речи глагол
Тест на тему Видовые пары глагола
Тест на тему Спряжение глагола
Тест на тему Будущее время глагола
Тест на тему Наклонение глагола
Тест на тему Одновидовые глаголы
Тест на тему Синтаксические свойства инфинитива
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«
Личные и безличные глаголы — это слова, которые отличаются наличием и отсутствием категории лица. Выясним, что такое личные и безличные глаголы в русском языке, какие имеют грамматические и синтаксические особенности.
Прежде чем узнать, как отличить личные глаголы от безличных, напомним, что глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. Это общее понятие охватывает все слова этой части речи, которые могут обозначать действие по-разному: как принадлежащее какому-то лицу, так и совершаемое без участия деятеля. С этой точки зрения в русском языке противопоставляются глаголы, имеющие личные формы, и безличные глаголы.
Личные глаголы
В русском языке обычно действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным:
- я (что сделаю?) расскажу;
- ты (что делаешь?) учишь;
- девочка прыгает;
- дождь идёт
Все эти слова имеют грамматическую категорию лица. Лицо глагола выражает, кто совершает действие.
Глаголы, связанные с производителем действия и имеющие категорию лица, образуют личные формы.
Слова, обозначающие действие, изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Каждая форма глагола имеет характерное окончание и сочетается с соответствующим личным местоимением.
Убедимся в этом, образовав личные формы настоящего времени глагола несовершенного вида «учить»:
- 1 лицо я учу — мы учим
- 2 лицо ты учишь — вы учите
- 3 лицо он учит — они учат
Понаблюдаем, какие личные формы имеет глагол совершенного вида «рассказать» в будущем времени:
- 1 лицо я расскажу — мы расскажем
- 2 лицо ты расскажешь — вы расскажете
- 3 лицо он расскажет — они расскажут
Итак, большинство глаголов русского языка образуют грамматические формы с характерными личными окончаниями и сочетаются с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «он», «они». Такие слова имеют также неспрягаемые глагольные формы причастий и деепричастий:
- спорить — спорящий, спросивший, споря;
- рассказать — рассказавший, рассказанный, рассказав.
В двусоставном предложении глаголы в личной форме выполняют чаще всего роль сказуемого и сочетаются с подлежащим, выраженным словом в именительном падеже.
Мы любуемся разноцветной радугой, нависшей над лесом.
Река катит волны прямо к берегу.
В русском языке этим словам противостоят глаголы, которые не имеют полного набора спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм.
Безличные глаголы
В предложении ряд глаголов не могут сочетаться с подлежащим в форме именительного падежа. Они обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе и не производятся каким-либо лицом или предметом.
К вечеру больного лихорадит.
Давно уже стемнело.
Эти глаголы не соотносятся с действующим лицом ни по смыслу, ни грамматически, то есть не имеют категории лица. Их так и называют — безличные.
Безличные глаголы выражают:
1. состояние человека, не зависящее от его воли:
- тошнит
- знобит
- нездоровится
2. состояние природы или действия стихийных сил:
- рассветать
- сквозить
- подморозить
- смеркаться
3. возможность действия, долженствование, предположение:
- хочется
- кажется
- следует
- подобает
В отличие от большинства слов этой части речи безличные глаголы не имеют полной парадигмы грамматических форм. У них можно указать
1. начальную форму (инфинитив):
- знобить
- хмуриться
2. формы настоящего, будущего времени изъявительного наклонения, совпадающие с формой 3 лица обычного глагола, или прошедшего времени среднего рода:
Его знобит.
Его будет знобить.
Его знобило.
3. форму условного наклонения
Чуточку подморозило бы, чтобы стало не так сыро.
Ряд безличных глаголов образуются с помощью постфикса -ся/-сь:
- мастер говорит — недаром говорится;
- мальчик пишет — легко пишется;
- она верит — верится не всегда.
Имеем в виду, что некоторые личные формы глаголов используются в роли безличных, когда не соотносятся с производителем действия.
Сравним:
Кто-то стучит в дверь. — Стучит в висках от напряжения.
Как видим, ряд безличных глаголов совпадают с личными формами обычных глаголов. Как их безошибочно различать?
Как отличить безличные глаголы?
Безличный глагол, совпадающий с личной формой обычного глагола, отличаем в контексте по характерным признакам:
- безличный глагол обозначает действие, которое совершается само по себе, и не связан по смыслу с лицом или предметом;
- безличный глагол не сочетается со словом в форме именительного падежа;
- безличный глагол является сказуемым в односоставном безличном предложении.
Глагол в личной форме, напротив, обозначает действие, которое соотносится с лицом или предметом, и используется в двусоставном предложении. Он составляет грамматическую основу с подлежащим в форме именительного падежа, обозначающим производителя этого действия.
В качестве примера разберем по членам предложения следующие высказывания:
Ветер (сущ. в и. п.) несёт желтые листья по дороге.
Откуда-то несёт горечью (сущ. в т. п.) пожарища.
Приведем примеры предложений с безличными глаголами.
Примеры
Как дует из-под двери!
Всех расстроило, что нельзя ничего изменить в этой ситуации.
Здесь явно стало сквозить.
Под звёздным небом у костра хорошо поётся.
Капает из-под крыши прямо на крыльцо.
Видеоурок
Тест
Личные формы глагола.
Личные формы глагола употребляются
в предложении в качестве сказуемого
и выражают следующие категории:
1 Лицо: 1-е(I,
we), 2-е(you), 3-е(he,
she, it, they).
2 Число: единственное и множественное.
3 Время: настоящее (Present),
прошедшее (Past), будущее
(Future), а также форма будущее
в прошедшем (Future in
the Past).
4 Вид/Форма: неопределенный (Indefinite),
длительный (Continuous),
совершенный (Perfect),
совершенный — длительный (Perfect
Continuous).
5 Залог: действительный (Active),
страдательный (Passive).
6 Наклонение: изъявительное (Indicative),
повелительное (Imperative),
сослагательное (Subjunctive).
Неличные формы глагола.
Неличные формы глагола не имеют
категорий лица, числа, времени и
наклонения. Лишь некоторые из них
выражают вид и залог. Они не употребляются
в функции простого сказуемого
предложения, но могут входить в состав
составного сказуемого, а также могут
выступать в функции почти всех остальных
членов предложения. Например:
I have come here to
(инфинитив в функции |
Я пришел сюда поговоритьс |
К ним относятся:
Инфинитив (Infinitive
[In’fInItIv])
Причастия (Participle
I иII [‘pRtIsIpl
wAn, tH] )
Герундий (Gerund
[‘Gerqnd])
Четыре основные формы глагола.
В английском языке имеются всего четыре
простых глагольных формы (все остальные
формы — сложные, так как образуются с
помощью вспомогательных глаголов). Их
нужно обязательно знать, поскольку они
используются и для образования всех
сложных форм.
Эти формы носят названия: |
образуются: |
I форма –
II форма –
III форма – Причастие
IV форма – Причастие |
+ —ed + —ed + —ing |
Правильные и неправильные глаголы.
По способу образования форм Past
Indefinite или II-я
форма (Прошедшее неопределенное время)
и Participle II
или III-я форма
(Причастие прошедшего времени) все
глаголы делятся на правильные и
неправильные.
Правильные глаголы образуют Past
Indefinite и Participle
II путем прибавления
окончания –ed к
форме инфинитива (словарной форме).
Смотри: «Приложения; Образование и
чтение –ed форм».
Неправильными глаголами называются
глаголы, которые образуют эти формы
особыми способами. Количество неправильных
глаголов невелико, но к ним относятся
самые употребительные глаголы.
Неправильные глаголы необходимо
заучивать. Смотри: «Приложения; Таблица
неправильных глаголов».
Личные формы глагола.
Личные формы глагола служат в предложении
в функции сказуемого и всегда
употребляются при наличии подлежащего
(существительного или местоимения) с
которым глагол-сказуемое согласуется
в лице и числе.
Личные формы глагола выражают следующие
категории:
1 Лицо
2 Число
3 Время
4 Вид/Форма
5 Залог
6 Наклонение
1,2
Лицо, число.
(Person, Number)
Личные формы глагола употребляются в
двух числах – единственном и
множественном, и в трех лицах, причем
форма 2-го лица единственного числа
вышла из употребления, вместо нее
пользуются формой 2-го лица множественного
числа.
Говоря о согласовании глагола-сказуемого
в лице и числе с подлежащим предложения,
нужно отметить, что в английском языке
формы лица и числа глагола сохранились
лишь в немногих случаях, и очень часто
разным лицам и числам соответствует
одна и та же форма глагола. Например: I
see я вижу, you
see ты видишь,
we seeмы
видим и т.д.
Поэтому в английском предложении лицо
и число, которым следует переводить
глагол, определяют по подлежащему,
которое в 1-м и 2-м лицах выражается личным
местоимением, а в 3-м лице – как
местоимением, так и существительным.
Нужно помнить, что в английском языке |
В русском же языке они часто опускаются,
так как лицо и число можно легко определить
по окончанию самого сказуемого. Например:
What
will
they
do
tonight?
Что они будут делать
сегодня вечером?
They
will go
to the cinema. Они
пойдут
в кино. или
Пойдут
в кино. (можно ответить
по-русски)
В русском варианте ответа: «Пойдут
в кино» – опущенное подлежащее
«Они» легко угадывается по
форме глагола и поэтому, как правило,
не произносится. Если по-английски
сказать: «Will
go to
the cinema«
(без «They«),
то опущенное подлежащее невозможно
определить по сказуемому will
go, так как с
этой формой глагола согласуются и другие
личные местоимения: hewill
go — он пойдет;
youwill
go — ты пойдешь;
wewill
go — мы пойдем
и т.д.
3
Время. (Tense)
Время глагола – это грамматическая
категория, которая выражает отношение
действия, названного глаголом, к моменту
речи. Реальное время, как и в русском
языке, разделяется на три грамматических
времени.
Настоящее время – это отрезок
времени, включающий момент речи. Глагол
в форме Present Tense
обозначает одновременность действия
по отношению к моменту речи.
Прошедшее время – это предшествующий
настоящему отрезок времени, не включающий
момент речи. Глагол в форме Past
Tense обозначает действие,
предшествующее моменту речи.
Будущее время – это отрезок
времени, который последует после
настоящего и тоже не включает момент
речи. Глагол в форме Future
Tense обозначает действие,
последующее по отношению к моменту
речи.
Кроме этого, в английском языке есть
еще временная форма, которая указывает
на будущие действия, рассматриваемые
с точки зрения прошлого. Она так и
называется – будущее в прошедшем
(Future in the
Past). Эта форма не имеет
соотв. в русском языке.
4
Вид/Форма
(Aspect/Form)
В русском языке различают глаголы
несовершенного и совершенного вида.
Такого различия в английском языке нет,
где форма глагола не выражает законченность
действия. Видовые формы в английском
языке характеризуют глагол не с точки
зрения законченности, а с точки зрения
его протекания.
Категория вида (Aspect)
включает в себя общий (Common)
и длительный (Continuous)
вид. Кроме этого в английском языке
существует категория перфекта, которую
относят к системе грамматического
времени. Перфект (Perfect)
обозначает действие, предшествующее
какому-либо моменту или другому действию
в прошлом, настоящем или будущем времени.
Это понятие также может указывать и на
результативность действия в момент
речи.
Поэтому английский глагол может принимать
4 видо-временных формы:
Вид (Aspect) |
Общий (Common) |
Длительный (Continuous) |
||
Английский, форма (Form) |
Indefinite |
Perfect |
Continuous |
Perfect Continuous |
Русский, вид |
перевод. несовершенным или |
переводится несовершенным |
Видо-временные формы каждой из этих
групп могут употребляться в настоящем,
прошедшем и будущем времени или относится
ко времени «будущее с точки зрения
прошедшего».
Неопределенные или Простые формы
– Indefinite (Simple)
Tenses:
употребляются для констатации факта
действия в настоящем, прошедшем или
будущем без указания на его длительность,
законченность и безотносительно к
какому-либо другому действию или моменту.
Длительные или Продолженные формы
– Continuous Tenses
(брит.) или Progressive
Tenses (амер.):
описывают действие в процессе его
совершения, выражая таким образом
незаконченное длительное действие в
настоящем, прошедшем или будущем.
Совершенные или Перфектные формы
– Perfect Tenses:
выражают действие, совершенное к
определенному моменту или до другого
действия в настоящем, прошедшем или
будущем.
Совершенно (Перфектно) — продолженные
формы – Perfect
Continuous (Progressive)
Tenses:
употребляются для выражения длительного
действия, начавшегося до определенного
момента в настоящем, прошедшем или
будущем и продолжающегося в этот момент
или закончившегося непосредственно
перед этим моментом.
5
Залог. (Voice)
Формы залога показывают, является ли
подлежащее лицом (предметом), совершающим
действие, или лицом (предметом),
подвергающимся действию.
Действительный залог (Active
Voice) употребляется если
подлежащее, обозначает лицо или предмет,
который сам совершает действие, выраженное
сказуемым. В этой форме могут употребляться
как переходные, так и непереходные
глаголы.
Peter I founded St. Petersburg in 1703. |
Петр Iосновал |
Страдательный залог (Passive
Voice) употребляется если
подлежащее, обозначающее лицо или
предмет, подвергается действию со
стороны другого лица или предмета. Эту
форму могут принимать только переходные
глаголы.
St.
Petersburg
was
founded
by
Peter
I
in
1703. Санкт-Петербург
был основан Петром I
в 1703 году.
6
Наклонение. (Mood)
Наклонение — это форма глагола, выражающая
отношение действия к действительности.
В английском языке имеются три наклонения.
Изъявительное наклонение
(Indicative Mood)
обозначает действие как реальный факт
в настоящем, прошедшем или будущем. Эта
форма является основной в передаче
информации и в общении.
He reads newspapers in |
Он читает газеты вечером. |
Повелительное наклонение
(Imperative Mood)
выражает побуждение к действию
(приказание, просьбу, совет и т.д.)
Go to the blackboard. |
Иди к доске. |
Let’s phone her now. |
Давайте позвоним ей |
Сослагательное наклонение
(Subjunctive Mood)
показывает, что говорящий рассматривает
действие не как реальный факт, а как
предполагаемое или желательное, а также
возможное при известных условиях. На
русский переводится глаголами прошедшего
времени с частицей «бы».
I wish he were with us |
Хотел бы я, чтобы он был |
Переходные |
Переходными называются глаголы,
выражающие действия, которые переходят
на предметы, на которые эти действия
направлены. В предложении за переходными
глаголами, как правило, следуют
существительные (или местоимения),
обозначающие предметы, на которые
переходят действия. Эти существительные
(местоимения) выступают в роли прямого
дополнения к переходному глаголу и
отвечают на вопрос кого?, что?.
Переходные глаголы употребляются как
в действительном, так и в страдательном
залоге.
I saw |
Вчера |
The girl is |
Девочка |
He invited |
Он |
Непереходными называются
глаголы, выражающие действия, которые
не переходят непосредственно на предмет
или лицо. За этими глаголами прямое
дополнение следовать не может. Непереходные
глаголы употребляются только в
действительном залоге.
I went |
Я ходил |
My friend lives |
Мой друг живет |
My father arrived |
Мой отец приехал |
В некоторых словарях переходные
глаголы помечены сокращением v.t.
или v/t (verb
transitive), а
непереходные — v.i.
или v/i (verb
intransitive).
Примечание: Особенностью английского
языка является то, что почти все английские
глаголы в одних своих значениях являются
переходными, а в других — непереходными,
например: to sit
— v/i сидеть,
v/t сажать;
to hold
— v/t держать,
v/i держаться;
to speak
– v/i –
говорить, v/t
сказать. И соответственно
могут принимать, либо не принимать,
прямое дополнение.
В русском же языке такие глаголы
отличаются по внешнему виду либо наличием
окончания -ся при непереходных
глаголах, либо являются совершенно
различными.
Глагол переходный, v/t. |
Глагол непереходный, v/i. |
He opened |
The door opened. |
I walked |
I walked |
She dropped |
The bag dropped |
He burned |
The lamp burned |
Действительный |
The Active Voice [‘xktiv
‘vOIs ]
Глагол-сказуемое употребляется в
действительном залоге, если подлежащее
предложения обозначает лицо или
предмет, который сам совершает действие
(в настоящем, прошедшем или будущем
времени).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1.Познакомить
с определением личной формы глагола.
2.Формировать
умение отличать начальную и личную формы глагола.
3.Формировать
умение находить личную форму глагола в предложении.
4.Формировать
умение образовывать личную форму глагола.
Формировать
умения:
1.
Овладевать действиями целеполагания, планирования, контроля, коррекции, а
также умением выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам.
2.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основании оценки и учета характеристики ошибок.
3.
Пользоваться знако-символическими средствами, логическими операциями,
навыками работы с информацией, навыками осознанного чтения.
4.
Общаться в диалоге, в группе, слушать своего товарища; оценить себя и своего
одноклассника; формулировать собственное мнение и позицию.
1.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной
деятельности и формировать личностный смысл учения.
2.Развивать
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
1.
Организационный момент
— Мы начинаем наш урок.
На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие.
— Давайте пожелаем друг
другу удачи! И пусть удача приведет каждого из вас к успеху.
2.
Создание проблемной ситуации
Мы за партами сидим
И на доску все глядим,
Слушаем внимательно.
Все будет замечательно!
— Что же вы делаете?
— К какой части речи
относятся эти слова? Докажите.
— Кто совершил
действие? ВЫ совершили действие.
— Если я заменю слово
ВЫ на слово Я, как изменится форма глагола? Поменяйте слово Я, на слово ТЫ.
мы сидим
я сижу ты сидишь
мы глядим
я гляжу ты глядишь
мы слушаем я
слушаю ты слушаешь
— Какая часть речи помогла
изменить форму глагола?
— Давайте вспомним
личные местоимения.
Посовещайтесь и
назовите личные местоимения.
— сидим,
гладим, слушаем
— Это
глаголы, т.к. отвечают на вопрос «Что сделали?» и обозначают действие.
— Мы
— Местоимение.
1.
Формулирование
темы урока
Прочитайте слова:
? ?
сидим сидеть
глядим глядеть
слушаем
слушать
— Прочитайте те
глаголы, которые не указывают на того, кто совершает действие?
— В какой форме стоят
эти глаголы?
— Прочитайте те
глаголы, которые указывают на того, кто совершает действие. Какая
часть речи помогает нам понять, кто совершает действие?
— Может кто-то уже
знает, как называется такая форма глагола?
— Кто попробует
сформулировать тему нашего урока.
Тема нашего
урока: Личные формы глагола.
2.
Определение
учебной задачи урока
— Посмотрите на
лист достижений, вспомните учебные задачи по данной теме
— Какие пункты
плана освещают получение новых знаний на сегодняшнем уроке? Сформулируйте
задачи на сегодняшний урок (на слайде)
Это и есть наш
план урока
— сидеть,
глядеть, слушать
— в начальной
форме
— сели,
посмотрели
— личная форма,
помогает местоимение
— Личные формы
глагола. (Самостоятельно формулируют тему урока. Учитель корректирует в
случае необходимости)
— Формулируют
учебные задачи темы по листу самооценки. Он используется в течение всей темы
Учебный |
дата |
дата |
дата |
дата |
Знать |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
||||
Уметь |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
— Знать
определение личной формы глагола и образовывать глаголы в личной форме
1.Знакомство
с новым правилом
— С чего
начнём?
—
Попробуйте в парах сформулировать его, используя знания по этой теме. Возьмите
карточки и заполните пропуски.
Получилось?
Давайте сравним.
— Найдите
в учебнике урок 40.
— Сравните
с правилом в учебнике. Исправьте, дополните, измените правило на карточке,
если вы допустили ошибку.
— Проверяем
правило, прочитаем, что у нас получилось. (по 1 строке 3 человек). У кого
так, поднимите руки.
—
Возьмите лист достижений. Может ли мы уже оценить себя?
— Следующий
пункт нашего плана.
Для
этого выполним упражнение 1. Прочитайте задание.
Какое
задание будете выполнять?
—
Как определить глагол в начальной форме?
Как
определить глагол в личной форме прочитайте в учебнике подсказку.
Подставить
личные местоимения
Распределим
глаголы в 2 столбика, давайте их назовём.
1
столбик – нач.форма глаг., 2 столбик – личн.форм.глаг.
—
Как будете рассуждать?
Продолжайте
самостоятельно. Можно совещаться в парах. Работаем до моей команды «Стоп!»
(2
человека у доски: 1 – нач.ф.глаг., 1 – личн.ф.глаг.)
нач.форма
глаг. личн.форма глаг.
поздравлять
(я) прыгаю
уметь
—
Проверьте. У кого правильно, поднимите руки.
—
Чему учились, выполняя это упражнение?
— Как определить личную форму глагола?
—
Оцените свою работу на листе самооценки, с точки зрения правильности
выполнения. Поставьте !, ,?
2.Отработка
полученных знаний по умению применять правило.
Переходим к
следующему пункту плана нашего урока. Какая задача стоит перед нами? Чему мы
должны ещё научиться?
Посмотрите на
доску: говорить
В какой форме
записан глагол на доске?
Попробуем образовать
личную форму глагола говорить и запишем в тетрадь подставляя местоимения.
Я… (я начинаю,
далее по 1 чел к доске)
Какая часть
слова изменилась?
Выделите
окончание (2 человека к доске)
— Сделаем вывод:
составим модель правила: «Как образуется личная форма глагола». Какую форму
мы учимся образовывать?
— С помощью чего
образуется личная форма глагола?
— Как же
образуется личная форма глагола?
— Давайте
поиграем и потренируемся. На столах у некоторых ребят лежат карточки синего и
розового цвета.
Ребята, у
которых розовые карточки, поднимите свои карточки. Что у вас записано?
У кого синие
карточки поднимите свои карточки. Что записано у вас?
— С помощью
местоимения и начальной формы мы будем образовывать личную форму.
— Первая пара с
карточками, подойдите ко мне.
— А мы запишем
личную форму вместе с местоимением, в строчку через запятую и выделим
окончание. Кто подскажет, что запишем?
— Посмотрите на
следующую пару. Подумайте, запишите.
…
Проверьте друг друга.
Сравните свою работу с работой соседа.
— Чему вы
учились, выполняя это задание?
Оцените
свою работу на листе достижений с точки зрения правильности !, , ?
— С определения личной формы глагола
Глаголы
в личной форме указывают __________________________
Слов
личные образовано от слова __________________. Глаголы в личной форме связаны
с __________________________________
— стр.
102
— Нет,
мы пока не выучили ещё это правило.
— Будем
учиться определять личную форму глагола
—
Распределять в 2 столбика глаголы.
—
Задать вопрос
—
К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно,
они.
Поздравлять
– что сделать? Это начальная форма глагола, записываю в 1 столбик. Уметь –
что делать? Это начальная форма глагола, записываю в 1 столбик. Прыгаю – я
прыгаю. Это личная форма глагола, записываю во 2 столбик.
— прыгаю
— я прыгаю; сделаешь – ты сделаешь; обучают – они обучают; поздравляем – мы
поздравляем; умеют – они умеют; сделаем – мы сделаем; получаете – вы
получаете; гуляем – мы гуляем; вызываю – я вызываю; воспитываете – вы
воспитываете; запоминаю – я запоминаю
—
Учились определять личную форму глагола
— Подставить
местоимение
—
Научиться образовывать личную форму глагола
— в
начальной
— я
говорю, ты говоришь, мы говорим, вы говорите, она говорит, они говорят
—
Окончание.
— Личную
— С
помощью местоимения и начальной формы глагола.
— Чтобы
образовать личную форму глагола надо подставить к начальной форме местоимение
и изменить глагол.
—
местоимение
—
начальная форма
—
Учились образовывать личную форму глагола.
—
Вернёмся к задачам урока. Все задачи выполнили?
— Предлагаю
проверить знания, выполнить задание.
В
тетради у вас лежат 2 карточки. На карточках № 1 с жёлтым кружочком задание
базового уровня. На карточке № 2 с оранжевым кружочком задание повышенного
уровня по теме сегодняшнего урока.
Посмотрите
на эти задания и выберите одну из карточек. После выполнения прошу оценить
себя, трудно ли вам было выполнять задание.
—
Вложите обе карточки в тетрадь, я их проверю и результат скажу на следующем
уроке.
— У кого
задание не вызвало затруднения? Молодцы, я проверю насколько ваши ощущения
совпали с вашими знаниями.
Следующий
раз на уроке русского языка мы увидимся после выходных, поэтому ваше домашнее
задание будет выучить правило на стр. 102-103.
—
Надеюсь новое открытие на сегодняшнем уроке пригодится вам на следующих
уроках.
—
Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! Урок окончен.
— Вспоминают
задачи урока
— Выполняют
задание на карточках.