Как найти монтажную зону

При
размещении строительного крана
устанавливаем опасные для людей зоны,
в пределах которых постоянно действуют
или потенциально могут действовать
опасные производственные факторы.

В
целях создания условий безопасного
производства работ, действующие нормативы
предусматривают различные зоны:


монтажная зона;


рабочая зона крана;


зона перемещения груза;


зона рассеивания груза;


опасная зона работы крана;


опасная зона подкрановых путей.

Монтажная
зона

Монтажной
зоной называют пространство, где возможно
падение груза при установке и закреплении
элементов.
Согласно СНиП 12-03-99, эта зона является
потенциально опасной. Она равна контуру
здания плюс 10м, так как высота здания
52м. На стройгенплане зону обозначаем
пунктирной линией, а на местности –
хорошо видимыми предупредительными
знаками. В этой зоне можно размещать
только монтажный механизм, включая
место, ограниченное ограждением
подкрановых путей. Складировать материалы
здесь нельзя. Для прохода людей в здание
назначаем определенные места, обозначенные
на стройгенплане с фасада здания,
противоположного установке крана. Места
проходов к зданию через монтажную зону
снабжаем навесами.

Рис.
3. Монтажная зона; I
– монтажная зона

Рабочая
зона крана

Рабочей
зоной крана называют пространство,
находящееся в пределах линии, описываемой
крюком крана. Определяется
для башенных кранов путем нанесения на
план из крайних стоянок полуокружностей
радиусом, соответствующим максимально
необходимому для работы вылету стрелы
и соединения их прямыми утолщенными
линиями.

Рис.
4. Рабочая зона крана; I
– монтажная зона; II
– рабочая зона крана

Зона
перемещения груза

Зоной
перемещения груза называют пространство,
находящееся в пределах возможного
перемещения груза, подвешенного на
крюке крана. Зоны определяются расстоянием
по горизонтали от границы рабочей зоны
(зоны обслуживания) крана до возможного
места падения груза в процессе его
перемещения. Для башенных кранов граница
зоны определяется суммой максимального
рабочего вылета стрелы и ширины зоны,
принимаемой равной половине длины
самого длинного перемещаемого груза.
В данном проекте за самый длинный
перемещаемый груз принимаем многопустотную
плиту перекрытия длиной 6м. Соответственно
ширина зоны перемещения равна 3м.

Зону
перемещения груза обычно отдельно на
плане не выделяют — она служит составляющей
при расчете границ опасной зоны работы
крана, которая суммирует все входящие
в ее контур зоны.

Рис.
5. Зона перемещения груза; I
– монтажная зона; II
– рабочая зона крана; III
— зона перемещения груза

Зона
рассеивания груза

Зоной
рассеивания груза называется пространство,
находящееся в пределах возможного
рассеивания груза в случае падения
вследствие раскачивания его на крюке
под динамическими воздействиями движений
крана и силы давления ветра. Ширина зоны
рассеивания зависит от высоты подъема
груза. В данном проекте принимаем ширину
зоны рассеивания 10м (аналогично монтажной
зоне).

Рис.
6. Зона рассеивания груза; I
– монтажная зона; II
– рабочая зона крана; III
— зона перемещения груза; IV
– зона рассеивания груза

Опасная
зона работы крана

Опасной
зоной работы крана называют пространство,
где возможно падение груза при его
перемещении с учетом вероятного
рассеивания при падении.

Рис.
7. Опасная зона работы крана. I
– монтажная зона; II
– рабочая зона крана; III
— зона перемещения груза; IV
– зона рассеивания груза; V
– опасная зона работы крана

Для
башенного крана граница опасной зоны

рассчитывается по формуле:


,

где

максимальный рабочий вылет стрелы
крана, м;

половина
длины наибольшего перемещаемого груза,
м;

дополнительное
расстояние для безопасной работы,
устанавливаемое по СНиП,

;


.

В сторону открытых
площадок следует предусмотреть
ограничение высоты подъема груза при
погрузочно-разгрузочных работах для
уменьшения зоны рассеивания и,
соответственно, опасной зоны работы
крана.

Опасная
зона подкрановых путей

Это
территория, внутри которой запрещено
нахождение людей (кроме машиниста) и
размещение механизмов, электрощитов и
т. д. Опасная зона подкрановых путей
рассчитывается исходя из длины подкрановых
путей и габаритов контрольного груза
крана, который располагается в опасной
зоне. Опасная зона подкрановых путей
огораживается.

Рис.
8. Опасная зона подкрановых путей. VI
– опасная зона подкрановых путей

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Работы, выполняемые на строительных объектах, обязательно подчиняются правилам обеспечения безопасности. Это касается работников площадки, находящихся неподалеку людей и зданий. При работе механизмов обязательно учитывают границу опасной зоны.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 244
Источник: https://avtokrany.guru/upravlenie/raschet-i-opredelenie-opasnoj-zony-pri-rabote-krana

Содержание

  • 1 Расчет монтажной зоны
  • 2 Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений
  • 3 Определение понятия
  • 4 Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек
  • 5 Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др
  • 6 Способы ограждения
    • 6.1 Видео по теме: Видеоинструктаж по охране труда
  • 7 Расчет опасной зоны работы крана
  • 8 Требования по ограничению опасных зон
  • 9 Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов
  • 10 Как ограничить границу опасной зоны?

Расчет монтажной зоны

Опасные зоны — зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы (места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъёмными кранами).

Монтажная зона — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Монтажную зону определяют по наружным контурам здания исходя из его высоты. В этой зоне располагают только монтажные механизмы.

Величина монтажной зоны определяется исходя из высоты здания по таблице 3.1. Высота здания 50,78 м — ширина монтажной зоны — 7 м.

Таблица 3.1

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м

перемещаемого краном (рабочая зона)

падающего с здания (монтажная зона)

До 10

3,5

120

200

300

450

Рис. 3.1.1 Монтажная зона

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 901
Источник: https://studbooks.net/1732944/nedvizhimost/opredelenie_vliyaniya_montazhnyh_kranov

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

к оглавлению

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 811
Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Определение понятия

Потенциальную небезопасность представляют площадки вблизи:

  • строящихся зданий;
  • эксплуатации подъемных кранов, трубоукладчиков;
  • эксплуатации экскаваторов, самосвалов, асфальтоукладчиков и других машин;
  • испытаний трубопроводов;
  • резких перепадов высот – котлованов, траншей.

Опасные зоны при работе стрелового крана

Периметры каждой из областей обозначаются отдельно, в зависимости от вида работающего оборудования и фактора потенциальной опасности.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 466
Источник: https://avtokrany.guru/upravlenie/raschet-i-opredelenie-opasnoj-zony-pri-rabote-krana

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

к оглавлению

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1055
Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м

(H)

Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м

(Х)

До 10 4
До 20 7
До 70 10
До 120 15
До 200 20
До 300 25
До 450 30

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где:

— Х1 — предыдущее значение отлета груза;

— Х2 — следующее значение отлета груза;

— Н — требуемая высота для расчета;

— Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза;

— Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза.

К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:

X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

к оглавлению

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1375
Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Способы ограждения

Опасная зона работы крана

Ограждение опасной зоны регулируется пунктом пятым приложения Ж документа СНиП 12-03-2001. Краны должны оснащаться устройствами, которые принудительно ограничивают радиус действия подъемного оборудования. Скорость поворота стрелы следует ограничить до наименьшей возможной, если расстояние от радиуса действия до грузозахватного приспособления меньше семи метров.

На опасных участках необходимо применять предохранительные и страховочные приспособления, которые предотвратят падение материалов. По периметру рабочего участка устанавливается защитный экран. Он должен равняться или превышать возможную высоту подъема материалов на крюке в радиусе опасности.

Возникновение зоны повышенного риска при падении узлов оборудования не учитывается. Ответственность за предотвращение возникновения опасных участков ограждение несет разработчик проектной документации.

Видео по теме: Видеоинструктаж по охране труда

Оставьте заявку на поиск лучшей цены

Заполните форму ниже и Вам перезвонит менеджер и проконсультирует Вас по любым вопросам и подберет лучшую цену в России

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1249
Источник: https://avtokrany.guru/upravlenie/raschet-i-opredelenie-opasnoj-zony-pri-rabote-krana

Расчет опасной зоны работы крана

Опасная зона работы крана — пространство, где возможно падение груза при перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Ron = Rmax + 0,5Lmaxгр + Lбез

где Ron — радиус границы опасной зоны работы крана, м;

Rmax — максимальный вылет стрелы, м;

Lmaxгр — длина наибольшего груза, м;

Lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы , м. Определяется по таблице 3.1., в зависимости от высоты здания.

Ron = 25 + 0,5 x 6 + 10 = 38 м.

Рис. 3.3.1 Опасная зона работы крана

Опасная зона подкрановых путей — пространство между гаражами инвентарного ограждения подкрановых путей.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 627
Источник: https://studbooks.net/1732944/nedvizhimost/opredelenie_vliyaniya_montazhnyh_kranov

Требования по ограничению опасных зон

На границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей, устанавливается знак, предупреждающий о работе крана.

Рис. 3.4.1 Знак, предупреждающий о работе крана

При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами попадают транспортные или пешеходные пути, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, для обеспечения безопасности людей:

– Места нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути;

– Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие;

– Применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

– Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров;

– Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее семи метров;

– Опасная зона участка производства работ предусматривается обозначать лентой красно-белого цвета;

– Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3м от уровня монтажного горизонта;

– На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана;

– Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий);

Крановщик обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2277
Источник: https://studbooks.net/1732944/nedvizhimost/opredelenie_vliyaniya_montazhnyh_kranov

Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

На объекте строительства от задействованных оборудования, машин и механизмов выделяется граница опасной зоны равная 5 м от подвижных рабочих органов оборудования машин и механизмов (п. Г.4 СНиП 12-03-2001). Другие повышающие требования могут быть прописаны в руководстве по эксплуатации или паспорте. Данная граница может располагаться как внутри, так и выделяться за границей отлета предмета, груза со здания, при работе кранов, подъемников и др.

к оглавлению

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 521
Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Как ограничить границу опасной зоны?

На участке строительства при стесненных условиях возможно ограничение границы опасной зоны от возникающих опасных факторов путем ограничения работы машин и механизмов, установкой дополнительных ограждений и др.:

  • При размещении стреловых и башенных кранов, кран-манипуляторов необходимо принудительно ограничить угол поворота стрелы крана установкой ограничителей поворота стрелы.
  • При работах на высоте с лесов, на верхних уровнях зданий и сооружений установить защитные сетки, дополнительные ограждения, которые предотвращают отлет груза, инструмента и других предметов за ее пределы.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 622
Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 10148
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://avtokrany.guru/upravlenie/raschet-i-opredelenie-opasnoj-zony-pri-rabote-krana: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1959 (19%)
  2. https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 4384 (43%)
  3. https://studbooks.net/1732944/nedvizhimost/opredelenie_vliyaniya_montazhnyh_kranov: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3805 (37%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Калькулятор расчета границы опасной зоны работы крана и высота возможного падения груза с крана  с учетом линейной интерполяции. 

Перед началом работ кранов и подъемников необходимо выделить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполнения работ. 

Одним из таких факторов является опасная зона работы крана связанные с перемещением груза. 

Опасная зона работы крана рассчитывается и указывается в ППР с применением подъемных сооружений. 

Опасная зона работы крана это  условная граница вокруг зоны действия крана (вокруг монтажной зоны), в которой могут возникнуть опасные факторы связанные с падением груза с высоты.  

Границы опасных зон в местах, над которыми осуществляется перемещение грузов ПС, а также вблизи строящегося здания должны приниматься от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице 1. 

Граница опасной зоны работы крана определяется по формуле: 

где: 

  • Lкро.з – размер опасной зоны работы крана (м); 
  •  lmст – максимальный вылет стрелы крана (м); 
  • 0,5lminгр – половина минимального габарита груза (м);
  • lотл – минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении (определяется по таблице 3.1.) 
  • lmaxгр – максимальный габарит груза (м). 

1 – подъемный кран; 2 – поднимаемый груз; 3 – ограждение строительной площадки. 

Минимальное расстояние отлета груза (lот) при его возможном падении зависит от высоты его подъема. Под высотой возможного падения груза (hгр), принимается расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузоподъемном приспособлении (строп, траверса и п.т.).

При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции. 

Интерполяция это – способ нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся дискретному набору известных значений. 

Содержание

  1. Определение зон работы крана.
  2. Зона монтажа конструкций это
  3. Зона монтажа конструкций это
  4. Главное меню
  5. Строительные работы
  6. Монтажная зона строительной площадки
  7. Зоны строительной площадки
  8. Определение зон влияния крана
  9. Продольная привязка подкрановых путей

Определение зон работы крана.

Для обеспечения безопасной работы людей и механизмов действующие нормативы предусматривают следующие зоны:

1. монтажная – пространство, где возможно падение груза при его установке и закреплении. Определяется зона от контура здания, на чертеже обозначается пунктиром и повторяет конфигурацию здания в плане, на местности показывается в ночное время красными сигнальными лампами. При монтаже башенным краном запрещается складирование конструкции в монтажной зоне;

Рис. 7.5. Определение монтажной зоны.

2. рабочая зона крана (зона обслуживания краном) – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план полуокружностей из крайних стоянок максимальным радиусом, затем полуокружности соединяются сплошными линиями. Для самоходных кранов рабочая зона определяется для конкретной стоянки нанесением окружности с максимальным радиусом действия крана (см. рис 7.6);

3. зона перемещения груза – это пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяется расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения (см. рис. 7.6)

, (7.12)

где Rмах – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;

lмах – длина наибольшего их перемещаемых грузов;

4. опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении, с учетом возможного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют по формуле:

, (7.13)

где – безопасное расстояние, в пределах которого возможно падение груза. Для башенных кранов и для самоходных кранов, имеющих устройство, удерживающее стрелу от падения определяется в соответствии с табл.12.4 [Дикман 2003]. Если нет устройства, удерживающего стрелу от падения, то расчет производят по формуле:

(7.14)

где Rпс – радиус падения стрелы, принимают равным длине стрелы.

Рис 7.6. Определение зон работы крана.

а) для башенного крана, б) для самоходного крана

5. опасная зона работы подъемника – это пространство, где возможно падение груза, перемещаемого подъемником. Размер зоны следует принимать не менее 5 метров для зданий высотой до 20 метров включительно. При большей высоте зданий зона определяется по формуле:

, (7.15)

где Нзд – высота возводимого здания, м.

Рис. 7.7.Определение опасной зоны работы подъемника.

6. опасная зона автодорог – участки проездов и проходов в пределах вышеперечисленных зон, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа. На чертеже стройгенплана эти зоны заштриховывают, а на местности показывают хорошо видимыми надписями и световыми сигналами.

7. опасная зона железных дорог – пространство железнодорожных путей, которое попадает в зону опасной работы крана, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа.

8. опасная зона монтажа конструкций – возникает при монтаже верхних этажей многоэтажных зданий, когда осуществляется вертикальная привязка и не может быть выполнено хотя бы одно из требований гостехнадзора:

– расстояние по вертикали от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта должно быть не менее 2 м;

– расстояние от стрелы крана до монтируемого здания по горизонтали должно быть не менее 1м;

– расстояние по горизонтали от противовеса крана до монтируемого здания должно быть не менее 0,4 м;

Источник

Зона монтажа конструкций это

— монтажную зону — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Площадь этой зоны определяется контуром здания с добавлением 7 м при высоте здания до 20 м, 10 м — при высоте более 20 м . В монтажной зоне можно размещать только монтажные механизмы, складирование материалов здесь запрещено;

— зону обслуживания крана или рабочая зона крана, определяемая радиусом максимального рабочего вылета стрелы крана на участке между крайними стоянками крана на рельсовом пути или полосе движения;

— зону перемещения грузов (П) — место возможного падения груза при перемещении. Для большинства кранов граница зоны определяется радиусом, равным сумме максимального рабочего вылета крюка и 0,5 длины самого длинного из перемещаемых;

— зону опасную для нахождения людей в период подъема, установки и закрепления грузов. Границы зоны определяются с учетом вероятного рассеивания при возможном падении груза.

— опасную зону подкрановых путей — огражденная территория подкрановых путей. Минимальное расстояние от рельса до ограждения принимается равным 0,7 м;

— опасную зону работы подъемника принимают не менее 5 м от габарита подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту на каждые 15 м подъема добавляют 1 м;

— опасную зону дороги — участки дорог, подъездов и подходов в пределах перечисленных зон, где могут находиться люди, не участвующие в работе с краном, транспортные средства и другие механизмы;

— опасную зону монтажа конструкций, указываются при вертикальной привязке крана. Они появляются при монтаже конструкций верхних этажей здания. Наличие опасных зон монтажа конструкций требует разработки специальных мероприятий (выдача нарядов на особо опасные монтажные работы, ограждение зон видимыми сигналами и т.д.).

При работе в стесненных, сложных или особо сложных условиях некоторые движения крана приходится ограничивать. К таким работам можно отнести: возведение здания в условиях плотной городской застройки или действующего предприятия; реконструкцию промышленного цеха, жилого или общественного здания; возведение широко корпусных зданий методом «на себя»; совместную работу 2- 3 кранов или крана и строительного подъемника; работу в охранной зоне ЛЭП, над действующими подземными коммуникациями, в местах движения транспорта и пешеходов и т.д.

Источник

Зона монтажа конструкций это

Главное меню

Строительные работы

Монтажная зона строительной площадки

Расположение монтажной зоны зависит от высоты здания. Так, при высоте 20 м расстояние монтажной зоны от стен здания составляет 7 м, соответственно от 20 до 100 м — 10 м, более 100 м — по ППР.

В монтажную зону входят крановые пути, ширина которых зависит от типа крана. Выступающие части крана должны находиться от выступающих частей здания на расстоянии не менее 0,7 м до высоты 2 м и 0,3 м — при высоте более 2 м. Поэтому монтажная зона со стороны крана должна иметь расстояние, учитывающее габариты крана и допустимые проходы. Со стороны входа в здание на каждой лестничной клетке следует устраивать козырьки по ширине входа и под углом не менее 20° к горизонту. Длина козырька должна быть равна ширине монтажной зоны.

При сооружении зданий, расположенных вдоль улиц, проездов и проходов общего пользования, монтажную зону необходимо ограждать сплошным забором высотой не менее 2 м с устройством защитного козырька вдоль пешеходных дорожек, при этом ширина козырька должна быть не менее 2 м. Забор следует устанавливать на расстоянии не менее 10 м от стен строящегося здания.

В монтажную зону имеет право входить только крановщик. В ней запрещается размещать материалы, оборудование, действующие механизмы, электросборки и др.

Источник

Зоны строительной площадки

Размещение машин и механизмов на строительной площадке

Объектный СГП согласовывают с генеральным и субподрядчиками.

При размещении на строительной площадке машин учитывают:

· безопасные условия работы механизмов;

· факторы влияния устанавливаемого механизма на работу других механизмов, размещенных в зоне его действия или на смежных участках;

· компактность в расположении механизмов, подъездов, складов материалов и готовой продукции, бесперебойную их доставку;

· сокращение трудоемкости, материальных и финансовых затрат при установке механизмов и дальнейшей их эксплуатации.

Наиболее сложной задачей является размещение (привязка) кранов и подъемников.

Для привязки на СГП монтажных кранов осуществляют выбор типов и марок кранов, поперечную и продольную привязки кранов, расчет зон действия кранов с учетом ограничений.

Башенные краны при отсутствии ограничений подбирают по грузоподъемности, высоте подъема стрелы и вылету стрелы.

При поперечной привязке башенного крана с поворотной платформой, размещаемой в нижней его части, ось подкрановых путей ориентировочно располагают от выступающей части здания на минимальном расстоянии.

В зависимости от вылета стрелы крана и его размещения минимальные расстояния между рельсовыми путями и внутрипостроечной дорогой составляют 6,5- 12,5 м.

Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов заключается в определении требуемой протяженности подкрановых путей.

В соответствии с правилами Госгортехнадзора минимальная протяженность путей должна составлять 12,5 м. При работе в стесненных условиях допускается установка крана на одном звене подкрановых путей (фактически стационарная работа крана), но в этом случае звено должно быть уложено на жесткое основание (фундаментные блоки или специальные сборные конструкции).

При работе крана на строительстве зданий можно выделить следующие опасные для нахождения людей зоны:

· монтажную зону — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Площадь этой зоны определяется контуром здания с добавлением 7 м при высоте здания до 20 м, 10м — при высоте более 20 м . В монтажной зоне можно размещать только монтажные механизмы, складирование материалов здесь запрещено;

· зону обслуживания крана или рабочая зона крана, определяемая радиусом максимального рабочего вылета стрелы крана на участке между крайними стоянками крана на рельсовом пути или полосе движения;

· зону перемещения грузов — место возможного падения груза при перемещении. Для большинства кранов граница зоны определяется радиусом, равным сумме максимального рабочего вылета крюка и 0,5 длины самого длинного из перемещаемых;

· зону опасную для нахождения людей в период подъема, установки и закрепления грузов. Границы зоны определяются с учетом вероятного рассеивания при возможном падении груза.

· опасную зону подкрановых путей — огражденная территория подкрановых путей. Минимальное расстояние от рельса до ограждения принимается равным 0,7 м;

· опасную зону работы подъемника принимают не менее 5 м от габарита подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту на каждые 15 м подъема добавляют 1 м;

· опасную зону дороги — участки дорог, подъездов и подходов в пределах перечисленных зон, где могут находиться люди, не участвующие в работе с краном, транспортные средства и другие механизмы;

· опасную зону монтажа конструкций, указываются при вертикальной привязке крана. Они появляются при монтаже конструкций верхних этажей здания. Наличие опасных зон монтажа конструкций требует разработки специальных мероприятий (выдача нарядов на особо опасные монтажные работы, ограждение зон видимыми сигналами и т.д.).

При работе в стесненных, сложных или особо сложных условиях некоторые движения крана приходится ограничивать. К таким работам можно отнести: возведение здания в условиях плотной городской застройки или действующего предприятия; реконструкцию промышленного цеха, жилого или общественного здания; возведение широко корпусных зданий методом «на себя»; совместную работу 2- 3 кранов или крана и строительного подъемника; работу в охранной зоне ЛЭП, над действующими подземными коммуникациями, в местах движения транспорта и пешеходов и т.д.

Источник

Определение зон влияния крана

При организации строительной площадки и размещении строительных машин при проектировании стройгенплана (далее СГП), следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К этим зонам, связанным с работой монтажных и грузоподъемных работ, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, предназначенными для предотвращения непреднамеренного доступа людей в зону.

К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания, этажи, ярусы зданий в одной захватке, над которыми происходит монтаж конструкций. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями .

В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны:

б) зону обслуживания краном

в) опасную зону работы крана

г) опасную зону путей

д) зону работы подъемника

е) опасную зону дорог

ж) опасную зону монтажа конструкций

Продольная привязка подкрановых путей

Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке:

— из крайних углов внешнего габарита здания со стороны противоположной башенному крану, раствором циркуля соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана (рис. 10.3 а);

— из середины внутреннего контура здания раствором циркуля соответствующим минимальному вылету стрелы крана (рис.10.3б);

— из центра тяжести наиболее тяжелых документов раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана (рис.10.3в).

Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении (рис.10.3г) и показывают положения самых тяжелых элементов.

По найденным крайним стоянкам крана согласно (рис.10.3д) определяют длину подкрановых путей.

Или Lпп lкр+Hкр+4

lкр – расстояние между крайними стоянками, м (определяемое по чертежу)

Hкр – база крана (опред. по справочнику)

lторм – величина торм. пути крана ( 1,5м)

lтуп – расстояние от конца рельса до тупиков (0,5м)

Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т.е. 6,25м.

Рис. 3. Расчет и обозначение подкрановых путей на стройгенплане:

а — определение крайних стоянок из условия максимального рабочего вылета стрелы; б — оп­ределение крайних стоянок из условия минимального вылета стрелы; в — определение крайних стоянок из условия необходимого вылета стрелы; г — определение крайних стоянок крана; д — определение минимальной длины подкрановых путей; е — привязка подкрановых путей; 1 — крайние стоянки крана; 2 — привязка крайней стоянки к оси здания; 3 — контрольный груз; 4 — конец рельса; 5 — место установки тупика; 6—база крана

Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет два звена (25 м).

Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующе­му условию:

Lп.п.=6,25nзв 25м,

где 6,25 — длина одного полузвена подкрановых путей, м; nзв — количество полузвеньев.

В случае необходимости установки крана на одном звене, т. е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.

Монтажной зоной называют пространство, где возможно паде­ние груза при установке и закреплении элементов. Согласно СНиП III-4-80 эта зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м, плюс 10 м при высоте 120м. На стройгенплане зону обозначают пунктирной линией (рис.4, а), а на местности — хорошо видимыми предупредитель­ными надписями или знаками.

В этой зоне можно размещать толь­ко монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждени­ем подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обо­значенные на СГП, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.

Рис.4 Определение необходимых зон при возведении надземной части зданий башенным или рельсовым стреловым краном:

а — монтажной зоны; б — зоны обслуживания башенного крана; в — зоны перемещения груза; г — зоны работы подъемника

Зоной обслуживания краном, или рабочей зоной крана, назы­вают пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесе­ния на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соот­ветствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми утолщенными линиями (рис. 4, б).

Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана, но показывают иначе — по Отдельным стоянкам.

Опасной зоной работы крана Rоп называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Для башенных кранов границу опасной зоны работы Roп оп­ределяют по формуле:

где Rмакс — максимальный рабочий вылет стрелы крана, м; 0,5lмакс — половина длины наибольшего перемещаемого груза, м; lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы, устанав­ливается в соответствии со СНиПом (табл. 10,7). Последняя со­ставляющая lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения вследствие раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями движений крана и силы давления ветра и зависит от высоты подъема груза.

Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникно­вение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл.10,7.

Таблица 10,7 Границы опасной зоны

Высота возможного падения предмета, м Вблизи перемещения грузов (от горизонтальной проекции траектории максимальных габаритов перемещаемого груза машинами), м Вблизи строящегося здания или сооружения (от его внешнего периметра), м
До 20 Свыше 20 до 70 Свыше 70 до 120 Свыше 120 до 200 Свыше 200 до 300 Свыше 300 до 450

На рис. 10.6 даны схемы, поясняющие назначение и расчет зон для башенного или стрелового рельсового кранов, а на рис. 10.7 такая же схема для стрелового крана, не оборудованного устройст­вом, удерживающим стрелу от падения.

Рис. 5. Схема назначения и расчета зон башенного крана:

1 — знак по технике безопасности на границе опасной зоны (с обозначением его номера по ГОСТ 12.4.026—76);

3 — ось подкрановых пу­тей;

4 — инвентарное ограждение подкрановых путей (с обозначением его номера по ГОСТу)

Рис. 6 Схема назначения и расчета зон стрелового крана, не оборудованного устройством, удерживающим стрелу от падения: 1 — знак по технике безопасности на границе опасной зоны с обозначе­нием его номера по ГОСТу; 2 — груз; 3 — ось проходки крана; 4 — пере­ставное ограждение зоны

Источник

  • Расчет монтажной зоны

  • Виды

  • Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

  • Определение зон влияния крана.

  • Другие необходимые условия

  • Как осуществляется маркировка опасных зон на складах?

  • Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др.

  • Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др

  • Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

  • Опасные зоны строительной площадки

  • Чем должны быть оборудованы краны

  • Место работы техники

  • Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке

  • Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

  • Как определить опасную зону

  • Участки с постоянным влиянием факторов риска

  • Определение понятия

  • Иван Некрылов задает вопрос:

  • Ответ:

  • Башенные краны — почему часты аварии?

  • Процесс нанесения разметки. Преимущества маркировки

  • Как рассчитать?

  • Потенциально небезопасные участки

  • Расчет опасной зоны работы крана

  • Расчет по формуле

Расчет монтажной зоны

Опасные зоны — зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы (места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъёмными кранами).

Монтажная зона — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Монтажную зону определяют по наружным контурам здания исходя из его высоты. В этой зоне располагают только монтажные механизмы.

Величина монтажной зоны определяется исходя из высоты здания по таблице 3.1. Высота здания 50,78 м — ширина монтажной зоны — 7 м.

Таблица 3.1

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м

перемещаемого краном (рабочая зона)

падающего с здания (монтажная зона)

До 10

3,5

120

200

300

450

Рис. 3.1.1 Монтажная зона

Это интересно: Конструктивные особенности и области применения самоходных гусеничных кранов

Виды

Поскольку опасная зона – это место, где действуют особые правила по технике безопасности, нужно разобраться с ее разновидностями. Классификация складывается, исходя из факторов, влияющих на безопасность работников. Они бывают двух видов:

  • постоянные;
  • потенциальные.

Данная классификация факторов разработана и установлена Минздравом РФ. Кроме того, есть перечень ГОСТов, регламентирующих размеры и условия работы в небезопасной области рабочих площадей. Ответственность за их невыполнение несет работодатель.

Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

На объекте строительства от задействованных оборудования, машин и механизмов выделяется граница опасной зоны равная 5 м от подвижных рабочих органов оборудования машин и механизмов (п. Г.4 СНиП 12-03-2001). Другие повышающие требования могут быть прописаны в руководстве по эксплуатации или паспорте. Данная граница может располагаться как внутри, так и выделяться за границей отлета предмета, груза со здания, при работе кранов, подъемников и др.

Граница опасной зоны от движущихся частей оборудования, машин и механизмов

Определение зон влияния крана.

Определить и вычертить зоны влияния крана (монтажную, обслуживания и опасную).

Монтажная зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7м. при высоте здания до 20м. и плюс 10м. при высоте 70м. на стройгенплана зону обозначают пунктирной линией
(рис.9), видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать здесь материалы нельзя. Для прохода в здании назначают определенные места, обозначенные на стройгенплане, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.


Зоной обслуживания(Рис10) краном определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету крюка, и соединения их прямыми линиями (рис.10)

Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т.е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету крюка крана

, но показывают иначе – по отдельным стоянкам (рис.11)

Опасная зона работы крана Rоп – пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Для башенных кранов границу опасной зоны Rоп определяют по формуле

Rоп = Rmax + 0,5 lmax + lбез , м (38)

где Rmax – максимальный рабочий вылет крюка крана, м;

0,5 lmax – половина длины наибольшего перемещаемого груза, м;

lбез – дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливается в соответствии со СНиПом 12-03-2001 Часть 1. или по табл. 10.

lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения из-за раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями зависит от высоты подъема груза.

Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл.10.

Границы опасной зоны

Таблица 10

Высота возможного падения предмета, м Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м
перемещаемого краном падающего с здания
До 10 10-20 20-70 70-120 3,5
120-200 200-300 300-400

Рис.11Определениенеобходимых зон при работе кранов с дизель-электрическим, гидравлическим или механическим приводами, удерживающим стрелу от падения

1-граница зоны обслуживания; 2- граница зоны перемещения (величина горизонтально расположенной стрелы); 3- граница опасной зоны; 4 — угол ограничения по паспопрту крана; 6- ось вращения крана

На рис.12 даны схемы, поясняющие назначение и расчет зон для башенного или стрелового кранов, а на рис.13 такая же схема для стрелового крана, не оборудованного устройством, удерживающим стрелу от падения.

Для стреловых кранов, оборудованных устройством для удерживания стрелы (К-67, СМК-10, К-104, КС-3562А, К-162, КС-4362, К-255, КС-5363, КС-6362, К-631, Э-10011, Э-1254, Э-1258, МГК-25, ДЭК-25Г, РДК-25, ДЭК-50, Э-2508, КС-4361, КС-4561, Лакомо-2590, Гров-45, Круп-120, МКП-25), опасная зона работы определяется по формуле (38), при этом lбез – принимается при высоте подъема груза до 10м – 0,3+1м, а при большей высоте так же, как монтажная зона.

Пример: Для крана ДГК 50.1 Rоп = Rmax + 0,5 lmax + lбез =26+0,5⨯9+1,3=31,8 (м.)

Для стреловых кранов, не оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения К-46, АК-5, К-52, К-61, К-64, АК-75, К-69А, КС-2561Д, К-123, К-124, Э-801), опасная зона определяется по формуле

Ron = Rnc + 5, м (39)

где Rnc – радиус падения стрелы, определяют длиной стрелы, м.

Опасную зону поворотной платформы Rпппов определяют суммой радиуса поворотной части механизма Rпов и расстоянием безопасности

Rпппов = Rпов + lппбез, м (40)

где lппбез принимается равной 1м.

Пример: Для крана ДГК 50.1 Rпппов = Rпов + lппбез = 5 + 1= 6 (м)


Если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя, то границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин определяются расстоянием в пределах 5м.

Рис.12 Схема назначения и расчёта зон башенного крана

(рис.12)

1-знак по технике безопасности на границе опасной зоны (с обозначением его номера по ГОСТ Р 12.4.026-2001); 2- груз; 3-ось подкрановых путей; 4- инвентарное ограждение подкрановых путей (с обозначением его номера по ГОСТу); А- опасная зона при работе крана; Б- зона обслуживания;В-зона рассеивания при падении груза; Г- зона перемещения груза; Д- опасная зона путей

На месте работы эту опасную зону обозначают инвентарной переставной обноской из проволоки по стойкам. Этой зоне стреловых кранов соответствует опасная зона подкрановых путей башенного крана.


Привязку ограждений подкрановых путей производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждениям.

Рис 13 Схема назначения и расчёта зон стрелового крана, не оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения.

1-знак по технике безопасности на границе опасной зоны с обозначением его номера по стандарту; 2- груз; 3-ось проходки крана; 4- переставные ограждение зоны; А- опасная зона при работе крана;

Б- зона рассеивания при падении груза; В- опасная зона поворотной части; Г- крайняя точка при падении стрелы.

Расстояние от оси ближайшего к ограждению рельса до ограждения определяют по формуле Lбез = (Rпов +0,5А) + lбез, м. (41)

где А – ширина колеи крана, м (принимаем по справочнику)

Rпов–радиус поворотной платформы или другой выступающей части крана, м. (по справочнику).

lбез – принимаем равным 0,7м. Для башенных кранов без поворотной части lбез принимают от базы крана.

Опасной зоной дороги

считается та ее часть, которая попадает в пределы зоны перемещения груза или зоны монтажа. На участках дорог опасной зоны выделяют двойной штриховкой. Сквозной проезд транспорта через эти участки запрещен и следует запроектировать объездные пути.

На местности границы опасных зон должны быть обозначены специальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сигналами, хорошо видимыми крановщикам, стропальщикам и машинисту подъемника в любое время суток. Места установки ориентиров и их тип должны быть указаны на стройгенплане.

Другие необходимые условия

Если в опасной зоне должны проводиться какие-либо работы, характер которых не имеет отношения к запланированным, такое действие обязательно должно сопровождаться выдачей наряда-допуска.

расчет опасной зоны работы крана

Если строительная площадка организована так, что с той стороны, где расположено возводимое здание, отсутствуют ограждения рельсовых путей крана, любой из дверных проемов, выходящих в его сторону, обязан быть закрытым наглухо.

Если имеет место оснащение крана магнитом или грейфером, зону его работы обязательно следует обозначить соответствующими предупредительными знаками согласно ГОСТ и отгородить сигнальными границами.

Там, где работает такой кран, находиться людям запрещено. Обслуживание его в техническом плане подсобным персоналом допускается лишь в перерывах между промежутками работы, когда магнит или грейфер занимает устойчивое положение на земле.

Все крановщики и подсобные рабочие обязаны быть проинструктированы по технике безопасности при проведении подобных работ. Крановщику положено не только хорошо знать определение опасной зоны работы крана и уметь устанавливать ее границы, но и разбираться в маршрутах перемещения магнита и грейфера.

Как осуществляется маркировка опасных зон на складах?

Специальная разметка предназначена для концентрации внимания работников на потенциально небезопасных участках. Ее нанесение должно осуществляться только ремонтными или строительными организациями. Самостоятельное нанесение разметки не рекомендуется.

Сигнальная разметка может быть представлена в виде:

  • линий разметки;
  • напольных знаков «Опасная зона»;
  • стрелок и прочих дополнительных сигнальных элементов.

При нанесении специальной разметки ремонтные и строительные фирмы используют кисти, краски с особым составом, трафареты букв, знаков и прочих элементов. Владелец склада вправе самостоятельно определиться со способом маркировки.

Способы маркировки:

  • наливные полы, отличающиеся по цвету с основной рабочей зоной;
  • монтаж цветной разметки;
  • нанесение сигнальной разметки.

Как правило, для маркировки используют 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Выделение потенциально небезопасных участков является обязательным требованием, прописанным в правилах по технике безопасности. Поэтому за отсутствие или нанесение разметки, не соответствующей границам опасной зоны, несет ответственность владелец складского помещения.

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др.

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м

(H)

Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м

(Х)

До 10 4
До 20 7
До 70 10
До 120 15
До 200 20
До 300 25
До 450 30

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где:
— Х1 — предыдущее значение отлета груза;
— Х2 — следующее значение отлета груза;
— Н — требуемая высота для расчета;
— Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза;
— Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза.
К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:
X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м

(H)

Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м

(Х)

До 10 4
До 20 7
До 70 10
До 120 15
До 200 20
До 300 25
До 450 30

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где:
— Х1 — предыдущее значение отлета груза;
— Х2 — следующее значение отлета груза;
— Н — требуемая высота для расчета;
— Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза;
— Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза.
К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:
X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

Опасные зоны строительной площадки

При организации строительной площадки, размещении участков и рабочих мест, проездов, проходов необходимо установить опасные для людей зоны. Под опасной зоной понимают часть пространства, в которой действуют постоянно или возникают периодически факторы, создающие угрозу жизни и здоровью работающих. Опасные зоны обозначаются знаками безопасности и надписями установленной формы. Все опасные для людей зоны разделяются на две группы: зоны с постоянно действующими опасными производственными факторами, зоны с потенциально действующими опасными производственными факторами.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов следует отнести зоны:

вблизи неизолированных токоведущих частей электроустановок, линий электропередач (ЛЭП);

вблизи от не огражденных перепадов по высоте на 1,3м и более;

в местах, где содержатся вредные вещества в концентрациях выше предельно-допустимых или воздействуют шум, вибрация и другие негативные факторы с интенсивностью более предельно-допустимой величины.

К зонам потенциально действующих производственных факторов следует отнести:

участки, территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одном захвате, над которыми происходят монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, на которых происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами.

Зоны с постоянно действующими опасными производственными факторами во избежание доступа посторонних лиц должны быть защищены ограждениями (ГОСТ 23407-78), предотвращающими доступ людей в опасную зону. Зоны с потенциально действующими опасными производственными факторами ограждаются сигнальными ограждениями, предупреждающими о границах участков с опасными и вредными факторами.

При производстве строительно-монтажных работ в опасных зонах обеспечение безопасности работ — задача первоочередная.

На строительной площадке, как правило, частой причиной травматизма является падение предметов (стройматериалов, конструкций) с высоты строящегося здания (сооружения). Важной профилактической мерой сокращения травматизма по данной причине является правильное определение размеров опасной зоны, безопасная организация работ. В опасную зону входит пространство, примыкающее непосредственно к строящемуся объекту и расположенное по его периметру. Правильное определение размеров опасной зоны имеет большое значение при строительстве объектов повышенной этажности в населенных пунктах, где площадь строительной площадки ограничена и насыщена различными конструкциями, материалами, механизмами и машинами. Величина опасной зоны зависит от высоты здания и определяется по таблице 1 СНиП III-4-80*.

Граница опасной зоны у стреловидного крана определяется с учетом отлёта конструкций при разрыве ветви стропа:

, (3.1.1)

где R — радиус опасной зоны, м;

r – радиус максимального вращения стрелы крана, м;

S – расстояние отлета конструкции при падении на землю, м.

(3.1.2)

Н – расстояние от земли до поднятой конструкции, м;

l – длина стропа, м; φ – угол между стропом и вертикальной осью;

а — расстояние от центра тяжести конструкции до края большей стороны, м.

Расстояние отлета конструкции можно определить и по таблице 1 СНиП III-4-80*. Для повышения безопасности работ проведены исследования по определению величины опасной зоны в зависимости от высоты строящегося здания и отлёта конструкции при обрыве ветвей стропа с учетом разлета осколков:

. (3.1.3)

где Р – величина опасной зоны вокруг строящегося здания, м;

Н – высота строящегося объекта или расстояние от земли до поднятой конструкции, м.

При работе башенного крана опасной зоной будет все то пространство, в котором совершаются или могут совершаться рабочие и холостые перемещения крана и его элементов.

Ширина опасной зоны в плане, м,

(3.1.4)

где С – ширина колеи, м.

Длина опасной зоны в плане, м:

, (3.1.5)

где L – длина подкранового пути, м.

Опасная зона при работе экскаватора Rэ с прямой лопатой определяется со стороны забоя по формуле:

, (3.1.6)

где Rк – наибольший радиус копания, м;

b – расстояние от верха забоя до проекции линии угла естественного откоса грунта, м.

С противоположной стороны опасная зона определяется наибольшим радиусом копания, но не менее 5 м. Во время загрузки грунта находиться людям между экскаватором и транспортными средствами не разрешается.

Угол наклона стенки забоя должен равняться углу естественного откоса грунта, устойчивость которого необходимо периодически проверять. При работе экскаватора не разрешается производить какие-либо другие работы со стороны забоя и находиться людям в радиусе действия экскаватора плюс 5 м. Перед работой экскаваторы устанавливают на заранее спланированной площадке и закрепляют упорами для предотвращения самопроизвольного перемещения. Во время перерывов в работе стрелу одноковшового экскаватора необходимо отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин определяются расстоянием до 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя. При перемещении и работе машин вблизи котлованов, траншей, канав и других выемок создается зона из-за возможности обрушения грунта. Поэтому в ППР должны быть указаны места остановки, работы и перемещения машин за пределами призмы обрушения. Если же в ППР нет соответствующих указаний, то мастер сам должен определить минимально допустимое расстояние l1 по горизонтали от основания неукрепленного откоса выемки до ближайших опор машины (табл.3 СНиП III-4-80*) или определяется по формуле

, (3.1.7)

где а – коэффициент; h – глубина выемки, м.

Значения коэффициента а для выемок глубиной до 5м изменяются от 1,5 до 1,2 (песчаный грунт); от 1,25 до 1,06 (супесчаный грунт); от 1 до 0,95 (суглинистый грунт); от 1 до 0,70 (глинистый грунт).

Если на строительной площадке проходит линия электропередачи, то необходимо установить величину охранной зоны. Согласно ГОСТ 12.1.013-78 под охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи понимается участок земли, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов на расстоянии для линий напряжением до 1кВ-2м; от 1 до 20кВ-10м; 35кВ-15м; 110кВ-20м; от 150 до 220кВ-25м; от 330 до 500кВ-30м; 700кВ-40м.

Если строительные машины работают в охранной зоне при неснятом с воздушной линии электропередачи напряжении или около неогражденных неизолированных частей электроустановок, то нужно определить величину опасной зоны. Здесь под опасной зоной понимается расстояние от верхней части машины, конструкции, оборудования в любом его положении до нижнего провода, находящегося под напряжением. Величина опасной зоны зависит от напряжения и равна: при напряжении до 1кВ-1,5м; от 1 до 20кВ-2,0м; от 35 до 110кВ-4,0м; от 150 до 220кВ-5,0м; 330кВ-6,0м; от 500 до 750кВ-9,0м.

Работа строительных машин под проводами воздушной линии электропередачи, находящимися под напряжением 110кВ и более, допускается, если расстояние от верхней части подъемной машины или груза в любом положении до проводов не менее величин, приведенных для опасной зоны (ГОСТ 12.1.013-78; СНиП ІІІ-4-80)*.

При наличии вредных веществ в воздухе границы опасной зоны определяются содержанием вещества, которое больше предельно допустимых концентраций и отрицательно влияет на организм человека.

Своевременное определение опасных зон, устройство соответствующих ограждений, правильная организация работ обеспечивают безопасную работу на строительной площадке.

Проектом организации работ должно предусматриваться хранение материалов и изделий на строй площадке в минимально возможных количествах. Размещение складов как можно ближе к центрам потребления и оснащение их механизацией позволяет снизить количество погрузочно-разгрузочных операций и организовать безопасное складирование. Согласно ГОСТ 12.3.009-76 и СНиП Ш-4-80* площадки, предназначенные для хранения строй материала, погрузочно-разгрузочных работ, должны быть спланированы, иметь твердый грунт, способный воспринимать проектную нагрузку от грузов и подъемно-транспортных средств, или должны быть покрыты твердым и ровным материалом. В соответствующих местах устанавливаются надписи «Въезд», «Выезд», «Разворот» и т.д. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов, проездов между ними. Не разрешается размещать грузы в проходах и проездах. В зимнее время территорию площадки очищают от снега и льда.

Укладка материалов производится с учетом их массы и способности деформироваться под влиянием массы вышележащего груза. Чем тяжелее материал, тем меньше должна быть его высота, чтобы обеспечить устойчивость, облегчить и обезопасить складирование и отпуск материалов.

Складирование материалов, конструкций и оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на материалы, изделия, оборудование. Способы укладки грузов должны обеспечивать: безопасность работающих; устойчивость штабелей, пакетов; механизацию погрузочно-разгрузочных работ; возможность применения средств защиты и пожарной техники; соблюдение требований к охранным и опасным зонам. Подкладки и прокладки в штабелях складируемых материалов и конструкций следует располагать в одной вертикальной плоскости. Толщина прокладок должна быть больше высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 0,02м. Между штабелями (стеллажами) на складах должны быть проходы шириной не менее 1м и проезды, ширина которых обеспечивает прохождение транспортных средств и производство погрузочно-разгрузочных работ с учётом средств механизации Одним из важнейших требований к строительной площадке является оборудование её санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, медпунктами, а также правильное расположение их в соответствии со стройгенпланом.

Чем должны быть оборудованы краны

Если отсутствует кольцевой токоприемник между отдельными частями крана — поворотной и неповоротной — обязательно наличие ограничителя поворота.

Необходимо предусмотреть устройство безопасности, функция которого — в случае обрыва тележечного каната автоматически остановить работу грузовой тележки.

Кран обязан быть снабжен звуковым сигналом, тональность которого не совпадает с автомобильной.

Обязан иметься вольтметр, а также счетчик учета времени, которое отработано грузовой лебедкой или самим краном, и, кроме того, кабельный барабан.

Место работы техники

Опасная зона крана

Опасная зона вокруг автокрана – это расстояние, где происходит перемещение грузов. В нее входит место погрузки с крана, а также расстояние, на которое может отлететь упавший груз (плита). Поэтому границы рассчитывают по специальной формуле, в которой учитывают габариты стройматериалов, габариты машины и участок безопасности.

Площадь обслуживания крана зависит от максимального вылета его стрелы. Она обозначается как Р (max). Для определения расстояния, на которое может отлететь упавший стройматериал (Р (отл)), нужно знать высоту его подъема. Высота рассчитывается от поверхности строительной площадки до нижней части подвешенной плиты.

Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке

На границах тех зон, где опасные факторы производства действуют в постоянном режиме, необходима установка предохранительных ограждений защиты. Те зоны, которые являются потенциально опасными, должны быть оцеплены сигнальными ограждениями и обозначены знаками безопасности.

Таким образом, когда определена зона работы крана, опасные зоны на местности размечают при помощи установленных по ГОСТ знаков, несущих предупредительную функцию. Размещать их следует так, чтобы границы хорошо просматривались. На протяжении темного времени суток они обязаны освещаться.

Устанавливают их на специальных стойках, которые должны быть надежно закреплены во избежание падения от идущих людей и проезжающей техники. Там, где заканчивается зона работы крана, опасные зоны могут вплотную примыкать к местам прохода людей (дорогам и пешеходным дорожкам). На таких участках также обязательно наличие предупреждающих знаков.

Недопустимо размещение санитарно-бытовых помещений, мест отдыха, проходов для людей, т. е. любых зон постоянного либо временного пребывания работающих на опасной территории.

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

Граница опасной зоны от падения предмета, груза с люльки или площадки подъемника, вышки

Как определить опасную зону

Расчет проводится специалистами, результаты вычислений отображаются на бумаге в виде схем и математических выкладок. После оформления проектной документации конфигурация зоны утверждается приказом начальника строительства. Оформляются схемы с пояснительными записками, которые раздаются руководителям структурных подразделений. После установки крана в рабочем положении правила поведения доводятся персоналу ежедневно во время инструктажа по мерам безопасности.

Правила установки

Определение границ режимной территории осуществляется математическим путем на основе точной схемы местности, на которой изображены места стоянки и передвижения крана, его технические характеристики и описание поднимаемых грузов.

Рабочую зону подъемного оборудования можно рассчитать формулой А+Б+В, где буквы имеют следующее значение:

  • А — габариты груза. В расчет берется средний показатель между наименьшими и самыми большими размерами, предусмотренными генеральным планом строительства.
  • Б — расстояние отлета груза от точки падения. Данное значение переменное, т. к. зависит от высоты подъемного устройства. Минимальным показателем считается 7 м при подъеме на 10 м. При увеличении высоты на каждые 10 м добавляется еще 1 м отлета.
  • В — высота самой высокой точки крана. Этот пункт используется в расчетах при возведении объектов в жилых кварталах, на местностях, где возможны землетрясения и сильные ветра, способные повалить подъемное устройство.

Под радиусом опасной зоны работы крана понимается расстояние от его центра опоры до точки максимального выноса стрелы. К полученному результату прибавляется показатель отлета груза, который рассчитывается как сумма размера поднимаемого объекта и дальность его отлета при падении. С учетом возможной ветровой нагрузки используется коэффициент 1,1.

Согласно требованиям СНиП Ш-А.11-70, дополнительно используются следующие ограничения:

  • запретная зона на промышленных площадках помечается, а вблизи жилых домов огораживается;
  • перемещение по режимной территории осуществляется только в касках, на основании выданных пропусков;
  • при необходимости радиус действия механизма ограничивается концевыми выключателями или стопорными устройствами.

Участки с постоянным влиянием факторов риска

Опасная рабочая зона должна иметь ограждения, чтобы привлечь внимание сотрудников. От ее вида зависят установленные нормы по обозначению опасного пространства.

Участки с постоянным влиянием факторов опасности находятся:

  • рядом с неизолированными токопроводящими частями электроустановок;
  • рядом с неогороженными перепадами с высотой более 1,3 м;
  • с концентрацией вредных веществ, шума, вибрации и других вредных факторов, свыше установленных норм.

Данный перечень относится к сферам строительного и ремонтного обслуживания, производству стройматериалов, изготовлению строительных сооружений, конструкций и изделий. Он прописан в строительных нормах и правилах. Подробнее ознакомиться с полным текстом документа можно в СНиП 12-03-2001.

Определение понятия

Потенциальную небезопасность представляют площадки вблизи:

  • строящихся зданий;
  • эксплуатации подъемных кранов, трубоукладчиков;
  • эксплуатации экскаваторов, самосвалов, асфальтоукладчиков и других машин;
  • испытаний трубопроводов;
  • резких перепадов высот – котлованов, траншей.

Опасные зоны при работе стрелового крана

Опасные зоны при работе стрелового крана

Периметры каждой из областей обозначаются отдельно, в зависимости от вида работающего оборудования и фактора потенциальной опасности.

Иван Некрылов задает вопрос:

Составляю план работ на строительной площадке. Возник вопрос: как правильно рассчитать опасную зону работы автокрана?

Ответ:

Строительная площадка, на которой постоянно перемешают тяжелые грузы и возводят объекты – это место повышенной опасности. Поэтому важно определить место действия автокрана и не допускать, чтобы рабочие подвергали себя риску.

Башенные краны — почему часты аварии?

В отличие от других видов подъемных механизмов башенные краны относительно часто подвергаются обрушению. Причина этого — в их конструктивных особенностях. Колея пути, по которому он перемещается, как правило, имеет ширину (то есть межрельсовое расстояние) не более шести метров. База крана (речь идет о промежутке между осями его ходовых тележек, которые располагаются на одном и том же рельсе) тоже незначительна и, как правило, не превышает этого же расстояния.

Высота же его достаточно велика, и от этого башенный кран очень чувствителен к ветровым нагрузкам. Это же относится и к прочим условиям его эксплуатации. При сильных порывах ветра кран может упасть даже в неработающем состоянии. Для предотвращения этого применяют противоугонные захваты.

На падения кранов, частота которых довольно велика, практически не оказывают влияния тщательно соблюдаемые требования по технике безопасности. Статистикой установлено, что чаще всего это происходит с теми из них, которые используют для перемещения рельсовые пути.

Процесс нанесения разметки. Преимущества маркировки

Если владелец склада – частное лицо, важно, чтобы предприниматель следовал полному технологическому процессу по проектированию и нанесению разметки. Если на производстве предусмотрена отдельная служба по охране труда, то данный процесс относится к ее прямым обязанностям. Он включает в себя несколько шагов:

  1. Определение места и вида потенциальной угрозы.
  2. Согласование проекта в уполномоченных организациях.
  3. Монтаж разметки в соответствии с действующими нормами и ГОСТами.

Для точного определения места и вида потенциальной опасности фирма может обратиться к услугам профессионалов, которые проведут тщательный аудит помещения, грамотно оценив все возможные риски. Без этого нельзя начинать работы в опасной зоне, иначе в случае травмирования работника склада, его владелец не только понесет огромные убытки, но и рискует остаться без лицензии.

работы в опасной зоне

Преимущества маркировки:

  • обозначение всех потенциально опасных участков;
  • возможность нанесения разметки для выделения проходов;
  • безопасная организация перемещения грузов в пределах склада;
  • защита от столкновения с механическими транспортными средствами.

Нанести разметку можно не только для обозначения опасных зон, но и для графического выделения рабочих мест, дорожек для движения пешеходов и дорожек для транспорта, ячеек напольного хранения грузов и прочего. Грамотно составленный план помещения в разы уменьшает риск возникновения какой-либо травмоопасной ситуации на производстве.

Как рассчитать?

Выполнение работ при использовании подъемных сооружений требует соблюдения правил предотвращения падений грузов по время их перемещения по площадке. К подъемным сооружениям в этой группе опасности относят краны-манипуляторы, подъемные краны, трубоукладочную технику.

Пределы опасных зон при работе крана устанавливают от оси грузозахватного устройства. Для расчета используют формулу:

Р = Гп + Мг/2 + Х, где:

Схема назначения и расчета зон башенного крана

Схема назначения и расчета зон башенного крана

Р – радиус действия возможной зоны опасности;

Гп – горизонтальная проекция минимальных параметров груза при его транспортировке подъемником;

Мг – максимальные габаритные параметры перемещаемого груза;

Х – наименьшее расстояние отлета груза.

Последний параметр определяют по высоте, с которой возможно падение материалов. Соответствие следующее:

Н, м, не больше 10 20 70 120 200 300 450
Х, м 4 7 10 15 20 25 30

Так, расстояние отлета материалов с крюка будет равняться семи метрам, если расстояние от крюка до пола больше семи метров.

Потенциально небезопасные участки

На участки, представляющие потенциальную угрозу, влияют факторы временного характера. Поэтому к ним применяются более лояльные требования для установки ограждений. К зонам с потенциальным риском относят:

  • пространство вблизи возводимых (строящихся) зданий и сооружений;
  • участки на этажах зданий и сооружений в одной захватке, над которыми производятся строительные и монтажные работы;
  • зоны проезда машин и прочего движимого оборудования;
  • участки, над которыми производится перемещение грузов с помощью грузоподъемных кранов.

Данный перечень также относится к строительной сфере деятельности. В местах с постоянными и потенциально опасными производственными факторами не могут располагаться зоны временного и постоянного нахождения сотрудников организации.

Расчет опасной зоны работы крана

Опасная зона работы крана — пространство, где возможно падение груза при перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Ron = Rmax + 0,5Lmaxгр + Lбез

где Ron — радиус границы опасной зоны работы крана, м;

Rmax — максимальный вылет стрелы, м;

Lmaxгр — длина наибольшего груза, м;

Lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы , м. Определяется по таблице 3.1., в зависимости от высоты здания.

Ron = 25 + 0,5 x 6 + 10 = 38 м.

Рис. 3.3.1 Опасная зона работы крана

Опасная зона подкрановых путей — пространство между гаражами инвентарного ограждения подкрановых путей.

Расчет по формуле

Для наглядности приведем формулу. Расчет опасной зоны работы крана, согласно ей, выглядит так:

Ркр (о.з.) = Р (макс.) ст. + 0,5 * Р (мин.) гр. + Р (отл.) + Р (макс.) гр.,

где: Ркр (о.з.) — вычисляемый радиус опасной зоны работы крана;

Р (макс.) ст. – максимальный вылет его стрелы в метрах;

0,5 Р (мин.) гр. – половинное расстояние от минимального из габаритов груза в метрах;

Р (отл.) – то минимальное расстояние, на которое перемещаемый груз способен отлететь, (в метрах);

Р (макс.) гр. – максимальный из его габаритов в метрах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Количество благоприятных исходов как найти
  • Как найти скелета динозавра
  • Как найти долготу пункта
  • Как найти свой аккаунт на яндекс диске
  • Вебасто ошибка f07 как исправить