Как найти наибольший корень уравнения графика

Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

п.1. Количество корней кубического уравнения

Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_<1,2>=frac<-2bpmsqrt><6a>). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

п.2. Количество корней произвольного уравнения

Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac<1>+frac<1>)
б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac<1>+frac<1>=k)

Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac<1>+frac<1> $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
1) ОДЗ: (xneleft<0;1;3right>)
Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=1-infty-frac12=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=1+infty-frac12=+infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=frac13+frac12+infty=+infty end 2) Функция ни четная, ни нечетная.
Функция непериодическая.
3) Асимптоты
1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
2. Горизонтальные: begin lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=-0-0-0=-0\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=+0+0+0=+0\ end Горизонтальная асимптота (y=0)
На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
3. Наклонные: (k=0), нет.
4) Первая производная $$ f'(x)=-frac<1>-frac<1><(x-1)^2>-frac<1><(x-3)^2>lt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
Функция убывает.

5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

7) График

Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
При (klt 0) — три корня
При (k=0) — два корня
При (kgt 0) — три корня

Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt+sqrt<10-2x>=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

Исследуем функцию (f(x)=sqrt+sqrt<10-2x>)
ОДЗ: ( begin x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end Rightarrow begin xgeq 1\ xleq 5 end Rightarrow 1leq xleq 5 )
Функция определена на конечном интервале.
Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt<8>=2sqrt<2>, f(5)=sqrt<4>+0=2)
Первая производная: begin f'(x)=frac<1><2sqrt>+frac<-2><2sqrt<10-2x>>=frac<1><2sqrt>-frac<1><sqrt<10-2x>>\ f'(x)=0 text<при> 2sqrt=sqrt<10-2x>Rightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt<frac73-1>+sqrt<10-2cdot frac73>=sqrt<frac43>+sqrt<frac<16><3>>=frac<6><sqrt<3>>=2sqrt <3>end Промежутки монотонности:

(x) 1 (1; 7/3) 7/3 (7/3; 5) 5
(f'(x)) + 0
(f(x)) (2sqrt<2>) (nearrow ) max
(2sqrt<3>)
(searrow ) 2

Можем строить график:

(y=a) — горизонтальная прямая.
Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
Получаем:

$$ alt 2 $$ нет решений
$$ 2leq alt 2sqrt <2>$$ 1 решение
$$ 2sqrt<2>leq alt 2sqrt <3>$$ 2 решения
$$ a=2sqrt <3>$$ 1 решение
$$ agt 2sqrt <3>$$ нет решений

По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt<3>).

п.3. Решение неравенств с построением графиков

Пример 4. Решите неравенство (frac<2+log_3 x>gt frac<6><2x-1>)

Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

Получаем совокупность: begin left[ begin begin xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac<6(x-1)> <2x-1>end \ begin 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac<6(x-1)> <2x-1>end end right. \ 2+log_3 xgt frac<6(x-1)><2x-1>Rightarrow log_3 xgt frac<6(x-1)-2(2x-1)><2x-1>Rightarrow log_3 xgt frac<2x-4><2x-1>\ left[ begin begin xgt 1\ log_3 xgtfrac<2x-4> <2x-1>end \ begin 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac<2x-4> <2x-1>end end right. end Исследуем функцию (f(x)=frac<2x-4><2x-1>=frac<2x-1-3><2x-1>=1-frac<3><2x-1>)
Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
Односторонние пределы: begin lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><-0>=+infty\ lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><+0>=-infty end Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><-infty>=1+0\ lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><+infty>=1-0 end На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
Первая производная: $$ f'(x)=left(1-frac<3><2x-1>right)’=frac<3><(2x-1)^2>gt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
Вторая производная: $$ f»(x)=-frac<6> <(2x-1)^3>$$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

Графический способ решения уравнений в среде Microsoft Excel 2007

Тип урока: Обобщение, закрепление пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока:

  • повторение изученных графиков функций;
  • повторение и закрепление графического способа решения уравнений;
  • закрепление навыков записи и копирования формул, построения графиков функций в электронных таблицах Excel 2007;
  • формирование и первичное закрепление знаний о решении уравнений с использованием возможностей электронных таблиц Excel 2007;
  • формирование мышления, направленного на выбор оптимального решения;
  • формирование информационной культуры школьников.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.

Материалы к уроку: презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1).

Слайд 1 из Приложения1 ( далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1).

Объявление темы урока.

1. Устная работа (актуализация знаний).

Слайд 2 — Соотнесите перечисленные ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

у = 6 — х; у = 2х + 3; у = (х + 3) 2 ; у = -(х — 4) 2 ; .

Слайд 3 Графический способ решения уравнений вида f(x)=0.

Корнями уравнения f(x)=0 являются значения х1, х2, точек пересечения графика функции y=f(x) с осью абсцисс (Рис. 2).

Найдите корни уравнения х 2 -2х-3=0, используя графический способ решения уравнений (Рис.3).

Слайд 5 Графический способ решения уравнений вида f (x)=g (x).

Корнями уравнения f(x)=g(x) являются значения х1, х2, точек пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x). (Рис. 4):

Слайд 6 Найдите корни уравнения , используя графический способ решения уравнений (Рис. 5).

2. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Решение уравнений графическим способом требует больших временных затрат на построение графиков функций и в большинстве случаев дает грубо приближенные решения. При использовании электронных таблиц, в данном случае – Microsoft Excel 2007, существенно экономится время на построение графиков функций, и появляются дополнительные возможности нахождения корней уравнения с заданной точностью (метод Подбор параметра).

I. Графический способ решения уравнений вида f(x)=0 в Excel.

Дальнейшая работа выполняется учителем в Excel одновременно с учениками с подробными (при необходимости) инструкциями и выводом результатов на проекционный экран. Слайды Приложения 1 используются для формулировки задач и подведения промежуточных итогов.

Пример1: Используя средства построения диаграмм в Excel, решить графическим способом уравнение —х 2 +5х-4=0.

Для этого: построить график функции у=-х 2 +5х-4 на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Выполнение задания можно разбить на этапы:

1 этап: Представление функции в табличной форме (рис. 6):

  • в ячейку А1 ввести текст Х, в ячейку A2Y;
  • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1 – число 0,25;
  • выделить ячейки В1:С1, подвести указатель мыши к маркеру выделения, и в тот момент, когда указатель мыши примет форму черного крестика, протянуть маркер выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

При вводе формулы можно вводить адрес ячейки с клавиатуры (не забыть переключиться на латиницу), а можно просто щелкнуть мышью на ячейке с нужным адресом.

После ввода формулы в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в поле ввода строки формул — сама формула (Рис. 8):

  • скопировать содержимое ячейки B2 в ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь ряд выделенных ячеек заполнится содержимым первой ячейки. При этом ссылки на ячейки в формулах изменятся относительно смещения самой формулы.

2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • выделить диапазон ячеек B2:V2;
  • на вкладке Вставка|Диаграммы|График выбрать вид График;
  • на вкладке Конструктор|Выбрать данные (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить в поле Подписи горизонтальной оси — откроется окно «Подписи оси». Выделить в таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения переменной х). В обоих окнах щелкнуть по кнопкам ОК;

  • на вкладке Макет|Оси|Основная горизонтальная ось|Дополнительные параметры основной горизонтальной оси выбрать:

Интервал между делениями: 4;

Интервал между подписями: Единица измерения интервала: 4;

Положение оси: по делениям;

Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки Тип линии и Цвет линии);

  • самостоятельно изменить ширину и цвет линии для вертикальной оси;
  • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные линии сетки по основной оси выбрать Основные линии сетки.

Примерный результат работы приведен на рис. 10:

3 этап: Определение корней уравнения.

График функции у=-х 2 +5х-4 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня: х1=1; х2=4.

II. Графический способ решения уравнений вида f(x)=g(x) в Excel.

Пример 2: Решить графическим способом уравнение .

Для этого: в одной системе координат построить графики функций у1= и у2=1-х на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки пересечения графиков функций.

1 этап: Представление функций в табличной форме (рис. 1):

  • Перейти на Лист2.
  • Аналогично Примеру 1, применив приемы копирования, заполнить таблицу. При табулировании функции у1=воспользоваться встроенной функцией Корень (Рис. 11).
  • 2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
  • Аналогично Примеру 1 вставить и отформатировать диаграмму типа График, выбрав дополнительно в настройках горизонтальной оси: вертикальная ось пересекает в категории с номером 5.
  • Примерный результат работы приведен на Рис. 12:

    3 этап: Определение корней уравнения.

    Графики функций у1= и у2=1-х пересекаются в одной точке (0;1) и, следовательно, уравнение имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

    III. Метод Подбор параметра.

    Графический способ решения уравнений красив, но далеко не всегда точки пересечения могут быть такими «хорошими», как в специально подобранных примерах 1 и 2.

    Возможности электронных таблиц позволяют находить приближенные значения коней уравнения с заданной точностью. Для этого используется метод Подбор параметра.

    Пример 3: Разберем метод Подбор параметра на примере решения уравнения —х 2 +5х-3=0.

    1 этап: Построение диаграммы типа График для приближенного определения корней уравнения.

    Построить график функции у=х 2 +5х-3, отредактировав полученные в Примере 1 формулы.

    • выполнить двойной щелчок по ячейке B2, внести необходимые изменения;
    • с помощью маркера выделения скопировать формулу во все ячейки диапазона C2:V2.

    Все изменения сразу отобразятся на графике.

    Примерный результат работы приведен на Рис. 13:

    2 этап: Определение приближенных значений корней уравнения.

    График функции у=-х 2 +5х-3 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня.

    По графику приближенно можно определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

    3 этап: Поиск приближенного решения уравнения с заданной точностью методом Подбор параметра.

    1) Начать с поиска более точного значения меньшего корня.

    По графику видно, что ближайший аргумент к точке пересечения графика с осью абсцисс равен 0,75. В таблице значений функции этот аргумент размещается в ячейке E1.

    • Выделить ячейку Е2;
    • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор параметра…;


    В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра (Рис. 14) в поле Значение ввести требуемое значение функции: 0.

    В поле Изменяя значение ячейки: ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

    Щелкнуть по кнопке ОК.

    • В окне Результат подбора (Рис. 15) выводится информация о величине подбираемого и подобранного значения функции:
    • В ячейке E1 выводится подобранное значение аргумента 0,6972 с требуемой точностью (0,0001).

    Установить точность можно путем установки в ячейках таблицы точности представления чисел – числа знаков после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

    Итак, первый корень уравнения определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

    2) Самостоятельно найти значение большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

    IV. Метод Подбор параметра для решения уравнений вида f(x)=g(x).

    При использовании метода Подбор параметров для решения уравнений вида f(x)=g(x) вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x) и находят с требуемой точностью значения х точек пересечения графика функции y(x) с осью абсцисс.

    3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

    Задание: Используя метода Подбор параметров, найти корни уравнения с точностью до 0,001.

    • ввести функцию у=и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25 (Рис. 16):

    • найти приближенное значение х точки пересечения графика функции с осью абсцисс (х≈1,4);
    • найти приближенное решение уравнения с точностью до 0,001 методом Подбор параметра (х≈1,438).

    4. Итог урока.

    Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной работы.

    Слайд 13 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=0.

    Слайд 14 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

    5. Домашнее задание.

    Используя средства построения диаграмм в Excel и метод Подбор параметра, определите корни уравнения х 2 -5х+2=0 с точностью до 0,01.

    Построение графиков функций

    О чем эта статья:

    11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Понятие функции

    Функция — это зависимость y от x, где x является переменной или аргументом функции, а y — зависимой переменной или значением функции.

    Задать функцию значит определить правило, в соответствии с которым по значениям независимой переменной можно найти соответствующие ее значения. Вот, какими способами ее можно задать:

    • Табличный способ — помогает быстро определить конкретные значения без дополнительных измерений или вычислений.
    • Графический способ — наглядно.
    • Аналитический способ — через формулы. Компактно, и можно посчитать функцию при произвольном значении аргумента из области определения.
    • Словесный способ.

    Область определения — множество х, то есть область допустимых значений выражения, которое записано в формуле.

    Например, для функции вида область определения выглядит так

    • х ≠ 0, потому что на ноль делить нельзя. Записать можно так: D (y): х ≠ 0.

    Область значений — множество у, то есть это значения, которые может принимать функция.

    Например, естественная область значений функции y = x² — это все числа больше либо равные нулю. Можно записать вот так: Е (у): у ≥ 0.

    Понятие графика функции

    Графиком функции y = f(x) называется множество точек (x; y), координаты которых связаны соотношением y = f(x). Само равенство y = f(x) называется уравнением данного графика.

    График функции — это множество точек (x; y), где x — это аргумент, а y — значение функции, которое соответствует данному аргументу.

    Проще говоря, график функции показывает множество всех точек, координаты которых можно найти, просто подставив в функцию любые числа вместо x.

    Для примера возьмём самую простую функцию, в которой аргумент равен значению функции, то есть y = x.

    В этом случае нам не придётся вычислять для каждого аргумента значение функции, так как они равны, поэтому у всех точек нашего графика абсцисса будет равна ординате.

    Отметим любые три точки на координатной плоскости, например: L (-2; -2), M (0; 0) и N (1; 1).

    Если мы последовательно от наименьшего значения аргумента к большему соединим отмеченные точки, то у нас получится прямая линия. Значит графиком функции y = x является прямая. На графике это выглядит так:

    Надпись на чертеже y = x — это уравнение графика. Ставить надпись с уравнением на чертеже удобно, чтобы не запутаться в решении задач.

    Важно отметить, что прямая линия бесконечна в обе стороны. Хоть мы и называем часть прямой графиком функции, на самом деле на чертеже изображена только малая часть графика.

    Исследование функции

    Важные точки графика функции y = f(x):

    • стационарные и критические точки;
    • точки экстремума;
    • нули функции;
    • точки разрыва функции.

    Стационарные точки — точки, в которых производная функции f(x) равна нулю.

    Критические точки — точки, в которых производная функции f(x) равна нулю либо не существует. Стационарные точки являются подмножеством множества критических точек.

    Экстремум в математике — максимальное или минимальное значение функции на заданном множестве. Точка, в которой достигается экстремум, называется точкой экстремума. Соответственно, если достигается минимум — точка экстремума называется точкой минимума, а если максимум — точкой максимума.

    Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю.

    Асимптота — прямая, которая обладает таким свойством, что расстояние от точки графика функции до этой прямой стремится к нулю при неограниченном удалении точки графика от начала координат. По способам их отыскания выделяют три вида асимптот: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

    Функция непрерывна в точке k, если предел функции в данной точке равен значению функции в этой точке:

    Если функция f(x) не является непрерывной в точке x = a, то говорят, что f(x) имеет разрыв в этой точке.

    Если нам нужно построить график незнакомой функции, когда заранее невозможно представить вид графика, полезно применять схему исследования свойств функции. Она поможет составить представление о графике и приступить к построению по точкам.

    Схема построения графика функции:

    1. Найти область определения функции.
    2. Найти область допустимых значений функции.
    3. Проверить не является ли функция четной или нечетной.
    4. Проверить не является ли функция периодической.
    5. Найти нули функции.
    6. Найти промежутки знакопостоянства функции, то есть промежутки, на которых она строго положительна или строго отрицательна.
    7. Найти асимптоты графика функции.
    8. Найти производную функции.
    9. Найти критические точки в промежутках возрастания и убывания функции.
    10. На основании проведенного исследования построить график функции.

    У нас есть отличные курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы!

    Построение графика функции

    Чтобы понять, как строить графики функций, потренируемся на примерах.

    Задача 1. Построим график функции

    Упростим формулу функции:

    при х ≠ -1.

    График функции — прямая y = x — 1 с выколотой точкой M (-1; -2).

    Задача 2. Построим график функции

    Выделим в формуле функции целую часть:

    График функции — гипербола, сдвинутая на 3 вправо по x и на 2 вверх по y и растянутая в 10 раз по сравнению с графиком функции

    Выделение целой части — полезный прием, который применяется в решении неравенств, построении графиков и оценке целых величин.

    Задача 3. По виду графика определить знаки коэффициентов общего вида функции y = ax2 + bx + c.

    Вспомним, как параметры a, b и c определяют положение параболы.

    Ветви вниз, следовательно, a 0.

    Точка пересечения с осью Oy — c = 0.

    Координата вершины , т.к. неизвестное число при делении на положительное дает отрицательный результат, то это число отрицательное, следовательно, b > 0.

    Ветви вниз, следовательно, a 0.

    Координата вершины , т.к. неизвестное число при делении на отрицательное дает в результате положительное, то это число отрицательное, следовательно, b

    Как видим, k = 3 > 0 и угол наклона к оси Ox острый, b = -1 — смещение по оси Oy.

    k = -1 > 0 и b = 2 можно сделать аналогичные выводы, как и в первом пункте.

    k = 2 > 0 — угол наклона к оси Ox острый, B = 0 — график проходит через начало координат.

    k = 0 — константная функция, прямая проходит через точку b = -1 и параллельно оси Ox.

    Задача 5. Построить график функции

    Это дробно-рациональная функция. Область определения функции D(y): x ≠ 4; x ≠ 0.

    Нули функции: 3, 2, 6.

    Промежутки знакопостоянства функции определим с помощью метода интервалов.

    Вертикальные асимптоты: x = 0, x = 4.

    Если x стремится к бесконечности, то у стремится к 1. Значит, y = 1 — горизонтальная асимптота.

    Вот так выглядит график:

    Задача 6. Построить графики функций:

    б)

    г)

    д)

    Когда сложная функция получена из простейшей через несколько преобразований, то преобразования графиков можно выполнить в порядке арифметических действий с аргументом.

    а)

    Преобразование в одно действие типа f(x) + a.

    Сдвигаем график вверх на 1:

    б)

    Преобразование в одно действие типа f(x — a).

    Сдвигаем график вправо на 1:

    В этом примере два преобразования, выполним их в порядке действий: сначала действия в скобках f(x — a), затем сложение f(x) + a.

    Сдвигаем график вправо на 1:

    Сдвигаем график вверх на 2:

    г)

    Преобразование в одно действие типа

    Растягиваем график в 2 раза от оси ординат вдоль оси абсцисс:

    д)

    Мы видим три преобразования вида f(ax), f (x + a), -f(x).

    Чтобы выполнить преобразования, посмотрим на порядок действий: сначала умножаем, затем складываем, а уже потом меняем знак. Чтобы применить умножение ко всему аргументу модуля в целом, вынесем двойку за скобки в модуле.

    Сжимаем график в два раза вдоль оси абсцисс:

    Сдвигаем график влево на 1/2 вдоль оси абсцисс:

    Отражаем график симметрично относительно оси абсцисс:

    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/564361

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/postroenie-grafikov-funkcij

    Решение уравнений с помощью графиков

    Решение линейных уравнений

    Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

    Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

    Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

    Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)

    Как его решить?

    Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

    ( displaystyle 2x=2+10)

    ( displaystyle 2x=12)

    Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

    Иными словами, у нас будет:

    ( displaystyle {{y}_{1}}=2x)

    ( displaystyle {{y}_{2}}=12)

    А теперь строим. Что у тебя получилось?

    Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:

    Наш ответ: ( displaystyle x=6)

    Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!

    Вариант 1. Напрямую

    Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)

    Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

    ( displaystyle x=-frac{b}{2a})

    ( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})

    Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

    Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

    Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

    ( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)

    ( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)

    Точно такой же ответ? Молодец!

    И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).

    Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

    Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

    Возвращаемся к нашей параболе.

    Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?

    Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).

    При ( displaystyle x=0):

    ( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)

    При ( displaystyle x=2):

    ( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)

    Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

    Как ты думаешь, что является решением уравнения?

    Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).

    И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).

    Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

    Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

    Что у тебя получилось? То же самое?

    Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

    Решение смешанных неравенств

    Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

    Как тебе такое:

    ( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?

    Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!

    Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:

    ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)

    ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})

    Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).

    Расписал? Теперь строй два графика.

    Сравним наши рисунки?

    У тебя так же? Отлично!

    Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).

    Смотри, что получилось в итоге:

    А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

    На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).

    Это и есть ответ!

    Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!

    В. Малинин,
    г. Нижний Новгород

    Уравнения с
    параметрами:графический метод решения

    8-9 классы

    В статье рассматривается графический метод
    решения некоторых уравнений с параметрами,
    который весьма эффективен, когда нужно
    установить, сколько корней имеет уравнение в
    зависимости от параметра a.

    Задача 1. Сколько корней имеет уравнение
    | | x | – 2 | = a
    в зависимости от
    параметра a?

    Решение. В системе координат (x; y) построим
    графики функций y = | | x | – 2 | и y = a.
    График функции y = | | x | – 2 | изображен
    на рисунке.

    Графиком функции y = a является прямая,
    параллельная оси Ox или с ней совпадающая (при a
    = 0).

    Из чертежа видно, что:

    Если a = 0, то прямая y = a совпадает с
    осью Ox и имеет с графиком функции y = | | x |
    – 2 | две общие точки; значит, исходное
    уравнение имеет два корня (в данном случае корни
    можно найти: x1,2 = д 2).
    Если 0 < a < 2, то прямая y = a имеет с графиком
    функции y = | | x | – 2 | четыре общие точки
    и, следовательно, исходное уравнение имеет
    четыре корня.
    Если a = 2, то прямая y = 2 имеет с графиком
    функции три общие точки. Тогда исходное
    уравнение имеет три корня.
    Если a > 2, то прямая y = a будет иметь с
    графиком исходной функции две точки, то есть
    данное уравнение будет иметь два корня.

    Ответ:

    если a < 0, то корней нет;
    если a = 0, a > 2, то два корня;
    если a = 2, то три корня;
    если 0 < a < 2, то четыре корня.

    Задача 2. Сколько корней имеет уравнение | x2
    – 2| x | – 3 | = a
    в зависимости от
    параметра a?

    Решение. В системе координат (x; y) построим
    графики функций y = | x2 – 2| x | – 3 |
    и y = a.

    График функции y = | x2 – 2| x | – 3 |
    изображен на рисунке. Графиком функции y = a
    является прямая, параллельная Ox или с ней
    совпадающая (когда a = 0).

    Из чертежа видно:

    Если a = 0, то прямая y = a совпадает с
    осью Ox и имеет с графиком функции y = | x2 –
    2| x | – 3 | две общие точки, а также прямая y =
    a будет иметь с графиком функции y = | x2
    – 2| x | – 3 | две общие точки при a > 4.
    Значит, при a = 0 и a > 4 исходное
    уравнение имеет два корня.
    Если 0 < a < 3, то прямая y = a имеет с
    графиком функции y = | x2 – 2| x | – 3 |
    четыре общие точки, а также прямая y=a будет
    иметь с графиком построенной функции четыре
    общие точки при a = 4. Значит, при 0 < a <
    3, a = 4 исходное уравнение имеет четыре корня.
    Если a = 3, то прямая y = a пересекает
    график функции в пяти точках; следовательно,
    уравнение имеет пять корней.
    Если 3 < a < 4, прямая y = a пересекает график
    построенной функции в шести точках; значит, при
    этих значениях параметра исходное уравнение
    имеет шесть корней.
    Если a < 0, уравнение корней не имеет, так как
    прямая y = a не пересекает график функции y = | x2
    – 2| x | – 3 |.

    Ответ:

    если a < 0, то корней нет;
    если a = 0, a > 4, то два корня;
    если 0 < a < 3, a = 4, то четыре корня;
    если a = 3, то пять корней;
    если 3 < a < 4, то шесть корней.

    Задача 3. Сколько корней имеет уравнение

    в зависимости от параметра a?

    Решение. Построим в системе координат (x; y)
    график функции
    но сначала представим ее в виде:

    Прямые x = 1, y = 1 являются асимптотами графика
    функции. График функции y = | x | + a
    получается из графика функции y = | x |
    смещением на a единиц по оси Oy.

    Графики функций пересекаются в одной точке при a >
    – 1; значит, уравнение (1) при этих значениях
    параметра имеет одно решение.

    При a = – 1, a = – 2 графики
    пересекаются в двух точках; значит, при этих
    значениях параметра уравнение (1) имеет два корня.
    При – 2 < a < – 1, a < – 2
    графики пересекаются в трех точках; значит,
    уравнение (1) при этих значениях параметра имеет
    три решения.

    Ответ:

    если a > – 1, то одно решение;
    если a = – 1, a = – 2, то два решения;
    если – 2 < a < – 1, a < – 1, то
    три решения.

    Замечание. При решении уравнения (1) задачи 3
    особо следует обратить внимание на случай, когда a
    = – 2, так как точка (– 1; – 1) не принадлежит
    графику функции но принадлежит графику функции y = | x |
    + a.

    Перейдем к решению другой задачи.

    Задача 4. Сколько корней имеет уравнение

    x + 2 = a | x – 1 |
                (2)

    в зависимости от параметра a?

    Решение. Заметим, что x = 1 не является корнем
    данного уравнения, так как равенство 3 = a·0 не может быть верным ни при
    каком значении параметра a. Разделим обе
    части уравнения на | x – 1 |(| x – 1 | 0), тогда уравнение (2) примет вид В системе
    координат xOy построим график функции

    График этой функции изображен на рисунке.
    Графиком функции y = a является прямая,
    параллельная оси Ox или с ней совпадающая (при a
    = 0).

    Далее рассуждая так же, как и в задаче 3,
    получаем ответ.

    Ответ:

    если a Ј – 1, то корней нет;

    если – 1 < a Ј 1, то один
    корень;
    если a > 1, то два корня.

    Рассмотрим наиболее сложное уравнение.

    Задача 5. При каких значениях параметра a
    уравнение

    ax2 + | x – 1 | = 0
           (3)

    имеет три решения?

    Решение. 1. Контрольным значением
    параметра для данного уравнения будет число a
    = 0, при котором уравнение (3) примет вид 0 + | x –
    1 | = 0, откуда x = 1. Следовательно, при a = 0
    уравнение (3) имеет один корень, что не
    удовлетворяет условию задачи.

    2. Рассмотрим случай, когда a
    0.

    Перепишем уравнение (3) в следующем виде: ax2
    = – | x – 1 |. Заметим, что уравнение будет
    иметь решения только при a < 0.

    В системе координат xOy построим графики функций
    y = | x – 1 | и y = ax2. График функции y =
    | x – 1 | изображен на рисунке. Графиком
    функции y = ax2 является парабола, ветви
    которой направлены вниз, так как a < 0.
    Вершина параболы — точка (0; 0).

    Уравнение (3) будет иметь три решения только
    тогда, когда прямая y = – x + 1 будет касательной
    к графику функции y=ax2.

    Пусть x0 — абсцисса точки касания
    прямой y = – x + 1 с параболой y = ax2.
    Уравнение касательной имеет вид

    y = y(x0) + y ‘(x0)(x – x0).

    Запишем условия касания: 

    Данное уравнение можно решить без
    использования понятия производной.

    Рассмотрим другой способ. Воспользуемся тем,
    что если прямая y = kx + b имеет единственную общую
    точку с параболой y = ax2 + px + q, то
    уравнение ax2 + px + q = kx + b должно иметь
    единственное решение, то есть его дискриминант
    равен нулю. В нашем случае имеем уравнение ax2
    = – x + 1 (a 0). Дискриминант
    уравнения

    Ответ:

    Задачи для самостоятельного решения

    6. Сколько корней имеет уравнение в
    зависимости от параметра a?

    1) | | x | – 3 | = a;
    2) | x + 1 | + | x + 2 | = a;
    3) | x2 – 4| x | + 3 | = a;
    4) | x2 – 6| x | + 5 | = a.

    Ответы:

    1) если a<0, то корней нет; если a=0, a>3,
    то два корня; если a=3, то три корня; если 0<a<3,
    то четыре корня;
    2) если a<1, то корней нет; если a=1, то
    бесконечное множество решений из отрезка [– 2;
    – 1]; если a > 1, то два решения;
    3) если a<0, то корней нет; если a=0, a<3,
    то четыре корня; если 0<a<1, то восемь
    корней; если a=1, то шесть корней; если a=3,
    то три решения; если a>3, то два решения;
    4) если a<0, то корней нет; если a=0, 4<a<5,
    то четыре корня; если 0<a< 4, то восемь
    корней; если a=4, то шесть корней; если a=5,
    то три корня; если a>5, то два корня.

    7. Сколько корней имеет уравнение   | x +
    1 | = a(x – 1)  в зависимости от параметра a?

    Указание. Так как x = 1 не является корнем
    уравнения, то данное уравнение можно привести к
    виду .

    Ответ: если aЈ–1, a > 1, a=0,
    то один корень; если – 1<a<0, то два
    корня; если 0<aЈ1, то корней
    нет.

    8. Сколько корней имеет уравнение   x + 1 = a | x
    – 1 |в зависимости от параметра a?

    Указание. Привести уравнение к виду Построить график
    (см. рисунок).

    Ответ: если aЈ–1, то корней
    нет; если – 1<aЈ1, то один
    корень; если a>1, то два корня.

    9. Сколько корней имеет уравнение

    2| x | – 1 = a(x – 1)

    в зависимости от параметра a?

    Указание. Привести уравнение к виду

    Ответ: если aЈ–2, a>2, a=1,
    то один корень; если –2<a<1, то два корня;
    если 1<aЈ2, то корней нет.

    10. Сколько корней имеет уравнение

    в зависимости от параметра a?

    Указание. Построить графики левой и правой
    частей данного уравнения.

    Ответ: если aЈ0, aі2, то один корень; если 0<a<2, то
    два корня.

    11. При каких значениях параметра a
    уравнение

    x2 + a | x – 2 | = 0

    имеет три решения?

    Указание. Привести уравнение к виду x2 =
    – a | x – 2 |.

    Ответ: при aЈ–8.

    12. При каких значениях параметра a
    уравнение

    ax2 + | x + 1 | = 0

    имеет три решения?

    Указание. Воспользоваться задачей 5. Данное
    уравнение имеет три решения только в том случае,
    когда уравнение ax2 + x + 1 = 0 имеет одно
    решение, причем случай a = 0 не удовлетворяет
    условию задачи, то есть остается случай, когда

    Ответ:

    13. Сколько корней имеет уравнение

    x | x – 2 | = 1 – a

    в зависимости от параметра a?

    Указание. Привести уравнение к виду –x |x – 2| +
    1 = a. Построить графики функций y =
    – x | x – 2 | + 1 и y = a. Отметим, что

    Ответ: если a<0, a>1, то один корень;
    если a=0, a=1, то два корня; если 0<a<1,
    то три корня.

    14. Сколько корней имеет уравнение

    в зависимости от параметра a?

    Указание. Построить графики правой и левой
    частей данного уравнения.

    Для построения графика функции найдем промежутки
    знакопостоянства выражений x + 1 и x:

    Ответ: если aі 0, то один
    корень; если – 1 < a < 0, то два корня; если
    a = – 1, aЈ–2, то три
    корня; если – 2<a<–1, то четыре корня.

    15. Сколько корней имеет уравнение

    в зависимости от параметра a?

    Указание. Построить графики левой и правой
    частей данного уравнения.

    Ответ: если a<0, a>2, то два корня; если
    0ЈaЈ2, то один
    корень.

    16. Сколько корней имеет уравнение

    в зависимости от параметра a?

    Указание. Построить графики левой и правой
    частей данного уравнения. Для построения графика
    функции найдем
    промежутки знакопостоянства выражений x + 2 и x:

    Ответ: если a>– 1, то одно решение; если a
    = – 1, то два решения; если – 3<a<–1, то
    четыре решения; если aЈ–3, то
    три решения.

    .

    Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

    1. Количество корней кубического уравнения
    2. Количество корней произвольного уравнения
    3. Решение неравенств с построением графиков

    п.1. Количество корней кубического уравнения

    Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
    С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin{gather*} f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end{gather*} Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_{1,2}=frac{-2bpmsqrt{D}}{6a}). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
    Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
    Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

    Уравнение (ax^3+bx^2+cx+d=0)
    Имеет три корня, если ( begin{cases} b^2-3acgt 0\ f(x_1)cdot f(x_2)lt 0 end{cases} )
    Имеет два корня, если ( begin{cases} b^2-3acgt 0\ f(x_1)cdot f(x_2)= 0 end{cases} )
    В противном случае – один корень.

    Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

    п.2. Количество корней произвольного уравнения

    Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

    Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3})
    б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}=k)

    Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
    Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3} $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
    1) ОДЗ: (xneleft{0;1;3right})
    Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin{gather*} lim_{xrightarrow -0}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_{xrightarrow +0}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_{xrightarrow 1-0}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=1-infty-frac12=-infty\ lim_{xrightarrow 1+0}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=1+infty-frac12=+infty\ lim_{xrightarrow 3-0}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_{xrightarrow 3+0}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=frac13+frac12+infty=+infty end{gather*} 2) Функция ни четная, ни нечетная.
    Функция непериодическая.
    3) Асимптоты
    1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
    2. Горизонтальные: begin{gather*} lim_{xrightarrow -infty}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=-0-0-0=-0\ lim_{xrightarrow +infty}left(frac1x+frac{1}{x-1}+frac{1}{x-3}right)=+0+0+0=+0\ end{gather*} Горизонтальная асимптота (y=0)
    На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
    3. Наклонные: (k=0), нет.
    4) Первая производная $$ f'(x)=-frac{1}{x^2}-frac{1}{(x-1)^2}-frac{1}{(x-3)^2}lt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
    Функция убывает.

    5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

    6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
    Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

    7) График
    Пример 2
    Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

    Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
    При (klt 0) — три корня
    При (k=0) — два корня
    При (kgt 0) — три корня

    Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

    Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt{x-1}+sqrt{10-2x}=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

    Исследуем функцию (f(x)=sqrt{x-1}+sqrt{10-2x})
    ОДЗ: ( begin{cases} x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end{cases} Rightarrow begin{cases} xgeq 1\ xleq 5 end{cases} Rightarrow 1leq xleq 5 )
    Функция определена на конечном интервале.
    Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
    Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt{8}=2sqrt{2}, f(5)=sqrt{4}+0=2)
    Первая производная: begin{gather*} f'(x)=frac{1}{2sqrt{x-1}}+frac{-2}{2sqrt{10-2x}}=frac{1}{2sqrt{x-1}}-frac{1}{sqrt{10-2x}}\ f'(x)=0 text{при} 2sqrt{x-1}=sqrt{10-2x}Rightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt{frac73-1}+sqrt{10-2cdot frac73}=sqrt{frac43}+sqrt{frac{16}{3}}=frac{6}{sqrt{3}}=2sqrt{3} end{gather*} Промежутки монотонности:

    (x) 1 (1; 7/3) 7/3 (7/3; 5) 5
    (f'(x)) + 0
    (f(x)) (2sqrt{2}) (nearrow ) max
    (2sqrt{3})
    (searrow ) 2

    Можем строить график:
    Пример 3
    (y=a) — горизонтальная прямая.
    Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
    Получаем:

    $$ alt 2 $$ нет решений
    $$ 2leq alt 2sqrt{2} $$ 1 решение
    $$ 2sqrt{2}leq alt 2sqrt{3} $$ 2 решения
    $$ a=2sqrt{3} $$ 1 решение
    $$ agt 2sqrt{3} $$ нет решений

    По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt{3}).

    Ответ: (ainleft[2;2sqrt{3}right])

    п.3. Решение неравенств с построением графиков

    Пример 4. Решите неравенство (frac{2+log_3 x}{x-1}gt frac{6}{2x-1})

    Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
    Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
    Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
    Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

    Получаем совокупность: begin{gather*} left[ begin{array}{l} begin{cases} xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac{6(x-1)}{2x-1} end{cases} \ begin{cases} 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac{6(x-1)}{2x-1} end{cases} end{array} right. \ 2+log_3 xgt frac{6(x-1)}{2x-1}Rightarrow log_3 xgt frac{6(x-1)-2(2x-1)}{2x-1}Rightarrow log_3 xgt frac{2x-4}{2x-1}\ left[ begin{array}{l} begin{cases} xgt 1\ log_3 xgtfrac{2x-4}{2x-1} end{cases} \ begin{cases} 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac{2x-4}{2x-1} end{cases} end{array} right. end{gather*} Исследуем функцию (f(x)=frac{2x-4}{2x-1}=frac{2x-1-3}{2x-1}=1-frac{3}{2x-1})
    Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
    Односторонние пределы: begin{gather*} lim_{xrightarrow frac12 -0}left(1-frac{3}{2x-1}right)=1-frac{3}{-0}=+infty\ lim_{xrightarrow frac12 +0}left(1-frac{3}{2x-1}right)=1-frac{3}{+0}=-infty end{gather*} Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin{gather*} lim_{xrightarrow -infty}left(1-frac{3}{2x-1}right)=1-frac{3}{-infty}=1+0\ lim_{xrightarrow +infty}left(1-frac{3}{2x-1}right)=1-frac{3}{+infty}=1-0 end{gather*} На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
    Первая производная: $$ f'(x)=left(1-frac{3}{2x-1}right)’=frac{3}{(2x-1)^2}gt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
    Вторая производная: $$ f»(x)=-frac{6}{(2x-1)^3} $$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

    (x) (left(0;frac12right)) (frac12) (left(frac12;+inftyright))
    (f»(x)) >0 <0
    (f(x)) (cup) (cap)

    Пересечения с осью OY: (f(0)=1-frac{3}{0-1}=4), точка (0;4)
    Пересечение с осью OX: (1-frac{3}{2x-1}=0Rightarrow 2x-1=3 Rightarrow x=2), точка (2;0)
    Строим графики (f(x)=frac{2x-4}{2x-1}) и (g(x)=log_3 x)
    Пример 4
    Первая система из совокупности ( begin{cases} xgt 1\ log_3 xgt frac{2x-4}{2x-1} end{cases} )
    Логарифм при (xgt 1) все время выше, чем правая ветка гиперболы, т.е. система справедлива для всех (xgt 1).
    Вторая система из совокупности ( begin{cases} 0lt xlt 1\ log_3 xlt frac{2x-4}{2x-1} end{cases} )
    Логарифм попадает под левую ветку гиперболы на интервале (0lt xltfrac12), т.е. $$ begin{cases} 0lt xlt 1\ 0lt xltfrac12 end{cases} Rightarrow 0lt xltfrac12 $$ Решение совокупности – это объединение полученных решений систем: $$ 0lt xltfrac12cup xgt 1 $$ Ответ: (xinleft(0;frac12right)cup (1;+infty))

    Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Графики функций”.

    Ёжику Понятно

    Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

    Содержание страницы:

    Декартова система координат

    Система координат – это две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них.

    Координатные оси – прямые, образующие систему координат.

    Ось абсцисс (ось x ) – горизонтальная ось.

    Ось ординат (ось y ) – вертикальная ось.

    декартова система координат

    Функция

    Функция – это отображение элементов множества X на множество Y. При этом каждому элементу x множества X соответствует одно единственное значение y множества Y.

    Прямая

    Линейная функция – функция вида y = a x + b где a и b – любые числа.

    Графиком линейной функции является прямая линия.

    Рассмотрим, как будет выглядеть график в зависимости от коэффициентов a и b :

    Если a > 0 , прямая будет проходить через I и III координатные четверти.

    b – точка пересечения прямой с осью y .

    График линейной функции, a > 0

    Если a < 0 , прямая будет проходить через II и IV координатные четверти.

    b – точка пересечения прямой с осью y .

    График линейной функции, a < 0

    Если a = 0 , функция принимает вид y = b .

    График линейной функции y = b

    Отдельно выделим график уравнения x = a .

    Важно: это уравнение не является функцией так как нарушается определение функции (функция ставит в соответствие каждому элементу x множества X одно единственно значение y множества Y). Данное уравнение ставит в соответствие одному элементу x бесконечное множества элементов y. Тем не менее, график данного уравнения построить можно. Просто не будем называть его гордым словом «Функция».

    График уравнения x = a

    Парабола

    Графиком функции y = a x 2 + b x + c является парабола.

    Для того, чтобы однозначно определить, как располагается график параболы на плоскости, нужно знать, на что влияют коэффициенты a , b , c :

    1. Коэффициент a указывает на то, куда направлены ветки параболы.
    • Если a > 0 , ветки параболы направлены вверх.
    • Если a < 0 , ветки параболы направлены вниз.
    1. Коэффициент c указывает, в какой точке парабола пересекает ось y.
    2. Коэффициент b помогает найти x в – координату вершины параболы.

    x в = − b 2 a

    1. Дискриминант позволяет определить, сколько точек пересечения у параболы с осью .
    • Если D > 0 – две точки пересечения.
    • Если D = 0 – одна точка пересечения.
    • Если D < 0 – нет точек пересечения.

    Парабола, a > 0, c > 0 Парабола, a > 0, c < 0 Парабола, a < 0, c < 0 Парабола, a < 0, c > 0

    Гипербола

    Графиком функции y = k x является гипербола.

    Характерная особенность гиперболы в том, что у неё есть асимптоты.

    Асимптоты гиперболы – прямые, к которым она стремится, уходя в бесконечность.

    Ось x – горизонтальная асимптота гиперболы

    Ось y – вертикальная асимптота гиперболы.

    На графике асимптоты отмечены зелёной пунктирной линией.

    Если коэффициент k > 0 , то ветви гиперолы проходят через I и III четверти.

    Гипербола

    Если k     <     0, ветви гиперболы проходят через II и IV четверти.

    Гипербола

    Чем меньше абсолютная величина коэффиента k (коэффициент k без учета знака), тем ближе ветви гиперболы к осям x и y .

    Гипербола

    Гипербола

    Квадратный корень

    Функция y     =     x имеет следующий график:

    График квадратного корня

    Возрастающие/убывающие функции

    Функция y   =   f ( x ) возрастает на интервале, если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует большее значение функции (большее значение y ) .

    То есть чем больше (правее) икс, тем больше (выше) игрек. График поднимается вверх (смотрим слева направо)

    Примеры возрастающих функций:

    Возрастающие функции

    Функция y   =   f ( x ) убывает на интервале, если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует меньшее значение функции (большее значение y ) .

    То есть чем больше (правее) икс, тем меньше (ниже) игрек. График опускается вниз (смотрим слева направо).

    Примеры убывающих функций:

    Убывающие функции

    Для того, чтобы найти наибольшее значение функции, находим самую высокую точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наибольшим значением функции.

    Наибольшее значение функции

    Для того, чтобы найти наименьшее значение функции, находим самую нижнюю точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наименьшим значением функции.

    Наименьшее значение функции

    Задание №11 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.

    Скачать домашнее задание к уроку 5.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свое призвание упражнения
  • Как найти количество продаж формула
  • Как найти звук сирены
  • Как найти какой у тебя проц
  • Как найти угол 30 градусов циркулем