Как найти максимум массива паскаль

Часто встречаются задачи, где необходимо найти максимальный элемент в массиве. Рассмотрим общий алгоритм решения такой задачи.

Первое, что придётся сделать – создать массив. Как нам уже известно, нужно использовать цикл с параметром. Также удобнее будет создать массив случайным образом, если в условии задачи не оговорён способ задания массива.

Алгоритм нахождения максимального элемента массива выполняется следующим образом.

Сначала указываем, что первый элемент массива считается максимальным, иначе говоря – Max = A[i].

Потом начинаем процесс сравнивания последующих элементов массива с максимальным элементом в массиве.

Тут возможно два случая :

  1. Если максимальный элемент больше следующего, то ничего не меняем.
  2. Если максимальный элемент меньше следующего, то он становиться максимальным.

После этого выводим на экран максимальный элемент.

Блок-схема максимальный элемент массива

Программа максимальный элемент массива Pascal

Ниже представлен текст программы на языке Pascal, как найти максимальный элемент массива. Как было указанно в алгоритме выше, сначала создается сам массив (в моем случает любые целые числа от 0 до 100 включительно).

Program Max_element_massiva ;
Var i, n, max : integer ;
    A : array [1..100] of integer;
Begin
     Writeln('Введите количество элементов массива') ;
     Readln(N) ;
     Randomize;
     For i := 1 to N do
          begin
               A[i] := Random(100);
               Write(A[i]);
          end;
     Max := A[1];
     For i := 2 to N do
          if A[i]>Max then Max := A[i];
     Writeln('Максимальный Элемент массива = ',Max) ;
     Readln ;
End.

Максимальный элемент массива в Pascal

Часто
встречаются задачи, где необходимо найти максимальный элемент в массиве.
Рассмотрим общий алгоритм решения такой задачи.
Первое, что придётся сделать – создать массив. Как нам уже известно, нужно использовать
цикл с параметром. Также удобнее будет создать массив случайным образом, если в
условии задачи не оговорён способ задания массива.
Алгоритм нахождения максимального элемента массива выполняется следующим
образом.
Сначала указываем, что первый элемент массива считается максимальным, иначе
говоря – Max = A[i].
Потом начинаем процесс сравнивания последующих элементов массива с максимальным
элементом в массиве.
Возможно два случая :

1.         
Если максимальный элемент больше следующего, то ничего не меняем.

2.         
Если максимальный элемент меньше следующего, то он становиться
максимальным.

После
этого выводим на экран максимальный элемент. 

Блок-схема максимальный элемент массива

https://3.bp.blogspot.com/-H2M0HM-t-2E/TyUejraPMwI/AAAAAAAAAPc/tEDvXgoA3pA/s1600/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0.png

Программа максимальный элемент массива Pascal

Ниже представлен текст программы на языке Pascal, как найти
максимальный элемент массива. Как было указанно в алгоритме выше, сначала
создается сам массив (в моем случает любые целые числа от 0 до 100
включительно).

Program
Max_element_massiva ;

Var i, n,
max : integer ;

    A : array
[1..100] of integer;

Begin

    
Writeln
(‘Введите количество элементов массива’) ;

    
Readln(N)
;

    
Randomize;

     For i
:= 1 to N do

         
begin

              
A[i] := Random(100);

              
Write(A[i]);

         
end;

     Max :=
A[1];

     For i
:= 2 to N do

         
if A[i]>Max then Max := A[i];

     Writeln(‘Максимальный
Элемент массива = ‘,Max) ;

    
Readln ;

End.

Перейти к содержанию

Найти наибольший элемент и его порядковый номер в массиве

Просмотров 17.8к. Обновлено 15 октября 2021

Заполнить одномерный массив случайными числами. Найти и вывести на экран наибольший его элемент и порядковый номер этого элемента.

Заполнение массива и поиск наибольшего элемента можно выполнять в одном цикле.

Поскольку необходимо найти не только максимальный элемент, но и его индекс, то лучше искать индекс, так как по нему всегда можно получить значение из массива. Конечно, при поиске можно сохранять и индекс, и элемент в двух разных переменных. Однако этого делать не обязательно. До цикла присвоим переменной, в которой будет храниться индекс максимального элемента, значение 1. Это значит, предполагается, что максимальный элемент находится в первой ячейке массива.

Тело цикла будет состоять из следующих действий:

  1. Сгенерировать случайное число и записать его в очередную ячейку массива.
  2. Вывести полученное число на экран.
  3. Если это число больше, чем то, что хранится под индексом, записанным в переменную-максимум, то присвоить этой переменной текущий индекс (не само число!).

После того, как индекс наибольшего элемента будет найден, вывести его на экран. Чтобы вывести элемент по данному индексу, надо использовать выражение извлечения элемента из массива. Например, если max — это индекс, а arr — массив, то выражение будет таким: arr[max].

Pascal

найти максимальный элемент массива паскаль


const N = 10;
var
arr: array[1..N] of integer;
i, max: byte;
begin
randomize;
max := 1;
for i:=1 to N do begin
arr[i] := random(100);
write(arr[i], ' ');
if arr[max] < arr[i] then
max := i;
end;
writeln;
writeln('arr[',max,'] = ',arr[max]);
end.



64 26 99 37 57 64 6 21 48 19
arr[3] = 99

Язык Си


#include < stdio.h>
#define N 10
main() {
int arr[N], i, mx;
srand(time(NULL));
mx = 0;
for (i=0; i< N; i++) {
arr[i] = rand() % 100;
printf("%d ", arr[i]);
if (arr[i] > arr[mx])
mx = i;
}
printf("narr[%d] = %dn", mx, arr[mx]);
}



75 46 7 39 11 29 34 77 86 25
arr[8] = 86

Python

найти максимальный элемент массива python


from random import random
N = 10
arr = [0] * N
mx = 0
for i in range(N):
arr[i] = random() * 100
print("%.2f" % arr[i], end='; ')
if arr[i] > arr[mx]:
mx = i
print("narr[%d] = %.2f" % (mx, arr[mx]))



73.83; 16.23; 30.18; 27.41; 94.27; 46.27; 66.17; 61.07; 18.89; 61.16;
arr[4] = 94.27

КуМир


алг
нач
цел N = 10
целтаб arr[1:N]
цел mx, i
mx := 1
нц для i от 1 до N
arr[i] := irnd(100)
вывод arr[i], " "
если arr[mx] < arr[i] то
mx := i
все
кц
вывод нс,"arr[",mx,"] = ",arr[mx]
кон



57 78 14 96 76 9 19 36 45 54
arr[4] = 96

Basic-256


decimal 1
N = 10
dim arr(N)
mx = 0
for i=0 to N-1
arr[i] = rand * 100
print arr[i] + "; ";
if arr[i] > arr[mx] then mx = i
next i
print
print "Номер элемента: " + mx
print "Значение элемента: " + arr[mx]



21.9; 58.4; 24.4; 72.6; 88.5; 65.2; 56.6; 65.1; 72.6; 40.4;
Номер элемента: 4
Значение элемента: 88.5

Напишем программу, которая вычисляем максимальный элемент в массиве.

 Нахождение максимального элемента массива.



program massiv5;
uses crt;
const N=10;
type x=array [1..N] of integer;
var a:x;
i:integer;
max:integer;
imax:integer;
begin
clrscr;
randomize;
for i:=1 to N do
begin
a[i]:= -50+random(101);
write (A[i]:5)
end;
writeln;
imax:=1;
max:=A[1];
for i:=2 to N do
if max<a[i] then
begin
max:=a[i];
imax:=i
end;
writeln (‘Максимальный элемент в массиве=’,max:5);
writeln (‘Его индекс=’,imax:5);
readln
end.



В строке №7 записываем переменную для хранения величины максимального элемента.

В строке №8 записываем переменную для хранения индекса максимального элемента.

В строке №11 мы включаем функцию Randomize. Эта функция позволяет генерировать случайные числа в программе. В данном случае нам необходимо каждому элементу массива [1..N] (всего 10 элементов) присвоить какое-нибудь значение. В программе «massiv3» значения для всех элементов массива мы вводили с клавиатуры. В этой задаче мы ничего вводить не будем. Функция Randomize сама создаст значения для каждого элемента массива. В массиве у нас 10 элементов ([1..N], const N=10), соответственно будет сгенерировано 10 случайных чисел.

В строке №12 включаем цикл. Переменная «I» будет изменяться в цикле от 1 до «N»

В строке №14 очередному элементу массива мы присваиваем случайное число, которое лежит в диапазоне от – 50 до + 50. (Сначала пишется минимальное число – 50, затем знак +, затем слово RANDOM, затем в скобках указывается общее количество возможных чисел в диапазоне; в диапазоне от – 50 до + 50 получается 100 чисел + число  0, всего 101)
Строка №15. Если мы запустим программу на данном этапе, у нас выведется на экран 10 различных чисел со значением от – 50 до + 50.

В строке №18 в переменную для хранения индекса (номера)  максимального элемента мы записали число 1, т.е. будем считать, что первый элемент массива – максимальный.

В строке №19 в переменную для хранения величины максимального элемента записываем значение первого элемента массива (например, если первое сгенерированное число будет 13, то его и будем считать максимальным).

В строке №20 задаем цикл. В него мы не включаем 1-ый элемент. А затем, в строке №21 мы проверяем условие. Мы сравниваем все значения элементов  массива (т.е. все сгенерированные числа) начиная со 2-го и до 10-го с  1 — ым числом. И если очередное число в массиве больше чем 1-ое число, то в переменную для хранения максимального числа записываем это очередное число (строка  №23), а в переменную для хранения индекса максимального числа записываем индекс этого очередного числа. После выполнения цикла в переменной max должно остаться максимальное число, а в переменной «imax» должен остаться номер этого числа.

maksimaljnihyj ehlement massiva

maksimaljnihyj ehlement massiva.

После запуска программы в верхней строке у нас вывелось 10 сгенерированных чисел.
Во второй строке вывелось максимальное число из всех этих сгенерированных чисел.
В-третей строке вывелся номер по порядку, где стоит это максимальное число.


Если в массиве несколько маскимальных элементов и нужно вывести на экран индексы всех этих элементов, то программа будет выглядет так:




program massiv5;
uses crt;
const N=10;
type x=array [1..N] of integer;
var a:x;
i:integer;
max:integer;
imax:integer;
begin
clrscr;
randomize;
for i:=1 to N do
begin
a[i]:= -5+random(3);
write (A[i]:5)
end;
writeln;
imax:=1;
max:=A[1];
for i:=2 to N do
if max<a[i] then
begin
max:=a[i];
imax:=i;
end;
writeln('Максимальный элемент в массиве=',max);
write('Его индекс ');
for i:=1 to N do
if max=a[i] then
begin
write (i,', ');
end;
readln
end.




maxelemmas

maxelemmas.


Предыдущая статья : Randomize и Random в Pascal.

Оглавление : Уроки Паскаль.

Следующая статья : Вычисление суммы положительных элементов массива.


На занятии объясняется, как работать с одномерными массивами в Паскале, как использовать генератор случайных чисел — функцию random в Паскале. Рассматривается пример того, как вывести числа Фибоначчи

Материалы сайта labs-org.ru направлены на практическое освоение языка программирования Pascal. Краткие теоретические сведения не претендуют на полное освещение материала по теме; необходимую информацию можно найти в сети Интернет в большом количестве. В наши же задачи входит предоставление возможности получения практических навыков программирования на Паскале. Решенные наглядные примеры и задания изложены по мере увеличения их сложности, что позволит с легкостью изучить материал с нуля.

Содержание:

  • Одномерные массивы в Паскале
    • Объявление массива
    • Инициализация массива
    • Вывод элементов массива
    • Динамические массивы (pascalAbc.Net)
    • Функция Random в Pascal
    • Числа Фибоначчи в Паскале
    • Максимальный (минимальный) элемент массива
    • Поиск в массиве
    • Циклический сдвиг
    • Перестановка элементов в массиве
    • Выбор элементов и сохранение в другой массив
    • Сортировка элементов массива

Одномерные массивы в Паскале

Объявление массива

Массивы в Паскале используются двух типов: одномерные и двумерные.
Определение одномерного массива в Паскале звучит так: одномерный массив — это определенное количество элементов, относящихся к одному и тому же типу данных, которые имеют одно имя, и каждый элемент имеет свой индекс — порядковый номер.
Описание массива в Паскале (объявление) и обращение к его элементам происходит следующим образом:

Описание массива в Паскале

Объявление массива

var dlina: array [1..3] of integer;
begin
dlina[1]:=500; 
dlina[2]:=400; 
dlina[3]:=150;
...
  • dlina — идентификатор (имя) массива;
  • для объявления используется служебное слово Array (в переводе с англ. «массив» или «набор»);
  • [1..3] — в квадратных скобках ставится номер (индекс) первого элемента, затем две точки и индекс последнего элемента массива, т.е. по сути, указывается количество элементов; количество элементов массива называется размерностью массива
  • of integer (с англ. «из целых чисел») — указывает, к какому типу относится массив, of здесь — служебное слово.
  • Объявить размер можно через константу:

    размер массива через константу

    Инициализация массива

    Кроме того, массив может быть сам константным, т.е. все его элементы в программе заранее определены. Описание такого массива выглядит следующим образом:

    const a:array[1..4] of integer = (1, 3, 2, 5);

    Заполнение последовательными числами:
    заполнение массива

    Результат:
    A[1] = 8, A[2] = 9, A[3] = 10, ..., A[N] = A[N-1] + 1
    

    Ввод с клавиатуры:

    Пример: Рассмотрим, как происходит ввод массива в Паскале:

    writeln ('введите кол-во элементов: ');
    readln(n); {если кол-во заранее не известно, - запрашиваем его}
    for i := 1 to n do begin
       write('a[', i, ']=');
       read(a[i]);
       ...
    end;
    ...

    ввод массива с клавиатуры
    ✍ Пример результата:

    введите кол-во элементов: 
    3
    a[1]=5
    a[2]=7
    a[3]=4
    

    Вывод элементов массива

    Пример: Рассмотрим, как вывести массив в Паскале:

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    
    var
      a: array[1..5] of integer; {массив из пяти элементов}
      i: integer;
    begin
    a[1]:=2;
    a[2]:=4;
    a[3]:=8;
    a[4]:=6;
    a[5]:=3;
    writeln('Массив A:');
    for i := 1 to 5 do
        write(a[i]:2); {вывод элементов массива}
    end.

    ✍ Пример результата:

    Для работы с массивами чаще всего используется в Паскале цикл for с параметром, так как обычно известно, сколько элементов в массиве, и можно использовать счетчик цикла в качестве индексов элементов.

    Задача Array 0. Необходимо задать вещественный массив размерностью 6 (т.е. из шести элементов); заполнить массив вводимыми значениями и вывести элементы на экран. Использовать два цикла: первый — для ввода элементов, второй — для вывода.

    Пример результата:

    введите элемент массива: 3.0
    введите элемент массива: 0.8
    введите элемент массива: 0.56
    введите элемент массива: 4.3
    введите элемент массива: 23.8
    введите элемент массива: 0.7
    Массив =  3, 0.8, 0.56, 4.3, 23.8, 0.7

    [Название файла: taskArray0.pas]

    В данном примере работы с одномерным массивом есть явное неудобство: присваивание значений элементам.

    Обработка массивов в Паскале, так же как и заполнение массива, происходит обычно с использованием цикла for.

    Динамические массивы (pascalAbc.Net)

    Основным недостатком статических массивов является то, что их размер нельзя задать с учетом текущих обрабатываемых данных. Приходится описывать массивы с максимально возможным значением количества элементов, выделяя для них столько памяти, сколько может потребоваться для хранения самой большого из возможных наборов исходных данных.

  • Основной особенностью динамических массивов является возможность выделения для них памяти на любом этапе выполнения программы.
  • Имеется возможность корректировки размера динамического массива как в сторону его уменьшения, так и в сторону увеличения.
  • Объявление:

    var a: array of integer;
    var n:=readInteger;
    a:=new integer[n]; // инициализация, выделение памяти для элементов массива

    или:

    var a: array of integer;
    var n:=readInteger;
    SetLength(a,n); // устанавливаем размер

    Аналогичным образом массивы могут описываться в качестве параметров подпрограмм, например:

    procedure p(a: array of integer);

    Созданные элементы сразу получают начальное значение, равное нулевому значению соответствующего типа: для чисел это целый или вещественный нуль, для символов — символ с кодом 0, для строк и других ссылочных типов данных — нулевая ссылка nil

    Объявление и инициализация массива:

    Пример:

    begin
      var a: array of integer;
      a := new integer[3];
      a[0] := 5;
      a[1] := 2;
      a[2] := 3;
    end.

    или в одну строку:

    begin
      var a: array of integer;
      a := new integer[3](5,2,3);
      print(a)
    end.

    или короткая запись:

    var a:=Arr(1,2,3);// по правой части - integer

    Элементы динамического массива всегда индексируются от 0.

    Ввод элементов:

    Пример:

    var a:=ReadArrInteger(5); // ввод пяти целых
    var a:=ReadArrReal(5); // ввод пяти вещественных

    Функции генерации массивов:

    1. ArrFill :

    var a := ArrFill(10, 1); // массив из 10 целых чисел, равных 1

    2. ArrGen :

    var a := ArrGen(ReadInteger, 1, e -> e + 2); // массив, состоящий из n первых положительных нечетных чисел
    a.Print;

    Проход по элементам массива:

    Пример:

    for var i:=0 to a.Length-1 do
      a[i] += 1;

    или:

    for var i := 0 to a.High do
      a[i] += 1;

    Проход по элементам (только для чтения):
    Пример:

    foreach var x in a do
      Print(x)
  • Размер динамического массива (т. е. количество его элементов) можно определить с помощью его свойства Length
  • Для динамического массива определены еще два свойства: Low и High, определяющие соответственно нижнюю и верхнюю границу диапазона изменения индекса. Свойство a.Low всегда возвращает 0, а свойство a.High определяется как a.High = a.Length – 1
  • Простой вывод элементов:

    Writeln(a); // пример вывода: [1,5,3,13,20]

    или метод массива Print:

    a.Print; // пример вывода: 1 5 3 13 20
    a.PrintLines; // каждый элемент с новой строки

    Функция Random в Pascal

    Для того чтобы постоянно не запрашивать значения элементов массива используется генератор случайных чисел в Паскаль, который реализуется функцией Random. На самом деле генерируются псевдослучайные числа, но суть не в этом.

    Для генерации чисел от 0 до n (не включая само значение n, целые числа в интервале [0,N)) используется запись random (n).
    Перед использованием функции необходимо инициализировать датчик случайных чисел с помощью процедуры randomize.

    Диапазон в Паскале тех самых случайных чисел от a до b задается формулой:

    Пример: Заполнение массива случайными числами в Pascal:

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    
    var f: array[1..10] of integer;
        i:integer;
    begin
    randomize;
    for i:=1 to 10 do
      begin
       f[i]:=random(10); { интервал [0,9] }   
       write(f[i],' ');
      end;
    end.

    ✍ Пример результата: 

    Для вещественных чисел в интервале [0,1):

    var x: real;
    ...
    x := random(0.0,1.0);;         { интервал [0,1), т.е. единица не включена }

    PascalABC.NET:

  • Сгенерированный случайным образом кортеж из двух (Random2), либо из трех (Random3) элементов:
  • var (a, b, c) := Random3(10.0, 20.0); // диапазон [10, 20)
    write(a:0:2,' ',b:0:2,' ', c:0:2) // 14.73 18.63 19.72
  • Массив из 10 сгенерированных случайным образом целых чисел в диапазоне [0;99]:
  • Пример:

    var a:=arrRandomInteger(10);

    или с дополнительными параметрами (диапазон [5;15]):

    var a:=arrRandomInteger(10,5,15);

    Задача Array 1. Необходимо задать массив размерностью 5, заполнить массив случайными числами в интервале [-1,1] и вывести элементы на экран: определить три позиции для вывода каждого элемента, с двумя знаками после запятой.

    Пример результата:

    Массив =  0.22 0.00 -0.69 -0.35 -0.11 

    [Название файла: taskArray1.pas]

    Числа Фибоначчи в Паскале

    Наиболее распространенным примером работы с массивом является вывод ряда чисел Фибоначчи в Паскаль. Рассмотрим его.

    Пример: Ряд чисел Фибоначчи: 1 1 2 3 5 8 13…

    f[0]:=1;   
    f[1]:=1; 
    f[2]:=2;

    или

    f[2]:=f[0]+f[1];
    f[3]:=f[1]+f[2];

    или

    Получили формулу элементов ряда.

    Пример: Вычислить и распечатать первые 20 чисел Фибоначчи.

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    
    var i:integer;
    f:array[0..19]of integer;
    begin
    f[0]:=1;
    f[1]:=1;
    for i:=2 to 19 do
    begin
      f[i]:=f[i-1]+f[i-2];
      writeln(f[i])
    end;
    end.

    На данном примере, становится понятен принцип работы с числовыми рядами. Обычно, для вывода числового ряда находится формула определения каждого элемента данного ряда. Так, в случае с числами Фибоначчи, эта формула-правило выглядит как f[i]:=f[i-1]+f[i-2]. Поэтому ее необходимо использовать в цикле for при формировании элементов массива.

    Задача Array 2. Дан ряд из 10 произвольных чисел: a[1], a[2], ... , a[10] (использовать функцию random()). Подсчитать и напечатать суммы троек стоящих рядом чисел: a[1]+a[2]+a[3], a[2]+a[3]+a[4], a[3]+a[4]+a[5], …… , a[8]+a[9]+a[10]

    Пример результата:

    Массив =  2 0 4 29 3 11 26 11 9 4 
    mas[1] + mas[2] + mas[3] = 6
    mas[2] + mas[3] + mas[4] = 33
    mas[3] + mas[4] + mas[5] = 36
    mas[4] + mas[5] + mas[6] = 43
    mas[5] + mas[6] + mas[7] = 40
    mas[6] + mas[7] + mas[8] = 48
    mas[7] + mas[8] + mas[9] = 46
    mas[8] + mas[9] + mas[10] = 24

    [Название файла: taskArray2.pas]

    Задача Array 3. Написать программу решения задачи о печати ряда чисел 2 4 8 16 32 ... 512; для заполнения массива использовать цикл Repeat
    [Название файла: taskArray3.pas]

    Максимальный (минимальный) элемент массива

    Псевдокод:
    Максимальный (минимальный) элемент массива

    Поиск максимального элемента по его индексу:
    максимальный элемент по номеру


    PascalABC.NET:

    Минимальный элемент и его индекс:

    Решение 1:

      // …
      var (min, minind) := (a[0], 0);  
      for var i:=1 to a.Length-1 do
        if a[i]<min then
          (min, minind) := (a[i], i);  Result := (min, minind);

    Решение 2:

      // …
      var (min, minind) := (real.MaxValue, 0);  
      for var i:=0 to a.Length-1 do
        if a[i]<min then
          (min, minind) := (a[i], i);  Result := (min, minind);

    Решение 3:

    begin
      var a := new integer[5];
      a := arrRandomInteger(5); // [86,37,41,45,76] 
      print(a.Min,a.IndexMin); // 37  1
    end.

    Задача Array_min: Найдите минимальный элемент массива. Выведите элемент и его индекс.

    Пример результата:

    9 5 4 22 23 7 3 16 16 8 
    Минимальный элемент массива A[7]=3
    

    [Название файла: taskArray_min.pas]

    Задача Array 4. Дан массив из 10 целочисленных элементов. Найти количество отрицательных и вывести количество на экран.

    Пример результата:

    3 4 6 -1 6 -2 1 5 0 1 
    Количество отрицательных элементов: 2
    

    [Название файла: taskArray4.pas]

    Задача Array 5. Найти минимальное и максимальное из n введенных чисел (массива). Определить расстояние между этими элементами.

    3  2  6  1  3  4  7  2  >>>  min=1, max=7, distance=3
    

    [Название файла: taskArray5.pas]

    Задача Array 6. Дан целочисленный массив размера N. Вывести все содержащиеся в данном массиве четные числа в порядке убывания их индексов, а также их количество K.

    N=4
    mas: 8 9 2 5
    >>> 2 8 количество= 2
    

    [Название файла: taskArray6.pas]

    Задача Array 7. Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем два максимальных элемента и их номера.

    Пример:

    Исходный массив:
    4   -5   10  -10  5
    максимальные A[3]=10, A[5]=5
    

    [Название файла: taskArray7.pas]

    Поиск в массиве

    Рассмотрим сложный пример работы с одномерными массивами:

    Пример: Дан массив из 10 чисел. Определить, есть ли в массиве число, введенное пользователем. Если есть – выводить «найдено», если нет – «не найдено».
    Сложность задания заключается в том, что выводить слова «найдено» или «не найдено» необходимо один раз.

    Для решения поставленной задачи понадобится оператор break — выход из цикла.
    Решение Вариант 1. Цикл for:


    PascalABC.NET:

    Cтандартные методы a.IndexOf(x) и a.LastIndexOf(x):

    begin
      var a := new integer[10];
      a := arrRandomInteger(5,0,5); //[1,3,5,4,5] 
      print(a.IndexOf(3)) // 1
    end.

    или метод a.Contains(x) наравне с x in a:

    begin
      var a := new integer[10];
      a := arrRandomInteger(5,0,5); //[1,3,5,4,5] 
      print(a.Contains(3)); // True
      print(3 in a)// True
    end.

    Рассмотрим эффективное решение:

    Задача: найти в массиве элемент, равный X, или установить, что его нет.

    Алгоритм:

    • начать с 1-го элемента (i:=1);
    • если очередной элемент (A[i]) равен X, то закончить поиск иначе перейти к следующему элементу.

    решение на Паскале Вариант 2. Цикл While:

    Поиск элемента в массиве

    Поиск элемента в массиве

    Предлагаем посмотреть подробный видео разбор поиска элемента в массиве (эффективный алгоритм):

    Задача Array 8. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4] и вывести номера всех элементов, равных X.

    Пример:

    	 Исходный массив:
    	 4  0  1  2  0  1  3  4  1  0
    	 Что ищем? 0
    	 A[2], A[5], A[10]
    

    [Название файла: taskArray8.pas]

    Циклический сдвиг

    Пример: сдвинуть элементы массива влево на 1 позицию, первый элемент становится на место последнего.
    циклический сдвиг

    Решение:

    Алгоритм:
    A[1]:=A[2]; A[2]:=A[3];… A[N-1]:=A[N];

    Программа:
    сдвиг элементов массива


    PascalABC.NET:

    Циклический сдвиг влево:

      // …
      var v := a[0];
      for var i:=0 to a.Length-2 do
        a[i] := a[i+1];
      a[a.Length-1] := v;

    Циклический сдвиг вправо:

      // …
      var v := a[a.Length-1];
      for var i:=a.Length-1 downto 1 do
        a[i] := a[i-1];
      a[0] := v;

    Задача Array 9. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и выполнить циклический сдвиг влево без первого элемента.
    Пример:

    Исходный массив:
      4  -5   3  10  -4  -6   8 -10  1  0
    Результат:
      4   3  10  -4  -6   8 -10   1  0 -5
    

    [Название файла: taskArray9.pas]

    Перестановка элементов в массиве

    Рассмотрим, как происходит перестановка или реверс массива.

    Пример: переставить элементы массива в обратном порядке
    реверс массива

    Решение:

    Алгоритм:
    алгоритм перестановки элементов массива

    Псевдокод:
    2

    Программа:
    перестановка элементов массива


    PascalABC.NET:

    Перестановка (ревёрс):

    Решение 1:

    begin
    var a: array of integer := (1,3,5,7); 
    var n := a.Length;
    for var i:=0 to n div 2 - 1 do
        Swap(a[i],a[n-i-1]);
    End.

    Решение 2 (стандартная процедура Reverse()):

    begin
    var a:=new integer[10];
    a:=arrRandomInteger(10);
    print(a);// [41,81,84,63,12,26,88,25,36,72] 
    Reverse(a);
    print(a) //[72,36,25,88,26,12,63,84,81,41] 
    end.

    Задача Array 10. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и сделать реверс всех элементов, кроме последнего.
    Пример:

     Исходный массив:
    -5  3   10  -4  -6   8 -10  1   0  4
     Результат:
    0  1  -10   8  -6  -4  10  3  -5  4
    

    [Название файла: taskArray10.pas]

    Выбор элементов и сохранение в другой массив

    Пример: найти в массиве элементы, удовлетворяющие некоторому условию (например, отрицательные), и скопировать их в другой массив
    выбор элементов массива

    Решение:

    Решение: подсчитывать количество найденных элементов с помощью счетчика count, очередной элемент устанавливать на место B[count]. Переменой count необходимо присвоить 1.

    сохранение элементов массива в другой
    Вывод массива B:

    writeln('Выбранные элементы');
    for i:=1 to count-1 do
       write(B[i], ' ')

    PascalABC.NET:

    Процедура SetLength():

    // ...
    for var i := 0 to a.length - 1 do 
        if a[i] < 0 then
        begin
          b[j] := a[i];
          j += 1;
        end;
      SetLength(b, j);

    Задача Array 11. Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и записать в другой массив все числа, которые оканчиваются на 0.
    Пример:

    	 Исходный массив:
    	 40   57   30  71  84
    	 Заканчиваются на 0:
    	 40 30
    

    [Название файла: taskArray11.pas]

    Сортировка элементов массива

    Сортировка методом «Пузырька»

    • В таком типе сортировок массив представляется в виде воды, маленькие элементы — пузырьки в воде, которые всплывают наверх (самые легкие).
    • При первой итерации цикла элементы массива попарно сравниваются между собой:предпоследний с последним, пред предпоследний с предпоследним и т.д. Если предшествующий элемент оказывается больше последующего, то производится их обмен.
    • При второй итерации цикла нет надобности сравнивать последний элемент с предпоследним. Последний элемент уже стоит на своем месте, он самый большой. Значит, число сравнений будет на одно меньше. То же самое касается каждой последующей итерации.

    сортировка методом пузырька

    Pascal PascalABC.NET
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    
    for i:=1 to N-1 do begin
       for j:=N-1 downto i do
         if A[j] > A[j+1] then begin
           с := A[j];
           A[j] := A[j+1];
           A[j+1] := с;
         end;
     end;
    1
    2
    3
    4
    
    for var i := 0 to arr.High - 1 do
        for var j := arr.High - 1 downto i do
          if arr[j] > arr[j + 1] then 
            Swap(arr[j], arr[j + 1]);

    Задача Array 12. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину массива по возрастанию, а вторую – по убыванию (методом ‘Пузырька’).

    Пример:
    Исходный массив:
    14  25  13  30  76  58  32  11  41  97
    Результат:
    13  14  25  30  76  97  58  41  32  11

    [Название файла: taskArray12.pas]

    Сортировка методом выбора

    • в массиве ищется минимальный элемент и ставится на первое место (меняется местами с A[1]);
    • среди оставшихся элементов также производится поиск минимального, который ставится на второе место (меняется местами с A[2]) и т.д.

    сортировка методом вставки

    Pascal PascalABC.NET
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    
    for i := 1 to N-1 do begin
      min:= i ;
      for j:= i+1 to N do
        if A[j] < A[min] then min:=j; 
      if min <> i then begin
        c:=A[i]; 
        A[i]:=A[min]; 
        A[min]:=c;
      end;
    end;
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    
    for var i := 0 to a.High-1 do
      begin
        var (min,imin) := (a[i],i);
        for var j := i + 1 to a.High do
          if a[j] < min then
            (min,imin) := (a[j],j);
        Swap(a[imin],a[i]);
      end;

    Задача Array 13: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..50] и отсортировать его по возрастанию суммы цифр

    Пример:
    Исходный массив:
    14  25  13  12  76  58  21  87  10  98
    Результат:
    10  21  12  13  14  25  76  58  87  98  
    

    [Название файла: taskArray13.pas]


    PascalABC.NET:

    Стандартная процедура sort():

    Sort(a);
    SortByDescending(a);

    Быстрая сортировка или quick sort

    Алгоритм:

    1. Выбирается и запоминается средний элемент массива (присвоим X):
    2. быстрая сортировка

    3. Инициализируем две переменные (будущие индексы массива): L:=1, R:=N (N — количество элементов).
    4. Увеличиваем L и ищем первый элемент A[L], который больше либо равен X (в итоге он должен находиться справа).
    5. Уменьшаем R и ищем элемент A[R], который меньше либо равен X (в итоге он должен находиться слева).
    6. Смотрим, если L<=R, то меняем местами A[L] и A[R], возвращаемся к пункту 3.

    быстрая сортировка паскаль

    Выполнение на Паскале:
    1

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    
    procedure QSort ( first, last: integer);
    var L, R, c, X: integer;
    begin
      if first < last then begin
        X:= A[(first + last) div 2];
        L:= first; R:= last;
     while L <= R do begin
       while A[L] < X do L:= L + 1;
       while A[R] > X do R:= R - 1;
       if L <= R then begin
         c:= A[L]; A[L]:= A[R]; A[R]:= c;
         L:= L + 1; R:= R - 1;
       end;
     end;
      QSort(first, R);   QSort(L, last);
      end;
    end.

    Задача Array 14:
    Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-50..50] и отсортировать его с помощью алгоритма быстрой сортировки.

    [Название файла: taskArray14.pas]

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти как приготовить мороженое
  • Как составить коллекцию конструкционных материалов
  • Ламинат после потопа как исправить
  • Как найти обьем кубиков
  • Как составить план стойкий оловянный солдатик