Как найти лишнее слово в группе слов

Подборка развивающих заданий для детей «Найди лишнее», с помощью которых вы сможете подготовить своего ребенка к школе, а также, при желании, улучшить успеваемость по важным предметам.

Содержание

  • Развивающее задание «Найди лишнее на картинке»
  • Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»
  • Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
  • Развивающее задание «Найдите лишний ряд»
  • Развивающее задание «Найди лишнее и объясни простыми словами»
  • Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
  • Развивающее задание «Найдите лишнее предложение»
  • Развивающее задание «Найди лишнее число»
  • Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
  • Развивающее задание «Найди лишний предмет»
  • Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
  • Видео: Найди лишний предмет. Развитие мышления

Развивающие задания «Найди лишнее» — это идеальный способ, в игровой форме, развить смекалку, наблюдательность и усидчивость ребенка дошкольного возраста. Такие задания также можно использовать в начальной школе, для того чтобы научить школьника правильно концентрироваться на поставленных перед ним задачами.

Развивающее задание «Найди лишнее на картинке»

Эта подборка развивающих заданий для детей подойдет для самых маленьких, тех кто пока еще познает окружающий мир визуально. А чтобы малышу было интересно заниматься, для начала позвольте ему сделать рисунок ярким при помощи красок и цветных карандашей, и только после этого предлагайте искать лишние предметы.

Развивающее задание «Найди лишнее на картинке»:

Пример №1
Пример №2
Пример №3
Пример №4
Пример №5
Пример №6
Пример №7
Пример №8
Пример №9
Пример №10

Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»

ВАЖНО: Учитывайте, что подобные задания надо предлагать детям, которые умеют хорошо читать. Если ребенок пока только знакомится с алфавитом, остановите свой выбор на картинках с предметами. Также надо помнить, чем младше ребенок, выполняющий задание, тем проще должны быть слова.

Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»:

Ребенок должен вслух и вдумчиво прочитать все слова
Слова могут иметь разное звучание, но относиться, например, к одному действию или предмету
Слова синонимы прекрасно подходят для развивающих игр
Обращайте внимание ребенка на формы, цвета, действия
Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»
Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»
Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»
Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»
Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»
Развивающее задание «Найди лишнее слово в каждой строке»

Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»

Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»:

Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»
Развивающее задание «Найдите лишнее в каждой группе слов»

Развивающее задание «Найдите лишний ряд»

Цифры также могут использоваться для развивающих заданий «Найди лишнее». Но вы должны понимать, что подобные смысловые нагрузки под силу не всем детям. Если малыш не дружит с математикой, тогда подбирайте для него максимально простые задания.

Развивающее задание «Найдите лишний ряд»:

Расскажите ребенку, что в математические цифры могут иметь десятки и сотни. Обязательно приведите пример
Для начала разберите с малышом пару примеров
Попросите ребенка объяснить, чем выбранный ряд отличается от остальных
При надобности помогайте дошкольнику разобраться в цифровых ребусах
Для совсем маленьких ребят выбирайте самые простые числовые загадки
Математические задания на начальных этапах не должны длиться слишком долго
Комбинируйте математические ребусы с поиском ярких предметов
Заинтересуйте ребенка яркостью

Развивающее задание «Найди лишнее и объясни простыми словами»

Если вы хотите, чтобы ребенок развивался достаточно быстро, старайтесь давать ему разноплановые задания. Так, например, периодически усложняйте задачки. Предложите малышу не просто найти лишнее слово, число или предмет на картинке, но и попросите логически объяснить свой выбор.

Развивающее задание «Найди лишнее и объясни простыми словами»:

Яркие картинки помогут привлечь внимание самого неусидчивого малыша
  • 1 ряд — лишний петух, он домашняя птица
  • 2 ряд — лишняя миска, столовый прибор, а не мебель
  • 3 ряд — лишние брюки, предмет одежды, все остальное овощи
  • 4 ряд — лишний стульчик, является предметом мебели

Не требуйте от дошкольника слишком объемных объяснений. Малыш должен использовать свой словарный запас
  • 1 ряд — лишний мальчик, все остальные девочки
  • 2 ряд — лишний картофель, он овощ
  • 3 ряд — лишние вишни, они не являются игрушками
  • 4 ряд — лишние кубики. Это игрушка, а не предмет мебели

Для дошкольников лучше выбирать двухрядные смысловые ребусы
  • 1 ряд — обратите внимание на яблоко, он является продуктом питания
  • 2 ряд — обратите внимание на машинку, все остальное еда

Для усидчивого малыша можно выбирать картинки с мелким рисунком, тем самым усложняя задание
  • 1 ряд — лишняя ель, не является цветком
  • 2 ряд — лишний комнатный тапочек, обувь, не столовый предмет
  • 3 ряд — лишняя шляпа, головной убор
  • 4 ряд — лишний чемоданчик, все остальное автомобили
  • 5 ряд — лишняя груша, она относится к фруктам

Акцентируйте внимание на живых и не живых предметах
  • 1 ряд — лишние очки, все остальное часы
  • 2 ряд — лишние ботинки, это обувь
  • 3 ряд — лишние брюки, они не являются головным убором
  • 4 ряд — лишняя лавочка, все остальное живые деревья

Периодически просите максимально красочно описать выбранный предмет
  • 1 ряд — лишний кролик, он животное
  • 2 ряд — лишний помидор, он является овощем

В игровой форме можно познакомить дошкольника с овощами и фруктами
  • 1 ряд — лишнее яблоко, это фрукт
  • 2 ряд — лишний картофель, относится к овощам
  • 3 ряд — лишний гранат, это фрукт

Предметы на картинке должны быть хорошо знакомы ребенку
  • 1 ряд — лишняя земляника, это ягода, а не гриб
  • 2 ряд — лишний велосипед, все остальное относится к предметам мебели

Предмет может отличаться от остальных по форме, цвету, величине
  • 1 ряд — лишний сом, он не может жить на суше
  • 2 ряд — лишняя птица, она хоть и летает, но не является насекомым
  • 3 ряд — лишний поезд, он не может передвигаться по воде
  • 4 ряд — лишний самолет, он летает по воздуху

Иногда можно предлагать картинки, на которых предметы никак не связаны
  • 1 ряд — лишняя роза, это цветок, а не предмет одежды
  • 2 ряд — лишняя бабочка, она насекомое, а не фрукт
  • 3 ряд — лишний чайник, все остальное игрушки
  • 4 ряд —  лишний фартук, все остальное цветы

Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»

Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»:

Найди-что-лишнее-среди-предметов-в-ряду-2346

Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»
Развивающее задание «Найди и подчеркнуть лишнее»

Развивающее задание «Найдите лишнее предложение»

Если ваш малыш может вполне сносно читать, можете предлагать ему задания с предложениями. Так вы и чтение улучшите, и логическое мышление разовьете. Ниже вы можете найти примеры для подобных занятий.

Развивающее задание «Найдите лишнее предложение»:

  1. В поле растут нежные ромашки.
  2. В нашем саду расцвели пушистые пионы.
  3. После дождя я люблю бегать по лужам.

Правильный ответ — 3 предложение не подходит по смыслу, оно не о цветах.

  1. Я очень сильно люблю сладкие яблоки.
  2. Моя мама и дня не может прожить без ароматных груш.
  3. Папа часто покупает нам яблоки и груши.
  4. Сегодня бабушка решила угостить меня салатом из свеклы.

Правильный ответ — 4 предложение не подходит по смыслу, в нем упоминается овощ, а не фрукт.

  1. Я люблю праздновать день рождения со своими родными.
  2. Сегодня мы всей семьей славно потрудились в саду.
  3. Совсем скоро мы будем праздновать самый веселый праздник — Новый год.

Правильный ответ — 2 предложение не подходит по смыслу, в нем не упоминается о празднике.

Развивающее задание «Найди лишнее число»

Математические задания не очень популярны среди детей, но все же именно с их помощью лучше всего развивается внимательность и логика.

Развивающее задание «Найди лишнее число»:

Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»
Развивающее задание «Найди лишнее число»

Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»

Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»:

Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»
Развивающее задание «Найди лишнее с точки зрения логики»

Развивающее задание «Найди лишний предмет»

Развивающее задание «Найди лишний предмет»:

Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»
Развивающее задание «Найди лишний предмет»

Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»

Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»:

Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»
Развивающее задание «Найди лишнее и зачеркни»

Видео: Найди лишний предмет. Развитие мышления

Читайте также на нашем сайте статьи для развития детей:

  • Самостоятельное обучение скорочтению, тренировка, развитие быстрого чтения детей и школьников 7, 8, 9, 10 лет
  • Развивающие активные игры для детей от 8 лет, на эрудицию, логику, развитие музыкальных, математических навыков, воображения
  • Игры для детей 6 лет на развитие речи, математических способностей, логики, памяти, воображения. 
  • Развивающие игры для детей от 5 лет для развития внимания, памяти, логики, речи, слухового восприятия, умения воспринимать цвета. 
  • Развивающие игры для детей от 3 лет на развитие речи, фонематического слуха, мышления и логики, памяти

Лишнее слово в ряду — это грамматическая ошибка, которая может повлиять на понимание текста и создать необходимость в его повторном чтении. Задача определения лишнего слова рядом является одной из самых часто встречающихся вопросов в рамках тестов на знание русского языка.

При определении лишнего слова в ряду следует учитывать правила грамматики, смысловую связь и синтаксис. Для прохождения данной задачи необходимо обладать некоторыми знаниями и умениями, которые помогут правильно выполнить задание и избежать ошибок.

В данной статье мы рассмотрим несколько способов определения лишнего слова в ряду и поделимся полезными советами для тех, кто хочет овладеть этим навыком.

Содержание

  1. Определение понятия «лишнее слово»
  2. Значение поиска «лишнего слова» в ряду
  3. Определение «лишнего слова» в ряду
  4. Примеры упражнений для тренировки в определении «лишнего слова»
  5. 1. Составьте список из пяти слов. Одно из них лишнее, найдите его
  6. 2. Составьте список из десяти слов. Найдите лишнее слово
  7. 3. Составьте список из восьми слов. Найдите и удалите лишнее слово. После этого определите, какое слово было удалено
  8. Как применять навык определения «лишнего слова» в повседневной жизни?
  9. Советы экспертов по определению «лишнего слова»
  10. Ложные срабатывания и ошибки при определении «лишнего слова»

Определение понятия «лишнее слово»

Лишнее слово — это слово, которое не относится к определенному ряду или группе слов, имеющих общую связь между собой. В целом можно сказать, что лишнее слово — это элемент, который выбивается из контекста и не имеет своего места в данном ряду.

Определить лишнее слово — это задача, которую не всегда можно легко решить, если в ряду находятся слова, которые имеют несколько значений или неоднозначное толкование. Для определения лишнего слова необходимо четко понимание связи между словами в ряду и их общих характеристик.

Определение лишнего слова может понадобиться в различных ситуациях, таких как составление тезисов, анализ лингвистических данных или написание сочинений. Чтобы успешно определять лишнее слово, необходимо иметь знания в области лексики и грамматики.

Способы определения лишнего слова:

  • Четкое определение темы и основной идеи ряда слов;
  • Анализ слов на предмет их смыслового значения и связи с другими словами в ряду;
  • Сравнение слов в ряду и выявление различий и сходств между ними;
  • Установление возможных ассоциаций и связей между прилагательными и существительными;
  • Использование лингвистических знаний и логического мышления для определения связи между словами в ряду.

Определение лишнего слова может быть сложной задачей, но при правильном подходе к ней можно успешно решить эту проблему и иметь более глубокое понимание языка и лингвистических процессов.

Значение поиска «лишнего слова» в ряду

Некоторые могут считать, что поиск лишнего слова в ряду — бесполезное занятие. Однако это далеко не так. Нахождение «лишнего слова» может помочь в изучении языка и понимании того, как он функционирует в речи.

Поиск «лишнего слова» в ряду требует от нас активного участия в процессе анализа слов и их контекста. В результате мы улучшаем нашу способность анализировать тексты и находить логические ошибки. Это может быть полезно как в повседневной жизни, так и в академической среде.

Кроме того, нахождение «лишнего слова» может помочь нам улучшить нашу грамматику и написание. При анализе слов мы сталкиваемся с различными грамматическими конструкциями, что помогает нам лучше понять их использование и наложить это знание на свою собственную письменность.

В целом, поиск «лишних слов» в ряду научит нас более тщательно анализировать тексты, понимать язык и улучшать свои навыки письма. Это не только полезно для нашей личной жизни, но также для развития наших языковых навыков и дальнейшего прогресса в академическом или профессиональном секторах.

Определение «лишнего слова» в ряду

Под «лишним словом» понимают слово, которое не соответствует логике или теме ряда слов. Такое слово может привести к непониманию или искажению смысла.

Чтобы определить «лишнее слово» в ряду, необходимо провести анализ каждого слова на соответствие теме или заданному контексту. Важно учитывать смысловое значение каждого слова и его роль в предложении.

Для определения «лишнего слова» можно использовать такие методы, как контекстный анализ, сравнение с другими словами в ряду, а также проверка на соответствие тематике и заданию.

Чтобы исключить возможность появления «лишнего слова», необходимо давать точные и ясные инструкции, задавать узкую тему и контролировать правильность выполнения задания.

  • Выводы:
    • Определение «лишнего слова» важно для устранения неточностей и искажений смысла в тексте.
    • Для определения «лишнего слова» следует проводить анализ каждого слова на соответствие контексту и тематике ряда.
    • Чтобы исключить возможность появления «лишнего слова», необходимо задавать точные и ясные инструкции и контролировать выполнение задания.

Примеры упражнений для тренировки в определении «лишнего слова»

1. Составьте список из пяти слов. Одно из них лишнее, найдите его

Пример:

  • собака
  • кошка
  • дом
  • мышь
  • автомобиль
  • Ответ: дом

2. Составьте список из десяти слов. Найдите лишнее слово

Пример:

  1. крокодил
  2. носорог
  3. тигр
  4. слон
  5. дом
  6. жираф
  7. рысь
  8. обезьяна
  9. пингвин
  10. лев
  11. Ответ: дом

3. Составьте список из восьми слов. Найдите и удалите лишнее слово. После этого определите, какое слово было удалено

Пример:

Слова Ответы
банан, яблоко, арбуз, хлеб, груша, манго, мандарин, арбуз хлеб, арбуз
магнитофон, пульт, словарь, лампа, стиральная машина, телевизор, холодильник, диван словарь, магнитофон

После удаления лишнего слова в каждой паре останется одно слово. Это и будет ответом на вопрос «что было удалено из списка?»

Определять лишнее слово поможет анализ контекста, группировка слов по определенным критериям, а также внимательность и умение быстро принимать решения на основе наблюдения. Регулярные тренировки позволят значительно улучшить данные навыки.

Как применять навык определения «лишнего слова» в повседневной жизни?

Навык определения «лишнего слова» необходим не только в учебе или работе, но и в повседневной жизни. Например, при выборе продуктов в магазине. Иногда продавцы добавляют в описание товара лишние слова, которые могут ввести в заблуждение покупателя.

Также, навык определения «лишнего слова» может пригодиться при выборе туристического маршрута. Описание особенностей местности может содержать ненужные детали, которые отвлекут от основной информации и усложнят выбор.

Кроме того, этот навык может помочь в разговоре с собеседником. Обращая внимание на слова, которые не подходят к обсуждаемой теме, можно быстрее понять суть разговора и войти в нужную для себя тему.

В целом, умение определять «лишнее слово» поможет как в повседневной жизни, так и в работе и учебе. Этот навык развивает логическое мышление и внимательность, что полезно во всех сферах жизни.

Советы экспертов по определению «лишнего слова»

1. Читайте внимательно. Один из самых распространенных способов определения лишнего слова — это внимательное чтение ряда слов. Если каждое слово имеет смысл в контексте, а одно слово не соответствует теме или нарушает грамматическое правило, то это и есть лишнее слово.

2. Анализируйте смысл. Часто лишнее слово может быть определено на основе смысла текста. Если ряд слов состоит из слов, имеющих одну тему, а одно слово не относится к этой теме, тогда это слово является лишним.

3. Проверьте грамматику. Лишнее слово также может быть определено путем проверки грамматической структуры ряда слов. Если слово нарушает правила грамматики, это может быть признаком его лишнего характера.

4. Запишите ряд слов. Иногда для определения лишнего слова может понадобиться записать ряд слов и расположить их в определенном порядке. Это может помочь выявить лишнее слово в контексте его окружающих слов.

5. Используйте словарь. Если вы не можете определить лишнее слово самостоятельно, попробуйте воспользоваться словарем. Проверьте значения всех слов в ряду и найдите слово, которое не соответствует теме или имеет другое значение.

  • В целом, определение лишнего слова — это задание, требующее сосредоточенности и внимательности.
  • Помните, что лишнее слово может быть разным для разных людей, поэтому не стесняйтесь обратиться к экспертам и учителям по данной теме.

Ложные срабатывания и ошибки при определении «лишнего слова»

Определение лишнего слова в ряду может быть сложной задачей, особенно если есть возможность ложного срабатывания. Это может произойти, когда слова в ряду слишком похожи по смыслу или выглядят одинаково.

Например, в ряду «яблоко, груша, апельсин, банан» может показаться, что «апельсин» является лишним словом, потому что он не так часто встречается в ряду фруктов. Однако, это не является правильным ответом, так как все остальные слова — это фрукты, а апельсин является также фруктом.

Кроме того, ошибка может возникнуть, если не учитывать контекст вопроса. Например, если ряд слов звучит как «бежать, прыгать, плавать, летать», то может казаться, что «плавать» является лишним словом, особенно если вопрос звучит как «какие из этих действий не требуют свободы передвижения?». Однако, если контекст вопроса будет о том, какие из этих действий требуют некоторой формы передвижения в воде, то «плавание» не будет являться лишним словом.

Чтобы избежать ложных срабатываний и ошибок при определении лишнего слова, важно внимательно рассматривать контекст вопроса и вносить ясность в формулировку, чтобы вопрос не был двусмысленным для респондента.

Занимательная математика / Игры на развитие мышления

Найди лишнее: игры и задания в картинках для детей с 5 лет

Задачи этого типа учат ребенка выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, помогают развить логическое мышление.
На ЛогикЛайк более 5500 заданий на логику!

Попробуйте курс ЛогикЛайк в игровой форме!

Выберите возраст для старта

В заданиях «Лишний в ряду», «Кто здесь лишний», «Что лишнее» в группе есть кто-то или что-то с явным отличием от других элементов набора. Нужно определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.

«Найди лишнее слово»

Чтобы ответить, какое слово лишнее в каждой группе, нужно догадаться, какой признак объединяет остальные среди данных слов.

Пример задания: диван, шкаф, лампа, стол.

Предложите ребёнку поразмышлять вслух!

Пример ответа: Лишняя в этом ряду лампа. Потому что диван, шкаф и стол — мебель, лампа — предмет интерьера. Другой вариант объяснения: лампа может освещать комнату, другие предметы из группы — нет.

Вместе находите лишнее четвертое или пятое слово в каждой строчке и объясняйте свой выбор.

самолет, поезд, вертолет, ворона, шмель

километр, миля, миллиметр, дюйм, килограмм

арбуз, земляника, черника, слива, малина

Ученики 3-4 класса и старше без труда выполнят и десяток таких заданий. Дошкольникам и детям 7-8 лет гораздо больше понравятся задания в картинках.

На сайте дети в игровой форме развивают логику и учатся мыслить нестандартно. Выполняйте задания по очереди с ребенком, а потом обязательно предложите ему позаниматься самостоятельно.

«Четвертый лишний» в картинках

найди лишнее слово или предмет задания ЛогикЛайк для детей

Выбери животное, которое не подходит остальным по среде обитания.

кто лишний Рыба Кит Кролик Морской конек

четвертый лишний Вишня Абрикос Яблоко Слива

Подсказка: внутри каждого плода есть …

что лишнее Грузовик Велосипед Скутер Машина

Можно просто посмотреть ещё примеры заданий или начать онлайн-занятия на платформе ЛогикЛайк.

лишний предмет Телефон Блокнот Планшет Ноутбук

четвёртый лишний Флейта Скрипка Дудочка Труба

Смотрите также:


10 июля 2021

Отдых

Расставьте перепутанные буквы так, чтобы получились слова, а потом найдите среди них лишнее.

Фото автора Анастасия Сукманова

Анастасия Сукманова

Интеллектуальная разминка: 5 запутанных головоломок, которые взбодрят мозг

Избранное

– 1 –

Показать ответ

Скрыть ответ

– 2 –

Показать ответ

Скрыть ответ

– 3 –

Показать ответ

Скрыть ответ

– 4 –

Показать ответ

Скрыть ответ

– 5 –

Показать ответ

Скрыть ответ

Делитесь в комментариях своими зашифрованными словами!

Читайте также 📌

  • Проверка для настоящих киноманов: что это за фильм? Догадайтесь по трём словам!
  • Это что за абракадабра? Попробуйте расшифровать 10 советских ребусов!
  • Тест на зоркость: сможете отыскать числа, отличающиеся от остальных?

 
 
 
 
 
 
 
 

Упражнения на развитие мыслительных процессов
обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди
лишнее слово».

Читаете
ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии
является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а
одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите
ребенку определить слово, которое является «лишним».

·       
Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·       
Храбрый, злой, смелый, отважный

·       
Яблоко, слива, огурец, груша

·       
Молоко, творог, сметана, хлеб

·       
Час, минута, лето, секунда

·       
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·       
Платье, свитер, шапка, рубашка

·       
Книга, телевизор, радио, магнитофон

·       
Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·       
Береза, дуб, сосна, земляника


Игра 
«4-лишний»

-развитие
обобщения

Пирамидка
– матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски
– печенье – тарелка – сыр;

Чайник
– кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка
– шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки
– ботинки –сапоги – туфли;

Муха
– воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины
– бананы – помидоры –лимоны;

Машина
– троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка
– индюк –гусь –петух;

Пенал
– тетрадь – карандаш – юла;

Сом
– щука – жук – окунь;

Куртка
– полотенце – платье – костюм.

 
 

«Найди лишнюю картинку».

Подберите
серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу
по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре
картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь.
Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее
признаки, правильно ли группирует предметы.

Если
вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо
заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно
использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой
задания.

 

               Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови
слова…»

Предложите
ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·       
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·       
Назови, слова, обозначающие домашних животных

·       
Назови, слова, обозначающие диких животных

·       
Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·       
Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·       
Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·       
Назови, слова, обозначающие овощи

·       
Назови, слова, обозначающие фрукты

·       
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)


Упражнение «Назови, одним словом».


Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети
должны назвать каждую группу одним словом:

а)
Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б)
Стол, диван, кресло, стул -…

в)
Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г)
Чашка, блюдце, стакан, кастрюля 

д)
Январь, март, май, август -…


2.Дети
должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а)
Ботинки, туфли – это…

б)
Прятки, жмурки – это…

в)
Зима, осень — это…

г)
Пальто, куртка – это…

д)
Иванов, Петров, Сидоров – это…

 

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите
ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования
какого-либо предмета.

Например,
вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать
этот предмет.

Ребенок
называет такие варианты:

·       
Рисовать

·       
Писать

·       
Использовать, как палочку,

·       
Указка

·       
Градусник для куклы и т.д.

 
 
 

Игра
«Говори правильно»

Выучите
с ребенком стихотворение.

Скажу
я слово «ВЫСОКО»

А
ты ответишь — …(НИЗКО)

Скажу
я слово «ДАЛЕКО»

А
ты ответишь — …(БЛИЗКО)

Скажу
тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты — …(ХРАБРЕЦ)

Теперь
«НАЧАЛО», я скажу,

Ну,
отвечай — … (КОНЕЦ)

 

Предложите
ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,
например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·       
Веселый – грустный

·       
Быстрый – медленный

·       
Красивый – безобразный

·       Пустой
– полный

·       
Худой – толстый

·       
Умный – глупый

·       
Тяжелый – легкий

·       
Твердый – мягкий

·       
Шершавый – гладкий

 

Эта
игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития
детского мышления является отгадывание
загадок.
Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой
умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только
ребенка, но и взрослого:

Два соболя
хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Хочу такой сайт

Не на полу, не
на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с
кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

 

Упражнение на развитие словесно-логического
мышления:

«Определи понятия»

Ребенку
предлагаются следующие наборы слов:

·       
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·       
Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·       
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите
ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из
этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что
означает каждое слово».

Перед
тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он
понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?»
или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте
ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но
всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

 
 

-Упражнения на
развитие мыслительной операции:

«Сравнение
предметов»

Для
сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.   
муха и бабочка

2.   
дом и избушка

3.   
стол и стулья

4.   
книга и тетрадь

5.   
вода и молоко

6.   
топор и молоток

7.   
город и деревня

Ребенок
должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы:
«Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из
пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли
муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте
ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать
сходства или различия?

Ребенок
6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и
черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например,
молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

 

Лингвистическая
игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

         Предложите ребенку поиграть в такую
игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его
заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.

Предлагаются
слоги:

·       
по…

·       
до…

·       
на…

·       
че…

·       
за…

·       
пры…

·       
ми…

·       
ку…

·       
му…

·       
зо…

 

Если
ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать
(отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте
не только правильность ответов, но и время, которое является показателем
скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.


развитие
логического мышления и смысловой памяти.

Стол
-..

Окно
-..

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее
какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с
помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата
-копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток
(забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги
(ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка
(писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать
шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить),
порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички
(разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга
(читать),  градусник (измерять
температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

-детям  предлагается закончить смысловой ряд,
догадавшись, каким будет последнее слово.

«Вопрос-ответ».

v Какое слово
лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти экспортную квоту формула
  • Как найти другой размер картинки
  • Как исправить бывшего мужа
  • Как исправить ошибку io netty channel abstractchannel annotatedconnectexception connection timed out
  • Как составить акт если соседи залили водой