Алгебра
7 класс
Урок № 20
Сумма и разность многочленов
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Алгебраические выражения.
- Многочлен.
- Сумма и разность многочленов.
- Стандартный вид многочлена.
- Правила раскрытия скобок (заключения в скобки).
Тезаурус.
Числовое выражение – выражение, состоящее из чисел, знаков математических действий и скобок.
Значение числового выражения – результат выполненных арифметических действий в числовом выражении.
Одночлен – алгебраическое выражение, являющееся произведением букв и чисел
Множители одночлена – буквы и числа, входящие в состав одночлена.
Нулевой одночлен – одночлен, среди множителей которого есть число ноль.
Стандартным видом одночлена называют такой его вид, в котором он представлен произведением числового множителя и натуральных степеней разных переменных.
Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называется коэффициентом одночлена.
Подобные одночлены – одночлены, которые состоят из произведения одних и тех же степеней, но с разными или одинаковыми коэффициентами (числовыми множителями).
Многочлен – сумма одночленов.
Каждый одночлен, являющийся слагаемым многочлена, называют членом многочлена.
Многочлен стандартного вида – это многочлен, все члены которого являются одночленами стандартного вида, среди которых нет подобных членов.
Разность двух многочленов равна многочлену, членами которого являются: все члены уменьшаемого и, взятые с противоположными знаками, все члены вычитаемого. Сумма многочленов равна многочлену, членами которого являются все члены данных многочленов.
Основная литература:
1. Никольский С. М. Алгебра: 7 класс. // Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
Дополнительная литература:
1. Чулков П. В. Алгебра: тематические тесты 7 класс. // Чулков П. В. – М.: Просвещение, 2014 – 95 с.
2. Потапов М. К. Алгебра: дидактические материалы 7 класс. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
3. Потапов М. К. Рабочая тетрадь по алгебре 7 класс: к учебнику С. М. Никольского и др. «Алгебра: 7 класс». 1, 2 ч. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Перед нами следующее выражение 123+5 и 45-89. Можем ли между ними поставить знаки «+» или «–» и, соответственно, найти значение полученного выражения?
Конечно, да.
123 + 5 и 45 – 89
(123 + 5) + (45 – 89) = 84
(123 + 5) – (45 – 89) = 172
Оказывается, аналогичные арифметические операции можно выполнять и с многочленами, т.е. найти сумму и разность многочленов.
Посмотрим, как можно выполнить данные действия с многочленами.
Найдём многочлен равный сумме многочленов. Как это сделать?
Оказывается, сумма многочленов равна многочлену, членами которого являются все члены данных многочленов.
Например, сумма многочленов (а + с) и (k + х) равна многочлену (а + с) + (k + х) или а + с + k + х. Последний переход от левой части к правой называют раскрытием скобок.
Найдём многочлен равный разности многочленов. Как это сделать?
Оказывается, разность двух многочленов равна многочлену, членами которого являются все члены уменьшаемого и, взятые с противоположными знаками, все члены вычитаемого.
Например, разность двух многочленов а + с и k + х равна многочлену (а + с) – (k + х) или а + с – k – х. Последний переход от левой части к правой, так же как и при нахождении суммы, называют раскрытием скобок.
Рассмотрим правила раскрытия скобок.
Если перед скобками стоит знак плюс, то скобки можно опустить, не меняя знаки слагаемых, заключённых в скобки.
Например:
(а + с) + (х – у) = а + с + х – у
Если перед скобками стоит знак минус, то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключённого в скобки, на противоположный.
Например:
(а + с) + (х – у) = а + с – х + у
Стоит обратить внимание, что если перед скобками нет никакого знака, то подразумевается, что стоит знак плюс.
Например,
(d + k) – (m + n) = d + k – m –n
Обратный переход от правой части к левой в похожих выражениях называют заключением в скобки.
Рассмотрим правило заключения в скобки:
Чтобы заключить многочлен в скобки со знаком плюс перед ними, надо записать в скобки все его члены с теми же знаками.
Например:
а – с – k – х = (а – с) + (-k – х)
А чтобы заключить многочлен в скобки со знаком минус перед ними, надо записать в скобки все его члены с противоположными знаками.
Например:
а – с – k – х = (а – с) – (k + х)
Рассмотрим, как использовать эти правила для преобразования многочлена в стандартный вид. Пример:
Преобразуем разность многочленов в многочлен стандартного вида
( 5а– 4х + 15) – (10а + 13х – 14) = 5а- 4х + 15 – 10а – 13х + 14 = -5а – 17х + 29
Для выполнения задания, сначала будем использовать правило раскрытия скобок при нахождении разности многочленов. А затем приведём полученный многочлен к стандартному виду.
Итак, сегодня мы получили представление о том, как найти сумму и разность многочленов и, используя правило раскрытия скобок, приводить многочлен к стандартному виду.
Задание на сумму и разность многочленов.
Выполним следующее задание по теме: «Сумма и разность многочленов».
Запишите такой многочлен, чтобы его сумма с многочленом 3х + 1 была равна 9х – 4.
Решение:
Данное задание можно выполнить следующим образом.
Назовем неизвестный многочлен у, тогда можно составить следующее выражение, исходя из условия.
у + (3х + 1) = 9х -4
Найдём отсюда у
у = (9х – 4) – (3х + 1)
Раскроем скобки по правилу раскрытия скобок.
у = 9х – 4 – 3х + 1
Приведём многочлен к стандартному виду.
у = 6х – 3
Это и есть тот многочлен, который удовлетворяет условию задания.
Разбор заданий тренировочного модуля.
1. Приведите многочлен к стандартному виду (аt2 – 5t2) – (10хt – 4t2) + (5хt + 11аtt).
Решение: Для решения задания, вспомним правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+» или «–». Если знак «+», то скобки можно опустить, не меняя знак, а если перед скобкой знак «–», то скобки можно опустить, меняя знак каждого слагаемого в скобках. Далее приведём к стандартному виду полученный многочлен, выделив в нём подобные члены.
(аt2 – 5t2) – (10хt – 4t2) + (5хt + 11аtt) = аt2 – 5t2 – 10хt + 4t2 + 5хt +11аt2 = 12аt2 – t2 – 5хt.
Ответ: 12аt2 – t2 – 5хt
2. Представьте выражение каким-либо способом в виде разности двучлена и трехчлена:
3x4 – 12x3 – 3x2 + 5x – 14
Варианты ответов:
- (3x4 – 12x3 – 3x2) + (5x – 14)
- (3x4 – 12x3) – (3x2 + 5x – 14)
- (3x4 – 12x3) – (3x2 – 5x + 14)
Решение:
При выполнении задания можно сначала проанализировать ответы. По условию выражение должно быть составлено в виде разности двучлена и трехчлена. Поэтому первый ответ не подходит, т. к. в нём представлена сумма.
Ответы два и три очень похожи. Для нахождения верного ответа, заключим в скобки исходное выражение, как в ответах 2 и 3. Т. к. мы найдем разность, то по правилу заключения в скобки со знаком минус перед ними, надо записать в скобки все его члены с противоположными знаками. Поэтому правильный ответ №3.
3x4 – 12x3 – 3x2 + 5x – 14 = (3x4 – 12x3) – (3x2 – 5x + 14)
Ответ: (3x4 – 12x3) – (3x2 – 5x + 14).
- Учебники
- 7 класс
- Алгебра 👍
- Никольский
- №265
авторы: Никольский, Потапов, Решетников, Шевкин.
издательство: Просвещение
Раздел:
- ГЛАВА 2. Алгебраические выражения
- §5. Многочлены
- 5.4. Сумма и разность многочленов
Найдите многочлен, равный сумме многочленов:
а) 3a и (a + 2b);
б) 7x и (2 − 3x);
в) (3 − 2a) и (−5a − 7);
г) (3x − y) и (−2x + 4y).
reshalka.com
Алгебра 7 класс Никольский. 5.4. Сумма и разность многочленов. Номер №265
Решение а
3a + (a + 2b) = 3a + a + 2b = 4a + 2b
Решение б
7x + (2 − 3x) = 7x + 2 − 3x = 4x + 2
Решение в
(3 − 2a) + (−5a − 7) = 3 − 2a − 5a − 7 = −7a − 4
Решение г
(3x − y) + (−2x + 4y) = 3x − y − 2x + 4y = x + 3y
- Предыдущее
- Следующее
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Сложение и вычитание многочленов
- Сложение многочленов
- Вычитание многочленов
В результате сложения многочленов, так же, как и в результате вычитания одного многочлена из другого, всегда получится многочлен.
Сложение многочленов
Чтобы сложить два многочлена, надо составить их сумму, раскрыть скобки и, если это возможно, упростить получившееся выражение, сделав приведение подобных членов.
Пример 1. Найдите сумму многочленов 4xy — 2nz5 и -0,7nz5.
Решение: Сначала составим сумму многочленов:
(4xy — 2nz5) + (-0,7nz5).
Теперь нам нужно раскрыть скобки, используя правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс:
(4xy — 2nz5) + (-0,7nz5) = 4xy — 2nz5 — 0,7nz5.
Попробуем упростить получившееся выражения с помощью приведения подобных членов:
4xy — 2nz5 — 0,7nz5 = 4xy — 2,7nz5.
Суммой данных многочленов является многочлен 4xy — 2,7nz5.
Пример 2. Найдите многочлен, равный сумме многочленов:
5a2 — 7ax + 3x2 и 2a2 — 4ax — 8x2.
Решение:
(5a2 — 7ax + 3x2) + (2a2 — 4ax — 8x2) = 5a2 — 7ax + 3x2 + 2a2 — 4ax — 8x2 = 7a2 — 11ax — 5x2.
Суммой данных многочленов является многочлен 7a2 — 11ax — 5x2.
Из данных примеров можно сделать вывод, что сложить два многочлена – это значит представить их сумму в виде многочлена стандартного вида.
Вычитание многочленов
Чтобы вычесть один многочлен из другого, надо составить их разность, раскрыть скобки и, если это возможно, упростить получившееся выражение, сделав приведение подобных членов.
Пример. Найдите разность многочленов
5a2 — 7ax + 3x2 и 2a2 — 4ax — 8x2.
Решение: Сначала составим разность многочленов:
(5a2 — 7ax + 3x2) — (2a2 — 4ax — 8x2).
Раскроем скобки, следуя правилу раскрытия скобок, перед которыми стоит знак —
(минус). Правила раскрытия скобок вы можете посмотреть тут.
(5a2 — 7ax + 3x2) — (2a2 — 4ax — 8x2) = 5a2 — 7ax + 3x2 — 2a2 + 4ax + 8x2.
Теперь посмотрим, можем ли мы упростить выражение с помощью приведения подобных членов:
5a2 — 7ax + 3x2 — 2a2 + 4ax + 8x2 = 3a2 — 3ax + 11x2.
Разностью данных многочленов является многочлен 3a2 — 3ax + 11x2.
Из данного примера можно сделать вывод, что вычесть один многочлен из другого – это значит представить их разность в виде многочлена стандартного вида.
Комментарии преподавателя
Урок: Приведение многочлена к стандартному виду. Типовые задачи
Приведение многочлена к стандартному виду.
Напомним основное определение: многочлен – это сумма одночленов. Каждый одночлен, входящий в состав многочлена как слагаемое называется его членом. Например:
– двучлен;
– многочлен;
– двучлен;
Поскольку многочлен состоит из одночленов, то первое действие с многочленом следует отсюда – нужно привести все одночлены к стандартному виду. Напомним, что для этого нужно перемножить все численные множители – получить численный коэффициент, и перемножить соответствующие степени – получить буквенную часть. Кроме того, обратим внимание на теорему о произведении степеней: при умножении степеней показатели их складываются.
Рассмотрим важную операцию – приведение многочлена к стандартному виду. Пример:
Комментарий: чтобы привести многочлен к стандартному виду, нужно привести к стандартному виду все одночлены, входящие в его состав, после этого, если есть подобные одночлены – а это одночлены с одинаковой буквенной частью – выполнить действия с ними.
Итак, мы рассмотрели первую типовую задачу – приведение многочлена к стандартному виду.
Вычисление значения многочлена.
Следующая типовая задача – вычисление конкретного значения многочлена при заданных численных значениях входящих в него переменных. Продолжим рассматривать предыдущий пример и зададим значения переменных:
, , ;
;
Комментарий: напомним, что единица в любой натуральной степени равна единице, а ноль в любой натуральной степени равен нулю, кроме того, напомним, что при умножении любого числа на ноль получаем ноль.
Пример 1
– привести к стандартному виду:
;
Комментарий: первое действие – приводим одночлены к стандартному виду, нужно привести первый, второй и шестой; второе действие – приводим подобные члены, то есть выполняем над ними заданные арифметические действия: первый складываем с пятым, второй с третьим, остальные переписываем без изменений, так как у них нет подобных.
Пример 2 – вычислить значение многочлена из примера 1 при заданных значениях переменных:
;
Комментарий: при вычислении следует вспомнить, что единица в любой натуральной степени это единица, при затруднении вычислений степеней двойки можно воспользоваться таблицей степеней.
Пример 3 – вместо звездочки поставить такой одночлен, чтобы результат не содержал переменной :
Комментарий: независимо от поставленной задачи, первое действие всегда одинаково – привести многочлен к стандартному виду. В нашем примере это действие сводится к приведению подобных членов. После этого следует еще раз внимательно прочитать условие и подумать, каким образом мы можем избавиться от одночлена . очевидно, что для этого нужно к нему прибавить такой же одночлен, но с противоположным знаком — . далее заменяем звездочку этим одночленом и убеждаемся в правильности нашего решения.
Пример 4 – привести многочлен к стандартному виду и записать его по убывающим степеням , если его переменная – это тоже многочлен, зависящий от :
, ;
;
Комментарий: для решения такого типа задач нужно подставить в исходный многочлен выражение второго заданного многочлена – в данном случае , после этого выполнить необходимые действия – в данном случае раскрыть скобки, а после этого привести полученный многочлен к стандартному виду.
Пример 5 – привести многочлен к стандартному виду и определить, при каких значениях переменной он равен единице:
;
;
,
;
Комментарий: выполним приведение к стандартному виду – в данном случае приведение подобных членов, а после этого решим элементарное уравнение.
Вывод: в данном уроке мы научились решать основные типовые задачи на многочлены, выполнили несколько различных примеров для закрепления техники.
Урок: Сложение и вычитание многочленов. Типовые задачи.
Правило сложения и вычитания многочленов.
Рассмотрим пример – сложить заданные многочлены:
Задание подразумевает, что нужно найти такой многочлен, который равен сумме двух заданных:
;
;
Итак, сформулируем правило сложения многочленов:
— записать операцию сложения, поместив исходные многочлены в скобки, а между скобками поставив знак плюс. Получаем новый многочлен, так как при сложении двух многочленов мы получаем сумму одночленов — многочлен;
— раскрыть скобки, учитывая знаки внутри скобок;
— привести подобные члены;
Правило для вычитания звучит аналогичным образом, с единственным отличием: между скобками ставится знак минус.
Пример 2 – выполнить сложение:
;
;
;
Комментарий: пример решается аналогично предыдущему согласно правилу сложения многочленов.
Пример 3 – произвести вычитание:
;
;
Комментарий: вычитание производится по правилу, но следует обратить внимание на знаки, так как перед скобкой стоит минус, нужно все одночлены второго многочлена при раскрытии скобки умножать на минус один.
Обратим внимание на то, что перед тем, как выполнять сложение или вычитание многочленов, нужно каждый из них привести к стандартному виду.
Пример 4 – найти алгебраическую сумму многочленов :
;
;
;
Комментарий: выполняем действия согласно правилу, обратив внимание на то, что в данном выражении между скобками по условию есть и знак плюс, и минус, нужно быть внимательными и правильно раскрыть скобки.
Пример 1:
;
;
Найти многочлен , удовлетворяющий условию:
;
Комментарий: в многочлене мы видим одночлен , а в многочлене — 9, несложно догадаться, что в многочлене должно быть чтобы выполнялось заданное условие. Аналогично находим недостающее число — .
Пример 2:
;
;
Найти многочлен , удовлетворяющий условию:
;
Комментарий: пример решается аналогично предыдущему.
Решение уравнений
Решим уравнение:
;
;
;
x = 3;
Комментарий: чтобы решить данное уравнение нужно выполнить операцию алгебраического сложения, подробно разобранную в начале урока, а затем решить простейшее уравнение.
Вывод:
в данном уроке были рассмотрены операции сложения и вычитания многочленов, решены несколько примеров, типовые задачи и уравнение.
Урок: Умножение многочлена на одночлен. Типовые задачи
Операция умножения многочлена на одночлен является основой для рассмотрения операции умножения многочлена на многочлен и нужно сначала научиться умножать многочлен на одночлен, чтобы разобраться в умножении многочленов.
Основой данной операции является распределительный закон умножения. Напомним его:
;
По существу, мы видим правило умножения многочлена, в данном случае двучлена, на одночлен и это правило можно сформулировать так: чтобы умножить многочлен на одночлен, нужно каждый член многочлена умножить на этот одночлен. Сложить алгебраически полученные произведения, после чего произвести над многочленом необходимые действия – а именно привести его к стандартному виду.
Правило умножения многочлена на одночлен.
Рассмотрим пример:
Комментарий: данный пример решается, точно следуя правилу: каждый член многочлена умножается на одночлен. Для того, чтобы хорошо понять и усвоить распределительный закон, в данном примере члены многочлена были заменены на х и у соответственно, а одночлен на с, после этого выполнено элементарное действие в соответствии с распределительным законом и выполнена подстановка исходных значений. Следует быть внимательными со знаками и правильно выполнить умножение на минус единицу.
Рассмотрим пример умножения трехчлена на одночлен и убедимся, что оно ничем не отличается от такой же операции с двучленом:
Перейдем к решению примеров:
Пример 1:
Комментарий: данный пример решается согласно распределительному закону и аналогично предыдущему примеру — каждый член многочлена умножается на одночлен, полученный многочлен уже записан в стандартном виде, поэтому упростить его нельзя.
Пример 2 – выполнить действия и получить многочлен в стандартном виде:
;
Комментарий: для решения данного примера сначала произведем умножение для первого и второго двучленов согласно распределительному закону, после этого приведем полученный многочлен к стандартному виду — приведем подобные члены.
Теперь сформулируем основные задачи, связанные с операцией умножения многочлена на одночлен, и приведем примеры их решения.
Задача1
– упростить выражение:
;
Комментарий: данный пример решается аналогично предыдущему, а именно вначале производится умножение многочленов на соответствующие одночлены, после этого приведение подобных.
Задача 2
– упростить и вычислить:
:;
;
;
Комментарий: данный пример решается аналогично предыдущему, с тем лишь дополнением, что после приведения подобных членов нужно вместо переменной подставить ее конкретное значение и вычислить значение многочлена. Напомним, чтобы легко умножить десятичную дробь на десять, нужно переместить запятую на один разряд вправо.
Пример 2:
Найти значение многочлена при
;
Задача 3
– решить уравнение:
Пример 1: ;
;
;
.
Комментарий: для решения данного уравнения упростим левую его часть: произведем умножение многочленов на соответствующие им одночлены, а свободный член перенесем в правую часть. После приведения подобных остается решить элементарное уравнение.
Пример 2:
;
;
;
Комментарий: данный пример решается аналогично предыдущему.
Типичные ошибки:
Хотелось бы обратить внимание на типовые ошибки во избежание таковых в дальнейшем:
– неверно! так как ;
– неверно! так как ;
Вывод: в данном уроке была изучена операция умножения многочлена на одночлен и рассмотрены различные примеры. Кроме того, были сформулированы и решены основные типовые задачи, касающиеся данной операции.
Источники конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/mnogochleny-arifmeticheskie-operacii-nad-nimi/privedenie-mnogochlenov-k-standartnomu-vidu-tipovye-zadachi?konspekt&chapter_id=7
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/mnogochleny-arifmeticheskie-operacii-nad-nimi/slozhenie-i-vychitanie-mnogochlenov-tipovye-zadachi?konspekt&chapter_id=7
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/mnogochleny-arifmeticheskie-operacii-nad-nimi/umnozhenie-mnogochlena-na-odnochlen-tipovye-zadachi?konspekt&chapter_id=7
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=vryxMXC_onQ