Как найти момент для шутки

Юмор присутствует во всех сферах культурах, это универсальный социальный аспект личности. Ученые доказали, что у людей есть специализированные мозговые контуры, отвечающие за смех и чувство юмора. Означает ли это, что человек без чувства юмора обречен? Отнюдь. О том, как научиться шутить в любой ситуации, написано много книг и статей. При должном терпении и тренировках человек способен повысить качество юмора в разы.

Содержание:

  • Что делает шутку смешной — Психология юмора
  • Теории смешных шуток
  • Можно ли научиться шутить?
  • Способы, как смешно шутить
  • Упражнения, чтобы научиться научиться тонко шутить
  • Советы

Что делает шутку смешной — Психология юмора

Несмотря на то, что юмор заложен генетически, культурные нормы  общества дают примерный ориентир – что смешно, а что нет. По мере развития цивилизации создавались новые способы и стили шуток. Юмор стал универсальным способом общения.

Психологи делят юмор на 4 компонента:

  1. Социальный контекст. Люди шутят и смеются чаще в компании, чем когда находятся в одиночестве. Юмор является своеобразной формой взаимодействия в виде игры. Люди пользуются им, чтобы привлечь друг друга.
  2. Когнитивноперцептивный процесс. Чтобы пошутить, человек вынужден генерировать у себя в голове информацию, что-то вспоминая, компонуя элементы из прошлого. В этом есть элемент творчества.
  3. Эмоциональная реакция. Смех является выражением радости в ответ на шутку.
  4. Вокальноповеденческое выражение смеха.

Юмор – это своего рода стимул, на который реагирует собеседник. Он либо смеется, либо ведет себя сдержанно, удивленно, раздраженно. Что есть такого в шутке, чтобы ее восприняли, как смешную? Как научиться тонко шутить? Должна быть мысль или текст, который бы человек посчитал забавным, нелепым, неординарным.

Специалисты по эволюции Мэтью Джервейс и Дэвид Уилсон назвали 3 когнитивных компонента, помогающих правильно шутить:

  • несоответствие;
  • неожиданность;
  • игривость.

Это ядро любых шуток, от ироничных высказываний, поддразниваний до детских игр с ребенком. Исследования мозга показали, что за восприятие юмора отвечают те же участки, что отвечают за боль.

Шутка – это продукт реакции нервной системы на парадоксы и несовпадения.

Лобные доли реагируют, когда что-то происходит не так, человек шутит, чтобы защититься от дискомфорта. Людей, склонных к депрессиям и глубоким эмоциональным переживаниям, отличает особое остроумие.

Теории смешных шуток

Ученые выделяют 3 теории, помогающие разгадать тайну, как шутить остроумно:

  1. Несоответствие ожиданиям. Люди смеются от неожиданности.
  2. Теория превосходства. Собеседник смеется от злорадства, что кто-то или что-то хуже,чем у него. В этом есть элемент самоутверждения.
  3. Теория переживания. Шутка как способ снятия напряжения и снижения тревоги.

Специалист Виктор Раскин дает совет о том, как научиться круто шутить: любую шутку делает смешным наличие двух несовместимых ситуаций, то есть должно присутствовать несоответствие или даже абсурд.

Том Витч полагает: что дело не только в наличии противопоставления ситуаций. Одна ситуация вписывается в пределы нормы, другая выходит за грани морали, законов природы и цивилизации.

Исходя из данных подходов, можно вывести 2 причины, по которым некоторые шутки проваливаются:

  • Собеседник не знает или не осознает парадокс, заложенный в шутке. Он понимает, что во фразе присутствует юмор, но не знает, над чем смеяться.
  • Нарушаются какие-либо моральные установки или ценности слушателя. То, что для одного смешно, для другого оскорбительно.

Как научиться смешно шутить, чтобы собеседнику было весело и интересно? Шутки рождаются и воспринимаются в голове: в лобной доле анализируется услышанная информация, в правой решается – смешно или нет.

Можно ли научиться шутить?

Поскольку юмор – биологически предопределенный фактор, научиться создавать остроумные фразы, если нет чувства юмора, очень сложно. Но можно понять механизм создания шуток, которым пользуются профессионалы.

Как научиться хорошо шутить и удивлять людей остроумием? Книга – одно из лучших средств. Лучше всего подходят сочинения классиков сатирического жанра – Ильфа и Петрова, Гоголя, Чехова, Эдгара По. Широкий кругозор и эрудиция помогают увидеть нелепые и забавные моменты в современной жизни.

Способы, как смешно шутить

Людей, желающих производить впечатление, интересует, как научиться шутить и быть веселым, чтобы привлекать людей.

Юмор хоть и причисляют к сфере спонтанности и творчества, на деле оказывается не все так просто. Некоторые приемы и техники требуют вдумчивости и тренировок.

Существует проверенные способы.

Кручу-верчу. Самый простой прием, позволяющий быстро шутить. Нужно поменять местами слова, предложения или даже буквы (Федор Конюхов — конюх Федоров). Не стоит искать смысл в перевертышах. Их цель – поднять настроение.

как научиться остроумно шутить

Внести новизну. Люди употребляют в речи множество устойчивых выражений, фразологизмов, штампов. Внести новое – значит в опостылевшее выражение внести перчинку в виде нового слова («порох в пороховницах, ягоды в ягодицах»). Чем более уместна замена, тем лучше.

Как слышится. Суть метода в том, чтобы не обращать внимание на контекст ситуации, а сосредоточиться на детали («Почему орел убил козу? Потому что в Орле плохая экология»)

Преувеличение. Как говорил один известный комик: « Если в математике 1+1= 2, то в юморе 11. Иногда гиперболизация фактов делает ситуацию не странной, а смешной. Например, «Я не могла уложить ребенка спать. Так громко крикнула на него, что соседи за стенкой тоже решили укладываться».

С ног на голову. Это метод требует сноровки, поскольку не так прост, как предыдущие. Как хорошо шутить, используя данный метод? Нужно переворачивать популярное разговорное клише. Например,  «Я готов отдать правую руку, потому что все могу решить одной левой»).

Противопоставление. Шутки состоят из двух, не сочетающихся между собой фраз. «У нее был изжелта-бледный цвет лица, который, впрочем, компенсировался ярким румянцем на носу». Заключительная часть высказывания противоречит первой, но развивает ее.

Ложное усиление. В шутке вторая часть высказывания опровергает первую («Никогда такого не было и вот опять», «Бросать курить легко, я бросал раз пять» Марк Твен. ).

Абсурд. Смысл в том, чтобы настолько гиперболизировать какую-то мысль, чтобы она стала нелепой и смешной. Один из вариантов – доведение до абсурда какой-либо мысли собеседника.

Доведение до абсурда может происходить двумя путями — чрезмерного усиления или смягчения. Пример, «Если человек дурак – это надолго».

Остроумные нелепости. Оно достигается благодаря наличию абсурдной ситуации, которая обыгрывается. Произведение «Алиса в стране чудес» соткано из таких шуток. Пример объявления «Вход бесплатный. Детям скидка».

Парадокс. Незначительные изменения в тексте делают его пикантным и остроумным. Пример, известный анекдот:

Урок в школе. Учительница:

— Вовочка, ты можешь привести мне пример парадокса, одновременного грустного и смешного?

— Клоун умер от скуки!

Все представленные приемы, отвечают на вопрос, как научиться остроумно шутить, и что для этого нужно делать, однако не стоить забывать о деталях.

Одно из условий хорошей шутки – это ее уместность. Остроумная фраза, произнесенная не вовремя, выглядит глупо и некрасиво.

Упражнения, чтобы научиться научиться тонко шутить

как научиться хорошо шутить

Чувство юмора очень помогает в общении. Шутки сближают людей, разряжают обстановку, объединяют. Узнать, как научиться шутить в разговоре, можно из книг.

Один из популярных трудов, посвященных шуткам, книга Юрия Тамберга «Как развить чувство юмора». Это наиболее известная и популярная публикация для тех, кто хочет овладеть искусством остроумия. В  ней автор дает конкретные рекомендации по созданию шуток.

Популярные упражнения для тех, кто хочет выделиться остроумием в компании:

  1. Поиск ассоциаций. Нужно выбрать предмет и найти к нему 5-10 вещей, чем-то похожих. Нужно не просто их найти, но и понять, в чем сходство, что вызвало ассоциацию. Такой прием повышает скорость реакции, помогает шутить на ходу.
  2. Чтение литературы. Для расширения кругозора пойдет классика из школьно программы и то, что по душе. Желательно, чтобы текст был художественным, с обилием метафор, гипербол, сравнений. Умение интеллектуально шутить – большой бонус в глазах аудитории.
  3. Сочинение стихов. То, что не вызывает улыбку в прозе, может хорошо восприниматься в рифме. Если со стихами все плохо, можно потренироваться находить пары слов, схожих по звучанию или смыслу.
  4. Развитие творческого мышления. Нужно взять любой предмет и найти 10-15 способов его нестандартного применения.
  5. Использование иронии. Еще один способ развития креативности – придумывать названия для фото или картинок. Не обязательно должно получаться смешно. Смысл в том, чтобы учиться видеть мелкие детали, нюансы сюжета. Чем больше подписей придумано, тем лучше.
  6. Самоирония. Умение смеяться над собой – высший пилотаж. Это упражнение не только развивает нестандартное мышление, но и раскрепощает. На листочке следует написать три своих недостатка, а затем несколько остроумных вариантов ответов на случай, если кому-то вздумается заняться критиканством. Умение прикольно отвечать на токсичность собеседника – прекрасное качество.
  7. Позитивное мышление. В течение дня следует записывать все забавные, смешные или просто хорошие моменты, которые порадовали. Человек, умеющий видеть вокруг смешные ситуации, заряжен на юмор.
  8. Поиск положительных моментов. Необходимо выписать несколько спорных ситуаций, а затем написать несколько вариантов, как ответить с юмором.
  9. Аббревиатура. Упражнение для развития творческого мышления. Нужно выписать все известные аббревиатуры и придумать новую, желательно смешную расшифровку.
  10. Поиск сходств. Нужно найти общие черты у совершенно разных предметов. Например, стола и троллейбуса, кота и циркуля. Чем больше вариантов, тем лучше.

Задания не так просты в реализации, как кажется. На их выполнение уходит довольно много времени. Терпение тренировки дадут хороший результат.

Советы психологов

Понимание шуток и юмора – вещь субъективная. Не стоит пытаться шутить, как Павел Воля или другие известные комики. Они стали известными именно благодаря своему неповторимому стилю. Нужно создавать свой собственный образ.

В качестве аудитории для отработки навыком комика лучше всего подходит ближайшее окружение – друзья, семья. Важно помнить, что шутить и подкалывать нужно по-доброму, сохраняя личные границы других людей, никого не оскорбляя.

Хорошее чувство юмора важно для любого человека, независимо от пола. Как научиться шутить девушке, чтобы не выглядеть глупо? Такая вероятность не исключена, особенно на первых парах. В этом случае следует обратиться к самоиронии. Ничто не обезоруживает противника, как смелость шутить над собой. Если боязнь опростоволоситься все же сильна, можно начать шутить с мужем или молодым человеком. Они вряд ли станут отпускать едкие замечания, скорее подскажут, как можно научиться шутить.

Юмор, как ни странно, можно найти даже в неприятных и болезненных моментах. Нужно искать то, что раздражает. Возможно, это какие-то неприглядные черты личности, поступки, социальные явления. Этим приемом часто пользуются известные комики.

Для «обкадки» чувства юмора отлично походят социальные сети. Правда, для этого требуется определенная смелость. Можно научиться красиво шутить, выкладывая посты с шутками собственного сочинения и анализируя реакцию аудитории. Будет понятно, какие шутки «заходят» лучше, какие вообще не воспринимаются.

Отличный способ развить чувство юмор – учиться у других, кто в этом преуспел. Можно смотреть знамениты комедийные сериалы, выступления любимых артистов. Не лишним будет узнать о творчестве зарубежных комиков.

В западной культуре есть понятие «hack». Это шутки на тему смерти, болезней, секса. С ними нужно быть осторожным. Одних людей легко рассмешить, другие не поймут такой юмор.

В заключении

Люди с хорошим чувством юмора могут не только рассмешить аудиторию, но и привлекать большое количество людей, помогать преодолевать хандру и другие невзгоды.

Загрузка…

Обновлено: 6 ноября 2020

Привет всем читателям! С вами Людмила Редькина. Слышали ли вы когда-нибудь такую пословицу: “В ком юмор вызывает зло, тому с умом не повезло!”? Она не просто так появилась, народное творчество всегда правду гласило. Действительно, людям, которые не понимают юмор и не умеют шутить, довольно сложно приходится в жизни. Я не говорю сейчас о пошлости или подколах. Речь идет о хорошем, тонком юморе, который не высмеивает человека, а подмечает смешные моменты. Юмористов любят везде, их цитируют, вспоминают, на их выступления с удовольствием ходят. Сегодня мы говорим о практике: как придумывать шутки, чтобы с них все смеялись, а вас уважали.

ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА

Оглавление

  • Подготовка материала для шуток
  • Технология написания смешной шутки
    • Используйте многозначительность
    • Концовка, которую никто не ждал
    • Противоречие
    • Не те ожидания
    • Ирония поможет новичку
  • Грамотная подача
  • Тренинг от Павла Воли
  • Заключение

Подготовка материала для шуток

Мы постоянно поглощаем телевизионные шоу, где опытные и талантливые юмористы радуют нас новыми актуальными смешными историями. И, возможно, вы тоже хотели бы придумать шутку, которую бы многие знакомые оценили. Это объяснимо – смешные истории помогают нам адаптироваться в новой обстановке, спокойнее реагировать на стрессы и легче жить.

На ходу придумывать анекдоты довольно сложно для новичка, поэтому начинать нужно с материала для вашего юмора. Конечно, для любой шутки нужно развивать чувство юмора. Именно оно поможет находить отличный материал, замечать смешные моменты и быть веселым в общении.

Как найти материал для шуток:

  1. Обратите внимание, что больше всего интересует слушателей то, на что они реагируют смехом. Выбирайте темы, которые интересуют не только вас, но и окружающих. Например, про погоду: “Бабы в этом году настолько были хороши, что получили бабье лето, бабью осень, бабью зиму!” Или еще: “Люди, которые на масленицу зиму провожали, – вы куда ее, блин, проводили?!”
  2. Посмотрите известных людей, выступающих в стиле стендап, какие они темы обыгрывают. Определить тему – это уже начало шутки.
  3. Постарайтесь подыскивать темы, интересные многим людям. Медицинские анекдоты сложно понять электрикам (хотя и там общее можно найти!). Чем разносторонней темы вы найдете, тем чаще в разных группах вы сможете их рассказывать.
  4. Новости, ситуации из собственной жизни могут здорово повеселить людей. Чтобы заинтриговать, придумайте сразу заголовок, который передавал бы смысл шутки. Например: “В доме я ас (заголовок). Когда жена попросила слить компот, достал дуршлаг, слил его. Кто ж знал, что компот нужно оставить…”
  5. Если основная ваша задача – научиться шутить, чтобы всем было смешно, старайтесь не затрагивать противоречивые темы: расы, религия, болезни.
  6. Если вы оценили шутку и подозреваете, что она может кого-то обидеть, лучше ее не произносить вслух.

Когда вы проштудировали материал, приобрели мало-мальский опыт, то сможете легко и быстро придумывать смешные шедевры.

Как легко и быстро придумать шутку

Технология написания смешной шутки

Кто-то для написания смешной истории использует свою структуру, кто-то вообще считает, что никак шутки не нужно придумывать, нужно импровизировать. Но стиль импровизация на самом деле тоже не с неба падает в мозг. Нужно быть хорошо натренированным, чтобы шутить с ходу. Современные шутки и подколы составляются по определенному принципу.

Чтобы заинтриговать слушателей, можно смешную историю озаглавить. Это может служить настройкой на смешную историю. Например, “как я в колодец угодил” или “как Дуся злостного пуделя испугалась”. Заголовок должен быть интригующим и передавать основную мысль истории или анекдота. Вам же знакома фраза: “Ой, а ты слышал анекдот, как Вовочка в бинокль смотрел?” И начинается смешная история.

Про заголовок поговорили, перейдем непосредственно к составлению шутки.

Используйте многозначительность

Шутки для КВН, стендапа должны быть не длинными, чтобы слушатель не потерял интереса. Но если вы шутите в обычной жизни, можно обыгрывать фразы многозначительностью: “что такое КПСС – это сочетание глухих букв”. У аббревиатуры есть свое значение, и вы присоединяете еще одно правильное, но свое. И это получается смешно.

Здесь важно несколько смыслов слова, словосочетания. Например, “В воскресенье вечером прошел снег. Правда, он прошел мимо и не вернулся”.

Концовка, которую никто не ждал

Здесь используется техника неожиданных концовок. Вы говорите фразу, которая подразумевает одно окончание, а заканчиваете другим. Например: “Вчера получил справку со страшным диагнозом… Годен!”.

Такие шутки придумываются быстро, так как не нужно что-то эдакое додумывать, просто нужно взять ситуацию из жизни и обыграть ее. “Дети очень хотели помочь маме” – тут каждый слушатель додумывает ситуацию на кухне, в спальне с пылесосом и т. д. Но вы заканчиваете: “Мама в смартфоне смотрела Камеди Клаб” или типо того.

Кстати, если говорить об этой шуточной программе, многие спрашивают, а кто придумывает шутки для Камеди Клаб. Ирина Пятенко, одна из организаторов шоу, говорит, что у них есть два варианта сотрудничества: резиденты самостоятельно придумывают шутки, а также есть специально нанятые люди, которые трудятся на этом поприще. Имена этих людей не разглашаются.

Противоречие

Здесь технология составления заключается в том, что в начале шутки говорится один сюжет, история, а потом подключается противоречие. Например: “Выглядела она очень свежей, как долго лежащее на жаре яблоко”. Научиться такому противоречию легко – вы берете фразу из жизни и придумываете к ней противоречие, противоречивый смысл.

Не те ожидания

Человеку говорится фраза, которая подразумевает настройку на определенное слово или смысл. Но следующая фраза рвет все шаблоны:

– Выходи за меня замуж!

– Ага, завтра протрезвеешь и передумаешь!

– Клянусь, не протрезвею!

Слушатель настроен на слово “передумаешь”, а вы рассказываете шутку на слово “протрезвеешь”.

Смешные шутки “ожидание – реальность”

Ирония поможет новичку

Если вы не можете придумать другую шутку, которая бы отличала вас от остальных, примите на вооружение прием Задорнова. Он очень любил искать смысл там, где его в принципе не может быть. Например, в попсовых песнях. Получается ироничное высказывание, которое смешно слушать окружающим. Здесь очень важно развивать критическое мышление, именно оно создает основу иронии.

Приведу пример на детских сказках. Давно заезженная шутка: “Родила царица в ночь не-то сына, не-то дочь – какая-то неведомая зверушка!” В сказке про Курочку Рябу тоже логику сложно обнаружить, на эту тему тоже имеется много шуток. Часто такие шутки применяются для стендапа или для общения с девушкой (ну не сказки обыгрываются, конечно, а, например, песни).

Грамотная подача

А теперь внимание! Чтобы хорошо донести смешную историю слушателю, важно ее правильно подать по специальной формуле:

Сетап (установка с англ.) + Панчлайн (ударная волна с англ.) + Коэффициент актуальности

Теперь разберем подробнее.

Сетап – начало шутки, которое интригует слушателя. Эту часть нужно сказать обычным голосом, как при повествовании.

Панчлайн – удар второй частью шутки такой, чтобы “добить” слушателя до смеха. Эта часть подается максимально эмоционально и выразительно.

Коэффициент актуальности – важно учитывать актуальные интересы публики. “Обсмоктанные” ситуации уже никому не интересны. Нужно держать руку на пульсе и брать для шуток новые события, истории. Здесь есть еще подтекст аморальности. Если ваш юмор аморальный для компании, над ним никто не посмеется. Его воспримут негативно, а вас будут обходить стороной и косо глядеть.

Важно также оценивать интригу группы. Если вас не слушают, то не старайтесь пошутить – это может сыграть плохую шутку с вами: вашу идею либо украдут, либо вас перестанут воспринимать как человека, умеющего шутить. Здесь важно проявить творческое мышление, чтобы остаться уважаемым в группе. Оно помогает оценивать коэффициент актуальности и внимание людей к вашим шуткам.

Для наглядности разберем шутку по описанной структуре, начнем с коэффициента актуальности. В интернете множество мемов, на которые можно составить шутки для стендапа, блога. Актуальным будет тема, например, о болезнях. Итак: разговаривают два врача:

– Может, еще раз проверим, жалко парня?!

– Да уже 10 раз проверяли, скажи ему как-то мягко, с пониманием. (это сетап, который должен произноситься мягко, обычным голосом, можно придать немного драматизма)

– Мне очень жаль, но мы не можем продлить вам больничный! (это “ударная волна”, после которой должен последовать смех. Будет смех или нет, зависит от коэффициента актуальности, интриги и ваших эмоций во время произнесения речи).

Тренинг от Павла Воли

Также стать остроумным и научиться шутить поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Для меня такой человек – Павел Воля. По официальным данным, он за 2019 год заработал более 2 млн $ на юморе.

Его онлайн-курс “Юмор 3.0” за 1,5 месяца выведет вас на качественно новый уровень умения шутить и пользоваться своим чувством юмора.

Какие будут результаты:

  • вы нащупаете в себе состояние легкости и игривости, ироничности, которое
    вас раскрепостит;
  • освоите навыки, которые позволят вам начать чаще и точнее шутить как в
    повседневной жизни, так и на сцене (если вы иногда выступаете перед людьми);
  • начнете относиться менее серьезно к себе, окружающим людям и событиям;
  • станете более интересным собеседником.

Курс состоит из видеоуроков, каждый урок из практической и теоретической частей. Вы изучаете теорию – получаете задание – выполняете его – переходите на следующий уровень.

Обучение проводят кураторы:

  1. Алексей Ляпоров – креативный продюсер Comedy Club, автор сценария фильма “Наша Раша: яйца судьбы”.
  2. Илья Романко – креативный продюсер и автор Comedy Club, автор скетчкома “Наша Раша”, профессионально занимается юмором с 1998 года.
  3. Алексей Пойманов – сценарист проекта “Большая разница”, сценарист проекта “Убойная лига”, профессионально занимается юмором с 2006 года.

Как научиться придумывать смешные шутки, чтобы люди падали со смеху: 5 мощных техник

Илья Романко загадывает желание между Алексеем Ляпоровым и Алексеем Поймановым

Стоимость – 12 000 руб.

А я могу немного помочь. Дарю вам промокод на скидку 25 %.

PRT3081CBA

Если в течение первого урока вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.

Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.

Заключение

Дорогие читатели, юмор помогает нам жить легко и весело. Научиться шутить может каждый, и не важно, есть у вас способности к быстрому составлению смешных историй или нет. Вы можете сделать свой юмор качественным и смешным для людей. Этим вы создадите настроение себе и окружающим!

В этой статье мы рассмотрели основные приемы составления смешных шуток, а чтобы не пропустить другие важные темы, подписывайтесь на новости этого блога. Оставляйте комментарии, делитесь своим мнением и ссылкой на статью в соцсетях.

А я прощаюсь до следующей встречи!

С Уважением, Людмила Редькина

Шутки, набирающие обороты

Котучино.

Добивка:
→ Котучино.

Рейтинг:
17

Дата: 25.05.2023 18:16
Голосов: 3
 

Смотреть все шутки

U1_thumb
Просмотр хумопостов пользователя vasya_hrenov

28.01.2019 19:37   Просмотров: 2519

Всем привет!

Давайте в этой статье поговорим о том, как составить хороший заход.

Как минимум 50% хорошей шутки зависят от захода.

Некоторые заходы рождают идеи добивок, а некоторые ставят тебя в тупик. И даже не дают намека, как про это можно пошутить.

Поэтому, на мой взгляд, самый важный принцип при придумывании захода: Вы должны сразу примерно понимать, как люди смогут дальше про это пошутить.

И далее я перечислю несколько способов, как можно придумать хороший заход:

1. Хорошим заходом может стать узнаваемая фраза, которая рождает у читателя ассоциации, в каком контексте ее следует воспринимать.

В добивке тогда можно будет пошутить, изменив контекст ситуации на неожиданный.

Пример:
«Рожденные ползать»

Мы знаем, что у этой фразы есть известное продолжение.

И дальше тогда люди могут в качестве добивки предложить другую фразу, которая бы вписалась в контекст, но была новой и свежей.

Тут есть небольшая трудность, что большинство известных фраз уже успели прошутить десятками способов.

Все известные пословицы, поговорки уже сильно прошучены.

Таким образом было построено множество шуток Николая Фоменко (например «Лучше синица в руке, чем утка под кроватью»).

Как выход — можно брать известные фразы из песен.

Они еще не сильно прошучены. И не так уж сложно находить узнаваемы моменты из песен и неожиданные свежие добивки.

Пример:

«Она ходила голой на лестницу,

Ходила голой на улицу.

Она хотела даже повеситься»

К этому заходу, например, мне понравилась добивка Любви (Nymphaea) «Но на трусы соседи ей скинулись».

2. Новость, в которой содержится парадокс.

Пример:

«Росгвардия закупила лазеры для разгона митингующих»

Еще пример:

«В Люксембурге легализовали легкие наркотики»

3. Узнаваемая фраза, которая немного изменена

Пример:

«Суд постановил заключить в объятья»

Обычно суд постановляет заключить в тюрьму или под стражу, а тут в объятия.

Но при этом фраза про суд остается узнаваемой.

Еще пример:

«Я хочу работать у вас в фирме главным бюстгалтером»

4. Совмещаем 2 далекие друг от друга вещи

Пример: 

«Девочка, воспитанная кондукторами»

В этой фразе сталкиваются 2 вещи:

1. Дети/семья/воспитание детей

2. Кондуктора/оплата проезда/общественный транспорт

Еще пример:

«Лекарственная девушка»

Тут сталкиваются: Лекарства + Девушки.

Еще пример:

«Очень доверчивый маньяк»

5. Сравнения далеких друг отдруга вещей

Пример:

«Девушки как микроволновка»

6. Вопрос.

Пример:
«Что девушки делают так долго в ванной?»

Здесь нужно найти вещь, которую можно атаковать.

Чтобы дальше люди могли в качестве добивки предложить нелепые объяснения этому факту.

7. Заход на преувеличение какого-то недостатака или негативного момента

Пример:

«У Оли было настолько короткое платье, что …»

Дальше ясно, что мы будем подкалывать эту Олю, насколько именно она распутно выглядит.

Здесь желательно в заходе, чтобы дальше было ясно, что именно будет подкалывать или высмеивать шутка.

Кто будет жертвой этой шутки.

То есть к фразе «Дом был настолько большой, что …» трудно будет придумать хорошую добивку, потому что в большом доме нет ничего плохого или негативного.

А вот к фразе «Дом депутата был настолько большой, что …» уже можно придумать добивку. Потому что у депутатов официальная зарплата не позволила бы купить слишком большой дом.

Давайте вместе сделаем эту статью максимально полезной.
Напишите в комментариях ваши мысли и идеи, как составить хороший заход.

Последний: 25.05.2023 18:57

Step by Step to Stand-Up Comedy

 by Greg Dean

Шаг за шагом к стендап-комедии


Об авторе

Грег Дин — автор всемирно признанной книги Step By Step to Stand-Up Comedy. С 1982 года ведет уроки по стендап комедии в Америке. Дин уже около тридцати лет учит людей как быть смешными во всем мире.

Информация с его сайта — stand-upcomedy.com

Подписывайтесь на наш YouTube-канал — Настоящий стендап

Глава 1

Секрет структуры шутки

Что такое шутка? Это когда смешно, скажете вы. Большинство людей скажут, что шутка — это что-то, сказанное кем-то, что заставляет других смеяться. Это определение, хоть и верное, не особо много скажет о том, что же такое шутка. Оно просто описывает желанный эффект.

А как насчет шутки, которая в одном случае вызывает смех, а в другом — гробовое молчание? Если после шутки не смеются, означает ли это, что она, внезапно, перестает быть шуткой? Люди всегда узнают шутку, смеялись они над ней или нет. Почему? Потому что есть определенная узнаваемая структура, по которой каждый может определить шутку. До сих пор никто так и не изложил эту структуру доступным способом. Такую ситуацию нужно изменить. Разъяснение структуры шутки — главная задача этой главы.

Сетап и Панчлайн

Давайте начнем с того, что именно большинство людей знает про шутки. По обыкновению, шутка делится на две части:

1. Сетап

2. Панчлайн

К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:

«Виделся с бабулей недавно… возможно в последний раз… Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».

Чтобы помочь объяснить структуру шутки, я создал схему, которую назвал Схемой Шутки. Давайте разместим вышесказанное на Схеме 1, чтобы вы могли чётко определить сетап и панч:

Сетап и Панчлайн обычно определяют так:

Сетап — это первая часть шутки, которая подготавливает к смеху.
Панчлайн — это вторая часть, которая вас смешит.

Это, конечно, замечательно, но есть одна маленькая проблема — это ничего не объясняет. Давайте посмотрим, сможем ли мы всё таки понять, что это такое.

Что делает шутка:

Ожидание и Удивление

Сетап и панчлайн непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина, заметьте, что после сетапа вы что-то ожидаете:

«Секс — это самая прекрасная, полезная и естественная вещь…»

И посмотрите, как панчлайн удивляет вас:

«…которую можно купить за деньги».

После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»

Что же, сложное здесь следующее: чтобы всё работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого. Вот что делает шутка — заставляет вас ожидать одно, затем удивляет другим.

(Пожалуйста, обратите внимание на этот момент! Самая основная проблема начинающих комиков состоит в том, что они не до конца понимают, что шутка — это не то, что и так вертится в голове у слушателя, а нечто новое, что слушатель не ожидает услышать. Многие начинающие комики не делают шутки, а просто намекают на что-то, в их «шутках» панчлайн — это всегда намек, который обращается к сетапу. Пример псевдо-шутки: «Вчера я съел 3 килограмма конфет. В общем, никогда не накуривайтесь на кладбище, ребят». Как можно увидеть, это не шутка, а просто намек, что на кладбище по традиции оставляют конфеты. — прим. перев.)

Вот наше новое определение:

Сетап создает ожидание
Панч создает удивление

Теперь, когда вы это поняли, то можете писать отличные шутки, правильно?

Не совсем. Недостаточно знать, что делает шутка. Нужно знать, как шутка делает то, что она делает.

Как работает шутка:

Первая История и вторая История

Теперь вы знаете, что сетап и панчлайн создают ожидание и удивление. Но как они это делают? Я нашел ответ, когда читал статью под названием «Шутки» в одном журнале (Psychology Today, Октябрь, 1985 год). Автор статьи, Виктор Раскин, предложил «семантическую теорию юмора», по которой шутка состоит из двух скриптов.

(Согласно когнитивным теориям наша память хранит сведения в виде структур, которые В. Раскин и С. Аттардо назвали скриптами.

Скрипт – это структурированное описание типичных признаков объекта. Раскин полагает, что в основе юмористического эффекта лежит столкновение контекстов, а не простого языкового смысла. Согласно этой теории юмористический эффект возникает, если имеют место следующие условия:

а) текст обладает несовместимостью, частичной или полной

б) две части текста противоположны в определённом смысле. — прим. перев.)

Однако, семантическая теория имеет дело только со словами и их значениями — она ограничена в физическом и невербальном юморе. Я заменил термин Раскина со скрипта на историю, что позволило мне использовать это понятие для всех форм юмора. Через теорию Раскина я пришел к первому кусочку структуры шутки. Изменение моей Схемы шутки начиналась с этого открытия:

Секрет №1:

В шутке должны быть две истории

Сетап шутки создает первую Историю в нашей голове, и мы начинаем что-то ожидать, затем панчлайн удивляет нас второй Историей, которая относится к первой, но совсем не так, как мы это ожидаем. Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:

(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».

Сетап создает первую Историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панчлайн второй Истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.

Занесем эту шутку в Схему 2, которая покажет вам как сетап и панчлайн создают и показывают эти две сюжетные линии:

Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панчлайн не раскрывает вторую Историю, то получается буквально одна история, но не шутка. К примеру, другая версия:

(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».

Не особо смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй Истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.

Сетап и первая История

Меня часто спрашивают, в чем разница между первой Историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая История, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду. Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:

«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».

Когда комик говорит: «Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину…» — это только сетап. После сетапа зрители представляют более подробно первую Историю, и после я уже не могу точно сказать — какая именно первая История будет в голове у каждого, поэтому послушайте мою версию:

Первая История: Этот мужчина говорит, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.

Это, примерно та первая История, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой Истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?

Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая История содержит намного больше информации, чем сетап.

Панч и вторая История

Связь между панчем и второй Истории такая же, как и между сетапом и первой Историей. Как вторая часть шутки, панчлайн – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панчалайна зрители представляют подробности второй Истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панчлайн шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй Истории:

Вторая История: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.

Опять же, во второй Истории намного больше подробностей, чем в панчелайне. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же основную суть будут улавливать все.

Я хочу подчеркнуть, что в шутке находится много информации, которая не озвучивается в сетапе и панчлайне — мы ее сами дополняем своими предположениями.

Что такое предположение?

Предположение – это любая мысль, которая появляется, когда мы принимаем что-либо за данность. Мы предполагаем, догадываемся, рассчитываем на что-либо, прогнозируем, строим теории или размышляем, либо принимаем за факт.

Секрет №2:

Всё, что, по-вашему мнению, существует, но сами вы не видите в данный момент — предположение.

Больно мудрено, но это правда. Всё, что вы в данный момент не можете видеть, слышать, чувствовать, пробовать или чуять — существует только как предположение. Это что-то может существовать, но раз у вас нет прямого признака того, что оно существует — это предположение.

Возьмем, к примеру, эту книгу (перевод книги). Вы знаете, что это книга из-за вашего опыта с другими книгами. Теперь, так как понимание ограничено информацией, которая воспринимается непосредственно, то вы не можете видеть другие страницы, пока читаете эту. Прозвучит странно, но невозможно ощущать всё за раз. Из-за того, что у вас уже есть представление о том, как выглядит книга, вы предполагаете, что она не закончится после этой страницы. Предполагаете, что она написана на английском (перевод — на русском). Предполагаете, что читать нужно слева направо. Предполагаете что угодно о книге, что не можете наблюдать прямо сейчас.

Мы делаем это потому, что люди, как правило, остро нуждаются в том, чтобы всё имело свой смысл. Если у чего-то нет смысла, мы добавляем информацию, чтобы смысл появился, и делаем предположения, основанные на нашем прошлом опыте.

И это неплохо. На самом деле абсолютно необходимо. Представьте мир без предположений. Вам бы пришлось осторожно делать каждый шаг, чтобы всякий раз убеждаться, что пол выдержит ваш вес. Пришлось бы каждый раз оборачиваться, чтобы знать, что спина всё еще на месте. Пришлось постоянно смотреться в зеркало, чтобы убедиться, что вы еще человек. Пришлось звонить каждый год в налоговою, чтобы удостовериться, что им всё еще нужны ваши деньги. Понимаете мою мысль?

Тот факт, что ограниченность нашего восприятия можно сразу дополнить, и что мы дополняем эту образовавшуюся пустоту с помощью предположений — это и есть то, почему мы удивляемся чему-то другому. Это психическое явление делает шутки возможными.

*     *    *

Сетап и первая История, панчлайн и вторая История — сильно различаются и являются важными элементами в структуре шутки. Всё это показывает, как работает шутка. Ну, а теперь вы знаете, как писать шутки, правильно? Ну, нет… Не совсем.

Чтобы писать шутки, вы должны знать три механизма для построения и соединения первой и второй Истории.

Три механизма структуры шутки

Перед тем, как я объясню, что это за механизмы шутки, давайте уделим время на объяснение всей этой умозрительной аналитики. Когда мы рассматривали как работает шутка, мы искали точные механизмы, которые используются для достижения нужного эффекта. Соглашусь с вами, это не особо веселый момент, но это единственный известный мне способ полностью объяснить, что происходит внутри шутки. Это понимание совсем скоро позволит вам пользоваться моей пошаговой системой написания шуток, которая называется Шуткоискатель.

А пока что вы узнали, что сетап создает первую Историю, которая ведет к определенному ожиданию, и затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю. Но как это получается?

Главное предположение и реинтерпретация:

Две интерпретации одной вещи

Первые два механизма структуры шутки я называю главным предположением и реинтерпретацией. Эти механизмы связаны: главное предположение, которое является ключевым ингредиентом первой Истории, с реинтерпретацией, которая является главным компонентом второй Истории. Я сказал «механизмы связаны», потому что они представляют разную интерпретацию одного и того же. Главное предположение является ожидаемой интерпретацией того чего-то, и реинтерпретация раскрывает неожиданную интерпретацию того же самого чего-то. Рассмотрим эти термины.

Главное предположение:

Шутки с сетапом

Как мы уже рассматривали, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую Историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение. Главное предположение выделяется тем, что оно обладает двумя уникальными признаками:

1. Главное предположение – это предположение, из которого строится первая История.

Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой Истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала. Возьмем, к примеру, одну старую шутку:

«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело хорошо. Потом маска отпала».

Эффективность сетапа будет состоять в том, если вы сделаете главное предположение, что маска была снята после процедуры. Когда вы сделали это главное предположение, то вы представляете первую Историю так: из-за маски комик стал выглядеть лучше на три дня. Затем панчлайн удивляет вас, показывая совсем другую вторую Историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема 3 показывает, где главное предположение находится на схеме шутки:

Давайте перейдем ко второму признаку:

2. Главное предположение – это предположение, которое полностью разбивает панчлайн.

Каждая шутка с сетапом предназначена для того чтобы публика представляла первую Историю с помощью предположений. Затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю, удивляющую публику, которая предположила одно и ошиблась…именно это и есть главное предположение. Например, из всех предположений, что вы сделали в сетапе шутки из примера, только главное предположение – «маска была снята после процедуры» полностью разбивается об панч – «Потом маска отпала».

Главное предположение:

Шутки без сетапа

Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.

Давайте я это поясню, рассказав одну историю, произошедшую со мной. Однажды поздно вечером я был в китайском ресторане. Это было аутентичное заведение и большинство посетителей были азиатскими иммигрантами, и мало кто из них говорил по-английски. У них был телевизор в середине комнаты, который могли видеть все, и как раз начинался концерт Галлагера.

Галлагер выезжал на сцену на велосипеде с квадратными колесами, и все в ресторане просто умирали со смеху. Не смотря на языковые или культурные различия, у всех уже существует главное предположение, что для того чтобы колесо работало правильно, оно должно быть круглым.

Эта информация общеизвестная и здесь нет необходимости в сетапе. Для шутки нужен лишь панч в виде квадратных колес, что делает это сложившиеся главное предположение неправильным.

Множество шуток имеют главные предположения, о которых все знают из-за физических законов, культурных и национальных особенностей, принятых определений, стереотипов и из-за хорошо знакомой среды обитания. Изо дня в день все делают десятки или тысячи предположений, того не осознавая. На этих неосознанных предположениях шутки без сетапа и основаны. Каждый раз, как кто-то предполагает что-либо, вы создаете шутку. Как? Вот здесь и появляется реинтерпретация.

Реинтерпретация:

Шутки с панчлайном

Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую Историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая История. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией. Реинтерпретация должна придерживаться двух правил:

1. Реинтерпретация – это мысль, на основе которой создается вторая История.

Как главное предположение создает первую Историю, так и реинтерпретация создает вторую Историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:

«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».

Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй Истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».

Схема 4 показывает, где находится реинтерпретация на Схеме шутки:

2. Реинтерпретация раскрывает неожиданную интерпретацию того, на что нас нацеливает главное предположение.

В сетапе есть что-то, о чем зрители делают главное предположение. Если вы изучили Схему 4, то обнаружили, что спящий дедушка – это вещь, которая заставила вас сделать главное предположение, что он спал в кровати, в то же время реинтерпретация здесь – он спал за рулем.

Эти две интерпретации одной вещи очень важны в создании шуток. Когда панч показывает реинтерпретацию, публика имеет дело с неожиданной, но подходящей интерпретацией сетапа. Из-за этого они продолжают предполагать одно, до тех пор, пока не обнаруживают, что оно неверно, таким образом разбивается главное предположение:

Секрет №3:

Задача реинтерпретации – разрушить главное предположение.

Разрушение главного предположения с помощью неожиданной реинтерпретации создает удивление. Когда ваша шутка разбивает предположения людей – они смеются. Теперь вернемся к началу: ожидание и удивление. Только теперь вы понимаете, как механизмы главного предположения и реинтерпретации это делают.

Реинтерпретация:

Шутки без панчлайна

Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:

«Я был в одном дорогом ресторане, и у них есть официанты для всего. Водный официант принес мне воды. Кофейный официант принес мне кофе. Главный официант…»

(Шутка заключается во фразе «give head», которая означает занятие оральным сексом. Буквально, шутку можно закончить так — «The head waiter gave me head.» — прим. перев.)

Как закончили эту шутку? Я так же. Здесь реинтерпретация, подразумевающая оральный секс, так сильно подразумевает, что нет необходимости договаривать панч. Публика восполнит реинтерпретацию, которая уже разобьет главное предположение. Тем не менее, только потому, что шутка позволяет публике додумывать панчлайн, не означает, что не должны сохраняться основы главного предположения и реинтерпретации. Должны.

Откуда приходит реинтерпретация?

Первое, вы должны понимать, что у всего может быть огромное количество интерпретаций. Любая интерпретация, кроме предполагаемой – реинтерпретация. Слова могут иметь многочисленные интерпретации, как, например, в этой шутке:

«Я пришел к своему доктору из-за рака, а он продал мне карася».

(Шутка изменена, в оригинале речь идет о слове «shingles», которое означает и «лишай» и покрытие домов. Он пришел к доктору с лишаем (за кровельной дранкой), а доктор продал ему алюминиевый сайдинг. Вся суть этого отрезка в том, что слова имеют разные значения и интерпретации. – прим. перев.)

К тому же объекты тоже можно интерпретировать по-разному. Например, я наблюдал за тем, как комики на сцене представляли себя на пляже, и использовали микрофонную стойку как металлоискатель. Главное предположение здесь – металлическая опора с круглой штукой на конце нужна для держания микрофона. И реинтерпретация — металлическая опора с круглой штукой на конце – это металлоискатель.

Реинтерпретация приходит от наблюдений за тем, что другие предполагают, затем это раскрывается или создается альтернативная интерпретация. Чтобы этого добиться, смешные люди должны уметь интерпретировать одну вещь двумя способами.

Коннектор:

Одна вещь должна интерпретироваться не менее чем двумя способами

В центре структуры шутки находится третий механизм, который я назвал коннектором, и определяется он так: одна вещь должна интерпретироваться не менее чем двумя способами. Если интерпретировать коннектор одним путем – выйдет главное предположение, другим — реинтерпретация.

В шутке про «дедушку», коннектор – это спящий дедушка. Это одна вещь, которая интерпретируется не менее чем двумя способами, как вы можете это увидеть на Схеме 5:

Заметьте, в определении коннектора есть фраза «не менее чем двумя способами». Коннекторы могут иметь множество возможных интерпретаций. Два способа – это просто минимальное количество для создания шутки. Когда коннектор интерпретируется большим количеством вариантов, это может служить площадкой для создания шуток с большим количеством панчей.

Это приводит нас к требованию к коннекторам:

1. Коннектор должен быть чем-то одним.

Шутки – достаточно простые структуры, поскольку развиваются вокруг одной центральной идеи. Если коннектор не один, а больше, то и шуток будет больше. Рассуждайте логически: два коннектора приводят к двум главным предположениям и двум реинтерпретациям, что в свою очередь требует двух сетапов и двух панчей, следовательно, получается две шутки. Один коннектор на шутку – все, что надо.

Так как коннектором может быть что угодно, задача в том, что бы его найти. Как мы говорили в прошлом параграфе о реинтерпретации, у слов и объектов есть множество интерпретаций, а значит, из них получаются прекрасные коннекторы. Для шутки (про лишай) коннектором является «лишай», потому что это слово, обозначающее и болезнь кожи, и покрытие дома. В сценке с микрофоном коннектором является микрофонная стойка, потому что она и держит микрофон, и похожа на металлоискатель.

Чтобы вы не подумали, будто все шутки основываются только на словах и объектах, вот еще пример из немой комедии, в котором коннектором служит только язык тела. Представьте сцену: богатый пьяница находит записку от жены, что она уходит и не вернется, пока он не бросит пить. Он отворачивается от камеры и идет к стойке. Наклоняется над ней, плечи начинают трястись. Он плачет, правильно? Все глаза выплакивает из-за потерянной любви? Нет. Он поворачивается и мы видим, что он смешивает коктейль в шейкере. Сможете угадать, что здесь коннектор, не глядя на Схему 6?

В идеальной структуре этой шутки, созданной при помощи языка тела, коннектор – трясти плечами. Это движение заставляет создать главное предположение, что он плачет. Потом движение реинтерпретируется, выясняется, что он смешивает коктейль. Кстати, это сцена из фильма Чарли Чаплина — The Idle Class.

*   *   *

Знаю, что вы сейчас себе говорите: «Прекрасно, но так происходит не во всех шутках». Вынужден не согласиться. Эти основы действительны для всех шуток. Неважно, создает ли смех литературный рассказ, падение клоуна, замечание в комедии ситуаций, пошлость, случайная юмористическая ирония, импровизированный комментарий на вечеринке, веселая загадка или сценка без сетапа или панча – структура везде одинакова.

Эту структуру сложно увидеть, потому что существует огромное количество форматов шуток. Структура маскируется тем, как ее исполняет персонаж, прячется глубоко в культурных или национальных стереотипах, размыта дополнительными слоями, замаскирована индивидуальным стилем и экспрессией. Но, несмотря на все вариации, первая История и главное предположение, коннектор, вторая История и реинтерпретация лежат в основе создания всех шуток. В свое время вам будет проще находить их, для вас откроется целая вселенная возможностей для шуток.

*   *   *

В этой главе мы обсудили много элементов шуток – сетап и панч, и как они образуют первые и вторые Истории. Потом перешли к трем механизмам структуры шутки и к тому, что в центре всего лежит коннектор, с одной стороны которого — главное предположение с одной интерпретацией, а с другой – реинтерпретация с неожиданной интерпретацией, которая разбивает главное предположение. И что когда разбиваешь предположения людей – им смешно.

Жизненно важно, чтобы вы понимали эти механизмы прежде, чем двинуться дальше. Если вы их не поняли, то перечитайте главу, пока не поймете. Потому что это инструменты, без которых не докопаешься до моей системы написания шуток – Шуткоискателя. Понимание основ поможет вам находить во всем юмор, потому что вы поймете, как работает шутка. Но не волнуйтесь, я не заставлю вас рисовать диаграммы ваших шуток, как схемы предложений в школе.

Послесловие переводчика

Выражаю огромную благодарность Сергею Карпову за помощь в переводе.

Будет ли книга переводиться полностью?

Нет, не будет. Я перевел первую главу книги для ознакомления, первую главу в оригинале вполне законно можно прочитать на сайте amazon.com и других сайтах, где книга официально представлена для ознакомления. Никаких моральных или юридических прав на перевод книги полностью у меня нет.

Остроумие для чайников: самоучитель, который превратит любого зануду в первоклассного шутника

Несколько простых приемов, помогающих рассмешить окружающих до коликов.

10 марта 202326

Остроумие для чайников: самоучитель, который превратит любого зануду в первоклассного шутника

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании — очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.

5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, но, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.

1. Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) — поменять местами какие-нибудь два элемента. Это могут быть буквы в слове (президент — дрезипент), буквы в словосочетании (потные руки — ротные пуки), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки — попасть в сто метров с расстояния белки) и тому подобное (Федор Конюхов — конюх Федоров).

Главный секрет в применении этой формулы — быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул — заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» — «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!»).

Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать аремиканский дрезипент Дайбен.

2. Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина», вместо «метод кнута и пряника» — «метод кнута и пиццы», вместо «склеить ласты» — «склеить лыжи (или ботинки фирмы „Скороход“)».

Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.

3. Как слышится?

Прямой смысл слов и выражений — богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» — «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки».) Суть этого метода — не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» — «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?»).

Прислушайся к повседневной речи — ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» — «Гм… Сдаюсь. Ну, и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!»).

4. Да побольше, побольше!

Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1+1=2, в юморе 1+1=11 («Давно нас ждешь?» — «С сентября. 1989 года»). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!»

Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью». «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету»).

5.  Оригинал штампа

Еще один алгоритм построения шутки — перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т.д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.

«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».

Уверены, ты и дальше сможешь продолжить эксплуатацию этого клише одной левой.

У кого мы собезьянничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора — навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи — исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках.

Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу — это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение — когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом — да ладно, серый, ты че, обиделся?

Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

  • Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) — что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле — это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!».

  • Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) — прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется — это игра. Если сосредоточен — видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и хуже справляются со стрессом.

Когда поют лопаты

Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами? Есть три главные причины…

Ты не был первым

Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет новой для слушателя.

Ты знаешь больше, чем другие

Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь».

Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.

Ты переусердствовал

Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…»).

Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…»).

Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, — это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!»). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.

Четыре теории юмора

Вот что говорили о назначении юмора в нашей жизни серьезные ученые, наблюдавшие за людьми и другими животными.

Теория Вайсфельда

Юмор — инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки — это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»

Теория Фредриксон

Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка — это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.

Теория Оурена — Бачоровски

Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности.

Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной — хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» — «Не знаю, я же позже тебя встаю»).

Теория Малкея — Миллера

Эти двое считают, что юмор — механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор — продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера — там на принтере осталось?»

Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор — знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, — самая правильная.

Остроумие для ленивых

Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.

1. Цитируй

Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно». Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой».

В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтоб хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.

2. Рассказывай анекдоты

Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат».

Да, как ни крути, но более надежного способа заработать репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.

Проверь себя: Есть ли у тебя чувство юмора (тест).

3. Говори с акцентами

Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе»). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол пэрэдай, да?»), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!»), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, что этот пример — китайский).

Чего хохотят женщины

И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.

Поскольку на главном требовании эксперимента — чтобы все женщины были еще и голыми — ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности.

Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. — всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности.

Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.

Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?»), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить.

Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины.

Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.

Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов») только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако, если она знала заранее — из анкеты — о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти активное сопротивление первичной обмотки
  • Как найти периметр треугольника двумя способами
  • Как найти наружный диаметр резьбы
  • Что такое floppy disk fail 40 как исправить
  • Как найти пассажиров для перевозчиков