Как найти местоимение в тексте 4 класс

В русском языке местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую роль. В статье представлена удобная таблица, с помощью которой можно быстро определить, каким членом предложения является местоимение в каждом конкретном случае.

Местоимение – самостоятельная часть речи, включающая различные по значению и грамматическим признакам группы слов, которые указывают на предмет, признак либо число, но не называют их. В предложении местоимения могут выполнять любую синтаксическую роль.

Предлагаемая таблица позволит быстро определить, каким членом предложения является местоимение в зависимости от того, к какому слову оно относится и на какие вопросы отвечает.

Каким членом предложения выражено Примеры
Подлежащее Мы любим рисовать (мы (что делаем?) любим рисовать).

Кто-то принес цветы (кто-то (что сделал?) принес).

Сказуемое Большая книга оказалась ваша (книга (что сделала?) оказалась ваша).

Дима был сам (Дима (что делал?) был сам).

Дополнение По дороге Петя встретил тебя (встретил (кого?) тебя).

Мы придумали для вас конкурсы (придумали (для кого?) для вас).

Определение Возьми какой-нибудь карандаш (карандаш (какой?) какой-нибудь).

На полке лежит мой шарф (шарф (какой? чей?) мой).

Обстоятельство Над ним стоял большой горшок с цветами (стоял (где?) над ним).

Саша положил газету на него (положил (куда?) на него).

Найти местоимение в предложении можно по значению (указывает на предмет, признак или число, но не называет их), а также поставив к нему вопрос.

Разряды местоимений по значению На какой вопрос отвечают Значение Примеры
Личные Кто? Что? указывают на лицо, предмет, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное Кого? Кому? указывают, что действие направлено на говорящего (совершающего действие) себя
Притяжательные Какой? Чей? указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Определительные Какой? указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.
Указательные указывают на конкретный предмет, количество или признак из нескольких этот, эти, тот, столько и др.
Вопросительные Кто? Что? Чей? Который? Какой? Сколько? употребляются в вопросительных предложениях кто? что? чей? который? сколько?
Относительные употребляются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, какой, чей, который, сколько
Неопределенные указывают на неопределенный предмет, число, признак какой-то, чей-нибудь, несколько, кто-то и др.
Отрицательные указывают на отсутствие предмета, количества, признака никто, никакой, нисколько, ничей, некого, некому и др.

Тема : местоимение.

Цель : Повторить  изученное о  местоимениях,
закрепить  умение  детей  находить  местоимения  в  тексте,  определять их 
разряд. Продолжить  работу  над  местоимениями  в  предложении. Развитие 
орфографической  зоркости.

Оборудование:  Карта, замок, люди, колдунья, мудрей,
сигнальные 

                            
карточки, жетоны.

Ход  урока:       
I Орг.момент.

Прозвенел  и  смолк  звонок

Начинаем  мы  урок

Мы  за  парты  дружно  сели

Друг  на друга  посмотрели

Пожелайте  успехов  глазами

И  вперед, за  новыми знаниями.

Сейчас  я 
прочитаю  вам  сказку,  а  вы  внимательно  послушайте  и  вдумайтесь.

 В  далекие
времена  в  одном  царстве – государстве  жили  добрые  и  веселые  люди.
Они  трудились, не  покладая  рук,  поэтому  их  государство  славилось 
богатством  и  достатком.

   А 
неподалеку от  этого  царства  жила  злая  колдунья. Ей  не  нравилось 
трудолюбие  и жизнерадостность  соседей. Решила  она  их  погубить. Схватила
она  свой  волшебный  посох,  ударила  им  3  раза  о  землю  и  прокричала:
« Пусть  эти  счастливчики  забудут  свои  имена,  пусть  дети  забудут 
родителей, а  родители – имена  детей.

  Вот  так 
и  случилось. Люди  забыли  имена  детей, родителей. И от  этого  очень 
страдали.

  Но  вот 
однажды  в  это  царство  случайно  попал  добрый  мудрец  с  седой  бородой.

  Люди 
бросились   ему  навстречу,  поведав  о  своем  горе.

« Хорошо  я 
помогу  вам  вернуть  имена,  но  это  будет  не  сразу. А пока  я даю  вам 
слова  вместо названий  и  имен, которые  отобрала  злая  колдунья. Эти 
слова  будут  указывать  только  на  лица и предметы . Каждый   из  вас о 
себе  будет  говорить – я; Если  вас  много , скажите  мы. Обращаясь  к  кому
– либо, говорите ты, а  к  нескольким  людям – вы. рассказывая  о  ком – то 
или  о чем-то, говорите  он, она; если  их  много – они»-                                                                                                                                                                                              

                          

Вот  вы 
послушали  сказку,  а  теперь  ответьте : «О какой  части  речи  идет  речь?»
( Правильно ребята о  местоимении)

 Сегодня  мы 
совершим  увлекательное  путешествие  в  страну «Местоимение». Путешествие 
будет  веселым  и  интересным. Правда , вам  придется  немного  подумать 
над  теми  заданиями,  которые  приготовлены  для  вас  на  каждой 
остановке. Итак  мы  отправляемся  в  путь! Вы должны  отгадать о какой 
букве  идет  речь.

 II. Минутка 
чистописания
.

Я, ребята,  виновата,

Признаю  вину  свою

Я  согласна  встать, ребята,

       Даже  сзади  буквы Ю. (Буква Я)

А сейчас  вы 
откроете  тетрадки  и запишите  сегодняшнее  число. И  напишем  заглавную  и 
строчную  букву  Яя с  нижним  соединением.

Молодцы! Вы  прекрасно 
выдержали  первое  испытание. Теперь  можно  отправляться  в  путь. Не 
сбиться  с  дороги  и  сделать  все  остановки  вам  поможет  карта  нашего 
путешествия.

( Лист С  картой 
вывешивается  на  доску).

III. Остановка первая « Угадай-ка». Уже из 
названия  этой станции  вы  поняли, что  нужно  что-то  угадать. Начинаем
отгадывать  загадки.

1. Какие  два 
местоимения  мешают  ездить  по  дорогам? ( Я – мы)

2. Какое
местоимение  требует  чистоты? ( Мой)

3. Какое
местоимение  нужно добавить к другому местоимению, чтобы  получились  овощи 
с  крупными  яркими  плодами? (Ты-к-вы)

4.Когда  ваши 
руки  бывают  местоимениями?(Когда они Вы-мы-ты)

(За  правильные 
ответы  раздаются  жетоны).

  Вы  отлично 
умеете  отгадывать  загадки. Однако  на  следующей  остановке  под  названием
«Сигнальная» вам  придется  хорошенько  подумать. На  этой остановке мы 
выполним тест «Верно»,«неверно»

с сигнальными 
карточками.

.IV. «Сигнальная». Тест                                                         

                     

1. Его – это 
местоимение ? ( +)

* А что  такое 
местоимение?

2. Вы – это 
существительное? ( — )

* Чем личное 
местоимение  отличается  от  имени  существительного? (Имена 
существительные  называют  предметы. Местоимения  указывают  на предметы, но 
не  называют их)

3. Он – это 
местоимение  3  лица? ( +)

* Назовите 
местоимения  3  лица? ( он,она, они, оно)

4. Верно  ли что 
со  мной  пишется  вместе? ( — )

* а  как   пишутся 
местоимения  с  предлогами? ( Раздельно)

5. Верно  ли что 
вежливая форма  обращения  местоимения   Вы пишется  с  большой  буквы?( +)

* Какую  роль
выполняют  местоимения в  предложении?

( Раздаются жетоны)

V. Остановка « Подумай-ка». Вот  мы  добрались  до  следующей 
остановки. Здесь  нас  ожидает  очень  интересное  задание.

 Рассказ – загадка.

 Когда  Надя  и 
Сережа  пошли  в  первый  раз  в  школу, мама  подарила  им  по  разрезной 
азбуке. Они  уже  давно  выучили  всем  буквы  и очень  любят  складывать 
из  них разные  слова. Сережа  сложил  даже  целый  рассказ. Правда , у него 
как  нарочно,  куда –то задевались  все  буквы «е». Но  только он  и без 
них  обошелся. Взял  да  и  поставил  вместо буквы «е»  разные  другие 
буквы.

« Прочитай!» —
говорит  Сережа  Наде. Надя  прочитала, да  только  ничего  не  поняла.
Помогите  ей, ребята, она  ведь  маленькая.

(Поставь 
сбежавшую  от  Сережи  букву «е» в  те  слова,  где  ей  полагается  быть.)

                  

Лото.

В  полу  было 
жарко. Мы охали  долго – долго,  пока  увидали  лис  и  сало.  Нас ждали  в 
соли.

   Тотя Луна  и 
дядя Соня  были  рады  нам. Мы  хорошо  провыли лото4. Ловили
рыбу  на  руку.  Кувыркались  на  лугу  в  сани.

  А  потом 
поохали  в  город.

                    

1) 1 предложение и
название  разбираем  все  вместе, затем  каждый  по  очереди  по  одному 
предложению  исправляет  ошибки)

2) Назовите 
местоимения  из  текста. Определите  падеж, лицо.

( Мы – И.п, 1л, нас
– Р.п. 1 л, нам – Д.п 1л)

3) разобрать  по 
членам  предложение)

Молодцы! Вы 
хорошо  работали, и, чтобы  немного  отдохнуть, я  загадаю  вам  загадку.

 — Так  заведено-

разомкнешь лисницы

И к  тебе  идет  оно

Розовой  жар  птицей. ( Солнце) 

VI. Остановка «Учебная».  Мы  приблизились  к  остановке  учебная.
Теперь  мы узнаем  насколько  хорошо  вы  умеете читать  и  писать. ( упр
339) списать, вставить буквы,определить  падеж местоимений.

 Её- 2 слога.

 Е — [й] – согл,
зв,мяг

       [э] –
гл,безудар

  Ё- [й] – согл, зв, мяг

       [о] – гл, удар.          2 буквы, 4 звука.

VII. Остановка «Кроссвордная».

                   

Если  вы 
правильно  ответите  на  вопросы  и  заполните  все  слова  по  горизонтали,
то  прочитаете  название  удивительной части  речи.

1. Принадлежащий
мне (Мой)

2.Личное 
местоимение 2 л ед.ч в Вин. падеже? ( тебе)

3. Возвратное 
местоимение  ( себя)

4. Местоимение
указывающее на  что – нибудь  близкое  в  пространстве  или  времени (тот)

5. Существо,
человек. Вопросительное  местоимение ( кто)

6. Ни  один 
человек.  Отрицательное  местоимение ( Никто)

7. Личное 
местоимение 1 л, ед.ч, в Р.п (меня)

8. Принадлежащий 
ей (чее?) ( ее)

9. Личное 
местоимение 1 л, мн.ч, в Вин.п. ( нас)

10. Личное
местоимение 3 л, мн.ч, в Т.п. ( ими)

11. Принадлежащий 
ему. Чье? ( Его)

VII. Остановка « Домашнего задания». Наше  путешествие  подходит  к  концу. Мы
прибываем  на  остановку «Домашнего задания». Давайте  откроем  дневники и
запишем  домашнее задание.

Д/з упр 340.

VIII.  Итог:  Вот  и  подошло  к  концу  наше  небольшое  
путешествие. Я  думаю, что  оно  вам  понравилось.

  О какой  части 
речи  мы  сегодня говорили?

  Назовите  личные 
местоимения  1  скл?

  Назовите  личные 
местоимения  2 скл?
  Назовите  личные  местоимения  3 скл?

VIIII. Оценки  за  урок  выставляются  по  жетонам.

                              

Шоптыкольская  средняя  школа

открытый   урок  по  русскому  ззыку
 по теме:

"путешествие  в  страну Местоимение"

Провела : Н.В. Трофимова

2008 г.

Местоимение в русском языке
Местоимение 4 класс правило с примерами. Местоимение в русском языке В грамматическом отношении различие между всякий и каждый выражается в том, что первое более свободно употребляется во множественном числе, а второе может стоять во множественном числе только при указании определенного количества предметов или при сочетании с существительными, не имеющими форм единственного числа.

Местоимение в русском языке

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа именительного падежа.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратное указывают на обращенность действия на себя себя
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют три основных разряда местоимений.

Разряд Особенности Грамматические признаки Примеры
Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление, могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные изменяются по родам, числам, падежам ты, мы, кто, ничто
Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительными изменяются по родам, числам, падежам ваш, мой, чей, никакой
Местоимения-числительные указывают на количество предметов, связываются с существительными так же, как и количественные числительные изменяются по падежам сколько, несколько, столько

Кроме того, некоторые авторы выделяют местоимения-наречия, которые указывают на признак действия и в речи зависят от глаголов (когда, тут, почему, как).

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Постоянные грамматические признаки:

  • Разряд по значению;
  • Лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки:

  • Падеж;
  • Род;
  • Число.

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.

Что такое местоимение простыми словами

Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».

Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.

Разряды местоимений по значению

Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.

Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.

Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.

Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.

Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.

Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.

Для запоминания

Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».

Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.

Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».

Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?

Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».

А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».

Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!

Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.

Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:

  • Кто там? – вопрос.
  • Я знаю, кто там – связь двух простых.
  • Какой цвет вам нравится? – вопрос.
  • Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.

Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.

Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.

На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».

Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.

Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.

К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.

Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.

Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.

Постоянные морфологические признаки местоимений

Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…

Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».

Непостоянные признаки

Их три: род, число, падеж.

Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).

Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).

Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.

Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.

Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.

Зачем нужны местоимения

Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».

Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»

Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».

Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».

источники:

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/mestoimeniya

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mestoimenie-chto-takoe

«Русский язык» для «4» класса

Урок № 69 «Местоимение»

На уроке Вы вспомните:

1 Что такое личное местоимение?

2. Как изменяются личные местоимения по родам, числам, падежам?

Основные термины и понятия:

Личные местоимения – слова, которые в речи указывают на предметы (лица, явления), но не называют их. Личные местоимения отвечают на вопросы – Кто? Что?

Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим.

Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа.

Основная и дополнительная литература:

* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 52 с.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Теоретический материал:

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения.

Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.

Солнышко выглянуло из-за туч. Оно светит очень ярко.

Обратите внимание. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение вы.

Личные местоимения.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е лицо

Я

Мы

2-е лицо

Ты

Вы

3-е лицо

Он, она, оно

Они

Обратите внимание! Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

Кто? Я Кого? Меня кому? мне

(школьник) (школьника) (школьнику)

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

падеж

вопрос

местоимение

И.п.

Кто?

я ты мы вы

Р.п.

Кого?

Меня тебя нас вас

Д.п.

Кому?

Мне тебе нам вам

В.п.

Кого?

Меня тебя нас вас

Т.п.

Кем?

Мной тобой нами вами

П.п.

(о) ком?

Мне тебе нас вас

Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа. Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно:

К нам, от нас, перед нами, о вас, обо мне.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Падеж

Вопрос

Местоимение

И.п.

Кто? Что?

Он/оно

она

Они

Р.п.

Кого? Чего?

Его

(у) него

Её

(у) неё

Их

(у) них

Д.п.

Кому? Чему?

Ему

(к) нему

Ей

(к) ней

Им

(к) ним

В.п.

Кого? Что?

Его

(за) него

Её

(за) неё

Их

(за) них

Т.п.

Кем? Чем?

Им

(с) ним

Ею

(с) нею

Ими

(с) ними

П.п.

(о) ком? (о) чём?

(о) нём

(о) ней

(о) них

Обратите внимание! Если личное местоимение 3-го лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н:

За него, с нею, у них.

Не добавляется звук [н’] и буква н к местоимению после предлогов вопреки ему, благодаря ей, навстречу им.

Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно:

Около них, к нему, перед ней.

Упражнение 1.

Выберите местоимения 3-го лица.

А) я   Б) он   В) ты   Г) она   Д) мы   Е) оно  Ж) они   З) вы

Упражнение 2.

Выделите личные местоимения в Винительном падеже.

Скрипк

Старик на скрипке играет, 
 И слушают дети его;
 Даже Барбос навострился —
 Стоит и глядит на него.
 Всех эта скрипка пленяет;
 В ней чудная сила лежит,
 Хоть и без слов, а так ясно,
Так внятно душе говорит.

(С. Фруг)

Упражнение 3.

Спишите предложения, заменяя выделенные имена существительные личными местоимениями.

1. Рыбаки вышли в море. Море было голубое, прозрачное.
2. В вазе стояли алые розы. Розы вот- вот раскроются.
3. Миша и Саша пришли на освещённую солнцем лужайку. На лужайке росли голубые незабудки и жёлтые лютики.

Цели урока:

  • Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;
  • Совершенствовать навыки правильного
    употребления местоимения в речи;
  • Развивать память, орфографическую зоркость,
    мышление, речь.

Задачи урока:

  • Учить детей работать коллективно и в группах,
    воспитывать;
  • Взаимовыручку, активность, формировать
    положительную;
  • Мотивацию к обучению.

Оборудование: мультимедийный
проектор, карточки с заданиями для работы по
дифференцированным группам, учебник русского
языка (УМК “Школа России” авторы Зеленина Л.М.,
Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями для
индивидуальной работы дифференцированного
характера.

Ход урока

1. Организация класса.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Это девиз нашего урока, к нему мы будем
обращаться во время работы на уроке. (Девиз
высвечивается на слайде №1).

Сегодня мы заканчиваем работу над темой
“Местоимение”. (Слайд №2).

2. Актуализация знаний детей.

2.1. Выборочный диктант.

Читаются предложения, дети выписывают
местоимения в строчку, через запятую.

а)

Она весну встречает,
Серёжки надевает.

б)

А потом ты покатился
И назад не воротился.

в) Как пустился я по улице бежать…

г)

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.

д)

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.

е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять
их из норы.

ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях
плавали с матросами.

— Сколько слов вы выписали? (7).

— Проверьте себя:

(на слайде №3 высвечиваются
местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).

2.2. Беседа по вопросам:

— Как называются эти слова?
— Почему эти слова называются местоимениями?
— Почему так называется эта часть речи? Что вы
знаете о местоимении?

(на слайде №4) слова:

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

3. Обобщение изученного материала о личных
местоимениях.

Индивидуальная работа по карточкам:

— Прочитайте предложения, которые у вас на
карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

— Сколько предложений?
— Найдите основу каждого предложения.
— Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
— О каком сходстве с именем существительным вы
можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на
одни и те же вопросы).

Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете?
(проверка по слайду №5).

Лицо Число  
  Единственное Множественное
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они

— Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно,
они (карточка с заданием у каждого ученика и на
слайде).
Задание выполняется письменно.

На слайде №6.

Падежи Вопросы я ты мы вы он он оно они
И.п. кто?                
Р.п. кого?                
Д .п. кому?                
В.п. кого?                
Т.п. кем?                
П.п. о ком?                

5. Проверка выполнения задания:

— Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения
с предлогами пишутся отдельно).

Проверить правильность выполнения работы по слайду №7.

Падежи Вопросы я ты мы вы он она оно они
И. п. кто? я ты мы вы он она оно они
Р.п. кого? меня тебя нас вас его её его их
Д. п. кому? мне тебе нам вам ему ей ему им
В.п. кого? меня тебя нас вас его её его их
Т.п. кем? мной тобой нами вами им ею им ими
П.п. о ком? обо мне о тебе о нас о вас о нём о ней о нём о них

6. Работа в дифференцированных парах.

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать
будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его
без ошибок.

(Упражнения напечатаны на отдельных
листочках и лежат на партах учеников).

1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и
кот Васька. Они решали задачу. Они играли на
ковре. Все были заняты своими делами.

2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было
озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они
приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка.
Они поймали много их.

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё
зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей
краски. Ани стали рисовать большую картину
вместе. Картина у их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в
физкультминутке?

(ты).

7. Работа по дифференцированным группам
(для каждой группы заранее приготовлены карточки
с заданиями).

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу
местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка.
…. кружилась около …… Ласточка задевала …… за
плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у ….
птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не
понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а
….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и
жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а
…..летает около человека и ловит…. на лету.

2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке.
Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая
лягушка. ……только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в
сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже
сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

3 группа у доски.

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его,
зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли
у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им,
пестрели под ими, вместе с им.

8. Словарная работа.

— Спишите словарные слова и подчеркните
местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей,
я, я.)

— Какое местоимение составлено из двух
предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа
налево и слева направо? (Оно).

9. Работа по развитию речи.

Задание “Редактор” (слайд № 9).

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица.
Заменить в тексте местоимения 1 лица
единственного числа на местоимения 1 лица
множественного числа.

Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница
Надежда Анатольевна. Она внимательна и
справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я
стараюсь радовать её своими ответами и не
получать замечаний.

10. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?

Оценки:

Литература:

  1. С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому
    языку”.
  2. С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского
    языка”.
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и
    проверочные работы по русскому языку для
    начальной школы”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти коэффициент трения формулы
  • Как найти угол между направлениями сил
  • Как найти вора в компании
  • Как составить отчетность по сегментам
  • Как найти бесплатные наушники в роблоксе