Как найти мумию в эрмитаже

Египетская культура существовала и развивалась совершенно независимо от соседних греческой и римской. Жители древнего государства вели необычный образ жизни, тесно связанный с природным режимом разливов Нила. Из-за этого они создали оригинальный пантеон богов с телами людей и головами животных и аутентичный способ захоронения умерших с мумификацией тел. В Эрмитаже Санкт-Петербурга собрана уникальная коллекция экспонатов относящихся к культуре Древнего Египта и даже представлены на обозрение несколько уникальных мумий, чьи они и какие тайны хранят вы узнаете из нашей статьи.

Содержание

1

История коллекций Египетского зала

Кабинет египетской скульптуры в Новом Эрмитаже, акварель художника Ухтомского К.А., 1858 год

Кабинет египетской скульптуры в Новом Эрмитаже, акварель художника Ухтомского К.А., 1858 год

Мода на искусство и необычные древности Египта пришла в Европу, а затем и в Россию после знаменитого южного похода Наполеона. Именно он привез первые артефакты во Францию. Позднее коллекционеры и археологи создали непрерывный поток ценностей с северо-востока Африки. Что-то продавалось законным способом, иное просто изымалось «по праву колонизаторов».

В Россию первая коллекция попала при Александре I в 1825 году. Императора заинтересовали только ритуальные жуки-скарабеи. Остальные предметы числом более 1200 были приобретены в Кунсткамеру. Только в 1862 году уже Александр II приказал расширить Египетский кабинет Эрмитажа до большого зала ассирийских и египетских древностей. Тогда собрание снова было объединено и стало активно пополняться. В конце XIX века основным «поставщиком» артефактов в Эрмитаж стал искусствовед Владимир Бок. Он выкупил у правительства Египта многие ценности аутентичной коптской культуры, а также предметы, относящиеся к периодам византийского и мусульманского владычества.

После революции экспозиция пополнялась за счет национализации частных собраний, а также результатами археологических раскопок, проведенных по согласованию с правительством Египта в 1960-е годы. Сейчас общее число достопримечательностей превышает 7500. Современный Египетский зал создал архитектор А.В. Сивков в помещении эрмитажного буфета в 1940 году.

Египетская коллекция Эрмитажа:

  • Период древнего Египта: Самая крупная часть собрания относится к культуре необычной древнеегипетской цивилизации от палеолита с пластинками для растирания косметических красок примерно 4000 лет до н.э. до последней царицы из династии Птолемеев Клеопатры VII (30 год до н.э.). В санкт-петербургском Эрмитаже хранятся мумии, саркофаги, статуи фараонов, богов и богинь, скульптуры, изображающие разных жителей древней страны, письменные свидетельства эпохи в виде надписей на стелах.
  • Коптская коллекция: Копты – потомки древних египтян, принявшие христианство и сберегшие эту веру, не смотря на мусульманское нашествие. В их верованиях смешались античные представления об устройстве мира с идеями спасения душ и грядущего всеобщего воскресения. В собрании Эрмитажа большое количество текстильных изделий – предметов одежды и украшения жилищ. Они выполнены по подобию европейских гобеленов из льна и шерсти. Изображенные сюжеты – своеобразные обереги на сохранение здоровья и получение богатства, а также райские мотивы, связанные с периодами полноводного Нила.
  • Египет мусульманский: К этому периоду истории страны относятся декоративные панели из камня, обильно украшенные резьбой, предметы посуды и интерьера из горного хрусталя, латуни, стекла, инкрустированные перламутром и костью, многочисленные рукописи Корана.

Мумификация и погребение в древнем Египте

Зал Древнего Египта №100 в Эрмитаже в Санкт-Петербурга

По верованиям египтян душа использует тело усопшего как временный дом перед следующим перерождением или как постоянный, если череда воплощений завершилась. Следовательно, телесную оболочку необходимо сохранить от разрушения, особенно, в периоды разливов Нила.

У умершего извлекали мозг и внутренние органы. Тело обрабатывали ароматическими веществами: миррой, ладаном, природными смолами и на 70 дней помещали в селитру для высушивания. Потом умершего помещали в саркофаги, изготовленные из инжирного дерева (смоковницы) и переносили в пещеры, гроты, гробницы и пирамиды, соответствующие прижизненному статусу покойного. Кстати, саркофаги размещали в месте последнего приюта не лежа, а стоя, именно так, как они представлены в витринах санкт-петербургского Эрмитажа.

Саркофаги любого египтянина были не просто гробами, но и хранителями сведений об умершем. Среди записей и рисунков были: имена «владельца», его родителей, прижизненные статусы, достаток (информация, как он добывал еду). Кроме того, обязательно присутствовали изображения богов-покровителей – Нут, Амон-Ра и других, а также владыки царства мертвых – Осириса. Позднее стали появляться цитаты из «Книги мертвых». Головной части придавали идеальный образ лица покойного, который «смотрел» из мира мертвых в мир живых.

Экспонаты Египетского зала и чья мумия лежит в Эрмитаже

Главным достоянием каждой коллекции египетских древностей всегда считаются настоящие мумии, в Эрмитаже их восемь, но только одна, возрастом примерно в 3000 лет находится в основной экспозиции Египетского зала. Остальные в разной степени сохранности размещены в фондах музея, расположенных в «Старой деревне». Среди них две были привезены с полным комплексом саркофагов – внешним и одним-двумя внутренними.

Мумия Па-ди-иста

Мумия жреца Па-ди-ист в Эрмитаже, предположительно Х в. до н.э., 172 см.

Мумия жреца Па-ди-ист, предположительно Х в. до н.э., 172 см.

Мумия жреца Па-Ди-Иста попала в Россию с другими древностями, саркофагами и мумиями в дар от купца Анастаса Аверова. Сначала ее приняли в коллекцию Кунсткамеры, а затем перевезли в Эрмитаж.

Сейчас мумия Па-ди-иста – в Египетском зале Эрмитажа находится в отдельном эркере зала и лежит в специальном стеклянном блоке. Внутри него – вакуум, защищающий останки от воздействия окружающей среды. К раритету приставлен специальный смотритель, следящий, чтобы никто не делал фото. Считается, что яркие вспышки также вредят сохранности экспоната. Тройной саркофаг (два внутренних и внешний), повторяющие форму тела, расположены в ближайшей витрине.

Тройной саркофаг (два внутренних и внешний) жреца Па-ди-иста в Эрмитаже

Тройной саркофаг из дерева (два внутренних и внешний) жреца Па-ди-иста, Х в. до н.э.

Справка: число саркофагов у фараонов доходило до семи. Восьмым служила пирамида. Именно столько слоев в зерне пшеницы – символе рождения новой жизни.

Со стороны кажется, что мумия улыбается или насмехается над посетителями. Этот эффект – из-за разомкнутых челюстей усопшего. Открытый рот по египетским верованиям – ворота для души. Есть и легенда, что служительница музея заметила однажды дергание одной из мышц руки древнего жреца.

Саркофажный комплекс Па-кеша

Внутренний и внешний саркофаг Па-кеша в Египетском зале Эрмитажа, около 712-656 гг. до н. э.

Внутренний и внешний саркофаг Па-кеша, около 712-656 гг. до н. э.

Па-кеша был не только жрецом бога Амон-Ра, но и кем-то вроде управляющего одним из дворцов фараона (дословно – «начальником привратников»). Его захоронение относится к периоду между 700 и 660 годами до нашей эры.

Наружный саркофаг достаточно скромен, а внутренний содержит записи о родословной, и молитвы, помогающие достичь божественного состояния, изображения Осириса, Амон-Ра, символы Востока и Запада. Сама мумия – в хранилище музея.

Саркофажный комплекс Бабат

Внешний и внутренний саркофаги Бабат в Египетском зале Эрмитажа, около 620-580 гг. до н. э.

Внешний и внутренний саркофаги Бабат из дерева, около 620-580 гг. до н. э.

Захоронение женщины из состоятельной семьи с именем Бабат – примерно столетием позднее, чем Па-кеша. Ее статус определен как «госпожа дома» и «благородная музыкантша». Внешний саркофаг уже не повторяет формы тела, а представляет ящик со столбиками. Дно утрачено полностью, а от крышки осталась единственная доска с изображением богини Нут. Стены «ящика» покрыты записями из «Книги мертвых». Внутренний саркофаг – антропоморфный. На нем больше божественных изображений, чем текстов. Мумия – также хранится в музейных фондах. Эта мумия чем-то напоминает современную музыкантшу Бузову.

Другие интересные саркофаги

Саркофаг начальника войска царевича Ях-меса, сына Амасиса в Эрмитаже, Гиза, VI в. до н. э., материал: граувакка, длина 247 см

Саркофаг начальника войска царевича Ях-меса, сына Амасиса, Гиза, VI в. до н. э., материал: граувакка, длина 247 см

Наиболее древним является саркофаг женщины по имени Ит (3000-2800 лет до н.э.). На прямоугольном ящике изображены символические коридоры между мирами живых и мертвых. О самой хозяйке известно, что она вошла в число просвещенных и предстала перед богами.

Еще три антропоморфных внешних саркофага созданы не из дерева, а из камня. Наиболее ранний из них, гранитный, принадлежит жрецу бога Птаха Нана (1300 лет до н.э.). В двух других упокоились родственники: царица Нах-бастет-ру и ее сын – полководец Ях-мес. Их погребения состоялись за 600-550 лет до н.э.

Статуя Аменемхета III

Статуя Аменемхета III в Египетском зале Эрмитажа, вторая половина XIX в. до н. э.

Статуя Аменемхета III , вторая половина XIX в. до н. э.

Фараон восседает на троне (символический куб) в традиционном царском облачении: головной убор немес со змеей с ритуальным опоясыванием шендит. Отличительная особенность изображения – губы в легкой улыбке.

Статуя Клеопатры VII

Статуя Клеопатры VII в зале Древнего Египта Эрмитажа, 51-30 гг. до н. э., базальт, высота 105 см

Статуя Клеопатры VII, 51-30 гг. до н. э., базальт, высота 105 см

Последняя владычица Древнего Египта изображена в платье, полностью облегающем фигуру, совершенно не скрывающем женские прелести. В руке – раздвоенный рог изобилия, на голове – традиционный парик, но с изображением трех змей-уреев. Эта деталь и позволила идентифицировать именно Клеопатру.

Семейная группа Аменехеба

Семейная группа Аменемхеба в Египетском зале Эрмитажа, Фивы, конец XIV-начало XIII в. до н. э., черный гранит

Семейная группа Аменемхеба, Фивы, конец XIV-начало XIII в. до н. э., черный гранит

Правитель города Фивы, главный писец фараона и начальник двух житниц изображен в обществе матери и жены. Женщины нежно приобнимают мужчину со спины. На всех длинные гофрированные одеяния и характерные парики. Задняя сторона скульптурной группы покрыта цитатами из «Книги мертвых и личными жертвенными формулами.

Статуэтка жреца

Статуэтка жреца в зале Древнего Египта в Эрмитаже, середина XIV в. до н. э ., дерево, 34,5 см

Статуэтка жреца, середина XIV в. до н. э ., дерево, 34,5 см

Небольшая скульптура из черного дерева относится к последним годам правления Аменхотепа III. Тогда по приказу престарелого фараона силуэты его самого и приближенных стали делать значительно омоложенными. Жрец изображен без парика в полагающемся по рангу опоясывании. К сожалению, основание статуэтки отсутствует, поэтому имя и титул владельца не известны.

Часть стелы Хоремхеба

Часть стелы Хоремхеба в зале Древнего Египта Эрмитажа, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Часть стелы Хоремхеба, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Часть гробничной стелы военачальника, а позднее – фараона, Хоремхеба изображает его самого в процессе молитвы богам Атуму, Осирису и Птаху. Рельефное изображение фигур достаточно объемно и образует игру света и тени на лицах и складках одежды. Нижняя часть стелы с текстом обращения к высшим силам находится в музее Каира.

Стела Ипи

Стела Ипи в зале Древнего Египта Эрмитажа, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Стела Ипи, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Стела из гробницы опахалоносца, писца и великого домоправителя при фараоне по имени Ипи изображает владельца в момент поклонения богу Анубису. Создание гробницы относится к периоду правления Тутанхамона, когда возвратился культ всего пантеона богов, а не только верховного Амон-Ра ­– при Эхнатоне. Рельефное изображение Анубиса видится более объемным за счет использования красящих пигментов

Часть узурпированной статуи Аменемхета II

Часть узурпированной Статуи Аменемхета II в зале Древнего Египта Эрмитажа, последняя четверть XX-первая четверть XIX в. до н. э., гранит

Часть узурпированной Статуи Аменемхета II, последняя четверть XX-первая четверть XIX в. до н. э., гранит

В Египетском зале Эрмитажа находится верхняя часть статуэтки фараона Аменемхета II. Она интересная тем, что ее «доработали» по приказу Рамзеса II: исправили черты лица, вероятно, добавив сходства с действующим правителем, и на плечи нанесли надписи, прославляющие его.

Статуя богини Мут-Сохмет

Статуя богини Мут-Сохмет в зале Древнего Египта Эрмитажа, Луксор, середина XIV в. до н. э., гранит

Статуя богини Мут-Сохмет, Луксор, середина XIV в. до н. э., гранит

Двухметровая статуя богини солнечного зноя, божественного гнева, усмирения восставших на власть, прибыла в Эрмитаж из Луксора. В ее храме количество стоячих и сидящих статуй соответствовало числу дней в году. Позднее часть из них была перенесена в храм другой богини – Мут. Отсюда двойное имя раритета.

Как купить билеты в Египетский зал

Билеты отдельно в Египетский зал не продаются, чтобы в него попасть необходимо купить билет в Эрмитаж на любой из двух маршрутов, с 2020 это можно сделать онлайн. Их стоимость для взрослых граждан России и ЕАЭС без экскурсионного обслуживания – 500 руб., льготный билет – 300 руб. Дети до 14 лет проходят бесплатно. Предоставляются и другие льготы для посетителей в соответствии с законодательством, подробнее читайте в нашей статье о режиме работы Эрмитажа и стоимости билета.

Купить билет онлайн

Билет с аудиоэкскурсией

Хотите получить индивидуального электронного гида? Приложение WeGoTrip кратко проведет вас и расскажет об основных экспозициях Эрмитажа, а основной акцент сделает на Египетский зал. Вы увидите статуи богов и богинь, иногда с телами человека, а головами зверей, фараонов и даже простых жителей страны. Вы узнаете, как хоронили умерших в разные периоды развития Египетского царства, на что больше обращали внимание, что постепенно отходило на второй план и по каким причинам. Главный экспонат, привлекающий внимание всех, – конечно, мумия жреца.

Стоимость билета с аудиоэкскурсии – 1090 руб. для взрослых и 590 руб. для детей до 14 лет. В цену включен входной билет в музей.

Купить билет с аудиоэкскурсией

Билет в Египетский зал с экскурсий по Эрмитажу

Экскурсовод в течение 2 часов проведет вашу мини-группу по лучшим залам Эрмитажа, затем по картинной галерее с работами мастеров от эпохи Возрождения до XVII века. Завершится знакомство с великим музеем в Египетском зале с его молчаливыми свидетелями жизни древнего царства на протяжении нескольких тысячелетий: бытовыми предметами, украшениями гробниц, статуями Богов и фараонов, саркофагами и мумией.

Цена билета с экскурсией – 1200 руб. Забронировать поход Египетский зал в сопровождении профессионального гида также можно онлайн.

Бронировать  билет с экскурсией

Номер Египетского зала в Эрмитаже и как его найти

Египетский зал находится на первом этаже, он служит переходом из Малого Эрмитажа в главное здание. Ему присвоен номер 100. Для посещения Эрмитажа выбирайте маршруты №1 или 2, Египетский зал завершает программу осмотра достопримечательностей. Через него все гости двигаются к выходу из здания.

Расположение зала Древнего Египта №100 на плане Эрмитажа (маршрут №1):

План-схема расположения зала Древнего Египта на плане Эрмитажа (маршрут №1)

Современные исследования мумий Эрмитажа и путаница в экспонатах

Мумии в фондохранилище находятся в особом микроклимате в «спеленутом» виде. В 2017 году в связи с модой на медицинские исследования подобных экспонатов, в Эрмитаже решили провести МРТ мумии «певицы» Бабат. Оказалось, что аппарат МРТ не видит исследуемый объект из-за его полного обезвоживания. Компьютерная томография выявила сенсацию: под инвентарным номером женской мумии обнаружился мужчина-евнух!

Прибор установил не только отсутствие половых органов, но и ряд заболеваний, имевшихся у человека: остеохондроз в шее, артроз коленей, непропорционально длинные руки. Возраст, в котором наступила смерть определен в 30-40 лет. Возможно, обследована мумия жреца Па-кеша, а Бабат еще придется искать в запасниках. Инвентарные номера, скорее всего, перепутались в царские времена.

Видео о зале Древнего Египта и исследовании мумий:

На чтение 6 мин Просмотров 2.7к.
Обновлено 20.01.2023

Египетский зал Эрмитажа в Санкт-Петербурге — настоящая сокровищница древнейших предметов искусства и религиозного культа, которыми музей может по праву гордиться.

Наследие Древнего Египта во все времена привлекало внимание не только профессиональных искусствоведов, но и обычных людей. Поэтому экскурсия по Египетскому залу будет интересна и взрослым, и детям, многие из которых с раннего возраста увлекаются пирамидами, фараонами, мумиями и сфинксами.

Купить билеты можно как на месте в кассах музея, так и онлайн. Стоимость для взрослых составляет 500 рублей, для детей в возрасте до 14 лет — бесплатно. Также существуют льготы для определённых категорий граждан.

Содержание

  1. Как создавалась коллекция
  2. Где находится Египетский зал в Эрмитаже
  3. Экспонаты Египетского зала в Эрмитаже
  4. Статуя Аменемхета III
  5. Статуя царицы Птолемеев
  6. Статуя богини Мут-Сохмет
  7. Мумия жреца Па-ди-иста
  8. Стела Ипи
  9. Саркофаги

Как создавалась коллекция

Повсеместная египтомания в Европе началась после похода Наполеона в Египет. С той поры загадочная страна сделалась более открытой для посещения и, конечно, археологических экспедиций. В европейские государства хлынули добытые в результате раскопок экспонаты. Однако в России императоры сначала не проявили большого интереса к наследию Древнего Египта. Первые произведения, ныне хранящиеся в Египетском зале, попали в страну в 1825 году из коллекции итальянца Франческо Кастильоне. Из двух тысяч предметов Эрмитаж приобрёл только фигурки скарабеев. Остальную часть собрания выкупила Академия наук. В результате в Кунсткамере открылся Египетский музеум.

Когда в 1852 году открылся Новый Эрмитаж, в нём оборудовали небольшой кабинет, посвящённый Древнему Египту. Но настоящий расцвет египетского искусства в главном музее страны произошёл спустя 10 лет, когда Музеум в Кунсткамере закрылся, а его коллекция была передана в Эрмитаж. Был организован специальный зал, объединивший ассирийские и египетские древности. Собрание регулярно пополнялось, и уже к концу XIX столетия насчитывало 2500 экспонатов. После революции 1917 года вплоть до Великой Отечественной войны в египетскую коллекцию Эрмитажа не прекращали поступать новые предметы.

Создание зала искусства Древнего Египта в том виде, в котором мы знаем его сейчас, относится к 1940 году. Под размещение собрания древностей отдали помещения музейного буфета.

Где находится Египетский зал в Эрмитаже

Египетский зал Эрмитажа находится в Главном музейном комплексе на первом этаже Зимнего дворца и имеет № 100. Его посещение предусматривает музейный Маршрут № 1. Чтобы пройти туда, вам нужно найти Советскую лестницу. От неё двигайтесь через Двадцатиколонный и Помпейские залы, затем — по залу Колыванской вазы к экспозиции римской скульптуры в Сивков переход, который приведёт вас в Египетский зал. Это самый быстрый путь.

Если вы из Помпеянского зала пройдёте в зал Августа, то будете идти дольше. Зато посмотрите искусство эллинизма, коллекцию резных камней, собрание ваз, Боспорские залы, предметы искусства Северного Причерноморья и и Древней Греции. Через так называемый Римский дворик и зал Юпитера вы окажетесь среди римских скульптур, откуда по Сивковому переходу попадёте в Египетский зал Эрмитажа.

В зал с искусством Древнего Египта можно пройти из Нового Эрмитажа. От Парадной лестницы двигайтесь через зал Диониса в Римский дворик, затем — в зал Юпитера. После вас ожидает экспозиция римских скульптур, Сивков переход и, наконец, Египетский зал.

Экспонаты Египетского зала в Эрмитаже

Экспозиция зала искусства Древнего Египта насчитывает более 7000 экспонатов. В коллекцию входят произведения из национализированных частных собраний, предметы из других музеев, находки, сделанные в ходе Нубийской экспедиции в 60-х. В Эрмитаже можно познакомиться с 700 предметами культуры и искусства Египетского государства в период с конца IV тысячелетия до н. э. и до начала новой эры — Старого, Среднего и Нового царств, а также македонской династии.

Статуя Аменемхета III

Статуя царя XII династии Среднего царства Аменемхета III относится к XIX веку до н. э. Этот правитель руководил страной в период с 1853 по 1805 годы до н. э., и при нём государство переживало настоящий подъём. Её можно считать образцом древнеегипетского царского портрета. Статуя выполнена из чёрного гранита. На её постаменте высечено имя правителя.

Статуя царицы Птолемеев

Последней царицей рода Птолемеев была знаменитая Клеопатра VII. Её статуя относится к 30-м годам до н. э., когда прекратила своё существование македонская династия. Выполненная из базальта скульптура сочетает в себе черты египетской и греческой традиций. В её руках — рог изобилия и «ключ жизни» анх, а парик украшен тремя царскими змеями.

Статуя богини Мут-Сохмет

Львиноголовая богиня Сохмет в Древнем Египте считалась мстительным, безжалостным божеством войны, палящего Солнца, оком бога Ра и повелительницей пустыни. Скульптура была найдена среди множества других статуй в храме Мут в Карнаке и относится к XV тысячелетию до н. э. Это самый старинный предмет искусства Египта не только в зале Эрмитажа, но и во всей России. Со статуей связана зловещая музейная легенда. Периодически на её коленях проступают красные следы, словно кровь, которые сулят Российскому государству невзгоды и войны. По словам эрмитажных смотрителей, последний раз такое происходило в 1991 году.

Мумия жреца Па-ди-иста

Жрец Па-ди-ист, чью превосходно сохранившуюся мумию можно увидеть в зале искусства Древнего Египта, жил во второй половине VII столетия до н. э. Помимо мумии, в зале представлен весь погребальный комплекс жреца — три антропоморфных саркофага, повторяющих форму человеческого тела. В их росписи них хорошо различим парик на голове, искусственная бородка, лицо с широко раскрытыми глазами. На саркофагах также написаны жертвенные формулы и фрагменты текстов из Книги мёртвых. Кроме саркофагов, в витринах выставлены ритуальные кувшины из алебастра — канопы, в которых хранились внутренности мумии, папирусы с ритуальными текстами и погребальный инвентарь.

Стела Ипи

Этот памятник был создан в поздние годы правления Тутанхамона, примерно в третьей четверти XIV столетия до н. э. В этот период Египет ненадолго возвратился от почитания бога солнца Атона к прежним верованиям и культу многочисленных божеств, отвергнув религиозную реформу фараона Эхнатона после его смерти. Ипи был опахалоносцем и писцом при царском дворе. На стеле он изображён в молитве Анубису.

Саркофаги

Помимо саркофагов мумии Па-ди-иста в Египетском зале выставлено ещё несколько. Например, созданные в период с 570 по 526 годы до н. э. гробницы царицы Нехтбастетру и военачальника Ахмеса. Это были жена и сын последнего выдающегося правителя независимого Египта — Амасиса, который правил перед тем, как страну завоевали персы.

Ко времени Нового царства относится антропоморфный саркофаг из дерева, в котором был похоронен Пакеш, жрец бога Амона и начальник привратников фараона. На поверхность саркофага нанесены священные тексты и изображения со всей информацией, которая будет необходима почившему в ином мире. Изображения также нанесены на стенки гроба изнутри.

Во второй половине Нового царства были созданы ещё два саркофага. Гранитный создан в XIII веке до н. э. во времена XIX династии, а деревянный — в период с VIII по VI столетия до н. э., когда царствовала XXV династия. Заупокойный культ оставался важнейшей составляющей религиозных верований Египта на протяжении всего существования этой древней культуры.

Египетский зал Эрмитажа обязателен к посещению всем, кто пришёл на экскурсию в Главный музейный комплекс. Он не зря включён в главный музейный Маршрут № 1, ведь здесь собраны уникальные предметы искусства и религии одной из древнейших и самых загадочных цивилизаций мира.

Мумия жреца в Эрмитаже

Где находится

Выбрав маршрут посещения Эрмитажа № 1, вы сможете посетить Египетский зал. Именно здесь выставлена мумия жреца, а так же все экспонаты, связанные с историей и культурой Древнего Египта.

История

В собраниях Эрмитажа хранятся разные мумии, но самой известной считается мумия жреца Па-ди-иста. Ориентировочно возраст экспоната — X в. до н. э. К сожалению, историю самой мумии узнать невозможно, потому как информации в открытых источниках нет.

Известно лишь то, что коллекцию саркофагов и мумий Эрмитажу преподнес в дар купец Аверов. После русско-французской войны, выйдя в отставку, Аверов много путешествовал и приобретал уникальные вещи. Его домашняя коллекция вмещала предметы, связанные с историей Древнего Египта.

Факты

Жрец Па-ди-иста (в других источниках — Пе-те-се) жил в 10-11 веке до н.э. и был погребен в соответствии с традициями своего времени — мумифицирован. Сегодня его тело является образцом высочайшего искусства древних мастеров «погребения». В Древнем Египте к загробной жизни начинали готовится задолго, считая, что только полная сохранность тела может гарантировать спокойную загробную жизнь.

При посещении мумии стоит помнить об особенностях экспоната. Тело содержится в саркофаге из специального стекла, откуда постоянно откачивается воздух. Для мумии опасен любой контакт или непрямое воздействие, поэтому сотрудники музея неодобрительно относятся даже к фотосъемке. Считается, что фотовспышка негативно влияет на состояние мумифицированного тела.

Впрочем, снимать и так довольно проблематично — стекло куба сильно «бликует». Саркофаг открывается только для того, чтобы провести плановую сушку.

Видео про мумию жреца в Эрмитаже

Интересное в Эрмитаже

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Казимир Малевич

Черный квадрат Малевича в Эрмитаже

Черный квадрат Малевича — картина, созданная по наитию. Уже несколько десятилетий вокруг нее не утихают споры. Сегодня ею можно полюбоваться в Эрмитаже.

Рафаэль Санти

Картины Рафаэля Санти в Эрмитаже

Рафаэль Санти — настоящий феномен своего времени. За 37 лет жизни он успел написать множество прекрасных шедевров, две из которых сегодня выставлена в Эрмитаже.

Иорданская лестница в Эрмитаже

Иорданская лестница в Эрмитаже

Иорданская лестница — архитектурная знаменитость Эрмитажа, на которой было отснято множество сцен в исторических фильмах. Ее блеск сохранился по сей день.

Билет в Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж

Эрмитаж является одним из самых популярных музеев не только России, но и мира. Билеты в него можно приобрести несколькими способами, в том числе и онлайн.

Многие гости и жители Санкт-Петербурга любят бывать в Эрмитаже. Но немногие знают, где именно лежит знаменитая мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста. И уж совсем редкие избранные знают, что в Эрмитаже прячутся и другие мумии. На этой экскурсии вы познакомитесь с историей древних цивилизаций Египта и Скифии, узнаете, как жили и во что верили древние египтяне, откроете тайны искусства мумификации и секреты сохранения тела на тысячи лет.

Что вас ожидает

  • Наш первый экспонат — самый старый житель Петербурга — жрец Па-ди-ист. Я расскажу, что известно о его жизни, об особенностях мумии, какие истории с ней связаны и как она появилась в Эрмитаже.
  • В залах, посвященных античности мы окунемся в мир древнегреческих мифов и увидим легендарную камею Гонзага, украшение влиявшее на судьбу всех своих владельцев
  • Знаменитые глиняные таблички Шумера и Вавилона расскажут нам, чем занимались в быту представители этих древнейших цивилизаций Месопотамии.
  • Мы пройдем парадными залами Зимнего дворца: увидим знаменитые часы «Павлин» в Павильонном зале, в Тронном представим, как русские императоры встречали здесь гостей, и, конечно, осмотрим знаменитую галерею 1812 года, прославляющую победу над Наполеоном. А в галереях живописи я покажу несколько необычных картин с оптическим секретом!

Организационные детали

  • В стоимость не включены билеты в Государственный Эрмитаж (в том числе для гида). Взрослые граждане РФ и Белоруссии — 400 руб.; школьники, студенты, дети и другие льготные категории граждан — бесплатно.
  • При покупке билетов необходимо предъявлять соответствующие документы. Гид гарантирует быстрое приобретение билетов без очередей.
  • Если вы не устанете, то после нашей экскурсии сможете самостоятельно посетить другие выставки и залы Эрмитажа
  • Экскурсию для вас проведу я или другой профессиональный гид из моей команды

Место встречи

Начало экскурсии у главных ворот Зимнего Дворца. Точное место встречи вы узнаете сразу после бронирования.

Приветствую, меня зовут Георгий. Я и моя команда гидов делаем необычные экскурсии уже много лет. Наши экскурсии отличаются театральными спецэффектами, элементами квеста и творческим подходом.
Лично я специализируюсь на темах для интеллектуалов: масоны, поэзия серебряного века, древние миры Египта и скифов, политическая история России. Буду рад, если наши экскурсии откроют для вас что-то новое и интересное!

59 отзывов путешественников

Написать отзыв можно только после посещения. Подробнее

Такого Эрмитажа мы не видели, ходили в те залы, где нет толпы туристов, информацию слушали с открытым ртом)))

Экскурсия для первого знакомства ребёнка с Эрмитажем не плохая, однако для детей можно и нужно организовывать несколько иной формат подачи информации.

Спасибо, за отзыв. Дети все разные и по характеру, и по возрасту. Иногда ребенок в 6 лет знает много мифов и ему интересна тема мумий. Он хочет много слушать. А иногда он хочет только играть и выполнять маленькие квесты. Я стараюсь совмещать игры и информацию.

Хорошая экскурсия. Григорий — молодец, рассказывает интересно, не заученными фразами. Были на экскурсии с ребёнком, Григорий адаптировал повествование под возраст участника.

Спасибо Георгию за прекрасную экскурсию!!!

Экскурсия понравилась и детям и мне. Гид интересно рассказывал и с вниманием относился к вопросам от детей.

Всё отлично! Детям понравилось.

Свое первое знакомство с Эрмитажем стоит начать именно под руководством Георгия. В легкой и доступной форме он скользит по эпохам, органично переходя от одной к другой, делясь интересными фактами и наблюдениями. Удивительный, вдумчивый рассказчик. Надеемся, что в будущем вместе с ним мы посетим еще множество залов Эрмитажа.

Гид опаздал на 15 мин, проснулся за 40 мин до начала. Экскурсия была знакомство с мумиями, в итоге детям было скучно, особой структуры не было, время закончилось и потом он просто рассказывал что видел. В итоге : прочитать то, что написано мы могли и сами. Очень разочарованы. Тем более ярко было видно рядом с другими экскурсиями насколько он плох…

Уважаемая Яна, спасибо за ваш отзыв! В ходе экскурсии мы посмотрели на древние культуры: скифов, античность и Египет. Увидели мумии и множество предметов культуры. Я рассказывал о процедуре мумификации, верованиях египтян, обычаях скифов, греческие мифы. После нашей программы я показал вам еще несколько залов и мы посмотрели на часы Павлин, я рассказал о том, как они попали в Эрмитаж и как их чинил мастер Кулибин. Вы действительно могли бы прочитать об этом сами, но не на стендах, а в книгах. Я вам позвонил за 40 минут до экскурсии и сказал, что опаздываю на 15 минут, не понимаю откуда вывод о том, что я спал. Когда другие гиды в Эрмитаже ведут группу, люди обычно стоят и слушают, а если дети бегают и играют, вместо того, чтобы слушать, то это не значит, что гид хуже, чем другие. К сожалению, нам не удалось найти с вами эмоциональный контакт и результатом стал ваш эмоциональный негативный отзыв. Желаю вам побольше хороших эмоций, я всегда ко всем клиентам настроен очень позитивно.

Было очень интересно!!! Доступно и понятно даже для детей незнакомых с русской культурой! Спасибо Георгию!

922 отзыва на другие предложения команды

Мы с дочкой в восторге 🤩
Наконец-то мы все узнали про масонов. Георгий очень интересно рассказывает, отвечает на вопросы, научил нас читать масонские знаки
Рекомендуем ВСЕМ 😊

Редкий случай когда на вроде хорошо знакомые события и смыслы можно посмотреть с другой точки зрения. И постараться увидеть иные причины и цели. Стоит отметить личную увлеченность Организатора этим направлением.

Я стали истинным поклонником promenades.ru !!!! Вчера мы гуляли с настоящей Смертью по Васильевскому острову. Это было незабываемое Театрализованное приключение с ожившими персонажами и призраками Петербурга!
Сначала мы отправились на поиски отрубленной головы Марии Гамильтон- фаворитки Петра I , познакомились с призраками города, Ф. Достоевским и настоящим Раскольниковым. послушав мистические истории к нам вдруг явился Демон Врубеля, а затем — сама Пиковая Дама.
То, что я не видела ни у кого ранее- несмотря на аудиоформат, Смерть ведет свой рассказ: с ней можно общаться , задавать вопросы этому необычному гиду, как на стандартной экскурсии, а главное- дурачиться!!! Детям было совершенно не страшно!

Великолепнейшая экскурсия!!! Очень познавательная, не утомительная, увлекает с первых слов экскурсовода Георгия. На одном дыхании пролетело время! Очень рекомендую всем интересующимся историей!👍🏻🔥✌🏻

Экскурсия очень понравилась👍Ставлю отлично за организацию и необычный формат проведения экскурсии. Отличная идея с наушниками👍 Буду рекомендовать всем друзьям и знакомым☺️ (фото не выкладываю, что бы участники экскурсии смогли в полной мере погрузится в сюжет так, как это задумывал автор)😉

Другие экскурсии в Санкт-Петербурге

индивидуальная

Атмосферные профессиональные кадры вас и Петербурга, а также истории о городе 

4100 руб.  

3280 руб. за экскурсию

индивидуальная

Получить коллекцию фото-воспоминаний из центра города и заодно узнать его поближе 

4200 руб.  

3360 руб. за экскурсию

Как создавалась экспозиция

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков выступил с инициативой создать в музее Египетский зал. С тех пор ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира стали доступны для всеобщего обозрения. Тематическое пространство обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца. 

«Желающих полюбоваться прекрасным много. И это хорошо».

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, учёному удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ в Россию.

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают три зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная экспозиция позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца IV тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э. и даёт возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов. Экспонаты помогают определить характеристики как присущие древнеегипетской культуре, так и заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима.

Зловещая улыбка мумии

В Эрмитаже хранится самая знаменитая мумия, которая есть в Петербурге. Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет, они выставлены на всеобщее обозрение в Египетском зале. Для того чтобы мумия лучше сохранилась, она замурована в вакууме. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.

Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.

Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно. Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

Сложное оборудование поддерживает в саркофаге особую атмосферу, чтобы не допустить порчи ценного артефакта. Учёные внимательно следят за состоянием мумии. Время от времени её специальным образом дезинфицируют. Жреца запрещено фотографировать — свет губителен для него.
Одна из смотрительниц рассказывает историю о том, как в 2004 году мумия неожиданно задёргала мышцей на руке, а потом на её левом плече появился нарост размером с орех. Всё прекратилось так же внезапно, как и началось. Больше активности она не проявляла. 

Древний жрец появился в Эрмитаже в XIX веке. Коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов, который, выйдя в отставку после войны 1812 года, много путешествовал и покупал раритетные и уникальные вещи из Древнего Египта. 

Властный облик

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. 

Статуя позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до н. э.). При нём египетское государство достигло большого могущества, что проявилось в грандиозном строительстве. Облик правителя поражает властностью. В плотно сжатых губах и твёрдом подбородке угадываются энергия и воля. Лицо с узкими глазами и выступающими скулами тщательно проработано. 

Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет.

Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Разгневанная богиня

Сами хранители музея наиболее мистическим экспонатом Египетского зала считают изваяние богини войны и воздаяния Сехмет, которая является старейшим памятником Древнего Египта на территории России. Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то её голову украшал диск, символизирующий лучезарное солн-
це — Ра. Сейчас он сильно повреждён, так же, как и лицо, точнее, морда — у богини голова львицы.
На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которые свидетельствуют, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III. 

Изначально она стояла в храме Мут-Сехмет в Карнаке, построенном в XV веке до нашей эры, а привёз её в Санкт-Петербург русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Норов. Во время своей экспедиции по Египту он нашёл артефакт наполовину засыпанным песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру и выкупил его у властей Египта. Из десятков разбитых статуй монумент был единственным, сохранившим целостность.  

Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с её рук готовы были сорваться стрелы пламени. Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.

Но, видимо, не навсегда. Говорят, что красный налёт на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что мистическое совпадение не повторится. 

Гробница Гомера

В зале Юпитера посетители музея могут увидеть несколько гробниц античной эпохи. Многие верят, что одна из них принадлежит древнегреческому поэту-сказителю Гомеру.  

Запрет на селфи со специализированными палками ввели уже многие музеи мира.

Саркофаг был найден в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского и подарен графу Строганову — прославленному коллекционеру редких вещей. Строганов объявил саркофаг гробницей Гомера, и его авторитетному мнению поверили. Позже учёные пришли к выводу, что древнегреческий поэт упокоился в другом месте, поскольку она была создана во II веке, а Гомер жил задолго до этого. Тем не менее загадка осталась нераскрытой — изображения на лицевой и задней стенках саркофага выполнены в совершенно разных стилистиках. Это противоречие и позволяет надеяться, что в Эрмитаже хранится гробница именно великого поэта античности.

Следы древней культуры

Следы древней культуры можно найти в самых разных уголках Северной столицы. Это объясняется тем, что многие правители России увлекались историей Египта. Одной из его главных почитательниц считалась Екатерина II. Именно по её приказу в Екатерининском парке построили пирамиду. Артефактом она не является — там погребены любимые собачки императрицы: Том-Андерсон, Земира и Дюшеса, и, по легенде, в особенно мрачные вечера можно услышать их радостный лай.

Египетские ворота в Царском Селе.

Египетские ворота в Царском Селе. Фото: Commons.wikimedia.org

Николай I также увлекался древней культурой. По его приказу в Царском Селе возвели Египетские ворота. Они выполняли простую, но благородную функцию — украшали парадный въезд в город, а ещё имели караульные башни, пригодные для жилья. 

Почти два столетия на Университетской набережной возлежат древние сфинксы. Эти мифологические существа охраняли святилище фараона Аменхотепа III, и их лица считаются одними из лучших его изображений. Они постепенно погружались в песок, пока в начале XIX века не были спасены от забвения греческим археологом Атанасисом. Статуи перевезли в Александрию, где их купил российский дипломат Андрей Муравьёв. Путешественник так впечатлился красотой сфинксов, что написал письмо Николаю I, а тот выслал необходимую для покупки сумму — 64 тысячи рублей. Изваяния добирались до Петербурга около года, везли их в специальных клетках на корабле «Добрая надежда». Поначалу сфинксы обитали в Академии художеств, а в 1834-м заняли привычное всем место на Университетской набережной.

Воробьев М.Н. «Набережная Невы у Академии художеств» (1835 г.)

Воробьев М.Н. «Набережная Невы у Академии художеств» (1835 г.) Фото: Commons.wikimedia.org

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать песню как найти мне мужика
  • Как найти глагол в английском предложении
  • Cyberpunk 2077 как исправить вылеты avx
  • Как исправить s образный сколиоз 2 степени
  • Как найти свою двойняшку