Как найти мотивирующее слово

Содержание

  1. Как определить мотивированное слово или нет
  2. § 28. Словообразовательный формант
  3. § 29. Словообразовательные цепочка и гнездо
  4. § 30. Словообразовательные типы
  5. Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования
  6. Смешанные способы словообразования
  7. Морфологические средства
  8. Роль словообразовательных средств
  9. Методические рекомендации по теме «Мотивированность и производность слов в современном русском языке»

Как определить мотивированное слово или нет

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).

§ 28. Словообразовательный формант

Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.

Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.

В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.

§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо

Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:

§ 30. Словообразовательные типы

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.

Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования

Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:

Смешанные способы словообразования

В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:

Последние два способа малопродуктивны.

Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).

Морфологические средства

Роль словообразовательных средств

Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).

Источник

Методические рекомендации по теме «Мотивированность и производность слов в современном русском языке»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические рекомендации по теме

МОТИВИРОВАННОСТЬ И ПРОИЗВОДНОСТЬ СЛОВ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

для студентов, обучающихся по специальностям

032900 – «русский язык и литература»,

031200 – «педагогика и методика начального образования»,

540300 – «филологическое образование»

Издательский дом «Астраханский университет»

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом

Астраханского государственного университета

Рецензент: кандидат филологических наук,

доцент кафедры прикладной лингвистики АИСИ

Санникова и производность слов в современном русском языке: Методические рекомендации. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 20с.

Методические рекомендации «Мотивированность и производность слов в современном русском языке» предназначены для аудиторной и самостоятельной работы по курсу «Морфемика. Словообразование», изучаемому студентами университетов в рамках дисциплины «Современный русский язык».

Методические рекомендации содержат теоретические сведения, раскрывающие сущность и соотношение понятий «мотивированность» и «производность», а также задания по рассматриваемым темам. Методические рекомендации снабжены списком литературы.

Исходными понятиями теории словообразования являются понятия «мотивированность» и «производность», не имеющие, однако, в современной дериватологии однозначного дефинирования. Кроме того, отсутствует и единая классификация производных языковых единиц.

В настоящей работе дан теоретический материал, раскрывающий сущность и соотношение понятий «мотивированность» и «производность», приводятся рекомендации по квалификации отношений между однокорневыми словами в качестве мотивированных и производных, по определению видов мотивированности и производности, а также классификации дериватов на основе различных дифференцирующих признаков.

Завершает методические рекомендации список литературы по рассматриваемым вопросам и список словарей, которыми необходимо пользоваться в ходе выполнения упражнений, связанных со словообразовательным анализом производных языковых единиц.

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной и аудиторной работы студентов очной и заочной форм обучения, изучающих курс «Морфемика. Словообразование» в рамках дисциплины «Современный русский язык».

Словообразовательная мотивированность, мотивированное слово, немотивированное слово.

II. Основные теоретические сведения

Словообразование (деривация) может быть определено как область моделирования особых единиц номинации – производных слов (дериватов).

Производное слово носит двусторонний, формально-семантический характер. Для указания на обусловленность структуры и семантики деривата производящей базой в современной дериватологии используются соотносительные понятия: словообразовательная мотивированность (мотивация)[1] и словообразовательная производность. Однако следует отметить, что второе понятие шире первого: анализируя дериват с точки зрения семантики, целесообразнее говорить о его мотивированности (план содержания), с формально-семантической точки зрения – о его производности (план выражения и содержания одновременно).

Словообразовательная мотивированность – это семантическая обусловленность значения деривата значением мотивирующего слова. Например, для мотивированного слова кредитовать в значении «взять (брать) в кредит, взаймы», мотивирующим словом является существительное кредит. Основа мотивированного слова характеризуется большей формальной сложностью. Лексические значения слов различны, однако лексическое значение слова кредитовать выводится с опорой на лексическое значение существительного кредит.

Все слова языка делятся на немотивированные и мотивированные. Немотивированное слово – это слово, условно обозначающее действительность (первичная номинация). Мотивированное слово – это слово, семантически выводимое из однокорневого слова (вторичная номинация).

Отличительное свойство мотивированного слова – его семантическая вторичность, т. е. связанность с семантикой другого слова. Свойство производного слова иметь свое собственное и «заимствованное» значение одновременно называется в лингвистике свойством двойной референции: референции к миру действительности, типичной для класса слов вообще, и референции к миру слов, типичной для вторичных единиц номинации. Первое отражает наличие у производных слов индивидуального лексического значения, второе указывает на источник этого значения и особую форму его существования.

Например, наличие собственного значения у мотивированного существительного светильник позволяет рассматривать его как более или менее самостоятельную единицу, обозначающую объект внеязыковой действительности и имеющую собственное лексическое значение (светильник – «осветительный прибор, лампа»); наличие у рассматриваемого деривата референтного (отсылающего к другому референту) значения «приспособление, названное по его действию, для которого оно предназначено», заставляет, напротив, рассматривать мотивированное слово в числе вторичных номинаций и предусматривать упрощение их семантического описания путем отсылки к первичным для них словам (светильник – «то, что освещает, позволяет осветить что-либо»).

Существует два вида словообразовательной мотивированности (мотивации): прямая и метафорическая (переносная). При прямой мотивированности значение производного слова базируется на прямом значении мотивирующего слова.

Прямая мотивированность в свою очередь делится на основную и периферийную. Основная (полная) прямая мотивированность – такая мотивированность, при которой значение мотивирующего слова целиком включается в значение деривата. Так, например, отношениями прямой основной мотивированности связаны существительные олень и оленёнок, поскольку значение деривата оленёнок целиком включает в себя значение мотивирующего слова: оленёнок – «детёныш оленя».

Периферийная прямая мотивированность – такая мотивированность, при которой семантический элемент, общий для деривата и мотивирующего слова, является необязательным признаком мотивирующего. Так, например, отношениями прямой периферийной мотивированности связаны существительное кашевар и мотивирующее его словосочетание варить кашу, поскольку значение деривата целиком включает в себя значение первого компонента мотивирующего словосочетания, но это значение является необязательным в структуре значения производного слова: кашевар – «человек, который варит еду, в том числе и кашу».

При метафорической (переносной) мотивированности значение производного слова основывается на переносном значении мотивирующего слова. Метафорическая мотивированность в свою очередь делится на реальную и ассоциативную.

Реальная метафорическая мотивированность – такая мотивированность, при которой значение производного слова основано на переносном значении мотивирующего слова. Так, например, отношениями реальной метафорической мотивированности связаны глагол ишачить и существительное ишак: ишачить – «тяжело и много работать подобно тому, как работает ишак».

Ассоциативная метафорическая мотивированность – такая мотивированность, при которой значение производного слова основано на ассоциациях, вызванных значением мотивирующего слова. Так, например, отношениями реальной метафорической мотивированности связаны глагол школьничать и существительное школьник: школьничать – «вести себя подобно тому, как ведёт себя школьник, который обычно шалит, проказничает».

1. Определите, какие из данных слов являются мотивированными, а какие – немотивированными, и аргументируйте свой ответ.

Слово работник является мотивированным, т. к. оно семантически обусловлено значением мотивирующего слова работа (работник – «человек, который выполняет какую-либо работу, трудится»).

Тайфун, конница, дорешать, абрикос, таёжник, перестроечный, раскрасавица, варенье, обезьянка, талантливость, сахар, телефонист, провинность, приболеть, российский, задуматься, сестра, анонимность, мыло, златоглавый, проиграть, искательница, дама, голубятня, читать, горбатый, рисунок, куртка, ложка, роза, думать, скорпионарий, сон, виноградинка, летать, омут, водовоз, зубчатоклювый, одноразовый, свинина, холодноватый, счастье.

2. Определите виды отношений мотивированности.

Галошница. Мотивированное слово (галошница) и мотивирующее его слово (слово галоша) связаны отношениями прямой периферийной мотивированности, т. к. значение деривата основано на прямом значении мотивирующего слова галошнща («там, где хранят обувь, в том числе галоши»), а формула толкования включает компонент «в том числе».

Обмундировать, госпитализировать, деканат, полковник, окрыситься, сапожник, обезьянничать, лизоблюд, столяр, карманник, расквартировать, госпитализировать, собачиться, бельё, розовый, серебриться, чернила, докладец, лисий, звереть, воздушный, ершиться, шашлычная, ехидничать, булочная, наблюдательность, юлить, журналист, деликатничать, гусятница, проворонить, письмоносец, каменщик, иконопись, лиловый.

4. Установите, какое из слов, данных в скобках, является мотивирующим для указанных слов. Раскройте значение деривата с помощью мотивирующего слова.

Гордец (гордый, гордость). Слово гордый является немотивированным, т. к. оно семантически первично, т. е. не может быть объяснено через однокорневое слово (гордый – «такой, который исполнен чувства собственного достоинства»). Существительные гордец и гордость являются мотивированными, т. к. их семантика вторична (гордец – «гордый человек», гордость – «свойство гордого человека»). Следовательно, мотивирующим словом для деривата гордец (как и для деривата гордость) является прилагательное гордый.

Петушиный (петух, петушок), осмотреть (осмотр, смотреть), повысить (высокий, высь), моряк (морской, море), надомник (дом, надомный), песочный (песочек, песок), обход (обходить, ход), наушник (ушной, ухо), эффективность (эффективный, эффект).

Словообразовательная производность, отсылочная часть деривата (производящая база), формантная часть деривата, производное слово, непроизводное слово.

II. Основные теоретические сведения

В отличие от мотивированности, для определения производности слова необходимы два показателя формальный и семантический. Словообразовательная производность – это синхроническая структурная и семантическая выводимость деривата из отсылочной части (производящей базы) и формантной части (словообразовательных средств).

Отсылочная часть деривата (производящая база) представляет собой основу слова, слово, сочетание основ или слов, используемых для образования деривата, отсылающих к мотивирующему слову или словам и служащих способом сохранения содержащихся в них полнозначных единиц в структуре производного слова. Так, например, отсылочной частью (производящей базой) производного слова школьник является основа существительного школа (школьник – «тот, кто учится в школе»).

При определении отсылочной части деривата (производящей базы) принято использовать критерий Григория Осиповича Винокура, сформулированный им в статье «Заметки по русскому словообразованию»: «. значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы. » (Винокур, с. 317).

Данный критерий считается основным при установлении отношений производности: для квалификации отношений между словами в качестве производных необходим и достаточен хотя бы один общий неграмматический компонент в семантике двух слов, имеющих формальную общность. Например, лексическое значение производного слова подосиновик («съедобный гриб, имеющий красную или красно-коричневую шляпку и обычно растущий под осиной») формально и семантически соотносится со словом осина.

Существуют стандартные, типизированные зачины формул толкования.

Так, зачин «тот, кто» должен включаться в формулу толкования значения производных существительных, обозначающих: 1) «лицо по производимому им действию» (учитель – «тот, кто учит», пастух – «тот, кто пасёт»); 2) «лицо по результату действия» (выкормыш – «тот, кого выкормили», подкидыш – «тот, кого подкинули»); 3) «лицо по месту жительства» (иностранец – «тот, кто живёт в иной стране»); 4) «лицо по характерному признаку» (трудяга – «тот, кто трудится», миляга – «тот, кто является милым»); 5) «лицо по роду занятий, по увлечению, призванию и т. п.» (хоккеист – «тот, кто профессионально играет в хоккей»; буддист – «тот, кто исповедует буддизм»); 6) «невзрослое существо» (тигрёнок – «тот, кто является детёнышем тигра») и т. д.

Зачин «то, что» должен включаться в формулу толкования значения производных существительных, обозначающих: 1) «орудие действия» (резак – «то, что режет»); 2) «средство действия» (приманка – «то, что помогает приманить»); 3) «объект действия» (ткань – «то, что ткут»); 4) «результат действия» (набросок – «то, что набрасывают»); 5) «часть вещества» (соломина – «то, что является частицей соломы»; песчинка – «то, что является частицей песка»); 6) «отвлечённый непроцессуальный при­знак» (красота – «то, что ха­рактери­зует предмет по значению прилагательного красивый»); 7) «отвлечённый процессуальный признак (действие, со­стоя­ние)» (ослушание – «то, что называет про­цесс по значению глагола ослушаться») и т. д.

Зачин «там, где» и «туда, куда» должен включаться в формулу толкования значения производных существительных, обозначающих «место» (малинник – «там, где растёт малина», пристанище – «туда, куда пристают»).

Зачин «та, что (которая)» должен включаться в формулу толкования значения производных существительных, обозначающих: 1) «лицо женского пола по производимому действию» (швея – «та, что (которая) шьёт»; гадалка – «та, что (которая) гадает»); 2) «лицо женского пола, мотивированное существительным мужского пола со значением лица» (соседка –«та, что (которая) называет лицо женского пола, живущее вблизи кого-либо, рядом с кем-либо», француженка – «та, что (которая) называет лицо женского пола – представительницу коренного населения Франции»); 3) «название самки животного» (индюшка – «самка индюка», перепёлка –«самка перепела»).

Относительные, качественные и притяжательные прилагательные имеют одинаковый зачин – «такой, который» (степной – «такой, который имеет отношение к степи, степям»; конский – «такой, который имеет отношение к коню, коням»; предобрый – «такой, который явля­ется очень добрым»; водянистый – «такой, который содержит много воды»; рыбий –«такой, который относится к рыбе, принадлежит рыбе»; охотничий – «такой, который относится к охотнику, принадлежит охотнику») и т. д.

Формантная часть деривата состоит из словообразовательных средств, которые служат для выражения нового значения у деривата по срав­нению с мотивирующим словом или словами. Так, например, формантной частью производного слова школьник является суффикс -ник-.

С позиции производности все слова какого-либо языка делятся на непроизводные и производные. Непроизводное слово – это немотивированная (первичная) единица номинации, не имеющая отсылочной и формантной частей. Производное слово – это мотивированная (вторичная) единица номинации, имеющая отсылочную и формантную части. Таким образом, слово кот является непроизводным, т. к. не имеет отсылочной и формантной частей, а слово кошка является производным, т. к. оно имеет производящую базу – основу слова кот – и включает в свою структуру словообразовательное средство – суффикс -к-, имеющий значение женскости.

Между производными и производящими существуют следующие основные виды отношений:

1) производное слово и по семантике, и по форме сложнее производящего (например, в паре слов плак/а/(ть) → рас/плак/а/(ть)/ся основа производящего слова состоит из двух морфем (корень и суффикс), а основа производного слова – из четырёх морфем (префикс, корень, суффикс, постфикс), следовательно, по форме производное слово сложнее производящего; в значение производного слова включается значение производящего (расплакаться – «начать интенсивно плакать», следовательно, по семантике производное слово тоже сложнее производящего);

2) производное по форме сложнее, чем производящее, а по семантике они имеют равную сложность (например, в парах слов син/(ий) → син/ев/(а) и табурет/(Ø) → табурет/к/(а) основы соответствующих производящих слов состоят из одной морфемы (корень), основы производных слов – из двух морфем (корень и суффикс), следовательно, по форме оба производных слова сложнее своих производящих; значения производных и производящих слов в обоих случаях одинаковы (синева – «отвлечённый признак по значению прилагательного синий»; табуретка – «то же, что табурет», это стилистические синонимы), следовательно, по семантике данные производные и их производящие имеют равную сложность);

3) производное и производящее имеют равную сложность по форме, а по смыслу производное сложнее производящего (например, в парах слов изол/ирова/(ть) → изол/ятор/(Ø) основы производящего и производного слов состоят из двух морфем (корень и суффикс), следовательно, по форме производное и производящее слова имеют равную сложность; в значение производного слова включается значение производящего (изолятор – «место, куда изолируют больных», следовательно, по семантике производное слово сложнее производящего);

4) производное и производящее имеют равную сложность и по форме, и по семантике (например, в парах слов чит/а/(ть) → чт/ени[j/(э]) основы производящего и производного слов состоят из двух морфем (корень и суффикс), следовательно, по форме производное и производящее слова имеют равную сложность; значения производного и производящего слов одинаковы (чтение – «опредмеченное действие по значению глагола читать»), следовательно, по семантике производное и их производящее слова имеют равную сложность).

Подавляющее большинство производных слов обнаруживает единственно возможную словообразовательную (формальную и семантическую) связь с производящей базой. Однако существуют два особых вида отношений между производными и производящими: 1) отношения расхождения формальной и смысловой производности, 2) отношения многопроизводности.

Нарушение единства формальной и смысловой связи производного и производящего слов происходит в результате использования при деривации готовых структур, семантически не связанных с производным словом. Так, наречия по-собачьи («так, как делает собака») и воздушно («легко, как воздух») по семантике ближе соответствующим существительным собака и воздух. Формально наречие по-собачьи произведено на базе притяжательного прилагательного собачий («такой, который принадлежит собаке»), а наречие воздушно – на базе относительного прилагательного воздушный («такой, который имеет отношение к воздуху»). Таким образом, при семантической выводимости наречий от имён существительных обнаруживается их структурная обусловленность именами прилагательными.

В подобных случаях зачастую обнаруживается пропуск одного звена в словообразовательной цепочке. Например, семантика деривата дождевание («искусственно орошать что-либо путём разбрызгивания воды, как при дожде») мотивирована существительным дождь. Структура названного деривата обусловлена глаголом дождевать. Однако данный глагол отсутствует в языке, что, во-первых, свидетельствует о нарушении процесса деривации, поскольку в словообразовательной цепи наблюдается пропуск одного звена, а во-вторых, о расхождении формальной и смысловой производности.

Многопроизводный дериват семантически и структурно обусловлен не одной, а двумя и более производящими базами. Так, например, отношениями многопроизводности характеризуется производный глагол модничать, который семантически и структурно соотносится одновременно с несколькими однокорневыми словами: 1) мод(а) → модничать («следовать моде»); 2) модный → модничать («быть модным человеком, следовать модным тенденциям»); 3) модник → модничать («быть модником»). В связи с множественностью словообразовательной производности допускается и неоднозначное морфемное сегментирование данного деривата: 1) мод/нича/(ть); 2) мод/н/ича/(ть); 3) мод/нич/а/(ть); 4) мод/н/ича/(ть). Интересно, что третий и четвёртый вариант морфемного членения в свою очередь обусловлен многопроизводностью существительного модник: 1) мода → модник (модник – «тот, кто следует моде»); 2) модный → модник (модник – «тот, кто следует модным тенденциям; модный человек»).

Таким образом, отношения многопроизводности неизбежно ведут к «омонимии словообразовательной формы» (термин ), что проявляется в неединственности интерпретации словообразовательной структуры производного слова.

Отметим наиболее частотные случаи отношений многопроизводности:

1) производные существительные, соотносительные одновременно с возвратным и невозвратным глаголами совершенного и несовершенного видов (возвышение ← возвышать, возвышение ← возвышаться, возвышение ← возвысить и возвышение ← возвыситься);

2) производные существительные, соотносительные одновременно с префиксальными прилагательными и беспрефиксными существительными (нечёткость ← нечёткий и нечёткость ← чёткость);

3) сложные существительные, соотносительные одновременно со сложным прилагательным и существительным, являющимся вторым компонентом производного слова (малоупотребительность ← малоупотребительный и малоупотребительность ← употребительность);

4) производные существительные, соотносительные одновременно с суффиксальными и бессуффиксными (чаще всего – непроизводными) существительными (бессильный ← бессилие и бессильный ← сила);

6) производные прилагательные, соотносительные одновременно с суффиксальными и бессуффиксными существительными (игольчатый ← иголка и игольчатый ← игла);

7) производные прилагательные, соотносительные одновременно с суффиксальными прилагательными и бессуффиксными существительными (бесклассовый ← классовый и бесклассовый ← класс);

8) производные глаголы, соотносительные одновременно с суффиксальными и бессуффиксными (чаще всего – непроизводными) существительными (соседствовать ← соседство и соседствовать ← сосед);

9) производные глаголы, соотносительные одновременно с существительными, прилагательными и наречиями (умничать ← умник, умничать ← ум, умничать ← умный и умничать ← умно);

10) производные наречия, соотносительные одновременно с префиксальными прилагательными и беспрефиксными наречиями (бесперспективно ← бесперспективный и бесперспективно ← перспективно).

Следует отметить, что в практике анализа отношений между производным и производящим словами достаточно часто возникает иллюзия взаимонаправленной словообразовательной производности. Это происходит в том случае, если в морфемном составе вычленяется одинаковое количество словообразовательных морфем, в результате чего возникают сложности при определении статуса слова как производного или как производящего.

Так, например, при морфемном сегментировании слов однофамилец – однофамилица констатируется одинаковое количество морфем, выполняющих в словах идентичные функции: в морфемной структуре каждого из слов вычленяются два корневых морфа (-одн-, -корм-), суффиксальные морфы (соответственно -ец- и -иц-), выполняющие словообразовательную функцию, и флексии (соответственно (нулевая) и ), выполняющие формообразующую функцию.

Однако при кажущейся взаимонаправленности производности существуют критерии установления словообразовательных связей, регламентирующие определение направления производности в подобных случаях. Назовём основные из них:

1) в парах слов типа чертёжник – чертёжница, кормилец – кормилица производным следует считать вторые члены пар, т. к. они обладают большей смысловой сложностью (чертёжник – «тот, кто профессионально занимается чертежами», чертёжница – «женщина-чертёжник»; кормилец – «тот, кто кормит», кормилица – «женщина-кормилец»);

2) в парах слов типа физик – физика производным следует считать первое слово, т. к. его семантическая структура включает в себя семантику второго слова (физик – «тот, кто профессионально занимается физикой», физика – «наука, занимающаяся изучением строения, свойств, движения и изменения физических тел»);

3) в парах слов типа бегать – бег, синий – синь, третий – треть производными следует считать вторые члены оппозиций, т. к. соответствующие им значения опредмеченного действия, признака являются вторичными, поскольку базируются на общекатегориальных значениях глагола (действие как процесс), прилагательного (признаковость) и числительного (нумеративность);

4) в парах слов типа агитировать – агитация, апеллировать – апелляция производными традиционно считаются вторые члены оппозиций, несмотря на тот факт, что в семантику глагола, как правило, включается значение существительного (агитировать – «проводить агитацию», апеллировать – «подавать апелляцию, обращаться с апелляцией»). Дело в том, что зачастую дериваты на -ациj являются многозначными (агитация – 1) опредмеченное действие по значению глагола агитировать, 2) «активная деятельность среди широких масс с целью распространения каких-либо идей»; апелляция – 1) опредмеченное действие по значению глагола апеллировать, 2) «документ, содержащий просьбу об обжаловании решения»).

Особое внимание при выяснении вопроса о направлении производности следует уделять оппозициям слов типа корабел – корабельщик, зам –заместитель, интенсив – интенсивный, характерных для обратного словообразования. При явной меньшей морфемной сложности первых членов они являются производными, поскольку обладают стилистической окраской разговорности, что является одним из признаков производности.

1. Определите, какие из данных слов являются производными, а какие – непроизводными. Пользуясь толковым и словообразовательным словарями, запишите производящую базу для дериватов.

Рубка (деревьев) – опредмеченное действие по глаголу рубить: «ударяя чем-либо острым, рубить, разделять на части, отсекать, размельчать». Слово является производным, т. к. имеет отсылочную часть (производящая база – глагол рубить) и формантную часть (суффикс -к-). Рубка (корабля) – «надстройка на палубе судна для управления». Слово является непроизводным, т. к. не имеет производящей базы.

Антилопа, кредит, обдумывать, луна, креститься, булыжник, расход, лодочка, смелый, аляповатый, кроха, шило, домишко, распродажа, министерство, крылечко, нести, отдых, весёлый, весло, проигрыш, потолок, самолёт, говорить, воин, пить, книга, булыжник, воробей, пчела, кошачий, солнышко, кольцо, сон, злой, порядок, птица, карапуз, мамуля, позволить, грусть.

Бессистемный – «такой, у которого отсутствует система». Производящая основа – систем(а).

Начальственный, находчивость, строительство, разрушительный, возмутительный, влюбчивый, укрепление, помутнеть, доверчивость, по-собачьи, в обнимку, уклончиво, батареечка, противолихорадочный, по-индийски, зубчатоклювый, несдобровать, подход, подвернувшаяся, по-барсучьи, ионизирующийся, свёрточек, разохавшиеся, нагреватель, чаеразвесочная, разохотиться, зайчишечка, взмахи, всплеск, по-сочински, новорождённая, открыточка, зенитно-пулемётный, противозачаточный, длинношеий, книгохранилище, длинноволокнистый, водомаслозаправщик, дневничочек, маломнущийся, зипунишечко, ловля, водоизмещение, подлиза, видик, протезно-ортопедический, внутриотраслевой, землеройно-транспортный, вялый, малазийский, сброс, дощечка, технико-производственный, польщЁНно, по-душевному, нагноение, безбилетник, израсходовать, безвоздушный, столовая, перекармливание, воздухонепроницаемый, пылеулавливатель, ввергнувшийся, по-волчьи, влюблённый, поразвеселиться, по-дурацки, лекарственный, творец, забастовочный, незрелый, певуче (нареч.), малозначительно, зеленолиственный, невдалеке, противопоставлять, ничья, кормилец.

3. Определите, от одной или от разных производящих основ образованы данные дериваты.

Терпение – вытерпеть – терпеливый. Терпение – «способность предмета выполнять действие, названное производящей базой», т. е. «способность терпеть». Вытерпеть – «завершить выполнение действия, названного производящей базой», т. е. «терпеливо перенести что-либо (какие-либо испытания, боль, страдания)». Терпеливый – «такой, который обладает в большой мере тем, что названо производящей базой», т. е. «такой, который обладает большим терпением». При построении формулы толкования значения всех трёх дериватов используется глагол терпеть. Следовательно, все три производных слова образованы от одной производящей базы – основы глагола терпеть.

Мудрость – мудрец – мудрствование, лаковый – лакировка – лакировать, лебяжий – лебёдушка – лебединый, подписчик – подписка – подписывать, лицо – личность – личный, распределение – распределитель – распределительный, бескорыстие – корыстный – бескорыстность, расписка – записка – подписчик, возбудимость – возбудитель – возбуждённость, замазка – замазчик – замазывание, костюм – костюмер – костюмерша, каторжанин – каторжный – каторжник, штопанье – штопальщица – штопка, море – моряк – приморский, злоба – злобный – злость, крыша – крыть – вскрытие.

4. Определите характер отношений производности и направление производности между производным и производящим словами.

Оплошность – оплошать, река – речной, зарплата – заработная плата, крепыш – крепкий, петушиться – петух, певунья – певун, манифестация – манифестант, политолог – политология, группировать – группа, бумага – бумажник, горшечник – горшок, темница – тёмный, невеста – заневеститься, причуда – причудник, кусать – откусить.

5. Установите направление производности в данных парах слов. Что служит основанием при решении этого вопроса?

Даль – далёкий. Слово даль имеет бóльшую морфемную сложность по сравнению со словом далёкий: в морфемной структуре слова даль содержится корень, нулевой суффикс и нулевая флексия, а в структуре слова далёкий вычленяется корень и флексия. В соответствии с критерием производности семантика слова даль выводима посредством ссылки на семантику слова далёкий: даль – «далёкое место», далёкий – «такой, который находится на большом расстоянии или имеет большую протяжённость». Следовательно, слово даль является производным от слова далёкий (даль ← далёкий).

Глухой – глушь, огрубелый – огрубеть, агитация – агитировать, синий – синь, смотреть – смотр, физик – физика, педагог – педагогика, ходьба – ходить, стоимость – стоить, зверовод – звероводство, астрономия – астроном, звонить – звон, квалификация – квалифицировать, дериватология –дериватолог, прилетать – прилёт, изоляция – изолировать, парижанка – парижанин, бег – бежать, филология – филолог, преферанс – преф, помощник – помощница, классификация – классифицировать, магнитофон – маг, выход – выходить, сухой – сушь, приручить – ручной, рассадить – рассада, дружить – дружба, свой – усвоить, газификация – газифицировать.

3. Назовите производящую базу данных дериватов. Укажите многопроизводные слова.

Учительствовать – дериват с неоднозначной мотивацией: 1) производящая база учить (учительствовать – «учить кого-либо чему-либо»), 2) производящая база учитель (учительствовать – «быть учителем»), 3) производящая база учительство (учительствовать – «входить в состав учительства»).

Вредно, обессилить, ловля, некрасиво, бесстыдничать, выключатель, скосить, непонятно, сибаритствовать, неисторичность, зубчатый, покровительствовать, максималистский, понижение, восточноафриканский, припудриваться, утомляться, бесславие, ультрасовременно, загримировываться, атомщик, архиконсервативно, запись, капризничать, скучновато, председательствовать, неправильность, рваться, самодурствовать, подправляться, непрактичность, педагогический, неиспорченность.

6. Укажите случаи расхождения формальной и смысловой производности данных дериватов.

Французский. Формально дериват соотносится со словом француз, к производящей основе которого в процессе деривации присоединяется суффикс относительных прилагательных -ск-, принимающий участие в формировании значения «такой, который имеет отношение к тому, что названо производящей основой». Однако семантически дериват соотносится со словом Франция, поскольку значение производного слово может быть определено не как «такой, который имеет отношение к французу, французам», а как «такой, который имеет отношение к Франции». Следовательно, в данном слове обнаруживается расхождение формальной и смысловой производности.

Циничный, по-охотничьи, арбузик, мольба, стеблевание, подивизионно, конкурентный, намордник, жизнь, по-лисьи, горнолыжник, раскритиковать, утечка, американский, крестьянский, по-бальному, по-праздничному, покраснение, досыта, по-цирковому, звероводческий, геологический, по-отцовски, умничать, предгорье, по-крестьянски, по-летнему.

1. Что такое дериват?

2. Что общего между понятиями «мотивированность» и «производность» и чем они различаются? В каком случае при анализе деривата целесообразнее говорить о его производности?

3. Каковы различия между мотивированными и немотивированными словами?

4. Какие виды мотивированности выделяются в дериватологии?

5. Каковы различия между производными и непроизводными словами?

6. Что такое отсылочная и формантная части деривата? Какова их роль в формировании семантики производного слова?

7. Какие основные виды производности выделяются в дериватологии?

8. Назовите особые виды отношений между производными и производящими.

9. В каком случае говорят о расхождении формальной и смысловой производности?

10. Что такое чересступенчатое словообразование?

11. Чем вызвана неединственность интерпретации морфемной структуры производного слова?

12. Что такое многопроизводность? Перечислите основные типы многопроизводных слов.

1. Алефиренко проблемы семантики. Волгоград, 1999.

2. Винокур по русскому словообразованию // Известия АН СССР. СЛЯ. 1946. Т. 5. Вып. 4.

3. Волоцкая наблюдения над структурой толкования мотивированных слов // Советское языкознание. 1976. № 6.

4. О соотношении семантических и мотивировочных признаков // Вопросы языкознания в сибирской диалектологии. Вып. 7. Томск, 1977.

5. Ермакова формальной и семантической производности // Актуальные проблемы русского словообразования. Т. 2. Ташкент, 1976.

6. Земская русский язык. Словообразование. М., 1973.

7. Лопатин мотивация в русском словообразовании // Актуаль­ные проблемы русского словообразования. Т. 1. Ташкент, 1975.

8. Милославский словообразовательного синтеза. М., 1980.

9. Немченко русский язык. Словообразование. М., 1984.

10. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1.

12. Улуханов семантика в русском языке и принципы её описания. М., 1977.

13. Ширшов словообразовательной мотивированности // Филологические науки. 1995. № 1.

14. Янценецкая вопросы теории словообразования. Томск, 1979.

1. Ефремова словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Русский язык, 1996.

3. Тихонов словарь русского языка. Т. I-II. М.: Русский язык, 1990.

МОТИВИРОВАННОСТЬ И ПРОИЗВОДНОСТЬ СЛОВ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

[1] Анализ теоретического материала по данной проблеме показывает идентичность терминов «мотивированность» и «мотивация». Здесь и далее используется первый термин.

Источник

Словообразование (основные понятия)

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено символом Ο (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в соответствии с принятыми обозначениями).  

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол Ο — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Примечания.

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются. Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании не учитывается этот суффикс. Основа слова определяется по инфинитиву читать.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива —ть) в русском языке очень немного:  бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования): пи-ть пьj (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть моj (чередования в корне мы-/моj-). Глагольный же суффикс часто (но не всегда!) утрачивается: пис-а-ть пиш-у, беж-а-ть бег-у.

3) Постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться — это разные слова, а не разные формы одного слова).

3. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.

4. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн-); читать (производящая основа чита-) → читательΟ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь летсем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟнос-о-рогΟ.

5. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-атьза-жиг-а-лка), так и в усечённом виде (например: рез-атьрез-ка — усекается глагольный суффикс —а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёзаберез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: соснасос-някΟ — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

7. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. — является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. — является глагол говорить.

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Примечание. Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки. При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями. Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-ной основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»);  читатель («тот, кто читает»);

  • из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Примечания.

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное — производным: петьпе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-ливыйбереж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищать-ся; умыть → умыть-ся.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.

5) Наречия с суффиксом , как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.

9. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ироватьагит-аторΟ — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-яистор-ик. Основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-итьв-ходØ. При этом производная основа существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).

Примечания.

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола — лицо женского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-никхудож-ница («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол несовершенного вида: реш-атьреш-ить.

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол несовершенного вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-атьза-пис-ывать.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-атьбегØ, торг-оватьторгØ, вы-ход-итьвы-ходØ, осад-итьосадØ-а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по сложности или проще производящих прилагательных: синийсиньØ, тихийтишьØ, ран-нийраньØ. Но: золот-о золотØой.

Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»

Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные цепочки и словообразовательные пары, укажите направление производности.

1) Синий, синенький, синеватый, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.

2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, осиплый, осиплость.

3) Сказать, сказание, подсказать, подсказывать, подсказка, подсказчик, подсказчица, рассказать, рассказывать, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предсказывать, предсказание, предсказатель, предсказательный.

Источники:

  • Глава «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»

Дополнительно на Геноне:

  • Как разобрать слово по составу?
  • Как найти корень в слове?
  • Что такое связанные корни в лингвистике?
  • Как найти основу слова?
  • Как найти окончание в слове?
  • Что такое беглая гласная?
  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Где найти перечень формообразующих морфем?
  • Где найти словари деления слов на морфемы?
  • Что такое аффикс?
  • Какие есть виды аффиксов?
  • Что такое чередование звуков?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Что такое флексия?
  • Что такое префикс?
  • Что такое постфикс?
  • Что такое интерфикс?

Часто нам не хватает нужных слов, которые поднимут дух, настроение и уверенность в себе. Как побудить себя к действиям и найти мотивацию с помощью правильных слов? Мотивирующие фразы со смыслом или цитаты, которые помогут найти силы, смелость и решительность. Короткие слова для мотивации, сообщения или статуса в социальной сети.

Что такое мотивация? Это побуждение к действию, чтобы предпринять что-то или достигнуть цели. Мотивация – это поиск причины, повода и желания. Когда доводы перевешивают страхи, осторожности или лень, то мы начинаем действовать.

Поиск мотивации и уверенности в себе

Иногда для какого-то шага нам не хватает всего немного чего-то. Словно небольшой штрих в сознании, который все поменяет в жизни, кардинально перевернув ее с ног на голову. Что такое в мотивирующих словах, что делает их очень желанными? Это недостающий кусочек пазла, чтобы вся картина окончательно сложилась. Но как пройти этот шаг, который кажется пропастью между прошлой и будущей жизнью?

Мотивирующие слова помогут подтолкнуть тебя или твоих близких к переменам. Правильная цитата, слова или сообщение помогут нам преодолеть сложные времена, побудят нас подняться, стимулируют перестать откладывать, подталкивают к действиям, помогают выйти из зоны комфорта и начать делать тяжелую работу. Можно полжизни сомневаться в чем-то, а можно за мгновение поменять жизнь к лучшему, только приняв решение под действием мотивации. Как мотивировать себя?

  • Верь в себя и свои силы.
  • Окружи себя целеустремленными людьми.
  • Отмечай даже не большие победы.
  • Придерживайся оптимизма.
  • Используй чужие примеры и цитаты для мотивации.

Теперь поговорим про последний пункт, ведь мотивационные слова и цитаты работают.

Поиск мотивации и уверенности в себе

Shlomi Platzman , Unsplash

Мотивирующие слова со смыслом

Сложно придумать какие-то слова самостоятельно, ведь если бы ты их знал, то не искал бы. Лучшие мотивационные слова и фразы, которые помогут приступить к тому, в чем ты еще вчера сомневался. Список мотивирующих фраз и цитат, которые можешь сказать себе, друзьям, приятелям или близким.

1. Через год мы пожалеем, что не начали сегодня.

2. Вера в себя создает героев.

3. Вопрос не в том, кто разрешит, а в том, кто остановит.

4. Никогда не поздно стать тем, кем всегда мечтал.

5. Мы рождены, чтобы побеждать.

6. Если мечты не пугают, то они слишком малы.

7. Если будешь соблюдать правила, то упустишь самое интересное.

8. Самый главный соперник – это отражение в зеркале.

9. Если чего-то хочешь, то всегда найдешь способ, а иначе ищешь оправдания.

10. Победа дается тем, кто готов идти до конца.

Мотивирующие слова со смыслом

Brian Mann , Unsplash

11. Лучше сожалеть что сделал, чем что-то не попробовал.

12. Идеального времени не будет, ведь ты уже на сцене.

13. В жизни есть что-то, за что стоит бороться!

14. Ты никогда не пересечешь океан, если боишься потерять из виду берег.

15. Как только поверишь в себя, то никогда не будешь прежним.

16. Сделай сегодня что-то такое, о чем завтра подумаешь с улыбкой.

17. Нет ничего крепче в мире настойчивости.

18. Ты способен на все, если только осмелишься.

19. Единственное, что стоит на нашем пути – это наши оправдания.

20. Возможности не появляться в двери, ведь нужно вначале самому выбить запертую дверь.

21. Лучший момент в жизни – это когда стало плевать на то, кто что думает.

22. Единственный, кто сможет тебя остановить – это ты сам.

23. В любом случае приятно знать в старости, что ты приложил все усилия.

24. Месть – это отличный мотиватор.

25. Думаешь если сдашься, то будет легче?

26. Если бы капитан желал сохранить свой корабль, то он бы оставил его в порту.

27. Не быть тем, кто разочаровывает родителей.

28. Будь несчастлив или следуй за мечтами. Твой выбор?

29. Лифта к мечтам нет, но есть лестница.

30. Вероятность осуществить свои мечты делает жизнь интересной.

Вероятность осуществить свои мечты делает жизнь интересной.

Nine Koepfer , Unsplash

31. Жизнь как фильм. Придумай свой собственный красочный сценарий.

32. Только я могу изменить свою жизнь, ведь никто за меня этого не сделает.

33. Только когда мы рискуем, наша жизнь становится лучше.

34. Формула успеха проста. Удвой свои усилия, количество поражений и попыток.

35. Победитель – это мечтатель, который не сдался.

36. Сложные времена требуют сложных решений.

37. Возможно это не просто, но это того стоит.

38. То, что ты просыпаешься утром – это уже привилегия, а чего там еще боишься?

39. Мы не знаем на что способны, пока не попробуем.

40. Мотивирующие слова? Ты намного сильнее своих оправданий.

41. Ты можешь построить замок из камней, что кидали в тебя.

42. Когда меняешь свои мечты, то не забывай менять свою реальность.

43. Безусловно можно сдаться, но как ты докажешь своим врагам их неправоту.

44. Никогда не оглядывайся назад, это отвлекает от мечты впереди.

45. Страх проигрыша должен быть меньше азарта победы.

46. Разница мечту мечтами и реальностью только в том, что делаешь.

47. Лучше всего учатся на неудачах, ведь это закаляет характер.

48. Жизнь – это яркое приключение, либо отстой.

49. Каждый чемпион – это соперник, который не сдался.

50. Ты не один против всего мира, ты один против себя самого.

Ты не один против всего мира, ты один против себя самого.

Chris Lawton , Unsplash

51. Ты не жертва обстоятельств, а продукт своих решений.

52. Единственный способ узнать свои возможности – это попробовать невозможное.

53. Убедись в том, что главный твой враг не находится у тебя между ушами.

54. Лучший способ предсказать будущее – это создать его.

55. Самое сложное – это решить действовать, а все остальное упорство продолжать.

56. Если ты даже не играешь, то ты точно проигрываешь.

57. Плохо, что времени мало. Хорошо, что оно еще есть.

58. Рискуй или потеряй шанс.

59. Живи своими мечтами, а не своим прошлым.

60. Мы сами пишем книгу своей жизни.

61. Делать то, что в глубине души считаешь правильным.

62. Быть продуктивным, а не занятым.

63. Учиться следует так, словно будешь жить вечно, а жить так, словно умрешь завтра.

64. Возможности есть в каждой трудности.

65. Все, что вокруг тебя, было сознано людьми не умнее тебя.

66. Если ничем не рискуешь, то рискуешь еще больше.

67. Удача приходит к тому, кто ее упорно ищет.

68. Поражение и неудача – это первые ступеньки победы.

69. Не бойся отстаивать свое, даже если придется быть одному.

70. Не останавливайся тогда, когда устал. Остановишься, когда сделаешь.

Не останавливайся тогда, когда устал. Остановишься, когда сделаешь.

Ian Stauffer , Unsplash

71. Ты только реши чего-то добиться, а способ найдешь.

72. Мотивирующие слова нужны тому, кто не всегда верит в себя.

73. Проснись! Тебя ждут великие дела.

74. Тебя в любом случае будут критиковать, так что делай то, что хочешь.

75. Только решимость и настойчивость делают человека.

76. Твоей единственный предел – это твой разум.

77. Чем больше трудностей, чем больше славы победы.

78. Ты не можешь изменить свое начало, но можешь изменить свою судьбу.

79. Если тебе не нравится дорога, по которой идешь, то найди другую.

80. Жизнь – это приключение, а не затхлое сидение в болоте.

81. Желаемого можно достичь тогда, если будешь вставать на ступеньки возможностей.

82. Дорога к целям делает жизнь значимой.

83. Будь таким, чтобы мир не смог тебя игнорировать.

84. Ты можешь не видеть всю дорогу, но сделай для начала хоть шару шагов, что видишь.

85. В году 52 понедельника, а это 52 возможности начать жизнь заново.

86. Никто не меняет мир, пока он не одержим.

87. Если хочешь получить то, что никогда не имел, придется делать то, что никогда не делал.

88. Самое сильное оружие в мире – это знания.

89. Мы всегда боимся, что что-то пойдет плохо, но ведь может пойти хорошо.

90. Хорошие дни приносят счастье, а неудачные – опыт.

Хорошие дни приносят счастье, а неудачные – опыт.

David Marcu , Unsplash

91. Возможно, некоторые люди более талантливы, то как ты оправдаешь их большее усердие?

92. Талант без упорства далеко не уйдет.

93. Никто еще не изменил мир будучи таким, как остальные.

94. Работать усерднее, отдавать больше, идти дальше – это мой секрет.

95. Самое трудное решение – это действовать, а остальное дисциплина.

96. Завтра я попробую еще раз.

97. Если препятствие велико, то брось себе вызов, чтобы быть еще выше его.

98. Изменить жизнь можно только изменив отношение.

99. То, что причиняет тебе боль, учит тебя.

100. Большие дела делаются маленькими.

101. Нет ничего хуже, чем застрять там, где тебе не место.

102. Лучше быть тем, кто пытался, чем тот, кто все время трусил.

103. Не бойся меняться и поворачивать, бойся ничего не делать.

104. Ничто не сработает, если ты не попробуешь.

105. Всегда делай все возможное, тогда все возможно.

106. Если хочешь летать, то откажись от того, что тебя тяготит.

107. Делай то, что подсказывает твое сердце.

108. Повторяй мотивирующие слова: «Я могу и буду!»

109. В любому случае испытаешь боль дисциплины, либо боль сожаления.

110. Мечта без воплощения – это просто фантазия.

Мечта без воплощения – это просто фантазия.

Kevin Fitzgerald , Unsplash

111. Это чемпионы боятся проиграть, а остальные бояться выиграть.

112. Отличие успешного от неудачника в наличии дисциплины.

113. Победители терпят неудачи до тех пор, пока не добьются успеха.

114. В этом мире ты не для того, чтобы оправдывать чужие ожидания.

115. Даже мы не знаем, кем мы можем стать, если захотим.

116. Главный совет в жизни – это ничего не бояться.

117. Либо ты управляешь жизнью, либо она вертит тебя как хочет.

118. Будь готовым к возможностям, а они обязательно появятся.

119. Мечты – это все. Ты становишься тем, кем мечтаешь.

120. Проживи остаток жизни как легенда.

121. Образование – это то, что ты можешь иметь столько, сколько хочешь.

122. Ты не можешь контролировать что происходит снаружи, но ты контролируешь что внутри.

123. Всегда можно заложить фундамент из кирпичей, которые в тебя бросили.

124. Самый сильный воин тот, кто побеждает себя.

125. Следует не мечтать об успехе, а работать над ним.

126. Забудьте об оправданиях. Ты либо хочешь, либо нет.

127. Смысл жизни – принимать ее вызовы, а не уклоняться.

128. Сегодня есть возможность построить свое счастливое завтра.

129. Поражение не фатально, если есть силы идти вперед.

130. Дорога в тысячу километров начинается с первого шага.

Дорога в тысячу километров начинается с первого шага.

Aziz Acharki , Unsplash

131. Нет предела тому, что ты можешь попробовать.

132. Ничего не измениться, если ничего не менять.

133. Просто продолжай делать то, что требуется.

134. Ты никогда не оставишь следов, если всю жизнь будет ходить на цыпочках.

135. Успех кроется всегда на основе неудач.

136. Измени свой взгляд на жизнь, а сама жизнь со временем измениться.

137. Начинать всегда самое тяжелое, но это не причина сдаваться.

138. Чем больше ты вкалываешь, тем больше тебе везет.

139. Не позволяй тому, что ты не можешь сделать, помешать сделать то, что можешь.

140. Если не можешь построить свою мечту, то тебя кто-то наймет для своей.

141. Пессимисты видят только сложности, а оптимисты возможности.

142. Ты либо управляешь жизнью, либо она вертит тобой.

143. Начать можно в любой момент и с любого места.

144. Упорство сильнее таланта и препятствий.

145. Проблема не в проблемах, а в твоем отношении к ним.

146. Если ветер в парусах не попутный, то всегда есть весла.

147. Пусть к успеху лежит в том, чтобы начать.

148. Самый сильный воин тот, кто побеждает себя.

149. Нельзя решить проблемы тем уровнем мышления, которые его создали.

150. Все, что ты можешь представить, реально.

Все, что ты можешь представить, реально.

Naman Sood , Unsplash

151. Мудрый радуется тому, что имеет, а не грустит из-за того, что у него нет.

152. Твоя мечта никогда не проснется утром и не уйдет, сказав о том, что не любит тебя.

153. Мотивирующие слова дают нам старт, а дальше нужно упорство.

154. Мечты – это семена счастливого будущего, но их нужно поливать и выращивать.

155. Деньги – это только инструмент, но без них никак.

156. Не позволяй чужому мнению стать твоей реальностью.

157. Ты никогда не проигрываешь. Ты либо побеждаешь, либо учишься.

158. Залог успеха – это действия.

159. Нужно делать то, что по твоему мнению ты не можешь делать.

160. Сомнения и трусость – это убийцы мечты.

161. Что такое жизнь без риска?

162. Учись извлекать уроки из неудач, тогда будешь праздновать успех.

163. Талант хорош, но всегда выигрывает упорство.

164. Делай как надо даже тогда, когда никто не видит.

165. Смысл жизни – это не переждать бурю, а научиться танцевать под дождем.

166. Ты не можешь всю жизнь просто мечтать, не пробуя мечты на вкус.

167. Неудача – это аванс и плата за будущий успех.

168. Каждый день делай то, что тебя пугает.

169. Преврати свои раны в свою мудрость.

170. Мы получаем ровно то, сколько прилагаем усилий.

Мы получаем ровно то, сколько прилагаем усилий.

Jakob Owens , Unsplash

171. Успех никогда не случаен, ведь это тяжелая работа, упорство, самопожертвование.

172. Неудача – это возможность начать заново уже с опытом.

173. Добиться чего-то можно не мечтая, а делая.

174. Лучше решиться сейчас, чем пожалеть через годы.

175. Необязательно быть идеальным, чтобы достигнуть желаемого.

176. Если ты самый умный среди других, то ты явно не на своем месте.

177. Лучший момент начать был несколько лет назад. Второй лучший момент – это сегодня.

178. Мы можем вынести больше, чем предполагаем.

179. Никогда не отказывайся от мечты только по причине того, что это займет время.

180. Терпят неудачу те, кто слишком много слушает остальных.

181. Если не можешь делать великие дела, то начни с малых.

182. Мы все упускаем возможности, ведь она всегда выглядит как упорная работа.

183. Если мечтать, но ни в чем себе не отказывать.

184. Если кто-то в тебе сомневается, то зайди так далеко, чтобы их больше не слышать.

185. Все, что ты можешь сделать – это лучшее, что ты можешь сделать.

186. Ты – это все, что у тебя есть.

187. Почему мы переживаем над неудачами больше, чем празднуем победы?

188. Работа над собой – это не действие, а привычка.

189. Если сегодня ты лучше, чем вчера, то этого достаточно.

190. Мотивирующие слова и мечты не работают, если ты не работаешь.

Мотивирующие слова и мечты не работают, если ты не работаешь.

Joshua Earle , Unsplash

191. Возможности не случаются. Они создаются.

192. Трудные дни делают нас сильнее.

193. Победители никогда не сдаются.

194. Работай в тишине, а пусть успехи говорят за тебя.

195. Не жалей о том, что ты пытался, ведь всегда пожалеешь, что не попробовал.

196. В любой момент ты можешь изменить свою историю жизни.

197. Никогда не прекращай учиться, ведь жизнь никогда не перестанет учить.

198. Нельзя изменить направление ветра, то можно надуть паруса.

199. Не критиковать себя, а поощрять.

200. Когда мы становимся лучше, то и жизнь становится лучше.

201. Неудачники всегда сдаются раньше времени.

202. В центре трудностей лежат возможности.

203. Следует не бороться со старым, а создавать новое.

204. Показывай не свое мнение, а свой пример.

205. Создай свою собственную книгу правил, а затем живи согласно им.

206. Сомнение в себе – это убийца твоей мечты.

207. Опыт – это суровый учитель, но объясняет доходчиво.

208. Секрет движения вперед – это ежедневное совершенство.

209. Упади 13 раз, но поднимись 14.

210. Ничто не сработает, если ты не сделаешь.

211. Будь тем человеком, кем видишь себя в мечтах.

212. Важно не что происходит в мире, как как ты на это реагируешь.

213. Извлекай уроки из своих ошибок и пробуй заново.

214. Если нет борьбы, то нет прогресса.

215. Оптимизм – это дорога, которая ведет к мечтам.

216. Оставайся верными своим мечтам.

217. Секрет неудачи – это попытка угождать всем.

218. Если нет шансов, то сам создавай возможности.

219. Секрет счастливого будущего – это постановка целей.

220. Через 20 лет ты будешь разочарован в том, что ты не сделал, чем что-то сделал.

Используй данные мотивирующие слова на каждый день, чтобы подбодрить себя или кого-то близкого. Ищи мотивацию, размещай ее в статус для напоминания, двигайся вперед. Жизнь коротка и одна, так что сделай нужное сейчас, чтобы потом не сожалеть каждый день старости.

Основным
понятием словообразования является
понятие производности. Под
деривационной
мотивацией

принято понимать такие отношения двух
однокоренных слов, из которых одно, как
правило, сложнее другого на единицу
смысла и не более чем на один деривационный
формант. Например: удивить
– удивл’-
эниj-е,
книга – книж-
н-ый
(
отношения
мотивации).
То
есть речи идёт о таком соотношении между
однокоренными словами, когда форма и
значение одного слова непосредственно
предопределены (мотивированы) формой
и значением другого слова или нескольких
слов.

Слово,
не мотивированное по форме и смыслу
другими словами, например существительное
лес,
называют
непроизводным
(немотивированным)

(непроизводной называют и основу такого
слова). Слово, основа которого мотивирована
по форме и значению основой другого
слова (или основами нескольких слов),
называется производным
(или дериватом,
мотивированным
).
Так, производными являются слова лесной,
лесистый, лесник
и
др., для которых слово лес
является
производящим. Обычно у производного
слова устанавливается какое-либо одно
производящее (студент

студентка;
петь

пропеть).
Однако
иногда сразу несколько производящих
мотивируют форму и значение деривата
(пять
этажей

пятиэтажный;
юг, запад

юго-запад).
Специальным
термином «мотивирующее
слово
»
обозначается и одна производящая основа,
и несколько таких основ, если они
мотивируют один дериват.

Разграничивается
производность единственная и неединственная
(множественная). При единственной
производности
,
наиболее типичной для русского
словообразования, дериват мотивирован
вполне определенным производящим:
конкретной производящей основой или
несколькими основами (слон

слониха;
заведующий магазином

завмаг).
При
неединственной

(или
множественной) производности

дериват по форме и смыслу может быть с
равными основаниями соотнесен с
несколькими производящими.

Итак,
мотиват
/ мотивирующее слово

– это слово,
с помощью которого может быть понято и
истолковано более сложное по смыслу и
строению однокоренное слово. Например,
рыбак
– тот, кто занимается ловлей рыбы;
волчонок
– детёныш волка.
Дериват
/ производное слово / мотивированное
слово

– это производное
слово, которое может быть понято и
истолковано с помощью ближайшего по
смыслу и строению однокоренного слова.
Например, рыбак
– тот, кто занимается ловлей рыбы;
волчонок
– детёныш волка.

Перечислим
признаки производных основ:

1.
Слова с производными основами входят
в двойной ряд соотношений: а) слов с той
же основой и б) слов с тем же аффиксом –
и, следовательно, членятся на основу и
аффикс.

Это
принципиально важное свойство слов с
производными основами, так как такие
слова могут строиться и служить моделью
для построения и других слов; они могут
и производиться, и воспроизводиться в
речи. Именно поэтому они принципиально
отличаются от слов, которые входят в
один ряд соотношений и вычленяют не
аффикс, а остаточный элемент, не
встречающийся в других словах (унификс
или унирадикоид); такие слова не могут
производиться в речи они всегда
воспроизводятся. Их нельзя построить,
их надо знать.

2.
При каждой производной основе должна
быть мотивирующая
база
.
Мы употребляем этот термин как более
широкий вместо распространенного
«производящая основа», так как в качестве
производящих выступают не только основы
(писа-тель), но и слова (огород
– при-город
),
словосочетания (зачётная
книжкa — зачётка, железная дорога —
железнодорожник
)
и – реже – словоформы [им.п. ед.ч. алгебра
— ал-гебра-ист
,
им.п. мн.ч. телят(а)
— телят-ник, телят-ница
,
инфинитив: женить
— женит’-б(а) (ср.: ко-с(ить)-кос’-б(а)}
.
Чаще всего, однако, в русском словообразовании
в качестве производящей базы используются
именно основы.

3.
Среди всех однокоренных слов между
производной и производящей имеются
наименьшие формальные и (или) смысловые
различия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).

Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:

  • стол
  • стена
  • зеленый
  • красный

Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:

красный — корень/окончание

Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:

  • пилить
  • сказать
  • хотеть
  • веять

В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:

настольный — это «находящийся на столе«;

лесник — это «человек, охраняющий лес«.

Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.

Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.

Основные способы словообразования Примеры

1. Приставочный

прилететь → лететь
пригород → город
доныне → ныне

2. Суффиксальный

темнота → темный
рыбный → рыба
боронить → борон
а

3. Приставочно-суффиксальный

безработица → работать
удочерить → дочь
оцепить → цепь

4. Бессуффиксный

переход → переходить

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е
3) основ и присоединения суффикса
4) сокращенных частей слов
5) начальных букв или звуков

телефон-автомат → телефон, автомат
хлебозавод → хлеб, завод
черноморец → Чёрное море
зарплата → заработная плата
вуз → высшее учебное заведение

6. Слияние (образование слов из словосочетаний)

малопригодный → мало, пригодный

7. Переход из одной части речи в другую

больной (сущ.) → больной (ребенок),
детская (сущ.) → детская (комната)

Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:

Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.


Определение

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.


Словообразовательная пара это

Как определить производящее слово?

Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.

Понаблюдаем:

  • слон → слонёнок;
  • бежать → убежать;
  • побелить → побелка;
  • снег → подснежник;
  • цвет → соцветие.

Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:

  • земля → земляной;
  • земля → земелька;
  • земля → приземлить;
  • земля → заземлить.

Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:

камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость

белый → белить → побелить → побелка

греть → подогреть → подогревать → подогреватель

При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.

К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:

Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:

Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:

  • быть → убыть;
  • убыть →  убыток.

Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).

Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.

Закономерности словообразования

1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:

  • злой → злость;
  • синий → синь;

2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:

варить → варенье [эн’й’э]

3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:

  • болтун  → болтунья [й’а];
  • скрипач → скрипачка;
  • приёмщик → приёмщица;
  • художник → художница;

4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:

  • (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
  • ответить → отвечать;

5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:

  • обезболить → обезболивать;
  • созреть → созревать .

6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:

  • блестящий ответ → ответил блестяще;
  • ветреный день → ветрено;
  • безветренный вечер → безветренно;
  • безошибочный вариант → безошибочно написать.

План словообразовательного разбора

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в  словообразовательных цепочках.

Тест

А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:

  1. скорый — ускорить;
  2. номер — номерок;
  3. грязь — грязноватый;
  4. построить — постройка;
  5. светлый — светлеть;
  6. верхушка — верхушечный;
  7. фасовать — фасовочный;
  8. делать — недоделанный;
  9. трудный — затруднение;
  10. родной — родственный.

Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:

  1. гримировать — гримировочный;
  2. пять — впятером;
  3. стройка — перестройка;
  4. болтать — болтливый;
  5. зимовать — зимовка;
  6. шутить — шуточка;
  7. замарать — замарашка;
  8. глубокий — углубить;
  9. певун — певунья;
  10. черствый — почерстветь.

В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?

  1. море — приморский;
  2. жестко — жестковатый;
  3. ежиха — ежонок;
  4. жизнь — жизненный;
  5. буксир — буксировка;
  6. семеро — всемером;
  7. знание — знаток;
  8. подготовить — подготовительный;
  9. заземлить — заземление;
  10. лечение — лечебный.

Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:

  1. говорить → говор → говорок;
  2. голос → голосование → голосовать;
  3. ходить → ход → выходить;
  4. играть → выиграть → выигрыш → выигрышный;
  5. сосенка → сосновый → сосняк;
  6. лист → листва → лиственный → лиственница;
  7. зима → зазимовать → зимовка;
  8. чары → очаровать → очаровательный;
  9. городить → перегородить → перегородка → перегородочный;
  10. стрелять → стрельба → стрельбище.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину волны через постоянную планка
  • Как исправить полую стопу
  • Как составить 3 ндфл для возврата налогового вычета за лечение зубов
  • Как составить бизнес план для малого бизнеса образец в россии бесплатно
  • Как найди поставщика на вещи