Как найти логистические системы

1. 9. Логистические системы

Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами,

несвойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет представлять

собой систему лишь при наличии следующих свойств:

• целостность и делимость;

• наличие связей между элементами;

• организованность;

• интегративность.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход (рис. 1.7).

Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли,

перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. Квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи между элементами

более или менее упорядочены.

Логистическая система обладает, во-первых, способностью поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества с минимальными затратами, во-вторых, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы-доставка товаров и изделий в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек, в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическаясистема – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Эта система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Эти системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая

доставкой готовой продукции потребителю (рис. 1.8). Управление логистическими системами базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных

потерь материальных, финансовых и трудовых ресурсов

Различают четыре основных свойства логистических систем.

1. Свойство целостности и делимости. Система – целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материальногопотока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

• закупка – обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

• управление производством:-подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

• сбыт – обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

2. Свойство связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Движение материального потока может происходить по следующим схемам:

• материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников;

• на пути материального потока встречается хотя бы один посредник;

• движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

3. Свойство организации. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая

система имеет организацию.

4. Свойство интегративности. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Эти качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая заранее намеченных целей.

Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских

связей. Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и служат подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро- и микрологистических систем различны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями выступают экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется. В зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем (рис. 1.9).

1. Система с прямыми связями, в которой материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко

2. Эшелонированная система, имеющая хотя бы одного посредника.

3. Гибкие логистические системы, где движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Читайте также

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы
До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать

7.2. Логистические каналы и цепи

7.2. Логистические каналы и цепи
Материальные потоки возникают из различных источников. Это могут быть поставщики сырья, производственное предприятие (готовая продукция), распределительный центр (товар). Во всех случаях конечным пунктом назначения материального потока

Тема 13 Логистические системы

Тема 13
Логистические системы

13.1. Понятие логистической системы
Система (от греч. ??????? – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих единое целое и противопоставляемое среде.Понятие «логистическая

13.3. Логистические операции и функции

13.3. Логистические операции и функции
Для изменения направления и состава потоков осуществляется выполнение логистических операций и функций.Логистическая операция – это элементарное действие, связанное с преобразованием или поглощением материального и

2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.

2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР.

Логистические системы

Логистические системы
Принципы создания логистических систем

Необходимость эффективной логистики обусловлена не только постоянно растущим ценовым давлением, но и такими явлениями, как глобализация и электронный бизнес. За счет новых технологий управления хранением

Логистические решения в системах управления

Логистические решения в системах управления
Надежная и эффективная система автоматизированного управления современным складским комплексом – гарантия успеха при работе с большим потоком разнообразных грузов. Ниже изложены возможности систем, разработанных лидерами

76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на

1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки

1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки
Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под
логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции.

3. 5. Гибкие производственно-логистические системы

3. 5. Гибкие производственно-логистические системы
В гибких производственно-логистических системах организация производственного процесса осуществляется по схеме «склад – станок – склад». Особо эффективна данная схема в мелкосерийном производстве. Она позволяет

4. 3. Информационные логистические системы

4. 3. Информационные логистические системы

Информационная логистическая система — это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, справочников и средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению движением

3.4. Логистические информационные системы в России

3.4. Логистические информационные системы в России
Универсальные прикладные отечественные информационные технологии, охватывающие взаимоотношения экспедиторов и транспортников с потребителями их услуг, практически отсутствуют. Фактически все они локальные и не

3.5. Логистические информационные системы в компании

3.5. Логистические информационные системы в компании
Один из наиболее важных аспектов применения ЛИС в деятельности компании – работа с поступающими заказами клиентов.Не менее важный аспект применения ЛИС в компании – ее использование в аналитической работе. При этом

Составляющие системы для получения денег в прямом маркетинге посредством почтовой рассылки, системы, которую каждый может попробовать создать самостоятельно

Составляющие системы для получения денег в прямом маркетинге посредством почтовой рассылки, системы, которую каждый может попробовать создать самостоятельно
Составляющая № 1. СпискиДля начала вам необходим перечень потенциальных покупателей вашей продукции

Автор статьи

Павел Викторович Карташов

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие логистической системы

Системой принято называть множество элементов и связей между ними, образующих определенную целостность, связанных общей целью.

Существует ряд признаков, которые отличают систему от простого множества элементов:

  • целостность (система идентифицируется как нечто целое);
  • иерархичность (систему можно разделить на системы более низкого уровня, подсистемы, элементы)
  • связи (все элементы прямо или косвенно взаимосвязаны и влияют друг на друга);
  • организация (элементы системы определенным образом организованы, выполняют свои функции в системе);
  • эмерджентность (наличие у системы новых свойств, не присущих ее отдельным элементам).

Выделяют следующие виды систем:

  • по уровню сложности: простые и сложные,
  • по изменению во времени: статические и динамические,
  • по реакции на изменение внешней среды: адаптивные и неадаптивные,
  • по взаимосвязи с внешней средой: закрытые и открытые,
  • по предвиденью развития: детерминированные и стохастические.

С позиции приведенной классификации, логистическая система – это сложная, динамическая, адаптивная, открытая, стохастическая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.

Определение 1

Логистическая система (ЛС) – совокупность функционально соотнесенных элементов, взаимосвязанных между собой, нацеленная на комплексное управление материальным потоком, а также сопутствующими потоками информации и финансов.

Отличительным свойством ЛС является наличие потоковых процессов.

Виды логистических систем

По масштабу сферы деятельности ЛС разделяют на две группы: микрологистические и макрологистические.

«Логистические системы» 👇

Взаимосвязи элементов макрологистической системы строятся на базе товарно-денежных отношений.
В рамках макрологистических систем формируются логистические цепи (ЛЦ). Логистической цепью принято называть линейно упорядоченное множество звеньев (производителей, посредников, торговых и транспортных организаций), осуществляющих последовательное доведение потока до потребителя. В зависимости от типа используемой в системе ЛЦ выделяют: макрологистические системы с прямыми связями, многоуровневые логистические системы, гибкие логистические системы.

  • ЛС с прямыми связями – это системы в которых поток доводится до потребителя без участия посредников.
  • Многоуровневые (или эшелонированные) ЛС – системы, в которых материальный поток на пути от производителю проходит ряд промежуточных звеньев (дилеры, дистрибьютеры и пр.).
  • Гибкие ЛС – системы, в которых могут использоваться логистические цепи двух видов, как прямые, так и с участием посредников.

Определение 3

Микрологистическая система — это внутрипроизводственная система предприятия, в состав которой входят технически связанные функциональные подразделения, объединенные единой инфраструктурой.

Взаимосвязи элементов микрологистической системы строятся на базе внутрипроизводственных отношений.
В зависимости от специализации различают микрологистические системы промышленных, торговых, транспортных предприятий, организаций сферы услуг. Наиболее сложной является ЛС производственных предприятий, которая включает подсистемы снабжения, производства и сбыта. Микрологистическая система является структурной составляющей макрологистической системы.

В настоящее время многие исследователи выделяют также мезологистические системы, которые сочетает признаки как микро- так и макрологистических систем. К ним относятся крупные транснациональные корпорации с разветвленной производственной структурой и глобальной цепью поставок.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Существуют
различные классификации логистических
систем.

1.
Существуют и различные варианты
логистических систем. Классификация
их представлена на рис. 1.3.

Рис
1.3. Классификация логистических систем

Из
рис. 1.3 видно, что логистические системы
делятся на две группы: макрологические
и микрологические системы. Макрологические
системы изучает наука макроэкономика,
а микрологические системы — микроэкономика.
Приставка макро-, обозначающая «большой»,
показывает, что эта ветвь экономической
теории изучает крупномасштабные
экономические явления, ам



икро-,
означающая «малый», отражает тот факт,
что этот раздел экономики изучает
экономические явления, совершаемые
малыми экономическими явлениями. Поэтому
первые рассматриваются по признаку
глобализации, административно-территориального
деления, объективно-функциональному
признаку, а вторые — на уровне предприятия.

2.
Логистические системы можно
классифицировать:

  • по
    глубине и границам логистизации:

  • микрологистические
    системы;

  • металогистические
    системы;

  • макрологистические
    системы;

  • по
    характеру организации управления
    потоковыми процессами:

  • толкающие
    логистические системы;

  • тянущие
    логистические системы;

  • по
    уровню их экономической и правовой
    компетенции:

  • логистические
    системы в отдельных хозяйственных и
    других структурах (предприятиях,
    организациях, фирмах);

  • логистические
    системы корпоративных и ассоциативных
    объединений (синдикатах, холдингах,
    трестах, инфрасистемах и инфраотраслях);

  • региональные
    логистические системы;

  • государственные
    логистические системы;

  • международные,
    трансконтинентальные.

Примерная
классификация логистическиих систем
представлена на рис. 1.4.

Рис
1.4. Классификация логистических систем

Макрологистическая
система — это крупная система управления
материальными потоками, охватывающая
предприятия и организации промышленности,
посреднические, торговые и транспортные
организации различных ведомств,
расположенных в разных регионах страны
или в разных странах. Макрологистическая
система представляет собой определенную
инфраструктуру экономики региона,
страны или группы стран.

При
формировании макрологистической
системы, охватывающей разные страны,
необходимо преодолеть трудности,
связанные с правовыми и экономическими
особенностями международных экономических
отношений, с неодинаковыми условиями
поставки товаров, различиями в транспортном
законодательстве стран, а также ряд
других барьеров.

Формирование
макрологистических систем в
межгосударственных программах требует
создания единого экономического
пространства, единого рынка без внутренних
границ, таможенных препятствий
транспортировке товаров, капиталов,
информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические
системы являются подсистемами,
структурными составляющими
макрологистических систем. К ним относят
различные производственные и торговые
предприятия, территориально-производственные
комплексы. Микрологистические системы
представляют собой класс внутрипроизводственных
логистических систем, в состав которых
входят технологически связанные
производства, объединенные единой
инфраструктурой.

В
рамках макрологистики связи между
отдельными микрологистическими системами
устанавливаются на базе товарно-денежных
отношений. Внутри микрологистической
системы также функционируют подсистемы.
Однако основа их взаимодействия
бестоварная. Это отдельные подразделения
внутри фирмы, объединения, либо другой
хозяйственной системы, работающие на
единый экономический результат.

Металогические
системы выходят за пределы внутрифирменной
деятельности и в одностороннем порядке
осуществляют рациональное (оптимальное)
взаимодействие с внешней средой
(поставщиками, потребителями, посредниками,
с таможенными, налоговыми и другими
государственными организациями и т.д.)
путем высокой степени адаптации к
поведению субъектов своих хозяйственных
связей и отношений.

Системы
MRP
II
— это интегрированные металогистические
системы, в которых объединены финансовое
планирование и логистические операции;
рассматриваются как эффективный
инструмент планирования для реализации
стратегических целей фирмы в логистике,
маркетинге, производстве и финансах.
MRP
II
эффективный инструмент всего
внутрифирменного управления, позволяющий
претворять на практике логистическую
концепцию интеграции функциональных
сфер бизнеса при управлении материальными
потоками.

Современная
микропроцессорная техника и программное
обеспечение позво­лили апробировать
на практике металогистические системы,
основанные на схеме MRP
II,
в режиме реального времени («on
line»),
с ежедневным обновлением баз данных,
что повысило эффективность планирования
и управления материальными потоками.

В
Последние годы во многих странах
предприняты попытки создать комбинированные
системы MRP
II-KANBAN
для взаимного устранения недостатков,
присущих каждой из этих систем в
отдельности. Обычно в таких комбинированных
системах MRP
II
используют для планирования и
прогнозирования спроса, сбыта и закупок,
a
KANBAN—для
оперативного управления производством.
Некоторые западные исследователи
называют такую интегрированную
микрологистическую систему MRPIII.

Металогистические
системы управления сбытом, основанные
на схеме DRP
позволяют фирмам достичь определенных
преимуществ в маркетинге и логистике.
Маркетинговые организационные
преимущества включают в себя:

  • улучшение
    уровня сервиса за счет уменьшения
    времени доставки готовой продукции и
    удовлетворения ожиданий потребителей;

  • улучшение
    продвижения новых товаров на рынок;

  • способность
    предвидеть и предупреждать маркетинговые
    решения о продвижении готовой продукции
    с низким уровнем запасов;

  • улучшенную
    координацию управления запасами готовой
    продукции с другими функциями фирмы;

Мезологистичесние
системы характерны для корпора­тивных
и частично ассоциативных интегрированных
объединений (холдингов, кор­пораций,
региональных объединений, синдикатов).
Они представляют синтез металогистической
системы применительно ко всей корпоративной
структуре с несколькими микрологистическими
системами, функционирующими на базе
вертикально или горизонтально
интегрированных образований (филиалов,
дочерних предприятий, микрорайонов и
др.).

В
отличие от трех ранее рассмотренных
типов логистических систем, основой
которых служат реальные микро-, мета- и
мезохозяйственные системы, имеющие
единую форму собственности, экономическую
и юридическую самостоятельность,
макрологистичесние системы не имеют
такой базы. В такой системе объединяются
экономически и юридически независимые
субъекты рынка — реальные и/или
потенциальные участники хозяйственных
связей и отношений, целенаправленная
логистизация которых предусматривает
формирование межсистемных образований
в виде единых логистических цепей, сетей
и альянсов. В этом случае они могут
характеризовать начальный или
заключительный (ликвидационный) этапы
формирования и функционирования
классической логистической системы и
поэтому отличаются от последней тем,
что могут не приобретать одно или
несколько специфических свойств,
присущий большинству классических
логистических систем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание:

Введение

Существует много способов классификации логистических систем, предлагаемых отечественными исследователями. Однако исходя из потребностей бизнеса, на наш взгляд, все логистические системы можно классифицировать по таким признакам, как:

— объект управления;

— отраслевая специализация компании;

— сектор (платформа) бизнеса;

— уровень бизнеса (концентрации капитала и мощности фирмы).

По признаку «объект управления» все логистические системы можно разделить на следующие группы:

— материальные (товарные) потоки: логистические системы производственных (промышленных) фирм, оптовых торговых компаний, оптово-розничных компаний;

— сервисный поток: логистические системы фирм, оказывающих услуги;

— смешанные логистические системы, в которых присутствуют основные потоки двух типов.

В зависимости от отраслевой специализации промышленных компаний существуют логистические системы машиностроительных предприятий, металлургических заводов, строительных предприятий, предприятий химической промышленности и т.д. Для предприятий оптовой торговли можно выделить, например, логистические системы промышленных дистрибьюторов, дистрибьюторов фармацевтической продукции, дистрибьюторов продовольственных товаров и т.п. Фирмы, которые предоставляют услуги, также могут создавать свои логистические системы, например, туристские компании (туроператоры), рекламные агентства, экспедиторские или транспортные компании, банки и т.д. Большое значение для построения логистической системы имеет сектор бизнеса (бизнес-платформа), в котором работает компания. В настоящее время (в электронной коммерции) выделяют в основном два сектора: business to business (B2B) и business to customer (B2C). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, — другая организация бизнеса или индивидуальный потребитель) формируются разные приоритеты, ключевые факторы, логистические стратегии, концепции и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на используемую компанией КИС и информационно-компьютерную поддержку логистики. Наконец, в зависимости от мощности компании, концентрации капитала и выхода на международные рынки и ресурсов различают глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями (ТНК) и финансово-промышленными группами (ФПГ).

Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.

Классификация систем имеет весьма условный характер. Границы между отдельными их типами и видами расплывчаты и определяются преимущественно отношением исследователя к изучаемой системе, а не реальной действительностью.

Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что процессы создания, исследования и развития логистических систем должны базироваться на их классификации.

Задачи курсовой работы включают рассмотрение различных классификаций и иерархии логистических систем, а также принципов их организации.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных существующих классификаций логистических систем.

1.Классификация логистических систем

1.1. Общая классификация

Наиболее известна в практике проектирования и создания логистических систем классификация, представленная на рис.1

Рис. 1. Классификация логистических систем

Логистические системы подразделяются на типы и виды. В зависимости от классификации типов логистики (макро-, мезо- и микрологистика) ЛС подразделяются на такие виды:

· макрологистическая система – это система управления материальным потоком, в реальном масштабе времени охватывающая различные организации, находящиеся в разных регионах страны и функционирующие на межгосударственном либо трансконтинентальном уровне. То есть такие системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межреспубликанских, межобластных связей;

макрологистическая система по административно-территориальному делению подразделяется на:

— Районные

— Городские

— Региональные (областные, краевые)

— Межрегиональные

— Республиканские

— Федеральные

-Международные

макрологистическая система по объектно-функциональному делению,в свою очередь подразделяется на

–Отраслевые

— Ведомственные

— Межотраслевые

— Институциональные

— Военные

— Транспортные

— Информационные

Критерии формирования макро логистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и др. целями.

Цели построения макро-ЛС:

-размещение отраслевой логистической инфраструктуры (складских комплексов, грузовых терминалов, логистических центров);

-координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах;

-обслуживание транзитных перевозок вдоль международных транспортных коридоров (МТК), обеспечение материальными ресурсами инфраструктуры крупного мегаполиса и т.п.

· мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;

· микрологистическая система – это система управления материальным потоком, организованная в границах одной организации. К микрологистическим системам можно отнести различные предприятия, фирмы, компании, а также их определенные подразделения.

Построение макрологистических систем и управление ими способствуют решению следующих задач:

выработка общей концепции распределения продукции;

выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;

определение рациональных направлений движения материальных потоков;

выбор пунктов поставки и партнеров—поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;

определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

проектирование и организация сети складских систем: центральных, региональных, перегрузочных с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистические системы тоже иерархичны: можно говорить о логистических системах предприятия, производства, цеха, участка, рабочего места.

Микрологистическая система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на системы первого и второго уровней.

Микрологистическая система первого уровня отражает логистику предприятия как внутрипроизводственную, так и его внешние контакты и связи; она охватывает все этапы микрологистического процесс.

Микрологистическая система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования, производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и загрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия

1.2.Иерархия логистических систем

Логистические системы иерархичны, их иерархия во многом адекватна структуре общественного производства. Так, иерархия макроло-гистических систем может выглядеть следующим образом:

1. Международные межконтинентальные системы охватывают этапы логистического процесса на разных континентах.

2. Трансконтинентальные системы складываются в пределах одного континента.

3. Транснациональные системы функционируют на всей территории одной страны.

4. Межрегиональные системы охватывают логистические процессы в двух и большем числе регионов: между областями, краями, автономными республиками.

5. Региональные крупные системы характерны для одного крупного региона.

6. Узко региональные системы функционируют в одной области, крае, автономной республике.

7. Городские системы складываются в границах одного города.

8. Межрайонные системы охватывают логистические процессы в двух и большем числе районов одной области, края, автономной республики.

9. Районные системы функционируют внутри одного района.

1.3.Классификация по институциональному признаку

Первый, самый низкий уровень касается микрологистических подсистем. На любом предприятии создаются внутриорганизационные логистические подсистемы снабжения, распределения, а для производственных предприятий — еще и логистическая подсистема поддержки производства, для предприятий непроизводственной сферы — подсистема поддержки операционной деятельности.

Таблица 1. Институциональная классификация логистических систем

Уровень логистической кооперации

Вид логистической системы

Характеристика

Примеры логистических систем

I

Микро-логистические подсистемы

Функционируют как составляющие логистической системы предприятия

Логистическая подсистема снабжения; поддержки производства (операционной деятельности); распределения (сбыта).

II

Микро-логистические системы

Охватывают логистические процессы предприятия

Логистическая система: промышленного, торгового предприятия или предприятия сферы услуг

III

Мета-логистические системы

Межорганизаци-онная кооперация

Кооперация производственных, торговых, транспортных предприятий

IV

Мезо-логистические системы

Кооперация

металогистических систем

Логистические цепи поставок от места происхождения сырья к месту потребления продукта. Региональные системы обеспечения, транспортировки грузов, людей.

V

Макро-логистические системы

Интеграция потоков в масштабах всей страны

Национальная транспортная система Национальная система стратегических запасов

Национальная информационная система

VI

Международные макро-

логистические системы

Интеграция потоков разных стран

Международные транспортные, информационные системы, системы безопасности и др.

Системы дистрибуции глобальных фирм.

Микрологистическая система охватывает логистическую деятельность предприятия и является сочетанием вышеуказанных подсистем. В данной системе решаются вопросы координации ее отдельных функциональных элементов, в частности: процессов планирования производства и сбыта; транспортных. складских и погрузочно-разгрузочных работ.

Третий уровень охватывает сферу межорганизационный кооперации, к которой можно отнести кооперации производственных, торговых, логистических предприятий или всех вместе. Металогистичные системы интегрируют логистические процессы смежных предприятий путем заключения договоров, контрактов и др.

Четвертый уровень предполагает логистическую кооперацию мета логистических систем в пределах интегрированного логистического цепи или отдельного региона.

Макро логистическая система интегрирует логистические потоки в масштабах экономики всей страны. Макро логистических системами являются национальные транспортные системы, информационные системы, системы национальной безопасности, системы стратегических запасов, системы обороны и т.

В условиях глобализации мировой экономики, усиление европейской интеграции актуальными становятся процессы формирования международных макро логистических систем, построение которых происходит в аспекте горизонтальной или вертикальной интеграции. Аспект горизонтальной интеграции присущ международным транспортным системам, информационным системам, системам безопасности и полно реализован в среде стран Европейского Союза. Например, создание единого воздушного пространства ЕС. Вертикальная интеграция реализуется при построении систем дистрибуции глобальных фирм. Некоторые ученые называют глобальные логистические системы мета логистичными .

При формировании макро логистической системы, которая охватывает несколько стран, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми, экономическими особенностями международных экономических отношений и ряд других барьеров. Формирование этой системы требует реализации межгосударственных программ, предусматривающих создание единого экономического пространства, рынка капиталов, информации, трудовых ресурсов. Чаще всего критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической ситуации в регионе может быть создана Макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, решение транспортных потоков, переключение с одного вида транспорта на другой . Функционирование макрологистических систем зависит от наличия полноценной национальной логистической инфраструктуры.

В мета, мезо, макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы тесно связаны внутриорганизационными отношениями.

1.4.Классификация по видам логистических цепей

По видам логистических цепей логистические системы подразделяются на:

— Логистические системы с прямыми связями — это системы, в которых поток доводится до потребителя без посредников, на основе прямых хозяйственных связей. В таких системах сокращаются сроки поставок, однако большие транспортные расходы; В данной логистической системе материальный поток проходит от первичного источника сырья через закупку к производителю и далее к конечному потребителю без участия посредников

— Эшелонированные (многоуровневые) логистические системы — это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием хотя бы одного посредника. По данным международных источников, 70-80% мирового оборота товаров и услуг осуществляется с участием посредников;

— Гибкие логистические системы — системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Примером гибкой является система снабжения машиностроительного предприятия, согласно которой узлы, детали постоянного спроса поставляются из состава посредника, а детали эпизодического спроса — со склада производителя .

Схематично виды логистических систем с различными связями представлены в Приложении 1.

1.5.Классификация по характеристикам поставки и дистрибуции

По характеристикам поставки и распределения (дистрибуции) выделяют следующие виды логистических систем:

— Уравновешенные логистические системы: поставки и распределение выполняются в разных местах с разными контрагентами (например, производство пищевых продуктов);

— Логистические системы, где преобладает поставки: сложное (многие номенклатурное) поставки и простая дистрибуция (например, изготовление самолетов, кораблей)

— Логистические системы, где преобладает распределение: простое (монономенклатурне) поставки и многономенклатурном распределение (например, химическая промышленность):

— Логистические системы с обратной циклом (рекуперации): возвращение с целью замены, ремонта, утилизации (например, компьютеры, телефоны).

В зависимости от отнесения логистической системы к тому или иному виду актуальна оптимизация определенной сферы логистической деятельности (снабжение, распределения или рециклевка).

2. Принципы логистических систем.

2.1.Принципы организации логистических систем

1.Системный подход:

• интеграция, синтез, рассмотрение различных сторон явления, объекта (А. Холл).

• адекватное средство исследования и разработки объектов, представляющих собой органичное целое (С. Оптнер).

• последовательное продвижение по этапам создания логистической системы;

• согласование информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемой логистической системы;

• отсутствие конфликтов между целями отдельных элементов системы и целями всей системы.

• координация всех процессов движения продукции, начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих узлов и заканчивая доставкой готовых изделий до конечного потребителя или соответствующая интерпретация в сфере пассажирских перевозок;

• интеграция отдельных звеньев логистической цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное сквозное управление материальными потоками, сервисными или пассажирскими;

• интеграция управления и контроля над движением людских, сервисных или материальных потоков, при удовлетворении конкретного спроса пассажира, клиента, а также использованием номенклатуры продукции, поступающей в производство и готовой продукции, доставляемой потребителю;

• отказ от разделения материального потока на несколько функциональных блоков и переход к управлению всем материальным потоком как единым целым, по единым для всей системы критериям, т.е. выделение единой функции управления разрозненными материальными потоками, а также соответствующей интеграции пассажирских потоков;

• обеспечение способности всей интегрированной системы движения пассажиров и продукции, контроля к адаптации и ориентации на постоянную перестройку в соответствии с изменениями факторов внутренней и внешней среды;

• обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования всех функциональных элементов логистической системы;

• непрерывность обеспечения управляющих органов системы достоверной информацией о движении пассажиров и продукции;

• создание специализированного (логистического) структурного подразделения объекта, ответственного за оптимизацию пассажирских, сервисных и материальных потоков.

2. Принцип оптимальности. Оптимальность означает характеристику уровня качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), характеристику состояния логистической, системы или ее поведения (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование системы) и т.п. Характерной чертой развития логистической системы любого объекта является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. В развитии логистических систем мы имеем дело с отбором. Необходимо выбирать такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных.

Оптимизация ЛС –изменение параметров существующих ЛС с целью достижения наилучшего в заданных условиях значения критерия оптимизации ЛС. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции. В случае макрологистических систем в большинстве случаев применяется критерий минимума общих логистических издержек, однако возможно применение и других критериев, отвечающих экологическим, социальным, военным, политическим и другим целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т. д.

3. Всеобщий принцип оптимизации — «Принимай решение всегда таким образом, чтобы благодаря выбранной альтернативе, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и результата, осуществлялось бы оптимальное достижение поставленных целей логистической системы объекта».

4. Принцип эмерджентности. Чем больше логистическая система и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы.

Сумма оптимальных решений в отдельных структурных подразделениях не гарантирует достижение оптимизации системы в целом.

Таким образом, эмерджентность (целостность), это свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами.

5. Принцип системности. «Чгобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требования всесторонности предостерегают нас от ошибок…». Принцип системности предполагает подход к логистической системе как к комплексному объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта, в минимальные сроки, при минимальных трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Принцип системности предполагает исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится с остальными системами в определенных отношениях. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

6. Принцип иерархии (иерархия от греческого священная власть — порядок подчинения составных нижестоящих элементов и свойств вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему) есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т.е. способность к реализации определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации). Необходимость иерархического построения логистических систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, и принимаются решения относительно логистической системы в целом. В логистических системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в логистическом управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

7. Принцип формализации (формальный — относящийся к форме, в противоположность сущности, т.е. несущественный) нацелен на получение количественных и комплексных характеристик логистической системы.

8. Принцип всеобщего управления качеством (TQM) обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

9. Принцип надежности и адаптивности ЛС. ЛС должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок МР, вариациях транспортных тарифов и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды ЛС должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации;

10. Принцип гуманизации, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п.

2.2.Принципы построения логистических систем

Основные принципы построения логистических систем таковы:

все технологические операции, как по производству, так и по его материально-техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы;

в каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо;

фирма должна иметь как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;

в снабженческо-сбытовые службы фирмы привлекаются специалисты, обладающие теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;

каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, с субъектами окружающей среды и между внутрифирменными подразделениями;

работу производственных подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату (рост прибыли, объем реализации и т.д.);

главным ориентиром деятельности фирмы следует считать достижение оптимального уровня обслуживания потребителей;

фирма должна иметь тесный контакт со многими малыми предпринимательскими структурами, что повышает надежность и бесперебойность ее материально-технического обеспечения;

необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли;

имеет большое значение постоянное поддержание престижа, гласная оценка и поощрение деятельности как снабженческо-сбытовых структур, так и их работников

Заключение

В работе были рассмотрены основные классификации,но существуют более детальные классификации логистических систем в зависимости от

— Фазовой принадлежности — подсистемы снабжения, производства, сбыта, переработки и утилизации отходов и др. ;

— Функционального признака — подсистемы реализации заказа, транспортировки, формирования запасов, складирования, упаковки, обслуживания клиентов, информационные и т.д.;

— Функций управления — подсистемы логистического планирования, логистического контроля, стратегического и оперативного логистического управления;

— Административно-территориального деления — районные, городские, областные, республиканские;

— Отраслевой признаки: межотраслевые, отраслевые (машиностроительные, строительные, торговые и др.)

— Степени глобализации — государственные, межгосударственные, трансконтинентальные.

Выбор типа логистической системы зависит от комплекса выполняемых функций и ряда критериев, их характеризует

— Степень надежности поставок;

— Минимальная продолжительность транспортировки;

— Минимальные транспортные расходы;

— Гибкость системы;

— Обеспечение хранения грузов;

— Скорость обработки заказов;

— Минимальные затраты на упаковку грузов;

— Низкие расходы на страхование.

Современное развитие логистических систем характеризуется определенными тенденциями, с одной стороны — в направлении повышения уровня логистической кооперации, с другой — создание комплексных логистических систем, охватывающих многие функциональных задач.

Таким образом, можно сделать вывод ,что вопрос выбора той или иной схемы организации движения материального потока решается по результатам оценки сложившейся на рынке ситуации, возможностей использования аутсорсинга, а также максимально возможного экономического результата деятельности логистической системы.

Список литературы

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.

2. Аникин Б.А., Родкина Т.А. Логистика. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство:Проспект, 2014, 408с.

3. Гнатюк В. И. Оптимальное управление крупным инфраструктурным объектом (организацией, предприятием, фирмой) методами рангового анализа. Учебник для ВУЗов. – М.: Директ-Медиа, 2014, 290с.

4. Грибов В. Д. , Грузинов В. П. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009, 400с.

5. Мартин Кристофер, Хелен Пэк. Маркетинговая логистика. Издательский дом ‘Технологии’, 2005, 200с.

6. Степанов В.И. Логистика производства. Учебное пособие. Издательство: Инфра-М. 2014, 200с.

7. Строева Е.В., Лаврова Е.В. Разработка управленческих решений. Учебное пособие. Издательство: Инфра-М, 2014, 128с.

8. Тихомирова О. Г., Варламов Б. А. Менеджмент организации: теория, история, практика. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Инфра-М, 2014, 256с.

9. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. т. н., проф. Л.Б. Миротина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 448 с.

Приложение 1

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Общество с ограниченной ответственностью в законодательстве РФ
  • Менеджмент человеческих ресурсов (Понятие, роль кадрового потенциала и управление им
  • Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования(ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ)
  • Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей
  • Цели и задачи налогового учета (МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА)
  • Методики изучения характера (Теоретические подходы к исследованию и описанию характера)
  • Анализ движения денежных средств. Структура движения денежных средств. Взаимосвязь чистой прибыли и движения денежных средств (ООО «Элар»)
  • Корпоративная культура в современной организации
  • Маркетинговые исследования как часть информационной маркетинговой системы (ОАО «Красный пищевик»)
  • Процессы принятия решений в организации (Понятие управленческого решения)
  • Анализ маркетинговой деятельности предприятия
  • Роль человеческого фактора в управлении организацией

Массовый уход с российского рынка зарубежных ИТ-компаний, который мы все наблюдаем уже больше месяца, последовательно затронул и отрасль логистики. Теперь при выборе ПО для автоматизации заказчикам необходимо обращать внимание не только на функциональность и производительность, но и на то, насколько лоялен разработчик, не подведет ли интегратор и соответствует ли само ПО рекомендациям государства. Так как же теперь действовать в новых реалиях? Постараемся разобраться.

Так какова же эта новая реальность на рынке ИТ? С рынка ушли европейские и американские поставщики оборудования и программного обеспечения, причем, в некоторых случаях поставщики прекратили поддержку уже установленного оборудования, а разработчики решений – обновления и поддержку систем. Причем, необходимо понимать, что если сейчас ПО и оборудование выполняет свои функции, в обозримом будущем российские пользователи столкнутся с проблемой, что развивать и поддерживать работоспособность будет некому – даже те специалисты, которые остались в России, будут перепрофилироваться, а многие могут попросту покинуть страну.

Российским компаниям закрыли доступ к части облачных сервисов, и все это на фоне существенного роста стоимости оборудования для ИТ-инфраструктуры и увеличенных сроков на поставку, связанных с валютными скачками и глобальной перестройкой логистики.

С российской стороны также последовал ряд решений, которые подталкивают компании к необходимости замены зарубежного ПО и оборудования. Так, например, к 2025 году по требованию государства предприятия из сфер здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сферы и иных сфер финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности обязаны заменить иностранное ПО на отечественное, включенное в реестр.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) также отозвала сертификаты у продуктов IBM, Microsoft, Oracle, SAP и других иностранных компаний. Теперь продукты этих компаний не могут использоваться в государственных информационных системах (ГИС), автоматизированных системах управления технологическими процессами или на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). К ним относятся продукты для управления предприятием, облачного хранения, аналитики, кибербезопасности и другие.

К сожалению, мы уже успели увидеть примеры негативных последствий санкций в сфере ИТ, и обязательно увидим их в будущем, причем, в нарастающей прогрессии. Кроме того, остается довольно обширный перечень «больных мест», по которым западные санкции могут ударить. В их числе – ведущие компьютерные и мобильные операционные системы, пакеты офисных приложений, почтовые приложения, инструментарии удаленного доступа, шины данных, среды разработки, службы, предоставляющие доступ к сайтам и протоколам HTTP и HTTPS и многое другое.

Реестр «правильного» ПО

Необходимо отметить, что Минсвязи запустило работу реестра отечественного ПО еще с 1 января 2016 года, как раз с целью собрать в одном месте все проверенные решения от российских разработчиков. Эти решения было рекомендовано использовать для автоматизации различных бизнес-процессов как государственных, так и частных предприятий. То есть, курс на импортозамещение был взят уже давно. В нынешней ситуации вопрос стоит уже не в плоскости рекомендаций, а в плоскости острой необходимости импортозамещения.

МинЦифры выпустило «Методические рекомендации по подготовке заявок на включение ПО в Единый реестр», в которых перечислен обширный перечень операционных систем, серверов приложений, платформ и СУБД, использование которых находится под явным запретом. Соответственно, невозможность одномоментно отказаться от использования данных решений – это один из самых ключевых рисков на данный момент.

Но есть еще целый ряд ПО, которое является нежелательным и потенциально опасным для ИТ-ландшафта предприятия – от офисного пакета Google до программных платформ .NET Framework и ASP.NET. Вообще, этот список можно расширять очень долго, туда могут войти любые решения иностранных разработчиков.

Что же делать российским компаниям? Стратегия довольно очевидна — развитие ИТ-ландшафта компании должно быть скорректировано с учетом случившегося и с оглядкой на рекомендации как минимум МинЦифры. Используемый программный продукт не должен зависеть от платформы или технологии, потенциально попадающей в санкционный список. С юридической точки зрения российскими считаются те продукты, чьё российское происхождение подтвердили в Министерстве цифрового развития и в Минпромторге соответственно включением в их реестры.

Но легко не будет, и касается это всех отраслей бизнеса, включая логистику. Решения на замену есть, но проблема в самой сложности процесса. Миграция на независимый стек потребует, в половине случаев, замены только ОС и СУБД (без замены, например, WMS или TMS), а в половине случаев потребуется переход на новую систему, что дорого, долго, но иных вариантов нет. И так можно сказать про многие системы.

Текущая ситуация на рынке логистической автоматизации в России пока что не обнадеживает. Примерно 90% используемого ПО требуется миграция на независимый стек с той или иной степенью сложности, а клиенты, планирующие первичную автоматизацию, должны учитывать риски и принципиальную возможность последующей миграции. В ряде случаев речь идет даже не о миграции, а о переходе на принципиально иное программное обеспечение.

Сложности миграции

Сложность миграции на независимый стек будет зависеть от того, какие технологии используются в том или ином решении.

  • Российские решения на Linux / PostgreSQL

Несмотря на то, что часть «линуксов», например, Ubuntu, прекратило поддержку решений в России, у нас есть и независимые разработки. В частности, возможна миграция на ASTRA Linux (российский линукс) и Postgres Pro (российская СУБД) с сохранением всех данных и доработок. Этот вариант миграции потребует минимальных трудозатрат, а в некоторых случаях миграция не потребуется вовсе.

  • Российские кроссплатформенные решения, установленные на Microsoft / Oracle

Абсолютное большинство решений в данной категории – это решения на платформе 1С, которые используют ОС – MS Windows и СУБД – MS SQL Server. Linux/PostgreSQL также поддерживаются платформой 1С, поэтому миграция возможна с минимальными трудозатратами с сохранением всех данных и доработок. Также к этой категории относятся решения, разработанные на открытых кроссплатформенных стеках – Java и .Net Core (не путать с .Net). Такие решения также обычно легко мигрировать с сохранением всех данных и доработок, но при условии, что никакая бизнес-логика не реализована на стороне СУБД.

  • Российские решения, построенные на Microsoft / Oracle

К данной категории относятся решения российских разработчиков, но использующие проприетарные технологии Microsoft и/или Oracle. Например, реализованные на .Net и/или с реализацией бизнес-логики на стороне СУБД, например, на T-SQL (MS SQL Server) или PL/SQL (Oracle DB). Эти решения требуют довольно трудоемкого «портирования» на стек Linux / PostgreSQL, вплоть до переписывания большого количества кода и решения целого ряда оптимизационных задач под новый стек. Сложность миграции со старой системы можно оценить от средней (при отсутствии доработок текущий системы) до высокой (при наличии проектных доработок). В последнем случае все доработки придется повторить в новой системе. Сложности подобного перехода еще и в том, что новая система на независимом технологическом стеке скорее всего появилась совсем недавно и вряд ли успела пройти «проверку боем» на реальных процессах с миллионами ежедневных транзакций. В таком случае зачастую проще и безопаснее внедрить новый программный продукт.

  • Иностранные решения

К данной категории относятся решения западных разработчиков из «недружественных» стран. Это логистические решения SAP, Oracle, Manhattan, Infor, GSC, PSI и другие. Миграция с них невозможна. Единственное решение – переход на новую независимую систему.

Тем не менее, несмотря на не самые радужные перспективы по некоторым вариантам, опускать руки не стоит. Есть сразу две хорошие новости. Первая – есть ответственные отечественные поставщики ПО и услуг по автоматизации. Вторая – государство целенаправленно снижает риски предпринимателей и корпораций.

Что предлагает AXELOT?

В первую очередь необходимо отметить, что для промышленного использования подходят только те решения, которые изначально проектировались как кроссплатформенные.

Что касается технологического стека AXELOT, то большая часть решений компании работает на технологической платформе 1С:Предприятие 8.3, еще ряд – на платформе .Net Core, при этом все из них работают на всех видах Linux, включая российский ASTRA Linux и РЕД ОС. Все продукты используют СУБД PostgreSQL, включая российский Postgres PRO, а мобильные продукты работают на Android без необходимости использования публичных магазинов типа Google Play.

В настоящий момент – когда при переходе на «рукопожатное» ПО еще больше требуется скорость – ключевым является наличие продуктивного опыта применения допустимого технологического стека. В противном случае, компании, помимо стресса от нового ПО, получают еще и стресс от того, что на них «пилотируется» фактически новый программный продукт.

Более 10% проектов AXELOT – это проекты миграции со старых систем. Накопленный опыт применим в том числе в проектах по переходу на отечественное программное обеспечение, когда первоочередной задачей является появление макета системы с минимально необходимым функционалом в максимально сжатые сроки.

Также необходимо подчеркнуть, что, принимая решение, необходимо оценивать в том числе вопрос миграции между различными стеками – переход с, например, MS SQL на PostgreSQL должен быть сопоставим с проектной задачей по переносу остатков, а не с половиной проекта внедрения.

При переходе на стек AXELOT мы готовы обеспечить как быструю миграцию с наших продуктов прошлых и текущих версий с MS Windows и MS SQL Server на Linux/PostgreSQL с сохранением всех доработок, так и переход с других российских продуктов, использующих импортозависимый стек или с зарубежных программных продуктов. При этом предусмотрена упрощенная процедура перехода на продуктовую линейку AXELOT со стороннего ПО.

Компания AXELOT имеет штат специалистов, готовых к эксплуатации ПО в среде Linux/PostgreSQL. Даже внутренняя инфраструктура компании AXELOT по разработке и внедрению продуктов построена на стеке Linux/PostgreSQL. Поэтому для наших специалистов эта среда является привычной, и они готовы поделиться этими знаниями с клиентами.

Платформа для комплексной автоматизации ключевых процессов управления цепочками поставок

AXELOT предлагает целую линейку программных продуктов на платформе AXELOT SCM. Это интегрированная модульная платформа для комплексной автоматизации ключевых процессов управления цепочками поставок: планирование пополнения и обеспечения, оперативное исполнение и контроль, управленческий учет и анализ ключевых показателей.

Ввиду того, что системы класса SCM (Supply Chain Management) предполагают поддержку различных уровней управления цепочками поставок – от стратегического и среднесрочного планирования до исполнения конкретных логистических операций складской или транспортной составляющих – то их реализация обычно представляет собой набор специализированных модулей, связанных в единую логистическую платформу.

За счет тесной интеграции эти модули в рамках логистической платформы ведут себя как единое целое, решая основную задачу: снижение логистических затрат при обработке товаров в цепи поставок. Плюсом реализации логистической платформы как модульной системы является возможность внедрять не все модули, а лишь необходимую часть в зависимости от потребностей заказчика, его бизнес-процессов и особенностей структуры логистической сети.

Автоматизация различных звеньев логистической цепи на базе платформы осуществляются таким образом, чтобы управление товарооборотом происходило без дублирования операций, но и без разрывов при смене бизнес-процессов между подразделениями.

Какие задачи решает логистическая платформа:

  • Распределенное управление заказами

AXELOT DOM — основная система логистической платформы, обеспечивающая связь всех компонентов системы, именно данная система выполняет функции планирования и формирует задания всем остальным системам логистической платформы, а затем получает от них обратную связь по статусу исполнения.

  • Управление складами

AXELOT WMS – система оперативного управления складом для средних и крупных складов, выступающих распределительными центрами. Эта система (или ее несколько экземпляров по числу складов в логистической сети) является источником оперативных данных об актуальном состоянии и движении запасов для системы управления заказами и получает от нее задания на исполнение.

  • Управление транспортной логистикой

AXELOT TMS — система управления перевозками и транспортным парком. Перевозка товаров между узлами цепи поставок – ключевой процесс управления цепями поставок, который в части оперативного управления перевозками обеспечивается системой управления транспортной логистикой.

  • Управление складскими операциями

AXELOT WOS – система оперативного учета на малых складах, хабах, дарксторах, производственных кладовых и пр., которая обладает упрощенным функционалом по сравнению с полноценной WMS и не требует долгой настройки и внедрения.

  • Оптимизация в цепях поставок

AXELOT SCAP – о вспомогательная система для решения сложных комбинаторных задач с открытым API для обслуживания систем WMS и TMS. Данная система позволяет применять различные эвристические методы для решения указанных задач, а также использовать самообучающиеся алгоритмы (нейронные сети, генетические, муравьиные колонии, алгоритмы отжига и пр.). Система построена как универсальный сервис, к которому могут подключаться различные плагины для решения тех или иных оптимизационных задач.

Системы в облаке

Предложение не было бы цельным без решения вопросов по развертыванию приложений. И в настоящий момент идеальным вариантом является развертывание в облаке. Мы наблюдаем серьезный запрос на миграцию на облачную инфраструктуру со стороны клиентов, которые столкнулись с нехваткой специалистов по Linux/PostgreSQL, существенным ростом цен на серверное оборудование и очень большими сроками его поставки (которые, к тому же, могут измениться в любой момент).

AXELOT предлагает клиентам возможность использования своих решений по облачной модели AXELOT Cloud, при которой клиент-подписчик получает возможность работать с готовым программным обеспечением с любого устройства, имея лишь доступ в Интернет. В чем преимущества?

  • Для продуктов AXELOT миграция в облако возможна вне зависимости от текущего стека.
  • Существенное снижение затрат на развертывание и эксплуатацию, поскольку нет необходимости создавать собственную ИТ-инфраструктуру.
  • Отсутствие затрат по техподдержке – данные работы входят в стоимость подписки.
  • Наличие возможности быстрого масштабирования, поскольку под каждое увеличение количества пользователей автоматически выделяются соответствующие серверные мощности.

За счет государственного субсидирования, компания AXELOT SOFT может предложить продукты по модели AXELOT Cloud для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в два раза дешевле. Скидки на облачные решения будут действовать с 20 апреля по 31 декабря 2022 года включительно. Предложение распространяется только на компании и ИП, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка

Продолжая тему господдержки, необходимо отметить существующую грантовую помощь от государства. Про то, какие меры поддержки для ИТ-отрасли были согласованы, за последние полтора месяца было написано очень много, поэтому не будем повторяться. Скажем лишь, что AXELOT также получил эту поддержку, так как полностью соответствует требованиям к ответственным российским разработчикам. Однако, поддержать хотят не только разработчиков, но и пользователей, компании, для которых миграция на отечественное ПО в ускоренных темпах может очень болезненно ударить «по карману».

В частности, со стороны государства осуществляется грантовое финансирование цифровой трансформации компаний в условиях санкционного давления. Мера поддержки направлена на предприятия, внедряющие у себя современные цифровые технологии, т.е. грант дается не компании-разработчику, а компании, которая внедряет ПО у себя.

Можно получить от 10 до 300 млн. рублей при условии софинансирования 50% (сейчас рассматривается снижение необходимого уровня софинансирования до 20%) на проект сроком от 6 до 30 месяцев. Тратить деньги можно на зарплату труда собственных сотрудников, на закупку оборудования, на оплату лицензий и услуг подрядчика.

А что с оборудованием?

Оборудование – еще одна болезненная тема на фоне усугубляющихся санкций, ухода поставщиков, а также мировых проблем с логистикой.

Чтобы исключить риски для клиентов и проектов, компания AXELOT заключила партнерский договор с CipherLab – ведущим тайваньским поставщиком AutoID оборудования, обладающим всей линейкой оборудования для склада и транспорта. Качество устройств CipherLab находится на уровне ушедших с рынка аналогов, а ПО AXELOT на 100% совместимо с этими устройствами.

Но это не единственный вариант. Существуют десятки поставщиков, которые остались на российском рынке и даже готовы расширять свое присутствие, занимая освободившиеся ниши. И это касается не только оборудования для идентификации, но прочей складской техники.

Для практически любой задачи всегда существуют несколько технологий, позволяющих ее реализовать. Да, часть технологий временно или (возможно) навсегда недоступны, но их можно заменить. Например, краны-штабелеры и гравитационные стеллажи можно заменить системой шаттлового или 3D-шаттлового хранения, Mini Loader или вертикальные лифтовые шкафы – на ACR-роботы с высотой подбора до 10 метров.

Программные решения AXELOT для управления складской логистикой позволяют свободно интегрировать эти технологии в цикл автоматизированного управления складом.

Также совершенно очевидно, что в будущем нас ждет повышение доли российских поставщиков и комплектующих в области складского оборудования. Однако, необходимо помнить, что импортозамещение в оборудовании – процесс сложный, и он не может быть решен в течение короткого промежутка времени.

На начальном этапе производится сборка конечного продукта из иностранных комплектующих. Далее комплектующие заменяются на отечественные. Производители комплектующих переходят на парк отечественных станков. Для производства современного обрабатывающего оборудования требуются современные материалы и системы управления. Их производство требует модернизации химической, металлургической промышленности и электронной промышленности. Сегодня можно говорить об уменьшении доли поставляемого оборудования для технологий роботизации складского хранения и отбора

И AXELOT активно работает в этом направлении. Например, элементы нашего решения для автоматизированного склада шаттлового хранения – стеллажные системы, направляющие, конвейеры, подъемные устройства – уже адаптированы нами под возможности российского производства.

Артем Долгих, директор по развитию бизнеса AXELOT SOFT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму

Обратная связь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти угловую скорость шара
  • Нет связи с серверами обновления eset как исправить
  • Контрольная работа как составить резюме
  • Тут найдут как пользоваться
  • Как найти напряженность под углом