Как определить дату изготовления, по маркировке на шине?
Покупая покрышки, необходимо знать год их выпуска. При правильных условиях хранения они могут пролежать на складе более пяти лет, это гарантированный срок службы резины, от производителя. Гарантийный срок, подразумевает средний срок эксплуатации покрышек. Все зависит от пробега, и качества дорожного покрытия. При хорошем километраже, можно износить шины и за три года, а то и за два. Но если резина лежала на складе, или в гараже, при соблюдении мер хранения, ее использование возможно и после 5, 10 лет. Итак, чтобы знать дату выпуска, нужно поискать на боковой части шин 4 цифры.
Иногда бывает, что перед числами, прописаны буквенные обозначения, как на здесь представлено, но нас это не интересует. На шинах изготовленных после 2000 года, используется маркировка даты, обозначающая неделю и год выпуска.
Первые две цифры, это неделя выпуска. Недели считаются от начала года, можно на календаре пересчитать недели, и будет ясно в каком месяце изготовлена резина. Вторые две цифры указывают год.
Например, значение 2915 – это 29-ая неделя, 2015-ого года. Месяц, в данном случае июль. Необходимо сверять все даты на шинах, если приобретается все 4 колеса. Желательно конечно, чтобы они были одной даты.
Стоит уделить отдельное внимание, покрышкам с трехзначной датой. Такое обозначение встречается на резине отечественного производства. Зарубежные марки, конечно, тоже не стоит упускать из виду.
Данная маркировка, говорит о том, что шина изготовлена до 2000 года. Последнее число, это последняя цифра года производства, а первые две, неделя. Обозначение даты, выделяется звездочками, или точками. Можно встретить резину без звездочек, в таком случае, она наверняка 90-х годов. И скорее всего дата перебита, как показано на рисунке выше.
Например, обозначение даты типа *188*, будет означать, что шина произведена на 18-ой неделе (апрель месяц) 88, или 98 года. Эту разницу в десять лет, можно определить, отступает ли последняя звезда от числа года выпуска. Либо за годом, следует треугольник. Выглядит это вот так, *188* — год выпуска 1988, *188 *, или как показано на рисунке, со штампом треугольника — год выпуска 1998.
Такие сложности никто не предполагал. Просто в 80-х годах, никто и не думал, что шины будут использовать через 10, или 20 лет. Конечно, сейчас невелик шанс, встретить шины 80-х, или 90-х годов, но все же, следует обращать на это внимание. Особенно выбирая резину для отечественных автомобилей, старых марок.
Как определить пригодность к использованию шины.
При изготовлении резины, на её эксплуатацию накладывается гарантия до 5 лет. Имеется ввиду, что шина, не потеряет своей эластичности и прочности в течении 5 лет. Без учета износа протектора.
Но это не значит, что если покрышка пролежала в гараже больше, чем ей начертано, пора покупать новую. Все зависит от условий складирования. Если правильно хранить, резина не потеряет своих эластичных свойств, и хорошо прослужит до полного износа.
Под воздействием внешних факторов, покрышка теряет свои свойства. Это происходит за счет выделения хим. веществ, содержащихся в её составе. По характерному запаху свежей резины, становится ясно, о чем речь.
Проще говоря, если покрышку герметично упаковать в полиэтилен, и убрать в темное место, она пролежит 10 лет и не потеряет своих свойств. В том числе и запах. Также рекомендуют, время от времени переворачивать покрышку, во избежание образования, так называемых «пролежней».
Определяется непригодность шин, во-первых по их цвету. Качественная резина, при соблюдении условий хранения, сохраняет свой черный цвет. Белесый вид означает, что покрышка сохнет. Теряется эластичность, и по бокам и на протекторе, появляются мелкие трещины.
Образование таких трещин, говорит о необходимости замены резины.
Если шина, приобретает блеклый вид, или замечены микротрещины, на ее поверхности, ей требуется срочная замена. Не стоит оценивать работоспособность резины, по целостности протектора, также как и по дате производства. Эти факторы, не всегда обосновывают общий износ покрышки.
Не всегда, внешний вид покрышки, соответствует дате изготовления. Часто сезонная резина, просто валяется в гараже, до следующего лета или зимы. Она вымерзает и сохнет. При использовании такой резины, трещины появляются еще и между протекторов. И со временем становятся все глубже и заметнее.
Если шина в прекрасном состоянии, но дата производства у нее не первой свежести, это не значит что ее нельзя брать. Все зависит от условий хранения. При соблюдении всех условий, качественная резина сохранит свой первоначальный вид и характеристики.
Рекомендуется, перед приобретением, осмотреть шину на наличие дефектов. На цвет, опираться, тоже особо не стоит. Покрасить резину перед продажей, не составит особого труда. Но все же, иногда недобросовестные продавцы, забывают прокрасить внутреннюю часть покрышки. Также, необходимо обращать внимание на целостность «волосков», это резиновые отростки, появляющиеся при производстве покрышки. Если при изгибе они ломаются, резина не правильно хранилась. Внешний осмотр, и небольшое нажатие на шину, даст возможность проверить ее качество.
Основную роль при выборе покрышки, играют марки производителей. Не смотря, на заводские гарантии, качественные шины, с добавление наисекретнейших «нестарителей», прослужат гораздо больше 5, обещанных лет.
Также не стоит переживать, из за двух годов давности даты производства шин, при подходящих условиях хранения, они прослужат достаточно долго.
Несколько советов:
На основании всей информации, необходимо выделить, особо важные моменты.
*Храните сезонную резину в полиэтиленовых пакетах. Это убережет её от внешних, разрушающих факторов.
*Избегайте воздействия солнечных лучей. При попадании на шины, происходит выделение важных компонентов, что приводит к разрушению покрышки.
*Придерживайтесь, установленным нормам поддержания давления воздуха в покрышках. При недостаточной упругости, происходит износ боковых частей резины. Аналогично, при чрезмерном давлении, излишнее напряжение, приводит к ускоренному износу.
*Вовремя производите балансировку колесных пар, и развал схождения. При дисбалансе, резина съедается при эксплуатации, добавляется неприятная, и разрушительная микровибрация. Что негативно влияет не только на покрышку колес, но и ходовые части автомобиля.
*При покупке новой резины, следует опираться на предоставленную информацию. Все примеры приведены из жизненного опыта, все проверено. Все предоставленные сведения проверены.
Надеемся, что полученная информация принесла вам пользу.
Удачи в пути!
Полезные ссылки: blacktyres.ru/catalog-tyres/letnie-shiny/
Многие автолюбители хотят знать точную дату производства шин (год и месяц), чтобы для себя получить ответы на следующие вопросы – стоит ли использовать залежавшиеся на складе новые покрышки, и пригодна ли старая резина для длительной эксплуатации? Мы попытаемся предоставить подробную информацию на эту тему. Начнем с определения даты изготовления шин.
Как узнать месяц и год производства покрышек?
Производители указывают эту информацию на боковой части колеса. Там есть овальный штамп с четырехзначной цифрой. Первый две цифры обозначают недели с начала года (по ним можно узнать месяц производства), вторые две цифры – год выпуска. Например, на боковине красуется цифра 1609. Это значит, что прошло 16 недель с начала года. Путем простого подсчета выясняется месяц – апрель. А цифра 09 означает 2009 год. Выходит, что шины были выпущены в апреле 2009 года.
Существует также трехзначная маркировка. Если вы видите такой штамп, значить резина была изготовлена до 2000 года. В этой цифровой комбинации первые два значения также обозначают неделю, а третье – последнюю цифру года. Например, на покрышке отштампована маркировка 169. Это означает, что производитель выпустил ее в апреле 1999 или 1989 года.
Как же узнать точный год? Если цифровая комбинация обрамлена с двух сторон звездочками, то это 1989 год. Если же после нее есть пробел или небольшой треугольник, то дата выпуска 1999 год. Такие сложности связаны с тем, что ранее заводы не думали, что их покрышки будут использоваться более 10 лет.
Старение автомобильной резины
Производители шин дают 5-летнюю гарантию на свои покрышки (это минимум). Однако они могут прослужить намного дольше, сохраняя прежнюю эластичность, прочность, надежность и другие эксплуатационные характеристики.
Скорость старения покрышек зависит от условий их использования, качества резинового сырья, химических компонентов, содержащихся в структуре материала, правильности хранения. Признаки старения шин:
-
изменение изначального цвета (резина белеет);
-
появление микротрещин на боковинах (с каждым годом их глубина и размеры увеличиваются);
-
деформирование металлического каркаса;
-
потеря эластичности;
-
образование трещин и небольших расселин на протекторе;
-
появление небольшой грыжи.
Если ваш протектор цел, но при этом наблюдаются другие признаки старения, срочно замените покрышки. Подобные последствия становятся возможными благодаря постепенному выходу из состава резины специальных химических веществ, обеспечивающих эластичность.
Изначально новые покрышки имеют характерный запах. Его и излучают дополнительные компоненты. Как только они улетучиваются, резина становится более твердой и не эластичной.
Процессы старения ускоряются при высокой влажности, прямом воздействии солнечных лучей, большой температуре, сочетании озона и кислорода. Эти факторы способствуют нарушению прочной связи между резиной и металлическим каркасом покрышки.
Чтобы сильно замедлить старение шин, их хранят в полиэтиленовых пакетах. Подобная герметичность исключает взаимодействие резины с окружающим воздухом и водой. Солнечные лучи уже не могут оказывать негативного воздействия. При подобном хранении резина может оставаться прочной и эластичной на протяжении 7-10 лет.
Стоит ли брать новые шины, если они были выпущены 2-3 года назад?
Тут все зависит от изначального качества резины и от условий ее складского хранения. Если продавец/производитель соблюдает нормальный температурный режим и исключает воздействие покрышек с влагой/ультрафиолетовыми лучами, то шины могут храниться долгие годы без потери своей эластичности.
Поэтому перед приобретением залежавшихся новых покрышек обратите внимание на наличие незначительных трещин, на сохранность заводского цвета (приближенный к черному), на твердость и эластичность. Если заметили признаки старения, попросите у продавца другую резину.
Изначальное качество резины зависит от производителя. Крупные компании вкладывают большие деньги на проведение химических исследований. Эти инвестиции позволяют найти идеальные компоненты, препятствующие старению покрышек. Состав компонентов держится в строжайшем секрете.
Ведущими производителями шин являются заводы Goodyear, Michelin, Nokian. Они дают 5-летнюю гарантию на свои покрышки. Более быстрый износ возможен, если вы очень часто ездите на дальние расстояния (то есть, причина скоропостижного износа связана с большим пробегом).
Специалисты рекомендуют покупать резины недавнего производства. Это гарантирует вам тот факт, что покрышки хранились в оптимальных условиях и не подвергались длительному воздействию негативных факторов.
При этом сильно заботиться о дате производства шин тоже не нужно. Качество у покрышки, изготовленной месяц назад, будет таким же, как у резины, выпущенной 2-3 года назад. Лучше больше обращайте внимание на производителя шин и на их модель. Не приобретайте резину у малоизвестных компаний, которые еще не зарекомендовали себя на рынке (не стоит гнаться за низкой ценой).
Полезные советы от экспертов
Если вы хотите эксплуатировать покрышки долгие годы и желаете обезопасить их от быстрого старения, придерживайтесь этих советов:
-
всегда храните шины в полиэтиленовых пакетах (они не позволят окружающей атмосфере негативно влиять на резину и химические компоненты, содержащиеся в ней);
-
не нужно оставлять покрышки на длительное время в местах прямого воздействия тепла и солнца (это заметно ускорит процессы старения);
-
старайтесь размещать транспортное средство в тени (таким образом, удастся избежать выцветания покрышек и выгорания деталей салона);
-
после установки новой резины произведите ее обкатку (это позволит создать максимальное сцепление колеса с дорожным покрытием);
-
всегда контролируйте давление в шинах (иначе произойдет перегрев и износ колеса);
-
контролируйте равномерность износа (при обнаружении неравномерного износа следует срочно обратиться на СТО для проведения процедуры «сход развал», ни в коме случае не покупайте новые покрышке и не устанавливайте их на машину – вы их быстро испортите).
Также эксперты рекомендуют вовремя менять резину и учитывать сезонность. На летних покрышках небезопасно ездить зимой. Вас может занести при повороте или торможении. Если же перемещаться на зимних шинах летом, то они быстро износятся. Вам придется покупать новые покрышки уже через год.
Интернет-магазин BlackTyres желает вам удачи на дорогах! Соблюдайте правила дорожного движения и рекомендации, описанные в нашей статье.
Содержание
- 1Как узнать год выпуска резины по маркировке
- 2Какой срок годности у автомобильных шин?
- 3Как продлить срок годности резины?
- 4Итоги
При выборе новых шин автомобилисты обращают внимание на типоразмер и эксплуатационные характеристики, часто пренебрегая годом выпуска резины. Однако покрышки имеют не только ресурс пробега, но и срок годности. Пока резина стоит на складе, особенно при несоблюдении правил хранения, она теряет эластичность, протектор покрывается налётом, а на боковинах образуются микротрещины. Все эти факторы негативно сказываются на полезных свойствах, снижая управляемость и качество сцепления.
Как узнать год выпуска резины по маркировке
Узнать год выпуска резины можно по нанесённой на боковую часть маркировке. Если она отсутствует, значит, шины не прошли обязательную сертификацию, и рисковать с покупкой такого комплекта не стоит. Дата производства обозначается 4 цифрами, где первые 2 — порядковый номер недели, а последние указывают на год. Маркировка 2022 означает, что покрышки были выпущены с 16 по 22 мая 2022 года.
Существует 2 вида маркировки:
- Отдельный овальный штамп с цифрами;
- DOT-код — длинный номер, начинающийся с «DOT». На дату изготовления указывают последние 4 цифры.
Какой срок годности у автомобильных шин?
Срок годности резины в среднем составляет 5–7 лет, в зависимости от модели и условий эксплуатации. Если вы приобретаете Б/У резину, проверьте остаточную глубину протектора, наличие повреждений и год выпуска. Если покрышки были изготовлены более 3 лет назад, рекомендуется проверить их эластичность. Помните, что эксплуатация резины с явно выраженными признаками старения создаёт высокие угрозы безопасности движения.
Как продлить срок годности резины?
Помимо бережной эксплуатации и соблюдения скоростного режима, продлить срок годности резины поможет её правильное хранение. Храните шины без дисков вертикально, а на дисках — горизонтально, чтобы исключить риск деформации. Используйте полиэтиленовые пакеты, они защитят резиновую смесь от вредного воздействия солнечных лучей. Помещение необходимо регулярно проветривать, а влажность не должна превышать 80%. Если обеспечить оптимальные условия проблематично, вы можете сдать шины на сезонное хранение.
Итоги
При покупке шин всегда обращайте внимание на год выпуска. Даже новый комплект резины, изготовленный более 3 лет назад, подвержен процессам старения. Обращайте внимание на внешний вид покрышек — наличие налёта и повреждений, а также проверяйте их эластичность. Правильное хранение автомобильных шин продлевает их рабочий ресурс и повышает износоустойчивость.
Обязательно ознакомьтесь:
Приобретая комплект шин, для каждого водителя важным моментом является убедиться в том, что он приобретает автопокрышку текущего года. На износ колес влияет ряд факторов, включающих качество резины, характер вождения автомобилем, состояние дорожного покрытия и др. Но также на качество приобретаемых колес оказывает влияние и их хранение на складе автодилера.
Как же узнать дату производства автопокрышек?
Дата производства указана производителем на боковой части шины. Она представляет маркировку в виде цифр в овальной рамке. Количество цифр зависит от года производства покрышек: трехзначное число обозначает, что колесо было выпущено с производства до 2000-го года, а четырехзначный – после.
Давайте же разберемся, что обозначают эти цифры:
- Первая пара цифр – это неделя производства автомобильных колес.
- Вторая пара цифр – год их выпуска.
К примеру, если сбоку на покрышке в овале указана комбинация цифр «2407», это значит, что покрышка была произведена на 24-й неделе (в июне месяце) 2007 года.
На некоторых сайтах, посвященным автомобильной тематике представлены калькуляторы для расчета даты производства колес. Они просты в обращении. Необходимо ввести в пустое окно номер, который указан на вашей покрышке, чтобы в соседнем поле увидеть мгновенно определенную дату производства шин.
Обязательна ли маркировка?
Департамент транспорта, ответственный за сертификацию автомобильных шин для их дальнейшего потребления на внутреннем рынке России, обязал производителей наносить на покрышки дату их изготовления. Все ведущие производители автомобильных колес следуют данному установлению вне зависимости от места изготовления и продажи шин.
Шины, выпущенные до 2000-го года
Для обозначения даты производства шин, выпущенных до 2000-го года, на боковине покрышки используется трехзначный код. Метод его расшифровки схож с четырехзначным с небольшой поправкой:
- Первая пара цифр обозначает неделю изготовления покрышек.
- Третья цифра – обозначает последнюю цифру года их изготовления.
То есть комбинация цифр «248» может означать, что автомобильное колесо было выпущено в июне 1988 или 1998 года. Точное десятилетие производства покрышки можно определить по наличию пробела или треугольника после трехзначного кода. Если пробел отсутствует, то автомобильная шина была произведена в 1988 году, если же пробел (или треугольник) имеется, то в 1998 году. Данная особенность объясняется тем, что производители того столетия не имели надежды в то, что их товар сможет прослужить водителям больше десятилетия.
Если посмотреть на боковину шины, то можно увидеть множество букв, цифр, символов. И если название фирмы и модели понятны для любого водителя, то что означает остальная маркировка? Зачем она? Неужели при выборе все эти обозначения на боковине нужны?
Правильный выбор шин влияет на безопасность передвижения, срок службы различных узлов и автомобиля в целом, экономию топлива. А также определяет показатели комфорта, управляемости. Поэтому не ленимся, а разбираемся со всеми показателями.
Сезон
Первое, что необходимо определить — это сезонность. Маркировка на зимних моделях — «снежинка», или winter, на летних — символ «солнце», или summer.
Также на рынке представлены всесезонные модели, которые маркируют M+S. Такие шины можно использовать в переходный период, когда днём всё тает, а ночью слегка подмораживает. Либо устанавливать на автомобиль, который эксплуатируют в регионах с мягкими зимами.
Используют и другие обозначения:
-
Frost, или R+W, — для холодной погоды;
-
Any Weather (AW) — любая погода;
-
Rain, Aqua, Water, символ зонтика — модели для дождя;
-
M/T — покрышки рассчитаны на движение по грязи.
Важно! Если зимние модели обязательно маркируют, то на летних может не быть никаких обозначений.
Размер
Чтобы понимать, какая цифра, что обозначает, расшифруем маркировку. В качестве примера возьмём обозначение 175/70 R13. С первого взгляда кажется, что это набор цифр, расшифровать которые трудно без специальных справочников. Но всё проще:
-
Первый показатель (175) — это ширина профиля шины. Обозначается в миллиметрах.
-
Второй показатель (70) — высота профиля. Также измеряется в миллиметрах. Некоторые производители, могут не использовать данное обозначение, если высота — стандартная величина, т. е. соответствует 80–82% от ширины модели.
-
Третий параметр (R, D, B) определяет конструкцию шины. В основном все модели выпускают с радиальным кордом (R), так как у диагонального (D) ниже эксплуатационные показатели. Также можно встретить диагонально опоясанный корд (B).
-
Последняя цифра (13) — отвечает за диаметр диска. Измеряется в дюймах.
Но в обозначении размера встречаются и другие буквы, которые не всегда понятны:
-
LT — для внедорожников и небольших грузовиков;
-
P — модель для легковых авто;
-
C — для коммерческих грузовиков и фургонов;
-
ST — модель для трейлеров и прицепов;
-
T — колесо-докатка (временное);
-
XL — усиленная модель, которая выдерживает повышенную грузоподъёмность;
-
RF — использование дополнительных слоёв корда для усиления;
-
ZR — высокоскоростная модель (рекомендована для скорости более 240 км/ч).
Надеемся, что прояснили ситуацию с основными обозначениями.
Нагрузка
Рядом с размером указывают ещё один показатель (цифра и буква). Цифра обозначает индекс нагрузки на одно колесо, а буква — максимально допустимую скорость, при которой сохраняются все заявленные производителем эксплуатационные характеристики. Но в обозначении зашифрованы показатели. Чтобы определить значения, нужно обратиться к специальным таблицам.
Этот параметр обычно даётся с запасом для легковых автомобилей, поэтому автолюбители редко обращают внимание на него. А вот владельцам грузового или коммерческого транспорта следует учитывать такой параметр.
Использование шин с более высокой нагрузкой или повышенным скоростным показателем, чем предлагает производитель транспортного средства, не всегда оправдано. Ведь чем более скоростная модель, тем она жёстче. А значит, теряется комфорт, плавность хода. Но зато увеличивается срок службы, если часто приходится рассекать по бездорожью.
Дата изготовления
Как у любого товара, у шины существует свой срок годности. Даже если шина просто лежала на складе, то через 5 лет она не будет соответствовать свойствам, которые заявил производитель. Ведь резина теряет эластичность, рассыхается. Это внутренние процессы, внешне изменений может и не быть. Поэтому смотрим на 4 цифры, которые указаны в овальной рамке. Первые две — это неделя, а вторые — год изготовления. При этом чем свежее модель, тем лучше.
Три немаловажных параметра
По обозначениям на колёсах можно узнать класс сцепления, износостойкость и индекс температуры. Что позволит оценить качество производства.
Treadwear (TWI) — индекс износостойкости. Указанное на шине значение нужно умножить на 480 км. Получим значение, при каком пробеге на полигоне был зафиксирован износ модели. Такое измерение примерное, так как отличается у каждого производителя, зависит от дорожного покрытия, манеры вождения.
Traction — параметр сцепления протектора с мокрым дорожным покрытием. Обозначают индексами AA, A, B, C (перечисление на понижение). В основном все модели соответствуют маркировке AA, A.
Temperature — способность противостоять перегреву при высоких скоростях. Маркировка на моделях колёс соответствует: A — выдерживает нагрузку на скорости более 184 км/ч, B — в пределах 1160–184 км/ч, C — менее 160 км/ч.
Другие обозначения
Также символы на шинах включают:
-
монтажные метки — обозначения сторон, направления вращения;
-
способ герметизации — камерная (TT) или бескамерная (TI);
-
технические обозначения производителя, которые не несут никакой информации для потребителя;
-
знаки омологации — у каждого производителя свои символы (для Audi — АО, BMW — звезда);
-
метки, которые определяют степень износа;
-
обозначение технологии Run Flat — у каждого производителя свои обозначения;
-
код DOT — данные производителя о заводе-изготовителе, партии производства.
Источник изображения
Если выбираете шины, расшифровка символов поможет подобрать модели с учётом особенностей каждого автомобиля. А если сложно разобраться во всех этих обозначениях, то в сети «Колёса Даром» всегда готовы помочь подобрать летние и зимние модели с учётом особенностей региона эксплуатации из широкого ассортимента представленных линеек от различных производителей (именитых и не очень).