- Содержание
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
- Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
- Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
- Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
- диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
- размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
- тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
- конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
- размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
- 1D – менее десяти миллиметров.
- 2D – больше 10, но не более 20 мм.
- 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
- 4D – более 50 сантиметров.
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.
Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.
Схема выглядит так:
Х |
Х Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Серия шин |
Конструктивное исполнение |
Тип |
Знак «0» |
Серия Ø |
Ø отверстия |
Для второго диапазона
Так как подшипник измеряется миллиметрами, то и задействован цифровой ряд от 10 до 20, хотя, по сути, мы имеем дело с одним, двумя сантиметрами. Но здесь странность, все обозначения делятся на нормализованные и выходящие из нормы. К первым относятся только 10, 12, 15 и 17, а все остальные будут подвергаться округлению. Так что самый крупный, девятнадцатимиллиметровый узел будет фиксироваться как 17. Под эти значения он занимает две начальные (с конца) ячейки. Им соответственно указывается код внутреннего диаметра:
- 10 – это 00.
- 12 – это 01.
- 15 – это 02.
- 17 – это 03.
Если мы имеем дело с ненормализованным размером, то есть с тем, который нужно округлять, то на третью позицию ставим «9».
Схема выглядит так:
Х |
Х Х |
Х |
Х |
Х Х |
Размерная серия |
Конструктивное исполнение |
Тип |
Серия Ø |
Ø отверстия |
Две последние цифры номера подшипника обозначают во втором диапазоне принадлежность к одной из 4-х категорий. Представим все сказанное в виде таблицы с примерами:
Внутренний Ø, мм |
До какой цифры нужно округлить, если нет – прочерк |
Используемый код |
Пример маркировки |
10 |
–– |
00 |
180100 |
11 |
10 |
00 |
180900 |
12 |
–– |
01 |
180201 |
13 |
12 |
01 |
180901 |
14 |
15 |
02 |
180902 |
15 |
–– |
02 |
180302 |
16 |
17 |
03 |
180903 |
17 |
–– |
03 |
180603 |
18 |
17 |
03 |
180903 |
19 |
17 |
03 |
180903 |
Для третьего диапазона
Для него характерна схема, указанная выше, для второго типа классификации. К этой категории относится самая большая группа, так как предыдущие были миниатюрной копией, а четвертые требуются только при очень крупном производстве и скорее делаются под индивидуальный заказ.
Если раньше мы считали шагом для записи один миллиметр, то теперь единицей измерения будет 5 мм. Чтобы закодировать показатель, нужно внутренний помноженный надвое радиус кольца разделить на пять. Полученный результат следует записать в первые две ячейки (считаем с конца).
Серия диаметров подшипников – это цифра «девять» для тех случаев, когда процедура деления прошла с округлением. Округляем мы также по классическим правилам математики.
Приведем пример. У нас есть 107 мм. Делим на 5, получаем 21.4. Записываем в крайние позиции «21», а слева указываем – «9». Результат: XXXX921 или просто 921.
Если при делении получается однозначное число, записываем во второй позиции ноль.
Для четвертого диапазона
Это большие изделия, но так как правила измерения единые, то мы все же оставляем единицей 1 миллиметр. Делить на 5 уже нет смысла, так как цифры от 500 мм и более даже после деления остаются трехзначными и не помещаются в указанную схему. По этой причине для них ввели дополнительный символ в записи – косую черту, он же «слэш», slash, выглядит так – «/». После нее уже в полном виде, даже если это четырехзначный размер, записывается внутренний диаметр.
Новая схема выглядит так:
X |
X X |
X |
X |
/ |
X X X (X) |
Размерная серия |
Конструктивное исполнение |
Тип |
Серия Ø |
Внутренний Ø в милимметрах |
Если в начальной позиции не 4, а только три обозначения, не нужно ставить сначала «0», просто вписываем необходимое количество символов.
Второе правило – появление дроби обозначается также, как мы привыкли на предыдущих диапазонах. Сначала значение округляется, а затем в позицию до слэша прописываем «девятку».
Пример:
1036,6 мм. Округляем до 1037, записываем их в начальную ячейку. Проставляем косую черту и пишем 9. Результат: ХХХХ9/1037 или просто 9/1037.
Исключения из правил
Так как фактически узнать точный размер дробного подшипника по номеру невозможно (при округлении просто ставится опознаватель, но в какую сторону произошло округление, не известно), некоторые некруглые значения очень частотны, то для них выделена особая ниша. Размеры 0,6, 1,5, 2,5 миллиметра записываются точно, а перед ними также как и в четвертом диапазоне ставится slash.
Аналогичная запись предназначена для 22 мм, 28 мм и 32 мм. Они не делятся на 5, как все остальные узлы из третьей категории, а проставляются полностью по правую сторону от косой черты.
Система обозначения по ГОСТ
Мы привели подробное объяснение про внутренний размер и условные обозначения подшипников качения. Но в маркировке шариковых деталей важную роль играет 2-я позиция записи – серия диаметров. Их проставляют согласно таблице:
0 |
нулевая |
7 |
сверхлегкая |
8 |
сверхлегкая |
9 |
особо легкая |
1 |
особо легкая |
2 |
легкая |
5 |
легкая широкая |
3 |
средняя |
6 |
средняя широкая |
4 |
тяжелая |
Но если нет указаний серии шин, то и здесь будет стоять 0. Дополнительные характеристики несут следующие знаки на этом месте:
- 7 – нестандартный внешний размер;
- 8 – неклассическая ширина;
- 9 – ненормализованный радиус внутренней окружности.
Но кроме основного ядра, согласно требованиям ГОСТ, есть также обозначения, приведенные в крайних правой и левой частях маркировки закрытых подшипников. Рассмотрим эти правила.
Дополнительные обозначения
Различают две категории:
- префикс;
- суффикс.
Начнем с приставки. Она находится перед цифровым кодом и составляется по правилам:
- запись начинается справа;
- отсутствующие позиции отбрасываются, а если совсем нечего писать в дополнении, то и тире, разделяющие части кодировки, не нужно.
Рассмотрим составляющие справа налево:
- Класс точности. К самым высоким относятся аббревиатуры «5», «4», «Т» и «2». Немного хуже – «0», «6», «6Х», остальные показывают, что показатель совсем плохой. Тогда можно признать изделие низкокачественным. Это происходит, когда соотношение всех элементов не точно выверено. Так как маркируются подшипники после их изготовления, то при найденной погрешности, указывается плохой префикс.
- Радиальный зазор. Классифицируется по шкале от 0 до 9, измеряется в десятых частях миллиметра и показывает расстояние между шариками, то есть между элементами качения. Оптимальными считаются срединные значения. Нормальный показатель может никак не отображаться в записи.
- Ряд момента трения. В основную, часто используемую группу входят – 1, 4 и 7. Остальные нужно сверять по документу РД ВНИПП.021-01.
- Категория А, В или С. Последняя – стандартная, она не имеет особенных требований, поэтому часто даже не указывается. А вот если вы имеете дело с А или В, то рядом будут проставлены цифровые значения, обозначающие класс.
Справа, в суффиксе, идет необязательная, но важная информация о дополнительных указаниях. Обычно она нужна тем, кто имеет дело с нестандартными моделями. Указывается кириллическими буквами. Запрос можно сделать в целой системе нормированных списков: ГОСТы 5721, 24696, 24850 и 7872.
Обозначение импортных подшипников – есть ли иностранный ГОСТ для маркировки узлов
Если с отечественными изделиями все понятно и каждая компания-производитель обязана придерживаться годами установленных требований по нумерации, то за рубежом каждый изготовитель сам придумывает удобную для него систему. Обычно она менее подробная и детальная, чем в России, а также имеет следующий недостаток – без подробной, а для русского человека переведенной на его родной язык, инструкции ничего не понятно. Можно довериться продавцу, но он сам часто не знает мельчайшие особенности, из которых состоит код.
Как определить серию подшипника – инструкция
Существует четыре основные категории. Особо легкая (цифра 1), легкая (2 или 5), средняя (3 или 6) и тяжелая – 4.
Чтобы определить, к какой из них относится модель, следует найти ядро маркировки, оно находится между двумя тире. Если суффикса или постфикса нет, то номер может стоять одиноким. Есть две ситуации. Если есть слэш, то нужный нам показатель первый слева от него. Если косой черты нет, то он третий.
Как узнать диаметр отверстия – инструкция
Это самые первые (справа) числа ядра.
Если в записи присутствует окончание – 0X, то этот X – число от 1 до 9 в миллиметрах. Если запись – 05X, то значит X – округленное число, но не больше 10 мм.
Знаки 00, 01, 02 и 02 говорят о диапазоне от 10 до 20, код можно перевести в точные значения по предложенной выше таблице. Если после них стоит 9 (т.е. 900 или 901), то снова имело место округление.
При наличии любого двузначного значения следует умножать на 5. Правило с «девяткой» на третьем месте остается уместным и тут.
А если в маркировке есть слэш, то либо это исключение, либо большой диаметр больше 50 сантиметров.
Как по номеру подшипника определить его внешние размеры – инструкция
Это последнее значение ядра. Оно стоит с краю, слева. Это габариты, то есть помноженная ширина и высота. Если внутреннее кольцо остается прежним, то внешнее увеличивается согласно следующей маркировке: 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5. Соотношение величин можно определить с помощью таблицы.
Как узнать номер
Легче всего воспользоваться электронными каталогами, содержащими в себе все десятки значений. Нумерацию легче освоить, если предварительно измерить основные параметры – внешний и внутренний радиус, ширину, высоту.
Пример маркировки подшипника иностранной компании NSK
Компания является одним из крупнейших мировых производителей подшипников. В начале 90х в состав вошел британская фирма RHP, что позволило выпускать продукцию сразу двух одноименных брендов. Для различия, как правило, используются, дополнительные обозначения.
В целом, маркировка состоит из 27 символов, которые содержат информацию о технических характеристиках изделия, типах смазки, её количестве, упаковке. Все обозначения можно увидеть в таблице.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
3 |
2 |
0 |
5 |
В |
— |
2 |
R |
S |
T |
N |
G |
N |
Y |
R |
L |
N |
5 |
Теперь разберемся с обозначениями:
- символы 1-18 – это технические характеристики, размеры, а также конструктивные особенности, которые соответствуют международной классификации. Приведенные в этом примере обозначения указывают на подшипник качения шариковый радиальный сферический с двусторонним уплотнением с сепаратором из полиамида наружным диаметром 52 мм.
- число 19 – указывает бренд. Здесь ячейка пустая – это означает бренд NSK. Буква же R, соответственно, – RHP.
- число 20 – страна-производитель.
- 23-25 – обозначает код вида смазки (подшипники требующие в качестве смазывающих материалов консервант – открытые, относятся к полям 21-22)
- 26 – это количество соответствующей смазки.
- 27 – тип упаковки. В данном примере 5 – это картонная упаковка.
Мы дали подробную информацию по всем аспектам нумерации, расшифровали основные показатели ГОСТ. Что приобрести необходимые подшипники для определенных видов деталей – посетите сайт «Подшипник. Моби». Надежные компоненты от знаменитых брендов и приятные цены – воспользуйтесь выгодным предложением и оформите покупку прямо сейчас.
Маркировка, расшифровка, примеры, условные обозначения подшипников
На российском рынке широко представлена подшипниковая продукция отечественного и иностранного производства. Весьма важную роль при выборе необходимых моделей играет маркировка подшипников. На внутреннем рынке большая часть товаров имеет маркировку, выполненную согласно отечественному ГОСТ, а также по международным нормативам ISO.
Следует понимать, что кроме этого на рынке представлены товары, обозначения на которых выполнены согласно внутренней маркировке, применяемой производителями (SKF, INA, FAG, DIN, иные). Это импортные подшипники.
Кроме этого, российские изготовители подшипников качения и скольжения (ряд производителей из стран СНГ), имеющие производственные мощности в третьих странах, либо ориентированные на экспорт своей продукции, осуществляют маркировку согласно положениям нормативов ISO (Вологодский завод, Волжский, саратовский, ряд иных).
Для удобства заказчиков существуют специальные справочные переводные таблицы, позволяющие подбирать аналоги иностранного производства по подшипнику с российской маркировкой и наоборот.
Кроме этого, развернутую консультацию всегда можно получить у нашего менеджера по работе с клиентами.
Расшифровка маркировки подшипников, выполненной согласно ГОСТ (отечественная)
На территории России и ряда государств СНГ базовым стандартом, регламентирующим порядок маркировки подшипников, является норматив 3189-89. Ряд изменений в маркировку был введен нормативом 520-2011.
Условное обозначение наносится на изделия посредством травления, клеймения, с использованием электроискровой технологии на торец обоймы. При нанесении маркировки, используется внешняя поверхность обоймы (наружного кольца) применяется электрохимическое травление.
Маркировка могут не наносить, когда речь идёт о прецизионных, миниатюрных версиях. В подобных ситуациях упомянутая информация изложена на упаковке, внесена в комплект сопроводительной документации.
Если рассматривать подшипники качения, следует отметить, что для них условное обозначение принято подразделять на три блока: основной (ОУО) и два дополнительных.
Что включает ОУО
В этот блок входит информация для следующих вариантов исполнения изделия:
• с обоймами, телами качения, произведёнными из ШХ15 (марка подшипниковой стали);
• относящиеся к нулевому классу точности согласно нормативу 520-2011;
• укомплектованного сепаратором, исполненным в базовом варианте, согласно действующей отраслевой документации.
Нормативом 3189 установлено семь знаков для ОУО. Порядок расположения, значение каждого знака отвечает ряду установленных ГОСТ схем. Последних всего две.
Первая применяется при маркировке подшипников, d (диаметр посадочного отверстия) которых более (равен) 10 мм (имеется ряд исключений), с рядом исключений. В последнюю группу включена продукция четырёх диаметров: трёх фиксированных 22, 28 миллиметров, 32 миллиметра и группы от 500 мм и более.
ПРИМЕР – изделие 7654321, где
• ХХХХХ 21 – d подшипника (внутренний);
• ХХХХ 3 ХХ – информация о серии подшипников по диаметрам;
• ХХХ 4 ХХХ – указание на тип конкретного подшипника;
• Х 65 ХХХХ – сведения о конструктивной разновидности изделия;
• 7 ХХХХХХ – указание на серию ширин, к которой относится подшипник.
Вторая – для подшипников качения, внутренний диаметр которых не превышает 10 мм. здесь также имеются исключения. Это продукция с d=2.5 мм, 1.5 мм, 0.6 мм.
В этом случае расшифровка подшипников будет выглядеть следующим образом:
7654321
• ХХХХХХ 1 – d внутренний (мм);
• ХХХХХ 2 Х – указание на серию диаметров изделия;
• ХХХХ 3 ХХ – проставляется цифра «0»;
• ХХХ 4 ХХХ – информация о типе подшипника;
• Х 65 ХХХХ – сведения о конструктивной разновидности;
• 7 ХХХХХХ – информация о серии ширин.
Базовый (основной) информационный блок маркировки дополнен с двух сторон дополнительной информацией. Справа блок начинается с заглавной буквы. Маркировка, приводимая с левой стороны, отделяется от базового блока тире.
Расшифровка рассматриваемых символов, очерёдность их расположения, производятся согласно схеме 2
1.2. Дополнительное обозначение, проставленное слева
Здесь содержится информация о четырёх блоках.
1.2.1. Категория подшипника
Заглавная литера «А» (вариант, «В») информирует о существовании особых требований технического характера, прописанных в ТУ на выпуск подшипников трёх категорий, вариант, в КТД, которая утверждена на производстве согласно требованиям действующих нормативов, законодательных актов. Для их обозначения, кроме двух названных выше, используется буква «С», которая указывает на принадлежность подшипника к третьей категории. Причём последняя в маркировке не проставляется.
Если перед литерой «А» («В») проставлено цифровое обозначение подшипников, оно свидетельствует о наличии целого ряда требований, предъявляемых к изделию дополнительно.
Эти категории прописаны в нормативе 520-2011. Они обозначают:
• литера «А» – подшипники, имеющие классы точности: два, пять, четыре, «Т»;
• «В» — шесть с половиной (при наличии ряда дополнительных требований), 0.6Х*;
• литера «С» — информирует о классах точности: шесть, семь, восемь, ноль.
Литеры «А», «В» наносят:
• перед знаком, информирующим о величине зазора, в тех случаях, когда дополнительные требования, касающиеся момента трения, отсутствуют (второй вариант, если группа зазора аналогична нормально, не отличается от последней);
• перед классом, указывающим точность в аналогичных ситуациях. В подобных случаях в маркировке используется класс точности «ноль».
1.2.2. Момент трения
Проставляется одно из натуральных чисел (1, 2…). Информирует о норме заданного момента трения, которую условно принято обозначать номером конкретного ряда, указанным непосредственно до радиального зазора. Иногда вместо радиального зазора ставится литера «М» (для моделей однорядных аксиальных, радиально-упорных, имеющих радиальные зазоры, выполненные согласно нормальной группе).
Версии продукции, имеющей тугую подборку, сборка которых ведётся с минимальными аксиальными зазорами, дополнительно маркируются следующим образом:
• НТ – указывает на пониженные габариты посадочного места, невысокую точность вращения;
• Маркировка НУ – только сниженная точность вращения.
1.2.3. Значение радиального зазора
Обозначается рядом натуральных чисел, указывая на величину данной характеристики согласно нормативу 24810. Проставляется левее класса точности. В тех случаях, когда к рассматриваемому значению предъявляются специальные требования, на это указывает литера «Н».
1.2.4. Точность
Данный параметр проставляется он низшего к высшему. Указывает значения максимально разрешённых отклонений формы (вариант, размеров). Действующим нормативом установлены три блока классов точности:
• два, пять, ноль, четыре, шесть, «Т» – для аксиальных шариковых, роликоподшипников, аксиально-упорных шарикоподшипников;
• два, четыре, пять, шесть, ноль – упорно-радиальных моделей, версий упорных;
• два, четыре, пять, шесть, 6Х* — так маркируют роликовые конические модели.
Если применяется последнее значение, шестёрка не проставляется.
Есть классы точности седьмой, восьмой, которые ниже нулевого (для неответственных узлов). Если нет специальных требований, последний класс точности не используется в маркировке. После знака, информирующего о реализованном классе точности, может проставляться литера «У» (вариант – 6У-7608). Она информирует о повышенной точности монтажной высоты роликоподшипника конического типа.
1.3. Блок, проставляемый справа от ОУО
Здесь может наноситься информация, информирующая о следующих параметрах:
• «А» — указывает на повышенную грузоподъёмность;
• литера «Н» — информирует о конструкции;
• если применяются материалы для изготовления деталей подшипника, отличающихся от обычных (например: шарики, ролики, кольца) – буквенное обозначение, включающее восемь литер. Из них семь литер – кириллица (пример: И, Э), одна, латиница, W; для маркировки сепараторов используются иные буквы (пять). Пример: Е, Б;
• на конструктивные изменения. внесённые в конструкцию, указывает маркировка К, К1…);
• о наличии модифицированного контакта свидетельствует М, М1…;
• на предъявление требований технического характера указывают У, У1…;
• реализованная температура отпуска обозначается маркировкой Т, Т1…;
• на применяемую пластическую смазку указывает литера С с цифрами от 1 и выше);
• сведения об уровне вибрации обозначаются литерами Ш, Ш1…
Здесь же может содержаться информация о материалах, которые применяются при изготовлении элементов подшипников, сведения о сепараторах, телах качения, внешней и внутренней обоймы и т.п.
Расшифровка маркировки подшипников, выполненной согласно ISO (по международному стандарту)
Рассматривая маркировку зарубежных подшипников, следует понимать, что, в отличие от России, в международную систему ISO, регламентирующую данный вопрос, входит свыше сотни нормативов. Примеры:
• 15:1998, регламентирующий базовые размеры аксиальных подшипников;
• 355:1997 – конические роликоподшипники метрического исполнения;
• 1224:1984 – прецизионные подшипники.
Часть подобных нормативов создавалась с учётом ряда конкретных государств, регионов. Нормативы регулярно обновляются и пересматриваются. Отдельные из них использованы для разработки российских ГОСТ, которые касаются подшипников.
Большая часть наиболее востребованных типов подшипниковой продукции имеет маркировку, введённую и применяемую конкретными брендами. Наиболее известными и распространёнными являются товары брендов:
• SKF ;
• NKE;
• FAG;
• Koyo;
• NSK;
• NTN;
• SNR.
Часть экспортной продукции они также маркируют согласно требованиям международных стандартов ISO.
В соответствии с положениями данных нормативов маркировка подшипника включает три блока:
• базовое обозначение;
• префикс, проставляемый слева от него;
• суффикс, справа.
Пример указан на изображении 4
В базовом обозначении используется группа цифр (изредка, литер), информирующая о следующих параметрах изделия:
• тип подшипника;
• геометрические размеры.
Иные дополнительные обозначения предусматривают использование цифр, букв, указывающее на:
• специфические особенности конструкции подшипника;
• вариант исполнения;
• применение особых материалов;
• сведения об отдельных элементах конструкции.
В качестве примера можно привести маркировку базового блока (таблицы 5-6)
Для расшифровки префиксов
Суффиксы
Применяемые сепараторы
Классы точности
Величина внутреннего зазора
Допустимые значения вибрации
Вариант организации смазывания
Как подобрать аналог подшипнику российского производства с учётом маркировки ISO
Для удобства заказчиков создано значительное число справочных схем, позволяющих выйти на положения норматива ISO при наличии маркировки ГОСТ (и наоборот). Если у заказчика возникают сложности с выбором необходимого подшипника (подбора альтернативной версии), наш менеджер по работе с клиентами окажет развёрнутую техническую консультацию, поможет подобрать несколько возможных вариантов замен, указав на преимущества и недостатки каждого из предлагаемых решений.
Пример одной из таблиц соответствия приведён ниже
Вариант табличного подбора налога.
В каталоге есть подшипник 6313 бренда FAG, аналогом которого является тип 313. По специальным таблицам можно получить возможность перехода с ГОСТ на ISO и обратно.
Пример.
3. Серия диаметров
серии диаметров имеют значения: 8,9,0,1,7,2,3,4, (указаны в порядке увеличения наружного размера диаметра подшипника, в то время как внутренний диаметр остаётся неизменным)
4. Диаметр отверстия
Последние 2 цифры указывают код размера подшипника, умножив эту цифру на 5 можно получить диаметр отверстия в мм. Но есть исключения:
-Для подшипников с диаметром отверстия менее 10 мм или 500 мм и выше диаметр отверстия обычно указывается в миллиметрах и не кодируется. Обозначение размера отделяется от остального обозначения подшипника косой чертой, например: 618/8 (d = 8 мм) или 511/530 (d = 530 мм).Это также касается стандартных подшипников, соответствующих стандарту ISO 15:1998 и имеющих диаметр отверстия 22, 28 или 32 мм, например: 62/22 (d = 22 мм).
— Подшипники с диаметром отверстия 10, 12, 15 и 17 мм, имеют следующие коды размера:
00 = 10 мм
01 = 12 мм
02 = 15 мм
03 = 17 мм
-Диаметры отверстия, имеющие отклонения от стандартного, никогда не кодируются и указываются в миллиметрах до трех десятичных разрядов. Такое обозначение диаметра отверстия входит в состав основного обозначения и отделяется от него косой чертой, например, 6202/15.875 (d = 15,875 мм = 5/8 дюйма).
Расшифровка префикса
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифровка суффикса (то что справа)
— Внутренняя конструкция
— Особенности конструкции
— Сепараторы
— Класс точности
— Внутренний зазор
— Вибрации
— Рабочая температура (термическая стабилизация)
— Повторное смазывание
— Смазки
— Подшипники специального назначения
|
Структура номера подшипника, подлежащего расшифровке, состоит из трех частей — основного условного обозначения, дополнительных знаков слева и дополнительных знаков справа. Рассмотрим на примере и далее подробнее рассмотрим каждую группу.
Пример расшифровки — подшипник 6-180306УС17Ш
Это один из самых распространенных типов, основное условное обозначение его будет 180306, знаки слева (6) — класс точности, знаки справа (УС17Ш) обозначают — специальные требования по шероховатости поверхностей (У), заложенная в изделие смазка (литол-24 кодирует индекс С17), малошумные (Ш).
В некоторых случаях те или иные обозначения опускаются (например, в подшипнике нулевого класса точности без каких-либо особенностей, которые должны кодироваться слева от номера, ноль не пишется).
Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
Тип подшипника кодирует четвертая от конца цифра, серию ширин — третья, внутренний диаметр — две последние.
Напоминаем, для того, чтобы определить внутренний диаметр нужно в общем случае (при диаметре от 20 до 500 мм) умножить две последние цифры на 5 — это и будет искомый показатель в миллиметрах. Для подшипников от 10 до 20 миллиметров действует следующая система:
С миниатюрными (<10 мм) и крупногабаритными (>500 мм) подшипниками массовый потребитель практически не имеет дела, поэтому дабы не загромождать данный материал, то, как расшифровать их размер, мы опустим.
Если внутренний диаметр представляет собой не целое число, а дробное (характерно, к примеру, для роликовых конических подшипников), его округляют до целого.
Далее остановимся на том, как расшифровать по номеру ширину подшипника и отношение наружного и внутренних диаметров хотя бы ориентировочно (это очень сильно влияет на массу подшипника).
Расшифровка серии ширин и диаметров
Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера
Дополнительные условные обозначения, проставляемые слева и справа от номера подшипника (основного условного обозначения, указывающего на тип и размеры изделия) представлены в этом материале.
Условные обозначения слева от основного номера подшипника.
Дополнительный знак
|
Характеристика
|
1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. Пример: 50-102805К2
|
0, 6, 5, 4, 2, Т
|
Классы точности для шариковых и роликовых подшипников.
|
А
|
Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. Пример – подшипник А-116Л.
|
2А, 3А, 4А и т.д.
|
Категория подшипников с одним из дополнитель-ных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. Подшипник 3А-176218 – подшипник с доп. требованиями по волнистости и углу контакта.
|
В
|
Категория подшипников с классом точности ниже 5.
|
2В, 3В, 4В и т.д.
|
То же, что и 2А, 3А и т.д.. но для класса В.
|
М1, М2
|
Повышенные требования к моменту трения
|
Н
|
Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. Пример: подшипник Н0-42330 (0 – класс точности)
|
У
|
Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. Пример: 6У-7307А (6 – класс точности подшипника, У-знак повышенных требований к точности)
|
3К, 3КК, 5КК
|
3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). Пример: 3КК 72*82*45 Е
|
НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР
|
Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. Пример: 5НР17124 (где 17 – диаметр валика, мм, 124 – длина валика, мм). Цифры обозначают конструктивные особенности валика.
|
РИК
|
Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. Примеры: 4РИК4075, РИК 3570, РИК 2557.
|
Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников.
А
|
Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). Примеры: подшипник 7610А
|
АК
|
Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и
|
АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2
|
Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК).
Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.
|
Б Г Д Е1, Е2, Е3 КМ Л, Л1, Л2
|
Обозначение материала сепаратора
Б – Безоловянистая бронза (подшипник 66412Б1,
Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна (подшипник 42336 ГМ),
Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль) (подшипник 86-176226ДТ1),
Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит
КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения (подшипники 42315КМ), может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)
Л – Латунный сепаратор
|
К, К1, К2
|
Конструктивные изменения деталей подшипника.
Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников. Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.
|
М
|
Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников (например, подшипник 2217М).
|
Р, Р1, Р2
|
Детали подшипника сделаны из высокоустойчивой к тепловому воздействию стали.
|
С1, С2 … С27
|
Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201
|
Т, Т1, Т2 …
|
Требования к температуре отпуска колец подшипника.
|
У, У1, У2…
|
Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. Например, подшипник 76-360710 УС23
|
Ш2, Ш3
|
Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. Например, 42305АЕ1УШ1
|
Ю, Ю1, Ю2
|
Детали подшипника из нержавеющей стали. Например, подшипник 1000816ЮТ1.
|
Э
|
Детали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками.
|
W
|
Детали подшипника производятся из вакуумированной стали.
|
При подготовке материала по расшифровке подшипников отечественных использовались таблицы из монографии к.т.н. М. Б. Каца, одного из ведущих специалистов отрасли. Для полного и подробного ознакомления с вопросом правильной расшифровки подшипников качения и скольжения российского производства вы можете скачать ее по этой ссылке.
РАСШИФРОВКИ
Процедура расшифровки того или иного подшипникового устройства означает получение всей необходимой информации о детали, которая устанавливается в цифровых и буквенных обозначениях. Речь идет не только о габаритах и виде устройства (его конструкции), но и об основных характеристиках детали, таких как :
— тип точности;
— параметр радиальных зазоров;
— показатель шумности при работе подшипника;
— материал, из которого изготовлены тела качения и сепараторы;
— уровень температуры отпуска устройств;
— класс смазочного материала и в частности смазки для закрытых типов деталей;
— усиленные ли устройства или нет;
— какие есть изменения в конструкциях подшипников.
Как вы можете понять, для большей части покупателей подшипников и комплектующих деталей такие характеристики не особо важны, поскольку они не играют особой роли, если используются в повсеместно распространенных узлах и агрегатах. Но в том случае, если подшипник покупается с целью использования в промышленных агрегатах, которые характеризуются определенными особенностями, то, разумеется, полноценная расшифровка особенностей устройства порой играет жизненно важную необходимость. Необходимо учитывать, что на сегодняшний день наиболее распространены два варианта маркировки деталей – это российская и международная системы. Российская маркировка была принята еще во времена СССР, а международная действует во всем мире, поэтому путать эти два варианта при покупке нельзя, иначе можно случайно приобрести совершенно другой подшипник.
Отечественная расшифровка подшипников
В данном случае номер изделия, по которому осуществляется его расшифровка, состоит из нескольких частей – главного обозначения, второстепенных символов, расположенных слева, а также значков, находящихся с правой стороны. Ниже на примере рассмотрим каждый тип.
Пример – изделие с номеров 6-180306УС17Ш.
Данный тип является одним из наиболее распространенных – в данном случае главное обозначение устройства – это 180306. Символ слева – 6 – означает класс точности детали, символы, расположенные справа – УС17Ш – означают специфические требования по шероховатостям плоскостей (именно буква У). Комбинация символов С17 означает тип смазочного материала, который заложен в устройстве подшипник (в данном случае смазка Литол-24), а буква Ш значит, что деталь сама по себе относится к классу малошумных.
Иногда те или иные символы при расшифровке не учитываются, к примеру, если деталь нулевого класса не имеет каких-то специфических особенностей, которые отмечаются с левой стороны от номера.
Как правильно расшифровать основное обозначение устройств?
Тип подшипникового изделия маркируется четвертой с конца цифрой, в данном случае 0, что означает, что подшипник шариковый радиальный. Третья цифра с конца обозначает серию шин, а две последние цифры обозначают диаметр устройства. Подробная таблица с расшифровкой приведена ниже.
В том случае, если вам необходимо будет точно выявить внутренний диаметр устройства (если диаметр равен от 2 до 50 см), то для получения правильного результата необходимо будет умножить два последних символа маркировки на 5. Таким образом, вы получите точный размер диаметра в миллиметрах. В том случае, если размеры подшипника более маленькие – от 1 до 2 см, система определения диаметра будет следующей:
Поскольку с самыми маленькими и крупными подшипниковым устройствами, диаметр которых составляет меньше 1 см или больше 50 см, покупатели почти не имеют дела, мы опустим способ расшифровки.
В том случае, если показатель внутреннего диаметра равен дробному числу, что наиболее актуально для роликовых конических устройств, то это число следует округлить до целого. Если вы заинтересовались темой маркировки и ее расшифровки, то вам наверняка будет интересно, как правильно или хотя бы приблизительно расшифровать соотношение внутреннего и внешнего диаметров по номеру ширины устройства. Следует отметить, что этот показатель влияет на массу детали в целом.
Обозначение серии диаметра и ширины
Обозначение устройств по международному стандарту
Сразу же необходимо оговориться – при расшифровке подшипников зарубежного производства вы можете столкнуться с определенными трудностями – суть в том, что отличие от отечественной системы, международный стандарт не имеет определенной и четкой схемы. При производстве компании-изготовители пользуются обозначениями, которые выбирают сами. И в первую очередь речь идет именно о дополнительных обозначениях, в которых не указываются габариты устройства или его тип, в отличие от отечественной маркировки.
Пример номера маркировки для детали зарубежного производства
Обозначение маркировки подшипниковых устройств на примере схемы обозначений SKF
Дополнительные символы маркировки, как в случае с отечественной системой, могут быть установлены до основного обозначения или после него.
Основное обозначение состоит из 3-5 символов или цифр и букв. В целом основной принцип маркировки показан на рисунке ниже, он актуален для расшифровки значений почти всех видов роликовых или шариковых подшипниковых устройств. Что касается непосредственно символов, то их обозначение будет таковым:
— Первый знак (это может быть как цифра, так и буква или несколько букв) – расшифровывается как обозначение типа устройств.
— Затем идут еще две цифры, которые расшифровывают тип размера детали – первая цифра обозначает высоту либо ширину, а вторая расшифровывает диаметр устройства.
— Затем идут еще две цифры, благодаря которым можно расшифровать габарит устройства. Если эту цифру умножить на 5, то в итоге вы получите замер диаметра отверстия, измеряемый в миллиметрах.
Чтобы было более понятно, рассмотрим пример – устройство с номером N315-EM/C3:
— в данном случае N – это тип детали (согласно стандарту SKF, он расшифровывается как роликовый радиальный);
— цифры 315 означают размеры устройства, эти символы относятся к основному обозначению;
— ЕМ – расшифровывает материал, из которого изготовлен сепаратор, в данном случае это латунь;
— С3 – расшифровка радиального зазора.
Как вы уже могли догадаться, полностью рассмотреть вопрос маркировки и расшифровки подшипниковых устройств зарубежного производства в двух словах фактически невозможно – в этом случае детали имеют множество особенностей, тем более, как мы уже сообщили ранее, каждый отдельный бренд может устанавливать свою маркировку.
В любом случае, все подшипниковые детали зарубежного производства, речь идет не только о европейских, но и японских, а также китайских, маркируются по такому принципу. Как показывает практика, часто покупатели допускают ошибки, покупая тот или иной тип устройства с определенным обозначением, надеясь получить превосходные технические характеристики и высокий ресурс эксплуатации. В итоге потребители сталкиваются с проблемами, поскольку, не учитывая международную маркировку, люди приобретают низкокачественные детали. Если вам необходимо приобрести качественные подшипники от известных мировых брендов по приемлемым ценам, то вы можете ознакомиться с огромным ассортиментом деталей, представленных в каталоге на сайте компании Подснаб.
На нашем ресурсе вы сможете найти полную информацию обо всех наиболее популярных подшипниках от известных производителей – Timken, FBJ, NACHI, KOYO, SKF, NTN, Fag и многих других. Компания Podsnab работает напрямую с производителями, поэтому наши клиенты получают не только высококачественные подшипники, но и низкие цены, которые не могут не радовать.
Список страниц в РАСШИФРОВКИ:
- Расшифровка (обозначение) подшипников SKF
- Расшифровка (обозначение) подшипников качения NTN — SNR
- Расшифровка (обозначений) подшипников качения NSK
- Расшифровка (обозначение) СОВЕТСКИХ подшипников
- Расшифровка (обозначение) подшипников KOYO