Как найти монолог в рассказе

Монолог(от др. греч. μόνος один и λόγος речь) это речь действующего лица, обращенная к самому себе или к широкой аудитории, а не к конкретному собеседнику. Монолог характерен в первую очередь для драматических произведений, рассчитанных на театральную постановку, но встречается и в эпических текстах (романы, повести, рассказы).

Если вы думаете о том, как написать книгу, то вам будет полезно узнать о монологе.

Монолог – это длинный спич героя, не обращенный к конкретному слушателю. В монологе традиционно высказываются важные для понимания героя или произведения идеи.

Монологи происходят из древнегреческих трагедий, где они играли роль авторского повествования: рассказывали о предыстории событий, комментировали происходящее на сцене, сообщали о том, чего нельзя показать, представить зрителю. Гораздо позднее в Европе (16-17 века) монологи стали очень популярны в английском и французском театрах. Но сценическое представление – это последствие создания текста, ведь в основе любого монолога, произнесенного со сцены, лежит не что иное, как художественное произведение, созданное писателем.

Характерные черты, свойства монолога

  • Внушительный объем высказывания: только большой спич называют монологом.
  • Идеологичность содержание: в монологе звучат актуальные идеи, поднимаются важные для героя и произведения вопросы.
  • Эмоциональная напряженность: частую монолог – это патетическая речь героя, отражение его душевных переживаний.
  • Отражение особенностей речи, мышления, менталитета и жизненных ценностей героя, произносящего монолог.
  • Прерывание основного действия: монолог, будучи длинной речью героя, как будто останавливает основное действие, переключает внимание читателя или зрителя на проблемы, поднятые в монологе. Происходит это вне зависимости от жанра произведения: монолог одинаково сработает и социально-философском романе (монологи Мармеладова и Раскольникова в «Преступлении и наказании»), и в иронической повести (). В результате возрастает повествовательная напряженность.
  • Неперсонализируемый адресат: чаще всего монолог обращен к самому себе (размышления вслух) или к широкой аудитории. У говорящего может быть слушатель, но, как правило, он носит номинальный характер, а произносимая речь не ориентирована на конкретное действующее лицо.

Монолог в тексте произведения

Чтобы монолог героя прозвучал, в произведении должна сложится ситуация общения. Поскольку классический монолог – это свободное высказывание одного героя, то для того чтобы такое высказывание стало возможным, герой должен вступить в коммуникацию с другими действующими лицами, то есть заговорить с кем-то. Выходит, такому монологу предшествует диалог, то есть разговор двух персонажей.

Здесь уместно, конечно, вспомнить, монологи в драматургии, которые герой может произносить наедине с самим собой, обращаясь как будто к себе самому или к воображаемому собеседнику, а на самом деле по изначальному замыслу – к театральной аудитории. Такой монолог всегда заряжен важными для героя идеями. Герой говорит о чем-то существенном, сокровенном, вызывающем его переживания.

Самое для нас важное – это помещение монолога в коммуникативную ситуацию, располагающую к тому, чтобы произнести спич. Для того чтобы монолог произвел нужное впечатление, герой должен быть способен справиться со своей речевой партией, она должна быть уместна, соответствовать речевой ситуации. То есть содержание монолога, обстановка общения и образ героя – все должно сбалансировано и органично вписываться в текст произведения. Винни-Пух может произносить душещипательные монологи на тему социальной справедливости, но в его исполнении они будут звучать неестественно, в то время как пессимистичный Ослик Иа-Иа как будто специально создан для этой роли.

Внутренний монолог

Внутренний монолог – это вербализация мыслительного процесса героя, отражение его размышлений. Это такая же речевая партия героя, как и при обычном монологе, но которая произносится не вслух, а про себя. Внутренний монолог сохраняет почти все черты монолога, произнесенного вслух, добавляя только к речевой структуре междометия, вопросные конструкции, сбивчивость в изложении фактов.
Внутренний монолог по своему устройству близок к размышлению: герой пытается осмыслить какую-то идею и подбирает для доказательства ее правоты или ложности аргументы, высказывает сомнения, спорит с самим собой.

Роль внутреннего монолога очевидна – он позволяет раскрыть характер героя, благодаря тому, что герой в процессе размышления пытается разобраться в себе и окружающем мире.
Внутренние монологи по объему могут быть весьма незначительными. Короткое высказывание про себя, представляющее собой размышление – это уже внутренний диалог: «»
Внутренние монологи характерны для психологических триллеров, детективов, любовных романов, и других произведений, в которых сильна доля психологизма

Монологи в мировой литературе

Шекспир в переводе Бориса Пастернака. Монолог Гамлета («Быть или не быть…»)

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Монологи в русской классической литературе

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Монолог Чацкого «А судьи кто?»

(действие II явление 5)

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Монолог Печерина.

«- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Монолог князя Андрея Болконского «Небо Аустерлица»

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Монолог Мармеладова.

«— Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Милостивый государь, месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников, а супруга моя не то что я! Понимаете-с? Позвольте еще вас спросить, так, хотя бы в виде простого любопытства: изволили вы ночевать на Неве, на сенных барках?»

А.П. Чехов «Дядя Ваня». Монолог Сони «Мы, дядя Ваня, будем жить», больше известный как «Небо в алмазах»

«Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно… Мы отдохнем! Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую… Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… Мы отдохнем!» 

Что такое монолог в литературе? Это достаточно важный писательский прием, с помощью которого можно четко расставить акценты, выразить свою позицию, продемонстрировать убеждения. Многие писатели используют монолог в своих произведениях, чтобы высказать свои самые заветные мысли, вложив их в уста героя.

что такое монолог в литературе

Отличие монолога от диалога

Если люди общаются вдвоем — это диалог. Если человек говорит сам с собой — это монолог. Так кратко можно описать различие между диалогом и монологом.

Но если подходить к вопросу академически, пытаясь разобраться, что такое монолог в литературе, то эта тема требует более предметного изучения. Монолог — это определенный способ построения художественной речи. Он представляет собой, как правило, форму размышления, оценку определенных действий или человека, призыв к тому или иному действию. Читатель может соглашаться или внутренне спорить с главным героем, но в самом тексте оппонирования нет.

Диалог же в литературном произведении предполагает спор или обсуждение, собеседники могут как дополнять друг друга своими репликами, так и выражать совершенно противоположные взгляды и идеи, пытаясь найти истину.

Общие закономерности монолога

Этот стилистический прием используется авторами очень давно. Если внимательно изучить, что такое монолог в литературе, и проанализировать самые разные произведения, то приходишь к выводу, что при всем разнообразии подходов есть общие закономерности.

литературные приемы список

Из каких бы художественных произведений мы ни взяли монолог, текст его будет подчиняться всегда определенным правилам:

  1. Это речь говорящего человека, который не ждет ответа и не предполагает возражений, уточнений или дополнений. По сути это внутренний манифест главного героя.
  2. Всегда монолог направлен на предполагаемого собеседника. Герой мысленно обращается либо к одному лицу, либо к группе лиц, либо же ко всему человечеству.
  3. Это не способ коммуникации, а, скорее, речевое самовыражение. Герой, произносящий монолог, не ставит целью пообщаться. Его главная задача — высказать наболевшее и самовыразиться.
  4. Есть особенности и с точки зрения стилистики, что такое монолог. В литературе он является единым речевым фрагментом как по своей структуре, так и по смысловой нагрузке. Если диалог состоит из реплик, то составить монолог, чтобы он получился красивым и правильным, можно только из цельного связного текста.

Собственные переживания и общая идея

Для построения монолога используются самые разнообразные литературные приемы. Список их достаточно широкий, но, как правило, это речь от первого лица, которая имеет смысловую завершенность.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный герой — Чацкий — достаточно часто прибегает к монологам:

монолог текст

Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями … чего-то ожидаю.

Это начало монолога, который с первых строк характеризует общее настроение героя — растерянность, недоумение, попытку найти истину. Далее герой рассуждает о человеческих чувствах, говорит об обмане и собственных заблуждениях и под конец подходит к пониманию того, что нужно бежать из этого общества:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!

В этом монологе заключены не только личностные переживания. Автору так удалось составить монолог, что он вложил в уста главного героя основную идею произведения.

Стилистические приемы

Автор всегда старается, чтобы монолог, тест которого очень важен для понимания сути произведения, был вписан органично и оправданно. Ну не станет же он просто ни с того ни с сего декларировать какие-то ценности или идеи. Поэтому подход к построению монолога весьма серьезен. Существуют определенные литературные приемы, список которых известен даже начинающим литераторам:

  • Наличие местоимений, обращений и глаголов 2-го лица. Герои часто мысленно обращаются к своему воображаемому собеседнику, иногда просто на «ты», иногда даже по имени.
  • В зависимости от цели монолога выделяются его речевые типы. Это может быть рассказ о каком-либо событии, исповедь, рассуждение, самохарактеристика и так далее.
  • Авторы часто используют разговорный стиль, применяют экспрессивно окрашенную лексику, иногда даже ведут внутренний диалог с предполагаемым собеседником.

Внутренний монолог

Монолог, определение которого можно выразить кратко как развернутое высказывание одного лица, может быть еще и внутренним. Этим приемом впервые начали активно пользоваться такие писатели, как Марсель Пруст и Джеймс Джойс.

монолог определение

Внутренний монолог в литературе принято еще называть потоком сознания. Впервые его применил Пруст в 1913 г. в романе «По направлению к Свану». А более основательно внутренние монологи стал использовать Дж. Джойс в романе «Улисс», который вышел в свет в 23 номерах американского журнала с 1918-го по 1920 год. Поток сознания главного героя построен так же, как внутренний монолог с самим собой. Человек ныряет в реальность и перемешивает ее со своими внутренними переживаниями. Внутренний монолог, как правило, описывает процессы мышления, передает тончайшие движения мыслей, демонстрирует чувства. Иногда сложно отделить реальность от вымысла, переживания от фантазий.

Самые известные монологи в мировой литературе

Великолепно владел искусством монолога в своих произведениях Антон Чехов. В пьесе «Чайка» героиня Маша произносит трогательный монолог, текст которого посвящен будущему мужу. Коллизия состоит в том, что он ее любит, а она его — нет.
Другой герой этой пьесы, Константин, рассуждает вслух, как сложились его отношения с матерью. Этот монолог печален и нежен.

составить монолог

Часто использовал в своих пьесах монологи и Уильям Шекспир. В пьесе «Буря» герой Тринкуло, который обладает отличным чувством юмора, произносит страстное обращение. Он пытается укрыться от бури, при этом перемежает свою речь столь пикантными деталями и забавными поворотами, что читатель остро понимает его отвращение от действительности.

Органично вписывали монологи в свои произведения Лермонтов, Островский, Достоевский, Толстой, Набоков. Очень часто монологи главных героев отражают личную позицию автора, поэтому они так ценны в произведениях.

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона монолог в художественном произведении – это речь главного героя, которая обращена к самому себе, зрителю или другим героям. В отличии от диалога герой в такой момент говорит один и раскрывает важные вещи о себе или о теме произведения.

  А внутренний монолог – это та же речь, но она обращена героем только к самому себе. Далее более подробно разберём, что такое внутренний монолог (или как его иначе называют – речь) зачем он нужен и как его использовать в литературных произведениях.

Зачем нужен внутренний монолог в литературных произведениях

  Внутренний монолог – это повествовательный приём, когда герой воспроизводит свои мысли и чувства. Обычно во внутренней речи персонаж выражает наиболее сокровенные чувства и эмоции. Во время него герой может быть очень уязвим и эмоционален. 

Частой особенностью внутреннего монолога в художественном произведении может быть нелогичность потока речи и оборванные фраз. Таким образом этот прием имитирует момент, когда мысли, а значит и речь, формируется в сознании человека.

  Какую роль играет внутренняя речь в произведении? С точки зрения драматургии внутренний монолог нужен для следующего:

  • Во-первых, чтобы рассказать о произошедших в прошлом событиях. Патрис Пави в “Словаре театра” назвал такой монолог техническим. Герой произведения как бы повествует нам свои воспоминания, чтобы закрыть сюжетные пробелы и перейти к дальнейшему сюжету.
  • Во-вторых, герой во внутренней речи может раскрывать свои личные душевные переживания. Состояние героя в любой точке художественного произведения неизмеримо важно для зрителя. Зритель должен понимать отношение героя к происходящему, его реакцию и дальнейшие цели. 
  • В-третьих, внутренний монолог может быть необходим для демонстрации принятия сложного решения человеком. Когда он стоит перед трудным выбором, взвешивает аргументы, размышляет над последствиями. Для того чтобы показать эти метания и может пригодится внутренняя речь. Такой монолог-размышление может содержать не только сам выбор между одним или другим, но и просто мысли героя о внутреннем конфликте, в котором он находится. Герой знает, что, возможно, будет страдать, сделав определённый выбор, но не может не идти в эту сторону. Поэтому ему приходится размышлять над тем, как он проживёт это добровольно-вынужденное страдание.

Для чего бы ни использовалась внутренняя речь, её основной чертой остаётся выражение мыслей и чувств персонажа художественного произведения, которые не предназначены для окружающих его второстепенных героев. То есть внутренний монолог не создан для коммуникации как, например, диалог. 

Вышеперечисленный функционал внутреннего монолога не очень широкий и не разнообразный, а актуален он только лишь в литературных произведениях.

Одной из альтернатив внутреннего монолога в сценариях для художественных фильмов и сериалов является закадровый голос. Это та же речь главного героя о своих чувствах или воспоминаниях, но закадровый голос используется в сценарии совершенно противоположно тому, как пишется внутренний монолог. Главный принцип кино: показывать, а не рассказывать. Поэтому в современных проектах авторы максимально избегают закадрового голоса. То, что в литературном произведении удачнее смотрелось бы в виде речи, в кино — наоборот ушло бы в конкретные внешние действия персонажа. Подробней об этом приеме можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Виды изображения внутренней речи в литературе

  Есть лишь четыре способа передать внутренний монолог персонажа в художественном тексте:

· прямая речь;

· косвенная речь;

· несобственно-прямая речь;

· авторское описание.

Внутренняя прямая речь

Прямой речью автор передаёт внутренний монолог персонажа, полностью сохраняя его содержание и форму.

В произведении это можно увидеть в таком виде. Например, слова автора могут стоять перед прямой речью, поэтому перед ней ставится двоеточие, а речь заключается в кавычки. Ниже пример внутренний речи Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот отрывок взят в кавычки, так как является цитатой из романа.

“Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и всё разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»”.

Иногда прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае она тоже заключается в кавычки, затем ставится тире, а после – слова автора. Первое появление Воланда в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” произошло на Патриарших прудах. Время от времени Булгаков ловко вписывал внутреннюю речь Бездомного и Берлиоза о нем.

«Немец», – подумал Берлиоз. 

«Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь, и не жарко ему в перчатках».

Затем так:

«Нет, скорее француз…» – подумал Берлиоз.

«Поляк?..» – подумал Бездомный.

И далее:

«Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» – и опять нахмурился».

А если слова автора разрывают внутреннюю речь изнутри, то они просто обособляются тире с двух сторон, а прямая речь героя заключается в кавычки.

Косвенная внутренняя речь

Автор также может изобразить внутренний монолог героя с помощью косвенной речи в тексте. Главная часть предложения содержит слова автора, а придаточная – слова персонажа. Из школьной программы все мы знаем, что друг от друга эти части отделяются запятой. Две части сложноподчинённого предложения соединяются союзами “что”, “чтобы” и другими.

Вот пример внутреннего монолога в форме косвенной речи Джейн Эйр в одноимённом романе Ш. Бронте. Джейн наконец-то добирается до Тернфилда и впервые заходит в свою комнату после долгой и тревожной дорогие. Её внутренняя речь: «И мне показалось, что после долгого дня телесного утомления и душевной тревоги я обрела наконец надёжный приют”. (В кавычки мы взяли эту фразу лишь потому что вновь приводим цитату. В самом произведении кавычек нет). 

Читателя может смутить, что в косвенной речи Джейн использовано личное местоимение первого “мне”, но это не делает её речь прямой. Произведение “Джейн Эйр” написано от первого лица и фраза “И мне показалось, что…” принадлежит автору, то есть Джейн в далёком будущем. Лицо в главном предложении сложноподчинённого предложения может быть и первым (я), хоть третьим (он, она, они).

Таким образом, можно заметить, что содержание мыслей человека остаётся неизменным при такой внутренней речи, но форма теряется. Для читателя остаётся загадкой, как именно была сформулирована мысль Джейн или любого другого персонажа в самом процессе мышления.

Несобственно-прямая речь

Данный способ изображения речи предполагает изложение не от имени персонажа, а от имени автора. Здесь нет кавычек, тире или других пунктуационных особенностей, но при этом авторская речь сохраняет лексику, манеру речи, характер персонажа. 

Мысли Ленского, когда тот видит, как Онегин заигрывает с Ольгой в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:

“Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла…

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!”

(Вновь напомним, что речь Ленского не выделена кавычками в самом произведении, так как это авторская речь. Мы выделили её для цитаты. Но при этом автор в своей речи выражает мысли самого Ленского). 

Этот приём делает произведение более эмоциональным. Мысли главного героя и автора гармонично переплетаются между собой, создавая поток.

Авторское описание

Авторская речь, или как ещё называют такое описание авторское повествование, не включает в себя речи самого персонажа. Автор в этот момент описывает эмоциональные или мыслительные изменения внутри персонажа, избегая какой-либо его внутренней речи. 

Важно не перепутать описание эмоциональных изменений и конкретных действий. Описание того, как персонаж обулся и пошёл не имеет отношение к внутреннему монологу. Это лишь внешние изменения, которые иногда могут смешиваться с авторским описанием внутреннего монолога. Как, например, ниже.

Отрывок из романа “По эту сторону рая” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про Эмори, который вначале отказывался выпивать и хотел покинуть компанию ребят: “Была минута, когда соблазн овеял его, как тёплый ветер, и воображение воспламенилось, и он взял протянутый Фебой стакан”. Герой изменился внутренне, автор описал это, и следствием стало внешнее действие Эмори.

Примеры внутреннего монолога в литературных произведениях

  За яркими примерами внутреннего монолога вновь хочется вернуться к Джйен Эйр и её самым пронзительным размышлениям. Во времена жизни в Ловуде одна из подруг Джейн, Хелен, смертельно заболела. Автор приводит мысли Джейн об этом в виде прямой речи. “…но тут меня внезапно посетила совсем новая мысль: “Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться, кто знает куда!”

  Далее Бронте продолжает размышления Джейн о судьбе человека после смерти в виде авторского описания: “Тут мой ум предпринял первую серьёзную попытку осмыслить то, что в него вложили касательно рая и ада. Впервые он встал в тупик, и впервые, взглянув назад, по сторонам и вперёд, он повсюду вокруг узрел развернувшуюся бездну и ощутил в пространстве лишь ту точку, в которой находился – настоящее”. Почему это не прямая речь, хоть тут и используются местоимения первого лица, мы уже указали выше. Бронте могла писать всё то же самое от третьего лица, например: “тут её ум предпринял…”, но выбрала повествование от первого, чтобы сделать всё произведение более личным и эмоциональным.

  Булгаков, как мы уже указывали выше, достаточно умело использовал внутреннюю речь. Например, этот приём пригодился ему и в “Собачьем сердце”. Шарик ещё будучи собакой не умел разговаривать, но автор ему дал способность мыслить и все реакции Шарика происходили в его голове. Более того так автор сумел рассказать и нелёгкое прошлое пса. Всю вторую главу мы читаем кратко вписанные мысли Шарика. Как только Шарик попал к Преображенскому домой, то подумал так. «Э, нет… – мысленно взвыл пес, – извините, не дамся! Понимаю, о черт бы взял их и с колбасой! Это меня в собачью лечебницу заманили. Сейчас касторку заставят жрать и весь бок изрежут ножиками, а до него и так дотронуться нельзя!».

  В самом известном художественном произведении в мире, романе Л.Н. Толстого “Война и Мир”, есть несколько эпизодов где князь Болконский встречается с дубом. Особенность одного из них в том, что в нём и Болконский, и дуб имеют свои собственные внутренние монологи. Болконский как бы додумывал речь дуб в своём сознании и у них формировался такой странный диалог человека и дерева.

  Речь дуба: «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

  Далее Болконский продолжает свои размышления уже от себя: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!”. 

  Внутренний монолог не создан исключительно для страстных или пафосных речей. Он нужен для выражения любых мыслей и чувств персонажа. Пусть приём внутренней речи не очень популярен, но не используйте лишь один способ изображения внутреннего монолога. Попробуйте нетривиально вплетать монолог в диалоги, чередовать авторское описание и прямую речь, как, например, делали Булгаков и Бронте выше, чтобы ваше художественное произведение получилось гораздо интереснее для чтения. 

Что такое монолог в литературе? Это достаточно важный писательский прием, с помощью которого можно четко расставить акценты, выразить свою позицию, продемонстрировать убеждения. Многие писатели используют монолог в своих произведениях, чтобы высказать свои самые заветные мысли, вложив их в уста героя. Итак, давайте разберем вместе, монолог – это…

Что такое Монолог?

Содержание

  1. Что такое монолог в литературе
  2. Историческое развитие
  3. Отличие монолога от диалога
  4. Общие закономерности монолога
  5. Собственные переживания и общая идея
  6. Стилистические приемы
  7. Внутренний монолог
  8. Самые известные монологи

Что такое монолог в литературе

МОНОЛОГ – это литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа.

В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а, следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о событиях, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления.

Историческое развитие

Пик в развитии монолога приходится на конец 16 – начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актерами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид.

Самый знаменитый монолог у Шекспира – «Быть или не быть» в Гамлете – это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира.

Монологом продолжала пользоваться и романтическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю.О’Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей.

Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название «драматический монолог». Впервые широко пользоваться этой формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот.

Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя – такое воспроизведение получило название «внутреннего монолога». Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж.Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер.

Отличие монолога от диалога

Если люди общаются вдвоем — это диалог. Если человек говорит сам с собой — это монолог. Так кратко можно описать различие между диалогом и монологом.

Но если подходить к вопросу академически, пытаясь разобраться, что такое монолог в литературе, то эта тема требует более предметного изучения. Монолог — это определенный способ построения художественной речи. Он представляет собой, как правило, форму размышления, оценку определенных действий или человека, призыв к тому или иному действию. Читатель может соглашаться или внутренне спорить с главным героем, но в самом тексте оппонирования нет.

Диалог же в литературном произведении предполагает спор или обсуждение, собеседники могут как дополнять друг друга своими репликами, так и выражать совершенно противоположные взгляды и идеи, пытаясь найти истину.

Общие закономерности монолога

Этот стилистический прием используется авторами очень давно. Если внимательно изучить, что такое монолог в литературе, и проанализировать самые разные произведения, то приходишь к выводу, что при всем разнообразии подходов есть общие закономерности.

Из каких бы художественных произведений мы ни взяли монолог, текст его будет подчиняться всегда определенным правилам:

  1. Это речь говорящего человека, который не ждет ответа и не предполагает возражений, уточнений или дополнений. По сути это внутренний манифест главного героя.
  2. Всегда монолог направлен на предполагаемого собеседника. Герой мысленно обращается либо к одному лицу, либо к группе лиц, либо же ко всему человечеству.
  3. Это не способ коммуникации, а, скорее, речевое самовыражение. Герой, произносящий монолог, не ставит целью пообщаться. Его главная задача — высказать наболевшее и самовыразиться.
  4. Есть особенности и с точки зрения стилистики, что такое монолог. В литературе он является единым речевым фрагментом как по своей структуре, так и по смысловой нагрузке. Если диалог состоит из реплик, то составить монолог, чтобы он получился красивым и правильным, можно только из цельного связного текста.

Собственные переживания и общая идея

Для построения монолога используются самые разнообразные литературные приемы. Список их достаточно широкий, но, как правило, это речь от первого лица, которая имеет смысловую завершенность. В комедии Грибоедова “Горе от ума” главный герой — Чацкий — достаточно часто прибегает к монологам:

Не образумлюсь… виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят.

Растерян мыслями … чего-то ожидаю.

Это начало монолога, который с первых строк характеризует общее настроение героя — растерянность, недоумение, попытку найти истину. Далее герой рассуждает о человеческих чувствах, говорит об обмане и собственных заблуждениях и под конец подходит к пониманию того, что нужно бежать из этого общества:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! –

Карету мне, карету!

В этом монологе заключены не только личностные переживания. Автору так удалось составить монолог, что он вложил в уста главного героя основную идею произведения.

Стилистические приемы

Автор всегда старается, чтобы монолог, тест которого очень важен для понимания сути произведения, был вписан органично и оправданно. Ну не станет же он просто ни с того ни с сего декларировать какие-то ценности или идеи. Поэтому подход к построению монолога весьма серьезен. Существуют определенные литературные приемы, список которых известен даже начинающим литераторам:

  • Наличие местоимений, обращений и глаголов 2‑го лица. Герои часто мысленно обращаются к своему воображаемому собеседнику, иногда просто на «ты», иногда даже по имени.
  • В зависимости от цели монолога выделяются его речевые типы. Это может быть рассказ о каком-либо событии, исповедь, рассуждение, самохарактеристика и так далее.
  • Авторы часто используют разговорный стиль, применяют экспрессивно окрашенную лексику, иногда даже ведут внутренний диалог с предполагаемым собеседником.

Внутренний монолог

Монолог, определение которого можно выразить кратко как развернутое высказывание одного лица, может быть еще и внутренним. Этим приемом впервые начали активно пользоваться такие писатели, как Марсель Пруст и Джеймс Джойс.

Внутренний монолог в литературе принято еще называть потоком сознания. Впервые его применил Пруст в 1913 г. в романе “По направлению к Свану”. А более основательно внутренние монологи стал использовать Дж. Джойс в романе “Улисс”, который вышел в свет в 23 номерах американского журнала с 1918-го по 1920 год.

Поток сознания главного героя построен так же, как внутренний монолог с самим собой. Человек ныряет в реальность и перемешивает ее со своими внутренними переживаниями. Внутренний монолог, как правило, описывает процессы мышления, передает тончайшие движения мыслей, демонстрирует чувства. Иногда сложно отделить реальность от вымысла, переживания от фантазий.

Самые известные монологи

Великолепно владел искусством монолога в своих произведениях Антон Чехов. В пьесе «Чайка» героиня Маша произносит трогательный монолог, текст которого посвящен будущему мужу. Коллизия состоит в том, что он ее любит, а она его — нет. Другой герой этой пьесы, Константин, рассуждает вслух, как сложились его отношения с матерью. Этот монолог печален и нежен.

Часто использовал в своих пьесах монологи и Уильям Шекспир. В пьесе «Буря» герой Тринкуло, который обладает отличным чувством юмора, произносит страстное обращение. Он пытается укрыться от бури, при этом перемежает свою речь столь пикантными деталями и забавными поворотами, что читатель остро понимает его отвращение от действительности.

Органично вписывали монологи в свои произведения Лермонтов, Островский, Достоевский, Толстой, Набоков. Очень часто монологи главных героев отражают личную позицию автора, поэтому они так ценны в произведениях.

С точки зрения участия в речи одного, двух и бо­лее людей выделяют монолог, диалог и полилог.

Монологической является научная, деловая, частично публицистическая речь.
Однако чаще термин монолог применяют, говоря о худо­жественной речи, потому монолог рассматривается чаще всего как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к себе или другим.

Мо­нолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной компози­ционной организованностью и смысловой завершен­ностью.

Классический пример монолога — монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями … чего-то ожидаю.
(С жаром)
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
     Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
     Зачем меня надеждой завлекли?
     Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
     Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
     И перед тем, как навсегда расстаться,
     Не стал бы очень добираться,
     Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо) 
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
     Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чипам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
     Другой найдется, благонравный,
     Низкопоклонник и делец,
     Достоинствами, наконец,
     Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
     Теперь не худо б было сряду
     На дочь и на отца
     И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
     Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
     Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
     Кто с вами день пробыть успеет,
     Подышит воздухом одним,
     И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
     Карету мне, карету!
(Уезжает).

Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художествен­ного произведения. В монологе героя не только пере­даются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.

По сравнению с диалогом как общей формой кол­лективного общения, монолог — это особая, по сло­вам акад. В.В. Виноградова, «форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и син­тагматики». Иначе говоря, монолог— продукт инди­видуального творчества, он требует тщательной ли­тературной отделки.

С точки зрения языка монолог характеризуется та­кими признаками, как наличие в нем обращений, ме­стоимений и глаголов 2-го лица, например: А вы! о Боже мой! Кого себе избрали?; Довольно!.. с вами я гор­жусь моим разрывом; Подумайте, всегда вы можете его беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Речевые типы монологов выделяются в зависимо­сти от присущих им функций: рассказ о событии, рас­суждение, исповедь, самохарактеристика и др.

Для монолога повествовательного характерна последовательность дей­ствий, движение событий. Ярким примером может служить отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Однажды русский генерал         
Из гор к Тифлису проезжал;      
Ребенка пленного он вез.           
Тот занемог. Не перенес             
Трудов далекого пути.    
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик       
И слаб и гибок, как тростник.    
Но в нем мучительный недуг     
Развил тогда могучий дух          
Его отцов. Без жалоб он  
Томился — даже слабый стон   
Из детских губ не вылетал,        
Он знаком пищу отвергал          
И тихо, гордо умирал.    
Из жалости один монах  
Больного призрел, и в стенах     
Хранительных остался он,         
Искусством дружеским спасен.            
<…>

Характерные особенности:

  • синтаксические построения, содержащие умозаключения
  • вопросительные предложения
  • констатация фактов
  • причинно-следственные, ус­ловные, уступительные, изъяснительные связи между предложениями.

Примером может служить монолог Гам­лета из одноименной трагедии В. Шекспира (в переводе Мих. Лозинского).

Быть или не быть — таков вопрос;
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась па море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть —
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, — как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. — Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум, —
Вот что сбивает нас, вот где причина
Того, что бедствия так долговечны;
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти —
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия. Но тише!
Офелия? — В твоих молитвах, нимфа,
Все, чем я грешен, помяни.

Монолог-исповедь объединяет, как правило, по­вествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример — монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать? 
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».

Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взвол­нованность, приподнятость речи. Вообще следует ска­зать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя мно­гообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с пре­обладанием одной из них.

В монологах разных типов широко и свободно ис­пользуются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экс­прессивные синтаксические построения, в том чис­ле конструкции диалогической речи.

Особая разновидность монолога — внутренний мо­нолог, цель которого — выразить, имитировать про­цесс эмоционально-мыслительной деятельности че­ловека, «поток сознания».

Характерные особенности:

  • прерывистость речи
  • незаконченные фразы
  • несвязность 

Монологи подобного типа могут показать работу не только сознания, но и подсознания. Ярким примером служит монолог Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого.

«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпа­лы, — туда, на самую середину, и я накажу его и из­бавлюсь от всех и от себя».

Она хотела упасть под поравнявшийся с ней середи­ною первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знаме­ния вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со все­ми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спу­скала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на коле­на. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что де­лала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела под­няться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое тол­кнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи! Прости мне все!» — проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над же­лезом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла…

Помимо вышеперечисленных, существует особый тип монолога — СКАЗ. 

По определению акад. В.В. Виноградова, «Сказ — это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художе­ственная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения». Авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диа­логические черты которой имитируют живую речь.

Характерные особенности:
просторечия
диалектизмы
профессиональная речь 

Обращение к сказу часто свя­зано со стремлением писателей вывести на сцену но­вого героя (обычно далекого от книжной культуры — Н.С. Лесков, В.И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полно­го самовыражения, свободного от авторского «конт­роля». И читатель в результате остро переживает но­визну и двуплановость построения рассказа, сочета­ние двух, нередко противоположных оценок — автора и рассказчика, как, например, в рассказах М.М. Зо­щенко.
«Любитель»

«Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, ска­жем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.
Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской по­мощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-мо­ему, сама органы регулирует. Ей видней.
Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме го­сударственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.
А таких любителей медицины как раз сейчас много.
Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно за­лечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтел­лигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.

Совершенно ясно, что используемые в рассказе ре­чевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.

За пределами художественных произведений к мо­нологической речи можно отнести такие жанры уст­ной речи, как

  • речь оратора, лектора
  • выступление по радио, телевидению.

Диалог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое вы­сказывание, называемое репликой, обращено к со­беседнику.

Диалогическая речь — первичная, естественная фор­ма языкового общения. Если иметь в виду бытовые ди­алоги, то это, как правило, речь спонтанная, непод­готовленная, в наименьшей степени литературно об­работанная.

Для диалогической речи характерна тесная содер­жательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:
— Где ты был?
— На работе задержался.

Реплики могут также выражать добавление, пояс­нение, распространение, согласие, возражение, по­буждение и т. д.
Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому ди­алогическая речь часто неполна, эллиптична, например:
— Сюда!
— Сырку ?
Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позво­ляет максимально уплотнить речь.
— Математика когда?
— Последняя пара.
Это из разговора студентов о расписании лекций.

Информативная неполнота диалогической речи вос­полняется также интонацией, жестами, мимикой.
Диалоги могут иметь и более сложный характер. Ин­формация, содержащаяся в репликах, нередко не ис­черпывается значениями языковых единиц. Например:
А. Мы поедем в воскресенье за город?
Б. Нет, у меня сел аккумулятор.
Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутству­ет в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:
— что у Б есть машина;
— что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;
— что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;
— что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.
Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А— завуалированное предложение помириться, а ответ Б — отказ, но не окончательный. Получается, что самое важное в со­общении прямо не выражено, но каким-то образом извлекается из сказанного. Смысл реплик, как пока­зывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структур­ной, но и смысловой сложности диалога. Полное его понимание определяется знанием условий, ситуации разговора, речевых навыков говорящих и другими фак­торами.

В художественной литературе, публицистике диа­логи выступают как яркий стилистический прием, сред­ство оживления рассказа. Например:
Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая сво­его постоянного клиента, рассказал ему о том, что в по­жаре сгорел их «районный» сумасшедший, псих Гижи-Кола.
— Как же он сгорел?.. — рассеянно спросил клиент.
— Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.
— В дурдом его надо было посадить. Хорошо еще, что не убил никого.
— Да нет, он добрый был. Такого доброго человека я еще не видел, — покачал головой чистильщик, и ему стало стыдно за то, что много раз он брал у юродивого деньги и ни разу не вычистил ему его старые, разбитые башмаки.
— А Христос таким ноги мыл, — словно отвечая на его мысли, неожиданно произнес клиент, и чистильщик вдруг почувствовал от этих слов жуткий страх, словно Кола мог пожаловаться на него Христу.
Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.
Это концовка повести Михаила Гиголашвили «По­хлебка для человечества». Цитированный диалог вы­полняет несколько функций. Во-первых, он разнооб­разит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изло­жении от автора могла бы показаться излишне нра­воучительной. Большую роль играют в диалоге и ав­торские ремарки, комментарии, направляющие чи­тательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он — средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

Художественно-эстетические функции диалогов мно­гообразны, они зависят от индивидуального стиля пи­сателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.

В публицистике, в газете используются два вида ди­алогов.

1) Информационный. 
Он относительно прост в структурном отношении, нейт­рален — в стилистическом. Диалогическое развитие ли­нейно, реплики либо прямо дополняют друг друга со­держательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:
— Ведь это вроде как восточная легенда получается?
— Да, войди в любой дом, и везде свои предания. 
«Газетный диалог, — пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, — в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оп­равданно, поэтому «отклонение от нормы» (а нор­мативным, «нулевым» можно считать диалог инфор­мационного типа) связано со структурно-семантиче­ским усложнением отношений между репликами и — что еще более характерно — между репликами и ок­ружающим их текстом».

2) Сюжетный

 Информационный диалог по сути дела форма­лен, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказыва­ется конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):
— Что послужило фундаментом для создания ваше­го языка?
— Создавать ничего не пришлось, — прозвучало не­ожиданно. — Речь идет только об оформлении всеоб­щего языка, понятного различным народам…
Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вме­сто ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная от­рицательная реплика.

Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диа­логическая речь.

Полилог — разговор между несколькими лицами. По­лилог в принципе не противопоставляется диалогу. Об­щее и главное для обоих понятий — чередова­ние говорящих и слушающих. Количество же говоря­щих (больше двух) не изменяет этого принципа.

Полилог — форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например семейная беседа, застолье, групповое обсуждение ка­кой-либо темы (политическое событие, спектакль, ли­тературные произведение, спорт и т. д.). Общие чер­ты диалога — связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. — ярко проявля­ются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.

Современная лингвистика (точнее, одна из ее от­раслей — социолингвистика) исследует закономер­ности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у не­которых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.

Широко используется полилог в художественной ли­тературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сце­ны, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.

В качестве яркой иллюстрации можно привести заклю­чительную сцену из «Бориса Годунова» Пушкина:

Народ
Расступитесь, расступитесь Бояре идут.
(Они входят в дом.)
Один из народа
Зачем они пришли?
Другой
А верно приводить к присяге Феодора Годунова.
Третий
В самом деле? — слышишь, какой в доме шум! Тре­вога, дерутся…
Народ
Слышишь? визг! — это женский голос — взойдем! — Двери заперты — крики замолкли.
(Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)
Мосальский
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.)
Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!
Народ безмолвствует.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти две трети квадрата
  • Как исправить ошибку мортал комбат 9 out of memory
  • Драйвер обнаружил внутреннюю ошибку драйвера на device vboxnetlwf как исправить
  • Как найти в списках погибших на войне
  • Как найти предел функции дроби