Как найти модуль слагаемых

Содержание:

  • § 1  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с одинаковыми знаками
  • § 2  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с разными знаками

§ 1  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с одинаковыми знаками

В этом уроке рассмотрим правило вычисления алгебраической суммы двух чисел.

Найдем значения выражений: -4 – 10 и +4+10 с помощью координатной прямой.

Вспомним, что вычитание – это движение влево, а сложение – движение вправо по координатной прямой.

На координатной прямой отметим точки -4 и +4. От точки -4 отложим влево 10 единичных отрезков, получим координату -14. От точки +4 отложим вправо 10 единичных отрезков, получим координату +14.

По рисунку видно, что -4-10 = -14; +4+10 = +14.

Проанализируем выражения. В каждом выражении слагаемые имеют одинаковые знаки: в первом знак минус, во втором знак плюс, значения суммы имеют тот же знак, что и слагаемые.

Найдем сумму модулей l-4l + l-10l = l-14l.

l -4l = 4

l-10l = 10

4+10 = 14, а 14 – модуль числа -14.

Аналогично l4l + l10l = l14l

l4l = 4

l10l = 10

4+10=14, а 14 – модуль и +14 тоже.

Можно сделать вывод:

Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то значение суммы имеет тот же знак, что и слагаемые, а модуль суммы равен сумме модулей слагаемых.

Например:

В сумме -14-23 оба слагаемых имеют знак минус, значит, значение суммы тоже будет иметь знак минус, складываем модули 14+23=37, в итоге значение суммы -37.

§ 2  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с разными знаками

Найдем значения выражений, в которых слагаемые имеют разные знаки.

Например, -4+10 и +4-10.

Отметим на координатной прямой точки -4 и +4. От координаты -4 отложим вправо 10 единичных отрезков, получим число +6. От координаты +4 отложим влево 10 единичных отрезков, получим точку -6. Таким образом, -4+10= +6 и +4-10 = -6.

Сделаем анализ выражений.

Сравним модули слагаемых l-4l < l10l; l+4l < l-10l,обратим внимание, результат суммы имеет знак слагаемого с большим модулем. Из большего модуля вычтем меньший:

l+10l – l-4l = 6 и l-10l – l+4l = 6, значит

-4+10= 6, а +4-10= -6.

Вывод:

Если слагаемые имеют разные знаки, то значение суммы имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем, а модуль суммы равен разности модулей слагаемых при условии, что из большего модуля вычитается меньший модуль.

Например, найдем значение выражения 9 – 25, слагаемые имеют разные знаки +9 и -25, найдем модули слагаемых l+9l = 9, l-25l = 25.

Больший модуль 25, значит, знаком результата суммы будет знак минус. Найдем разность модулей 25 – 9 = 16. Значит значение суммы равно минус 16.

Вспомним, противоположные числа – это числа, которые отличаются знаками, их модули одинаковые. Следовательно, сумма противоположных чисел равна 0, так как разность одинаковых модулей равна 0.

Вывод:

Сумма противоположных чисел равна 0. Также можно утверждать, что если сумма двух чисел равна 0, то данные числа будут противоположными.

Если одно из слагаемых равно 0, то значение суммы равно другому слагаемому.

Например, -8,3 + 0, слагаемые с разными знаками, модуль -8,3 больше чем модуль 0, значит знак суммы — минус, найдем разность модулей l-8.3l – l0l = 8, 3, следовательно сумма равна -8,3.

Итак, на этом уроке Вы познакомились с правилом вычисления алгебраической суммы двух чисел.

Список использованной литературы:

  1. Математика.6 класс: поурочные планы к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича //автор-составитель Л.А. Топилина. Мнемозина 2009.
  2. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2013.
  3. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013.
  4. Справочник по математике — http://lyudmilanik.com.ua
  5. Справочник для учащихся в средней школе http://shkolo.ru

Как найти модуль в математике?

Запишем свойства модуля с помощью буквенных выражений, рассмотрев все возможные случаи.

  1. Модуль положительного числа равен самому числу. |a| = a, если a > 0.
  2. Модуль отрицательного числа равен противоположному числу. |−a| = a, если a < 0.
  3. Модуль нуля равен нулю. |0| = 0, если a = 0.
  4. Противоположные числа имеют равные модули.

Как найти модуль слагаемых?

Чтобы сложить положительное и отрицательное число, нужно:

  1. Найти модули слагаемых — то есть этих чисел.
  2. Сравнить полученные числа. …
  3. Из большего модуля вычесть меньший.
  4. Перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше.

Как можно сравнить два отрицательных числа сравнивая их модули?

То есть, сравнение отрицательных чисел сводится к сравнению положительных чисел, равных модулям сравниваемых отрицательных чисел. меньше то число, модуль которого больше, больше то число, модуль которого меньше, отрицательные числа равны, если их модули равны.

Что значит сравнить два числа?

Сравнить два числа — это значит определить, равны они или нет, если нет, то определить, какое из них больше, а какое — меньше.

Как сравнить два рациональных числа?

Из двух чисел на координатной прямой больше то, которое расположено правее, а меньше то, которое расположено левее. Это означает, что при сравнении рациональных чисел: любое положительное число больше нуля и больше любого отрицательного числа; любое отрицательное число меньше нуля и меньше любого положительного числа.

Как понять какая дробь больше другой?

Самый удачный случай это когда у дробей одинаковые знаменатели, но разные числители. В этом случае применяют следующее правило: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше. И соответственно меньше будет та дробь, у которой числитель меньше.

Что больше правильная или неправильная дробь?

Дробь называется правильной, если ее числитель меньше знаменателя. Если же числитель больше знаменателя или равен ему, то дробь называется неправильной. Например, , , — правильные дроби, а , , — неправильные дроби. Правильная дробь всегда меньше единицы.

Какая из дробей больше если одна из них правильная а другая неправильная?

Какая дробь больше, если одна из них правильная, а другая неправильная? Какая дробь больше, если одна из них правильная, а другая неправильная? Больше всегда неправильная дробь, чем правильная.

Какие дроби считаются неправильными?

Дробь называется неправильной, если ее числитель больше знаменателя или равен ему. Например. Дробь 2311 — неправильная, так как 23 > 11 . Дробь 33 — неправильная, так как числитель дроби равен ее знаменателю.

Что нужно делать если числитель больше знаменателя?

Если числитель равен знаменателю, дробь равна единице. Если числитель больше знаменателя, дробь больше единицы. В обоих последних случаях дробь называется неправильной.

Как сделать из неправильной дроби в смешанную?

Для преобразования неправильной дроби в смешанную дробь необходимо

  1. поделить числитель дроби на ее знаменатель;
  2. остаток от деления записать в числитель знаменатель оставить прежним;
  3. результат от деления записать в качестве целой части.

Как из неправильной дроби сделать число?

Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби надо:

  1. умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
  2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
  3. записать полученную сумму из пункта 2 в числитель дроби, а знаменатель дробной части оставить прежним.

Содержание

  • § 1  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с одинаковыми знаками
  • § 2  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с разными знаками
  • Список использованной литературы:

§ 1  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с одинаковыми знаками

В этом уроке рассмотрим правило вычисления алгебраической суммы двух чисел.

Найдем значения выражений: -4 – 10 и +4+10 с помощью координатной прямой.

Вспомним, что вычитание – это движение влево, а сложение – движение вправо по координатной прямой.

На координатной прямой отметим точки -4 и +4. От точки -4 отложим влево 10 единичных отрезков, получим координату -14. От точки +4 отложим вправо 10 единичных отрезков, получим координату +14.

Видеоурок «Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»

По рисунку видно, что -4-10 = -14; +4+10 = +14.

Проанализируем выражения. В каждом выражении слагаемые имеют одинаковые знаки: в первом знак минус, во втором знак плюс, значения суммы имеют тот же знак, что и слагаемые.

Найдем сумму модулей l-4l + l-10l = l-14l.

l -4l = 4

l-10l = 10

4+10 = 14, а 14 – модуль числа -14.

Аналогично l4l + l10l = l14l

l4l = 4

l10l = 10

4+10=14, а 14 – модуль и +14 тоже.

Можно сделать вывод:

Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то значение суммы имеет тот же знак, что и слагаемые, а модуль суммы равен сумме модулей слагаемых.

Например:

В сумме -14-23 оба слагаемых имеют знак минус, значит, значение суммы тоже будет иметь знак минус, складываем модули 14+23=37, в итоге значение суммы -37.

§ 2  Правило нахождения модуля суммы слагаемых с разными знаками

Найдем значения выражений, в которых слагаемые имеют разные знаки.

Например, -4+10 и +4-10.

Видеоурок «Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»

Отметим на координатной прямой точки -4 и +4. От координаты -4 отложим вправо 10 единичных отрезков, получим число +6. От координаты +4 отложим влево 10 единичных отрезков, получим точку -6. Таким образом, -4+10= +6 и +4-10 = -6.

Сделаем анализ выражений.

Сравним модули слагаемых l-4l < l10l; l+4l < l-10l,обратим внимание, результат суммы имеет знак слагаемого с большим модулем. Из большего модуля вычтем меньший:

l+10l – l-4l = 6 и l-10l – l+4l = 6, значит

-4+10= 6, а +4-10= -6.

Вывод:

Если слагаемые имеют разные знаки, то значение суммы имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем, а модуль суммы равен разности модулей слагаемых при условии, что из большего модуля вычитается меньший модуль.

Например, найдем значение выражения 9 – 25, слагаемые имеют разные знаки +9 и -25, найдем модули слагаемых l+9l = 9, l-25l = 25.

Больший модуль 25, значит, знаком результата суммы будет знак минус. Найдем разность модулей 25 – 9 = 16. Значит значение суммы равно минус 16.

Вспомним, противоположные числа – это числа, которые отличаются знаками, их модули одинаковые. Следовательно, сумма противоположных чисел равна 0, так как разность одинаковых модулей равна 0.

Вывод:

Сумма противоположных чисел равна 0. Также можно утверждать, что если сумма двух чисел равна 0, то данные числа будут противоположными.

Если одно из слагаемых равно 0, то значение суммы равно другому слагаемому.

Например, -8,3 + 0, слагаемые с разными знаками, модуль -8,3 больше чем модуль 0, значит знак суммы — минус, найдем разность модулей l-8.3l – l0l = 8, 3, следовательно сумма равна -8,3.

Итак, на этом уроке Вы познакомились с правилом вычисления алгебраической суммы двух чисел.

Список использованной литературы:

  • Математика.6 класс: поурочные планы к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича //автор-составитель Л.А. Топилина. Мнемозина 2009.
  • Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2013.
  • Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013.
  • Справочник по математике — http://lyudmilanik.com.ua
  • Справочник для учащихся в средней школе http://shkolo.ru
  • Предыдущая

    6 классВидеоурок «Правило умножения для комбинаторных задач»

    Следующая

    6 классВидеоурок «Противоположные числа»

    Модуль числа — теория и решение задач

    Модуль числа – это такая забавная концепция в математике, с пониманием которой у многих людей возникают трудности 🙂

    А между тем она проста как апельсин. Но, чтобы ее понять, давай сначала разберемся, зачем и кому он нужен.

    Вот смотри…

    Ситуация первая

    В жизни, часто встречаются ситуации, где отрицательные числа не имеют никакого практического смысла.

    Например, мы не можем проехать на машине «минус 70 километров» (мы проедем 70 километров, не важно, в каком направлении), как и не можем купить «минус 5 кг апельсинов». Эти значения всегда должны быть положительными.

    Именно для обозначения таких ситуаций математики придумали специальный термин – модуль или абсолютная величина.

    Ситуация вторая

    Ты покупаешь пакет чипсов «Lay’s». На пакете написано, что он весит 100 грамм. Но, если ты начнешь взвешивать пакеты, вряд ли они будут весить ровно 100 грамм. Какой-то из них будет весить 101 грамм, а какой-то 99.

    И что, можно идти судиться с компанией «Lay’s», если они тебе недовесили?

    Нет. Потому что  «Lay’s» устанавливает допуск и говорит, что пакет будет весить 100 грамм, плюс-минус 1 грамм. Вот это «плюс-минус» – это и есть модуль.

    Ситуация третья

    В жизни вообще не бывает 100% точных величин. Всегда есть вот такие допуски. В зарплате, например: «Я согласен работать за 250 тыс рублей в месяц, плюс-минус 20 тыс!» 20 тысяч – это и есть модуль.

    А вообще для простоты запомни, что модуль это расстояние от точки отсчета в любую сторону.

    Ну вот, ты уже почти все знаешь. Давай теперь подробнее…

    Модуль числа — коротко о главном

    Определение модуля:

    Модуль (абсолютная величина) числа ( displaystyle x) — это само число ( displaystyle x), если ( displaystyle xge 0), и число ( displaystyle -x), если ( displaystyle x<0):

    ( displaystyle left| x right|=left{ begin{array}{l}x, xge 0\-x, x<0end{array} right.)

    Свойства модуля:

    • Модуль числа есть число неотрицательное: ( left| x right|ge 0,text{ }left| x right|=0Leftrightarrow x=0);
    • Модули противоположных чисел равны: ( left| -x right|=left| x right|);
    • Модуль произведения двух (и более) чисел равен произведению их модулей: ( left| xcdot yright|=left| x right|cdot left|yright|);
    • Модуль частного двух чисел равен частному их модулей: ( displaystyle left| frac{x}{y} right|=frac{left| x right|}{left| y right|},text{ y}ne text{0});
    • Модуль суммы чисел всегда меньше или равен сумме модулей этих чисел:( left| x+y right|le left| x right|+left| y right|);
    • Постоянный положительный множитель можно выносить за знак модуля: ( left| cx right|=ccdot left| x right|) при ( displaystyle c>0);
    • Квадрат модуля числа равен квадрату этого числа: ( {{left| x right|}^{2}}={{x}^{2}}).

    Кстати, в продолжение этой темы у нас есть отличная статья: «Уравнения с модулем«. Когда прочитаешь эту статью, обязательно ознакомься и со второй.

    И просто чтобы ты знал, модуль часто попадается при решении квадратных уравнений или иррациональных.

    Что же такое модуль числа?

    Представь, что это ты.

    Предположим, что ты стоишь на месте и можешь двигаться как вперёд, так и назад. Обозначим точку отправления ( 0).

    Итак, ты делаешь ( 3) шага вперёд и оказываешься в точке с координатой ( 3).

    Это означает, что ты удалился от места, где стоял на (3) шага (( 3) единичных отрезка).

    То есть, расстояние от начала движения до точки, где ты в итоге оказался, равно ( 3).

    Но ведь ты же можешь двигаться и назад!

    Если от отправной точки с координатой ( 0) сделать ( 3) шага в обратную сторону, то окажешься в точке с координатой ( -3).

    Какое расстояние было пройдено в первом и во втором случае?

    Конечно же, расстояние, пройденное в первом и во втором случае, будет одинаковым и равным трем, ведь обе точки (( 3) и ( -3)), в которых ты оказался одинаково удалены от точки, из которой было начато движение (( 0)).

    Таким образом, мы приблизились к понятию модуля.

    Получается, что модуль показывает расстояние от любой точки на координатном отрезке до точки начала координат.

    Так, модулем числа ( 5) будет ( 5). Модуль числа ( -5) также равен ( 5).

    Потому что расстояние не может быть отрицательным! Модуль – это абсолютная величина.

    Обозначается модуль просто:

    ( |mathbf{a}|,) (( a) — любое число).

    Итак, найдём модуль числа ( 3) и ( -3):

    ( left| mathbf{3} right|=mathbf{3})

    ( left| -mathbf{3} right|=mathbf{3}.)

    Основные свойства модуля

    Первое свойство модуля

    Модуль не может быть выражен отрицательным числом ( |mathbf{a}|text{ }ge text{ }mathbf{0})

    То есть, если ( mathbf{a}) – число положительное, то его модуль будет равен этому же числу.

    Если ( mathbf{a}text{ }>text{ }mathbf{0},) то ( displaystyle left| a right|=a).

    Если ( a) – отрицательное число, то его модуль равен противоположному числу.

    Если ( atext{ }<text{ }mathbf{0},) то ( |mathbf{a}|text{ }=text{ }-mathbf{a})

    А если ( a=0)? Ну, конечно! Его модуль также равен ( 0):

    Если ( a=0), то ( |mathbf{a}|=mathbf{a}), или ( displaystyle left| 0 right|=0).

    Из этого следует, что модули противоположных чисел равны, то есть:

    ( left| -4 right|text{ }=text{ }left| 4 right|text{ }=text{ }4;)

    ( left| -7 right|text{ }=text{ }left| 7 right|text{ }=text{ }7.)

    А теперь потренируйся:

    • ( left| 9 right|text{ }=text{ }?;)
    • ( left| -3 right|text{ }=text{ }?;)
    • ( left| 16 right|text{ }=text{ }?;)
    •  ( left| 8 right|text{ }=text{ }?;)
    • ( left| -17 right|text{ }=text{ }?.)

    Ответы: 9; 3; 16; 8; 17.

    Довольно легко, правда? А если перед тобой вот такое число: ( left| 2-sqrt{5} right|=?)

    Как быть здесь? Как раскрыть модуль в этом случае? Действуем по тому же сценарию.

    Сначала определяем знак выражения под знаком модуля, а потом раскрываем модуль:

    • если значение выражения больше нуля, то просто выносим его из-под знака модуля,
    • если же выражение меньше нуля, то выносим его из-под знака модуля, меняя при этом знак, как делали это ранее в примерах.

    Ну что, попробуем? Оценим ( 2-sqrt{5}):

    ( 2<sqrt{5}) (Забыл, что такое корень? Бегом повторять!)

    Если ( 2<sqrt{5}), то какой знак имеет ( 2-sqrt{5})? Ну конечно, ( 2-sqrt{5}<0)!

    А, значит, знак модуля раскрываем, меняя знак у выражения:

    ( left| 2-sqrt{5} right|=-left( 2-sqrt{5} right)=-2+sqrt{5}=sqrt{5}-2)

    Разобрался? Тогда попробуй сам:

    • ( left| sqrt{3}-1 right|=?)
    • ( left| 3-sqrt{7} right|=?)
    • ( left| 2-sqrt{7} right|=?)
    • ( left| sqrt{13}-4 right|=?)

    Ответы:

    ( sqrt{3}-1; 3-sqrt{7}; sqrt{7}-2; 4-sqrt{13.})

    Какими же ещё свойствами обладает модуль?

    Во-первых, если нам нужно перемножить числа внутри знака модуля, мы спокойно можем перемножить модули этих чисел.

    То есть: ( |acdot bleft| text{ }=text{ } right|aleft| cdot right|b|)

    Выражаясь математическим языком, модуль произведения чисел равен произведению модулей этих чисел.

    Например:

    ( left| mathbf{5}cdot mathbf{7} right|text{ }=text{ }left| mathbf{5} right|cdot left| mathbf{7} right|text{ }=text{ }mathbf{5}cdot mathbf{7}text{ }=text{ }mathbf{35};)

    ( left| mathbf{3}cdot left( -mathbf{2} right) right|text{ }=text{ }left| mathbf{3} right|cdot left| -mathbf{2} right|text{ }=text{ }mathbf{3}cdot mathbf{2}text{ }=text{ }mathbf{6}.)

    А что, если нам нужно разделить два числа (выражения) под знаком модуля? Да то же, что и с умножением! Разобьем на два отдельных числа (выражения) под знаком модуля:

    ( displaystyle |frac{a}{b}|=frac{|a|}{|b|}) при условии, что ( mathbf{b}ne mathbf{0}) (так как на ноль делить нельзя).

    Еще одно свойство модуля…

    Модуль суммы чисел всегда меньше или равен сумме модулей этих чисел.

    ( |a+bleft| text{ }le text{ } right|aleft| + right|b|)

    Почему так? Всё очень просто! Как мы помним, модуль всегда положителен. Но под знаком модуля может находиться любое число: как положительное, так и отрицательное.

    Допустим, что числа ( a) и ( b) оба положительные. Тогда левое выражение будет равно правому выражению. Рассмотрим на примере:

    ( left| mathbf{3}+mathbf{7} right|text{ }=text{ }left| mathbf{10} right|text{ }=text{ }mathbf{10}) ( left| mathbf{3} right|+left| mathbf{7} right|text{ }=text{ }mathbf{3}+mathbf{7}text{ }=text{ }mathbf{10})

    Выражения также равны, если оба числа отрицательны:

    ( displaystyle |-3+(-7)|~=~|-3-7|~)( displaystyle=|-10|=10) ( |-mathbf{3}left| + right|-mathbf{7}|text{ }=text{ }mathbf{3}+mathbf{7}text{ }=text{ }mathbf{10})

    Если же под знаком модуля одно число отрицательное, а другое положительно, левое выражение всегда окажется меньше правого:

    ( left| -mathbf{3}+mathbf{7} right|text{ }=text{ }left| mathbf{4} right|text{ }=text{ }mathbf{4}) ( |-mathbf{3}left| + right|mathbf{7}|text{ }=text{ }mathbf{3}+mathbf{7}text{ }=text{ }mathbf{10})

    или

    ( left| mathbf{3}+left( -mathbf{7} right) right|text{ }=text{ }left| -mathbf{4} right|text{ }=text{ }mathbf{4}) ( left| mathbf{3} right|+left| -mathbf{7} right|text{ }=text{ }mathbf{3}+mathbf{7}text{ }=text{ }mathbf{10})

    ( mathbf{4}<mathbf{10})

    Рассмотрим еще парочку полезных свойств модуля

    Что если перед нами такое выражение:

    ( left| 7x right|)

    Что мы можем сделать с этим выражением?

    Значение x нам неизвестно, но зато мы уже знаем, что ( |acdot bleft| text{ }=text{ } right|aleft| cdot right|b|), а значит ( left| 7x right|=left| 7 right|cdot left| x right|). Число ( 7) больше нуля, а значит можно просто записать:

    ( left| 7x right|=left| 7 right|cdot left| x right|=7left| x right|)

    Вот мы и пришли к другому свойству, которое в общем виде можно представить так:

    ( left| cx right|=ccdot left| x right|,) при ( c>0)

    А чему равно такое выражение:

    ( {{left| x right|}^{2}}=?)

    Итак, нам необходимо определить знак под модулем. А надо ли здесь определять знак?

    Конечно, нет, если помнишь, что любое число в квадрате всегда больше нуля! Если не помнишь, смотри тему степень и ее свойства.

    И что же получается? А вот что:

    ( {{left| x right|}^{2}}={{x}^{2}})

    Здорово, да? Довольно удобно. А теперь конкретный пример для закрепления:

    ( {{left| 5 right|}^{2}}={{5}^{2}}=25)

    ( {{left| -5 right|}^{2}}=?)

    Ну, и почему сомнения? Действуем смело!

    ( {{left| -5 right|}^{2}}={{5}^{2}}=25)

    Во всем разобрался? Тогда вперед тренироваться на примерах!

    Тренировка на примерах

    1. Найдите значение выражения ( |xleft| text{ }+text{ } right|y|), если ( x=text{ }-7,5text{ },y=text{ }12.)

    2. У каких чисел модуль равен ( 5)?

    3. Найдите значение выражений:

    а) ( |3|text{ }+text{ }|-9|;)

    б) ( |-5|text{ }-text{ }|6|;)

    в) ( |15left| cdot right|-3|;)

    г) ( displaystyle frac{|8|}{|-2|}).

    Если не все пока ясно и есть затруднения в решениях, то давай разбираться:

    Решение 1:

    Итак, подставим значения ( x) и ( y) в выражение ( |mathbf{x}left| text{ }-text{ } right|mathbf{y}|.) Получим:

    ( |-7,5|text{ }+text{ }|12|text{ }=7,5text{ }+text{ }12text{ }=text{ }19,5.)

    Решение 2:

    Как мы помним, противоположные числа по модулю равны. Значит, значение модуля, равное ( 5) имеют два числа: ( 5) и ( -5).

    Решение 3:

    а) ( |3|text{ }+text{ }|-9|=text{ }3+9=text{ }12;)
    б) ( |-5|-text{ }left| 6 right|text{ }=text{ }5-6=text{ }-1;)
    в) ( |15left| cdot right|-3|text{ }=text{ }15cdot 3=text{ }45;)
    г) ( frac{|8|}{|-2|}=frac{8}{2}=4.)

    Все уловил? Тогда пора перейти к более сложному!

    Решение более сложных примеров

    Попробуем упростить выражение ( left| sqrt{3}-2 right|+left| sqrt{3}+5 right|)

    Решение:

    Итак, мы помним, что значение модуля не может быть меньше нуля. Если под знаком модуля число положительное, то мы просто можем отбросить знак: модуль числа будет равен этому числу.

    Но если под знаком модуля отрицательное число, то значение модуля равно противоположному числу (то есть числу, взятому со знаком «–»).

    Для того, чтобы найти модуль любого выражения, для начала нужно выяснить, положительное ли значение оно принимает, или отрицательное.

    ( displaystyle sqrt{3} approx 1,7). Получается, значение первого выражения под модулем ( displaystyle sqrt{3}-2approx 1,7-2approx -0,3text{ }).

    ( -0,3<0), следовательно, выражение под знаком модуля отрицательно. Второе выражение под знаком модуля всегда положительно, так как мы складываем два положительных числа.

    Итак, значение первого выражения под знаком модуля отрицательно, второго – положительно:

    Это значит, раскрывая знак модуля первого выражения, мы должны взять это выражение со знаком «–». Вот так:

    Модуль числа и его свойства (строгие определения и доказательства)

    Модуль (абсолютная величина) числа ( x) — это само число ( x), если ( xge 0), и число ( -x), если ( x<0):

    ( left| x right|=left{ begin{array}{l}x,text{ }xge 0\-x,text{ }x<0end{array} right.)

    Например: ( left| 4 right|=4;text{ }left| 0 right|=0;text{ }left| -3 right|=-left( -3 right)=3.)

    Пример:

    Упростите выражение ( left| sqrt{5}-3 right|+left| sqrt{5}+1 right|).

    Решение:

    ( sqrt{5}-3<0Rightarrow left| sqrt{5}-3 right|=-left( sqrt{5}-3 right)=3-sqrt{5};)

    ( sqrt{5}+1>0Rightarrow left| sqrt{5}+1 right|=sqrt{5}+1;)

    ( left| sqrt{5}-3 right|+left| sqrt{5}+1 right|=3-sqrt{5}+sqrt{5}+1=4.)

    Основные свойства модуля (итог)

    Для всех ( x,yin mathbb{R}):

    • ( left| x right|ge 0,text{ }left| x right|=0Leftrightarrow x=0;)
    • ( left| -x right|=left| x right|;)
    • ( left| xcdot y right|=left| x right|cdot left| y right|;)
    • ( left| frac{x}{y} right|=frac{left| x right|}{left| y right|},text{ y}ne text{0};)
    • ( left| x+y right|le left| x right|+left| y right|)
    • ( left| cx right|=ccdot left| x right|, при text{ }c>0)
    • ( {{left| x right|}^{2}}={{x}^{2}})

    Докажите свойство модуля: ( left| x+y right|le left| x right|+left| y right|)

    Доказательство:

    Предположим, что существуют такие ( x;yin mathbb{R}), что ( left| x+y right|>left| x right|+left| y right|.) Возведем левую и правую части неравенства в квадрат (это можно сделать, т.к. обе части неравенства всегда неотрицательны):

    ( displaystyle begin{array}{l}left| x+y right|>left| x right|+left| y right|Leftrightarrow \{{left( x+y right)}^{2}}>{{left( left| x right|+left| y right| right)}^{2}}Leftrightarrow \{{x}^{2}}+2xy+{{y}^{2}}>{{x}^{2}}+2cdot left| x right|cdot left| y right|+{{y}^{2}}Leftrightarrow \xy>left| x right|cdot left| y right|Leftrightarrow \xy>left| xy right|,end{array})

    а это противоречит определению модуля.

    Следовательно, таких ( x;yin mathbb{R}) не существует, а значит, при всех ( x,text{ }yin mathbb{R}) выполняется неравенство ( left| x+y right|le left| x right|+left| y right|.)

    А теперь самостоятельно…

    Докажите свойство модуля: ( left| cx right|=ccdot left| x right|, при text{ }c>0)

    Воспользуемся свойством №3: ( left| ccdot x right|=left| c right|cdot left| x right|), а поскольку ( c>0text{ }Rightarrow text{ }left| c right|=c), тогда

    ( left| cx right|=ccdot left| x right|), ч.т.д.

    Упростите выражение ( left| frac{31}{8}-sqrt{15} right|+left| frac{15}{4}-sqrt{15} right|)

    Чтобы упростить, нужно раскрыть модули. А чтобы раскрыть модули, нужно узнать, положительны или отрицательны выражения под модулем:

    Подготовка к ЕГЭ на 90+ в мини-группах

    Алексей Шевчук — ведущий мини-групп

    математика, информатика, физика

    +7 (905) 541-39-06 — WhatsApp/Телеграм для записи

    alexei.shevchuk@youclever.org — email для записи

    • тысячи учеников, поступивших в лучшие ВУЗы страны
    • автор понятного всем учебника по математике ЮКлэва (с сотнями благодарных отзывов);
    • закончил МФТИ, преподавал на малом физтехе;
    • репетиторский стаж — c 2003 года;
    • в 2021 году сдал ЕГЭ (математика 100 баллов, физика 100 баллов, информатика 98 баллов — как обычно дурацкая ошибка:);
    • отзыв на Профи.ру: «Рейтинг: 4,87 из 5. Очень хвалят. Такую отметку получают опытные специалисты с лучшими отзывами».

    Модуль с точки зрения геометрии

    Забегая вперед, попробуем сразу понять, что же представляет собой модуль на практике — так будет легче уловить его смысл. Нарисуем на листе бумаги прямую координат, возьмем нуль за точку отсчета, а по правую и по левую стороны на одинаковом расстоянии поставим некие две точки — например, 5 и -5.

    Модулем будет считаться именно фактическое расстояние до нуля от -5 и от 5. Очевидно, что это расстояние будет совершенно одинаковым. Поэтому в обоих случаях модуль будет равняться числу «5» — и неважно, какой знак стоит перед исходным числом, которое мы рассматриваем.

    Видео

    Видео

    Расстояние между точками

    Представим числовую ось. Отметим на ней две точки, например 5 и 3. Какое между ними расстояние? Ничего сложного, скажете вы, расстояние равно 53=2. И это правильный ответ. Сразу заметим, что 35=(1)(53)=2, то есть при вычитании из меньшей точки большей получаем то же расстояние, но со знаком минус.

    Расстояние между точками 2 и 4 равно 2(4)=2. И опять, если мы поменяем местами числа в разности, то получим отрицательное расстояние 4(2)=(1)(2(4))=2

    Общий посыл вы уловили. Для нахождения расстояния

    Общий посыл вы уловили. Для нахождения расстояния между двумя точками, надо из большей точки вычесть меньшую. Если сделать наоборот, то получим противоположное, отрицательное расстояние.

    Вроде все ясно. Ну и причем здесь модуль? А вот представим, что у вас нет точных значений. Вам просто дали точки a и b, и попросили найти расстояние между ними. Какая-то из двух разностей ниже будет расстоянием:

    abba

    Но какая именно? Тут к нам и приходит на помощь модуль. Расстояние между a и b обозначим так:

    ab

    Если a>b, то мы угадали с разностью и получим положительный результат. Взятие модуля никак на него не повлияет. Если a<b, то мы не угадали и получаем отрицательное расстояние. Но, по определению модуля, в результате все-равно получим положительное расстояние.

    О

    Расстоянием между двумя точками a и b на числовой оси называется модуль их разности: ∣ a − b ∣ .

    Наконец, поговорим о модулях одного числа, например 5 или 2. Их можно представить вот так:

    5=52=2

    В этом смысле модуль одного числа можно понимать как расстояние от до этого числа (до 5 и до 2) на числовой оси.

    Решение более сложных примеров

    Попробуем упростить выражение ( left| sqrt{3}-2 right|+left| sqrt{3}+5 right|)

    Решение:

    Итак, мы помним, что значение модуля не может быть меньше нуля. Если под знаком модуля число положительное, то мы просто можем отбросить знак: модуль числа будет равен этому числу.

    Но если под знаком модуля отрицательное число, то значение модуля равно противоположному числу (то есть числу, взятому со знаком «–»).

    Для того, чтобы найти модуль любого выражения, для начала нужно выяснить, положительное ли значение оно принимает, или отрицательное.

    ( displaystyle sqrt{3} approx 1,7). Получается, значение первого выражения под модулем ( displaystyle sqrt{3}-2approx 1,7-2approx -0,3text{ }).

    ( -0,3<0), следовательно, выражение под знаком модуля отрицательно. Второе выражение под знаком модуля всегда положительно, так как мы складываем два положительных числа.

    Итак, значение первого выражения под знаком модуля

    Итак, значение первого выражения под знаком модуля отрицательно, второго – положительно:

    Это значит, раскрывая знак модуля первого выражения, мы должны взять это выражение со знаком «–». Вот так:

    Примеры графиков с модулем

    Часто в тестах и на экзаменах встречаются задания, которые возможно решить, лишь проанализировав графики. Рассмотрим такие задания.

    Пример 1.

    Дана функция f(x) = |x|. Необходимо построить график от – 3 до 3 с шагом 1.

    Решение:

    Объяснение: из рисунка видно, что график симметрич

    Объяснение: из рисунка видно, что график симметричен относительно оси Y.

    Пример 2. Необходимо нарисовать и сравнить графики функций f(x) = |x–2| и g(x) = |x|–2.

    Решение:

    Объяснение: константа внутри абсолютной величины п

    Объяснение: константа внутри абсолютной величины перемещает весь график вправо, если ее значение отрицательное, и влево, если положительное. Но постоянная снаружи будет передвигать график вверх, если значение положительное, и вниз, если оно отрицательное (как –2 в функции g (x)).

    Координата вершины x (точка, в которой соединяются две линии, вершина графа) – это число, на которое график сдвигается влево или вправо. А координата y – это значение, на которое график сдвигается вверх или вниз.

    Строить такие графики можно с помощью онлайн приложений для построения. С их помощью можно наглядно посмотреть, как константы влияют на функции.

    Докажитесвойствомодуля: ( left

    Доказательство:

    Предположим, что существуют такие ( x;yin mathbb{R}), что ( left| x+y right|>left| x right|+left| y right|.) Возведем левую и правую части неравенства в квадрат (это можно сделать, т.к. обе части неравенства всегда неотрицательны):

    ( displaystyle begin{array}{l}left| x+y right|>left| x right|+left| y right|Leftrightarrow \{{left( x+y right)}^{2}}>{{left( left| x right|+left| y right| right)}^{2}}Leftrightarrow \{{x}^{2}}+2xy+{{y}^{2}}>{{x}^{2}}+2cdot left| x right|cdot left| y right|+{{y}^{2}}Leftrightarrow \xy>left| x right|cdot left| y right|Leftrightarrow \xy>left| xy right|,end{array})а это противоречит определению модуля.

    Следовательно, таких ( x;yin mathbb{R}) не существует, а значит, при всех ( x,text{ }yin mathbb{R}) выполняется неравенство ( left| x+y right|le left| x right|+left| y right|.)

    А теперь самостоятельно…

    Уравнения с двумя модулями

    До сих пор мы изучали лишь самые простые уравнения — там был один модуль и что-то ещё. Это «что-то ещё» мы отправляли в другую часть неравенства, подальше от модуля, чтобы в итоге всё свелось к уравнению вида $left| fleft( x right) right|=gleft( x right)$ или даже более простому $left| fleft( x right) right|=a$.

    Но детский сад закончился — пора рассмотреть что-нибудь посерьёзнее. Начнём с уравнений вот такого типа:

    [left| fleft( x right) right|=left| gleft( x right) right|]

    Это уравнение вида «модуль равен модулю». Принципиально важным моментом является отсутствие других слагаемых и множителей: только один модуль слева, ещё один модуль справа — и ничего более.

    Кто-нибудь сейчас подумает, что такие уравнения решаются сложнее, чем то, что мы изучали до сих пор. А вот и нет: эти уравнения решаются даже проще. Вот формула:

    [left| fleft( x right) right|=left| gleft( x right) right|Rightarrow fleft( x right)=pm gleft( x right)]

    Всё! Мы просто приравниваем подмодульные выражения, ставя перед одним из них знак «плюс-минус». А затем решаем полученные два уравнения — и корни готовы! Никаких дополнительных ограничений, никаких неравенств и т.д. Всё очень просто.

    Давайте попробуем решать вот такую задачу:

    [left| 2x+3 right|=left| 2x-7 right|]

    Элементарно, Ватсон! Раскрываем модули:

    [left| 2x+3 right|=left| 2x-7 right|Rightarrow 2x+3=pm left( 2x-7 right)]

    Рассмотрим отдельно каждый случай:

    [begin{align}& 2x+3=2x-7Rightarrow 3=-7Rightarrow emptyset ; \& 2x+3=-left( 2x-7 right)Rightarrow 2x+3=-2x+7. \end{align}]

    В первом уравнении корней нет. Потому что когда это $3=-7$? При каких значениях $x$? «Какой ещё нафиг $x$? Ты обкурился? Там вообще нет $x$» — скажете вы. И будете правы. Мы получили равенство, не зависящее от переменной $x$, и при этом само равенство — неверное. Потому и нет корней.:)

    Со вторым уравнением всё чуть интереснее, но тоже очень и очень просто:

    [2x+3=-2x+7Rightarrow 4x=4Rightarrow x=1]

    Как видим, всё решилось буквально в пару строчек — другого от линейного уравнения мы и не ожидали.:)

    В итоге окончательный ответ: $x=1$.

    Ну как? Сложно? Конечно, нет. Попробуем что-нибудь ещё:

    [left| x-1 right|=left| {{x}^{2}}-3x+2 right|]

    Опять у нас уравнение вида $left| fleft( x right) right|=left| gleft( x right) right|$. Поэтому сразу переписываем его, раскрывая знак модуля:

    [{{x}^{2}}-3x+2=pm left( x-1 right)]

    Возможно, кто-то сейчас спросит: «Эй, что за бред? Почему «плюс-минус» стоит у правого выражения, а не у левого?» Спокойно, сейчас всё объясню. Действительно, по-хорошему мы должны были переписать наше уравнение следующим образом:

    [x-1=pm left( {{x}^{2}}-3x+2 right)]

    Затем нужно раскрыть скобки, перенести все слагаемые в одну сторону от знака равенства (поскольку уравнение, очевидно, в обоих случаях будет квадратным), ну и дальше отыскать корни. Но согласитесь: когда «плюс-минус» стоит перед тремя слагаемыми (особенно когда одно из этих слагаемых — квадратное выражение), это как-то более сложно выглядит, нежели ситуация, когда «плюс-минус» стоит лишь перед двумя слагаемыми.

    Но ведь ничто не мешает нам переписать исходное уравнение следующим образом:

    [left| x-1 right|=left| {{x}^{2}}-3x+2 right|Rightarrow left| {{x}^{2}}-3x+2 right|=left| x-1 right|]

    Что произошло? Да ничего особенного: просто поменяли левую и правую часть местами. Мелочь, которая в итоге немного упростит нам жизнь.:)

    В общем, решаем это уравнение, рассматривая варианты с плюсом и с минусом:

    [begin{align}& {{x}^{2}}-3x+2=x-1Rightarrow {{x}^{2}}-4x+3=0; \& {{x}^{2}}-3x+2=-left( x-1 right)Rightarrow {{x}^{2}}-2x+1=0. \end{align}]

    Первое уравнение имеет корни $x=3$ и $x=1$. Второе вообще является точным квадратом:

    [{{x}^{2}}-2x+1={{left( x-1 right)}^{2}}]

    Поэтому у него единственный корень: $x=1$. Но этот корень мы уже получали ранее. Таким образом, в итоговый ответ пойдут лишь два числа:

    [{{x}_{1}}=3;quad {{x}_{2}}=1.]

    Миссия выполнена! Можно взять с полки и скушать пирожок. Там их 2, ваш средний.:)

    Важное замечание. Наличие одинаковых корней при разных вариантах раскрытия модуля означает, что исходные многочлены раскладываются на множители, и среди этих множителей обязательно будет общий. Действительно:

    [begin{align}& left| x-1 right|=left| {{x}^{2}}-3x+2 right|; \& left| x-1 right|=left| left( x-1 right)left( x-2 right) right|. \end{align}]

    Одно из свойств модуля: $left| acdot b right|=left| a right|cdot left| b right|$ (т.е. модуль произведения равен произведению модулей), поэтому исходное уравнение можно переписать так:

    [left| x-1 right|=left| x-1 right|cdot left| x-2 right|]

    Как видим, у нас действительно возник общий множитель. Теперь, если собрать все модули с одной стороны, то можно вынести этот множитель за скобку:

    [begin{align}& left| x-1 right|=left| x-1 right|cdot left| x-2 right|; \& left| x-1 right|-left| x-1 right|cdot left| x-2 right|=0; \& left| x-1 right|cdot left( 1-left| x-2 right| right)=0. \end{align}]

    Ну а теперь вспоминаем, что произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:

    [left[ begin{align}& left| x-1 right|=0, \& left| x-2 right|=1. \end{align} right.]

    Таким образом, исходное уравнение с двумя модулями свелось к двум простейшим уравнениям, о которых мы говорили в самом начале урока. Такие уравнения решаются буквально в пару строчек.:)

    Данное замечание, возможно, покажется излишне сложным и неприменимым на практике. Однако в реальности вам могут встретиться куда более сложные задачи, нежели те, что мы сегодня разбираем. В них модули могут комбинироваться с многочленами, арифметическими корнями, логарифмами и т.д. И в таких ситуациях возможность понизить общую степень уравнения путём вынесения чего-либо за скобку может оказаться очень и очень кстати.:)

    Теперь хотелось бы разобрать ещё одно уравнение, которое на первый взгляд может показаться бредовым. На нём «залипают» многие ученики — даже те, которые считают, что хорошо разобрались в модулях.

    Тем не менее, это уравнение решается даже проще, чем то, что мы рассматривали ранее. И если вы поймёте почему, то получите ещё один приём для быстрого решения уравнений с модулями.

    Итак, уравнение:

    [left| x-{{x}^{3}} right|+left| {{x}^{2}}+x-2 right|=0]

    Нет, это не опечатка: между модулями именно плюс. И нам нужно найти, при каких $x$ сумма двух модулей равна нулю.:)

    В чём вообще проблема? А проблема в том, что каждый модуль — число положительное, либо в крайнем случае ноль. А что будет, если сложить два положительных числа? Очевидно, снова положительное число:

    [begin{align}& 5+7=12 gt 0; \& 0,004+0,0001=0,0041 gt 0; \& 5+0=5 gt 0. \end{align}]

    Последняя строчка может натолкнуть на мысль: единственный случай, когда сумма модулей равна нулю — это если каждый модуль будет равен нулю:

    [left| x-{{x}^{3}} right|+left| {{x}^{2}}+x-2 right|=0Rightarrow left{ begin{align}& left| x-{{x}^{3}} right|=0, \& left| {{x}^{2}}+x-2 right|=0. \end{align} right.]

    А когда модуль равен нулю? Только в одном случае — когда подмодульное выражение равно нулю:

    [x-{{x}^{3}}=0Rightarrow xleft( 1-{{x}^{2}} right)=0Rightarrow left[ begin{align}& x=0 \& x=pm 1 \end{align} right.]

    [{{x}^{2}}+x-2=0Rightarrow left( x+2 right)left( x-1 right)=0Rightarrow left[ begin{align}& x=-2 \& x=1 \end{align} right.]

    Таким образом, у нас есть три точки, в которых обнуляется первый модуль: 0, 1 и −1; а также две точки, в которых обнуляется второй модуль: −2 и 1. Однако нам нужно, чтобы оба модуля обнулялись одновременно, поэтому среди найденных чисел нужно выбрать те, которые входят в оба набора. Очевидно, такое число лишь одно: $x=1$ — это и будет окончательным ответом.

    Теги

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти налог от оклада
  • Как составить заявление в гибдд в электронном виде
  • Как найти скорость электрона через радиус
  • Как правильно составить свою родословную в школу
  • Как найти площадь пятиугольника вписанного в окружность