Как найти локацию для съемки

Вместе с экспертами из индустрии разбираемся, что такое «скаутинг», и как устроена профессия локейшн-менеджера.

Лестницу из «Джокера» в прошлом году облюбовали тысячи косплееров, испанский остров Гастелугаче стал меккой для всех фанатов «Игры престолов», а целые города и регионы после съёмок культовых фильмов превращаются в туристические центры.

Но как находят запоминающиеся объекты и локации? В этом мы решили разобраться с помощью специалистов: режиссёра Ладо Кватании, локейшн-менеджера популярных клипов Владимира Кравченко, художника-постановщика Эльдара Кархалёва и локейшн-менеджера «Лёд», «Дурак», «Звоните ДиКаприо» и многих других проектов Анастасии Никифоровой.

Традиционные методы

Сейчас, благодаря интернету, смартфонам и GPS-навигаторам, выбор натуры стал значительно более простым и быстрым делом, чем раньше. Весь процесс происходит онлайн: специальные люди (локейшн-менеджеры или локейшн-скауты) с помощью гугла или подготовленных баз находят необходимые места, едут туда, фотографируют и сразу же отсылают варианты творческой группе. Всё систематизировано, поэтому поиск происходит довольно быстро.

До появления интернета всё было иначе, но базовые методы работы с натурой формировались именно в середине XX века. Сегодня режиссёр редко участвует в скаутинге, — чаще всего он следит за процессом удалённо, доверяя дело профессионалам. Но великие авторы прошлого часто отправлялись в путешествие самостоятельно и организовывали весь процесс ещё на стадии пре-продакшна. Чаще всего режиссёр ездил в экспедицию вместе с оператором и художником-постановщиком, чтобы заранее продумывать сцены и съёмочный процесс.

Яркий пример того, как происходил поиск натуры в прошлом веке — документальный фильм Андрея Тарковского «Время путешествия». Он полностью посвящён поиску локаций для съёмок первого зарубежного фильма режиссёра — «Ностальгии». На протяжении всего хронометража Тарковский вместе со сценаристом фильма Тонино Гуэррой путешествуют по Италии и ведут философские беседы о кино.

«Время путешествия» наглядно показывает, как меняется и переписывается история во время периода поиска натуры. Тарковский проехал почти всю Тоскану и часть Эмилии-Романьи, просматривая храмы, небольшие города и убеждая семью русских аристократов сдать особняк в аренду для съёмок. В конечном итоге режиссёр приходит к выводу, что для истории об эмигранте, который скучает по родине, важен не облик города, а быт и люди. Цель изменилась — теперь Тарковскому был необходим небольшой, но аутентичный и наполненный жизнью простых людей городок. В итоге выбор пал на маленький курортный поселок Баньо-Виньони в тосканской Валь Д‘Орчи, центральная площадь которого стала главной локацией «Ностальгии».

Этот пример показывает, насколько выбор локаций и объектов может быть продиктован сюжетом, и каким образом тот или иной интерьер помогает рассказывать историю. Именно поэтому непосредственное участие режиссёра в поиске натуры для авторских проектов просто необходимо.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Объект возникает, исходя из драматургии. Необходимо учитывать, для чего он нужен. Я никогда не мог понять фразу: «Давайте найдем красивый объект». Это настолько субъективное понятие, ведь каждый «красивый объект» трактуется по-своему.

При поисках просто красивого объекта ты будешь буксовать. Поедешь в Киев — там огромное количество невероятно красивых объектов, поедешь в Грузию — там тоже огромное количество невероятных объектов. Нужно сузить рамки поиска за счёт того, что тебе в истории необходимо: вот это, вот это, вот это, потому что там будут происходить вот эти, и вот эти сцены. И ты уже исходя из этого начинаешь формулировать задачи для команды. Каждый человек должен понять, что ему необходимо.

Я стараюсь чётко сформулировать и объяснять, всё, что нужно, не только локейшн-менеджеру, но и художникам, и всем участникам процесса. Потому что процесс поиска локаций — это тоже творческий процесс. Это не просто «пришли на готовый объект и сняли». Чаще всего тебе приходится его каким-то образом видоизменить, дорабатывать. Очень редко получается найти объект, который будет идеально подходить.

Локации, пространства и объекты изначально формируются из материала, из драматургии. Конечно, есть возможные лирические и определённые опции, которые исходят со стороны режиссера или от локейшн-менеджера, но всё равно основные критерии формируются на уровне сценария.

Я всегда стараюсь давать чёткие установки насчёт того, что мне необходимо. А дальше мы просто едем и смотрим, что у нас есть в условном Казахстане. Например, для клипа «масло чёрного тмина» — «Без названия» мне нужно было запустевшее кафе на отшибе. Нам пришлось достаточно далеко отъехать от города, чтобы найти на пустыре в степи вот такое полузапустевшее кафе. Мы глобально ничего не меняли в этом пространстве, и у нас не было актёров как таковых. Все настоящие люди, со своей историей».

Фильмография Тарковского — пособие по тому, как искать живописные локации и работать с ними. Мрачные фантастические пейзажи для «Сталкера» нашли и доработали на заброшенной электростанции неподалёку от Таллина. А история о том, как оператор Георгий Рерберг за год до съёмки открывающей сцены «Зеркала» объяснял, какими травами и в каких местах засеять луг, стала такой популярной, что уже звучала в выпусках «вДудя» и программы «ещёнепознер». Мало просто найти пейзаж или объект, важно его правильно преобразовать под эстетические нужды режиссёра.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Съёмки «Убей меня» — это как раз тот случай, когда всё продиктовано историей и моим эстетическим вкусом. Я сразу же чётко сказал, что мне нужно поле, причём изначально просил маковое поле, но, к сожалению, в то время, когда мы снимали, мак уже отцвёл. И в процессе мы решили, что будет просто поле с лошадьми. Планировалось двадцать или тридцать лошадей, но так случилось, что их стало триста, потому что мы смогли об этом договориться.

У нас была небольшая скромная съёмочная группа из 15 человек, плюс два чабана, которые гнали лошадей, и ещё мои друзья, которые стояли по периметру.

Поток из лошадей — это неконтролируемый хаос. Мы его направляли и делали столько дублей, чтобы они прошли ровно так, как я себе представлял. Но когда это случилось, мы все орали в голос — это невозможно, это какая-то магия!»

Скаутинг бывает продиктован не только сценарием, но и визуальным оформлением фильма и референсами. В этом смысле показателен пример Андрея Звягинцева. Перед съёмками «Изгнания» он решил, что будет отталкиваться от эстетики работ художников Эндрю Уайета и Эдварда Хоппера. Пейзажи в стиле Уайета месяцами искали в Бельгии и Франции, но нашли в Молдавии — причём тоже пришлось устроить посев, отложив съёмки на год, чтобы добиться фактуры и цвета в духе картины «Мир Кристины». А городские эпизоды сняли как раз в небольших городках Франции и Бельгии.

Звягинцев всегда включён в процесс поиска натуры и, как правило, поездки с его участием длятся долго. В поисках нордической природы для «Возвращения» команда объехала почти весь север Ленинградской области, а типичную русскую провинцию для «Левиафана» искали в 70 разных городах в радиусе 600 км от Москвы и даже в Беларуси, но в итоге нашли в Териберке — посёлке мурманской области на берегу Баренцева моря. Никакого моря в сценарии не было, поэтому историю подкорректировали под натуру.

Впечатляющие пейзажи из фильма сделали до того мало кому известную Териберку популярным туристическим местом. Подобные находки — заслуга долгой кропотливой работы и перфекционизма, который при поиске «той самой» локации часто исходит именно от режиссёра.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Часто под сцену мне необходим конкретный объект, потому что он создает атмосферу. От этого я отталкиваюсь в написании самой сцены, потому что объект помогает понять, что персонаж испытывает. Этот элемент необходим для того, чтобы двинуть сюжет и создать определенную характеристику для сцены.

Бывает такой подход, но бывает и совершенно наоборот: могу придумать всё на бумаге изначально, а потом всё переиграть. Хороший локейшн-менеджер понимает фактуру, понимает стилистику и делает свою выборку: ты смотришь и понимаешь, что в этом пространстве раскрылась эта сцена, а в этом — эта по-другому работает.

На выездах чаще всего я устраиваю очень плотный скаут. У меня и просто в жизни всегда включён скаут-режим — я постоянно исследую объекты, а если что-то понравилось, то фотографирую и запоминаю.

Допустим, приехали мы в Тбилиси снимать «Иуду». Я знаю некоторые объекты, плюс что-то местные ребята подсказали. Мы берем машину, и без локейшн-менеджера самостоятельно начинаем скаутить. Я создаю потенциальную карту мира, которая будет помогать мне рассказывать историю в тех или иных пространствах.

Чаще всего бывает, что численность объектов превышает нужное количество. Нужно 5-6 объектов, а я отскаутил, может быть, и двадцать, из которых отобрал десять идеальных. Я сажусь, раскладываю эти пространства по изображениям и просматриваю. Я выработал у себя технику «визуального повествования» — ты последовательно эти локации отсматриваешь и представляешь, как они у тебя в монтаже будут выстраиваться».

Важная и всегда актуальная задача при съёмках кино — найти место, которое может достоверно «сыграть» какой-либо город или страну. Это продиктовано бюджетом и логистикой: снимать в одном городе часто бывает дешевле, чем в другом, поэтому первый приходится маскировать под второй. Например, в советском кино Рига «отыгрывала» почти любой европейский город — от Берна в «Семнадцати мгновениях весны» до Лондона в «Шерлоке Холмсе».

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«В мегаполисах есть безликие районы, которые можно выдать за другие города. Сейчас у меня задача: найти «Саратов» в городе Москва. Нужны трёхэтажные дома, они есть в Долгопрудном и в Королёве. Просто надо знать, где это можно найти, иметь опыт.

Экспедиция в другой город несёт за собой траты на людей, на проживание, на суточные, надо гнать транспорт. По локациям Москва — это дорого, в провинции можно снять дешевле. Но в совокупности, иногда удобнее снимать в Москве».

Самый масштабный пример такой маскировки одной местности под другую — «Апокалипсис сегодня». В 60-е Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас всерьёз хотели снимать кино прямо во Вьетнаме во время войны, но продюсеры, по понятным причинам, идею отвергли. Накануне каннской премьеры Коппола заявил, что «Апокалипсис» — не фильм о Вьетнаме, «он и есть Вьетнам». Конечно, преувеличил — «Апокалипсис сегодня» снимали на Филиппинах, хотя производственного ада и почти военных условий избежать всё равно не удалось.

Филиппины выбрали не только из-за похожего на Вьетнам ландшафта и климата, но и потому, что режиссёр смог договориться с диктатором Фердинандом Маркосом о возможности использовать реальную военную технику государства. Правда, во время съёмок вертолёты не раз отлучались на подавление вооруженных восстаний в стране.

«Апокалипсис сегодня» объясняет, почему большое и дорогое кино важно снимать на натуре — в студии просто не добиться таких масштабов и реализма. Конечно, это приносит отдельные неудобства — помимо войны государства с партизанами съёмкам помешали ливни и тайфун, уничтоживший декорации.

Зато всегда хватало места неожиданным находкам: для армии полковника Курца режиссёр смог найти настоящих местных аборигенов и «нанять» их в обмен на несколько кур, свиней и буйволов — поэтому все обряды в фильме настоящие. Но иногда с реализмом был перебор: когда Коппола попросил местных работников создать на площадке гору мёртвых тел, те буквально притащили десятки трупов.

Кто такие локейшн-менеджеры и чем они занимаются

Сегодня режиссёры всё реже участвуют в поездках, потому что для этого есть отдельные профессионалы — локейшн-менеджеры. Они — одни из первых, кто вступает в дело, когда проекту дают зелёный свет. Это может быть целый отдел, а может и один человек. На основе сценария и режиссёрских требований они подбирают локации, просматривая варианты в личной базе, общаясь с коллегами или находя новые места в поездках.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Первоначально я получаю бриф, написанный на основе режиссерского «тритмента», затем всё просчитывается и происходит подбор локаций — в среднем процесс занимает от двух до четырех дней.

В итоге мы должны иметь список из пяти-десяти наиболее подходящих локаций на выбор, из которых, в дальнейшем, вместе с группой отберем два-три лучших варианта по фото. Заключительным этапом мы выезжаем на их просмотр уже вместе с творческой группой, куда, как правило, входят режиссер, художник, оператор, второй режиссёр и административная группа».

Кроме очевидной задачи по поиску подходящей натуры для съёмок (от пейзажей до любых помещений), на локейшн-менеджере лежит большая ответственность. Именно он отвечает за съёмочную площадку, подготовку её к съёмкам и все связанные с этим юридические договорённости.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Локация должна жить, — то есть, нужно, чтобы всё происходило так, как задумано. И мы с ассистентами отвечаем за неё в целом — от момента подготовки и до конца съёмок ведём площадку, а также несём ответственность перед группой и перед человеком, в чьём распоряжении она находится, вне зависимости от того частный это объект или же улица.

Допустим, мы снимаем в подъезде, а затем переезжаем на завод. И на заводе съёмочную группу уже должен встречать мой ассистент. Он прибывает туда раньше всех — просматривает ещё раз раскадровки и сценарий, проверяет точки подключения, паркинг и так далее».

Локейшн-менеджеров сложно назвать счастливчиками-туристами, которые постоянно колесят по странам в поиске красивых мест. Это сложная, нервная и энергозатратная работа. На плечи локейшнов ложится много бюрократии: они должны чётко продумывать тайминг, знать каждую деталь на площадке, договариваться о перекрытии дорог, организовывать съёмочный лагерь и выполнять огромное количество задач, о которых ни зрители, ни многие участники группы не догадываются.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Важно всегда знать и помнить даты и продолжительность съёмок. Очень важно дотошно провести подготовительную работу, обо всём договориться заранее, предусмотреть все нюансы и возможные варианты развития событий.

Если речь идёт об объекте — заблаговременно созвониться с арендатором, если локация уличная, то уточнить расписание возможных мероприятий, ремонтных работ, и всего, что может помешать или затормозить процесс, чтобы не пришлось снимать в параллель с другой группой или, хуже того, получать отказ. Поэтому в нашем деле так важен опыт, гибкость и умение оперативно реагировать на всё, что происходит».

Локейшн-менеджеры приходят на площадку первыми и покидают её последними. Им нужно постоянно держать в голове много важных вопросов — от подключения электроники до договорённостей с чиновниками и владельцами объектов. Работа стрессовая, потому что часто всё идёт не по плану, а ответственность за несоблюдение тайминга и нарушение договорённостей ложится на локейшн-менеджера.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Бывают и необычные задачи – например, взорвать машину около МИДа. Процесс переговоров был долгим, потому что предстояло много согласований. Моя задача была в том, чтобы люди приехали, сняли и никого не напрягали. У нас в стране, конечно же, не всё налажено до идеального процесса. Всегда думаешь: сейчас кто-нибудь проедет и что-то пойдет не так. Но мы справились с этой задачей.

Сейчас есть кинокомиссия, которая помогает киносъёмочным группам в организации съёмок: перекрытии дорог, сопровождения, согласования. Это всегда было большой проблемой, а сейчас, благодаря кинокомиссии, всё можно делать заблаговременно. За месяц-два подаешь заявку с точным маршрутом и техническим заданием, и они помогают.

Лет пять назад мы перекрывали дорогу в центре Москвы – масштабная съемка, две машины сопровождения ГИБДД перекрыли дорогу с одной стороны и с другой. За 15 мин до конца смены эти машины просто уезжают, и мы не понимаем что происходит. Я звоню тому, с кем договаривалась, и получаю ответ: «Всё, мы не вернемся. Мои ребята уехали». Оказалось, что какой-то генерал это всё увидел и сверху позвонил. Благо, мы успели доснять – делали последние технические дубли».

Часто работа локейшн-менеджера — это подработка, совмещённая с основным родом деятельности. Но не многим удаётся сильно продвинуться в карьере, работая на внештатной основе, поэтому опытные и надёжные локейшны — это, как правило, профессионалы. Тем не менее, именно работа локейшн-менеджера считается одним из лучших способов попасть в кино без профильного образования: не имея особенных навыков, новичок может набираться опыта на площадке и постепенно дорасти до другой должности. Некоторые известные голливудские локейшн-менеджеры попадали на съёмки по знакомству, а в итоге вырастали до продюсеров.

Впрочем, работа локейшн-менеджера тоже довольно доходна и престижна — многие ассистенты и обслуживающий персонал мечтают о ней. Например, Лори Балтон, локейшн с 30-летним стажем, имея образование магистра, сначала просто подавала кофе и десерты на площадке, но потом доросла до локейшн-менеджера фильма «Начало» и сериала «Молодой Папа». Профессию она освоила именно на съёмочной площадке, постоянно наблюдая за процессом.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Я училась в Гуманитарном Институте Телевидения и Радиовещания на продюсерском факультете. На четвёртом курсе начала работать, но не по профессии локейшн-менеджер, а в бухгалтерии. Затем пошла работать помощником продюсера в один продакшн. И так получилось, что ко мне обращались местные локейшны, так как у меня были знакомства. Я им помогала несколько раз.

А потом меня позвали на проект работать локейшн-менеджером. Глобально, тогда я не понимала что это. В моём понимании это было: нахожу квартиру, завожу группу, получаю деньги и всё. Оказалось сложнее, потому что мы взаимодействуем с госструктурами, и на наших плечах лежат многочисленные согласования, а также проводится огромная подготовительная работа».

При работе с локациями и объектами во внимание принимают не только общую эстетику, но и финансовые затраты, материально-техническую базу, наличие парковки и средств для обеспечения безопасности, доступ к электроэнергии, погодные условия, готовность владельцев или местных органов управления к сотрудничеству и ещё огромное количество факторов.

Одному человеку непросто справиться с таким количеством задач, поэтому в крупных проектах за локации отвечает целый департамент. В него входят профессионалы, выполняющие узкопрофильные задачи: от человека, ответственного за поиск новых объектов, до координатора парковки.

На препродакшне процесс делят на две стадии: поиск локаций и технический скаутинг. На крупных студийных проектах за каждый из этапов отвечают отдельные люди или департаменты. Локейшн-скауты ищут подходящее место, но не вдаются в детали. Тогда как технические скауты должны учитывать все тонкости, вроде возможности для подключения, логистики, света и парковки, — поэтому они постоянно на контакте с техническим персоналом.

В Голливуде у локейшн-менеджеров есть своя гильдия, которая ежегодно раздаёт награды. Среди последних работ в профессиональной среде особенно отмечают команду Роберта Фолкса, ответственную за «Ла-Ла Ленд». На 42-дневный съёмочный период они обеспечили проекту 48 локаций, адаптировали каждую под сложные номера, договорились о перекрытии огромной автострады для стартовой сцены, а также добились съёмок в культовой для Голливуда Обсерватории Гриффита (там снимались «Терминатор», «Трансформеры» и кульминационная сцена «Бунтаря без причины»).

Помимо постоянных путешествий и возможности карьерного роста, у работы локейшн-менеджера есть и другие приятные бонусы — например, возможность зарабатывать на объектах. У опытного локейшн-менеджера Надежды Волковой больше сотни квартир в базе, — благодаря этому она зарабатывает до 20% от аренды.

Вместе с тем работа локейшн-менеджера несёт за собой постоянные риски и трудности. Иногда доходит до крайностей — например, локейшн-менеджера сериала «Нарко» застрелили во время поисков натуры. Но чаще всего условия работы не настолько экстремальные, и главными трудностями становятся стоптанные ноги, болезни, постоянная усталость и поездки по неподготовленным для путешествий местам.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Когда мы снимали рекламу Reebok c Хабибом Нурмагомедовым, то просто весь день скаутили. Солнце встало — позавтракали и погнали. В час или в два часа дня стоял такой солнцепёк, что нас буквально дурманило и вело.

Это было в самой Махачкале, потому что город находится в низине. Но как только мы её покинули и стали подниматься, появились другие проблемы — когда ты поднимаешься на 1500-2000 над уровнем моря, давление по-другому работает, и это влияет на твою выносливость.

Мы огромное количество времени там скаутили, а когда нашли нужные объекты, то разделили съёмки на блоки. Первые сцены были в одной локации, но дальше шло селение, которое находится в шести часах езды от Махачкалы. Это полтора часа по бездорожью, а последние полчаса отрезок, когда ты едешь по скале, где есть колея, и внизу обрыв несколько километров. И ты понимаешь, что если машину чуть-чуть поведёт, то выжить невозможно».

Часто локейшн-менеджеры страдают от профессиональной деформации: они всегда находятся в режиме скаутинга и воспринимают окружающее пространство как потенциальные локации для съёмок. Локейшн-менеджер Кейт Левинсон признаётся, что её работа довольно странная — у неё появилась привычка постоянно заглядывать в окна, а главной мечтой стало рентгеновское зрение. Иногда для поиска необходимой натуры локейшн-менеджеры легко соглашаются на авантюры:

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«В одном из проектов нужна была подводная река, то есть коллектор. Туда забегают главные герои, за ними бежит полиция с собаками. Мы долго думали, где это снимать, и естественно, подводная река Неглинка в центре Москвы всех заинтересовала. Мне сказали: «Насть, слазь туда, посмотри». Это режимный объект, попасть туда максимально сложно, но попасть надо. Фотографии все видели, а внутри никто не был — непонятно, как туда заходить, как заносить технику, как снимать.

Я нашла диггера. Такая ситуация: ночь, парк, встречаемся около люка, он достаёт химзащиту и говорит: «Полезли!» Я такая: «Куда?» Напомню: ночь, парк, какой-то диггер и коллектор. Думаю: «Ну, ок». Надеваю химзащиту, он открывает люк, спускаемся, там какая-то бурлящая река.

Ходим там вдвоём посреди ночи и видим свет фонариков – оказывается, в этот момент какая-то экскурсия там проводилась. Я, конечно, подофигела: «Что вообще происходит?». Фотографии получилось прикольные, но снимать нереально, потому что заход туда через люк, технику и собак засовывать туда – не вариант.

На следующий день приезжаю к команде с подборкой фотографий — всё лицо, простите, в прыщах после этой прогулки в коллекторе. Говорю: «Слушайте, ребят, вообще здорово — всем советую, могу туда слазить ещё разок, но снимать там невозможно». По итогу мы снимали в метро — там есть ветки, где не ходят поезда. Там очень круто и комфортно оказалось — можно было спокойно зайти с техникой и собаками и без проблем снимать».

Главные правила локейшн-менеджера

На вопросы «из чего состоит работа локейшн-менеджера?» и «как они ищут локации?» проще всего ответить, рассказав об основных правилах профессии — ими неспроста переполнены как профильные, так и популярные сайты. Мы составили большой чек-лист важных навыков, умений и тонкостей профессии с примерами от экспертов:

1. Внимательно изучить сценарий. Место помогает рассказывать историю, поэтому локейшн-менеджер должен понимать идеи автора и подбирать ту натуру, которая лучше раскроет сюжет и персонажей. Чем внимательнее скаут вглядывается в детали, тем сильнее сужается спектр объектов.

​В основе декораций — реальные берберские зернохранилища неподалёку от Туниса

2. Знать как можно больше локаций. Чем объёмнее база локейшн-менеджера и чем больше его опыт, тем он более востребован. Режиссёру легче обратиться к человеку, который за пару дней подберёт несколько вариантов, не выходя из комнаты, чем объехать с командой сотни километров. Поэтому для скаута важно фиксировать все интересные места, которые он видит в жизни — локейшн-менеджер работает даже когда отдыхает.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Сейчас я нахожусь в изоляции под Серпуховом, но я постоянно что-то здесь нахожу. Сегодня была в заброшенном лагере. Первым делом, когда зашла в лагерь, полностью его отфотографировала: а вдруг пригодится. Это уже такая профессиональная привычка. У меня в телефоне 65000 фотографий: у девушек обычно селфи, собачки, а у меня заброшенные лагеря и какой-то трэшак».

3. Много ездить и фотографировать. Даже когда в базе есть пять отличных вариантов для сцены, всё равно нужно искать дальше — в том числе, и по пути. Это всегда перфекционизм и долгая изнурительная работа. В нерабочее время локейшн тоже должен больше путешествовать, чтобы расширять базу и находить необычные объекты в неожиданных местах. Важно фиксировать всё на телефон, а лучше брать с собой профессиональную камеру, чтобы творческая группа имела представление о том, как всё выглядит в реальности, — ведь иногда снимки становятся частью раскадровки.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Период скаутинга — это постоянная фиксация на телефон и обсуждение локаций со всеми участниками. Плюс логистику уже надо прощупывать, понимать, как организовывать съёмочный процесс, как возводить декорации. Поэтому чаще всего ты заранее звонишь знакомым: в любом городе мира есть друзья или какой-то продакшн, которые могут помочь.

Вы приезжаете, начинаете просмотр и по пути, останавливаетесь, если что-то замечаете. Выходите из машины, идёте, знакомитесь с хозяином и общаетесь о том, можно ли у него поснимать. По такому принципу можно иногда искать рандомно. То есть, даже пока ты едешь в машине, ты продолжаешь заниматься скаутингом и постоянно смотришь по сторонам .

У нас есть правило: «Выключи телефон». Пока мы в пути, мы всегда активно работаем и смотрим по сторонам. Конечно, не всегда получается убрать телефон, но мы стараемся. И часто находим много интересных мест.

Когда мы снимали Manizha — «Мама», нам в первый день показали этот дом. Но я сказал, что мы можем найти дом лучше. Мы проехали почти 2500 километров по всей Грузии, чтобы я посмотрел другие объекты. Причём надо было проехать это расстояние за два с половиной дня, поэтому мы все время ехали и смотрели по сторонам, где-то по пути останавливались и спрашивали у местных жителей. Поэтому в ходе поездки возникают новые варианты, и мы их отсматриваем.

Бывает, что мы в первый же день находим идеальный объект. Но у меня такая черта характера — я заставлю всех ещё два дня поездить и поискать что-то лучше. Неоднократно бывало, что мы думаем, будто нашли идеальный объект и всё хорошо, но уже на следующий день мы доезжали до такого места, которое нас утраивало больше, чем то, которое мы вчера посмотрели. Поэтому этот период и называется «поиском». На него отводится определенное время, и это время надо использовать полностью».

4. Изучать интернет. Один из главных инструментов локейшн-скаутов сегодня — это гугл-карты и сервис «Google Планета Земля». Также полезно изучать соцсети и регулярно просматривать теги. Помимо необходимого визуала интернет даёт ещё одну принципиально важную вещь — информацию об объекте. Найти красивый объект — это хорошо, но найти красивый объект с сильной историей — гораздо лучше. Эту информацию всегда можно добавить в сценарий и тем самым углубить повествование.

Эльдар Кархалёв, художник-постановщик:

«Я в основном ищу объекты по гугл-картам. Когда появились геотеги, то есть когда люди смогли сами тегать фотографии, я сразу начал этим пользоваться. Часто находил совершенно неожиданные места. Для «Тряпичного союза» я так и нашёл деревню Игнатьевское, в которой раньше кино никогда не снималось. Было тяжело представить, что где-то в Калужской области есть такое красивое место. Я просто скроллил по речкам и смотрел места, где больше всего фотографий.

Когда человек достаёт смартфон, чтобы сделать фото, он в абы каком месте этого делать не станет. Скорее всего, он сфотографирует то, что его зацепило. Скопление фотографий в одном месте помогает понять, что именно там тебе и надо «поковыряться». Совершенно случайно я там наткнулся на три фотографии с холма, который мы потом и сняли.

Чтобы не загонять локейшн-менеджеров, я часто пользуюсь базами фотографий. У локейшн-менеджеров всегда есть принцип трёх, — то есть, они всегда в конечном счёте предлагают на выбор три вариант. Но иногда этого бывает мало. Поэтому я просто прошу пароль от базы — мне не лень, я сижу и выбираю всё, что нужно, чтобы быть с ними на одной волне. Я стараюсь использовать самый широкий арсенал: смотреть базы, скроллить по картам и самому выезжать на поиск мест».

5. Не доверять фотографиям полностью. Любой объект обязательно нужно посетить, причём в то самое время дня и года, в которое вы планируете снимать. Даже если вы уже видели его не раз, важно проверить — не изменился ли он, не появились ли какие-то препятствия для съёмок. Не говоря уже про места и объекты, найденные в интернете: далеко не всегда они выглядят обжитыми и киногеничными.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Если смотреть квартиру на «Авито» или других сервисах по аренде недвижимости, то с такими вариантами, как правило, больше шансов попасть впросак. Они без души, они пустые, их надо обживать — ты никогда не подашь картинку так, будто там кто-то живёт. Поэтому мы выбираем реальные объекты, где живут люди. Искать такое — очень специфичное занятие, потому что люди, которые сдают объект для съёмок, часто не понимают всей ответственности. Всегда есть человеческий фактор, — поэтому иногда могут случаться форс-мажоры, которые необходимо решить быстро и оперативно. Всё зависит от умения договариваться и убеждать человека

Варианты на чужих фотографиях и картинках часто отличаются от того, что есть на самом деле. По фотографиям ты можешь не понимать, какая глубина кадра, какие размеры у помещения. Даже если на бумаге будет всё прописано с расстоянием от одной стены до другой, то, приехав, можно обнаружить совершенно новые интересные ракурсы. Или, наоборот, ты можешь прийти и понять, что объект не подходит, хотя по картинкам тебе всё нравится. Поэтому важно также научиться грамотно фотографировать объект и создавать личную картотеку».

6. Изучать малопопулярные места. Локейшн-менеджер с нестандартной базой всегда ценится на рынке дороже. Например, мало кто знает природу Новой Зеландии, так как Джаред Коннон — локейшн-скаут трилогий «Властелин колец» и «Хоббит».

Блокбастеры часто страдают от избитых или блеклых локаций, тогда как свежий антураж даже простую историю раскрывает иначе — например, «Район номер 9» определённо выиграл за счёт антуража ЮАР.

То же справедливо для простых городских или даже квартирных съёмок, поэтому скаут должен знать не только кварталы и здания, а изучать мосты, тоннели, заброшки и разбираться в деталях интерьера. Но даже уникальное и экзотическое место всегда нужно дорабатывать для съёмок, — поэтому дополнительным бонусом для локейшн-менеджера будут познания в дизайне интерьеров и ландшафтном дизайне.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Мы снимали клип в католической церкви. Там было 200 стульев, а на стенах висели очень странные и безвкусные изображения, всё было захламлено. Но я понимал потенциал этого объекта, потому что там есть витражи, которые позволяют правильно использовать свет.

И вот у нас было примерно десять часов на всё про всё: на вычистку пространства, на съёмку. Иещё обратно всё это нужно было поставить. Мы никогда не работали так быстро. Каждая секунда была строго регламентирована, потому что если ты час перерабатываешь, то потом сам за это платишь. А у нас был очень ограниченный бюджет. Но главное, что получилось найти пространство и оставить от него ровно тот первозданный минимализм, который был, когда его только его возвели — только эти витражи и больше ничего.

Чаще всего ты можешь найти какой-то потенциальный объект, и его нужно дорабатывать. Например, в случае с клипом One Lone Survivor Денис Иорданов нашёл нам старый особняк, в котором раньше базировалось лётное училище. Там огромное количество комнат, и было такое большое центральное пространство, где на потолке ещё сохранились невероятные деревянные балки с очень старой красивой массивной люстрой.

В сцене, где мальчик левитирует, есть потолок, который невозможно было бы найти нигде. Когда мы нашли это пространство, я уже исходил из этого потолка — он невероятно красивый, там были какие-то фрески или даже сюжеты в духе эпохи Возрождения, которые невозможно хорошо разглядеть из-за освещения. Это и был тот случай, когда объект помог усилить сцену».

7. Понимать рамки бюджета. Бюджет порой значительно влияет на процесс, часто ограничивая выбор. Бывает, что идеально подходящий под сцену объект сдают в аренду слишком дорого — тогда он просто того не стоит, ведь почти всегда можно найти альтернативу. Также от бюджета зависит масштаб экспедиции — есть ли смысл большой команде выезжать в другой регион, если можно воссоздать его поблизости?

Ладо Кватания, режиссёр:

«Бюджет — важный фактор. Чаще всего со всеми можно договориться. Но есть люди, которые очень сильно избалованы. Я имею в виду владельцев объекта, или людей, с которыми ты договариваешься насчёт входа на территорию. Таких людей уже прикормили, и они называют какие-то чудовищные цены. Ты смотришь на человека и понимаешь: дай бог, чтобы он в месяц столько зарабатывал, до момента, когда понял, что можно зарабатывать на объекте, и неожиданно открыл для себя этот денежный ручеёк. Поэтому иногда приходится прямо говорить, какой у нас бюджет. И чаще всего люди соглашаются, — потому что лучше иметь что-то, чем ничего.

В плане объектов я всегда стараюсь себя не ограничивать и договариваться. Но есть и объекты, в которые просто невозможно попасть. Например, в Москве на Симоновском валу есть здание, которое построила Заха Хадид. Вот туда зайти сложно, потому что стоимость объекта просто чудовищная. Если не ошибаюсь, от полумиллиона за 12 часов.

Когда мои родители интересуются, сколько что стоило, они даже не понимают, куда деваются деньги. Когда далёким от индустрии людям говоришь, что бюджет проекта такой-то, то они сразу начинают думать, что режиссёр себе половину забрал, живёт на Рублёвке и ничего не делает. Но, на самом деле, если представить масштаб, количество людей, которые находятся на площадке, и стоимость съёмок в той же Москве, то всё ощущается иначе. Поэтому я чаще всего стараюсь просто уехать из Москвы и снимать где-то ещё, чтобы сэкономить.

Если у нас низкобюджетный проект, то есть гугл и есть друзья, с которыми ты начинаешь советоваться. Для One Lone Survivor мы с оператором и музыкантом прошерстили различные сайты сталкеров, где есть какие-то интересные заброшенные пространства, и самостоятельно на картах их находили. Это тяжело, потому что ты можешь приехать и очень долго искать это место. Поскольку они заброшены, к ним могут дороги даже в некоторых местах не вести: ты выходишь из машины и чапаешь пешком.

А когда есть бюджет, ты используешь уже более профессиональный ресурс. Есть человек, у которого есть база, или же он понимает, где эти объекты потенциально могут находиться. Существует сообщество локейшн-менеджеров, они друг с другом коммуницируют: этот спросит у того, тот у этого, и по цепочке они нам предложат какие-то варианты».

8. Планировать логистику. Найти подходящие локации — лишь начало работы. Важно понимать, как между ними быстро перемещаться вместе со съёмочной группой и аппаратурой. К каждому месту и объекту должен быть удобный въезд с большой свободной парковкой.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Выбор локации в городе обязательно должен происходить на основе связок и технических возможностей. То есть, на практике, необходимо учитывать территориальное расположение дополнительных объектов и соотношение визуальной эстетики с административными затратами.

В Москве предостаточно красивых мест — как пример, те же Патриаршие пруды. Они неплохо смотрятся в кадре, но технически там снимать проблематично — всё время занята парковка, нужно дополнительное согласование и так далее. Такие места подходят только под очень специфические задачи, когда цель реально оправдывает усилия и средства».

9. Коммуникабельность. Это главное качество локейшн-менеджера, о чём единогласно говорят все эксперты из нашего текста и профильные ресурсы. Речь про коммуникабельность в самом широком смысле: человек должен стать участником сообщества локейшн-менеджеров и постоянно обмениваться найденными объектами (в США для этого есть целый сервис Wrapal), уметь договариваться даже с самыми сложными людьми и убеждать владельцев, что с их объектом всё будет в порядке. В то же время необходимо понимать специфику работы коллег по съёмочной группе и регулярно быть с ними в контакте: знать, как планирует снимать оператор, что будет строить художник, и какие приборы собирается использовать гаффер.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Основные навыки локейшн-менеджера — это смекалка и коммуникабельность. Здесь всегда идёт общение: начиная от бомжей на улице, с которыми надо договориться, до чинов и генералов. Нужно уметь расположить к себе всех. Ещё важна коммерческая жилка: уметь торговаться, влезать в бюджет. Ну и хорошо выглядеть надо всегда».

10. Подбирать спокойных соседей. Если фильм снимают в квартире или в другом помещении, которое со всех сторон окружено людьми, то лояльные соседи — критически важные пункт. Дело не только в необъяснимом стремлении всех соседей вечно сверлить и бить стены молотком, но и в возможности договориться о размещении в коридорах необходимого оборудования и обустройстве пространства.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«С арендой квартир обычно всё просто, но есть свои нюансы, связанные с режимностью объекта: не очень удобная и довольно дорогая парковка, нюансы по заходу, по использованию лифта, расположению техники в общих зонах. На съёмках «Лучше, чем люди» в «Москва-Сити» квартира изначально выглядела просторной, но оказалась небольшой, а ведь там надо разместить и группу, и технику.

На съёмках в многоквартирных домах стандартная ситуация, когда соседи возмущаются или как-то мешают процессу. Часто есть какая-нибудь долбанутая бабка, которая решила вызвать полицию или выкинуть мусор из дома на съемочную группу. Поэтому важно за сутки уведомлять местный отдел полиции, что у вас проводится массовое мероприятие — киносъёмка по такому-то адресу в такое-то время. Когда приезжает полиция и спрашивает: «На каком основании…?», мы показываем уведомление, и они уезжают».

11. Нужно заранее позаботиться об инфраструктуре. Съёмочная площадка — лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромное количество рабочих тонкостей. Команде нужно где-то есть, готовиться к сценам, учить сценарий, отдыхать и так далее. Эстетика и логистика важны, но не менее принципиально выбирать объект, исходя из окружающих его удобств: искать комфортные отели или квартиры, если снимаете в глуши, избегать пробок и продумывать доставку, если снимаете в оживлённом городе, и так далее. Под проект всегда нужно много места и необходимые ресурсы поблизости, — ведь съёмочная площадка всегда образует что-то вроде мини-поселения.

12. Юридические вопросы и бюрократия — основа всего. Вечная усталость, простуда и скандальные соседи — не самые страшные проблемы, с которыми постоянно сталкивается локейшн-менеджер. Реальная опасность — юридические оплошности. Нужно проверять каждый договор и документ, детально обсуждать все детали с арендодателями и государственными представителями и всегда получать разрешение на съёмку (что в России из-за специфики законодательства особенно сложно). Вся бумажная работа и ответственность за взаимодействия с объектом, перекрытие дорог и любые потенциально опасные события на площадке — всё это ложится на локейшн-менеджера. При этом любые штрафы отягощают бюджет.

13. Следить за таймингом. Задержки и отставание от графика в кино — явление частое. Локейшн-менеджеры на площадке во многом нужны, чтобы это исправить. Они договариваются об аренде объектов или перекрытии движения на конкретное время, так что в их же интересах соблюдать всё минута в минуту. Именно поэтому локейшн приходит на площадку первым и сильно заранее — чтобы как следует её подготовить и не заставлять команду отвлекаться по мелочам.

14. Помните про свет и электричество. В картинке-памятке от nofilmschool, как и во многих других руководствах для локейшн-менеджеров, эти пункты неслучайно стоят первыми. Локейшн готовит объект для съёмок и отвечает в том числе и за мелочи, о которых часто забывают. Мало найти подходящий объект — важно, чтобы в нём было достаточно розеток и мощный генератор, а в окна светило солнце.

Последний момент часто недооценивают — солнечный свет упрощает работу оператора и гаффера, позволяя снимать даже там, где могут быть проблемы с электричеством. В уличных эпизодах солнечный свет — определяющий фактор, поэтому нужно искать подходящее место и планировать день съёмок. Не каждый режиссёр работает как Терренс Малик, который может уехать в Альпы и днями ждать подходящих погодных условий, спонтанно снимая жучков и птичек. Съёмочный процесс строго распланирован, поэтому за погодой и светом надо следить всегда.

15. Звук не менее важен. Вряд ли для съёмок подойдёт помещение, в котором раздаётся эхо или слышен каждый звук извне. При первом посещении места как следует прислушайтесь — достаточно ли там тихо, чтобы звукорежиссёр мог спокойно работать?

16. Вам придётся почти постоянно жить в дороге. И много, даже очень много двигаться. Вы должны быть готовы ко всем издержкам долгих путешествий, следить за здоровьем и выстраивать отношения с семьёй так, чтобы она спокойно принимала ваши постоянные длительные поездки. Интернет упростил работу по поиску натуры в кино, но она, как и 50 лет назад, строится на постоянных путешествиях и находках во время него.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Для грядущего полнометражного фильма я ездил в Минск и плотно работал. Ребята заранее подготовили список объектов, поэтому на сам скаут ушло три дня. Но мы работали с раннего утра и до заката солнца. И потом, после заката, мы ещё долго смотрели объекты: какие-то дома, квартиры, пространства ресторанов. Это тяжело: ты после такого дня буквально валишься с ног, потому что всё время ходишь.

Я потом смотрел статистику по количество километров, которые нахаживаешь в течение этого скаута — в день получается минимум от десяти до пятнадцати».

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Каждый проект — это в любом случае поездки в большом количестве. На «Звоните Дикаприо» я за три месяца проехала 15 тысяч км по Москве и Подмосковью. Конечно, есть проекты, которые не требуют таких усилий, и где всё можно сделать благодаря базе. Но интересные серьезные проекты — это всегда специфические задачи, поэтому приходится много ездить. Но меня это не напрягает.

Сейчас в новом проекте стоит задача: найти деревенский дом на склоне с красивыми видами. Это не очень легко — у нас все любят строить десятиметровые заборы и всё перегораживать, поэтому таких домов осталось мало. Сейчас мы с помощником постоянно скаутим такие — в день, дай бог, один более-менее подходящий дом найдем. Я это всё отправляю творцам, но даже для себя понимаю, что всё не то, и что надо искать дальше.

Я тоже должна быть довольна тем, что объект идеально подходит и моя работа сделана до конца. Всегда бывают компромиссы — ну ладно, можно снять и там. Но всё равно ты понимаешь, что это недоработка. Зато как приятно потом, когда ты приезжаешь и видишь “Вот оно, — то, что я искала так долго!”»

 
Уже готов сценарий, отобраны актеры и команде не терпиться начать производство. Но где вы будете снимать? Поиск и менеджмент локаций — тяжелая задача, и у независимых авторов на это обычно нет бюджета.

Если речь идет о небольшом проекте, локациями занимается режиссер или продюсер. Вот, что тут надо знать.
 

Держитесь близко

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Готовится производство малобюджетного проекта. Разобрав сценарий, вы поняли, что для этого нужно 20 локаций. С чего начать? Локейшн-менеджер Аарон Холлоуэй советует: «Изучая сценарий, прежде всего обращайте внимание на основные локации. Найдите самую главную, а все остальные должны быть не дальше 20 км от нее. В противном случае вы просто не уложитесь в график».

Тайм-менеджмент на площадке — ключевой фактор. Если у вас полдня уходит только на то, чтобы переехать вместе с группой с локации на локацию, вполне вероятно, вас ждет неудача. Чем ближе съемки, тем лучше.
 

Учитывайте, где искать не стоит

Фото: Geran de Klerk
Фото: Geran de Klerk

Если у вас много актеров и большая съемочная группа, то, скорее всего, заполучить некоторые локации будет сложнее, особенно если у вас нет денег, чтобы платить за разрешения. Во время поисков вам, скорее всего, будут встречаться места, которые бы идеально подошли для фильма: у них правильный внешний вид и они отлично «играют» нужный исторический период. Но иногда становится понятно, что вся группа просто не поместится в здание, а машины с оборудованием будут мешать движению. В таком случае, вероятно, лучше отказаться от подобной локации.
 

Делайте много фотографий

Фото: Jacob Owens
Фото: Jacob Owens

Когда вы все-таки находите локацию, которая подходит для вашей команды, бюджета и прочего, сделайте как можно больше фотографий — со всех возможных ракурсов, в самом высоком разрешении. Обратите внимание на мелкие детали и не снимайте только в одну сторону, даже если вы не планируете разворачивать камеру в обратном направлении. Выйдите на улицу и снимите экстерьер. Походите в округе. Снимите как можно больше.

Так у режиссера, художника-постановщика (или у вас самих) будет достаточно материала, чтобы спланировать мизансцены и необходимые элементы декорирования. Также будет понятно, куда поставить оборудование, где обустроить место под грим, буфет и так далее. Кроме того, снаружи выбранной локации можно найти место для съемок какой-нибудь другой сцены, что сэкономит время производства.
 

Звук и электричество

Фото: Zachary Staines
Фото: Zachary Staines

Обратите внимание на розетки. Сколько их, насколько далеко они друг от друга? Будет не лишним набросать карту локации с их расположением. Проверьте, работают ли они. Будет обидно, если в начале смены обнаружите, что какая-то розетка отказала.

Проверьте звук. Захватите с собой микрофон, сделайте несколько тестовых записей, обращая внимание на эхо, реверберацию и шум близлежащих дорог.
 

Разрешения на съемку

Фото: Thomas Drouault
Фото: Thomas Drouault

Определившись с локациями, нужно получить их в ваше распоряжение. Покажите себя с лучшей стороны, подружитесь с их владельцами, но не принимайте отказов. Вот что советует Холлоуэй:

«Если на заправке вам отказали, возвращайтесь через шесть часов. Обращайтесь по всем каналам, поговорите со всеми менеджерами. Покажите, насколько для вас важен проект и именно эта локация».

Помните, что вам нужно подходить к этому с холодной головой. Не принимать отказов — не значит хамить. «Это похоже на покер, — говорит Холлоуэй. — Когда вы найдете идеальную локацию, вам нужно воспользоваться своими возможностями по-максимуму. Постарайтесь растопить лед, обратиться к человечности хозяев. Показать, что вы хотите создать произведение искусства и вам правда нужно именно это место».

Возьмите пару уроков по продажам, языку тела и красноречию, но добейтесь разрешения. Посоветуйтесь со специалистами, как должны выглядеть правильные бумаги, чтобы у вас не было проблем впоследствии.
 

Не вредите локации

Фото: Valentin Salja
Фото: Valentin Salja

По окончании съемок локация должна выглядеть так, как будто вас там не было вовсе. Запишите или сфотографируйте, как стояли вещи до съемок. Убедитесь, что все на своих местах. Особенно постарайтесь не пачкать и не царапать полы, не дырявить стены и не ломать мебель и прочие элементы декора. В первую очередь, конечно, это убережет вас от лишних трат на ремонт, но вы ведь не хотите ругаться с хозяевами, правда? Вас потом могут никогда не пустить снимать на локации снова. Список потенциальных съемочных локаций — важный документ, который поможет вам в дальнейшей карьере.
 

Свет, камера, мотор!

Фото: Jacob Owens
Фото: Jacob Owens

Конечно, о поисках локаций можно говорить почти бесконечно, как и о любом другом аспекте кинопроизводства, но сказанного выше хватит, чтобы начать работу над вашим следующим проектом. Подойдите к задаче творчески, вы же занимаетесь кино. В зависимости от художественной постановки, вы можете полностью изменить внешний вид локации. Прибегните к помощи магии кинематографа и покажите, на что вы способны.

Источник: premiumbeat.com.
 


Обложка: Jacob Owens

Правильный подбор локации для съемок по праву считается одним из ключевых элементов рекламных видеороликов, фильмов или музыкальных клипов. Важно понимать, что место съемки оказывает огромное влияние на конечный результат. Оно способно преобразить видеоматериал и расставить верные акценты в сюжете, но может и навредить, попутно уничтожая все режиссерские задумки.

Наша компания оказывает услуги по подбору локаций. Для того чтобы подобрать локации правильно мы тщательно изучаем главную идею видеоролика, разбираем его сценарий и анализируем мотивы. Словом, проводим целый ряд сложных подготовительных работ, чтобы создать действительно качественный продукт.

Подбор локаций — это сложный процесс, конечный результат которого зависит от направленности и художественных целей проекта. Мы останавливаем свой выбор на нескольких локациях, а самые лучшие предоставляем заказчику.

Правильно подобранное место съемок оказывает огромное влияние на зрителя и помогает прочувствовать идею видеоролика, а главное – зритель поверит в происходящее.

А теперь мы подробно расскажем вам о процессе подбора локаций и начнем со съемок за пределами помещения.

Как мы выбираем место съемки вне помещения

1. Тщательно изучаем сценарий

Наша команда изучает сценарий будущего видеоролика , так как это поможет не ошибиться с правильным местом съемок. Окружение может быть самым разнообразным: природа, выделяющееся здание, историческое место, набережная или городской пейзаж. Локация – вспомогательная составляющая видео, и она должна помогать в реализации изначального замысла.

2. Определяем точное время съемки

Бывает, что выбранное место нравится сегодня вечером, а завтра утром можно посмотреть на него с того же ракурса и подумать: «Что это вообще такое?». Поэтому мы отбираем локации, ориентируясь на то, как то или иное место будет выглядеть в то время года и суток, когда будут проводиться съемки видеоролика.

3. Анализируем освещение

Естественное освещение вне павильона или другого помещения – вещь довольно капризная, так как значительно меняется в течение дня. В процессе подбора места мы проводим анализ, когда солнце бывает в зените, когда оно покидает свою пиковую точку и когда солнце скрывается за линией горизонта. С помощью полученной информации мы можем вычислить оптимальное начало съемок для каждой отдельно взятой сцены видеоролика.

4. Продумываем источники электропитания

Для натурных съемок и подключения осветительного и съемочного оборудования мы используем мощные генераторы, которые доставляем на площадку.

5. Анализируем звуки вокруг

В съемочном процессе не бывает мелочей, поэтому при выборе локаций мы тщательно прислушиваемся, чтобы обнаружить посторонние шумы или потенциальные дефекты звука, которые могут осложнить процесс работы.

6. Оформляем необходимую документацию

Мы заранее оформляем все необходимые разрешения на съемку частной собственности, на улицах города и в любых других локациях, чтобы съемки прошли успешно.

7. Обеспечиваем комфорт команды

Важно, чтобы каждый член съемочной группы чувствовал себя комфортно во время самого процесса. Поэтому мы заранее продумываем все возможные варианты размещения группы и обустройство таких пространств, как, например, рабочее место для художников по гриму и костюмам.

8. Продумываем варианты питания

Любой процесс подбора локаций включает в себя организацию быстрого и вкусного питания на съемочной площадке, так как питание — это важный аспект продуктивной работы.
Мы рассказали об основных составляющих процесса подбора локаций вне помещений. Но важно понимать, что каждый проект индивидуален и может потребовать дополнительных усилий при выборе локаций для съемки.
Теперь перейдем к подбору локаций для съемок в помещении.

Подбор локаций для съемок в помещении

В процессе создания видеоролика часто возникает необходимость съемки в определенных интерьерах. Если речь идет о квартире, мы готовы найти реальную квартиру для съемок или построить декорации. При этом важно понимать, что съемка в квартире может быть неудобной из-за маленькой площади, которая делает весь процесс съемки некомфортным. Но такой вариант обходится дешевле декораций, и наша компания готова его реализовать.

Теперь поговорим подробнее о съемках в декорациях. Декорации для съемок создаются на базе студий. Главным преимуществом студийной съемки является высокое качество итогового материала.
Качество видеоролика повышается из-за нескольких факторов:
• Возможность выставления идеального света на съемочной площадке;
• Аренда дополнительного светового оборудования;
• Аренда реквизита при необходимости;
• Удобно организованное рабочее пространство, которое не ограничено строгими рамками.

Очень часто рекламные ролики необходимо снять в каком-либо офисе, но отсюда возникает сразу несколько проблем: не каждый офис соотносится с идеями режиссера и идеей самого видеоролика, сотрудникам приходится отвлекаться от своей работы, снижая собственную продуктивность. Идеальным решением такой ситуации станут съемки в студии. В таком случае готовые декорации создадут необходимый внешний вид офиса, сотрудникам компании никто не будет мешать работать, а возможные действующие лица видеоролика смогут просто подъехать в саму студию.

Но в тех случаях, когда необходимо создать уникальный продукт – готовые декорации не подойдут, поэтому в таких случаях мы снимаем наши видеоролики в павильоне. Главным отличием павильона от студии является отсутствие декораций. Они создаются под конкретный проект и такое положение дел гарантирует вашему видеоролику абсолютную оригинальность.

Создание декораций в павильоне схоже с созданием театральных декораций. Но есть одно существенное отличие – декорации для павильонов строятся таким образом, чтобы была возможность снимать с любой стороны, а не только «от зрителя». А для удобства съемочной группы стены в павильоне могут быть полностью разобраны.

По ссылке вы можете посмотреть примеры видеороликов, для которых создавались уникальные декорации.

Наша компания снимает видеоролики в собственном павильоне . Павильон оснащен циклорамой хромакей, которая обеспечит воплощение любых фантазий в реальность, регулируемой фермой со светом, фото фонами и возможностью строительства декораций.

Мы готовы воплотить все ваши самые смелые идеи для видеороликов! Свяжитесь с нами по электронной почте go@kinemotor.pro, либо позвоните по номеру +7 812 40 99 678. Наши специалисты ответят на все ваши вопросы и помогут сделать правильный выбор.

Съемка на улице дает больше возможностей разгуляться фантазии, чем студийная, но и поиск подходящей локации для воплощения вашей идеи может стать настоящим испытанием. Чтобы облегчить вам процесс поиска, мы написали эту статью.

Конечно же, все начинается с идеи

Прорабатывайте, тщательно прорисовывайте ее детали в своей голове. И примерно тогда вам представится место, которое подойдет для воплощения задуманного. Этот вариант сложный, так как тут придется поискать.

143955584429

Если вы заметили хорошее место для съемки, то идея родится сама собой

Запишите его координаты, сфотографируйте хотя бы на телефон, чтобы просто разглядеть данную локацию. Вернитесь туда еще раз, изучите место и попробуйте расставить на нем все детали: модель, предметы (мысленно пока).

nature-landscape-photography-23

Вот вам три совета:

  1. Уделите день-два на прогулку по исторической части города. В каждом городе есть так называемый старый центр. Не поленитесь заглянуть в каждый дворик, обращайте внимание на интересные элементы архитектуры, фактурные стены. По ходу прогулки делайте фото-наброски (подойдет камера в мобильном телефоне), обязательно с указанием места съемки, световых условий, отсутствия зевак.21514
  2. Обратите внимание на то, как выглядит город ночью. Огни витрин и фонарей, свет автомобильных фар, глубокие тени — все это может создать необычную по атмосфере фотографию в том месте, которое при свете дня может показаться весьма заурядным.359309
  3. Еще одним неисчерпаемым источником локаций может послужить загородная поездка.При наличии автомобиля все предельно просто: вы берете с собой фотоаппарат, проверенную модель, карту города и области (или GPS-навигатор) и отправляетесь на поиски интересной вам локации.sm_users_img-172238

Если место найдено, это еще не все. Важны следующие детали.

Изучите место

idei_dlya_fotosessii_na_ulice

Хотя бы пару дней. Почему? Вам элементарно могут помешать люди, проходящие мимо. К тому же, как бы вы не старались избегать людей на фоне, когда вы вернетесь домой, то все равно обнаружите чьи-то головы, ноги и другие части тела, попавшие в кадр. Концентрация на съемке и отсутствие посторонних факторов очень сократят время обработки снимков в последующем. Поэтому, если это людное место, выбирайте время, когда народа меньше.

Определите время

645770775

Утро, день, ночь? Если утро, например, рассчитайте все по часам, так как солнце меняет положение. Изучая место, обратите  внимание именно на свет: как он освещает вашу локацию и в какое время. Все касательно света читайте в нашей статье “Как создать красивый фотопортрет“.

Подбор одежды

_The_girl_on_the_roof_054265_

Это тоже важно. Из историй профессиональных фотографов о неудачных снимках из-за неправильной одежды, как вам такая?

“Один мой знакомый полностью испортил фотосессию тем, что его модель ходила на высоких каблуках по галечному пляжу и неестественно напрягала ноги. Для многих такие, казалось бы, небольшие детали очевидны, а вот для некоторых совсем наоборот.

Еще перед съемкой вы должны обговорить эту тему с моделью и посоветовать соответствующие наряды. Если вы снимаете на пляже в каких-нибудь колючих кустарниках, убедитесь в том, что модель одета так, чтобы соответствовать тематике, но одновременно не наносить себе тяжелых повреждений. Если вы снимаете в реке, проследите, чтобы вы оба не были обуты в опасные скользкие шлепки. В любом случае всегда берите с собой на съемку аптечку для оказания первой помощи.”

Мы говорили об абсолютно бесплатных локациях. Если же вы готовы вложить некую сумму в фотосессию, то вам могут быть интересны другие места. Например:

  • миниатюрные кафе или рестораны с оригинальным и необычным интерьером
  • помещения, оборудованные под размещение декораций
  • базы отдыха, заповедники, зоопарки, аттракционы
  • специальные павильоны под съемку
  • всегда прекрасный вариант – крыша высокого здания

Помните, что правильно подобранная съемочная локация способна гармонично соединить все элементы вашего снимка.

Читайте также:

Всё о ню фотосъемке: модели, свет, правила

10 секретов, которые позволят идеально выглядеть на фотографиях

Как снимать силуэтные фотографии

Поделиться:

Утренний вид на гору Трифан и долину Огвен осенью. Sony A7R III, 16-35mm, 5с при f/13, ISO 100. Снимок: James Abbot

В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки. Всегда хорошо, когда можно запечатлеть любимое место в красивом освещении, но дальние путешествия откроют возможность не только расширить портфолио, но и получить заряд творческой энергии.

В мире полно известных мест, и некоторые из них настолько кишат туристами, что вам вряд ли получится найти подходящее время, когда можно будет спокойно пофотографировать. Одна из таких достопримечательностей – одинокое дерево на озере Ллин Падарн, расположенного неподалеку от деревни Лланберис, Уэльс. Обычным утром во время восхода солнца там можно заметить от 4 до 20 фотографов, выстроившихся в цепочку вдоль берега. Одна из причин – действительно красивый утренний вид, но тот факт, что машину можно припарковать в 30 секундах ходьбы от берега, пожалуй, тоже имеет значительное влияние на популярность этого места.

Одинокое дерево на озере Ллин Падарн. Снимок: James Abbot

Поиск мест

Благодаря интернету и социальным сетям, где фотографы делятся своими работами, поиск как известных, так и менее знакомых массам мест сейчас проще, чем когда-либо. Самый простой способ найти новые локации для съемки – просто поискать в интернете; вы найдете блоги и различные сайты на подобие ShotHotspot, где пользователи сами помечают интересные координаты.

Еще один вариант – поискать фотографии по определенному региону. Вы не обязательно увидите красивые снимки, но сможете получить немного вдохновения и найдете ссылки на полезные сайты.

С ростом популярности фотографии появляется всё больше путеводителей по разным странам и конкретным регионам. Если вы хотите исследовать Великобританию с камерой в руках, издатель fotoVUE и фотограф Ellen Bowness, чьи книги публикуют Long Valley Books, делают одни из лучших путеводителей, которые станут отличной стартовой точкой.

Если вы увидели интересное место в книге, на сайте или в поисковике, можете быть уверены, что вы не первый человек, нашедший его. Поэтому, если хотите запечатлеть еще более уникальные виды, единственный способ это сделать – просто отправиться на прогулку по местности с интересующим вас ландшафтом.

Известные места можно использовать в качестве стартовой точки, но старайтесь всё же сойти с натоптанной тропы. И не забывайте оглядываться по сторонам – бывает, что лучший кадр ждет вас в обратном направлении. Также иногда срабатывает простая удача и советы знающих людей.

Один из самых простых аспектов пейзажной фотографии – найти место, куда вы хотите пойти, в путеводителях, на картах или профильных сайтах. Однако, дойти до нужного места зачастую гораздо труднее, особенно если вы торопитесь успеть до восхода или захода солнца.

Путеводители для фотографов предоставляют детальные направления, пользуясь которыми вы должны без проблем найти, где же находится то или иное место. Однако, в темное время суток, особенно до восхода солнца, бывает сложно определить ключевые точки маршрута и успешно ориентироваться по одному только путеводителю. Так как же убедиться, что вы на правильном пути?

Камни в национальном парке Йоркшир-Дейлс на фоне заката. Снимок: James Abbott

Ориентация по местности

Лучший способ изучить маршрут к спрятанному месту – это сделать дневную вылазку прежде, чем идти фотографировать. Таким образом, вы будете четко всё видеть и легче изучите маршрут. Конечно, это не всегда возможно из-за ограничений по времени, поэтому можете просто выйти пораньше, хоть и так сохранится риск не успеть до нужного времени.

Очень важно заранее спланировать маршрут на бумажной или электронной карте, чтобы иметь хоть какое-то представление о том, куда вы отправляетесь и какой дорогой туда добираться. Еще лучшим вариантом будет помимо планирования маршрута взять с собой бумажную карту, смартфон с картографическим приложением или отдельный GPS-навигатор. Главное – убедитесь, что скачали оффлайн-карты, если пользуетесь приложением для смартфона на подобие OS Maps Premium или ViewRanger, чтобы иметь возможность продолжить путешествие даже без соединения с интернетом.

Вооружившись нужными приложениями и гаджетами, вы можете спланировать маршрут прямо перед выходом, а затем использовать отслеживание GPS-координат, чтобы определить свое положение на заданном пути. В качестве альтернативы можно скачать для нужного места специальный GPX-файл с сайтов, посвященных пешему туризму. В этом файле содержится записанный или созданный маршрут, который можно загрузить в приложение или GPS-навигатор.

Вид на холмы Fairy Glen неподалеку от деревни Betws-y-Coed, Сноудония. Снимок: James Abbot.

Полезные приложения для пейзажных фотографов

  • The Photographer’s Ephemeris. Это приложение работает на основе Google Карт и используется для планирования фотосессий, а также имеет функцию отображения положения солнца относительно любой точки на планете. PhotoPills работает по похожему принципу, но имеет более широкий функционал и запутанный интерфейс.
  • Met Office. Одно из немногих погодных приложений, которое позволяет спланировать фотосессию согласно с погодными условиями. Приложение предоставляет почасовой прогноз погоды на день, а также пятидневный прогноз для более продвинутого планирования. Хоть ни один погодный сервис не является на 100% надежным, никогда не помешает проверить.
  • OS Maps Premium. Это приложение доступно в бесплатной версии, но возможность использования офлайн-карт открывается только при наличии премиум-подписки. С ней вы можете загружать GPX-файлы в приложение и следовать уже созданному маршруту.

Совет: экономьте заряд аккумулятора

При использовании GPS-навигации батарея смартфона может разрядиться гораздо быстрее, чем обычно, поэтому можно не держать GPS постоянно включенным, а включать его раз в 15 минут, чтобы сориентироваться, где вы сейчас находитесь.

В определенные моменты каждый пейзажный фотограф сталкивается с тем, что восходы и закаты просто не дают нужного эффекта, несмотря на тщательно выбранную локацию и погоду. Природа играет по своим правилам, и удача всегда будет значительной частью общего уравнения, проводящего черту между потрясающими фотографиями и теми, которые в итоге отправятся в корзину.

Туманный восход в долине Ди неподалеку от города Лланголлен, Уэльс. Sony A7R III, 16-35mm, 61с при f/13, ISO 100. Снимок: James Abbot

Действуйте по ситуации

Погода и освещение – два основных фактора, от которых зависит успешным или провальным будет снимок, поэтому при подготовке к фотосессии важно делать поправку на погоду. Место, изображенное на фотографии выше, было замечено во время съемки с более низкого ракурса прошлым утром, когда свет был тусклым, а небо покрыто слоем облаков.

Прогноз погоды обещал скорое появление тумана в долине, поэтому я решил сделать второй заход. По пути к месту было сложно сказать, дошел ли туман до долины, но на дороге, ведущей к парковке, он всё-таки начал появляться. В результате получился уникальный снимок, сделанный в наилучших возможных условиях, даже несмотря на то, что это место довольно популярно.

Снимок: James Abbot

Ищите скрытые жемчужины

Традиционные бумажные карты – потрясающий способ обнаружить малоизвестные места, а вместе с компасом они представляют отличный способ навигации.

Внимательно изучите карту на предмет интересных элементов местности, например, водопадов, а затем убедитесь, что это место не находится на частной территории. Обращайте внимание на контуры пейзажа, чтобы понимать, сможете ли вы вообще туда добраться и безопасно ли там. Спутниковый вид в Google Картах – отличный вспомогательный метод.

Идеальное отражение зимнего пейзажа в озере Клуани, Шотландское высокогорье. Sony A7R III, 16-35mm, 2.5с при f/13, ISO 50. Снимок: James Abbott

Запоминайте хорошие находки

Часто бывают ситуации, когда вы натыкаетесь на живописное место в идеальный момент, останавливаетесь, чтобы сделать несколько снимков, и продолжаете свое путешествие. В такой ситуации вы не всегда можете точно знать, где вы находитесь, но для пейзажного фотографа это крайне важно.

Во время моей недавней поездки в Шотландию случилась подобная ситуация. Погода и освещение были просто потрясающими, и я не мог не остановиться, чтобы запечатлеть зеркальное отражение холмов и неба. Сделав серию фотографий, я открыл приложение ViewRanger с заранее скачанными офлайн-картами, чтобы определить точное местоположение этого озера и иметь возможность вернуться сюда.

Фотография амбара, сделанная во время захода солнца (справа) и тот же ракурс в сумерках (слева), но на этот раз с длинной выдержкой и светописью. Снимок: James Abbott

Возвращайтесь в старые места

Даже если у вас уже есть отличная фотография какого-то места, будь это что-то малоизвестное или популярное, всегда есть смысл вернуться туда спустя какое-то время. Другое освещение, погода и даже цвет листвы могут значительно повлиять на восприятие.

Что нужно взять с собой

  • Бумажные карты. Несмотря на то, что многие туристы и альпинисты пользуются цифровыми картами, традиционный бумажный вариант обязательно необходим на случай непредвиденных обстоятельств или в отдаленной местности.
  • Компас. Если вы ориентируетесь по бумажной карте, также стоит взять с собой обычный компас, чтобы понимать своё местоположение и идти в нужном направлении.
  • GPS-навигатор. К цифровым навигационным устройствам относятся смарт-часы и простые навигаторы; приложения для смартфонов, в свою очередь, вообще упрощают ориентирование.
  • Путеводители. Специальные путеводители для фотографов – отличный способ изучить местность и найти как популярные, так и менее известные места.

Автор: James Abbott

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти заказчиков для швейного производства
  • Как составить план обществознание огэ 21 задание
  • Как исправить невнятность речи
  • Как найти книгу толфдира
  • Как найти щуку на зимнем водоеме