Как найти лирического героя в произведении

Текст: Ольга Лапенкова

В предыдущем материале мы говорили, что понятие «автор» имеет сразу два значения. С одной стороны, это вполне конкретный человек: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… А с другой стороны, если речь идёт об эпическом или лироэпическом произведении, то автор — это вымышленный персонаж, который «разворачивает» перед нами полотно истории. Этот автор может быть «богом», знающим о героях всё-всё-всё, вплоть до самых сокровенных мыслей и переживаний, — но также может быть обыкновенным человеком, который, как и читатель, мучается в догадках, почему герои совершают те или иные поступки.

Так вот, если рассматривать термин «автор» во втором значении — персонаж, чьими глазами мы смотрим на мир художественного произведения, — в стихотворениях он тоже существует, но называется по-другому: лирический герой.

Лирический герой — это вымышленный человек, который рассказывает о своих чувствах и переживаниях. Лирический герой никогда не равен автору!

Рассматривая рассказы и повести, романы и поэмы, мы уже обращали внимание, что реальные Пушкин — Лермонтов — Гоголь и другие писатели не были — и не могли быть — теми же людьми, которые ведут нить повествования. Как минимум потому, что большинство произведений — это выдуманные истории о людях, которых никогда не существовало. И хотя у многих знаменитых героев были прототипы, мы не можем ставить знак равенства между, например, Чацким из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» и мыслителем Чаадаевым; между пушкинским Швабриным из «Капитанской дочки» — и печально известным предателем Шванвичем; между Наташей Ростовой из «Войны и мира» — и женой Л. Н. Толстого Софьей Андреевной.

Что касается стихотворений, в них складывается та же самая ситуация: лирический герой — это придуманный человек, а вовсе не тот поэт, который царапает пером по бумаге (или водит авторучкой по салфетке, или отстукивает соло на печатной машинке).

И здесь у читателя может возникнуть вопрос: почему это так? Одно дело — рассказывать о вымышленных Онегиных и Печориных, и совсем другое — делиться собственными (вроде бы!) переживаниями в стихотворной форме. Поэт увидел красивое деревце, погладил собаку, искупался в речке — и написал об этом. Зачем в таких ситуациях разделять автора и лирического героя?

Давайте разбираться.

Случаи попроще

В некоторых стихотворениях разница между самим поэтом и лирическим героем очевидна — просто потому, что настоящий человек не мог оказаться в таких обстоятельствах, как его герой. Яркий пример — стихотворение А. С. Пушкина «Пророк»:

  • Духовной жаждою томим,
  • В пустыне мрачной я влачился, —
  • И шестикрылый серафим
  • На перепутье мне явился. <…>
  • И он к устам моим приник,
  • И вырвал грешный мой язык,
  • И празднословный и лукавый,
  • И жало мудрыя змеи
  • В уста замершие мои
  • Вложил десницею кровавой.
  • И он мне грудь рассек мечом,
  • И сердце трепетное вынул,
  • И угль, пылающий огнём,
  • Во грудь отверстую водвинул.
  • Как труп в пустыне я лежал,
  • И Бога глас ко мне воззвал:
  • «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  • Исполнись волею моей,
  • И, обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей».
  • 1826

Совершенно очевидно, что Александр Сергеевич Пушкин ни с какими шестикрылыми серафимами, то есть ангелами, не встречался. И это не говоря о том, что после подобной «операции» на сердце ни один человек не выжил бы.

Конечно, можно сказать, что всё стихотворение — это развёрнутая метафора, и речь не о реальной встрече с небесным созданием, а о тяжёлой внутренней работе, росте над самим собой. Но суть от этого не меняется. Из биографии Александра Сергеевича мы знаем, что он не стал поэтом и мыслителем в одну секунду. Пушкин, как и многие классики, начал писать ещё в юности — и, несмотря на репутацию лицейского хулигана и двоечника, на самом-то деле прилежно изучал гуманитарные науки и знал больше 10 иностранных языков. Можно ли сравнить долгое становление личности поэта с чудесной, хотя и пугающей встречей в пустыне? Вряд ли.

Есть и другая категория стихотворений: такие, где лирическим героем выступает человек, на первый взгляд похожий на самого поэта (он может быть такого же пола и возраста, принадлежать к такому же сословию, жить в том же городе и т. д.), но по характеру совершенно другой. Поэты, которые придумывали таких лирических героев, часто сталкивались с непониманием со стороны читателей. Больше всего от этого пострадала, пожалуй, А. А. Ахматова, которая написала и опубликовала, например, вот такое стихотворение:

СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ

  • Слава тебе, безысходная боль!
  • Умер вчера сероглазый король.
  • Вечер осенний был душен и ал,
  • Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
  • «Знаешь, с охоты его принесли,
  • Тело у старого дуба нашли.
  • Жаль королеву. Такой молодой!..
  • За ночь одну она стала седой».
  • Трубку свою на камине нашёл
  • И на работу ночную ушёл.
  • Дочку мою я сейчас разбужу,
  • В серые глазки её погляжу.
  • А за окном шелестят тополя:
  • «Нет на земле твоего короля…»
  • 1910

Казалось бы, перед нами — красивая и печальная сказка о тяжёлой женской доле. Лирическая героиня любила одного человека, но не могла выйти за него замуж, ведь, как известно, «жениться по любви не может ни один, ни один король». Поэтому она стала супругой совершенно не подходящего ей по характеру, «приземлённого» работяги. Этот работяга, кстати, не догадывается, что подрастающая в семье девочка — не его дочка (так что в стихотворении все герои «хороши»).

Однако некоторые читатели посчитали, будто таким образом Ахматова призналась, что её маленький Лёва — сын не мужа Анны Андреевны, поэта Н. С. Гумилёва, а какого-то другого человека. А поскольку речь в стихотворении идёт о короле, появилась теория, что отец Лёвы — не кто иной, как император Николай II. Сплетников не смущало даже то, что стихотворение было написано в 1910-м, а мальчик родился в семье поэтов на два года позже. Сейчас, конечно, такие доводы не вызывают ничего, кроме смеха, — но Ахматовой наверняка было тяжеловато.

Случаи посложнее

Итак, иногда отличить «настоящего» поэта от лирического героя довольно просто. Но в ряде случаев мы видим стихотворения, которые написаны «по горячим следам» — после того, как вполне конкретный автор пережил драматическую ситуацию. Вот, например, стихотворение М. Ю. Лермонтова, созданное в пору переживаний о том, что возлюбленная — светская дама Е. А. Сушкова — не разделила его чувств:

НИЩИЙ

  • У врат обители святой
  • Стоял просящий подаянья
  • Бедняк иссохший, чуть живой
  • От глада, жажды и страданья.
  • Куска лишь хлеба он просил,
  • И взор являл живую муку,
  • И кто-то камень положил
  • В его протянутую руку.
  • Так я молил твоей любви
  • С слезами горькими, с тоскою;
  • Так чувства лучшие мои
  • Обмануты навек тобою!
  • 1830

Лирический герой «молил любви» у прекрасной дамы, но та обошлась с ним жестоко. Девушка могла бы просто вежливо сказать, что не испытывает к нему никаких чувств, — но вместо этого она ещё и поиздевалась над бедным возлюбленным. Лермонтов действительно всё это пережил — и именно в 1830 году. Казалось бы, разве в данном случае лирический герой не равен автору?

Нет. Всё дело в том, что лирический герой (и в данном стихотворении Лермонтова, и в любом другом стихотворном произведении) находится в эпицентре переживаний. Его дело — чувствовать: страдать, надеяться, злиться, обижаться. Дело же автора — привести все эти переживания в удобную и понятную литературную форму.

Чтобы написать о своём опыте, нужно хотя бы немного отдалиться от него, переосмыслив произошедшее.

«Настоящий» автор, даже когда он пишет о собственных переживаниях, находится на каком-то расстоянии от них. Лирический герой — нет.

Более того: поэты часто придумывают героев, с чьими переживаниями у них нет ничего общего. Например, ничто не мешает жизнерадостному семьянину написать стихотворение от лица бедолаги, которого бросила любимая. И наоборот: одинокий писатель вполне может помечтать — и сочинить что-нибудь от лица героя, который счастлив вместе со своей второй половиной.

Причин, которые толкают авторов на подобные эксперименты, великое множество. Возможно, поэт услышал душераздирающую (или, наоборот, милейшую) историю от кого-нибудь из знакомых — и решил увековечить её в стихах. Возможно, он решил ненадолго поставить себя на место любимого литературного героя. А может, никакого особенного импульса не было. Просто автор сел за стол, подумал: «Что бы мне такого написать?» — и решил поэкспериментировать: «Сочиню-ка я что-нибудь от лица мальчишки, который впервые влюбился! Или, наоборот, от лица дряхлого старика, вспоминающего, что хорошего и плохого было у него в жизни? А может, вообще написать от лица женщины?» И правда, почему бы нет?

Вот, например, стихотворение М. И. Цветаевой, из биографии которой мы знаем, что она вышла замуж один раз и на всю жизнь — за С. Я. Эфрона:

  • Рас-стояние: вёрсты, мили…
  • Нас рас-ставили, рас-садили,
  • Чтобы тихо себя вели
  • По двум разным концам земли.
  • Рас-стояние: вёрсты, дали…
  • Нас расклеили, распаяли,
  • В две руки развели, распяв,
  • И не знали, что это — сплав
  • Вдохновений и сухожилий…
  • Не рассо́рили — рассори́ли,
  • Расслоили…
  • ‎Стена да ров.
  • Расселили нас, как орлов-
  • Заговорщиков: вёрсты, дали…
  • Не расстроили — растеряли.
  • По трущобам земных широт
  • Рассовали нас, как сирот.
  • Который уж, ну который — март?!
  • Разбили нас — как колоду карт!
  • 1925

Литературоведы связывают появление этого стихотворения с тем, что за три года до его создания — в 1922-м — Цветаева начала переписываться с Б. Л. Пастернаком. Марина Ивановна была в восторге от этого знакомства, она считала Пастернака родственной душой и «братом в пятом времени года, шестом чувстве и четвёртом измерении». Однако Цветаева и не думала бросать мужа и уходить к другу по переписке — тогда как в стихотворении явно читается желание лирической героини как можно скорее воссоединиться с близким человеком.

Но бывают случаи ещё сложнее. Иногда поэт пишет от лица лирического героя, который не признаётся в истинных переживаниях даже самому себе, — и читателю приходится изрядно попотеть, чтобы понять, в чём, собственно, суть внутреннего конфликта.

О лирических героях-«обманщиках» мы поговорим в следующем материале.

Для того, чтобы определить образ лирического героя в стихотворном тексте, вы можете воспользоваться следующими советами:

  • Обратите внимания на мысли и чувства лирического героя, проблемы, которые он затрагивает, идеи, которые пытается донести до читателя.
  • Определите внутренний облик лирического героя, проанализировав настроение стихотворения, его тропы (художественные средства выразительности) и фигуры речи. Внутренний облик лирического героя может быть совершенно различным: от одинокого и разочарованного всем странника жизни до весёлого, задорного и бодрого оптимиста.

Опубликовано 8 ноября, 2018

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Балабанова
Л.И.

Образ художественный.

Употребление
термина как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени,
пространства, образ природы, города, поколения, так и в обозначении ключевых
образов — образ лирического героя, образ осени, музы, свечи и т.д. 

Главные образы или
картины, созданные в стихотворении.

Образная
система.

Основные
образы.

Образный
ряд стихотворения.

 Обратите внимание, как
развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа,
слова, строфы, строки.

 Проследите, какими средствами создаётся
образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие
раскрыть образ.  Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в
какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его
чувствами (прямо или косвенно).

Образ
художественно
воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление
;

  это всякий чувственно
вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное; 

— это любое явление, творчески воссозданное в
произведении. 

Истолкование образов, личностное
восприятие.

Образ создается
при активном участии воображения автора и читателя. 

Он
обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное,
концентрирует существенные для автора стороны жизни. 

При
этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и
неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное
известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять
восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в
простое, простое в сложное. 

Образ может выходить за
рамки одного произведения:

образымотивы

повторяются в
нескольких произведениях одного или нескольких авторов

например 

образ метели

образ-топос

представляет
«общее место», характерное для целой культуры данного периода или
данной нации

образ дороги, мира как театра

образыархетипы

являются наиболее
устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения

Дон-Жуан и
Гамлет

Образ достраивается в сознании
читателя через детали и подробности, описывающие явление. 

Надо
уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес)
,
и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит,
изумрудный, нежный
). 

В стихотворении,
как правило,
можно выделить несколько образов.
Они всегда взаимосвязаны. 

При анализе стихотворения часто бывает
важно
выделить ключевой образ и образсимвол.

Образ-аллегория,
образ-символ.
(Гроза, сад, парус, ночь, ветер и др.) 

Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев,
стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве
человека, обращается
к образу птицы,
рисует ее свободный
полет:
 Поэт
не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом.

С поляны коршун
поднялся,
 

Высоко к небу он
взвился;
 Все
выше, дале вьется он
 И
вот ушел за небосклон.

Зарисовка
становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству:

точным словам,
смысловой вектор которых направлен вверх нагнетанию глаголов действия:

«поляна» —
«небо»
и «небосклон», 

«высоко», «все
выше», «дале» 

«поднялся»,
«взвился», «вьется»,

«ушел»

Заключительный
катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая
стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Поэтическая образность создается за
счет разной соотнесенности образов.
 

по ассоциации

небо, небосклон
два мощных, два живых крыла; 
пот
пыль.

контрастное  взаимодействие
образов

небо, небосклон, крылья
поляна, земля;  я коршун.

по сходству
соотнесены
образы

поляна
земля

по смежности

пыль
земля.

Образы могут соотноситься  

по умозаключению

я
царь земли

При анализе образного строя
стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:

образы, связанные с
цветовой палитрой

Фиолетовые руки
 

На эмалевой стене  Полусонно
чертят звуки
В
звонко-звучной тишине.

(В. Я. Брюсов)

освещение,
воссозданное
художественными средствами

А внизу подо мною уж ночь
наступила,
ночь
наступила для уснувшей Земли,  Для
меня же блистало дневное
светило,
 Огневое
светило
догорало вдали.

(К. Д. Бальмонт)

звуковые
образы

Нежно под трепетом
ангельских крыл
 Звонят
кресты
безымянных
могил.

(С. А. Есенин)

зрительные впечатления

Пригорок Пушкино горбил  Акуловой
горою, а низ горы —
 деревней
был, кривился крыш

корою.

(В. В. Маяковский)

передача запахов
средствами
художественного слова

Свеж и душист
твой роскошный венок,  

Всех в нем цветов
благовония слышны,
 

Кудри твои так
обильны и пышны,
 

Свеж и душист
твой роскошный венок.

(А. А. Фет)

воспроизведение
ощущений

В небесах торжественно
и чудно!
 

Спит земля в сиянье
голубом…
 

Что же мне так больно и
так трудно?
 

Жду ль чего? жалею ли о
чем?

(М. Ю. Лермонтов)

образные ассоциации

Где, как обугленные
груши,
 

С деревьев тысячи
грачей
 

Сорвутся в лужи и
обрушат
 Сухую
грусть на дно очей.

(Б. Л. Пастернак)

Лирический герой

Разграничение
понятий: поэт, автор и лирический герой.

Лирический
герой – это условное литературоведческое понятие
,
которое было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать
возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным
человеком. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к
лирике Блока. 

В литературоведении, среди учёных,
мнение о границах этого понятия неоднозначно. Содержание и границы понятия
«лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к
постижению образа поэта. 

В последние десятилетия и в научном
литературоведении, и в практике лирическим героем принято называть
человека, от лица которого написано стихотворение.
Как правило,
внутренний мир именно этого человека, его представления о жизни раскрыты в
лирическом произведении. 

Лирический герой, в
таком понимании, — это образ человека, созданный в лирическом произведении,
независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или,
напротив, отличается от него. 

ВЫВОД. 
Лирический герой —
важное понятие, касающееся изображения
человека в лирических произведениях. Термин необходим для обозначения
человека в лирических произведениях.

Событие в лирике важно лишь
постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно
переживание становится в лирике главным событием.

Содержание,
смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и
выражается переживание лирического героя.

В центре лирического
произведения
–  образ лирического
героя.

Именно
его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени
художниклирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех
впечатлений, которые он производит на лирического героя.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать
его личностно очень близким себе

(стихи Лермонтова, Фета,

Некрасова, Маяковского,

Цветаевой, Ахматовой и др.). 

Образ лирического героя часто бывает
автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором,  как частным
человеком, даже если повествование ведётся от первого лица.

Лирический герой хоть и
отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это
внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир
человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы.

Но иногда поэт словно
бы «прячется» за маской лирического героя, совершенно далекого от
личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней
Офелию (2 стихотворения под названием «Песня Офелии») или уличного
актера Арлекина («Я был весь в пестрых лоскутьях…»), М.Цветаева —
Гамлета («На дне она, где ил…»), В.Брюсов

— Клеопатру
(«Клеопатра»), С.Есенин — крестьянского паренька из народной песни
или сказки («Матушка в купальницу по лесу ходила…»). 

Понятие «лирический
герой» актуально не для любого стихотворения.
 
О лирическом герое трудно говорить, если художественной задачей стихотворения
является постановка философской проблемы, а не изображение состояния души
человека.
В философских поэтических произведениях
лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план
выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.

Говорить о лирическом герое следует
тогда, когда в стихотворении, написанном от первого лица, лирический субъект
в той или иной степени отличается от поэта, автора стихотворения. 

Варианты такого несовпадения могут быть различными.
Иногда поэты сами подчеркивают моменты расхождения между «я» поэта и «я»
человека, о котором они пишут. Поэт как бы вживается в чужую (или чуждую) ему
роль, надевает «лирическую маску». Иногда различия затушеваны, не столь
очевидны.
 

Проблема соотнесенности лирического героя и
автора.
 

Два
типа отношений

Лирическое
«Я»

Лирический
субъект

Лирический
герой – это поэтический двойник автора, способ раскрытия авторского сознания

А.А.
Ахматова «Я научилась просто, мудро жить…» «Я гибель накликала милым…»

Лирический герой – это вымышленное «Я»,
порожден авторской фантазии, способ раскрытия чужого сознания А.А. Ахматова
«Муж хлестал меня узорчатым…», «Сероглазый король»

Фрагмент стихотворения А. А.

Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить, 

Смотреть на небо и
молиться

Богу, 

И
долго перед вечером бродить,  Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге
лопухи И никнет гроздь рябины желтокрасной,

Слагаю я веселые стихи О
жизни тленной, тленной и прекрасной.

Таковы
многие стихотворения А.А. Ахматова фрагмент:

Муж хлестал меня
узорчатым,  Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке створчатом   Я всю ночь
сижу с огнем. Рассветает. И над кузницей  Подымается дымок. 

Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять
побыть не мог.

Настроение и его изменение в
стихотворении

Переживания
лирического героя

Устойчивое
настроение

Изменяющееся
настроение

М.Ю. Лермонтов

«Я жить хочу! Хочу
печали…»,

«И скучно и грустно»

А.С. Пушкин

«Ненастный день потух, ненастной ночи
мгла…», «Сожженное письмо»

Характер лирического героя

Лирический герой  – это образ личности,
которой принадлежат мысли и переживания в лирич. произведении (обычно это или
сам автор или близкий к личности автора).
Его
характер раскрывается в раздумьях, эмоциях.

Раскрывается через внутреннее эмоциональное
состояние, особенности картины мира, воссозданной часто в форме исповеди
героя, его лирического дневника. М.Ю. Лермонтов «Отчего»

ХАРАКТЕРИСТИКА
лирического героя:

Что вы можете сказать о
характере лирического героя, о его

чувствах, отношении к миру, к жизни?

Каким вы представляете себе лирического
героя?

                    
Как образ лирического героя соотносится с образом
автора, его близость автору: равен автору – сам автор; близок автору,
выражает его мысли, чувства, переживания; самостоятелен — далек от авторской
позиции (чем?); рассказ от лица персонажа;

                    
Внутренний облик лирического героя: его мысли,
чувства, переживания;

                    
Как меняются чувства лирического героя от начала к
концу произведения? Диапазон его чувств и переживаний. Чувства лирического
героя могут быть статичны (без развития), а могут развиваться (изображаться в
динамике).

                    
Как лирический герой изменяется в стихотворении, как
трансформируются его мироощущения;

                    
Какие слова можно назвать ключевыми в отображении
динамики образа-переживания?

                    
Основные черты лирического героя.  Какой он – романтический,
неудовлетворённый действительностью, жаждущий новых форм общения, ищущий,
страдающий, эмоциональный, интеллектуальный?.  

                    
Эволюция образа в творчестве автора.

Лирический
герой
поэзии 

Н. А. Некрасова 

предъявляет
высокие требования как к миру, так и к самому себе. Это человек с раненым
сердцем, тонко чувствующий чужую боль и свою вину, способный заражать силой
своей страсти. Лирическое

«я»
порождает интонацию скорби или гнева, упрека или самообличения, мольбы или
жесткого требования, ему чуждо бесстрастное созерцание, философское
спокойствие при столкновении с различными проявлениями зла. Герой Некрасова,
от лица которого ведется повествование, не стремится уйти от надрывающих душу
картин мрачной повседневности, он страстно желает достижения идеала
справедливости и гармонии.

*Клише:

                    
Лирический герой — двойник автора, в нем мы видим
отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.

                    
Лирический герой — абсолютно самостоятельное
явление. Поэт как бы «примеривает» другой образ, пытается жить
жизнью другого человека, героя.

                    
Лирический герой представляется мне поэтичным
человеком с тонкой душой, глубокими чувствами… 

                    
Лирический герой наделён энергией чувства,
отзывчивостью, естественной для поэта… 

                    
Лирический герой этого стихотворения – это человек,
который…

Однако отождествлять лирического героя со
всяким лирическим субъектом нельзя. Ведь в большинстве стихотворений
лирический субъект совпадает с самим автором произведения.
Поэтому
вместо термина «лирический герой» можно использовать простые и понятные слова,
указывающие на принадлежность мыслей, чувств, настроений, выраженных в
стихотворении: «поэт», «автор».
 

Можно просто говорить о том, что,
например, в стихотворении «…Вновь я посетил…» именно Пушкину, а не
«лирическому герою» принадлежат мысли о будущем, о «племени младом,
незнакомом», а в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
именно сам поэт, автор стихотворения, обращается с горькими словами к русскому
народу.

Пушкин, Некрасов, Тютчев,
Фет — это лирики без лирического героя.
Авторский
образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью —
личностью самого поэта. Называть этот лирическим героем неуместно, ведь
лирический герой, как точно заметила исследовательница Л.Я.Гинзбург, — «это
всегда отражение, отделившееся от отражаемого».

Нередко термин «лирический
герой»
используется при анализе эпических произведений, чаще всего поэм. Некоторые
литературоведы говорят даже о «лирическом герое» в «Евгении Онегине» и в
«Мертвых душах».
Вероятно, в этих случаях имеется в виду либо автор,
голос которого открыто звучит в произведении, либо понятие «лирический герой»
заменяет другие — «автобиографический герой», «образ автора».
Заметим, что
такая замена ничем не оправдана, так как «лирический герой» — это «герой» лирического
произведении. Недопустимо отождествлять лирику как род литературы и лиризм
как особого рода субъективность, открытость, совокупность настроений и
переживаний, выраженных в тексте.

Лирический герой в литературе: значение термина и примеры

Читая произведения русской литературы, будь то проза или поэзия, мы часто сталкиваемся с лирическим «я» автора. Оно может быть выражено как прямо с помощью личного местоимения, так и косвенно, когда литературный персонаж несёт в себе убеждения и идеи писателя или поэта. Кто это лирическое «я»? Равно ли оно самому автору? Для чего писатель вводит его в повествование? Многомудрый Литрекон спешит на помощь, отвечая на Ваши вопросы. Приятного просвещения!

Определение

Лирический герой – это вымышленный человек, образ, который рассказывает читателю о своих эмоциях и переживаниях, передаёт своё видение мира и заявляет о своих убеждениях. Иными словами, лирический герой – это персонаж, от лица которого ведётся повествование. Он может существовать только в художественном времени и пространстве, созданном автором.

С одной стороны, лирический герой – это сжатый образ, так как он существует исключительно в рамках одного произведения. Однако, с другой стороны, лирический герой гораздо объёмнее и живее настоящего человека, ведь его чувства сконцентрированы на одной теме, его разум более ясный, а мысли более сосредоточенны. 

Впервые термин «лирический герой» был введён в теорию литературы Ю.Н. Тыняновым, который утверждал, что этот тип героя является литературным «двойником» самого автора.

Функции и основные черты

Лирический герой в литературных произведениях играет очень важную роль, выполняя следующие функции:

  • Проводник. С помощью лирического героя можно передать речь, чувства, мысли и убеждения. Он словно посредник между читателем и изображённым автором миром, понять который можно только прислушавшись к герою произведения.
  • Литературная маска автора. Литературный герой бывает шире или уже самого автора, однако, несомненно, несёт в себе именно его черты. Через лирическое «я» поэт или писатель может показывать читателю, каким бы он сам хотел быть.

Главной чертой лирического героя является идейно-психологическое единство, которое может сочетать с биографическим. В разных стихотворениях раскрывается единая личность, с устоявшимся мировоззрением и отношением к себе и окружающим. В некоторых стихотворениях можно встретить одного и того же персонажа в разных жизненных обстоятельствах. В таком случае читатель может стать слушателем целой истории одного человека.

Примеры

Лирический герой может встречаться в прозе. Например, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова есть особая часть «Журнал Печорина», где повествование ведётся от первого лица. Здесь герой рассказывает о своём пребывании в Тамани, об отношениях с княжной Мери и о споре с судьбой. Несмотря на то что в этих главах есть лирическое «я», оно не будет равно самому Лермонтову. Следов этих событий нет в его биографии. 

В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина повествование также ведётся от первого лица. Однако это «я» не является автором по той же причине. Писатели выбрали те образы, от лица которых удобно рассказывать, те образы, которые близки им самим.

Однако настоящим домом лирического героя является именно поэзия – чувственная и эмоциональная. Обратимся к примерам в поэзии XIX-XX веков.

  • Лирический герой романтической поэзии А.С. Пушкина – это многогранная и сильная личность. Как и сам поэт, его лирическое «я» патриотичное и свободолюбивое, оно выступает за справедливость и выражает протест деспотичности. Это хорошо видно в таких стихотворениях Пушкина, как «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам…», «Анчар» и «Стансы». Лирический герой-поэт, идеал Александра Сергеевича Пушкина, предстаёт перед читателем в стихотворениях «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» и «Поэт и толпа». Здесь лирическое «я» автора – это поэт, который говорит об истине, который просвещает людей и ведёт их в лучший из миров.
  • Лирический герой романтической поэзии М.Ю. Лермонтова – это отшельник, жаждущий страсти к жизни, это герой-боец, который вынужден оставаться одиноким. Ярко обозначено лирическое «я» поэта в стихотворениях «Парус», «Нищий», «Когда волнуется желтеющая нива…» и многих других. 
  • Лирический герой А.А. Фета – это человек, который обладает сложным внутренним миром. Он постоянно анализирует то, что происходит в его душе, и способен слышать и слушать природу, которая говорит с ним. Например, в стихотворении «Ночь. Не слышно городского шума…» лирический герой пытается понять, что заронила «искра» в его грустном сердце: любовь, близкую утрату, радость?.. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» лирический герой вспоминает об ушедшей любви, разбирается в том, что он сейчас чувствует. Нельзя не отметить, что лирический герой Фета во многом противоположен автору. Он нежен и чуток, тогда как о самом писателе отзывались как о чёрством человеке, который с трудом находил общий язык с окружающими его людьми.
  • Лирический герой М.И. Цветаевой напротив был буквально двойником поэта. В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Цветаева рисует свой образ, называя его своим именем («…мне имя – Марина…») и описывая свою внешность («беспутные кудри эти»). Лирический герой поэта – человек с сильным характером, он очень эмоционален, откровенен и искренен. Отличительной чертой лирического «я» Цветаевой является желание быть любимой и обладать своим возлюбленным.
  • Лирический герой А.А. Блока в раннем творчестве – это наивный влюблённый юноша, который ждёт очищения мира, верит, что луч надежды снизойдёт на всё человечество. Наиболее ярко лирическое «я» Блока выражено в цикле стихотворений о Прекрасной Даме. Он посвящён жене поэта Любови Менделеевой и отчасти носит биографический характер. Лирический герой максимально приближен к личности самого поэта, однако не равен ему.
  • Лирический герой Владимира Маяковского – сложная личность, переживающая бурю эмоций. Это и ревность, и сомнения, и любовь, и агрессия, и несогласие с устройством мира и поэзии. Лирическое «я» Маяковского – это бунтарь. Например, в стихотворении «А вы могли бы?» лирический герой бросает вызов поэтам, заявляя, что он может «смазать карту будня» и сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб». В произведении «Послушайте!» лирический герой так же уверен в себе, однако голос, которым он говорит, немного дрожит, его мучат сомнения, он встревожен.
  • Лирический герой С.А. Есенина – настоящий романтик, переживающий внутренний конфликт с новым прогрессивным мироустройством. Лирическое «я» поэта любит и ценит природу русского края, что характеризует его как тонко чувствующего человека. Однако лирическому герою свойственно сомневаться в своих силах и возможностях, о чём он рассказывает в стихотворении «Русь советская»: 

«Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…»

  • Лирический герой И.А. Бродского – отчуждённый человек, страдающий изгнанник, которому свойственно замыкаться в себе и анализировать происходящее. Так, в стихотворении «Одиночество» лирический герой, теряя смысл своего существования, пытается переосмыслить действительность и самого себя. В произведении «Не выходи из комнаты…» лирический герой прямо говорит о том, что внешний мир опасен, неприятен, а мир собственной комнаты невероятно интересен, именно с ним нужно слиться и стать единым целым.

Таким образом, лирический герой в литературе – это «двойник» автора, который может быть как близок поэту, так и прямо противоположен ему. Однако лирическое «я» всегда несёт в себе идеи и убеждения, мысли и чувства автора.

Автор: Дарья Барановская

Метки: 11 классЕГЭ по литературетеория

Читайте также:

Понятие о лирическом герое литературного произведения

Понятие о лирическом герое литературного произведения

Среди самых разнообразных типов повествователя есть один совершенно особый тип, определяющий специфику восприятия художественного мира литературного произведения. В лирическом произведении, как вам известно, изображаются не события и факты, а чувства и переживания человека. В нем может присутствовать пейзаж, интерьер, персонажи… Много чего может изобразить автор в лирическом произведении, но все это будет сделано с одной-единствен-ной целью: вызвать у читателя вполне конкретное настроение, передать ему какое-нибудь чувство, переживание.

Вот тут-то и подстерегает нас очередная загадка. Чье чувство? Чье переживание передает лирическое произведение? Автора? Не будем спешить с ответом. Вот, например, одна поучительная история. Во второй половине XIX века известный вам поэт А. К. Толстой и его друзья, братья Жемчужниковы, придумали шутливый образ Козьмы Пруткова, от имени которого публиковали пьесы, афоризмы и лирические стихотворения. Одно из этих стихотворений, заключавшее в себе описание вымышленного писателя, начиналось строками:

Когда в толпе ты встретишь человека,

        На коем фрак;

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

        Неровен шаг;

Кого власы подъяты в беспорядке,

        Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке, —

       Знай, – это я!

Конечно же, этот портрет не имеет отношения ни к одному из создателей образа Козьмы Пруткова, а написавший это стихотворение А. К. Толстой лишь разыгрывает читателя.

Но за этой шуткой скрывается важное напоминание о том, что лирическое произведение тоже имеет своего героя, персонаж, от имени которого ведется повествование. Такой персонаж называется лирическим героем.

Лирический герой – это выразитель мгновенного, зафиксированного автором чувства, переживания. С одной стороны, характер лирического героя всегда беднее характера автора, поскольку лирический герой проявляет себя в одной-единственной ситуации, бывает поглощен одной мыслью или одним чувством. Но, с другой стороны, чувство или мысль лирического героя значительно сильнее, объемнее и рельефнее, чем у реального человека, они не затемнены другими мыслями и чувствами, другими переживаниями.

Очень важно понять сходство и различие таких нетождественных, но близких понятий, как автор, повествователь и лирический герой. Автор– это реальный человек, обладающий собственной судьбой, личной жизнью, какие-то стороны которой чаще всего остаются скрытыми, неизвестными публике. Он – творец произведения, но именно поэтому позволяет себе проявиться в своем творении лишь настолько, насколько сам считает нужным, и в этом ему помогает вымышленный образ повествователя.

Иногда нам кажется, что никакого образа повествователя в произведении нет. Само повествование может быть настолько нейтральным, безразличным к описываемому, что невозможно ничего сказать о повествующем. Но ведь это тоже определенная характеристика. Автор избирает нейтральную, безразличную манеру рассказа, чтобы не мешать читателю самому сделать выводы, прийти к самостоятельным заключениям. При этом сам автор далеко не нейтрален, ему не безразлично, как поймут его произведение читатели. Следовательно, и здесь между автором и повествователем налицо существенное различие.

Лирический герой– это тоже тип повествователя, но он гораздо ближе автору, чем любой другой тип. Его чувства являются отражением внутреннего мира автора, каких-то фактов его личной биографии. Лирический герой – это тоже определенный характер, выражение чьей-то судьбы. Но лирический монолог этого характера читатель вынужден принимать, не имея возможности проверить истинность и искренность сказанного. Художественный мир, в котором появляется лирический герой, – мир его души, мир, существующий только в восприятии самого лирического героя.

В художественном мире стихотворения А. С. Пушкина «Няне» лирический герой близок самому поэту, он выражает отношение конкретного исторического лица (А. С. Пушкина) к другому известному нам историческому лицу (Арине Родионовне, няне поэта), но читатель может и не знать этих подробностей. В стихотворении есть все, чтобы установить взаимоотношения лирического героя с тем, к кому он обращается. Название стихотворения указывает, о ком идет речь. Здесь же дается и лирический портрет няни, в котором поэта привлекает не столько внешний облик (вы можете увидеть очень важные детали, позволяющие представить, как выглядит няня), сколько душевное, психологическое состояние человека, переживающего разлуку с близким и тревожащимся за его судьбу.

Перечислите, пожалуйста, детали, создающие психологический облик няни.

А вот в стихотворении «Анчар» лирический герой беседует с читателем совершенно иным голосом. Очевидно, что интонации человека, обращающегося к близкому и дорогому ему существу, отличаются от интонаций нейтрального рассказчика, повествующего о древе яда неизвестному читателю. Но дело не только в различии адресатов двух стихотворений. Различна их тематика, различны и чувства, выражаемые ими.

В первом стихотворении поэт делится с читателем светлым и радостным чувством любви и благодарности своей воспитательнице. Во втором – воплощает итог глубоких раздумий над природой человека, но передает не сами раздумья, не ход своих размышлений, а глубокую тревогу, возникшую в результате своих философских исканий. В первом случае А. С. Пушкину хочется поделиться с читателем своим чувством, во втором – добиться того, чтобы читатель сам почувствовал печальный вывод автора.

Для достижения этой непростой цели А. С. Пушкин избирает тоже непростой путь. Его лирический герой как бы не проявляет своего отношения к рассказываемому, скрывает собственные чувства под маской спокойного и неторопливого рассказчика, повествующего об экзотическом древе яда. «Анчар» напоминает балладу: здесь есть пейзажный зачин, есть конфликт, есть сюжет. Но сознайтесь, разве смерть неведомого раба, покорно отправившегося навстречу собственной гибели, а по дороге захватившего смертной смолы для множества других жертв, вызывает у нас ощущение грозной опасности? Разве возмущение жестокостью восточного князя хочет пробудить у нас поэт?

Все гораздо сложнее. Но чтобы понять глубокий смысл «Анчара», нам надо понять позицию лирического героя, почувствовать, что на самом деле скрывается за эпическим спокойствием повествователя. Я попробую облегчить вам решение этой задачи. Обратите внимание на то, что пять строф стихотворения, предшествующие четырем строфам, в которых развивается конфликт, – это пейзаж, одновременно являющийся портретом (но не человека, а анчара). И лишь когда складывается определенное эмоциональное отношение читателя к повествуемому, когда он попадает под воздействие лирического героя, тот рассказывает о путешествии раба к анчару. Разобравшись во всем этом, вы сможете сформировать основную мысль стихотворения и охарактеризовать лирического героя.

А затем вам предстоит познакомиться с одной из самых лучших русских элегий. Ее написал современник и друг А. С. Пушкина, превосходный поэт Евгений Абрамович Баратынский, о котором Пушкин говорил, что тот «оригинален – ибо мыслит», и признавал первенство Баратынского в жанре элегии над всеми другими поэтами своего круга и им самим.

Жанр элегии был очень любим русскими поэтами. Это лирическое произведение в свободной стихотворной форме, содержащее какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

А. С. Пушкин не случайно восхищался элегиями Е. А. Баратынского. В этом жанре очень важно найти верную интонацию для голоса лирического героя. Как никто другой Е. А. Баратынский обладал этим даром. Вслушайтесь в голос лирического героя «Признания»: в нем слышится не только усталость, но подлинная боль и растерянность от ощущения собственного бессилия. Лирический герой ведет трудный разговор, и читатель становится свидетелем того, как мучительно ищет он слова для объяснения того, что невозможно объяснить словами: ощущения прошедшей любви. Отсюда особая интонация повествования, отсюда и боль в голосе повествователя.

И в то же время как четко отливаются в афористические формы (посмотрите в словаре значение слова «афоризм») чеканные строки, поражающие глубиной поэтического обобщения: «я клятвы дал, но дал их свыше сил»; «вполне упоевает нас только первая любовь»; «мы не сердца под брачными венцами – мы жребии свои соединим».

Постарайтесь назвать поэтические приемы создания поэтической интонации этой элегии, найти в ней наиболее образные тропы и другие средства поэтической выразительности, дать характеристику лирического героя.

Грузинский поэт Николоз Бараташвили был современником А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского. Его стихотворение – превосходная лирическая миниатюра, передающая силу любовного чувства лирического героя.

Скажите, как поэт передает силу своей любви и восхищение своей возлюбленной?

А вот в стихотворении известного вам поэта А. С. Хомякова «России» мне хотелось бы в первую очередь обратить ваше внимание на выражение патриотизма. Вряд ли можно считать полноценным человека, лишенного любви к своей Отчизне. Но легко ли выразить эту любовь? Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели А. С. Хомяков использует в своем стихотворении торжественный стиль, риторические приемы (риторические обращения, восклицания и т. п.). Но самое важное заключается в том, что поэт не стремится идеализировать свою родину. Он сам перечисляет многочисленные грехи Отчизны (найдите их в стихотворении и объясните их появление), но очень хорошо понимает, что только Россия способна защитить славянские народы и православную веру от посягательств завоевателя. В этом видит поэт высокую миссию своего государства. Обратите внимание на то, как умело соединяет А. С. Хомяков гражданскую и христианскую символику, отметьте основные поэтические приемы, используемые поэтом.

Обращаясь к России, А. С. Хомяков создает очень любопытный образ лирического героя. Попробуйте описать основные черты его характера и чувства, которые он испытывает, обращаясь к Отчизне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

3. Понятие текста

3. Понятие текста

Текст и внетекстовые структуры
Определение понятия «текст» затруднительно. Прежде всего, приходится возражать против отождествления «текста» с представлением о целостности художественного произведения. Весьма распространенное противопоставление

Понятие текста

Понятие текста
В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность

О том, что такое пафос литературного произведения

О том, что такое пафос литературного произведения

Читая различные произведения, вы, вероятно, уже обратили внимание на то, что одни из них возбуждают в вас радостное чувство, от других вы грустите, третьи вызывают негодование, четвертые – смех и т. д. Почему так

Заметка о «Герое нашего времени»

Заметка о «Герое нашего времени»
Знаменитое название лермонтовского романа само уже говорит о том, что Печорин для автора – явление типическое и характеризующее целую эпоху. Кроме того, из предисловия мы узнаем, что художник написал портрет, составленный из пороков

Слово и «музыка» в лирическом стихотворении

Слово и «музыка» в лирическом стихотворении
Внешним образом стихотворная речь отличается от прозаической своею метричностью.[44] Это исходное положение всех трудов по стиховедению. Причем необходимая мерность стихотворной речи любому человеку, привыкшему задумываться

Понятие «семиосфера»

Понятие «семиосфера»
Все разнообразные научные интересы объединялись в исследованиях Лотмана в феномене культуры. Понятие «текст культуры» универсально. Этот подход позволил создать новаторское направление в культурологии, включив в нее литературоведение,

Двумерность структуры литературного произведения

Двумерность структуры литературного произведения
Читаем у Мицкевича в «Аккерманских степях»:

Выходим на простор степного океана.
Воз тонет в зелени, как челн в равнине вод,
Меж заводей цветов в волнах травы плывет,
Минуя острова багряного бурьяна.

Темнеет. Впереди – ни

Схематичность литературного произведения

Схематичность литературного произведения
Мы остановимся здесь на одном свойстве структуры литературного произведения &lt;…&gt; на его схематичности. Поясню, что я под этим подразумеваю.Свойство это проявляется во всех четырех слоях литературного произведения, но ярче

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА
Синкретическое (комплексное, нерасчлененное) представление различных семантических и грамматических признаков в одном слове — древнейший способ познания и отражения мира в языке, способ, восходящий к эпохе мифологического мышления, когда в

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить письмо на имя руководителя
  • Как найти активное вещество
  • Как найти своего двойника на телефоне
  • Как найти районная поликлиника по адресу
  • Как найти кпд в термодинамике