Как найти матрицу проектирования на плоскость

Обозначим через {e1,e2 ,e3} и {u1,u2} канонические базисы пространств R3 и R2 соответственно. Тогда

a

= e

b1

= u1

+2u2

1

1

,

.

a2 = e1 +e2

= u1 +u

a

3

= e

+e

2

+e

3

b2

2

1

Отсюда находим матрицы перехода от канонических базисов

{e1,e2 ,e3} и {u1, u2} к новым базисам {a1,a2 ,a3}, {b1,b2} :

1

1

1

1

1

C = (a1 ,a2

0 1

,a3 ) =

1 ,

D =

2

.

0

0

1

1

Вычисляем обратную матрицу

1

1

1

1

,

D1 = −

2

=

1

2

1

и матрицу отображения f в новых базисах:

1 1

0

1

1

1

A′ = D

1

0 1

=

AC =

0 1 1

2

1 0

1 1

0

0

1

0

1 1

0

1 1

=

1 1

.

Ответ: A′ =

1

1

.

0

0

Задача 253. Доказать, что проектирование вектора на плоскость есть линейное отображение.

Решение. Пусть V3 – пространство векторов как на-

правленных отрезков и σ – произвольная плоскость. Введем понятие проекции вектора на плоскость.

Определение. Пусть AB – произвольный вектор и A, B

проекции на плоскость σ точек А и В. Тогда вектор AB41

называется проекцией вектора AB на плоскость σ и обо-

значается прσ AB .

В

А

σ

A

B

Рис. 1.

Итак, по определению, прσ AB = AB. Можно доказать, что

при параллельном переносе вектора AB его проекция на плоскость σ не изменится, поэтому мы можем обозначить

AB = a и прσ AB = прσ a .

Обозначим через Vσ – векторное пространство векто-

ров, как направленных отрезков, лежащих на плоскости σ или параллельных ей, и устроим отображение

f : V3 Vσ

по правилу: a V3 положим по определению f (a) = прσ a .

Теорема. Отображение проектирования вектора на плоскость является линейным отображением, т.е.

a, b V3 , λR выполняются равенства:

прσ (a + b) = прσ a +прσ b и прσ (λa) = λпрσ a . Доказательство. Теорему можно доказать, используя чисто геометрические средства и методы, но мы докажем

42

ее с помощью метода координат, опираясь на то, что свойство линейности не зависит от выбора базиса.

Введем в пространстве прямоугольную декартовую систему координат Охуz так, чтобы плоскость σ совпала с координатной плоскостью Оху. Тогда проекция вектора на плоскость σ будет совпадать с его проекцией на коорди-

натную плоскость Оху: прσ a = прOxy a .

Пусть i, j,k – орты координатных осей Ох, Оу и Oz со-

ответственно. Разложим вектор a по базису {i, j,k}. z

zk

a = xi + yj + zk

yj

у

xi

х

xy

пр

a

= xi + yj

Рис. 2.

Пусть a = xi + yj + zk . Тогда, как легко видеть из рисунка 2,

прOxy a = xi + yj.

Так как вектор однозначно определяется своими координатами, мы можем отождествить вектор с упорядоченным набором его координат. Теперь, отображение проектирования вектора на данную плоскость можно определить как отображение пространства столбцов высоты 3 в пространство столбцов высоты 2:

прxy : R3 R2 ,

задаваемое правилом:

43

x

x

прxy

( y ) =

.

y

z

Теперьможно провести формальное доказательство теоремы.

Пусть

= x1 i + y1

= x2 i + y2

– произ-

a

j+z1 k,

b

j+z2 k

вольные векторы, тогда

x

1

+ x

2

x1

+ x2

+ y2

=

прOxy (a +b) = прOxy ( y1

) =

+ y2

z

+z

2

y1

1

x

1

x

2

= прOxy a +прOxy b .

=

+

y1

y2

Аналогично доказывается свойство однородности:

λx1

прOxy (λa) = прOxy ( λy1 )

λz1

Задача 254. Найти матрицу проектирования вектора на координатную плоскость.

Решение. Отождествим пространство векторов V3 с

пространством столбцов R3 , и пространство векторов, лежащих на координатной плоскости Оху, с пространством

столбцов R2 . По результатам предыдущей задачи, отображение проектирования на координатную плоскость Оху

есть линейное отображение прxy : R3 R2 , определенное правилом:

x

x

a = xi + yj + zk ,

прxy a = прxy

( y ) = .

y

z

44

Легко видеть, что это отображение задается умножением

1

0

0

x

R

3

:

матрицы P =

0

1

0

на столбец X = y

z

1

0

0

x

x

P X =

0

1

0

y

= .

y

z

Следовательно, матрица Р и есть искомая матрица отображения проектирования на плоскость Оху относительно ба-

зиса {i, j,k} пространства векторов и базиса {i, j} пространства векторов координатной плоскости Оху.

1

0

0

– матрица проектирования на коор-

Ответ: P =

0

1

0

динатную плоскость Оху.

Замечание. Отображение проектирования вектора на плоскость можно рассматривать как линейный оператор

прσ : V3 V3 .

В частности, проекция вектора координатного пространства на координатную плоскость Оху прxy : R3 R3 можно

x

x

задать правилом:

прxy

( y )

= y . В этом случае матрица

0

z

оператора проектирования

относительно базиса {i,

j,k}

имеет вид:

1

0

0

0

1

0

P =

.

0

0

0

45

Задача 255. Доказать, что симметрия вектора координатного пространства относительно одной из координатных плоскостей есть линейный оператор, и найти его матрицу.

Решение. Пусть Oxyz координатное пространство с ортонормированным базисом {i, j,k}. Устроим отображение

Sxy : V3 V3

по правилу:

a

V3

положим по определе-

нию Sxy (a)

a, где вектор

a

симметричен вектору

a

от-

носительно координатной плоскости Оху.

Разложим векторы

и

по базису {i,

a

a

j,k}:

a = xi + yj+zk,

a

k .

= x i

+ y j+z

k . Из

геометрических

Тогда Sxy (xi + yj + zk) = x i

+ y

j + z

соображений ясно, что x′ = x, y′ = y, z′ = −z :

z

zk

a = xi + yj + zk

yj

у

xi

х

a

k

= x i + y

j + z

Рис. 3.

Отождествляя вектор со столбцом его координат, можно отображение симметрии Sxy задать как отображение

46

Sxy : R3 R3 , устроенное по правилу:

x

x

= a.

Sxy (a) =Sxy ( y ) =

y

z

z

Теперь, как и в задаче 253, легко проверить свойства линейности:

1)a, b V3 , Sxy (a + b) =Sxy (a) +Sxy (b) ;

2)a V3 , λR , Sxy (λa) = λSxy (a) .

Оставим это читателю в качестве легкого упражнения. Легко проверить, что отображение Sxy : R3 R3 можно

задать с помощью матрицы

1

0

0

0

1

0

S =

0

0

1

Действительно,

1 0

0 x

x

0

1

0

=Sxy (X) .

S X =

y

=

y

0

0

1 z

z

Следовательно, матрица S является матрицей линейного оператора Sxy относительно канонического базиса про-

странства столбцов

R3 или относительно базиса { i,

j,k}

пространства V3 .

1

0

0

Ответ:

0

1

0

– матрица оператора симметрии от-

S =

0

0

1

носительно координатной плоскости Оху. 47

Замечание. Матрицу симметрии S относительно координатной плоскости Оху можно найти, используя определение матрицы линейного оператора. Найдем векторы

Sxy (i), Sxy (j), Sxy (k) и разложим их по базису { i, j,k}. Их координаты будут столбцами искомой матрицы:

Sxy (i) = i =1 i +0 j +0 k , Sxy (j) = j = 0 i +1 j +0 k ,

Sxy (k) = −k = 0 i +0 j 1 k .

Задача 256. Найдите матрицу оператора симметрии координатного пространства относительно плоскости, проходящей через одну из координатных осей.

Решение. Пусть Sσ : V3 V3 есть оператор симметрии относительно плоскости σ: y z = 0 .

z

z = y

k

у

j

i

хσ

Рис. 4.

Нетрудно видеть, что при симметрии относительно данной плоскости σ, вектор i остается на месте, а векторы j и k переходят друг в друга: Sσ (i) =1 i +0 j +0 k ,

Sσ ( j) = 0 i +0 j +1 k , Sσ (k) = 0 i +1 j +0 k . 48

1

0

0

Ответ: Sσ

0

0

1

=

.

0

1

0

Задача 257. Найдите матрицу оператора проектирования вектора координатного пространства на плоскость, проходящую через одну из координатных осей.

Решение. Пусть Pσ : V3 V3 есть оператор проектирования на плоскость σ: y z = 0 . Воспользуемся рисунком 4. Ясно, что при проектировании на данную плоскость, вектор i остается на месте, а векторы j и k проектируются на прямую y = z в плоскости Oyz:

z

k

прσ j = прσ k

у

j

Рис. 5.

Легко видеть, что прσ j = прσ k = 12 (j + k) . Таким образом,

1

1

.

Pσ(i) =i, Pσ (j) = Pσ(k) =

j+

k

2

2

Записывая координаты векторов

Pσ(i),

Pσ(

j), Pσ(k) по

столбцам, получаем матрицу проектирования на данную плоскость.

49

1

0

0

2

0

0

Ответ: P

=

0

1

1

=

1

0

1

1

.

σ

2

2

2

0

1

1

1

1

0

2

2

Задача 258. Найдите матрицу оператора проектирования вектора координатной плоскости на прямую, проходящую через начало координат.

Решение. Пусть в ПДСК Oxy дано каноническое уравнение прямой, проходящей через начало координат

L : mx = ny .

Пусть so = (cos α,cosβ) есть единичный направляющий вектор данной прямой. Находим проекции базисных векто-

ров i, j на данную прямую:

прs i = i so = cos α, прs j = j so = cosβ.

уβ

j so

α

х

i

Рис. 6.

Обозначим оператор проектирования на данную прямую через PL : V2 V2 . Тогда

50

PL (i) = (cos α) so = (cos2 α,cosα cosβ) ,

PL (j) = (cosβ) so = (cosβ cos α,cos2 β) .

Координаты этих векторов образуют столбцы матрицы оператора PL :

PL

2

α

cos α cosβ

= cos

.

cos α cosβ cos2

β

2

α

cos α cosβ

Ответ: PL = cos

.

cos α cosβ

cos2 β

Задача 259. Найдите матрицу оператора проектирования вектора координатного пространства на прямую, проходящую через начало координат.

Решение. Пусть в ПДСК Oxyz дано уравнение прямой, проходящей через начало координат:

L : mx = ny = pz .

Пусть, далее, (cos α,cosβ,cos γ) – направляющие косинусы направляющего вектора прямой s = (m,n,p) . Тогда вектор

so = (cos α,cosβ,cos γ) – единичный направляющий вектор данной прямой. Находим проекции базисных векторов

i, j,k на данную прямую:

прs i = i so = cos α, прs j = j so = cosβ, прs k = k so = cos γ .

Обозначим оператор проектирования на данную прямую через PL : V3 V3 . Тогда

P (i) = (cos α)

o

,

P (j) = (cosβ)

o

,

P (k) = (cos γ)

o .

s

s

s

L

L

L

Координаты этих векторов образуют столбцы матрицы оператора PL .

51

cos2 α

cos αcosβ

cos α cos γ

Ответ: P

=

cos α cosβ

cos2 β

cosβ cos γ

.

L

cosβcos γ

cos

2

γ

cos α cos γ

Задача 260. Доказать, что дифференцирование многочленов есть линейное отображение, и найти его матрицу, если степени многочленов не превышают числа n.

Решение. Пусть Kn [x] – векторное пространство мно-

гочленов над полем K, степень которых не превышает натурального числа n. Легко видеть, что система многочле-

нов {1, x, x2 ,…, xn } является базисом пространства Kn [x] , так что dim Kn [x] = n +1 . Устроим отображение

D : Kn [x] Kn1[x]

по правилу:

f (x) = ao +a1x +a2 x2 ++an xn Kn

положим по определению

D(f (x)) = a1 + 2a2 x ++ nan xn1 Kn1[x] .

Отображение D называется отображением дифференцирования.

В силу свойств дифференцирования, для любых многочленов f(x) и g(x), и для любого скаляра λ выполняются равенства:

D(f +g) = D(f ) + D(g) и D(λf ) = λD(f ) ,

из которых следует, что отображение D является линейным. Заметим, впрочем, что эти равенства можно проверить непосредственно, пользуясь нашим определением отображения дифференцирования.

Найдем матрицу отображения D относительно базисов

{1, x, x2 ,…, xn } пространства Kn [x] и {1, x, x2 ,…, xn1} про-

странства Kn1[x]. С этой целью, продифференцируем ба52

зисные векторы пространства Kn [x] и разложим получившиеся многочлены по базису пространства Kn1[x]:

D(1) = 0 = 0 1+0 x ++0 xn1 , D(x) =1 =1 1+0 x ++0 xn1 , D(x2 ) = 2x = 0 1+ 2 x ++0 xn1 ,

……………………………………

D(xn ) = nxn1 = 0 1+0 x ++n xn1 .

Координаты многочленов D(1), D(x), D(x2 ) ,…, D(xn ) об-

разуют столбцы матрицы линейного отображения D, которую мы будем обозначать тоже буквой D:

0

1

0 …

0

0

0

2 …

0

D =

.

… …

… …

0

0

0 …

n

Как легко видеть, матрица отображения дифференцирования имеет размеры n ×(n +1) .

Пример. Найти матрицу дифференцирования многочленов, степень которых не превышает числа 3.

Решение. D : K3[x] K2[x] , {1, x, x2 , x3} – базис K3[x] , {1, x, x2} – базис K2 [x] и

D(1) = 0, D(x) =1, D(x2 ) = 2x, D(x3 ) = 3x2 .

Раскладывая эти многочлены по базису {1, x, x2 }, получаем: D(1) = 0 = 0 1+0 x +0 x2 ,

D(x) =1 =1 1+0 x +0 x2 ,

D(x2 ) = 2x = 0 1+ 2 x +0 x2 ,

D(x3 ) = 3x2 = 0 1+0 x +3 x2 .

53

Коэффициенты разложения по базису образуют столбцы искомой матрицы.

0

1

0

0

Ответ:

0

0

2

0

D =

.

0

0

0

3

Замечание. Отображение дифференцирования

D : Kn [x] Kn1[x]

можно рассматривать как линейный оператор, определенный на векторном пространстве многочленов над полем K степени не выше n:

D : Kn [x] Kn [x] .

Тогда, матрица D этого оператора относительно базиса {1, x, x2 ,…, xn } пространства Kn [x] будет иметь вид:

0

1

0

0

0

0

2

0

D = … …

… …

… .

0

0

0

n

0

0

0

0

В частности, матрица оператора дифференцирования в примере имеет вид:

0

1

0

0

0

0

2

0

D =

.

0

0

0

3

0

0

0

0

Задача 260. Докажите, что умножение комплексного числа на фиксированное комплексное число есть линейный оператор, и найдите его матрицу.

54

Решение. Пусть C ={x +iy | x, y R} – поле комплекс-

ных чисел, которое мы будем рассматривать как векторное пространство над полем действительных чисел R.

Пусть zo C – произвольное, фиксированное комплексное число. Устроим отображение f : C C по правилу:

z C, f (z) z zo

и докажем, что f – линейный оператор.

Действительно, пусть z,z1 ,z2 C – произвольные ком-

плексные числа, λ R – произвольное действительное число. Тогда

f (z1 +z2 ) = (z1 +z2 ) zo = z1zo +z2zo = f (z1 ) +f (z2 ) , f (λz) = (λz) zo = λ(zzo ) = λf (z) ,

т.е. отображение f аддитивное и однородное, ч.т.д. Найдем матрицу этого линейного оператора относи-

тельно базиса {1,i}. Пусть zo = a + bi . Найдем f (1), f (i) и разложим их по базису {1,i}:

f (1) =1 zo = a +bi, f (i) = i zo = i(a +bi) = −b +ai .

Из определения матрицы линейного оператора следует, что коэффициенты этих разложений образуют ее столбцы:

Таким образом, матрица А является матрицей данного линейного оператора относительно стандартного базиса {1,i}

векторного пространства С над полем R.

Пусть {z1,z2} – произвольный базис пространства С, где z1 = α+βi, z2 = γ+δi . Тогда матрица

есть матрица перехода от старого базиса {1,i} к новому базису {z1,z2}. Тогда матрица линейного оператора отно-

сительно нового базиса имеет вид:

A′ = D1AD ,

A′ =

1

δ −γ a

b α

γ

.

a

β

αδ−βγ

−β α b

δ

Пример. Найти матрицу линейного оператора умножения на мнимую единицу в пространстве комплексных чисел относительно базиса {z1,z2}, где

z1 = cos ϕ+isin ϕ,

z2

ϕ+

π

ϕ+

π

= −sin ϕ+icos ϕ.

= cos

+isin

2

2

Решение. В данном случае,

zo

= 0

+1 i и a = 0, b =1, мат-

рица оператора относительно базиса {1,i} имеет вид:

0

1

A =

.

1

0

Матрица перехода и обратная к ней имеют вид:

cos ϕ

sin ϕ

cos ϕ

sin ϕ

D =

, D1 =

.

sin ϕ

cos ϕ

sin ϕ

cos ϕ

Матрица оператора в новом базисе

cos ϕ

sin ϕ 0

1 cos ϕ

sin ϕ

=

A′ =

sin ϕ

cos ϕ

cos ϕ 1

0 sin ϕ

sin ϕ

cos ϕ cos ϕ

sin ϕ

0

1

= A .

=

=

cos ϕ

sin ϕ sin ϕ

cos ϕ

1

0

Ответ:

0

1

0

.

1

56

Замечание 1. Из геометрической интерпретации комплексных чисел следует, что комплексное число можно отождествить с вектором плоскости. Умножение комплексного числа на мнимую единицу приводит к повороту

вектора на 90o против часовой стрелки. Действительно, запишем произвольное комплексное число в тригонометрической форме записи:

z =| z | (cos α+isin α) ,

где α = arg z . Тогда

z i =| z | (cos α+isin α) (cos

π

+isin

π) =

π

2

π

2

α+

α+

=| z | (cos

+isin

2

) .

2

Мы видим, что аргумент комплексного числа после умножения на мнимую единицу увеличивается на π/ 2 , модуль остается прежним. Следовательно, оператор умножения на мнимую единицу есть оператор поворота соответствующе-

го вектора на 90o против часовой стрелки.

Результаты примера говорят о том, что матрица поворо-

та на 90o остается неизменной при переходе к новому базису, полученного поворотом старого базиса на произвольный угол ϕ. Можно доказать, что при этом останется не-

изменной и матрица умножения на любое фиксированное комплексное число zo = a + bi . См. следующее замечание.

Замечание 2. Заметим, что умножение комплексного числа z на комплексное число zo = a + bi приводит к повороту

соответствующего вектора z на угол α, где α = arg zo и растяжению (сжатию) его в | zo | раз. Действительно, пусть z =| z | (cos ϕ+isin ϕ) – тригонометрическая форма записи

57

комплексного числа z, а zo =| zo | (cos α+isin α) – тригонометрическая форма записи комплексного числа zo = a + bi ,

где a =| zo | cos α, b =| zo | sin α . Тогда

z zo =| z | | zo | (cos(ϕ+α) +isin(ϕ+α)) .

Таким образом, матрицу умножения на комплексное число zo можно записать в виде

cos α

sin α

A =| zo |

α

.

sin

cos α

Отсюда получаем, что

A′ = D1AD =

=| zo

cos ϕ

sin ϕ cos α

sin α cos ϕ

sin ϕ

=

|

cos α

sin ϕ

cos ϕ sin α

sin ϕ

cos ϕ

cos α

sin α

= A .

=| zo |

sin α

cos α

Произведение матриц поворота геометрически можно интерпретировать так, что сначала вектор z поворачивается на угол ϕ, затем на угол α, затем на угол ( −ϕ) и затем из-

меняется его модуль. В результате мы получаем, что вектор поворачивается на угол α с последующим изменением его модуля.

Задача 262. Докажите, что отображение, которое каждому комплексному числу ставит в соответствие комплексно сопряженное ему число есть линейный оператор. Найдите его матрицу относительно естественного базиса пространства комплексных чисел.

Решение. Пусть отображение f : C C устроено по

правилу: z = x +iy C , f (z) z = x iy .

Докажем линейность этого отображения. 58

1) Пусть z1 = x1 +iy1, z2 = x2 +iy2 – два произвольных

комплексных числа. Тогда

z1 +z2 = (x1 +x2 ) +i(y1 + y2 ) ,

f (z1 +z2 ) = (x1 + x2 ) +i (y1 + y2 ) = (x1 + x2 ) i (y1 + y2 ) =

=(x1 iy1 ) +(x2 iy2 ) = z1 + z2 = f (z1 ) +f (z2 ) .

2)Пусть λ R – произвольное действительное число.

Тогда

f (λz) = λz = λx +iλy = λx iλy = λ(x iy) = λz = λf (z) .

Линейный оператор f будем называть оператором сопряжения. Найдем матрицу оператора сопряжения относительно базиса {1,i} векторного пространства комплексных

чисел. Воспользуемся определением матрицы линейного оператора относительно данного базиса, и найдем образы базисных векторов, т.е. найдем сопряженные им числа:

f (1) =1+0 i =10 i, f (i) = 0 +i = 0 i .

Столбцы координат векторов f (1), f (i) образуют столбцы искомой матрицы оператора сопряжения.

Задача 263. Докажите, что умножение вектора на фиксированный скаляр есть линейный оператор, и найдите его матрицу.

Решение. Пусть α K – произвольный фиксированный скаляр, V – произвольное векторное пространство над полем K. Устроим отображение

fα : V V

по правилу: x V положим по определению fα (x) α x . Докажем, что fα является линейным оператором.

59

Пусть x, y V – произвольные векторы, λ K – произвольный скаляр. Тогда

1)fα (x + y) = α (x + y) = α x y = fα (x) +fα (y) ,

2)fα (λx) = α (λx) = (αλ) x = (λα) x = λ(α x) = λfα (x) .

Мы использовали аксиомы векторного пространства и поля. Найдем матрицу линейного оператора fα относительно

какого-нибудь базиса {e1,e2 ,…,en } векторного пространст-

ва V. Найдем образы базисных векторов и разложим их по этому же базису. Для любого i =1,2,…,n получаем:

fα (ei ) = α ei = 0 e1 ++0 ei1 ei +0 ei+1 ++0 en .

Столбцы координат образуют столбцы искомой матрицы.

α

0

0

0

α

0

Ответ: A =

= αE .

0

0

α

Задача 264. Найдите матрицу оператора проектирования на подпространство L пространства V параллельно подпространству М, если пространство V есть прямая сумма подпространств М и L.

Решение. Пусть V – векторное пространство над полем K, L и М – его подпространства, причем

V = L M .

Пусть {e1,e2 ,…,ek } – произвольный базис подпространства L, {f1,f2 ,…,fm} – произвольный базис подпространства М.

Тогда, по определению

прямой суммы, следует, что

{e1,e2 ,…,ek ,f1,f2 ,…,fm} –

базис пространства V, и любой

вектор z V можно единственным образом представить в виде z = x + y , где

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Оператор Проектирования. Пусть требуется найти матрицу линейного оператора, осуществляющего проектирование трехмерного пространства на координатную ось Е1 в базисе Е1, Е2, Е3. Матрица линейного оператора – это матрица, в столбцах которой должны стоять образы базисных векторов Е1 = (1,0,0), Е2 = (0,1,0), Е3 = (0,0,1). Эти образы, очевидно, есть: Ае1 = (1,0,0)

Ае2 = (0,0,0)

Ае3 = (0,0,0)

Следовательно, в базисе Е1, Е2, Е3 матрица искомого линейного оператора будет иметь вид:

Найдем ядро этого оператора. Согласно определению ядро – это множество векторов Х, для которых АХ = 0. Или

Т. е. ядро оператора составляет множество векторов, лежащих в плоскости Е1, Е2. Размерность ядра равна n – rangA = 2.

Множество образов этого оператора – это, очевидно, множество векторов, коллинеарных Е1. Размерность пространства образов равна рангу линейного оператора и равна 1, что меньше размерности пространства прообразов. Т. е. оператор А – вырожденный. Матрица А тоже вырождена.

Еще пример: найти матрицу линейного оператора, осуществляющего в пространстве V3 (базис I, J, K) линейное преобразование – симметрию относительно начала координат.

Имеем: Ai = — i

Aj = — j

Ak = — k

Т. е. искомая матрица

Рассмотрим линейное преобразование – Симметрию относительно плоскости Y = X.

Ai = j (0,1,0)

Aj = I (1,0,0)

Ak = K (0,0,1)

Матрица оператора будет:

Ai Aj Ak

Еще пример – уже знакомая матрица, связывающая координаты вектора при повороте осей координат. Назовем оператор, осуществляющий поворот осей координат, — оператор поворота. Допустим, осуществляется поворот на угол j:

Ai ’ = cosjI + sinjJ

Aj ’ = — sinjI + cosjJ

Матрица оператора поворота:

AiAj

Вспомним формулы преобразования координат точки при смене базиса – замена координат на плоскости при смене базиса:

Эти формулы можно рассматривать двояко. Ранее мы рассматривали эти формулы так, что точка стоит на месте, поворачивается координатная система. Но можно рассматривать и так, что координатная система остается прежней, а перемещается точка из положения М* в положение М. Координаты точки М и М* определены в той же координатной системе.

Все сказанное позволяет подойти к следующей задаче, которую приходится решать программистам, занимающимся графикой на ЭВМ. Пусть необходимо на экране ЭВМ осуществить поворот некоторой плоской фигуры (например треугольника) относительно точки О’ с координатами (a, b) на некоторый угол j. Поворот координат описывается формулами:

Параллельный перенос обеспечивает соотношения:

Для того, чтобы решить такую задачу, обычно применяют искусственный прием: вводят так зазываемые “однородные” координаты точки на плоскости XOY: (x, y, 1). Тогда матрица, осуществляющая параллельный перенос, может быть записана:

Действительно:

А матрица поворота:

Рассматриваемая задача может быть решена в три шага:

1й шаг: параллельный перенос на вектор А(-а, — b) для совмещения центра поворота с началом координат:

2й шаг: поворот на угол j:

3й шаг: параллельный перенос на вектор А(а, b) для возвращения центра поворота в прежнее положение:

Искомое линейное преобразование в матричном виде будет выглядеть:

(**)

Где

По формуле (**) можно пересчитать координаты любой точки плоской фигуры, а затем построить ее на экране, осуществив тем самым ее поворот.

< Предыдущая   Следующая >

Пусть нам требуется найти проекцию вектора $%(x,y,z)$% на заданную плоскость. Обозначим вектор проекции через $%(x_1,y_1,z_1)$%. Разность этих двух векторов перпендикулярна плоскости, поэтому она пропорциональна вектору нормали, и для какого-то значения параметра $%t$% пропорциональна вектору $%(4;2;-5)$% из коэффициентов уравнения. Следовательно, достаточно найти такое $%t$%, что вектор $%(x_1,y_1,z_1)=(x-4t,y-2t,z+5t)$% будет принадлежать плоскости, то есть он удовлетворяет её уравнению: $%4(x-4t)+2(y-2t)-5(z+5t)=0$%. Таким образом, $%t=frac{4x+2y-5z}{4^2+2^2+5^2}$%. Подставляя найденное значение в равенство $%(x_1,y_1,z_1)=(x-4t,y-2t,z+5t)$%, выражаем через $%x$%, $%y$%, $%z$% координаты вектора проекции. Например, $%x_1=x-frac{4(4x+2y-5z)}{45}=frac{29}{45}x-frac8{45}y+frac49z$%. Это будет первый столбец матрицы проектирования. Аналогично находим второй и третий.

Собственные подпространства находим из геометрических соображений. Достаточно сказать про одномерные и двумерные, то есть про прямые и плоскости. Собственные прямые — это прямые плоскости проектирования (они проектируются в себя), а также перпендикуляр к плоскости. Единственная собственная плоскость — это плоскость проектирования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пифагоровы тройки в экселе
  • Детерминанты в матрице как найти
  • Как исправить кривые зубы подростку
  • Как найти силу действующую на материальную точку
  • Как найти токио на карте