Как найти начальную форму словосочетания

Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний входит в школьную программу русского языка. Покажем план разбора и приведём примеры.

План разбора словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.
  2. Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.
  3. Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.
  4. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  5. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).

Примеры разбора словосочетаний

Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.

Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.

Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.

Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Порядок слов в словосочетании и в предложении

Начальная форма словосочетания — это словосочетание, в котором главное слово стоит в начальной форме.

У изменяемых частей речи начальной формой будет именительный падеж единственного числа, у глаголов — инфинитив. Например:

красное яблоко, шкаф с книгами;

играть в шахматы, небрежно ходить.

Порядок слов в словосочетании

В начальной форме словосочетания имеют постоянный порядок слов. Порядок слов в словосочетании будет зависеть от способа связи между главным и зависимым словом:

    Согласование. Зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное) стоит перед главным словом:

честный человек, разлившееся молоко, этот поворот, пятый подъезд.

Если в словосочетание входит несколько зависимых слов, все они стоят перед главным, а их взаимное расположение определяется особенностями их морфологической характеристики. Так, в словосочетании может быть два (или более) прилагательных, одно из которых является качественным, а второе — относительным. В этом случае относительное прилагательное, как выражающее более существенный или постоянный признак, будет стоять ближе к главному слову:

широкая стальная труба, удобный деревянный стул.

Местоимения (определительные, притяжательные, указательные) располагаются перед прилагательными:

все красивые открытки, твой любимый фильм, этот длинный день.

Управление. Зависимое слово располагается после главного:

общение с другом, читать книгу, богатый минералами.

Примыкание. Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом, и после него.

Перед главным словом располагаются качественные наречия на -о, -е:

быстро ходить, искренне удивляться.

Другие наречия и неопределённая форма глагола располагаются после главного слова:

обойти кругом, сделать нарочно, учиться читать.

Порядок слов в предложении

Прямой порядок слов в предложении — это расположение членов предложения согласно определённому порядку, который совпадает с порядком слов в словосочетаниях. При прямом порядке слов в предложении:

Согласованное определение ставится перед определяемым словом:

Дерево сбрасывало прошлогоднюю листву.

Старое дерево громко поскрипывало.

Обстоятельство образа действия ставится перед сказуемым:

Тигр внезапно выпрыгнул из укрытия.

Остальные обстоятельства и дополнения ставятся после сказуемого:

Дождь стучал по помутневшему стеклу .

Члены предложения могут быть расположены и в другом порядке. Изменение прямого порядка слов называется инверсией или обратным порядком.

Инверсия (обратный порядок) — это изменение прямого порядка слов в предложении. Инверсия служит для выделения в предложении наиболее важных по смыслу слов.

Обычно, в разговоре наиболее важное по смыслу слово ставится в конце предложения. Сравните:

Маша уравнение решила
(наиболее важно в предложении то, что Маша смогла решить уравнение).

Маша решила уравнение правильно
(наиболее важно в предложении то, что решение оказалось правильным).

Прямой порядок слов в словосочетаниях должен был быть другим: решить уравнение, правильно решить.

Особенно часто инверсия используется в поэтической речи, придавая стиху бо́льшую выразительность:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

(М.Ю. Лермонтов)

источники:

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/

http://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/poryadok_slov.html

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Синтаксический разбор простого словосочетания.

План синтаксического разбора словосочетания.

Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.

В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

Пример разбора словосочетания.

На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

На улице поднялся

Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.

Солнцеглавное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.

Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

Спряталось за тучи

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.

Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний входит в школьную программу русского языка. Покажем план разбора и приведём примеры.

План разбора словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.
  2. Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.
  3. Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.
  4. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  5. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).

Примеры разбора словосочетаний

Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.

Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.

Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.

Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.

источники:

http://www.calc.ru/Sintaksicheskiy-Razbor-Prostogo-Slovosochetaniya.html

http://slovosochetaniya.ru/syntax

Порядок слов в словосочетании и в предложении

  • Порядок слов в словосочетании
  • Порядок слов в предложении

Начальная форма словосочетания — это словосочетание, в котором главное слово стоит в начальной форме.

У изменяемых частей речи начальной формой будет именительный падеж единственного числа, у глаголов — инфинитив. Например:

красное яблокошкаф с книгами;

играть в шахматы,  небрежно ходить.

Порядок слов в словосочетании

В начальной форме словосочетания имеют постоянный порядок слов. Порядок слов в словосочетании будет зависеть от способа связи между главным и зависимым словом:

  1. Согласование. Зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное) стоит перед главным словом:

    честный человек,  разлившееся молоко,  этот поворот,  пятый подъезд.

    Если в словосочетание входит несколько зависимых слов, все они стоят перед главным, а их взаимное расположение определяется особенностями их морфологической характеристики. Так, в словосочетании может быть два (или более) прилагательных, одно из которых является качественным, а второе — относительным. В этом случае относительное прилагательное, как выражающее более существенный или постоянный признак, будет стоять ближе к главному слову:

    широкая стальная труба,  удобный деревянный стул.

    Местоимения (определительные, притяжательные, указательные) располагаются перед прилагательными:

    все красивые открытки,  твой любимый фильм,  этот длинный день.

  2. Управление. Зависимое слово располагается после главного:

    общение с другом,  читать книгу,  богатый минералами.

  3. Примыкание. Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом, и после него.

    Перед главным словом располагаются качественные наречия на  -о, -е:

    быстро ходить,  искренне удивляться.

    Другие наречия и неопределённая форма глагола располагаются после главного слова:

    обойти кругом,  сделать нарочно,  учиться читать.

Порядок слов в предложении

Прямой порядок слов в предложении — это расположение членов предложения согласно определённому порядку, который совпадает с порядком слов в словосочетаниях. При прямом порядке слов в предложении:

прямой порядок слов в предложении

  1. Подлежащее ставится перед сказуемым:

    Дождь идёт.

    Уроки закончились.

  2. Согласованное определение ставится перед определяемым словом:

    Дерево сбрасывало прошлогоднюю листву.

    Старое дерево громко поскрипывало.

  3. Обстоятельство образа действия ставится перед сказуемым:

    Тигр внезапно выпрыгнул из укрытия.

  4. Остальные обстоятельства и дополнения ставятся после сказуемого:

    Дождь стучал по помутневшему стеклу.

Члены предложения могут быть расположены и в другом порядке. Изменение прямого порядка слов называется инверсией или обратным порядком.

Инверсия (обратный порядок) — это изменение прямого порядка слов в предложении. Инверсия служит для выделения в предложении наиболее важных по смыслу слов.

Обычно, в разговоре наиболее важное по смыслу слово ставится в конце предложения. Сравните:

Маша уравнение решила
(наиболее важно в предложении то, что Маша смогла решить уравнение).

Маша решила уравнение правильно
(наиболее важно в предложении то, что решение оказалось правильным).

Прямой порядок слов в словосочетаниях должен был быть другим: решить уравнение, правильно решить.

Особенно часто инверсия используется в поэтической речи, придавая стиху бо́льшую выразительность:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

(М.Ю. Лермонтов)

1. «Грациозные и подвижные чайки и изящные проворные крачки своей снежной белизной мелькали в синеве лазурного неба» (В. Арсеньев).

2. Лазурное небо — начальная форма (им. п. ед. ч.).

3. Словосочетание простое, свободное.

4. Именное (главное слово небо — имя существительное, зависимое слово лазурное — имя прилагательное).

5. Неба (Какого?) лазурного, связь — согласование, имя прилагательное лазурный согласуется с именем существительным в ср. р. род. п. ед. ч.

6. Грамматические средства связи — окончание имени прилагательного –ого.

7. Смысловые отношения определительные.

В категории материалов

: 7

Показано материалов

: 1-7



Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных
(самостоятельных) слов, связанных между собой на основе подчинительной
связи по смыслу и грамматически.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но
более точно
, более конкретно, чем слова:

читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро —
очень быстро.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. называется
ГЛАВНЫМ.
Слово, которое поясняет, распространяет главное,
называется ЗАВИСИМЫМ.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное
слово при анализе словосочетания принято отмечать крестиком.


Виды словосочетаний

По характеру
главного слова:

  • именные,
  • глагольные,
  • наречные.


По
характеру смысловых отношений:

  • определительные,
  • объектные,
  • обстоятельственные.


По количеству
компонентов:


  • простые,

  • сложные.


По степени спаянности
компонентов:

  • свободные,
  • несвободные.

Виды связи внутри словосочетания

Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливается

  • смысловая связь,
  • грамматическая связь.

Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается
по вопросам
, которые ставятся от главного слова к зависимому:

тропинка

(какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.

Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью
окончания или окончания и предлога
.

    какое?
↓───────×
рабочее место

          о чём?
     ×──────────↓
рассказать о поездке


Способы подчинительной связи в словосочетании

По характеру зависимого слова выделяют способы связи:

  • согласование,
  • управление,
  • примыкание.


Начальная форма словосочетаний

Чтобы определить начальную форму словосочетания, нужно главное слово
поставить в начальную форму:
                     ×                           ×
на лесной тропинке — лесная тропинка,
     ×                         ×   
пришёл вовремя — прийти вовремя.


НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ
КАК ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

  • Сочетание подлежащего и
    сказуемого
    , так как это уже предложение:
    магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает.
  • Ряд однородных членов
    предложения
    , так как они связаны сочинительной связью:
    книги, газеты, журналы,
    лёгкий, но тёплый,
    то дождь, то снег.
  • Сочетание служебного
    слова со знаменательным
    , так как это словоформа:
    около дома (около — предлог).
    тоже пришёл (тоже — союз),
    словно во сне (словно — частица).
  • Составные формы слов:
    буду заниматься,
    более интересный,
    самый умный.
  • Фразеологические
    обороты
    , так как в них слова утрачивают своё лексическое значение:
    бить баклуши,
    водить за нос.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:

  • именные,
  • глагольные,
  • наречные.


Именные словосочетания

Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено

  • существительным (субстантивные словосочетания):
    майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
  • прилагательным (адъективные словосочетания):
    полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
  • числительным:
    три товарища, пятеро из нас;
  • местоимением:
    что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.


Глагольные словосочетания

Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • глаголом:
    выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
  • причастием:
    сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
  • деепричастием:
    читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.


Наречные словосочетания

Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • наречием:
    весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

По характеру смысловых отношений выделяются словосочетания

  • определительные,
  • объектные,
  • обстоятельственные.


Определительные словосочетания

Определительными называются словосочетания, которые обозначают предмет и его признак:

глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.


Объектные словосочетания

Объектными называются словосочетания, которые указывают на действие и предмет, на который оно переходит:

подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.


Обстоятельственные словосочетание

Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак:

хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

По количеству компонентов выделяются словосочетания

  • простые,
  • сложные.

Простые словосочетания

Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов:

заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.


Сложные словосочетания

Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:

выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание),
новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый);
читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

По степени спаянности компонентов выделяют словосочетания

  • синтаксически свободные,
  • синтаксически несвободные.


Синтаксически свободные словосочетания

Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух знаменательных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением.

В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении.

Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения.

Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части:

контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.


Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания

Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации).

Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части.

В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения:

два дома, несколько студентов, мало времени

Модели синтаксически цельных (несвободных) словосочетаний

1. КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫЕ словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже:

три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.

2. Словосочетания со значением ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ.
В таких главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом ИЗ:

один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.


3. Словосочетания с МЕТАФОРИЧЕСКИМ значением.

Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:

серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие:

что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.

5. Словосочетания со значением СОВМЕСТНОСТИ.
Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия). Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом С:

брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе:

Мама с дочкой готовили обед;
Николай и Денисовым ходили по залам (Л. Толстой).

Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:

Отец с сыном пошёл в зоопарк;
Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).

6. КОНТЕКСТУАЛЬНО ЦЕЛЬНЫЕ словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:

Умный человек сумеет разобраться в этом;
девушка с голубыми глазами,
человек высокого роста.

7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты:

Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки;
Мы хотим вам помочь;
Она выглядела усталой.

По характеру зависимого слова выделяют три вида подчинительной связи в
словосочетании:

  • согласование,
  • управление,
  • примыкание.


Согласование

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое
слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное
:

тенистый сад (м. р., ед. ч., им. п.);
после долгой разлуки (ж. р., ед. ч., род. п.);
опавшие листья (мн. ч., им. п.).

При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним:

тенистый сад — тенистого сада — тенистым садом — о
тенистом саде — тенистые сады.

При согласовании зависимое слово может быть выражено:

  • прилагательным: трудная задача;
  • местоимением-прилагательным: наш друг;
  • причастием: набегающая волна;
  • порядковым числительным: второй подъезд;
  • количественным числительным в косвенных падежах: с тремя
    товарищами
    .


Управление

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое
слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с
предлогом или без предлога
:

купить журнал (вин. п.);
разговаривать с ним (тв. п. с предлогом).

При изменении главного слова форма зависимого не меняется:

купить журнал — купил журнал — купят журнал — купивший
журнал — купив журнал.

При управлении зависимое слово может быть выражено:

  • существительным: разбить вазу;
  • местоимением-существительным: сказать ему;
  • количественным числительным: разделить на пять;
  • другими частями речи в значении существительного: ухаживать за
    больными.


Примыкание

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое
слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только
по смыслу и интонационно
:

идти прихрамывая, очень рад.

При примыкании зависимое слово может быть выражено:

  • наречием: громко плачет;
  • инфинитивом: готов помочь;
  • деепричастием: работать не переставая;
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик
    постарше, подойти ближе;
  • неизменяемым притяжательным местоимением: её подруга.

ПОРЯДОК РАЗБОРА

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).


ПРИМЕР РАЗБОРА

Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой).
               ────           ═══

      какой?  
    ↓──────×
студёный ветер
    ↓           ↓ 
прилаг. + сущ.
Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.
      как?  
 ↓─────×
резко рвал
    ↓      ↓ 
нар. + глаг.
Словосочетание глагольное.
Способ связи — примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно.
Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак.
      что?  
 
×────↓
рвал полы
↓           ↓ 
гл. + сущ. в вин. п.
Словосочетание глагольное.
Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные.
    какие?  
 
×────↓
полы шинели
↓           ↓ 
сущ. + сущ. в род. п.
Словосочетание именное, так как главное слово — существительное.
Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет предмет и его признак, отношения — определительные.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти середину гипотенузы в прямоугольном треугольнике
  • Как найти объем основания четырехугольной призмы
  • Подклад в подушке как найти
  • Как найти d2 по формуле s d1d2sina
  • Найти как лишают девочек