1 апреля Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 98-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Закон № 98-ФЗ). Поправки были разработаны с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, обусловленные пандемией коронавирусной инфекции.
Изменения затрагивают различные пласты общественных отношений. Некоторые из них связаны с совершенствованием законодательства о защите от ЧС, другие направлены на создание системы поддержки бизнеса и уточнение полномочий правительства в части введения режимов повышенной готовности и ЧС, а также расширение его полномочий в отношении закупок у единственного поставщика.
Читайте также
Эксперты «АГ» проанализировали поправки о новых полномочиях Правительства РФ
В целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках
01 апреля 2020
В окончательной редакции документа предмет правового регулирования «антикоронавирусного» Закона № 98-ФЗ был существенно расширен. Дополнительно были регламентированы вопросы ограничения (отмены) культурно-зрелищных мероприятий, отложения голосования на выборах, референдумах при введении режима повышенной готовности или ЧС, включены поправки, касающиеся сроков внесения медорганизации в реестр медицинских организаций, финансирования деятельности последних, возможности установления особенности реализации базовой программы ОМС при введении режима повышенной готовности или ЧС и т.д.
Рассмотрим некоторые новеллы подробнее.
Поправки в Закон об основах туристской деятельности
Изменения, внесенные в Закон о туристской деятельности, позволят за счет механизма фонда персональной ответственности туроператора вернуть денежные средства в порядке и на условиях, установленных правительством, в случаях принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну временного пребывания или появления обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в данном государстве угрозы безопасности жизни и здоровью туристов.
Важно учитывать, что если требования предъявили более чем один турист и общая сумма подлежащих выплате денежных средств превышает размер средств, накопленных в данном фонде, требования удовлетворяются в указанных в требованиях суммах, пропорциональных к размеру средств фонда (п. 13 Правил возмещения реального ущерба туристам из денежных средств фонда персональной ответственности туроператоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 779).
В сложившейся ситуации, на наш взгляд, существует риск, что граждане не смогут полностью возместить понесенные расходы, но в любом случае поправка позволит компенсировать их и избежать существенных дополнительных расходов туроператоров при возврате денежных средств (если, исходя из условий договора, это применимо в конкретном случае).
Изменения в Закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. не проводятся проверки, за исключением тех, основаниями для которых являются причинение (или угроза причинения) вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера.
Данная поправка, на наш взгляд, приведет к снижению административной нагрузки на бизнес в условиях пандемии, а также позволит компаниям уменьшить расходы на подготовку к проверке.
Поправки в Закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Законом установлено, что правительство вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Таким образом, правительство получило полномочия по координации деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, организации разработки федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по принятию решения об отнесении ситуации к ЧС федерального или межрегионального характера.
Читайте также
Коронавирус «дал» больше полномочий Правительству РФ
Приняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции
31 марта 2020
Ранее на федеральном уровне таким органом могла быть только Правительственная комиссия, состав которой утверждался правительством согласно п. 6 Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11.
Также правительству предоставлено право принятия решения о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории России либо ее части.
Дополнительно предусмотрено полномочие правительства и органа государственной власти субъекта РФ устанавливать обязательные правила поведения граждан и организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС, а для граждан – обязанность соблюдать их. При этом в случае принятия Правительством РФ правил правила, установленные субъектом Федерации, не могут им противоречить.
На наш взгляд, данная новелла не позволяет определить, какие правила могут быть установлены Правительством РФ или органом госвласти субъекта Федерации и чем режим повышенной готовности и ЧС отличается от режима чрезвычайного положения. Считаем, что эта поправка является спорной и без должной конкретизации может существенно ограничить возможность свободного передвижения граждан, увеличить контроль и надзор за соблюдением ими обязательных правил.
Напомним, что в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ введение чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ «О чрезвычайном положении», на территории России или в отдельных ее местностях осуществляет Президент РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госдуме ФС РФ.
Если дополнительные обязательные правила будут ограничивать конституционные права и свободы граждан, то для их введения, по нашему мнению, необходимо будет соблюдать более строгую процедуру, аналогичную предусмотренной для режима ЧП.
Новеллы в Закон о контрактной системе
Часть поправок, внесенных в Закон о контрактной системе в сфере закупок, наделяет правительство беспрецедентными полномочиями в данной сфере (закупки у единственного поставщика).
Наряду со случаями осуществления закупок у единственного поставщика, закрепленными ст. 93 данного Закона, Правительство РФ в период до 31 декабря 2020 г. включительно вправе определять иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также порядок их реализации. Новелла также существенно усиливает полномочия правительства, хотя по умолчанию подобные поправки должны приниматься в порядке, установленном для принятия законов.
Более того, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе уже содержит в качестве оснований закупки у единственного поставщика закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, а также ситуации, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих временных затрат, нецелесообразно.
Исходя из этого, не совсем ясно, какие основания должно предусмотреть правительство, если к сложившейся ситуации можно применить существующие положения Закона о контрактной системе. Представляется, что поправка инициирована в первую очередь для изменения порядка осуществления закупок.
Перечень оснований закупок у единственного поставщика также дополнен новым – осуществление закупок товаров, работ, услуг Минобороны, подведомственными ему государственными учреждениями и ГУП в целях выполнения спецзадач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействию терроризму.
Другая часть изменений затронула поддержку бизнеса при исполнении контрактов. Теперь, по общему правилу, для малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не требуется предоставления обеспечения исполнения контракта, а также гарантийных обязательств. По соглашению сторон по любым закупкам в 2020 г. допускается изменение срока исполнения контракта или цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением 2019-nCoV или в иных случаях, установленных правительством, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Важно, что при таком изменении обеспечение исполнения контракта также может измениться – например, если оно осуществлялось в виде внесения денежных средств, то при изменении цены контракта обеспечение пропорционально меняется. Также если предоставляется новая банковская гарантия, то ранее предоставленная гарантия не возвращается и взыскание по ней не производится.
Также на текущий год продлены антикризисные меры, действовавшие при исполнении контрактов в 2015 и 2016 гг. и устанавливающие порядок списания неустойки. Обычно ее списание не допускается, поскольку, исходя из ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе, требование уплаты неустойки – обязанность заказчика. Данная мера позволит не привлекать к ответственности поставщиков, исполнивших контракт с нарушением сроков. Порядок применения данной нормы уже установлен (Постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783), что создает поставщикам правовую определенность.
Напомним, что в декабре 2019 г. в Закон о контрактной системе были внесены поправки, предусматривающие возможность реализации контрактов «под ключ» в сфере строительства в целях выполнения национальных проектов. Предметом контракта могли быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта.
Поправки затронули и данное положение. До 1 января 2024 г. подобные контракты могут заключаться не для целей реализации национальных проектов. Теперь для закупки «под ключ» необходимо утверждение перечня объектов капитального строительства, в отношении которых можно применить данный вид закупки. При этом перечень субъектов, которые могут утверждать такие перечни, расширен – к правительству и высшим исполнительным органам субъекта РФ добавлены местные администрации.
Кроме того, дополнен перечень поставляемого оборудования для закупок «под ключ». Ранее это было только медицинское оборудование, теперь подобное ограничение снято – возможна поставка любого оборудования, предусмотренного проектной документацией. Данная поправка, на наш взгляд, существенно расширяет сферы и возможности применения контрактов «под ключ». Насколько они окажутся востребованными рынком с учетом других ограничений механизма, предусмотренного Законом о контрактной системе, покажет время.
Меры поддержки бизнеса и населения
Правительство РФ до 1 января 2021 г. вправе определять особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременного внесения платы за жилье и коммунальные услуги, взносов на капремонт, установленных жилищным законодательством РФ, а также взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное исполнение юрлицами обязательств по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
Таким образом, основание для введения мер поддержки Правительством РФ создано, но сама мера не установлена.
В отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта Федерации, арендатор может потребовать отсрочки уплаты аренды. При этом требования к условиям и срокам отсрочки устанавливаются Правительством РФ. Если арендатор не может использовать имущество, он вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 г. При этом поправки не содержат порядок изменения цены, определения периода, в отношении которого цена будет изменена.
Данная мера поддержки представляется спорной, поскольку законодатель не может императивно изменить отношения сторон договора аренды (если речь идет о негосударственных компаниях). Полагаем, что практическая возможность изменения условий договоров аренды все равно станет предметом договоренности сторон и будет зависеть от того, в какой мере бизнес реально пострадал от введения ограничительных мер, а также от формулировки условий о форс-мажоре, об одностороннем расторжении договора и т.д.
В заключение подчеркнем, что новеллы вносят существенные изменения в законодательство РФ. Часть поправок направлена на ускорение или оптимизацию закупок (закупки у единственного поставщика, отмена обеспечений, изменение цены и сроков по заключенным госконтрактам), некоторые представляются неоднозначными и нарушают, на наш взгляд, общие принципы права (например, принцип свободы договора для арендных отношений), создают риски ограничения прав граждан в части установления правил поведения граждан при режиме повышенной готовности и ЧС. При этом изменения в закон об основах туристской деятельности, закон о защите прав юрлиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля предлагают более ясные механизмы, направленные в том числе на поддержку бизнеса и населения страны.
Проблема существенная
Уголовное право и процесс
Но не настолько, чтобы изменять порядок вступления в силу судебных постановлений
10 мая 2023
Законная сила незаконного приговора
Уголовное право и процесс
Назрела необходимость закрепления в УПК РФ возможности приостановления исполнения судебного акта до завершения рассмотрения в кассационной инстанции
10 мая 2023
Когда платить по долгам придется
Арбитражный процесс
В каких случаях не применяется правило об освобождении граждан от исполнения обязанностей перед кредиторами в процедуре банкротства?
26 апреля 2023
10 марта 2019, 23:24 / Мнения / Аналитика
Эксклюзивно по подписке
Как из маленьких законов складывается большой минус для экономики
Каждый элемент изоляции снижает темпы роста совсем на чуть-чуть, но все вместе именно они его и съедают
Застой последнего десятилетия – это вполне конкретный результат законов, принятых в этот период
На прошлой неделе спикер Госдумы Вячеслав Володин прервал выступление министра экономики Максима Орешкина, оставшись недовольным – нет, не выступлением министра, а тем, что происходит с российской экономикой. Стагнация – минимальный, почти незаметный рост производства и уровня жизни – продолжается уже 10 лет. Последние пять лет уровень жизни граждан скорее падает, чем хоть сколько-нибудь, пусть минимально, растет. И самое раздражающее – ни Министерство экономики, ни Центробанк, ни внешние эксперты (Всемирный банк, МВФ и все остальные) не видят никакого выхода. Самые радужные прогнозы – о росте на 2–3%, в сущности, тоже пессимистические.
Стенограмма заседания Госдумы, на котором выступал Орешкин, показывает интересную вещь: депутатам, обсуждающим экономику и доклад об этой экономике, совершенно не приходит в голову, что то, что там происходит, связано с их собственными действиями. С теми законами, которые они принимают.
Как и в случаях с другими подобными актами, последствия принятия закона об изоляции российского интернета для экономического роста невозможно оценить точно. Рост, как и все страновые показатели, – очень грубый индикатор, требующий огромного количества специальных предположений для расчетов. Только «случайная компонента» в темпах роста – это всегда как минимум 1–2 процентных пункта. В этой ситуации говорить о том, что закон приведет к среднему снижению темпов роста на 0,17 или на 0,021, бессмысленно – точность такой оценки будет заведомо очень низка. Но нет никаких сомнений, что вклад в темпы роста будет отрицательным. Это-то как раз хорошо обоснованное утверждение. Любое бизнес-действие – то, где в экономике создается добавленная стоимость, – становится чуть дороже. Любая инновация становится чуть дороже и, значит, происходит чуть медленнее. Все новое в российской, как и практически в любой другой, экономике – это заимствование и адаптация разработанного за границей. Каждый элемент изоляции усложняет заимствование и адаптацию и, значит, снижает темпы роста.
Конечно, издержки очередного закона об изоляции в масштабах российской экономики невелики. Если вычесть 0,1% из, скажем, 5,3%, получится 5,2%, что так же хорошо, как 5,3%. Если вычесть 0,1 из 0,7%, получится 0,6% – такая же стагнация. На состояние экономики в целом это практически не влияет. Но сколько было таких законов и подзаконных актов за последние годы? Контрсанкции нанесли прямой удар по потреблению и уровню жизни. Санкции, вызванные ненужными внешнеполитическими авантюрами, проведенными с согласия парламента, – еще минус. Закон Яровой, увеличивающий нагрузку на бизнес, – еще минус. Новые ограничения на иностранные инвестиции, новые дискриминационные законы, новые полномочия силовых органов в области экономики, новые правила «поддержки национального производителя» – еще минусы. Каждый из этих минусов снижает темпы роста совсем на чуть-чуть, но все вместе именно они его и съедают. Застой последнего десятилетия – это вполне конкретный результат законов, принятых в этот период. Закон об изоляции интернета – еще один кирпичик в «законодательную базу стагнации». И, боюсь, не последний.
Автор – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»
Трудно выбрать единственно правильное решение по тому или иному вопросу, если авторитетные специалисты высказывают противоречивые мнения на этот счет. Что уж говорить о том, когда в спор между собой вступают законодательные нормы. Какой из них отдать предпочтение? Как разобраться с противоречиями внутри самой главной для любого кадрового работника книги – Трудового кодекса Российской Федерации? О том, что такое юридическая коллизия и как ее преодолеть, мы расскажем в нашем материале.
Для того чтобы разрешить ту или иную кадровую проблему, мы обращаемся к нормативным правовым актам, которые, по нашему мнению, помогут найти нужный ответ. А зачастую вместо готового рецепта получаем набор взаимоисключающих правил: документы различных уровней и отраслей, каждый на свой лад, регулируют спорный вопрос. В данном случае мы сталкиваемся с так называемой юридической коллизией. Каковы причины возникновения юридических коллизий? Какой из норм следует руководствоваться, если они вступили в противоречие между собой? На эти и другие вопросы мы ответим в рамках данной статьи.
«Когда в друзьях согласья нет…»
В теории права юридическая коллизия1 определяется как расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.
К сведению
Норма права – обязательное, формально сконструированное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Причин для возникновения юридических коллизий множество. Это и противоречия между нормами права в связи с их действием во времени (например, когда принятие нового правового акта одним и тем же органом одновременно не сопровождалось отменой устаревшего документа), и ошибки в правотворчестве, и определенная неразбериха в системе действующего российского законодательства. Существуют различные виды коллизий. Например, между положениями международных договоров и национальным законодательством; нормами федеральных законов и законов субъекта федерации; нормами, которые содержатся в актах, имеющих различную юридическую силу (например, в постановлениях Правительства РФ и ведомственных документах); нормами различных отраслей права (допустим, гражданского и административного).
Работниками кадровых служб особенно болезненно (в силу того, что эти ветви законодательства находятся в зоне их профессиональных интересов) воспринимаются конфликты норм гражданского и трудового права, административного и трудового.
Все же не будет большим преувеличением, если мы скажем, что главная проблема каждого кадровика состоит в том, как разобраться с противоречиями внутри самого Трудового кодекса РФ. А этих противоречий на сегодняшний момент не так уж мало.
Задача с двумя неизвестными
Возьмем хотя бы ст. 136 Трудового кодекса РФ. Она диктует условия, по которым работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца. При этом норма уточняет, что конкретный день выплат должен быть определен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Однако далее в той же статье говорится, что «при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне это дня». Таким образом, получается юридическая коллизия. Ведь если одну часть зарплаты выплатить накануне выходного или нерабочего праздничного дня, то следующую выплату работники получат позднее чем через полмесяца.
Пример 1
В организации, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, заработная плата работникам выплачивается 5-го и 20-го числа каждого месяца. В декабре 2010 года 5-е число пришлось на выходной день (воскресенье). Следовательно, по закону работодатель должен выплатить зарплату в пятницу 3 декабря (в последний рабочий день недели). Таким образом, следующие выплаты (20 декабря) будут сделаны через 16 календарных дней, то есть позднее чем через полмесяца.
Или обратимся к ст. 61 Трудового кодекса РФ. В части четвертой нормы говорится, что если работник своевременно не приступил к работе (в день, определенный трудовым договором, или на следующий день после вступления трудового договора в силу), то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. При этом нам предлагают аннулированный договор считать незаключенным (то есть его как бы и не было вовсе). В то же время в части первой этой же нормы сказано, что по общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Получается нонсенс: мы должны считать незаключенным договор, который прежде надлежащим образом уже вступил в законную силу.
К сведению
ТК РФ и КоАП РФ «не договорились» о наказании
При внимательном прочтении текста законов можно обнаружить несостыковки норм ТК РФ и КоАП РФ. Возьмем хотя бы нормы, где речь идет о наказании за нарушение или невыполнение сторонами коллективного договора, соглашения. Из смысла нормы Трудового кодекса РФ (ст. 55) получается, что в качестве единственной меры наказания может быть применен штраф, тогда как КоАП РФ наряду со штрафом упоминает еще и о такой санкции, как предупреждение (ст. 5.31).
Короткий срок для иностранца?
Обратимся к такой деликатной теме, как трудовой договор с иностранным работником. До сих пор кадровые специалисты так и не могут прийти к единому мнению, должен ли такой договор иметь срочный характер или его следует заключать на неопределенный срок. Хотя в Федеральном законе от 25.07.2002 г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) прямо не говорится о том, что отношения с иностранцем нужно строить на основании срочного трудового договора. В то же время утверждается, что срок такого договора тесно связан с наличием у иностранного работника разрешения на работу. А как мы знаем, такое разрешение выдается на строго ограниченное время2. Кроме того, «пассаж» о срочном договоре прослеживается в уведомлениях, которые работодатель должен направить в государственный орган службы занятости населения и ФМС о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности и заключении с ним трудового договора3. В этих документах требуется указывать временной отрезок, на который заключен трудовой договор. Следовательно, подразумевается, что с иностранцем должен быть заключен трудовой договор на определенный срок.
К сведению
Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Теперь посмотрим, что об этом говорит Трудовой кодекс РФ. Согласно части второй статьи 58 закона срочный трудовой договор должен быть заключен в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. То есть в случаях, указанных в части первой ст. 59 ТК РФ (например, на период выполнения временных (до двух месяцев) работ).
Срочный трудовой договор может также заключаться по соглашению сторон (уже без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения) в случаях, предусмотренных частью второй ст. 59 Трудового кодекса РФ (например, с лицами, поступающими на работу по совместительству). При этом нигде не упоминаются иностранные граждане. Сторонники заключения срочного трудового договора с мигрантами в обоснование своей позиции говорят о том, что на самом деле в ст. 59 Трудового кодекса содержится уточнение, согласно которому срочный трудовой договор должен (может) быть заключен и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или федеральными законами. Да, это так, но только в том случае, если об этом будет четко и однозначно сказано в норме другого федерального закона.
Ищем выход
Помочь сделать выбор между нормами, вступившими между собой в конфликт, призваны специальные коллизионные нормы. Они регулируют выбор между положениями, содержащимися в актах различного уровня, а также по предметному, территориальному или временному признаку. В качестве примера такой специальной коллизионной нормы можно привести ст. 5 Трудового кодекса РФ.
Фрагмент документа
Статья 5 Трудового кодекса РФ «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом важно, что все правовые нормы, призванные решить юридическую коллизию, базируются на общеправовых принципах построения системы права и применения норм права. В частности, на таких, как приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой, приоритет специальной нормы, приоритет нормы, принятой позднее. Именно о них в дальнейшем и пойдет речь. Дело в том, что в затруднительной ситуации выбора с помощью данных принципов можно найти единственно верный ответ.
Правила против Инструкции: какому документу верить?
Суть принципа – приоритет нормы, обладающей более значимой юридической силой, – заключается в следующем. Если в нормативных правовых актах существуют разночтения по поводу регулирования одних и тех же вопросов, предпочтение следует отдать документу, имеющему больший юридический вес4. Поясним на примере двух нормативных правовых актов, которые не понаслышке знакомы работникам кадровых служб, – постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 и постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69. Первым актом были утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек… (далее – Правила), вторым – Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее – Инструкция). Как часто бывает, не обошлось без определенных накладок. Так, в пункте 3.2 Инструкции (где речь идет о внесении в трудовую книжку сведений о переименовании организации) ничего не говорится о том, что такая запись должна иметь порядковый номер (обычно на практике кадровики его и не ставят), а в пункте 11 Правил сказано, что все записи в пределах своего раздела должны быть пронумерованы. Если руководствоваться принципом приоритета нормы, имеющей высшую юридическую силу, мы должны сделать выбор в пользу нумерации записи о переименовании организации, так как эти требования содержатся в постановлении Правительства РФ (а противоречащие нормы – в постановлении Министерства).
Главенство специальной нормы
При возникновении юридической коллизии мы также должны отдать предпочтение специальной норме. Так, в ст. 136 Трудового кодекса, о которой мы говорили ранее, мы отдадим предпочтение специальной (уточняющей) норме, согласно которой «при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне это дня». Несмотря на то, что срок между выплатами может быть больше, чем полмесяца, то есть больше, чем того требует общая норма.
Кстати, Трудовой кодекс РФ в ряде статей во избежание коллизий предупреждает о том, что при конкуренции норм предпочтение нужно отдать именно специальной норме. Например, Кодекс предоставляет определенные гарантии и компенсации работникам, трудовая деятельность которых осуществляется в районах Крайнего Севера (приравненных к ним областях) (гл. 50), а также лицам, совмещающим работу с обучением (гл. 26). В то же время в ст. 287 Кодекса сказано, что совместителям такие гарантии и компенсации предоставляются только по основному месту работы, тогда как все иные «преференции», связанные с трудовой деятельностью, предоставляются этой категории работников в полном объеме.
Выбираем новый документ
Этот принцип (приоритет нормы, принятой позднее) можно отследить, сопоставляя два равных по своей силе закона, – Трудовой кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. О том, что они действительно равны, можно судить по положениям статьи 3 ГК РФ, где закреплен приоритет норм ГК РФ перед другими правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (точно так же в ст. 5 ТК РФ говорится о приоритете Трудового кодекса РФ перед другими правовыми актами, содержащими нормы трудового права). Таким образом, если в нормах этих законов будут обнаружены взаимоисключающие установки, следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ как принятого позднее (за исключением части 4 ТК РФ).
А как показывает опыт, порой гражданское и трудовое законодательство демонстрируют различное понимание сути проблемы.
К сведению
Два подхода к одному вопросу
Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 20) работодателем может быть не только юридическое, но и физическое лицо (например, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты). В частности, если гражданин зарегистрировал себя должным образом, он может получить статус индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. А нормы гражданского законодательства (ст. 27 ГК РФ) допускают, что индивидуальным предпринимателем может быть признан и несовершеннолетний (в том случае, если он достиг возраста 16 лет, имеет соответствующее решение органа опеки и попечительства, согласие родителей и т.д.). Важно, что с момента регистрации статуса индивидуального предпринимателя такой подросток может быть объявлен полностью дееспособным. В этом случае родители, усыновители и попечители не будут нести никакой ответственности за причинение несовершеннолетним работодателем имущественного вреда.
Как видим, имеет место серьезное противоречие между нормами трудового и гражданского законодательства. Трудовое законодательство, учитывая психофизиологические особенности молодого организма, стоит на страже интересов несовершеннолетних работников. Устанавливает специальные нормы, предоставляющие лицам в возрасте до 18 лет определенные гарантии относительно условий выполнения трудовой функции, рабочего времени, времени отдыха и т.д. (для работодателей, даже если они несовершеннолетние, таких льгот Трудовой кодекс РФ не предусматривает). Гражданское же законодательство в рассматриваемом примере «награждает» их полной дееспособностью. Безо всяких скидок на здоровье и возраст предлагает относиться к несовершеннолетним работодателям так же, как и к совершеннолетним, к которым работники могут предъявить весь спектр претензий, связанных с нарушением их трудовых прав.
Теперь несколько слов о том, в каком порядке применяются вышеуказанные правовые принципы. В первую очередь применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой (например, предпочтение отдается Федеральному закону перед Указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ). Во вторую очередь – принцип приоритета специальной нормы перед общей. То есть если по иерархии документы равны (например, оба – постановления Правительства РФ), то применяется тот нормативный правовой акт, который содержит специальную (уточняющую) норму. И, наконец, в последнюю очередь применяется принцип приоритета нормы, принятой позднее5.
Кодекс – всему голова
Вновь обратимся к вопросу, который мы обсуждали ранее: о том, какой трудовой договор должен быть заключен с иностранным гражданином – срочный или на неопределенное время. Спорный предмет регулируется нормами федеральных законов, но один из них – Кодекс (Трудовой кодекс РФ), а другой – обычный закон (Федеральный закон № 115-ФЗ). Как сделать выбор между ними? Давайте разберемся.
Существует мнение, что при сравнении двух федеральных законов в любом случае приоритет имеет кодифицированный закон, так как он является своего рода основой, ядром при построении системы права. И все другие нормативные правовые акты, регулирующие точно такие же или сходные правоотношения, должны подстроиться под него. На самом деле не все так просто. На эту тему существует два противоположных решения Конституционного Суда. В первом отрицается возможность какого-либо главенства одного федерального закона (пусть даже и кодифицированного) над другим, во втором «пальма первенства» отдается кодифицированному закону6.
Учитывая неоднозначность позиции Конституционного Суда, следует подходить к вопросу о приоритете кодекса перед обычным федеральным законом очень осторожно и отдавать предпочтение кодифицированному закону только при условии, если:
- приоритет норм кодекса прямо закреплен в самом кодексе относительно всех федеральных законов, в том числе и принятых ранее;
- приоритет норм кодекса может использоваться только при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы перед общей;
- федеральный закон сам не должен быть кодексом (иным кодифицированным актом);
- норма иного федерального закона должна регулировать отношения, входящие в предмет регулирования кодифицированного акта.
Таким образом, в вопросе о заключении трудового договора с иностранным гражданином (уже по первому признаку) предпочтение следует отдать Трудовому кодексу РФ. Так как в его статье 5 четко сказано, что «в случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс».
К сведению
Учитывая тот факт, что в статьях 58 и 59 Трудового кодекса РФ (а именно в этих нормах приведены условия заключения срочного трудового договора) ничего не говорится об иностранных гражданах, следует сделать вывод, что с этой категорией работников следует заключать трудовой договор на неопределенный срок. А когда закончится срок действия разрешения на работу (если не будет выдано новое), этот договор нужно будет расторгнуть по пункту 9 части первой 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ. То есть на основании истечения срока действия специального права. Следует отметить, что если иностранный гражданин захочет оспорить действия работодателя в части срока трудового договора, то суд встанет на сторону мигранта. Дело в том, что суды (в силу части 5 статьи 58 Трудового кодекса) признают срочный договор, заключенный без достаточных к тому оснований, трудовым договором, заключенным на неопределенный срок.
Итак, мы рассказали о юридических коллизиях, которые встречаются в практике кадровой работы, и дали некоторые рецепты по их разрешению.
В заключение хочется сказать вот о чем. Чтобы разобраться в рабочей ситуации, сотруднику кадровой службы приходится порой потратить немало времени, просмотреть специальную литературу, проконсультироваться у корпоративного юриста. Но иногда такие трудозатраты излишни, потому что ответ лежит буквально на поверхности. Например, в «настольной книге» любого кадровика – Трудовом кодексе РФ.
В следующий раз мы расскажем о том, как читать Трудовой кодекс, чтобы видеть, что там написано.
Плюсы и минусы самозанятости, о которых стоит знать
Тем, кто решил легализовать доход, иногда лучше выбирать ИП на других налоговых режимах.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Самозанятость, или, как правильнее её называть, налог на профессиональный доход (НПД), — это специальный налоговый режим. Он подходит тем, кому платят за результаты их деятельности или аренду их имущества.
Налог был введён, чтобы помочь выйти из тени тем, кто получает доход, но не делится им с государством. В целевую аудиторию попадали, например, люди, которые сдавали бабушкину квартиру или оказывали разные услуги на заказ — клеили обои, устраивали фотосессии. Им обещали простоту получения статуса самозанятого и низкие налоговые ставки, чтобы мотивировать их легализоваться. Однако платить налог на профессиональный доход могут не только те, кто раньше работал скрытно, но и индивидуальные предприниматели. Их заманивают теми же бонусами.
Разберёмся, какие в действительности есть плюсы для самозанятых и какие существуют подводные камни в этом режиме. И так как он доступен для людей со статусом ИП и без него, давайте договоримся, что в этом конкретном тексте будем называть людей без такого статуса физлицами, а с ним — предпринимателями. Это не совсем правильно, так как ИП тоже физлицо. Но некоторое нарушение правил поможет сделать текст проще для восприятия.
Какие плюсы есть у статуса самозанятых
Это даёт легальный статус
Пункт касается физлиц, которые ведут бизнес вчёрную. Многим удаётся делать это годами без всяких проблем. Однако неприятности могут появиться, особенно если клиентов к вам приводит не сарафанное радио, а объявления в соцсетях или даже на заборе. Например, человек делает тортики на своей кухне и рекламирует их в интернете. Это обнаруживает налоговая и проводит контрольную закупку. Или соседям не нравятся арендаторы квартиры над ними, и они сообщают, что жильё сдаётся, в ФНС.
Если инспектор сочтёт, что человек уклонялся от уплаты налогов, то может доначислить их за три года и ещё приплюсовать пени. Дополнительно придётся заплатить штраф.
Но легальный статус пригодится не только для того, чтобы избежать наказания за неуплату налогов. Это также даёт возможность показать официальный доход там, где этого требуют. И так будет, например, проще получить ипотеку. (Обратите внимание на формулировку: «проще», а не «просто». Банки всё равно предпочитают доход по трудовому договору.)
А ещё статус самозанятого позволяет выдавать клиентам чеки. Что может существенно повлиять на их отношение. Потому что это какой-никакой документ. Одно дело, когда заказываешь пошив какого-нибудь чехла для дивана через интернет и переводишь деньги на непонятную карту. И совсем другое, когда тебе присылают чек, потому что с ним проще решать вопросы в случае брака или других разногласий.
Статус получить просто
У физлица есть несколько возможностей легализовать доходы, помимо самозанятости. Он может ежегодно декларировать доход, стать предпринимателем или зарегистрировать ООО. Сейчас это сделать не так сложно благодаря электронным сервисам.
Стать самозанятым легче всего. Нужно только скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться там.
Действующему предпринимателю необходимо также отослать в налоговую уведомление об отказе от других налоговых режимов.
appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gnivts.selfemployed&hl=ru&gl=ru
Легче работать с юрлицами
Этот пункт снова касается физлиц, которые трудятся неофициально. Многие компании и рады бы работать с талантливыми нелегалами. Но фирмы не могут просто перечислять деньги на чужие карты, им нужно обосновать расходы какими-нибудь документами.
Конечно, всегда можно заключить с подрядчиком договор гражданско-правового характера. Но его надо корректно составить. Плюс наниматель становится налоговым агентом по отношению к исполнителю. То есть ему нужно платить за него подоходный налог и страховые взносы. Самозанятому же будут перечислять только его вознаграждение, так что это сокращает расходы.
Не надо сдавать отчёты
Если физлицо всё-таки хочет заплатить налоги, но не получило статус самозанятого, то ему ежегодно до конца апреля надо заполнять и сдавать налоговую декларацию за предыдущий год в ФНС. Потом необходимо отдавать налог со всего задекларированного заработка до 15 июля.
Для предпринимателя набор бумаг зависит от системы налогообложения. ИП на упрощёнке или предприниматель на ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) также сдаёт декларацию, на общем режиме налогообложения (ОСН) — дополнительно отчитывается по НДС. При патентной системе налогообложения сдавать ничего не нужно. Однако если у ИП есть наёмные работники, придётся оформить документы за них.
Самозанятому ничего этого не нужно. Он просто выписывает клиентам чеки в приложении, и данные сами попадают в налоговую. Это справедливо и для ИП на НПД.
Необязательно платить страховые взносы
Предприниматели даже при отсутствии дохода должны платить обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование. В 2022 году в сумме это чуть больше 43 тысяч рублей.
А если самозанятые захотят перечислять деньги в ПФР на формирование пенсии, то это разрешается делать на добровольной основе. Это позволит получить стаж и пенсионные баллы.
Налоговые ставки ниже
Ставки для самозанятых составляют 4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами. Но ещё для них есть налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей. Благодаря этому ставка уменьшается до 3% при работе с физлицами и до 4% — с юрлицами до того момента, как этот лимит исчерпается.
На упрощёнке или ЕСХН можно платить 6% от дохода (или меньше, если регион снижает ставку), но уже со всех сделок. Если же человек без какого-либо статуса ежегодно подаёт декларацию, то платит НДФЛ в 13%. Аналогичная ставка действует для ИП на ОСН.
Самозанятость с этой точки зрения выглядит выгоднее всего. Хотя есть нюанс, его мы разберём в минусах.
Можно обойтись без кассы
Самозанятому не нужно использовать кассу. Чеки формируются в приложении «Мой налог», их можно отправлять заказчику в электронном виде или распечатывать в бумажном. На предпринимателей на НПД это тоже распространяется. А вот ИП на других налоговых режимах касса очень часто нужна.
Какие минусы есть у статуса самозанятых
Самозанятым разрешено делать не всё
На НПД разрешается перейти далеко не каждому. Например, нельзя выбрать этот налоговый режим, чтобы перепродавать товары или реализовывать продукцию собственного производства, если она подлежит обязательной маркировке. В этом случае обязательно придётся регистрировать ИП с другим налоговым режимом, а то и ООО — предпринимателям тоже позволена не любая деятельность.
Нельзя нанять помощников по трудовому договору
Из названия понятно, что самозанятый работает сам, занять делом кого-то другого он не может. Поэтому наёмных работников ему не положено. Для этого придётся переходить на иной налоговый режим.
При этом самозанятые могут привлекать других людей по гражданско-правовым договорам.
Этот режим невыгоден при больших доходах
НПД подходит только для тех, кто зарабатывает меньше 2,4 миллиона в год. Если в течение года доход превысит эту сумму, физлицо с превышения платит 13%. А вот у ИП есть возможность перейти на новый налоговый режим — например, на упрощёнку, чтобы отдавать те же 6%. Быть предпринимателем, если у вас большой заработок, выгоднее.
Не получится уменьшить налогооблагаемую базу
Если вы платите НПД, налог рассчитывается со всех доходов, на которые выписаны чеки. Это суперпросто, но есть нюансы — те самые, о которых говорилось в пункте про низкие налоговые ставки.
Во-первых, предприниматель на упрощёнке и патенте может уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов. Теоретически это имеет небольшое значение, ведь самозанятый их не отдаёт вовсе. Но если человек верит в государственную пенсию и перечисляет взносы добровольно, этот бонус может оказаться весомым.
Во-вторых, на упрощёнке ИП может платить не только 6% со всех доходов. Он также может по выбору отдавать 15% с разницы между доходами и расходами. И иногда — хотя не так уж часто — это бывает выгоднее, чем 4–6% со всего заработка самозанятого. Например, если человек производит товар, в цене которого стоимость его работы составляет минимум.
Конечно, здесь нужно предварительно всё просчитывать для каждого конкретного случая. Допустим, мастерица шьёт шоперы — многоразовые экологичные сумки для покупок. Она оценивает свой товар в 500 рублей. Причём ткань и фурнитура обходятся в 350 рублей. Если она продаёт шопер физлицу, то платит со сделки налог в 20 рублей, если юрлицу — 30 рублей. При упрощёнке 15% от разницы между доходами и расходами составили бы 22,5 рубля. Если швея работает в основном с юрлицами, ей может быть выгоднее зарегистрировать ИП. Или нет, если партии у неё небольшие, потому что в уравнение ещё добавятся обязательные страховые взносы. Так что калькулятор в таких вопросах — лучший друг.
Предпринимателям юрлица доверяют больше, чем самозанятым
В блоке о преимуществах мы говорили о том, что компаниям выгоднее работать с самозанятыми, чем с физлицами-нелегалами. Но выбирая между ИП и самозанятым физлицом, они предпочитают предпринимателей. И вот почему.
ИП легко найти в едином реестре и убедиться, что у него есть этот статус. Что человек самозанятый, на всём этапе сотрудничества проверить сложно. Поэтому есть риск, что придёт злая налоговая, обнаружит, что физлицо не имеет никакого статуса, и задастся вопросом, почему за него не платили налоги и страховые взносы.
Есть нюансы и с расчётами. ИП деньги приходят на расчётный счёт для бизнеса, самозанятому — на личный. И для компании-заказчика такие переводы могут облагаться банковской комиссией.
Нельзя сотрудничать с бывшим работодателем
Иногда компания расторгает трудовой договор с работником и начинает сотрудничать с ним как с самозанятым. Это выгодно ей: не нужно платить страховые взносы, а налог с дохода человек платит сам. Для сотрудника это не очень хороший вариант: его больше не защищает трудовой кодекс. Отношения с ним могут разорвать в любой момент, ему не положены отпуска и отпускные. На больничные и пенсию тоже рассчитывать не стоит — страховые взносы же никто не платит. Но сейчас не об этом.
Чтобы работодатели не пользовались этой лазейкой в законе, появилось правило: в течение двух лет после увольнения нельзя сотрудничать с прошлой компанией как самозанятый. И иногда это может быть минусом. Например, если вы добровольно отправились в вольное плавание, но организации иногда нужны ваши услуги.
ИП не может досрочно уйти с НПД на выгодный режим
Самозанятый может отказаться от этого статуса в любой момент. Но физлицо становится после этого просто безработным. А ИП автоматически переходит на невыгодный общий режим налогообложения. Заменить его на упрощёнку или ЕСХН можно будет только с начала следующего года. Для патента ограничений нет.
Однако налоговый режим можно выбрать в любое время, если предприниматель перестал соответствовать критериям НПД. Например, получил с начала года доход более 2,4 миллиона.
Читайте также 💸💸💸
- Что делать, если вы решили начать свой бизнес, не увольняясь с работы
- Что такое патентная система налогообложения и кому она выгодна
- Как рассчитать и заплатить НДФЛ за сотрудника
- Всё о страховых взносах: на что начисляются, кто и когда их платит
- Что нужно знать о внутреннем аудите каждому бизнесмену
Содержание статьи
Показать
Скрыть
В России набирает популярность режим налогообложения для самозанятых: в 2021 году их количество выросло более чем вдвое — до 3,8 млн человек, а на конец октября 2022-го превысило 6 млн человек.
Разбираемся, как оформить самозанятость в 2023 году, в чем особенность этого налогового режима и какие плюсы и минусы.
Кто такой самозанятый и какие налоги он платит
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя или продает товары собственного производства, не имея наемных работников с трудовыми договорами. Самозанятые занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят государству налог с этих доходов.
Закон о самозанятых (федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход»») вступил в силу с 1 января 2019 года в нескольких регионах России, а с 1 июля 2020-го его действие распространилось по всей территории страны.
Получить статус самозанятого может только физическое лицо, которое работает на территории России. Налоговый режим можно также использовать при сдаче в аренду недвижимости.
Как сохранить капитал в недвижимости: заработок на росте цены квартиры, инвестиции в ЗПИФ или рента
Самозанятым может стать только тот, чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей. Лимитов по месячным доходам в этом налоговом режиме нет.
Статус самозанятого также не могут получить те, кто продают товары под акцизами и с обязательной маркировкой. Специалисты, которые занимаются добычей и продажей полезных ископаемых, тоже не получат этот налоговый статус.
Налог на профессиональный доход нельзя использовать, если вы получаете доход от аренды коммерческой недвижимости, а также при продаже ценных бумаг, машин и любой недвижимости.
Какой налог платят самозанятые
Ставка НПД зависит от категории клиентов, с которыми работает самозанятый:
- если доход получен от физлица, ставка — 4%;
- если от юрлица или ИП — 6%.
НПД платится только за те месяцы, когда самозанятый получал доход. Ставки налога зафиксированы до 31 декабря 2028 года, когда должен завершиться налоговый эксперимент.
Закон также предусматривает налоговый вычет для самозанятых, который снижает налоговую ставку. Ставка по доходам, полученным от физлиц, в этом случае равна 3%, от юрлиц и ИП — 4%. Вычет действует до тех пор, пока самозанятый не сэкономит 10 тыс. рублей. После этого ставки налога устанавливаются на уровне 4% и 6% соответственно.
Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью
Совмещать самозанятость с основной работой по трудовому договору можно. В этом случае НДФЛ по месту основной работы удерживает работодатель, а самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональной доход с дополнительных доходов.
Зарплата на основной работе не учитывается при расчете НПД. Трудовой стаж по месту работы не прерывается.
Исключение действует для госслужащих. Они могут быть самозанятыми, но только для одного вида деятельности — сдачи жилья в аренду.
Плюсы и минусы самозанятости
К преимуществам самозанятости также можно отнести:
- возможность совмещать самозанятость с основной работой;
- отсутствие необходимости подавать отчеты и заполнять декларации;
- налог начисляется автоматически;
- образовательная поддержка от государства (например, онлайн-курсы).
Главный минус самозанятости — отсутствие социальных гарантий и налоговых вычетов. Если для вас налоговый режим на профессиональный доход единственный, вы не платите НДФЛ, а значит, не один из вычетов вам недоступен. Нет больничных и отпускных — эта забота ложится на плечи самозанятого.
Как стать самозанятым: пошаговая инструкция
Есть несколько способов получить статус самозанятого и начать платить НПД. В целом все они достаточно просты. Самым быстрым является регистрация через специальное приложение «Мой налог».
Вместо мобильного приложения можно воспользоваться веб-версией приложения «Мой налог», однако в нем доступна только регистрация через личный кабинет ФНС.
В приложении «Мой налог» есть возможность привязки банковской карты, с которой будет производиться выплата налогов.
Регистрация через приложение «Мой налог»
Приложение «Мой налог» можно скачать на смартфон или планшет в Google Play или App Store.
После входа в приложение нужно выбрать способ регистрации: по паспорту, с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС и через учетную запись на интернет-портале «Госуслуги».
Регистрация по паспорту
Для этого нужны паспорт и возможность сделать фото на телефоне. В первую очередь нужно ввести номер телефона, на который придет СМС. Введите полученный код, а далее следуйте инструкции:
- выберите регион;
- отсканируйте или сфотографируйте вторую и третью страницы паспорта;
- сделайте свое фото в приложении;
- подтвердите корректность ИНН.
После этого ваше заявление уйдет на проверку в ФНС. Налоговый статус вы получите в течение одного рабочего дня.
Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС
Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС:
- введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету;
- подтвердите регистрацию.
Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня.
Регистрация через «Госуслуги»
Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги».
Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные.
Регистрация через банк — партнер налоговой службы
Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС. Список уполномоченных банков можно найти на сайте ФНС — там есть Сбербанк, банк «Ак Барс», ВТБ и другие крупные финансовые учреждения.
Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так:
- Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка (в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении).
- Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых.
- Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию.
Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет.
Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации.
Офлайн-регистрация в отделении ФНС
Можно обратиться в ближайшее отделение ФНС по месту проживания. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные:
- ИНН;
- персональная информация — Ф. И. О., дата рождения и так далее;
- вид и сфера деятельности;
- адрес проживания;
- дата и подпись.
Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности.
ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее. Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам.
Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет
Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет. Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты.
Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых.
Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту.
Допускаются также расчеты наличными.
Прием платежей для самозанятых
Порядок платежей для самозанятых упрощен, для них нет обязательства использовать контрольно-кассовую технику. После получения денег от клиента самозанятый должен войти в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС и указать, за что получил деньги и от какой категории клиентов (физлицо, ИП, юрлицо), а затем отправить чек клиенту. Чек формируется автоматически.
При безналичной оплате передать чек необходимо до девятого числа, следующего после осуществления расчетов месяца. При этом, как правило, компании и ИП прописывают в договоре с самозанятыми предоставление чека не позднее следующего после оплаты дня.
Отправить заказчику и клиенту чек можно любым удобным способом: на электронную почту, через мессенджеры, дать клиенту считать QR-код или распечатать и вручить в бумажном виде. Самозанятый не обязан выдавать бумажный вариант документа.
Для компании важно получить чек от самозанятого. Так бухгалтерия убедится, что самозанятый точно заплатит налог за начисление денег. Если при проверке выяснится, что исполнитель не сформировал чек, за это получат штраф и самозанятый, и компания.
Самозанятый самостоятельно не рассчитывает сумму налога, это автоматически делает налоговая. Уведомление от ФНС должно прийти до 12-го числа месяца, следующего за расчетным, а заплатить налог нужно до 25-го числа текущего месяца. Если сумма налога менее 100 рублей, уведомление не придет, а сумма добавится к налогу за следующий период. При этом в приложении «Мой налог» можно настроить автоплатеж.
Как отказаться от самозанятости
Отказаться от статуса самозанятого можно теми же способами, что и встать на учет.
В приложении «Мой налог» для этого необходимо зайти в раздел «Прочее», затем — в раздел «Профиль» и нажать кнопку «Сняться с учета НПД». После этого необходимо выбрать причину отказа от самозанятости и подтвердить свое решение.
Уведомление о снятии с учета должно прийти не позднее следующего дня. Датой снятия с учета будет считаться дата подачи заявки в налоговый орган.
Позднее можно снова зарегистрироваться в статусе самозанятого, никаких ограничений на это нет, если нет недоимок и штрафов по налогу.
Если доход самозанятого превысит 2,4 млн рублей, он лишится статуса автоматически и будет переведен на уплату НДФЛ. Облагаться НДФЛ при этом будут лишь доходы, полученные сверх лимита. Самозанятый индивидуальный предприниматель в этом случае будет переведен на общую систему налогообложения.
Частые вопросы
Можно ли стать самозанятым, если я уже ИП?
Индивидуальные предприниматели по закону также могут быть самозанятыми, то есть платить налог на профессиональный доход. Но при этом запрещено совмещать НПД с другими льготными режимами для ИП: упрощенной системой налогообложения (УСП), единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН), патентной системой налогообложения (ПСН).
Для получение статуса самозанятого можно как закрыть ИП, так и сохранить его, но направить в налоговую уведомление (для УСП и ЕСХН) или заявление (для ПСН) об отказе от других налоговых спецрежимов. Отказаться от льготных режимов необходимо в течение месяца с даты регистрации в качестве самозанятого, иначе самозанятость будет аннулирована.
При этом в статусе самозанятого ИП, как и физические лица, имеют лимит на доход в 2,4 млн рублей в год и не могут нанимать сотрудников.
Нужно ли сообщать заказчику, если потерял статус самозанятого?
Когда компания сотрудничают с физлицами, они выступают их налоговыми агентами, а потому по договору должны удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы. Если она этого не сделает, ей грозит штраф — 40% от суммы налогов и взносов в случае умышленного нарушения и 20% в случае неумышленного.
Чтобы не подводить заказчика, лучше сообщить ему об изменении налогового статуса.
Можно ли зарегистрироваться как самозанятый, если нет 18 лет?
Самозанятым можно стать с 14 лет, но несовершеннолетним заявителям придется брать письменное разрешение родителей или попечителей. Если по решению суда 16-летний подросток стал дееспособным, то регистрация НПД та же, что и для совершеннолетних.
Можно ли стать самозанятым, если нет гражданства РФ?
Помимо граждан России, самозанятыми могут стать граждане стран Евразийского экономического союза. В этом случае они должны работать для российских заказчиков, но их местоположение неважно.
Например, дизайнер Гамлет из Армении может работать из Еревана для российской компании «Б». Бухгалтерия «Б» могла бы заключать стандартный договор ГПХ с дизайнером и удерживать повышенный НДФЛ как с иностранца, но Гамлет зарегистрирован как самозанятый в российском ФНС. Значит, с суммы контракта дизайнер заплатит только 6%, а не 30%.
Для того чтобы стать самозанятым, иностранцам нужно получить российский ИНН, например через центр «Мои документы», и зарегистрировать личный кабинет на сайте ФНС.
В остальном правила не меняются.
За что могут штрафовать самозанятых?
Самозанятых могут оштрафовать, если ФНС установит, что он не выдал чек заказчику или сделал это с задержкой.
Штраф устанавливается пропорционально сумме сделки: его размер составляет 20% от оплаты. При повторном нарушении в течение шести месяцев после первого штраф составит 100% суммы сделки.
Могут ли стать самозанятыми адвокаты и нотариусы?
Статус самозанятого для своей прямой деятельности не могут получить адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие и эксперты-оценщики, так как их работа регулируется отдельными законами.
Однако, например, если адвокат сдает квартиру в аренду, то для уплаты налогов с этого дохода он может зарегистрироваться как самозанятый.
Можно ли получать деньги наличными?
Законодательство разрешает самозанятым получать вознаграждение за свою работу наличными, никаких ограничений на этот счет нет.
Что изменится в налоге для самозанятых в 2023 году
С 1 июля 2023 года самозанятые смогут уплачивать добровольные страховые взносы по двум моделям: 32 484 рубля (два МРОТ за полный месяц) или 48 726 рублей (три МРОТ за полный месяц). Эти деньги будет получать Социальный фонд России, а плательщик НПД сможет брать оплачиваемый больничный.
Размер ежемесячного взноса составит 1 247,38 рубля в месяц, если гражданин выбрал страхуемую сумму, равную двум МРОТ, и 1 871 рубль, если выбрана сумма, равная трем МРОТ.
Больничные начнут выплачивать, если непрерывно выплачивать взносы шесть месяцев. Если не пользоваться больничным, то размер взносов будет снижен: после 18 месяцев без страховых случаев — на 10%, а после 24 месяцев — на 30%.
Страховой стаж в добровольном социальном страховании будет учитываться так же, как и в обязательном социальном страховании. Если общий страховой стаж составляет менее пяти лет, то выплачивается 60% от двух или трех МРОТ (в зависимости от выбранной модели). Если стаж от пяти до восьми лет, больничные составят 80%, более восьми лет — 100%. Стаж, приобретенный в период работы по найму, в добровольном социальном страховании учитывается.