Как найти морфемы в глаголах

Морфемный разбор глаголов неопределенной формы (инфинитив).

Как научиться правильно различать суффиксы и окончания?

Что важно знать?

Особенности, примеры.

Начнем изучать морфемный состав начальной формы глагола, инфинитива, с конца слова. Здесь нет единого мнения. В современной школе в составе глаголов неопределенной формы учать выделять конечное -ть как окончание. Меня учили считать -ть суффиксом инфинитива как неизменяемой глагольной формы.

Пойдем далее. Если от инфинитива отделить -ть или -ти (нес-ти, полз-ти), то чаще всего перед этой частью слова находится в морфемном составе одна буква -а, -о, -у, -я, -е, -и, которая считается древнейшим глагольным суффиксом, обозначающим действие, например:

дыш-а-ть, пол-о-ть, тян-у-ть, се-я-ть, верт-е-ть, пил-и-ть.

Этот глагольный суффикс важно увидеть и вычленить в составе других слов, прошедших несколько этапов образования, например:

о-камен-е-л-ый (окамен-е-ть), одобр-и-тельн-ый (одобр-и-ть).

Часть глагола без -ть (-ти) называется основой инфинитива, которая является производящей частью для некоторых форм глагола: дыша-л_, поло-вш-ий, сея-нн-ый.

система выбрала этот ответ лучшим

Roxri­te
[79.2K]

8 лет назад 

*Морфемный разбор глаголов начальной формы.

Разбирать глагол по составу, как и любую другую часть речи, в-первую очередь следует с окончания.

«Любить», «найти», «беречь» и др. имеют на конце -ть, -ти, -чь которые могут относиться как к окончанию, так и к суффиксу. Ошибки не будет, в разных школах учат по-своему.

Стоит также отметить, что -ть, -ти, -чь и суффикс прош. вр. -л («читал») не входят в основу.

Возвратные суффиксы -ся (-сь) входят в основу («возвращаться»).

У глаголов еще имеются суффиксы -а- («плакать»), -е- («видеть»), -я- («лаять»), -у- («засунуть»), -ыва- («подыгрывать»), -ива- («выращивать»), -ова- («именовать»), -ева- («разогревать»).

Azama­tik
[55.3K]

7 лет назад 

Морфемный разбор/морфемный анализ (разбор по составу) глаголов неопределенной формы (инфинитивов) считается наиболее трудным занятием.

При разборе инфинитива (играть, сказать, пить, беречь, сжечь, идти и тд) наиболее трудно определять то, какой морфемой является -ть-, -ти-, -чь-. Одни авторы выделяют их как окончание глагола неопределенной формы (при разборе я придерживаюсь именно этого варианта), другие же выделяют их как формообразующий суффикс. И в том и в другом случае эту морфему относить к основе слова не следует/не нужно.

Также в глаголах неопределенной формы (таких как играться, умыться, убираться) присутствует возвратный суффикс -ся-, которое в основу влючается.

В остальном разбор по составу трудностей не представляет.


Пример морфемного разбора глагола неопределенной формы «играть»:

Корень слова -игр- (игра, игрок, игровой).

-а- это глагольный суффикс.

-ть- это окончание инфинитива (другой вариант — это формообразующий суффикс).

Основа слова -игра-.

Zolot­ynka
[551K]

7 лет назад 

Главная трудность, с которой сталкиваются школьники, при разборе глаголов неопределенной формы: как следует трактовать ТЬ — суффикс или окончание.

Могу сказать, что большинство лингвистов отвечают на этот вопрос однозначно — ТЬ — образует форму глагола (инфинитив), поэтому является формообразующим суффиксом. Окончания обычно определяют грамматическое значение, указывают на лицо, род, падежи, число. В инфинитиве такие характеристики отсутствуют. Кроме того, вспомним определение окончания — это ИЗМЕНЯЕМАЯ часть слова, что абсолютно не верно в случае с глаголами в инфинитиве.

Разобравшись с ТЬ, не составит никакого труда выделить основу, корень, приставки (если есть), это уже дело техники, как говорится.

morel­juba
[62.5K]

7 лет назад 

При разборе по составу глаголов в неопределённой форме важно обратить внимание в первую очередь на сочетание «ТЬ». На счёт этого нет единого мнения, большинство лингвистов склоняется к тому, что «ть» — это суффикс, но всё же есть мнения о том, что «ть» окончание. Будем всё таки придерживаться того, что «ть» всё таки суффикс инфинитивов.

Например, разберём по сотаву слово «смотреть»:

1) корень — «смотр»;

2) суффиксы — «е» и «ть».

3) нулевое окончание;

4) основа «смотре».

Alen4­uk
[161K]

7 лет назад 

Морфемный разбор глаголов неопределенной формы имеет свои особенности.

Не установлено определенное правило, какой частью слова считать т и ть.

Некоторые относят их к суффиксам, некоторые уверены, что это окончание.

В глаголах неопределенной формы так же часто встречается суффикс а.

Рассмотрим на примере.

Глагол — писать.

Корнем слова является «пис», а и ть — суффикс, основа слова «писа».

У учителя лучше уточнить, какого правила он придерживается при разборе неопределенных глаголов насчет «т » и «ть».

Артём Денис­ов
[107K]

7 лет назад 

Морфемный анализ подобных слов имеет следующие особенности:

окончание зачастую — «ть» (некоторые выделяют эту частицу как постфикс, а то и суффикс) ;

глаголы могут иметь следующие суффиксы: а, е, у, я, ива, ова, ева, ыва.

Стоит отметить, что суффикс входит в основу слова, как и корень, а окончание нет.

Зачастую такие слова содержат корень, далее указанный суффикс и окончания, иногда приставку (корень/суффикс/окончание; корень/суффикс/формообразующий суффикс, который, кстати, в основу не входит).

Колюч­ка 555
[61.4K]

7 лет назад 

Например, сделаем морфемный состав слова: рассказать (что делать? — слово стоит как раз в неопределенной форме).

Приставка -рас-,

Корень -сказ-,

суффиксы -а-, -ть.

Окончание нулевое и основа -рассказа-.

-Ть это формообразующий суффикс. Он никогда не входит в основу слова.

-А- это словообразовательный суффикс глаголов, он будет входить в основу.

Больше особенностей я не вижу, разбираются глаголы по плану.

-Орхид­ея-
[48.6K]

7 лет назад 

Разбор инфинитивов не сильно отличается от обычного морфемного разбора, но есть пара моментов, которые нужно знать. В каждом таком глаголе есть -ть- или -ти-. Это суффикс глаголов неопределённой формы, некоторые его называют окончанием. В любом случае эта часть не входит в основу слова. Перед этой частью чаще всего идёт суффикс глагола -Е-, -а- или -и-. Больше особенностей нет, не мой взгляд.,

Limit­less
[77.7K]

7 лет назад 

Начнём с того, что у глаголов неопределённой формы часто можно встретить окончание «ть», которое трактуется по-разному. Кто-то считает, что это окончание, кто-то — суффикс.

Остановимся на той версии, что «ть» — это суффикс.

Таким образом, проведём морфемный разбор слова «полоть»

Знаете ответ?

§ 1  Разбор слова по составу. Порядок разбора.

На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.

Что значит «разобрать глагол по составу»?

Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т.е. выделить морфемы.

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

1.Во-первых, необходимо определить форму глагола.

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную. Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы –ть,-ти, -чь.

Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

2.Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу.

У глаголов такими морфемами являются:

§Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы –ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

§Суффикс глаголов прошедшего времени –л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Например:

§Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

Следовательно, –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

3.Далее выделяем основу слова.

Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Суффикс глаголов –ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

4.Следующий пункт разбора — определение корня слова.

Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.

Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

– вер. Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

5.Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

Наиболее употребляемые приставки:

На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).

6.Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.

Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

Например, в слове возвращаться –ся — это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§ 2  Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.

1.Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.

2.

Выделяем морфемы, не входящие в основу слова. У глагола выходить — это суффикс 

–ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.

3.Выделим основу слова – выходи.

4.

Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д. 

Одинаковой частью этих слов является корень –ход.

5.

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка –вы.

6.Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом –ть-, будет являться суффиксом глагола. Иэто будет суффикс –и-.

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

Давайте выполним разбор еще одного глагола — переглядываются.

1.Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме — 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

2.Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.

Личное окончание – ют.

3.Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.

4.Найдем корень слова.

Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова – гляд.

5.Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.

6.

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.

Запись в тетради будет иметь такой вид:

§ 3  Краткие итоги уроков

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

1.Определяем форму глагола.

2.Выделяем морфемы, которые не входят в основу слова: личное окончание глагола, суффиксы –ть, -ти, -чь, -л.

3.Выделяем основу слова.

4.Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.

5.Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).

6.Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Как разобрать слово по составу – это очень просто

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Пример разбора по составу

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Примеры слов с нулевым и ненулевым окончанием

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Йотированный гласный в окончании

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Примеры слов с прерывистой основой

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

  1. «Ся»: подготовиться, записаться, перегреться, выспаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, какая-то.
  3. «Либо»: кто-либо, какой-либо, чей-либо.
  4. «Нибудь»: что-нибудь, чей-нибудь, где-нибудь.

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.

Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.

Морфемы слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком Корень. Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.

Ход, ходить, уходят, походка. Водовоз, пароходный, самовывоз

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком Приставка.

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

Перепланировка, проезд, нагорный; Рас-по-ложить, пре-не-приятный, не-по-движно

Суффикс – неизменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .

Слово может содержат более одного суффикса.

Творческая, безграничный, лодка; Использ-ова-н-и-е, лод-оч-ник, соврем-енн-ик

Окончание изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком Окончание.

Окончание может быть нулевым.

Красные, молодого, зелени, степь - окончание

Основа часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком Основа.

Просторный, независимый, пахать - основа слов

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками постфикс.

существует два постфикса — -СЯ, -СЬ.

Познакомиться, убедиться, тревожусь

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

  • правило (ед.ч.) – правила (мн.ч.)
  • худею (1 лицо) – худеешь (2 лицо)
  • белый (муж.р.) – белая (жен.р.)

наверно, быстро, учитывая неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.
Вечером (наречие) соберемся у меня. Я наслаждаюсь поздним вечером (существительное).

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

Соленый, соль, посолить, пересолить

Солист, солировать, соло

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

Льд-ин-к-а – льд-ин-а – лед Снеж-инк-а – снег

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.

План морфемного анализа слова

  1. Определить часть речи
  2. Изменить форму слова и выделить окончание (если есть)
  3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы.
  4. Выделить основу слова, формообразующие суффиксы не входят в основу слова
  5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень
  6. Составить словообразовательную цепочку, выделить приставку, суффикс, постфикс

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Подберезовика

  1. Определяем часть речи. Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  2. Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова У, следовательно, это окончание.
  3. Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик-.
  4. Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение БЕРЕЗ. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик– гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  5. Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.
    подберезовик – березовый – береза.
    Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы ИК-, -ОВ-.
  6. Выделим словообразующие аффиксы.
  7. В слове подберезовик нет формообразующих морфем.

Схема (порядок) морфемного анализа

Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс

Примеры морфемного анализа

Устный разбор

Класс существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.

Все слово является основой – класс-.

Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова класс-.

Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.

Письменный разбор

класс - морфемный разбор слова

Примеры письменного разбора

прочитал - морфемный разбор слова(формообразующий суффикс –Л-)

русский - морфемный разбор слова

речь- морфемный разбор слова

праздность - морфемный разбор слова

люблю - морфемный разбор слова(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)

Как сделать морфологический разбор глагола: схема и примеры

Как сделать морфологический разбор слова

Морфологическим разбором слова называется описание его характеристик как части речи. Специфика этой процедуры в том, что для определения некоторых глагольных характеристик необходимо прибегнуть также к морфемному разбору. Но обо всем по порядку.

Схема морфологического разбора глагола

Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).

Определение части речи

Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.

Определение инфинитива

Инфинитив — это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола. Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?

Описание постоянных признаков

Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:

Морфология в русском языке

  • Вид. Бывает совершенным и несовершенным. Вид характеризует результативность действия, перфектность. Носителю русского языка не составит труда определить вид, задав вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать?, несовершенного — Что делать? Изучающему русский язык сложнее: придется выполнить морфемный разбор слова и ориентироваться в определении вида прежде всего на морфемный состав. Ну и выучить список слов, которые не укладываются в правила словообразования, например: лечь, сесть, бросить и др. Кроме того, существуют двухвидовые глаголы, например, ранить, жениться и т. д., вид которых можно определить только из контекста, то есть по лексическому значению в предложении.
  • Возвратность. Возвратностью называется действие, обращенное на себя. Такие глаголы имеют на конце постпозитивный суффикс -ся.
  • Переходность. Характеризует возможность находиться в связи с существительным в винительном падеже без предлога (управлять им). Для определения переходности нужно задать после глагола вопрос Кого? Что?
  • Спряжение. Тип спряжения определяется по окончанию инфинитива (точнее, по суффиксу и окончанию) для большинства глаголов русского языка. Так, к первому относятся глаголы заканчивающиеся на -ать, -уть, -еть, -ть, -ять, ко второму — -ить и -ыть. Из этого правила есть исключения: стелить и брить относятся к первому спряжению, так как личные окончания у них формируются по образцу первого. А видеть, слышать, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть и еще с пару десятков (часть из них проходили в школе в виде стишка, остальные остались вне учебника) относятся ко второму. Помимо этого, в русском языке существуют глаголы нерегулярного спряжения, личные окончания которых бывают как первого, так и второго типа (бежать, чтить, брезжить), а также неправильного, или особого, парадигма образования личных форм которых имеет еще древнерусскую модель или отсутствует. К последним относятся есть, дать, быть, создать и производные от них.

Непостоянные признаки

К ним относятся признаки, которые глагол приобретает при словоизменении.

Части слова

  • Наклонение. В русском языке выделяют три наклонения: индикатив (изъявительное), субъюнктив (сослагательное, или условное) и императив (повелительное). Вторая форма всегда составная, а третья может быть как простой, так и составной.
  • Время. Определяется в изъявительном наклонении. В русском языке существуют три временных формы (настоящее, прошедшее и будущее), причем одна из них состоит из двух видовременных: будущее совершенное (простое) и будущее сложное (аналитическое).
  • Число.
  • Лицо (не определяется в прошедшем времени и в условном наклонении).
  • Род (определяется только в прошедшем времени и в сослагательном наклонении).

Нужно знать: Морфология русского языка, что изучает наука.

Глагол в предложении

В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.

Роль морфемного разбора слова

При определении типа спряжения часто возникает путаница, связанная с определением окончания. Это неудивительно: в русском языке есть корни с чередованием гласных и беглыми гласными, в них может выпадать согласный. И глагольным корням это особенно свойственно в процессе как словоизменения, так и словообразования.

Вот несколько примеров:

Как делать разбор слова

  • Бить относится не ко второму спряжению, а к первому, так как би- — это корень слова, а -ть — флексия (окончание).
  • Вынуть не имеет корня вообще. Есть префикс (приставка) вы-, суффикс -ну- и флексия -ть. При словообразовании проявляется корень -им-. Сравните: иметь, принять, вынимать.
  • Быть относится к глаголам неправильного спряжения (наверное, нет такого индоевропейского языка, где он правильный) с корнем бы- и окончанием -ть. Все личные формы настоящего времени, в том числе и устаревшие, образовывались не от корня бы-, а супплетивно, то есть от другой основы (некоторые полагают, что от нее произошел глагол стать), которая исчезла еще в дописьменную эпоху: я есмь; ты еси; он, она, оно есть; мы есмы; вы есте; они суть.
  • Выть, вить, дуть имеют окончание -ть, остальное относится к корню.
  • Брить имеет корень бр-, суффикс -и- и окончание-ть. Что не мешает ему быть исключением из правила.

Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.

Примеры морфологического разбора

Для удобства приведем несколько примеров в таблице.

И в ус не дует. (поговорка) Отсель грозить мы будем шведу. (А. Пушкин) Откуда есть пошла Русская земля. (из летописи) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (пословица) Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин)
Вопрос Что делает? Что будем делать? Что сделала?* Что сделал? Что делай?
Инфинитив Дуть Грозить Быть Взяться Хранить
Постоянные признаки: вид Несовершенный Несовершенный Несовершенный Совершенный Несовершенный
возвратность Невозвратный Невозвратный Невозвратный Возвратный Невозвратный
переходность Переходный (дуть что?) Непереходный Непереходный Непереходный Переходный
спряжение 1 2 Неправильное 1 2
Непостоянные признаки: наклонение Изъявительное Изъявительное Изъявительное Изъявительное Повелительное
время Настоящее Будущее аналитическое Настоящее (прошедшее)* Прошедшее
число Единственное Множественное** Единственное Единственное Единственное
лицо 3 1 3 2 2
род Ж* М
Роль в предложении Сказуемое простое Часть составного сказуемого Часть составного сказуемого Сказуемое простое Сказуемое простое
Морфемный разбор ду-ет гроз-и-ть ес-ть в-зя-л-ся хран-и

* — глагол быть представлен как часть составного прошедшего времени древнерусского языка — перфекта. Он употреблялся в форме настоящего времени соответствующего лица в паре с «эльным» причастием прошедшего времени, которое со временем и стало современным прошедшим временем, вытеснив все остальные формы (аорист, имперфект и плюсквамперфект). Грамматически перфект представлял из себя состояние, явившееся результатом недавно прошедшего действия. Поэтому вопрос задан не к быть, а ко всей форме есть пошла. Род указан по слову пошла.

** — разбор относится к слову грозить, но вопрос задан ко всей конструкции.

Образец разбора глагола

Разборы слов в русском языке

Приведем пример классического разбора (как в школе) на примере глагола разбирают.

I. Что делают? Разбирают.

II. Инфинитив — разбирать.

III. Постоянные признаки:

  • несовершенный вид;
  • невозвратный;
  • переходный;
  • первое спряжение.

IV. Непостоянные признаки:

  • изъявительное наклонение;
  • настоящее время;
  • третье лицо;
  • множественное число.

V. Скорее всего, в предложении будет сказуемым.

Вы можете исследовать глагол как часть речи сами, это довольно интересное занятие. Но если хотите себя проверить, можете свериться с интернет-ресурсами, где можно сделать морфологический разбор глагола онлайн. И не только его, но и любой части речи. Также неплохую помощь вам могут оказать словари.

источники:

Морфемный разбор глагола проходит по следующему плану:

  • Определяем окончание, которое указывает на лицо, род, падежи, число.
  • При разборе инфинитива конечное «ть» или «ти» указываем как формообразующий суффикс. Эту морфему относить к основе слова не следует. Помимо суффиксов «ть» и «ти» в инфинитиве выделяются суффиксы –а, -и, -е, -ова, -ну. Также в глаголах неопределенной формы (играться, смеяться, улыбаться) присутствует возвратный суффикс -ся-, которое в основу включается.
  • У глаголов, оканчивающихся на «чь» (лечь, печь, стеречь) «чь» входит в состав корня.
  • Далее, как обычно, выделяем основу глагола, его корень, приставку.

Опубликовано 31 октября, 2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить 5 на 4 в тетрадке
  • Как найти место для рыбалке
  • Как в тексте найти оштбки
  • Как найти трещину в алюминии
  • Как найти биос для компьютера