Как найти на карте транссибирскую магистраль

Карты и схемы Транссиба

На сегодня – 74 карты и схемы, 46 текстовых схем, 25 ссылок

В этом разделе справочника – карты Транссибирской магистрали, ее отдельных участков и городов на пути; текстовые схемы, ссылки на другие источники карт и схем, касающихся Транссиба.
– Последние поступления в раздел

Обзорные карты Транссиба (3)
  Планы областных и краевых городов (12)
Карты участков Транссиба
(10)
Текстовые схемы Транссиба и ответвлений
(41)
Исторические карты и схемы
(9)
Другие размещенные карты и схемы
(22)
Карты и схемы на “Кругобайкалке”
(8)

  Ссылки на карты и схемы
Источники данных
Еще немного картографии

 Обзорные карты Транссиба.
Планы краевых и областных городов

Москва: северо-восток (@MS)
Екатеринбург (@MS)
Тюмень и пригороды (@MK)
Омск и пригороды (@MK)
Новосибирск и пригороды (@MK)
Красноярск и пригороды (@MK)
Иркутск и пригороды (@MK)
Улан-Удэ и пригороды (@MK)
Чита и пригороды (@MK)
Биробиджан и пригороды (@MK)
Хабаровск и пригороды (@MK)
Владивосток и пригороды (@MK)


На планы городов
зеленым цветом нанесена трасса прохождения Транссиба через них. Большие красные кружки – пассажирские вокзалы. Небольшие красные кружки – станции внутри городов и в ближних пригородах.
Размер файлов – от 80 до 175 Кб.

 Карты участков Транссиба.

Москва – Ярославль – Свеча (@)
Свеча – Пермь – Екатеринбург (@)
Екатеринбург – Тюмень – Омск (@)
Омск – Новосибирск – Мариинск (@)
Мариинск – Красноярск – Тайшет (@)
Тайшет – Иркутск – Слюдянка (@)
Слюдянка – Улан-Удэ – Чита (@)
Чита – Могоча – Сковородино (DB)
Сковородино – Белогорск – Бира (DB)
Бира – Хабаровск – Владивосток (DB)

Карты участков Транссиба отсканированы с Атласа железных дорог СССР 1984 года. Большими зелеными кружками на них отмечены станции, где происходит смена локомотивов или их бригад. Разделение на отдельные участки соответствует разделению Текстовых схем Транссибирской магистрали.
Размер файлов – от 30 до 85 Кб.

Текстовые схемы участков и ответвлений Транссиба.

Москва – Ярославль – Свеча (SSG)
Свеча – Пермь – Екатеринбург (SSG)
Екатеринбург – Тюмень – Омск (SSG)
Омск – Новосибирск – Мариинск (SSG)
Мариинск – Красноярск – Тайшет (SSG)
Тайшет – Иркутск – Слюдянка (SSG)
Слюдянка – Улан-Удэ – Чита (SSG)
Чита – Могоча – Сковородино (SSG)
Сковородино – Белогорск – Бира (SSG)
Бира – Хабаровск – Владивосток (SSG)
Москва – Пенза – Самара [Исторический ход] (MK)
Самара – Уфа – Челябинск [Исторический ход] (MK)
Челябинск – Петропавловск – Карбышево [Исторический ход] (MK)
Мытищи – Нижний Новгород – Котельнич [Нижегородский ход] (MK)
Тайга – Томск – Белый Яр [*ответвление] (DA)
Новокузнецк – Абакан – Тайшет [*ответвление] (MK)
Ачинск – Ужур – Тигей [*ответвление] (MK)
Красная Сопка – Кия-Шалтырь [*ответвление] (MK)
Шушь – Шарыпово [*ответвление] (MK)
Ачинск – Лесосибирск [*ответвление] (MK)
Бугач – Красноярск-Северный – Зыково [* обход Транссиба] (MK)
Енисей – Дивногорск [*ответвление] (MK)
Уяр – Саянская [*ответвление] (MK)
Решоты – Карабула [*ответвление] (MK)
Черемхово – Макарьево [*ответвление] (MK)
Заудинский – Наушки – граница с Монголией [*ответвление] (MK)
Тарская – Забайкальск [*ответвление] (MK)
Харанор – Приаргунск [*ответвление] (MK)
Урулюнгуй – Краснокаменск [*ответвление] (MK)
Приисковая – Нерчинск [*ответвление] (MK)
Куэнга – Сретенск [*ответвление] (MK)
Чернышевск-Забайкальский – Букачача [*ответвление] (MK)
Сковородино – Рейново [*ответвление] (MK)
Белогорск – Благовещенск [*ответвление] (MK)
Завитая – Поярково [*ответвление] (MK)
Бурея – Райчихинск [*ответвление] (MK)
Известковая – Чегдомын [*ответвление] (MK)
Биробиджан-1 – Ленинск [*ответвление] (MK)
Волочаевка-1 – Литовко – Комсомольск-на-Амуре [*ответвление] (MK)
Горелый – Тында – Бестужево [АЯМ] (MK)
Тайшет – Лена – Северобайкальск [БАМ] (MK)
Северобайкальск – Таксимо – Тында [БАМ] (MK)
Тында – Февральск – Комсомольск-на-Амуре [БАМ] (MK)
Моргудон – Братск – Галачинский [* обход БАМа] (MK)
Хребтовая – Усть-Илимск [*ответвление БАМа] (MK)
Ангаракан – Перевал – Казанкан-686 км [* обход БАМа] (MK)

Подробные схемы-таблицы участков Транссиба: показано всё, включая самые мелкие остановочные пункты. Тоннели, значительные мосты, реальный километраж, годы основания станций, прямой выход на справку населенного пункта, управления ж.д., достопримечательности на пути и многое другое.
100% эксклюзив нашего сайта!

Исторические карты и схемы.

Исторический Транссиб
Великий Сибирский Путь на территории Российской империи (@HT) англ.
Показаны отдельные линии, на которые подразделялось строительство Транссиба на территории Российской Империи. Не показана Китайско-Восточная железная дорога. Размер 82 Кб.

Самаро-Златоустовская железная дорога, 1900, от Сызрани до Челябинска (@MR)
Район Западно-Сибирской линии и прилегающих мест, 1903, Челябинск – река Обь (@MR)
Район Средне-Сибирской линии и прилегающих мест, 1903, река Обь – Иркутск – Байкал (@MR)
Район Забайкальской линии и прилегающих мест, 1903, Мысовая – Сретенск (@MR)
Район Китайско-Восточной линии и прилегающих мест, 1903, Маньчжурия – Пограничный (@MR)
Район Южно-Маньчжурской линии и прилегающих мест, 1903, Харбин – Порт-Артур (@MR)
Район Уссурийской линии и прилегающих мест, 1903, Хабаровск – Владивосток (@MR)
Китайско-Восточная железная дорога, 1903, главная и восточная линии (@KV3)
Карта следования скорых согласованных поездов от Москвы до Дальнего, 1903 (@KV3)
“Спираль Бочарова” с тоннелем на КВЖД в районе Большого Хингана, 1904 (@DV)
Великий Сибирский Путь, 1907, от Петербурга и Москвы до Владивостока, с открытки (@PHR)
Грузопотоки Уссурийской ж.д., 1933 (@DV)

Карты участков Великого Сибирского Пути отсканированы с “Карты Сибирской железной дороги с показанием направлений намечавшихся рельсовых путей в Сибири и восточных губерниях Европейской России” (1903), присланной Владимиром Муратовым.Размер файлов – от 50 до 135 Кб.

Другие размещенные карты и схемы.

Биробиджан, схема транспортного узла (DB)
Благовещенск, схема транспортного узла (DB)
Братск, схема транспортного узла (DB)
Владивосток, схема пригородной зоны (@)
Владивосток / Артем, схема транспортного узла (DB)
Восточно-Сибирская ж.д., подробная схема [только линии МПС] (DB)
Дальневосточная ж.д., подробная схема [только линии МПС] (DB)
Екатеринбург, схема пригородной зоны и метро (YPP)
Забайкальская ж.д., подробная схема [только линии МПС] (DB)
Иркутск / Ангарск, схема транспортного узла (DB)
Комсомольск-на Амуре, схема транспортного узла (DB)
Красноярск, схема транспортного узла (DB)
Находка / Восточный, схема транспортного узла (DB)
Нижний Новгород, схема пригородной зоны и метро (YPP)
Новосибирск, схема пригородной зоны (@)
Новосибирск, схема пригородной зоны и метро (YPP)
Омск, схема пригородной зоны (@)
Омск, схема транспортного узла (DB)
Самара, схема пригородной зоны и метро (YPP)
Екатеринбург-Пассажирский, схема узла (AB)
Совгавань / Ванино, схема транспортного узла (DB)
Тайга и окрестности, схема узла (DA)
Тайшет и окрестности, схема транспортного узла (DB)
Улан-Удэ, схема транспортного узла (DB)
Уссурийск, схема транспортного узла (DB)
Хабаровск, схема транспортного узла (DB)
Чита, схема транспортного узла (DB)

Карты и схемы на “Кругобайкалке”.

Березовская бухта, карта (@MK)
Березовский мост, схема (@MK)
Кругобайкальская ж.д., схема (@)
Култук – Шарыжалгай, топографическая карта участка (@)
Шарыжалгай – Маритуй, топографическая карта участка (@)
Маритуй – Уланово, топографическая карта участка (@)
Уланово – Байкал, топографическая карта участка (@)
Иркутск – Байкал (1 часть), топографическая карта участка (@MK)
Иркутск – Байкал (2 часть), топографическая карта участка (@MK)
Южное Прибайкалье и Кругобайкалка, карта (@)

Владивосток, карта города Rus (MA)
Иркутск, схема пригородной зоны Rus (SEJS)
Иркутск, карта города Rus (IСС)
Кругобайкальская ж.д., карта Eng, Rus (SEJS)
Москва-Ярославская – Александров, схема пригородной зоны Eng (SEJS)
Москва-Ярославская – Александров, схема пригородной зоны Rus (PD)
Новосибирск, схема пригородной зоны Rus (SEJS)
Пермь – Екатеринбург – Тюмень, схема участка Rus (AB)
Россия, СНГ и страны Балтии (“Суперкарта”), полная карта железных дорог Rus (SEJS)
Россия и экс-СССР, карта электрифицированных железных дорог Rus (SEJS)
Сахалин, схема железных дорог Rus (SEJS)
Свердловская область, административная карта Rus (KI)
Улан-Удэ, схема пригородной зоны Rus (SEJS)
Чита, схема пригородной зоны Rus (SEJS)
Ярославль, схема пригородной зоны Eng (SEJS)

Источники данных.

  • @ – отсканировано Сергеем Сигачевым (Санкт-Петербург)
  • @DV – предоставлено музеем истории ДВЖД
  • @HT – из книги Harmon Tupper “To the Great Ocean”
  • @KV3 – с путеводителя по КВЖД 1903 года
  • @MK – отсканировано Михаилом Крайновым (Иркутск)
  • @MR – отсканировано Владимиром Муратовым (Москва)
  • @MS – отсканировано Максимом Середкиным (Москва)
  • @PHR – из книги Philip Robinson “Early postcards of the Trans-Siberian Railway”
  • AB – отрисовано Алексеем Бродовиковым (Екатеринбург)
  • DA – отрисовано или создано Дмитрием Афониным (Томск)
  • DB – отрисовано Дмитрием Болдецовым в Adobe Illustrator (Хабаровск)
  • ICC – размещено на сервере Иркутского Научного Центра (Иркутск)
  • KI – размещено на сервере Корус (Екатеринбург)
  • MA – размещено на сайте MARINE.SU (Владивосток)
  • MK – создано Михаилом Крайновым (Иркутск)
  • NSK – размещено на сайте NSK.SU (Новосибирск)
  • PD – размещено на сайте POEZ.DA.RU (Москва)
  • SEJS – размещено на сайте Дмитрия Зиновьева “Паровоз ИС” (Бостон, США)
  • SSG – создано Сергеем Сигачовым (Санкт-Петербург)
  • YPP – отрисовано Юрием Поповым (Чикаго, США)

Любопытная карта, представлена на этот раз в учебнике. прежде всего обращает на себя внимание участок карты в правом нижнем углу, на котором показана Аляска. если проводить границы Российской империи на 1900 году, как указано в легенде карты, то Аляска в то время уже была продана США и не была российской территорией. Поэтому не будем ее отмечать.

А вот с Польшей и Финляндией все правильно, эти территории в 1900 году были русскими.

Показать на карте участок Транссибирской магистрали не сложно, потому что это единственная железнодорожная ветка, которая в то время соединяла европейскую часть России и Дальний Восток.

Также несложно выделить столицу Российской империи — город Санкт-Петербург.

Транссибирская магистраль

Vladivostok distencemonument.JPG
Страна

Flag of Russia.svg Россия

Конечные станции

Москва
Владивосток

Протяжённость

9289 км

Тип электрификации

электрификация переменным током 25 кВ[d], электрификация постоянным током 3 кВ[d] и контактная сеть

Карта линии

Transsibirische Eisenbahn.png

Commons-logo.svg Транссибирская магистраль на Викискладе

Схема Транссиба: исторический маршрут, северный маршрут, Байкало-Амурская магистраль, промежуток южного пути в Сибири

 ⚙️ Транссибирская магистраль

условные обозначения

0 Москва
282 Ярославль
289 Волга
956 Киров
1434 Пермь
1814 Екатеринбург
2139 Тюмень
2706 Иртыш
2711 Омск
3332 Обь
3336 Новосибирск
4098 Красноярск
4101 Енисей
4515 Тайшет
4520 Байкало-Амурская магистраль
5185 Иркутск
5641 Улан-Удэ
5655 Трансмонгольская ж/д
6198 Чита
6312 Трансманчжурская ж/д (КВЖД)
7273 на Байкало-Амурскую магистраль
7875 на Благовещенск
8351 Биробиджан
8515 Амур
8523 Хабаровск
9289 Владивосток

Транссибирская железнодорожная магистраль (Трансси́б), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути: Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря)[1][2]. В 2002 году завершена полная электрификация[3].

Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Челябинская область) до Владивостока. Её длина около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы.

Результатом строительства транссибирской магистрали стала возникшая к 1905 году возможность: впервые в истории следовать поездам только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря у́же, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию.

Начальный пункт: станция Москва-Пассажирская-Ярославская. Конечный пункт: станция Владивосток. Пропускная способность: 100 млн тонн грузов в год[4].

Содержание

  • 1 Этапы строительства
  • 2 Реконструкция Транссиба
  • 3 Направления Транссиба
    • 3.1 Расстояния по современному направлению Транссиба
  • 4 Соседи
  • 5 Населённые пункты
  • 6 Упоминания
  • 7 Факты
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Этапы строительства[править | править вики-текст]

Церемония закладки транссибирской магистрали.

Строительство железных дорог в азиатской части Российской империи.

Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе около Владивостока (Куперовская падь). На церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. Фактически строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом (по данным советской энциклопедии, в итоге израсходовано было в несколько раз больше)[5].

Одним из руководителей строительства участка был инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино.

Часть грузов для строительства магистрали была доставлена Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Енисея[6].

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.

Регулярное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России Владивостоком и Порт-Артуром по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в регулярную («правильную») эксплуатацию. 1 (14) июля 1903 год ознаменовало собой ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года, а спустя год, 16 (29) октября 1905 года Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию, и поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана.

После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

Конец строительства исключительно по территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года с пуском Хабаровского моста через Амур.

Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год составила до 1,5 миллиарда рублей.

В 1990—2000-х годах был проведён ряд мероприятий по увеличению пропускной способности Транссиба. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, когда была построена вторая колея моста[7][8], а знаменитый тоннель под Амуром стало возможным закрыть на реконструкцию. С 1990-х годов ведётся реконструкция Хинганских тоннелей.

  • Транссиб. Около станции Хилок. 1900 год.

  • Железнодорожный мост через Каму в Перми. 1910 год.

  • Строительство Транссиба

Тогда же были выведен из эксплуатации и заменён на новый знаменитый Царский мост через реку Енисей в Красноярске[9].

11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин — Гамбург[10]. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн.[11] В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.[12]

Реконструкция Транссиба[править | править вики-текст]

Правительство России утвердило паспорт проекта модернизации БАМa и Транссиба. Общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Из них 110 млрд будет направлено непосредственно из госбюджета, 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, еще 300 млрд рублей выделено по инвестпрограмме ОАО «РЖД».[13]

Также планируется соорудить мост или тоннель на Сахалин[14].

Направления Транссиба[править | править вики-текст]

Северное (Северный ход)
Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Тюмень — Красноярск — Тайшет (далее переход на БАМ) — Северобайкальск — Тында — Находка и Советская Гавань.
Новое (Нижегородский ход)
Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Тайга — Красноярск — Тайшет — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск — Владивосток.
Южное (Казанский ход)
Москва — Муром — Арзамас — Канаш — Казань — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск — Владивосток.
Историческое первоначальное
Москва — Павелец — Ряжск — Пенза — Сызрань — Самара — Уфа — Златоуст — Миасс — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Тайга — Красноярск — Иркутск — Чита — Забайкальск — Харбин — Уссурийск — Владивосток, а также ход от Харбина до Порт-Артура.
Историческое позднее
Москва — Рязань — Рузаевка — Самара — Уфа — Златоуст — Миасс — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Тайга — Красноярск — Владивосток.

Расстояния по современному направлению Транссиба[править | править вики-текст]

Место Расстояние Время в пути Часовой пояс Примечание
Москва, Ярославский вокзал 0 км (0 миль) Московское время
Владимир 210 км (130 миль) MT
Нижний Новгород 461 км (286 миль) 6 часов MT на реке Волге
Киров 917 км (570 миль) 13 часов MT на реке Вятке
Пермь 1434 км (891 миль) 20 часов MT+2 на реке Каме
Место, разделяющее Европу и Азию 1777 км (1104 миль) обозначено белым обелиском
Екатеринбург 1816 км (1128 миль) 1 день 2 часа MT+2 На Урале
Тюмень 2104 км (1307 миль)
Омск 2676 км (1663 миль) 1 день 14 часов MT+3 на реке Иртыш
Новосибирск 3303 км (2052 миль) 1 день 22 часа MT+4 На реке Оби. Отсюда начинается Турксиб
Красноярск 4065 км (2526 миль) 2 дня 11 часов MT+4 на реке Енисей
Тайшет 4483 км (2786 миль) узловая станция Байкало-Амурской магистрали
Иркутск 5153 км (3202 миль) 3 дня 4 часа MT+5 Неподалеку от озера Байкал
Улан-Удэ 5609 км (3485 миль) 3 дня 12 часов MT+5
Соединение с Трансмонгольской линией 5622 км (3493 миль)
Чита 6166 км (3831 миль) 3 дня 22 часа MT+6
Соединение с Трансманчжурской магистралью в Чарской 6274 км (3898 миль)
Биробиджан 8312 км (5165 миль) 5 дней 13 часов
Хабаровск 8493 км (5277 миль) 5 дней 15 часов MT+7 на реке Амур
Уссурийск 9147 км (5684 миль) соединение с Трансманчжурской линией и веткой в Корею.
Владивосток 9288 км (5771 миль) 6 дней 4 часа MT+7 на берегу Тихого океана
Ветка на Северную Корею
Станция Приморская 9257 км (5752 миль) 6 дней 14 часов MT+7
Хасан 9407 км (5845 миль) 6 дней 19 часов MT+7 граница с Северной Кореей
Туманган 9412 км (5848 миль) 7 дней 10 часов MT+5:30 Северокорейский пункт пропуска
Пхеньян 10 267 км (6380 миль) 9 дней 2 часа MT+5:30

Соседи[править | править вики-текст]

Линиями Западно-Сибирской железной дороги от Омска и Татарска (через Карасук и Кулунду) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном. Из Новосибирска на юг через Барнаул в Среднюю Азию ведёт Турксиб. В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена Байкало-Амурская магистраль.

Населённые пункты[править | править вики-текст]

Ниже приводится северный маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва/Москва-Пассажирская-Ярославская — Ярославль/Ярославль-Главный — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Верещагино —Пермь/Пермь II — Кунгур — Первоуральск — Екатеринбург/Екатеринбург-Пассажирский — Тюмень — Называевск/Называевская — Омск/Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск/Новосибирск-Главный — Юрга/Юрга I — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск — Боготол — Ачинск/Ачинск I — Красноярск/Красноярск-Пассажирский — Канск/Канск-Енисейский — Иланский/Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск/Иркутск-Пассажирский — Слюдянка/Слюдянка I — Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский/Петровский Завод — Чита/Чита II — Карымское/Карымская — Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Биробиджан/Биробиджан I — Хабаровск/Хабаровск I — Вяземский/Вяземская — Лесозаводск/Ружино — Уссурийск — Владивосток

Упоминания[править | править вики-текст]

  • Башкирский писатель Мажит Гафури путь в литературе начал с книги «Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт» (баш. «Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
  • Александр Розенбаум в 1999 году выпустил альбом «Транссибирская магистраль», который открывает одноимённая песня.
  • В девятом студийном альбоме группы U.D.O. была записана песня Trainride in Russia вступление к которой исполнено на русском языке. Текст песни и музыка навеян личными впечатлениями Удо Диркшнайдера от путешествия поездом на гастролях в России. «Поезд по России идёт и идёт, поезд по России — сто грамм, и вперёд».
  • «Алеф» роман 2011 года писателя Пауло Коэльо. Литератор принимает решение отправиться в долгий путь через всю Европу и Россию, по Транссибирской магистрали, на поиски своего счастья. Все говорят, что Коэльо движется по Транссибу из Москвы во Владивосток, но для бразильского писателя это Транссибирская магистраль проходит через него.

Факты[править | править вики-текст]

  • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции Мыс Астафьева и Восточный порт.
  • По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа[15], однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года, самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.
  • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 1 час 59 минут (средняя скорость 64 км/ч). Поезд № 3/4 Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд № 1/2 «Россия».
  • На Ярославском вокзале Москвы, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке).
  • В 1970-х — 1980-х годах по Транссибу планировалось запустить беспересадочный вагон Москва — Ханой, который стал бы длиннейшим в мировой истории (длина маршрута 11 967 км), однако он совершил только несколько рейсов.[16]
  • Памятные монеты

См. также[править | править вики-текст]

  • Китайско-Восточная железная дорога
  • Строительство Транссибирской магистрали в обход Томска
  • Турксиб
  • Трансазиатская железная дорога
  • Список узловых станций в Российской Федерации
  • Железнодорожная ветвь Енисей — Дивногорск
  • Координационный совет по Транссибирским перевозкам
  • Сибирский тракт
  • Чердынская дорога
  • Бабиновская дорога
  • Арская дорога

Примечания[править | править вики-текст]

  1. http://www.transsib.ru/cat-records.htm. Рекорды Транссибa
  2. Известия. Ру: Самая Уникальная Дорога На Планете
  3. Великий Транссиб стал полностью электрифицированным.
  4. Транссиб против моря // Эксперт, 27 сентября 2006
  5. Великая Сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
  6. Г. П. Аветисов. Морозов Николай Васильевич (1862–1925) // Имена на карте Российской Арктики (Биографические данные около 200 отечественных и зарубежных исследователей). — СПб.: Наука, 2003. — 341 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-025003-1.
  7. 7 ноября 2009 года состоится торжественное открытие второй очереди железнодорожного моста через реку Амур (Хабаровский край) // press.rzd.ru  (Проверено 18 ноября 2009)
  8. Вести. Ru: На Транссибе открывается движение поездов по второй колее моста через Амур // vesti.ru  (Проверено 18 ноября 2009)
  9. Мост через Енисей
  10. От Пекина до Гамбурга
  11. 新疆霍尔果斯火车站获批成立 年底有望通车 — 火车票网
  12. В 2016 году планируется увеличить объем грузовых перевозок по железнодорожной линии Чжэнчжоу-Гамбург
  13. Модернизация Транссиба. Российская газета (11.11.2014, 00:44).
  14. Рустем Фаляхов. Владимир Путин утвердил схему реконструкции Транссиба и БАМа. Газета (27.07.2013, 12:58).
  15. Отменен легендарный поезд Харьков — Владивосток
  16. Поездка в Грузию и Азербайджан, 2015 год
  17. на марке блока изображён тоннель, проложенный в Яблоновом хребте (Забайкалье), с выходящим из него паровозом, 2002, 12 рублей (ИТЦ 728, Скотт 6683)

Литература[править | править вики-текст]

  • Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — Издание Министерства путей сообщения. — СПб.: «Товарищество Художественной Печати», 1900.
  • Сибирь под влиянием рельсового пути. С приложением карты Сибирской железной дороги. — СПб.: Издание редакции периодических изданий Министерства финансов, 1902. — 221 с.
  • Департамент торговли и мануфактур министерства финансов. Сибирь и Великая Сибирская железная дорога с приложением карты Сибири. — СПб.: Типография Киршбаума, 1893. — 309 с.
  • Сибирь и трансазиатский железный путь. — СПб., 1891. — 37 с.
  • «Транссибирская магистраль» в Энциклопедии Забайкалья.
  • Сквозь тайгу. Последний проект империи (Сергей Сигачёв)

Ссылки[править | править вики-текст]

commons: Транссибирская магистраль на Викискладе
voy: Транссибирская магистраль в Викигиде
  • Виртуальное путешествие из Москвы во Владивосток.
  • Транссибирская магистраль — Веб-энциклопедия
  • Транссибирская магистраль до 1917 г. Библиографический указатель / Составитель С. К. Канн
  • Распутин В. Транссиб (из книги «Сибирь, Сибирь…»)
  • Транссибирская магистраль в Живом Журнале
  • Волынец Алексей «Проект первостепенной важности: Как китайская угроза поспособствовала строительству Транссиба»

Найди на карте Транссибирскую магистраль. Через какие города он прошла?

reshalka.com

ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков. Работа с исторической картой (стр.85). Номер №2

Решение

Получай решения и ответы с помощью нашего бота

Транссибирская магистраль прошла через города Самара, Уфа, Златоуст, Омск, Красноярск, Иркутск, Чита, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток.
Решение рисунок 1

Транссибирская железнодорожная магистраль: начало, история, развитие и стоимость строительства.

Кто строил главную железную дорогу страны, когда и как? Сколько времени и усилий было на это потрачено? Через какие города прошел железнодорожный путь? Почему Транссиб и сегодня — гордость страны?

Дата обновления статьи: 04.05.2023

«Поднявшись над Россией ввысь и окинув ее взором, можно увидеть голубые и стальные обручи, которые стягивают землю в единую и великую державу. Реки и жизненные дороги скрепляют и приближают ее пространства. И если реки — суть творения Бога, то железные дороги сотворены, хотя и по воле Всевышнего, человеческим разумом, волей и руками людей. И в этом чуде человеческого созидания Транссибирская магистраль — самое великое Рукотворение.» (В. Ганичев, писатель и общественный деятель)

Строительство Транссибирской магистрали, которая изначально именовалась Великим Сибирским Путем —  это проект по сложности и беспрецедентности сравнимый разве что с полетом человека в космос. Именно так — как стратегическое, эпохальное и грандиозное событие — он и воспринимался современниками на момент строительства. Этот транспортный стержень по сути впервые собрал в единую сущность всю нашу огромную Державу, пересечение которой из конца в конец раньше занимало до нескольких месяцев. Сотни удаленных от каких бы то ни было дорог поселений Сибири получили доступ к бесперебойной трассе, не говоря уж о том, что наконец был создан сухопутный транспортный коридор от восточных морских портов до центральных городов европейской части России, причем проходящий полностью по территории нашей страны.

Удивительно, но и сегодня — как и на момент строительства — Транссибирская магистраль остается непревзойденным памятником технической мысли, трудолюбия и целеустремленности — это самая протяженная (9298, 2 км) в мире двухпутная железная дорога, причем полностью электрифицированная, а на некоторых участках пути поезда курсируют по ней с такими же временными интервалами, как в городском метро. По этим и многим другим показателям она по праву внесена и в книгу рекордов Гиннесса.

Через какие города России проходит Транссибирская магистраль

Что же такое Транссибирская магистраль? Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток. Она проходит (исторический маршрут) через Рязань, Самару, Уфу, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток и соединяет, таким образом, западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Сегодня Транссиб представляет собой условно четыре ветки: 

  1. Непосредственно исторический маршрут (красная линия на карте) — с вышеперечисленными городами.
  2. Байкало-Амурская магистраль (зеленая линия): Тайшет — Братск — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
  3. Северный маршрут (синяя линия): Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Тюмень — Красноярск — Тайшет — и далее переход в Байкало-Амурскую магистраль.
  4. Южный путь (черная линия показывает отрезок Южного пути где он отличается от других маршрутов): Тюмень — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет.

История строительства 

Исторически Транссибом являлась только восточная часть магистрали от Южного Урала до Владивостока. Именно этот отрезок длиной порядка 7 000 км и был построен с 1891 по 1916 годы. Проект великой стройки был задуман еще при Александре III, который повелел своему наследнику воплотить его в жизнь «…приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».

Транссибирская железная дорога

В 1891 будущий наследник престола Николай II лично отвез первую тачку балласта в полотно будущей дороги и принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала во Владивостоке.

Всего через 10 лет (только вдумайтесь!) все рельсовые пути, кроме отрезков на речных переправах, уже были готовы и началась перевозка грузов и пассажиров. То есть в среднем рабочие прокладывали по 700 км в год, или по 1,9 км в день! А ведь условия работы были самыми что ни на есть тяжелыми — дорога прокладывалась в глуши, через леса, балки, скалы, полноводные сибирские реки, болота и слабые грунты, не существовало по сути и инфраструктуры для подвоза материалов. При этом строители были ограничены в средствах и одной из первостепенных задач, поставленных перед инженерами, была задача экономии.

Нельзя не сказать в этой связи чуть больше о самих талантливых инженерах, благодаря которым этот проект стал возможен, несмотря ни на какие климатические и финансовые ограничения. Профессия инженера путей сообщения была одной из наиболее престижных в дореволюционной России, ведь именно в этой сфере на тот момент воплощались все самые передовые разработки научно-технического прогресса. Сегодня мы, пожалуй, могли бы провести аналогию с IT, робототехнкой и нано-материалами…

Но вернемся назад в прошлое. Институт корпуса инженеров путей сообщения, основанный в 1809 году, давал образование такого класса, что по курсовым проектам его студентов можно было немедленно строить без внесения каких-либо правок и дополнений — настолько они были выверены, детально проработаны и технически грамотны. Сам император Николай I говорил: «Мы — инженеры», подразумевая, что именно в этой специальности в наиболее полной мере проявляются все творческие и аналитические качества русского народа. И нужно признать, эти люди действительно с честью выполнили свой профессиональный долг, (а, возможно, и превзошли его) и воплотили самые смелые чаяния своих современников — Транссиб останется вечным памятником их талантам.

«Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне».

(Евгений Кнорре, инженер-строитель)

С 1901 по 1916 год уже проводились только вспомогательные работы — по возведению мостов и различных инженерных сооружений. Впрочем, их объем впечатляет не меньше, чем протяженность рельсового полотна. Только на первоначальном этапе на Транссибе было построено 87 крупных станций и локомотивных депо, более 1800 мелких станций и полустанков и около 11 тысяч инженерных сооружений: мостов, тоннелей, водопропускников, отбойных стенок.

Ровно 100 лет назад — в 1916 (то есть во время Первой Мировой войны и тотальной нехватки финансовых и людских ресурсов), был все же сдан в эксплуатацию сложнейший мостовой переход через Амур. Именно с этого момента начинается отсчет бесперебойного железнодорожного сообщения по всей протяженности Транссибирской магистрали, поэтому он считается датой окончательного завершения строительства.

Император понимал, что готовый участок Транссибирской магистрали — это только начало масштабного развития транспортной инфраструктуры страны. Ведь одной веткой охватить все ключевые точки просто невозможно. В стороне остались золотые прииски в районе Бодайбо, а также главная водная артерия Сибири — река Лена… Планам по строительству новой ветки в царской России не суждено было сбыться из-за войны и революции. Так или иначе, проект все равно был реализован под названием БАМ (Байкало-Амурская магистраль) уже при советской власти. Эта стройка века XX-го заслуживает отдельного исследования — сейчас лишь обратим внимание на то, что она логически продолжает Транссиб и на сегодняшний день являет с ним единое целое.

Сейчас маршрут Транссиба заканчивается во Владивостоке, но уже в ближайших планах — сооружение моста или тоннеля на Сахалин. Утвержден и масштабный план модернизации Транссиба и БАМа на ближайшие годы. Так, общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Сюда входит и сооружение железной дороги до Магадана и к Беринговому проливу. Начались работы по реконструкции Транскорейской магистрали с выходом её на Транссиб и превращение последнего в Магистральный транспортный коридор.

Вот так — Империя сменилась Советами, прошли войны, революции, кризисы, былые достижения унаследовала уже Российская Федерация. Три разных уклада, а Великий Путь продолжает жить и развиваться независимо от того, какая идеология задает вектор в данный конкретный момент — и это еще одно подтверждение его непреходящего цивилизационного значения.

Интересные факты о Транссибирской магистрали

  • Первые паровозы в России называли пароходами

  • Общая протяженность железных дорог к 1865 году — на тот момент учреждения Министерства Путей Сообщения не превышала 3 тыс. км.
  • За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год — 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении РАО «РЖД» — царское наследие.
  • Транссибирская железная дорога

  • У идеи строительства Транссиба имелись противники, называвшие ее сумасшествием и надувательством. Министр внутренних дел Иван Дурново за два года до начала строительства утверждал, что создание Транссиба приведет к массовому переселению крестьян в Сибирь, и во внутренних губерниях возникнет дефицит рабочих рук.
  • «Первое, что следует ожидать от дороги — это наплыв разных аферистов, ремесленников и торговцев, затем явятся скупщики, цены поднимутся, губерния наводнится иностранцами, наблюдение за сохранением порядка станет невозможным», — тревожился тобольский губернатор.
  • Антон Чехов в 1890 году добирался от Москвы до Сахалина три месяца.
  • Транссиб фото

  • Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба — 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса — 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей.

  • Стоимость Транссибирской магистрали — 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов).
  • Регулярное движение началось уже 14 июля 1903 года, но от Читы до Владивостока поезда следовали не по недостроенному Транссибу, а по Китайско-Восточной железной дороге через Маньчжурию.
  • Первое время в Транссибе имелся разрыв: Байкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 октября 1905 года была сдана в эксплуатацию Кругобайкальская дорога протяженностью 260 км с 39 тоннелями.
  • Тогда же в Иркутске был открыт памятник Александру III в. форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.

  • На строительстве Транссиба было занято до 20 тысяч рабочих. По политическим соображениям китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. Распространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники — миф. 
  • Самые высокооплачиваемые рабочие, мостостроители-клепальщики, получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. Перевыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество. 

  • Часть грузов для строительства доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
  • Амурский мост строился три года. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, в связи с чем работы затянулись на 11 месяцев.
  • На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
  • Транссибирская магистраль, Амур

  • Паровозы, вагоны и 27-аршинная модель моста через Енисей стали гвоздем Всемирной выставки в Париже в 1900 году и получили там Гран-при. Французские журналисты называли Транссиб «становым хребтом русского исполина» и «грандиозным продолжением эпохи Великих географических открытий».

  • К услугам пассажиров 1-го класса имелись салон-вагон с библиотекой и роялем, ванные и спортивный зал. Вагоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены сейчас в Железнодорожном музее в Петербурге.
  • В 1930-х годах японские дипломаты, ехавшие по Транссибу в Европу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге специально отправляли множество муляжей.
  • Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
  • Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
  • Время доставки контейнеров с Дальнего Востока в Европу по железной дороге составляет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем.

Итоги

Строительство Транссиба считается выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом. В 1904 году журнал Scientific American назвал эту транспортную магистраль самым выдающимся техническим достижением рубежа веков. Великий Сибирский путь по сей день держит пальму первенства по протяженности, количеству станций и темпам сооружения среди всех железных дорог мира.

Во время строительства сотни решений были применены на практике «впервые»: более 1000 из них были официально запатентованы. Так, именно там впервые построили улучшенные притрассовые дороги с гравийным покрытием, именно там впервые соорудили тоннели в вечномерзлых грунтах…

Бесперебойное сообщение, возможность эксплуатации в любых погодных условиях, высокая скорость, а также особенности географического положения нашей страны, с ее необъятной широтой и тысячекилометровыми переходами между крупными городами и ресурсными базами привели к тому, что сразу по завершении строительства Транссиба, железные дороги стали основным транспортом страны.

А сам Транссиб в качестве крупнейшей евроазиатской транспортной артерии внес неоценимый вклад в усиление геополитической мощи Российской Империи на мировой арене.

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Золото ибрагима паши как нашли
  • Как найти пати альбион
  • Could not resolve host как исправить
  • Как составить меню на неделю диабет
  • Как составить список фильмов советских