Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.
Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.
В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.
Содержание статьи:
- Разновидности интервалов
- Простые интервалы
- Количественная и качественная величина интервала
- Тритон — Кварта или Квинта
- Увеличенный и уменьшенные интервалы
- Составные интервалы
- Как запоминать и отличать интервалы
Разновидности интервалов
Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.
Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:
Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:
Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.
Простые интервалы
Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:
- 1 – прима
- 2 – секунда
- 3 – терция
- 4 – кварта
- 5 – квинта
- 6 – секста
- 7 – септима
- 8 – октава
Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.
Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.
Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:
Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.
Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:
Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:
Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:
Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:
Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:
На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.
Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.
Качественная величина интервала
До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.
Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:
Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?
Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:
До-Ре:
До-Ре бемоь:
Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».
То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.
Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.
Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.
Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:
Тритон
Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.
Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:
Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.
А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.
Вот как звучит этот тритон:
Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:
Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:
Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.
Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.
Уменьшенные интервалы
Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.
Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».
Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.
Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.
Составные интервалы
Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:
- 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
- 10 – Децима (10 ступеней)
- 11 – Ундецима (11 ступеней)
- 12 – Дуодецима (12 ступеней)
- 13 – Терцдецима (13 ступеней)
- 14 – Квартдецима (14 ступеней)
- 15 – Квинтдецима (15 ступеней)
Рассмотрим эти интервалы подробнее.
Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:
Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.
Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:
Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.
Ундецима – Октава + Кварта.
Дуодецима — Октава + Квинта.
Терцдецима — Октава + Секста.
Квартдецима – Октава + Септима.
Квинтдецима – Октава + Октава.
Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.
А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:
Как научиться отличать интервалы
Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.
Первый шаг.
Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.
Консонансы:
Диссонансы:
Второй шаг.
Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.
Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:
Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:
Септима — звуки расположены очень широко:
Третий шаг.
Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:
А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:
Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.
Прима – Свадебный марш
Малая Секунда – «К Элизе»
Большая Секунда – «Вальс собачек»
Малая Терция – «Оле-Оле»
Большая Терция – «Чижик Пыжик»
Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ
Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей
Малая Секста – «Прекрасное далеко»
Большая Секста – «В лесу родилась елочка»
Малая Септима – Танго
Большая Септима – «Sleepy Shores»
Чистая Октава – «Утиные истории»
Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…
Заключение
Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:
- Услышать консонанс это или диссонанс
- Близко звуки расположены или широко
- Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
- Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах
Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.
Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте. До новых встреч!
Музыкальный интервал — это соотношение двух нот по их высоте. К простым интервалам относятся те, которые находятся не дальше октавы (6 тонов) от изначальной ноты.
Рано или поздно музыкант сталкивается с необходимостью изучать интервалы и учиться отличать их друг от друга. Это непростая тема, зато даст отличный результат.
Музыкант, который знает и умеет различать интервалы, легче подбирает на слух любую музыку, лучше импровизирует и создает более интересные мелодии. Поэтому обязательно учите их своими силами или на курсах теории музыки по бесплатному демодоступу.
Для тех, кто только начал знакомиться с темой интервалов, мы подготовили простой и понятный материал о том, что они из себя представляют, как их найти и сыграть на гитаре. Для наглядности к каждому интервалу предлагаем популярную песню для лучшего запоминания — интервал будет стоять в начале каждой из этих мелодий.
Прима (унисон)
Первый и самый простой музыкальный интервал называется чистая прима, или унисон — две одинаковые ноты одной высоты (например, два ноты си подряд). Обе ноты образуют консонанс, то есть благозвучное сочетание звуков.
В музыкальной литературе этот интервал обозначается ч.1.
Мы встречаемся с примами, когда настраиваем гитару: первая открытая струна должна звучать в унисон со второй, зажатой на пятом ладу, и так далее для остальных струн.
Приму легко запомнить по первым двум нотам композиции «Попробуй спеть вместе со мной» группы Кино.
Малая секунда
Малая секунда — это две ноты, между которыми находятся полтона (один лад), например, ноты си и до. В отличие от примы, малая секунда образует диссонанс, то есть неблагозвучное, неприятное и немного «жалобное» звучание. В литературе обозначается м.2.
Восходящие и нисходящие (то есть двигающиеся вверх или вниз) малые секунды легко запомнить по хроматической гамме или началу произведения «К Элизе» Бетховена.
Большая секунда
Большая секунда — это две ноты с разницей в один тон. Это также диссонанс, но в отличие от малой секунды менее противный и конфликтный, а скорее неэмоциональный. Записывается как б.2.
Запомнить большую секунду на слух можно по двум песням: «Вечерний звон» для восходящего интервала и «Yesterday» The Beatles для нисходящего.
Малая терция
Интервал в три полутона называется малой терцией. Звучание этого интервала красивое, грустное и мягкое, поэтому он считается консонансом и активно используется в музыке — лежит в основе минорного трезвучия. Его записывают как м. 3.
Восходящая малая терция используется в песне «Подмосковные вечера», а нисходящая — в «Маленькой елочке холодно зимой». Запомнить очень просто!
Большая терция
Главные отличия большой терции от малой — это расстояние в четыре полутона между нотами и общее мажорное звучание. Речь идет о консонансе, на основе которого строятся мажорные аккорды. Этот интервал записывается как б. 3.
Самый простой способ запомнить большую терцию — это песня «Чижик-пыжик», в начале которой используются и восходящие терции, и нисходящие.
Чистая кварта
Расстояние в пять полутонов в музыке называется квартой — это красивый и торжественный консонансный интервал, который часто используется в современной музыке из-за своего благозвучия, но еще чаще использовался в Средневековье. Его записывают как ч. 4.
Именно с восходящей кварты начинается гимн России, а с нисходящей — «В траве сидел кузнечик».
Увеличенная кварта (или уменьшенная квинта)
Увеличенную кварту часто называют тритоном, и не зря — расстояние между нотами в этом интервале равно трем тонам (или шести полутонам). Это один из самых неприятный и режущих слух диссонансов, который редко встречается в мелодиях популярной музыки. В музыкальной теории значится как ув. 4 (или ум. 5).
Сыграйте тритон на гитаре, после этого без труда будете слышать его в музыке. Хорошим примером использования нисходящих и восходящих тритонов является сирена скорой помощи. Очень неприятный звук!
Чистая квинта
Чистая квинта является одним из самых гармоничных и консонансных интервалов, но звучит пустовато и неинтересно. В этом интервале между нотами расстояние в три с половиной тона, и записывается он как ч. 5.
Восходящую квинту легко запомнить по началу классического саундтрека серии Star Wars, а нисходящую — по детской песне «Дружба крепкая».
Малая секста
Если в интервале расстояние между нотами равно четырем полным тонам, то это малая секста — очень красивый и мелодичный интервал, распевный консонанс. У него грустное, но глубокое звучание, поэтому его часто используют. Записывают в виде м. 6.
Хорошими примерами этого интервала будут: припев песни «Прекрасное далеко» для восходящей малой сексты и «Жил да был черный кот за углом» для нисходящей.
Большая секста
Большая секста — интервал с расстоянием в четыре с половиной тона между нотами. Это тоже приятный консонанс, очень мягкий и веселый, поэтому активно используется музыкантами и композиторами всех жанров музыки. Записывается как б. 6.
Этот интервал легко запомнить по песням: «В лесу родилась елочка» (восходящая секста) и «Бьют часы на старой башне» (нисходящая).
Малая септима
Расстояние в 5 тонов между нотами дает нам малую септиму — интересный конфликтный интервал, который вызывает чувство тревожности и желание перейти в другую ноту. По этим признакам легко понять, что это диссонанс. Его принято записывать как м.7.
Из-за конфликтности интервала его не так просто найти в начале песен: на восходящий интервал нам вспоминается только танго La Cumparsita, которое звучало в мультфильме «Ну, погоди!», а на нисходящую — снова «В лесу родилась елочка», она звучит на словах «Мороз снежком укутывал».
Большая септима
Еще одним неприятным диссонансом является интервал большая септима — по дисгармоничности своего звучания он близок к малой секунде и тритону. Но если малая секунда «жалобная», а тритон «ноющий», то большая септима скорее кричащая и вызывающая. В музыкальной литературе она обозначается б. 7.
Для примера этого интервала нам удалось найти только «The Music Of The Night» Ллойда Уэббера с восходящей большой секстой и «Watermelon Man» Херби Хэнкока с нисходящей.
Октава
Последний интервал в линейке простых — это октава, повторение изначального звука на октаву выше или ниже. Это консонанс, который создает ощущение какого-то движения и грациозности. Октавы принято записывать как ч. 8.
Примеров такого звучания очень много, но самый яркий и запоминающийся — «When you wish upon a star», музыка из заставок мультфильмов Disney.
Тема: Тон-полутон. Малая и большая секунда
Расстояние в музыке измеряется тонами и полутонами. С этими понятиями мы уже сталкивались, когда изучали строение мажорной и минорной гаммы. Интервалы состоят из двух звуков и тоже измеряются тонами и полутонами.
Интервал, в котором расстояние между двумя звуками полутон и тон – это секунда. В ней два соседних звука. Они могут находиться друг от друга на расстоянии полутона, когда между звуками в промежутке нет других звуков, и на расстоянии тона, когда рядом находятся два полутона и между звуками в промежутке появляется еще один звук. Посмотри картинку:
Переход зеленой стрелочки от одной клавиши к другой показывает полутон — самое близкое расстояние между звуками. Движение по двум зеленым стрелочкам показывает два полутона или один тон.
Запомни: между основными звуками два полутона (м.2) – это ми-фа и си-до.
Между другими соседними основными звуками секунды большие (б.2).
На следующей картинке тоны и полутоны показаны при помощи одинаковых и разных цветов: два ближайших разных цвета показывают полутон, то есть малую секунду, а два ближайших одинаковых цвета показывают тон, то есть большую секунду (б.2).
Посмотри, как образуются на клавиатуре большие и малые секунды.
Запиши в тетрадь и запомни: Секунда – это интервал, в котором два соседних звука. Секунда бывает малая (м.2) и большая (б.2) В м.2 – 2 ступени и полутон, в б.2 – 2 ступени и один тон. Звуки секунды звучат резко – это диссонанс.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить новую тему. Играть и петь упражнения на приму и секунду по сборнику Т. Сиротина «Музыкальная азбука», с. 40 (прима), с. 41 (секунда).
Адрес сборника
http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-1505832.html
Записать малые и большие секунды в нотную тетрадь (смотри на последнюю картинку). Выпиши и выучи правила, выделенные красным цветом. Прислать фото страницы.
2. Рабочая тетрадь Г.Калининой 2 класс — с. 16, 17№ 10, 11, 12, 13. Прислать фото страницы.
4. Посмотреть видеоурок по теме
https://www.youtube.com/watch?v=FExP9StDTG0&t=5s
5. Определяем на слух малые и большие секунды https://www.youtube.com/watch?v=EUImhyGmc0s
6. Петь № 51-54 (Металлиди 2 класс).
Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.
Содержание:
- Определение
- Простые интервалы
- Составные
- Дополнительные виды:
- Большие и малые
- Чистые
- Увеличенные и уменьшенные
- Построение интервалов
- Обращение
- Характерность
- Вывод
Музыкальный интервал
Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.
Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.
Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.
И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.
Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.
Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.
В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.
Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.
Таблица интервалов в музыке
Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.
Простые интервалы | ||||
Название интервала | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
---|---|---|---|---|
Чистая прима | ч. 1 | 0 | 1 | Совершенный консонанс |
Увеличенная прима | ув. 1 | 0,5 | 1 | Диссонанс |
Уменьшенная секунда | ум. 2 | 0 | 2 | Совершенный консонанс |
Малая секунда | м. 2 | 0,5 | 2 | Диссонанс |
Большая секунда | б. 2 | 1 | 2 | |
Увеличенная секунда | ув. 2 | 1,5 | 2 | Несовершенный консонанс |
Уменьшенная терция | ум. 3 | 1 | 3 | Диссонанс |
Малая терция | м. 3 | 1,5 | 3 | Несовершенный консонанс |
Большая терция | б. 3 | 2 | 3 | |
Увеличенная терция | ув. 3 | 2,5 | 3 | Весьма совершенный консонанс |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | 2 | 4 | Несовершенный консонанс |
Чистая кварта | ч. 4 | 2,5 | 4 | Весьма совершенный консонанс |
Увеличенная кварта | ув. 4 | 3 | 4 | Диссонанс (другое название — тритон) |
Уменьшенная квинта | ум. 5 | 3 | 5 | |
Чистая квинта | ч. 5 | 3,5 | 5 | Весьма совершенный консонанс |
Увеличенная квинта | ув. 5 | 4 | 5 | Несовершенный консонанс |
Уменьшенная секста | ум. 6 | 3,5 | 6 | Весьма совершенный консонанс |
Малая секста | м. 6 | 4 | 6 | Несовершенный консонанс |
Большая секста | б. 6 | 4,5 | 6 | |
Увеличенная секста | ув. 6 | 5 | 6 | Диссонанс |
Уменьшенная септима | ум. 7 | 4,5 | 7 | Несовершенный консонанс |
Малая септима | м. 7 | 5 | 7 | Диссонанс |
Большая септима | б. 7 | 5,5 | 7 | |
Увеличенная септима | ув. 7 | 6 | 7 | Совершенный консонанс |
Уменьшенная октава | ум. 8 | 5,5 | 8 | Диссонанс |
Чистая октава | ч. 8 | 6 | 8 | Совершенный консонанс |
Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.
Составные интервалы | ||||
Название | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
---|---|---|---|---|
Чистая октава | ч. 8 | 6 | 8 | Консонанс |
Увеличенная октава | ув. 8 | 6,5 | 8 | |
Уменьшенная нона | ум. 9 | 6 | 9 | Диссонанс |
Малая нона | м. 9 | 6,5 | 9 | |
Большая нона | б. 9 | 7 | 9 | |
Увеличенная нона | ув. 9 | 7,5 | 9 | |
Уменьшенная децима | ум. 10 | 7 | 10 | Консонанс |
Малая децима | м. 10 | 7,5 | 10 | |
Большая децима | б. 10 | 8 | 10 | |
Увеличенная децима | ув. 10 | 8,5 | 10 | |
Уменьшенная ундецима | ум. 11 | 2 | 4 | Консонанс |
Чистая ундецима | ч. 11 | 2,5 | 4 | |
Увеличенная ундецима | ув. 11 | 3 | 4 | |
Уменьшенная дуодецима | ум. 12 | 3 | 5 | Консонанс |
Чистая дуодецима | ч. 12 | 3,5 | 5 | |
Увеличенная дуодецима | ув. 12 | 4 | 5 | |
Уменьшенная терцдецима | ум. 13 | 3,5 | 6 | Консонанс |
Малая терцдецима | м. 13 | 4 | 6 | |
Большая терцдецима | б. 13 | 4,5 | 6 | |
Увеличенная терцдецима | ув. 13 | 5 | 6 | |
Уменьшенная квартдецима | ум. 14 | 4,5 | 7 | Диссонанс |
Малая квартдецима | м. 14 | 5 | 7 | |
Большая квартдецима | б. 14 | 5,5 | 7 | |
Увеличенная квартдецима | ув. 14 | 6 | 7 | |
Уменьшенная квинтдецима | ум. 15 | 5,5 | 8 | Консонанс |
Чистая квинтдецима | ч. 15 | 6 | 8 |
Простые интервалы
Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.
Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.
К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.
Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.
Давайте посмотрим на основные.
Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).
Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).
Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.
Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».
Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».
Но при одинаковой ступеневой величине, один и тот же интервал в музыке может иметь разное количество тонов. Поэтому интервалы могут быть большие, малые и чистые. А также увеличенные и уменьшенные.
Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.
А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.
Секунда
Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.
Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.
Интервал секунда в музыке может быть большим (б) и малым (м). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.
Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.
Терция
Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.
Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.
Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.
Бывает большая (б) и малая (м) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.
Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.
Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.
Кварта
Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.
Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.
Интервал Тритон
Интервал тритон находится между квартой и квинтой.
В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).
Почему он является таким страшным?
Дело в том, что он является сильным диссонансом. То есть не строящимся интервалом. Находится прямо по середине в пределах одной октавы. Также он обращается сам на себя.
Вот почему его не любили в средние века.
Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.
Часто используется в heavy metal.
Квинта
Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.
Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.
Секста
Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.
Есть большая (б) и малая секста (м). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.
Септима
Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.
Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.
Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.
Однако можно вовремя переключить ее на более устойчивую ноту. Например, на тонику на первую ступень. Тогда будет хороший результат.
Октава
Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.
К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).
Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.
К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?
Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.
Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.
Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.
Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.
Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.
Составные интервалы
Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.
Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.
Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.
Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).
А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.
Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.
В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.
Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.
Другие виды интервалов в музыке
Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.
Большие и малые интервалы
Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).
Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).
Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.
Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).
После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).
Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.
В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.
То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.
Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.
Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.
Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.
А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.
В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»
Чистые интервалы
Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.
Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.
В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.
Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.
Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.
Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.
Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.
Ниже показаны видоизмененные интервалы.
Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).
Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.
Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.
А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).
Тоже самое и с терцией.
Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).
В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.
Как построить музыкальные интервалы
Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.
К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.
В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.
Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.
Обращение интервалов
Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.
В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.
Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.
Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).
Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.
Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.
Это правило работает во всем диапазоне.
Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.
Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.
И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.
Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.
Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.
Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.
Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.
Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.
Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.
Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.
Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).
Характерные интервалы
Характерные интервалы — это те расстояния между нотами, которые встречаются только в гармоническом мажоре или миноре.
То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.
Ниже представлена таблица характерных интервалов.
Название | Сокращенное обозначение | Ступени | |
---|---|---|---|
Гарм. мажор | Гарм. минор | ||
Уменьшенная септима | ум. 7 | Ⅶ | Ⅶ |
Увеличенная секунда | ув. 2 | Ⅵ | Ⅵ |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | Ⅲ | Ⅶ |
Увеличенная квинта | ув. 5 | Ⅵ | Ⅲ |
Гармонический мажор
Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.
А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.
В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.
Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.
Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.
Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.
Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.
Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.
И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.
Разрешается она в большую сексту от пятой.
Гармонический минор
А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.
А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.
В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.
Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.
Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.
И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.
Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.
Еще одно замечание!
Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.
Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.
В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.
Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.
То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.
Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.
На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.
Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.
Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.
В кульминационной части можно психологически неверно поставить интервал, который отвечает не тем эмоциям. В таком случае, вы испортите весь трек.
Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.
Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.
Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.
[ratings]
Содержание статьи
- 1
- 2 Интервалы в музыке. Общая информация
- 3 Что такое музыкальные интервалы
- 4 Как найти интервалы на гитаре
- 4.1 Прима
- 4.2 Малая секунда
- 4.3 Большая секунда
- 4.4 Малая терция
- 4.5 Большая терция
- 4.6 Чистая кварта
- 4.7 Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
- 4.8 Чистая квинта
- 4.9 Малая секста
- 4.10 Большая секста
- 4.11 Малая септима
- 4.12 Большая септима
- 4.13 Октава
- 5 Классификация
- 5.1 Простые
- 5.2 Составные
- 5.3 Благозвучные
- 5.4 Неблагозвучные
- 6 Таблица интервалов в музыке
- 6.1 Простые интервалы
- 6.2 Составные интервалы
- 7 Как использовать музыкальные интервалы
- 8 Обращение
- 9 Как научиться слышать интервалы
Интервалы в музыке. Общая информация
Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.
Что такое музыкальные интервалы
Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции
Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.
Как найти интервалы на гитаре
Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.
Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.
Самое простое расположение интервалов выглядит так.
Прима
Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.
Малая секунда
Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.
Большая секунда
То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.
Малая терция
Струна на пятом, соседняя выше на третьем.
Большая терция
То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу
Чистая кварта
Обе струны зажимаются на одном и том же ладу
Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.
Чистая квинта
5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.
Малая секста
То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу
Большая секста
То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.
Малая септима
5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.
Большая септима
То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.
Октава
То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.
Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.
Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.
Классификация
Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.
Простые
Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия, а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия.
Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».
Составные
Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.
К ним относятся:
- Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
- Децима – терция через октаву.
- Ундецима – кварта.
- Дуодецима – квинта.
- Трецдецима – секста.
- Квартдецима – септима.
- Квинтдецима – двойная октава от тоники.
Благозвучные
Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.
Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.
Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.
Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.
Неблагозвучные
Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.
Таблица интервалов в музыке
Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.
Простые интервалы
Название | Количество тонов | Возможные виды | Звучание |
Прима | 0 | Чистая | Плотное, нейтральное |
Секунда | 0,5; 1 | Малая (0,5 тонов)
Большая (1 тон) |
Колючее, жалобное, напряженное |
Терция | 1,5; 2 | Малая (1,5 тонов)
Большая (2 тона) |
Малая – грустное, мягкое
Большая – мажорное, радостное, мягкое |
Кварта | 2,5; 3 | Чистая (2,5 тона)
Увеличенная (3 тона) |
Чистая – уверенное, торжественное
Увеличенная – диссонирующее, напряженное |
Квинта | 3; 3,5 | Уменьшенная (3 тона)
Чистая (3,5 тона) |
Уменьшенная – диссонирующее, напряженное
Чистая – пустое, нейтральное |
Секста | 4; 4,5 | Малая (4 тона)
Большая (4,5 тона) |
Малая – певучее, грустное, широкое
Большая – торжественное, веселое, размашистое |
Септима | 5; 5,5 | Малая (5 тонов)
Большая (5,5 тонов) |
Малая – напряженно, неблагозвучно
Большая – напряженное, кричащее |
Октава | 6 | Чистая | Нейтральное, более плотное |
Составные интервалы
Название | Количество тонов | Возможные виды | Как звучит |
Нона | 6,5; 7 | Малая (6,5 тонов)
Большая (7 тонов) |
Почти аналогично секундам |
Децима | 7,5; 8 | Малая (7,5 тонов)
Большая (8 тонов) |
Почти аналогично терциям |
Ундецима | 8,5; 9 | Чистая (8,5 тонов)
Увеличенная (9 тонов) |
Почти аналогично квартам |
Дуодецима | 9; 9,5 | Уменьшенная (9 тонов)
Увеличенная (9,5 тонов) |
Почти аналогично квинтам |
Терцдецима | 10; 10,5 | Малая (10 тонов)
Большая (10,5 тонов) |
Почти аналогично секстам |
Квартдецима | 11; 11,5 | Малая (11 тонов)
Большая (11,5 тонов) |
Почти аналогично септимам |
Квинтдецима | 12 | Чистая | Аналогично октавам |
Читайте также: Знаки альтерации
Как использовать музыкальные интервалы
В первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.
Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.
При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.
Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.
Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.
Обращение
Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.
Ниже приведена таблица обращений интервалов
Основной | Обращенный |
Прима | Октава |
Секунда | Септима |
Терция | Секста |
Кварта | Квинта |
Квинта | Кварта |
Секста | Терция |
Септима | Секунда |
Октава | Прима |
Нона | Септима |
Децима | Секста |
Ундецима | Квинта |
Дуодецима | Кварта |
Терцдецима | Терция |
Квартдецима | Секунда |
Квинтдецима | Октава |
Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.
Как научиться слышать интервалы
Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.
В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.
После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.
Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.
Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077