Как
с помощью мультиметра или тестера узнать, заряжена батарейка или нет? Как ее
проверить в полевых условиях, когда под рукой вообще нет никаких приборов?
И
как при этом разобраться — пора ли ее выбрасывать или она еще прослужит
какое-то время? Сколько на исправном элементе питания должно быть вольт?
В
детстве самым универсальным способом проверки было попробовать батарейку на
вкус. Щиплется – значит еще заряжена.
Особенно
удобна в этом плане крона.
Для
пальчиковых, язык нормального здорового человека не годится. Слишком далеко
друг от друга разнесены плюс и минус.
Одно время довольно популярны были модели Duracell со специальной сигнальной полоской, которая показывает уровень заряда.
Достаточно было нажать на две кнопочки и полоска окрашивалась в разные цвета, демонстрируя оставшуюся емкость.
На самом деле никакую емкость она не измеряла. Данная полоса изготавливается из термокраски и меняет свой цвет в зависимости от температуры.
Паяльник не даст соврать.
Умельцы зачастую вырезали с негодных батареек этот датчик и применяли его в других целях. Сейчас подобные устройства встречаются почему-то довольно редко.
Еще одним
оригинальным способом проверки является метод компаса.
Подносите компас к батарейке и проводите им вдоль корпуса. Если стрелка выстраивается строго по одной оси и не отклоняется в разные стороны, значит заряд еще есть.
Красный участок стрелы должен тянуться к минусу, белый – к плюсу.
Чем
больше гуляет стрелка, тем меньше заряда осталось в банке.
Измерение остаточного напряжения
Измерение остаточного напряжения
Для
проверки батарейки прибором нам понадобится обычный китайский мультиметр. С его
помощью нужно будет замерить напряжение на полюсах (+ и -).
Обратите
внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
- постоянное напряжение – DCV
- переменное напряжение — ACV
Нам
понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два
щупа вставляете в следующие разъемы:
- черный – в COM (общий)
- красный – в VΩmA
Находите
на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу,
а красный к плюсу.
По большому счету полярность при таких замерах существенной роли не играет.
Если
перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с
отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное
напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения,
которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть
больше.
Например,
алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет
номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр
должен показать 1,5 – 1,6V.
Если
батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь
действует следующее правило:
- когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если
значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в
мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
- калькулятор или электронные часы
- компьютерная мышка
- пульт дистанционного управления
Можете
тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в
камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда
современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс
многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала,
поэтому подобный фокус работает не всегда.
Ошибка!
Только не вставляйте два элемента питания (один хорошо заряженный, другой плохо) в одно устройство.
У
них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При
напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите
внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают
околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит
утилизации.
Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Сколько заряда осталось в батарейке?
Сколько заряда осталось в батарейке?
Есть
грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее
напряжения.
Для
элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического
остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге
вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.
Для
кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33.
Пример расчета:
Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.
Как-то
так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него
не стоит.
Круглые батарейки таблетки
Круглые батарейки таблетки
По
такому же принципу проверяется напряжение у плоских таблеток типа CR 2032. Их используют в
брелках, материнских платах, электронных игрушках.
Щупы
прикладываете вот таким образом и смотрите на результат.
3В – хорошая, менее 2,5В – в мусорку.
С плоскими таблетками на 1,5В (LR44, G13, A76, LR357 и т.д.) то же самое.
1,5В – хорошо, менее 1,25В – плохо.
Ошибка!
Внимание, все батарейки вне зависимости от их типоразмера, которые при проверке остаточного напряжения показали хорошие значения, могут быть неисправны при измерениях под нагрузкой!
Фактически вы замерили величину напряжение без нагрузки (ЭДС). Поэтому обязательно проверяйте двумя методами.
Для следующего
способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение –
измерение постоянного тока (10А).
Также
меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в
гнездо для замеров тока – 10А MAX.
Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.
Фактически при таком измерении вы закорачиваете элемент питания и подключаете его на короткое замыкание.
Чего
делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное
сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее
значение.
Ошибка!
Поэтому при таком способе нельзя измерять большие токи через чур долго.
Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).
Гальванические
элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то
после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.
Это как в анекдоте с ежиком и спичками 😊
Идет ёжик по лесу с коробком спичек. Чиркнул одной, она пошипела и не загорелась — не годная (выбрасывает). Чиркнул другой, та тоже пошипела-подымила и не вспыхнула. Тоже не годная (выбрасывает). Чиркает третьей, та загорается. Он ее тут же тушит и говорит: — О, а эта рабочая! (и засовывает обратно в коробок).
Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.
Для
замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и
запоминаете показания на табло.
На
новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.
Показания
от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.
При
значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.
Ошибка!
Не вздумайте таким методом проверять мощные АКБ.
Например,
сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж
тем более автомобильные АКБ.
Самым
правильным способом является замер параметров под нагрузкой. Так называемый
нагрузочный тест.
Раньше,
когда еще не были распространены цифровые мультиметры, а использовались по
большей части стрелочные (типа Э4304), у них у всех был специальный режим для
проверки батареек 1,5В.
Ориентироваться
нужно было по самой верхней шкале. Если при замыкании щупов стрелка прибора
отклонялась максимально вправо – батарейка считалась исправной (держала
нагрузку без особого падения напряжения).
На
современных устройствах редко, но все же можно встретить подобный режим. Вот
например, моделька от ProSkit.
На
ней можно проверить как батарейки 1,5В, так и крону на 9В.
Есть
такая функция и на некоторых электронных девайсах (тип DT830E).
Также
продаются специальные тестеры нагрузочники. Как для пальчиковых элементов, так
и для плоских таблеток.
Хорошо
заряженный элемент 1,5V на мультиметре с функцией
нагрузочника будет давать ток в 4мА, а новая крона на 9V – 25мА.
Такой
тестер работает только с щелочными элементами, на литий-ионных АКБ его
использовать не получится.
Самой
простой способ проверки любого типа батареек – вставить их в заведомо исправный
прибор. Чаще всего фонарик.
У него хороший ток потребления и в случае неисправности элемента питания, все сразу станет ясно-понятно.
По силе свечения лампочки или светодиода определяется ПРИМЕРНАЯ степень заряда или разряда. Для точных измерений без мультиметра не обойтись.
Плоские
батарейки таблетки CR2032 (3V) удобно проверять маленьким единичным
светодиодом.
Достать его можно практически из любой китайской игрушки, которая моргает, светится и переливается разными цветами. Например, из машинки или куклы.
Находите
на светодиоде плюсовую и минусовую ножку и касаетесь ими корпуса батарейки, вот
таким образом.
Как
найти на подобном светодиоде плюс и минус? Та ножка, где находится большая
пластинка – это минус. Там, где маленькая – плюс.
Ошибка!
Обратите внимание, у красных светодиодов может быть наоборот!
Если перепутаете полярность, ничего конечно, не сгорит, просто светодиод не будет светится. Те батарейки, где свечение будет еле-еле, можете смело выбрасывать, даже если при замерах напряжения они показывали хорошие результаты.
При
этом красный светодиод очень критичен к току. И там, где зеленый, синий и
другие загорятся, красный может и не работать!
Поэтому,
когда горит красный, батарейка однозначно исправная.
А
как отличить хорошую батарейку от разряженной, если под рукой в данный момент
нет ни фонарика, ни тестера?
Элементарно.
Просто ориентируйтесь насколько высоко будет отскакивать батарейка после ее
падения на ровную твердую поверхность.
Новые заряженные банки после того, как вы их бросаете на твердое основание, практически не отскакивают вверх. А вот “севшие”, подпрыгивают как теннисные мячики (БУМ-БУМ-БУМ).
По
высоте отскока можно попытаться определить, насколько она разряжена –
наполовину или полностью.
За
счет чего это происходит?
Ошибка!
Кто-то полагает, что при разряде у батарейки изменяется вес или смещается центр тяжести.
Это
далеко не так. Да, по весу можно узнать о качестве новой банки.
При
всех одинаковых параметрах более качественная будет весить немного больше.
Но
так можно ориентироваться только при покупке и выборе новых элементов питания.
Что
касается подпрыгиваний, то научное объяснение здесь следующее.
Щелочная
батарейка имеет положительный анод (цинк) и отрицательный катод (диоксид
марганца).
Изначально
внутри нового заряженного элемента находится гелеобразная масса. При
сбрасывании батарейки с высоты она амортизирует весь удар и принимает его на
себя.
При
постепенном разряде цинк превращается в оксид цинка (твердое вещество). Чем
больше разряжена батарейка, тем больше в ней оксида цинка, который заполняет
все внутреннее пространство банки.
Между
частичками оксида цинка возникают мостики, напоминающие множество пружинок.
Такой
химический элемент (оксид цинка) даже специально добавляют в мячики для гольфа.
Данный
тест хоть и самый простой, но ориентироваться на 100% по нему не стоит. По
возможности обязательно перепроверяйте полученные результаты тестером.
Дело в том, что нередко прыгучесть зависит от формы “днища” батарейки. Если оно будет плоским и идеально ровным, то и прыгать такому элементу будет проблематичнее.
В
случае выпуклого основания, повышается и прыгучесть.
Более
того, подобный фокус применим не ко всем батарейка. Все зависит от их начинки.
Если
там изначально набор из нескольких “таблеток”, а не гелеобразная масса, то и вести
себя они будут совсем иначе.
Плохо что нельзя проверить на прыгучесть аккумулятор от машины 😊 Хотя и здесь у автолюбителей есть свои оригинальные методы.
Как проверить емкость и заряд батарейки
На сегодняшний день есть достаточно много приборов, в которых используются такие источники питания, как батарейки. Со временем заряд иссякает, и соответственно в какой-то момент устройство перестает работать.
Поэтому будет полезно научиться определять степень заряженности батареек. Так же это может быть полезным для проверки работоспособности новой батареи, или той, которая лежала долгое время без работы.
Как проверить заряд батарейки мультиметром
Мультиметр (Тестер) представляет собой прибор, позволяющий проверить напряжение в сети, места разрыва электрического кабеля, определить значение сопротивления в сети, а также работоспособность имеющихся электрических приборов. Но помимо этого, с его помощью можно проверить емкость и заряд источника питания.
Изначально нужно включить сам прибор и выставить показатели на соответствующий параметр – «Постоянный ток Амперы». После этого, потребуется сделать настройку соответствующих показателей для портов:
- значение порта для щупа под номером 1 должно быть СОМ;
- для щупа под номером 2 нужно поставить на значение 10 ADC;
- имеющаяся ручка непременно должна быть в положении DAC или DCA;
- предельный результат для осуществляемой проверки по показателям должен быть не менее 6А, но не выше 10А.
Но здесь стоит учесть, что настройка для измерения силы тока должна стоять на показателе Амперы, а не Вольты. Далее потребуется соединить щупы используемого тестера с контактами, а именно:
- клемма «+» (с красным проводом) подсоединяется соответственно «+» на гальваническом элементе;
- клемма «-» (с черным проводком) должна быть подсоединена к «-» на гальваническом элементе.
В качестве предосторожности следует сказать, что нужно придерживаться рекомендации относительно времени осуществления проверки. Максимальное время для проверки должно составлять не более 2-х секунд. Это обусловлено тем, что превышение указанного времени может испортить батарейку, независимо новая она была или использованная.
Как проверить емкость батарейки
Процесс по проверке емкости аналогичен выяснению остаточного заряда этого источника питания, но показатель в Амперах должен стоять на отметке 10 А. Далее нужно соединить красный щуп мультиметра к плюсовому полюсу батарейки, а черный соответственно к минусу.
Процедура должна занимать не более 10 секунд иначе обозначенный источник питания может полностью разрядиться. Поскольку такой процесс представляет собой замыкание, а это чревато негативными последствиями для источника питания.
Если показатели на измерительном приборе показывают 0,2 ампера, то элемент питания не пригоден для дальнейшего применения. Когда величина в амперах показывает больше 1,1 (1,74 А), то такую батарейку можно еще использовать, но в приборах, где не требуется большого потребления заряда. К примеру, для пульта от телевизора, часов или же небольшого радиоприемника.
Как узнать напряжение батарейки
Чтобы проверить напряжение батареи можно также использовать тестер. Он может показать какой имеется заряд в представленном источнике питания и выяснить можно ли его использовать в приборах в дальнейшем.
Для этого, следует соединить контакты элемента питания со щупом самого мультиметра, а также необходимо сделать подключение с нагрузкой. Такой процесс должен длиться примерно 40 секунд.
По истечению этого времени буден виден результат, а именно, если на измерительном приборе показывает 1,1 Вольт, то батарейка уже не пригодна, поэтому ее нужно утилизировать.
Как проверить батарейку без приборов
Стоит отметить, что проверить работоспособность батарейки можно без каких-либо устройств. Изначально хочется сказать, что такой способ не покажет сколько осталось заряда, но подскажет в рабочем она состоянии или нет.
Заряженная батарея
Для этого необходимо взять батарейку, поднять на высоту 5-10 сантиметров и выпустить из рук на ровную поверхность, к примеру, на стол или табурет. Если отскочила, то она имеет очень низкий заряд и вовсе не пригодна к применению.
Когда она рабочая, то звук от падения будет более глухим, к тому же она станет в вертикальное положение, в отличие от разряженного источника питания, который после падения упадет в горизонтальное положение.
Разряженная батарея
Обозначенные критерии обосновываются тем, что внутри батарейки находится электролит, он имеет гелеобразное состояние, после полной разрядки он затвердевает, поэтому она отскакивает от поверхности при падении.
Как проверить батарейку с индикатором заряда
Относительно понятия батареек с индикатором заряда, то в основном они встречаются в дорогостоящих Duracell. Наличие такого индикатора предоставляет возможность проверить ее пригодность весьма просто. На элементе питания имеется специальная полоска с делениями, имеющие различные цвета.
Эти ячейки (деления) наполнены термической краской, которая в зависимости от температуры нагрева изменяет цвет. К примеру, красная ячейка наиболее чувствительная, а вот зеленное деление не очень, и соответственно требует наличия более высокой температуры.
В результате, когда происходит нагревание, то в зависимости от достигаемой температуры засвечиваются разные участки на этом индикаторе. То есть, такие показатели показывают наличие заряда в батарейке. Чтобы произвести проверку заряда все что потребуется, так это нажать на белые кружочки индикатора Powercheck.
Проверка заряда, напряжения батарейки имеет под собой основания, а именно. Произведенные исследования показывают, что в основном использованные батарейки, отправленные в утиль заряжены еще до 40%. Но поскольку прибор или инструмент не работает, то по незнанию люди выбрасывают такие элементы питания.
А ведь их можно еще использовать в приборах с менее требовательным показателем заряда. Поэтому рекомендуется проверять элементы питания перед тем, как выбросить их. Применяя такую батарейку в менее потребляемой энергию можно сэкономить денежные средства.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Источник
Как проверить батарейку на работоспособность — с мультиметром и без него?
Как с помощью мультиметра или тестера узнать, заряжена батарейка или нет? Как ее проверить в полевых условиях, когда под рукой вообще нет никаких приборов?
И как при этом разобраться — пора ли ее выбрасывать или она еще прослужит какое-то время? Сколько на исправном элементе питания должно быть вольт?
В детстве самым универсальным способом проверки было попробовать батарейку на вкус. Щиплется – значит еще заряжена.
Особенно удобна в этом плане крона.
Для пальчиковых, язык нормального здорового человека не годится. Слишком далеко друг от друга разнесены плюс и минус.
Одно время довольно популярны были модели Duracell со специальной сигнальной полоской, которая показывает уровень заряда.
Достаточно было нажать на две кнопочки и полоска окрашивалась в разные цвета, демонстрируя оставшуюся емкость.
На самом деле никакую емкость она не измеряла. Данная полоса изготавливается из термокраски и меняет свой цвет в зависимости от температуры.
Умельцы зачастую вырезали с негодных батареек этот датчик и применяли его в других целях. Сейчас подобные устройства встречаются почему-то довольно редко.
Еще одним оригинальным способом проверки является метод компаса.
Подносите компас к батарейке и проводите им вдоль корпуса. Если стрелка выстраивается строго по одной оси и не отклоняется в разные стороны, значит заряд еще есть.
Красный участок стрелы должен тянуться к минусу, белый – к плюсу.
Чем больше гуляет стрелка, тем меньше заряда осталось в банке.
Для проверки батарейки прибором нам понадобится обычный китайский мультиметр. С его помощью нужно будет замерить напряжение на полюсах (+ и -).
Обратите внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
Нам понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два щупа вставляете в следующие разъемы:
Находите на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу, а красный к плюсу.
Если перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения, которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть больше.
Например, алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр должен показать 1,5 – 1,6V.
Если батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь действует следующее правило:
- когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
Можете тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала, поэтому подобный фокус работает не всегда.
У них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит утилизации.
Есть грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее напряжения.
Для элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
Для кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33. Пример расчета:
Как-то так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него не стоит.
По такому же принципу проверяется напряжение у плоских таблеток типа CR 2032. Их используют в брелках, материнских платах, электронных игрушках.
Щупы прикладываете вот таким образом и смотрите на результат.
3В – хорошая, менее 2,5В – в мусорку.
С плоскими таблетками на 1,5В (LR44, G13, A76, LR357 и т.д.) то же самое.
1,5В – хорошо, менее 1,25В – плохо.
Фактически вы замерили величину напряжение без нагрузки (ЭДС). Поэтому обязательно проверяйте двумя методами.
Для следующего способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение – измерение постоянного тока (10А).
Также меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в гнездо для замеров тока – 10А MAX.
Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.
Чего делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее значение.
Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).
Гальванические элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.
Это как в анекдоте с ежиком и спичками 😊
Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.
Для замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и запоминаете показания на табло.
На новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.
Показания от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.
При значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.
Например, сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж тем более автомобильные АКБ.
Самым правильным способом является замер параметров под нагрузкой. Так называемый нагрузочный тест.
Раньше, когда еще не были распространены цифровые мультиметры, а использовались по большей части стрелочные (типа Э4304), у них у всех был специальный режим для проверки батареек 1,5В.
Ориентироваться нужно было по самой верхней шкале. Если при замыкании щупов стрелка прибора отклонялась максимально вправо – батарейка считалась исправной (держала нагрузку без особого падения напряжения).
На современных устройствах редко, но все же можно встретить подобный режим. Вот например, моделька от ProSkit.
На ней можно проверить как батарейки 1,5В, так и крону на 9В.
Есть такая функция и на некоторых электронных девайсах (тип DT830E).
Также продаются специальные тестеры нагрузочники. Как для пальчиковых элементов, так и для плоских таблеток.
Хорошо заряженный элемент 1,5V на мультиметре с функцией нагрузочника будет давать ток в 4мА, а новая крона на 9V – 25мА.
Такой тестер работает только с щелочными элементами, на литий-ионных АКБ его использовать не получится.
Самой простой способ проверки любого типа батареек – вставить их в заведомо исправный прибор. Чаще всего фонарик.
У него хороший ток потребления и в случае неисправности элемента питания, все сразу станет ясно-понятно.
По силе свечения лампочки или светодиода определяется ПРИМЕРНАЯ степень заряда или разряда. Для точных измерений без мультиметра не обойтись.
Плоские батарейки таблетки CR2032 (3V) удобно проверять маленьким единичным светодиодом.
Достать его можно практически из любой китайской игрушки, которая моргает, светится и переливается разными цветами. Например, из машинки или куклы.
Находите на светодиоде плюсовую и минусовую ножку и касаетесь ими корпуса батарейки, вот таким образом.
Как найти на подобном светодиоде плюс и минус? Та ножка, где находится большая пластинка – это минус. Там, где маленькая – плюс.
Если перепутаете полярность, ничего конечно, не сгорит, просто светодиод не будет светится. Те батарейки, где свечение будет еле-еле, можете смело выбрасывать, даже если при замерах напряжения они показывали хорошие результаты.
При этом красный светодиод очень критичен к току. И там, где зеленый, синий и другие загорятся, красный может и не работать!
Поэтому, когда горит красный, батарейка однозначно исправная.
А как отличить хорошую батарейку от разряженной, если под рукой в данный момент нет ни фонарика, ни тестера?
Элементарно. Просто ориентируйтесь насколько высоко будет отскакивать батарейка после ее падения на ровную твердую поверхность.
Новые заряженные банки после того, как вы их бросаете на твердое основание, практически не отскакивают вверх. А вот “севшие”, подпрыгивают как теннисные мячики (БУМ-БУМ-БУМ).
По высоте отскока можно попытаться определить, насколько она разряжена – наполовину или полностью.
За счет чего это происходит?
Это далеко не так. Да, по весу можно узнать о качестве новой банки.
При всех одинаковых параметрах более качественная будет весить немного больше.
Но так можно ориентироваться только при покупке и выборе новых элементов питания.
Что касается подпрыгиваний, то научное объяснение здесь следующее.
Щелочная батарейка имеет положительный анод (цинк) и отрицательный катод (диоксид марганца).
Изначально внутри нового заряженного элемента находится гелеобразная масса. При сбрасывании батарейки с высоты она амортизирует весь удар и принимает его на себя.
При постепенном разряде цинк превращается в оксид цинка (твердое вещество). Чем больше разряжена батарейка, тем больше в ней оксида цинка, который заполняет все внутреннее пространство банки.
Между частичками оксида цинка возникают мостики, напоминающие множество пружинок.
Такой химический элемент (оксид цинка) даже специально добавляют в мячики для гольфа.
Данный тест хоть и самый простой, но ориентироваться на 100% по нему не стоит. По возможности обязательно перепроверяйте полученные результаты тестером.
Дело в том, что нередко прыгучесть зависит от формы “днища” батарейки. Если оно будет плоским и идеально ровным, то и прыгать такому элементу будет проблематичнее.
В случае выпуклого основания, повышается и прыгучесть.
Более того, подобный фокус применим не ко всем батарейка. Все зависит от их начинки.
Если там изначально набор из нескольких “таблеток”, а не гелеобразная масса, то и вести себя они будут совсем иначе.
Плохо что нельзя проверить на прыгучесть аккумулятор от машины 😊 Хотя и здесь у автолюбителей есть свои оригинальные методы.
Источник
$begingroup$
If voltage is calculated using the formula V=IR, how can the voltage be calculated of a battery if it is not connected to anything (i.e. no current)? I am not 100% sure about this, but neither do I think there is a resistance. Thus, how can V be calculated when both I (current) and R (resistance) are unknown?
asked Apr 4, 2018 at 19:08
$endgroup$
3
$begingroup$
The open-circuit voltage of a battery is based on the electrochemical potentials of the constituent materials. The theoretical voltage is determined by the Nernst Equation. You can look up the half-cell potentials. There is a temperature dependence which the Nernst Equation will predict.
Here is a simple undergrad lab where the students are asked to work this out for an ordinary lead-acid battery.
In practice electrical engineers are usually going to refer to the battery or cell datasheet for the range of voltages and the (usually more important) characteristics under various discharge conditions (and charge conditions, where applicable).
answered Apr 4, 2018 at 19:37
Spehro PefhanySpehro Pefhany
367k17 gold badges313 silver badges820 bronze badges
$endgroup$
$begingroup$
If the battery is not connected to anything, no current is flowing but voltage still exists across its positive and negative terminals. It is called EMF of the battery. It’s related by standard reduction potentials of its electrodes in chemistry as:
$$ E = E_{cathode} — E_{anode} $$
When the battery is connected to a resistor R, some current I will flow through R, as well as through a small series resistance r, which is the internal resistance of the battery. So effectively, we will get a terminal voltage, V across R, which is lesser than the EMF of the battery. Relations will look like:
$$ V = E — Ir = IR$$
answered Apr 4, 2018 at 19:42
Mitu RajMitu Raj
10.8k6 gold badges23 silver badges46 bronze badges
$endgroup$
$begingroup$
Voltage of a battery cannot be «calculated», it is a given, inherent property of the electrical element. The potential V exists regardless of load or no load.
But if you connect a load R, then the current across the R will be I = V/R.
answered Apr 4, 2018 at 19:28
Ale..chenskiAle..chenski
38.6k2 gold badges35 silver badges100 bronze badges
$endgroup$
2
$begingroup$
V=IR is not a universal way to calculate voltage. It is for the special case where you have a known resistance (R) and a known current thru that resistance (I). Neither of these apply to «calculating the voltage of a battery», whatever that is supposed to mean.
To a first approximation, you can model a battery as a voltage source in series with a resistance. Put another way, you model it like a Thevenin source. To find the value of the voltage source, simply measure the battery with nothing connected. Since there is no current (the current drawn by the voltmeter is so small that it can be ignored in this application) thru the resistor, the voltage across it is 0. The battery’s open circuit voltage is therefore the voltage of the internal voltage source.
To find the series resistance, apply a modest load on the battery, and measure the external voltage drop. You assume that the internal voltage source remains the same, and that the drop in external voltage is due to the drop across the resistance. You find the resistance by Ohm’s law: Ω = V / A, where V is the voltage drop across the internal resistance and A the battery current in Amps.
answered Apr 4, 2018 at 19:32
Olin LathropOlin Lathrop
310k36 gold badges422 silver badges909 bronze badges
$endgroup$
$begingroup$
If voltage is calculated using the formula V=IR, how can the voltage be calculated of a battery if it is not connected to anything (i.e. no current)?
We don’t calculate voltage, we measure it. To do so generally requires that we draw some current from the battery but only a tiny amount. Most digital multimeters have an input impedance of about 10 MΩ and hooking this up to a 9 V battery would cause a current draw of $ frac {V}{R} = frac {9}{10M} = 0.9 µA $. This is unlikely to cause a problem in most cases.
Figure 1. The ICE Supertester 680R analogue multimeter showing the DC and AC loading. The author had one of these for many years.
The old analog multimeters were typically 20 kΩ/V and the user had to take this into account when making a reading. For example, when on the 10 V DC range the load on the circuit would be 20k * 10 = 200 kΩ and this could load a high impedance circuit significantly.
answered Apr 4, 2018 at 19:31
TransistorTransistor
168k12 gold badges185 silver badges380 bronze badges
$endgroup$
Как отсортировать рабочие батарейки от нерабочих, чтобы отправить последние в утиль? Можно воспользоваться простым, но очень полезным измерительным прибором под интересным названием «мультиметр». И для этого не обязательно получать образование электрических дел мастера, ведь мы вам расскажем, как померить мультиметром батарейку 1.5 v или с другим показателем.
Contents
- 1 Что важно знать о батарейках?
- 2 Как проверить батарейки с помощью мультиметра
- 2.1 Без нагрузки
- 2.2 С нагрузочным элементом
- 3 Как проверить батарею мультиметром на силу тока
- 4 Как проверить таблетку мультиметром
- 4.1 Вопрос — ответ
Что важно знать о батарейках?
Батарейки бывают:
- Перезаряжаемые (они же «аккумуляторы», в ряде случаев отличаются надписью на корпусе «Rechargeable»);
- Не перезаряжаемые.
Если батарейки не подлежат заряду, это значит, что их можно эксплуатировать одноразово, пока они полностью не износятся (не потеряют имеющийся заряд). Учитывайте это: если такие батарейки поставить в зарядное устройство под напряжение, может произойти взрыв, не катастрофический, конечно, но ничего приятного в нём нет.
Что такое работоспособность батарейки? Фото-объяснение:
Электрический ток протекает не бесконечно. Он есть в течение того времени, на которое хватает заложенной энергии. Все указанные процессы связаны между собой, а обобщают их термином “ёмкость”.
Для примера возьмём автомобильную АКБ, ёмкость которого 70 ампер-часов. Отсюда следует, что при нагрузке тока в 1 А аккумулятор будет функционировать 70 часов, а при нагрузке в 70 А только один час.
Такой же принцип действует с батарейками, у которых маленькая мощность. Ёмкость у них обозначается как миллиампер-часы. Кстати, прочитать о проверке мультиметром АКБ автомобиля можно здесь.
Итак, ёмкость — главная электрохарактеристика батарейки. Именно она показывает ресурс, то есть сколько может проработать элемент. Логично, что показатели ёмкости становятся меньше с течением использования батарейки. С какой скоростью это происходит — зависит от того, какая нагрузка подключена.
Получается, что, чем сильнее нагрузка, тем быстрее батарейка придёт в негодность или её потребуется заряжать, если она перезаряжаемая. Поэтому важно для каждого электроприбора выбирать батарейку, которая подходит ему по мощности.
Как проверить батарейки с помощью мультиметра
Пользоваться мультиметром достаточно легко. Но есть разные способы и определенные нюансы того, как должны измеряться батарейки.
Без нагрузки
Инструкция для замера без нагрузочного элемента:
- Поставить режим тестера на проверку постоянного напряжения.
- Выбрать подходящий предел измерения — 20В.
- Расставить щупы по соответствующим гнёздам. Обычно для черного предназначено гнездо «COM», для красного «VmA». Важно прочитать инструкцию по применению измерительного устройства, так как обозначения могут отличаться.
- Наконечники проводов соединить с контактами батарейки. Если напутать с полярностью, то показатель будет со знаком «-», но сами цифры будут действительными.
На экране появятся показания напряжения. Если вы увидели, что напряжение от 1,35В, функциональность батарейки на хорошем уровне. Если значение меньше, но не опускается ниже 1,2В — батарейку можно эксплуатировать, но только в нетребовательных приборах. Другие показатели говорят о том, что батарейка не работоспособна.
Но сведения, полученные при таком способе проверки, не являются точными, потому что они указывают напряжение без нагрузки. Важно знать, как измерить мультиметром батарейку на напряжение, используя нагрузку.
С нагрузочным элементом
Если при вышеописанной проверке батареек мультиметром вы увидели результат менее 1,2 — этот этап проводить бессмысленно, батарейка в любом случае не функционирует.
В качестве нагрузочного элемента можете взять простую лампочку от фонарика. Но нагрузка должна быть в пределах от 100 до 200 мА. Кроме того, на всякий случай проверьте и батарейку. Её мощность без нагрузки должна быть выше 1,2В.
Как проверить пальчиковую батарейку мультиметром с нагрузочным элементом:
- Действовать, как в первых трёх пунктах, описанных ранее.
- Соединить провода мультиметра с контактами батарейки.
- Параллельно подключить лампочку и выдержать полминуты.
- Снять показания с тестера.
Помните, что светодиод в качестве нагрузки использовать не всегда можно. Его напряжение может быть выше, и одна батарейка не сможет его засветить.
Видео, как проверить мультиметром батарейку на заряд:
Как проверить батарею мультиметром на силу тока
На этот показатель исследуются новые элементы питания. Как определить силу тока:
- Выбрать на тестере режим постоянного тока (предел 10А).
- Распределить щупы по гнёздам: красный к отверстию с надписью «10А», черный к «COM».
- Выбрать максимальный предел измерений.
- Соединить щупы с контактами батарейки буквально на одну-две секунды. Если продержите дольше — это плохо скажется на работоспособности батарейки.
- Отсоединить щупы.
О чём говорят значения на дисплее:
- От 4 до 6А — всё в порядке.
- Меньше, но не ниже 3А — батарейка пригодна к работе, но использовать её лучше в портативных устройствах.
- 1,3-2,9А — источник питания пригоден только для устройств, которые потребляют мало тока, к примеру, для пульта от TV.
- Более низкие показания (0,7-1,1А) указывают на то, что батарейка может функционировать только в устройствах, которые потребляют очень мало энергии. Но учитывайте, что работоспособность такого прибора может снизиться. По возможности используйте другую батарейку с более высоким амперным значением.
В новой недорогой батарейке 12В ток должен быть от 2А. Более мощные источники питания 12В обладают током не меньше 4А.
Как проверить таблетку мультиметром
Принцип проверки аналогичен измерению напряжения пальчиковой батарейки. Наконечники нужно подсоединять к плюсу и минусу, но расположены они по-другому. В частности, положительный полюс — тот, который широкий.
Теперь вы знаете, как проверить мультиметром на работоспособность батарейку аккумуляторную и обычную. С нами вы сможете узнавать много интересного и полезного!
Желаем вам безопасных и точных измерений!
Напоследок ещё одно полезное видео о том, как мультиметром замерить батарейку:
Вопрос — ответ
Вопрос: Как можно померить батарейку 1.5 v мультиметром?
Имя: Радик
Ответ: Нужно выбрать подходящий режим и предел измерения. Затем щупы расставляются по своим гнездам, а наконечники присоединяются к батарейке. Некоторые моменты зависят от того, что вы будете измерять — напряжение или силу тока.
Вопрос: Как проверить батарейки на силу тока с помощью мультиметра?
Имя: Илья
Ответ: Если вы хотите измерить силу тока, выберете на тестере режим постоянного тока (предел 10А), распределите щупы по гнёздам: красный к отверстию с надписью «10А», черный к «COM». Затем поставьте максимальный предел измерений и соедините щупы с контактами батарейки буквально на одну-две секунды.
Вопрос: Как правильно проверить пальчиковую батарейку мультиметром?
Имя: Ильдар
Ответ: Принцип измерения батареек одинаков, отличаются лишь некоторые моменты. Всегда нужно выбирать режим и предел измерений (в некоторых моделях диапазон устанавливается автоматически). Щупы располагаются по своим гнездам на мультиметре, а наконечники соединяются с контактами батарейки в соответствии с полярностью.
Вопрос: Как проверить аккумуляторную батарейку обычным мультиметром?
Имя: Альберт
Ответ: Суть измерения маленьких источников питания одинакова, отличия заключаются в выборе режима и предела измерения, а также присоединении нагрузки. Например, если вы измеряете напряжение под нагрузкой (а это более точный способ), нужно параллельно подключить лампочку и выдержать полминуты.
Вопрос: Как лучше всего измерить напряжение батарейки мультиметром?
Имя: Фёдор
Ответ: Измерить напряжение можно под нагрузкой и без. Второй способ более точный. Для первого нужно поставить режим тестера на проверку постоянного напряжения, выбрать подходящий предел измерения — 20В, расставить щупы по соответствующим гнёздам, а наконечники проводов соединить с контактами батарейки.
Как определить напряжение на батарее( источнике) ?
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Как определить напряжение на батарее( источнике) ?. Вопрос
соответствует категории Физика и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.