Как найти мотивацию для обучения

#статьи

  • 17 июн 2022

  • 0

Как найти мотивацию для учёбы

Простые советы, которые помогут учиться не из‑под палки, а по зову сердца.

Фото: Sean De Burca / Getty Images

Андрей Калинин

Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.

Наш мозг ленивый. Он хочет тратить как можно меньше энергии и получать как можно больше удовольствия. С помощью нейромедиатора дофамина мозг постоянно оценивает наши действия.

Делаем что-то приятное — дофамина много. Мы довольны и хотим повторить. Делаем что-то трудное и не особо приносящее удовольствие — дофамина мало, желание этим заниматься пропадает.

Поэтому между сериалом и обучением мы часто выбираем первое — сериалы приносят лёгкое и быстрое удовольствие. Образование же — сложная работа, от которой редко получается получить быстрый приток дофамина. Но, к счастью, способ полюбить учёбу есть.

На онлайн-конференции Skillbox Holding Limited директор Высшей школы психологического консультирования Елена Мартынова рассказала:

  • что такое мотивация с точки зрения психологии;
  • работает ли метод поощрения и наказания;
  • стоит ли сравнивать себя с другими.

А Сергей Попков, программный директор Skillbox, и Наталья Влодавская, директор по сервису Skillbox, дали советы, как организовать обучение, чтобы оно не наскучило.

Психологи выделяют два вида мотивации:

  • Внешняя мотивация — когда человек делает что-то в большей степени из-за обстоятельств, в которые попал, а не по своему желанию. Например, заканчивает университет, чтобы не расстраивать родителей, или ходит на работу, потому что нужно платить по кредиту.
  • Внутренняя мотивация — она рождается внутри человека и основывается на его ценностях и интересах. Например, вы с детства мечтали помогать животным и поэтому стали ветеринаром.

Именно внутренняя мотивация обычно становится надёжным подспорьем в обучении. Она помогает не бросить и не отступить, когда трудно.

Чтобы отыскать внутреннюю мотивацию, нужно понять — зачем вы учитесь? Когда ясна цель, можно заключить договор с самим собой: да, предстоит долгое и непростое обучение, но я точно знаю, для чего мне это и что я получу в результате.

Поиск цели начинается с беседы с самим собой. Такая беседа может длиться несколько дней, но её результаты лучше зафиксировать на бумаге: так получится более основательный анализ мотивов, а в минуты трудностей вы сможете заглянуть в этот документ и вспомнить, ради чего всё это. Самый простой опросник выглядит так:

  • Зачем мне учиться?
  • Как изменится моя жизнь, если я пройду обучение? Ответ на этот вопрос распишите максимально буквально, и можно даже указать дедлайны. Возможно, обучение поможет вам через полгода сменить профессию, а через год переехать в город или страну вашей мечты.
  • Как изменится моё отношение к себе? Представьте, как через 10–20 лет вы будете благодарны себе за то, что преодолели этот сложный путь и живёте свою лучшую жизнь. Подробно опишите это состояние.

Кроме осознания цели, есть ещё один довольно действенный способ поддержать себя во время долгой учёбы, который описывает теория воспитания, — метод поощрения и наказания.

Поощрение может быть материальным — допустим, за то, что успешно прошли модуль и сдали домашку, порадуйте себя обновкой или ужином в ресторане. Если не хотите тратить деньги, внесите в обучение элемент геймификации — например, начисляйте себе баллы (или как в детстве — клейте звёздочки в блокнот) за пройденные уроки. Это сделает обучение увлекательнее.

С наказанием нужно быть аккуратнее, оно запросто может демотивировать.

директор Высшей школы психологического консультирования


Не наказывайте себя в прямом смысле слова, а старайтесь возбудить здоровую злость. Это такое отношение к себе, при помощи которого я себя подгоняю. Я могу сказать себе: «Почему это я не могу? Я всё могу и сделаю это!» Поддержка себя через здоровую злость — работающий метод, который подходит очень многим.

Психологи не советуют сравнивать себя с представителями «успешного успеха» из соцсетей. А вот составить образ «идеального Я» и стремиться к нему — можно. Постройте его из черт знакомых людей, из кусочков личности тех, кем восхищаетесь, или из образов литературных героев.

Когда такой идеал отдалён в пространстве и времени, ему трудно завидовать. Но он может поддерживать и подталкивать нас вперёд — это важный момент в сохранении внутренней мотивации.

Главный плюс онлайн-обучения — можно учиться в удобное для вас время. Но есть и минусы: если нет дедлайнов и учителя с указкой, то легко забуксовать и бросить.

сооснователь и программный директор Skillbox


Я считаю важным завести расписание. Выделите себе один-два часа в неделю на просмотр видеоуроков и домашку. Найдите удобный календарь или приучите себя вести список дел в заметках, и подумайте, как вы будете распределять время на учёбу между пятью днями недели. Может быть, с утра за завтраком, в обед или вечером, когда вас никто не будет отвлекать. И каждый день ставьте галочку, что посвятили время обучению.

Долгая учёба похожа на абонемент в фитнес: ты покупаешь его на полгода, а через два месяца находишь кучу причин не ходить на тренировки. Лень — страшная штука. Но мне кажется, что тут есть и здравое зерно: учиться и работать без перерыва невозможно. Есть фаза, когда ничего не хочется делать. И это нормально. Главное — возвращаться к обучению.

Мотиватором или демотиватором может стать «архитектура» курса. Поэтому обращайте внимание на то, как он построен и кто на нём преподаёт. Если в описании преподавателя не указано, где и над какими проектами он работал, на такой курс идти не стоит.

Также важно понять, подойдёт ли вам формат уроков.

  • Бывает синхронное обучение, когда уроки проходят в прямом эфире, у них есть чёткое расписание и, как правило, жёсткие дедлайны для выполнения домашней работы. С одной стороны, вы всё время будете в тонусе (ведь уроки пропускать нельзя), с другой — если вы пропустите несколько уроков, вам придётся спешно нагонять программу, что довольно сложно, и мотивация может пропасть.
  • А бывает асинхронный формат, когда уроки записаны заранее и вы сами выбираете, когда заниматься и делать домашку. Здесь опасность в том, что вам самим придётся организовывать расписание и никто вас подгонять не будет.

Подумайте, какой вид обучения для вас комфортнее (или попробуйте и то, и другое, а потом выберите). Возможно, вам вообще будет удобнее заниматься на курсе, где нет видео, а есть только текстовые уроки (да, такое тоже бывает!).

Поддерживать мотивацию помогает грамотно составленная образовательная среда. В неё входит:

  • Практика — лучше, если обучение не будет абстрактным. Найдите способ сразу же применять полученные знания. Например, если вы изучаете веб-дизайн или программирование, придумайте себе реальный проект, который вы сможете потом положить в портфолио. Такие проекты можно искать на бирже фрилансеров или у знакомых предпринимателей.
  • Нетворкинг — найдите единомышленников. Если на вашем курсе нет чата со студентами, где можно общаться и обмениваться успехами и трудностями в обучении, поищите такую поддерживающую среду вне курса. Посещайте онлайн- или офлайн-конференции, участники которых, как правило, тоже собираются в чаты. Или найдите стажировку.
  • Менторство — любой уважающий себя онлайн-курс организует для учеников обратную связь от преподавателей или кураторов, которые всегда готовы ответить на вопросы или дать совет. Если в вашей программе такого нет, поищите ментора на стороне. Например, среди опытных программистов довольно распространённая практика — менторить обучение начинающих разработчиков (не учить с нуля, а именно менторить — делиться опытом, помогать литературой или советом). Многие делают это бесплатно, чтобы самим прокачать навык лидерства. Искать таких добровольцев можно в блогосфере, на работных сайтах или в телеграм-каналах с вакансиями и стажировкой.
  • Вызовы — об этом мы говорили в разделе про поощрение (покупка за успешно сданную домашку — это своего рода вызов :). Но стоит ещё раз сказать, что вызовы могут быть разные. Например, бросьте себе вызов — ходить на собеседования. Да, это может быть неприятно, но зато вы узнаете, какие вопросы задают работодатели, и сможете скорректировать свою программу обучения. А когда спустя некоторое время вы начнёте уверенно отвечать на вопросы самых требовательных эйчаров, то увидите свой прогресс, и это откроет второе дыхание!

директор по сервису Skillbox


Конечно, не существует универсального рецепта успеха. На курсах Skillbox мы используем все возможные способы вовлечения учеников в обучение, но все они вольны выбирать только те активности, которые для них комфортны. Если человеку не хочется работать над командным проектом, а привычнее работать одному, то мы ему не навязываем этот формат. Пробуйте разные методы, чтобы понять, какой подходит именно вам.

директор Высшей школы психологического консультирования


Аппетит приходит во время еды. Мы начинаем получать удовольствие, когда удаётся оседлать и освоить процесс обучения. Мотивация из внешней переходит во внутреннюю, когда мы начинаем понимать нечто сложное, решаем трудные задачи и наши навыки растут. Мы приближаемся к состоянию потока, о котором все мечтают. И в нём достигаем наивысшего уровня развития своей личности.

Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать больше

Уровень сложности
Средний

Время на прочтение
9 мин

Количество просмотров 18K

Занимаетесь две минуты. Проверяете Instagram. Занимаетесь две минуты. Смотрите телевизор. Занимаетесь две минуты. Проверяете электронную почту. Занимаетесь еще две минуты. Зависаете в TikTok на неопределенное время…

Если это напоминает вашу типичную учебу, вы в этом не одиноки, но вам нужна помощь с мотивацией, особенно если скоро экзамен. Возможно, посещение этого сайта — очередная форма откладывания учебы. Если это так, то, по крайней мере, вы на правильном пути.

Не все способы мотивации к учебе подходят всем, но есть те, которые подойдут именно вам. На основании публикации и исследований учебного центра мы составили список идей мотивации, которые вы можете попробовать, если вам необходимо взять себя в руки и добиться результата.

Просмотрите приведенные ниже способы мотивации и попробуйте воспользоваться несколькими из них. Некоторые хорошо работают по отдельности, некоторые — в сочетании друг с другом, некоторые могут подойти вам сегодня, но не подойти завтра. В любом случае, это хороший способ отдохнуть от занятий, и, возможно, вы найдете то, что действительно поможет вам в учебе.

1. Блокировка сайтов и приложений

Это классический инструмент мотивации к учебе, поскольку он буквально убирает все, что вас отвлекает, при условии, что отвлекающий фактор — это компьютер или смартфон. Если вам нужна небольшая помощь в самоконтроле, этот способ — для вас. Существует множество блокировщиков приложений для телефона и компьютера.

Все они работают одинаково: они блокируют любые сайты или приложения, которые вы хотите заблокировать, на тот срок, на который вы хотите. Это может отлично сработать, если вы похожи на человека, описанного в начале статьи. Потратьте немного времени и подумайте, какие сайты или приложения отнимают у вас больше всего времени, и заблокируйте их на время учебы.

2. Техника Помодоро

В своей основе техника Pomodoro очень проста:

  • Занимайтесь 25 минут

  • Сделайте перерыв на 5-10 минут

  • Повторите этот цикл 4 раза

  • Сделайте более длительный перерыв

Существуют и другие вариации этой техники: вы можете понять, что для вас удобнее более короткий перерыв между занятиями, или вы можете повторить цикл всего три раза, пока вам не понадобится более продолжительный перерыв. Как бы вы ни подстраивали эту технику под себя, когда вы понимаете, что скоро наступит перерыв, вам будет легче заниматься в течение более продолжительного времени.

Чтобы следить за временем и не смотреть постоянно на часы, установите таймер как для занятий, так и для перерыва. Вы можете использовать перерывы с пользой, вставая и делая физические упражнения, которые стимулируют кровообращение. Если вы используете перерывы для десятиминутного просмотра телевизора, то, скорее всего, вам сложнее будет вернуться к занятиям.

Техника Помодоро отлично работает в сочетании с блокировщиками сайтов и приложений. Блокировщик сайтов FocusMe позволяет легко применять его вместе с этой техникой.

3. Придумайте систему поощрения

Выберите то, чего вы действительно хотите: коробку конфет, возможность сделать перерыв на пробежку, поход в кино и т.д. Что бы это ни было, используйте это в качестве награды за выполнение задания. Может быть, вы купите шоколадку, но позволите себе съесть ее только после того, как позанимаетесь в течение часа. Может вы решите посмотреть новый фильм, но сможете это сделать только после того, как позанимаетесь три часа или освоите 20 теорем. Может быть, вы берете конфету и кладете ее в рот каждый раз, когда правильно отвечаете на вопрос или решаете практическую задачу. Может вы приготовите свое любимое блюдо, но решите, что с этого момента и до экзамена вы можете его есть только во время учебы.

Поначалу, если вам действительно трудно сосредоточиться, лучше использовать более короткие интервалы перед поощрением, как в примере с конфетами после каждого вопроса. Когда вы втянетесь в процесс или обретете немного больше мотивации, вы можете использовать более длительные промежутки времени перед получением поощрения.

Чтобы действительно повысить мотивацию и стимулировать себя к эффективной учебе, попробуйте придумать для себя награду, которую вы сможете получить только в том случае, если хорошо сдадите экзамен или все экзамены. В этом могут помочь и ваши родители. Возможно родители пригласят вас в ваш любимый ресторан, если вы получите пятерку на экзамене, а может вы отправитесь в парк развлечений, если получите четверку по предмету.

Важный момент: для того чтобы система поощрений была эффективной, она должна подстраиваться под вас. Не стоит назначать награду за получение пятерки, если вы знаете, что получить пятерку практически невозможно. Точно так же не стоит поощрять себя походом в торговый центр, если вы не любите ходить по магазинам или если трата денег вызывает у вас дискомфорт.

4. Планируйте свой день

Когда я учился в средней школе, у меня всегда было больше мотивации делать домашние задания и заниматься в те дни, когда у меня была тренировка или соревнования. В дни, когда у меня ничего не было после школы, казалось, что у меня есть бесконечное количество времени на домашнее задание, поэтому было легче отложить его на потом.

Возможно вы замечали что, чем больше у вас свободного времени, тем легче потратить его впустую. Когда у вас много дел и вы понимаете, что на учебу останется мало времени, это заставляет вас сосредоточиться. Запланируйте определенное время в своем распорядке дня для учебы. Сделав это, вы с меньшей вероятностью будете откладывать обучение, потому что это станет определенной задачей, которая должна быть выполнена в определенное время.

5. Организованное откладывание

Хотите верьте, хотите нет, но вы можете использовать откладывание в своих интересах. Впервые идея использования откладывания была предложена и обоснована профессором Стэнфордского университета Джоном Перри.

Если вы склонны откладывать дела, то, скорее всего, вы будете выполнять легкие или простые задачи, откладывая более сложные, объемные дела. «Человека, откладывающего работу, можно мотивировать на выполнение трудных, срочных и важных задач, если эти задачи позволяют не делать что-то более серьезное», — объясняет Перри. Чтобы эта техника работала, вам нужно подумать о задачах, которые важнее или сложнее учебы, и поставить их на первое место в списке дел. Тогда учеба — задача, которая также важна, — станет более легкой задачей, и вы с большей охотой будете выполнять ее, чтобы не делать более сложную работу.

6. Найдите идеальное место для занятий

В университете я часто занимался в удобном кресле в фойе редко используемого здания. Мне было удобно, отвлекающих факторов было минимум, и я находился в месте, которое стимулировало меня к работе. В старших классах я любил заниматься на улице во дворе нашего дома. Мне нравилось, что я мог выйти на улицу и подышать свежим воздухом после долгого пребывания в школе.

Выберите место, которое вам нравится. Это может быть любимое кресло или гамак. Может вы даже создадите уютный уголок в уголке своей спальни. Что бы это ни было, сделайте это место предназначенным для учебы и используйте его только для учебы. Чем больше вам нравится там находиться, тем лучше; вы будете мотивированы заниматься, чтобы иметь возможность пойти в свое любимое место!

7. Просто начните

Никаких отговорок. Просто сядьте и начните заниматься. Часто самое трудное — это начать, поэтому если вы просто сядете и приступите, вы сможете настроиться на нужный лад. Если вы считаете, что этот совет может вам помочь, тогда идите учиться. Прямо сейчас — прекратите читать эту статью и идите заниматься!

8. Организуйте учебную группу

Если вы общительный человек, учеба может быть сложной, потому что вам не нравится одиночество и тишина. Возможность заниматься вместе с кем-то из друзей может быть очень мотивирующей. Ваша группа может состоять даже из ваших родителей или друзей, которые учатся в другом классе — они могут помочь вам с контрольной работой и просто составить компанию во время учебы, если вам не нравится тишина и одиночество.

Вы можете также привлечь к этому делу своего учителя или другого преподавателя. Педагоги всегда хотят помочь, поэтому они вряд ли откажут, кода вы попросите их о помощи. Спросите, можете ли вы и несколько других учеников прийти пораньше, остаться подольше или проводить время в классе, чтобы позаниматься. Присутствие преподавателя поможет вам настроиться на реальную учебу, кроме того, у вас будет дополнительный бонус в виде эксперта в аудитории, который может помочь. Если вы откладываете учебу, из-за сложности и чрезмерной запутанности материала, эта тактика вам обязательно поможет.

Когда я работал учителем, я никогда не отказывал ученикам, которые просили о дополнительной помощи или хотели заниматься в аудитории. Когда ученики объединялись в учебные группы в моем классе, я был рядом, чтобы ответить на любые вопросы и сделать их занятия более продуктивными. Я часто давал дополнительные советы или пояснения, которых не было на уроках.

9. Пойдите в библиотеку или кафе

Когда вы садитесь за учебу и заходите в социальные сети, легко начать завидовать всем, кто весело проводит время. Также легко начать думать, что вы единственный человек в мире, который в данный момент учится. В кафе или библиотеке вы увидите множество других людей, которые тоже читают, учатся и спокойно работают. Увидеть, как кто-то другой показывает правильный пример, очень вдохновляет.

В университете библиотека была моим любимым местом для занятий, когда я просто не мог найти в себе силы учиться. Приходя туда и видя, как все остальные усердно работают, я понимал, что если не буду тихо сидеть и заниматься, то буду отвлекать других или буду чувствовать себя не в своей тарелке.

10. Погрузитесь в музыку

Включите свою любимую музыку (или классику, если вас отвлекают слова) и позвольте ритму музыки способствовать вашей учебе. Надев наушники, вы сможете погрузиться в музыку и свой собственный мир.

Меня легко отвлечь во время учебы или работы, поэтому если я слышу разговор или телевизор, мне очень сложно сосредоточиться. Когда я надеваю наушники, я быстро забываю обо всех отвлекающих факторах и могу сконцентрироваться на том, что мне нужно сделать.

11. Разместите несколько цитат, мотивирующих на учебу

Найдите несколько цитат, которые мотивируют вас к учебе (или придумайте свои собственные), и повесьте их в своей комнате, на рабочем столе, на своем учебном месте. Вот примеры цитат, которые могут вас мотивировать:

  • «Усердно работайте в тишине. Пусть ваш успех будет вашим шумом«. — Фрэнк Оушен

  • «Не жалуйтесь, просто работайте больше«. — Рэнди Пауш

  • «Спросите себя, приближает ли то, что вы делаете сегодня, к тому, что вы хотите получить завтра«.

  • «Неважно, думаете ли вы, что способны, или думаете, что не способны, вы все равно правы«. — Генри Форд

  • «Секрет движения вперед заключается в том, чтобы начать«.

  • «Не говорите, что у вас мало времени. У вас ровно столько же часов в сутках, сколько было у Хелен Келлер, Пастера, Микеланджело, матери Терезы, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона и Альберта Эйнштейна«. — Х. Джексон Браун мл.

12. Создайте чистое рабочее пространство

Чистое и организованное пространство помогает вашему сознанию быть ясным и упорядоченным. Это может показаться странным или глупым, но вы можете заметить, что способны мыслить более ясно, когда наводите порядок. Если вам нужно сделать перерыв или вы хотите потянуть время еще несколько минут, наведите порядок на своем рабочем месте. Когда ваше пространство захламлено, ваш мозг подсознательно думает о необходимости навести порядок. Иногда я не замечаю, насколько захламлено мое рабочее место, пока не наведу там порядок и вдруг не смогу мыслить более ясно.

Приведение рабочего пространства в порядок может означать и приведение в порядок ваших заметок. Если вы делали заметки небрежно, все написано беспорядочно и трудночитаемо, вам вряд ли захочется садиться за стол и расшифровывать написанное. Это заставит ваш мозг проделать большую работу еще до того, как он приступит к изучению материала. Потратьте немного времени на то, чтобы напечатать или переписать свои заметки, и тогда учеба не будет казаться такой непосильной задачей.

Вот несколько способов упорядочить свои заметки:

  • Используйте скоросшиватель для сортировки и систематизации листов

  • Сделайте карточки

  • Упорядочьте свои заметки с помощью наглядного органайзера

  • Выделите свои записи цветом с помощью фломастеров или ярких маркеров

13. Начните с чего-то простого

Учиться трудно. А еще это скучно. Именно поэтому вы не хотите ничего делать. Начните с повторения терминов, которые вы уже хорошо знаете, или с выполнения легкого или не требующего особых усилий задания, например, упорядочивания карточек с записями. Эти более простые задачи могут дать вам импульс, необходимый для продолжения работы. Это также придаст вам чувство уверенности, если вы откладываете учебу, считая, что ничего не знаете.

14. Вспомните, зачем вам это нужно

Задумайтесь о том, зачем вам нужно учиться и почему вы хотите добиться хороших результатов в учебе. Вам нужно сдать экзамен, чтобы закончить школу? Этот предмет относится к специальности, на которую вы хотите поступить? Нравится ли вам материал, даже если он сложный? Вы хотите, чтобы ваша семья гордилась вами? Вы хотите доказать себе, что вы можете это сделать?

Каким бы ни было ваше «зачем», возвращайтесь к нему каждый раз, когда вам не хочется учиться. Не помешает повесить это где-нибудь на виду.

15. Разделите задачу на части

Мысль о необходимости сделать все и сразу является отталкивающей, и это может вызвать у вас ощущение, что нужно сделать слишком много, и вы не знаете, с чего начать. Подумайте обо всем, что вам нужно сделать во время учебы, и запишите каждый пункт. Затем разделите их на небольшие части, которые вы сможете выполнять по отдельности. Не концентрируйтесь на изучении всего прямо сейчас, просто думайте о том, что вы можете сделать в данный момент.

По мере выполнения каждой части задачи, на которые вы разбили свою работу, отмечайте ее в списке или вычеркивайте. Когда вы видите, как ваш список становится все меньше и меньше, это очень мотивирует.

16. Многозадачность

Многозадачность не всегда работает, но она может сработать, если вы совмещаете занятия, не требующие концентрации внимания, с учебой. Если вы не хотите сидеть спокойно в тихой комнате, попробуйте прогуляться, просматривая карточки, или прокатиться на велотренажере, читая учебник. Вы даже можете позвать на помощь друга или родителей — например, побросать мяч в кольцо, но попросить их задавать вам вопрос между каждым броском.

Иногда я сходил с ума, когда мне предстояло много контрольных или экзаменов, поэтому я брал свои записи в спортзал и просматривал их, находясь на беговой дорожке или велотренажере. Это делало учебу менее скучной и экономило время.

Попробуйте несколько методик

Среди множества различных методик и советов обязательно найдется хотя бы один, который подойдет именно вам. Попробуйте несколько из них и посмотрите, есть ли от них толк. Помните, что некоторые из этих советов хорошо работают вместе.

Учеба — это тяжелый труд, который часто не приносит удовольствия. Приведенные приемы мотивации к учебе могут помочь вам настроиться на учебу и даже сделать ее более приятной.

Прежде чем начать учиться, сначала спросите себя, зачем вам это. Так можно нащупать свои истинные желания, а вместе с ними и мотивацию, которая поможет в самые сложные времена. Вместе с экспертами Т&Р и Нетологии рассказываем о том, как ее найти.

Что такое мотивация?

Психологи выделяют два вида мотивации:

  • Внешняя мотивация — побуждение делать что-либо из-за обстоятельств, в которых человек находится. Например, заканчивать университет, чтобы не расстраивать родителей, ходить на работу, чтобы платить ипотеку, заниматься спортом, потому что партнер заставляет.

  • Внутренняя мотивация же основывается на ценностях и интересах человека и из-за этого оказывается куда сильнее внешней. Например, вы изучаете иностранный язык, потому что хотите работать в международной компании на конкретной позиции или же решаете освоить навык программирования, чтобы сменить карьеру и попасть на то самое место мечты.

Валентина Пахомова

Руководитель команды методической инфраструктуры в УМО Нетологии

«Внешняя мотивация завязана на стимулы извне (причем не всегда позитивные). Это могут быть поощрения: премии, общественное признание, место в рейтинге, порицание, штрафы, выговоры. В педагогике мы чаще всего сталкиваемся именно с внешней мотивацией. Внутренняя же опирается на понимание конечной и, что очень важно, личной цели обучения, и эта мотивация связана с получением удовольствия от процесса и с ощущением прогресса. При этом получение удовольствия от процесса обучения здесь очень важно, потому что без него мотивация становится также внешней.

Высокий уровень внутренней мотивации приводит к тому, что человек становится соорганизатором собственного обучения и переходит на проактивную позицию. Больше анализирует учебный процесс, менее болезненно воспринимает какие-то проблемы и сложности, относится к ним скорее как к точкам роста.

С внешней мотивацией работать легче, но, как правило, она быстро угасает и в конце концов студенту становится все равно, на какой строчке рейтинга он находится и что будет, если он забросит курс. Внутренняя мотивация начинает работать медленнее, но дает долгосрочный эффект. Однако внешняя мотивация помогает временно поддерживать интерес учащегося.

Например, короткая «подзарядка» в виде конкурса на лучший дипломный проект на курсе Х быстро сработает и студенты могут вовлечься. Однако если понимания значимости, цели и осознания важности этого проекта нет, то, даже несмотря на какой-то приз для победителя, и мотивация многих участников сойдет на нет.

Система внешних оценок и публичных рейтингов заработает быстрее, но менее эффективно, чем самооценивание и рефлексивный дневник для осознания прогресса. Но так бывает не в 100% случаев. Есть люди, которые откликаются только на внешнюю мотивацию и двигаются вперед к своей цели, опираясь на похвалу, признание, достижения.

И все же, даже если студент обладает внутренней мотивацией, важно сохранить ее, оказаться в поддерживающей среде и учесть влияющие на нее факторы.

Какие факторы влияют на мотивацию в обучении

Даже если в самом начале студент обладает сильной внутренней мотивацией, в середине обучения он может ее утратить из-за влияния нескольких факторов, которые также стоит учитывать. Например, если учащемуся не подходят форматы подачи информации или же предлагаемые задачи/кейсы кажутся слишком нереалистичными, то мотивация продолжать обучение постепенно будет снижаться.

Зиба Джафарова

Руководитель экспертно-методического центра LXP-платформы K-AMPUS и «Теории и практики»

«Очевидно, что таких факторов много, более того, на каждого они будут влиять по-разному. Чтобы сделать обзор факторов, предлагаю посмотреть на одну из самых популярных моделей мотивации в обучении — модель ARCS Джона Келлера. Она состоит из 4 категорий: внимание (A — Attention), релевантность (R — relevance), уверенность (С — Confidence), удовлетворенность (S — Satisfaction). Модель в первую очередь полезна методистам и авторам обучающего контента для проектирования. Давайте посмотрим чуть детальнее на каждую категорию.

Внимание. В этой группе факторов упор делается на способы вызвать любопытство и интерес у учащегося.

Какие факторы влияют на внимание?

  • Использование в программе примеров из реальной жизни, чтобы учащимся было легче совершить перенос знаний в практику (так называемый transfer of learning)

  • Возможность для активного участия и вовлечения учащегося в процесс

  • Разнообразие форматов подачи информации и разных активностей

  • Наличие юмора

  • Новизна / несоответствие контента прошлому опыту и мнению учащихся

Релевантность. Учащиеся должны понимать, как изучаемый контент связан с их реальными задачами в жизни, каких конкретных целей поможет достичь обучение. Любое обучение должно отвечать на простой вопрос: «Что в этом для меня?»

Какие факторы поддерживают релевантность?

  • Связь контента с предыдущим опытом и знаниями учащегося

  • Воспринимаемая степень полезности для текущих задач

  • Воспринимаемая польза для будущих задач

  • Наличие ролевых моделей и примеров успеха, моделирование успеха

  • Возможность выбора в рамках программы — что и как изучать

Уверенность. Учащиеся должны верить, что могут быть успешны в обучении, смогут справиться со сложностями и достичь своих целей.

Какие факторы влияют на уверенность?

  • Фасилитация роста и прогресса, стимулирование маленьких шагов и сразу демонстрация успеха

  • Четко обозначенные цели, ожидания и входные требования

  • Наличие конструктивной обратной связи

Удовлетворение. Важно, чтобы учащиеся чувствовали гордость и удовлетворение от своих достижений в учебе. В головах должна сложиться связка, что обучение приводит к чему-то позитивному.

Какие факторы поддерживают удовлетворенность?

  • Похвала и награды. Все от анимированная картинки с поздравлениями в конце теста до развернутой похвалы от преподавателя.

  • Применение полученных знаний и навыков сразу после обучения. Это позволит учащемуся убедиться, что силы, деньги, время на обучение были потрачены не зря».

Как найти и поддержать мотивацию для обучения

Ответьте на вопрос «зачем?»

«Самое важное — ответить на вопрос: зачем вам учиться? К чему вы хотите прийти? Четко сформулируйте свою цель и нарисуйте образ конечного результата: куда приведет вас обучение? Какие двери откроет перед вами, что изменит в жизни? Что у вас появится в результате обучения? А чего вы себя лишите, если не будете учиться? Можно сказать, что это коучинговая мини-сессия с самим собой. Самое главное — докопаться до сути, и не останавливаться на первом же ответе. То есть, если вы отвечаете себе: я учусь, чтобы больше зарабатывать, уточните: чтобы что? Возможно, придется ответить на уточняющий вопрос несколько раз, но это и будет ваша глубинная мотивация, которая поддержит в трудные времена».

Валентина Пахомова

Руководитель команды методической инфраструктуры в УМО Нетологии

Сформулируйте цель

«Цель должна быть понятной, иметь конкретные критерии, по которым вы определите, что она достигнута. Например, «хочу изменить жизнь» — слишком абстрактная цель. Также цель должна быть реалистичной. «Хочу за три месяца стать аналитиком данных с нуля и выйти на работу» — это очень сложно, вам явно потребуется больше времени. И безусловно, цель должна драйвить. Если при мысли о цели внутри вас загорается огонек — значит, вы идете в верную сторону»

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовой методологии в УМО Нетологии

Сфокусируйтесь на процессе

«Ориентируйтесь не только на результат, но и на процесс — сделайте его интересным для себя. Во-первых, подберите подходящий ритм, график и место обучения. Например, не заставляйте себя заниматься до глубокой ночи, но если вы чувствуете, что не можете уделять учебе больше двух часов в день и вам удобнее учиться по чуть-чуть, то лучше изменить расписание», — советует Инна.

Замечайте негативные установки

Наблюдайте за негативными установками, мешающими обучению. Например, «все должно получаться с первого раза», «у меня нет таланта», «я не прирожденный программист». Работа с глубинными установками — сложный процесс, порой требующий помощи специалиста (психолога, психотерапевта, коуча). «Но если вы начнете замечать и подвергать их сомнению, то увидите, что мотивация учиться поднимается, а страх и напряжение спадают», — говорит Инна.

Рефлексируйте и наблюдайте за собственным прогрессом

«Любые изменения, в том числе обучение, строятся по циклу: цель — действие (процесс) — рефлексия. В огромном потоке задач есть шанс забыть, какой была точка А и какой большой и сложный путь вы прошли к точке Б.

Вырабатывайте привычку регулярно рефлексировать — выделяйте на это, например, по 15 минут в день. Используйте простую формулу «Раньше я делал так / Теперь я делаю / Теперь я знаю и умею…». В качестве инструмента подойдет дневник или любая записная книжка. Рефлексия поможет увидеть личный прогресс и проанализировать, что изменилось, что вызвало трудности и что хочется делать дальше. Во время рефлексии избегайте негативных оценочных суждений (плохо, некрасиво, глупо, слишком медленно и т. д.», — советует Инна.

Регулярно проверяйте актуальность поставленной цели

В моменты отчаяния и потери мотивации эксперты советуют вспомнить о первоначальной цели обучения, которая стала основой мотивации. Стоит спросить себя: актуально ли еще это? Или же приоритеты стали другими? То, что цель меняется, — это нормально. Возможно, в образ результата и соответственно путь к нему нужно внести какие-то корректировки.

Что делать, когда потерял мотивацию

«Хорошо бы разобраться, почему мотивация пропала, и «лечить» именно это место. Мотивация ушла, потому что студенту недостаточно поддержки? Значит, стоит попробовать организовать поддерживающую встречу с тьютором или с другими студентами. Можно попробовать развить баддинг, или провести какую-то общую сессию по рефлексии.

Слишком сложно? Попробуйте создать для процесса обучения ситуацию успеха, чтобы у студента была возможность проявить себя и увидеть, что все получится. Пусть эксперты или выпускники курса расскажут о том, как они начинали, какие ошибки допускали, какие сложности и как преодолевали.

Произошел разрыв между ожиданиями и реальностью? Попробуйте «помирить» эти самые ожидания с тем, какой на самом деле является профессия. Попробуйте пригласить интересного гостя, дать интересное задание, чтобы продемонстрировать, что и в таком «разочаровывающем» виде предмет интересен и его стоит изучать.

Просто не понятно? Поговорите со студентом. Почему не понятно? Что бы помогло понять материал? Возможно, стоит провести дополнительные занятия, пояснить связь между программой курса и реальными проблемами, которые можно будет решить с помощью изученного материала. Когда понятна практическая применимость, появляются вдохновение и азарт.

Нужно дать ученику возможность отдохнуть и поискать ресурс. А для начала вспомнить, где он для них? В каких вещах, занятиях, людях? В этом хорошо помогает контракт на обучение, который ученик заключает с самим собой на старте и где разрешает себе отдыхать, терпеть неудачу, замедлять темп обучения.

Попробуйте сделать небольшие каникулы, или, если мотивация действительно пропала из-за усталости, немного отредактируйте программу. Вернитесь к уже пройденному материалу, например, или переключитесь на другой формат учебной активности».

Инна Ониашвили

Руководитель направления продуктовой методологии в УМО Нетологии

Как в Нетологии поддерживают мотивацию студентов?

В разработке образовательных программ задействованы минимум 12 участников: продюсер, исследователь, методист, эксперт, продуктовый методолог, специалист по оценке качества контента, редактор, дизайнер, координатор съемок, оператор, режиссер монтажа, координатор курса. Каждый из этих специалистов способствует созданию мотивирующей образовательной среды, которая будет поддерживать студента на пути к результатам.

«Мотивация студентов поддерживается благодаря следующим инструментам:

  1. Мы работаем над созданием безопасного и поддерживающего пространства и строим бережную коммуникацию со студентами. Такая среда подкрепляет веру в себя. Студент чувствует, что всегда может обратиться за помощью и опереться на нас.

  2. Мы развиваем социальную сторону обучения, которая также драйвит мотивацию. Студент не остается один на один с курсом — он чувствует, что является частью команды. В этом ему помогают групповые учебные проекты, практические командные воркшопы, неформальные встречи-нетворкинги со студентами, выпускниками и экспертами, баддинг.

  3. Мы учим студента эффективно учиться, ставить цели, управлять своим временем, использовать инструменты самоподдержки, работать с установками, рефлексировать над процессом обучения. Для этого мы даем студенту упражнения и рабочие тетради.

  4. Мы помогаем следить за своим учебным прогрессом. У нас есть классный инструмент — паспорт компетенций. В нем студент анализирует свои компетенции и навыки на старте обучения. По мере прохождения курса он регулярно возвращается к паспорту, чтобы фиксировать новые знания и навыки. Это помогает визуализировать свой прогресс и вдохновиться собственными успехами».

Инна Ониашвили

Руководитель направления продуктовой методологии в УМО Нетологии

Занимайтесь в одно и то же время, разбивайте задачи на мелкие шаги и награждайте себя за проделанную работу.

14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Мотивируйте себя

1. Составьте список причин, по которым вы учитесь

Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.

Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.

2. Находите что‑то интересное во всём

Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.

Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.

3. Ставьте таймер

Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.

Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.

4. Регулярно поощряйте себя

После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.

5. Учитесь вместе с кем‑то

Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.

Составьте график занятий

1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой

Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.

2. Распланируйте подготовку к экзаменам

Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.

3. Разделите материал на части

Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.

4. Запланируйте время на отдых и расслабление

Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.

Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.

Устраните отвлекающие факторы

1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды

Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.

2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности

За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.

3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать

Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.

Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.

4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы

Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.

5. Занимайтесь с музыкой

Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.

Как мотивировать себя учиться, когда внутреннее «не хочу» берёт верх

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? Адукар расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

Очевидно, что преуспевающие люди отличаются от остальных наличием мотивации. Говоря проще, благополучно справляются с учёбой и впоследствии с работой те, кто имеет желание получить знания. А кто учится из-под палки (например, родители заставляют), обычно делает это так себе, даже если имеет к этому способности.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации. Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Тебе нравится этот предмет, и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации:

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?

Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.

На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. Учись избавляться от негатива и фокусироваться на актуальных задачах.

Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание. Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, связанные со страхом. «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай план по успешной подготовке к ЦТ.

Последний кусочек в мотивационной мозаике — направление. Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

  1. Выбрать профессию, которая тебе интересна.

  2. Определиться, на какие школьные предметы обратить большее внимание.

  3. Взвесить, по каким предметам ты можешь подготовиться к ЦТ самостоятельно. Если нужна помощь, обратись к репетитору или запишись на курсы подготовки к ЦТ.

  4. Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

  5. Записаться на репетиционное тестирование по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

  6. Во время подготовки к ЦТ изучить каталог вузов, чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.

  7. Сходить на день открытых дверей в выбранный вуз.

И так далее. Список этот можно продлить. Допустим, завести отдельный календарь и расписывать дела и задачи по дням. Когда увидишь результаты своих стараний и трудов, мотивировать себя учиться станет проще. Периоды спада энергии, неудачи и даже случайные промахи будут появляться в любом случае. Если ты не дисциплинируешь свой ум, эти маленькие «лежачие полицейские» могут превратиться в настоящих ментальных монстров. Будучи бдительным, ты сохранишь мотивацию к обучению и подтолкнёшь себя к успеху.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти последний номер документа
  • Как найти свою поступившую почту
  • Как исправить ошибку 2503 при установке эпик геймс
  • Как найти свою татуировку
  • Как найти прямую трансляцию футбола