Как найти морфологический разбор глаголов

Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.

Укажем план, как правильно выполнить морфологический разбор глагола. Приведем образцы разбора глаголов, имеющих разную грамматическую форму в предложении.

В русском языке глагол обладает множеством характерных для него грамматических признаков, по которым его можно отличить от других частей речи. Прежде чем разобраться в этом, определим, что такое глагол в системе частей речи русского языка.

Определение

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  • (что делать?) стирать, слышать, думать;
  • (что сделать?) уйти, составить, почувствовать.

Исходя из этого определения, морфологический разбор глагола начинаем с указания части речи и общего значения. Далее определим постоянные и непостоянные признаки глагола и его синтаксическую роль в предложении. Эти этапы разбора представим в виде плана.

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее значение (действие)

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • вид совершенный или несовершенный;
  • переходность/непереходность;
  • возвратность/невозвратность;
  • спряжение I или II;

б) непостоянные признаки:

  • наклонение (изъявительное, повелительное или условное);
  • время (только в изъявительном наклонении);
  • число единственное или множественное;
  • лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
  • род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение)

III. Синтаксическая роль в предложении (какой член предложения).

Укажем, как правильно выполнить морфологический разбор глагола в зависимости от его грамматической формы в предложении.

Морфологический разбор глагола

Образец рассуждений

Выясним, какие грамматические признаки имеет глагол  в этом предложении:

По прогнозам синоптиков циклон будет бушевать еще несколько суток.

I. Будет бушевать — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что будет делать?

Начальная форма — бушевать.

II. а) Постоянные морфологические признаки:

  • несовершенный вид (обозначает незавершенное действие и отвечает на вопрос что будет делать?);
  • непереходный (не может управлять существительным в форме винительного падежа);
  • невозвратный (не имеет постфикса -ся)
  • I спряжение (бушевать имеет конечное буквосочетание -ать).

б) непостоянные морфологические признаки:

  • изъявительное наклонение;
  • сложное будущее время;
  • единственное число;
  • 3 лицо

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Примеры морфологического разбора глагола

Под лучами весеннего солнца снег сначала подтаял изнутри.

I. Подтаял — глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал?

Начальная форма — подтаять.

II. а) Постоянные морфологические признаки:

  • совершенный вид;
  • непереходный
  • невозвратный
  • I спряжение

б) непостоянные морфологические признаки:

  • изъявительное наклонение;
  • прошедшее время;
  • единственное число;
  • мужской род.

III. В предложении выполняет роль простого глагольного сказуемого.


Прослушайте эту аудиозапись еще раз.

I. Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделайте?

Начальная форма — прослушать

II. а) Постоянные морфологические признаки:

  • совершенный вид
  • переходный
  • невозвратный
  • I спряжение

б) непостоянные морфологические признаки:

  • повелительное наклонение;
  • множественное число;
  • 2 лицо

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.


Я возвратилась бы сюда снова.

I. Возвратилась бы — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала бы?

Начальная форма — возвратиться.

II. а) Постоянные морфологические признаки:

  • совершенный вид
  • непереходный
  • возвратный
  • II спряжение

б) непостоянные морфологические признаки:

  • условное наклонение
  • единственное число
  • женский род

III. В предложении простое глагольное сказуемое.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 78

Глагол — это изменяемая (спрягаемая) часть речи, которая выражает действие объекта. С помощью него можно передать активное движение или планирующееся действие. В предложениях глаголы чаще всего выступают в качестве сказуемого.

Как и любая другая часть речи, глагол нуждается в разборе, который позволяет понять, в какой форме он находится. При морфологическом разборе глаголов (в учебниках русского языка школьной программы такой разбор находится под цифрой 3) учитываются постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Рассмотрим план разбора глагола с определением всех морфологических признаков.

Что такое морфологический разбор слова (глагола)

Морфологический разбор глагола – это письменное или устное выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, определение его синтаксической значимости и анализа как самостоятельной части речи в русском языке.

Морфологический разбор слова (глагола) применяется на уроках русского языка, может пригодиться при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Благодаря подобному анализу можно понять значение того или иного глагола в предложении и понять его преобразование через процесс изменение словоформы.

Понятие морфологического анализа глагола и морфологического разбора глагола тождественны.

План морфологического разбора глагола: памятка

Морфологический разбор глагола всегда имеет стандартный вид.

I. Определяем часть речи, общее значение (действие). Сюда также входит начальная форма — неопределённая форма, также известная как инфинитив. 

Сюда входит: 

  • На какой вопрос отвечает? (что делал, сделал, сделать, делать и так далее) 
  • Какое действие передаёт? 
  • Какой смысл несёт? 

II. Определяем морфологические признаки:

  • Постоянные признаки: вид совершенный или несовершенный; переходность; возвратность; спряжение;
  • Непостоянные признаки: наклонение; число; время; лицо; род.

III. Выделяем синтаксическую роль в предложении (в роли какого члена предложения выступает), обязательно подчеркиваем (например, двумя чертами если это сказуемое).

Разбор глагола как части речи предполагает выявление его значимых признаков, грамматической основы и роли в предложении в целом. Благодаря нему можно понять процесс изменения той или иной части речи на конкретном примере.

Подробнее разберём каждый этап разбора глагола.

Как выполнить морфологический разбор глагола: определяем общее значение.

Для выполнения этого этапа нужно понять, какую именно часть речи предстоит разбирать. Для этого нужно задать вопрос к слову и определить, к какой части речи его относят.

Глаголы отвечают на следующие вопросы:

Что делать?
Что сделать?
Что делал?
Что сделал?
Что делает?
Что сделает?

Задавая вопрос к глаголу, можно сразу определить его морфологические признаки:

  • постоянные признаки (совершенная или несовершенная форма)
  • непостоянные признаки (время).

Задаём вопрос. Что сделал? Выполнил.

Отсюда следует, что глагол:

  • Совершенный;
  • В прошедшем времени.

Что такое морфологические признаки глагола и как их определять?

Морфологические признаки глагола – это те признаки, которые присущи глаголу либо постоянно, либо непостоянно. К ним относят время, наклонение, вид и так далее. Данные признаки могут изменять смысл глагола и его значение в зависимости от предложения.

Для составления грамматически правильного разбора нужно учесть все постоянные и непостоянные признаки глаголов. Это:

Постоянные морфологические признаки глагола:

  • вид (совершенный — что сделать? или несовершенный — что делать?);
  • переходность или непереходность (переходный употребляется с существительным в винительном падеже без предлога, а непереходный не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога;
  • возвратность или невозвратность (наличие или отсутствие постфикса «ся» или «сь»);
  • спряжение (I или II)

Определить все признаки при морфологическом разборе глагола не получится. Иногда глаголы могут быть вырваны из контекста или лишены каких-либо признаков из списка.

Непостоянные признаки глагола:

  • наклонение (изъявительное, повелительное или условное (с частицей бы);
  • время (только в изъявительном наклонении);
  • число единственное или множественное;
  • лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
  • род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение)

Стоит также отметить, что:

Вид Залог
Возвратность Переходность

Могут называться не только морфологическими непостоянными признаками, но грамматическими признаками глагола. Эти понятия также являются тождественными. К грамматическим признакам постоянного вида точно также относят время, лицо, число и род. Не пугайтесь, если увидите это понятие в вопросе задания. Морфологические и грамматические признаки одинаковые.

Подробнее рассмотрим вопрос определения наклонения, так как от этого пункта зависит качество выполнения разбора глагола как части речи, а также правильное определение его смыслового значения. 

Таблица наклонений:

Название Особенности
Инфинитив Не имеет лица и рода
Название Особенности
Условное (сослагательное) Только прошедшее время;
Частица бы, б;
Изменение по родам.
Название Особенности
Изъявительное Совершенные: настоящее и будущее время
Несовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время
Название Особенности
Повелительное Образуются от будущего или настоящего времени;
Имеют суффиксы «и» и «те».

Запомним, что одним из признаков наличия повелительного наклонения может быть наличие восклицательного знака. Его можно отличить от других типов именно по интонации. 

Давайте попробуем разобрать глаголы как части речи по образцу.

Как делать морфологический разбор глагола: примеры

Приведём пример полного морфологического разбора глагола в контексте предложения. Для этого будем использовать памятку, в которой есть образец морфологического разбора глагола. Порядок выявления грамматических признаков может отличаться, так как не все глаголы обладают требуемыми признаками.

Начнём с лёгких примеров:

Морфологический разбор глагола «тренируется» по школьному образцу:
I. Часть речи: (что делает?) тренируется — глагол;
II. Начальная форма: тренироваться;
III. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: несов. вид, возвратный, непереходный, I спряжение.
Непостоянные признаки: ед. ч, изъяв. наклонение, наст. время, 3-е лицо.
IV. Синтаксическая роль: в предложении является сказуемым, подчеркиваем слово тренируется двумя чертами.

Рассмотрим другие варианты морфологического разбора глаголов.

Я рисовал в уголке листа смайлик.

  1. Что делал? Рисовал. Часть речи – глагол. Начальная форма – рисовать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, мужской род, переходный, в прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Михаил искусно играет на скрипке.

  1. Что делает? Играет. Часть речи – глагол. Начальная форма – играть.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, мужской род, переходный, в действительном залоге и настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Мама подметает пол быстрее меня.

  1. Что делает? Подметает. Часть речи – глагол. Начальная форма – подметать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, действительный залог, переходный, в настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим предложение с несколькими глаголами. Морфологический разбор выполняется по очереди:

Мне показалось, что перед глазами пронеслась вся жизнь.

  1. Что сделало? Показалось. Часть речи – глагол. Начальная форма – показаться.
  2. Совершенный вид, единственное число, средний род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

И второй:

  1. Что сделала? Пронеслась. Часть речи – глагол. Начальная форма – пронестись.
  2. Совершенный вид, единственное число, женский род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола с выявлением наклонения.

Ребята учились бы хорошо, если бы не лень.

  1. Что делали? Учились. Часть речи – глагол. Начальная форма – учиться.
  2. Несовершенный вид, множественное число, условное наклонение, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Я напишу большую поэму.

  1. Что сделаю? Напишу. Часть речи – глагол. Начальная форма – написать.
  2. Совершенный вид, изъявительное наклонение, единственное число, первое лицо, действительный залог, переходный, в будущем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола в повелительном наклонении:

Вы работаете слишком медленно.

  1. Что делаете? Работаете. Часть речи – глагол. Начальная форма – работать.
  2. Несовершенный вид, повелительное наклонение, множественное число, второе лицо, действительный залог, настоящее время, непереходный.
  3. В предложении является сказуемым.

По аналогии выполняются все типовые задания, закрепляющие навык морфологического разбора. Попробуйте разобрать любой глагол по образцу, чтобы закрепить усвоенный материал.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Глагол
  6. Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор подразумевает характеристику слова как часть речи. Нужно проводить морфологический разбор глагола, если ты видишь после слова надстрочную цифру «3» — смотрит3.

Схема морфологического разбора глагола:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Вид.
  5. Время.
  6. Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
  7. Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения — сказуемое).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит3 по дереву.

стучит

  1. Стучит — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма у глагола — это неопределенная форма: что делать?стучать.
  3. Глагол II спряжения, т.к. окончаниеит под ударением.
  4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу — что делать?
  5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу — что делает? и окончаниюит.
  6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить — дятел стучит — он стучит.
  7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит.

Дано предложение: Когда вы досмотрите3 этот фильм?

досмотрите

  1. Досмотрите — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
  2. Начальная форма — неопределенная форма — что сделать?досмотреть.
  3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу — что сделаете?
  5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию ите.
  6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончаниюите и местоимению: вы досмотрите.
  7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите.

Дано предложение: Она узнала3 его мгновенно.

узнала

  1. Узнала — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
  2. Начальная форма — неопределенная форма — что сделать? узнать.
  3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу — что сделать?
  5. Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу — что сделала?
  6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию а.
  7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит3 по дереву.

стучит

  1. Стучит — гл. (что делает?)
  2. Н. ф. — стучать.
  3. II спр.
  4. Несов. вид.
  5. Наст. вр.
  6. 3-е лицо, ед. ч.
  7. Сказуемое: стучит.

Дано предложение: Когда вы досмотрите3 этот фильм?

досмотрите

  1. Досмотрите — гл. (что сделаете?)
  2. Н. ф. — досмотреть
  3. II спр.
  4. Совер. вид.
  5. Буд. вр.
  6. 2-е лицо, мн. ч.
  7. Сказуемое: досмотрите.

Дано предложение: Она узнала3 его мгновенно.

узнала

  1. Узнала — гл. (что сделала?)
  2. Н. ф. — узнать.
  3. I спр.
  4. Совер. вид.
  5. Прош. вр.
  6. Жен. р., ед. ч.
  7. Сказуемое: узнала.

Советуем посмотреть:

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

Возвратные глаголы

Времена глагола

Лицо и число глагола

Спряжение глаголов

Вид глаголов

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 214,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 233,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 167,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 381,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 382,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 129,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 209,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 245,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 181,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 214,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 280,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 141,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 269,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 687,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 129,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 245,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 404,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 424,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Разбор глагола как часть речи


Разбор глагола как часть речи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 198.

Обновлено 2 Марта, 2022

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 198.

Обновлено 2 Марта, 2022

Все слова относятся к какой-либо части речи, и каждая имеет свои грамматические признаки. Чтобы дать слову полную грамматическую характеристику, применяется морфологический разбор, и для разных частей речи порядок разбор отличается. В статье рассмотрим разбор глагола как части речи, его постоянные и непостоянные признаки.

Порядок морфологического разбора

Выполнить морфологический разбор слова — значит определить и доказать, какая это часть речи, перечислить все признаки слова как части речи в той форме, в какой это слово стоит в предложении. Чтобы разбор был полным, существует определённый порядок:

  • Определить часть речи.
  • Поставить слово в неопределённую форму.
  • Определить постоянные признаки.
  • Определить непостоянные признаки.
  • Определить синтаксическую функцию.

Слово как часть речи

К какой части речи относится слово, определяем по вопросу. Солнце (что делает?) светит. Светит — глагол.

Неопределённая форма

Неопределённая форма слова — это начальная форма. У глагола неопределённая форма — инфинитив. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Солнце светит. Н. ф. — (что делать?) светить.

Инфинитив infinitivus (modus) — неопределённый.

Постоянные признаки

Постоянные признаки так называются, потому что они не могут измениться никогда. У глагола таких признаков два:

  • вид;
  • спряжение.

Глагол совершенного вида никогда не станет несовершенным, и наоборот. Учусь (что делаю?) — несовершенный вид. Как бы мы не старались, вид поменять не удастся. Если мы скажем (что сделаю?) выучусь, то это будет уже другое слово.

Это же относится и ко спряжению: глагол I спряжения никогда не станет глаголом II спряжения.

Непостоянные признаки

Непостоянные признаки — изменяемые. Они могут поменяться у одного и того же глагола в зависимости от предложения. Чтобы предложение было красивым, грамотным, мы меняем форму слова с помощью окончания.

С утра ветер усилился. Глагол усилился в прошедшем времени, м. р., ед. ч. Завтра ветер усилится. Глагол усилится в будущем времени. То есть слово остаётся тем же, но в зависимости от предложения меняется его форма, а соответственно, и признаки.

Род глагола можно определить только в прошедшем времени.

Непостоянные признаки:

  • число, время (если есть);
  • лицо (если есть);
  • род (только в прош. времени).

Синтаксическая функция

В 4 классе вы уже знаете, что в предложении слова являются членами предложения. Последний пункт морфологического разбора: определить синтаксическую функцию, что обозначает определение слова как члена предложения. Весело щебечут птицы. Синтаксическая функция глагола щебечут — сказуемое.

Памятка «Как разобрать глагол как часть речи»

Морфологический разбор может устным и письменным.

Рассмотрим образец письменного разбора.

Свежее сено хорошо пахнет.

  • Пахнет — глагол. Сено (что делает?) пахнет.
  • Н. ф. — что делать? пахнуть.
  • Пост.: несов. вид, I спр.
  • Непост.: в наст. времени, 3-е лицо, ср. род.

Пахнет — сказуемое.

Чтобы сделать устный разбор глагола, нужно рассказать о слове по тому же плану.

Заключение

Что мы узнали?

При разборе глагола как части речи указываются все морфологические признаки, которые делятся на постоянные и непостоянные. Нужно также указать, какую синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 198.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как на xbox 360 найти проводник
  • Как составить дни недели с ребенком
  • Как исправить пассивность
  • The forest как исправить ошибки
  • Составить рассказ как я однажды помогал маме от первого лица