Как найти на синтезаторе ноты для

Синтезатор

Ноты для синтезатора

Ноты для синтезатора

Содержание

  1. Особенности
  2. Звуковысотность
  3. Длительность
  4. Громкость
  5. Такт
  6. Как правильно читать

Нотную грамоту можно справедливо назвать своеобразным языком, которым владеют все музыканты. Этот язык может быть непонятен человеку, в чьей жизни музыка не является профессией или серьёзным увлечением. Поэтому, если вы всерьёз решили получить навыки игры на каком-либо инструменте, прежде всего вам придётся ознакомиться с нотами.

Ноты необходимо изучить даже для овладения синтезатором, поскольку его функционирование схоже с работой пианино или фортепиано, где без соответствующих знаний создать и записать на бумаге красивую мелодию просто не получится.

Рассмотрим подробнее особенности освоения нот для синтезатора, а также ознакомимся с правилами их чтения и воспроизведения.

Особенности

Изучение нот для синтезатора – процесс довольно трудоёмкий, требующий немалых временных вложений, а также внимательности и усидчивости. Для того чтобы новичку было проще освоить ноты, а также научиться играть, профессионалы рекомендуют придерживаться некоторых советов, основанных на особенностях процесса.

  • Прежде чем приступить к изучению нот, необходимо обзавестись индивидуальным инструментам, поскольку все теоретические занятия необходимо отрабатывать на практике. Также ноты легче будет понимать и запоминать, если вы сможете их слышать и самостоятельно воспроизводить.
  • Удобнее и продуктивнее всего проводить занятия в каком-нибудь тихом месте, чтобы вам не мешали посторонние звуки, способные нарушить процесс. Начинать учить ноты необходимо с базовыми настройками синтезатора и лишь после освоения техник игры и использования инструмента можно изменять параметры и подстраивать их под себя.
  • Использование любимых песен при изучении нот значительно упростит процесс, поскольку знакомую мелодию можно распознать даже на интуитивном уровне, благодаря чему запоминание происходит гораздо быстрее.
  • Не стоит заставлять себя изучать ноты, поскольку это только усложнит процесс. Желание овладеть навыками игры на синтезаторе должно быть искренним.
  • Для самостоятельного изучения можно воспользоваться различными приложениями и гаджетами. Например, программа-самоучитель может помочь не только грамотной подачей основной информации, но и дополнительными подсказками.
  • Также существует множество интернет-ресурсов, где вы сможете найти определённые мелодии с нотами. Некоторые из них позволяют воспроизводить музыку, одновременно читая ноты.
  • Чтобы было проще выучить ноты, необходимо поработать над их распознаванием. Для этого следует уделить внимание тренировке слуха.
  • Существует разделение нот на западные и обычные. Профессионалы рекомендуют выучить и те и другие, поскольку полученные знания могут пригодиться в процессе игры на инструменте.
  • Не стоит загонять себя в рамки и ставить недостижимые цели – достойный результат вы сможете оценить спустя лишь некоторое время и определённое количество регулярных занятий.

Звуковысотность

Звуковысотность, именуемую также высотой звука, определяют при помощи особой системы расположения нот, которая называется звуковым рядом (звукорядом). Этот ряд представляет собой чередование звуков друг за другом в определённом порядке: от низких к более высоким, и наоборот. Каждый звукоряд состоит из нескольких частей – октав, которые, в свою очередь, включают в себя полный набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Определить расположение октав довольно просто, стоит лишь визуально поделить клавиатуру синтезатора на несколько частей. Центральную часть клавиш занимает первая октава, следом за ней сразу идут вторая, третья и четвёртая – их очень легко определить и отличить друг от друга. Слева, рядом с первой, располагается малая октава, за ней сразу идут большая и контроктава. А первые две белые клавиши, расположенные слева, представляют собой сочетание нот ЛЯ и СИ, которое называется субконтроктавой.

При изучении нот можно заметить, что одни из них имеют закрашенные головки, а другие – пустые. Также некоторые имеют дорисованные штили – небольшие извилистые «хвостики», которые ещё называют флажками.

Штили могут быть направлены как вверх, так и вниз, от этого же будет зависеть их расположение, поэтому при написании нот необходимо придерживаться основного правила: первые 3 линейки всегда обозначаются с верхней направленностью, а все последующие – с нижней.

Для того чтобы записать и в последующем с лёгкостью читать ноты, необходимо использовать специальную тетрадь с нотным станом (нотоносцем). В некоторых случаях можно воспользоваться цифровым вариантом. Нотный стан представляет собой специальную разлиновку, состоящую из пяти параллельно расположенных и пронумерованных снизу вверх линий. Эти линии используются для записи нот, а при их нехватке может быть задействовано пространство над и под ними.

Из расположения нот на линиях можно определить высоту звучания – самый высокий звук обозначается на верхней линейке.

Однако стоит учитывать, что при отсутствии музыкального ключа на нотном стане невозможно с точностью определить высоту звука – расположение ноты даёт лишь условное обозначение.

Музыкальный ключ является своего рода начальной точкой, от которой ведётся отсчёт расположения нот с той или иной высотой. При наличии ключа и хотя бы одной основной ноты можно с лёгкостью определить расположение всех остальных звуковых обозначений. Также музыкальные ключи используются для компактного оформления нотных станов, поскольку даже при создании одной мелодии их можно использовать несколько раз.

Также при рассмотрении звуковысотности нельзя не упомянуть производные ступени, которые могут образовываться при повышении и понижении звучания на полутонах – чёрных небольших клавишах, расположенных между основными белыми. Можно определить 2 вида производных ступеней:

  • диез – обозначение повышения звучания на полутон;
  • бемоль – обозначение понижения звучания на полутон.

Кроме того, необходимо отметить, что такие изменения ступеней называются альтерациями и имеют несколько обозначений: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Исходя из некоторых названий, можно определить, что повышение и понижение звучания происходит на два полутона, что касается бекара – так обозначается отмена изменений ступеней и воспроизведение чистой ноты.

Длительность

При обучении нельзя обойти стороной и такое понятие, как длительность нот. Этот термин причисляют к сфере изучения ритма и музыкального времени.

Некоторые профессионалы сравнивают музыкальное время с сердцебиением, отмечая его размеренность и особый такт.

Как правило, одна доля музыкального времени ассоциативно соединяется с четвёртой нотой. Также стоит отметить, что к длительности относится не только время звучания музыки, но и промежуточные паузы, возникающие между нотами.

Музыкальные длительности подразделяются на несколько видов.

  • Чётная музыкальная длительность – возможно образование при разделении мелодии на 2 части или на любое количество частей, численность которых равна 2. Основой деления может быть нота, состоящая из 4-х долей, то есть её звучание раскладывается на 4 счёта. При этом все ноты со штилями 8 или 16 счёта должны быть объединены под одно ребро.
  • Нечётная музыкальная длительность – образование происходит при делении мелодии на любое количество долей, кратное 3. При таком разделении возможно образование триолей и квинтолей – звуков, состоящих из трёх и пяти нот.

Существует несколько способов сделать ноты и паузы в мелодии более длительными, рассмотрим подробнее каждый из них.

  • Создание пунктирного ритма (в письменном варианте нота обозначается с точкой) – звучание увеличивается наполовину и становится более протяжённым. То есть такая нота, к примеру, будет иметь звучание не на 2 доли, а на 3. Существуют варианты пунктирного ритма, где ноты имеют 2 точки – в таком случае длительность звучания будет увеличена на 3/4 части.

  • Фермата – представляет собой обозначение в виде дуги с точкой внутри. При применении ферматы нота, выделенная соответствующим знаком, должна быть задержана на мгновение, которое определяется самим исполнителем. Некоторые музыканты условно считают, что фермата также удлиняет звучание наполовину, но в отличие от ритма она является лишь дополнением ноты, а не её основной частью.

  • Объединяющая лига – так обозначаются связанные между собой ноты (их может быть 2 и более), находящиеся на определённой высоте и идущие по порядку друг за другом. Необходимо знать, что под одной лигой ноты не могут повторяться, они лишь образуют собой одну длительность, в которую также не могут быть включены паузы.

Говоря о длительности нот, нельзя не отметить темп. Темпом обозначается скорость движения, иначе говоря, скорость воспроизведения мелодии. Существует классификация темпов, где каждый из них имеет своё обозначение. Рассмотрим каждый в отдельности

Медленные темпы:

  • Grave – мелодия звучит тяжело, очень медленно, обычно отражает важность момента в произведении;
  • Largo – мелодия также звучит очень медленно, отличается более широким звучанием;
  • Adagio – медленное, размеренное и спокойное звучание;
  • Lento – мелодия звучит очень тихо и медленно.

Умеренные темпы:

  • Andante – мелодия звучит спокойно, напоминает темп шага;
  • Moderato – умеренное звучание спокойной мелодии.

Быстрые темпы:

  • Allegro – быстрая, весёлая мелодия;
  • Vivo, Vivace – мелодия также звучит довольно быстро и оживлённо;
  • Presto – быстрое звучание, в некоторых моментах отличается резкостью.

Громкость

При игре на синтезаторе громкости нот уделяется не столь большое значение, поскольку современные устройства позволяют регулировать звук, что может привести к некому искажению восприятия. Но для изучения нот рассмотрение их громкости является обязательным процессом.

При изучении нотного стана можно заметить в промежутках обозначение громкости, благодаря чему исполнитель может определить, в каком отрезке мелодия должна усиливаться, а в каком, наоборот, её нужно воспроизвести более плавно и тихо.

Рассмотрим подробнее обозначения громкости и их интерпретацию:

  • f (forte) — мелодия воспроизводится громко;
  • p (piano) — мелодия воспроизводится тихо;
  • mf (mezzo-forte) — мелодия имеет умеренно громкое звучание;
  • mp (mezzo-piano) — мелодия имеет умеренно тихое звучание;
  • ff (fortissimo) — воспроизведение мелодии является очень громким;
  • pp (pianissimo) — мелодия воспроизводится очень тихо, едва заметно.

Также существуют отдельные обозначения для постепенной смены степени громкости:

  • crescendo – так обозначается постепенное возрастание громкости;
  • diminuendo – этим термином обозначено постепенное уменьшение громкости.

В нотах для обозначения увеличения или спада громкости используются символы, а не слова (< означает увеличение громкости, а >, соответственно, её спад).

Такт

Неотъемлемой составляющей при изучении нот для синтезатора также является такт, который представляет собой довольно крупную единицу звучания. Тактом называют определённый промежуток мелодии, берущий начало от одной сильной доли и заканчивающийся с другой. При заполнении нотного стана такты обозначаются вертикальной линией.

Число долей в такте, а также длительность звучания каждой из них обозначаются при помощи чисел, которые фиксируются в начале произведения одно над другим, после других ключевых обозначений.

Стоит отметить, что количество долей в такте называется также тактовым размером.

Рассмотрим более подробно особенности его определения.

  • Как уже ранее было сказано, тактовый размер обозначается при помощи дробного числа. Например, значение 3/4 будет говорить о том, что каждый такт состоит из 3-х долей, а четвёртая часть представляет собой такт, состоящий из одной доли.
  • Тактовый размер также определяет счёт, на который раскладываются определённые отрезки мелодии (1 – 2 – 3 или 1 – 2 – 3 – 4).
  • Стандартный тактовый размер обозначается латинской буквой C и состоит из четырёх долей.

Как правильно читать

Изучив все основные составляющие нотной грамоты, запомнив все обозначения и их интерпретацию, вы сможете с лёгкостью прочесть любые ноты и впоследствии воспроизвести их на музыкальном инструменте. Главное, придерживаться последовательности, в которой происходит чтение нотного стана.

  • Основным звукорядом является до мажорный, поэтому чтение необходимо начать с него. Существуют и другие звукоряды, но все они происходят именно от до мажорного, поэтому без его прочтения невозможна работа с другими вариантами материалов.
  • Первым делом необходимо определить начальную ноту звукового ряда, а также обратить внимание на её расположение. В зависимости от расположения первой ноты мы можем определить, есть ли необходимость в добавлении дополнительных линий, а также их размер.
  • Ноты, расположенные на белых клавишах синтезатора, образуют тот самый до мажорный ряд. Необходимо учитывать, что этот ряд состоит всего из 8 нот.
  • На следующем этапе очень важно ознакомиться со звучанием всех нот, поэтому следует воспроизвести их по порядку сразу после прочтения. Также вы можете тренировать свой слух, воспроизводя ноты хаотично и отгадывая их.
  • Для того чтобы результат занятия был закреплён, рекомендуется пропевать ноты с листа, меняя и подстраивая интонацию под особенности звучания мелодии.

В некоторых случаях для удобства изучения читать ноты можно по номерам, в особенности это относится к песенным мелодиям.

Стоит отметить, что цифровое обозначение может быть использовано даже при незнании нот, что значительно упрощает задачу, но в то же время делает процесс менее понятным.

Цифрами обозначаются ноты в порядке возрастания, а нумерация клавиатуры производится в соответствии с делением клавиш на октавы. Необходимо учесть, что все остальные знаки также присутствуют в обозначении, и их необходимо учитывать во время игры.

В целом процесс изучения нот для синтезатора не так сложен, как может показаться, главное, запастись терпением и регулярно повторять теоретический материал, подкрепляя знания тренировками.

Как читать ноты и разбираться в нотной грамоте для синтезатора, вы узнаете в следующем видео.

Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:

черные клавиши располагаются группами по две и по три

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

нота до находится слева от группы из двух черных клавиш

Итак, вот что мы выяснили:

  • Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
  • Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
  • Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
  • Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
  • Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
  • Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.

Какие бывают октавы на фортепиано?

Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.

Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.

первая, вторая, третья и четвертая октава на клавиатуре фортепиано

Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.

Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.

малая, большая, контроктава и субконтроктава на клавиатуре фортепиано

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

правило: диез повышает ноту, а бемоль - понижает

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

диезы на клавиатуре фортепиано

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

бемоли на клавиатуре фортепиано

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы только учитесь играть на клавишном инструменте, является ли он MIDI контроллером, органом или роялем с 88 клавишами, изучение нот на клавиатуре — решающий первый шаг. Эта статья поможет вам познакомиться с тем, как расположены клавиши, что такое ноты и начать путешествие по длинной музыкальной дороге. Продолжайте читать!

  1. 1

    Распознайте повторяющееся расположение клавиш на фортепьяно. Найдите ноту «C» (до) на вашей клавиатуре, как показано на изображении ниже. Это первая нота до-мажорной гаммы: C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), и назад к C (до).

    • Запомните последовательность белых клавиш: три белых клавиши, между ними две черных клавиши и четыре белых клавиши, между ними три черных клавиши.
    • Вы можете также видеть эти последовательности: черные клавиши повторяют последовательность с пятью клавишами: двух черных клавиш, отделенных одной белой клавишей, затем двумя белыми клавишами, затем тремя черными клавишами, отделенными одной белой клавишей, затем двумя белыми клавишами.
    • Эта последовательность одинакова на всех клавишных инструментах. Каждая нота на клавиатуре представлена в одной октаве с 12 нотами. Они только выше или ниже по высоте.
  2. 2

    Распознайте черные клавиши. Используя изображение ниже, идентифицируйте и изучите черные клавиши на клавиатуре.

    • Заметьте, что у каждой черной клавиши есть два возможных имени. Например, до-диез (C#) и ре-бемоль (Db). Название ноты зависит от тональности или аккорда. Вот названия нот на черных клавишах:
    • Первая черная клавиша в группе C♯ или D♭ (до диез или ре бемоль)
    • Вторая черная клавиша в группе D♯ или E♭ (ре диез или ми бемоль)
    • Третья черная клавиша в группе F♯ или G♭ (фа диез или соль бемоль)
    • Четвертая черная клавиша в группе G♯ или A♭ (соль диез или ля бемоль)
    • Пятая черная клавиша в группе A♯ или B♭ (ля диез ил си бемоль)
    • Чтобы назвать черную клавишу, прибавьте к названию соседней белой клавиши слева знак диез (#) или к названию соседней белой клавиши справа знак бемоль (b).
  3. 3

    F Найдите октаву, в которой находится нота. Используйте изображение ниже.

    • Найдите сначала среднюю ноту до. Это нота принадлежит четвертой октаве и выделена красным цветом.
    • Двигайтесь по октавам вверх или вниз, чтобы найти клавишу для нужной ноты.
  4. 4

    Узнайте, на что похожи ноты. Изучение написания нот может также помочь вам понимать отношения между нотами.

    • Вот диаграмма, показывающая написание нот на белых клавишах, начиная с ноты до четвертой октавы.
    • Вот диаграмма, показывающая написание нот на черных клавишах, начиная с ноты до диез четвертой октавы. На верхней строчке ноты написаны с диезами. На нижней строчке ноты написаны с бемолями. Хотя они записаны по разному, звучат они одинаково.

    Реклама

  1. 1

    Начните с первой клавиши слева. Это — самая низкая нота. Она называется A0 (ля нулевой октавы).

  2. 2

    Двигаемся вверх по клавиатуре (направо), используя только белые клавиши. Клавиши, с которыми вы столкнетесь, называются так:

    • Первая слева нижняя нота: A0 (ля нулевой октавы)
    • Вторая белая клавиша: B0 (си нулевой октавы)
    • Третья белая клавиша: C1 (до первой октавы)
  3. 3

    Продолжайте двигаться по оставшимся белым клавишам: :

    • Третья белая клавиша: C1 (до первой октавы)
    • Четвертая белая клавиша: D1 (ре первой октавы)
    • Пятая белая клавиша: E1 (ми первой октавы)
    • Шестая белая клавиша: F1 (фа первой октавы)
    • Седьмая белая клавиша: G1(соль первой октавы)
    • Восьмая белая клавиша: A1 (ля первой октавы)
    • Девятая белая клавиша: B1 (си первой октавы)
    • Десятая белая клавиша: C2 (до второй октавы)
    • заметьте, как после достижения B1 (си первой октавы) порядок нот повторится снова для следующей более высокой октавы: C2 (до 2). Этот порядок нот продолжается на клавиатуре: C2 (до 2) к C3 (до 3), C3 (до 3) к C4 (до 4), и так далее.
  4. 4

    Изучите черные клавиши. Начиная с самой низкой черной клавиши первая черная клавиша A#0 (ля диез нулевой октавы).

    • Символ ♯ называется диез, символ ♭ называется бемоль.
  5. 5

    Двигаясь направо по клавиатуре, вы найдете следующую группу из 5 черных клавиш сразу после первой черной клавиши:

    • Вторая черная клавиша C♯1 (до диез 1) или D♭1 (ре бемоль 1).
    • Третья черная клавиша D♯1 (ре диез 1) или E♭1 (ми бемоль 1).
    • Четвертая черная клавиша F♯1 (фа диез 1)или G♭1 (соль бемоль 1).
    • Пятая черная клавиша G♯1 (соль диез 1) или A♭1 (ля бемоль 1).
    • Шестая черная клавиша A♯1 (ля диез 1) или B♭1 (си бемоль 1).
    • Как с белыми клавишами, черные клавиши продолжают тот же самый порядок нот на клавиатуре.

    Реклама

Советы

  • Запомните все белые и черные ноты для одной октавы — C (до) к C (до) . Как только вы запомнили, они — точно те же для каждой октавы на клавиатуре. Есть ли у вашей клавиатуры 2 октавы или 8, ноты называются одинаково!
  • Когда вы начинаете изучать фортепьяно, следите за правильной постановкой рук. Следите за правильной позицией вашего тела. Это очень важно для вашего прогресса. Всегда трудно уничтожить дурные привычки!

Реклама

Предупреждения

  • Не пишите названия нот непосредственно на фортепьяно или клавиатуре. На некоторых клавишных инструментах уже написаны названия нот. Если вы действительно хотите этого, покупайте один из таких инструментов. Но этого лучше не делать. Это затормозит ваш прогресс.

Реклама

Что вам понадобится

  • Фортепиано или электронный клавишный инструмент.
  • Вы можете распечатать сначала диаграммы.
  • Время для изучения и запоминания нот на клавиатуре.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 15 463 раза.

Была ли эта статья полезной?

На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать — это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Октавы пианино

Малая, первая, вторая октава

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть,  в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Ключ Соль

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Ключ Фа

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше,  являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта. 

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

Изображение тактовой черты в середине произведения

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Завершающая тактовая черта

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью,  киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Длительности нот в виде окружности

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Половинная = ½ целой

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая =  ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей :-) (размер 4/4).  То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас  остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Такт размером 4/4

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера — означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

2/4 3/4 4/4 такты

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Рисунок размера такта 2/4

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

Рисунок размера такта 3/4

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Знаки паузы в партии

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Гамма F dur

Соль мажор (G dur)

Гамма G dur

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это — скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино  — оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно,  если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в  качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот.

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Оглавление

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе.  Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

 Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Расположение нот на клавишах фортепиано

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

знаки альтераций

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо  от того, в какой октаве они находятся.

случайные знаки альтераций

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный  бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

 Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке  чередования тонов и полутонов. Гамма  — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по —   разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

обозначение пальцев при игре на фортепиано

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

 В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

 Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

 Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие

мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в 
школу фортепиано в Москве

на Раушской набережной.

Записаться на занятие

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диагонали в паралелограмме
  • Как в библии найти об апокалипсисе
  • Как найти бессектрису в треугольнике
  • Как найти отношение сопротивлений двух проводников
  • Как найти массу если известна плотность формула