Как найти мягкость предшествующего согласного звука

Содержание

  • Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
  • Как определить мягкие согласные звуки?
  • Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
  • Как обозначить мягкость согласных звуков на конце слова?
  • Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука?
  • Какие гласные делятся на два звука?
  • Какие буквы в русском алфавите всегда мягкие согласные?
  • Какие мягкие согласные звуки?
  • Как определить мягкий или твёрдый звук?
  • В чем разница между буквой и звуком?
  • Сколько в русском языке букв которые образуют звук?
  • Как обозначается мягкость и Полумягкость согласных?
  • Когда мягкий знак не обозначает мягкость согласного?
  • Когда буквы Е Ё Ю Я обозначают мягкость согласного и гласный звук?

2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у! [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду.

Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в словах в зависимости от их фонетической позиции.

Как определить мягкие согласные звуки?

На мягкость согласного указывают следующие признаки:

  1. после мягких согласных пишутся буквы «е», «ё», «и», «ю», «я»: лес [л’ э с] …
  2. мягкость согласных выражает особый значок, который не обозначает звука, — «ь»: …
  3. согласные смягчаются перед некоторыми последующими мягкими согласными [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Мягкость согласных перед гласными обозначается буквами Я, Ё, Ю, И, Е, которые после букв парных по твёрдости-мягкости согласных передают мягкость предшествующего согласного + соответствующий гласный ([а], [о], [у], [е] или [и]): «ряд» [р’ат], «мёд» [м’от], «люди» [л’ýд’и], «мир» [м’ир], «мел» [м’ел].

Как обозначить мягкость согласных звуков на конце слова?

На конце слов мягкость согласных звуков обозначается буквой ь.

Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука?

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками.

Какие гласные делятся на два звука?

Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в абсолютном начале слова, после разделительных «ь» и «ъ», после других гласных звуков. буква «е» — это звуки [й’э];

Какие буквы в русском алфавите всегда мягкие согласные?

Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ.

Какие мягкие согласные звуки?

В русском языке к мягким согласным относятся [п’], [б’], [т’], [д’], [ф’], [в’], [с’], [з’], [ч], [ш̅’], [ж̅’], [к’], [г’], [х’], [j], [м’], [н’], [р’], [л’]. Большинство из них образуют пары с твёрдыми согласными фонемами: [п] — [п’], [б] — [б’] и т. д. Непарными являются только согласные [ч], [ш̅’], [ж̅’], [j].

Как определить мягкий или твёрдый звук?

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  1. Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. …
  2. Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’].
  3. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? …
  4. Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
  5. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

В чем разница между буквой и звуком?

Звук — единица устной речи. Его слышим и произносим. Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.

Сколько в русском языке букв которые образуют звук?

Необходимо запомнить: В русском языке 33 буквы. 10 гласных букв и 21 согласная буква. В русском языке 42 звука.

Как обозначается мягкость и Полумягкость согласных?

В транскрипции используются следующие специальные обозначения: t’ — мягкость согласного; t˙ — полумягкость: позиционное смягчение согласного перед гласным переднего ряда; ˙а — продвижение вперед гласного непереднего ряда после мягких согласных; ë, ð — указание на слоговой характер согласного; Î Í — указание на слабую …

Когда мягкий знак не обозначает мягкость согласного?

При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др. Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях: а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], белье — бе[л′йо];

Когда буквы Е Ё Ю Я обозначают мягкость согласного и гласный звук?

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди. Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Интересные материалы:

Как сделать пароль на ноутбуке Lenovo?
Как сделать пасхальные яйца крепче?
Как сделать PDF с поиском?
Как сделать PDF с защитой от копирования?
Как сделать печь в Minecraft на выживание?
Как сделать печать цветной?
Как сделать переадресацию на другой номер Киевстар?
Как сделать переадресацию писем в Яндекс почте?
Как сделать переадресацию смс на другой номер Киевстар?
Как сделать переадресацию сообщений теле2?

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие
  6. Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком  [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласных Парные Непарные
Твёрдые [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [ж], [ш], [ц]
Мягкие [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].

Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 

Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.

Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].

Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).

Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.

Например:

[ж] жара [жара], жёлтый [жолтый’]

[ш] шар [шар], шью [шй’у]

[ц]цапля [цапл’а], цирк [цырк]

Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.

Например:

[й’]йогурт [й’огурт], мой [мой’]

[ч’]час [ч’ас], чек [ч’эк]

[щ’]щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Сонорные согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 86,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 42,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 161,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 166,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 171,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 22,
Климанова, Рабочая тетрадь

Страница 48,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 99,
Полякова, Учебник

Упражнение стр. 55,
Чуракова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 129,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 217,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 75,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 122,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 130,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 25,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 1,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 277,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 278,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 47,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр.26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран [б] [б`] белье
ворс [в] [в`] вяз
горб [г] [г`] гиря
дом [д] [д`] дядя
золото [з] [з`] земля
кот [к] [к`] кит
лыжи [л] [л`] лимон
мусор [м] [м`] мяч
нора [н] [н`] Нюра
полы [п] [п`] пение
робот [р] [р`] река
солнце [с] [с`] семя
тон [т] [т`] темя
фурор [ф] [ф`] финал
хомяк [х] [х`] хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки
[б] [ж] [к] [х]
[в] [з] [п] [ц]
[г] [л] [с] [ч]
[д] [м] [т] [ш]
[й] [н] [ф] [щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

§ Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердые перед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
 ж, ц, ш.
Мягкие после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

✍ Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

✍ Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

§ Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

Твердые и мягкие согласные звуки


Твердые и мягкие согласные звуки

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 121.

Обновлено 11 Августа, 2022

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 121.

Обновлено 11 Августа, 2022

В русском алфавите 33 буквы. 2 из них не означают звука (Ь и Ъ), 10 букв обозначают гласные звуки и 22 буквы — согласные. Если согласные звуки, парные по глухости-звонкости обозначаются разными буквами (г/к, з/с, ж/ш, д/т, б/п, в/ф), то твёрдые и мягкие варианты согласного звука обозначают одной буквой. В слове «лодка» согласный [л] твёрдый, а в слове «селёдка» он мягкий [л’], но на графический облик буквы это не влияет.

Как определить, твёрдым или мягким является парный согласный

Признаками твердых и мягких согласных звуков, своеобразными сигналами, как надо произносить звук, служат буквы, стоящие после парного по мягкости-твёрдости согласного. После твёрдых согласных пишутся гласные буквы А, О, У, Ы, Э или другие согласные. После мягких — гласные И, Е, Ё, Ю, Я. Мал — мял, лук — люк, дым — Дима, торт — тёртый. Показателем мягкости предшествующего согласного является Ь. В этом его основная функция.

Как знак, обозначающий мягкость согласного, Ь часто выполняет смыслоразличительную роль. Примеры: шест — шесть, ел — ель, угол — уголь, брат — брать.

В русской фонетике существуют согласные звуки, которые не имеют парных по твёрдости-мягкости звуков.

Непарные мягкие согласные

Только мягкими являются согласные Ч, Щ, Й. Ни одна буква, стоящая после них, не сделает эти звуки твёрдыми или ещё более мягкими. Чтобы не совершить ошибки, в орфографии есть правило, запрещающее писать после шипящих Я, Ю, Ы, и Э. Помните правило-памятку, которое учили в 1 классе? ЧА-ЩА пишем с буквой А. ЧУ-ЩУ пишем с буквой У.

Согласные смягчаются рядом с непарным мягким шипящим звуком. Они произносятся мягко, и в этих сочетаниях можно по ошибке написать Ь: гонщик, закончить, сварщик, почта, веточка. Нужно запомнить, что в таких сочетаниях мягкого знака нет. Исключением являются слова с буквой Л: стульчик, пильщик.

Непарные твёрдые согласные

Только твёрдо произносятся звуки, обозначаемые буквами Ж, Ш, Ц. В словах шёпот и шорох, жюри и журить, цирк и цыган эти звуки слышны одинаково. Одним из первых правил орфографии, которое узнают в 1 классе, является правило о правописании ЖИ-ШИ.

Написание букв О или Ё после шипящих регулируется отдельным правилом.

Ь после шипящих на конце слов

Мягкий знак после непарных по твёрдости-мягкости согласных не указывает на мягкость звука, а служит определителем грамматической формы слова.

Ь не пишется после шипящих в конце:

  • существительных 1 и 2 склонения (мяч, плащ, мимо дач, выше крыш);
  • кратких прилагательных (горяч, блестящ, свеж).

Ь пишется после шипящих в конце:

  • существительных 3 склонения (тишь, дочь);
  • глаголов (сберечь, пишешь, отрежь).

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов сохраняется перед -ся и перед -те (выспишься, съешьте).

Заключение

Что мы узнали?

В русском языке гласные звуки могут произноситься твёрдо или мягко. Различить парный твёрдый и мягкий звук на письме можно по гласным буквам — показателям мягкости. Это буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Указывает на мягкость предшествующего согласного Ь. Кроме парных по твёрдости-мягкости согласных существуют звуки всегда твёрдые и всегда мягкие.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 121.


А какая ваша оценка?

Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в словах в зависимости от их фонетической позиции.

Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков

Гласные буквы обозначающие мягкость согласных звуков

Мягкость согласных звуков обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я, например:

  • метла, лето, пена, десна;
  • плёс, вознёс, отрёкся;
  • рисунок, спинка, принцесса;
  • рюши, бюро, пюре, ключ;
  • завял, мята, ряска, коляска.

Павило

Мягкий знак в обозначении мягкости согласных

В русской фонетике мягкий знак не обозначает звука, а является графическим значком, который употребляется на письме для обозначения мягкости согласных, выполняет разделительную функцию между согласными и гласными (серьёзный, сватья, друзья, птичье), а также служит для обозначения некоторых слов, например:

  • существительных женского рода третьего склонения (помощь, фальшь, молодёжь, речь);
  • форм 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (споёшь, пляшешь,  выбросишь, приклеишь).

Будем иметь в виду, что для обозначения мягкости в сочетании букв «ч», «щ» с другими согласными (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мягкий знак не пишется, например:

ручка, ночной, изящность, почти, барабанщица.

Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости парного согласного в следующих случаях:

1. после буквы «л»
стекольщик, львиный, льняной, нельзя;

2. перед буквами, обозначающими твердый согласный
крыльцо, только, бельмо;

3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который в родственных словах или в других формах этого слова становится твёрдым

  • письменный — письмо;
  • возьми — возьму.

Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука

Гласные буквы обозначающие 2 звука

Указанные буквы, кроме мягкости предыдущих согласных, обозначают в слове два звука в определенной фонетической позиции:

1. в абсолютном начале слова

  • есть [й’ э] ст;
  • ёжик [й’о ]жик;
  • ягода [й’ а] гoда;
  • юнга [й’ у] нга;

2. после разделительных ь и ъ

  • съел — съ [й’ э] л;
  • бьёт — бь [й’ о] т;
  • объявление — об [й’ а] вление;
  • обезьяна — обезь [й’ а] на;
  • вьюга — вь [й’ у] га;

3.  после других гласных

  • здание — здани [й’ э];
  • даёт — да [й’ о] т;
  • лекция — лекци [й’ а];
  • июнь — и [й’ у] нь;
  • каюта — ка [й’ у] та.

Средняя оценка: 3.7.
Проголосовало: 21

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить питание для всей семьи на месяц
  • Как составить коммерческое предложение по аренде коммерческого помещения
  • Как найти в аутлуке архивные письма
  • Как найти магнитный поток в кольце
  • Как найти денег ночью