Синтаксический разбор словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетаний входит в школьную программу русского языка. Покажем план разбора и приведём примеры.
План разбора словосочетания
- Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.
- Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.
- Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.
- Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
- Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).
Примеры разбора словосочетаний
Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.
Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.
Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.
Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Порядок слов в словосочетании и в предложении
Начальная форма словосочетания — это словосочетание, в котором главное слово стоит в начальной форме.
У изменяемых частей речи начальной формой будет именительный падеж единственного числа, у глаголов — инфинитив. Например:
красное яблоко, шкаф с книгами;
играть в шахматы, небрежно ходить.
Порядок слов в словосочетании
В начальной форме словосочетания имеют постоянный порядок слов. Порядок слов в словосочетании будет зависеть от способа связи между главным и зависимым словом:
-
Согласование. Зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное) стоит перед главным словом:
честный человек, разлившееся молоко, этот поворот, пятый подъезд.
Если в словосочетание входит несколько зависимых слов, все они стоят перед главным, а их взаимное расположение определяется особенностями их морфологической характеристики. Так, в словосочетании может быть два (или более) прилагательных, одно из которых является качественным, а второе — относительным. В этом случае относительное прилагательное, как выражающее более существенный или постоянный признак, будет стоять ближе к главному слову:
широкая стальная труба, удобный деревянный стул.
Местоимения (определительные, притяжательные, указательные) располагаются перед прилагательными:
все красивые открытки, твой любимый фильм, этот длинный день.
Управление. Зависимое слово располагается после главного:
общение с другом, читать книгу, богатый минералами.
Примыкание. Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом, и после него.
Перед главным словом располагаются качественные наречия на -о, -е:
быстро ходить, искренне удивляться.
Другие наречия и неопределённая форма глагола располагаются после главного слова:
обойти кругом, сделать нарочно, учиться читать.
Порядок слов в предложении
Прямой порядок слов в предложении — это расположение членов предложения согласно определённому порядку, который совпадает с порядком слов в словосочетаниях. При прямом порядке слов в предложении:
Согласованное определение ставится перед определяемым словом:
Дерево сбрасывало прошлогоднюю листву.
Старое дерево громко поскрипывало.
Обстоятельство образа действия ставится перед сказуемым:
Тигр внезапно выпрыгнул из укрытия.
Остальные обстоятельства и дополнения ставятся после сказуемого:
Дождь стучал по помутневшему стеклу .
Члены предложения могут быть расположены и в другом порядке. Изменение прямого порядка слов называется инверсией или обратным порядком.
Инверсия (обратный порядок) — это изменение прямого порядка слов в предложении. Инверсия служит для выделения в предложении наиболее важных по смыслу слов.
Обычно, в разговоре наиболее важное по смыслу слово ставится в конце предложения. Сравните:
Маша уравнение решила
(наиболее важно в предложении то, что Маша смогла решить уравнение).
Маша решила уравнение правильно
(наиболее важно в предложении то, что решение оказалось правильным).
Прямой порядок слов в словосочетаниях должен был быть другим: решить уравнение, правильно решить.
Особенно часто инверсия используется в поэтической речи, придавая стиху бо́льшую выразительность:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(М.Ю. Лермонтов)
источники:
http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/
http://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/poryadok_slov.html
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Синтаксический разбор простого словосочетания.
План синтаксического разбора словосочетания.
Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.
В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).
Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).
Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.
Пример разбора словосочетания.
На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.
Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.
На улице поднялся
Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.
Солнце — главное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.
Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.
Спряталось за тучи
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.
Синтаксический разбор словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетаний входит в школьную программу русского языка. Покажем план разбора и приведём примеры.
План разбора словосочетания
- Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.
- Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.
- Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.
- Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
- Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).
Примеры разбора словосочетаний
Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.
Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.
Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.
Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.
http://www.calc.ru/Sintaksicheskiy-Razbor-Prostogo-Slovosochetaniya.html
http://slovosochetaniya.ru/syntax
Порядок слов в словосочетании и в предложении
- Порядок слов в словосочетании
- Порядок слов в предложении
Начальная форма словосочетания — это словосочетание, в котором главное слово стоит в начальной форме.
У изменяемых частей речи начальной формой будет именительный падеж единственного числа, у глаголов — инфинитив. Например:
красное яблоко, шкаф с книгами;
играть в шахматы, небрежно ходить.
Порядок слов в словосочетании
В начальной форме словосочетания имеют постоянный порядок слов. Порядок слов в словосочетании будет зависеть от способа связи между главным и зависимым словом:
- Согласование. Зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное) стоит перед главным словом:
честный человек, разлившееся молоко, этот поворот, пятый подъезд.
Если в словосочетание входит несколько зависимых слов, все они стоят перед главным, а их взаимное расположение определяется особенностями их морфологической характеристики. Так, в словосочетании может быть два (или более) прилагательных, одно из которых является качественным, а второе — относительным. В этом случае относительное прилагательное, как выражающее более существенный или постоянный признак, будет стоять ближе к главному слову:
широкая стальная труба, удобный деревянный стул.
Местоимения (определительные, притяжательные, указательные) располагаются перед прилагательными:
все красивые открытки, твой любимый фильм, этот длинный день.
- Управление. Зависимое слово располагается после главного:
общение с другом, читать книгу, богатый минералами.
- Примыкание. Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом, и после него.
Перед главным словом располагаются качественные наречия на -о, -е:
быстро ходить, искренне удивляться.
Другие наречия и неопределённая форма глагола располагаются после главного слова:
обойти кругом, сделать нарочно, учиться читать.
Порядок слов в предложении
Прямой порядок слов в предложении — это расположение членов предложения согласно определённому порядку, который совпадает с порядком слов в словосочетаниях. При прямом порядке слов в предложении:
- Подлежащее ставится перед сказуемым:
Дождь идёт.
Уроки закончились.
- Согласованное определение ставится перед определяемым словом:
Дерево сбрасывало прошлогоднюю листву.
Старое дерево громко поскрипывало.
- Обстоятельство образа действия ставится перед сказуемым:
Тигр внезапно выпрыгнул из укрытия.
- Остальные обстоятельства и дополнения ставятся после сказуемого:
Дождь стучал по помутневшему стеклу.
Члены предложения могут быть расположены и в другом порядке. Изменение прямого порядка слов называется инверсией или обратным порядком.
Инверсия (обратный порядок) — это изменение прямого порядка слов в предложении. Инверсия служит для выделения в предложении наиболее важных по смыслу слов.
Обычно, в разговоре наиболее важное по смыслу слово ставится в конце предложения. Сравните:
Маша уравнение решила
(наиболее важно в предложении то, что Маша смогла решить уравнение).
Маша решила уравнение правильно
(наиболее важно в предложении то, что решение оказалось правильным).
Прямой порядок слов в словосочетаниях должен был быть другим: решить уравнение, правильно решить.
Особенно часто инверсия используется в поэтической речи, придавая стиху бо́льшую выразительность:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(М.Ю. Лермонтов)
1. «Грациозные и подвижные чайки и изящные проворные крачки своей снежной белизной мелькали в синеве лазурного неба» (В. Арсеньев).
2. Лазурное небо — начальная форма (им. п. ед. ч.).
3. Словосочетание простое, свободное.
4. Именное (главное слово небо — имя существительное, зависимое слово лазурное — имя прилагательное).
5. Неба (Какого?) лазурного, связь — согласование, имя прилагательное лазурный согласуется с именем существительным в ср. р. род. п. ед. ч.
6. Грамматические средства связи — окончание имени прилагательного –ого.
7. Смысловые отношения определительные.
В категории материалов
: 7
Показано материалов
: 1-7
Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных
(самостоятельных) слов, связанных между собой на основе подчинительной
связи по смыслу и грамматически.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но
более точно, более конкретно, чем слова:
читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро —
очень быстро.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. называется
ГЛАВНЫМ.
Слово, которое поясняет, распространяет главное,
называется ЗАВИСИМЫМ.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное
слово при анализе словосочетания принято отмечать крестиком.
Виды словосочетаний
По характеру
главного слова:
- именные,
- глагольные,
- наречные.
По
характеру смысловых отношений:
- определительные,
- объектные,
- обстоятельственные.
По количеству
компонентов:
простые,
сложные.
По степени спаянности
компонентов:
- свободные,
- несвободные.
Виды связи внутри словосочетания
Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливается
- смысловая связь,
- грамматическая связь.
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается
по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
тропинка
(какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью
окончания или окончания и предлога.
какое?
↓───────×
рабочее местоо чём?
×──────────↓
рассказать о поездке
Способы подчинительной связи в словосочетании
По характеру зависимого слова выделяют способы связи:
- согласование,
- управление,
- примыкание.
Начальная форма словосочетаний
Чтобы определить начальную форму словосочетания, нужно главное слово
поставить в начальную форму:
× ×
на лесной тропинке — лесная тропинка,
× ×
пришёл вовремя — прийти вовремя.
НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ
КАК ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
- Сочетание подлежащего и
сказуемого, так как это уже предложение:
магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает. - Ряд однородных членов
предложения, так как они связаны сочинительной связью:
книги, газеты, журналы,
лёгкий, но тёплый,
то дождь, то снег. - Сочетание служебного
слова со знаменательным, так как это словоформа:
около дома (около — предлог).
тоже пришёл (тоже — союз),
словно во сне (словно — частица). - Составные формы слов:
буду заниматься,
более интересный,
самый умный. - Фразеологические
обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение:
бить баклуши,
водить за нос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:
- именные,
- глагольные,
- наречные.
Именные словосочетания
Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
- существительным (субстантивные словосочетания):
майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом; - прилагательным (адъективные словосочетания):
полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить; - числительным:
три товарища, пятеро из нас; - местоимением:
что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
Глагольные словосочетания
Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
- глаголом:
выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая; - причастием:
сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий; - деепричастием:
читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
Наречные словосочетания
Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено
- наречием:
весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
По характеру смысловых отношений выделяются словосочетания
- определительные,
- объектные,
- обстоятельственные.
Определительные словосочетания
Определительными называются словосочетания, которые обозначают предмет и его признак:
глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
Объектные словосочетания
Объектными называются словосочетания, которые указывают на действие и предмет, на который оно переходит:
подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
Обстоятельственные словосочетание
Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак:
хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
По количеству компонентов выделяются словосочетания
- простые,
- сложные.
Простые словосочетания
Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов:
заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
Сложные словосочетания
Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:
выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание),
новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый);
читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
По степени спаянности компонентов выделяют словосочетания
- синтаксически свободные,
- синтаксически несвободные.
Синтаксически свободные словосочетания
Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух знаменательных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением.
В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении.
Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения.
Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части:
контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания
Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации).
Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части.
В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения:
два дома, несколько студентов, мало времени
Модели синтаксически цельных (несвободных) словосочетаний
1. КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫЕ словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже:
три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
2. Словосочетания со значением ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ.
В таких главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом ИЗ:
один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с МЕТАФОРИЧЕСКИМ значением.
Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:
серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
4. Словосочетания со значением НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие:
что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
5. Словосочетания со значением СОВМЕСТНОСТИ.
Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия). Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом С:
брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.
Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе:
Мама с дочкой готовили обед;
Николай и Денисовым ходили по залам (Л. Толстой).
Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:
Отец с сыном пошёл в зоопарк;
Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).
6. КОНТЕКСТУАЛЬНО ЦЕЛЬНЫЕ словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:
Умный человек сумеет разобраться в этом;
девушка с голубыми глазами,
человек высокого роста.
7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты:
Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки;
Мы хотим вам помочь;
Она выглядела усталой.
По характеру зависимого слова выделяют три вида подчинительной связи в
словосочетании:
- согласование,
- управление,
- примыкание.
Согласование
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое
слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное:
тенистый сад (м. р., ед. ч., им. п.);
после долгой разлуки (ж. р., ед. ч., род. п.);
опавшие листья (мн. ч., им. п.).
При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним:
тенистый сад — тенистого сада — тенистым садом — о
тенистом саде — тенистые сады.
При согласовании зависимое слово может быть выражено:
- прилагательным: трудная задача;
- местоимением-прилагательным: наш друг;
- причастием: набегающая волна;
- порядковым числительным: второй подъезд;
- количественным числительным в косвенных падежах: с тремя
товарищами.
Управление
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое
слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с
предлогом или без предлога:
купить журнал (вин. п.);
разговаривать с ним (тв. п. с предлогом).
При изменении главного слова форма зависимого не меняется:
купить журнал — купил журнал — купят журнал — купивший
журнал — купив журнал.
При управлении зависимое слово может быть выражено:
- существительным: разбить вазу;
- местоимением-существительным: сказать ему;
- количественным числительным: разделить на пять;
- другими частями речи в значении существительного: ухаживать за
больными.
Примыкание
Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое
слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только
по смыслу и интонационно:
идти прихрамывая, очень рад.
При примыкании зависимое слово может быть выражено:
- наречием: громко плачет;
- инфинитивом: готов помочь;
- деепричастием: работать не переставая;
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик
постарше, подойти ближе; - неизменяемым притяжательным местоимением: её подруга.
ПОРЯДОК РАЗБОРА
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
ПРИМЕР РАЗБОРА
Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой).
──── ═══
какой? ↓──────× студёный ветер ↓ ↓ прилаг. + сущ. |
Словосочетание именное. Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного. Отношения определительные: указывается предмет и его признак. |
как? ↓─────× резко рвал ↓ ↓ нар. + глаг. |
Словосочетание глагольное. Способ связи — примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно. Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак. |
что? ×────↓ рвал полы ↓ ↓ гл. + сущ. в вин. п. |
Словосочетание глагольное. Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного. Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные. |
какие? ×────↓ полы шинели ↓ ↓ сущ. + сущ. в род. п. |
Словосочетание именное, так как главное слово — существительное. Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного. Словосочетание называет предмет и его признак, отношения — определительные. |