Как найти метафоры в стихотворении есенина

Метафоры в стихах Сергея Есенина

С помощью метафор в стихотворениях Сергей Есенин наделяет некоторые свои слова и выражения свойствами других предметов и явлений в переносном значении. Используя общий признак определяющего и определяемого слова (выражения) поэт раскрывает свойства последнего, что украшает произведения и придаёт им художественную выразительность.

🔥 Сегодня мы рассмотрим примеры метафор в стихотворениях Есенина – «Доброе утро», «Береза» и «Отговорила роща золотая».

Доброе утро

Скрытые сравнения (метафоры) в стихотворении «Доброе утро» используются много раз – это:

  • Шелестят зеленые сережки.
  • Задрожало зеркало затона.
  • Горят серебряные росы.
  • Сетка небосклона.
  • Задремали звезды золотые.
  • Улыбнулись сонные березки.
  • Шелковые косы.
  • Крапива обрядилась перламутром.

Почти половина стиха построена на метафорах, что позволило оживить картину произведения и наполнить его глубиной.

Гладь затона сравнивается с зеркалом – настолько она ровна и спокойна. При таком сравнении легкий ветерок вызывает рябь на воде, которую Есенин сравнивает с дрожью (задрожало зеркало затона).

Роса на утренней траве горит, как серебро, а звёзды словно бы сделанные из золота начинают дремать на зорьке. Такому утру улыбаются березки и даже крапива, как заправская красавица, украшает себя перламутром росы (обрядилась перламутром).

Береза

В стихе «Береза» Есенин использует метафоры:

  • Распустились кисти.
  • Принакрывшись снегом.
  • Заря обходит кругом.

Также имеется метафорическое сравнение:

🔥 Кисти березы сравниваются в переносном значении с волосами девушки, которые распустились и принакрылись снегом. Заря показана в образе чего-то живого, что ходит кругом и каждый день дарит природе новую жизнь, а снежинки под её лучами буквально горят светом.

Отговорила роща золотая

Само название стихотворения «Отговорила роща золотая» является метафорой, которая показывает, что осенняя пора золота заканчивается и скоро природа покроется снежным покрывалом. Также мы видим в стихе метафоры:

  • Обгорят рябиновые кисти.
  • Березовым языком.
  • Роняю слова.

К метафорам отнесём и:

И

🔥 Осенняя рябина горит настоящим костром в саду – это сравнение с огнём помогает нам увидеть яркие её гроздья на фоне желтой листвы. Сиреневая цветь души – это тонкость натуры поэта, который всё воспринимает близко к сердцу, даря миру доброту и нежность, а «роняя слова» помогает сравнить тихое падение осенних листьев с речь погрустневшего поэта.

Полный анализ стиха «Отговорила роща золотая» читайте на этой странице.

Использование слов и выражений с переносным значением обогащает стихотворения Есенина, оживляет их и позволяет поэту лучше передать читателю свойства предметов и явления.

Док фильм «Опасная игра»

🔥 Напоследок документальный фильм «Опасная игра», который поможет понять сложную судьбу Есенина и откроет завесу тайны над его смертью.



ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Стихотворение С.А Есенина » Отговорила роща золотая» очень богато средствами выразительности. С их помощью автор рисует нам красоту осенней природы, а также проводит параллель между природой и человеческой жизнью.

В стихотворении мы находим метафору- слова, употребляемые в переносном значении на основе какого-либо сходства предметов или явлений ( форма, цвет, объём и другие):

  • костёр рябины красной
  • души сиреневая цветь
  • не обгорят рябиновые кисти

Автор также использует приём олицетворения- перенесение свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы:

  • роща отговорила
  • дерево роняет
  • журавли не жалеют

Красоту пейзажа дополняют эпитеты- образные,красочные, выразительные определения.

  • весёлым языком
  • роща золотая
  • печально пролетая
  • грустные слова

Малая академия наук МБОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска ХII открытая научная конференция школьников

Секция гуманитарных наук (филология)

Научно-исследовательская работа на тему:

«Метафоризм произведений С.А. Есенина»

Автор: Епхиева Элина Сергеевна,

Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г.Железноводске, 7 «А» класс

Научный руководитель: Светашова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория

г. Железноводск, п. Иноземцево, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Метафора как средство художественной выразительности.

1.1 Понятие метафоры…….………………………………………………………………………..4

1.2 Типы метафор…………………………………………………………………………………….4

1.3 Роль и функции метафоры в речи…………..………………………………………………….5

Глава 2. Исследование метафоры в творчестве С. А. Есенина.

2. 1 Особенности метафоры в поэзии С. А. Есенина……………………………………………..6

2.2 Анализ метафор в произведениях С. А. Есенина…..…………………………………………6

Заключение…………………………………………………………………………………………9

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Александрович Есенин оставил нам богатое поэтическое наследие. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей лаконичности и живописности образов. Поиск ярких средств выразительности были главными задачами С.А. Есенина, образность он считал способом познания и выражения себя в этом мире. Значимые по своей художественной и нравственной ценности есенинские образы воплощают принцип единства мира.1

Яркие метафоры, эпитеты, сравнения, повторы передают движение человеческой души, многообразие оттенков природы, богатство ее красок. С.А. Есенин умел при минимальной затрате художественных средств передать душевное состояние, свою поэтическую мысль, поэтому в каждом тропе содержится большой эмоциональный заряд, напряжение мыслей и чувств. Несмотря на сложность и противоречивость, все творчество С.А. Есенина представляет собой единый художественно-философский мир, отличающийся самобытным метафоризмом.

Исследованием жизни и творчества поэта занимались многие ученые-литературоведы: Е. Наумов, П. Юшин, В. Коржан, А. Волков, А. Афанасьев, Н. Кравцов, П. Выходцев, И. Правдин, Ю. Прокушев, Е. С. Роговер и др. О способности Есенина создавать образы на основе сходства явлений внешней предметной и внутренней жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, конкретно — вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе; обосновывался вывод о том, что с годами есенинская конкретно — предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами.2
Поэтому    цель данной работы: исследование метафоры в творчестве С.А. Есенина.

Задачи:

— дать понятие метафоры;

— рассмотреть типы метафор;

— показать роль и функции метафоры в речи;

— выявить особенности метафоры в поэзии С.А. Есенина;

— проанализировать метафоры в произведениях С.А. Есенина.

Объект исследования: метафора как средство художественной выразительности.

Предмет исследования: использование метафор в творчестве С.А. Есенина
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы, как: метод сбора информации (изучение монографических публикаций и статей), методы анализа, синтеза, группировки.

ГЛАВА 1. МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

    1. Понятие метафоры.

В русском  языке существует множество средств, которые используются для построения образов, образования новых лексических значений. Новое значение слова может возникнуть, например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, в результате сходства выполняемых функций, появления ассоциаций по смежности и т.д. Такие значения слов являются переносными.1

Метафора (в пер. с греч. — перенос) — вид тропа, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. Термин «метафора» был введен в обращение древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что искусство должно быть подражанием реальной жизни.

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п. Например:  водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др. Метафоры образуются по принципу олицетворения («вода бежит», «заела скука»), овеществления («стальные нервы», «языки пламени», «ручка двери»), отвлечения («поле деятельности») Разновидностью метафоры является олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. 2

Метафора — наиболее распространенное средство образования новых значений, большая часть обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой: «он потерял голову», «торговая сеть», «горлышко бутылки», «подножие горы». Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.3


1.2 Типы метафор.

Существует несколько классификаций метафор. С точки зрения употребительности и образности метафоры выделяют общеязыковую и художественную.

Общеязыковая (лексическая, или стертая)  — это метафора, переносный характер которой уже не ощущается, мы воспринимаем и воспроизводим ее в речи, часто даже не отдавая  себе отчета в том, что привычные  слова имеют фигуральный смысл, например: ножка стула, лес рук и т. д. Художественная – это индивидуально – авторская (поэтическая) метафора: «рожок луны», «крылья заката» (С.А. Есенин).4

Метафора развивается на базе различных частей речи. Наиболее распространены следующие типы:

— генитивная (разновидность именной субстантивной) – представляет собой сочетание двух существительных, в котором собственно метафора заключена в главном слове, а зависимое слово в родительном падеже (генитив – род. падеж) создаёт контекст, позволяющий расшифровать образ (заход солнца, пробуждение надежды, острота ума).- адъективная (метафорический эпитет) – метафора, которая содержится в определении при определяемом существительном в прямом значении, создающем разъяснительный контекст (колючие слова, бездонное небо, серебряный ручей, солнечная улыбка).

— глагольная – данный тип развивается у глагола, контекст создаётся соотнесёнными с ним существительными (блистать эрудицией, рябина зажглась, закат пылает).

В зависимости от количества слов-носителей образа различают метафору простую, которая состоит из двух-трёх слов и характеризуют предмет только с одной стороны (бушующая кровь, льется речь, говор волн), и развёрнутую, последовательно осуществляемую на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Примеры развернутой метафоры часто встречаются в поэзии и прозе.1

Метафора представляет собой сложное многоаспектное явление, имеющее ряд структурных особенностей и специфических черт, поэтому разные исследователи выделяли их в определенные типы, разрабатывали различные подходы и критерии, в соответствии с которыми распределяли затем метафоры по разным классам.

1.3 Роль и функции метафоры в речи.

Метафоры используются в бытовой и художественной речи, встречаются в произведениях публицистического, научного стилей, и выполняют различные функции.

1) Оценочная. Метафоры используются для того, чтобы вызвать у человека определенные, достаточно конкретные ассоциации об объекте (явлении): острое зрение, холодное сердце.

2) Эмоционально-оценочная. Метафора применяется для получения экспрессивного эффекта как средство эмоционального воздействия.

3) Номинативная. Включение (с помощью метафоры) нового объекта в культурно-языковой контекст путем создания ему имени по прямой аналогии, т.е. дается имя новому объекту (явлению) путем сравнения его с уже имеющимися в действительности. Например: «переваривать информацию» — то есть, как в кастрюле что-то томится, варится, так и в голове «варятся» мысли (в замкнутом пространстве).

4) Познавательная функция метафор очевидна. Они помогают увидеть существенные, главные свойства в объекте. Метафоры наполняют новым смысловым содержанием наши знания.

5) Средство создания образности речи. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры  своей свежестью и новизной. Она является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Всякая метафора требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый образно-эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение необходимо для освоения образных богатств литературы.2

Выводы по первой главе:

метафора — наиболее распространенное средство образования новых значений;

— метафора является одним их самых ярких средств создания выразительности и образности текста;

— метафора представляет собой сложное многоаспектное явление, поэтому существует несколько классификаций метафор: с точки зрения употребительности и образности; по количеству слов-носителей образа; по морфологическому принципу и т.д.;

— метафоры употребляется в текстах различных стилей речи и выполняют определенные функции.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАФОРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА.
2.1   Особенности метафоры в поэзии С. А. Есенина.

Поэтику С.А. Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэтому один из основных законов поэтического мира Есенина — это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери — природы.
Поэт создает свои метафоры по фольклорному принципу: он берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы создать поэтическое настроение, полнее и глубже выразить мировосприятие поэта. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. 1

Способность к метафорическому видению проявилась у поэта очень рано и стала затем одной из самых ярких и значительных черт его поэтического таланта. В основе его образов лежит метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, сочетание космического мифа и жизненной конкретности. В соответствии с народным мифопоэтическим мышлением, поэт устанавливает единство живой и «неживой» природы, материального и духовного.2

Есенинская метафора бывает именной (снег черемухи, желтый лик) и глагольной (сокроюсь могилой, хвойной позолотой взвенивает лес). В своих произведениях поэт часто использует олицетворение – разновидность метафоры. Благодаря этому раскрывается тема одухотворенности природы – живой и мертвой.
Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. В произведениях есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую-то первозданность, например: «Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой». («Вот уж вечер. Роса…», 1910) 3

Поэт  своеобразно дополняет мотив природы образами животных. Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц — «ягненочек кудрявый», «жеребенок», весна — «белка», тучи — «волки», осень – «рыжая кобыла» и т. д.). К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница — «бревенчатая птица», печь — «верблюд кирпичный». Метафорическое использование анималистической лексики создает своеобразие стиля Есенина, синкретизм образов. 1

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в человеке, природе, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью, использует стиль развернутой метафоры. В зрелом творчестве Есенина метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества. Таким образом, образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных поисков Есенина. 2

2.2 Анализ метафор в произведениях С. А. Есенина.

Рассмотрев различные классификации метафор и проанализировав более 15 стихотворений, мы выявили, что поэзия Есенина насыщена индивидуально-авторскими метафорами, которые очень выразительны, а возможности создания их неисчерпаемы, как не ограничены возможности выявления сходства различных признаков сопоставляемых предметов, действий, состояний.

Есенин использует развернутую метафору, как яркий стилистический прием образной речи, с помощью которого автор достигает полного взаимопроникновения природы и человека.

Индивидуально-авторские метафоры

Простые

Развернутые

«Рожок луны по капле масло льет….», «И вечер свесившись над речкою…» («Голубень», 1916), «костер рябины красной», «ситец неба», «березовым веселым языком» («Отговорила роща золотая», 1924), «распустились кисти белой бахромой», « в сонной тишине», «и горят снежинки в золотом огне», «а заря,…. обсыпает ветки новым серебром» («Береза», 1913), «Я хочу под синим взглядом слушать чувственную вьюгу» («Дорогая, сядем рядом…», 1923), «Гаснут красные крылья заката» («Гаснут красные крылья заката…», 1916), «Сыплет черемуха снегом» («Сыплет черемуха снегом», 1910), «Горят серебряные росы» («С добрым утром!», 1914); «Как повиснет заря на мосту…» («За горами, за желтыми долами…», 1916).

«Клен ты мой опавший» (1925), «Отговорила роща золотая» (1924), «Зеленая прическа» (1918), «С добрым утром» (1914), «Осень» (1914).

Если классифицировать есенинские метафоры по морфологическому принципу, то становится очевидным, что в поэтическом творчестве поэта преобладают глагольные метафоры, олицетворения. Поэт относился к глаголу как к главному инструменту поэтического языка. Часты метафоры-существительные. Прилагательные и наречия, образующие метафорические эпитеты, также составляют поэтический словарь Есенина.

Тип метафоры

Примеры

Глагольные метафоры, олицетворения

«Поет зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает», вьюга «стучит» и «злится» («Поет зима – аукает…», 1910); «Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест» («Сторона ль моя, сторонка…», 1914); «Избы забоченились» («Край ты мой заброшенный…», 1914); «Льнут охлопья синих рос» («Микола», 1913–1914); «Туча кружево в роще связала» («Туча кружево в роще связала…», 1915); «Тоскуют брошенные пашни» («Еще не высох дождь вчерашний…», 1916); «Отговорила роща золотая» («Отговорила роща золотая…», 1924); «Лепестками роза расплескалась» («Отчего луна так светит тускло…», 1925)

Именные субстантивные, генитивные метафоры

«В лунных перьях серебра» («Темна ноченька, не спится…», 1911); «шепот сосняка» («Я пастух, мои палаты…», 1914); «заречная коса» («Сторона ль моя, сторонка…», 1914); «На небесном синем блюде» («На небесном синем блюде…», 1915); «В голосах обкошенного луга» («Мечта», 1916); «красные крылья заката» («Гаснут красные крылья заката…», 1916); «по белым кудрям дня» («Устал я жить в родном краю…», 1916)

Адъективные метафоры

«Усталый день», «долина тихая», «журчанье мирного ручья», «веселый шелест тростника» («Ночь», 1911–1912); «в роще помятой» («Скупились звезды в невидимом бреде…», 1915); «день пуглив и дик», («Еще не высох дождь вчерашний…», 1916); «кудрявый сумрак» («Я снова здесь, в семье родной…», 1916).

Выводы по 2 главе:
— способность к метафорическому видению — одна из самых ярких и значительных черт поэтического таланта Есенина;

— метафоры в лирике Есенина являются не только средством выразительности и образности, они помогают полнее и глубже выразить мировосприятие поэта;

— поэзия Есенина насыщена индивидуально-авторскими метафорами;

— творчеству поэта характерен стиль развернутой метафоры, с помощью которого автор достигает полного взаимопроникновения природы и человека;

— в поэтическом творчестве поэта преобладают глагольные метафоры, олицетворения, также используются именные субстантивные и адъективные.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метафора как средство создания образности речи тесно связана с художественными формами отражения мира. В художественном произведении она не только создает образ, но и наполняет его конкретным эмоциональным содержанием. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта», — сказал Аристотель. 1

Творчество С. А. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.
Его поэзия отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Вместе с тем Есенин — глубокий и самобытный мыслитель. Основной чертой поэтического стиля С.А. Есенина является метафоризм. В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Оригинальность Есенина проявляется, в первую очередь, в неожиданных и ярких метафорах, олицетворениях, которые существуют не сами по себе, не ради красивой формы,- они составляют органическое единство в составе стихотворения, помогают поэту полнее и глубже выразить себя и свое мировосприятие. 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. — Москва:  ТКО «АСТ», 2005.

2. Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы /Отв. ред О.Е. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М.; Константиново; Рязань: Пресса. С. 153–158.

3. Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…» // Литература. – 1998. — №3.

4. Кременцов Л.П. Русская литература XX века. – Москва: Академия, 2002.

5. nauchforum.ru Истоки поэтической образности С.А. Есенина.

6. rithelp.ru›2010/11/324/Типы метафор | Жизнь и философия.

7. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. — 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.

8. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. Прокушев Ю.Л. Издательство «Молодая гвардия», М., — 1989 г.

9. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.- М.: «Дом Славянской Книги», 2015. 320 с.

10. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В. Тураев. М., «Просвещение», 2002.

2 Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В. Тураев. М., «Просвещение», 2002.

3 Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы /Отв. ред О.Е. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М.; Константиново; Рязань: Пресса. С. 153–158.

2 Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. — 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.

1 Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы /Отв. ред О.Е. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М.; Константиново; Рязань: Пресса. С. 153–158.

Автор: Духанина Вера Ефимовна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», г.Кемерово, 10 класс

В рамках представленного исследования встает вопрос о том, какое значение имеет метафора для понимания произведений С.Есенина. Популярность творчества поэта в современной культуре и научных кругах обусловливает актуальность нашей работы, целью которой стало изучение метафоры в ранней лирике Есенина.

В работе даётся краткий обзор теоретического материла по понятию метафоры, а также проводится анализ этого средства выразительности в стихотворениях С.Есенина 1914-1915 гг с точки зрения механизма образования.

Наша цель — исследование метафоры в ранней лирике Есенина и составление первой части школьного словаря метафор.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. Выделить метафоры в стихотворениях 1914-1915 годов.
  2. Описать механизм их образования и функции в тексте.
  3. Разработать и составить модель словарной статьи.
  4. Составить словарик метафор ранней лирики С.Есенина.

Объектом исследования является ранняя лирика С.Есенина.

Предмет исследования – функция метафоры в ранней лирике С.Есенина.

Изучив 22 стихотворения поэта, относящихся к раннему периоду творчества, мы обнаружили 39 метафор. Проанализировав механизм создания метафоры (т.е. критерий сходства) и её роль в тексте, мы пришли к следующим выводам:

  • преобладает антропоморфная метафора, т.е. прием наделения вещей и природы свойствами человека (21 метафора);
  • большинство метафор строится на основе способа представления действия(27);
  • функция таких метафор двойная — сближение природы с бытовым, вещным миром человека  (например: «Туча кружево в роще вязала», «Гарь в небесном коромысле») или наделение природы человеческими свойствами (например: «Под соломой-ризою выстроги стропил»,  «Воробей псалтырь читает»);
  • цветовая гамма метафор способствует передаче настроения лирического героя и его оценки окружающей действительности, придает наглядность образам Есенина, наиболее частотные цвета – синий, огненный и золотой;
  • тяготение метафоры не к отвлеченностям, намекам, многозначным символам, а к вещности и конкретности, т.е. метафора в большинстве случаев описывает обыкновенные явления, которые мы встречаем каждый день: крыши домов, цветки черемухи, рассвет, чириканье воробья.

Я ИДУ НА УРОК

Ж.ЖИТЕЛЕВА,
В.ЖИТЕЛЕВ,
школа № 19,
г. Люберцы,
Московская обл.


Медленное чтение стихотворения
Есенина «Задремали звезды золотые…»

Понятие о метафоре

Целью урока, методическая
разработка которого предлагается вниманию
учителя-словесника, является обучение
шестиклассников углубленному пониманию текста
произведения на лингвистическом уровне. Это
возможно на стыке двух школьных дисциплин –
русского языка и литературы. По нашему мнению, в
средних классах необходима серия уроков,
решающих эту задачу. Ведь конечная и главная цель
литературного образования школьников –
воспитание у подростков интереса к
художественной литературе в ее лучших образцах и
глубокого понимания словесного искусства.

Занятие проводила Ж.И. Жителева.

До начала урока на классной доске
записываются слова:

залив, затон, заводь
рядиться, нарядиться, обрядиться
небосклон
плетень
сережка
перламутр

ХОД УРОКА

Предварительная работа с лексикой
стихотворения

В нашем языке (впрочем, как и во всех
языках) постоянно идет процесс исчезновения
одних слов и появления других. Это связано
главным образом с изменением условий жизни
людей.

Сегодня мы прочитаем стихотворение,
которое создано не так уж давно, менее ста лет
назад. В этом небольшом стихотворении встретим
слова, о которых нельзя сказать, что они исчезли
из русского языка, но, к сожалению, они уже мало
кому известны.

Я сказала «к сожалению», потому что
слова, уходя из языка, обедняют нашу речь и уносят
с собой частичку души нашего народа, то есть мы с
вами лишаемся отчасти того духовного наследия,
которое создавалось предшествующими
поколениями наших соотечественников.

Вот три слова: залив, затон, заводь.
Одно из них – залив – должно быть знакомо
вам: на уроках географии слышали его. Что оно
означает? («Часть водоема, например, моря,
выступающая в сушу»).

Слова затон и заводь близки к
нему по своему значению. Почему это так, мы
поймем, когда подберем родственные им слова.
Назовите глаголы, имеющие общий корень с
существительным залив. (Заливать, лить.)
Не догадаетесь ли сами, какие глаголы родственны
существительному затон?.. По аналогии с
цепочкой однокоренных слов залив – заливать –
лить
постройте ряд слов, родственных
существительному затон. (Затон – затонуть –
тонуть.)
Затоном называют залив реки.

Нетрудно догадаться, от какого слова
происходит существительное заводь . (От
существительного вода.)
Существительное заводь,
как и существительное затон, означает «залив
реки».

Глаголы: рядиться, нарядиться и
обрядиться
обозначают одно и то же, но лишь
один из них входит в наш активный словарный
запас. Назовите этот глагол. (Нарядиться.)
Остальные теперь уже устаревшие слова и
употребляются крайне редко.

Слово небосклон кому-нибудь из
вас знакомо?.. Значение этого существительного
подсказывают слова, из которых оно состоит. А из
каких слов оно состоит? (Из существительных
небо и склон.)
Слово склон надо объяснять?..
Что оно означает, например, в выражении склон
холма
? («Наклонная поверхность холма»). Так как
же объяснить себе значение слова небосклон?
(«Это часть неба вдоль горизонта, которая имеет
кажущийся уклон»). Проверим свое толкование по
толковому словарю. В Словаре русского языка
Ожегова прочтем: «Часть неба над горизонтом».

Слово плетень знакомо вам?
Назовите однокоренные слова к этому
существительному. (Плести, сплетать.) Плетнем
называют изгородь, сплетенную из прутьев и
ветвей.

Теперь о слове сережка. Вроде
бы и нечего здесь сказать: украшения в ушах
видели все. А вот видели ли вы сережки на березах?
Выражение сережки березы слышали? Что
называют сережками березы? (Соцветия мелких
цветов березы.) Здесь мы наблюдаем интересное
языковое явление: название одного предмета
переносится на другой предмет, потому что людьми
подмечено между этими предметами что-то общее,
похожее. Удивительным свойством языка –
переносить название с одного предмета или
явления на другой предмет или явление – часто
пользуются поэты.

Нам осталось прояснить еще одно слово
перламутр. Как вы думаете, это исконно
русское слово или оно заимствовано из
какого-нибудь иностранного языка?

Из словарей мы узнаем, что оно
заимствовано из немецкого языка и означает
вещество, из которого состоит внутренний слой
раковин. Перламутр обладает переливчатой
радужной окраской и применяется для
изготовления украшений. Из перламутра
образуется жемчуг в раковинах.

Чтение стихотворения. Беседа с классом

Теперь внимательно послушайте
стихотворение замечательного русского поэта
Сергея Александровича Есенина. Оно небольшое, но
таит в себе много загадок для малоопытного
читателя, поэтому может оказаться для некоторых
из вас непонятным, а значит, и неинтересным. Но
эти загадки обернутся сверкающими поэтическими
гранями.

Учитель читает стихотворение.

* * *

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».

Откройте учебник*
на стр. 317. Перед вами стихотворение Есенина. Как
видите, оно без заголовка. Можете ли вы дать
название стихотворению? Какая строчка
подсказывает нам заглавие стихотворения? (Последняя:
С добрым утром! Стихотворение можно назвать
«Утро».)

А не скажете ли, какое утро рисует поэт: до
восхода солнца или когда солнце уже взошло?
Обратите внимание: свет румянит сетку
небосклона.
Когда солнечный свет может
румянить небо? Когда зорька может быть красной,
румяной? (До восхода солнца.)
Как вы думаете, утро какого времени года
описывается в стихотворении: весны, зимы, лета,
осени?
В целом содержание стихотворения ясно. Но
давайте перечитаем его еще раз, чтобы глубоко
проникнуть в каждую строчку этого небольшого
произведения.

Задремали звезды золотые.

Скажите: могут ли звезды задремать? (Не
могут.)
Тогда какой же смысл заключают в себе
слова задремали звезды?
Как вы думаете, в прямом или переносном значении
употреблен здесь глагол задремали?
переносном.)
Придумаем предложение, в котором
этот глагол будет употреблен в своем прямом
значении, например: Ребенок задремал.
Представьте себе, что вы видите ребенка, который
задремал. Наверное, у каждого из вас возникнет
при этом такая мысль: вот ребенок бегал, прыгал,
играл, резвился и, наигравшись, успокоился,
угомонился, затих, задремал.
А теперь вернемся к выражению задремали звезды.
Скажите, одинаково ли светят звезды ночью и
утром? (Ночью звезды сверкают ярко, они лучисты,
крупнее, интереснее; к утру тускнеют, кажутся
спокойными, вроде бы задремали.)
Так одним
обычным словом, но употребленным в переносном
значении, поэт заставляет нас увидеть ночные и
утренние звезды и сравнить их между собою, рисует
картину окончания ночи и приближения утра.

Задрожало зеркало затона.

Разве у затона есть зеркало? Что же
названо зеркалом затона? (Поверхность воды
затона.)
Название одного предмета – зеркало –
перенесено на другой предмет – поверхность воды.
Какое же свойство водной поверхности выделяет
поэт, называя ее зеркалом? (Способность
отражать свет, подобно зеркалу.)
Автор
заставляет читателя увидеть это огромное
водное «зеркало».
Еще раз перечитаем эту строчку…
Слова дрожь, дрожание, дрожать мы с вами
хорошо знаем. Может ли водная поверхность
водоема дрожать? (Не может.) Выходит, и
глагол задрожало употреблен не в прямом
значении? Как же понимать эту фразу? (На водной
поверхности затона появилась рябь, то есть
мелкие волны.)
А знаете ли вы, из-за чего
появляется рябь? Легкий ветерок ранним летним
утром – признак теплого, солнечного дня.

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Представляете ли вы в своем
воображении сетку небосклона? Как можно на
живописном полотне проиллюстрировать слова свет
румянит сетку небосклона
? (Между легкими
облачками, окрашенными в красный и розовый цвета,
в разных местах проглядывает голубое небо.)

Брезжит свет на заводи речные.

Надо объяснять глагол брезжит? О
раннем утре, когда после ночной тьмы только что
начинает светать, говорят: брезжит рассвет,
брезжит заря, брезжит свет
. Читая
стихотворение, мы видим брезжущий рассвет не
только на небосклоне, но и в «зеркале» заводей.

Перечитаем целиком и выразительно
первую строфу. Поэтической картине постепенного
наступления утра будет соответствовать
спокойное, размеренное чтение.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

В этом предложении только одно слово
употреблено в прямом значении. Какое? (Березки.)
Я перечитаю предложение, пропустив в нем слово березки,
а вы скажите, о ком или о чем в нем речь.

Улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы.

О ком так можно сказать? (Только о
девушках, или, выражаясь языком народного
поэтического творчества, о красных девицах.)

Девичьи косы, даже растрепанные
девичьи косы, каждый из нас без труда представит
в своем воображении; а кто скажет, что такое косы
березы
? (Это тонкие длинные ветви, свисающие с
сучьев березы.)

Березы ли растрепали свои
ветви-косы? (Ветви берез треплет ветер, тот
самый ветерок, от которого задрожало зеркало
затона.)

В каком же смысле здесь употреблено
прилагательное шелковые? (В смысле
«красивые».)
Вспомним первую строчку
стихотворения: звезды золотые.
Прилагательное золотые в этом выражении
имеет то же самое значение; какое? (Красивые.)

А как вы понимаете выражение сонные
березки
? Они «задремали», как и звезды? (Не
«задремали», а, напротив, «проснулись», однако не
отошли еще полностью от ночного сна.)

Проснулись – и с радостной улыбкой встречают
наступление нового дня! Совсем как люди! Совсем
как девушки!

Прочитаем вторую строфу целиком…

Горят серебряные росы. Как это вы
себе представляете? (На березках сверкают
капельки росы так ярко, словно бы горят.)
В
каком смысле употреблено прилагательное серебряные?
(Серебристого цвета, красивые.) Капли росы,
освещенные солнцем, сверкают всеми цветами
радуги, а не освещенные солнцем имеют
серебристый цвет.

Прочитаем последнюю строфу…

Крапива обрядилась ярким
перламутром.
Что бы вы изобразили на картине? (Крапиву
в сверкающих каплях росы.)

Размышления о прочитанном. Понятие о
метафоре

Теперь, когда стихотворение прочитано,
поразмыслим о прочитанном. Поразительный факт:
самые обычные слова (задремали, зеркало, сетка)
потребовали от нас напряженной работы мысли.
Вот мы с вами нарисовали словесно картину к фразе
Крапива /обрядилась ярким перламутром. Как
видите, перламутром назван вовсе не перламутр, а
роса, то есть название одного предмета –
перламутр – перенесено на другой предмет – росу.
Слово, переносящее название одного предмета на
другой предмет, в языкознании называется метафорой.
Греческое слово метафора и означает
«перенос».
Отыщем другие существительные-метафоры в
стихотворении. Что называет поэт зеркалом?
Название одного предмета – зеркало – перенесено
на другой предмет – поверхность водоема.
Существительное зеркало в данном случае
является метафорой.
Смотрим следующие две строчки. Каждый из нас
хорошо знает, какая вещь, какое изделие
называется словом сетка. А в стихотворении
что названо сеткой? (Своеобразный рисунок
расположения облаков на небе.)
Вот еще одно
существительное, употребленное в метафорическом
значении.

Какое слово заменено словом косы? (Существительное
ветви.)

Метафора ли существительное сережки
в сочетании сережки берез? До сих пор мы имели
дело с метафорами, созданными самим поэтом: зеркало
затона, сетка небосклона, косы березок, перламутром
названа роса. Теперь же мы встретили метафору,
которая существует в русском языке, так что можно
не заметить метафоричность этого слова.
Загляните в толковый словарь русского языка, и вы
без особых усилий обнаружите немало выражений, в
которых существительные употребляются в
метафорическом смысле. Например, в
словосочетаниях глазное яблоко, дверная ручка,
нос корабля, хвост поезда, ножка стола, спинка
стула
и многих-многих других. Подобные
выражения являются настолько обыденными в нашей
речи, что мы и не ощущаем заключенной в них
метафоры.

В стихотворении есть и
метафоры-прилагательные. Прилагательное,
употребленное в метафорическом значении,
переносит признак, свойственный одному предмету,
на другой предмет.
Может ли быть сонным неодушевленный предмет
– дерево? В данном случае березкам приписывается
свойство живых существ. Ветви берез названы шелковыми.
Метафора ли это? А прилагательное серебряные
в выражении серебряные росы?
Можно ли считать метафорой прилагательное золотые?

Какой общий смысл заключен во всех
трех прилагательных: золотые, шелковые,
серебряные
? (Красивые.)

Стихотворение заканчивается словами С
добрым утром!
Как вы думаете, метафора ли
прилагательное доброе в выражении доброе
утро
?

Подобно выражению доброе утро или с
добрым утром,
в русском языке существует много
других устойчивых словосочетаний с
прилагательными, употребленными в
метафорическом смысле, например: золотая пора,
туманный смысл, крылатые выражения, черные дела

и другие.

Итак, существительное-метафора
переносит название одного предмета на другой;
прилагательное-метафора переносит признак,
свойственный одному предмету, на другой предмет.
В роли метафоры может употребляться и глагол.

Неодушевленному предмету – звездам –
приписывается действие, свойственное живому
существу, – задремали?

Другие глаголы-метафоры в
стихотворении Есенина вы отыщете дома
самостоятельно.

Метафора по своему значению близка
сравнению: один предмет или явление уподобляется
другому предмету или явлению. О метафоре можно
сказать, что это неполное, усеченное сравнение.
Слово, употребленное в метафорическом смысле,
приобретает чрезвычайную выразительность,
образность, наглядность, эмоциональность.
Поэтому метафора широко используется в
произведениях художественной литературы,
особенно в поэзии.

Домашнее задание

  • Найдите в стихотворении
    глаголы-метафоры.

  • Подготовьте выразительное чтение
    стихотворения наизусть.

  • Проведите конкурс рисунков к
    стихотворению.


* Литература. Учебная
хрестоматия для 6-го класса средней школы.
Автор-составитель Полухина В.П. М.: Просвещение,
1992. С. 317.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти шаблон в ворде 2007
  • Как составить логические последовательности чисел
  • Как найти монету в песке
  • Как найти глубинный насос
  • Как составить интервью психология