Как найти мужа от бога

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

В редакцию журнала «Фома» пришло письмо читательницы:

За мной ухаживает мужчина, все говорят, что хороший, да я и сама вижу, что хороший во всех отношениях. Но вот не лежит к нему сердце. Как понять? Ведь замуж — это один раз и на всю жизнь. А что, если через год или два я встречу того, кто мне предназначен Богом? А если, наоборот, никого не встречу и получится, что упускаю возможность выйти замуж за хорошего человека? Как понять, что предназначено Богом?

О том, как в православии относятся к понятию «суженый», где найти свою любовь и что делать, если это не удается, мы поговорили с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Отец Федор, читательница спрашивает, как понять, что именно этот определенный человек уготован ей Богом? Можно ли здесь промахнуться мимо воли Божьей?

У верующего человека нет такой задачи — из тысячи найти для создания семьи того, у кого за спиной висит значок «воля Божья». Это не квест и не загадка, которую надо разгадать. Конечно, Господь знает, кто лучше для нас подходит, но здесь заключается тайна промысла Божьего и одновременно свободы человека.

То есть «суженых», по большому счету, нет?

Представление о существовании суженого — это сильное упрощение христианского понимания брака. Если мы обратимся к таинству венчания, то увидим, что священник в нем просит Бога утвердить принятое людьми решение. Именно утвердить, но не принять его за них. В таинстве брак лишь освящается, а не дается некая санкция на выбор человека, в него вступающего.

В связи с этим сейчас происходит интересная трансформация чина венчания. Брачный допрос, который совершает священник перед началом таинства, раньше состоял только из вопросов о том, не принудили ли человека к браку и нет ли у него обещаний перед другими людьми. Но я знаю, что в наше время некоторые священники просят молодых дать друг другу такое обещание: «Я беру тебя (называют имя) в законные жены (мужья) и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение, пока смерть не разлучит нас. И да поможет мне в этом Господь». Это важно, потому что, когда человек произносит такие слова перед лицом Божьим, он в полной мере осознает, что это его личное решение и его персональный выбор, за который он несет ответственность. Один священник рассказал мне такую историю. Он, готовя пары к венчанию, предлагал молодым дать упомянутое выше торжественное обещание верности. И не однажды от жениха перед таинством слышал: «Ой, не надо… А вдруг не получится?» Эта неуверенность в своем выборе становится наиболее очевидна перед лицом Бога.

В восприятии человека как того, кто был уготован Богом, есть одна западня. Легко сказать: «Меня благословил на брак прозорливый старец». А потом, когда лет через пятнадцать начинаются сложности, человек разводит руками и говорит: «Не я же выбирал и решал!». Перекладывание ответственности за сделанный выбор на Бога — проблема, с которой можно столкнуться и которая может привести к тяжелым последствиям.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

В 1990-е годы, когда воцерковлялось большое число людей, среди верующих были распространены поездки к старцам, чтобы попросить благословение на брак. Я помню, что отец Кирилл (Павлов) очень неохотно шел на это. У нас, по-неофитски горящих молодых людей, готовых поступить так, как благословит старец, это вызывало удивление. Только потом, с годами, я понял, в чем дело. Если к нему приезжал человек, который толком не знал своего избранника или избранницу, но уже просил благословения на брак, отец Кирилл внимательно спрашивал, нравится ли приехавшему за благословением человеку его потенциальные жених или невеста, расположено ли к нему или к ней сердце. И после молитвенной паузы он мог дать благословение на то, чтобы познакомиться с человеком поближе.

Понятие «суженый» очень зыбкое. Кто и как его нам судил? Лучик света упал на него? Указали друзья, священник или родители? Или показалось, что его Бог послал? Личной ответственности во всех этих случаях случае немного.

То есть выбор мы должны сделать сами. Но какое участие все же в нем принимает Господь?

Человек приходит к Богу, держа за руку своего избранника, и Господь дает ему Свою благодать, помощь и силу строить семью. Но нужно иметь глубокую веру, чтобы довериться благословению Божьему, полученному при венчании, и, сжигая за собой мосты и не оглядываясь ни на кого больше, идти с выбранным человеком вместе по жизни до конца.

Влюбленность, увлеченность — это «крючок с наживкой», на который ловится человек для того, чтобы создать семью. А когда он войдет в нее, то начинает учиться, потому что, как говорят святые отцы, семья — это школа любви. Кто бы женился или выходил замуж, зная, сколько сложностей будет впереди? А они будут, но та самая увлеченность, молодая наивность и неопытность в хорошем смысле помогают человеку решиться на создание семьи и обрести в ней великую радость.

Хорошо, ждать знака, что этот человек тебе предназначен, не надо. Но на чем основывать свой выбор избранника, чтобы потом не пожалеть?

Прежде чем искать любовь и предпринимать намерения для создания семьи, стоит четко понять, что такое брак. Это — союз мужчины и женщины на всех трех уровнях: телесном, душевном и духовном. Это значит, что человек как минимум не должен вызывать у вас телесной неприязни, у вас должны быть общие интересы и увлечения, но самым важным является духовное единство — устремленность обоих к Богу. При сочетании всех трех составляющих построить семью значительно легче. Если человек, например, не подходит вам по типажу или даже не привлекает телесно, то это может стать миной замедленного действия, которая при семейных неурядицах неожиданно сработает против вас через 10-15 лет.

Сейчас как никогда много свободы в выборе, тогда почему молодому человеку или девушке так сложно этот выбор на ком-то остановить, найти человека, с которым он увидит возможность создать крепкую, настоящую семью?

Во-первых, в этом поиске сбивает с пути стремление многих попробовать как можно больше вариантов еще до брака, якобы чтобы найти самый из них подходящий. Только вот добрачные связи здесь совсем не помогают, а наоборот — разрушают возможность создать счастливую в будущем семью. Пустившегося в такие связи человека будут всегда искушать мысли: «А может, есть кто-то лучше?». При первых трудностях человек будет сравнивать с теми вариантами, которые отверг.

Во-вторых, найти свою пару и построить семью — это искусство и опыт, полученный от родителей. А в нашей стране, начиная с революций и войн прошлого века, количество семей, в которых женщины растят детей в одиночку, только увеличивается. Вырастая в такой даже самой любящей, но неполной семье, девочка или мальчик не несут в себе определенных поведенческих сценариев, опираясь на которые, они смогли бы построить семью.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

В-третьих, современные молодые люди и девушки плохо понимают, что такое настоящие отношения. Церковное сознание предполагает восприятие всего в жизни как служения, то есть делания для Царства Божия. Ведь в служении ближнему мы подражаем Самому Христу, Который сказал о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И романтические отношения, а потом и создание семьи — это тоже служение двух людей друг другу.

Настоящее служение жертвенно, и настоящая любовь такая же. А современный человек любит по-другому: только владея, только получая. Это чревато тем, что, переставая получать, человек теряет интерес и уходит. Христианская любовь предполагает отдачу, и это один из главных путей к брачному счастью. «Блаженнее давать, нежели принимать», — говорит апостол Павел, цитируя Христа. Когда человек отдает, когда он служит своей семье, то и получает это блаженство.

Искусство любви начинается с умения замолчать. Ты смещаешь фокус с себя на другого, замолкаешь и пытаешься вслушаться в другую вселенную. Не человек должен меняться и подстраиваться под тебя, а ты должен услышать и воспринять красоту другого, потому что это сделает и тебя глубже и шире.

А правильно ли вообще просить у Бога мужа или жену? Часто ведь бывает, что человек, долго прося у Бога и не получая, впадает в уныние, начинается кризис веры.

Я думаю, что просить можно и нужно. Господь говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). При этом нужно понимать, что не все, о чем мы просим, может быть нам полезно. Бывает, что человеку для спасения полезнее остаться одному. Принять волю Божью в таком случае — правильно и спасительно, потому что вы перестаете терзать себя и мучиться от ежедневного ожидания. Но важно не отчаиваться, потому что мы не можем предугадать, каким будет завтрашний день. Всегда есть что-то, что Господь попускает нам терпеть.

Более того, в этом есть современное мученичество. Например, девушка, не позволяющая телесной близости до брака, может остаться одна. Конечно, в этом — верность Христу, но в этой верности всегда есть мученичество, страдание, крестоношение.

Правда ли, что для православного человека жить без супруга, без семьи противоестественно? Часто можно услышать: православная девушка должна быть замужем!

Нет, это не так. Конечно, в нас звучат отголоском слова Бога: Нехорошо быть человеку одному (Быт 2:18). Но ведь у нас в жизни — со времен грехопадения — много того, что нехорошо.

Человек ценен сам по себе. Он не функция и не роль, которую обязан воспроизвести в жизни. Господу дорог каждый человек в его уникальном жизненном пути. Есть множество людей, не создавших семьи и при этом послуживших Богу, среди них есть и святые.

Как найти предназначенного мне Богом человека? — священник отвечает на вопрос запутавшейся женщины

Мне кажется, что чрезмерное болезненное ожидание и восприятие себя без брака как неполной личности даже сильно мешает созданию семьи. Полюбить самодостаточного, цельного человека легче. В любом случае, не нужно воспринимать себя ущербным, если сейчас, в будущем или даже никогда не получится вступить в брак. В Царствии Божьем человек будет настолько утешен любовью Господа и других людей, что все это забудется и не будет иметь никакого значения.

Нужно ли специально самому искать любовь или стоит надеяться, что Господь пошлет человека?

Можно и так, и так. Я знаю прекрасную пару, которая познакомилась на сайте православных знакомств, то есть они сами предприняли шаги к тому, чтобы найти друг друга. Важно, что даже это делание должно быть с молитвой. Тогда, может, Господу будет легче помочь нам?

А что делать, если спустя время осознаешь, что, отказав человеку, ты упустил свое счастье? Как не совершить фатальной ошибки, чтобы потом не раскаиваться?

Не нужно оглядываться назад и рефлексировать: а что было бы, если… Но теперь, если в вашей жизни появится человек, который не вызывает в вас телесного отторжения, интересен вам как собеседник и друг и живет по заповедям — постарайтесь не отталкивать его. Даже если вы в него пока что не влюблены, не спешите отказывать. Все остальное придет, потому что Господь может дать любовь.

Что вы обычно говорите молодым людям и девушкам, которые приходят просить совета в поиске второй половины? Есть ли тут какие-то правила действия?

Как двум целомудренным людям подойти друг к другу на улице? Представьте, что парень подходит к девушке и говорит: «Ты православная?» — она покрутит у виска и сразу же сбежит.

Во-первых, советую молиться одной коротенькой молитвой: «Господи, дай мне мужа (жену), Тебе угодного(ую) и мне приятного(ую)». Во-вторых, идти туда, где есть молодежь. Сейчас при храмах существует большое количество активностей, значительную часть которых как раз и организуют для молодых людей и девушек, чтобы они знакомились, общались. Церковь должна заботится об общем делании: будь то байдарочные походы, как у нас, например, или же обычная воскресная трапеза после службы. Священник не должен подвести девушку к парню за руку и сказать: «Вот, твоя судьба» — но должен способствовать знакомству и общению молодежи через общее благое дело.

Беседовала Анастасия Спирина


Как не ошибиться в выборе второй половины

Наверное, никто, будучи в здравом уме, не станет
составлять подробную инструкцию о том, как правильно
выбрать себе жену или мужа. Тема эта настолько деликатна,
таинственна и сложна, что рассуждения о ней выглядят в
лучшем случае юмореской, как у раннего Чехова, а в худшем
– банальным младостарчеством, от которого за версту
веет духовной прелестью и горделивым самомнением.

Кроме того, давать подобные советы особенно в частном
случае – это еще и брать на себя определенную
ответственность за вопрошателя. Именно поэтому один
прозорливый старец некогда отказался отвечать на подобный
вопрос юноши, пришедшего к нему за советом о выборе
жизненного пути.

«Везде тебя ждут скорби, –
сказал он, – и в семейной жизни, и в монашеской.
Возможно, по своему малодушию ты станешь ругать меня,
говоря: что же это батюшка отправил меня по столь
скорбному пути, а ведь могло всё быть иначе…»

Впрочем, никто не мешает нам упростить ситуацию и
порассуждать об этом абстрактно и апофатически, то есть
скорее говоря не о том, каким качествам должен
соответствовать избранник или избранница, а о том, чего у
него или у нее быть уж точно не должно.

Разум&чувства

Однажды от одного благочестивого человека мне довелось
услышать о чудесной истории знакомства с будущей женой
– знакомства, увенчавшегося долгим и счастливым
браком: «Я сидел в столовой, спиной ко входу…
Ни о чем таком не думал… Вдруг сзади распахнулась
дверь, и я мгновенно почувствовал, что вошла ОНА. В свою
очередь, моя будущая супруга потом рассказывала мне точно
о том же: войдя в помещение и сразу же увидев мою
согбенную спину в гимнастерке, неказисто постриженную
голову на тощей шее… она тут же поняла: это
ОН».

Несомненно, такое внезапное, не вызывающее ни мельчайшей
доли сомнения, уверенное нахождение своей второй половины
– удел чистых, невинных и, как следствие, духовно
опытных людей. «Чем более люди приближаются к Богу,
тем ближе они и друг к другу», – говорит по
этому поводу авва Дорофей.

Наше незнание ближнего – это следствие незнания
самого себя из-за духовной незрелости

Нередко, когда брак уже распался,
пострадавшая сторона, оправдываясь в своем изначально
неправильном выборе, говорит: «Я не знала, что он
может оказаться таким непорядочным человеком».
Будьте искренни и не обманывайте себя: обыкновенно, за
редким исключением, наше незнание ближнего – это
следствие незнания самого себя по причине отсутствия
чистоты сердечной и духовной зрелости.

Именно поэтому не всегда следует доверять своим чувствам,
но стоит попытаться включить рассудок, менее поврежденный
грехом, чем сердце. Это позволит сделать некоторые
простейшие выводы, которые помогут избежать горького
разочарования и крушения семейной ладьи.

Несомненно, чувства должны быть возвышенны. В идеале жених
должен с благоговением думать о своей невесте как об
ангеле. Если его голова поражена нечистыми помыслами о
предмете любви, так, как иногда прыщи поражают лоб
подростка, то это еще очень несовершенные чувства.
Впрочем, это вовсе не означает, что будущая жена не должна
быть для вас привлекательна как женщина.

Тут всё дело в акцентах. Они должны быть расставлены в
правильной и четкой иерархии: на первом месте духовное и
душевное единство, на втором – телесное. Если всё
наоборот, быстрый крах семейной жизни – неизбежен.

Собирайтесь в разведку

Есть прекрасный способ определить степень дружбы и доверия
к определенному человеку: представить мысленно, а лучше
– пережить с ним реальную кризисную ситуацию,
которая и покажет все его недостатки, о коих он даже может
и сам не подозревать. Иными словами, хотите узнать
человека – собирайтесь с ним в разведку.

Иногда для этого достаточно включить фантазию. Когда я был
еще неженатым студентом, один мудрый монах посоветовал мне
искать спутницу жизни, с которой будет просто интересно и
не скучно. «Представь, – говорил он мне,
– что вы с ней попадете на всю жизнь на необитаемый
остров, и внимательно подумай: обрадует ли тебя такая
перспектива или нет? Будут ли у вас общие темы для
созидательного разговора, или они иссякнут через несколько
дней вашего совместного общения?»

Небольшой кризис можно вызвать искусственно: пойти,
например, в трудный поход и там внимательно понаблюдать,
как человек ведет себя в сложных ситуациях.

Довелось мне однажды слышать про довольно простой и
доступный способ такой «разведки» от одного
счастливого в семейной жизни зрелого человека. Признаюсь
честно: способ несколько грубоват и потому лично мной не
использовался.

Суть его проста: надо зимой, внезапно затеяв со своей
девушкой игру в снежки, ненароком попасть ей не шибко
твердым комочком прямо в лицо и посмотреть на реакцию.
Если справедливо вознегодует и надолго обидится –
значит, это не ваша невеста. Смиренно рассмеется –
смело женитесь.

Синдром «Афони»

Кадр из фильма «Афоня»
Кадр из фильма «Афоня»

Женскому полу Господь дал очень верное и крепкое сердце.
Если женщина с чистым сердцем полюбила – она ничего
не испугается и пойдет до конца. Вспомните, кто остался
верен Христу до самого гроба – в прямом и переносном
смысле. Мироносицы! Все апостолы-мужчины, за исключением
Иоанна Богослова, испугавшись, бежали, а женщины, невзирая
на опасность, остались.

К сожалению, нередко приходится видеть, как некоторые
непорядочные мужчины пользуются этой психологической
особенностью женщин и последние оказываются в итоге у
«разбитого корыта». Я называю это синдромом
«Афони», вспоминая известную советскую комедию
с Леонидом Куравлевым в главной роли.

В этом фильме молодой, обаятельный и циничный слесарь
Афоня, всё содержание жизни которого – это
«халтура» в самом широком смысле слова и
пьянство, доходит в своем падении до крайней черты: работу
из-за хулиганства потерял, любимая женщина ушла, друзей
нет. Отчаявшись, Афоня возвращается в родное село и с
ужасом обнаруживает, что тети, воспитавшей его вместо
матери и по сути посвятившей ему всю свою жизнь, уже давно
нет в живых.

Узнаёт главный герой, как ждала она его писем и, не
дождавшись, стала сама себе их писать, отправляя из
соседнего села. Рассказывают Афоне односельчане и о том,
как сидела тетя каждый день у окна в ожидании своего
любимого «Конька-Горбунка», да так и, не
увидев его, умерла, глядя на дорогу…

Заканчивается фильм оптимистично: вечно делающий всех
женщин вокруг несчастными Афанасий прозрел, возненавидев
себя и прошлую жизнь. И этот очистительный катарсис
ускорила добрая девушка, которая, полюбив Афоню,
разглядела в нем хорошего человека и оказалась готова
связать с ним всю свою жизнь.

Увы, в реальной жизни не всё так оптимистично. Чаще всего
«Афоня» так и остается «Афоней», и
не стоит ждать, что он когда-то повзрослеет и станет
ответственным и альтруистичным главой семьи, даже если и
найдет в себе силы устыдиться всей своей прежней жизни.
Человек не может быть духовно статичным. Или он растет,
постепенно и упорно работая над собой, или же с
увеличивающейся скоростью скатывается в пропасть греха.

Поэтому, дорогие девушки, не стоит себя обманывать. Если
ваш ухажер не выполняет свои обещания, постоянно врет по
мелочам, в институте или техникуме всё время находится на
грани отчисления, «косит» от армии и при этом
серьезно подвержен какой-то страсти (например игромании),
не обольщайтесь – дальше, скорее всего, будет только
хуже. Помните о том, что вы можете сделать несчастными не
только себя, но и своих будущих детей.

Смотрите на родителей

Хотите взглянуть на возможный портрет своей супруги лет
через десять-двадцать совместной жизни? Внимательно
посмотрите на ее мать. Обратите внимание на то, как она
общается со своим мужем – вашим потенциальным
тестем. Наверное, нельзя сказать, что мы полностью
копируем своих родителей, но всё же определенная
зависимость есть, и она будет неизбежно сказываться.

В редких случаях человек способен вылепить, с Божией
помощью, себя и отказаться от явных пороков и дурных
поведенческих стереотипов, царствовавших в той семье, где
прошло его детство. Но помните: определенное влияние на
вас ваших новых родственников неизбежно. И если в доме
вашего потенциального супруга считается нормальным
ругаться матом или коротать всё свободное время в трусах
перед телевизором, то впоследствии это неизбежно коснется
и вас, и – главным образом – ваших детей.

Замуж за «ребенка»

Помимо духовных трудностей выбора жениха или невесты
довольно часто встречаются проблемы психологические. Самая
распространенная из них заключается в том, что ваш
потенциальный супруг или супруга может оказаться психологически
незрелым человеком, не могущим и не желающим
самостоятельно принимать трудные решения и нести
ответственность.

Чаще всего такая незрелость проявляется в неспособности
уже взрослого человека отделить себя от родителей, главным
образом от мамы. В таком случае брак, в котором всё время
навязчиво присутствует третий человек, обречен на полный
крах.

Однажды мне довелось быть свидетелем развала такой семьи.
Добрые, неглупые и трудолюбивые супруги были вынуждены, за
неимением собственного жилья, поселиться в доме у
овдовевшей тещи, и первое время, пока не родился ребенок,
всё было довольно спокойно.

Но с появлением сына счастливый отец почувствовал
необычайно сильную ревность со стороны своей «второй
мамы». Она стала ревновать зятя одновременно и к
своей дочери, и к новорожденному внуку. Бедному папе даже
не давали под самыми разными предлогами подержать толком
свое дитя и уж тем более погулять с ним на улице.

Терпеливый и смогший в этих трудных обстоятельствах
остаться тактичным муж, беззаветно любящий свою жену,
решил вопрос кардинально: через год-полтора сумел
напрячься и купить собственную просторную квартиру. И
когда он, окрыленный, преподнес ключи своей жене, то
вместе со сдержанной радостью получил от нее в ответ
ультиматум: «Я согласна переехать и жить там, но
только вместе с мамой». Так она и не
переехала…

Еще более некрасиво, когда психологическим ребенком
является уже взрослый мужчина. Распознать такого довольно
просто еще до свадьбы: чаще всего он банально сидит
«на шее» у своих родителей и вместо того,
чтобы хоть немного помогать им (например, оплачивая
коммунальные услуги или возделывая огород на даче), сам
постоянно тянет из них всевозможные ресурсы.

У такого «ребенка» всю жизнь одни проблемы.
Вместо того чтобы отдавать – он постоянно только
забирает и в самой трудной ситуации – сознательно
или бессознательно – ищет выгоду только для самого
себя. Нередко такой в социальном плане паразит умеет
виртуозно манипулировать людьми и использовать на практике
известный тезис о том, что «женщина любит
ушами».

Пожалуй, самые страшные в моей пастырской практике
семейные трагедии типа бросания жены непосредственно перед
родами происходили по вине вот таких психологически
незрелых горе-мужей, привыкших по-детски всегда и во всём
себя жалеть и оправдывать.

Замуж за неверующего

Ну и, наконец, самое главное: опасайтесь жениться (выйти
замуж) за неверующего человека. Главная проблема здесь в
том, что сейчас понятия веры и верующего необычайно сильно
девальвировались. Нередко, называя себя верующим, ваш
потенциальный жених или невеста имеет в виду лишь
признание факта существования Бога и не более того.
Церковь для такого человека может быть совершенно чуждым и
непонятным «механизмом», а то и занозой,
неприятно уязвляющей совесть.

Впрочем, чтобы понять и увидеть это, нужно и самому быть
верующим человеком и честно ответить себе на вопрос: а
собираюсь ли я вообще построить христианский брак? Какое
место будет у Христа в нашей семье? Будем ли мы вместе
говеть, исповедоваться, причащаться и, согласно старинной
русской традиции, крестить друг друга перед сном,
испрашивая прощения?

Да, апостол Павел говорит, что «неверующий муж
освящается женою верующей, и жена неверующая освящается
мужем верующим» (1 Кор. 7: 14), но говорится это
скорее всего о такой ситуации, когда один из супругов, уже
состоя в браке, обратился ко Христу.

Наверное, как и всюду, и здесь бывают свои исключения.
Вполне вероятно, что среди людей, далеких от Церкви, можно
найти порядочного и благородного человека, с которым вы
почувствуете душевное родство и в котором разглядите
потенциальное благочестие.

В любом случае не обманывайте себя: при построении крепкой
и счастливой во Христе семейной жизни легко не бывает.

Если вы в чем-то обманулись, пусть это послужит вам
поводом для смирения

Ну а если всё же случилось так, что вы в чем-то
обманулись, то пусть это послужит поводом для вашего
смирения. И задайте при этом сами себе вопрос: почему я
должен терпеть и нести бремя нелегкой семейной жизни с
этим человеком?

А ответ на него будет прост: потому что я не средневековая
черкешенка, которую похитили и насильно выдали замуж; у
меня был выбор, и ответственность за то, что он именно
такой, лежит по большей части на мне.

Венчание.jpg

Ответы на этот важнейший в жизни молодого человека или девушки вопрос предлагаем искать у оптинских старцев, к которым обращалась не только молодежь, но и выдающиеся мыслители своего времени.

Искать волю Божию, а не свою

Даю вам такой совет: во-первых, надо прибегать к Господу Богу с молитвой и к Пречистой Божией Матери – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле, а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Такое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле. Потом принять совет родных и ближних ваших, конечно, Господь и им известит сказать вам полезное. Еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности Святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую при содействии помощи Божией.

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 

Страсть – плохой советчик

Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

Неожиданная встреча с незнакомой девицей сделала на тебя впечатление, не может ли она составить партию? Может быть, и осуществится, если на то будет воля Божия; ты не ищешь богатства и красоты, а благочестия и разума, чтобы разделять на поприще житейском приятое и скорбное и чтобы имела правильное понятие о вещах и могла рассуждать хорошо. По уверению той почтенной дамы, у которой ты ее видел, она довольно образованна, умна и скромна, а и это немаловажно, что, проводя жизнь умеренно и даже бедно, могла избежать шумных и неполезных приличий мира или света, много имеющих влияние на нравственность. Ты находишься в колебании и не знаешь, серьезна ли эта мысль: я не смею взять на себя в таком важном деле решительно тебе сказать, но советую молиться Богу и предоставлять Его воле это дело. Если оно будет Ему благоугодно, то желание твое усилится к исполнению, и тогда, также призвав помощь Божию, отслужа молебен Господу и Матери Божией, приступать к делу, а если по молитве будет изглаживаться из памяти, то так и оставить.

Макарий Оптинский (Иванов)

Главный выбор – на стороне жениха, а не родителей

Родителям сына принуждать не полезно брать невесту такую-то или такую. Главный выбор невесты должен быть на стороне жениха, ибо ему жить с ней.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

С кем не нужно связывать свою судьбу?

Пишешь, что… один человек, который некоторое время жил в киновии близ Троице-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку… выйти ли этой девушке за означенного человека или нет? Выйти-то можно, да будет ли от этого толк? В Евангелии Сам Господь глаголет, что «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я со своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя.

Амвросий Оптинский (Гренков)  

А если проблемы со здоровьем?

С. не советую выходить замуж до полного выздоровления. Замужняя жизнь и крепкие организмы надрывает, а для больных и скорую смерть готовит.

Иосиф Оптинский (Литовкин)  

Торопиться в любом случае не следует

Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское; кроме собственных свойств его, рассмотреть и само его положение, и сами обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство.

Амвросий Оптинский (Гренков)

satelliteУ христиан существуют различные взгляды на то, как выбрать себе жену или мужа по воле Бога. Многие христиане боятся, что они могут отступить от воли Божьей или промахнуться с выбором. Некоторые верят, что есть только один человек, которого Бог избрал для каждого христианина и именно от Него зависит, удастся ли найти такого человека. И именно эта «правильная половинка» и будет Божьей волей. Найти «того самого» значит найти Божью волю и обрести супружеское счастье на всю жизнь. Многие верят, что если христианин женится на ком-то другом по случайности или по своей прихоти, тогда он или она пойдут вразрез воли Бога. Они могут быть счастливы, но не так, как могли бы, послушайся они Господа. Однако те, которые женятся не на том человеке, также не застрахованы от развода. Часто христианам кажется, что пары разводятся от того, что допустили ошибку при выборе партнера. Верны ли эти утверждения? Таким ли принципам учит Библия? Ответ отрицателен. Они не имеют под собой основания и Библия такому нигде не учит.

«Является ли он или она тем самым человеком?» — неправильная постановка вопроса

Правильный вопрос, который Библия учит задавать, такой: «Является ли он/она подходящим человеком для брака?» В Книге Притч сказано: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18:22). Другими словами, для мужчины найти женщину и жениться — благо. Верно и обратное. Для женщины найти мужчину и выйти за него замуж — также благо. Это означает, что брак — привилегия и благословение для людей.

Однако речь идет не о том, чтобы просто вступить в брак с любыми мужчиной или женщиной, а с мужчиной или женщиной правильного типа. В Книге Притч сказано: «Разумная жена — от Господа» (Притч. 19:14). Говоря иными словами, если вы хотите жену от Бога (по Божьей воле), найдите разумную женщину (рассудительную и умеющую владеть собой). Это касается и поиска мужа. Это лишь одно из тех качеств мужа или жены, которые будут благословением от Бога. Этот стих ставит в центр внимания то, что Бог хочет открыть через Писание.

Библия фокусирует наше внимание на том, чтобы найти мужа или жену правильного типа. Именно это и является Божьей волей для вас. Таким путем вы получите благословение от Бога. Писание не учит о том, что верующим надо найти конкретного человека, выбранного для него Богом, но Библия говорит, что мы должны сосредоточиться на том, чтобы выбрать человека верного типа и не прельститься неверным типом человека.

Хотя Авраам и Исаак искали жен для своих сыновей, будучи направляемы Богом, их опыт не является нормой. Мы – не они. Нормальным библейским подходом в этих внеэтических сферах является выбрать кого-либо, с кем ты хочешь вступить в брак, при условии, что выберешь ты правильного человека с точки зрения Божьих приоритетов. Вы также должны себя посвятить тому, чтобы следовать за Божьими стандартами брака”.

Божья воля в том, чтобы христиане соединяли себя узами брака с христианами

Первый приоритет: он или она должны быть христианами. Во 2 Кор. 6:14–16 сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Или какое соучастие верного с неверным?». Это понятное руководство от апостола Павла о том, что христиане не должны связываться (ни женитьбой, ни физическими взаимоотношениями) с нехристианами. Христиане были названы праведными во Христе и поставлены во свете истины. Им не позволительно вступать в интимные взаимоотношения с теми, которые не были названы праведными и до сих пор находятся в духовной тьме.

Это не означает, что христиане не могут дружить с нехристианами, но дружба не является долгом жизни, таким как брак. Бог хочет, чтобы христиане женились на христианках. Он хочет, чтобы Его дети соединялись свои жизни с Его детьми. Будучи мужем-христианином или женой-христианкой, в центре вашей жизни находится Христос; совсем не так в жизни нехристианина. Ваша вера и ценности основываются на Слове Бога, а у неверующих не так. Вам необходим непрерывный стимул доверять и подчиняться Богу. Может ли неверующий дать вам все это? Как вы будете ободрять его или ее изо дня в день, если он или она даже не верят в Бога?

Это важное посвящение, которое вы должны сделать как христианин, чтобы увидеть Божье благословение в своей жизни в этой сфере. Это та граница, которую вам надо провести, когда речь идет о том, за кем вы позволяете себе «упадать» или даже встречаться. Возможно ли иметь романтические чувство к кому-либо, кто не является христианином? Да, возможно. Привлекательность — часть нашей человеческой природы. Однако, это не является индикатором Божьей воли. Божья воля четко изложена выше. Мир провозглашает, что если вы считаете, что это допустимо, — это допустимо. Но это неправда! Если это в рамкам Божьей воли, тогда это допустимо. Вступление в брак с неверующим не может быть Божьей волей по определению.

Свидания с неверующими опасны с эмоциональной точки зрения! Если вы собираетесь быть мудрым в следовании этому, вам также надо будет понять, что встречаться с неверующими — это эмоционально небезопасно. Вы можете подумать вначале, что вы сможете удержаться от вступления в брак с неверующим. Я слышал, как один христианин говорил: «Я только встречаюсь с неверующим/неверующей. Я не собираюсь вступать в брак с ним/ней». Христианин, поступающий так, играется с эмоциональным огнем.

Что происходит, когда вы встречаетесь с неверующим? Ваше желание и романтические чувства растут, и, как результат, вам хочется выйти за него замуж. И что вы будете делать? Ваши чувства сильны, и вы причините себе намного больше боли, чем если бы не вступали в отношения. Что происходит, если неверующий хочет жениться на вас? Теперь вам придется сделать кому-то больно. Вы утверждаете, что вам есть дело до этого неверующего, но так ли это? Вы обманули неверующего, позволив ему или ей взрастить желание вступить с вами в брак, в то время как знали, что не можете соединить себя узами с этим человеком. Что же после этого думать неверующему о Христе и христианах, после такого болезненного опыта с вами?

Вы говорите: «Но вокруг меня нет христиан, жаждущих со мной встречаться». Может и так, но это не отменяет Божьего плана для вас. Доверие Богу в таких обстоятельствах это, собственно, и есть христианство. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:5,6). Божье желание в том, чтобы христиане вступали в брак с христианами с богоугодными чертами характера.

Поиск жены или мужа начинается с ее/его веры в Христа. Тем не менее, осознание себя христианином не гарантирует того, что она или она обладают качествами, необходимыми для успешного брака. В Притчах очень ясно сказано, что мужчина должен найти благоразумную женщину. К характеристике благоразумной жены, о которой мы уже читали. Притч. 31:10 добавляют еще одну характеристику: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов». Притч. 12:4 говорят о том, что «добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его». А Притч. 19:13: «Сварливая жена — сточная труба». Благоразумные и богобоязненные женщины должны найти мужчин с такими же характеристиками.

В Писании также приведены другие специфические характеристики людей, которых следует остерегаться. Это также относится к избеганию брака с такими личностями. Существует три типа людей, которых Писание призывает обходить стороной: глупец, бездельник и человек, не контролирующий своего языка. Глупец – это тот, кто поступает глупо. В Притчах 14:7 сказано: «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст».

Характеристики глупого человека описаны в нескольких местах Книги Притч. В Притч. 12:15 сказано, что «путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр». В Притч. 14:16 утверждается, что такой человек «раздражителен и самонадеян». Во фрагменте Притч 18:2 утверждается, что он «любит… выказать свой ум», а в Притч. 20:3 утверждается, что «всякий глупец задорен». В Притч. 28:26 подводится итог основной проблемы его жизни, когда говорится, что глупец не ходит в мудрости. В Притч. 29:11 также сказано, что он «весь гнев свой изливает» и не может похвастаться самоконтролем. Нам следует избегать вступления в брак с людьми, обладающими такими характеристиками.

Притчи также призывают остерегаться ленивых людей (бездельников). В Притч. 19:15 говорится, что бездельник спит все время, и поэтому вечно голоден. Притч. 26:15 показывают, что он слишком ленив, чтобы сделать попытку накормить себя. В Притч. 24:30–34 говорится, что лень провоцирует бедность. Особенно женщины должны избегать ленивых мужчин, которые не смогут выполнить свои финансовые обязательства. Грустно видеть женщину, которая вышла замуж за мужчину, который всегда говорит о зарабатывании «кучи денег». При этом он даже не желает найти стабильную работу. Остерегайтесь позволить себе влюбиться в мужчину, который не может сохранить работу. Есть сильная вероятность, что он не изменится сразу после того, как вступит в брак.

Нам следует избегать тех, кто врет (Притч. 6:17). Ложь уничтожает любое основание доверия во взаимоотношениях. Вы никогда не узнаете, говорит ли он/она правду или нет. Притч. 28:23 предостерегает от тех, кто «льстит языком». Такой человек хвалит вас, когда он на самом деле этого не имеет в виду. Он просто хочет получить что-то от вас. Притч. 15:1 говорят о еще одном человеке, которого следует остерегаться, — человека, использующего резкие слова. Резкие слова уничтожают сердца и умы других способны превратить долгосрочные взаимоотношения в долгосрочную боль.

Еще одной опасной чертой характера является недостаток самоконтроля. «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притч. 25:28). Город «без стен» — это город, который не защищен от неприятностей. Человек, который не умеет себя контролировать, не имеет защиты против зла. В его жизни будут царить руины и разрушения, потому что он не может держать эмоций и желаний под контролем. Он не может или просто не сдерживает свое поведение. Самоконтроль является важным качеством для успеха в жизни и взаимоотношениях. Бог описал свои границы в поведении, самоконтроль удерживает действия в рамках заданных границ.

Вот лишь некоторые из инструкций, которые Бог дает каждому из нас в процессе поиска жены или мужа. Никто не совершенен, но жизни упомянутых выше характеризуются этими качествами, поэтому они узнаваемы по ним. Это означает, что те характеристики регулярно подтверждаются в их жизнях. Это те роковые ошибки, которые уничтожают взаимоотношения, а не созидают их.

Если вы найдете жену или мужа, качества которых разрушают отношения, попытки созидать долгосрочные отношения вместе станут подобны строительству дома на зыбучем песке. Если вы найдете мужа или жену, личные качества которых могут созидать и поддерживать долгосрочные взаимоотношения в Господе, тогда вы последуете за Божьей волей в отношении поиска спутника жизни. Если вы оба желаете вступить в брак и жить вместе в качестве мужа и жены, тогда можете быть уверены, что Бог этого также желает, если не пытается препятствовать этому явно. Господь хочет благословить вас, поскольку вы ищете богобоязненного спутника. Если не получается найти, уповайте на то, что Бог все совершает вам на благо (Рим. 8:28).

Выберите того, с кем хотите соединить жизнь в рамках библейских моральных границ

Таким образом, Бог дает вам свободный выбор, вступать в брак или не вступать в брак. Если вы выберете вступать, вы можете связать себя узами брака с тем, с кем хотите, при условии, что он или она — тот правильный тип личности и он или она желают этого брака с вами. Это дает вам радость вести к алтарю того человека, с кем вы вступите в долгосрочный завет, с кем желаете жить до конца своей жизни! Запомните это, Бог создал брак как свободный выбор для вас. Когда вы идете к алтарю, вам нужно иметь желание вступить в брак с этим человеком всем своим сердцем. Вам не нужно этого делать из соображений, что это будет благо для вас или так правильно поступать, вы должны хотеть быть с этим человеком до конца своих дней!

Вам нужно довериться тому, что Бог благословит вас, если вы будете следовать Его руководству. Это благословение придет в двух главных формах. Он либо благословит ваш союз (это может означать ожидание), или Он разъединит вас согласно своей суверенной воле. Библия говорит, что если мы наслаждаемся Богом, Он даст нам то, чего желает наше сердце (Пс. 37:4; 20:4; 21:2). Иначе говоря, если на то есть Его воля (1 Ин. 5:14,15).

Я думаю, что эти стихи в совокупности означают, что Бог, будучи нашим Отцом, хочет, чтобы мы были счастливы. И если вы найдете кого-либо, кто является искомой личностью противоположного вам пола, тогда Господь благословит ваш союз (если только у Него нет какой-то особой причины так не делать). И хоть эта причина может быть не всегда явной для нас, это всегда будет для нашего блага (Рим. 8:28).

Что мне делать, если я не могу найти кого-то, кто хотел бы создать со мной семью? Значит ли это, что у меня есть дар безбрачия?

Желание вступить в брак является нормальным и естественным. Вспомните, как написано в Притч. 18:22: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа». Если у вас есть желание жениться, это хорошо. Если у вас нет желания вступать в брак и хотите сфокусироваться всей своей энергией на царствен Божьем, это также хорошо. Это дар безбрачия.

Об этом написано в Мф. 19:12: «Есть скопцы (фигуральное выражение для тех, сделал выбор не вступать в брак. — Авт.], которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Так было с Павлом. Он говорит в 1 Кор. 7:7, ободряя христиан оставаться холостыми: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я [холостым. — Авт.]. Но если не могут воздержаться [от сексуальных желаний. — Авт.], пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться [страстью. — Авт.]». Это означает, что если вы хотите вступить в брак, у вас нет дара безбрачия. Если вы хотите вступить в брак, это хорошо для вас.

Но если я хочу найти себе пару, но у меня не получается?

Есть много возможных причин, которых такое бесчисленное количество, что не имеет смысла здесь начинать обсуждать. Я предлагаю вам поговорить с пастором или зрелым христианином, который бы вас знал и был способен помочь в конкретной ситуации. В конце концов, Бог суверенен и вам необходимо довериться Ему с теми обстоятельствами, в которых вы сейчас находитесь. Очень важно помнить то, что написано в Притчах (Притч. 3:5,6). Вам не нужно сдерживать желание вступить в брак, не нужно притворяться, что у вас такого желания нет. Все это естественно, вам нужно молиться об этом и доверить все остальное в Божьи руки.

Оригинал © Titus Institute of California, перевод © Help for Heart.

(1)

1. Напоите первого встречного путника и его верблюдов, приведите его в дом, накормите, обогрейте, обязательно выслушайте. Если он предложит вам жениха по дальней родственной линии, а вы его никогда не видели, не отказывайтесь, сразу же соглашайтесь, даже если придется ехать в другую страну. (Ревекка, Быт. 24:10-64)
2. Если у вас красивая младшая сестра, которую любит замечательный юноша, а вам уже срочно пора замуж, но вам не светит, не стесняйтесь войти в сговор со своим хитрым отцом. В первую брачную ночь заточите свою сестру где-нибудь и, не включая свет, просто войдите в комнату и быстренько прыгайте к жениху в кровать. Наутро уже ничего нельзя будет сделать. А после – просто рожайте как можно больше детей. Дети связывают мужа. (Лия, Быт. 29:17-26)
3. Если умная пожилая женщина нашла для вас, молодой девушки, состоятельного, но уже зрелого мужчину, гораздо старше вас, вам нужно найти к нему правильный подход. Не ведите себя с ним как с молодыми людьми – не пытайтесь строить глазки и кокетливо разговаривать. Здесь не слова нужны, здесь важны дела. Приходите в полночь к нему в офис. А перед этим хорошенько вымойтесь, намажьте тело свое благовониями, наденьте самую лучшую красивую одежду, которая у вас есть, если нет – купите. Только не торопитесь. Дождитесь, когда он хорошенько наестся и напьется, и заснет. Тогда тихонько заходите к нему в кабинет, раскройте одеяло в его ногах, и прямо там же, у ног, ложитесь спать. Среди ночи он почувствует вас, содрогнется и скажет, что вам делать.(Руфь, кн. Руфь, 3:13 )
4. Когда вы замужем, но муж ваш очень злой и вредный, достал и вас, и всех в округе, поругался со всеми, с кем только можно было, и дошло до того, что над вашей семьей нависла угроза и опасность, не допустите гибели для себя и своей семьи. Берите ситуацию в свои женские хрупкие руки. Выйдите на переговоры с его врагами, везите множество подарков, пусть это будут просто хорошие продукты. Мужчины это уважают. Наберите все лучшее из ваших погребов. Пусть подарки доставят раньше, чем вы придете.
И только после этого приходите сами, не раздумывая, падайте в ноги, плачьте и от всего сердца говорите врагу вашего мужа много сладких слов. И обязательно покажите разницу, дайте понять, что ваш муж – это мелочь и не достоин внимания такого господина. Через время за вами вернутся в брачном кортеже. Таких женщин не пропускают. (Авигея, 1-Царств, 25: 14-35, 38-42)
5. Если вы замужем, и муж у вас хороший, но нет между вами ничего: ни детей, ни общих интересов, а в личной жизни совсем завал – ведь он предан своему делу и стал постоянно пренебрегать вами – и часто вам становится скучно, и вы не знаете, в чем смысл вашей жизни, тогда просто – полюбите ванну. Полюбите сам ритуал омовения.
Во-первых, выберите просторную комнату для ванной, с большим открытым окном, в одном из самых престижных районов города, с видом на главную площадь. Во-вторых, никогда не зашторивайте окно, мойтесь не торопясь, медленно, желательно, стоя. Главное во всем этом – не торопиться натирать свое тело мыльной пеной. В-третьих, займитесь фитнесом, вы должны быть стройной и красивой. Тогда, возможно, на вас обратит внимание сам царь или президент и пришлет за вами своего человека в черной машинке. А дальше – дело техники. (Вирсавия, 2-Царств 11:2-4 и далее)
6. Если ваш дядя влиятельный человек, а вас насильно взяли в жены, и вы причислены ко множеству таких же женщин (любовниц), но хотите быть единственной, слушайте во всем своего дядю*. Вам обязательно нужно быть скромной (ничего лишнего не просить для себя), доброй, щедрой, вам нужно понравиться всем окружающим и быть во всем за одно со своим дядей. Когда вы плените сердце своего мужа, и он полюбит вас, не успокаивайтесь. Сами поститесь, а для него делайте пир за пиром, для него и его подчиненных. Тогда вы овладеете и сердцем мужа своего, и головами врагов своих, и станете единственной и неповторимой женой. (Есфирь, Есф. 2-7)
7. Если вам нужен влиятельный муж, но кроме этого вы любите роскошь и богатство, просто будьте красавицей, без особых принципов и серьезного подхода к жизни. Но приготовьтесь быть одной из тысячи, приготовьтесь с ними делить постель или не делить вообще – очередь, возможно, не дойдет. (Жены царя Соломона, 3-Царств 11: 1-3)
8. Если вы шпионка, то муж вам нужен особый – особо редкий объект для добычи ценной информации государственной важности. Нужно будет однажды соблазнить его, но это будет нетрудно. Всегда будьте ослепительны. Узнавайте день за днем слабости вашего мужа и аккуратно в нужный момент жмите на них. Здесь вам нужно будет потрудиться – одарить его множеством от сладости бессонных ночей. Тогда он вам расскажет все. (Далида, Суд. 16:1-20)
9. Достаточно быть красивой девушкой и не интересоваться личностью Бога, чтобы в один из дней к вам вошел искушенный ангел и взял вас в жены. И тогда родятся у вас исполины – дети необыкновенно высокого роста , возможно, этим вы поможете сборной по баскетболу. (Быт. 6:2-4)
10. Чтобы найти мужа и выйти замуж, кому-то нужно просто проснуться…
Держите Бога за руку, Он приведет вас к нему (Быт.2:22)

http://ohriste.info/?p=3181

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь помещения в математике
  • Как найти новых друзей ребенку
  • Детская площадка на вднх как найти
  • Как найти пароль если потерял
  • Как найти в компьютере папку local