Как найти музей самолетов

Схема проезда

Адрес: 141170, Россия, Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Электропоездом от станции «Москва — Ярославская» до станции «Монино» (электричка Москва-Монино, Москва-Фрязево (выход на остановке «Монино»!)). Далее пешком.

Маршрутным такси 587 от м. «Перово» до конечной остановки «Монино». Далее пешком. Можно пересесть на маршрутное такси 587, следующее в сторону Москвы до ост. «Центральный музей ВВС».

Автобусом 362 от м. «Щелковская» до конечной остановки «Монино». Далее пешком.

Видеоэкскурсия по Центральному музею военно-воздушных сил в Монино

Видео: Иван МАКЕЕВ

История

В советское время на месте Центрального музея военно-воздушных сил в Монино базировалась Краснознаменная военно-воздушная академия. В 1958 году ее начальник, маршал Красовский, принял решение создать выставку авиатехники. Сюда начали свозить устаревшие образцы летательных аппаратов со всего Союза. Поначалу собрали 14 самолетов и несколько сотен других экспонатов, связанных с военно-воздушным флотом. В 1960 выставку открыли для посетителей. А спустя 10 лет она получила статус Музея ВВС СССР. Военно-воздушной академии в Монино больше нет, а музей остался.

В музее вы увидите множество необычных экспонатов.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Экспозиция расширялась на протяжении всей истории Музея ВВС. Есть как первые машины начала прошлого века, так и позднесоветские бомбардировщики и пассажирские лайнеры. Представлены самолеты и вертолеты (и даже аэросани!), разработанные главными представителями конструкторского бюро: Тушина, Ильюшина, Туполева, Сухого, Яковлева, Миля, Антонова. Есть машины, на которых летали советские асы (например, истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба). Кстати, одни из самых популярных экспонатов — французский биплан «Фарман IV» и русский С-22 «Илья Муромец» — воссозданы на киностудиях и переданы после съемок музею.

Сегодня музей принадлежит Министерству обороны России, с 2006 года имеет статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства и официальное название — «Центральный музей Военно-воздушных сил».

Что посмотреть

В музее есть несколько залов, ангаров и открытая экспозиция. Все они достойны хотя бы беглого осмотра. Экспонаты снабжены коротким описанием.

В музее ВВС находится один из первых русских самолетов — цельнодеревянный биплан С-22 «Илья Муромец».
Фото: commons.wikimedia.org
  • Один из первых русских самолетов — цельнодеревянный биплан С-22 «Илья Муромец».
  • Истребитель времен Великой Отечественной войны Ла-7, на котором летал Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Кроме этого легендарного самолета, также представлены и другие машины, активно участвовавшие в войне. Этому периоду посвящено два зала-ангара.
  • Есть отдельный ангар с уникальными летательными аппаратами. Там хранится цельнометаллический АНТ-25, на котором в 1934 году установили мировой рекорд дальности полета — 12 411 километров.
  • В том же ангаре можно увидеть Би-1 — первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем. Он так и не был запущен в серию, но только лишь потому, что явно опередил свое время.
  • На улице выставлены вертолеты (есть необычные и огромные, например, двухвинтовой Ми-12) и самолеты, созданные во второй половине 20 века. Там и реактивный пассажирский Ту-144, и стратегический бомбардировщик Ту-95, и еще десятки машин, многие из которых, несмотря на время, все еще в хорошем состоянии. По праздникам и в дни открытых дверей в некоторые экспонаты открыт доступ для посетителей.

Экскурсии в Монино

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Музея ВВС в Монино

Цены

Полный входной билет 250 руб.
Билет для школьников, студентов, пенсионеров, военнослужащих, а также служащих МО РФ 150 руб.
Каждый последний четверг месяца для несовершеннолетних и студентов вузов Бесплатно

Билеты можно купить в кассах музея, возможна оплата банковскими картами.

Цены в Центральном музее военно-воздушных сил в Монино указаны на 2023 год.

Посмотрите другие интересные места Подмосковья

Как добраться

Электричка

От Ярославского вокзала в Москве до станции Монино. Далее пешком.

Автобус

№362 от метро «Щелковская» до конечной остановки.

Маршрутное такси

№587 от метро «Перово» до конечной остановки.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ расположен в поселке Монино, в 25 км к востоку от Москвы. Здесь представлена богатая экспозиция гражданской и военной воздушной техники, а также механических узлов, различных предметов, инструментов и художественных работ, так или иначе связанных с историей развития российской авиационной отрасли. Многочисленные музейные экспонаты размещены в ангарах, оборудованных залах и прямо под открытым небом. Отдельная выставка посвящена зарубежной авиатехнике времен Второй мировой войны.

Многоцелевые вертолеты

Музей ВВС в Монино был создан в советскую эпоху как Выставка авиатехники ВВС СССР. Ее основали при Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина в ноябре 1958 года на базе ремонтных мастерских авиационной дивизии, расформированной в 1956-м. Для широкой публики экспозиционные площадки открыли в 1960 году, приурочив событие к 23 февраля — Дню Советской армии и Военно-морского флота. В тот момент в фонде находилось почти 600 единиц хранения, в том числе 14 самолетов. В дальнейшем коллекция пополнялась за счет передачи отслужившей или устаревшей авиационной техники. К 1970 году коллекция насчитывала около 40 летательных аппаратов. Часть найденных энтузиастами-поисковиками самолетов времен ВОВ была эвакуирована и восстановлена.

Статус музея выставка получила в январе 1971 года. В 1990-х экспозиции упорядочили, разместив их в хронологическом и тематическом порядке. До 1992-го должность директора и его заместителя занимали офицеры в отставке. В дальнейшем директивой Генштаба было определено, что руководителями музея могут стать исключительно военнослужащие.

О музее ВВС в Монино

Один из крупнейших авиационных музеев мира представляет интереснейшую коллекцию, часть которой включает уникальные летательные аппараты. Собранные экспонаты дают полную картину развития авиационной промышленности, начиная с первых моделей самолетов и заканчивая современной техникой.

  • Площадь закрытых выставочных залов — 5,5 тысяч кв. м.
  • Площадь открытой площадки — 20 га.
  • Общее число единиц хранения — более 51,5 тыс.

Ударно-разведывательный самолет Т-4

Ежегодно в определенные дни в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ проводятся праздничные мероприятия:

  • 23.02 — дата открытия музея (1960 г.) и День защитника Отечества;
  • 09.05 — День Победы;
  • 18.05 — Международный день музеев;
  • 12.06 — День России;
  • 12.08 — День ВВС России;
  • 28.11 — дата основания музея (1958 г.).

Экспозиции

Коллекция Центрального музея Военно-воздушных сил РФ занимает несколько ангаров, закрытых помещений и площадок под открытым небом. В структуре учреждения они обозначены как залы.

Аэросани КБ Камова «Север-2»

Зал № 1

Экспозиция посвящена зарождению русского воздухоплавания и авиации времен Первой мировой войны. На стендах размещена информация о первом научном полете, совершенном академиком Я. Захаровым в 1804 г., наблюдениях с воздушного шара солнечного затмения профессором Д. Менделеевым в 1887 г., экспериментах с летательными аппаратами, создании военной воздухоплавательной службы и опытах по установлению телеграфной связи между землей и аэростатами во второй половине XIX вв.

Выставочные материалы рассказывают о первых русских дирижаблях, поступивших на вооружение армии в 1910 г., об основателях теории аэродинамики, экспериментаторах и воздухоплавателях. Здесь представлены макеты и реальные модели самолетов, в том числе — первого в мире летательного аппарата, оторвавшегося от земли, и серийные образцы, выпускавшиеся в царской России. Кроме того, в 1 зале можно увидеть экспериментальные авиамоторы отечественных и зарубежных конструкторов, корзину аэростата, оригинальный винт дирижабля и многое другое. Все экспонаты относятся к дореволюционному периоду.

Первый русский цельнометаллический самолет Ант-2

Зал № 2

Большевистское правительство уделяло огромное внимание Военно-воздушным силам. По вопросам, касающимся авиации, за 1918–19 гг. было выпущено более 200 документов. Некоторые фотокопии с подписью В. Ленина представлены в музейном зале. Среди них — декрет о конфискации одного из самолетостроительных заводов, а также постановление об обеспечении авиапредприятий специалистами и рабочими.

Экспозиция повествует об образовании Главного управления Красного Воздушного флота, трудностях в работе и становлении производственной деятельности Главного правления объединенных авиазаводов. В зале присутствуют макеты самолетов, оригиналы моторов и винтов, а также стенды, рассказывающие о первых советских летчиках, конструкторах и летных школах. В коллекции имеется много фотодокументов, затрагивающих период Гражданской войны.

Второй зал Центрального музея ВВС РФ

Зал № 3

Коллекция посвящена развитию авиационной отрасли в молодом советском государстве. С 1920-х гг. до начала ВОВ активно росло количество летных училищ, конструкторских бюро и авиационных предприятий. В короткие сроки было вынесено несколько постановлений о финансировании самолетостроительных предприятий.

В экспозиции, размещенной в одном из ангаров, представлены материалы о создании серийных моделей самолетов, разработанных конструкторскими бюро под руководством А. Туполева, С. Ильюшина, Н. Поликарпова, Д. Григоровича, П. Сухого, В. Петлякова, А. Яковлева. Большой интерес вызывают истребители, бомбардировщики, монопланы, эксклюзивный летательный аппарат с машущими крыльями, скорострельные авиапулеметы, макеты бомб разного калибра, первые самолетные радиостанции и т. д. Стенды зала № 3 информируют о героях-летчиках, участвовавших в боях с японцами в 1938–39 гг., и добровольцах, выполнявших интернациональный долг в Испании в 1936–39 гг. и Китае в 1937–40 гг.

Здания ангаров музея ВВС в Монино сами по себе являются архитектурно-историческими памятниками. Аналогичных по назначению, размеру и возрасту сооружений на территории России практически не осталось.

Фронтовой бомбардировщик Ту-2

Зал № 4

Экспонаты установлены под открытым небом и разделены в соответствии с принадлежностью к конструкторским бюро. Здесь наглядно демонстрируется развитие авиационной промышленности, совершенствование моделей самолетов и вертолетов. Отдельные площадки посвящены ОКБ:

  • А. Туполева;
  • Н. Поликарпова;
  • С. Ильюшина;
  • А. Микояна;
  • А. Яковлева;
  • С. Лавочкина;
  • В. Мясищева;
  • О. Антонова;
  • П. Сухого;
  • Г. Бериева.

Возле каждого музейного экспоната размещена подробная информация о видных советских конструкторах и летчиках.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-12

Зал № 5

Здесь рассказывается об общих этапах развития авиационной отрасли. В зале представлены документы и фотографии, макеты самолетов и памятные знаки. Центральная часть экспозиции занята крупными копиями орденов, врученных ВЛКСМ за героизм комсомольцев и их вклад в дело освобождения страны от захватчиков в годы ВОВ.

Зал № 6

В ангаре находится коллекция, относящаяся к периоду Великой Отечественной войны. Она рассказывает о боевых действиях, самоотверженных подвигах авиаторов, биографиях прославленных летчиков и командующих воздушными армиями. На стендах приводятся цифры самолето-вылетов, количество уничтоженных вражеских самолетов. Здесь присутствуют уникальные документальные фотоснимки, отдельные разделы посвящены обороне Ленинграда и Сталинграда, массовому перевооружению в годы ВОВ, ожесточенным боям и работе авиационных предприятий в тылу.

В зале выставлены самолеты, участвовавшие в сражениях. На их фюзеляжах красуются звезды, бортовые номера и отметки о количестве сбитых самолетов. Специальный раздел выделен под экспозицию самолетного вооружения — пушки и пулеметы. Отдельно выставлены макеты авиабомб и снарядов, навигационные приборы, пилотажное оборудование и авиационные двигатели.

Фугасная авиационная бомба

Зал № 8

В данном разделе освещены события последних дней ВОВ. Посетители могут посмотреть документальный фильм «Взятие Берлина», увидеть диорамы с фрагментами решающего сражения за Берлин и прорыва обороны на Одере. Стенды и витрины заполнены фотографиями и документами, имеющими отношение к начавшейся 16 апреля Берлинской операции. Тогда массированный удар с воздуха помог советским войскам значительно продвинуться вперед.

В экспозиции присутствуют вымпелы и боевые знамена истребительных и бомбардировочных корпусов. Здесь есть исторический снимок летчиков, приземлившихся первыми на Берлинском аэродроме, картина Штраниха «Салют Победы» и много других интереснейших экспонатов.

Зал № 9

Коллекция посвящена освобождению будущих социалистических государств от фашистского ига. В ней представлены материалы по совместным операциям советских летчиков с иностранными авиакорпусами, а также информация о смешанных авиасоединениях.

Крупнейший в мире транспортный вертолет Ми-26

Зал № 10

На открытой площадке выставлены послевоенные образцы авиатехники России, в том числе вертолеты и реактивные самолеты. Внимание привлекают экспериментальные модели, транспортный вертолет-рекордсмен, способный поднять в небо более 40 тонн полезного груза, сверхзвуковые бомбардировщики, современные истребители, самолет-амфибия, пассажирские воздушные суда и т. д. Экспозиция частично демонстрируется в ангаре, где выставлены катапультные кресла, кабины истребителей, обмундирование военных летчиков и пр.

Музей авиации в Монино: график работы

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника:

  • среда-суббота— с 09:00 до 18:00, летом до 17:45;
  • воскресенье — с 09:00 до 17:00, летом до 17:45.

Продажа билетов заканчивается за час до закрытия музея.

Корабельный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой Як-38

Корабельный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, © Наталия Коннова

Стоимость билета

За вход в музей нужно заплатить 300 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров предусмотрены скидки — 150 рублей. Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Герои СССР и РФ;
  • участники ВОВ, боевых действий и ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • инвалиды I и II гр. с одним сопровождающим;
  • дошкольники и дети-сироты;
  • военнослужащие срочной службы, курсанты и воспитанники военных ВУЗов и училищ;
  • работники музеев.

Скидки и льготы предоставляются после предъявления соответствующих документов.

Стоимость обзорных и комплексных экскурсий в группах до 30 человек — от 1500 рублей. Тематические туры по отдельным залам — от 700 рублей.

Как добраться до Центрального музея Военно-воздушных сил РФ

До железнодорожной станции Монино можно доехать с Ярославского вокзала Москвы на электропоездах, следующих по расписанию. Время в пути — 1 час 20 минут.

От станции метро «Щелковская» в поселок Монино несколько раз в день отправляются автобусы № 362 по расписанию. Время в пути — 50–70 минут.

Из Москвы до остановки «Монинские ворота/Академия» доезжают автобусы и маршрутки от станций метро:

  • «Партизанская» — № 322, 1214;
  • «Перово» — № 587, 886;
  • «Новогиреево» — № 1209.

От МКАД до музея в Монино можно добраться на машине за 25 минут по автомобильной дороге М7 (Волга, Горьковское шоссе). Съезд с трассы находится в районе населенного пункта Старая Купавна.

Центральный музей ВВС РФ: видео

Отзывы с FOURSQUARE

Dim

август 2020

Супер музей. Очень стоит посетить. Уникальные экземпляры самолетов.

Калян

май 2019

Здорово. Приходите с детьми

.

Sergei

май 2019

Давно хотел сюда приехать. В целом — хороший музей, только лучше ходить с экскурсией. И надеюсь, самолёты не распилят, чтобы «отвезти» в парк Патриот…

Olga

август 2018

Уникальные самолёты и вертолёты, которые восстанавливаются силами волонтёров

Анатолий

август 2018

Очень и очень здорово! Рекомендую!

.

Aleksey

июль 2018

Музей в Шпаере отдыхает!

.

Anton

июль 2018

Много самолетов в ангарах и на улице. Часть ангаров открывают для посещения в дни открытых дверей несколько раз в году. За самолетами на улице плохо следят, так что спешите увидеть пока не развалились

.

Alexandr

июнь 2018

Познавательно. Очень добродушный персонал. Но вот самолёты на открытой площадке, не мншало бы подкрасить)

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Москвы

Куда сходить и что посмотреть в Москве

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

10 музеев авиации, которые должен посетить настоящий любитель неба

10 музеев авиации, которые должен посетить настоящий любитель неба

С того времени, когда братья Райт подняли в небо первый самолет, авиация пережила много значимых моментов в своем развитии. Музеи авиации по всему миру предлагают своим посетителям экспозиции, рассказывающие об её истории вообще и авиации определенной страны в частности. В них можно познакомиться с последними достижениями авиаинженеров и конструкторов.

10. Национальный музей авиации и космоса США, Аризона

Национальный музей авиации и космоса США, Аризона

Национальный музей авиации и космоса США, Аризона

В этом музее можно увидеть самый маленький самолет в мире, Starr Bumble Bee, и самый быстрый в мире самолет-шпион, SR-71 Blackbird. Национальный музей авиации и космоса считается самым большим в мире. Он был основан в 1976 году. На площади почти 52 гектаров находится коллекция, насчитывающая более 300 самолетов. Одними из главных достопримечательностей являются самолет президента Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, копия самолета братьев Райт (1903 Wright Flye) и копия самого быстрого самолета в мире, Х-15. В музее находится самое лучшее реставрационное оборудование. Кроме этого, в музее представлена история авиации Аризоны.

9. Центральный музей авиации, Монино, Россия

 Центральный музей авиации, Монино, Россия

Центральный музей авиации, Монино, Россия

С коллекцией, составляющей 173 самолета, Центральный музей авиации считается одним из самых больших в мире. Он был основан в 1958 году в Монино, но первых посетителей принял только в 1999 году. В музее можно познакомиться с историей авиации России. Главными экспонатами являются МиГи, Су, ТУ-142 (бомбардировщики),ТУ-22 (бомбардировщики), Пе-2 (бомбардировщики), ТУ-144 (пассажирский лайнер). Кроме этого, в музее посетители могут увидеть коллекцию авиационных двигателей, оружия, шпионское оборудование, военную форму, наземное авиационное оборудование, видеофильмы, документы и фотографии.

8. Канадский музей авиации и космоса, Оттава

Канадский музей авиации и космоса, Оттава

Канадский музей авиации и космоса, Оттава

Канадский музей авиации и космоса был открыт в 1964 году в аэропорте Оттавы. В музее представлена коллекция из 130 самолетов со всего мира. Главными экспонатами считаются Canadarm, часть шаттла Индевор, аэропланы 20-х годов и военные самолеты Канады, принимавшие участие во Второй мировой войне. Посетители смогут понаблюдать за реставрационными работами.

7. Китайский музей авиации, Пекин

Китайский музей авиации, Пекин

Китайский музей авиации, Пекин

Благодаря коллекции, насчитывающей более 200 самолетов разных моделей, Китайский музей авиации считается самым лучшим в Азии. Он был основан в 1989 году. Удивительно, но большая часть музея находится в пещере. Главными экспонатами считают копию самолета братьев Райт, личный самолет Мао Цзэдуна, несколько самолетов Второй мировой войны и китайские самолеты. В музее есть коллекция оружия, бомб и радарных систем.

6. Французский музей авиации и космоса, Ле Бурже

Французский музей авиации и космоса, Ле Бурже

Французский музей авиации и космоса, Ле Бурже

Французский музей авиации и космоса в Ле Бурже является самым крупным музеем в Европе. В нём есть сохранившаяся часть самолета Франсуа Коли и Чарльза Нэнжессе, летчиков, которые пытались совершить трансатлантический перелет из Парижа в Нью-Йорк в 1927 году за две недели до полета Чарльза Линдберга. В музее, который начал принимать посетителей с 1919 года, уже насчитывают более 20 000 экспонатов, включая 150 самолетов, среди которых два самолета Concord, несколько планеров, ракеты и т.д.

5. Пражский музей авиации, Кбели

Пражский музей авиации, Кбели

Пражский музей авиации, Кбели

Пражский авиационный музей был основан в 1968 году и находится на первом военном аэродроме, Кбели, который до сих пор функционирует, принимая частные борты и военные самолеты. В музее представлены экспонаты, рассказывающие об истории чешкой авиации. Вся коллекция насчитывает около 275 экспонатов, и только больше сотни представлены для всеобщего обозрения. Самыми основными экспонатами можно назвать первые чешские самолеты, советские самолеты периода Второй мировой войны, ВН-11С, ТУ-104, Е-114, Ил-2 (штурмовик).

4. Государственный авиационный музей Украины, Киев

Государственный авиационный музей Украины, Киев

Государственный авиационный музей Украины, Киев

Расположенный в районе аэропорта Жуляны Государственный авиационный музей известен коллекцией самолетов советского периода. Музей открыт с 2003 года в честь столетия авиации. В нём представлено более 70 экспонатов авиаконструкторов СССР и независимой Украины. Главным экспонатом является реактивный самолет ТУ-104 и стратегический ракетоноситель ТУ-22М, многочисленные вертолеты и самолеты авианосцев. Интерактивная выставка дает посетителям возможность посидеть в кабинах летчиков и полетать с инструкторами.

3. Имперский военный музей, Даксфорд

Имперский военный музей, Даксфорд

Имперский военный музей, Даксфорд

Имперский военный музей, открытый в 1977 году, является самым большим музеем авиации в Британии. До 1961 года на его месте существовал военный аэродром периода Второй мировой войны. В нём представлены около 200 самолетов, среди которых и военные. Кроме этого, в музее можно посмотреть коллекцию фотографий, видео и отдельные предметы, имеющие отношение к авиации и историческую ценность. В нём есть экспозиции, посвященные всем британским главнокомандующим воздушных сил. В Даксфорде аэродром до сих пор принимает самолеты, участников авиашоу. Кроме этого, здесь можно взять урок летного дела.

2. Национальный музей авиации США, Огайо

Национальный музей авиации США, Огайо

Национальный музей авиации США, Огайо

Расположенный на военной базе Wright-Patterson Национальный музей авиации США считается самым большим и старым музеем военной авиации в мире. Музей, в котором сегодня представлено около 360 экспонатов, был открыт в 1923 году. Посетители смогут посмотреть на несколько президентских лайнеров, включая тот, на котором Джон Кеннеди летел в Даллас в день покушения. Еще одним интересным экспонатом является B-29 (самолет-крепость), который сбросил ядерную бомбу на Нагасаки. Каждый год музей посещают более миллиона людей.

1. Смитсоновский Национальный музей авиации и космоса, Вашингтон

Смитсоновский Национальный музей авиации и космоса, Вашингтон

Смитсоновский Национальный музей авиации и космоса, Вашингтон

Смитсоновский Национальный музей авиации и космоса ежегодно посещают до семи миллионов людей, поэтому он считается самым популярным и интересным в мире. Музей, в котором собрана самая большая коллекция самолетов, был открыт в 1946 году. Он расположен на Национальной аллее в Вашингтоне. В музее представлен первый в мире самолет, принадлежавший братьям Райт, и Апполо 11. Здесь можно увидеть и другие летательные аппараты, например, Spirit of St. Louis и SpaceshipOne. Кроме этого, можно познакомиться с более чем 60 000 других экспонатов, 14 000 видео и более 2 миллионов фотографий, которые проливают свет на историю авиации. Музей в 2003 году открыл филиал, Центр Стивена Удвара-Гези в аэропорту Далласа, где представлен космический шаттл «Дискавери», а также Winnie Mae и бомбардировщик ‘Enola Gay’, который сбросил ядерную бомбу на Хиросиму во время Второй мировой войны.
Впрочем, стоит признать, что музеи — это прекрасно, но порой на огромных кладбищах старой техники можно найти не менеее интересные экземпляры.

Уже второй год подряд мы всей семьёй 9 мая посещаем Музей авиации в подмосковном поселке Монино. Этот музей посвящен истории развития отечественной авиации. В нем представлена главным образом реальная авиационная техника, самолеты, вертолеты, вооружение, но есть и макеты, документы. Экспозиция музея очень обширная. Экспонаты размещаются в нескольких залах административного корпуса, в двух ангарах и на стоянке под открытым небом.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Выбор даты посещения не случаен, в этот праздничный день в музее проходит День открытых дверей, и вход в музей бесплатный. Но самое главное, для посещения открыты некоторые самолёты, можно не просто осмотреть их снаружи, но и зайти в кабину пилотов, посидеть за штурвалом. В этот день в музее очень многолюдно, длинные очереди в открытые самолёты, но ради возможности зайти вовнутрь экспонатов, можно потерпеть некоторые неудобства. В День открытых дверей в музее собирается, наверное, весь посёлок, а так же приезжает множество гостей из соседних городов, поэтому место для парковки возле музея найти не просто (в обычные дни с парковкой нет проблем). Многие посетителей приходят с детьми, ведь в этом музее интересно не только взрослым.

Как добраться.

Адрес музея: Московская обл.,Щелковский р-он, пос. Монино, ул. Музейная, д. 1

Мы ехали на машине по Горьковскому шоссе.

Можно добраться и общественным транспортом. Есть два варианта:

  1. На электричке с Ярославского вокзала до станции Монино (электрички «Москва» — «Монино», «Москва» — «Фрязево»). Далее пешком через территорию бывшего военного городка.
  2. На маршрутном такси 587 от метро Перово.

Схему проезда можно посмотреть на сайте музея (ссылка здесь).

Время работы и стоимость .

Понедельник, вторник — выходной, среда — пятница — 9:00 — 17:00, суббота — 9:00 — 16:00, воскресенье — 9:00 — 17:00

1. Касса закрывается на час раньше.

2. В предпраздничные дни музей работает до 16.00.

Касса музея находится в административном здании на первом этаже. (Это здание вы увидите первым, подходя к музею).

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Стоимость посещения умеренная.

На момент написания отзыва: Взрослый билет 150 руб., детский билет 60 руб., для дошкольников вход бесплатный. Каждый последний четверг месяца бесплатный вход для школьников и студентов.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Стоимость посещения в 2018 году:

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

В 2020 году стоимость посещения составляет:

Открытая площадка (современные летательные аппараты под открытым небом, ангар №8) :

  • Стоимость входного билета без льгот — 150 рублей.
  • Стоимость льготного входного билета — 50 рублей.

Закрытая площадка (залы 1, 2, залы-ангары 6А, 6Б) :

  • Стоимость входного билета без льгот — 200 рублей.
  • Стоимость льготного входного билета — 100 рублей.

Бесплатно посетить музей можно несколько раз в году:

23 февраля — День защитника отечества;

9 мая — День Победы;

18 мая — Международный день музеев;

12 июня — День России;

3-е воскресенье августа — День воздушного флота.

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии. Заказывать их нужно заранее. Во время прогулки по музею мы несколько раз сталкивались с экскурсионный группой, услышать рассказ экскурсовода было гораздо интересней, чем просто читать таблички.

За административным зданием находится ангар с самолетами времён Великой Отечественной войны, чуть дальше, справа вход на стоянку с самолетами.

Экспозиция под открытым небом.

Начинается осмотр экспозиции с ряда бомбардировщиков ( справа от входа). У каждого экспоната есть табличка с названием, характеристиками и краткой историей.

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Дальний бомбардировщик Ту-16

Дальний бомбардировщик Ту-16

Напротив бомбардировщиков, слева от входа расположен МИ-12, самый большой и грузоподъемный в мире транспортный вертолёт. На мой взгляд он больше похож на самолёт, и только винты на крыльях выдают его принадлежность к вертолётами.

Ми-12

Ми-12

Как раз в МИ-12 был свободный вход и к нему тянулась приличная очередь. В вертолёт пускали небольшими группами, но когда мы попали во внутрь, там нас ждала ещё одна очередь из желающих попасть в двухэтажную кабину экипажа. На первом ярусе кабины три места для пилотов с множеством приборов, крохотный закуток типа комнаты отдыха и лестница на второй ярус, в котором находится ещё одна кабина.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Все желающие могли сфотографироваться на месте второго пилота и мы не остались в стороне. Заняв место пилота, сын двумя руками вцепился в штурвал и был очень серьёзен от важности момента. Сделав фото на память, мы освободили место следующим посетителям.

В отличии от кабины, в салоне вертолета совершенно пусто, нет даже обшивки на стенах.

Внутри МИ-12

Внутри МИ-12

Мы сделали ещё одно фото на трапе, и пошли дальше.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

К сожалению, дальше нас ждало разочарование, в этот день музей работал до 16-00, а мы приехали поздно, и нас уже не пустили в другие самолёты. Например, в сверхзвуковой пассажирский ТУ-144.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

От работников музея я услышала о том, что самолёты открывают для посещения только три раза в год: 9 мая, 12 июня и в день ВВС. Связано это с тем, что посещение самолетов организуют волонтеры.

Дальше мы просто гуляли и рассматривали экспонаты.

Дальний бомбардировщик В-25 "Митчелл", 1939 г.

Дальний бомбардировщик В-25 «Митчелл», 1939 г.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27, 1973г.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27, 1973г.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24В, 1972г.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24В, 1972г.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Ударно-разведывательный самолет Су-100

Ударно-разведывательный самолет Су-100

Су-100

Су-100

В музее представлено много опытных образцов, прототипов, выпущенных в единичном количестве, раритетных экземпляров. Есть и серийные самолёты, отлетавшие своё и списанные в музей. Представлены не только военные, но и гражданские самолёты. Состояние многих самолетов неважное, они требуют ремонта, покраски, по крайней мере. Но судя по всему, финансирования музею не хватает.

Через год мы вновь приехали в музей и на этот раз сыну удалось посидеть в истребителе. Интересно, что волонтер, помогавший залезать в самолет, был в настоящем летном костюме.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

А еще мы все вместе побывали в огромном стратегическом бомбардировщике. Вот только пришлось выстоять очень длинную очередь (ожидание заняло больше часа). Ну это и неудивительно, желающих было много, а внутрь пускали по 5-6 человек.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Подъем в самолет тоже был не из легких.

Зато внутри нас ждала возможность побывать в кабине пилотов, сфотографироваться за штурвалом и на месте радиста.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

На территории стоянки находится второй ангар. Если административный корпус и соседствующий с ним ангар — здания недавней постройки, то второй ангар очень старый, производит впечатление ветхого. Внутри находятся необычные летательные аппараты.

Гондола стратостата. "СССР-1", 1933г. и "Волга", 1958

Гондола стратостата. «СССР-1», 1933г. и «Волга», 1958

Беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-5, аналог "Бурана", 1983г.

Беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-5, аналог «Бурана», 1983г.

Недавно в Музее паровозов мы видели автомобиль, переделанный в железнодорожную дрезину, а здесь автомобиль стал аэросанями (вот только где полозья? раньше были…).

Аэросани, "Север-2", 1959

Аэросани, «Север-2», 1959

Самолет рекордной дальности АНТ-25, на нем совершал свой рекордный перелет Чкалов.

Самолет рекордной дальности АНТ-25, на нем совершал свой рекордный перелет Чкалов.

А вот ещё интересный дореволюционный экспонат — тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец», 1913 г.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Уходя из музея, мы решили зайти в сувенирный магазин в административном корпусе, чтобы купить на память что-нибудь по авиационной тематике. На входе мое внимание привлек автомат, около которого стояло несколько человек, искавших 10 рублевые монеты. Оказалось, с помощью этого автомата можно сделать небольшой сувенир из 50 копеечной монетки. Все очень просто: выбираете изображение, в выдвижной отсек кладете три 10 рублевых монеты (оплата) и одну монетку в 50 копеек (материал), отправляете монеты внутрь автомата, крутите колесо, расплющивая монетку. И сувенир готов.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Несмотря на то, что мы не везде успели, впечатления от поездки остались очень хорошие, особенно понравилось сыну (2,8 лет), теперь он с удовольствием просматривает сделанные в музее фотографии.

Если вы интересуетесь техникой, в том числе военной, рекомендую посетить Военно-технической музей в Черноголовке, мой отзыв о нем здесь. Музей паровозов и автомобилей военных лет здесь.

Обновление

Закрытую музейную площадку мы посетили уже в следующий приезд.

В залах музея размещена экспозиция, посвященная зарождению авиации России, а так же самолетам, участвовавшим в Великой Отечественной Войне. Экспонаты, как и на открытой площадке, подлинные.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

В залах музея установлены интерактивные экраны, можно посмотреть видео и ознакомится с информацией о ряде самолетов.

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Центральный музей ВВС РФ, Московская область фото

Посещение этой части музея оставило более приятное впечатление, так как здесь все красиво, ухожено, отреставрировано. Да и вовсю используются современные технологии.

Центральный музей ВВС в Монино — это то место, которое обязательно нужно посетить всем интересующимся авиацией. Здесь будет интересно и детям, и взрослым.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро найти фарм
  • Как найти ооо по номеру пфр
  • Как найти toolbox в visual studio
  • Как найти по сканеру приложение
  • Сайт как найти человека в больнице