Как найти наставника ребенку

Кто может им стать и в каких случаях наставник будет полезен для ребенка — в материале РБК Тренды

Менторы в бизнес-среде уже никого не удивляют. Активные предприниматели, как минимум, посещают тренинги по личной эффективности, а иногда нанимают персональных коучей, которые помогают им добиваться поставленных целей. В последние пару лет наставничество становится популярным и в школе, а некоторые специалисты занимаются исключительно поддержкой и мотивацией подростков.

Что конкретно делает наставник и в каких ситуациях он нужен, рассказала Юлия Шароватова, руководитель экстерната и домашней школы «Фоксфорда».

Кто может быть наставником для подростка

Нужно разделять понятия «наставник» и «тьютор». Наставник — человек, обладающий опытом и готовый делиться им на равных. Чтобы быть наставником, достаточно находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны. Тьютором можно стать, получив специальное образование. Это проще сделать человеку с наставническим опытом, но иногда тьюторами становятся по призванию. Фактически «тьютор» — это официальное название специалиста.

Наставник — это своего рода стратег, который помогает школьникам в учебе и выборе будущей профессии. Поэтому чаще всего ими становятся педагоги, психологи и студенты с соответствующим образованием, которые хотят делиться опытом и помогать подросткам найти себя.

Можно сказать, что любой школьный психолог или учитель отчасти занимается наставничеством: отвечает на вопросы, дает индивидуальные задания, направляет ученика, предлагает разные методы обучения, следит за успеваемостью. Только профессиональный наставник делает это прицельно и регулярно.

На профильных курсах и тренингах наставники закрепляют ключевые знания: как ставить цели, находить призвание, выстраивать личные границы, бороться с выгоранием, развивать сильные стороны личности ребенка. Например, тренинг может быть направлен на переживание своего подросткового опыта заново — это позволяет смотреть на окружающий мир глазами взрослого и ребенка одновременно. Такие курсы расширяют представление о подростковом возрасте и его проблемах.

Идеальный наставник — это человек, который:

  • обладает отличными коммуникативными навыками;
  • умеет управлять собственными эмоциями;
  • понимает эмоции других;
  • ответственно подходит к выполнению любой задачи и решению проблем;
  • обладает позитивным мышлением;
  • является примером для учеников;
  • помогает им в достижении целей, в выявлении сильных сторон и самоопределении.

Наталья Смелова, наставник-тьютор:

«Я психолог по образованию, и раньше работала как наставник только со взрослыми. Но в какой-то момент поняла, что подростки — интересная аудитория: они любознательные и искренние плюс ищут свое место в жизни. Это возраст на пороге взросления, когда особенно важен непредвзятый взгляд со стороны. Желание помочь подросткам разобраться в себе и привело меня в наставничество».

Юлия Спорышева, наставник-тьютор:

«Мне очень близки помогающие профессии. Известная фраза про руку, качающую колыбель, дает мне надежду, что я смогу повлиять на наше будущее. И сделать это через наставничество, давая ребятам возможность говорить, мечтать, пробовать, ошибаться и искать новые пути».

Чем занимается наставник: три направления

Все школьники разные: одни хорошо учатся, но не задумываются о будущей профессии, вторые с трудом выполняют домашние задания, зато увлекаются творчеством, третьи испытывают выгорание и страх перед грядущей самостоятельной жизнью. Поэтому наставники в школе обычно делятся на кураторов, тьюторов и психологов.

  • Наставники-кураторы сопровождают учебный процесс и поддерживают мотивацию.
  • Наставники-тьюторы разрабатывают персональный трек в обучении и помогают выбрать профессию.
  • Наставники-психологи помогают бороться со страхами и стрессом.

Контроль учебного процесса — ежедневная функция наставника-куратора. Он следит за выполнением домашних заданий, успеваемостью и мотивацией. Если школьник выбивается из расписания, отстает по каким-то предметам или ленится, наставник общается с ним и его родителями, выявляет причины затруднений и подсказывает пути решения.

Алевтина Антонова, наставник-куратор:

«В учебном процессе иногда случаются сбои даже у дисциплинированных учеников. Например, семиклассница Аня достаточно организована, но периодически накапливает онлайн-занятия и домашние задания за два-три дня, а затем старается экстренно все наверстать. На протяжении года мы вели чек-листы, планы на день и составляли расписание. В результате Аня успешно закончила учебный год. Сказала, что прошла этот класс с удовольствием».

Персональный маршрут в обучении наставники-тьюторы рекомендуют, опираясь на сильные стороны конкретного ученика. Один хорош в гуманитарных предметах, другой — в естественнонаучных, третий любит математику. Чтобы определить программу, школьнику сначала предлагают пройти тесты, а затем добавляют в расписание предметы, которые даются ему лучше всего.

Наталья Смелова, наставник-тьютор:

«Перед составлением персонального трека ученик должен исследовать варианты профессий и самого себя. Результатом такого исследования может быть личностно-ресурсная карта подростка. Мы намечаем ключевые точки для профессиональных проб, посещения вузов, подготовки к поступлению на определенные специальности и проработки индивидуальных особенностей. Например, если подросток часто испытывает волнение, мы работаем над стрессоустойчивостью перед важными событиями. Главное правило в такой работе — равномерно распределять силы и ресурсы».

При выборе профессии наставник-тьютор делится собственным опытом, указывает на неочевидные возможности, организует пробные занятия по разным специальностям — по-другому их называют профпробами. При этом специалист работает только с теми, кому интересно понять себя и окружающий мир. Когда мотивация у школьника отсутствует, ему не навязывают дополнительные занятия, но предлагает поискать ресурсы в себе, сформировать самооценку и обратить внимание на происходящее вокруг. Если подросток следует этим советам, то заинтересованность постепенно вырабатывается.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

Наталья Смелова, наставник-тьютор:

«Одна из учениц 6-го класса захотела разобраться в себе и выбрать будущую профессию. Чтобы это сделать, мы провели несколько встреч. На первой выяснили, что она посещала театральную студию, музыкальную школу, уроки рисования. Но только на основании этого делать какие-то выводы было еще рано. Тогда мы выдвинули гипотезу, чтобы понять, действительно ли ученице подходит творческая сфера.

На следующих встречах мы рассмотрели не один десяток профессий: изучали разные компании, смотрели портфолио, обсуждали перспективы, проходили тесты. Ученица открыла для себя графический дизайн и заинтересовалась этой специальностью. Тогда мы решили развивать один из навыков XXI века — креативное мышление. На заключительных встречах мы сосредоточились на тех ресурсах, которые есть у нее сейчас, и как бы заглянули в будущее. Шестиклассница, в результате, решила поступать в художественную школу».

В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы

Во время учебы случаются разные ситуации: кто-то меняет школу в середине года, кто-то теряет мотивацию, кто-то не может определиться с будущей профессией. В каждом случае наставник подбирает решение проблемы и помогает справиться с трудностями.

Кейс №1

Ситуация: Лиза хотела стать ветеринаром, а ее родители мечтали о юридической карьере для дочери.

Задача: осознанно выбрать профессию.

Решение: наставник-тьютор организовала профессиональные пробы: нашла ветеринаров, готовых поделиться опытом, и помогла Лизе встретиться с ними, чтобы она могла задать все интересующие вопросы и составить реалистичное представление о профессии. В результате Лиза поняла, что работа ветеринара ей не подходит, зато она может объединить свою любовь к животным и желание родителей и стать юристом по правам животных.

Кейс №2

Ситуация: Слава перешел на онлайн-обучение из обычной школы, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».

Задача: догнать программу.

Решение: родители подключили персональное сопровождение наставника-куратора. Он помог составить таблицу с задолженностями и график их устранения, показал приемы тайм-менеджмента и помог выстроить учебный процесс по-новому.

Кейс №3

Ситуация: Катя закончила 9 класс с большим количеством троек в аттестате и негативным отношением к учителям.

Задача: улучшить оценки и повысить мотивацию.

Решение: Кате помог формат домашнего обучения и плотная работа с наставником-куратором. Она смогла наладить режим, полюбила некоторые предметы и стала активно общаться с другими учениками. В результате ученица вытянула на пятерки практически все оценки, начала изучать немецкий язык и готовиться к поступлению в зарубежный вуз.

В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.

Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

+7 916 276 21 20
team@proprhd.ru

+7 916 276 21 20
team@proprhd.ru

Современные Подростки испытывают недостаток в достойном примере и модели поведения, а родителям необходима поддержка в воспитании в сложный период.

— взрослый человек, который хочет и может посвящать ребенку свое время, знания и силы. Он становится старшим товарищем для подростка, который всегда поможет.

Проект ПЕРЕХОД — первая в России программа наставничества для юношей и девушек от 12 до 17 лет.

При общении с опытными наставниками подростки развивают самостоятельность, ответственность, уверенность и самооценку.

Вместе они учатся здоровым взаимоотношениям с родителями и сверстниками, умению принимать решения и не бояться ошибок, находят мотивацию к учебе и увлечениям.

Мы предлагаем каждому подростку и родителю получить компетентную поддержку, развитие и взгляд со стороны на решение проблем переходного возраста.

  • 60-90 минут еженедельной персональной работы в доверительном диалоге с Наставником

  • Чат с наставником, чтобы быть на связи.

  • Персональные рекомендации по развитию и отношениям с подростком.

  • Итоги и комментарии после каждой встречи, для достижения результата.

4 шага от запроса до наставничества

Консультация с родителями

Общаемся с вами онлайн и выясняем, что бы вы хотели изменить в ситуации с вашим Подростком.

Мы предлагаем наставника, который подойдет именно вашему сыну или дочери.

Договариваемся о времени и проводим с подростком первую беседу.

Вы общаетесь с Подростком и решаете, хотите ли продолжать работу с выбранным Наставником.

Наставничество приносит результаты

Это лучший способ получения опыта, развития необходимых навыков и умений для будущей самостоятельной жизни ребенка

стали иметь четкие представления о своем будущем

стали более самостоятельными и ответственными

завели новые увлечения и личные интересы

расширили круг друзей и новых знакомств

улучшили школьную успеваемость и посещаемость

стали более уверенными в себе и своих силах

Наставники

Личным примером мы помогаем подросткам быть счастливыми и становиться взрослыми.

  • Дима Федорцов «Дед»

    Создатель проекта ПЕРЕХОД, главный по родителям

    Наставник подростков и родителей, психолог, амбассадор международной программы наставничества Big Brothers Big Sisters.

    Опыт работы с подростками — 9 лет.

    Дима — человек с которым только на «Ты». Он знает каждого подростка, каким тот пришел в проект и понимает, что нужно дать именно ему для развития. Его основная задача — создать доверительный диалог между взрослыми и подростками.

  • Данил Фомичёв «Панда»

    Главный стенд-ап комик и душа проекта

    Магистр культурологии ТГУ. Организатор и сценарист мероприятий, разработчик интеллектуальных игр, ведущий, музыкант.

    Опыт работы с подростками — 9 лет.

    Даня — это энергия, творчество, смех и братская любовь. Вместе с ним участники всегда открывают для себя новые возможности — от записи подкастов и музыкальных треков до дубляжа и проведения мероприятий

  • Паша Леутин «Пабло»

    Ответственный за музыку и психологию

    Клинический психолог. Выпускник МГППУ. Специалист по персональной работе с подростками и родителями.
    Опыт работы с детьми и подростками — 7 лет.

    Паша заряжает всех своей добротой и умением найти подход к самым несговорчивым участникам. Его любовь к музыке помогла раскрыть десятки подростков. А создание музыкальных композиций в поездках стало традицией проекта.

  • Саша Волкова «Танец»

    Ответственная за раскрепощение и психологию

    Руководитель программ проекта в Петербурге. Дипломированный психолог, специалист в области танце-двигательной терапии, нейротворчества и поведенческой психологии.

    Опыт работы с родителями и подростками — 7 лет.

    Саша помогает подростками раскрепостить себя через тело и движение. В Питере она проводит регулярные встречи ПЕРЕtalk с нашими участниками, помогает сформировать здоровую самооценку и бережное отношение к себе.

  • Артём Котеленец «Панк»

    Ответственный за плавание и душевные разговоры

    КМС по плаванию. Выпускник Белорусского университета им. Франциска Скорины по специальности «Тренер — преподаватель».

    Опыт работы с детьми и подростками — 6 лет.

    Артём не просто занимается всесторонним развитием участников проекта — он чувствует их потребности и находит время для персональных диалогов.

  • Доминика «Чародейка»

    Ответственная за творчество и поддержку

    Профессиональный импровизатор и организатор стенд-ап мероприятий. Ведущая программы ПЕРЕtalk в Петербурге.

    Опыт работы с подростками — 3 года.

    Доминика умеет тонко чувствовать других людей, создавать творческие практики и веселиться на вечеринках как подросток!

Присоединяйтесь к безопасному общению и развитию для вашего Подростка в компании сверстников и Наставников.

✔️разовая консультация с родителями или подростком
✔️онлайн или оффлайн
✔️обратная связь с родителями
✔️список рекомендаций

Оставить заявку

4 встречи / 1-2 месяца
20 000 -, 24 000 -,

✔️4 встречи еженедельно или 1 раз в 2 недели
✔️обратная связь с родителями после каждой встречи
✔️онлайн-чат с Подростком
✔️обратная связь с родителями
✔️поддержка родителей онлайн

Оставить заявку

1 встреча-медиация
8 000 -,

✔️разовая совместная консультация с родителем и подростком
ИЛИ
✔️разовая совместная консультация с двумя подростками
✔️онлайн или оффлайн
✔️обратная связь по итогу встречи для каждого
✔️список рекомендаций

Оставить заявку

  • Если очень коротко, то вы открыли целый новый мир для моего сына) Удивительный, полный драйва, ярких эмоций, новых встреч и незабываемых приключений. Тут есть все, что мне хотелось видеть в жизни сына. Это трудно описать словами, но я вижу огонь в глазах, желание быть среди вас, интерес и участие. Вадим стал спокойнее, увереннее, рассудительнее, внимательнее. А его новая манера все аргументировать ставит иногда меня в тупик)
    Я считаю, что вам удалось объединить жизненно важные навыки в идеальном сочетании, учитывая потребности наших подростков. Вы даете каждому возможность быть ярким, нужным, значимым. Не могу себе представить сттуацию, когда бы Вадим сказал: — не хочу сегодня в «Переход». А это уже дорогого стоит.
    Вы собрали команду, но мне она напоминает семью;). Когда Вадим с вами, я абсолютно спокойна за него и уверена, что это лучшее время для его всестороннего развития среди команды сверстников под руководством талантливых наставников.
    Огромное вам спасибо за ваш вклад в развитие наших ребят❤️
    Отдельное спасибо за мудрые советы, моментальную обратную связь и помощь в решении сложных вопросов воспитания подростка🙏

    Надежда, Москва

    Сын — Вадим, 14 лет

  • Дмитрий, огромное спасибо от всей души!
    Когда видишь, что ребёнок меняется и опять становится открытым, ласковым и внимательным, понимаешь ценность Вашей программы и лагеря в целом! В нашу жизнь вернулись семейные просмотры фильмов и обсуждения их, дебаты на новые, волнующие сына темы, обнимашки😊 и потихонечку оттаивание бунтующего сердца сына! На мой вопрос: что больше всего понравилось в лагере — ответ: Меня слушают!!! Это так важно в подростковом возрасте, чтобы тебя выслушали, дали выговориться и понимание, что он ни один такой, что у всех одни и те же проблемы с учителями, сверстниками, родителями… И, что это нормально!!! Спасибо, Дмитрий! Ждём следующей смены всей семьей! Рекомендую всем! Это настоящий лагерь для подростков, где каждый становится увереннее, целеустремленнее и спокойнее, а значит — счастливее!!!🌟

    Наталья, Москва

    Сын — Даниил, 12 лет

  • Добрый день!
    Дмитрий, хотела выразить Вам свою благодарность за то, что вы делаете для детей и подростков. Каждая встреча с вами у Лены вызывает, кучу» эмоций. Очень ценно, что вы делаете для наших детей.
    Давно не встречала такого увлеченного и грамотного педагога- наставника!
    Как же здорово, что жизнь свела нас в онлайн-лагере! Спасибо!

    Людмила, Москва

    Дочь — Елена, 13 лет

  • Вам огромное спасибо за отличный проект и искренний интерес к ребятам!
    Вчера смотрели пеликана, проникся и расчувствовался! Но обсуждать не стал, видимо по той же причине, надо сегодня попробовать.
    В общем, ребенок счастлив, запишите его сразу на третью смену, пожалуйста, если она будет!

    Светлана, Москва

    Сын — Алексей, 12 лет

  • Дмитрий, Макс уже оооочень ждёт следующую смену. Надеюсь, продолжение будет…
    И… НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН за то, что Вы делаете!!!

    Прежде всего у сына самооценка стала выше. Как раз с мужем ночью это обсуждали. Он больше не расстраивается, если ошибается. Для меня это очень важно. Он горд, что к его мнению прислушиваются. Он никогда не был проблемным. Он философ по жизни. Но с самооценкой была беда. Хоть и хвалим всё время. А тут — чудеса. Вы — волшебник!

    Сделаем и эту смену, и следующую и вообще всё лето!!! Пусть Ваш энтузиазм не иссякает!!! 😍😍😍

    Мама — Надежда, Эстония

    Сын — Максим, 11 лет

  • «Вам спасибо! Даже не знаю, как мы будем дальше без вас, когда лагерь закончится, нам понравилось, что нас кормят и посуду моют)) Но, конечно, не это главное. Теме больше всего нравится, что вы „веселый и дети тоже“, что можно общаться на интересные темы, он один ребенок в семье, ему сейчас это очень актуально. И я очень рада, что есть кто-то, с кем он не только играет в игры, но и обсуждает что-то серьезное, „за жизнь“. У нас сейчас ключевая проблема, на мой взгляд, неуверенность в себе: не буду делать, пробовать что-то новое, а то вдруг облажаюсь. Общение с кем-то взрослым, авторитетным (не родителем) — это то, что сейчас ему очень нужно.»

    Екатерина, Москва

    Сын — Артем,12 лет

  • «Марк очень „улучшился“ за неделю.
    Я сегодня весь день провела с ним. Он охотно помогает, не перечит на просьбы, делится новостями в игре. Стал очень ласковым. Но почему-то сегодня был совсем малышом, лез на ручки, обниматься, висел на мне весь день.
    А то что удивило, я снизила норму чтения, но он не воспользовался этим как обычно, а отметил что это меньше чем нужно.
    И он стал жить по плану который мы составляем на день и обсуждаем с ним.
    И игра больше не первая в списке.»

    Алена, Москва

    Сын — Марк, 10 лет

  • «Тимофею очень нравятся разговоры)
    Говорит, всегда интересно!
    Вы прекрасно структурируете информацию.
    И в любом случае внешний взгляд, разговор с „хорошим взрослым“ в этом возрасте добавляет важных красок жизни. Безусловно, управляемое общение со сверстниками — тоже очень здорово!
    Выходные были заняты, поэтому мы остались без готовки. А утром сегодня с компом не разобрался без меня (
    Но мы в игре! Рады знакомству с Вами)»

    Марина, Москва

    Сын — Тимофей, 11 лет

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его лично. Оставьте заявку — мы перезвоним и расскажем подробности.

Оставьте заявку

Вы мама, папа или подросток? У вас есть вопросы? Оставьте заявку — мы перезвоним и расскажем подробности.

Оставляя заявку, вы принимаете условия политики конфиденциальности.

https://ria.ru/20210317/nastavnichestvo-1601625034.html

Официальный друг: как законно стать наставником ребенка из детского дома

Официальный друг: как законно стать наставником ребенка из детского дома — РИА Новости, 17.03.2021

Официальный друг: как законно стать наставником ребенка из детского дома

Многие благотворительные организации предлагают взрослым волонтерам стать наставником для ребенка из детского дома. Институт наставничества существует в России… РИА Новости, 17.03.2021

2021-03-17T13:51

2021-03-17T13:51

2021-03-17T13:58

взрослый рядом

наставничество

волонтеры в помощь детям-сиротам (фонд)

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/11/1601634548_0:54:2000:1179_1920x0_80_0_0_2c147f75536dfd4bb40753a8dea6e9b2.jpg

МОСКВА, 17 мар — РИА Новости. Многие благотворительные организации предлагают взрослым волонтерам стать наставником для ребенка из детского дома. Институт наставничества существует в России уже несколько лет, однако не многие знают, в чем заключается такая помощь ребенку. Есть ли четкие формулировки о наставничестве в законодательстве и как добровольцы сопровождают ребят на практике, выясняла корреспондент спецпроекта РИА Новости «Взрослый рядом».По букве законаТермин наставника для детей-сирот и его функции пока четко не прописаны ни в одном законе, также нет единого регламента по его осуществлению. Однако в постановлении правительства N481 о деятельности организаций для детей-сирот есть упоминание наставника как индивидуального куратора ребенка, в том числе на этапе подготовки к выпуску из детдома. Эту функцию может выполнять сотрудник детского учреждения. Однако чаще всего социализироваться сироте помогает человек вне учреждения – волонтер, готовый стать ребенку настоящим другом. Так, один из пунктов постановления правительства допускает участие волонтеров в процессе обучения сирот: добровольцы могут организовывать для детей кружки по интересам, проводить мастер-классы, сопровождать их на выставках и массовых мероприятиях.На практике волонтер-наставник – это больше, чем помощник в обучении и развитии. Это человек, который искренне интересуется жизнью подопечного ребенка, поддерживает его и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома. Однако по факту такая деятельность наставника-волонтера никак не регламентирована в законодательстве.Но это не мешает людям, готовым поделиться своим временем и жизненным опытом, стать официальным другом для воспитанника детского дома. В этом им чаще всего помогают некоммерческие организации (НКО).Как работают с программами наставничества НКО?Поскольку на законодательном уровне деятельность волонтера-наставника не закреплена, благотворительные организации вынуждены прописывать правила самостоятельно. Тем не менее, для того чтобы деятельность была регламентирована, НКО заключают договоры с детскими домами и волонтерами. Так, фонды самостоятельно разрабатывают не только методику работы наставника, но и правила взаимодействия сторон.Эффективный пример работы с программами наставничества показывают благотворительные фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Дети наши». Их проекты работают в Смоленской, Ярославской, Нижегородской, Тульской, Владимирской, Московской областях и в Москве. Волонтеры фондов помогают в социальной адаптации детей-сирот среднего и старшего школьного возраста и подготовке к выпуску из учреждения.В первую очередь эти НКО подписывают договор о совместной деятельности с детским домом. По соглашению они предлагают учреждениям возможность социальной адаптации воспитанников. Потенциальных наставников они обязуются привлекать, отбирать и обучать, проводить подбор пар и сопровождать их. Кроме того, по договору в проекте обязательно должен быть руководитель – куратор и психолог.При этом фонд должен соблюдать правила внутреннего распорядка детского учреждения и предоставлять отчеты о проделанной работе. Учреждение в свою очередь обязуется не препятствовать общению волонтера-наставника и воспитанника детдома.Привлекая в программу волонтеров – будущих наставников, НКО также заключают с ними договор, где наставник прописан как волонтер, безвозмездно осуществляющий благотворительную деятельность.Кроме того, и сами дети, которым подбирают наставников, предварительно дают свое согласие на это. В нем ребенок в письменной форме соглашается с тем, что он добровольно вступает в проект для регулярного общения с наставником.После знакомства, когда пара выражает намерение общаться, скрепить договоренность также можно подписанием совместного документа. В нем волонтер-наставник подтверждает свое намерение регулярно общаться с воспитанником детского учреждения с целью передачи положительной модели поведения и социальной адаптации в обществе.Какие обязательства есть у наставников перед детским домом?На территории детского дома общение наставника с ребенком регламентируется правилами учреждения, а за его пределами волонтер следует в том числе порядку, прописанному в договоре с НКО. Такие соглашения позволяют общению внутри и вне интерната быть законным.Например, благотворительный фонд «Солнечный город» с каждым наставником подписывает договор, где указано, что он может делать, а что ему делать запрещено. Так, главное обязательство волонтера перед детским домом – предупреждать учреждение, прежде чем забрать подопечного на прогулку, и возвращать его вовремя. При этом по правилам программы НКО встречи с ребенком обязательны не реже раза в неделю, а также необходимо общение по телефону или в мессенджерах.Кроме того, вне учреждения помимо базовых правил взаимодействия с ребенком, согласно законам РФ, наставнику запрещается дарить дорогостоящие подарки, давать деньги, поощрять опасные или нарушающие законодательство и правила детского дома действия, возбраняется сообщать личную информацию о ребенке посторонним лицам, в том числе при публикации совместных фотографий.Отличаются ли правила работы с программами наставничества у различных НКО?Еще один проект индивидуального наставничества существует на протяжении многих лет у общественной организации BigBrothersBigSisters. Она помогает детям, которые нуждаются в поддержке и внимании, предлагая им дружеское общение с волонтерами-наставниками.Несмотря на то что регламент прописывается каждым НКО самостоятельно, принцип работы этой организации не отличается от других.Помогая воспитанникам детских домов, волонтеры-наставники BigBrothersBigSisters становятся «старшими братьями» и «старшими сестрами» для своих подопечных. В задачи организации входит найти такого волонтера и подобрать пару.Для того чтобы найти наставнику подопечного, НКО сначала договаривается с учреждением и устраивают общую встречу с детьми. Они заполняют анкеты, общаются с кураторами проекта, а по результатам подбирается пара.Поначалу встречи проходят на территории учреждения, а со временем можно начинать выходить за его пределы: гулять, ходить в кино, театр, музеи, кафе, съездить за город, пригласить в гости или на работу.Каждую пару поддерживает куратор-психолог. Между встречами и волонтер, и ребенок могут позвонить ему, спросить совета или просто поделиться впечатлениями, переживаниями.Несмотря на то что понятие наставничества пока что не регламентировано на законодательном уровне и является формой волонтерской деятельности, это явление прочно вошло в нашу жизнь. Это подтверждает количество программ, которые реализуют различные НКО по всей стране. При этом все эти проекты имеют схожие правила, где главная цель – социальное благополучие ребенка. Возможно, общий регламент работы смог бы упростить процессы, которые сейчас каждая организация выстраивает с нуля.

https://sn.ria.ru/20210205/nastavnichestvo-1596170096.html

https://sn.ria.ru/20200427/1570633521.html

https://sn.ria.ru/20181214/1547978966.html

https://ria.ru/20111205/507156227.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/11/1601634548_0:0:1796:1347_1920x0_80_0_0_9417530daa4e9fb9938943797d44e1dc.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

наставничество, волонтеры в помощь детям-сиротам (фонд)

Взрослый рядом, Наставничество, Волонтеры в помощь детям-сиротам (фонд)

МОСКВА, 17 мар — РИА Новости. Многие благотворительные организации предлагают взрослым волонтерам стать наставником для ребенка из детского дома. Институт наставничества существует в России уже несколько лет, однако не многие знают, в чем заключается такая помощь ребенку. Есть ли четкие формулировки о наставничестве в законодательстве и как добровольцы сопровождают ребят на практике, выясняла корреспондент спецпроекта РИА Новости «Взрослый рядом».

По букве закона

Термин наставника для детей-сирот и его функции пока четко не прописаны ни в одном законе, также нет единого регламента по его осуществлению. Однако в постановлении правительства N481 о деятельности организаций для детей-сирот есть упоминание наставника как индивидуального куратора ребенка, в том числе на этапе подготовки к выпуску из детдома. Эту функцию может выполнять сотрудник детского учреждения.

Однако чаще всего социализироваться сироте помогает человек вне учреждения – волонтер, готовый стать ребенку настоящим другом. Так, один из пунктов постановления правительства допускает участие волонтеров в процессе обучения сирот: добровольцы могут организовывать для детей кружки по интересам, проводить мастер-классы, сопровождать их на выставках и массовых мероприятиях.

Егор из села Барышево в Новосибирской области и наставник Вадим

Свой взрослый: как дети-сироты обретают наставников по жизни

На практике волонтер-наставник – это больше, чем помощник в обучении и развитии. Это человек, который искренне интересуется жизнью подопечного ребенка, поддерживает его и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома. Однако по факту такая деятельность наставника-волонтера никак не регламентирована в законодательстве.

Но это не мешает людям, готовым поделиться своим временем и жизненным опытом, стать официальным другом для воспитанника детского дома. В этом им чаще всего помогают некоммерческие организации (НКО).

Как работают с программами наставничества НКО?

Поскольку на законодательном уровне деятельность волонтера-наставника не закреплена, благотворительные организации вынуждены прописывать правила самостоятельно. Тем не менее, для того чтобы деятельность была регламентирована, НКО заключают договоры с детскими домами и волонтерами. Так, фонды самостоятельно разрабатывают не только методику работы наставника, но и правила взаимодействия сторон.

Эффективный пример работы с программами наставничества показывают благотворительные фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Дети наши». Их проекты работают в Смоленской, Ярославской, Нижегородской, Тульской, Владимирской, Московской областях и в Москве. Волонтеры фондов помогают в социальной адаптации детей-сирот среднего и старшего школьного возраста и подготовке к выпуску из учреждения.

Сотрудница горячей линии - РИА Новости, 1920, 27.04.2020

Фонд помощи детям-сиротам открыл линию психологической поддержки

В первую очередь эти НКО подписывают договор о совместной деятельности с детским домом. По соглашению они предлагают учреждениям возможность социальной адаптации воспитанников. Потенциальных наставников они обязуются привлекать, отбирать и обучать, проводить подбор пар и сопровождать их. Кроме того, по договору в проекте обязательно должен быть руководитель – куратор и психолог.

При этом фонд должен соблюдать правила внутреннего распорядка детского учреждения и предоставлять отчеты о проделанной работе. Учреждение в свою очередь обязуется не препятствовать общению волонтера-наставника и воспитанника детдома.

Привлекая в программу волонтеров – будущих наставников, НКО также заключают с ними договор, где наставник прописан как волонтер, безвозмездно осуществляющий благотворительную деятельность.

Кроме того, и сами дети, которым подбирают наставников, предварительно дают свое согласие на это. В нем ребенок в письменной форме соглашается с тем, что он добровольно вступает в проект для регулярного общения с наставником.

После знакомства, когда пара выражает намерение общаться, скрепить договоренность также можно подписанием совместного документа. В нем волонтер-наставник подтверждает свое намерение регулярно общаться с воспитанником детского учреждения с целью передачи положительной модели поведения и социальной адаптации в обществе.

Какие обязательства есть у наставников перед детским домом?

На территории детского дома общение наставника с ребенком регламентируется правилами учреждения, а за его пределами волонтер следует в том числе порядку, прописанному в договоре с НКО. Такие соглашения позволяют общению внутри и вне интерната быть законным.

Например, благотворительный фонд «Солнечный город» с каждым наставником подписывает договор, где указано, что он может делать, а что ему делать запрещено. Так, главное обязательство волонтера перед детским домом – предупреждать учреждение, прежде чем забрать подопечного на прогулку, и возвращать его вовремя. При этом по правилам программы НКО встречи с ребенком обязательны не реже раза в неделю, а также необходимо общение по телефону или в мессенджерах.

Почему покупать подарки в детдома вредно и как поздравить сирот правильно? - РИА Новости, 1920, 14.12.2018

Почему покупать подарки в детдома вредно и как поздравить сирот правильно?

Кроме того, вне учреждения помимо базовых правил взаимодействия с ребенком, согласно законам РФ, наставнику запрещается дарить дорогостоящие подарки, давать деньги, поощрять опасные или нарушающие законодательство и правила детского дома действия, возбраняется сообщать личную информацию о ребенке посторонним лицам, в том числе при публикации совместных фотографий.

Отличаются ли правила работы с программами наставничества у различных НКО?

Еще один проект индивидуального наставничества существует на протяжении многих лет у общественной организации BigBrothersBigSisters. Она помогает детям, которые нуждаются в поддержке и внимании, предлагая им дружеское общение с волонтерами-наставниками.

Несмотря на то что регламент прописывается каждым НКО самостоятельно, принцип работы этой организации не отличается от других.

Помогая воспитанникам детских домов, волонтеры-наставники BigBrothersBigSisters становятся «старшими братьями» и «старшими сестрами» для своих подопечных. В задачи организации входит найти такого волонтера и подобрать пару.

Для того чтобы найти наставнику подопечного, НКО сначала договаривается с учреждением и устраивают общую встречу с детьми. Они заполняют анкеты, общаются с кураторами проекта, а по результатам подбирается пара.

Двести волонтеров стали наставниками для брошенных детей из России  - РИА Новости, 1920, 05.12.2011

«Наставники» и их младшие братья и сестры из российского детдома

Поначалу встречи проходят на территории учреждения, а со временем можно начинать выходить за его пределы: гулять, ходить в кино, театр, музеи, кафе, съездить за город, пригласить в гости или на работу.

Каждую пару поддерживает куратор-психолог. Между встречами и волонтер, и ребенок могут позвонить ему, спросить совета или просто поделиться впечатлениями, переживаниями.

Несмотря на то что понятие наставничества пока что не регламентировано на законодательном уровне и является формой волонтерской деятельности, это явление прочно вошло в нашу жизнь. Это подтверждает количество программ, которые реализуют различные НКО по всей стране. При этом все эти проекты имеют схожие правила, где главная цель – социальное благополучие ребенка. Возможно, общий регламент работы смог бы упростить процессы, которые сейчас каждая организация выстраивает с нуля.

  • Всероссийский проект
  • Начало моего наставничества
    • Обучение
    • Медицинские документы
  • Кто такой наставник
  • Как проходит наставничество
  • История продолжается

наставничество в детских домах

Стать другом для ребенка из детского дома реально, главное — по-настоящему этого захотеть

Каждому нужен близкий человек рядом: такой, чтобы понимал и поддерживал. Для малышей это родители, для подростков — друзья. Справиться с трудностями всегда проще, когда рядом есть надежный и верный товарищ.

Но у воспитанников детских домов настоящие друзья появляются редко — несмотря на то, что они постоянно находятся в окружении сверстников. Я расскажу, как взрослый человек может стать значимым человеком для ребенка из детского дома — наставником, старшим другом.

Я поделюсь историей одного наставничества длиной в три года. Забегая вперед скажу, что история продолжается — несмотря на расстояние.

Всероссийский проект

Наставничество — распространенная практика и в государственных учреждениях, и в частных компаниях. Так опытные коллеги помогают новеньким влиться в работу.

Схожий принцип работает и с воспитанниками детских домов, когда наставник помогает ребенку адаптироваться во взрослом мире после выпуска из учреждения.  

Для этого новосибирский фонд «Солнечный город» в 2016 году создал проект «Наставничество». Сегодня в проекте участвуют 24 города России.

Проект соединяет взрослых и детей из детских домов, чтобы помочь подросткам лучше социализироваться и стать более подготовленными ко взрослой жизни.

Нельзя просто так, «с улицы» прийти в детский дом и сказать: «я хочу стать другом одному из ваших воспитанников», нужно пройти ряд бюрократических процедур. Проект избавляет от волокиты, поскольку с учреждениями договариваются региональные устроители проекта. 

В Костромской области работает благотворительный фонд «Будущее Сейчас», который реализует программу «Наставник» с 2019 года. 

Председателем попечительского совета благотворительного фонда «Будущее Сейчас» выступает Сергей Хотимский, совладелец ПАО «Совкомбанк», заместителем председателя попечительского совета — Дмитрий Гусев, председатель правления ПАО «Совкомбанк».  

«После выпуска, с началом самостоятельной жизни у ребят из детских домов возникает просто огромное количество вопросов. Жизнь в детском доме очень не похожа на самостоятельную. Выпадает часть ступеней социализации, которые имеются у детей, воспитывающихся в семьях. Важно, что ребятам есть к кому обратиться за помощью», — говорит о необходимости развивать институт наставничества в детских домах Константин Ситников, директор благотворительного фонда «Будущее Сейчас». 

Помимо фондов «Солнечный город» и «Будущее Сейчас», проектами наставничества занимаются и другие общественные организации и благотворительные фонды, например:

  • «Старшие Братья Старшие Сестры»;
  • «Арифметика добра»;  
  • «Хранители детства»
  • «Волонтеры в помощь детям-сиротам»;
  • «Дети наши».

Отмечу, что у каждой организации свои программы наставничества, соответственно, свои особенности и подходы. Мой личный опыт — это опыт участия в проекте фонда «Солнечный город».  

Как делать добро и заниматься благотворительностью без денег

Начало моего наставничества

Не могу сказать, что решение стать наставником я принимала долго. Мне понадобилось всего несколько минут, чтобы заполнить анкету на участие.

Я почему-то не сомневалась совсем (спойлер: и ни разу не пожалела об этом решении).

В самом начале были мысли, что я не справлюсь, не смогу поддерживать регулярность общения: ведь необходимо быть на связи с подопечным. 

На поверку оказалось, что совсем не сложно участвовать в жизни ребенка, приходить в детский дом, разговаривать, помогать и поддерживать.

Необходимо воспринимать ситуацию с наставничеством не как обязанность или вынужденную необходимость, а как естественную и неотъемлемую часть жизни. Словно так и должно быть.

Ведь когда у нас появляются новые знакомые, мы же не удивляемся этому факту? Вот и с наставничеством примерно так же, только ты не просто приятель, а старший друг. Значит, на тебе бо́льшая часть ответственности за происходящее, с тебя бо́льший спрос.

Обучение

За некоторое время до знакомства с ребенком все будущие наставники проходят обучение. Это необходимо, чтобы люди могли лучше разобраться в особенностях проекта, психологии ребят из детдомов — и в себе, конечно.

Я прошла два тренинга:

  • «Правила проекта «Наставничество»;
  • «Психология сиротства».

Отмечу, что уже на этапе первого тренинга из моей группы ушли несколько человек. Значит, поняли о себе что-то важное, не поддались ложным ожиданиям, не ввели в заблуждение организаторов и — самое главное — ребенка. 

По окончании тренингов всех участников ждал итоговый разговор с психологом. Специалист определял, точно ли будущий наставник справится с непростой задачей.

Медицинские документы

По завершении психологических тренингов или во время их прохождения наставники собирают следующие медицинские документы:

  • проведение реакции Вассермана (RW);
  • молекулярно-биологическое исследование крови на вирусные гепатиты B и C;
  • определение антител классов M, G (IgM, IgG) к ВИЧ-1 и ВИЧ-2 в крови;
  • флюорография легких либо рентгенографическое исследование легких;
  • заключение врачей: инфекциониста, фтизиатра, психиатра, нарколога.

Оперативно пройти всех специалистов можно в клиниках-партнерах карты «Халва» от Совкомбанка. Все необходимые справки будут на руках, а в качестве бонуса — денежный кешбэк и процент на остаток на карте. 

Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары в более чем 250 000 магазинах-партнерах на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 8% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!

Помимо результатов анализов и заключений врачей, наставник предоставляет справку об отсутствии судимости. 

Список может показаться внушительным, но это сознательное решение. Наставник ─ человек, который будет тесно общаться с ребенком, приходить к нему в детский дом. Значит, необходимо позаботиться о безопасности подопечного.

Кто такой наставник

По правилам проекта наставником может стать любой желающий старше 24 лет. По сути на этом (кроме медицинских документов) особые требования к наставникам заканчиваются.

Три основых типажа наставников обрисовала Наталья Батунова, ведущий психолог проекта «Наставничество» в Ивановской области, системный семейный психолог, психотерапевт:

  • молодые люди в возрасте 24–27 лет без детей;
  • люди 35–44 лет, воспитывающие детей-дошкольников;
  • люди старше 45 лет, у которых нет детей или дети уже взрослые.

«Всех наставников объединяет большое количество сил (ресурсов), желание поделиться ими, сделать что-то хорошее, приобрести новый опыт», ─ говорит психолог Наталья Батунова.

Зачем заниматься благотворительностью

Внимательно исследуйте свою мотивацию, оцените количество душевных и прочих ресурсов. Задайтесь вопросом: смогу ли я стать наставником? Никто, кроме вас, ответить на него не сможет.

Ребята в детских домах сильно отличаются от домашних детей. У воспитанников госучреждений за плечами разочарования и негативный опыт (особенно от общения со взрослыми), а также психологические травмы.

«В проект я пришла в 2020 году о чем не жалею! Мне нравится проводить время с моим другом Ваней. От общения с ним я получаю положительные эмоции и открываю себя с новой стороны. 

Считаю, что каждый человек способен совершать добрые дела для тех, кому так необходима наша поддержка и помощь», ─ делится впечатлениями наставница Анна.

Воспитанники детских домов совсем иначе воспринимают действительность, они живут по другим правилам, нежели дети в семьях. И чаще всего воспитанники нуждаются в близком человеке, который «принадлежал» бы только им.

В учреждения часто приходят благотворители, организуют праздники, на регулярной основе бесплатно занимаются репетиторством. Одним словом, вниманием воспитанники детских домов не обделены, но это общее внимание, которое делится на всех. 

Надежного взрослого, который обеспечивал бы стабильную привязанность и чувство базовой безопасности, у детдомовского ребенка нет. 

наставник для ребенка из детского дома

В госучреждения приходят благотворители, но ребенку  из детского дома нужен тот, кто будет приходить только к нему — свой, личный взрослый

Каждому нужен по-настоящему близкий человек. Любому ребенку такой значимый взрослый жизненно необходим. Именно им для воспитанника детского дома и должен стать наставник — хотя бы частично.

Важно понимать, что наставник:

  • не воспитатель;
  • не учитель;
  • не родитель;
  • не приятель. 

Основная задача наставника ─ поддерживать, направлять, быть рядом. Нельзя допускать панибратства.

«У наставника должно быть достаточно свободного времени для встреч, переписки с ребенком. Члены семьи должны быть готовы, что их родственник будет уделять время ребенку из детского дома», ─ говорит психолог Наталья Батунова.

Как проходит наставничество

После завершения тренингов и беседы с психологом я дошла до этапа знакомства с младшим (так в проекте называют ребенка, у которых теперь есть наставник). Наставников подбирают детям старше 12 лет.

Психолог Наталья Батунова объясняет, чего чаще всего боятся наставники:

  • «со мной ребенку будет скучно»;
  • страх сделать что-то не так;
  • страх, что подросток начнет игнорировать наставника;
  • страх не совладать со своими эмоциями.

Были подобные сомнения и у меня. Не ошибается тот, кто ничего не делает ─ с таким убеждением я окончательно решилась начать.

Моей младшей стала прекрасная молодая девушка Тамара. Наше знакомство состоялось 12 июня 2020 года. Тогда действовали ковидные ограничения, в детские дома никого не пускали, поэтому первый раз встретились мы онлайн — через видеозвонок.      

Так мы созванивались еженедельно, договариваясь о встречах через социальные сети. Когда ограничения сняли, я стала приходить к Тамаре в детский дом. Со временем мы начали ходить в кафе, кино, бассейн, просто на прогулки.

помощь ребенку из детского дома

Ребенку из детского дома особенно требуется поддержка значимого взрослого

Стеснение с обеих сторон, длинные паузы, иногда неуместные вопросы ─ в начале общения было много неловкости, но ничего особенно пугающего.  

Я старалась не пропускать встречи, чтобы не нарушать их регулярность. Постоянство общения — самое ценное для воспитанников детских домов. Они привыкли, что взрослые в их жизни спонтанно появляются и так же быстро пропадают. С наставником такого происходить не должно.

На этапе личных встреч наставник должен очень мягко, но грамотно выстроить границы. Случается, что младший быстро и сильно привязывается к наставнику, начинает воспринимать его как маму или папу.

В таких ситуациях включаются психологи проекта, помогают настроить верный тон в общении. Поддержка требуется и самим наставникам.

«После знакомства пары не оставляют без помощи, а сопровождают. Наставник всегда может обратиться к психологу за советом в выстраивании отношений.

Каким-то парам не требуется сильное вмешательство, а кого-то мы буквально ведем за руку. Это зависит и от личности самого наставника, и от особенностей ребенка, прежде всего — полученным им психологических травм и степени их тяжести», ─ рассказывает Анна Кожина, куратор проекта «Наставничество» в Ивановской области.

На регулярных супервизиях, когда встречаются наставники и организаторы, происходит обсуждение проблем, ситуаций и других вопросов, которые возникают в процессе общения с ребенком.

Я столкнулась с неожиданным вопросом: чем конкретно можно помочь ребенку? Теперь я точно знаю, что с материальной точки зрения воспитанники детских домов обеспечены полностью. Нет такого, что им чего-то не хватает, или у них нет вещей, одежды или обуви.

Чего нет у воспитанников детских домов, так это умения обращаться с деньгами и вещами, им не хватает элементарных навыков финансовой грамотности. Откладывать для воспитанников особенно тяжело. 

У наставника есть уникальная возможность помочь ребенку и приучить его не тратить сразу все, а копить на что-то действительно стоящее. Хорошим инструментом станет вклад от Совкомбанка. Таким образом младший увидит, что деньги могут приносить доход, и научится ждать. 

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями — вы сможете подобрать подходящий вариант. Высокая ставка убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

История продолжается

Случается, что пары в проекте разъединяются, но такие ситуации крайне редки. В подавляющем большинстве случаев наставник и младший в той или иной степени общаются длительное время.

Рассказывает Анна Кожина, куратор проекта «Наставничество» в Ивановской области: 

«Каждый год мы проводим исследование, где опрашиваем детей, наставников, сотрудников учреждения: что изменилось в их жизни вместе с проектом?

Большинство детей отвечают, что в детском доме им стало легче находиться благодаря наставнику. Особенно результаты видны, когда ребенок выходит из детского дома в колледж и общежитие, а наставник часто оказывается единственным человеком, который его поддерживает в этот период.

Также дети отмечают помощь наставников в сферах учебы (помогают определиться с профессией, поддерживают) и здоровья (возят на обследования, включаются во взаимодействия с врачами, часто инициируют начало обследования, обращая внимание детского дома на проблемы со здоровьем у ребенка).

Сотрудники учреждений отмечают, что с наставниками дети становятся спокойнее, увереннее в себе, некоторые начинают лучше учиться.

Наставники отмечают, что «прокачивают» свои навыки. У некоторых благодаря пониманию подростковой психологии улучшились отношения со своими детьми, но главное ─ это появление друга».

Лично для меня наставничество по большому счету никогда не было временным проектом. Считаю, что подобные вещи заканчиваются, только если кто-то из двух не захочет прекратить общение. Со мной такого, по счастью, не произошло.

Сейчас я живу в другом регионе, но это не мешает нам с Тамарой поддерживать общение. Конечно, уже не так тесно, как было несколько лет назад, но такова жизнь.

Думаю, справедливо предоставить слово человеку, ради которого и затевался проект, ради которого я стала наставником.

«Мои ощущения от проекта «Наставничество» очень разнообразные. Когда мне только предложили участвовать, я была сначала под сомнением: участвовать ли мне вообще, потому что думала, что не найдется такого человека, который бы смог разделить со мной какие-то мои проблемы, переживания, радости и помочь мне встать на истинный путь, но решила все-таки поучаствовать.

Я бы очень сильно хотела, чтоб остальные ребятишки тоже участвовали в этом проекте, потому что это очень важно в жизни. У большинства детей нет такого человека, который бы мог их выслушать и поддержать, именно этот проект поможет им в их начинаниях», говорит Тамара.

В завершение скажу, что наставничество дало мне точное понимание: взрослые, близкие для детей, могут только помогать, поддерживать и направлять. Учить должны учителя, а поучать ─ никто.  

Представьте, ваш ребенок с удовольствием ходит в спортзал. Ему нравится. Появляются первые спортивные достижения. А все потому, что вы правильно выбрали детского тренера. Рассказываем, как найти хорошего наставника, который приведет малыша к результату.

Как выбрать первого тренера

В спорте много возможностей. Сегодня вы можете ходить в одну секцию, завтра в другую. Но даже если решили подойти к вопросу серьезно, на разных этапах спортивной карьеры требования к наставнику будут разные. Часто один тренер начинает карьеру с ребенком, а другой приводит его к олимпийскому золоту. Смотрите на что обращать внимание в самом начале.

Тренировки должны нравиться детям

Первая и, пожалуй, самая важная задача тренера — пробудить детский интерес к спорту. Сходите на пробное занятие в несколько секции. Посмотрите, где ребенку понравилось больше всего и попробуйте позаниматься там первый месяц.

Если спустя месяц дети прибегают к родителям с вопросом: «а когда мы снова пойдем в спортзал», — значит инструктор нашел с малышом общий язык. Полдела сделано.

Если у ребенка потух взгляд и он неохотно ходит на тренировки, нужно понять, почему так происходит. Для этого:

  • Поговорите с детьми. Спросите, что именно не нравится и обсудите, как это можно исправить. Беседуйте по-честному и на равных. Если ребенок почувствовал давление и замкнулся в себе, вы услышите не правду, а оправдания и отмазки. В этом случае можно найти подход через тех, кому он доверяет: друзей, родителей друзей, бабушку с дедушкой.
  • Пообщайтесь с тренером. Возможно, на тренировке возник конфликт с другими детьми, не получаются какие-то приемы, упражнения или есть другие причины.

Может оказаться так, что вашим дочери или сыну просто не подходит выбранный вид спорта и нужно попробовать что-то еще.

С другой стороны, если дети ходят из одной секции в другую и ничего им не нравится, это еще не значит, что у них нет способностей к спорту. Вероятно, вы пока еще не нашли «своего» наставника.

Хороший тренер — педагог и психолог

Тренерская работа заключается не в том, чтобы показывать заученные техники и упражнения. Наставник должен замотивировать детей, стать для них авторитетом, советником и товарищем. Нужно уметь находить подход к каждому ребенку. Этому учат в педагогических институтах. Поэтому, если у инструктора есть образование педагога — это большой плюс.

Сходите на открытое занятие. Посмотрите со стороны, как дети и наставник общаются. Вы все сразу поймете. Если ребята понимают все с полуслова, слушают команды и относятся к учителю с уважением, это еще один плюс в пользу вашего выбора.

Добиться детского расположения можно строгостью и дисциплиной. Главное — не дойти до рукоприкладства (об этом мы еще поговорим). А еще расположить ребенка к себе можно через уважение и любовь. Но любовь не родительскую, а тренерскую. Она другая. Вы наверняка видели это. Смотришь и кажется, что на соревнованиях учитель выступает вместе с учеником. Вспомните, как Олег Романцев всегда переживал за свою команду: вскакивает со скамьи, весь сжат, как пружина, выкуривает одну за другой сигареты.

Спортивные достижения и награды

Если награды у тренера есть — хорошо, но это не самый главный критерий оценки. Очень часто хороший инструктор — это недореализованный спортсмен. Он, например, мог показывать хорошие результаты в своем виде спорта, а потом попал в сборную страны и все время просидел на скамье запасных. В таких ситуациях часто спортсмен прекращает свою карьеру и начинает успешно реализовываться в своих учениках.

Есть много примеров, когда наставник без собственных достижений в спорте приводил учеников к мировым титулам. Например, Кас Д’Амато мечтал стать профессиональным спортсменом, но ничего не вышло. Тем не менее он дал миру много выдающихся боксеров. В том числе воспитал и привел к чемпионскому титулу Майка Тайсона.

Каким должен быть тренер в спорте высших достижений

Бывает, что наставник ведет своего ученика от первого посещения спортзала до олимпийского золота.

Однако чаще встречаются ситуации, когда первый учитель дает ученику максимум того, что умеет, а для дальнейшего роста подбирают другого, более компетентного, инструктора. В этом случае смена тренерского состава оправдана.

Иногда спортсменов с потенциалом переманивают к себе другие наставники, подкупая перспективами роста. Так у Каса Д’Амато украли одного из учеников — Рокки Грациано.

В наших реалиях развитие тренерской карьеры часто упирается в финансовые возможности. Ребенка с детства может воспитывать гениальный инструктор из регионов. Когда дело доходит до выездов на спортивные сборы, расходы наставника не оплачивают. Он отпускает ученика, которого забирает к себе под опеку кто-то другой. Получается, что человек вырастил из ребенка бриллиант, но в итоге остался не у дел.

На поддержку именно таких тренеров и направлена одна из программ нашего проекта «Дети спорта».

Обязательно ли тренер должен быть популярным

Результат тренерской популярности высокая загруженность работой. Именитый наставник может быть всегда занят. Основное внимание он может уделять избранным ученикам, а не работать со всеми на равных. Если ребенок стал заниматься и результаты пошли вверх — хорошо. Когда результат под вопросом или вы не можете себе позволить дорогого инструктора, ищите альтернативу.

Если хотите, чтобы ребенку уделяли больше внимания, отдайте его в команду к молодому амбициозному специалисту. Он может быть начинающим тренером, но с выдающимися личными спортивными достижениями. Таким ребятам с горящими глазами под силу довести детей до уровня мастера спорта.

Тренерские достижения и награды

Спортивные достижения — это личные победы на соревнованиях и турнирах. Достижения наставника — это результаты его учеников. Профессиональные тренеры высшей категории набирают себе в команды кандидатов в мастера спорта и растят их до титулов олимпийских и мировых чемпионов.

По достижениям видно, какой у тренера опыт. Важно, чтобы он соответствовал вашим целям. Вариант перехода к другому инструктору обычно рассматривают, когда уперлись в потолок достижений. Даже известный боксер Рой Джонс ушел от своего учителя и по совместительству менеджера (которым был отец), когда это стало сдерживать его в развитии карьеры боксера.

Как выбрать тренера: советы родителям

  • Слушайте ребенка. Устанавливайте с детьми доверительные отношения. Тогда они вам сами расскажут, в какой спорт хотели бы пойти, что нравится в тренировках, а где наставник переходит черту.
  • Не реализовывайте собственные амбиции. Если вы о чем-то мечтали, но воплотить в жизнь это не получилось, не проецируйте достижение целей на детей. Вероятнее всего, они в этом случае будут заниматься не тем, что действительно нравится. Если что-то пойдет не так, будут чувствовать вину за то, что не оправдали надежды.
  • Найдите «своего» тренера. Важно, чтобы ученик и учитель совпали по психотипу. Обращайте внимание на взаимодействие детей и наставника во время занятий.
  • Поддерживайте тренерский авторитет. Мотивируйте детей без ущерба спортивным занятиям. Не противоречьте словам инструктора, принижая его авторитет.

Желаем вам найти для ребенка такого тренера, который станет для него лучшим наставником и приведет к результату.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти концентрацию соли если известна масса
  • Облез лак на крыше машины как исправить
  • Как найти картофельный крахмал
  • Как составить диалог по телефону на английском языке
  • Как найти свой пенсионный фонд российской федерации