Как найти настоящего гения

О ТОМ, ПОЧЕМУ ГЕНИИ ПОКАЗЫВАЮТ ПОРОЙ ДАЛЕКО НЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ТЕСТАХ IQ. И О ТОМ, НАСКОЛЬКО ПРОЦЕСС ИЗОБРЕТЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОГНОЗИРУЕМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ И ИНЖЕНЕРОВ.

Люди часто думают, что гении или просто очень талантливые ученые, инженеры и другие представители «творческих профессий» должны быть умными, сообразительными, находчивыми и прямо-таки блистать интеллектом. Еще думают, что у гениев, если им предложить пройти IQ-тест, будут совершенно фантастические результаты. Между тем у Эйнштейна, например, был невысокий уровень IQ.

Давайте договоримся о том, кого именно следует считать гением. Так проще вести дискуссию и делать корректные выводы.

Лучше всего под это определение подходит человек, который создал или изобрел что-то непреходящее и имеющее огромное значение. А теперь представьте себе следующую упрощенную модель. Память — это дом, полный различных вещей. А изобретение — это процесс, который определенным способом объединяет некоторые из этих вещей в единое целое. Действительно, если разобраться, все классные и передовые вещи устроены именно так. Они состоят из множества частей, объединенных определенным образом. Более простые — уже давно изобретены. Поэтому сегодня самое важное для изобретателя или инноватора — знание того, как их объединить, чтобы они служили долго. Желательно — вечно.

В рамках этой, пусть и предельно упрощенной, модели (да и, возможно, в жизни вообще) процесс создания чего-то нового из привычных составляющих основан всего лишь на усовершенствованном методе проб и ошибок. А уже этот метод складывается из знаний о поведении составных частей и понимания, где они находятся в доме (памяти). По сути, это все равно что ходить по дому, брать в руки разные вещи и пытаться как-то совместить их или использовать по назначению. Что в итоге, возможно, поможет решить поставленную задачу путем создания чего-то принципиально нового.

Рисуя в воображении эту картину, вы наверняка представляете, что человек идет быстро, а дом находится в идеальном порядке. Ведь так, правильно? Однако на самом деле подобный сценарий подошел бы скорее для решения лишь весьма тривиальных задач. Например, в процессе сборки мебели вы хорошо понимаете, что в итоге должно получиться. И — довольно быстро собираете из отдельных элементов шкаф или столик. Но что если вам предложат построить самолет? Или, скажем, изготовить лазер? Помогут ли в такой ситуации знания и навыки, достаточные для сборки мебели? Конечно же, нет! Будет ли иметь значение время — скорость, с которой следует решить задачу? Тоже вряд ли. Более вероятно, что очень скоро процесс поиска решения просто пойдет по кругу. А цель так и не будет достигнута.

МОЗГ ГЕНИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ОЧЕНЬ ПОХОЖ НА ДОВОЛЬНО БЕСПОРЯДОЧНЫЙ ДОМ. ОТВЕРТКА В ТУАЛЕТЕ, КУХОННЫЙ СТОЛ В ГАРАЖЕ, ЕДА В ШКАФУ…

Известно, что задача случайной оптимизации лучше всего решается с помощью алгоритма Монте-Карло (так называемые случайные алгоритмы). Мозг по-настоящему гениального человека — это зачастую довольно беспорядочный дом (туалетная бумага под кроватью, отвертка в туалете, кухонный стол в гараже, еда в шкафу и одежда в холодильнике). По большому счету, знание расположения вещей не особо полезно при хаотичном поиске решения. Забавно, но даже знание того, где находятся фрагменты, необходимые для решения известных проблем, может оказаться бесполезным в процессе реализации новых задач. В результате одаренный человек может «не помнить», как решается та или иная известная проблема, а просто помнить, что она как-то решаема. Поскольку не видит смысла хранить в кратко­срочной памяти точный алгоритм решения. Помимо очевидного беспорядка в голове, еще одна забавная черта таких людей — это неспособность объяснить известные решения. Да и, если честно, вообще объяснить что-либо.

Напрашивается вывод. Если порядок не важен, то, может быть, решающее значение имеет скорость? Оказывается, что тоже нет. Единственное, что играет роль, так это высокая концентрация внимания и эффективное использование памяти.

Представьте себе, что фрагменты, необходимые для решения задачи, находятся на расстоянии одного метра друг от друга. И для того, чтобы найти решение (10 тысяч фрагментов и действий), вам нужно перебрать 10 миллионов вариантов (накапливая знания по проблеме на протяжении всего пути). А теперь предположим, что ту же задачу будет решать обычный человек (не гений), который может двигаться только в течение одного часа (продолжительность концентрации внимания), но зато со скоростью 100 км/ч. Кто победит? Бегун? Вовсе нет. Такой человек никогда не решит проблему. А просто переберет 100 тысяч фрагментов за час, остановится и, отдохнув, будет вынужден начинать все с нуля.

Что же, подключим к решению задачи очень медлительного человека, двигающегося со скоростью 1 км/ч, зато обладающего неограниченной продолжительностью концентрации внимания. За час он перепробует тысячу фрагментов, но затем продолжит поиск и через 410 дней найдет действительно качественное решение, которое прослужит тысячи лет или миллионы тысяч дней, по сравнению с которыми 410 дней, потраченные на поиск, будут выглядеть совершенно незначительным сроком.

Итак, набрасывая образ потенциального гения (а все мы постоянно ищем гениев, которые так нужны в эпоху инноваций), мы получаем довольно противоречивую картину. Им может оказаться человек с относительным «беспорядком» в голове и неспособностью что-либо внятно объяснить. Гений может обладать «забывчивостью», позволяющей не помнить как об известных решениях, так и о том, что сложно или даже невозможно решить (это иногда может выглядеть довольно глупо). Зачастую он может быть еще и весьма медлительным. Наконец, такой человек обязан демонстрировать готовность к решению любой задачи, обладать длительной концентрацией внимания, способностью фокусироваться.

Ну что, у вас есть кто-нибудь, подходящий под такое описание?

Каждый человек хотел бы думать, что он гений. Но, к сожалению, большинство таковыми не являются. И даже тесты IQ, которые точно не скажут, кто умен, а кто – нет. Иногда молчание во время жаркого спора считается признаком ума. Так каковы же признаки гения в человеке?

Человек может совсем ничего не понимать в математике, но у него могут быть удивительные способности к биологии. Все зависит от того, что его интересует. Но есть некоторые привычки или характеристики, учитывая которые, можно с уверенностью сказать, что этот человек — в определенной степени гений.

Есть странные причуды и перегибы, которые указывают, что у вас высокий уровень интеллекта и проницательный ум. Вам интересно узнать, что это за привычки? Прочитайте дальше.

«Непослушака» — спортивный гений

Главное качество в спортсмене — стрессоустойчивость. Только упорство и воля к победе дают возможность получить в спорте хорошие результаты. Если ребенок не реагирует на ваши замечания и даже под угрозой наказания продолжает гнуть свою линию — эти качества в нем присутствуют.

Детей, которые будут успешны в спорте, можно распознать еще с грудничкового возраста. Например, если ребенок пытается построить башню из кубиков, которая постоянно падает, или, уже покраснев от усилий, он второй час пытается сдвинуть с места стену — у него есть упорство и желание добиться своего, а значит даже проигрыши, которые обязательно будут, не станут преградой на пути к достижению его цели.

Врун — творческая личность

Если ваш ребенок фантазирует без повода, рассказывает небылицы, которые якобы с ним происходили в течение дня, или вдруг у него появился воображаемый друг — это говорит о том, что у него хорошо развиты фантазия и абстрактное мышление, а это необходимые качества творческой личности.

Еще одним признаком творческих способностей ребенка считается его склонность к идеализации событий, поэтому у таких детей больше чем у остальных развито повышенное чувство справедливости. От творческих детей часто можно услышать фразы по типу «Это нечестно!», «Так несправедливо!», «Мы так не договаривались!» Стремление к справедливости вызвано повышенной ранимостью и сильной чувствительностью таких личностей.

Вожди — бездари?

«АиФ»: — Часть депутатов, кажется, считает, что самый тупой думец умнее обычного гражданина…

С.С.: — Искать гениев среди политиков и представителей власти бесполезно. И это наглядно доказывает пример В. Ленина: мозг вождя мирового пролетариата, который исследовался ещё советскими учёными, имел самое тривиальное строение и был близок к мозгу высших приматов. В основе поведения политиков лежит принцип доминантности, то есть стремление стать главным, как в стаде бабуинов. Они полностью подчиняют ему всё своё существование, весь свой мозг.

«АиФ»: — Но так ведь не все могут?

С.С.: — Нет. Из-за длительной социальной эволюции человече­ский мозг приспособился к тому, чтобы соблюдать социальные правила поведения, что чрезвычайно затрудняет достижение доминантности. А если вы беспринципны, аморальны, бессовестны, то вы потенциальный политик. В той же Госдуме очень много людей, которые побывали во всех партиях, ­успели предложить свои услуги всем подряд.

«АиФ»: — Большевистские учёные собирали мозги вождей, чтобы доказать, что они самые гениальные?

С.С.: — И доказали обратное. Коммунисты, придя к власти, как материалисты, сделали вывод: души нет, Бога нет, значит, главное скрыто в мозгах. Создали Институт мозга в Москве при ЦК ВКП(б). Идея была в том, чтобы в гигант­ской голове статуи В. И. Ленина на крыше Дворца Советов создать пантеон мозга великих людей (по типу античного храма богов). Исследовали гениев, уголовников, обывателей разных расовых и этни­ческих групп.

Статья по теме

Святослав Медведев: «Гениальность — это заболевание, которое проявляется только с возрастом»

Но выяснилось, что разница мозга у различных людей значительнее, чем даже у животных разных видов. Изменить строение мозга невозможно. То есть коммунисты сами доказали, что построить идеальное человеческое общество нереально по биологическим причинам. И, поскольку на самой идее социального равенства, придуманной утопистами Марксом и Энгельсом, был поставлен жирный крест, все исследования к 1940 г. прекратили, засекретили данные и потом уничтожили почти всю информацию. Это решило судьбу нашей страны.

«АиФ»: — В чём же выход?

С.С.: — Начать серьёзные исследования в этой области. Если по­спешить, то уже через 3-4 года никакой Америке нас будет не догнать. Технология выявления гениев по оценке структур мозга опубликована. Осталось только вложить деньги в её развитие и практическое применение. Тот, кто сможет это делать, сможет контролировать мир. Потому что отбор гениев предполагает управление негениями: делай что хочешь, никто не поймёт до конца, что происходит. Один гениальный экономист может нанести любой экономике вреда больше, чем самая разрушительная и кровопролитная война. Я думаю, что по-тихому европейцы и американцы нач­нут такие работы не сегодня зав­тра, если уже не начали. Если мы не подсуетимся, никто даже не заметит, как нас завоюют.

Любитель иностранных мультиков – подрастающий музыкант

Если ваш ребенок внимательно смотрит мультики на иностранном языке или внимательно слушает песенки — у него есть музыкальные способности. Дело в том, что дети с музыкальным талантом любят знакомиться с новыми звуками и вслушиваться в них, а потом воспроизводить самостоятельно.

Музыкальные дарования обожают копировать мимику и голоса окружающих. Поэтому если ваш ребенок любит кривлять взрослых — это не вредность, а проявления музыкального таланта.

Еще один признак подрастающего музыканта — громкое копирование голосов животных. Такие дети могут внезапно громко кукарекать или мычать.

Мечтатель — талантливый архитектор

Если вы замечаете за ребенком, что тот часто как будто «залипает» и в этот момент не реагирует на внешние раздражители, ваше обращение к нему, рассказ учителя, просьбы о помощи — значит, он умеет погружаться в себя. Но только одаренный ребенок может находиться наедине с самим собой и своими мыслями, т. к. обладает пространственным мышлением.

Такие дети с легкостью переносятся в то время, о котором думают, и к тому событию, о котором вспоминают. Часто во время таких «временных путешествий» дети додумывают или видоизменяют произошедшее событие. Возможность создавать собственный мир помогает детям становиться талантливыми скульпторами, архитекторами или художниками.

Как понять, что вы – гений?

Главная » Живи » Будь в курсе » Как понять, что вы – гений?

Сколько раз мы терпели неудачу на экзаменах, проходили тесты IQ не так хорошо, как хотелось бы, не знали, что ответить на, казалось бы, простой вопрос? Подобные промахи случаются с каждым человеком. Однако они вовсе не означают, что человек на самом деле не может быть гением.

Существует несколько признаков «гениальности», которые проявляются в поведении, и некоторые из них могут показаться очень странными. Проверьте, сколько из этих признаков вы обнаружите в себе? Быть может, в вас скрывается гений?

ПРИЗНАК 1. Вы любите задавать много вопросов и перепроверять информацию

Если вы интересуетесь всем, что вас окружает, всегда стараетесь докопаться до истины и ставите под сомнение любое утверждение, скорее всего, вы обладаете высоким интеллектом.

ПРИЗНАК 2. На вашем столе всегда беспорядок

Хаос на рабочем месте не всегда является признаком лени. Наоборот, подобная атмосфера помогает настроится на творчество и создание новых идей.

ПРИЗНАК 3. Рисунки на полях

Если во время телефонного разговора, лекции или просто в свободное время вы рисуете замысловатые узоры в тетрадках или на любом листке, который окажется под рукой, значит вы творческая личность.

ПРИЗНАК 4. Рассеянность

Как не странно, рассеянность является верным признаком гениальности, так как появляется из-за того, что человек пытается удержать в голове слишком большее количество информации.

ПРИЗНАК 5. Вы некомфортно чувствуете себя в обществе

Мыслительные процессы протекают гораздо лучше, когда вас ничто не отвлекает. Сосредоточиться на чем-то, находясь в толпе, гораздо сложнее. Если вы подсознательно стараетесь больше времени наедине с собой, вполне возможно, что вы – гений.

ПРИЗНАК 6. Вы любите витать в облаках

Если вы любите мечтать, и часто ваши мысли где-то далеко, то на замечания о том, что «хватит витать в облаках», смело заявляйте, что вы гений.

ПРИЗНАК 7. У вас мало друзей

Гениальные люди очень избирательны в вопросах дружбы и предпочитают иметь узкий круг общения.

ПРИЗНАК 8. Вы любите читать

Чтение весьма благотворно сказывается на уровне интеллекта человека, поэтому чем больше вы читаете, чем умнее становитесь.

ПРИЗНАК 9. «Совиный» образ жизни

Большинство настоящих гениев предпочитают работать ночью, и спать днем. Вероятно, это связано с тем, что ночью проще сосредоточится, не отвлекаясь ни на какие шумы, звонки и прочие факторы.

ПРИЗНАК 10. Вы живете в своем собственном ритме

Если вас сравнивают с черепахой, указывая на вашу медлительность в работе, не спешите обижаться, ведь ваша медлительность может означать, что вы очень методичны, а это уже признак гениальности.

ПРИЗНАК 11. Вы стремитесь изучить все и сразу

Настоящий гений не может быть узкоспециализированным, ему интересны различные вещи, которые могут иметь прямое или косвенное отношение к его основной специальности. Он может освоить несколько профессий, любить различные жанры литературы и т.д.

ПРИЗНАК 12. Вы постоянно бросаете себе вызов

Гениальный человек никогда не останавливается на достигнутом. Ему хочется покорять новые вершины, расширять свой кругозор, решать все более сложные задачи.

ПРИЗНАК 13. Разговоры с самим собой

Да, как бы странно это ни звучало, но зачастую разговоры с сами с собой являются признаком не сумасшествия, а очень высоко интеллекта.

ПРИЗНАК 14. Бессонница

Бессонница может быть вызвана разными причинами, одна из которой – слишком высокая активность мозга, который даже ночью усердно обрабатывает информацию и не дает вам заснуть.

ПРИЗНАК 15. Вы склонны противоречить сами себе

Может сложится впечатление, что внутри вас живет еще одна личность, которая оспаривает каждое ваше решение. Это позволяет вам смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения и принимать более взвешенные решения.

Источник: lifebuzz.com

НОВОСТИ

    Похожие записи

  • Instagram взорвало от этого фото
  • Что будет, если 4 года не выкидывать мусор?
  • Кот-робот помогает справиться со стрессом
  • Средневековые методы строительства
  • Самые невероятные совпадения
  • Команда фильма «Отряд самоубийц» на премьере

Модник — будущий изобретатель

Дети, которые в будущем могут стать талантливыми изобретателями, в детстве очень придирчивы к себе. Они еще со времен детского сада любят вещи, которые красивы в их понимании. Они часами могут стоять у зеркала, примеряя не только свою одежду, но и перебирая гардероб родителей.

Причина такого поведения — развитое визуально-пространственное мышление. Такие дети примеряют на себя различные образы, среди которых ищут тот, который соответствует картинке, нарисованной их воображением.

Дети, способные совершить прорыв в какой-то области, легко придумывают истории, опираясь на рисунки, и легко воспринимают информацию из таблиц и карт. Например, они быстро находят нужный рейс на табло в аэропорту, легко читают маршрут по навигатору и сами любят рисовать карты сокровищ.

LiveInternetLiveInternet

Можно конечно пройти много тестов, но они как известно не всегда объективны… Поэтому Роберт Дилтс разработал собственные правила по которым можно определить гения, т.н признаки гения…

Свойства гениев:

1. Хорошо развитая способность к визуализации.

Зрение было основным «навигационным» инструментов гениев. «Мыслящее мыслит формы в образах» (Аристотель).

2. Создание и использование множественных связей между органами чувств (синестезия).

Гениальные личности склонны использовать все остальные чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями. Эта способность возвращает нас к истокам восприятия, свойственного детям, к истокам формирования понятий.

3. Использование множественности перспектив.

Теория относительности Эйнштейна — по своей сути описание взаимодействия различных перспектив. Поиск деталей, не вписывающихся в привычные картины мира и нахождение новой точки зрения — общая стратегия гениев.

4. Высокоразвитая способность постоянно переключаться с одной позиции восприятия на другую.

Гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия: первой (я сам, моя точка зрения, мои чувства), второй (другой, объект исследования, его точка зрения и чувства) и третьей (позиция стороннего наблюдателя за взаимодействием нашего «Я» и объекта).

5. Способность легко переходить с одного уровня мышления на другой и пользоваться «кусками информации» разного размера.

Гении умели работать с мелочами
(«Мелочи создаютсовершенство, а совершенство — не мелочь» Микеланджело)
и одновременно не тонули в деталях; могли видеть картину целиком, не теряя из виду ее мельчайшие компоненты, обладали уникальной способностью находить равновесие между большим и малым.

6. Поддержание обратной связи между абстрактным и конкретным.

Гении формируют стойкую и динамичную петляю братной связи между абстрактными образами и их реальным выражением, позволяющая постоянно корректировать и совершенствовать и то, и другое. Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является «мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с ее помощью».

7. Баланс мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик.

Гении не только обладают развитой способностью мечтать, но и способностями и умениями воплощать свои мечты в конкретные формы и критически относиться к своим идеям и их воплощениям. Тесла утверждал, что способность быть «тщательным» мечтателем облегчала реализацию идей и изобретений.

8. Постановка фундаментальных вопросов.

Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Ключевой характеристикой всех гениев является их неукротимая любознательность и восторженность. Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет «правильных» ответов. Неудача — трамплин для успешного решения.

9. Употребление метафор и аналогий.

Гении постоянно прибегают к метафорам и латеральным, или нелинейным, стратегиям мышления. Метафора или аналогия лежит в основе каждого гениального действия. Эйнштейн широко использовал метафорические конструкции: плоский мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и т.д.

10. Предназначение помимо собственной личности (Миссия).

Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу служащую чему-то большему, чем они сами. Во введении к своей анатомии Леонардо смело заметил: «Я хочу делать чудеса…, даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности». О причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал:
«Я хочу знать мысли Бога, все остальное — детали».

Тараторка — успешный общественный деятель

Быстрая речь и беспрестанные разговоры — показатели высоких умственных способностей ребенка. Быстро и много может говорить тот ребенок, у которого большой словарный запас, но при этом в силу своего возраста он не умеет еще четко формулировать свои мысли. Чаще всего такие дети начинают говорить сразу фразами или соединять в одно предложение подлежащее и сказуемое, например: «Дай пить» или «Пошли гулять».

В будущем такие дети мастерски овладевают словом, поэтому из них часто получаются успешные писатели или журналисты, а также общественные деятели и активисты, способные вести за собой массы.

Как распознать гения по дате рождения, неврозам и оценкам в школе

Подход, если подумать, вполне себе рабочий: берем гениев, выявляем общие черты в характере, физиологии и условиях жизни, генерируем такие же в каком-нибудь ребенке, и — вуаля: будьте знакомы — гений.

И никаких тебе божьих искр, поцелуев и прочих халявных презентов свыше — мистике в лаборатории не место. Атеистичненько, конечно, но, с другой стороны, почему бы и нет? А вдруг получится?

Я узнаю его по косточке

Но сначала о том, что там в очередной раз обнаружила наука. А обнаружила она хаос, мат и ночные бдения. То есть сверхталантливые люди, как утверждает издание Curious Mind, а вместе с ним и некие неназванные американские ученые, не склонны заморачиваться уборкой окружающей их территории (так как свободно ориентируются в эверестах бумаг и мусора); ругаются как матросы (мозг таких людей работает крайне быстро и не тратит время на поиск корректных ответов на глупые вопросы) и ложатся спать сильно за полночь (нарушение циркадных ритмов у гениев — обычное дело).

Интересно, конечно, но как-то мелковато: у нас таких гениев — в каждой многоэтажке пачками… Для выяснения еще одной жизненно важной черты некоторые предлагают потенциального гения разуть, особенно если тот уже давно покинул молодежную лигу.

Если обнаружатся следы подагры — есть повод копать дальше. Ведь еще с XVIII века подагру называли болезнью умнейших людей, великих полководцев и неординарных политиков.

Как распознать гения по дате рождения, неврозам и оценкам в школе

Самое интересное, что два века спустя давние выводы еще раз подтвердил медик Генри Хэвлок Эллис. Он написал книгу «Исследование английского гения» (A Study of British Genius), где сообщил, что 55 из 1030 великих англичан страдали от подагры. Соотношение вроде бы так себе, но обычно этим недугом болеют 0,3% населения, а тут получилось аж 5,3%. К слову, подагриков среди великих действительно хватало: Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий, Людовик XIV, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I, Кромвель, адмирал Нельсон, Мильтон, Бетховен, Ренуар, Мопассан, Диккенс, Тургенев, Чаплин, Дарвин, Галилей, Томас Мор, Монтень, Вольтер, Рембрандт, Рубенс, Данте, Гете, Пушкин, Тютчев, Блок, Лейбниц, Ньютон, Кант… И список можно множить дальше. Странной закономерности вскоре нашли объяснение.

Все дело в мочевой кислоте, соли которой откладываются в суставах подагрика и вызывают болезнь. Формула этой кислоты очень напоминает формулы кофеина, теофиллина и теобромина — известных стимуляторов умственной деятельности и способности к концентрации. У обычного человека этой кислоты дай бог, если один грамм наберется, а вот у гениев — как минимум 20–30, так что стимулировала она их, похоже, капитально.

Однако накачивать суставы вредными солями для генерации гениальности — это, согласитесь, не очень гуманно. Уж лучше обратить внимание на внешность. Там, говорят, тоже все написано.

— У гениев довольно часто встречается голова «лампочкой», — объяснил «ВМ» физиономист Олег Воеводин. — Форма, при которой наблюдается расширение черепа в районе висков или лба, — признак того, что человек с легкостью может придумывать что-то новое, творить, созидать. Такие головы были, например, у нобелевского химика Альберта Хофмана, Моцарта, Ленина, Ньютона, многих других… Часто встречаются также глубоко посаженные глаза (дальновидность), морщины на лбу, прямые (отстаивают свою точку зрения) или «переломанные» (все держат под контролем) брови, а также чуть сдвинутые влево, в сторону левой руки, макушка (прозорливость), нос (открытость миру) и подбородок (действенность). Если посмотреть на уши гениев, то, скорее всего, мы увидим, что противозавиток будет как бы доминировать, сильно выступать над завитком — признак того, что человек бескорыстно дарит себя миру. Гения, которого ждет признание, выдадут два передних резца, которые будут больше остальных зубов, у непризнанного эти зубы будут как бы впалыми.

Садись, два

Изучение паспорта тоже внесет свои коррективы. Например, по данным инженера ЦАГИ Евгения Виноградова, проанализировавшего биографии 1008 самых выдающихся личностей всех времен и эпох, те в 1,32 раза чаще выбирали для рождения холодное время года, нежели теплое. Причем основной упор делали на февраль (на 55% чаще всех остальных месяцев).

Виноградов объясняет такую «гениальную кучность», во-первых, более правильным рационом матерей (большая часть беременности приходится на изобилующие витаминами лето и осень), а также солнечной и кислородной активностью, чье суммарное воздействие сильнее всего в феврале. На этом, кстати, исследователь не остановился и дотошно подсчитал, что больше всего гениев рождалось в конце вторника, начале среды и первой половине субботы. В общем, при нынешнем уровне медицины и родовспоможения подгадать с датой рождения гения — уже пара пустяков.

Но мало гения родить — надо еще организовать ему проблемную семью, утверждают исследователи. Например, куда-нибудь спровадить одного из родителей (Наполеон, Ганди, Стендаль, Руссо, Байрон, Нельсон Мандела и еще как минимум 600 других великих), а можно и сразу обоих (Стив Джобс, Коко Шанель, Джон Леннон, Бах, Лев Толстой, Руссо, Эдгар По, Куинджи…). Деспотичное воспитание тоже можно взять на заметку: у Пушкина была вспыльчивая мать, Белинского били, Бетховена заставляли музицировать до изнеможения, Чехова секли розгами по любому поводу…

Эштон Катчер явно переусердствовал в стремлении быть похожим на Стива Джобса. / Фото: www.facebook.com/thejobsmovie

Неудивительно, что приблизительно 85% гениев стали в итоге не самыми уравновешенными людьми. А с такими стрессами уже не до учебы и хорошего поведения. Тот же Чехов как минимум дважды оставался на второй год (из-за географии, арифметики и греческого), закоренелыми двоечниками были Эдисон, Черчилль, Эйнштейн и Билл Гейтс, не блистали в школе знаниями Сергей Королев и Пушкин, Наполеон и Бродский, Бальзак, Циолковский, Лев Толстой, Менделеев (этот, правда, под угрозой отчисления учебу все же подтянул)…

Собственно, объясняется все просто: гениальность и пресловутый IQ чаще всего и рядом не лежат. Неоднократные масштабные исследования показали, что дети с высоким IQ во взрослой жизни создают крепкие браки, имеют отличную работу, достойный уровень жизни — в общем, прекрасно социализируются. Однако никого из них так и не «уличили» хоть в каком-то серьезном культурном или научном вкладе в общую копилку человечества.

Объяснение такой нелогичности тоже уже нашлось. Как правило, «отличники по жизни» для решения той или иной задачи послушно следуют усвоенным алгоритмам, тогда как гении фонтанируют массой нестандартных идей, торя совершенно нехоженые тропы.

Тараканьи бега

Что касается пресловутой социализации, то уж что-что, а тараканы в гениальных головах — вещь чуть ли не обязательная.

Эйнштейн ненавидел носки. Байрона выбешивали солонки с солью. Брамс призывал музу, бесконечно начищая и без того уже начищенные ботинки. Моцарт и Гофман страдали манией преследования. Шиллер не мог писать без гнилых яблок на столе. Мао Цзэдун никогда не чистил зубы. Ахматова боялась открытых пространств, а Маяковский — инфекции (повсюду носил с собой мыльницу и старался не снимать в общественных местах перчаток). Ван Гог считал себя одержимым бесами, Мопассан периодически видел дома своего двойника. Галлюцинации навещали Рафаэля, Крамского, Державина и Глинку.

Достоевский страдал эпилепсией, Мандельштам — тяжелыми неврозами и попытками суицида. Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, не все в порядке с психикой было у Шумана, Бетховена, Гаршина, Гоголя, Руссо, Ницше, Чюрлениса, Генделя, Скрябина… А уж депрессии и резкие смены настроения — это вообще их, гениев, все.

Тесную связь гениальности с проблемной «крышей» заметили еще в античности («Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия» — Аристотель), и потом многие ученые неоднократно возвращались к изучению этой «печати гения».

Как распознать гения по дате рождения, неврозам и оценкам в школе

— Да, это было целое большое течение в психиатрии, многие ученые увлекались этой темой, являясь как сторонниками, так и противниками объединения гениальности с безумием. В том числе и наши — Сегалин, Юдин, Боженов, Минц, Галант… — объяснил «ВМ» Виктор Ханыков, врач-психиатр ФГБУ «НМЦПН» им. В. П. Сербского. — Но вот что я вам скажу.

В физическом теле выход за рамки нормы, как правило, свидетельствует о патологии. В душевной сфере это может быть как патологией, так и сверхнормой или «иной» нормой. Например, более высоким, синтетическим, уровнем мышления или способностью видеть мир в иных гранях, или более обостренным переживанием каких-то вещей.

Мы не можем тут видеть отклонения, потому что это адекватный взгляд на мир, просто более яркий, разносторонний и сфокусированный, чем у среднего человека. Да, многих гениев уличали в социальной дезадаптации, холодности к близким, нетерпимости.

Но такое поведение — лишь следствие другой иерархии ценностей, для гения важны иные вещи. Как правило, в той области, где они творили, эти люди проявляли и настойчивость, и упорство, и могучую волю. Они просто не смогли бы сделать так много, если бы не проявляли все эти качества. Что как раз малохарактерно для душевно больных людей. Во всяком случае — для страдающих шизофренией, которую так любят приписывать большинству гениев.

А еще виновата лупа, в которую мы, обычные люди, рассматриваем гениев: — Мы говорим: у Бетховена был ужасный характер, Пушкин был «патологическим» бабником, Мусоргский пил запоями, — продолжает Ханыков. — Но сколько таких людей среди обычных? Полно, просто мы не фиксируем на них внимание — масштабы личности и деятельности не те.

А гении — всегда под лупой.

Конечно, у некоторых из них присутствуют черты, похожие на проявления тех или иных душевных недугов.

Скажем, чтобы быть гением в науке или технике, надо иметь необычный взгляд на вещи, видеть связи там, где их не видит обычный ум. Это называется у психологов «опора на латентные признаки» — выравнивание значимого и незначимого — и является одним из свойств шизофренического мышления. Но для гения это необходимо и естественно.

Образование наводняет наши головы догмами, и чтобы прорваться сквозь них, гению надо, чтобы они были для него не очень значимы.

Большинство гениальных творцов сохраняли эту незашоренность всю свою жизнь, продолжая продуцировать новые идеи до глубокой старости. В отличие от больных шизофренией, чье мышление, а затем и личность из-за болезни, как правило, быстро движутся к распаду, воля нивелируется, а эмоции блекнут.

Как распознать гения по дате рождения, неврозам и оценкам в школе

Копия не верна

Понятно, что в гениальные головы пытаются залезть не только психиатры, но и другие мозговеды. Например, засунув их в аппарат МРТ, неврологи обнаружили, что мозг творческих людей вовсю активничает в моменты отдыха. Видимо, поэтому многие из них утверждают, что гениальные идеи к ним приходят спонтанно, а то и вообще во сне. Одни нейрофизиологи увидели, что на пике творческого процесса у людей включаются по максимуму сразу оба полушария, другие — что «детектор ошибок», расположенный в правой височной доле, находится у гениев в отключке, третьи — что их мозг более «мускулист», четвертые… есть, разумеется, и четвертые, и двадцатые, и семидесятые… Означает ли это, что в будущем наука будет печатать гениев со скоростью бешеного принтера? Отнюдь.

— Нет никаких объективных методов определения гения, и вряд ли они когда-нибудь появятся. Просто потому, что их и не должно быть, — считает Валерия Стрелец, главный научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. — Слишком уж все индивидуально. Бывает, что дети растут вундеркиндами, а потом из них ничего не получается. Бывает — как в случае с Моцартом — остаются гениями на всю жизнь.

Бывает (мой любимый пример) — как с Нильсом Бором, которого считали умственно отсталым, а его брата-близнеца — вундеркиндом. В итоге о втором сейчас никто не знает, а первый стал героем науки. Мозг каждого человека уникален, все по-разному накапливают, сохраняют и обрабатывают информацию, у каждого — свой собственный, индивидуальный, жизненный опыт, генетика, гормональный фон и масса других факторов, которые просто невозможно синтезировать. И уж тем более — поставить на поток. Так что гений всегда будет вещью абсолютно штучной и уникальной.

СПРАВКА

В Древнем Риме гением называли дух, покровительствующий человеку или местности. Современное значение — человек с особенными, практически божественными способностями — появилось лишь в XVIII веке.

Международный консорциум ученых представил план по реконструкции генома Леонардо да Винчи. Так как точное место его захоронения неизвестно, а наука уже научилась извлекать ДНК из вещей, к которым прикасались люди, ученые — в надежде разгадать секрет гения — пытаются получить ее из отпечатков пальцев (например, в дневниках Леонардо) или из внутренностей его картин.

КСТАТИ

Константин Циолковский предлагал создать в России сеть инкубаторов для выведения гениев. Он подсчитал, что система искусственного оплодотворения женщин «высшими» мужчинами без их участия будет выдавать на-гора совершенных людей, а спустя пять поколений дело дойдет и гениев.

Творец комиксов – профессиональный аналитик

Одаренные дети отличаются объемом своей памяти. Они могут помнить то, что происходило с ними в два года, или передавать в деталях сценарий утренника, который был несколько лет назад. И часто свои воспоминания дети выражают не словами, а изображают в картинках.

Обратите внимание на рисунки вашего ребенка. Если на них изображен сюжет из его жизни — у малыша фотографическая память. И чем детальнее будет рисунок (товары на полке из ближайшего супермаркета, развешаны платья, как у вас в шкафу, друзья на рисунке одеты в ту же одежду, в которой ходят в садике т. д.), тем лучше память у вашего ребенка. Фотографическую память обычно имеют дети с аналитическим складом ума, поэтому все логические задания, математические примеры и разработка стратегий им даются легко.

Гениальность человека

1. Вы думаете, прежде чем говорить.

Вместо того, чтобы просто болтать, гении задумываются над тем, что они хотят сказать, прежде чем что-то произнести. Они могут избегать остроумного ответа или умного подхода, и не будут спешить с ответом.

2. Вы не боитесь оказаться неправыми.

Гении признают, что они, возможно, не самые умные люди, и их это не беспокоит. Они спокойно принимают любые ошибки и промахи.

3. Вы нацелены на решение задач

Гении будут обдумывать проблемы и работать над их решением, находя реальный выход, а не временные меры.

4. Вы не любите спорить

Когда вы на самом деле умны, вы знаете, как сохранять спокойствие, так как в противном случае это осложнит достижение конструктивного разговора. Гении стараются разрешить споры, а не ищут их.

Тревожность — детальный стратег

Если перед каким-то событием ваш ребенок начинает задавать вопросы по типу «А что если..?», и дальше следуют самые невообразимые предположения, не стоит отмахиваться от ответов. Скорее всего, ваш ребенок хочет быть готовым ко всем возможным сценариям развития незнакомого для него события. А чтобы обезопасить себя, стремится просчитать свои действия на несколько шагов вперед.

Такая любознательность показывает в ребенке талант стратегического мышления. Он хочет заглянуть в будущее и спрогнозировать дальнейшее развитие событий, учитывая возможность появления разных алгоритмов.

Шопоголик — выдающийся программист

Постоянные просьбы сходить в магазин — это не признак транжиры, а проявление аналитических способностей ребенка. Причина любви к походам в магазин часто кроется не в желании купить новую игрушку или сладость, а в самом процессе выбора вещи.

Дети с аналитическими наклонностями обычно хотят сами расплатиться на кассе или забрать сдачу. Они любят сравнивать цены и разбираться в особенностях тех или иных моделей желанного приобретения. Вызывает такое желание математический склад ума, который требует тренировки способностей сравнивать и выделять важные характеристики, а потом систематизировать собранную информацию.

Юморист — авторитетный руководитель

Если ваш ребенок вовлекается в спонтанное веселье, быстро улавливает комические несоответствия и в три года знает с десяток шуток — в вашей семье растет будущий лидер. Наличие чувства юмора говорит о том, что ребенок обладает абстрактным мышлением, а значит, ему легко быстро находить выход из незнакомых ситуаций, ведь результаты своих действий он просчитает на несколько шагов вперед.

Чувство юмора помогает детям быть в центре внимания, что позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими и тренировать свою интуицию. Это дает ему возможность в будущем отчетливо понимать, с кем и в каком ключе стоит вести диалог, какими аргументами он может склонить собеседника на свою сторону и какие эмоции вызвать, чтобы добиться желаемого результата.

Как распознать гения?

Четких критериев, показывающих гениальность, не существует, но все-таки можно говорить об определенных закономерностях, присущих таким людям. Гении с уникальным восприятием мира, своеобразным отношением к привычным вещам. Они могут даже не заметить то, что на бытовом уровне выведет из равновесия другого человека. Но что-то необычное заставит их впасть в настоящую депрессию.

Например, гениальные дети совершенно не расстроятся, если им не купят какую-то игрушку, зато надолго потеряют смысл жизни, узнав, что опровергнута теория Эйнштейна.

Основные признаки гениальности:

  • Всестороннее рассмотрение любого вопроса и глубина мысли;
  • Визуализация мышления;
  • Склонность к постоянному экспериментированию;
  • Сочетание несочетаемого;
  • Умение видеть аналогии и метафоры;
  • Развитая интуиция;
  • Специфическое чувство юмора;
  • Не останавливаются в тупиковой ситуации, всегда ищут выход.

Но сразу оговоримся, что это распространяется только на выбранную деятельность. В обычной жизни такие люди могут не замечать очевидного. Поэтому, корректно выделить несколько видов гениальности.

Не все гении кажутся похожими между собой. Кто-то из них закрытый интроверт, погруженный в свой внутренний мир, рассеянный человек, кажущийся не от мира сего. А кто-то, напротив, общительный и приветливый экстраверт, который любит общество. Но есть признаки, которые присущи всем гениям и помогают распознать их среди остальных людей.

Как вычислить в толпе гения

Всем гениям присущи три основных психологических качества, которыми обладали все великие люди. Первое — это любовь к простоте. Примером может послужить Стив Джобс, который потребовал от своих разработчиков, чтобы во время создания ставшего популярным плеера iPod они спроектировали такую возможность, чтобы любой пользователь смог быстро найти нужную ему песню и для этого ему бы потребовалось не более трех кликов.

Работники Джобса прислушались к его желанию, и модель мгновенно стала раскупаться во всем мире, поскольку была признанна очень удобной. А все благодаря стремлению Стива Джобса к простоте. Хоть и бытует мнение, что гении не всегда понятны окружающим, они ничего не усложняют.

Вторым качеством, которым обладают гении, является перфекционизм. Все, за что бы они ни брались, гении всегда доводят до совершенства, не довольствуясь средним результатом. Именно поэтому они и достигают вершин успеха, ведь благодаря своему перфекционизму действительно все делают лучше большинства людей.

Еще одной отличительной чертой гениев является умение и стремление работать в коллективе. Они никогда не идут по пути к своему успеху в одиночку, поскольку это просто нерационально, и гении это прекрасно понимают. К примеру, уже упомянутый Стив Джобс добился величия именно благодаря своему умению работать в команде, в которой у него были десятки талантливых инженеров и разработчиков.

Мультипотенциальность и сверхчувствительность

Если первые три качества присущи всем гениям, то следующие характерны для большинства, хотя встречаются не у каждого из них.

Мультипотенциальность можно описать более привычной нам пословицей о том, что по-настоящему талантливый человек талантлив во всем. Гении именно таковы, часто они могут быть более успешными и талантливыми по сравнению с окружающими сразу в нескольких областях: и в математике, и в спорте, и в рисовании, к примеру. Но речь в этом случае идет не просто о хороших способностях, а именно о наличии настоящего таланта в нескольких областях сразу, только это выдает настоящего гения.

А еще гении чаще всего сверхчувствительны, среди них очень много ранимых людей, которых можно отнести к интровертам. Большинство гениев малообщительны и погружены в себя, но это является защитным механизмом психики, который позволяет этой категории людей избегать перегрузок.

Любознательность и целеустремленность

Еще два качества, которые выдают гениев еще в самом раннем детстве. Такие дети бывают настоящими почемучками, они обожают читать энциклопедии и просто книги, с удовольствием узнают новое. Став взрослыми, гении могут получать сразу несколько образований, но не для того чтобы обрести диплом, а ради новых знаний.

Гении четко видят перед сбой цель и идут к ней всеми возможными путями, часто находя нестандартные решения. Они никогда не будут тратить время на деятельность, которая просто отнимает у них драгоценные минуты, которые они могли потратить на то, чтобы приблизиться к цели.

Чем отличаются одаренные люди от обычных

К сожалению многих родителей, не любой ребенок может стать гением, поскольку они отличаются от обычных людей на физиологическом уровне — строением мозга. Потому появление настоящих гениев, по сути, редкость.

К примеру, у гениальных ораторов больше развита часть головного мозга, отвечающая за речь, она больше и в объеме, чем у обычного человека. У художников и ювелиров ярко выражены структуры, которые отвечают за согласованность мозга, глаз и рук. Потому гения невозможно воспитать, им можно только родиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Такая сверхсосредоточенность, почти одержимость талантом и гениальностью, породила массу мифов и легенд о гениальных людях, в которые верили, верят и, скорее всего, будут верить миллионы простаков. В средние века гениальных людей наделяли не только способностью творить и создавать гениальные произведения искусств, но и предвидеть различные события, читать как по книге прошлое, настоящее и будущее, при помощи силы мысли перемещаться в разные уголки мироздания. В настоящее время эта сверхидея не оставила человечество и многие искренне верят в эту сверхвозможность избранных единиц быть сверхтворцами и сверхинтеллектуалами, которые пишут гениальные книги или изобретают перпетуум мобиле на благо человечества.

В голове обывателя, путем перманентного успешного brain washing, прочно засела картинка гениального, немного помешанного одиночки, который силой мысли и творческого потенциала из ничего создает все. Леонардо да Винчи, Шекспиры, Байроны, Ван Гоги, Ломоносовы и Малевичи будоражат его воображение вроде сильного наркотика. Не имея удовольствия быть лично знакомым ни с одним гением или сверхталантом, обыватель почему-то твердо уверен и в их некогда существовании, и в том, что они создавали то, что им приписывается, и в том, что-то, что им приписывается, всенепременно гениально (ну, раз по телевизору так говорят и в книгах пишут, значит, так оно и есть).

Он, образованный обыватель, не имя собственного художественного чутья, а зачастую и собственного мнения, отчего-то убежден, что, например, картина Леонардо да Винчи «Джоконда» — гениальнейшая из всех картин, с какой-то почти мистической улыбкой, забывая при этом, что на протяжении веков о картине почти никто не знал и не слышал, а свою известность она приобрела после того, как была похищена и торговцы от искусства ей сделали оглушительную рекламу как на Старый, так и на Новый Свет.

Что Менделееву, каким-то гениальным чудом, одноименная Периодическая система химических элементов пригрезилась во сне в готовом виде, и что водку изобрел тоже он.

Что «Черный квадрат» Малевича, картина, о которой слышали все и которая стоит немалых денег, — невероятный гениальный chef d’oeuvre супрематизма, в котором вычисляют попеременно то символы бесконечности, то, наоборот, конечности всего, а то и первого, и второго вместе, почти падая в обморок от соприкосновения с непостижимым.

Что Александр Невский был гениальным стратегом и правителем земли русской, разбившим тевтонцев на Чудском озере и заключившим мир с монголо-татарами.

Что Лев Толстой — гениальнейший писатель номер 1, а «Война и мир» — самое гениальное сочинение в прозе, когда-либо написанное на русском языке.

Что бесхитростные стихи Михаила Юрьевича Лермонтова — образец классической русской поэзии 19-го века, а в «Герое нашего времени» заключены какие-то гениальные, почти мистические ключи к прошлому, настоящему и будущему.

В уродливых детских человечках Ван Гога видят то, что, похоже, не видит никто, а в отрезанном ухе усматривают не болезнь помешанного и больного белой горячкой от чрезмерного употребления абсента и арманьяка, а несомненные проявления гениальности.

На полном серьезе по буквам разбирают и изучают «крысиный» бред клерка Кафки, который свою писанину серьезно не воспринимал и писал в стол. В Солженицыне видят и литературного гения, и величайшего историка-правдолюба, первого поведавшего об ужасах ГУЛАГа слепому и глухому русскому народу.

И вся эта возня вокруг гениев литературы и искусства торговцами от гениологии и мифотворцами заставляет поверить эксцентрику Дали, который откровенно говорил: «Я богат и знаменит, потому что люди сущие дураки».

Тысячи искусство- и литературоведов изучают это богатое наследие, открывая все больше и больше гениального хлама во всем, над чем и кем они работают, не покладая рук, ну, и заодно не забывая, что это их хлеб. В их среде mauvais ton — ставить под сомнение очевидную, как они считают, гениальность своих подопечных, а взирать критически — признак слепоты и скудоумия. Ведь следовало бы возносить уже давно признанных гениев от литературы и искусства на еще более высокие Парнасы.

В науке то и дело звучат отдельные имена гениев от математики, физики и экономики, хотя сами ученые говорят, что открытия совершаются не одиночками, а целыми институтами и всегда благодаря накопленному богатому опыту предшественников. Что открытия в науке делаются благодаря изыскательской непрерывности, а не потому, что кому-то что-то «внезапно приснилось».

Что еще примечательно, так это то, что почти у каждой развитой страны есть свои личные изобретатели радио, создатели Периодической системы химических элементов и конструкторы первого в мире самолета. Ну, а про то, сколько сомнительных открытий было сделано в области экономики, например, а также и в некоторых других, и говорить не приходится. А у нобелевского лауреата Обамы все шансы остаться в истории как миротворцу.

В пользу релятивности гениальности говорит также и то, что, например, в литературе и искусстве нет и быть не может более-менее чутких дефиниций, что гениально, что просто талантливо, а что бездарно. Всех вышеприведенных и, несомненно, замечательных персонажей, а также их труды, в свое время, жестко критиковали, некоторых не считали сколько-нибудь одаренными. Многие в свое время были не многим лучше тысяч других таких же, а иногда и лучших, чьи имена канули в Лету.

Вспоминается, например, у Оноре де Бальзака в «Человеческой комедии» и у Джека Лондона в «Мартине Идене» схожий сюжет, когда бедные, никому не известные герои-будущие гении от литературы, кои изо всех сил и посредством своего таланта пытаются сделать себе имя (ведь нет на свете ни одного более-менее серьезного марателя бумаги, который не подозревал бы за собой некоторой, еще никем не понятой гениальности), над которыми смеются и не желают ни читать, ни признавать, и которые в одно прекрасное утро просыпаются знаменитыми, но благодаря не своему таланту и гению, а совсем иным механизмам и правилам — деньгам, связям, протекции. Тот же идеалист Мартин Иден недоуменно вопрошает: «Отчего эти люди, которые еще вчера смеялись надо мной, сегодня столь со мной любезны, приглашают на обед, торопятся пожать мне руку, как знаменитому писателю?»

И поскольку та же литература — не бег на сто метров (кто прибежал первым — тот и гений), а также потому, что несмотря на быстроменяющийся антураж, человек по сути не меняется, то механизмы эти работают и по сей день. А также в действие вступает Его Величество Насмешник Случай в паре с капризной красавицей Фортуной, которым приятно нас дурачить и из дураков делать гениев, и наоборот.

Ну, и еще немаловажный момент в сотворении гениев: гении и уберменши нужны всякому государству для ощущения собственной значимости и поддержания своего влияния на другие государства. Отсюда и идет непрекращающаяся работа над сотворением кумиров — сверхталантов и гениев, иногда из ничего. Открытие институтов Гете или памятников Пушкину по всему миру. Порой доходит до абсурда, когда правителей какого-нибудь малого народа в пять миллионов голов вдруг «озаряет», что колесо было изобретено именно представителем их славного племени. Переписывается история, воздвигаются памятники, издаются книги. А там, глядишь, по прихоти злодейки Фортуны и останется имя в народе.

Какие предпочтения в быту и поведении станут верным признаком того, что перед вами интеллектуальная личность?

По-настоящему интеллигентный человек никогда не станет подчеркивать свое интеллектуальное превосходство над окружающими, но зачастую мы инстинктивно определяем, кто из наших знакомых отличается незаурядным умом. Себя же при этом многие оценивают с позиций ложной скромности и повышенной критичности, а ведь достаточно взглянуть на собственные привычки со стороны, чтобы осознать и принять свои сильные стороны. О деталях, свойственных интеллектуальным личностям, рассказывает трансформационный коуч и женский наставник Юлия Владис.

Кого можно считать интеллектуалом?

Все люди уникальны, и по одним лишь словам и поступкам сложно однозначно судить об уровне IQ. Стоит отметить, что понятие «ум» многозначно. Кто-то блестяще решает сложные математические задачи, но не может поддержать светский разговор о новинках артхаусного кино. Кругозор других поражает богатством, но в приземленных, житейских делах они наивны как дети. Некоторые проницательны от природы: в их случае сообразительность и остроумие стоит нескольких лет академического образования. Наконец, в современном мире нельзя с уверенностью выделить признаки, по которым сразу становится ясно, вовлечен ли человек в культурный контекст. Информационное поле огромно: вы можете не знать ни одного автора, получившего Нобелевскую премию по литературе, будучи крайне начитанным и умным.

Так что же объединяет интеллектуалов? Умение воспринимать и интерпретировать информацию, строить логические связи, стремление осваивать свежие навыки и получать новые знания — иначе говоря, активность мозга, которая не может не иметь внешних проявлений в повседневности. Если принять, что жизнь — это система со своими порядками, правилами, планированием, где все происходит не случайно и всегда можно проследить причинно-следственные связи происходящих событий, то умный человек сумеет разобраться в системе. Если у вас в жизни хаос, отсутствие какой-либо определенности и удобного вам расписания — вы ей не управляете. Интеллектуальный человек этого не допустит (читайте также: To Do This: как составить список задач, который поможет вам не распыляться по мелочам).

У мыслящей женщины, то при всей нашей «нелогичности» с точки зрения мужчин, все спланировано, она по своему реализована в главных ролях жены, матери, сотрудника или предпринимателя и умело балансирует в них. Способность при этом находить ресурс для всех важных дел, поддерживать в порядке дом, заботится об окружающих и не забывать о себе — говорит о наличии развитого интеллекта, как умственного так и эмоционального. 

Так по каким же конкретным признакам можно узнать человека с интеллектом?

Отсутствие ультимативных суждений

Речь — первое, что позволяет судить об интеллекте. Причем ее чистота и грамотность — не главные показатели. Тонкие эрудиты зачастую не брезгуют крепкими или простонародными выражениями, не стесняются особенностей дикции, перемешивают высокий и низкий стиль. Уместность, точность, иногда юмор, ритмическая организация и яркость монолога — вот что ими руководит. Гораздо важней нюансы содержания. Умный человек никогда не скажет: «Это плохая картина, зачем ее повесили на стене в музее?». Скорей будет подчеркнута индивидуальность восприятия: «Мне не совсем близок стиль этого художника». Вводные обороты из серии: «Я полагаю», «Мне кажется», «Я могу ошибаться, но…», смягчают формулировки, а главное — дают необъятное пространство для филигранной иронии. Но основной посыл — не избегать прямоты ради вежливости. Готовность когда-нибудь изменить мнение или хотя бы понять противоположную точку зрения, выйти за свои рамки, рассмотреть явление с другой стороны — это характеристики подлинно глубокого, зрелого ума.

Уважение к себе и своим потребностям

Минимум час в день необходимо посвящать себе. Это могут быть ежедневные ритуалы: чтение книг, медитация, физическая нагрузка, правильное питание, уход за телом. Возможность хоть на какое-то время отвлечься от рутинных дел позволяет развивать свой интеллект, мышление, интуицию.

Неготовность попадать под чужое влияние

«Что подумают другие?» — вопрос, не существующий для интеллектуала. Наличие собственного мнения и вкуса и привычка ориентироваться лишь на себя не позволят помчаться покупать сумочку лишь потому, что такая же есть у любимой актрисы. Прическа, гардероб, парфюм не сменятся ради одобрения подруг или партнера. Что говорить о взглядах и занятиях? Более того: замечания окружающих редко влияют на настроение умных людей. Внимания удостоится лишь та критика, которую человек сочтет конструктивной.

Равнодушие к ценникам на одежде

Заблуждение думать, что внешнее совершенно неважно для умных людей. Игра с образами, красота, индивидуальный стиль — все это зачастую идет рука об руку с интеллектом. Но секрет в том, что люди с нестандартным мышлением не стремятся к самоутверждению за счет прямолинейных сигналов. Аутфит с лейблами премиум-класса или платье из бабушкиного сундука — им, в сущности, все равно, лишь бы финальный образ соответствовал их эстетическому чутью. Вероятно, именно поэтому любая одежда на них смотрится дорогой (читайте также: 5 принтов в одежде, которые сделают образ дороже).

Нестандартная организация пространства

В массовом сознании хаос на рабочем месте ассоциируется с гениальностью. Это не совсем верно, однако зерно истины в обобщении есть. На столе или в студии интеллектуала необязательно царят грязь и беспорядок: десять полупустых чашек с кофе, из которых торчат карандаши — лишь один из вариантов. Главное — пространство заточено под нужды хозяина, который в нем ориентируется и находит нужные вещи не глядя. То, что со стороны кажется беспорядком или нагромождением тайников, для него — удобно и понятно.

Любовь к развлечениям

Игровое начало — признак не уснувшего интеллекта. Выбор развлечений зависит от вкусов: пойти с друзьями в квест-рум, покататься на аттракционах, заняться музыкой или танцами. Причина в том, что в незнакомой обстановке, во время занятий, нарушающих повседневную рутину, сознание не только напитывается свежими впечатлениями — в мозгу строятся новые нейронные связи. Поэтому жажда веселиться, а не только работать, говорит не о ветрености и инфантильности, а о живости ума.

Различных признаков интеллекта много, но есть то, что объединяет всех умных людей: общаться с ними — чистое удовольствие.

Юлия Владис

Трансформационный коуч и женский наставник, эксперт в области межличностных отношений, личностного роста. Автор методики «Системного моделирования жизни».

Фото: Adobe Stock

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план работы на месяц образец главному инженеру
  • Как найти аккаунт яндекс плюс по номеру
  • Как быстро составить расписание уроков в школе с 5 11 класс
  • Как найти сериал на нетфликс
  • Как составить аппаратурную схему