Как найти наименьшее значение квадратного выражения

§2. Выделение полного квадрата из квадратного трёхчлена

Описание метода выделения полного квадрата

Выражения вида 2×2+3x+5, `-4x^2+5x+7` носят название квадратного трёхчлена. В общем случае квадратным трёхчленом называют выражение вида ax2+bx+c, где a,b,ca, b, c – произвольные числа, причём a≠0. 

Рассмотрим квадратный трёхчлен  x2-4x+5. Запишем его в таком виде: x2-2·2·x+5.Прибавим к этому выражению 22 и вычтем 22, получаем: x2-2·2·x+22-22+5. Заметим, что x2-2·2·x+22=(x-2)2, поэтому

x2-4x+5=(x-2)2-4+5=(x-2)2+1. 

Преобразование, которое мы сделали, носит название «выделение полного квадрата из квадратного трёхчлена».

Выделите полный квадрат из квадратного трёхчлена 9×2+3x+1. 

Заметим, что 9×2=(3x)2, `3x=2*1/2*3x`. Тогда  

`9x^2+3x+1=(3x)^2+2*1/2*3x+1`. 

Прибавим и вычтем к полученному выражению `(1/2)^2`, получаем  

`((3x)^2+2*1/2*3x+(1/2)^2)+1-(1/2)^2=(3x+1/2)^2+3/4`.  

Покажем, как применяется метод выделения полного квадрата из квадратного трёхчлена для разложения квадратного трёхчлена на множители.

Разложите на множители квадратный трёхчлен 4×2-12x+5.

Выделяем полный квадрат из квадратного трёхчлена: 

2×2-2·2x·3+32-32+5=2x-32-4=(2x-3)2-22. 

Теперь применяем формулу a2-b2=(a-b)(a+b), получаем: 

(2x-3-2)(2x-3+2)=(2x-5)(2x-1).  

Разложите на множители квадратный трёхчлен -9×2+12x+5.

-9×2+12x+5=-9×2-12x+5. Теперь замечаем, что 9×2=3×2, -12x=-2·3x·2. 

Прибавляем к выражению 9×2-12x слагаемое 22, получаем:

-3×2-2·3x·2+22-22+5=-3x-22-4+5=-3x-22+4+5==-3x-22+9=32-3x-22.

Применяем формулу для разности квадратов, имеем:

 -9×2+12x+5=3-3x-23+(3x-2)=(5-3x)(3x+1).

Разложите на множители квадратный трёхчлен 3×2-14x-5.

Мы не можем представить выражение 3×2 как квадрат какого-то выражения, т. к. ещё не изучали этого в школе. Это будете проходить позже, и уже в Задании №4 будем изучать квадратные корни. Покажем, как можно разложить на множители заданный квадратный трёхчлен:

`3x^2-14x-5=3(x^2-14/3 x-5/3)=3(x^2-2*7/3 x+(7/3)^2-(7/3)^2-5/3)=`

`=3((x-7/3)^2-49/9-5/3)=3((x-7/3)^2-64/9)=3((x-7/3)^2-8/3)^2)=`

`=3(x-7/3-8/3)(x-7/3+8/3)=3(x-5)(x+1/3)=(x-5)(3x+1)`.

Покажем, как применяется метод выделения полного квадрата для нахождения наибольшего или наименьшего значений квадратного трёхчлена.
Рассмотрим квадратный трёхчлен x2-x+3.  Выделяем полный квадрат:

`(x)^2-2*x*1/2+(1/2)^2-(1/2)^2+3=(x-1/2)^2+11/4`. Заметим, что при `x=1/2` значение квадратного трёхчлена равно `11/4`, а при `x!=1/2` к значению `11/4` добавляется положительное число, поэтому получаем число, большее `11/4`. Таким образом, наименьшее значение квадратного трёхчлена равно `11/4` и оно получается при `x=1/2`.     

Найдите наибольшее значение квадратного трёхчлена   -16×2+8x+6. 

Выделяем полный квадрат из квадратного трёхчлена: -16×2+8x+6=-4×2-2·4x·1+1-1+6=-4x-12-1+6==-4x-12+7. 

При `x=1/4` значение квадратного трёхчлена равно 7, а при `x!=1/4` из числа 7 вычитается положительное число, то есть получаем число, меньшее  7. Таким образом, число 7 является наибольшим значением квадратного трёхчлена, и оно получается при `x=1/4`.  

Разложите на множители числитель и знаменатель дроби `{x^2+2x-15}/{x^2-6x+9}` и сократите эту дробь.

Заметим, что знаменатель дроби x2-6x+9=x-32. Разложим числитель дроби на множители, применяя метод выделения полного квадрата из квадратного трёхчлена.

x2+2x-15=x2+2·x·1+1-1-15=x+12-16=x+12-42==(x+1+4)(x+1-4)=(x+5)(x-3).  

Данную дробь привели к виду `{(x+5)(x-3)}/(x-3)^2` после сокращения на (x-3) получаем `(x+5)/(x-3)`. 

Разложите многочлен x4-13×2+36 на множители.

Применим к этому многочлену метод выделения полного квадрата.

`x^4-13x^2+36=(x^2)^2-2*x^2*13/2+(13/2)^2-(13/2)^2+36=`

`=(x^2-13/2)^2-169/4+36=(x^2-13/2)^2-25/4=`

`=(x^2-13/2)^2-(5/2)^2=(x^2-13/2-5/2)(x^2-13/2+5/2)=`

`=(x^2-9)(x^2-4)=(x-3)(x+3)(x-2)(x+2)`.

Разложите на множители многочлен 4×2+4xy-3y2.

Применяем метод выделения полного квадрата. Имеем: 

(2x)2+2·2x·y+y2-y2-3y2=(2x+y)2-2y2==(2x+y+2y)(2x+y-2y)=(2x+3y)(2x-y).     

Применяя метод выделения полного квадрата, разложите на множители числитель и знаменатель и сократите дробь `{8x^2+10x-3}/{2x^2-x-6}`. 

`8x^2+10x-3=8(x^2+10/8 x-3/8)=8(x^2+2*5/8 x+(5/8)^2-(5/8)^2-3/8)=`

`=8((x+5/8)^2-25/64-24/64)=8((x+5/8)^2-(7/8)^2)=`

`=8(x+5/8+7/8)(x+5/8-7/8)=8(x+12/8)(x-2/8)=`

`=8(x+3/2)(x-1/4)=(2x+3)(4x-1)`.

Преобразуем знаменатель дроби:

`2x^2-x-6=2(x^2-x/2-6/2)=2(x^2-2*1/4 x+(1/4)^2-(1/4)^2-6/2)=`

`=2((x-1/4)^2-(7/4)^2)=2(x-1/4-7/4)(x-1/4+7/4)=`

`=2(x-2)(x+3/2)=(x-2)(2x+3)`.

Имеем: `{(2x+3)(4x-1)}/{(x-2)(2x+3)}={4x-1}/{x-2}`.

Привет! Сейчас мы разберём, что такое выделение полного квадрата и зачем это нужно. Обещаю, это помогает решать задачки: самая изюминка ждёт в конце ;)
Метод основывается на формуле сокращённого умножения, которую изучают ещё в 7 классе:
Выделение полного квадрата🤯, изображение №1Когда нам попадается такое выражение, что мы можем воспользоваться этой формулой, мы встречаем то, что называется полный квадрат. Например:
Выделение полного квадрата🤯, изображение №2Однако так везёт не всегда. К примеру, следующее выражение, как видно после простого преобразования, состоит из полного квадрата и ещё некоторой «добавки»:
Выделение полного квадрата🤯, изображение №3Вот такое преобразование, когда мы преобразуем выражение в полный квадрат + ещё что-то, и называется выделением полного квадрата. Сейчас разберёмся, всегда ли можно такое провернуть, и зачем это всё-таки нужно.

1. Произвольный квадратный трёхчлен

Можно заметить, что выше мы рассматривали только выражения, которые являются квадратными трёхчленами. Хочется задаться вопросом: если нам дали какой-то произвольный квадратный трёхчлен, можно ли в нём выделить полный квадрат? Ответ: да! И для этого есть общий метод, который мы сейчас разберём на примере написанного «от балды» квадратного трёхчлена.

  1. Берём наш трёхчлен и выносим старший коэффициент за скобку из всех выражений с x, чтобы x² оказался с коэффициентом 1:

Выделение полного квадрата🤯, изображение №4

  1. Выражение с x надо представить в виде 2·x·число:

Выделение полного квадрата🤯, изображение №5

  1. А потом нужно (фокус-покус!) добавить число², и его же вычесть — тем самым, в сумме мы ничего не изменим:

Выделение полного квадрата🤯, изображение №6

  1. Но зато то, что выделено жёлтым, это теперь полный квадрат! И мы можем преобразовать выражение вот так:

Выделение полного квадрата🤯, изображение №7

  1. Наконец, осталось только раскрыть скобки, и мы получим итоговое выражение с выделенным полным квадратом:

Выделение полного квадрата🤯, изображение №8

2. Корни квадратного трёхчлена

Что нам это дало? Мы теперь очень много можем сказать про изначальное выражение. Например, если мы хотим найти его корни, то это очень просто сделать:
Выделение полного квадрата🤯, изображение №9Выделение полного квадрата🤯, изображение №10Выделение полного квадрата🤯, изображение №11Выделение полного квадрата🤯, изображение №12Выделение полного квадрата🤯, изображение №13Если проделать это с произвольным квадратным трёхчленом, то получится как раз всем известная формула корней через дискриминант!

3. Минимум и максимум

Преобразование
Выделение полного квадрата🤯, изображение №14позволяет изучить квадратный трёхчлен на минимум и максимум. Слева совершенно непонятно, какое наименьшее значение он может принимать. Однако в форме как справа всё совершенно очевидно: квадрат — всегда число неотрицательное! А значит, минимальное значение, которое трёхчлен может принять, есть
Выделение полного квадрата🤯, изображение №15Более того, понятно, при каком значении x оно достигается: надо, чтобы квадрат был нулём, то есть
Выделение полного квадрата🤯, изображение №164. Наконец, задачка из ЕГЭ😋
Задание 11. Найдите наименьшее значение функции
Выделение полного квадрата🤯, изображение №17В первую очередь, заметим, что если a больше b, то и 7^a больше 7^b. Поэтому для того, чтобы найти наименьшее значение всей функции достаточно найти наименьшее значение квадратного трёхчлена, стоящего в степени, и потом возвести 7 в соответствующую степень. Попробуем:
Выделение полного квадрата🤯, изображение №18Таким образом, наименьшее значение квадратного трёхчлена равно 2 и достигается при значении x равном 1. Значит, ответ: 7²=49.

  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения , где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    Квадратный трёхчлен и его применение к решению задач с параметрами

    Разделы: Математика

    Квадратный трехчлен и применение его к решению задач с параметром.

    Квадратный трехчлен с полным правом можно назвать основной из функций, изучаемых в школьном курсе математики. Поэтому знание свойств квадратного трехчлена и умение применять их являются необходимыми условиями успешного выполнения ЕГЭ и вступительной экзаменационной работы.

    Многочисленные задачи из совсем иных, на первый взгляд, областей математики (исследование экстремальных свойств функций, тригонометрические, логарифмические и показательные уравнения, системы уравнений и неравенств) зачастую сводятся к решению квадратных уравнений или исследованию квадратного трехчлена.

    В данной работе рассмотрены теоремы о расположении корней квадратного трехчлена и показаны приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических изображений.

    Понятие квадратного трехчлена и его свойства.

    Квадратным трехчленом называется выражение вида ax 2 +bx+c, где a0. Графиком соответствующей квадратичной функции является парабола. При a 0 ветви направлены вверх.

    Выражение x 2 +px+q называется приведенным квадратным трехчленом.

    В зависимости от величины дискриминанта D=b 2 — 4ac возможны следующие случаи расположения графика квадратного трехчлена:

    при D>0 существуют две различные точки пересечения параболы с осью Ох (два различных корня трехчлена);

    при D=0 эти две точки сливаются в одну, то есть парабола касается оси Ох (один корень трехчлена);

    при D 0 парабола лежит целиком выше оси Ох, при а 2 +bx+c и коэффициентами этого

    трехчлена существуют соотношения : x1+x2= -b/a,

    Данная теорема справедлива и для приведенного квадратного трехчлена x 2 +px+q : x1+x2= -p,

    Теорема, обратная теореме Виета, применяется лишь для приведенного квадратного трехчлена.

    Теорема Виета успешно применяется при решении различных задач, в частности, задач на исследование знаков корней квадратного трехчлена. Это мощный инструмент решения многих задач с параметрами для квадратичной функции.

    Теоремы о знаках корней квадратного трехчлена.

    Теорема 1. Для того, чтобы корни квадратного трехчлена имели одинаковые знаки, необходимо и

    достаточно выполнения соотношений: D=b 2 -4ac0; x1•x2=c/a>0.

    При этом оба корня будут положительны, если дополнительно выполняется условие :

    а оба корня будут отрицательны, если x1+x2= -b/a 2 -4ac>0.

    Расположение корней квадратного трехчлена (см. приложение).

    Дидактический материал для учащихся.

    1. Найти все значения параметра а , при каждом из которых корни квадратного трехчлена х 2 +ах+1 различны и лежат на отрезке [0 ; 2].

    2. При каких значениях параметра а уравнение х 2 -(2а-1)х+1-а=0 имеет два различных положительных корня?

    3. При каких значениях параметра а уравнение х 2 -(2а-6)+3а+9=0 имеет корни разных знаков?

    4. Найдите все значения параметра а , при которых корни уравнения х 2 +(а+1)х-2а(а-1)=0 меньше, чем 1 .

    5. Найдите все значения параметра а , при которых один из корней уравнения х 2 -2(а+1)х+4а+1=0 меньше 1, а другой – больше 1?

    6. При каких значениях параметра а уравнение 2х 2 +(3а+1)х+а 2 +а=2=0 имеет хотя бы один корень?

    7. При каких значениях параметра а уравнение (а 2 +а+1)х 2 + (2а-3)х+а-5=0 имеет два корня, один из которых больше 1, а другой меньше 1?

    8. При каких значениях параметра а корни уравнения (а-1)х 2 -2ах +а=3=0 положительны?

    9. Существуют ли такие значения параметра а, при которых оба корня уравнения х 2 -2(а-3)х-а+3=0 заключены в интервале (-3; 0)?

    10. При каких значениях параметра а корни уравнения х 2 -2ах+(а+1)•(а-1)=0 принадлежат отрезку [-5; 5]?

    11. При каких значениях параметра а один корень квадратного уравнения х 2 +(а+1)х-а 2 =0 больше числа 1/2 , а другой меньше 1/2?

    12. При каких значениях параметра а уравнение х 2 -4х+(2-а)•(2+а)=0 имеет корни разных знаков?

    13. При каких значениях параметра а уравнение х 2 +2(а+1)х+9=0 имеет два различных положительных корня?

    14. Найти все значения параметра а при которых все корни уравнения (2-а)х 2 -3ах+2а=0 больше 1/2?

    15. При каких значениях параметра а все корни уравнения х 2 -2ах+а 2 -а=0 расположены на отрезке [-2; 6]?

    16. При каких значениях параметра а сумма квадратов корней уравнения х 2 -2ах+2(а+1)=0 равна 20?

    17. При каких значениях параметра а сумма корней уравнения х 2 -2а(х-1)-1=0 равна сумме квадратов его корней?

    18. При каких значениях параметра а все получающиеся корни уравнения (а-3)х 2 -2ах+6а=0 положительны?

    19. При каких значениях параметра а все получающиеся корни уравнения (1+а)х 2 -3ах+4а=0 больше 1?

  • Цыганов Ш. “Квадратный трехчлен и параметры”/ Математика- № 5, 1999.
  • Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики”, Москва. Педагогический университет “первое сентября”, 2006.
  • Астров К., “квадратичная функция и ее применение”, М.: Педагогика, 1986.
  • Задачи с параметрами / Математика- № 43, 2003.
  • Сканави М.И. “Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы”, М.: “Оникс 21 век”, 2003.
  • источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/kak-reshat-kvadratnye-uravneniya

    http://urok.1sept.ru/articles/520894

    Содержание

    1. Как найти наибольшее и наименьшее значение трехчлена. Наименьшее и наибольше значение квадратного трехчлена
    2. Как найти корни квадратного трехчлена
    3. Координаты вершины параболы
    4. Что такое квадратный трехчлен: определение, формула, график, примеры
    5. Определение и формула квадратного трехчлена
    6. График квадратного трехчлена
    7. Пример 1
    8. Пример 2
    9. Пример 3
    10. Что такое квадратный трехчлен: определение, формула, график, примеры
    11. Определение и формула квадратного трехчлена
    12. График квадратного трехчлена
    13. Пример 1
    14. Пример 2
    15. Пример 3

    Как найти наибольшее и наименьшее значение трехчлена. Наименьшее и наибольше значение квадратного трехчлена

    Квадратным трехчленом называют трехчлен вида a*x 2 +b*x+c, где a,b,c некоторые произвольные вещественные (действительные) числа, а x – переменная. Причем число а не должно равняться нулю.

    Числа a,b,c называются коэффициентами. Число а – называется старшим коэффициентом, число b коэффициентом при х, а число с называют свободным членом.

    Корнем квадратного трехчлена a*x 2 +b*x+c называют любое значение переменной х, такое, что квадратный трехчлен a*x 2 +b*x+c обращается в нуль.

    Для того, чтобы найти корни квадратного трехчлена необходимо решить квадратное уравнение вида a*x 2 +b*x+c=0.

    Как найти корни квадратного трехчлена

    Для решения можно использовать один из известных способов.

    Нахождение корней квадратного трехчлена по формуле.

    1. Найти значение дискриминанта по формуле D =b 2 -4*a*c.

    2. В зависимости от значения дискриминанта вычислить корни по формулам:

    Если D > 0, то квадратный трехчлен имеет два корня.

    Если D 0, и наибольшим, если а x 1 ) x 2 ).

    Функция f (x ) называется монотонно убывающей на отрезке , если для любых точек x 1 и x 2 этого отрезка выполняется следующее:

    x 1 x 1 ) > f ( x 2 ).

    Другими словами, для возрастающей функции чем больше x , тем больше f (x ). Для убывающей функции все наоборот: чем больше x , тем меньше f (x ).

    Например, логарифм монотонно возрастает, если основание a > 1, и монотонно убывает, если 0 0.

    f (x ) = log a x (a > 0; a ≠ 1; x > 0)

    Арифметический квадратный (и не только квадратный) корень монотонно возрастает на всей области определения:

    Показательная функция ведет себя аналогично логарифму: растет при a > 1 и убывает при 0 0:

    Наконец, степени с отрицательным показателем. Можно записывать их как дробь. Имеют точку разрыва, в которой монотонность нарушается.

    Все эти функции никогда не встречаются в чистом виде. В них добавляют многочлены, дроби и прочий бред, из-за которого становится тяжело считать производную. Что при этом происходит — сейчас разберем.

    Координаты вершины параболы

    Чаще всего аргумент функции заменяется на квадратный трехчлен вида y = ax 2 + bx + c . Его график — стандартная парабола, в которой нас интересуют:

      Ветви параболы — могут уходить вверх (при a > 0) или вниз (a 0) или наибольшее (a 0.

    x 0 = −b /(2a ) = −6/(2 · 1) = −6/2 = −3

    Поскольку ветви параболы направлены вверх, в точке x 0 = −3 функция y = x 2 + 6x + 13 принимает наименьшее значение.

    Корень монотонно возрастает, значит x 0 — точка минимума всей функции. Имеем:

    Задача. Найдите наименьшее значение функции:

    y = log 2 (x 2 + 2x + 9)

    Под логарифмом снова квадратичная функция: y = x 2 + 2x + 9. График — парабола ветвями вверх, т.к. a = 1 > 0.

    x 0 = −b /(2a ) = −2/(2 · 1) = −2/2 = −1

    Итак, в точке x 0 = −1 квадратичная функция принимает наименьшее значение. Но функция y = log 2 x — монотонная, поэтому:

    y min = y (−1) = log 2 ((−1) 2 + 2 · (−1) + 9) = . = log 2 8 = 3

    В показателе стоит квадратичная функция y = 1 − 4x − x 2 . Перепишем ее в нормальном виде: y = −x 2 − 4x + 1.

    Очевидно, что график этой функции — парабола, ветви вниз (a = −1 0 ⇒ x 2 − 6x + 5

    Источник

    Что такое квадратный трехчлен: определение, формула, график, примеры

    В данной публикации мы рассмотрим, что такое квадратный трехчлен, а также приведем его формулу и разберем алгоритм построения графика (параболы). Представленная информация сопровождается практическими примерами для лучшего восприятия.

    Определение и формула квадратного трехчлена

    Квадратный трехчлен – это многочлен вида , где:

    • x – переменная;
    • a, b и c – постоянные коэффициенты (старший, средний и свободный, соответственно);
    • a ≠ 0.

    Примеры:

    • x 2 + 7x + 3
    • 2x 2 – 9x + 6
    • -5x 2 + 11x + 2

    График квадратного трехчлена

    Функция квадратного трехчлена называется квадратичной, а ее графиком является парабола. Для того, чтобы ее построить, нужно решить квадратное уравнение , которое получается путем добавления знака “равно” и нуля в конце выражения. Мы подробно рассмотрели нахождение корней уравнения в отдельной публикации.

    График имеет вершину:

    Чтобы было понятнее, разберем алгоритм построения параболы на практических примерах.

    Пример 1

    Построим график квадратного трехчлена

    Решение

    Корнями уравнения являются -3 и -1. Т.е. y принимает нулевые значения при x, равном двум этим числам. Другими словами, график пересекает ось абсцисс (Ox) в точках и .

    Вершина параболы считается по формуле -b /2a. Так как коэффициент a – положительное число, следовательно, это будет ее минимум.
    Мин. = -4 /(2 ⋅ 1) = -2

    Полученное число – это значениеx, теперь подставляем его в нашу формулу и находим y:
    y = (-2) 2 + 4 ⋅ (-2) + 3 = -1

    Таким образом, вершина имеет координаты .

    Остается только найти, в какой точке график пересекает ось ординат (0y). Для этого в формулу трехчлена вместо x подставляем число 0:
    y = (-0) 2 – 4 ⋅ 0 + 3 = 3

    Следовательно, это точка с координатами .

    Теперь у нас есть все необходимые данные, чтобы построить график.

    Примечание: Обратите внимание, что парабола – это симметричный график, т.е. если провести вертикальную линию через ее вершину, то правая часть будет зеркальным отражением левой (и наоборот).

    Пример 2

    Построим параболу трехчлена

    Решение

    Уравнение имеет всего один корень . Следовательно, график не пересекает, а касается оси абсцисс в точке , которая одновременно является минимумом параболы (т.к. коэффициент a – положительный). Проверяем:
    Мин. = 6 /(2 ⋅ 3) = 1 (это значение x)
    y = 3 ⋅ (1) 2 – 6 ⋅ 1 + 3 = 0

    Теперь находим, в какой точке график пересекает ось Oy, подставив в формулу вместо x число 0:
    y = 3 ⋅ (0) 2 – 6 ⋅ 0 + 3 = 3

    Значит, точка пересечения с осью ординат –

    Строим параболу с учетом найденных точек:

    Пример 3

    А так выглядит график квадратичной функции

    • Точки пересечения с осью Ox: и
    • Так как a – отрицательное число, то максимум достигается в точке
    • Пересечение с осью Oy – в точке

    Источник

    Что такое квадратный трехчлен: определение, формула, график, примеры

    В данной публикации мы рассмотрим, что такое квадратный трехчлен, а также приведем его формулу и разберем алгоритм построения графика (параболы). Представленная информация сопровождается практическими примерами для лучшего восприятия.

    Определение и формула квадратного трехчлена

    Квадратный трехчлен – это многочлен вида , где:

    • x – переменная;
    • a, b и c – постоянные коэффициенты (старший, средний и свободный, соответственно);
    • a ≠ 0.

    Примеры:

    • x 2 + 7x + 3
    • 2x 2 – 9x + 6
    • -5x 2 + 11x + 2

    График квадратного трехчлена

    Функция квадратного трехчлена называется квадратичной, а ее графиком является парабола. Для того, чтобы ее построить, нужно решить квадратное уравнение , которое получается путем добавления знака “равно” и нуля в конце выражения. Мы подробно рассмотрели нахождение корней уравнения в отдельной публикации.

    График имеет вершину:

    Чтобы было понятнее, разберем алгоритм построения параболы на практических примерах.

    Пример 1

    Построим график квадратного трехчлена

    Решение

    Корнями уравнения являются -3 и -1. Т.е. y принимает нулевые значения при x, равном двум этим числам. Другими словами, график пересекает ось абсцисс (Ox) в точках и .

    Вершина параболы считается по формуле -b /2a. Так как коэффициент a – положительное число, следовательно, это будет ее минимум.
    Мин. = -4 /(2 ⋅ 1) = -2

    Полученное число – это значениеx, теперь подставляем его в нашу формулу и находим y:
    y = (-2) 2 + 4 ⋅ (-2) + 3 = -1

    Таким образом, вершина имеет координаты .

    Остается только найти, в какой точке график пересекает ось ординат (0y). Для этого в формулу трехчлена вместо x подставляем число 0:
    y = (-0) 2 – 4 ⋅ 0 + 3 = 3

    Следовательно, это точка с координатами .

    Теперь у нас есть все необходимые данные, чтобы построить график.

    Примечание: Обратите внимание, что парабола – это симметричный график, т.е. если провести вертикальную линию через ее вершину, то правая часть будет зеркальным отражением левой (и наоборот).

    Пример 2

    Построим параболу трехчлена

    Решение

    Уравнение имеет всего один корень . Следовательно, график не пересекает, а касается оси абсцисс в точке , которая одновременно является минимумом параболы (т.к. коэффициент a – положительный). Проверяем:
    Мин. = 6 /(2 ⋅ 3) = 1 (это значение x)
    y = 3 ⋅ (1) 2 – 6 ⋅ 1 + 3 = 0

    Теперь находим, в какой точке график пересекает ось Oy, подставив в формулу вместо x число 0:
    y = 3 ⋅ (0) 2 – 6 ⋅ 0 + 3 = 3

    Значит, точка пересечения с осью ординат –

    Строим параболу с учетом найденных точек:

    Пример 3

    А так выглядит график квадратичной функции

    • Точки пересечения с осью Ox: и
    • Так как a – отрицательное число, то максимум достигается в точке
    • Пересечение с осью Oy – в точке

    Источник

    Нахождения минимального значения выражения

    Найдите наименьшее значение выражения и значения и , при которых оно достигается.

    Решение задачи

    Данный урок показывает, как используя свойства квадрата функции, перевести квадратичное выражения, значение которого необходимо определить, в систему линейных уравнений с двумя неизвестными. При решении данного задания следует помнить, что минимальное значение квадрата любого выражения это нуль, а значит, минимальное значение выражения, которое записано внутри квадратичной функции, также обращается в нуль. Так как по условию задачи у нас сумма двух квадратов с двумя неизвестными, то и линейных уравнений мы получаем два – а это уже система двух линейных уравнений. Для решение данной системы можно использовать один из способов: метод сложения (сложение двух уравнений, приведя коэффициенты одной из неизвестных к одинаковому значению, но с противоположным знаком) или метод подстановки (выражение в одном уравнении одной неизвестной через другую и подстановка этого значения во второе уравнения, получая тем самым линейное уравнение с одной переменной). Нахождение значений неизвестных – это вторая часть вопроса, на первый мы уже ответили – минимальное значение суммы квадратов – это нуль.

    Решение данной задачи рекомендовано для учащихся 9-х классов при изучении темы «Системы уравнений» («Основные определения, примеры систем двух уравнений», «Метод подстановки», «Метод алгебраического сложения»). При подготовке к ОГЭ урок рекомендован при повторении темы «Системы уравнений».

    Нахождения минимального значения выражения

    Для решения данной системы можно использовать один из способов: метод сложения (сложение двух уравнений, приведя коэффициенты одной из неизвестных к одинаковому значению, но с противоположным знаком) или метод подстановки (выражение в одном уравнении одной неизвестной через другую и подстановка этого значения во второе уравнения, получая тем самым линейное уравнение с одной переменной).

    При подготовке к ОГЭ урок рекомендован при повторении темы «Системы уравнений».

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти как переводится на французский
  • Как найти человека по пекину
  • Как составить договор передача прав на товарный знак
  • Как составить свою классификацию живых организмов
  • Как исправить ошибку изи античит в фортнайт