Как найти лучшую школу для ребенка

Как выбрать школу для ребенка?

25.01.2022

Перевод ребенка в новую школу часто помогает решить многие проблемы: от конфликтов до низкой мотивации. Рассказываем, как правильно выбрать школу для ребенка и не ошибиться. Идеальной школы не существует. Задача родителей выбрать ту, которая подходит ребенку и обеспечит его развитие оптимальным образом.

Обычно вопрос о смене школы встает после окончания началки. Выбор пятого класса в средней школе важен, поскольку ребенок постепенно переходит от развивающего обучения к получению важных знаний и навыков, но при этом еще и нуждается в подходящем коллективе для общения и социальных связей. Следующий этап — это 7 и 8 класс. Сменить школу в этом возрасте обычно стремятся родители, которые понимают, что ребенок может получать намного более существенные академические нагрузки. В 10 классе смена школы разумна под определенный профиль или систему, например, поступление в Предуниверсарий вуза мечты. В каком бы возрасте ребенок ни менял школу, обращать внимание нужно на одни и те же критерии, но придавать им бОльший или меньший вес.

Когда нужно менять школу?

Основные причины, по которым родители стремятся сменить школу, это:

  • Переезд. Смена места жительства часто требует и смены школы. В этой ситуации при выборе необходимо опираться на критерии, о которых мы говорим ниже.
  • Выбор предпрофильной или профильной образовательной программы. Профильное обучение начинается в 10 классе, но с 8 (а иногда и с 7 класса) многие школы используют вариативную часть учебного плана, ресурс часов внеурочной деятельности и дополнительного образования, чтобы у детей была возможность углубленного изучения определенных предметов. Это один из фокусов у родителей, которые хотят перевести ребенка в другую школу.
  • Дополнительные возможности школы. Их масса: от сотрудничества с центром дополнительного образования или спортивной школой до формата “школа полного дня” или лучшего турклуба в городе.
  • Академический уровень школы. Здесь родители обычно ориентируются на достижения выпускников: баллы ЕГЭ, олимпиадные победы.
  • Поиск подходящего социального круга. Иногда родители надеются за счет круга мотивированных детей зажечь интерес в своем ребенке, иногда ищут единомышленников и т.п.
  • Конфликты и проблемы в текущей школе. Часто родители меняют школу, чтобы избежать какой-то проблемы, например, травли в классе.

Это основные мотивы, которые подсказывают родителям, что нужно переводить ребенка в другую школу для его благополучия. Довольно часто решение о смене школы превращается в действие, когда несколько мотивов сходятся.

#prog8-9-1#

На что обратить внимание при выборе школы?

Выбирая школу, очень важно обратить внимание на ваши приоритеты и отталкиваться от них. Ответьте себе на вопрос: зачем вашему ребенку школа? После этого обратите внимание на следующие особенности.

Выбор предпрофиля в 7 или 8 классе нужен не всем детям. Вашему ребенку подходит этот путь, если он:

  • активно самостоятельно изучает какие-то дисциплины и приобретает навыки, проявляет выраженную устойчивую мотивацию без напоминаний и пинков;
  • общается с удовольствием именно по данному интересу и предпочитает круг единомышленников, а не просто подростковый коллектив;

Выбирать школу с дополнительными возможностями, помимо учебной программы, нужно тогда, когда ребенок:

  • готов уделять время дополнительным занятиям и не переживает, что будет меньше гулять или заниматься хобби;
  • хорошо справляется с основной учебной программой самостоятельно

Выбирать школу с более высокими академическими требованиями: олимпиадной подготовкой и т.п. — стоит если:

  • ребенок легко справляется с учебными задачами основной программы;
  • самостоятельно при помощи онлайн-обучения получает дополнительные знания;
  • имеет опыт участия в интеллектуальных соревнованиях и получает от них удовольствие;
  • имеет устойчивую самооценку и умеет справляться с неудачами, готов к ситуации, что он перестанет быть “самым умным в классе”.

Менять школу ради поиска социальной среды необходимо, если ребенок не находит общий язык со школьным коллективом, является аутсайдером. Однако важно не перепутать неподходящий социальный круг и психологические и поведенческие особенности ребенка, которые стоит скорректировать, прежде чем менять коллектив.

Как выбрать школу для ребенка подросткового возраста?

При выборе школы для ребенка важны две составляющие: школа подходит ребенку и ребенок подходит школе. Крайне важно убедиться, что оба утверждения верны, чтобы ребенку смена школы пошла на пользу.

Как выбрать предпрофильный и профильный класс?

  • Оценить объем нагрузки в часах и убедиться, что повышенная нагрузка соответствует сфере интереса ребенка.
  • Выяснить уровень знаний, который требуется для поступления и сверить с уровнем своего ребенка. Это можно сделать, изучив работы для поступающих прошлых лет.
  • Добиться возможности пообщаться с детьми, которые уже учатся в профиле. Например, на конференциях, где они выступают, на курсах дополнительного образования, куда приглашают внешних детей. В некоторых школах идут на встречу и предлагают пробный учебный день. Цель такой пробы убедититься, что ваши ожидания совпадают не только с планом на бумаге, но и с реальностью конкретной школы.

Также важно обсудить, какие результаты ожидаются от учеников и обсудить с ребенком, готов ли он добиваться их.

Как выбрать школу с хорошим коллективом?

И ФГОС и ответственные за презентацию школ говорят об одних и тех же ценностях: высокий уровень образования, развитие личности, индивидуальный подход и т.п. Однако на практике люди понимают эти слова по-разному и по-разному воплощают в реальность. Для того, чтобы найти “нормальных” сверстников ребенку и “нормальных” учителей, нужно выяснить, совпадают ли они с тем образом коллектива, который вам кажется подходящим.

Вот на что нужно обратить внимание при выборе школы:

  • Составьте список всех трудностей и проблем вашего ребенка. На встрече с администрацией школы задавайте вопросы о таких ситуациях в формате: “Что вы обычно делает, когда ученик…?” На такие вопросы нет правильных ответов, но исходя из них вы поймете, подходит ли вам эта школа. Например, на вопрос: “Что вы делаете, когда у вас ученики курят?” — администрация может сказать: “У нас нет курящих учеников!” Кому-то из родителей этот ответ покажется показателем отличной дисциплины и плюсом, а кому-то — признаком неискренности и показухи. И каждый сделает свои выводы.
  • Оцените культуру школы по матрице лидерства. В школьных отношениях этот метод отлично работает. 4 типа организационных культур в упрощенном варианте можно сложить всего из двух компонентов со знаком + (есть) и — (нету). Эти компоненты — авторитарность и поддержка.

В итоге мы получим 4 типа культуры в школе. На них нужно обязательно обращать внимание, когда вам важен коллектив и социальный круг в школе.

  1. Лидерская. В школе говорят, что делать, а дети выполняют (авторитарность+) и конкурируют между собой. При этом детям не оказывают поддержки, побеждает сильнейший (поддержка -), и его успехами гордятся.
  2. Партнерская. В школе совместно с ребенком и семьей решают, как выстроить индивидуальный учебный план, чтобы учитывать интересы всех сторон (авторитарность -), а ребенку помогают выполнять этот план (поддержка +). Здесь находят возможность оценить успехи ребенка по многообразию критериев и отметить значимость его вклада в школьную жизнь.
  3. Самонаправленная. В школе декларируется свобода выбора и взрослые не занимаются простраиванием учебной траектории детей (авторитарность -), при этом и инструментов педагогической поддержки дети не получают, хотя в школе может быть довольно много личных отношений, сочувствия, вовлеченности (поддержка -). Тут нет конкуренции и лидеров — это принцип.
  4. Бюрократическая. В школе все понятно, все расписано, учителя дают знания, дети сдают контрольные, учителя знают как правильно и как надо (авторитарность +). При этом взрослые считают сутью своей работы втянуть ребенка в норму, добиться показателей, поэтому они будут в меру своих представлений о том, как это делать, активно действовать (поддержка +). Тут дают исправлять оценки, назначают дополнительные занятия, говорят родителям, что они должны сделать и т.п.

Подумайте, в какой культуре будет полезно находиться вашему ребенку и имейте в виду эти типы, когда задаете администрации озадачивающие вопросы. Это поможет вам выбрать школу, в которой у ребенка будет чувство безопасности и зона для развития.

#prog8-9-2#

Стоит ли менять школу, если у ребенка не сложились отношения с классом?

Иногда это правильное решение, но очень важно подготовить ребенка к этому шагу. И лучше всего это делать со специалистом — детским психологом.

  • Провести работу с психологической травмой, который ребенок получил в результате травмы и буллинга.
  • Скорректировать его поведенческие стратегии: как стоит реагировать на новый коллектив, чтобы не вызвать негатив, как сохранить свои границы, но не вступить в конфликт.

Такие меры помогут ребенку чувствовать себя уверенно в новом коллективе и завести друзей. Обратитесь к психологу не с жалобой а конкретным запросом: Как моему ребенку научиться налаживать дружеские отношения в школьном коллективе?

Смена школы — это серьезный шаг и важный опыт в жизни ребенка. Адаптация к новому коллективу — это серьезная нагрузка, и игра должна стоить свеч. Выбирайте школу вместе с ребенком, взвешивайте все плюсы и минусы, чтобы выбор школы оказался правильным и помог ребенку развиваться и получать образование.

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

Хотелось бы немного поговорить о том, какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы. Они неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Среди них есть критерии, важные для ребенка и для взрослых. Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, стоит заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Эта «этнографическая экспедиция» позволит вам частично получить представление о том, как там устроена жизнь, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее. Во время таких визитов можно многое увидеть.

Детские критерии

Один возраст должен соответствовать одному уровню

Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.

Важен гендерный состав класса

Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив. У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках. В начальной школе девочки и мальчики обычно мало пересекаются, но у них могут быть конфликты группа на группу.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников

В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной. Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Я ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым, потому что у какого-то народа, скажем, совершенно другая культура воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов. И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться. Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.

Обратите внимание на организацию школьного пространства

Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.

Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.

Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь

Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной

Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Профили: за и против

Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.

Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.

Можно ли выбрать профиль в шесть-семь лет? Способности открываются и развиваются постепенно. Иногда о пятилетнем ребенке можно с большой натяжкой сказать: «Да, здесь явно вербальный, а здесь невербальный интеллект», «Он чистый гуманитарий» и «Он однозначно математик». Но это не значит, что нужно развивать область, которая сама бурно развивается. Я сторонник компенсирующего развития и не вижу смысла нажимать на математику, когда с ней и так все хорошо.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.

Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.

Дополнительное образование

Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью нарушит гармонию наполненности его расписания и лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу. Если постоянно есть самые лучшие продукты, но в чрезмерном количестве, в какой-то момент ваш желудок не справится с этим обилием прекрасного. Так и здесь. Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье. Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы.

Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.

Родительские критерии

Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.

Расходы

Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить…» Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Своя среда

Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.

Степень участия в школьной жизни

Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.

В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.

Участие родителей в учебе

Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся». Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью. Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека. «Началка» увеличилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Текст — отрывок из книги «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».

Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.

М.: Никея, 2020. — 256 с.

Выбрать хорошую школу для своего ребенка — задача не из легких. Во-первых, действующая система приема в 1 класс оставляет не так много шансов для поступления в то учебное заведение, которое хочется (подробности здесь). Во-вторых, критерии «хорошести» у каждого свои. Littleone.ru составил для родителей шпаргалку, следуя которой можно собрать нужную информацию и определиться с выбором школы.

Осматриваемся

Первым делом рекомендуем составить список всех школ, которые находятся рядом с местом проживания ребенка. Также нужно узнать к какому конкретно учебному заведению «приписан» ваш дом (распорядительные акты о закреплении микрорайонов для первичного учета детей ищем на сайте администрации района).

Затем продумайте, на сколько удобно будет вам отводить и встречать вашего ученика — обеспечение безопасности по пути в образовательное учреждение является важным критерием для зачисления в школу первоклашек.

Общаемся с родителями школьников

Не зря говорят, что язык до Киева доведет. Не стоит стесняться расспрашивать родителей уже состоявшихся учеников о школах района. Наверняка у многих, кто посещает детский сад, есть старшие братья и сестры. И их родители готовы поделиться своими впечатлениями об образовательном процессе и учителях той или иной школы с теми, кто еще «не в теме».

Полезным может быть и общение во время ожидания ребенка с кружка или занятия, на детской площадке, в поликлинике. Однако имейте в виду, что любое мнение всегда субъективно. И то, что нравится (подходит) одним, может совершенно не устраивать других.

Посещаем Дни открытых дверей

Ежегодно проводятся Единые общегородские Дни открытых дверей в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, адресованные в том числе и родителям будущих первоклассников (в 2016 году они были 15 октября и 19 ноября). Выбрав несколько потенциально подходящих школ, можно побывать там и из первых рук получить информацию о работе конкретного образовательного учреждения.

Для родителей проводят открытые уроки и другие внеклассные мероприятия, встречи с преподавателями, психологами и другими специалистами, экскурсии. Программа Дня открытых дверей определяется каждой школой самостоятельно. Анонсы предстоящих общегородских Дней открытых дверей ищем на сайте Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Изучаем учебные программы

Все государственные школы нашей страны работают по учебно-методическим программам, которые соответствуют ФГОС — Федеральным государственным образовательным стандартам, однако само их содержание, впрочем как и методики преподавания, могут значительно отличаться. Для тех кому важно, по какой именно из них будет обучаться ребенок, советуем узнать об этом заранее. Информацию можно найти на сайте конкретной школы или спросить на Дне открытых дверей. При этом обратите внимание, что в одном образовательном учреждении обучение может проходить по различным учебно-методическим комплексам (например, параллельные классы).

О том же, как происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально сейчас разрешены для применения, чем они отличаются друг от друга, Littleone.ru рассказывал здесь.

Знакомимся с рейтингами

Уже несколько лет по поручению Комитета по образованию Санкт-Петербурга составляются рейтинги общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Основой для их составления служит анализ объективных данных из АИСУ «Параграф», региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, базы данных олимпиад.

Ознакомиться со сводной таблицей рейтингов по итогам 2014-2015 учебного года можно здесь, 2015-2016 года — здесь. Составлял свои топы лучших государственных школ Санкт-Петербурга и Littleone.ru. Основанием для нашей выборки послужили высокие результаты на ЕГЭ за последние 4-5 лет, победы в олимпиадах и конкурсах, а также отзывы форумчан. Ознакомиться с этими рейтингами можно здесь и здесь.

Читаем отзывы о школах

Составить мнение о том или ином учебном заведении, учителях, которые в них преподают, помогают и многолетние отзывы, которые пишут родители или сами ученики. Однако и здесь не стоит забывать про субъективный взгляд, а также такое наблюдение, что чаще свое впечатление пишут те, кто чем-то недоволен. Полезно ознакомиться и с опытом тех, кто уже выбрал школу — чем они руководствовались и не разочаровались ли в итоге.

Отзывы ищем:

Littleone.ru — на сайте питерских родителей содержится кладезь информации о школах и учителях Санкт-Петербурга, а также полезные советы по выбору учебного заведения. Стоит лишь воспользоваться строкой поиска, особенно в разделах «Младшие школьники» и «Подростки».

В частности, обратите внимание на:

  • Раздел каталога «Государственные школы».
  • Школы нашего города.
  • Идеальная начальная школа: где она? Поделитесь опытом, пжст.
  • Как найти школу или педагога для одаренного ребёнка 7 лет?
  • Посоветуйте школу для подростка!!!
  • Переезд и новая школа: как оценить школу, если отзывов о ней нет вообще?
  • Живём в области. Какую школу выбрать на севере СПб. Собираю советы!
  • Нужны отзывы о школах Выборгского района.
  • Помогите выбрать хорошую школу Василеостровский район 7 класс.
  • Как выбрать школу?!
  • Как выбрать школу? По каким критериям вы выбирали, выбираете или будете выбирать школу?

«Школы Санкт-Петербурга» — на портале собрана вся информация о школах Санкт-Петербурга, включая результаты ЕГЭ последних лет. Есть отзывы и так называемый народный рейтинг. Минус — по большинству учебных заведений информация давно не обновлялась.

Раздел школы на портале «Актуальный Петербург» — информационная карточка каждого учебного заведения содержит вкладку «Отзывы». Увы, их не много.

Отзывы о школах Санкт-Петербурга на портале о среднем образовании S-Cool.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить параметры конфигурации
  • Как боксберри нашла меня в вк
  • Рис превращается в кашу как исправить
  • Как найти силу тяжести если неизвестна масса
  • Как найти свой домен в телефоне