Как найти магнитный азимут направления

Учебные вопросы:

1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы.
2. Подготовка данных для движения по азимуту.
3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий.
4. Выполнение нормативов: «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» и «Движение по азимутам в пешем порядке».

1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы

1.1. Ориентирование на местности по азимутам.
Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы.

Определение магнитного азимута по компасу.

После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

1.2. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы.
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут это угол от северного направления магнитной стрелки компаса до направления на объект (предмет). Отсчитывается строго по часовой стрелке.
Его значения могут быть от 0° до 360°.
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса.

При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

2. Подготовка данных для движения по азимуту

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема
для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам


точки

Участок пути

Магнитный азимут, градусов

Расстояние, м

Время, мин

Расстояние, пары шагов

1

Сарай — курган

20

1230

15

820

2

Курган – дом лесника

330

1250

15

835

3

Дом лесника – перекресток дорог

25

350

5

235

4

Перекресток дорог — мост

335

850

10

565

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий

3.1. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния.
Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий.
а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

3.2. Обход препятствий.
При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):
Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.
После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние — 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).
На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.
Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м — средняя длина 2-х пар шагов).
Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

4. Выполнение нормативов: «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» и «Движение по азимутам в пешем порядке»

4.1. Особенности отработки нормативов по военной топографии.
1. Нормативы по военной топографии в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных учебно-тренировочных средствах.
2. Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
3. Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».
4. За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт, оценка снижается на один балл.
5. При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) — на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.
6. При температуре воздуха минус 10° С и ниже, плюс 30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде, высоте свыше 1500 м над уровнем моря время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
7. При действиях подразделений (военнослужащих) в условиях распутицы, пустынно-песчаной местности, заполярной тундры, глубокого снежного покрова (30-50 см — при действиях в пешем порядке и на колесной технике, 50-80 см — при действиях на гусеничной технике), густого тумана и сильной запыленности время на выполнение нормативов увеличивается, скорость движения уменьшается по решению руководителя занятия (проверяющего) не менее чем на 10%, но не более чем на 30% (с учетом совокупности отрицательных условий).
8. При отработке нормативов на местности маршруты (направления) для действий подразделений заранее не прокладываются и не обозначаются.
9. Время выполнения норматива военнослужащим (подразделением) отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива — Приступить» (или другой установленной команды, сигнала) до момента выполнения норматива всеми военнослужащими (подразделением) и доклада командира (обучаемого) о его выполнении или до начала действий в новом порядке.

4.2. Порядок определения оценки за выполнения нормативов.
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.
Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по военно-медицинской подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:

«отлично»

если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»

«хорошо»

если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»

«удовлетворительно»

если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»

«неудовлетворительно»

если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»

Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:

«отлично»

если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»

«хорошо»

если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»

«удовлетворительно»

если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки

«неудовлетворительно»

если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»

4.3. Условия выполнения и методические указания по отработке норматива: «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)».

Наименование норматива

Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями).

Условия выполнения норматива

Обучаемый находится на маршруте движения (на наблюдательном пункте или позиции отделения) при себе имеет бинокль (линейку с миллиметровыми делениями).

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия называет объекты (цели или ориентиры), при необходимости выдает их линейные размеры, ставит задачу обучаемому на измерение расстояний (углов) и подает команду, например: «К выполнению норматива — Приступить».
Обучаемый используя бинокль (линейку с миллиметровыми делениями) определяет угловые величины и высчитывает расстояние.
Время отсчитывается от команды «К выполнению норматива — Приступить» до доклада о результатах измерений.

Порядок выполнения норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К выполнению норматива — Приступить».
Включает секундомер.
Контролирует порядок выполнения норматива.
Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При измерении угловой величины объекта (цели) с помощью бинокля:

измеряет угловую величину объекта (цели)

Обучаемый помещает объект (цель) между делениями шкалы бинокля и подсчитывает количество делений шкалы, которыми покрывается объект (цель). Умножает число делений на цену одного деления и получает величину измеряемого угла в тысячных.
Докладывает результаты измерений.

2. При измерении угловой величины между ориентиром и целью с помощью бинокля:

измеряет угловую величину между ориентиром и целью

Обучаемый совмещает какой-либо штрих шкалы бинокля с ориентиром и подсчитывает число делений до цели. Умножает число делений на цену одного деления и получает величину измеряемого угла в тысячных.
Докладывает результаты измерений.

3. При измерении расстояния до объекта (цели) с помощью бинокля:

измеряет расстояние до объекта (цели) по угловым размерам предмета

Обучаемый измеряет с помощью бинокля угловой размер объекта (цели) по его высоте (длине либо ширине). Используя действительную высоту (ширину) предмета в метрах, и тот полученный угол (в тысячных), под которым виден данный предмет, он определяет расстояние до объекта (цели) в метрах по формуле:

где В — высота (ширина) предмета в метрах:
У — угловая величина предмета в тысячных.

Докладывает результаты измерений.

4. При измерении угловой величины объекта (цели) с помощью линейки:

измеряет угловую величину объекта (цели)

Обучаемый помещает объект (цель) между миллиметровыми делениями линейки и подсчитывает количество миллиметров, которыми покрывается объект (цель). Умножает полученное число делений на 0-02 (цена одного миллиметра в тысячных) и получает величину измеряемого угла в тысячных.
Докладывает результаты измерений.

5. При измерении угловой величины между ориентиром и целью с помощью линейки:

измеряет угловую величину между ориентиром и целью

Обучаемый совмещает нулевое деление миллиметровой линейки с ориентиром и подсчитывает число миллиметров до цели. Умножает число делений на 0-02 и получает величину измеряемого угла между ориентиром и целью в тысячных.
Докладывает результаты измерений.

6. При измерении расстояния до объекта (цели) по угловым размерам предмета с помощью линейки:

измеряет расстояние до объекта (цели) по угловым размерам предмета

Обучаемый измеряет с помощью линейки угловой размер объекта (цели) по его высоте (длине либо ширине). Используя действительную высоту (ширину) предмета в метрах, и тот полученный угол (в тысячных), под которым виден данный предмет, он определяет расстояние до объекта (цели) в метрах по формуле:

где В — высота (ширина) предмета в метрах; У — угловая величина предмета в тысячных.

Докладывает результаты измерений.

7. При измерении расстояния до объекта (цели) по линейным размерам предмета с помощью линейки:

измеряет расстояние до объекта (цели) по линейным размерам предмета

Обучаемый с помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряет в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делит на измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножает на постоянное число 5 и получает искомую высоту (ширину) предмета в метрах.
Докладывает результаты измерений.

2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Категория
обучаемых

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Военнослужащие

45

50

60

Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива

На один балл

До «неудовлетворительно»

Нарушена последовательность выполнения норматива.
За каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт.

Ошибка в измерении превышает 10%, а угла -0-10

4.4. Условия выполнения и методические указания по отработке норматива: «Движение по азимутам в пешем порядке».

Наименование норматива

Движение по азимутам в пешем порядке.

Условия выполнения норматива

На исходном пункте подразделению вручается схема (таблица) данных для движения по азимутам, на которой указаны исходный и конечный пункты (рубежи), 3-4 промежуточных ориентира, магнитные азимуты и расстояния между ними в метрах. Протяженность маршрута не менее 4 км. Местность среднепересеченная.

Порядок выполнения норматива

Обучаемые переводят расстояния в пары шагов, соблюдая маскировку, совершают марш и выходят к конечному пункту (рубежу).
Для отработки норматива руководитель подает команду, например: «К выполнению норматива — Приступить».
Время отсчитывается от выдачи схемы (таблицы) до выхода подразделения на конечный пункт (рубеж).
На сильнопересеченной местности время на выполнение норматива увеличивается в 1,3 раза.

Порядок выполнения норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К выполнению норматива — Приступить».
Включает секундомер.
Контролирует порядок выполнения норматива.
Фиксирует ошибки снижающие оценку.

в составе подразделения, соблюдая маскировку, совершают марш и выходят к конечному пункту (рубежу)

Командир подразделения назначает направляющего, который определяет по компасу и выдерживает направления движения.
Кроме того, он определяет двух человек — счетчиков, которые ведут счет парам шагов.
Счетчики совместно с командиром переводят расстояния на схеме (в таблице) указанные в метрах в пары шагов с учетом величины своего шага.
Направляющий под контролем командира подразделения на очередной точке маршрута указатель мушки компаса устанавливает на отсчет, соответствующей следующей точке маршрута в градусах, и отпускают тормоз магнитной стрелки.
Затем компас поворачивает в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. По визирной линии через целик и мушку при таком положении компаса он определяет направление на искомую точку.
Для выдерживания этого направление, на линии визирования направляющий замечает какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир (при необходимости), который будет использоваться для выдерживания направления движения.
Перед началом движения направляющий военнослужащий ставит стрелку компаса на тормоз.
Подразделение по команде командира совершает движение строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом счетчики ведут счет пар шагов.
У промежуточного ориентира направляющий уточняет по компасу направление по магнитному азимуту, замечают следующий удаленный промежуточный ориентир (при необходимости) и движение возобновляется.
Таким образом подразделение совершает движение, пока не будет пройдено нужное количество шагов до очередной точке.
На очередной точке маршрута все вышеперечисленные действия повторяются.
После выхода подразделения на конечный пункт (рубеж) командир подразделения докладывает об этом.

2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Отделение

Оценка по времени (минут)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

днем

45

50

60

ночью

55

60

70

Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива

На один балл

До «неудовлетворительно»

Нарушена последовательность выполнения норматива.
За каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт.
«Противник» обнаружил подразделение во время марша.

Не выполнена поставленная задача.
Превышены временные показатели.

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол — это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.

Истинный азимут, или географический азимут — это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.

Сближение меридианов — это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.

Магнитный азимут — угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным.

Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение.

На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.

Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

  • Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле:
  • AM = αδ + γ
  • α= AM + δγ
  • где: AM — магнитный азимут

и наоборот α — дирекционный угол δ — магнитное склонение γ — сближение меридианов

Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

  1. Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту
  2. Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:
  3. δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′ Вычисление магнитное азимута:
  4. AM = 95°12′ — 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′
  5. Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам

1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах 2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения

3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении.

Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом.

Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам. Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.

  • Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

. Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Обход препятствий при движении по азимутам

Определение магнитных азимутов

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода.

Целесообразно знать, есть ли на данной местности районы магнитных аномалий, которые показываются на картах масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000 с указанием значений амплитуды колебания магнитного склонения.

Следует избегать на маршрутах таких участков.

Начертание маршрута зависит, прежде всего, от характера местности и имеющихся на ней ориентиров и условий движения. Маршрут должен обеспечивать быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту).

Чтобы обеспечить скрытый выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности, лесным просекам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по топографическим гребням возвышенностей и открытым участкам. Маршрут выбирают с минимальным количеством поворотов.

Точки поворотов на маршруте намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, геодезические пункты и т.д.).

Расстояния между ориентирами при движении днем в пешем порядке не должны превышать 1-2 км, при движении на машине с гирополукомпасом – до 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечают чаще. На карте выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями, обязательно учитывая положение главных точек условных топографических знаков.

Магнитный азимут (Ам) направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту направления, а также с помощью компаса (рис. 8.10).

При измерении магнитного азимута отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.

Не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки будет соответствовать значению определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

На рисунке 8.10 магнитный азимут на отдельное дерево равен 30°.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Рис. 8.10. Определение направления на предмет с помощью компаса

Дирекционный угол (α) — угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки карты и направлением на ориентир. Дирекционные углы направлений измеряют транспортиром или артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°.

Дирекционный угол транспортиром измеряют в такой последовательности:

— соединяют прямой линией точку стояния и ориентир так, чтобы эта линия была больше размеров транспортира и пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки карты;

— центр транспортира совмещают с точкой пересечения и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

Если измеряемый угол будет больше 180°, транспортир разворачивают влево и 0 вниз, измеренный угол будет состоять из суммы полученного отсчета и развернутого угла 180° (рис.8.11).

Если транспортира нет или он сломан, можно измерять дирекционные углы с помощью линейки. Сущность способа заключается в следующем. Длина окружности с радиусом 6 см (60 мм) составит L = 2ПR = 6,28 • 60 мм = 376,8 мм, эта длина соответствует 360°.

Следовательно, составив соотношение, получим 376,8 / 360 = 1,0466 1,05, т.е. 1° окружности соответствует длине дуги в 1,05 мм.

Опытным путем установлено, что для углов до 70° достаточно измерять длину хорды, ошибка измерений не превышает 1 мм, а для измеряемых углов не более 1°.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Рис.8.11. Измерение угла на карте транспортиром:

а — угол равен 275°, б — угол равен 65°

Порядок измерения дирекционного угла направления с помощью линейки:

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

1) соединяют прямой линией точку стояния и ориентир;

2) из точки стояния циркулем проводят окружность радиусом 6 см (60 мм) и прямую линию, параллельную вертикальной линии координатной сетки карты и пересекающую окружность, а для углов, находящихся во второй и четвертой четверти — горизонтальную;

3) устанавливают линейку нулевым делением на точку, находящуюся на вертикальной (горизонтальной) линии и измеряют расстояние в миллиметрах до точки, лежащей на окружности в направлении на ориентир (рис. 8.12).

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Рис. 8.12 Измерение дирекционных углов на карте с помощью линейки

Для направлений, находящихся в 2, 3, 4 четвертях, к измеренному значению прибавляют соответственно 90°, 180°, 270°.

Следует иметь в виду, что если измеряемый угол больше 70°, чтобы избежать большой ошибки, измерять нужно от направлений 90°, 180°, 270°, а полученный результат вычитать от ближайшего из указанных направлений.

Пример. На первый ориентир с точки стояния измеренное расстояние составляет 39 мм, следовательно, дирекционный угол будет 39°.

  • Направление на второй ориентир лежит во второй четверти, измеренное расстояние составляет 32 мм, дирекционный угол направления будет 90° + 32° = 122°.
  • По аналогии дирекционный угол на третий ориентир будет 180° + 58° = 238° (третья четверть), на четвертый – 270° + 36° = 306° (четвертая четверть).
  • При переводе дирекционного угла в магнитный азимут учитывается поправка направления (ПН) для данного листа карты, переход выполняется по формуле:
  • Ам = α — ( + ПН).
  • Магнитный азимут (Ам) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° от северного направления магнитного меридиана (направлением установившейся магнитной стрелки компаса) и направления на местный предмет.
  • Истинный азимут (А) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного меридиана (внутренней боковой стороной рамки карты) и направлением на объект (ориентир).
  • Истинные азимуты на карте измеряют так же, как и дирекционные углы, только от истинных меридианов (западной и восточной внутренних сторон рамки карты).
  • При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное: Ам = А + (+ δ).

Магнитное склонение (δ) — угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад — отрицательным (рис.8.13).

Магнитное склонение является величиной непостоянной и изменяет свое значение даже в течение суток и с переменой места.

Сближение меридианов ( γ ) — угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. Для точек, расположенных восточнее истинного меридиана, значение сближения положительное, а для точек, расположенных западнее, – отрицательное. На топографических картах России значение сближения меридианов ±3°.

Поправка направления (ПН) — угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН = (± δ ) — (± γ )

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

Рис.8.13. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления

Поправку направления и составляющие ее магнитное склонение и его годовое изменение и сближение меридианов печатают в легенде на каждом листе карты под южной стороной рамки в виде схемы с пояснительным текстом. Поправку направления необходимо определять на настоящее время.

Пример. В легенде карты приведены следующие данные:

Склонение на 1975 г, западное 5° 12′. Среднее сближение меридианов восточное 2° 13′. При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки западное 7°25′. Годовое изменение склонения восточное 0°05′.

  1. Исходные данные приведены на 1975 год, следовательно:
  2. ПН75 = (+δ) — (+γ) = -5° 12′ — (+2° 13′) = -7°25′
  3. Так как эта величина уже приведена в легенде, нет необходимости впредь ее рассчитывать.
  4. Новая поправка направления (на 2003 год)

ПНоз = ПН75 + (±?δ • (2003 — 1975)) = -7°25′ + (+0°05′ • 28) = -7°25′ + 2°20′ = -5°05′-5°.

  • Поправку направления следует округлять до целого значения в градусах:
  • — если получилось 30′ и более – в большую сторону;
  • — меньше 30′ – в меньшую.

Расстояния между ориентирами на маршруте измеряют по прямым линиям с помощью линейки с миллиметровыми делениями или циркуля-измерителя и поперечного масштаба с точностью до 0,5 мм.

Пользоваться линейным масштабом карты нужно как можно реже, чтобы увеличить срок ее службы.

Измеренное расстояние не учитывает рельеф местности, в действительности расстояния будут больше, поэтому необходимо учитывать коэффициент увеличения пути (табл.8.1.).

Для определения более точного расстояния между пунктами измеренное на карте расстояние умножают на взятый в таблице коэффициент.

Вычисление магнитного азимута. Что такое азимут, и как его определить

! Помни – топографическая карта отличается от спортивной карты по содержанию.

Определение азимутов и дирекционных углов

Азимуты и дирекционные углы.

Положение какого-либо объ­екта на местности чаще всего определяют и указывают в по­лярных координатах, то есть углом между начальным (задан­ным) направлением и направлением на объект и расстоянием до объекта.

В качестве начального выбирают направление гео­графического (геодезического, астрономического) меридиана, магнитного меридиана или вертикальной линии координатной сетки карты. За начальное может быть принято и на­правление на какой-нибудь удаленный ориентир.

В зависимости от того, какое направление принято за начальное, различают географический (геодезический, астрономический) азимут А, магнитный азимут Ам и дирекционный угол α. (рис.1)

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

1. Географический (геодезический, астрономический) азимутА – это двугранный угол между плоскостью меридиана данной точки и вертикальной плоскостью, проходящей в данном направлении, отсчитываемый от направления на север по ходу часовой стрелки (измеряется на карте).

2. Магнитный азимут Ам — горизонтальный угол, от­считываемый от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки (измеряется компасом на местности).

3. Дирекционный угол α — это угол между проходящим через данную точку направлением и линией, параллельной оси абсцисс, отсчитываемый от северного направления оси абсцисс по ходу часовой стрелки (измеряется транспортиром на карте).

Все вышеперечисленные углы могут иметь значения от 0 до 360°.

Рис. 1. Направления, принимаемые за начальные.

Измерение по карте дирекционных углов и геодезическихазимутов выполняют транспортиром.

Транспортиром дирекционные углы измеряют в таком порядке (рис. 2). Исходную точку и местный предмет (цель) соединяют прямой линией, длина которой от точки ее пересече­ния с вертикальной линией координатной сетки должна быть больше радиуса транспортира.

Затем совмещают транспортир с вертикальной линией координатной сетки, сообразуясь с вели­чиной угла. Отсчет по шкале транспортира против прочерчен­ной линии будет соответствовать величине измеряемого дирекционного угла.

Средняя ошибка измерения угла транспортиром составляет 0,5°.

Рис. 2 Измерение дирекционных углов по карте транспортиром.

α — дирекционный угол направления на мост равен 271°;

β — дирекционный угол на яму равен 66°.

Сближение меридианов. Переход от геодезического азимута к дирекционному углу. Сближение меридиановγ — это угол в данной точке между ее меридианом и линией, парал­лельной оси абсцисс или осевому меридиану (рис. 3).

Направлению геодезического меридиана на топографической карте соответствуют боковые стороны ее рамки, а также прямые линии, которые можно провести между одноименными минут­ными делениями долгот.

Счет сближения меридианов ведется от геодезического ме­ридиана. Сближение меридианов считается положительным, ес­ли северное направление оси абсцисс отклонено к востоку от геодезического меридиана (рис. 3), и отрицательным, если это направление отклонено к западу.

Величина сближения меридианов, указанная на топографи­ческой карте в левом нижнем углу, относится к центру листа карты.

Сближение меридианов равно нулю, если точка находится на осевом меридиане зоны или на экваторе. Для любой точки в пределах одной координатной шестиградусной зоны сближение меридианов по абсолютной величине не превышает 3°.

Геодезический азимут направления отличается от дирекционного угла на величину сближения меридианов (рис. 4).

За­висимость между ними может быть выражена формулой:

Из формулы легко найти выражение для определения дирекционного угла по известным значениям геодезического азимута и сближения меридианов:

Магнитное склонение. Переход от магнитного азимута к ге­одезическому азимуту. Свойство магнитной стрелки занимать определенное положение в данной точке пространства обуслов­лено взаимодействием ее магнитного поля с магнитным полем Земли.

Направление установившейся магнитной стрелки в горизон­тальной плоскости соответствует направлению магнитного мери­диана в данной точке.

!Магнитный меридиан в общем случае несовпадает с геодезическим меридианом.

Угол между геодезическим меридианом данной точки и ее магнитным меридианом, направленным на север, называется склонением магнитной стрелки или магнитным склонением.

Магнитное склонение считается положительным, если север­ный конец магнитной стрелки отклонен к востоку от геодезичес­кого меридиана (восточное склонение), и отрицательным, если он отклонен к западу (западное склонение).

Рис. 5. Зависимость между геодезическим азимутом, магнитным ази­мутом и магнитным склонением

Зависимость между геодезическим азимутом, магнитным ази­мутом и магнитным склонением (рис. 5) может быть выра­жена формулой:

Магнитное склонение изменяется с течением времени и пе­ременой места.

Переход от магнитного азимута к дирекционному углу.

На местности при помощи компаса (буссоли) измеряют магнитные азимуты направлений, от которых затем переходят к дирекционным углам. На карте, наоборот, измеряют дирекционные углы и от них переходят к магнитным азимутам направлений на мест­ности. Для решения этих задач необходимо знать величину от­клонения магнитного меридиана в данной точке от вертикаль­ной линии координатной сетки карты.

Он отсчитывается от северного направления вер­тикальной линии координатной сетки и считается положитель­ным, если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от этой линии, и отрицательным при западном отклоне­нии магнитной стрелки. На рис. 6 поправка направления рав­на 2°16′ + 5о16’=+7032′.

Поправку направления и составляющие ее сближение мери­дианов и магнитное склонение приводят на карте под южной стороной рамки в виде схемы с пояснительным текстом (рис. 7).

  • Поправку направления в общем случае можно выразить фор­мулой:
  • Если на карте измерен дирекционный угол направления, то магнитный азимут этого направления на местности
  • Измеренный на местности магнитный азимут какого-либо на­правления переводится в дирекционный угол этого направле­ния по формуле:
  • Чтобы избежать ошибок при определении величины и знакапоправки направления, нужно пользоваться помещаемой на кар­те схемой направлений геодезического меридиана, магнитногомеридиана и вертикальной линии координатной сетки.
  • Для правильного определения магнитного азимута необходимо:

Шаг 1: Измерить на топографической карте дирекционный угол между вертикальной линией координатной сетки и направлением на объект.

Шаг 2: При помощи данных, расположенных в левом нижнем углу топографической карты определить поправку направления ПН.

Шаг 3: По формуле Ам=α-(±ПН) вычислить магнитный азимут Ам.

Активный туризм на Юге России

1.14. ДИРЕКЦИОННЫЕ УГЛЫ И АЗИМУТЫ

Дирекционный угол — угол а, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением на определяемый объект

Дирекционные углы направлений измеряются преимущественно по карте или определяются по магнитным азимутам.

Истинный азимут—угол А, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением на определяемую точку (рис. 24). Значения истинного азимута и дирекционного угла отличаются одно от другого на величину сближения меридианов.

Сближение меридианов — угол f (рис. 24) между северным направлением истинного меридиана данной точки и вертикальной линией координатной сетки (или линией, параллельной ей).

Сближение меридианов отсчитывается от северного направления истинного меридиана до северного направления вертикальной линии.

Для точек, расположенных восточнее среднего меридиана зоны, величина сближения положительная, а точек, расположенных западнее, — отрицательная.

Рис. 24. Дирекционный угол и сближение меридианов

Величина сближения меридианов на осевом меридиане зоны равна нулю и возрастает с удалением от среднего меридиана зоны и от экватора; ее максимальное значение будет вблизи полюсов и не превышает 3°.

Магнитный азимут—угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением магнитного меридиана (направлением установившейся магнитной стрелки компаса или буссоли) и направлением на определяемый объект.

Магнитные азимуты измеряются на местности компасом или буссолыо, а также определяются по карте по измеренным дирекционным углам.

Склонение магнитной стрелки (магнитное склонение) — угол между истинным (географическим) и магнитным меридианами.

Величина склонения магнитной стрелки подвержена суточным, годовым и вековым колебаниям, а также временным возмущениям под действием магнитных бурь. Величина склонения магнитной стрелки и его годовые изменения показываются на топографических и специальных картах. В районах магнитных аномалий обычно указывается амплитуда колебания величины склонения магнитной стрелки.

Склонение на 1965 г. западное 3°10′ (0-53). Среднее сближение меридианов западное 2°12′ (0-37).

При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки западное 0°58′ (0-10). Годовое изменение склонения восточное 0″05′ 2(0-01).

Поправка в дирекционый угол при переходе к магнитному азимуту плюс (0-16) Примечание. В скобках показаны деления угломера (одно деление угломера)

Рис. 25. Данные о склонении магнитной стрелки и сближении меридианов, помещаемые на картах

При обратном переходе, т. е. при определении дирекционного угла по магнитному азимуту, знак поправки изменяют на обратный и она вводится в магнитный азимут. Например, если магнитный азимут равен 10-00, то дирекционный угол этого направления для данной карты (рис. 25) равен 9-84 (10-00—0-16).

Переходно графической схеме (рис. 26). На схеме показывают примерное направление на объект и, сообразуясь с положением вертикальной линии координатной сетки и линии магнитного меридиана, увеличивают или уменьшают исходный угол на поправку, указанную на схеме в скобках.

Рис. 26. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно

Примеры (см. рис. 26):

  1. 2. 2 Магнитный азимут Ам = 153°; дирекционный угол будет равен
  2. Переход по формуле. Зависимость между дирекционным углом II магнитным азимутом одного и того же направления выражается формулой
  3. где Ая—магнитный азимут;
  4. а — дирекиионпый угол;
  5. 5 — склонение магнитной стрелки;
  6. f — сближение меридианов.

Это основная исходная формула для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Она применяется главным образом, когда приходится учитывать годовое изменение склонения магнитной стрелки.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту с учетом годового изменения склонения магнитной стрелки. Вначале определяют склонение магнитной стрелки на данное время.

Для этого годовое изменение склонения магнитной стрелки умножают на число лет, прошедшее после создания карты, и полученную величину алгебраически суммируют с величиной склонения магнитной стрелки, данной на карте.

Затем производится переход от дирекционного угла к магнитному азимуту по основной формуле.

Пример перехода от дирекционного угла, равного 120°30′, к магнитному азимуту этого направления на 1972 г. (исходные данные взяты с рис. 25).

1. Определение величины изменения склонения магнитной стрелки за 7 лет (1972—1965 гг.): Д=0°05′,2Х7=0°36′.

2. Вычисление величины склонения магнитной стрелки на 1972 г.: б =—3°10’+0°36’=—2°34′.

3. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту по основной формуле (см. выше)

Чем отличается магнитный азимут от истинного: как определить верно

Каждый опытный турист знает, правильная ориентация на пути от точки А к точке Б поможет достигнуть заданной цели. Владея этими навыками, вы не рискуете заблудиться и остаться без ночлега, питания и воды в походе. Сегодня поговорим об отличии азимутов — магнитного и истинного, какие виды существуют и как правильно составить маршрут с помощью него.

Определение

Это величина в диапазоне 0-360˚, расположенная между севером (0˚ на шкале) и намеченным объектом на проложенном пути или карте. Правильный отсчет – по ходу часовой стрелки.

Значение азимута в ориентировании на местности

Каждый турист должен владеть навыками ориентирования на местности по азимуту. Движение по вычисленному углу – поможет вам не сбиться с пути и добраться до намеченной точки на маршруте.

Ориентирование по карте с помощью компаса

В походе, как правило, азимут применяют на закрытой площади, в бездорожье, при неблагоприятной погоде, к примеру, густом тумане. Также оно понадобится, если вы путешествуете по неизученному маршруту или малоизвестным тропам, в общем, в тех местах, где легко заблудиться. Его используют все борцы-спасатели – моряки, военные, рыбаки.

В каких случаях без него не обойтись? К примеру, вы плыли на лодке, и управляющий ею неправильно вычислил угол. В результате оказались у берегов пустынной местности, где нет ни одного ориентира, вода и питание на исходе. В наличии только карта и компас.

Владея навыками определения азимута по компасу, вы быстро сориентируетесь, в каком направлении находится близко расположенный населенный пункт. Проложив правильный курс, вы сможете спасти себя и всех участников водного похода.

LО том, как пользоваться компасом, я рассказываю в статье: Ориентирование по компасу в походе – необходимая азбука для туриста-пешеходника

Виды

Рассмотрим, какие виды существуют, для чего используются и когда нужны.

Определение азимута

Истинный

Это угол А, который измеряют по ходу часовой стрелки в диапазоне от 0˚ до 360˚ по маршруту между северным меридианом и запланированной точкой маршрута.

Магнитный

Азимут магнитный – что это? Это направление от точки места нахождения на отдаленный объект (предмет). Отсчет проводят строго по ходу часовой стрелки.

Обратный

Он отличается от магнитного на 180 градусов. Вычисление обратного угла: если он меньше 180 градусов, значит к нему нужно прибавить эту величину. Если же он больше, тогда ее нужно вычесть.

Эта модель применяется в том случае, если нужно отыскать обратный путь.

Аварийный

Это направление на любой горизонтальный (шоссе, железная дорога) или площадной (к примеру, населенный пункт) ориентир, который замеряют с целью выхода на этот ориентир. Часто применяется в безвыходной ситуации, когда группа сбилась с пути.

LОригинальный метод при отсутствии карты: Ориентирование по звуку — достоинства и недостатки метода

Отличие магнитного азимута от истинного

Географический угол называют истинным. Если же направление определяется с помощью магнитного меридиана, то азимут будет магнитным.

Это объясняется тем, что направления на оба полюса имеют разное значение.

Вычисление магнитного азимута

Определение направления движения по азимуту магнитному – это маршрут, проложенный на определенную цель или предмет, горизонтальный угол между точкой отсчета и выбранным предметом для ориентира. За начальное можно принять любую из сторон горизонта либо хорошо видимый отдаленный объект (предмет).

Возьмите в руку компас и следуйте пошаговой инструкции, чтобы с максимальной точностью определить требуемую величину:

  • возьмите прибор и медленно вращайте в горизонтальном положении до тех пор, пока северный кончик стрелы не установится против цифры 0 на шкале;
  • затем, не изменяя положение прибора, установите приспособление визира так, чтобы его линия совпала с направлением на предмет (объект).

Отсчет шкалы нужно вести против мушки. Полученная величина будет равна вычисляемому углу на намеченную цель.

Определение истинного азимута

Выберите путь движения и хорошо видимый на нем ориентир (холм, перекресток дорог, дерево). Станьте лицом к ориентиру, держа перед собой карты и компас. При этом важно, чтобы поблизости не было металлических предметов, к примеру, линий электропередач.

Опустите стрелку, чтобы в свободном движении она самостоятельно определила северный полюс.

LПравильно определяем расстояние в статье: Как по масштабу определить расстояние на карте в походе

Составление маршрута движения по азимуту и компасу

Данная величина определяется по выбранному пути или на намеченному ориентиру с помощью компаса. Есть и другие способы ориентирования на местности: движение по азимуту, который уже известен.

Составление маршрута

Рассмотрим подробно оба случая движения:

  1. Найдем угол с помощью компаса. Опустите фиксатор, чтобы стрелка начала колебаться. Через некоторое время она остановится и будет показывать на север. Поверните корпус прибора и совместите стрелку с буквой С на шкале. Положение мушки визира укажет на шкале показатель, определяемый компасом.
  2. Если величина известна, поворачивайте компас, чтобы указатель сровнялся с цифрой. Она соответствует величину, указываемой на компасе. Как и в предыдущем случае вам нужно добиться совпадения северной стороны стрелки со знаком севера. После этого, можно считать, что путь проложен правильно.

LКак правильно найти стороны света, читаем в этой статье: Как определить север и юг без компаса днем и ночью

Определение азимута по карте без компаса

Определение азимута

Алгоритм определения истинного азимута по карте без компаса следующий:

  • разверните карту и уложите на ровную поверхность;
  • отметьте то место, где вы находитесь – его же и возьмете за отсчет;
  • выберите интересующую вас точку – по отношению к ней будет определяться величина;
  • соедините обе точки ровной линией до пересечения с ближайшим меридианом;
  • приложите основание транспортира к меридианной линии;
  • далее вам нужно измерять при помощи часовой стрелки угол между прямой линией и меридианом, чтобы в результате получить географический азимут.

Обратите внимание, что использовать величину, исчисляемую по карте для ориентации на своем пути нельзя. Дело в том, что она является географической и отличается от той, которую указывает компас (магнитный азимут).

Вам нужно преобразовать истинный в магнитный по специальной формуле: Магнитный = Истинный – магнитное склонение + сближение меридианов.

Оба последних показателя указаны на карте и могут отличаться, в зависимости от места нахождения. Они могут быть иметь как положительное, так и отрицательное значение: восточные (+), западные (-).

Кроме того, каждый год склонение меняется. Чтобы получить максимально точное значение, необходимо ежегодное изменение умножить на количество лет с момента издания карты.

Погрешности в расчетах

Прокладывая маршрут движения, погрешностей не избежать. Даже каких-то 5 градусов могут дать отклонение в сто метров на каждом километре маршрута.

Чтобы избежать ошибок, необходимо:

  • разбейте маршрут на части, на каждой запомните какой-то ориентир;
  • контролируйте пройденный отрезок пути, чтобы при встрече с преградами вы всегда могли вернуться в исходную точку;
  • все препятствия, которые встречаются по правую или левую сторону, преодолевайте поочередно;
  • старайтесь контролировать пройденный отрезок пути – периодически оглядывайтесь и ориентируйтесь по природным или искусственным объектам (дорогам, водоемам, ЛЭП).

Ориентирование на местности

Перед тем, как тронуться в путь, просчитайте аварийный угол. За ориентир можно взять дорогу или жилой пункт, к которому можно выйти в случае, если вы заблудились. Это значение нужно получить и записать перед тем, как отправиться в путь.

Погрешности в расчетах могут возникать в нескольких случаях:

  • неисправность прибора;
  • ошибка в определении магнитного склонения;
  • близко расположенные железнодорожные пути, линии электропередач, другой компас или мобильник.

Заключение

Теперь вы знаете, как определить истинный и магнитный азимуты. Используя вышеописанный алгоритм и способы вычисления, вы сможете проложить точный маршрут и дойти до намеченной точки.

LСоставить правильно маршрут вам поможет статья: Разработка маршрута туристического похода – памятка для организаторов

Метки статьи: Карты и компас, Ориентирование

Что такое магнитный и истинный азимут в географии и как его определить с помощью компаса и транспортира по карте, по координатам двух точек? Ориентирование движения на местности по азимутам: углы ориентирования. Дирекционный угол и азимут: в чем разница?

Компас и азимут.

Наверняка, вы не раз слышали о истинном и магнитном азимуте. Они кардинально отличаются друг от друга, а потому ориентироваться по той или иной местности вам необходимо, учитывая эти разницы.

Это вам понадобится, чтобы вы в будущем не столкнулись со следующей проблемой – когда точка на карте, обозначенная при помощи компаса, будет иметь другие совершенно показатели, чем показатели, полученные при помощи карты.

Что такое магнитный и истинный азимут в географии?

Угол, расположенный между направлением в северную сторону и тем, который находится на определенно взятой точке – это азимут. Северное направление называют то, которое направлено прямо к Северному полюсу.

Однако путь, направленный при этом к северу на компасе, конечно же, считается только направлением, указывающее на магнитный полюс. Но это вовсе не географическое местоположения.

Следовательно, говоря про истинный полюс, речь касается географического, который связан непосредственно с формой нашей планеты. Плюс еще он связан с осью вращения Земли, которая проходит через 2 полюса.

Магнитный полюс связан тесно с магнитным полем нашей Земли, имеющее 2 полюса. Это поле не совпадает с истинными полюсами планеты, также, как соответствующие им поля не совпадают с меридианами: ни с истинным, ни с магнитными.

Магнитный и истинный азимут

Проложив то или иное направление между меридианами, которое будет касаться непосредственно предмета выбранной местности, тогда угол между данными меридианами получится истинным азимутом, а также магнитным соответственно. Та разница, которая получится между этими азимутами – называется магнитным склонением. Это склонение может иметь несколько названий, все зависит от того, в какую именно сторону света она больше склоняется.

  • Склоняется в восточную сторону – значит склонение восточное
  • Склоняется в западную сторону – значит склонение западное

Склонение, идущее в восточную сторону, обозначается плюсом, а вот в восточную минусом.

Как определить азимут с помощью компаса?

Чтобы научиться правильно ориентироваться в той или иной местности и получить необходимое направление, нужно вычислить азимут при помощи компаса. Делается это очень просто:

  • Возьмите в левую ладонь компас, положите его горизонтально. При помощи правой руки отпустите тормоз, который удерживает стрелочку на компасе. Начните вращать компас, чтобы северный кончик стрелки показал на «0» шкалы. Потом поверните колечко с визиром, чтобы линия взгляда совпала с удаленным предметом и с тем, который хорошо видим. Отсчитайте нужное количество делений магнитного азимута именно на данный элемент. Сделайте отсчет от показателя «0», перемещайтесь так, как перемещается часовая стрелочка пока не попадете на ту цифру, которая находится напротив визира и его указателя.

Азимут по компасу

  • Совместите указатель визира с указателем на заданный предмет. Выполните данную манипуляцию несколько раз: посмотрите для начала на указатель визира, потом посмотрите на указатель предмета, выполните процесс наоборот. Запомните важный момент: компас ни в коем случае нельзя подносить к лицу, а особенно к глазам, поскольку может ухудшиться точность будущих измерений азимута. Пользуйтесь специальным компасом, к примеру, компасом Андрианова. Таким образом вы получите более точные результаты.
  • Если вы будете передвигаться от выбранного предмета только в противоположном направлении, тогда попытайтесь вычислить обратный азимут. Показания прямого азимута равны менее 180 градусов, прибавляется 180 градусов. Но, а если эти показатели больше данной отметки – тогда отнимается 180 градусов.
  • Для определения указанного направления по старым значениям азимута, необходимо производить вращение колечка визира: указатель визира совмещается с показанием, расположенном на шкале, который равен заданному ранее значению азимута. После этого снимается тормоз стрелочки на компасе, вращается его корпус, пока северный краешек стрелочки не покажет на цифорку «0». Указатель визира покажет необходимый курс.

Как определить азимут с помощью транспортира по топографической карте?

Азимут отсчитывается от 0, движется по часовой стрелке до показателя 360 градусов. То есть от северной метки магнитного меридиана к заданной точке.

Если вам необходимо передвигаться именно по компасу, вам нужно на карте указать значения азимута. Такой методикой пользуются воздушные и морские судна, которые совершают длительные по расстоянию перелеты либо плавания. Также данным методом пользуются путешественники во время плохой видимости, к примеру, в ночное время, если нет вообще шансов передвигаться по специальному ориентиру.

Для правильного определения возьмите:

  • Путевую карту
  • Компас
  • Простой карандаш с линеечкой
  • Транспортир

Азимут с транспортиром

Далее следуйте нашей инструкции:

  • Отметьте на своей карте собственное местоположение. Постарайтесь ориентироваться по обозначениям, которые есть на карте.
  • Отыщите ориентир, куда именно вы должны попасть. Прямолинейное передвижение можно осуществить исключительно по воздуху либо по морю. Есть правда и исключения на суше – это пустыня либо степь. Как правило, по земле передвижение происходит по ломанной, при этом учитываются все природные препятствия. Следовательно, вам придется во время передвижения регулярно корректировать азимут.
  • Положите на путевую карту линеечку так, чтобы место вашего расположения и конечный пункт были на этой линейке. Начертите при помощи простого карандаша полоску, пока она не пересечется с самым близким меридианом. К данной полоске приложите основание собственного транспортира. Дорисуйте риску, которая находится в центральной части, до места, где она пересекается с начерченной полоской – направление должно смотреть на ориентир. С дуги транспортира, где пересекается она с той полоской, возьмите показания. Азимут у вас готов.

Как определить азимут по координатам двух точек?

Определить координаты, расположенные между одной точкой и другой точкой, очень просто. Проведите меридиан от начальной точки.

Этот меридиан должен быть параллельным восточной рамке либо западной рамке на бумаге. Относительно данному меридиану и вычисляется азимут.

Поскольку начертить меридиан не так уже легко, тогда для начала необходимо определить дирекционный угол направления, которое требуется вычислить.

Чтобы измерить дирекционный угол полученной линии, необходимо провести через первую точку полоску, которая параллельна оси абсцисс, а потом померить дирекционный угол. А можно еще проложить полоску до того места, где она пересечется с координатной полоской. Там, где будет пересечение, нужно измерить дирекционный угол.

Какая разница между азимутом и дирекционным углом?

Дирекционный угол измеряется при помощи транспортира, а также при помощи путевой карты. Магнитный азимут измеряется при помощи компаса и местности. Если брать истинный азимут, то он вычисляется за счет двух основных элементов:

  • Первый – это магнитный азимут
  • Второй – это магнитное склонение

В каких единицах измеряется значение азимута?

Как было написано выше, азимут измеряется в градусах и может начинаться с показателя «0» и заканчиваться показателем «360».

Определите: каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты юго-восточного, северо-восточного и северо-западного направления?

  • Юго-восточный равен 135 градусов
  • Северо-восточный равен 45 градусов
  • Северо-западный равен 315 градусов

Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 и 180 градусов?

90 градусов – это восточный азимут

180 градусов – это южный азимут

Ориентирование движения на местности по азимутам: углы ориентирования

Ориентировать линию – это означает вычислить то, куда именно направлена она относительно начального направления. К примеру, за счет меридианы либо оси абсцисс.

  • Угол, который вычисляется по специальной шкале по направлению часовой стрелочки – это азимут
  • Угол, который начинает отчисление от северной точки до конечного (заданного) пункта – магнитный азимут
  • Угол, расположенный между северным показателем меридиана и крайним (конечным) показателем – дирекционный угол

Видео: Азимут. Или как пользоваться компасом на местности?

Ориентирование на местности по азимутам

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания
обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или
вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного
магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы.

Определение магнитного азимута по компасу

После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и
будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать
компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным
азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут это угол от северного направления магнитной стрелки компаса до направления на объект (предмет). Отсчитывается строго по
часовой стрелке.

Его значения могут быть от 0° до 360°.

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса.

При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого
деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против
мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол — это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.

Истинный азимут, или географический азимут — это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.

Сближение меридианов — это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.

Магнитный азимут — угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Дирекционый угол, истинный азимут  и сближение меридианов на карте

Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным. Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение. На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Пример обозначения на карте магнитного склонения, сближения меридианов

Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле:

AM = αδ + γ
и наоборот
α= AM + δγ

где: AM — магнитный азимут
α — дирекционный угол
δ — магнитное склонение
γ — сближение меридианов

Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Схема перехода от дирекциооного угалк магнитному азимуту

Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту

Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:

δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′

Вычисление магнитное азимута:
AM = 95°12′ — 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′

Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам

1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах
2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения
3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Схема маршрута движения по азимутам

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении. Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам.

Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.

Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

. Обход препятствий при движении по азимутам

Обход препятствий при движении по азимутам

Добавить комментарий

1.1. Определение азимутов на местные предметы

Направление
на предмет (цель) определяется и
указывается величиной горизонтального
угла между начальным направлением и
направлением на предмет (цель) или
магнитным азимутом. При этом за начальное
может быть принято направление на одну
из сторон горизонта или на хорошо видимый
удаленный местный предмет
(ориентир).

Магнитный азимут —
горизонтальный угол, измеренный по ходу
часовой стрелки от северного направления
магнитного меридиана до направления
на предмет. Его значения могут быть от
0° до 360°.

Определение
магнитного азимута по компасу.

Магнитный
азимут направления определяется с
помощью компаса. При этом отпускают
тормоз магнитной стрелки и поворачивают
компас в горизонтальной плоскости до
тех пор, пока северный конец стрелки не
установится против нулевого деления
шкалы. Затем, не меняя положения компаса,
устанавливают визирное приспособление
так, чтобы линия визирования через целик
и мушку совпала с направлением на
предмет. Отсчет шкалы против мушки
соответствует величине определяемого
магнитного азимута направления на
местный предмет.

На рисунке магнитный
азимут на отдельное дерево равен 330°.

1.2. Ориентирование на местности по азимутам

Азимут
направления с точки стояния на местный
предмет называется прямым магнитным
азимутом. В некоторых случаях, например
для отыскания обратного пути, используют
обратный магнитный азимут, который
отличается от прямого на 180°. Чтобы
определить обратный азимут, нужно к
прямому азимуту прибавить 180°, если он
меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше
180°. На рис. обратный азимут равен
150°.

Для определения направления на
местности по заданному магнитному
азимуту необходимо установить на шкале
компаса против мушки отсчет, разный
значению заданного магнитного азимута.
Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки,
повернуть компас в горизонтальной
плоскости так, чтобы северный конец
стрелки установился против нулевого
деления шкалы. После этого, не меняя
положения компаса, заметить на местности
по линии визирования через целик и мушку
какой-нибудь удаленный ориентир.
Направление на ориентир и будет
определяемым направлением, соответствующим
заданному азимуту.

Совмещение визирной
линии с направлением на предмет (цель)
достигается многократным переводом
взгляда с визирной линии на цель и
обратно. Не рекомендуется поднимать
компас до уровня глаз, так как в этом
случае снижается точность измерения.
Точность измерения азимутов с помощью
компаса Андрианова составляет плюс-минус
2-3°.

2. Порядок движения по азимутам

Сущность
движения по азимутам заключается в
выдерживании на местности направлений,
заданных магнитными азимутами
(дирекционными углами), и расстояний,
определенных по карте.

Направления
движения выдерживают с помощью магнитного
компаса, а расстояния измеряют шагами
или по спидометру машины.

Это основной
способ движения на местности, бедной
ориентирами, особенно ночью и при
ограниченной видимости.

Для
движения по заданному азимуту надо:

  • изучить
    на карте местность между исходным и
    конечным пунктами движения;

  • наметить
    маршрут движения, легко распознаваемый
    по местным предметам;

  • начертить
    избранный маршрут на карте и определить
    азимуты всех звеньев маршрута;

  • определить
    на карте длину каждого звена маршрута;

  • все
    данные для движения записать в полевую
    книжку в виде таблицы или схемы.

При
организации движения подразделения по
азимутам назначается направляющий,
который определяет по компасу и
выдерживает направления движения. Кроме
того, назначаются два человека, которые
ведут счет парам шагов. Если расстояния
на схеме (в таблице) указаны в метрах,
их переводят в пары шагов с учетом
величины шага.

Схема
для движения по азимутам

На
точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса
устанавливают на отсчет 20° и отпускают
тормоз магнитной стрелки. Затем компас
поворачивают в горизонтальной плоскости
до тех пор, пока северный конец стрелки
не установится против нулевого деления
шкалы. Визирная линия через целик и
мушку при таком положении компаса и
будет определять направление на точку
№ 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это
направление, на линии визирования
замечают какой-нибудь удаленный
промежуточный ориентир, который
используется для выдерживания направления
движения.

Перед началом движения
стрелку компаса ставят на тормоз.
Движение совершают строго прямолинейно
в направлении промежуточного ориентира,
при этом ведут счет пар шагов. У
промежуточного ориентира вновь определяют
по компасу направление, магнитный азимут
которого равен 20°, замечают какой-нибудь
удаленный промежуточный ориентир и
движутся к нему. Таким образом совершают
движение, пока не будет пройдено 1230 м.
Если курган будет виден еще до подхода
к нему, последнюю часть участка проходят
без промежуточных ориентиров.

Таблица
исходных данных для движения по азимутам

точки

Участок
пути

Магнитный
азимут, градусов

Расстояние,
м

Время,
мин

Расстояние,
пары шагов

1

Сарай
— курган

20

1230

15

820

2

Курган
– дом лесника

330

1250

15

835

3

Дом
лесника – перекресток дорог

25

350

5

235

4

Перекресток
дорог — мост

335

850

10

565

На
точке № 2 по компасу определяют
направление, азимут которого равен
330°, замечают промежуточный ориентир и
начинают движение, ведя счет парам
шагов. Если промежуточных ориентиров
на местности нет, например в лесу,
пустыне, степи, то направление движения
выдерживают только по компасу. На точке
№ 3 определяют направление, азимут
которого равен 25°, и движутся в этом
направлении к перекрестку дорог (точка
№ 4), ведя счет парам шагов.

Из
приведенного примера видно, что движение
по азимутам совершается путем
последовательного перехода от одного
ориентира к другому.

Чтобы легче
выдержать направление движения, кроме
промежуточных часто используют
вспомогательные ориентиры. Такими
ориентирами служат обычно небесные
светила: Солнце, Луна и яркие звезды.
При пользовании ими необходимо примерно
через 15 мин проверять азимут направления
движения, так как небесные светила
(кроме Полярной звезды) перемещаются
по небосводу. Если долго двигаться в их
направлении без контроля, можно
значительно уклониться от маршрута.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти адвоката по номеру телефона
  • Как найти сумму всех положительных элементов массива
  • Мой sony смартфон как найти
  • Формулы для арифметической прогрессии как найти разность
  • Как найти родственников своего рода