Как найти накопленную частоту алгебра 8 класс


Загрузить PDF


Загрузить PDF

В статистике абсолютная частота показывает, какое количество раз конкретное значение появляется в наборе данных. В отличие от нее, накопительная частота показывает сумму (или нарастающий итог) всех частот вплоть до текущей точки в наборе данных. Не беспокойтесь, если поначалу это кажется не совсем понятным: возьмите ручку и лист бумаги, и вы быстро во всем разберетесь!

  1. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 01

    1

    Отсортируйте набор данных. «Набор данных» — это просто изучаемый вами список числовых значений. Отсортируйте его так, чтобы числа располагались по возрастанию.[1]

    • Пример: предположим, список чисел представляет собой количество книг, которые каждый студент прочитал за последний месяц. После сортировки у вас получился следующий набор чисел: 3, 3, 5, 6, 6, 6, 8.
  2. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 02

    2

    Посчитайте абсолютную частоту каждой величины. Частота значения показывает, сколько раз данное значение появляется в наборе данных. Это число можно называть абсолютной частотой, чтобы не путать его с накопительной частотой. Наиболее простой способ заключается в том, чтобы составить таблицу. Вверху левой колонки напишите «Значение» (или укажите, что измеряется данными числами). Вверху второй колонки напишите «Частота». Заполните таблицу для всех значений из списка.[2]

    • Пример: вверху левой колонки напишите «Количество книг», а вверху правой колонки — «Частота».
    • Во второй строке напишите первое количество прочитанных книг, то есть число 3.
    • Посчитайте, сколько раз число 3 встречается в списке данных. В списке есть два числа 3, поэтому во второй строке колонки «Частота» запишите цифру 2.
    • Повторите данную процедуру для всех значений списка, пока не заполните таблицу:
      • 3  |  Ч = 2
      • 5  |  Ч = 1
      • 6  |  Ч = 3
      • 8  |  Ч = 1
  3. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 03

    3

    Найдите накопительную частоту для первого значения. Накопительная частота отвечает на вопрос «сколько раз встречается в списке данное значение или меньшая величина?». Всегда начинайте с наименьшего значения в наборе данных. Поскольку в нашем примере нет меньших значений, для данной величины накопительная частота равна абсолютной.[3]

    • Пример: наименьшее значение равно 3. Количество прочитавших 3 книги студентов составляет 2. Никто из студентов не прочитал меньшее число книг, поэтому накопительная частота равна 3. Впишите это значение в третью колонку таблицы:

      • 3  |  F = 2  |  НЧ=2
  4. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 04

    4

    Найдите накопительную частоту для следующей величины. Перейдите к следующему значению списка. Выше мы определили, сколько раз встречается в списке наименьшая величина. Чтобы определить накопительную частоту для второго значения списка, необходимо прибавить его абсолютную частоту к накопительной частоте предыдущего значения. Иными словами, следует взять последнюю накопительную частоту и прибавить к ней абсолютную частоту данной величины.[4]

    • Пример:

      • 3  |  Ч = 2  |  НЧ = 2
      • 5  |  Ч = 1  |  НЧ = 2+1 = 3
  5. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 05

    5

    Повторите процедуру для остальных значений. Постепенно продвигайтесь к более высоким числам. При этом каждый раз прибавляйте текущую абсолютную частоту к последней накопительной частоте.

    • Пример:

      • 3  |  Ч = 2  |  НЧ = 2
      • 5  |  Ч = 1  |  НЧ = 2 + 1 = 3
      • 6  |  Ч = 3  |  НЧ = 3 + 3 = 6
      • 8  |  Ч = 1  |  НЧ = 6 + 1 = 7
  6. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 06

    6

    Проверьте полученные результаты. В итоге вы сложите абсолютные частоты всех значений списка. Конечная накопительная частота должна соответствовать числу значений в списке. Есть два способа проверить, так ли это:

    • Сложите абсолютные частоты всех значений: 2 + 1 + 3 + 1 = 7, в результате у вас получится накопительная частота.
    • Посчитайте число значений в наборе данных. В нашем примере список имел следующий вид: 3, 3, 5, 6, 6, 6, 8. В этом списке семь величин, и итоговая накопительная частота также равна 7.

    Реклама

  1. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 07

    1

    Поймите разницу между дискретными и непрерывными данными. Дискретные данные можно посчитать, они не дробятся на более мелкие составляющие. Непрерывные данные часто не поддаются конечному счету, между двумя произвольными величинами обязательно найдутся другие возможные значения. Ниже приведена пара примеров:[5]

    • Количество собак является дискретным множеством. Нет такого понятия, как половина собаки.
    • Глубина снега представляет собой непрерывное множество. Она возрастает постепенно и непрерывно, а не на дискретные величины. Если вы измерите глубину снега в сантиметрах, то точное значение может оказаться, например, 20,6 сантиметра.
  2. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 08

    2

    Разбейте непрерывные данные на интервалы. Наборы непрерывных данных часто имеют большое количество значений. Если попробовать представить такой набор описанным выше методом, таблица получится слишком длинной и малопонятной. В этом случае удобно разбить данные на отдельные интервалы. Эти интервалы должны быть одинаковой длины (например, 0—10, 11–20, 21–30 и так далее) независимо от того, сколько значений попадает в каждый интервал. Ниже приведена возможная таблица для непрерывного набора данных:[6]

    • Набор данных: 233, 259, 277, 278, 289, 301, 303
    • Таблица (в первой колонке интервал значений, во второй частота, в третьей накопительная частота):
      • 200–250 | 1 | 1
      • 251–300 | 4 | 1 + 4 = 5
      • 301–350 | 2 | 5 + 2 = 7
  3. Изображение с названием 4486870 09

    3

    Постройте линейный график. После того как вы рассчитаете накопительную частоту, возьмите лист миллиметровой бумаги. Отложите по горизонтальной оси (ось x) значения из набора данных, а по вертикальной (ось y) — накопительную частоту, и постройте график. Это значительно облегчит последующие вычисления.[7]

    • Например, если набор данных включает числа от 1 до 8, отложите по горизонтальной оси 8 делений. Над каждым делением отметьте точкой соответствующее ему значение накопительной частоты. Соедините получившиеся точки линией.
    • Если какое-либо значение не встречается, его абсолютная частота составляет 0. В этом случае прибавьте 0 к последней величине накопительной частоты и поставьте точку на том же уровне, что и в предыдущий раз.
    • Поскольку накопительная частота всегда растет с продвижением к большим значениям, с перемещением вправо линия будет оставаться на той же самой высоте или подниматься. Если в какой-то точке линия опустилась вниз, значит, вы допустили ошибку (например, вместо накопительной частоты взяли абсолютную).
  4. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 10

    4

    Найдите по графику медиану. Медиана — это значение, расположенное точно посередине набора данных. Половина значений находится выше медианы, а вторая половина расположена ниже нее. Медиану можно найти по графику следующим образом:

    • Посмотрите на последнее значение в самом правом конце графика. Для него величина y соответствует суммарной накопительной частоте, которая равна общему числу точек в наборе данных. Предположим, эта величина равна 16.
    • Умножьте эту величину на ½ и найдите соответствующее значение на оси y. В нашем примере получится 8. Найдите число 8 на оси y.
    • Найдите точку на линии графика, значение y которой соответствует найденной величине. Проведите от цифры 8 на оси y горизонтальную прямую и определите точку ее пересечения с линией графика. Именно эта точка делит набор данных точно пополам.
    • Найдите значение x в данной точке. Проведите из точки вертикальную прямую до пересечения с осью x. Точка пересечения определит медиану для изучаемого набора данных. Например, если получилось 65, значит половина данных расположена ниже 65, а вторая половина лежит выше этого значения.
  5. Изображение с названием Calculate Cumulative Frequency Step 11

    5

    Найдите по графику квартили. Квартили делят набор данных на четыре части. Эта процедура очень похожа на определение медианы. Единственное различие заключается в нахождении значений y:

    • Чтобы определить величину y для нижнего квартиля, умножьте максимальное значение накопительной частоты на ¼. В результате вы получите значение x, ниже которого будет лежать ровно ¼ всех данных.
    • Чтобы найти величину y для верхнего квартиля, умножьте максимальное значение накопительной частоты на ¾. В результате вы получите значение x, ниже которого будет лежать ¾, а выше — ¼ всех данных.

    Реклама

Советы

  • С помощью интервалов можно представлять любые большие, в том числе и дискретные наборы данных.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 73 075 раз.

Была ли эта статья полезной?

Раздел долгосрочного плана:

Элементы статистики

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Накопленная частота

Тип урока

Урок изучения новой темы

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка
на учебную программу)

8.3.3.3

знать определение накопленной частоты;

Цели
урока

Учащиеся заполняют
таблицу накопленных частот и строят график накопленных частот.

Критерии оценивания

Учащийся

·     
заполняет таблицу накопленных частот;

·     
строит график накопленных частот;

·     
находит медиану по графику накопленных частот.

Языковые
цели

Учащиеся объясняют
цель обработки данных
, комментируют выполнение заданий на группировку данных, комментируют нахождение накопленных частот.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Частота; интервальная
частотная таблица; длина интервала; модальный класс, накопленная частота.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Для того,
чтобы найти накопленную частоту необходимо…

Представление данных
интервальной таблицы в виде накопленных частот используется для…

Привитие
ценностей

Привитие ценностей
осуществляется посредством работ, запланированных на данном уроке. Умение
учиться, анализировать ситуацию, адаптироваться к новым условиям, ставить
проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать за качество своей
работы, умение организовывать свое время.

Межпредметные связи

Примеры/задания, используемые
на уроке, рассматриваются из различных областей науки, например, из биологии,
экономики и т.д.

Предварительные знания

Учащиеся ранее изучили понятия
«гистограмма» и «интервальная таблица», научились строить гистограмму по
данным интервальной таблицы, и наоборот заполнять интервальную таблицу по
заданной гистограмме.

Ход урока

Запланированные
этапы урока

Запланированная
деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-2 мин

2-7 мин

1.      Организационный
момент. Целеполагание.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность
учащихся к уроку.
Учитель объявляет тему урока и цели
обучения. Совместно с учащимися формулируются
цели
урока. Далее учитель озвучивает критерии оценивания, определяет «зону
ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока.

2.      Повторение.

Для актуализации знаний
учащихся, учитель задает следующие вопросы:

      Что называется частотой?

      Что называется плотностью частоты?

      Как построить гистограмму?

      Какие существуют виды величин?

      Как составить интервальную таблицу?

      Как вычислить среднее значение данных, представленных в виде
интервальной таблицы?

Презентация

Слайды 1-3

Презентация

Слайд 4

Середина урока

 7-20 мин

20-38 мин

3.     
Введение понятия накопленной частоты.

Учитель
рассматривает пример с учащимися с прошлого урока:  

Среди учащихся 1
классов было проведено исследование, для выяснения того, сколько весит
портфель первоклассника. В результате исследования был получен следующий
числовой ряд (масса портфеля в кг):

2,1; 2,45; 1,9;
2,6; 3,1; 1,95; 3,4; 4,3; 1,15; 2,7; 2,2; 3,2; 2,4; 2,2; 1,8; 1,5; 2,4; 2,25;
2,6; 1,75.

Вопросы:

У скольки
учащихся масса портфеля меньше 3 кг? Меньше 4 кг? Больше 3 кг? Больше 4 кг?

У скольки
процентов учащихся масса портфеля меньше 3 кг? Меньше 4 кг? Больше 3 кг?
Больше 4 кг?

Для того, чтобы ответить на эти
вопросы и представить данные в наглядном виде применяется понятие накопленной
частоты.

Накопленная
частота
показывает сколько чисел статистического
ряда  не превышает заданного значения. Накопленные частоты образуются путем
сложения частот. 

Пример:

В
интервальной таблице представлены следующие данные:

Длина

Частота

4

22

56

32

5

Накопленная
частота вычисляется следующим образом:

Длина

<155

<160

<165

<170

<175

Накопленная частота

4

4+22=26

26+56=82

82+32=114

114+5=119

Графиком
накопленных частот называется кумулята. С помощью этого графика очень удобно
представлять данные, а также находить медиану. В рассматриваемом примере
сумма всех частот равна 119, тогда медиане соответствует значение
(119+1):2=60, следовательно, по графику найдем медиану 163 см.

4.      Закрепление
изученного материала.

Учитель предлагает учащимся в
парах выполнить задания. Учитель при необходимости оказывает помощь учащимся,
обсуждает со всем классом типичные ошибки учащихся. При необходимости учитель
может организовать работу у доски, при этом уделяя внимание оформлению
решения.

Учитель оценивает работы
учащихся по установленным критериям, а также в ходе наблюдения за парной
работой определяет вклад каждого учащегося.

Критерии
оценивания к заданию №1:

Учащийся

    
верно вычисляет
среднее значение величин, представленных в виде интервального ряда;

    
верно находит
накопленные частоты;

    
правильно изображает
график накопленных частот.

Критерии оценивания к заданию №2:

Учащийся

    
верно заполняет
таблицу накопленных частот;

    
верно строит график
накопленных частот;

    
правильно отвечает на
поставленный вопрос, используя график накопленных частот.

Критерии оценивания к заданию №3:

Учащийся

    
верно заполняет
таблицу накопленных частот;

    
правильно строит
график накопленных частот;

    
верно находит
медиану, используя график накопленных частот.

Презентация

Слайд 5

Презентация

Слайд 6

Презентация

Слайд 7

Приложение 1

Презентация

Слайд 8

Презентация

Слайд 9

Презентация

Слайд 10

Конец урока

38-40 мин

5.     
Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель возвращается к целям
урока, обсуждая уровень их достижения.

Для дальнейшего планирования
уроков учащимся задаются вопросы:

          Сегодня я
узнал(а)…

•          Было интересно…

•          Было трудно…

•          Я выполнял(а)
задания…

На вопросы учащиеся могут
ответить устно, либо письменно.

В качестве домашнего задания
учащимся можно предложить дополнительные разноуровневые задания, приведенные
в методических рекомендациях.

Презентация

Слайд 11

Стикеры

Методические рекомендации к проведению урока

Дифференциация –
каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы
планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как
Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и
соблюдение техники безопасности

Урок будет построен таким
образом, что ученики, не столь уверенные в своих силах, будут работать в
парах с более способными учениками и смогут узнать больше. Способные же
учащиеся могут проявить свои способности в качестве консультанта, а также
решая самостоятельно дополнительные задания повышенной сложности.

Во время индивидуальной работы
Вы можете помогать неуверенным ученикам, задавая наводящие вопросы.

Формативное оценивание
производится на каждом этапе урока (самооценивание, оценивание учителем по
критериям). Оценка путем наблюдения за вовлечением учеников при выполнении
заданий и за участием в диалогах, во всеобщих обсуждениях.

Прогресс, ответная реакция на
задания в парах будут тщательно рассмотрены для того, чтобы оценить вклад
каждого ученика и выявить наличие ошибок для их коррекции.

Все задания
подобраны  с учетом возрастных особенностей учащихся. Смена видов
деятельности позволяет оптимально распределить силы и внимание учащихся для
наибольшего достижения результатов.

1. Накопленная частота и др.

2.

Предположим, есть список чисел,
представляющий собой количество книг,
которые каждый студент прочитал за
последний месяц.
После сортировки у нас получился следующий
набор чисел: 3, 3, 5, 6, 6, 6, 8.

3. 3, 3, 5, 6, 6, 6, 8

вверху левой колонки
пишем “Количество
книг”, а вверху
правой колонки —
“Частота”.
Во второй строке
пишем первое
количество
прочитанных книг,
то есть число 3, во
второй строке
колонки “Частота”
пишем цифру 2.

4.

Накопленная частота отвечает на
вопрос «сколько раз встречается в
списке данное значение или меньшая
величина?».
Всегда начинайте с наименьшего
значения в наборе данных.
Поскольку в нашем примере нет
меньших значений, для данной
величины

5.

6.

Чтобы определить накопленную частоту для второго
значения списка, необходимо прибавить его абсолютную
частоту к накопительной частоте предыдущего значения.
Иными словами, следует взять последнюю накопленную
частоту и прибавить к ней абсолютную частоту данной
величины.

7.

8. Проверьте полученные результаты:

В итоге мы сложили абсолютные частоты всех значений
списка.
Конечная наколенная частота должна соответствовать
числу значений в списке.
Есть два способа проверить, так ли это:
Сложим абсолютные частоты всех значений:
2 + 1 + 3 + 1 = 7, в результате получится накопленная
частота.
Посчитаем число значений в наборе данных.
В нашем примере список имел следующий вид: 3, 3, 5,
6, 6, 6, 8.
В этом списке семь величин, и итоговая накопленная
частота также равна 7.

9.

10. Дискретные данные

можно посчитать,
они не дробятся на более мелкие
составляющие.
Количество собак является дискретным
множеством.
Нет такого понятия, как половина
собаки.

11. Непрерывные данные

часто не поддаются
конечному счету, между двумя произвольными
величинами обязательно найдутся другие
возможные значения.
Высота снега представляет собой непрерывное
множество.
Высота снега возрастает постепенно и
непрерывно, а не на дискретные величины.
Если вы измерите высоту снега в сантиметрах, то
точное значение может оказаться, например,
20,6 сантиметра.

12. Частости – это…

Существуют относительные показатели,
характеризующие долю частоты отдельных
вариантов в общей сумме частот.
Эти относительные показатели именуют
частостями и условно обозначают через ,
т.е. .
Сумма всех частостей равна единице.
Частости могут быть выражены и в
процентах, и тогда их сумма будет равна
100%.

13. Мода и медиана

Мода – это величина признака (варианта), которая
чаще всего встречается в данной совокупности, т.е.
имеет наибольшую частоту.
Мода имеет большое практическое применение и в
ряде случаев только мода может дать
характеристику общественных явлений.
Медиана – это варианта, которая находится в
середине упорядоченного (ранжированного)
вариационного ряда.
Рассмотрим расчет моды и медианы в дискретном
вариационном ряду:

14. Определить моду и медиану:

Стаж, лет, X
Число рабочих, чел, f
Накопленные частоты
1
2
2
3
4
6
4
5
(11)
8
4
15
10
1
16
ИТОГО:
16
Мода Мо = 4 года, так как этому значению
соответствует наибольшая частота f = 5.
Т.е. наибольшее число рабочих имеют стаж 4
года.

15. Медиана

Для того, чтобы вычислить медиану, найдем
предварительно половину суммы частот. Если сумма
частот является числом нечетным, то мы сначала
прибавляем к этой сумме единицу, а затем делим
пополам:
Ме=16/2=8
Медианой будет восьмая по счету варианта.
Для того, чтобы найти, какая варианта будет
восьмой по номеру, будем накапливать частоты до
тех пор, пока не получим сумму частот, равную или
превышающую половину суммы всех частот.
Соответствующая варианта и будет медианой.

16. Медиана

Ме = 4 года.
Т.е. половина рабочих имеет стаж меньше
четырех лет, половина больше.
Если сумма накопленных частот против
одной варианты равна половине сумме
частот, то медиана определяется как средняя
арифметическая этой варианты и
последующей.

17. Свойство медианы

Главное свойство Ме в том, что сумма абсолютных
отклонений значений признака от медианы
меньше, чем от любой
другой величины: .
Это свойство Ме может быть использовано,
например, при определении места строительства
общественных зданий, т.к. Ме определяет точку,
дающую наименьшее расстояние, допустим,
детских садов от местожительства родителей,
жителей населенного пункта от кинотеатра, при
проектировке трамвайных, троллейбусных
остановок и т.д.

18. Медиана. Пример 2:

Найти медиану дискретного ряда
16,13,15,10,19,22,25,12,18,14,19,14,16,10.
Решение. Ранжируем ряд:
10,10,12,13,14,14,15,16,16,18,19,19,22,25, выборка
содержит четное число элементов n=14, следовательно
медиана лежит между двумя средними элементами
выборки — между 7-элементом и 8-элементом:
10,10,12,13,14,14,15,16,16,18,19,19,22,25
и равна среднему арифметическому этих элементов:
Me=(15+16)/2=15,5

19.

20.

21.

Сначала выберем модальный интервал,
максимальная частота в нашем случае равна 10.
Таким образом, получаем:
Группы
предприятий по
стоимости ОПФ,
у.е.
Число
предприятий, f
Середина
интервалов,
х
Накопленная
частота, S
14-16
2
15
2
16-18
6
17
8
18-20
10
19
18
20-22
4
21
22
22-24
3
22
25
Итого:
25

22. Мода. Расчеты

1) По максимальной частоте найдем модальный
интервал: Fmax=10 → I = 18-20
2) По соответствующей формуле
Мода =18+2*(10-6)/(10-6)(10-4)=18,33 млн. руб.
– наиболее часто встречающаяся стоимость
ОПФ среди 25 предприятий.

23. Медиана. Расчеты:

Нам даны интервалы.
1) Найдем медианный интервал по накопленной
частоте. Нужная накопленная частота определяется
путем суммирования частот f до тех пор, пока
очередная накопленная частота впервые не
превысит половину совокупности n +1/2 или n/2.
Для нечетного ряда (25+1)/2= 13→S= 18 →18-20медианный интервал, так как в пределах этого
интервала расположена варианта, которая делит
совокупность на две равные части.

24. Медиана. Расчеты:

2) По соответствующей формуле
Медиана Ме =18+2[(25+1)/2 — 8/10]=18,9
млн.руб.
Из 25 малых предприятий региона 12 пр. имеют
стоимость ОПФ менее 18 млн.руб., а 12 пр.
более.

25. Медиана. Пример 3:

26. Решение:

Медианный интервал находится в
возрастной группе 25-30 лет, так как в
пределах этого интервала
расположена варианта,
которая делит совокупность
на две равные части
(Σfi/2 = 3462/2 = 1731).

27. Решение:

Далее подставляем в формулу необходимые
числовые данные и получаем значение медианы:
Это значит что одна половина студентов имеет
возраст до 27,4 года, а другая свыше 27,4 года.


Элементы статистики. Среднее значение. Накопленная частота.

Видео: Элементы статистики. Среднее значение. Накопленная частота.

Содержание

  • Формулы
  • Прочие накопленные частоты
  • Как получить накопленную частоту?
  • Как заполнять частотную таблицу
  • Таблица частотности
  • Кумулятивное частотное распределение
  • пример
  • Предлагаемое упражнение
  • Ответить
  • Ссылки

В накопленная частота представляет собой сумму абсолютных частот f, от самой низкой до той, которая соответствует определенному значению переменной. В свою очередь, абсолютная частота — это количество раз, когда наблюдение появляется в наборе данных.

Очевидно, переменная исследования должна быть сортируемой. А поскольку накопленная частота получается сложением абсолютных частот, получается, что накопленная частота до последних данных должна совпадать с их суммой. В противном случае в расчетах будет ошибка.

Обычно накопленная частота обозначается как Fя (или иногда nя), чтобы отличить ее от абсолютной частоты fя и важно добавить для него столбец в таблице, с помощью которой организованы данные, известной как таблица частот.

Это упрощает, среди прочего, отслеживание того, сколько данных было подсчитано до определенного наблюдения.

А Фя он также известен как абсолютная совокупная частота. Если разделить на общие данные, мы получим относительная совокупная частота, окончательная сумма которых должна быть равна 1.

Формулы

Кумулятивная частота данного значения переменной Xя представляет собой сумму абсолютных частот f всех значений, меньших или равных ей:

Fя = f1 + f2 + f +… Fя

Путем сложения всех абсолютных частот получается общее количество данных N, то есть:

F1 + F2 + F3 +…. + Fп = N

Предыдущая операция кратко записывается с помощью символа суммирования ∑:

∑ Fя = N

Прочие накопленные частоты

Также могут накапливаться следующие частоты:

-Относительная частота: получается делением абсолютной частоты fя между общими данными N:

Fр = fя / N

Если относительные частоты сложить от самой низкой к той, которая соответствует определенному наблюдению, мы получим совокупная относительная частота. Последнее значение должно быть равно 1.

-Процент кумулятивной относительной частоты: накопленная относительная частота умножается на 100%.

F% = (fя / N) x 100%

Эти частоты полезны для описания поведения данных, например, при нахождении показателей центральной тенденции.

Как получить накопленную частоту?

Чтобы получить накопленную частоту, необходимо упорядочить данные и организовать их в таблице частот. Процедура иллюстрируется следующей практической ситуацией:

-В интернет-магазине, который продает сотовые телефоны, отчет о продажах определенного бренда за март месяц показал следующие значения за день:

1; 2; 1; 3; 0; 1; 0; 2; 4; 2; 1; 0; 3; 3; 0; 1; 2; 4; 1; 2; 3; 2; 3; 1; 2; 4; 2; 1; 5; 5; 3

Переменная — это количество телефонов, проданных за день и это количественно. Данные, представленные таким образом, не так легко интерпретировать, например, владельцы магазина могут быть заинтересованы в том, чтобы узнать, есть ли какая-либо тенденция, например, дни недели, когда продажи этого бренда выше.

Подобную информацию и многое другое можно получить, представив данные в упорядоченном виде и указав частоты.

Как заполнять частотную таблицу

Для расчета накопленной частоты данные сначала упорядочиваются:

 0; 0; 0; 0; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 2; 2; 2; 2; 2; 2; 2; 2; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 4; 4; 4; 5; 5

Затем строится таблица со следующей информацией:

-Первый столбец слева с количеством проданных телефонов от 0 до 5 в порядке возрастания.

-Второй столбец: абсолютная частота, то есть количество дней, в течение которых было продано 0 телефонов, 1 телефон, 2 телефона и т. Д.

-Третий столбец: накопленная частота, состоящая из суммы предыдущей частоты и частоты данных, которые необходимо учитывать.

Этот столбец начинается с первых данных в столбце абсолютной частоты, в данном случае это 0. Для следующего значения сложите его с предыдущим. Это продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты последние накопленные данные частоты, которые должны совпадать с общими данными.

Таблица частотности

В следующей таблице показаны переменная «количество телефонов, проданных за день», ее абсолютная частота и подробный расчет накопленной частоты.

На первый взгляд, можно сказать, что у рассматриваемого бренда один или два телефона почти всегда продаются в день, поскольку максимальная абсолютная частота составляет 8 дней, что соответствует этим значениям переменной. Только за 4 дня месяца они не продали ни одного телефона.

Как уже отмечалось, таблицу легче изучить, чем изначально собранные индивидуальные данные.

Кумулятивное частотное распределение

Кумулятивное распределение частот — это таблица, в которой показаны абсолютные частоты, совокупные частоты, совокупные относительные частоты и совокупные процентные частоты.

Хотя есть преимущество организации данных в таблице, подобной предыдущей, если количество данных очень велико, может оказаться недостаточно для их организации, как показано выше, потому что, если частот много, их все равно трудно интерпретировать.

Проблему можно решить, построив Распределение частоты по интервалам, полезная процедура, когда переменная принимает большое количество значений или если это непрерывная переменная.

Здесь значения сгруппированы в интервалы равной амплитуды, называемые класс. Классы характеризуются наличием:

-Предел класса: — крайние значения каждого интервала, их два, верхний предел и нижний предел. Как правило, верхняя граница относится не к интервалу, а к следующему, а нижняя — к.

-Классовый знак: является средней точкой каждого интервала и принимается в качестве его репрезентативного значения.

-Ширина класса: Он рассчитывается путем вычитания значения самого высокого и самого низкого данных (диапазона) и деления на количество классов:

Ширина класса = Диапазон / Количество классов

Подробное описание частотного распределения приведено ниже.

пример

Этот набор данных соответствует 40 баллам за тест по математике по шкале от 0 до 10:

0; 0;0; 1; 1; 1; 1; 2; 2; 2; 3; 3; 3; 3; 4; 4; 4; 4; 5; 5; 5; 5; 6; 6; 6; 6; 7; 7; 7; 7; 7; 7; 8; 8; 8; 9; 9; 9;10; 10.

Распределение частот может быть выполнено с определенным количеством классов, например 5 классами. Следует иметь в виду, что при использовании многих классов данные нелегко интерпретировать, и смысл группировки теряется.

А если, наоборот, они сгруппированы в очень немногие, то информация размывается и часть ее теряется. Все зависит от количества имеющихся у вас данных.

В этом примере рекомендуется иметь две оценки в каждом интервале, поскольку будет 10 оценок и будет создано 5 классов. Ранг — это вычитание между высшим и низшим классом, ширина класса составляет:

Ширина класса = (10-0) / 5 = 2

Слева интервалы закрыты, а справа открыты (кроме последнего), что обозначено скобками и круглыми скобками соответственно. Все они одинаковой ширины, но это не обязательно, хотя и является наиболее распространенным.

Каждый интервал содержит определенное количество элементов или абсолютную частоту, а в следующем столбце — накопленная частота, с которой переносится сумма. В таблице также указана относительная частота fр (абсолютная частота между общим количеством данных) и относительная частота в процентах fр ×100%.

Предлагаемое упражнение

Одна компания ежедневно звонила своим клиентам в течение первых двух месяцев года. Данные следующие:

6, 12, 7, 15, 13, 18, 20, 25, 12, 10, 8, 13, 15, 6, 9, 18, 20, 24, 12, 7, 10, 11, 13, 9, 12, 15, 18, 20, 13, 17, 23, 25, 14, 18, 6, 14, 16, 9, 6, 10, 12, 20, 13, 17, 14, 26, 7, 12, 24, 7

Сгруппируйте по 5 классам и составьте таблицу с частотным распределением.

Ответить

Ширина класса:

(26-6)/5 = 4

Пожалуйста, попытайтесь понять это, прежде чем увидите ответ.

Ссылки

  1. Беренсон, М. 1985. Статистика для управления и экономики. Interamericana S.A.
  2. Деворе, Дж. 2012. Вероятность и статистика для техники и науки. 8-е. Издание. Cengage.
  3. Левин, Р. 1988. Статистика для администраторов. 2-й. Издание. Прентис Холл.
  4. Вероятность и статистика. Ширина интервала классов. Получено с: pedroprobabilidadyestadistica.blogspot.com.
  5. Шпигель, М. 2009. Статистика. Серия Шаум. 4-й Издание. Макгроу Хилл.
  6. Уолпол, Р. 2007. Вероятность и статистика для инженерии и науки. Пирсон.

Раздел

Элементы
статистики

ФИО
педагога

Бережная
Людмила Ивановна

Класс -8

Количество
присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Полигон
частот, гистограмма частот

Цели обучения

8.
3.3.1-
представлять результаты
выборки в виде интервальной таблицы частот;

Цель урока

— по данным
интервальной таблицы строят гистограмму, и наоборот, по гистограмме заполняют
интервальную таблицу частот;

Критерии
успеха

-вычисляет
плотность частоты интервального ряда;

-строит
гистограмму по таблице;

— заполняет
таблицу по гистограмме.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

1.     
Организационный
момент. Целеполагание.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность
учащихся к уроку.
Учитель объявляет тему урока и цели
обучения. Совместно с учащимися формулируются
цели
урока. Далее учитель озвучивает критерии оценивания, определяет «зону
ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока
.

Проведите мотивацию для учащихся:

Поднимите руки
те, кто знает математику;

Поднимите руки
те, кто любит математику;

Поднимите руки
те, кто хочет знать математику;

Приветствуют учителя, формулирую цели
урока, участвуют в трениге.

Диалоговое обучение

Саморегулируемое обучение

Критическое мышление

Активизация
опорных знаний

Проверка, анализ и самооценивание
домашнего задания – 5 мин

На этом этапе у
учащихся развиваются ценности — обучение на протяжении всей жизни,
а
также
отвечать за качество своей работы,
умение организовывать свое время.

В больнице, когда рождается ребенок,
измеряют массу новорожденного. У 20 новорожденных измерили массу тела с
точностью до 10 г. Результаты таковы (кг):

3,7

3,85

3,7

3,78

3,6

4,45

4,2

3,87

3,33

3,76

3,75

4,03

3,75

4,18

3,8

4,75

3,25

4,1

3,55

3,35

Составь
вариационный ряд веса новорожденных. Определите варианты.

Вариационный
ряд: 3,25; 3,33; 3,35; 3,55; 3,6; 3,7; 3,7; 3,75; 3,75; 3,76; 3,78; 3,8;
3,85; 3,87; 4,03; 4,1; 4,18; 4,2; 4,45; 4,75.

Варианты: 3,25;
3,33; 3,35; 3,55; 3,6; 3,7; 3,75; 3,76; 3,78; 3,8; 3,85; 3,87; 4,03; 4,1;
4,18; 4,2; 4,45; 4,75.

Критерий
оценивания:
Из предложенных данных составляет
вариационный ряд и определяет варианты.

Дескрипторы:

1)     
Составляет
вариационный ряд – 1 балл.

2)     
Определяет
варианты – 1 балл.

Сверяют решение
с ответом учителя. Задают вопросы.

ФО:
взаимное оценивание по критериям, самопроверка по
образцу, комментарии учителя

ЛОО, ДО, ТКМ

Изучение нового материала

Предложите учащимся игру «Расставь по порядку»

Вызовите
к доске 10 учеников, раздайте им цифры от 3-8. Дайте задания для учеников:

1. Проранжируйте вариационный ряд

2. Найдите моду

3. Найдите размах

 4.Найдите медиану

5. Найдите среднее арифметическое

6.
Разделите на интервалы.

Предложите самостоятельную работу в виде работы по цепочке, на
проверку усвоения цели обучения.
На
данном этапе у учащихся развивается такая ценность академическая честность.

После выполнения заданий, учащиеся
проводят взаимопроверку правильности выполнения заданий по образцу, выданному
учителем.

Дидактическая
цель
:
проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие
познавательной компетентности учащихся.

Работа по цепочке

Задание:
Арман получил за четверть следующие оценки:

5,3,4,5,4,3,3,4,4,5,5,4,3,4,5,5,3

1. Проранжируйте вариационный ряд

2. Найдите моду

3. Найдите размах

 4.Найдите медиану

5. Найдите среднее арифметическое

6. Разделите на интервалы

Проведите устное формативное оценивание.

Задание: Было
проведено измерение массы 25 детей от 13-14 лет. Полученные данные занесены в
таблицу следующим образом:

— установили,
что среди результатов этих измерений минимальная масса – 39 кг, максимальная
-57 кг.

-вычислили
размах: 57-39=18, разделили его на 3 и получили 6 интервалов:

     

— количество
детей, масса которых попала в тот или иной интервал, записали в таблице:

Интервалы

Масса
детей (кг)

39-42

42-45

45-48

48-51

51-54

54-57

Число
детей

1

4

8

7

3

1

Используя
интервальную таблицу частот можно  результаты наблюдения представить в виде
гистограммы.

Гистограмма
представляет собой ступенчатую фигуру, состоящую из прямоугольников.

Ширину
прямоугольников берут одинаковую- соотвествующую интервалам, их высоту
–соотвествующую частоте ( в примере – числу детей)

Алгоритм
построения гистограммы

          
1.
Отложить значения интервалов на оси ОХ

          
2.
Отложить частоты на оси ОУ

          
3.
Построить прямоугольники, ширина которых соответствует длине интервалов,
отложенных на оси ОХ, длина – пропорциональна частоте соответствующего
интервала.

Пример 1: В
таблице представлены проценты правильного выполнения тестовых заданий
учащимися 8-го класса.

Пример
2
.В таблице представлена информация о
дистанциях, проезжая которые 40 автомобилей затрачивают полный бак бензина.

Для закрепления
темы учащимся также предлагается выполнить задание, используя прием «Найди
ошибку»

Задание:
В лесопосадке растут 59 берез. Их высоты
округлены до ближайшего целого значения в метрах и представлены в следующей
таблице
:

Высота
(м)

5-9

10-12

13-15

16-18

19-28

Кол-во
берез

14

18

15

4

8

По
этим данным
учащийся построил
гистограмму. Найдите ошибки в построении гистограммы.

После того, как
учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение со всем классом, указываются
ошибки в построении гистограммы.

1-ошибка:
между столбцами не должно быть зазоров;

2-ошибка:
не верно определены границы интервалов, верно вот так: [4,5; 9,5),
[9,5;12,5), [12,5;15,5), [15,5;18,5), [18,5;28,5), так как высота берез –
непрерывная величина. Если интервал 5-9 м взят с округлением, то на самом
деле он равен [4,5;9,5).

3-ошибка:
Так как эти интервалы различны по длине, то по оси ортинат должны
рассматриваться не частоты, а плотности частот.

Контроль
и самопроверка знаний.
Предложите учащимся
повторить пройденный материал с помощью метода «Думай – В паре – Делись».

Цель:
Структурированный способ развития идей и мыслей

Как
это работает:

Предложите
учащимся задания для решения.

-Ученики думают
и пишут ответы каждый индивидуально.

-Ученики
образуют пары и объединяют свои лучшие вопросы.

-Ученики делятся
своими новыми улучшенными ответами с классом.

Цель:
проверить уровень усвоения темы.
Задания разного
уровня сложности. Каждый может выбрать задания своего уровня. За выполнение
определенного задания вы получаете определенное количество баллов

Предложите
учащимся провести самооценивание и взаимооценивание.

Знакомятся  с методами решения

Разбирают совместно с учителем основные
понятия урока

Словесная оценка учителя

Взаимооценивание

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение

Закрепление полученных знаний

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Дифференциация выражена в виде заданий,
требующих разного уровня математической подготовленности, а так же с учетом
скорости мышления и возрастных особенностей учащихся.

Уровень А.

Дана сеть супермаркетов «Алем» в Алматы
с торговой площадью

Найдите накопленную частоту для каждого
значения площади.

2) Сколько супермаркетов с торговой
площадью, не превышающих
?

3) С какой торговой площадью наибольшее
количество супермаркетов?

4) Какую часть от всех супермаркетов
составляют магазины с торговой площадью
?

Уровень В

В Туркестане по статистическим данным за
2020 год построили  12  школ со  спортивными площадками площадью

Найдите накопленную частоту для каждого
значения площади.

2) Сколько построили школьных площадок
площадью, не превышающих
?

3) С какой площадью построили наибольшее
число спортивных площадок?

4) Какую часть от всех построенных
школьных спортивных площадок составляют площадки с площадью
?

Уровень С.

1.Составьте вариационный ряд для данных
о потреблении электроэнергии (в киловаттах) в семье за 12 месяцев: 102; 108;
99;108; 109; 99; 102; 105; 108; 102; 108; 102.

Разбейте полученный вариационный ряд на
интервалы, составьте интервальную таблицу частот и постройте гистограмму.

Решают задачи по
уровню знаний

ФО:
взаимное оценивание по критериям, самопроверка
по образцу, комментарии учителя

Дифференциация обучения, развитие
функциональной грамотности учащихся, подготовка к
PISA

Рефлексия

Подведение
итогов урока. Рефлексия.

Учитель
возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения.

Для дальнейшего
планирования уроков учащимся задаются вопросы:

           Сегодня
я узнал(а)…

•           Было
интересно…

•           Было
трудно…

•           Я
выполнял(а) задания…

На вопросы
учащиеся могут ответить устно, либо письменно.

В качестве
домашнего задания учащимся можно предложить дополнительные разноуровневые
задания, приведенные в методических рекомендациях.

Учащиеся подытоживают свои знания по
изучаемой теме. 

Оценочный лист

ТКМ

Урок 2

Раздел

Элементы
статистики

Класс 

8

Тема урока

Среднее значение. Дисперсия. Стандартное
отклонение

Цели обучения

8.
3.3.3-
знать определение
накопленной частоты;

Цель урока

Знать,
что такое отклонение от среднего арифметического и дисперсия;

Уметь 
вычислять отклонения, квадраты отклонений и дисперсию на коротких наборах;

Критерии
успеха

знать
определение накопленной частоты

анализировать
информацию
по статистической таблице, полигону частот, гистограмме

знать
определения и формулы для вычисления
дисперсии и
стандартно
го отклонения;

Ход  урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный момент.

Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает  успеха. Для создания
психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине».

Настраиваются на
положительный настрой урока.

Критическое
мышление

Активизация опорных знаний

Проверка
выполнения д/з

Ответьте ,
пожалуйста, на следующие вопросы:

Как вычислить 
плотность частоты интервального ряда?

Как построить
гистограмму по таблице?

Как заполнить
таблицу по гистограмме?

Отвечают на
вопросы учителя

словесная
оценка,
комментарии учителя

Изучение нового материала

 Предварительно разделив на группы, с
помощью приема  «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляют усвоение
нового материала.

http://player.myshared.ru/6/652405/slides/slide_4.jpg

Групповые
задания, использованные во время урока.

заданий
представлены на бумажных носителях вместе с алгоритмом работы.

1
группа

Серед.

интер

150,5

см

153,5

см

156,5

см

159,5

см

162.5

см

165,5

см

168,6

см

171,5

см

174,5

см

Колич

2

1

1

1

4

5

6

1

2

2
группа

Кружки

Спорт.

Журнал

Театр.

Маникюрн.

Станция юных туристов

Не посещают

Количество

4

3

2

3

1

10

3
группа

Оценки

5-ки

4-ки

3-ки

2-ки

Количество

58

159

166

2

Каждая группа читает свой параграф,
выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала. Из
презентации выписывают самое главное.  Выполняют задания в группе.

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Технология
критического мышления.

Закрепление полученных знаний

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Уровень А.

 1. Проведите в своем классе социологическое мини-исследование
по количеству детей в семьях учеников. Результаты опроса отразите в виде
таблицы и подходящей диаграммы.

Уровень В.

2.     
Нарисуйте круговую диаграмму, показывающую распределение
земной суши между материками.

3.     
Уровень С. Завод «Зенит» работает круглосуточно и производит
детали для автомашин ВАЗ. Познакомьтесь с таблицей и изобразите в виде
круговой диаграммы данные таблицы.

Решают задачи по
уровню знаний

ФО:
взаимное оценивание по критериям, самопроверка
по образцу, комментарии учителя

Дифференциация
обучения, развитие функциональной грамотности учащихся, подготовка к
PISA

 Подведение итогов урока (5 мин)

 Вопросы для обратной связи.

Какие статистические характеристики вы умеете
вычислять?

Сколько
способов вычисления этих характеристик вам известно?
.

Дом.задание
§
1.2 повторить

  Рефлексия

Ученики показывают умение обосновывать
свое понимание

Записывают
д.з. в дневники

Самооценивание

Рефлексивный
лист, стикеры

Урок 3.

Раздел

Элементы статистики

Класс 

8

Тема урока

Решение
примеров

Цели обучения

8.
3.3.3-
знать определение
накопленной частоты;

8.
3.3.4-
анализировать информацию по статистической таблице, полигону частот, гистограмме;

Цель урока

Знать,
что такое отклонение от среднего арифметического и дисперсия;

Уметь 
вычислять отклонения, квадраты отклонений и дисперсию на коротких наборах;

Умеют по данным
интервальной таблицы строить гистограмму, и наоборот, по гистограмме
заполняют интервальную таблицу частот;

Критерии
успеха

Умеют
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

2)
Умеют выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы
(показателей вариации);

3)
Знают основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;

4) Знают технику расчета статистических показателей,
характеризующих социально-экономические явления.

Ход  урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Приветствие.  Психологический настрой. Для развития
коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности среди учеников
проводит игру  «Мне в тебе нравится».

Приветствуют
учителя. Настраиваются на положительный настрой урока. Говорят друг другу
комплименты.

ТКМ

Активизация
опорных знаний

Проверка
выполнения д/з

Проверить
домашнее задание учеников и обсудить задания, которые ученики не смогли
решить.

Проверка пройденного материала через
прием
  «Ромашка Блума». Записывают  на лепестки ромашки
ответы.

Что такое
событие? 

2. Какое событие называют
действительным? 

3. Какое событие называют
случайным? 

4. Какое событие называют
невозможным? 

5. Какие ученые занималась поиском
закономерностей в случайных событиях? 

Сверяют решение.
Задают вопросы.

ФО:
взаимное оценивание по критериям, самопроверка по
образцу, комментарии учителя

ТКМ

Изучение нового материала

Стратегия  
«Ассоциация»

  Давайте рассмотрим какой-нибудь пример, где
нам пригодиться обработка информации. Пусть у нас есть десять футболистов —
основной состав некоторой команды. Наши футболисты пробивают по десять
пенальти и результаты каждого игрока записываются. После окончания серии
пенальти есть некоторый набор результатов, на первый взгляд просто набор
чисел. Что можно сделать с этими числами? Какую пользу они нам могут
принести?

В первую очередь надо
сгруппировать и упорядочить полученную информацию. Группировать информацию
можно различными способами, все зависит от поставленной задачи. В нашем
случае мы можем сгруппировать данные по фамилии игрока или по номеру игрока
команды.

Сгруппируем по номеру игрока.Статистическая обработка данных

Сгруппируем
по количеству забитых голов.
Статистическая обработка данных
Представим первую таблицу
графически.

На координатной плоскости по оси
абсцисс отложим номер игрока, а по оси ординат — количество забитых голов.
Статистическая обработка данных
Полученная кривая называется
многоугольником распределения.

Теперь давайте построим
гистограмму: она позволяет наглядно представить значения нашего ряда
распределений. Мы строим прямоугольники с «центром» в значениях
нашего ряда. Получаются такие прыгающие столбики.
Статистическая обработка данных
Нам осталось построить еще один
тип диаграммы – круговую. Предположим, что наш круг включает все 100% забитых
голов (55), тогда игрок с номером два займет 3/55 площади круга, игроки с
номерами 5 и 6 займут 1/11 часть круга, так как 5/55=1/11. Давайте построим
для всех игроков круговую диаграмму.
Статистическая обработка данных
Мы научились обрабатывать данные.

Давайте
напишем небольшой алгоритм первичной обработки данных:

·        
Упорядочить и сгруппировать данные.

·        
Составить таблицу распределения данных.

·        
Графическое представление данных. В зависимости от задачи
построить один из графиков распределения: Многоугольник распределения,
Гистограмму или круговую диаграмму.


На этом обработка информации не
заканчивается, для нашего ряда распределения можно найти многие числовые
характеристики. Давайте рассмотрим их.

Первая числовая характеристика —
это объем выборки, в нашем случае он равен десяти, так как мы рассматривали
десять футболистов.

Размах измерения – разница между
наибольшим и наименьшим значениями выборки. Больше всего голов забил игрок
под номером 10 – 8 голов. Меньше всего, игрок под номером 2 – 3 гола. Тогда
размах нашего измерения: 8−3=58−3=5.

Самое популярное или наиболее
часто встречаемое значение называется модой выборки. В нашем примере мода
равна 10 – игрок, забивший наибольшее количество голов. В реальности тренер
команды мог назначить этого игрока штатным пенальтистом. 

Среднее значение выборки. Суммируя
все результаты и поделив на объем выборки, можно получить среднее значение.
Для подсчета среднего значения удобнее использовать данные второй построенной
таблицы. 

0

0+10+20+31+42+52+62+72+81+90+10010=5,500+10+20+31+42+52+62+72+81+90+10010=5,5 
Округлив до целых, получим, что в
среднем игроки забивали по шесть голов. Тренер команды мог бы запомнить
данное значение, и через некоторое время провести еще раз такой эксперимент и
проверить растут ли показатели команды или нет.

Варианта измерения – каждое число,
встретившиеся в результате измерения. В нашем случае для первой таблицы –
количество забитых голов, для второй – количество игроков, забивших гол.

Медиана измерения – среднее
варианта, встречающиеся в выборке. Она делит нашу выборку пополам. Для второй
выборки медиана равняется 5, так как это значение делит наш ряд ровно
пополам. Если число вариант четно, как в первой выборке, то берутся два
средних значения и делятся пополам: 6+72=6,56+72=6,5.

Кратность или абсолютная частота
варианты – то сколько раз встречается конкретная варианта. Для второй таблица
кратность 0 равна 0, кратность 4 равна 2, кратность 8 равна 1. 

При составлении таблицы, не всегда
получается, что варианты расположены через равные промежутки. Варианта
измерения может принимать фактически любые значения: и положительные, и
отрицательные. Кратность варианты всегда больше нуля, если кратность равна
нулю, то фактически в нашем эксперимента данное значение не встретилось,
поэтому вторую таблицу «Распределения целесообразней» записать в
таком виде: 

Статистическая обработка данных
Частота варианты – числовая
характеристика, показывающая часть или долю которую составляет варианта от
всей выборки, которая равна: 

Статистическая обработка данных
Перепишем нашу вторую таблицу с
учетом частот и объема выборки:
Статистическая обработка данных
Сумма всех частот всегда равна 1,
а сумма частот в процентах всегда равна 100%.

Вернемся к среднему значению,
данная числовая характеристика часто является очень полезной, но не во всех
задачах имеет смысл ее вычислять. В нашем примере эта числовая характеристика
показывала, сколько в среднем забивает команда. Со временем можно делать
выводы об эффективности или неэффективности методов тренировки. Если среднее
значение забитых голов растет, то видимо и тренировка эффективна, если — не
растет, а даже падает то видимо, методы тренировки неэффективны.

Еще одна важная числовая
характеристика – дисперсия или разброс значений вокруг среднего значения. Чем
меньше дисперсия, тем плотнее результаты эксперимента сосредоточены около
своего среднего значения. Подсчет дисперсии довольно таки трудоемкая
операция, опишем алгоритм поиска дисперсии.

Пусть нам даны данные
измерений: x1,x2,..,xnx1,x2,..,xn.

1. Найдем среднее значение
М: M=x1+x2+

+xnnM=x1+x2++xnn.

2. Отклонение данных от
среднего: x1−M,x2−M,…,xn−Mx1−M,x2−M,…,xn−M.

3. Квадраты отклонений найденных
на предыдущем шаге: (xi−M)2(xi−M)2i=1…ni=1…n.

4. Среднее значение всех квадратов
отклонений и есть дисперсия: 

D=(x1−M)2+(x2−M)2+

+(xn−M)2nD=(x1−M)2+(x2−M)2++(xn−M)2nδ=√Dδ=D –среднее квадратическое отклонение.

Давайте вычислим дисперсию для
нашего примера:

1. Вспомним, среднее значение у
нас равнялось 5,5.

2. Вычислим каждое отклонение и
квадрат отклонения.

Статистическая обработка данных
3. Вычислим дисперсию.

D=6,25+2,25+0,25+0,25+0,25+2,25+2,25+2,25+6,25+0,2510=2,25D=6,25+2,25+0,25+0,25+0,25+2,25+2,25+2,25+6,25+0,2510=2,25.

Методы математической статистики
позволяют обрабатывать практически любые данные, главное подходить к
обработке данных обдуманно и исходя из здравого  смысла.

  

Внимательно
изучают материал на данном примере, записывают в тетрадь.

Выполняют задания.

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание.

ЛОО,
ДО, ТКМ

Закрепление полученных знаний

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ.

Вспомним
построение круговой и столбчатой диаграмм.   

Уровень С.

1.Перед вами страница из базы данных регистрации новорожденных
детей в одном из отделений ЦОН.

Таблица 1.

Дата рождения

Имя ребенка

Пол ребенка

03.03.2005

Татьяна

Женский

03.03.2005

Сергей

Мужской

04.03.2005

Ольга

Женский

06.03.2005

Василий

Мужской

06.03.2005

Евгений

Мужской

07.03.2005

Василий

Мужской

07.03.2005

Николай

Мужской

07.03.2005

Наталья

Женский

08.03.2005

Татьяна

Женский

09.03.2005

Василий

Мужской

По
данным таблицы 1 составьте таблицы следующего
содержания:                                                                            
1) количество новорожденных ежедневно с 3 по 9 марта (таблица
2;                                                                       

 2)
сколько новорожденных  получили какое имя (таблица
3);                                                                       3)
сколько родилось девочек и сколько родилось мальчиков (таблица 4).     

Уровень В.

2.  По  данным таблицы 2 построим 
диаграмму в  виде графика кусочно-линейной функции. Такого рода диаграммы
часто используются, чтобы показать изменение какой-либо величины с течением
времени: на горизонтальной прямой отмечают даты или моменты времени, а по вертикали
откладывают значения изучаемой величины (в нашем примере количество
новорожденных детей за каждую дату). Потом соединяют полученные точки
ломаной.

Таблица 2.

Дата

Количество

новорожд.

денных

ных

03.03.2005

2

04.03.2005

1

05.03.2005

0

06.03.2005

2

07.03.2005

3

08.03.2005

1

09.03.2005

1

Уровень А.

По
данным таблицы 3 постройте столбчатую диаграмму. По горизонтали записывают
различные значения какого-либо признака (в нашем случае имени) и над каждым значением
рисуют столбик, высота которого равна интересующей нас величине (количеству
новорожденных с данным именем). На столбчатой  диаграмме особенно наглядно
видны количественные соотношения величин друг с другом.

Таблица
3.

Имя

Количество новорожденных

Татьяна

2

Сергей

1

Ольга

1

Василий

3

Евгений

1

Николай

1

Наталья

1

Дескрипторы:

— умеют работать
с таблицей данных;


составляют столбчатую диаграмму;


составляют диаграмму в виде графика линейно-кусочной функции.

Решают задачи

ФО:
взаимное оценивание по критериям, самопроверка
по образцу, комментарии учителя

Дифференциация
обучения, развитие функциональной грамотности учащихся, подготовка к
PISA

 Подведение итогов урока (5 мин)

Рефлексия

Стратегия «Лестница успеха»

Дает инструкцию:

1. на
столах  стикер.

2. На доске рефлексивный лист «Лестница
успеха»  приклейте ваш стикер на понимание темы: н
а
верхней- поняли все, смогу применить; на средней- не совсем поняли; на
нижней-  не понял.

Ученики показывают умение обосновывать
свое понимание

Записывают
д.з. в дневники

Самооценивание

Рефлексивный
лист, стикеры

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вконтакте учетную запись
  • Как можно найти видео с детьми
  • Как найти емайл человека в яндексе
  • Как исправить кислую подливку
  • Как найти расстояние между городами на карте