Как найти массу груза на корабле

В основу такого
способа определения массы груза положен
принцип расчета водоизмещения судна
при изменении его осадки в результате
загрузки или разгрузки. Способ применяют
в тех случаях, когда груз не взвешен на
весах, или его масса определена
отправителем условно (по обмеру), или
для

расчета провозной
платы, когда необходима контрольная
проверка массы.

Для
определения водоизмещения необходимо
знать главные размерения судна (рис. 1)
в метрах: расчетную длину L
корпуса
по ватерлинии, расчетную ширину В
на
мидель-шпангоуте на уровне ватерлинии,
осадку судна в грузу Т
для
данного района плавания и порожнем
Т
0,
коэффициент
δ полноты водоизмещения, плотность
воды.

Рис.
. Главные размерения судна.

Водоизмещение
D
опре­деляют
как произведение вышеуказанных величин:

D
= γ
δ LBT
, т (5.1)

Где γ
– плотность для пресной воды γ=1
т/м
3.

Плотность морской
воды изменяется в зависимости от
температуры и солености, что надо
учитывать при расчете водоизмещения
судна. Плотность воды некоторых морей
дана в табл. 1

Табл.
1

Море

Плотность
воды

Лето

Зима

Азовское

1,003

1,008

Балтийское

1,010

1,012

Белое

1,018

1,020

Каспийское

1,005

1,010

Черное

1,009

1,011

Баренцево

1,027

1,028

Средиземное

1,027

1,031

Грузовая
шкала морских судов рассчитана на
среднюю плотность воды 1,026
т/т
3.

Водоизмещение
судна в груженом (Dr)
и порожнем (Dо)
состояниях
определяют с учетом соответствующих
осадок и коэффициентов полноты
водоизмещения.

Масса погруженного
на судно груза определяется как разность
между водоизмещением судна с грузом и
порожнем:

G
= γ
LB
(δгTг
— δ
0
Т0)
, т
(5.2)

или

G
= (Dг
gг)
— (
D0
g0),
т
(5.3)

где

бг
и б0
— коэффициенты полноты водоизмещения
судна соответственно с грузом и порожнем;

gr,
g0
—суммарные массы балласта, судовых
запасов подсланевых и фекаль­ных вод
в груженом и порожнем состояниях, т.

При
наличии данных о размерениях корпуса
можно составить необ­ходимую для
определения массы погруженного груза
таблицу грузового размера судна (грузовую
шкалу). В таблицах 5.1, 5.2 приводится
зависимость между осадкой судна (Тг,
Tо)
и
массой груза G
в
нем. Зависимость выражается формулой:

G
=
γ

LB
г
о),
т
(5.4)

Формула справедлива
только для судов с обводами корпуса, не
изменяющимися по высоте борта, или при
загрузке судна на полную грузоподъемность
по конструктивной ватерлинии (КВЛ). В
остальных случаях необходимо учитывать
изменение коэффициента полноты
водоизмещения при изменении обводов
корпуса и различной осадке. Так, с
увеличением осадки коэффициент полноты
возмещения (б) барж грузоподъемностью
3000 т (проект № 461Б) увеличивается с 0,68
до 0,89. Поэтому таблицу грузового размера
рассчитывают с учетом изме­нения
коэффициента полноты водоизмещения
при фактических осадках судна. Массу
погруженного груза при этом можно
определять по формуле:

G
= γ
LB
(
δфТф

δо
Т
о),
т

(5.5)

где

Тф
— фактическая осадка судна с грузом, м

Коэффициент
δ
ф

полноты водоизмещения при фактической
осадке может быть определен по формуле,
рекомендуемой проф. В. И. Орловым:

δ = α(α
— δ
стр
)
Тстрф,
(5.6)

где

δ стр
— коэффициент полноты водоизмещения
при строительной осадке;

α – коэффициент полноты грузовой
ватерлинии;

Тстр
— строительная осадка, м

Коэффициент
α полноты площади грузовой ватерлинии
определяют как отношение площади
горизонтального сечения корпуса судна
по линии грузовой осадки F
к
площади прямоугольника, построенного
по длине L
и
ширине В
погруженной
части корпуса судна:

α
=
F/LB.
(5.7)

Насколько
существенно влияет изменение коэффициента
полноты водоизмещения при различной
осадке, можно проследить на примере
расчета количества груза в барже
грузоподъемностью 2000т (ее размерения:
L=
85
м;
В=
13,8 м; Тг=2,3м;
То=
0,28 м; δстр
= 0,85; δ0
= 0,66; α = 0,9) по указанным формулам.

На основе аналогичных
расчетов по формуле составляют для
каждого грузового судна таблицу грузового
размера.

В частности, для
баржи проекта № 461-Б с помощью таблицы
грузового размера можно быстро определить
количество погруженного или выгружен­ного
груза. Предположим, баржу загрузили до
осадки 1,7 м. По таблице находим, что при
осадке 1,5 м масса груза будет равна
1206,5 т. Далее, на каждый сантиметр осадки
баржа принимает 10,68 т; 10,68X(1,7-1,5) = 213,6 т.
Всего 1206,5+213,6= 1420,1 т.

Если
это же судно, загруженное на полную
осадку, разгрузить до осадки 1,8 м, масса
выгруженного груза исключается из общей
массы груза, и масса оставшегося груза
составит: 2061,6 – (10,74X30)
– (10,68Х20) = 1525,8 т

Учитывая, что
плотность пресной и соленой воды
различна, для судов смешанного плавания,
которые принимают или сдают груз в
морских условиях, в таблицах грузового
размера должны быть сделаны необхо­димые
поправки.

Массу груза по
осадке определяют в следующем порядке:
перед погрузкой замеряют осадку по
обоим бортам в носовой, средней и
кор­мовой частях судна, затем вычисляют
его среднюю осадку порожнем:

Т
=
Н
+ 2Т
С
+
ТК)
+
(
ТН
+
2Т’С
+ Т’
к)
,
т

(5.8)

8

где

Тн,
Т
с,
Т
к
— осадка соответственно
носовой, средней и кормовой частей судна
по правому борту, м;

Тя,
Т’
с,
Т’
к
— то же, по левому
борту, м.

Таблица
грузового размера

Удельное
количество груза

Таблица 5.1
Таблица
5.2

Осадка,

м

Кол-во
груза, т

На 1 см осадки

общее

2,3

2,0

1,5

1,0

0,5

0,28

2061,6

322,2

1739,4

534

1205,4

528

677,4

500,5

176,9

176,9

10,74

10,68

10,56

10,01

8,04

Осадка, м

Количество
груза, т

с
учетом изменения коэффициента α по
формуле

без учета изменения
коэффициента α по формуле

всего

на 1 см осадки

всего

на 1 см осадки

0,28

—-

—-

—-

—-

0,5

176,9

8,04

224,7

10,212

1,0

677,4

10,01

735,3

10,212

1,5

1205,4

10,56

1245,9

10,212

2,0

1739,4

10,68

1756,5

10,212

2,3

2061,6

10,74

2062,9

10,212

По
окончании погрузки вновь замеряют
осадку по обоим бортам в но­совой,
средней и кормовой частях судна. По
формуле (5.8) вычисляют среднюю осадку
Тг
в груженом состоянии по маркам углубления,
на­несенным на бортах ближе к носу,
корме и в середине судна. При отсутствии
марок (на старых судах) пользуются
обмерным крюком.

Применяют
также другие устройства. В Волжской
академии водного транспорта, например,
разработан прибор (ПООС-1), которым
измеряют высоту надводного борта. Осадку
судна определяют как разность между
полной высотой борта Нб
и надвод­ной Нн.б
с помощью прибора.

Для измерения
осадки удобно также пользоваться
предложенным З.Г.Русаковым
гидравлическим осадкомером. С помощью
такого прибора осадку судна можно точно
определить при любой погоде.

До начала и по
окончании грузовых операций вахтенный
начальник фиксирует в вахтенном журнале
данные о количестве балласта, наличии
судовых запасов (топлива, смазки, воды,
продовольствия), а в необхо­димых
случаях — и заполнении фекальных
цистерн. Сопоставление этих данных
позволит определить и учесть изменение
судовых запасов при расчете массы
погруженного или выгруженного груза.

Для повышения
точности определения массы груза по
осадке суд­на все замеры следует
выполнять возможно тщательнее.

После установления
разности между средними осадками судна
с гру­зом и порожнем массу погруженного
груза определяют по таблице гру­зового
размера.

В накладной и
дорожной ведомости в случае определения
массы гру­за по осадке судна делают
соответствующую отметку, а в акте о
погрузке-выгрузке груза записывают
результаты замеров осадок судна порожнем
и с грузом и расчет массы груза.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Расчет массы груза по осадкам

Для определения массы или веса, погруженного на борт груза, применяется специальная методика, которая называется «Расчет массы груза по осадкам» или как её называют моряки — драфт сюрвей (Draft Survey). Данная методика позволят довольно точно определить массу как погруженного на борт груза, так и массу выгруженного с судна груза. Точность вычислений зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать. Многие из факторов и величин постоянно меняются и поэтому необходимо уметь их правильно применять.

В качестве одного из практических руководств можно использовать книгу «Расчет массы груза по осадкам», изданную в серии «Морская практика» в виде электронной книги. Это второе издание книги, значительно дополненное справочной информацией.

 фото

В форматах электронной книги можно приобрести на сайте ЛитРес.

В бумажном варианте книгу можно приобрести в магазине My-shop.


Автор капитан В.Н. Филимонов

38.4.1. Изменение осадки судна при приеме и снятии груза

При приеме на судно груза, массой m, его осадка увеличится, а дополнительно вошедший в воду объем ΔV вытеснит такую же массу воды ρΔV.

Рассмотрим сначала прием малого груза.
Под малым будем понимать груз, вызывающий такое изменение осадки, в пределах которого борта судна можно считать прямостенными и площадь ватерлинии постоянной (рис.12).

На практике считается, что условие прямостенности при приеме малого груза для транспортных судов выполняется, если масса груза не превосходит 10 % от весового водоизмещения D судна.

В таком случае вошедший в воду добавочный слой объемного водоизмещения ΔV будет представлять собой вертикальный цилиндр с площадью основания, равной площади ватерлинии Sвл, и высотой, равной изменению осадки ΔT.

Рис. 12. Изменение осадки , координат центра тяжести и центра величины судна при приеме малого груза:

а) – поперечный разрез судна; б) – продольный разрез судна

Объем этого цилиндра

ΔV= Sвл* ΔT,

а дополнительная масса воды, вытесненной судном, будет

Δm= ρSвл* ΔT

Из данного выражения найдем изменение осадки:

ΔT= Δm/( ρSвл) , м

Равенство позволяет найти массу груза q, прием которого изменяет осадку судна на 1 см.
Получим

q= ρ*Sвл/100, т/см.

Эта величина называется числом тонн на сантиметр осадки.

Поскольку S зависит от осадки, величина q также является функцией осадки и ее значения приводятся на грузовой шкале судна.

Зная q, изменение осадки от приема груза массы m можно найти по выражению

ΔT= m/q , м

Величиной q пользуются при малых изменениях осадки.

Если прием груза происходит в произвольном месте, то, вообще, судно изменит не только осадку, но и получит наклон.

Найдем условие, при котором прием груза вызовет только параллельное погружение судна.

После приема груза к уравновешенным силам веса и плавучести добавятся еще две силы:
вес принятого груза
добавочная сила плавучести.

При малом добавочном объеме, образованном вертикальным погружением судна, центр тяжести (ЦТ) его находится на вертикали, проходящей через ЦТ площади ватерлинии, определяемый абсциссой Xf.

Следовательно, чтобы добавочные силы не создавали пары, наклоняющей судно, ЦТ принимаемого груза, также должен находиться на этой вертикали.

Таким образом, чтобы при приеме малого груза судно не получило наклонений, необходимо груз принимать на одной вертикали с ЦТ площади ватерлинии.

В случае приема большого груза изменение осадки может быть определено либо по кривым элементам теоретического чертежа, либо по грузовой шкале, как разность между осадками, соответствующими водоизмещениям после приема груза и до приема.

Условие параллельного погружения судна при приеме большого груза состоит также в приеме груза на одну вертикаль с (ЦТ) добавочного слоя водоизмещения, где его положение определяется абсциссой

XΔT=(G1*Xc1— G*Xc)/( G1— G) , м

где G1 и Xc1 относятся к водоизмещению после приема груза,
а G и Xc – до приема.

Если принимается несколько грузов, то следует рассматривать прием одного эквивалентного груза суммарной массы с общим ЦТ всех грузов.

Полученные формулы справедливы и для случая снятия или расходования груза, при этом только массу m следует считать отрицательной величиной и, следовательно, ΔT также будет отрицательным.

38.4.2. Изменение осадки судна при переходе в воду другой плотности

При переходе судна в воду иной плотности, которая зависит от солености и температуры, изменяется его осадка.

При изменении плотности меняется также сила поддержания.
Практически изменение плотности воды не превышает 3%.
Весовое водоизмещение судна при этом не меняется

Рис.13. Среднегодовая соленость воды Мирового океана

При этом с увеличением плотности воды осадка судна уменьшается и, наоборот, с уменьшением плотностиосадка увеличивается.

Рис.14. Моря России. Площадь, глубины, соленость

Изменение осадки судна от изменения плотности воды можно вычислить по формуле:

ΔT= (D/(100q))*((ρ0— ρ1)/ ρ1) , м

Где D – весовое водоизмещение судна, тонны
q – число тонн на 1 см осадки судна, т/см
ρ0 – плотность воды, в которой находится судно, т/м3
ρ1 – плотность воды, в которую перейдет судно, т/м3

Величина, на которую уменьшается осадка судна при переходе из пресной воды в морскую воду с плотностью 1,025 т/м³, называется поправкой на пресную воду, и, как правило, измеряется в миллиметрах.

Для каждого судна данная поправка указывается в «Судовом свидетельстве о грузовой марке».

Грузовая марка, нанесенная на обоих бортах судна, показывает, какой минимальный надводный борт может иметь судно в морской воде с плотностью 1,025 т/м³.

Когда судно грузится в порту с пресной водой, то грузовая марка может быть утоплена на величину, равную поправке на пресную воду.

При переходе в морскую воду с плотностью 1,025 т/м³ осадка судна уменьшится на величину этой поправки, и судно будет иметь осадку по грузовую марку.

При погрузке в порту, где плотность воды более 1.000 т/м3, но менее чем 1,025 т/м3, величина, на которую может быть утоплена грузовая марка. называется поправкой к осадке на плотность воды (по-английски, Dock Water Allowance) и может быть рассчитана по формуле:

ΔT= ΔTпп*(1,025-ρ)*100/25 , см

Где ΔT – величина, на которую может быть утоплена грузовая марка,
ΔTпп поправка на пресную воду, м
ρ – фактическая плотность воды в порту, т/м3

Поправка к осадке, рассчитанная по приведенной выше формуле, получается в сантиметрах.

При определении весового водоизмещения судна по осадкам, если фактическая плотность воды, в которой находится судно, отличается от плотности воды, для которой рассчитаны грузовая шкала или гидростатические кривые, то поправку к водоизмещению на плотность воды находят по формуле:

ΔDпл = Dдифф*(ρфакт – ρтабл)/ρтабл , т

Где ΔDпл – изменение весового водоизмещения, т
Dдифф –весовое водоизмещение с поправкой на дифферент, т
ρфакт – плотность забортной воды, т/м3
ρтабл – плотность воды, для которой составлена грузовая шкала или гидростатические кривые, т/м3

Если ρфакт < ρтабл, то поправка имеет знак «-»,
Если ρфакт > ρтабл, то поправка имеет знак «+»

Внимание!
При понижении или повышении температуры воды, ее плотность изменяется.

Следовательно, если судно находится в пресной воде, то необходимо принимать во внимание ее температуру, так как при высокой температуре пресной воды ее плотность ниже 1,000 т/м³.
Если этого не учитывать в расчетах, то разница между истинным и рассчитанным водоизмещением может быть весьма значительной.

Таблица плотности пресной воды при различных температурах:

t°C

ρ, т/м3

t°C

ρ,т/м³

t°C

ρ,т/м³

0 0,99987 12 0,99952 24 0,99732
1 0,99993 13 0,99940 25 0,99707
2 0,99997 14 0,99927 26 0,99681
3 0,99999 15 0,99913 27 0,99654
4 1,00000 16 0,99897 28 0,99626
5 0,99999 17 0,99880 29 0,99597
6 0,99997 18 0,99862 30 0,99537
7 0,99993 19 0,99843 31 0,99537
8 0,99988 20 0,99823 32 0,99505
9 0,99981 21 0,99802 33 0,99472
10 0,99973 22 0,99780 34 0,99440
11 0,99963 23 0,99757 35 0,99406

Когда судно находится в морской воде, то поправку на температуру забортной воды не учитывают и необходимо руководствоваться только показаниями ареометра.

Ареометр (Densimeter) — это прибор для измерения плотности жидкости.

Современные ареометры, как правило, стеклянные. Шкала измерения градуируется в кг/м³.

Значение плотности жидкости считывают по делению шкалы, находящемуся на одном уровне с мениском жидкости, как указано на рисунке 15.

Для измерения используют емкость диаметром не менее 50 мм.

Пробы забортной воды необходимо брать с обоих бортов в районе миделя с глубины равной половине осадки судна, как можно быстрее после снятия осадок.

Рис.15: Определение плотности воды при помощи ареометра

Таким же ареометром измеряют плотность воды в балластных танках, когда определяют количество груза по осадкам.

Устав внутреннего водного транспорта требует обязательного определения и указания в накладной массы партии груза при приеме его к перевозке. Это необходимо для того, чтобы точно устанавливать, какое количество груза принято и должно быть сдано получателю, что позволяет устанавливать ответственность транспорта за сохранность перевозок, правильно начислять провозные платежи, рационально использовать грузоподъемность судов и грузовместимость складов, а также для количественного учета выполненных перевозок.

СодержаниеСвернуть

  • Способы определения массы партии груза
  • Определение массы партии груза взвешиванием
  • Определение массы партии груза по стандартной массе отдельных грузовых мест
  • По трафарету или нестандартной массе отдельных грузовых мест
  • По условной массе отдельных грузовых мест
  • Определение массы партии груза по обмеру штабелей
  • По осадке судна
  • Определение массы партии грузов, перевозимых в судах наливом
  • Определение массы партии груза по заявлению отправителя

Чтобы при решении этого вопроса не было вольностей, в ст. 64-66 “Устава внутреннего водного транспорта” установлены порядок и способы определения массы партии грузов.

Способы определения массы партии груза

В соответствии с нормами все способы делятся на 3 группы:

  • определение массы партии груза взвешиванием;
  • расчетными способами;
  • по заявлению отправителя.

На выбор способа влияют ряд факторов:

  • род груза;
  • тип тары;
  • способ перевозки;
  • принадлежность причала, на котором осуществляется прием груза к перевозке.

Следует отметить, что при выборе способа должен быть соблюден основной принцип: масса партии груза должна быть определена тем способом, каким она может быть определена в пункте назначения или перевалки с одного вида транспорта на другой. Это обусловлено двумя факторами.

Во-первых, способ определения массы партии груза в пункте отправления и назначения должен быть одинаков. Только при этом условии можно судить о наличии или отсутствии частичной утраты груза в пути, т. к. различные способы определения массы могут не дать идентичных результатов, что приведет к претензиям со стороны грузовладельца.

Во-вторых, порт отправления выбирает способ, исходя из технических возможностей порта назначения. Это определено тем, что порты назначения, как правило, периферийные и их технические возможности ниже технических возможностей портов отправления.

Определение массы партии груза взвешиванием

Взвешивание – наиболее точный и самый дорогой способ определения массы партии груза, увеличивающий простои флота на 15-20 %. В соответствии со ст. 50 УВВТ, для определения массы груза на причалах общего и необщего пользования должно находиться необходимое количество весов, установленных у борта судна, а на элеваторах – в цепи механизации перегрузочных работ.

Применяется этот способ во всех случаях перевозки хлебных грузов (кроме перевозимых в стандартной таре), соли, перевозимой навалом, угля и других навалочных грузов, при перевозке массы, когда возникает сомнение в правильности, и в некоторых других случаях. Масса партии груза взвешиванием определяется во всех случаях, если погрузка осуществляется на причалах не общего пользования, и портом, если прием и погрузка груза осуществляется на причалах общего пользования.

Контейнеровоз

Контейнеровоз Hyundai drive
Источник: www.shipspotting.com

Транспортным организациям представлено право (ст. 65 УВВТ) проверять массу груза, определенную отправителем. В случае, когда к перевозке принимается груз, который затем должен передаваться другому транспорту с проверкой массы, то такое право становится обязанностью перевозчика.

Для взвешивания могут быть использованы разного рода весы:

  • товарные,
  • автомобильные,
  • вагонные,
  • бункерные.

Выбор весов для каждого причала определяется технической оснащенностью и правилами перевозок. Количество весов для каждого причала определяется расчетом в зависимости от их производительности. Допустимая погрешность при взвешивании должна быть не более 0,1 %.

Предлагается к прочтению: Груз и обеспечение его сохранности

Необходимо отметить, что при определении массы груза взвешиванием должен быть соблюден основной принцип: весы в пункте отправления и назначения должны быть однотипными. Это обусловлено тем, что разные типы весов дают разную погрешность.

Поскольку взвешивание – трудоемкий и дорогой способ, поэтому на практике чаще применяют расчетные способы определения массы груза.

Определение массы партии груза по стандартной массе отдельных грузовых мест

До 1956 г. масса партии груза определялась для всех грузов только взвешиванием. Начиная с 1956 г. ведутся работы по стандартизации тары и поэтому некоторые виды продукции выпускаются в упаковке стандартной массы (сахар, мука, крупа и т. д.). Согласно статьи 65 УВВТ, грузы в упаковке стандартной массы при приеме их к перевозке не взвешиваются. Масса партии груза определяется как произведение массы одного грузового места на число мест.

Qn = Nn · qcm, кг,

где:

  • Qn – масса партии груза, кг;
  • Nn – число мест в партии груза, ед.;
  • qcm – стандартная масса одного грузового места, кг;

В накладной делается запись: “По стандарту”.

По трафарету или нестандартной массе отдельных грузовых мест

Когда груз перевозится в нестандартной таре (обувь, одежда, оборудование, станки и т. д.), то масса партии груза определяется как сумма массы каждого места.

Qn = ∑ qi тр., кг,

где :

  • qi тр. – масса каждого места, наносится краской непосредственно на таре или различных бирках, укрепленных на каждом грузовом месте.

В транспортных документах в графе “наименование груза” дается перечень грузов и указывается их масса, затем суммируется и записывается общая масса в графу “масса партии” и делается отметка: “По трафарету”.

По условной массе отдельных грузовых мест

Масса некоторых специфических грузов (автомобили, мебель, животные, растения и т. д.) принимается к перевозке без взвешивания по условной массе отдельных грузовых мест. Это обусловлено тем, что фактическую массу этой категории грузов определять не целесообразно из-за их сравнительно небольшой массы при значительном занимаемом объеме, а также из-за того, что в процессе перевозки масса их уменьшается (животные).

Условная масса больше фактической массы и тем самым позволяет получить увеличенные провозные платежи, соответствующие фактической себестоимости перевозки этих грузов.

Чтобы при определении массы партии груза этим способом не было произвола, условная масса определена, утверждена в Приложении №5 прейскуранта 14-01. Формула для определения массы партии груза:

Qn = n · qусл., кг,

где:

  • qусл. – масса одного места, кг;
  • n – количество мест, ед;

В транспортных документах записывается “Условно”.

Определение массы партии груза по обмеру штабелей

По обмеру и средней плотности (объемной массе) определяют массу навалочных и лесных грузов. В результате обмера штабеля получают объем штабеля. Обмер можно производить как на берегу, так и в трюме судна. Масса определяется умножением найденного в результате обмера объема штабеля на его объемную массу.

Qn = V · γ, кг,

где:

  • γ – плотность груза, т/м3;
  • V – объем штабеля, м3.

Перевод объемных мер в меры массы для отдельных родов груза приведен в Приложении № 6 прейскуранта 14-01.

При определении массы лесных грузов за объемную меру круглого леса и пиломатериалов принимают 1 м3 плотной древесины, за объемную меру балансов рудничной стойки и дров – складочный кубический метр.

Если объем лесных грузов установлен в плотной древесине, то их масса определяется по формуле:

Qп= γпл · Vпл., т,

где:

  • γпл – плотность плотной древесины т/м3;
  • Vпл – объем плотной древесины, м3.

Если же объем лесных грузов установлен в складочной мере, то их масса определится по формуле:

Qп = Кскл : γпл · Vскл, т,

где:

  • Кскл = 0,64 – коэффициент перевода складочных кубических метров в кубические метры плотной древесины;
  • Vскл – складочный объем древесины, м3.

Если к перевозке предъявляются сырая древесина и дрова, сплавленные в текущую навигацию и загруженные в судно из воды, круглый лес и пиломатериалы заготовки после первого октября предыдущего года.

При перевозке песка и песчано-гравийной смеси в судах, приспособленных для гидромеханизированной погрузки-разгрузки, массу определяют, исходя из средней высоты незаполненной части бункера; производят по десять замеров от кромки бункера до поверхности груза (hi) по каждому борту через равные интервалы:

hср=20Σhii–l20, м

Затем можно определить высоту груза и его объем.

hr = hσ – hср, м,

где:

  • hσ – высота бункера;
  • hr – высота груза, м;

В традиционных документах в графе “способ определения массы” записывается “По обмеру штабелей”.

По осадке судна

Этим способом определяется масса насыпных и навалочных грузов (кроме зерновых, масса которых определяется взвешиванием). При этом применяются два способа определения массы: по таблице грузового размера или грузовой шкале и расчетный.

Для этой цели определяется средняя осадка судна. Производятся замеры осадки в шести точках: три точки по левому борту (нос, средина, корма) и три – по правому. Средняя осадка определяется по формуле:

Тср=Тнл.б+2Тсрл.б+Ткл.б+Тнп.б+2Тсрп.б+Ткп.б8, м

где:

  • Тн, Тср, Тк – осадка носа, средины и кормы соответственно для левого и правого бортов, м.

В целях более точного определения массы партии груза осадка средней части судна, где находится наибольшее количество груза, удваивается.

Исходя из средней осадки судна в груженом и порожнем состоянии по графику грузового размера или по грузовой шкале определяют массу погруженного груза.

Масса партии груза Qn, будет равна:

Qn = Q2 – Q1, т,

где:

  • Q2 и Q1 – загрузки судна в грузу и порожнем, т;
  • T0, Tгр – регистровые значения осадок, м;
  • 0, ₸гр – среднее значения осадок, м;
  • Qp – регистровая грузоподъемность, т;

При этом значение Q1 > 0 говорит о том, что в судне может быть балласт, топливо, запас питьевой воды и т. д.

Грузовая шкала

Масса партии груза

Если для судна имеется грузовая шкала, то массу партии груза определяют по ней.

Грузовая шкала – это паспортная характеристика судна и представлена она в виде таблицы.

В тех случаях, когда на судне нет графика грузового размера или грузовой шкалы, то массу партии можно определить расчетным путем. В основу определения массы погруженного (выгруженного) груза по осадке судна расчетным путем положен принцип разницы водоизмещении судна с грузом и порожнем.

Qn = Дгр – До, т,

где:

  • Дгр, До – водоизмещение в грузу и порожнем, т.

Водоизмещение судна определяется по формуле:

Дс = γδ L BT, m,

где:

  • L – длина судна, м;
  • В – ширина судна, м;
  • Т – осадка судна, м;
  • δ – коэффициент полноты водоизмещения определяется как отношение объема подводной части судна к объему параллелепипеда, которым описана подводная часть судна;
  • γ – плотность воды, т/м3;
  • γ = 1 – для пресной воды;
  • γ = 1,003-1,031 – для соленой воды (колеблется в зависимости от морского бассейна).

Исходя из этого масса партии груза будет равна:

Qn = δγ LB (Tгр – T0), т.

Эта формула справедлива для определения массы груза при перевозках в бассейне с одинаковой плотностью воды судами с обводами, не изменяющимися по высоте или при загрузке судна на полную грузоподъемность. В относительных случаях необходимо учитывать изменение коэффициента полнотыКоэффициенты полноты, форма корпуса и мореходные качества буксиров водоизмещения и плотность воды. Тогда формула примет вид:

Qn = LB (δгрγ2 Tгр – δоγ1 T0), т,

где:

  • δгр, δо – коэффициенты полноты водоизмещения в грузу и порожнем;
  • γ2, γ1 – плотность воды в пункте погрузки и выгрузки, т/м3.

При определении массы груза по осадке необходимо учитывать изменение запасов топлива, балласта, питьевой воды и др. за время перегрузочных операций. Формула будет:

Qn = (Дгр – ∑qгр) – (Д0 – ∑q0), т,

где:

  • ∑qгр, ∑q0 – величина запасов топлива, питьевой воды и балласта до погрузки и после нее.

При определении массы груза по осадке судна наиболее трудоемким и не всегда достаточно точным является процесс замеров осадки судна (волнение).

В транспортных документах записывается: “По осадке”.

Определение массы партии грузов, перевозимых в судах наливом

Масса партии груза может быть определена тремя способами:

  • по калибровочным таблицам береговых резервуаров;
  • расчетным путем;
  • по грузовым таблицам судов.

Первый способ самый простой. Находится высота отлива в резервуаре до и после погрузки, по каждой определяются объемы по калибровочным таблицам и разница которых даст объем погруженного в судно груза. Тогда масса партии груза будет равна:

Qn = Vнγн, т,

где:

  • Vн – объем нефтепродукта, м3;
  • γн – плотность нефтепродукта, т/м3.

При отсутствии калибровочных таблиц береговых резервуаров цилиндрической формы масса нефтепродуктов может быть получена расчетным путем:

Qn = πR2н, т,

где:

  • R – радиус резервуара, м;
  • h – высота налива, м;
  • γн – плотность нефтепродукта, т/м3.

Этот способ применяется в случаях, если расстояние от береговых резервуаров не более 2 км; если более 2 км, то этим способом пользоваться запрещается (потери в трубопроводах).

При отсутствии калибровочных таблиц береговых резервуаров или при удалении этих резервуаров свыше 2 км от судна массу партии груза можно определить по грузовым таблицам судов.

Читайте также: Национальные документы «Государства флага» Российской Федерации

Сущность способа заключается в следующем: производят замеры высоты налива во всех танках судна до и после налива, затем определяют объем в каждом танке, умножается на плотность соответствующего груза и полученные значения суммируются. Таким образом находится общая масса погруженного в судно груза.

Определение массы партии груза по заявлению отправителя

Это самый простой из всех способов. Применяется при определении массы малоценных массовых грузов.

За правильность определения массы партии груза ответственность несет грузоотправитель. В пункте назначения груз выдается без проверки массы. Однако необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • если грузоотправитель неверно заявил массу груза, то согласно ст. 198 УВВТ, с него взыскивается штраф согласно тарифа (в размере удвоенной провозной платы, начисленной за неуказанное количество груза). Кроме этого начисляется провозная плата за неуказанное количество груза;
  • если в результате неверно указанной массы произошла авария, то, кроме выше указанных выплат, грузовладелец оплачивает все расходы по ликвидации аварии.

В транспортных документах записывается: “По заявлению отправителя”.

Сноски

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в love найти друга
  • Как правильно составить возражение в налоговую инспекцию
  • Как найти степень многочлена от одной переменной
  • Как быстро найти коэффициент
  • Как правильно составить договор для задатка