Как найти мягкую атаку

Дорогие друзья, сегодня мы познакомимся с такими терминами как «атака звука» и «звукообразование», а также рассмотрим их связь.

Звукообразование — это процесс, при котором образуется голос, в том числе и певческий. Звук должен иметь определенную высоту, силу и тембр. В процессе непосредственно принимают участие дыхательный и голосовой аппараты.

Для вокала важно, чтобы звук был качественным. У исполнителя должен быть развит слух. Опытные артисты и педагоги называют такую способность «вокальным слухом».

Стоит отметить, что голос каждого человека в чем-то уникален. Обычно выделяют следующие характеристики голоса:

  • тембр (окраску);
  • силу;
  • высоту;
  • вибрато;
  • полетность и т. д.

Атака звука

Человеческий слух способен уловить все особенности голоса уже в первые секунды воспроизведения звука. Момент «включения» голосовых связок и дыхания в музыке обычно называют «атакой».

Атака звука и звукообразование зависит от того, как между собой взаимодействуют голос, дыхание и связки. Напряженность связок влияет на характеристику атаки.

Атака бывает трех видов:

  • твердая;
  • мягкая;
  • придыхательная.

Твердая атака

Чтобы получить твердую атаку, нужно еще до вдоха закрыть голосовые связки. Такой вид атаки иногда называется «каркающим».

Из-за смыкания связок эта атака получается очень утрированной, ее отличают по жесткому призвуку, который возникает из-за резкого пересмыкания, а также захлопывания голосовой щели.

Лайфхак: твердую атаку часто используют новички, она может навредить голосовому аппарату, и поэтому по большей части не применяется в вокале.

Мягкая атака

Связки закрываются в самом начале выдоха. Голосовая щель закрыта неплотно, выдох лишь немного опережает смыкание.

Из-за того что связки немного приоткрыты, практически нет напряжения. Щель закрывается в момент старта звучания, поэтому отсутствуют призвуки и другие дефекты пения.

Мягкую атаку можно варьировать, изменяя степень сближения голосовых складок.

Придыхательная атака

Первоначально мы слышим шум дыхания (придыхание), а после оно сопровождается слабым и сиплым звуком:

голосовая щель немного приоткрыта и через нее может проходить воздух.

Читайте нашу статью «Какую песню спеть в караоке?» >>>

Заключение

Атака звука — это важнейший элемент вокала и его выразительное средство. С помощью атаки вокалист может передать настроение, заложенное в песне.

Например, чтобы передать лирическое настроение, нужно применять мягкую атаку, а драматические события в композициях обычно выражаются при помощи твердой атаки. Придыхание подойдет для спокойного и тихого звучания.

Если вы хотите освоить технику атаки звука и  звукообразования, начните с пробного урока в онлайн-школе «Петь Легко» >>>

«Твердая
атака» наиболее заметна при произнесении
слов, начи­нающихся
с гласных звуков. При этом ребенок как
бы «с места» резко и
отрывисто выкрикивает первый звук. Для
«включения» «мягкой ата­ки»
требуется, чтобы работал грудной
резонатор, то есть звук голоса должен
вибрировать в грудной клетке.

^
Ребенок
должен сесть, опустить плечи и наклонить
голову (как бы
несколько свесить ее) вперед. Грудная
клетка при такой позе как
бы «западает» внутрь, спина ссутуливается,
а плечи подают­ся
немного вперед. Брюшное дыхание при
этом осуществляется автоматически.

^
Ребенок
должен выдохнуть воздух и вслед за вами
по подража­нию
с закрытым ртом произнести низкий,
вибрирующий в груд­ной клетке и
хрипловатый от этой вибрации неясный
(средний между
[м]
и
[у])
звук.
Вибрацию грудной клетки можно ощутить
ладонью.

^
После
этого вибрацию желательно «опустить»
как можно ниже. Для
этого приложите свою руку к тому месту,
где у ребенка резо­нирует
грудная клетка, и скажите ему, что вы
чувствуете его го­лос.
Потом переместите руку чуть ниже и
предложите ребенку вслед
за вашей рукой «опустить» в эту точку
свой голос. ^
Затем
нажимайте рукой на грудь ребенка (как
на «выключатель») выше
или ниже, и в этом месте он должен
«включать» голос.

40

^
Дальше
на фоне этого протяжного грудного звука
ребенок должен произносить слоги и
слова. При таком произнесении голос
ребен­ка
будет окрашиваться дополнительными
бархатистыми оберто­нами,
речь будет начинаться с «мягкой атаки»,
и в ее звучании будет
присутствовать грудное резонирование.

Нарушение
голоса может сопровождаться повышением
его гром­кости.
При этом ребенок как бы кричит, а не
говорит (так мы пытаем­ся
докричаться до плохо слышащего человека
или когда говорим по телефону,
и нас не слышат). На занятиях, а также в
повседневном об­щении у ребенка нужно
тренировать манеру говорить тихим
голосом. Речь
низким голосом и с «мягкой атаки»
устраняет излишнюю гром­кость
голоса.

У
ребенка может быть ускоренный темп
речи. Речь тихим и низ­ким голосом
автоматически приводит к некоторому
замедлению темпа речи.
Не забывайте напоминать ребенку о том,
чтобы он говорил мед­леннее.

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет

Чтобы
понять, какие речевые проблемы есть у
ребенка данного возраста,
нужно проверить у него:

  • речевой
    выдох;

  • звукопроизношение;

  • речевой
    слух;

  • речевое
    развитие ребенка в целом;

  • подвижность
    речевых мышц;

  • строение
    речевых органов.

Но
такое полное обследование требуется
не всегда. Его объем за­висит
от двух обстоятельств: от ваших дальнейших
намерений
и
от состояния
речи ребенка,
которое
она производит на первый взгляд.

Ваши
намерения
могут
быть следующими:

  • Вы
    хотите поточнее определить
    речевую проблему
    вашего
    ребен­

    ка,
    чтобы пригласить к нему специалиста
    нужного профиля или

    вообще
    решить, что вам дальше делать с ребенком.

  • С
    ребенком неэффективно
    занимаются,
    и
    вы хотите выяснить при­

    чину
    этого.

  • Вы
    планируете помогать
    приглашенному логопеду.

  • Вы
    собираетесь заниматься
    с ребенком самостоятельно.

Речь
ребенка
может
быть понятной или непонятной: Понятная
речь.
Ваш
ребенок говорит разборчиво, его легко
мож­но понять. Он строит нормальные,
развернутые предложения. Его речь звучит
грамотно, он знает много слов. На слух
можно определить, что он
не выговаривает какие-то звуки.

Непонятная
речь.
Ребенок
говорит неразборчиво. Посторонние люди
не всегда его понимают. Из-за невнятности
его речи на слух трудно
определить, грамотно ли он говорит
(правильно ли он исполь­зует окончания
слов, предлоги и т. п.). У ребенка может
быть малень­кий
словарный запас. Он говорит короткими,
неполными предложе­ниями,
а также не выговаривает большое число
звуков. У ребенка могут
быть все названные речевые недостатки
или только некоторые из
них.

42

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

у меня жёсткая атака. Хотя и предыхательная получается. А что касается разногласий с фальцетом- тогда как вы считаете, как называется пение без опоры у женщин в верхнем особенно регистре?

Женский «фальцет» -это аналог мужского только по конечному результату и качеству звука, но никак не по принципу формирования звука. Поэтому этот термин не совсем корректен.

По сути, такой фальцет — это модифицированный,»причесанный» звук, который на форте звучал бы криком, ведь позиционно он формируется не верно.

Приведу пример на академ певице, так как многие из них приспосабливают свой голос к такому звукоизвлечению , особенно в верхнем регистре. Ведь спеть на дыхании, и к тому же мягко и на пиано на правильном, а не «фальцетном» звукоизвлечении — намного сложнее.

На этом видео очень слышно, как меняется качество звука на верхней ноте на 0.52-0.53, относительно всего восходящего пассажа, который начинается с 0.48. Певица сознательно переходит в режим этого женского «фальцета», хотя никакой необходимости в этом нет. Нота явно выбивается из общей колеи, теряет и тембральную окраску, и яркость резонирования.

Постановка голоса


Постановка голоса — это выработка правильных голосовых, речевых, певческих
навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы.

Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством
тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов,
чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом
равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.

При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то
есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи,
рефлексы; ненужные — тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают;
формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос
должен звучать энергично, чисто, свободно. Человек, работающий над постановкой
голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к
какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.

«Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования
звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести
определенный и заранее назначенный музыкальный тон», — писал И. М.
Сеченов.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие
принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение
понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука;
овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других
органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные
детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот,
один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает
дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос
прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех
сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными
ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо
слушать себя и ухом, и всем телом.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять
требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только
сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.

Человеческий голос — «живой музыкальный инструмент» во много раз
сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только
музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы
«играть» на нем, нужно знать хотя бы основные его
«технические» свойства».

Учеными экспериментально доказано, что физиологической основой так называемого
вокального слуха является взаимодействие самых различных систем организма (слуха,
мышечного чувства, вибрационной чувствительности, зрения и др.). Вывод звучит
даже несколько парадоксально: вокальный слух — это не только слух.

Человек сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук
собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на
слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр своего голоса
иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других исполнителей
(скрипачи, пианисты, виолончелисты), которые оценивают звучание своего
инструмента с позиций «постороннего слушателя». Необходимо учитывать,
что одновременно со звуком собственного голоса наша нервная система
воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от самых
различных органов чувств.

«Ансамбль» этих ощущений имеет большое положительное значение, так
как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного)
восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе
условных рефлексов и обеспечивается для певца возможность овладения собственным
голосом.

Возможность внешнего контроля голоса — это слушание магнитофонной записи, что
помогает скоординировать слуховые и внутренние ощущения. Есть еще один
положительный момент: привыкая к работе с магнитофоном, к звуку своего голоса,
Вы будете меньше волноваться на записях и публичных выступлениях.

Можно сказать, что вокальный слух — это способность интерпретировать работу
органов голосообразования на основе слухового восприятия. В известной мере этой
способностью обладает любой, даже самый неискушенный слушатель. Свидетельством
этому являются термины, которыми мы характеризуем недостатки голоса, или его
достоинства: тяжелый, легкий, горловой, грудной, головной, утробный, глубокий,
близкий, светлый, яркий, полетный, надсадный и тому подобное.

Интересное явление открыл биофизик П. П. Лазарев в 1905 г.: на свету звуки
кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким образом, была доказана
взаимосвязанность слуха и зрения. Поэтому филармонические залы во время
концертов должны быть хорошо освещены. Кстати, качество голоса мы часто
оцениваем в зрительных категориях: солнечный, блестящий, яркий, сильный,
темный, тусклый, плоский, матовый, круглый, узкий. Известны
«цветовые» восприятия музыки у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н.
Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный
эмоциональный характер: композитор пишет не то, что слышит, но и то, что видит.

Вокальный слух — это способность не только слышать, но и «видеть»,
зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе,
конечно, помогает внимание, способность слушать свои ощущения и представлять
эти процессы, то есть видеть «внутренним взором». Большую помощь
оказывает контроль за собственным телом с помощью зеркала.

Как без прочного фундамента не бывает хорошего здания, так без хорошей
вокальной школы не может быть хорошего певца, как бы ни был он одарен от
природы музыкальностью и эмоциональностью. В работе над голосом важна
регулярность занятий и физическое состояние голосового аппарата поющего, да и
всего организма в целом. 

Вокальная «маска»


«Маска» происходит от итальянского m`aschera [м`аскера] — это понятие
связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть
в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях,
маскарадах. (Словарь вокальных терминов)

Чтобы это «понять мышцами», ощутить «маску»,
«вокальный зевок» и получить представление о происходящих в пении
процессах, проделайте простые упражнения.

1. Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение естественности,
свободы самого рта, языка, горла. Просмотреть «внутренним взором» все
органы. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным,
помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в
переносице. Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло,
освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее
дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть «маска», позиция.
Выдвигайте звук вперед, через эту область. Вспомните гудок парохода, завода,
какая там свобода, протяженность и в то же время сила и наполненность.

2. Вы «видите» перед собой ароматный цветок (например, розу) и
нюхаете его. Воображение помогает ощутить «аромат» цветка.

То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе — назовите как хотите), куда
аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область,
которую он «раздвигает», надо ощутить и запомнить! Запомнить
«возникновение внутреннего нового объема». Много раз повторив такой
«этюд», вы поймете и запомните это ощущение, это состояние, которое
дает представление о правильном «вокальном зевке», «высоком
певческом куполе», высокой певческой позиции. Подобное состояние должно возникать
одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука. Дыхание — нижняя опора,
этот купол — верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание.

3. Перед вами — большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас
откусить. Надо представить, почувствовать как «раздвигается и
поднимается» верхняя челюсть и небо при этом «желании укусить
побольше вкусного яблока». (Никогда вы не кусаете фрукты нижней
челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу. Высоко
поднятое небо — певческий купол.

4. Во рту — горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите
остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное
картошкой. Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады
высокого неба, запоминайте их!

5. Представьте себе собаку в жаркую погоду. Она бежит, ей жарко, у нее высунут
язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом,
пасть и весь организм. Конечно, вам не надо высовывать язык, но представить
себе эту собаку и попробовать подышать часто-часто, чтобы охладить небо. Вы
сразу почувствуете, какое высокое ваше нёбо, какой замечательный у вас
вокальный купол, свод (гортань при этом низкая, свободная, широкая).

6. Мелко-мелко, дробно, как в ознобе, постучать зубами. Внимание направить на
передние зубы, на свободу челюстей, собственно с зажатыми челюстями вы и не
сможете дробно стучать зубами. Упражнение это у нас встречалось раньше, когда
речь шла именно о свободе челюстей. А теперь попробуйте ощутить передние
верхние зубы, их корни, то есть то место, откуда начинается твердое небо или
«купол». «Посмотрите», какой он активный, высокий! Чтобы
это хорошо «увидеть» и почувствовать, опять постучите передними
зубами и опять «послушайте» свои ощущения.

7. Губы сомкнуты не плотно. Рот спокойный. Внутренним видением осмотрите
высокое небо, спокойный, лежащий язык, кончик его упирается в корни нижних
зубов, корень языка спокоен. Гортань свободная, опущенная, широкая, как горло
большого кувшина. Переведите ваше внимание к корням верхних зубов и, оставляя
все в спокойном состоянии, беззвучно скажите «Ы» в твердое небо. При
этом гортань должна оставаться абсолютно спокойной, широкой, низкой. Вы должны
поймать ощущение раздвигающихся полостей, объемов, «поднимающегося»
твердого неба и опускающегося широкого горла.

8. Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам «хочется» зевнуть, но так,
как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым
ртом.

Ваше воображение должно помочь ощутить это «желание» зевка. Ваше
внимание должно быть направлено на твердое небо, верхний свод и на широкое,
свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя
челюсть и небо «поднимаются», а глотка освобождается и опускается.
Эта раздвижка и освобождение «до слез» (как и бывает в жизни, когда
мы зеваем «до слез»!). Прислушайтесь, какое активное в зевке мягкое
небо.

Какое-то из этих упражнений — одно, два — Вам обязательно помогут найти
вокальные ощущения зевка, купола, мгновенного их устройства, одномоментного со
взятием дыхания, а в следующий миг — «атака дыханием» в высокую
позицию и возникновение красивого звука (перерождение воздушной волны в
звуковую).

Наши тела, органы не сразу воспринимают эту сложную координацию мелких мышечных
движений, усилий, поэтому нужна помощь: внимание, терпение, воображение и
простые упражнения.

Петь в маску


Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов
(головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой
звука, в то время как дыхание — нижняя опора звука.

Наши простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до
них добраться. 

Интересны высказывания педагога Витта по этому поводу: «Вся суть
постановки голоса заключается в умении направить звук «в маску» и
удержать его там, уперев у корня верхних резцов… Звук «в маске»
настолько ярко должен быть выражен, чтобы его можно было, что называется
«видеть» как он бьет в корни верхних резцов. Чем дальше будет
отодвигаться точка упора в твердое небо, тем менее блестящим будет сам по себе
характер звука — тем глуше будет голос, тем большая возможность «посадить
звук на горло».

Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов? Простое
упражнение поможет вам справиться с этим.

Откройте рот и введите в него указательный палец, довольно глубоко. Рука
расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите дыхание
и начните направленный выдох, медленный, «собранный в пучок», как луч
фонарика.

Указательный палец, прижатый к небу, как шкала прибора, ощутит тепло струи
выдыхаемого воздуха. Самое теплое место на пальце — это «точка атаки»
выдоха, и в это же место «ударяется» струя звуковой волны при пении.

Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка
сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо
проверить со звуком. Внимательно вслушайтесь в свой голос, ищите в нем чистоту,
яркость, при этом прислушивайтесь к своим ощущениям, запоминайте их.

Французский ученый Р. Юссон установил, работая над этой проблемой, что между
тройничным лицевым нервом (район носовой полости и придаточных пазух) и
голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот правильный посыл голоса
(воздушной струи) раздражает окончание лицевого нерва, разветвляющегося на
небном своде, что повышает тонус голосовых мышц и усиливает яркость, звонкость,
полетность и тембровую красоту звука.

Старые итальянские педагоги для ощущения «маски» рекомендовали такие
упражнения:
на удобном тоне напевать звуки «м», «н», «в»,
ощущая вибрации в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу
широкой глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не
возникает.

Первый раз это упражнение делается с открытым ртом — «нычание», а
потом с закрытым — «мычание».

Эти упражнения помогают освободиться от горлового звучания, они так и вошли в
практику под названием «нычание» и «мычание».

Выдвижению звука помогают упражнения на принципе мычания: произнести слог ма,
ми, мо, му, концентрируя звук «м» в маске (щекотание верхней губы,
зоны корней верхних зубов) и последующего гласного звука без изменения ощущений
и направления потока звука и его энергии. В горле не должно возникать никакого
напряжения. Работа начинается с самого удобного гласного звука, конечно, все
очень индивидуально.

В Италии, в том теплом, солнечном климате эффективность этих упражнений явно
повышается, так как климат, солнце, море сами по себе снимают у человека
зажатие, делают его естественным, свободным. В нашем холодном, сыром,
непостоянном климате все ощущения у человека иные, так как есть постоянная
скованность, закрепощенность.

Наши начинающие певцы имеют очень часто зажатые глотки, поднятые плечи, надо
быть очень внимательным, чтобы упражнения «мычания» и
«нычания» не укрепили этих недостатков.

Об этой опасности говорит М. Э. Донец-Тессейр, она считает, что с приемом
«мычания» следует быть осторожным, не увлекаясь им, так как он
приучает к недостаточному поднятию мягкого неба, что приводит к гнусавости.
Чувство головного резонатора она называет »чувством переносицы», считает, что
это »обеспечивает собранность звука, его высокую позицию».

Атака звука

Мы говорили о »маске», о головных резонаторах, то есть о
месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?
«Атака» звука — это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание
посылается узкой струей, как «укол», в высокую позицию (к корням
верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука — это способ и быстрота, при
которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому;
момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на
голос в момент его зарождения. Для овладения верной атакой педагог М. Л.
Петренко рекомендует использовать упражнения на staccato (итал. стаккато —
отрывисто).

Начинающим помогут такие упражнения:

1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а,а,а,а или
у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы
укалываете этот звук иголочкой.

2. Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да
или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат
цветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше).
Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции.
Горло широкое, низкое.

3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой
ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную,
которая в предыдущих упражнениях вам была удобной.

5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно), вторую staccato, но не очень
отрывисто. Сначала после каждой терции берите дыхание. Темп медленный.

Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.

1) Твердая атака  — голосовая щель плотно замыкается перед началом звука,
а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака
применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство
страсти, испуга и страдание.

2) Мягкая атака — голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый
момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении
характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной
выразительности.

3) Придыхательная атака — при неполном смыкании связок, когда происходит
значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении
характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения.

Использование вида атаки в вокальной практике, определяется как характером
пения, так и индивидуальными особенностями исполнителя. Если у него вялая
подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для
активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если
жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять
мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательным, чтобы такой способ
подачи звука не вызвал «подъездов» в звукообразовании.

Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо
способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Атака,
организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования,
определяет все последующее звучание.

Меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы
голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного
воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле
непосредственно. Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные
сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания,
окраску звука, или его тембр.

Точный посыл дыхания в высокую позицию, который мы называем «атакой»,
«уколом», побуждает к звучанию головные резонаторы. Голосовые связки
подобны камертону, звучащему без резонатора. Камертон звучит так тихо, что его
надо после удара приложить к уху, но приставьте к нему резонатор, хотя бы
стеклянную банку, и вы услышите, как усилится звук, издаваемый камертоном.

Аналогичная картина происходит и с голосом, где связки — камертон, а голова и
грудь — резонаторы, только надо научиться их «подключать» и
«настраивать».

Резонаторы

Грудной резонатор — нижняя опора звука. Певческий звук
образуется колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его
через голосовую щель. Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны, выходят из
гортани наружу через надставную трубу (зев, рот, нос), где и приобретают
качественное звучание.

Однако певческий звук не должен чувствоваться в гортани, хотя он там
образуется, иначе он будет горловой. Поющему должно казаться, что звук
образуется в груди, а потом упирается в твердое небо.

При увлечении головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов
певческого голосообразования, голос может деградировать. Увлечение только
головным резонированием постепенно может привести к зажатию голоса, к
«обуженному» звучанию, к потере органичности звука. Певец начинает
петь «только верхушками», как говорят в практике.

Злоупотребление грудным резонированием затяжеляет голос, обостряет регистровые
переходы, затрудняет движение голоса кверху. Голос теряет гибкость, полетность
все больше и больше, начинает покачиваться и детонировать.

Под грудным резонатором часто подразумевают силу мышечной активности грудной
клетки или силу выдыхательного процесса — это ошибочно. Грудным резонатором
является воздух, заключенный в трахее, бронхах, а не мышцы.

Поэтому так важно при пении не сбрасывать объем грудной клетки при дыхании,
чтобы не менялся объем грудного резонатора. Чрезмерное, нарочитое напряжение
мышц грудной клетки и живота не только не способствует грудному резонированию,
но скорее ему препятствует, так как затрудняет нормальное распределение воздуха
в дыхательных полостях. Резонаторы усиливают звук, дают ему качественное
звучание. Поэтому так часто при обучении говорится о необходимости петь в маску
— пользоваться головными резонаторами, петь на дыхательной опоре — подключать
грудные резонаторы.

При пении на хорошей опоре певец значительно активизирует работу резонаторов (в
частности грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры
активность резонаторов падает.

Вывод: степень активности певческих резонаторов — это весьма важный показатель
вокально-технического совершенства певца.

Итальянский педагог Э. Барра писал: «У нас в пении нет никаких секретов и
никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса… Потеряв резонанс,
перестаешь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его
неутомимость, долговечность».

Истории известны случаи невероятной мощи звука голоса. Так в Москве в 1894 году
проходили гастроли знаменитого тенора Томаньо (1850-1905гг.), который обладал
таким мощным энергетически направленным голосом, что силой направленного звука
разбивал стекла.

Мощность хорошо поставленного голоса = 110 дб.

Грудной резонатор (трахеи, бронхи, легкие, наполненные воздухом) дает звуку
главным образом силу.

Головные резонаторы дают голосу тембр и окраску звука.

Гортань заведует преимущественно высотою звука.

Часто мы употребляем выражение «подключить резонаторы». Конечно,
резонаторы не имеют «выключателей», но, если человек дает себе
установку в работе, имеет четкое представление о механизме певческого процесса,
о своих задачах и целях, то это «включение» происходит за счет нашего
«внутреннего компьютера» (назовем так наш мозг и нервную систему).

Теперь мы четко представляем, что поставленный голос имеет верхнюю опору
(купол, маска, позиция) и нижнюю (диафрагма, грудь), а между ними воздушная
струя, как натянутая струна (дыхание). Сохранение певцом этих ощущений в
процесс пения создает у слушателя впечатление устойчивости звука
«поставленного голоса». Технические совершенства голоса и
музыкальность поющего дополняют впечатление от исполнения.

Вокальный зевок

При высокой позиции, свободной широкой гортани, активной
атаке звука должно быть поднято мягкое небо (небные занавески). Оно должно
принимать «вид выгнутого паруса, надутого ветром».

Педагог Донец-Тессейр советует иногда дотронуться пальцем до маленького язычка
и почувствовать, как поднимается мягкое небо и язычок. В вокальной литературе
это называется «певческим зевком», «вокальным зевком»,
«полузевком», когда активизируются мышцы глотки, зева, мягкого неба,
разжимаются челюсти, освобождается язык, опускается гортань.

Э.Карузо считал, что певцу «полезно упражняться в открывании горла перед
зеркалом и стараться при этом увидеть небо, также как когда мы показываем горло
врачу».

«При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком
отделяет носоглотку от глотки, то есть находится в поднятом состоянии, близком
к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на
певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается
ее резонаторная способность, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо
при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования
певческого звука (его округления и высокой позиции). При зевке опускается
корень языка и подъязычная кость, к которой подвешена гортань. Поэтому зевок
является методическим приемом произвольного опускания гортани. Напряжение
мягкого неба при зевке через нервные связи вызывает необходимый тонус
диафрагмы, влияет и на напряжение голосовых складок, что важно для образования
смешанного регистра». (Пишет А. Г. Менабени о зевке)

В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт,
что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала
обучения вдох сочетался с «настройкой ротоглотки на полузевок».

Если нет верхнего упора в твердое небо, то звук получается плоский, резкий,
открытый, «белый». Такой звук используется в народном пении. Если
звук отражается от мягкого неба, то он получается дряблый, «без
металла», тусклый, с носовым оттенком.

Недопустимо направлять звук в нос, так как в этом случае он будет просто
гнусавым.

Упражнение: Если у Вас получается носовой звук, попробуйте зажимать нос
пальцами во время пения, чтобы почувствовать наличие этого дефекта. 

Гортань


Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно
индивидуально для каждого певца и зависит от построения его вокального аппарата
(форма гортани, длина связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь
на мысли Глинки, что певец в начале обучения должен петь «легко берущиеся
звуки», можно предположить, что эти звуки и должны определить среднюю
линию положения гортани.

Прислушайтесь к положению гортани на удобных и красивых нотах вашего голоса. В
пении гортань практически не меняет положения. У певцов, обладающих хорошей
постановкой голоса (четкой дикцией, полнотой, округлостью гласных), наблюдается
устойчивость гортани, между тем у певцов, недостаточно владеющих голосом,
поющих «белым» звуком, неудовлетворительное качество звука обычно
сопровождается большой подвижностью гортани.

Разговорное или натуральное положение гортани не годится в пении. При таком ее
положении звук плоский. Перед началом пения гортань переходит в низкое
спокойное положение. Такое положение гортани является мерилом правильной
техники и правильного тона.

При низком положении гортани увеличивается полость резонаторов и полость
глотки, а с ней и сила и объем голоса.

Если гортань стоит высоко, то и язык и дно рта подняты, а если низко, то корень
языка и дно полости рта опущены, что облегчает задачу плоского держания языка.
Однако удержание гортани насильственно в неподвижном положении и вредно, и
невыполнимо, оно портит голос.

“Зевок» способствует опусканию и освобождению гортани, а сохранение зевка
в пении — сохранению положения гортани.

Для постановки голоса необходимо иметь достаточно чёткое представление об
анатомии голосового аппарата, но при практических занятиях основное внимание
надо фиксировать на слуховых и мышечных ощущениях, на естественности, свободе и
активности происходящих процессов. Добиваться понимания и результатов надо с
помощью простых музыкальных и физических упражнений, искать ощущения через
различные ассоциации, образы, а не действовать с позиции силы, нажима.

Большую помощь в такой работе оказывает зеркало. В этой кропотливой работе
воспитывается профессиональное внимание, терпение, настойчивость. 

Регистры голосов


По классическому определению под регистром подразумевается ряд последовательных
и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма.

Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный
(фистула):

Грудной — полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей
своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической
стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила;

Фальцет — замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок.
С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной.

Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст),
головной.

У мужчин их два: грудной, головной.

У женщин — три: грудной, микст, головной.

Микст — это плавный переход от грудного звучания к головному и
фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение).

При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над
микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях. Певец
должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо
контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более
темной его окраски, называемого «прикрытием» гласного, поэтому есть
термины «открытые» и «прикрытые» звуки.

Прикрытый звук — это звук, более округленный по тембру с
максимальным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным
сохранением чувства опоры.

Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяется, а
гортань опускается ниже её нормального положения, то есть сохранением при пении
вокального зевка. Сглаживание, выравнивание звуков делается заблаговременно с
более высоких или низких нот. Злоупотребление открытым (белым) тембром,
являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальном периоде
обучения, — есть одна из главных причин преждевременной гибели многих голосов.
Особенно вредно пение открытым тембром для высоких мужских голосов.

Певицы, злоупотребляющие открытым звуком, скоро обнаруживают склонность к детонированию,
тремолированию звука и быстрому изнашиванию голоса.

О чем должен помнить начинающий, чтобы осилить эту задачу?

1. Следить за тембром голоса на средних тонах. Окраска его должна быть
приятная, округленная, не перекрытая, но и не открытая (белая).

2. Следить за правильностью, ровностью переходных тонов среднего регистра, не
разрешать себе, своему голосу ломаться, изменяться — это обеспечивается
смешиванием головного и грудного звучания.

3. Следить за тем, чтобы окраска звука была светлая и звонкая. Темная и блеклая
делает звук глухим и тусклым. Гарсиа говорит, что при правильном звуке должна
быть:
— низкая гортань,
— ложечкообразная форма языка,
— высокое мягкое небо.

Рекомендации для начала
занятий вокальными упражнениями

Первоначальные упражнения надо петь полным голосом,
естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой. Указания
Глинки: при упражнениях «тянуть звук, не сбавляя силы».

Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на
узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от
координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и
качеством звука. Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать
звук «а», потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань
будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподнято.

Конечно, все очень индивидуально, часто бывает, что начинающему спеть звук
«а» очень трудно, легче атакируются гласные «о» или
«у». Педагог Витт советует «найти удобно формирующуюся и хорошо
звучащую гласную и от нее строить голос, стараясь ощутить «место
звука». Глинка называл это так: «Петь сначала легко берущиеся
звуки».

Конечно, в дальнейшей работе надо использовать все гласные, чтобы в пении при
чередовании в тексте разных гласных и согласных звук оставался ровным и, по
возможности, красивым.

Ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от
изменения гласных и согласных. Все гласные должны иметь одну вокальную форму.
Согласные не должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они должны
быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных.

Именно на упражнениях приобретается навык пения звуком красивым и ровным по
силе, качеству и тембру.

Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной
ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием
стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука.

Дыхание — как бы педаль, связывающая звуки вместе.

Все упражнения необходимо петь предельно legato.

Кантилена — умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без
перерывов в дыхании. Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на
нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по
струнам, рождая мелодию.

Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и
произведения, напевные, в спокойном темпе.

Вот что о ровности и легатности звука говорил М. Гарсиа: «При переходе от
одного слога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без
толчков и ослабления, как будто всё построение составляет только один ровный и
продолжительный звук… Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр,
а также одинаковую силу и качество звука».

Ровность тембра создается единообразностью работы гортани.

Относительно пения forte и piano советует педагог Витт: «Обучающимся пению
необходимо помнить, что сила голоса легко опережает свободное управление им.

Создавая наилучшие условия для хорошего звучания, певец как бы
«растит» свой голос, а не выгоняет его силой. Никогда не надо
форсировать звук».

Для каждого голоса forte и piano должны быть индивидуальны. Никогда не надо
забывать итальянскую поговорку: «Нужно петь процентами своего голоса, не
пользуясь капиталом».

Результат хорошей вокальной «школы» — это когда мышечный автоматизм в
пении проходит через слуховой «контроль» поющего. Надо с самых первых
упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и
уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться — тогда
голос зазвучит, заблестит.

Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна отвечать всем
требованиям вокала.

Начальные вокальные упражнения


1. Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям. Поем слог:
«ва», «ма» или «да». На удобной тесситуре взять
один звук и держать его, пока есть дыхание (не «выжимать» дыхание до
конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой
и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это
упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность
звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание — на
ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается
ровно, активно, без толчков — legato. Контролировать правильное положение
корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь,
на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность.
Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те
случаи, когда на «а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с
удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против
пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание
поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

4. Напевание (мычание) звука «м», чтобы привыкнуть к правильному
положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно
тянуть звук «м». Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ.
Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.

5. Пение на одной ноте слогов: «ма, мэ, ми, мо, му». Неторопливый
темп. Первый звук «м» произносится способом мычания (как в предыдущем
упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы)
с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой
гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору,
«выдвигает вперед» звук.

6. Среди упражнений Гарсиа и Ламперти для начинающих есть такое: на одной ноте
петь слова «mamma mia».

7. (Там же). Очень хороша для начинающих согласная «л». На одной ноте
или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло.

8. Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог (диапазон квинты,
терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы выработать точность и
четкость, а потом только на первой ноте — слог, на последующих — гласную.

Этапы работы с голосом

Для работы над подвижностью и беглостью голоса берутся в
начале очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и
ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань.

Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов,
скольжений, все четко, точно, ритмично. Сначала — гаммы в диапазоне октавы;
если страдает четкость, то добавляются слоги да-да-да… или ла-ла, та-та.

Петь mezzo forte, не перегружать дыхание, не спешить с увеличением темпа.
Беглость делает гортань эластичной, гибкой, упругой, послушной для сложных
технических заданий. Приступать к работе над беглостью можно только при условии
освобожденной гортани.

Недостаточно чистая интонация у певца может быть либо при отсутствии
координации, вокальном неустройстве, либо при плохо развитом слухе. И то, и
другое развивается при непрерывном контроле со стороны и сознательном
самоконтроле в работе. Чистой интонации надо добиваться работой и терпением.

Каждый трудный, не удающийся вокально интервал или отрезок произведения нужно
«вынуть» из музыки и спеть на удобные гласные legato, martellato, а,
может быть, транспонировать вниз, вверх (на 1/2 тона, на 1 тон). Петь этот
«кусочек», как вокальное упражнение.

Формирование силы звука.

Сила звука (интенсивность) определяется силой проходящего
через связки звукового потока. При громком пении усиливается давление воздуха,
подкрепленное опорой на дыхание. При этом необходимо снять зажатие с внешних и
внутренних мышц и освободить артикуляционный аппарат. Постепенное раздувание звука
от тихого к громкому — к тихому называется  филированием.

Вибрато.


Вибрато — это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона,
которые воспринимаются на слух, как равномерные пульсации в звуке (5-7
колебаний в сек.) более частые ведут к барашку, более редкие — к качанию.

Вибрато — легкая, но регулярная флуктуация вашего звука. Вызывается нормальным
расслаблением и напряжением мышц гортани при активизации их нервными
импульсами. Делает звук более энергичным. Не одно и тоже, что тремоло или
“дрожание”, которые являются результатом нестабильности одного из внешних
мускулов при попытке контролировать с его помощью звук. Вибрато является частью
полноценного тембра. Красивый звук тогда, когда нота ровно половину звучит
плотным звуком, затем — вибрируется. Дойдя до верхней ноты, не препятствуйте
естественному вибрато.

Певческое вибрато, и тем – более управление им, является в педагогике пения
наиболее «запретной зоной» и считается чем-то непознаваемым. Вибрато от природы
у детей явление более редкое, чем у взрослых.

Певческое вибрато является продлением механизма с речевого слогоделения на
выдержанную гласную. Важно не забывать, что источником всех этих ощущений
является слогоделительная работа трахеобронхиального древа, артикуляционных
органов.

Ощущение вибрато

Произнесите, например, о б о р о н о с п о с о б н о с т ь – 7 «о».
б,р,н,с,п,с,б,н,с,т,ь – сематика в речи передается в основном согласными. 
о о о о о о о – произнести на одном дыхании три, четыре раза подряд.
Это получится звук с пульсацией, похожей на певческое вибрато.

Упражнение

Вдохните через нос и рот, затем на выдохе спойте упражнение на гласную
«а» с интервалом в секунду. Поем эту секунду 10 раз на одном
дыхании:  сначала медленно, затем увеличивая темп. Положите руку  на
горло в области кадыка и если Вы делаете упражнение правильно, то почувствуете,
что вместе с дыханием задействованы мышцы гортани (они колеблются, то есть
вибрируют).

Дефекты вибрато

Дефекты вибрато – это отклонения частоты пульсации в большую или меньшую
сторону.

Если размах вибрато превышает полутон, то чистота интонации – невозможна.

Если скорость становится меньше, чем пять Гц, а амплитуда превышает полтона –
это называется голос качающийся.

Если же увеличивается частота и амплитуда, его называют — «козлетон» или 
«барашек».

Дефекты вибрато – нарушение равновесия основных голосообразующих факторов:
выдоха, работы гортани, формы резонаторов.

Часто можно увидеть колебание гортани по вертикали, колебание языка  и
челюсти — это неприемлемо и считается большим недостатком.

Петь с вибрато удобнее, экономичнее и звучнее чем без. Звук с вибрато более
«теплый», «эмоционально насыщен», «льющийся».

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового
аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания,
от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени
влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлового и
носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки
(изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.

В музыке не существует отдельных звуков, каждый спетый звук подготавливает
последующий. Великий пианист Гофман говорил об этой работе так: «Один
палец играет, все готовы».

«Ставить красиво» отдельные ноты — это еще не пение. Пение —
непрерывное и логическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального
произведения.

Работая над усовершенствованием голоса, Вы совершенствуете вокальную технику.
Под термином «вокальная техника» подразумевается работа всех частей
голосообразующего аппарата певца и их взаимодействие в процессе пения.

Какие бывают типы голосов?

У мужчин: тенор, баритон, бас.

У женщин: сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Женские голоса звучат октавой выше, чем мужские.

У всех голосов несколько участков голоса, которые звучат с разной окраской, они
называются регистрами.

У женских голосов 3 регистра: грудной, центральный, головной.

У мужских — 2: грудной, фальцетный (головной).

Правильная вокальная работа делает голос ровным, сглаживает звучание регистров.
Это зависит, прежде всего, от хороших ушей, от хорошего дыхания и хорошей
мышечной памяти поющего.

Существенным для характеристики типа голоса является «диапазонный»
признак, а именно: выдерживание тесситуры (средняя звуковысотная нагрузка на
голос) соответствующей тому или иному типу голоса.

Многие педагоги в определении типа голоса ориентируются на расположение
переходных (регистровых) нот, а также не пренебрегают и мнением
врача-фониатора, судящего о характере голоса по строению гортани, голосовых
связок и резонаторов.

Точности в этих оценках нет: у Карузо были басовые связки, у Собинова —
баритональные. 
Тембровый критерий тоже иногда подводит. 

Не спешите с оценкой, посмотрите, куда пойдет голос в своем естественном
развитии.

Наличие хорошей вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели
голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и другие)
улучшаются в результате «настройки» голоса в процессе пения.

Умберто Мазетти считал, что «маленький диапазон и небольшая сила голоса не
являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором. От
правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в
диапазоне».

Помимо навыков в пении, важно научиться реализовывать творческие замыслы.
Развитие воображения, творческого видения — это необходимая часть работы при
воспитании голоса.

Певец должен одновременно повышать свой общекультурный и музыкальный уровень,
так как без высокоразвитого общего интеллекта он никогда не сможет достигнуть
большого художественного успеха.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»

Понятие об атаке звука.

Твердая и мягкая атака

(конспект занятия)

Составитель:

педагог дополнительного образования

Дзуцева Э. Б.

г. Владикавказ, 2018г.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие, ознакомление присутствующих с темой и задачами занятия.

Основная часть.

1. Вступительное слово педагога.

Ребята, об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Но сила влияния музыки зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

Из всех видов музыкального искусства вы выбрали вокальное пение. Я очень рада, что вы испытываете тягу к творчеству. Творчество обогащает внутренний мир, расширяет ваше общение с окружающим миром. Вокальное пение служит хорошим средством не только’ для получения эстетического наслаждения. Оно развивает, укрепляет здоровье исполнителя. Упражнения на дыхание улучшают деятельность мозга, легких, кровообращение. Сценическое движение улучшает внешнюю форму человека. Тексты песен обогащают культуру речи. Участие в конкурсах или концертах помогает вам быть коммуникабельными и адекватными в обществе.

По искусство пения требует многих знаний и усердия. Вы занимаетесь вокалом не первый год и уже успели убедиться в том, скольких усилий требует красивое, правильное звучание вокального произведения. Сегодня нам предстоит продолжить работу над темой «Певческое дыхание». Как бы вы не обладали хорошим голосом, музыкальным слухом и хорошими внешними данными, приучить себя к терпению, быть скромным и требовательным к себе, постоянно обновлять свои знания вы обязаны. Поэтому и сегодня мы продолжим работать над дыханием, ибо оно является основой техники пения.

2. Актуализация опорных знании. Беседа педагога с обучающимися:

Вопросы:

Для чего нужны дыхательные упражнения? (для воспитания и закаливания мышц);

Какие органы участвуют в образовании звука? (гортань, глотка, нёбо, голосовые связки, легкие);

Какие типы дыхания различают? (ключичное, грудное, нижнереберное, брюшное или диафрагматическое);

объясните значение слов «штрихи» – «легато» (связное пение), «нон легато» (несвязное пение), «стаккато» (отрывистое пение).

Педагог: Ребята, каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. Ребенок, появляясь на свет, возвещает о себе криком, и чем громче крик, тем он здоровее. Голос – это самый тонкий музыкальный инструмент, который таит в себе богатые краски и различные оттенки. И уникальность его состоит в том, что у каждого человека свой неповторимый голос.

Для обучения вокалу необходимы не только певческий голос, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов, но и наличие здорового голосового аппарата.

3. Рассказ о гигиене голоса: (болезни, уход за голосовым аппаратом). Главная часть голосового аппарата – голосовые связки. Воздух, вбираемый при вдохе, посредством голосовых связок резонирует в гортани и ротовой полости. Явление это называется звуком человеческого голоса.

Рассказ о строении голосового аппарата (показ иллюстрации строения голосового аппарата на экране).

t1635847896aa.jpg

4. Практическая часть.

Педагог: Для воспитания и закаливания мыши языка рекомендуются скороговорки. Такая работа нам открывает возможность произносить слова четко, выразительно.

Речевой тренинг – артикуляционная гимнастика, скороговорки:

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа».

«Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».

Педагог: На первый взгляд пользоваться дыханием кажется делом простым, выбирай дыхание, удобное твоему певческому организму, и ной. На самом деле все гораздо сложней. И неудачи многих из вас связаны с неправильным дыханием во время пения. Вы должны четко знать, пользоваться ключичным дыханием (во время которого участвуют плечи) недопустимо. Наилучшим дыханием считается нижнереберное диафрагмическое дыхание. Оно обеспечивает глубокий вдох, самый большой, запас воздуха. Для того, чтобы дать хороший, полный звук, надо дать опору: глубоко вдохнуть воздух, задержать на мгновение, открыть рот на букву «А» или «О», затем постепенно, спокойно, плавно, медленно выдохнуть. От выдыхания зависит сила и продолжительность звука. Чем медленнее выдыхание, тем продолжительнее звук. Дышать нужно незаметно и естественно, не двигать ни животом, ни грудью. Давайте сейчас проделаем это.

(Дети исполняют предложенное дыхательное упражнение. Педагог охватывает всех, комментирует работу каждого).

Педагог: Мы с вами на наших занятиях не раз говорили о том, что перед атакой звука дыхание нужно на одно мгновение задерживать, затем точно дать толчок воздуха и гортани в связки. Струя воздуха должна выходить равномерно, спокойно без толчков. Атака звука должна быть энергичной, но не жесткой и грубой. Звук надо брать точно, без подъездов, не выдавливать, не выжимать. Он должен проходить через совершенно открытую глотку, свободно направляться в купол, в твердое небо. Звук должен быть ярким, округленным, чем шире, глотка, тем ярче звук. Нужно помнить, что при пении нельзя делать гримас, не кривить рот, нужно открывать его естественно. Не следует во время пения вытягивать шею или на высоких нотах вытягивать шею или поднимать голову. Подбородок нужно держать спокойно, чтобы не дрожал.

Следующим условием является твердая стойка па ногах и ощущение опоры всего корпуса. Грудь чуть – чуть приподнять, выпрямить спину, расправить плечи, взгляд устремить вперед поверх голов воображаемых слушателей.

Основным недостатком при пении является неясная дикция. Непонятное, невыразительное пение текста песни это, главный бич певца. Необходимо выделять соответствующее слово с большей силой. Старайтесь при этом не забывать о четкости в произношении.

Очень важную роль в пении играют гласные звуки. «А» в пении не звучит как ясное «а», а несколько приближается к «о», а «о» к «у».

Согласные же звуки в пении являются некоторым тормозом, они будто ограничивают течение гласных звуков. Особенно им нужно обеспечивать четкое произношение в конце слова. Замыкающий слово согласный звук обязательно должен быть услышан. Словом, «музыкальное слово» зависит от способности поющего соблюдать фонетику во время пения.

Совершенствование вокальных навыков невозможно без владения основами звукоизвлечения, чистого интонирования, не соблюдая штрихов.

(Дети работают над штрихами, исполняя распевки).

Распевки:

Вокальные упражнения

t1635847896ab.jpg

1 распевка – «поп легато»

2 распевка – «легато»

3 распевка – «поп легато»

4 распевка – «стаккато»

Во время распевки проводится работа над дыханием, образованием звука (положение артикуляционного аппарата – рот, челюсти, верхнее и нижнее нёбо, атака звука), штрихами, посылом звука.

5. Объяснение нового материала:

Педагог: Но помимо штрихов вы должны знать, что момент звукообразования после взятия дыхания называется атакой.

Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.

1. Твердая атака – голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.

2. Мягкая атака – голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.

3. Придыхательная атака – при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения Таким образом, эти виды «атак звука» необходимы, чтобы передать характер произведения.

Педагог:

Эти виды атак мы сейчас будем использовать в работе над произведением – песней «Солнце 21 века». Подумайте, ребята, в какой из фраз какой вид атаки мы будем применять.

Работа над песней «Солнце 21 века» (по фразам, индивидуально с солистами, потом — хором)

Педагог: Ребята, наши занятия показывают, что обучение вокальному пению – это кропотливый труд, и очень важным является ваш осознанный подход к обучению пению, ваше максимальное внимание.

Мы сегодня продолжили работу над. голосовым дыханием. Умение осуществлять правильное дыхание во время пения является основой техники пения. Тренировались правильно, продолжительно вбирать воздух, задерживать его на мгновение, а затем спокойно, плавно, медленно выдохнуть. Также проделали дыхательные упражнения, которые необходимы для закаливания мышц голосового аппарата. Поработали над образованием звука. Повторив ранее изученный материал, мы вспомнили приемы дыхания. Пополнили свои знания новыми, необходимыми для чистоты интонирования песни «Солнце 21 века».

В.В. Емельянов. Основные принципы вокальной педагогики.

И.И. Добровольская. Вокально-хоровые упражнения

М.Соколов. Методика работы над дыханием

Л.П.Дмитриев. Основы вокальной методики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти клиентов для программиста
  • Как найти прибыль npv
  • Как найти поздравления для дочери
  • Как найти гармонию в окружающем мире
  • Как найти смарт тв на тошиба