Как найти музыкальный слух

Музыкальный слух: что это такое и как его развить?

Что такое музыкальный слух? Всем ли он нужен или только певцам и музыкантам? Можно ли его развить? И так ли все безнадежно, если человеку, как говорится, «медведь на ухо наступил»? На самом деле современные техники самообразования позволяют развить все, что угодно. В этом вы сможете убедиться, если пройдете наш курс «Лучшие техники самообразования». А пока поговорим о музыкальном слухе.

Что такое музыкальный слух?

Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.

Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.

Основные виды музыкального слуха:

  1. Абсолютный – способность точно определять и запоминать высоту звука (ноту) без сравнения с заранее заданной высотой звука (нотой).
  2. Относительный (интервальный) – способность идентифицировать звуковысотные соотношения, т.е. расстояния (интервалы) между нотами.
  3. Внутренний – способность мысленно «услышать» музыку. Классический пример обладания таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дар писать музыку, воспринимая ее звучание лишь внутренним слухом.
  4. Ритмический – способность идентифицировать длительность и последовательность звучания нот (ритм), а также скорость звучания музыки (темп).
  5. Мелодический – способность воспринимать движение мелодии и изменение высоты звуков друг относительно друга.
  6. Гармонический – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по одной.
  7. Ладовый – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и разрежение в музыке.
  8. Архитектонический – способность различать формы музыкального произведения, идентифицировать закономерности его строения.
  9. Фактурный – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосной композиции, слышать нюансы звучания всех участвующих в оформлении произведения голосов и музыкальных инструментов.
  10. Полифонический – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий и/или голосов внутри произведения.

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.

Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.

Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.

Как работает человеческий слух?

Человеческий слух зависит от комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Для справки: ушная улитка – это передний отдел перепончатого лабиринта, отвечающий за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки.

Задача органов слуха – анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств есть специализированные сенсорные клетки, которые преобразуют сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека выполняет анализ звука и преобразует его в нейронный код. Данный процесс подробно описан в работе How the ear works – nature’s solution for listening [W. Brownell, 1997].

Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, задействованы одинаковые нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он точно таким же образом может слышать и музыку. И точно так, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки.

Другое дело, что в быту люди обычно не задаются целью различать нюансы звучания голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, даже в быту каждый человек будет слышать намного больше, чем если не будет обращать внимание на такие тонкости.

Однако все, что касается профессиональных занятий музыкой, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает ноты и названия интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что и позволяет воспроизводить песню. Это в случае, если человек обладает развитым музыкальным слухом, как говорится, от природы. Если же природа не наградила такой суперспособностью слышать нюансы звучания музыки, ее можно развить.

Вы уже знаете о том, что восприятие звуков – это комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.

Более того, занятия музыкой и работа над развитием музыкального слуха улучшают способности человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее идентифицировать источник звука. Ученые провели ряд исследований, описанных в работе Playing Music for a Smarter Ear: Cognitive, Perceptual and Neurobiological Evidence и выяснили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы обработки музыки и речи [D. Strait, N. Kraus, 2011].

И даже кратковременные тренировки дают видимый (точнее, слышимый) эффект в способности различать высоту звука. В работе группы ученых Influence of musical and psychoacoustical training on pitch discrimination («Влияние музыкальной и психоакустической тренировки на различение высоты звука») на примере двух групп по 30 человек убедительно доказано, что путем специальных тренировок можно со временем достичь практически такой же чувствительности восприятия звуков, как у музыкантов, специализирующихся на классической музыке [С. Micheyl et al., 2006].

Если же у вас задачи попроще, чем исполнять классические произведения на большой сцене, вам вполне под силу самим развить свои способности слышать больше и лучше. Но прежде, чем мы начнем давать советы, как развить музыкальный слух, следует определиться с критериями прогресса. Другими словами, в какой момент и как именно вы поймете, что стали слышать музыку лучше, чем раньше. Поэтому для начала нужна проверка музыкального слуха.

Как проверить музыкальный слух?

Способы проверки достаточно стандартны, их предложат в любой музыкальной школе, если вы, допустим, решите проверить музыкальный слух у ребенка. Проверка ведется по трем основным направлениям: чувство ритма, способность к интонированию, музыкальная память.

Как проверить музыкальный слух:

  1. Чувство ритма – для испытуемого настукивают какой-либо ритм и просят повторить. При наличии музыкального слуха испытуемый точно воспроизводит ритм. Чем более сложный ритм удается воспроизвести, тем лучше чувство ритма у испытуемого.
  2. Способность к интонированию – испытуемому дают прослушать мелодию и просят напеть. При наличии музыкального слуха испытуемый легко воспроизводит небольшой фрагмент мелодии в пределах рабочего диапазона своего голоса. Чем более сложную мелодию удается воспроизвести, тем лучше способность к интонированию у испытуемого.
  3. Музыкальная память – испытуемого просят отвернуться и играют для него ноту, затем просят его найти эту ноту на музыкальном инструменте, обычно на фортепиано. Предварительно следует показать, что более низкие звуки издают клавиши слева, более высокие – клавиши справа.

Далее можно зафиксировать результаты проверки и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц занятий. Тогда можно будет легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получилось воспроизвести нечто заметно сложнее, значит, прогресс есть.

В нашу цифровую эпоху можно проверить музыкальный слух онлайн при помощи специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Мэнделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющих проверить разные аспекты музыкального слуха [J. Mandell, 2020]. В частности, прослушать 36 пар похожих либо идентичных музыкальных отрывков и ответить на вопрос, являются ли они одинаковыми (зеленая кнопка) или разными (красная кнопка).

Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, есть более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать тихое фортепиано далеко на фоне и угадать, что играет, когда останавливается бас:

  • оркестровый треугольник;
  • колокольчики и ксилофон;
  • звуки живой природы;
  • скрипка-пиццикато.

Или такой вопрос: какие два инструмента делают песню такой душевной? Выбрать нужно из следующих комплектов инструментов:

  • банджо и губная гармошка;
  • ситар и баян;
  • балалайка и труба;
  • гитара и свисток.

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, как минимум, иметь представление, что такое ксилофон и скрипка-пиццикато. А чтобы разобраться со вторым, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не слишком широко распространены в нашей культуре.

Особый интерес представляют онлайн-сервисы, которые дают возможность как проверить музыкальный слух, так и поработать над развитием музыкального слуха. Например, сервис «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», где есть блок теории и практические упражнения. Их выполнение оценивается по 10-балльной системе результаты можно сохранить, а спустя время вновь пройти тест на музыкальный слух и сравнить новые результаты с предыдущими. Как развивать музыкальный слух, чтобы увидеть прогресс? Давайте рассмотрим разные способы!

Как развить музыкальный слух?

Коль скоро мы уже начали говорить о сервисе «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», давайте рассмотрим его подробнее. Он ценен тем, что имеет четкую структуру, сходную с планом занятий в музыкальной школе. Тут сразу понятно, над чем именно вам предстоит работать в том или ином разделе.

Начать рекомендуется с самого простого – упражнений на интервалы. Сначала предлагается ознакомиться с теорией и терминами, которые будут использованы в заданиях, а потом перейти к заданиям:

  • сравнение интервалов;
  • определение интервалов;
  • пение интервалов;
  • чтение интервалов.

Желающие вникнуть в тему более глубоко могут перейти к упражнениям на гаммы и аккорды. Там тоже будет предложена теоретическая часть и практические тесты. В отдельный раздел вынесены упражнения на ритм. Помимо теории там есть следующие практические задания:

  • чтение ритма;
  • диктовка ритма;
  • имитация ритма.

Из русскоязычных сервисов с подобным функционалом можно еще отметить GNU Solfege. Есть неплохие варианты и в англоязычном сегменте. Это, в частности, программы EarToner, InPitch, Tete.

Если эти программы покажутся вам слишком сложными, можно начать с варианта попроще. Например, играть ноты на музыкальном инструменте и одновременно петь их. В отсутствие музыкального инструмента можно скачать онлайн-фортепиано (симулятор пианино). Клавиши разворачиваются вдоль широкой стороны экрана планшета или смартфона и, в принципе, играть удобнее на планшете (лучше 10-дюймовом).

Тем, кто совсем не умеет играть и пока не знает даже ноты, рекомендуем приложение Perfect Piano. В настройках можно задать удобное для вас количество клавиш на экране, подписать на клавишах ноты, добавить эффект электропианино или синтезатора, управлять длительностью звучания ноты. Белое поле поверх затемненных клавиш вверху экрана можно сместить вправо или влево, чтобы на экране отображались клавиши с более низким (слева) или более высоким (справа) звучанием:

Начать тренировку музыкального слуха можно стандартно, как в музыкальной школе: с гаммы до-мажор. Это просто все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». Новичкам для простоты рекомендуется подписать ноты как do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Данный вариант обозначения нот можно выбрать в настройках. Именно эти ноты и нужно сыграть и спеть как раз в такой последовательности:

Упражнение можно усложнить: спеть гамму не только в прямом, но и в обратном порядке, играть все клавиши подряд, белые и черные, играть и петь do-re-do, затем do-mi-do, потом do-fa-do и т.д.

Чтобы проверить, насколько точно вы попадаете в ноты, рекомендуется скачать Pano Tuner. После установки и начала работы вам нужно разрешить программе доступ к микрофону. Так программа будет улавливать звуки и показывать, какую ноту вы сейчас взяли. Вы, соответственно, получаете наглядную возможность контролировать, удалось ли вам попасть в ту ноту, которую вы хотели взять, или нет.

В Pano Tuner по умолчанию принято стандартное обозначение нот С («до»), D («ре»), E («ми»), F («фа»), G («соль»), A («ля»), B («си»). Новички часто задаются вопросом: почему первая нота октавы обозначается буквой С, а не буквой А? Дело в том, что когда буквенная система обозначения нот только начинала зарождаться, музыкальный звукоряд было принято начинать с ноты «ля», а не с ноты «до», как сейчас. Именно поэтому буква А досталась ноте «ля», и закрепилась за ней в дальнейшем.

Если и это вам кажется сложным, можно просто записаться на урок к профессиональному преподавателю музыки. Если вы живете в небольшом населенном пункте, где нет возможности найти музыкального педагога, можно поискать онлайн-уроки. Такие занятия доступны везде, где можно выйти в Интернет.

Но не важно, будете вы заниматься сами или с педагогом, принципы успешной работы по развитию музыкального слуха будут общими. Если кратко изложить основное содержание учебников по сольфеджио, есть 3 основных типа упражнений по развитию музыкального слуха.

Вся суть сольфеджио за 3 минуты:

  1. Последовательное воспроизведение нот – вам играют ноты по одной, а вы поете то, что слышите.
  2. Одновременное воспроизведение нот с необходимостью вычленить на слух каждую ноту – вам играют одновременно 2 или 3 ноты (одни и те же 2-3 раза подряд), а вы должны спеть последовательно каждую из прозвучавших нот.
  3. Акапельное пение – вам сначала играют ноту/ноты, вы потом должны спеть эту ноту/эти ноты без музыкального сопровождения по памяти.

После того как данные упражнения перестанут вызывать затруднения, можно перейти на более сложный уровень. Например, пытаться подобрать на слух мелодию из понравившейся песни, используя музыкальный инструмент или же Perfect Piano. Далее можно попробовать спеть отрывок из песни, контролируя попадание в ноты с помощью Pano Tuner.

Развитию музыкального слуха помогает «музыкальная наблюдательность»: пытайтесь услышать, какие музыкальные инструменты звучат в той или иной композиции, а потом сопоставьте свои догадки с действительностью, посмотрев запись живого выступления. Пытайтесь на слух отличить бэк-вокал от дабл-трекинга. Для справки: дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов записывают 2 раза или более и затем накладывают друг на друга.

Итак, подытожим советы по развитию музыкального слуха:

  1. Самостоятельные занятия с компьютерной программой или специальным мобильным приложением.
  2. Самостоятельные занятия с музыкальным инструментом или симулятором музыкального инструмента.
  3. Занятия с педагогом по музыке или вокалу.
  4. Подбор мелодий на слух при помощи музыкальных инструментов или симуляторов.
  5. Пение песен и мелодий с контролем попадания в ноты.
  6. Анализ инструментальных партий музыкального произведения на слух.
  7. Анализ вокального дизайна музыкального произведения.

Отдельная тема – развитие музыкального слуха у ребенка. Маленькие дети в силу возраста не могут самостоятельно сосредоточиться на занятиях, поэтому лучше их организовать в игровой форме.

Как развить музыкальный слух у ребенка 2-5 лет:

  1. Предлагать слушать разные музыкальные композиции (детские песни, эстраду, блюз) и затем обсуждать нюансы звучания композиции (быстрая или медленная), эмоциональный фон (веселая или грустная).
  2. Предлагать угадать предмет по звуку (трясти пакет с крупой, звенеть ключами, стучать по дереву и т.д.)
  3. Обращать внимание ребенка на звуки окружающего мира (шелест травы, плеск воды, шум мотора автомобиля).
  4. Предлагать ребенку подражать звукам окружающего мира (изобразить, как мяукает кошка, лает собака, заводится мотоцикл).
  5. Подарить ребенку игрушечные музыкальные инструменты (бубен, гитару, саксофон и прочее).
  6. Показать ребенку, как отбивать ритм музыки, как попадать в такт, предлагать похлопать в такт мелодии.
  7. Разучивать с ребенком простые детские песенки.

Эти простые и веселые шаги помогут не только развить музыкальный слух у ребенка, но и приобщить его к волшебному миру музыки и подготовить ко многим видам деятельности, где наличие музыкального слуха будет большим преимуществом. Более того, научные исследования наглядно доказывают, что занятия сольфеджио способствуют успехам в математике. В частности, подобные наблюдения изложены в работе «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио» [Е. Ежова, 2007].

Если ваш ребенок демонстрирует способности выше среднего, можно рекомендовать для ознакомления работу «Развитие звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности» [И. Ильина, Е. Михайлова, 2015]. А подходящие для детей песни и упражнения можно найти в работе «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» [К. Малинина, 2019].

В общем, независимо от того, есть ли музыкальный слух у вас или ваших детей, всегда можно найти возможность улучшить и усовершенствовать навыки в этой области. Если вы решите делать это самостоятельно, обязательно пройдите наш курс «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель можно намного улучшить эффективность изучения практически любой школьной или вузовской дисциплины, иностранного языка и любой новой для вас информации.

Желаем удачи и до встречи!

Ключевые слова:1LLL

Музыкальный слух — это способность человека воспринимать и воспроизводить музыку. Очень часто люди задаются вопросом о наличии у них музыкального слуха. Когда они хотят петь, но получается не очень похоже. Когда они «узнали» мелодию, а это не она…

Тогда человек сам себе выносит приговор — «Мне медведь на ухо наступил».

И человек лишает себя огромного удовольствия и большой пользы — общения с музыкой. И это неправильно и несправедливо. Никому медведь на ухо не наступал. Наличие музыкального слуха, во-первых, определяется разными факторами. Во-вторых, музыкальный слух можно развить!

ВАЖНО: Хорошая новость! По статистике, лишь 2% людей не имеют музыкального слуха. Но это, видимо, те кто никогда не занимались музыкой и даже не пытались развить свой слух.

Как определяют музыкальный слух

как определяют музыкальный слух

Чтобы определить музыкальный слух, надо пройти несколько несложных тестов.

Эти тесты задаются детям при поступлении в музыкальную школу.
Первое задание — проверка чистоты интонации — надо спеть знакомую песенку.
Следующее упражнение — на ритмическое восприятие — простучать или прохлопать заданный преподавателем ритм.
Далее идет проверка звуковысотного восприятия — надо определить — вторая нота выше или ниже заданной. Возможно задание — на каком инструменте звучит нота или мелодия.

Потом упражнение на проверку музыкальной памяти — повторить на «ля-ля» или «та-та» небольшой фрагмент, сыгранный или спетый преподавателем.

Ну, и если все задания выполнены «на ура» — приемная комиссия может проверить наличие абсолютного слуха. Это умение слышать высоту звука без подсматривания на клавиатуру или в ноту. Например, вам играют любую ноту, а вы слышите, что это фа-# или си-♭, или ми, и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие параметры, по которым определяют наличие музыкального слуха: чистая интонация, чувство ритма, определение высоты и тембра звука, музыкальная память, абсолютный слух.

Как развить музыкальный слух

Вопрос наличия музыкального слуха актуален не только для детей, поступающих в музыкальную школу или уже учащихся в ней. Многие взрослые люди хотят начать петь или играть на музыкальном инструменте. Но сомневаются в своих музыкальных способностях.

Развить музыкальный слух можно при помощи сольфеджио. Сольфеджио — это музыкальная дисциплина, включающая в себя теорию музыки, пение гамм, интервалов, аккордов в мелодическом виде. Кроме того, сольфеджио развивает музыкальный слух и пассивным образом — это запись музыкальных диктантов, определение на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Очень эффективными являются упражнения В.Кирюшина, познакомиться с которыми можно на этой странице.

Заниматься можно самостоятельно, если у вас достаточно мотивации и силы воли для ежедневных тренировок.
Но более продуктивными ваши занятия будут под руководством преподавателя.

Проверка чистоты интонации

проверка чистоты интонации

Нажми на значок Play, послушай ноту и спой ее на слог «ля» или «та», или как тебе нравится:

Теперь вот эту:

Получается? Как ты сам оцениваешь своё пение? Если не можешь объективно дать оценку себе любимому, попроси того, кто сейчас рядом с тобой.

Послушай третью ноту и спой её:

Итак, насколько чисто ты поёшь? Поставь себе оценку от 1 до 5 и запиши её на листочек, чтобы не забыть. В музыкальной школе всегда так делают на приемных экзаменах.

Если ты поёшь фальшиво, и сам понимаешь это, — не расстраивайся. Это ещё не означает, что у тебя нет музыкального слуха. Скорее всего, у тебя пока ещё не выработана координация между слухом и голосом.
Этот вопрос решается регулярными занятиями сольфеджио и пением.

Сопоставление нот — выше или ниже?

Как ты считаешь, в предыдущем задании какая нота была самой низкой по звучанию?

Первая, Вторая или Третья? Нажми на ту, которую считаешь правильной.

Угадал? Ставь себе 5 баллов на листочек. Если не угадал, то 1!

Тренируемся дальше. Послушай три ноты и определи какая из них самая высокая?

Первая, Вторая или Третья нота самая высокая? Нажми на кнопку, которую считаешь правильной.

Если угадал правильно, поставь себе 5 на листочек! О, у тебя уже три отметки!

Переходим к следующему разделу.

Тембровый слух

Тембровый слух – способность различать голоса родных и незнакомых людей, звучание музыкальных инструментов, звуки природы, шумы города.

Посмотрите на рисунки ниже и назовите эти инструменты. У каждого из них свой голос — тембр.

  • Есть ли у тебя музыкальный слух?
    Скрипка
  • Есть ли у тебя музыкальный слух?
    Рояль
  • Есть ли у тебя музыкальный слух?
    Балалайка
  • Есть ли у тебя музыкальный слух?
    Труба

Какой инструмент сейчас звучит?

Выбери правильный ответ:

А это что за инструмент?

Нажми на кнопку с правильным ответом:

Какому инструменту принадлежит этот яркий тембр?

И ещё послушай вот этот дивный тембр:

Конечно же, это звучит… Нажимай ответ!

За выполнение этого задания ты точно получаешь 5 баллов. Ведь тембровым слухом обладают все люди на земле. Мы же сразу узнаем голос знакомого человека, услышав его по телефону. Или наоборот, перепутаем голоса двух сестёр, потому что у них одинаковый тембр.

Узнавание тембров — это врожденное чувство у людей. Так что в этом задании ты не запутаешься!

Угадай мелодию

Угадай мелодию знакомой песни

Помнишь популярную передачу? Там звучит несколько нот, и участник должен угадать мелодию. Это проверка на знание мелодий и конечно же — музыкальный слух. Самое сложное было — угадать мелодию с трёх нот!

Мы пойдём дальше. Будем угадывать мелодию с двух нот! С одной ноты угадать невозможно — все абсолютно мелодии начинаются с одной ноты.

Вспомни известные детские песни

«В лесу родилась ёлочка» — сл. Раиса Кудашева, муз. Леонид Бекман

«Пусть бегут неуклюже» — сл. Александр Тимофеевский, муз. Владимир Шаинский

«Кабы не было зимы» — сл. Юрий Энтин, муз. Евгений Крылатов

«Чунга-чанга» — сл. Юрий Энтин, муз. Владимир Шаинский

«Маленькой ёлочке холодно зимой» — сл. Зинаида Александрова, муз. Михаил Красёв

«В траве сидел кузнечик» — сл. Николай Носов, Владимир Шаинский

Послушали, вспомнили эти песни?
Теперь приступаем к тестированию.

Угадай песню с двух нот!

Это было сложное задание. Поэтому, если ты угадал шесть или пять песен, поставь себе 5 баллов!
Если угадал четыре песни — это 4 балла.
В случае, когда угаданы три или две песни, ты получаешь 3 балла.
Если угадана хотя бы одна песня — твои 2 балла.
Если ни одной песни не угадано, то это 0 баллов.

Чтобы научиться петь чисто и красиво, надо обязательно заниматься сольфеджио, изучать нотную грамоту.
Посмотри, что уже умеют делать дети в 1 классе музыкальной школы. Полистай рабочую тетрадь.

Проверяем чувство ритма

Проверяем чувство ритма

Чтобы проверить чувство ритма, нужно повторить тот ритм, который преподаватель прохлопывает или простукивает.

Например, так:

Или так:

Вот еще вариант:

Простучи или прохлопай предложенные образцы ритма.

Послушай мелодию и определи ритм, которому она соответствует

Теперь тебе надо определить, какому из ритмов, прозвучавших выше, соответствует заданная мелодия.

Если ты узнал мелодии по ритму, поставь себе 5 баллов. Если сделал ошибку, поставь 3 балла.

Музыка тематическая и фоновая

Главное в музыкальном произведении — мелодия, которая передает основную мысль композитора. Она должна быть яркой, запоминающейся. Мелодия, гармония, фактура и многие другие средства музыкальной выразительности делают произведения самобытными и неповторимыми. Это тематическая музыка.

Но есть музыка фоновая, которая звучит в кафе, торговых центрах, в других общественных местах. Она призвана создавать настроение, атмосферу легкости, спокойствия, радости. В такой музыке нет другой смысловой нагрузки.

Давай проверим твою музыкальную интуицию. В каком образце звучит тематическая музыка? А в каком фоновая?

Первый пример был фоновой музыкой, а второй относится к тематической музыке.
Прозвучала Хабанера из оперы Ж.Бизе «Кармен».

Поставьте себе за выполнение этого задания 5. Не сомневаюсь, что вы не ошиблись.

Заключение

Подведем итоги нашего тестирования.

Если ты набрал за все пройденные задания 30-35 баллов, то ты — счастливый обладатель музыкального слуха!

Если же твои баллы ниже, то нет повода расстраиваться, потому что музыкальный слух можно и нужно развивать!

Я с радостью помогу тебе в этом! Не надо лишать себя радости и пользы от занятий музыкой.

Для профессионалов и любителей существует весьма сложный тест для определения вашего музыкального слуха. Переходите на сайт https://www.themusiclab.org/

Наверняка многим из вас известен популярный тест, которым проверяют наличие музыкального слуха у детей. На фортепиано берут одну ноту и дают послушать ребенку, после чего он должен сам найти эту ноту на клавиатуре. Но мало кто знает, что этот тест на самом деле совершенно не является проверкой слуха. Ребенок может не пройти его, если у него плохая музыкальная память. Но это вовсе не значит, что у него нет способности заниматься музыкой. Музыкальную память, как и любую другую, можно натренировать. Если же человек не может попасть голосом в ноту, и вообще поет так, как будто ему «медведь на ухо наступил» — это так же не говорит о том, что у него нет слуха. Он может просто “не владеть голосом”, то есть в уме знает как должен звучать голос, но повторить не может, ведь этому следует обучаться так же, как и игре на любом музыкальном инструменте. Отсутствие же слуха подразумевает то, что человек вообще не отличает разные ноты друг от друга, поэтому музыка для него не существует.

Что такое отсутствие музыкального слуха и как это проявляется? От отсутствия музыкального слуха в разной степени страдают 4% населения Земли. Фото.

От отсутствия музыкального слуха в разной степени страдают 4% населения Земли

Что такое тональная глухота (амузия)

Отсутствие музыкального слуха, или тональная глухота — это неврологическое расстройство, которое называется “амузией”. Согласно одному из исследований, от амузии страдает порядка 4% населения Земли. Так как при отсутствии музыкального слуха человек не может различать ноты, он не слышит музыку, а точнее — мозг не идентифицирует музыку. Она звучит для таких людей так же, как для нас звук работающего холодильника, фена или, например, перфоратора.

Поэтому если вы или ваш ребенок обладает способностью наслаждаться музыкой, значит с музыкальным слухом все в порядке. Можете смело начинать обучаться игре на инструменте, если есть такое желание. Фактически, сам факт желания заниматься музыкой говорит о наличии музыкального слуха. Правда, амузия бывает легкой, вызывающей трудности в распознавании мелодий. Но амузики обычно не слушают музыку и, тем более, их не тянет учиться петь или играть.

Что такое тональная глухота (амузия). Амузики не чувствуют разницу высоты тона. Фото.

Амузики не чувствуют разницу высоты тона

Людям даже с незначительными проблемами с музыкальным слухом сложно отличить мелодии, если они не слышат текста песен. Такие люди могут отличать только ноты, у которых большая разница в высоте тона. Если же высота нот отличается незначительно (полтона-тон), то разницы они не слышат.

Кроме того, людям с легкой амузией сложно отличать восходящие и нисходящие изменения, то есть пассаж из нот до-ре-ми от пассажа ми-ре-до они отличить не могут. Также им тяжело воспринимать закономерности в последовательностях нот при прослушивании музыкальных воспроизведения. Некоторые амузики не могут отличить звучание инструментов.

Почему возникает тональная глухота

Большинство людей с отсутствием музыкального музыкального слуха рождаются такими. Поэтому их ближайшие родственники, к примеру, братья и сестры или один из родителей тоже страдает амузией. У некоторых людей амузия может развиться с возрастом, чаще всего это происходит после инсульта или травмы мозга. Приобретенная амузия — гораздо более редкая проблема, чем врожденное отсутствие музыкального слуха.

Почему возникает тональная глухота. Отсутствие музыкального слуха передается по наследству. Фото.

Отсутствие музыкального слуха передается по наследству

Что же касается других причин, таких как прослушивания музыки на большой громкости в наушниках, то они не способны лишить человека музыкального слуха. Но зато вполне можно лишиться слуха в принципе, если выкручивать громкость на максимальные значения.

Могут ли люди с частичной амузией развить музыкальный слух? Скорее да, чем нет, по крайней мере, могут улучшить способность распознавать высоту нот, подобно тому, как дислексики могут научиться читать и писать. Однако заниматься тренировкой музыкального слуха как можно с более раннего возраста.

Испытывают ли люди с амузией проблемы в повседневной жизни

Способность различать тона может понадобиться не только при прослушивании музыки или игре на музыкальном инструменте. В повседневной жизни человеку приходится обрабатывать и распознавать звуки окружающей среды, различать человеческие голоса и интонацию речи. К примеру, иногда отличить вопрос от утверждения можно только по интонации. Но как с этим обстоят дела у амузиков? Данные на этот счет разнятся. Некоторые исследования указывают на то, что расстройство специфическое и касается только музыкальной области.

Испытывают ли люди с амузией проблемы в повседневной жизни. Люди с отсутствием музыкального слуха обычно не испытывают проблем в общении. Фото.

Люди с отсутствием музыкального слуха обычно не испытывают проблем в общении

Но есть исследования, которые указывают на то, что люди с отсутствием музыкального слуха испытывают проблемы восприятия интонации речи. Очевидно, многое зависит от степени тяжести амузии. Кроме того, высота тона — далеко не единственный сигнал, на который мы полагаемся в устной речи. Поэтому в повседневной жизни проблема может быть не так выражена.

Переходите по ссылке на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов посвященных науке.

Ну а напоследок всем, у кого со слухом все в порядке, рекомендуем слушать музыку или даже играть на музыкальных инструментах. Как показывают последние исследования, музыка защищает от слабоумия в преклонном возрасте. Правда, речь не о мозге в целом, а лишь отдельных его участках.

Музыкальный слух представляет собой сочетание способностей, которые необходимы человеку для грамотного восприятия, сочинения и исполнения музыки. Он позволяет тонко воспринимать как отдельные музыкальные качества звуков (громкость, высоту, тембр), так и гармоничные связи между ними в музыкальной композиции (чувство ритма, лад). К уникальной способности к пению и музицированию особое отношение. Люди, обладающие музыкальным слухом, считаются чуть ли не избранными, а человек, подходящий под описание «медведь на ухо наступил», зачастую чувствует свою неполноценность.

Насколько редко встречается музыкальный слух? Как понять, есть ли музыкальный слух? Почему не все люди им обладают? Для ответа на эти вопросы нужно понять, что любая человеческая способность возникает от жизненной необходимости. Такую функцию организм обрел после освоения коммуникации при помощи звуков. Чтобы речь была понятна, человеку необходимо различать звуки по тембру, длительности, силе и высоте. Именно это умение и нужно для развития музыкального слуха. И если вы думаете, как развить или улучшить музыкальный слух, стоит понять, каким он бывает.

Содержание:

  • 1 Абсолютный
  • 2 Относительный
  • 3 Мелодический
  • 4 Гармонический
  • 5 Внутренний
  • 6 Можно ли развить музыкальный слух?

Абсолютный

Что значит иметь абсолютный музыкальный слух? Это талант к абсолютно точному определению каждой ноты и воспроизведению ее голосом без репетиции и предварительной настройки. Люди с абсолютным слухом могут повторить не только звуки музыкальных инструментов, но и звуки окружающего мира (пение птиц, сирена, стук по различным поверхностям и т.д.).

Относительный

Людям, обладающим относительным слухом, для определения и пропевки нот необходима настройка, то есть, дополнительный аккорд или звук, вокруг которого в уме будет выстраиваться звукоряд. Его можно развить во время обучения музыке.

Мелодический

Умение понимать структуру музыкальной композиции на слух (ритмическую организацию, звуковысотность) и воспроизводить ее через пение называется мелодическим слухом. На более высокой ступени развития человек способен записывать мелодию нотами.

Гармонический

При этой способности человек воспринимает гармонические созвучия – сочетания звуков в виде аккордов и может пропевать их или воспроизводить музыкальным инструментом. Такие люди могут разобрать мелодию или подобрать ее на слух без знания нот или практики в пении. Гармонический слух можно развить даже при отсутствии врожденного таланта.

Внутренний

Это музыкальная способность, позволяющая без использования голоса выстраивать полноценное звучание музыки в голове. На начальном уровне человек подбирает мелодию, аккомпанируя инструментом или координируя себя голосом. При профессиональной подготовке работа с нотным текстом проходит без музыкального инструмента или голоса.

Можно ли развить музыкальный слух?

Музыкальный слух есть у каждого. Без него людям не было бы доступно вербальное общение. Человек постоянно пользуется этим умением, когда разговаривает с другими людьми, пытается угадать их настроение по голосу, отмечает разные эмоциональные оттенки речи и звуков. Отсутствие музыкального слуха – это врожденный порок, как, например, слепота. Конечно, не у всех людей эта способность находится на одном уровне, но у большинства уровень развития музыкального слуха позволяет достичь отличных результатов в музыке без специальных тренировок. Композитор Дмитрий Кабалевский развеял убеждение об уникальности музыкального слуха и доказал, что каждого человека можно обучить музыкальной грамоте. Для пения недостаточно хорошо слушать, важно еще владеть своим голосом. А его управлению можно научиться, как, к примеру, плаванию, рисованию, танцам. Как проверить, есть ли музыкальный слух или нет? Если человек слышит ошибки и дисгармонию при своем пении, то со слухом у него все хорошо. Поэтому не стоит бояться и сомневаться в своих способностях, главное – действовать, и результат не заставит себя долго ждать!

Теперь вы знаете, как определить, есть ли музыкальный слух. А развитие его – это не только возможность научиться красиво петь или играть на музыкальных инструментах, но и отличные тренировки для мозга. Обучение вокалу, нотной грамоте, освоение музыкальных инструментов станет полезной нагрузкой для мозга. А совместив это с регулярным использованием тренажёров Викиум, можно добиться превосходных результатов.

Как определить музыкальный слух

Музыкальный слух – уникальная способность человека воспринимать абсолютную и относительную высоту звука, а также тембр его источника и другие характеристики. В некоторых случаях музыканты, имеющие плохой речевой слух (не различают слишком тихих слов), превосходно определяют звучащую ступень и могут повторить ее. Определить наличие музыкального слуха у того или иного человека может любой музыкант.

Как определить музыкальный слух

Инструкция

Первое правило музыкальной педагогики гласит: нет людей, не имеющих музыкального слуха. Но есть люди, в которых слух и голос не скоординированы. Иначе говоря, музыкант отличается от обывателя способностью не только определить высоту тона, но и повторить звук. Впрочем, в качестве природного задатка эта способность наблюдается и у людей, далеких от музыки.

Попросите знакомого музыканта сыграть наугад несколько нот. Каждую из них повторите максимально точно. Называть ноты необязательно – точная интонация уже свидетельствует о многом.
Если вам не удалось повторить ни одного звука, не отчаивайтесь, есть два объяснения. Во-первых, музыкант мог играть в неудобной для вас тесситуре. Как ни удивительно, человек без музыкального опыта плохо определяет звуки за пределами своих вокальных возможностей. Слишком высокий или слишком низкий звук вы не сможете спеть даже на октаву выше или ниже – для этого требуется особый навык.

Если музыкант сыграл звуки в пределах вашего диапазона, но вам не удалось их воспроизвести, отчаиваться тоже не стоит. Музыкальный слух у вас есть, но пока не скоординирован с голосом. Проблема решается благодаря специальным упражнениям.
Наличие развитого музыкального слуха в начале занятий – полезный бонус, но никак не обязательное условие.

Способность определять не только высоту, но и нотное обозначение звука связано с наличием так называемого абсолютного слуха. Обладать этой способностью музыкант не обязан, но существует две точки зрения на вопрос, кто может развить в себе этот слух.
Обладателям абсолютного музыкального слуха в какой-то степени труднее, чем менее слышащим коллегам: где обычный музыкант слышит полноценный аккорд той или иной окраски, там «абсолютнику» видится только набор не связанных между собой звуков. Только после нескольких занятий сольфеджио музыкальные тоны обретают в глазах и ушах музыканта систематизированность и упорядоченность.

Согласно первой точке зрения, абсолютный музыкальный слух свойствен единицам музыкантов. Только немногие могут, услышав звук сказать: «это до, а это ми». Остальные могут только стремиться к совершенству.
Другие музыканты, в том числе практикующие педагоги, настаивают, что абсолютный слух может развить любой человек, было бы желание.

Видео по теме

Что такое музыкальный слух?

Связанная статья

Что такое музыкальный слух?

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти общее количество атомов
  • Как найти склонение глагола
  • Как найти точку пересечения на диаграмме
  • Как найти угол если известен синус угла
  • Как найти одну старую песню