Как найти моральные ценности

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

фото 114Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

фото 115

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

фото 116

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

В течение жизни человек делает множество выборов. Одни не оказывают сильного влияния на повседневность, другие становятся поворотными в судьбе.

Любой выбор, даже самый незначительный, определяется ценностями. Они влияют на оценку событий и явлений, участвуют в формировании познавательной деятельности.

О том, что такое жизненные ценности человека, в чем их смысл и реализация, в материале ниже.

Что такое ценности человека простыми словами

С точки зрения психологии, ценности – это понятие из мира философии и социологии, принятое для обозначения объектов, явлений и их свойств, абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы.

Какие могут быть ценности у человека? Это самые разные вещи:

  • качества, придающие чувство защищенности;
  • конечная цель жизни;
  • стандарты поведения;
  • отношения;
  • культовые предметы;
  • традиции;
  • изобретения;
  • возможность свободного выбора.

Ценности – это основополагающий компонент личности.

Они напрямую влияют на то, какие у человека приоритеты (материальные или духовные), определяют цель в жизни, возможности ее достижения.

Ценности выполняют несколько функций:

1. Регуляции поведения.

Чтобы жить в обществе, важно следовать нормам и правилам. Если человек чувствует, что с ним что-то не так, он впадает в тревогу, депрессию. Ценности человека в обществе существуют на уровне коллективного бессознательного. Он позволяют чувствовать себя частью группы.

2. Прогнозирования.

Ценности помогают выстроить план жизни и определиться со средствами достижения, расставить приоритеты.

3. Оценивания.

Благодаря ценностям человек может анализировать явления и ситуации, выбирать наиболее подходящую для себя линию поведения.

4. Защиты.

Люди бессознательно ищут подтверждение своей правоты, это, в частности, касается и ценностей. Такой механизм помогает уберечь психику от чрезмерных нагрузок и потрясений. Например, можно игнорировать или не замечать то, что противоречит установкам.

5. Адаптации.

Сначала у человека формируются общественные ценности, а затем индивидуальные. Живя среди других людей, он понимает, какие существуют социально приемлемые способы достижения целей.

6. Мотивации.

Благодаря системе приоритетов удается определить важные и второстепенные вещи, распределить энергию для достижения целей.

Ценности простыми словами – это внутренние ориентиры, на которые опирается человек, делая выбор.

Ценностные ориентации предоставляют собой отражение в сознании приоритетов, которые человек признает для себя значимыми. К ним относят материальное благополучие, саморазвитие, популярность, физическая привлекательность, творчество.

Примеры

Список ценностей человека довольно большой, поэтому их для удобства распределили в группы.

Примеры:

  • любовь;
  • дружба;
  • свобода;
  • ответственность;
  • успех;
  • самореализация;
  • счастье;
  • семья;
  • здоровье;
  • материальное благополучие;
  • уверенность в себе;
  • признание.

Виктор Франкл, — представитель экзистенциального подхода – полагал, что поведение человека определяется желанием найти смысл в жизни и реализовать его. Роль смысла выполняют основные ценности человека. Он разделил их на 3 группы:

  1. Творчество (труд);
  2. Переживания (любовь);
  3. Отношения (принятие обстоятельств, которые невозможно изменить).

Самореализация, по Франклу, — это побочный продукт поиска смысла. Совесть выступает индикатором, что в данный момент для человека наиболее важно.

Система ценностей включает несколько элементов:

  • общечеловеческие;
  • культурные;
  • индивидуальные.

Первые два пункта формируются исходя из представлений, что хорошо или плохо в конкретной культуре или обществе, то последний зависит от воспитания и личностных особенностей.

Базовые ценности человека – это следствие влияния культуры и итог личностных ориентаций, которыми руководствуется человек в процессе жизни. В группу входит власть, независимость, потребность в одобрении, накоплении, порядке, компании, пище, покое, статусе.

Список ценностей человека

Система приоритетов – это каркас личности. На его основе строятся принципы, убеждения, цели.

Что самое ценное в жизни человека?

У всех разные представления о том, что важно. Например, у некоторой части населения стремление к признанию и известности вызывает прилив энергии, у другой – отвержение и страх.

Человек в течение жизни выбирает для себя 5-10 значимых понятий, которые могут варьироваться по степени значимости, отходить на второй план или вообще стать не актуальными.

Существует около 300 жизненных ценностей. Вот некоторые из них:

  1. Коллектив.
  2. Осмысленность.
  3. Легкость.
  4. Ощущение Уникальности.
  5. Отдых И Развлечения.
  6. Драгоценности.
  7. Чувство Удовлетворенности.
  8. Профессиональный Рост, Обучение.
  9. Радость.
  10. Надежность.
  11. Популярность.
  12. Привычки.
  13. Справедливость.
  14. Возможность Удивляться.
  15. Вложения.
  16. Логика.
  17. Безопасность.
  18. Добросовестность.
  19. Трудолюбие.
  20. Спорт.
  21. Традиции.
  22. Равновесие.
  23. Способность Удивляться.
  24. Принятие.
  25. Государство.
  26. Близкие.
  27. Соперничество.
  28. Осторожность.
  29. Вдохновение.
  30. Способности И Талант.
  31. Активность.
  32. Удовольствие.
  33. Счастье.
  34. Среда.
  35. Ум.
  36. Удобство.
  37. Капитал.
  38. Независимость.
  39. Свобода.
  40. Предки.
  41. Компетентность.
  42. Развитие.
  43. Гармония.
  44. Глубина.
  45. Статус.
  46. Чувственность.
  47. Мастерство.
  48. Стабильность.
  49. Глубина.
  50. Процветание.
  51. Техничность.
  52. Устойчивость.
  53. Успех.
  54. Призвание.
  55. Власть.
  56. Близость.
  57. Мир.
  58. Правила.
  59. Ответственность.
  60. Владение.
  61. Польза.
  62. Простота.
  63. Забота.
  64. Интуиция.
  65. Эффективность.
  66. Воображение.
  67. Страсть.
  68. Благотворительность.
  69. Верность.
  70. Толерантность.
  71. Участие.
  72. Миссия.
  73. Веселье.
  74. Творчество.
  75. Увлечения.
  76. Исследование.
  77. Любопытство.
  78. Сила.
  79. Единение.
  80. Уважение.
  81. Понимание.
  82. Поручение.
  83. Тонкость.
  84. Амбициозность.
  85. Законность.
  86. Красота.
  87. Прощение.
  88. Бесстрашие.
  89. Этичность.
  90. Убежденность.
  91. Сотрудничество.
  92. Дом.
  93. Инвестиции.
  94. Опыт.
  95. Гениальность.
  96. Гибкость.
  97. Риск.
  98. Постоянство.
  99. Определенность.
  100. Глобальность.
  101. Знания.
  102. Оригинальность.
  103. Смысл.
  104. Бытие.
  105. Дело.
  106. Истина.
  107. Искренность.
  108. Нужность.
  109. Осмысление.
  110. Рождение.
  111. Обновление.
  112. Дело.
  113. Дружба.
  114. Доброта.
  115. Потенциал.
  116. Навыки.
  117. Церковь.
  118. Основательность.
  119. Великодушие.
  120. Деньги.
  121. Внимательность.

В психологии ценности делят на материальные и духовные. К первым относят кров, одежду, еду, предметы роскоши. Духовные и материальные ценности человека связаны между собой. Например, для человека важно получить признание. Это духовные ценности. Но реализует от ее через приобретение дорогой недвижимости, одежды, украшений. К духовным ценностям относят семью, свободу, дружбу, долг, честность.

Социальная ценность человека – это то, что по мнению большинства необходимо достичь. К ним относят благосостояние, здоровье, безопасность, патриотизм, религиозность.

Как понять свои ценности?

Понять, что действительно имеет значение, а что второстепенно, — довольно сложная задача. Вот несколько приемов, помогающих понять свою систему ценностей:

Составление перечня приоритетов

Тут нужно сделать оговорку, что список нужно составлять самостоятельно, а не выбирать пункты из уже существующих вариантов. Если так не выходит, можно воспользоваться готовым перечнем. Приоритеты ярче всего проявляются в критических ситуациях. Для ориентировки можно пользоваться вопросами-подсказками:

Что случилось в момент жизненного потрясения? Что происходило вокруг? Какие эмоции вы испытывали? Вы преследовали какие-то цели, которые могут вывести вас на ценности?

Вспомните события, когда вы испытывали гнев, обиду, были рассержаны. Что происходило в этот момент? Что было внутри? Какая ценность во время этих переживаний подавлялась?

  • Что для вас главное в жизни?
  • Что вас радует помимо основных потребностей?
  • Как вы самовыражаетесь? От чего испытываете удовлетворение?
  • Есть ли в вашей жизни место творчеству?
  • Что вы чувствуете, когда видите красоту?
  • Уделяете ли вы время обучению и развитию своих способностей?
  • Какие ценности нужно уважать?
  • При ответе на вопросы в голове могут возникать слова и ассоциации, совершенно не связанные напрямую с темой упражнения. Нужно записывать все, что приходит в голову без попытки это рационализировать.

Разделение на группы

Нужно проанализировать ответы и объединить их по категориям. Например, слово «бабочка» отнести к красоте, «морковь» к кулинарии, воздух – к путешествиям или свободе. Затем существующие группы можно объединить. Например, рост, обучение, развитие можно перенести в одну группу.

Обобщение

Необходимо проанализировать каждую группу и найти для нее слово, являющееся «общим знаменателем». Например, из определений «вера», «свобода», «добро», «честность», «прямота» выбрать главное.

Определение базовых приоритетов

На этом этапе следует ответить на ряд вопросов :

  • Какие самые главные вещи в жизни?
  • Чем вы гордитесь?
  • Какими представлениями  вы руководствуетесь при выборе профессии, бизнеса, проектов, друзей, путешествий, партнеров?
  • На чем строится ваша самооценка?
  • Что помогает быть устойчивым?
  • Реализуются ли ваши ценности в профессии или деле, которое вам интересно?

Случается, что список ценностей довольно большой (более 15 пунктов), либо совсем маленький. В обоих случаях это значит, что человек еще недостаточно знает себя.

Ранжирование

Выделенные ценности нужно разложить в порядке важности, пока не останется около пяти-семи. Нужно выбирать из пары приоритетов тот, что важнее, затем выбирать из оставшихся.

Вопросы в помощь:

  1. Что для меня важнее?
  2. Если не получается реализовать одну ценность, выберу ли я другую?
  3. Если у меня будет выбор, что реализовать в первую очередь, как я себя поведу?

Упаковка

Каждую ценность нужно красиво расписать – сформулировать в виде слогана, предложения, фразы или цитаты.

Анализируя результаты важно следить за своими чувствами: при прочтении списка не должно возникать негатива или сопротивления по поводу того, что было выбрано.

Почему важно определить свои ценности

Что самое ценное в жизни человека

Как понять, в чем собственная ценность? Многие люди приходят на терапию с запросом – научиться чувствовать себя значимым, важным, умножить жизненную энергию.

Почти всегда такие люди соотносят собственную ценность с отношением других людей: кто-то плохо отозвался или покритиковал – самоценность разрушается. А все потому что она не базируется на выбранных добровольно собственных убеждениях. Людям свойственно зависеть от обстоятельств и определять себя через призму восприятия окружения.

Так происходит, потому что в момент становления личности значимые взрослые сравнивали с другими, критиковали, обесценивали. Человеку не дали установку, что он ценен сам по себе.

Ценности в жизни человека – это опора, помогающая человеку чувствовать себя устойчиво независимо от обстоятельств.

Даже во взрослом возрасте их можно сформировать совместно на сеансах психотерапии или самостоятельно.

  • Что делать, если нет цели — Способы обрести новый смысл
  • Как оставаться самим собой и не потерять себя в огромном мире
  • Почему самопознание – это основа для личностного роста
  • Как перестать зависеть от чужого мнения — Способы, примеры и советы
  • 6 книг о саморазвитии, которые должен прочитать каждый

Могут ли меняться ценности в течение жизни?

Да, и этот процесс происходит, как правило, бессознательно. Например, в силу возраста или каких-либо жизненных обстоятельств, когда человек попадает в другую среду. У человека, только поступившего в университет, и пенсионера совершенно разные приоритеты.

Смена ценностей нередко происходит из-за негативного опыта.

Человек после каких-то событий осознал, что его представления о жизни не работают. Например, когда один человек из пары делает ставку на семью и ожидает того же от партнера, а другой выбирает свои профессиональные амбиции.

Проблемы в сфере ценностей и смыслов сильно портят жизнь.

Они могут противоречить друг другу, что влечет за собой внутриличностный конфликт. Например, женщина хочет одновременно уделять много времени маленьким детям и вести активную социальную жизнь. Иногда общественные ценности идут вразрез с индивидуальными. Например, человек вырос в определенной культуре, которая чужда его собственным представлениям о жизни. Если он будет позиционировать себя, как хочет, общество его отвергнет. Особенно это касается религиозных преставлений. В любом случае человек имеет право пересмотреть свои взгляды, если они мешают ему жить и получать удовольствие.

Выбор всегда стоит рядом с ответственностью. Если личный комфорт важнее общественного неодобрения, человек выберет себя.

Ценности определяют взгляды, стиль поведения, жизненные цели. Человек, способный опираться на собственные убеждения, чувствует себя устойчиво в любой ситуации, хорошо социализируется, преуспевает в работе и личной жизни.

Ценности помогают преодолевать невзгоды и неприятности, выходить победителем из трудных ситуаций, наполняют жизнь смыслом. Но более всего важен сам человек. Еще Сухомлинский писал: «Человек – высшая ценность среди всех ценностей мира».

Загрузка…


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Знание личных ценностей поможет вам обрести удовлетворение от жизни и найти свой путь в ней. Они могут работать как компас, указывающий направление к значимой жизни и карьере. Если вам необходимо сделать выбор или если вам кажется, что вы топчетесь на месте, проанализируйте свои ценности и оставайтесь верны им, чтобы встать на правильный путь. Чтобы выявить свои жизненные ценности, предпримите указанные ниже шаги, которые помогут вам разобраться, что для вас важно. Как только вы разберетесь с личными ценностями, вы сможете использовать их в качестве основы для «реконструкции» своей жизни. Это поможет вам построить жизнь и карьеру, которые будут соответствовать вашим ценностям.

  1. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 1

    1

    Составьте список вещей, которые наиболее важны для вас в жизни. Даже если вы не считаете это ценностью, скорее всего, есть несколько вещей, которые играют для вас первостепенное значение, например семья и друзья. Потратьте 5–10 минут и подумайте, что вы считаете важным в жизни, а потом выпишите эти вещи на листок бумаги. Постарайтесь придумать хотя бы 5 пунктов.[1]

    • Например, можно написать: «Моя семья, творческая сторона, помощь другим, доброта к животным и познание новых вещей».
  2. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 2

    2

    Выделите 3–5 ситуаций, когда вы действительно чувствовали себя живым и увлеченным. Когда мы занимаемся чем-то важным для нас, мы легко теряем ощущение настоящего момента. Подумайте о тех временах, когда вы чувствовали себя подобным образом. Имейте в виду, что эти увлекательные и бодрящие впечатления необязательно должны быть «счастливыми». Потом спросите себя, что сделало данный опыт полноценным, чтобы выяснить, какую ценность он может отражать.[2]

    • Можно написать: «Когда я помогал своей подруге Алине после несчастного случая», «Когда я получил грамоту в школе», «Когда я выходил брошенных котят».
    • Потом проанализируйте, почему вы чувствовали себя живым, помогая своей подруге Алине. Возможно, вам понравилось чувствовать себя полезным, или вы испытали душевный подъем из-за необходимости проявить творческий подход и придумывать совместные занятия в период восстановления подруги.
  3. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 3

    3

    Подумайте, какие слова вы хотели бы услышать от людей в день вашего 80-летия. Это позволит вам оглянуться на свою жизнь, чтобы решить, как вы хотите прожить ее. Представьте, что вы празднуете 80 лет пребывания на Земле и отмечаете все свои достижения. Потом подумайте, что это может говорить о ваших ценностях в жизни. Задайте себе следующие вопросы:

    • Кто присутствует на моем празднике?
    • Что людям нравится во мне?
    • Как я повлиял на жизнь людей?
    • Чего я достиг в жизни?
    • Что говорят ответы на предыдущие вопросы о ваших ценностях?

    Вариант: можно также ответить на эти вопросы, написав свой некролог так, как вы хотели бы, чтобы он звучал. Подумайте, каким вы хотите остаться в памяти людей, а потом внедрите эти вещи в свою повседневную жизнь.

  4. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 4

    4

    Подумайте, что вас восхищает в других людях, чтобы выявить свои ценности. Для начала выделите двух или трех человек, которыми вы восхищаетесь, например членов семьи, друзей, лидеров, знаменитостей или вымышленных персонажей. Потом определите, что вас восхищает в них, например их достижения или таланты. Затем решите, какие ценности они могут отражать (с вашей точки зрения). Скорее всего, это будут ценности, которых вы придерживаетесь.[3]

    • Например, возможно, вы восхищаетесь проповедником Мартином Лютером Кингом-младшим за его мужество, приверженность к отстаиванию правды и за самоотверженность.
  5. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 5

    5

    Составьте список вещей, которые вы действительно хотите иметь в жизни. Сложите лист бумаги пополам или создайте две колонки в документе word. В левой части страницы запишите ответы на вопросы, приведенные ниже. В правой части страницы запишите, что каждый пункт из списка может говорить о ваших ценностях. Скорее всего, список будет очень длинным, но это хорошо, потому что это даст вам больше направлений, чтобы познать себя.

    • Чего вы хотите добиться?
    • Кем вы хотите быть в жизни или на работе?
    • Какими вещами вы надеетесь обладать?
    • Что вы надеетесь испытать в жизни?
    • Как вы хотите проводить свое время?
    • Каковы ваши цели и стремления?
  6. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 6

    6

    Используйте перечень ценностей, чтобы решить, что для вас важно. Такой перечень состоит из списка ценностей, которые можно проанализировать. Обведите в кружок или выпишите ценности, с которыми вы себя идентифицируете. Потом выберите 10 самых главных ценностей в списке, чтобы выяснить, что для вас наиболее важно.[4]

    • Например, можно использовать данный перечень: http://www.grunin.org/info/articles/polezno/spisok-cennostej/
  7. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 7

    7

    Составьте рейтинг из 10 основных ценностей, которые вы выбрали. После того, как вы выполните одно или несколько действий, чтобы распознать свои ценности, составьте список из 10 наиболее важных для себя пунктов. Потом расставьте их от 1 до 10 места, где номер один — это самая главная ценность. Используйте этот список, когда будете совершать выбор в жизни и карьере.

    • Это нормально, если ценности и их строка в рейтинге будут меняться с течением времени. Мы постоянно учимся, развиваемся и меняемся, поэтому вполне естественно, что некоторые ценности теряют свою важность или, наоборот, приобретают ее.

    Реклама

  1. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 8

    1

    Оцените, как ваша жизнь соответствует каждой ценности по шкале от 1 до 10. Начните с верхней части списка и двигайтесь вниз. Подумайте, как каждая ценность отражается в вашей жизни и насколько основательно вы ей следуете. Если вам кажется, что эта ценность выражается в полной мере, поставьте себе 10. Однако, если вы вообще не видите эту ценность в своей жизни, поставьте себе 1.

    • Например, допустим, вы цените художественное творчество. Можно дать себе 10 баллов за этот пункт, если вы занимаетесь искусством, изучаете его, посещаете местные музеи и обладаете парой репродукций, которые вам нравятся. Однако поставьте себе 1 балл, если у вас есть лишь пара книг об искусстве и на этом ваши взаимоотношения с ним заканчиваются.
  2. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 9

    2

    Используя шкалу от 1 до 10, определите, соответствует ли ваша профессия каждой ценности. В идеале, чтобы быть удовлетворенным в жизни и работе, нужно выражать свои ценности через свою профессию. Подумайте, как ваша работа или профессия отображает каждую ценность. Поставьте 10, если вам кажется, что все полностью соотносится, или 1 — если наоборот.

    • Например, предположим, что вы цените помощь людям. Если вы работаете в местной некоммерческой организации, можете поставить себе 10 за этот пункт. С другой стороны, если на работе вы не взаимодействуете с людьми напрямую, поставьте себе лишь 3 балла (что, возможно, вызовет у вас ощущение неудовлетворения).
  3. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 10

    3

    Поищите ценности, которые вы в данный момент не выражаете в жизни. После того как вы оцените свою карьеру и жизнь, определите ценности, которые для вас важны, но которых вы не придерживаетесь. Над этими областями можно работать, чтобы чувствовать себя счастливее и быть более удовлетворенным. Кроме того, это поможет вам найти больше смысла в своей деятельности.

    • Составьте список ценностей, которые вы хотите добавить в свою жизнь. Используйте этот список, когда начнете вносить изменения.

    Совет: спросите себя, почему эти ценности не находят своего выражения в вашей жизни. Вам что-то мешает? Вам кажется, что вы не можете выразить это? Выявив препятствия, вы сможете их устранить.

    Реклама

  1. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 11

    1

    Представьте, как бы выглядела ваша идеальная жизнь. Подумайте, кем бы вы были, если бы полностью отображали свои ценности. Где бы вы жили? Какую работу вы бы выполняли? Как бы вы проводили свободное время? Убедитесь, что ваш выбор соответствует личным ценностям, которые вы выявили.[5]

    • Например, возможно, вы решили, что в своей идеальной жизни вы бы помогали людям приводить себя в форму посредством танцев. Вероятно, вы представляете, что живете в большом городе на побережье, преподаете танцевальное кардио в тренажерном зале, а в свободное время ходите на пляж с друзьями. Кроме того, у вас есть несколько домашних питомцев, потому что вы любите животных.

    Совет: попробуйте представить свою идеальную жизнь, чтобы понять, чего вы хотите больше всего. Потом найдите способы воплотить эти образы в реальность.

  2. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 12

    2

    Определите профессии, которые соответствуют вашим личным ценностям. Это поможет вам найти смысл и цель в жизни. Подумайте, какие виды задач вы могли бы выполнять ежедневно, в какой среде вы хотели бы работать и с кем вы хотели бы сотрудничать. Потом найдите работу, которая отражает эти ценности. [6]

    • Например, предположим, что вы хотите помогать людям в своем сообществе и выполнять проекты, влияющие на него. В таком случае можно работать в некоммерческой организации или на государственной и политической должности, стать социальным работником или трудиться в области городского планирования или общественного здравоохранения.
  3. Изображение с названием Define Your Personal Values Step 13

    3

    Составьте список действий, которые можно предпринять, чтобы начать жить идеальной жизнью. Проведите мозговой штурм, чтобы выявить 3–5 вещей, которые помогут вам прийти к лучшей жизни. Разбейте список на шаги, которые легко выполнять. Потом выберите одну вещь, которую можно сделать сегодня. Продвигаясь вперед, выбирайте по одной незначительной вещи и выполняйте ее, чтобы подгонять свою жизнь и карьеру в соответствии с личными ценностями.

    • Со временем вы обнаружите, что ваша жизнь больше соответствует вашим ценностям. Скорость данного процесса полностью зависит от вас.

    Реклама

Советы

  • Вполне вероятно, что ваши ценности будут меняться по мере вашего развития как личности. Если вам начнет казаться, что вы зашли в тупик, повторите процесс, чтобы понять, не появились ли у вас новые личные ценности.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 81 183 раза.

Была ли эта статья полезной?

Привет, сегодня поговорим про высшие моральные ценности, обещаю рассказать все что знаю. Для того чтобы лучше понимать что такое
высшие моральные ценности, ценность, фатализм, волюнтаризм, нравственная свобода, свобода от, свобода для, ситуация нравственного выбора, моральный конфликт, имманентная традиция, трансцендентная традиция, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, социологизм, религиозные учения, философские учения, счастье , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Этика.


ценность
— это понятие, которое выражает значимость, которую нечто имеет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект.
высшие моральные ценности
— смысл жизни, свобода,

счастье
— представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение. Поэтому каждый индивид должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.

5. Высшие моральные ценности

Свобода как нравственная ценность

Свобода как проблема

Вопрос о свободе — «проклятый вопрос» философской и этической мысли. Несмотря на то, что свобода представляет собой несомненную ценность человеческого существования, ее теоретическое обоснование представляет значительную сложность. Кроме того, для нравственности свобода представляет практическую проблему. Ведь без свободы невозможны нравственные поступки, поскольку они по определению совершаются по свободному выбору личности. Однако если свобода у личности есть, это предполагает возможность свободного выбора зла. Получается, что и отсутствие, и наличие свободы в каком-то смысле губительны для морали. Теоретическая задача состоит в том, чтобы соединить свободу и мораль.

В философско-этической мысли существует две крайних точки зрения на проблему свободы:

1.
фатализм
, согласно которому все в мире имеет однозначные причины и следствия, а потому человеческие поступки предопределены силами, находящимися вне нашей власти (Богом, роком, физическими закономерностями и т.д.). Руководствуясь фаталистическими представлениями, нетрудно прийти к безнравственному поведению: раз от меня ничего не зависит, то можно поступать, как угодно; во всех моих мерзостях виноват не я, они запрограммированы извне моей души.

2.
волюнтаризм
(от слова «воля»), согласно которому человек абсолютно свободен в моральных решениях и должен поступать, исходя лишь из своей сущности, своих убеждений и желаний. Руководствуясь подобными убеждениями, человек также закономерно приходит к безнравственному поведению под лозунгом «что хочу, то ворочу».

Этика стремится разрешить извечную антиномию свободы и необходимости, определяя нравственную свободу какдиалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поступков.
нравственная свобода
это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного. Задача этики состоит в том, чтобы показать, что подлинная свобода есть именно внутри морали. Таким образом, выбор добра ведет к нравственной свободе, выбор же зла ведет к безнравственной свободе. В любом случае, выбор зла — результат несвободы человека. Под внешним давлением или под действием собственных страстей человек пренебрегает моральными соображениями ради иных ценностей. Совершая безнравственные деяния (кажущиеся свободными), человек зачастую оказывается связанным их последствиями. То, что начиналось по собственной воле, продолжается уже по воле обстоятельств. Поэтому этика постоянно предупреждает о том, что выбор зла — это путь к нравственной несвободе, тупиковый путь.

Ступени нравственной свободы

Первая ступень нравственной свободы — «
свобода от
…», «негативная» свобода
предполагает освобождение от внешней зависимости. Обычно внешняя моральная зависимость — это зависимость от авторитета родителей, мнения группы сверстников, давления общественных моральных стереотипов. Становящаяся личность (обычно в подростковом возрасте) обязательно стремится заявить свою свободную волю «делать то, что мне хочется». То, чего нам хочется, расположено в основном в обыденном слое жизни, это объекты, к которым человека влечет. Следование своим склонностям суть реализация пассивной жизненной установки, «плавание по течению» своей психики. Если внимательно рассмотреть, чего нам хочется, то обнаруживается: банальность наших желаний (поесть — поспать), низменность наших желаний («свободная жизнь» сводится к пьянству и разврату), глупость наших желаний (в сказках про «три желания» ни одному герою не удавалось загадать что-либо стоящее). Наконец обнаруживается, что самые главные желания при таком подходе не только не удовлетворяются, но даже не обнаруживаются.

Вторая ступень нравственной свободы — «
свобода для
…»
, позитивная свобода
предполагает осознание того, зачем тебе моральная свобода, для чего ты будешь ее использовать. Это наличие свободы делать то, чего в сущности я хочу. Такое деяние предполагает активное внедрение в мир своей нравственной установки, а соответственно предполагает наличие таковой установки у человека. Позитивная свобода означает наличие у личности способности строить жизнь не вопреки, а благодаря нравственным закономерностям, способности организовать свою жизнь по своей морали, т.е. следовать своей совести, блюсти свое достоинство, стремиться к своему идеалу, выполнять свой долг. Поскольку интерпретации этих понятий многообразны, то данный общий рецепт осуществляется индивидуально.

Если «свобода от…» — это, чаще всего, свобода без морали, то «свобода для…» — это свобода внутри морали. При этом мораль переживается индивидом не как догматические оковы, но как сфера личного творчества. Нравственная свобода позволяет ему «здесь-и-сейчас» реализовать себя в конкретном виде добра. Этой свободе препятствует только внутренняя ограниченность, неспособность и нежелание работать над собой, над развитием своего нравственного мира.


ситуация нравственного выбора

Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор личности. Это выбор не только между вариантами поведения, но, что гораздо важнее, между ценностями, воплощенными в разных вариантах: между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге — между добром и злом. Однако возможны и сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного выбора.

I. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек всегда совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности) личность может «сломаться» и выбрать зло. Вопрос в том, какое именно давление и какой силы соблазн человек способен преодолеть во имя своей морали. Если личность уважает свои нравственные принципы, то предел ее прочности бывает удивительно высоким.

II. Выбор между разными видами нравственного поведения:

· выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон» . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Однако под маской склонности может скрываться некий долг. Например, когда родители хотят, чтобы их сын избрал определенную профессию, а он стремится к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем, существует и такой долг личности как не зарывать свои таланты в землю, а реализовать их на пользу обществу;

· выбор между своими интересами и чужими интересами в классической этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем, в число интересов личности входят и нравственные ее интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям;

· выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть ленивой, да и индивид не обладать достаточным личностным развитием, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор;

· выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины ее гражданский долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями по защите своего ребенка. Совокупность нравственных обязанностей человека не выстроена по логическим критериям «запрета на противоречие», потому моральный выбор зачастую оказывается сложным и даже болезненным актом.

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее для нее дорогая. При разрешении морального конфликта рекомендуется следовать принципу «наименьшего зла», т.е. из двух недостаточно нравственных действий выбрать наименее скверное. Добрым такой поступок, конечно, не является, но становится выходом из ситуации. Развитая личность при этом чувствует моральную неудовлетворенность и отчасти вину за неизбежное несовершенство своего решения.

Структура нравственного поступка

Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив — намерение — цели и средства — решение — деяние — последствия — оценка (самооценка).

Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул — это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерениежелание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение — это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда».) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок — это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад», — гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средствадля ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, — в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.

Решениеакт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь».

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок — это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.

Поскольку вся предварительная подготовка к поступку разворачивается в сознании личности, внешняя оценка ее деяний затруднена. Общественное мнение склонно оценивать последствия и может только предполагать мотивацию, которая за ними стоит. Самооценка поступка не менее важна для внутренней жизни, чем похвалы или порицания других, внутренний голос оценит не только действия, но и тебя самого. Конечная самооценка становится основанием для дальнейшей деятельности, ее опыт включается в мотивы следующего поступка.

Смысл жизни как нравственная ценность

Проблема смысла жизни порождена особым характером человеческого бытия — это индивидуальное бытие-к-смерти. Осознание своей конечности побуждает человека задуматься о смысле столь быстротечного существования, во время которого не удается достичь даже материальных целей, не говоря уже о духовных. Утрата смысла в жизни обесценивает всю нравственную деятельность человека, поэтому «борьба за смысл» — одна из главных задач этики.

Решение проблемы смысла жизни начинается с ответа на вопрос: обладает ли земная человеческая жизнь самостоятельной ценностью? В истории этических учений сложились две традиции, отвечающие на поставленный вопрос диаметрально противоположно.


имманентная традиция
предполагает, что земная жизнь обладает ценностью, во всяком случае, некоторые ее стороны весьма привлекательны. Задача личности состоит в том, чтобы активно использовать отпущенный срок для приобщения к этим нравственно ценным аспектам действительности. Имманентная традиция считает, что смысл жизни — в самой жизни, в ее реальных проявлениях. Следует только определить, какие именно проявления жизни придают ей нравственную ценность:

·
гедонизм
исходит из того, что смысл жизни заключается в удовольствиях, в наслаждении жизнью (школа киренаиков). Однако этика давно зафиксировала преходящий характер наслаждений, а также разрушающее воздействие удовольствий на личность, сосредоточившуюся исключительно на них;

·
эвдемонизм
построен на идее о том, что смысл жизни состоит в достижении счастья, которое мыслится как реализация важнейших разумных целей человека (Аристотель, Фейербах) то есть основная его цель это — научить человека быть счастливым. Нетрудно, однако, показать, что смысл жизни не сводится к ее целям, сколь угодно значимым. Напротив, это цели, избираемые нами в жизни, должны быть наделены смыслом из некого нравственного источника;

·
утилитаризм
основывается на том, что смысл жизни состоит в получении пользы (эгоистический вариант) или принесении пользы (альтруистический вариант). Таких воззрений придерживались английские утилитаристы XVIII века (Бентам, Милль). Между тем, при рассмотрении антиномий морали была отмечена нетождественность «морального» и «полезного». Даже альтруистическое «служение людям» может оказаться лишенным подлинного смысла.

·
социологизм
ориентирован на то, что смысл жизни состоит в успешной деятельности в обществе (К.Маркс, «теория разумного эгоизма»). Это может быть как реализация своих нравственных установок в данной общественной системе, так и революционное преобразование социума во имя «лучшей морали». Проблема состоит в том, что мораль не только социальное, но и духовное явление, нравственный смысл жизни не может черпаться лишь из ее социальной составляющей.

Итак, имманентная традиция дает оптимистическую ориентацию повседневной жизни. Однако она возводит в ранг смысложизненных некие частные ценности. При практической реализации такой установки можно прийти к выводу об относительности всех ценностей, и, в конечном счете, о бессмысленности жизни.


трансцендентная традиция
предполагает, что земная жизнь не обладает самостоятельной ценностью, так как она всегда несовершенна, несправедливо устроена, непригодна для реализации истинных ценностей. Для личности земное существование является испытательным или подготовительным периодом по отношению к подлинной жизни. Предполагается, что смысл придается жизни некой ценностью, находящейся за пределами этой жизни (трансцендентной ценностью). Данная традиция реализуется в двух основных вариантах:

·
религиозные учения
базируются на том, что смысл придается жизни Богом. Если Творец всего сущего предусмотрел смысл каждого элемента сотворенного им мира, то задача личности — осознать свое божественное предназначение, что и придаст ее существованию абсолютный смысл. Постижение этого смысла возможно благодаря вере;

·
философские учения
интерпретируют трансцендентный смысл жизни как проистекающий из идеального закона, по которому развивается все бытие. В роли такого закона может выступать карма (в буддизме как этико-философском учении), дао (в даосизме), «мир идей» у Платона или «абсолютная идея» у Гегеля. Познать закон, при согласии с которым жизнь становится осмысленной, возможно с помощью разума.

Итак, трансцендентная традиция позволяет придать смысл самому ничтожному существованию. Даже если повседневная жизнь человека лишена удовольствий, счастья, пользы и социальных успехов, она может получать оправдание «в высшем смысле». Однако, при трансцендентном подходе возникают трудности, связанные с тем, что утверждение о существовании объективного смысла жизни и абсолютной жизненной ценности плохо согласуется с человеческой свободой. При практической реализации можно разувериться в том, что между трансцендентными ценностями и земным существованием есть связь, и прийти к выводу о бессмысленности жизни.

Приведенные рассуждения показывают, что проблема смысла жизни порождает очередную моральную антиномию. С одной стороны, смысл должен присутствовать непосредственно в земном существовании, с другой стороны, смысл жизни не может сводиться только к смыслу повседневности.

В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле жизни:

  • Оптимистический: признает осуществимость смысла жизни.
  • Скептический: высказывает сомнение необходимости поиска и осуществления смысла жизни.
  • Пессимистический: представляет жизнь бессмысленной чередой страданий, зла, с закономерным итогом – смертью.

5. Высшие моральные ценности

Счастье как нравственная ценность

Природа счастья противоречива, поэтому его практическое достижение наталкивается на существенные препятствия, а размышления о нем образуют ряды антиномий:

1. С одной стороны, счастье является следствием морального образа жизни. Сам создатель этики, Аристотель, считал, что ее цель — научить человека, как стать счастливым благодаря добродетели. Этим полагается, что только хороший человек может быть счастлив. С другой стороны, наблюдения показывают, что счастье не зависит от нравственных заслуг индивида и распределяется по прихоти фортуны. Известно, что на долю очень хороших людей выпадает и много страданий.

2. С одной стороны, счастье зависит от разума. Поскольку человек — существо разумное, то и человеческое счастье — это следствие разумной жизни, а интеллектуальные достижения являются необходимым компонентом счастья. С другой стороны,счастье — это иррациональное состояние, которому избыток разума только вредит. «Счастливы только дураки» — гласит народная пословица.

3. С одной стороны, счастье — это приобретение недостающего в жизни, его надо «искать», «добыть» активными усилиями. С другой стороны, счастье — это отсутствие утрат, свобода от страданий, наслаждение тем, что имеешь.

4. С одной стороны, счастье — это итог жизни. Древние греки даже считали, что о том, был ли человек счастливым, можно судить только после его смерти. Счастье есть удовлетворенность жизнью в целом. С другой стороны, счастье — это момент жизни, актуальное переживание счастливого «мига», в быстротечности которого мы убеждаемся на личном опыте. Но без этих мимолетных состояний вряд ли можно оценить в финале жизнь как счастливую.

5. С одной стороны, счастье предполагает некое объективное положение вещей, составляющее наше счастье. С другой стороны, счастье — это субъективное переживание, без которого предпосылки не становятся действительным счастьем. Однако и субъективная эйфория сама по себе вряд ли является признаком настоящего счастья, счастье предполагает наличие некоторых объективных причин его испытывать.

6. С одной стороны, представления о счастье диктуются социальной средой. Общество предлагает индивиду некие наборы ценностей, обретя которые он должен быть счастливым. В традиционной нравственности для счастья нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына, который продолжит традицию. В советской морали для счастья необходимо было принять участие в революционных, боевых и трудовых победах своего народа. В потребительском обществе счастье ассоциируется со счетом в швейцарском банке, виллой на Канарских островах и автомобилем последней модели.

С другой стороны, у каждого человека свое неповторимое счастье, настолько индивидуальное по конфигурации, что его никто не может «дать» или «отнять». Этика обычно акцентирует внимание на этом, сложно организованном аспекте счастья, побуждает человека искать внутренние духовные его источники.

Условия счастья просты, но трудно достижимы в социальной практике.

Во-первых, оптимальное удовлетворение материальных потребностей издавна считалось условием счастливой жизни. Наличие материального благополучия, определенная комфортность существования для большинства людей весьма значимы и представляют предпосылку положительной оценки жизни. Бедность, тяжкий труд по добыче хлеба насущного, ограничивающий духовные запросы и возможности их реализации, чаще всего воспринимаются как детерминанты несчастья.

В истории культуры оформляется и иное отношение к сфере материального бытия, представленное принципом аскетизма. Аскетизм предписывает самоотречение от внешних благ, подавление чувственных потребностей ради достижения более важных, духовных целей.

Осмысление аскетической традиции позволило определить роль материальных благ в жизни человека как средства для достижения благ духовных. Потому-то условием счастья является не максимальное, а оптимальное удовлетворение материальных потребностей, где оптимум, скорее, ближе к аскетизму, чем к роскоши.

Во-вторых, счастье связано с самореализацией личности, раскрытием ее внутренних потенций, духовного богатства. Способом такого самораскрытия является общение, дружба, любовь, творчество. Несмотря на самоочевидную ценность этих проявлений личности, обрести настоящую любовь, подлинную дружбу, конструктивное творчество, содержательное общение не так просто. Достижение этого аспекта счастья предполагает активную работу над собой, зато и качество достигнутого счастья, его прочность несопоставима с чисто материальной удовлетворенностью.

Изучение высших моральных ценностей должно способствовать собственным размышлениям читателя над поставленными проблемами.

Вау!! 😲 Ты еще не читал? Это зря!

  • Всемирный обзор ценностей
  • Общечеловеческие ценности
  • Категорический императив
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Нигилизм
  • Золотое правило нравственности
  • Семь законов потомков Ноя
  • Европейские ценности европейские ценности ,
  • Нормативная этика

Понравилась статья про высшие моральные ценности? Откомментируйте её Надеюсь, что теперь ты понял что такое высшие моральные ценности, ценность, фатализм, волюнтаризм, нравственная свобода, свобода от, свобода для, ситуация нравственного выбора, моральный конфликт, имманентная традиция, трансцендентная традиция, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, социологизм, религиозные учения, философские учения, счастье
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Этика


Мораль Как Она Есть

Видео: Мораль Как Она Есть

Содержание

  • Что такое ценности
  • Что есть и каковы моральные ценности
  • Список 40 важнейших моральных ценностей
  • Моральные ценности: примеры
  • Отрицательные последствия нравственных ценностей для психического здоровья

Каждый из нас в той или иной степени вынужден следовать некоторым приоритетам, которыми обладают наши семьи. Следование этим приоритетам направляет нас к регулированию нашего поведения, что в то же время позволяет нам достичь, возможно, своего рода принятия и адаптации. Моральные ценности служат основой того, чему когда-либо будут соответствовать наши ответы. Вот почему в этой статье Psychology-Online мы делимся и объясняем моральные ценности: список и примеры.

Что такое ценности

Ценности могут быть качества, которые заложены в людях, вещи или впечатления. Эти качества заставляют нас выбирать их среди других, которые нам не нравятся или оставляют нас равнодушными.

Ортега-и-Гассет (1961) утверждал, что мы фиксируем ценности посредством оценки (чувствительность улавливает качества физических объектов; интеллект улавливает абстрактные концепции; а оценки улавливают ценности). Ценности, с одной стороны, субъективны, поскольку они существуют только в том случае, если их улавливает человек, и они объективны, поскольку представляют собой качество, которое имеют объекты (люди, животные или ситуации), когда они вступают с ними в отношения.

Что есть и каковы моральные ценности

Когда мы думаем о моральные ценности и определение, которое мы можем дать им, мысли о справедливости, добре, альтруизме, доброте, смирении, самоотречении, любви и уважении к другим часто приходят к нам — и так много других активных и почти автоматических идей нашей ментальной структуры устремляется -. Некоторые другие известные определения, например, предложенные Торресом Трианой (2009), где моральная ценность понимается как:

В положительная, хорошая социальная значимость, в отличие от зла, которое определяет отношение и поведение человека к делать хорошо, упорядочивая свои суждения о моральной жизни и поступках, вытекающих из них.1

Но я предлагаю попытаться решить следующий вопрос, чтобы разрешить столпотворение идей, которые будут представлены в следующих параграфах: Мои моральные ценности такие же, как у моих друзей и семьи? Вероятно, многие из них повторяются в моем списке ценностей, а также в их, и это помогает нам общаться и понимать друг друга.

Моральные ценности могут иметь ярлык (термин), например: уважение, солидарность и ответственность. С помощью одного из этих трех терминов (ценностей) наша среда (семья, школа, друзья и телевидение) обучила нас. Но этот процесс меметики также имеет различия, несмотря на то, что у него одно и то же имя (ярлык / термин), его значение. Смысл этих моральных ценностей будет разным. не подразумевая того же для меня и для других людей.

  1. Честность.
  2. Толерантность.
  3. Свобода.
  4. Сострадание.
  5. Капитал.
  6. Понимание.
  7. Дисциплина.
  8. Терпение.
  9. Благоразумие.
  10. Благодарность.
  11. Отречение.
  12. Уважаю.
  13. Обязанность.
  14. Верность.
  15. Гармония.
  16. Амбиция.
  17. Альтруизм.
  18. Доверять.
  19. Мужество.
  20. Мужество.
  21. Скромность.
  22. Настойчивость.
  23. Солидарность.
  24. Будет.
  25. Самоконтроль.
  26. Преодоление.
  27. Трудолюбие
  28. Великодушие.
  29. Объективность.
  30. Пунктуальность.
  31. Учить.
  32. Верность.
  33. Щедрость.
  34. Честь.
  35. Честность.
  36. Прочность.
  37. Проницательность.
  38. Сочувствие.
  39. Вежливость.
  40. Сотрудничество.

Моральные ценности: примеры

Ниже вы найдете подробные сведения о некоторых из наиболее важных моральных ценностей:

  • Честность. Эта моральная ценность представляет собой поведение и выражение искренности (истины). Анализируя эту характеристику, иногда мы вынуждены лгать, чтобы достичь той же цели, что и моральные ценности: адаптироваться, делая добро себе и другим. Иногда мы лжем, чтобы никому не навредить, не сообщая трагических новостей. Как вариант, если честно.
  • Терпимость. Это уважение к идеям, убеждениям или практике, когда они отличаются от ваших собственных или противоречат им. Намек на то, насколько важно осознать идею Скотта Фицджеральда (1925), которая указывает, что интеллект первого порядка — это способность иметь две противоположные идеи, присутствующие в духе одновременно, и, несмотря на это, не перестать работать.
  • Свобода. Это способность сознания думай и действуй по своей воле. По сути, это определение может быть проанализировано с точки зрения экзистенциализма, где благодаря этой свободе мы вынуждены выбирать; Сартр (1943) сказал, что мы обречены быть свободными; та же свобода требует осознания необходимости соответствующих последствий наших решений. В следующей статье вы найдете больше информации о том, что такое свобода и как применять ее на практике.

Отрицательные последствия нравственных ценностей для психического здоровья

Определения, которые ориентированы в противоположном направлении или не согласуются с извинениями известной дихотомии или двойственности «добра и зла» в человеческом существе, несколько осуждаются: схема, представленная в предыдущих параграфах, где связаны моральные ценности к тому, что правильно, действуя положительно хорошо и всегда против зла. Эти определения считают, что большая часть бинарного мышления о правильном и неправильном склонен ценить себя или рассматривать свои действия как чистые или правильные, не оставляя места для возможности того, что эти моральные ценности основаны на бессознательной и постыдной совке, которую мы все любим хорошо думать о других Поскольку мы боимся самих себя, Оскар Уайльд (1890) назвал это основой оптимизма.

Одним из фундаментальных аргументов в пользу этой противоположности является аргумент, представленный Ницше (1883 г.). Этот автор показывает, что традиционные ценности утратили свою силу в жизни людей, что он назвал пассивным нигилизмом. Ницше выражает это своим решительным провозглашением «Бог мертв», убеждены, что традиционные моральные ценности представляют собой мораль, созданную слабыми и обиженные, которые поощряли покорное и конформизм поведение или поведение, поскольку эти неявные ценности служили их интересам. Именно по этой причине автор превалирует над необходимостью замены или трансформации традиционных моральных ценностей, которая привела бы его к структуре übermensch (сверхчеловека).

Несостоятельность традиционных моральных ценностей характеризуется их противоестественностью, поскольку они используют императивные нормы или законы, противоречащие фундаментальным инстинктам жизни; согласно теории Фрейда они против Ид; для Ницше эти ценности противоречат дионисийскому и создают панегирическую концепцию уникальности всего, что представляет аполлоническое.

Что касается недуга в культуре, Зигмунд Фрейд (1930) утверждает, что:

Моральная совесть ведет себя строже и недоверчивее, чем более добродетельный человек, так что, в конечном счете, те, кто больше всего продвинулся по пути святости, — это именно те, кого обвиняют в наихудшей греховности.2

Фрейд также разоблачает два источника вины: страх перед властью и страх перед супер-эго. Первый заставляет нас отказаться от удовлетворения инстинктов; второй вызывает наказание, потому что от супер-эго невозможно скрыть упорство запретных желаний.

Эта традиционная моральная совесть является следствием инстинктивного отречения. Эти моральные ценности могут привести к репрессиям десятков или бесчисленных форм поведения, типичных для человека и заканчивающихся различными психическими, а также физиологическими патологиями.

Например: человек, который считает, что «самоотречение» (термин) должно быть неизбежной основой для личного роста, что подразумевает отказ от большинства собственных желаний, интересов и привязанностей в пользу других. Это хроническое жертвоприношение, которое также проповедует, что «все нужно делать, не ожидая ничего взамен», а затем чувствует отчаяние и разочарование всегда обнаруживая, что никто не может поблагодарить его за все эти жертвы. Это еще больше усугубляет предрасположенность к одной или нескольким из следующих патологий, представленных в DSM 5 (2013):

  • Пограничное расстройство личности.
  • Расстройство избегающей личности.
  • Зависимое расстройство личности.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
  • Депрессивные расстройства
  • Тревожные расстройства.

Ницше сказал, что вина или измененная совесть возникают не как естественное следствие нарушения защитных норм или блага самого по себе, но из-за жестокости самого себя по отношению к самому себе как прививки приручения. Тот же Фрейд разоблачает в «Malestar en la cultura» (1930) утверждение о том, что человеческое существо в долгу перед своим началом (происхождением богов), — вот что это чувство вины и приверженности порождает снова и снова. .

Эта статья носит исключительно информативный характер, в Psychology-Online мы не можем поставить диагноз или рекомендовать лечение. Приглашаем вас обратиться к психологу для лечения вашего конкретного случая.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Моральные ценности: список и примеры, мы рекомендуем вам войти в нашу категорию личностного роста и самопомощи.

  1. Торрес Триана. (2009). Моральные ценности в личности. Электронный медицинский журнал.
  2. Зигмунд Фрейд. (1930). Недуг в культуре. Новая библиотека. Мадрид.

Библиография

  • Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM 5). Редакция Panamericana.
  • Фридрих Ницше. (1883 г.). Так говорил Заратустра. Универсальная литература. Барселона.
  • Хосе Ортега-и-Гассет. (1961). Введение в смету. Западный журнал. Мадрид.
  • Оскар Уайльд (2016). Портрет Дориана Грея. S.L.U. Espasa Libros. Барселона.
  • Скотт Фицджеральд. (1925). Великий Гэтсби. Королевство Корделия. Мадрид.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти стим игрока по игре
  • Как найти объем простого вещества
  • Как правильно составить расписку на деньги задаток на квартиру
  • Симс 3 как найти квест
  • Математика как найти сторону прямоугольного треугольника