Как найти неизвестное делимое дроби

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 6 КЛАСС.

  • Математика.


Деление обыкновенных дробей.

    2 слайд

    Математика.

    Деление обыкновенных дробей.

  • сказкаЖили-были обыкновенные дроби.
 Были они правильные и неправильные, а та...

    3 слайд

    сказка
    Жили-были обыкновенные дроби.
    Были они правильные и неправильные, а также смешанные, сократимые и несократимые, а ещё взаимно обратные.

  • Какие числа записаны? Правильные и неправильные дроби 
Сократимые и несократи...

    4 слайд

    Какие числа записаны?
    Правильные и неправильные дроби
    Сократимые и несократимые дроби, смешанные числа
    Взаимно обратные числа

  • Жили они дружно и научились выполнять различные действия.

Какие?

Сложение,...

    5 слайд

    Жили они дружно и научились выполнять различные действия.

    Какие?

    Сложение, вычитание, умножение, деление.

  • Устный счет.

  • Устный счёт

Вычислите:

  • ЗадачаБыл в царстве обыкновенных дробей участок прямоугольной формы, площадью...

    8 слайд

    Задача
    Был в царстве обыкновенных дробей участок прямоугольной формы, площадью кв. км. Длина участка была равна км. А ширина была неизвестна.
    И думали – гадали они: « Как же найти ширину?»

  • Ответьте на вопросы:1. Как найти неизвестное делимое.
2. Как найти неизвестны...

    9 слайд

    Ответьте на вопросы:
    1. Как найти неизвестное делимое.
    2. Как найти неизвестный делитель.
    3. Как найти неизвестное частное.

  • Ответьте на вопросы:4. Как найти неизвестное уменьшаемое.
5. Как найти неизве...

    10 слайд

    Ответьте на вопросы:
    4. Как найти неизвестное уменьшаемое.
    5. Как найти неизвестное вычитаемое.
    6. Как найти неизвестное слагаемое.

  • 1.Решить уравнение:УменьшаемоеВычитаемоеРазность

    11 слайд

    1.Решить уравнение:
    Уменьшаемое
    Вычитаемое
    Разность

  • Решить уравнение:13

    12 слайд

    Решить уравнение:
    1
    3

  • МножительМножительПроизведение8151

    13 слайд

    Множитель
    Множитель
    Произведение
    8
    1
    5
    1

  • Ответ:

  • 2.Решить уравнение643

    15 слайд

    2.Решить уравнение
    6
    4
    3

  • МножительМножительПроизведение

    16 слайд

    Множитель
    Множитель
    Произведение

  • Решаем из учебника:№463, №461

    17 слайд

    Решаем из учебника:
    №463, №461

  • В древности на Руси говорили: «Умножение – мучение, а деление –беда.» А мы се...

    18 слайд

    В древности на Руси говорили: «Умножение – мучение, а деление –беда.» А мы сегодня на уроке доказывали обратное. И в этом нам помогла наша сказка. А вы помогли восстановить в царстве обыкновенных дробей мир и спокойствие.

  • 

Всем спасибо за урок.

До свидания.

    19 слайд

    Всем спасибо за урок.

    До свидания.

Сегодня на уроке речь пойдет о хорошо уже известной вам арифметической операции деления.

Вы уже имеете общее представление о делении натуральных чисел, знаете, как называются компоненты данной математической операции, и по каким правилам находится каждое из них.

До сих пор при решении различных задач на деление мы находили частое чисел, где делимое было большее делителя.

Давайте попробуем разобраться, возможно ли выполнять деление меньшего натурального числа на большее, выясним, что в таком случае будет получаться, и как данное действие правильно записывать.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Разберем решение уравнений, содержащих дроби.

Рассмотрим решение текстовых задач с использованием обыкновенных дробей.

В жизни нам часто приходится что-то делить или чем-то делиться.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Например, в детском саду дети нередко делят игрушки; чтобы пицца или праздничный торт достались каждому гостю, мы делим его на кусочки; с друзьями мы всегда рады поделиться яблоком, мороженным, конфетами, шоколадкой и др.

Так, если нам придется поделить два яблока на двоих, то это для нас не составит большого труда.

Каждому, в таком случае, достанется по одному яблоку.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Математически данное действие запишем в виде равенства: 2 ÷ 2 = 1.

Рассмотрим ситуацию посложней.

Допустим у нас есть две груши и их нужно разделить между четырьмя друзьями.

Как же нам угостить каждого и не обидеть никого?

На первый взгляд это кажется невозможным (число 2 не делится нацело на 4).

Однако выход есть, разрежем первую и вторую грушу на четверти (т.е. каждую грушу разрежем на четыре равные части).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В итоге у нас получится 8 равных частей- 8 долей груши.

Каждая из этих частей- это (mathbf{frac{1}{4}}) часть груши.

Всем четырем желающим попробовать фрукт достанется по (mathbf{frac{1}{4}}) от каждой груши.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Таким образом каждый из друзей получит по две доли груши, т.е.(mathbf{frac{1}{4} + frac{1}{4}}).

Сложим две дроби с одинаковым знаменателем, получим:

(mathbf{frac{1}{4} + frac{1}{4} = frac{1 + 1}{4} = frac{2}{4}})

В итоге каждый друг получит(mathbf{frac{2}{4}}) груши.

Дробь (mathbf{frac{2}{4}}) образовалась при делении двух (яблок) на четыре (части).

В результате, никого не обидев, нам удалось разделить две груши на четверых желающих их попробовать.

Рассмотрим еще одну, казалось бы, неразрешимую ситуацию.

Разделим поровну две одинаковые плитки шоколада на троих друзей.

Как же это осуществить?

Шоколадных плиток две, а друзей трое (число 2 нацело не разделить на 3).

Давайте разломим каждую плитку шоколада на 3 равные части.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В результате у нас получится 6 равных частей- 6 долей шоколада.

Каждая такая доля шоколадной плитки представляет собой (mathbf{frac{1}{3}}) плитки.

Угостим каждого друга (mathbf{frac{1}{3}}) части от каждой шоколадной плитки.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В таком случае каждому из друзей достанется по две доли шоколадной плитки, т.е.(mathbf{frac{1}{3} + frac{1}{3}}).

Сложим две дроби с одинаковым знаменателем, получим:

(mathbf{frac{1}{3} + frac{1}{3} = frac{1 + 1}{3} = frac{2}{3}})

В итоге каждый друг получит(mathbf{frac{2}{3}}) шоколадной плитки.

Дробь (mathbf{frac{2}{3}}) образовалась при делении двух (шоколадных плиток) на три (части).

Так мы смогли, никого не обидев, разделить две шоколадные плитки на троих желающих попробовать шоколад.

Обобщая рассмотренные выше примеры, мы можем заметить, что обыкновенная дробь (mathbf{frac{m}{n}}) представляет собой математическую операцию деления m объектов на n частей.

Мы получили прямую связь между обыкновенной дробью и арифметической операцией деления.

С помощью обыкновенной дроби можно записать частное двух любых натуральных чисел.

Дробную черту (горизонтальную или наклонную), которая отделяет числитель от знаменателя, применяют как знак деления.

Знак деления и дробная черта представляет одно и тоже арифметическое действие- деление, т.е. m ÷ n и (mathbf{frac{m}{n}}) одно и то же.

Следовательно,m ÷ n и (mathbf{frac{m}{n}}) равны.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Результат деления двух натуральных чисел может быть натуральным числом или дробным числом.

  • Если деление выполняется нацело, то частное является натуральным числом.

Пример №1.

(mathbf{90 div 5 = frac{90}{5} = 45})

(mathbf{12 div 4 = frac{12}{4} = 3})

(mathbf{26 div 13 = frac{26}{13} = 2})

Пример №2.

Любое натуральное число можно представить в виде неправильной дроби, в которой числитель любое натуральное число, а знаменатель равен единице.

(mathbf{2 div 1 = frac{2}{1} = 2})

(mathbf{24 div 1 = frac{24}{1} = 24})

(mathbf{1234 div 1 = frac{1234}{1} = 1234})

  • Если числитель не делится на знаменатель, то частное является дробным числом.

Пример №1.

(mathbf{1 div 2 = frac{1}{2}})

(mathbf{4 div 12 = frac{4}{12}})

(mathbf{13 div 26 = frac{13}{26}})

Пример №2.

Четыре яблока разделили на восьмерых человек.

Сколько яблок достанется каждому?

Решение:

Общее количество яблок (четыре) разделим на количество частей (восемь).

Деление m объектов на n частей можно представить в виде обыкновенной дроби (mathbf{frac{m}{n}}).

В результате получаем: (mathbf{m div n = frac{m}{n} = frac{4}{8}}) (яблока) достанется каждому.

Нам известно, что одну и ту же обыкновенную дробь можно представить разными способами.

Разделить целое на восемь частей и взять четыре, будет тоже самое, что разделить это же целое на две части и взять одну.

Таким образом получаем (mathbf{frac{4}{8} = frac{1}{2}}).

Дробь (mathbf{frac{1}{2}}) означает по своей сути половину чего-либо, следовательно, каждому достанется по одной половинке яблока.

Ответ: (mathbf{frac{4}{8} = frac{1}{2}}) (яблока).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Рассмотрим несколько примеров решение уравнений и текстовых задач на нахождение неизвестного компонента арифметической операции деления.

Каждый компонент математической операции деления имеет свое название.

Взаимосвязь компонентов арифметической операции деления нам хорошо известна.

В общем виде деление мы можем записать следующим образом:

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Делимое- это число, которое делят.

Делитель- это число, на которое делят делимое.

Частное- результат арифметической операции деления (число, которое получается в результате деления одного числа на другое).

Частное двух чисел можно записать в виде обыкновенной дроби, где числитель- это делимое, знаменатель- это делитель, а знак деления- это дробная черта.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Часто, решая задачи и уравнения, приходится находить неизвестный компонент операции деления.

Вспомним, по каким правилам можно найти каждый компонент деления.

Применим данные знания при решении текстовых задач и решении уравнений, содержащих обыкновенные дроби.

Правила нахождения неизвестных компонентов операции деления едино для любой формы записи частного двух чисел.

1. Нахождение неизвестного частного, если известны делимое и делитель.

Частное- это результат, полученный при выполнении деления, очевидно, что частное находят с помощью данной арифметической операции.

Зная делимое и делитель, можно найти частное, для этого необходимо делимое разделить на делитель.

Рассмотрим пример.

Двенадцать пирожных стоят 300 рублей.

Сколько стоит одно пирожное?

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Решение:

300 руб.- стоимость двенадцати пирожных (делимое).

12 шт.- общее количество пирожных (делитель).

Цена одного пирожного (частное)- ?

Чтобы найти частное, необходимо делимое разделить на делитель.

(mathbf{frac{300}{12} = 25}) (руб.) стоит одно пирожное.

Ответ: 25 (руб.)

2. Нахождение неизвестного делимого, если известны делитель и частное.

Правило: чтобы найти неизвестное делимое, необходимо частное умножить на делитель (или наоборот делитель умножить на частное).

Пример №1.

Решите уравнение (mathbf{frac{x}{5} = 80}).

Выражение, стоящее в левой части уравнения, является частным двух чисел.

Неизвестное х (числитель дроби)- делимое.

Найдем значение х, при котором уравнение обратится в верное равенство.

Так как числитель дроби- неизвестное делимое, следовательно, воспользуемся правилом нахождения неизвестного делимого.

Чтобы найти неизвестное делимое (х), необходимо частное (80) умножить на делитель (5).

(mathbf{frac{x}{5} = 80})

х = 80 • 5

х = 400

Проверка: в исходное уравнение (mathbf{frac{x}{5} = 80}) вместо неизвестного х нужно подставить найденное значение х = 400.

(mathbf{frac{400}{5} = 80})

400 ÷ 5 = 80

80 = 80

Получили верное равенство, следовательно, корень уравнения найден верно.

Ответ: х = 400.

Решим текстовую задачу на нахождение неизвестного делимого алгебраическим способом.

Взаимосвязь компонентов математических операций применяют для решения текстовых задач.

Решить задачу алгебраическим способом- значит найти ответ на требование задачи, путем составления уравнения.

При составлении уравнения учитывают соотношения и взаимосвязи между величинами, которые могут быть даны в условии задачи или вытекать из смысла этой задачи.

Пример №2.

Сыну восемь лет. Он младше своего отца в четыре раза.

Определите возраст отца.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Решение:

Пусть х (лет) возраст отца.

Тогда (mathbf{frac{x}{4}}) (лет) возраст сына.

Зная, что сыну 8 лет, составим уравнение.

(mathbf{frac{x}{4} = 8})

Решим полученное уравнение.

Выражение, стоящее в левой части уравнения- это частное двух чисел.

х— неизвестное делимое.

Найдем неизвестное делимое (х), для этого необходимо найти произведение частного (8) и делителя (4).

(mathbf{frac{x}{4} = 8})

х = 8 • 4

х = 32 (года) возраст отца.

Ответ: х = 32 (года).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

3. Нахождение неизвестного делителя, если известны делимое и частное.

Правило: чтобы найти неизвестный делитель, необходимо делимое разделить на частное.

Пример №1.

Решите уравнение (mathbf{frac{252}{x} = 4}).

Выражение, стоящее в левой части уравнения, является частным двух чисел.

Неизвестное х (знаменатель дроби)- это неизвестный делитель.

Найдем значение х, при котором уравнение обратится в верное равенство.

Так как знаменатель дроби- неизвестный делитель, то воспользуемся правилом нахождения неизвестного делителя.

Чтобы найти неизвестный делитель (х), необходимо делимое (252) разделить на частное (4).

(mathbf{frac{252}{x} = 4})

х = 252 ÷ 4

х = 63

Проверка: в исходное уравнение (mathbf{frac{252}{x} = 4}) вместо неизвестного х нужно подставить найденное значение х = 63.

(mathbf{frac{252}{63} = 4})

252 ÷ 63 = 4

4 = 4

Получили верное равенство, следовательно, корень уравнения найден верно.

Ответ: х = 63.

Решим текстовую задачу на нахождение неизвестного делителя.

Пример №2.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

96 шоколадных конфет разложили в подарочные коробки.

В каждую коробку положили одинаковое количество конфет, получили 12 коробок.

Сколько конфет положили в каждую коробку?

Решение:

Пусть х (конф.) в одной коробке.

Тогда (mathbf{frac{96}{x}}) (кор.) с конфетами получилось.

Зная, что всего получили 12 коробок конфет, составим уравнение.

(mathbf{frac{96}{x} = 12})

Решим полученное уравнение.

Левая часть уравнения представляет собой частное двух чисел.

Неизвестная х, стоящая в знаменателе дроби- это неизвестный делитель.

Чтобы найти неизвестный делитель (х), необходимо делимое (96) разделить на частное (12).

(mathbf{frac{96}{x} = 12})

х = 96 ÷ 12

х = 8 (конф.) в одной коробке.

Так как в каждую коробку положили одинаковое количество конфет, то в каждой подарочной коробке окажется 8 шоколадных конфет.

Ответ: х = 8 (конф.)

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Пример №1.

(mathbf{frac{245}{10} — frac{215}{10} = frac{245 — 215}{10} = frac{30}{10}})

Так как дробная черта- это знак деления, то (mathbf{frac{30}{10} = 30 div 10 = 3}).

Пример №2.

Решите уравнение (mathbf{frac{x}{5} + frac{5}{5} = 3}).

Первое и второе слагаемое имеют одинаковый знаменатель, следовательно, уравнение можно записать в виде:

(mathbf{frac{x + 5}{5} = 3})

Выражение, стоящее в левой части уравнения, является частным.

За неизвестное примем целое выражение х + 5.

х + 5— это неизвестное делимое.

Чтобы найти неизвестное делимое, необходимо найти произведение частного и делителя.

(mathbf{frac{x + 5}{5} = 3})

х + 5 = 3 • 5

х + 5 = 15

Получили простое уравнение с неизвестным слагаемым.

Чтобы найти неизвестное слагаемое (х), необходимо из суммы (15) вычесть известное слагаемое (5).

х = 15 — 5

х = 10

Проверка: подставим в исходное уравнение (mathbf{frac{x}{5} + frac{5}{5} = 3}) найденное значение неизвестной х = 10.

(mathbf{frac{10}{5} + frac{5}{5} = 3})

(mathbf{frac{10 + 5}{5} = 3})

(mathbf{frac{15}{5} = 3})

3 = 3

Полученное равенство верно, следовательно, корень уравнения найден верно.

Ответ: х = 10.

Пример №3.

Решим задачу алгебраическим способом.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Купили 4 мороженных на палочке и 4 мороженных в стаканчике, причем за четыре мороженных на палочке заплатили в 2 раза больше, чем за четыре мороженных в стаканчике.

Общая стоимость одного мороженного в стаканчике и одного мороженного на палочке составляет 120 рублей.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Сколько стоит одно мороженное в стаканчике?

Сколько стоит одно мороженное на палочке?

Решение:

Пусть х (руб.)- стоят 4 мороженных в стаканчике.

Тогда (руб.)- стоят 4 мороженных на палочке.

(mathbf{frac{x}{4}})- стоит одно мороженное в стаканчике.

(mathbf{frac{2x}{4}})- стоит одно мороженное на палочке.

Зная, что общая стоимость одного мороженного в стаканчике и одного мороженного на палочке составляет 120 рублей, составим уравнение.

(mathbf{frac{x}{4} + frac{2x}{4} = 120})

Так как дроби имеют одинаковый знаменатель, уравнение запишем в виде:

(mathbf{frac{x + 2x}{4} = 120})

Выражение, стоящее в левой части уравнения, является частным.

За неизвестное примем целое выражение х + 2х.

х + 2х (числитель дроби)- это неизвестное делимое.

Так как первое и второе слагаемое содержит одинаковую буквенную часть, то сложим их коэффициенты и умножим на буквенную часть.

х + 2х = (1 + 2) • х = 3х

Исходное уравнение примет вид:

(mathbf{frac{3x}{4} = 120})

В данном уравнении — неизвестное делимое.

Чтобы найти неизвестное делимое (), необходимо частное (120) умножить на делитель (4).

3х = 120 • 4

3х = 480

Получили простое уравнение, в котором неизвестен множитель.

Чтобы найти неизвестный множитель, необходимо произведение разделить на известный множитель.

х = 480 ÷ 3

х = 160 (руб.) стоят четыре мороженных в стаканчике.

Известно, что одно мороженное в стаканчике стоит (mathbf{frac{x}{4}})(руб.), подставим вместо х найденное его значение (х = 160).

(mathbf{frac{x}{4} = frac{160}{4} = 40}) (руб.) стоит одно мороженное в стаканчике.

Известно, что (mathbf{frac{2x}{4}}) (руб.) стоит одно мороженное на палочке, подставим вместо х найденное его значение (х = 160).

(mathbf{frac{2x}{4} = (2 cdot x) div 4 = (2 cdot 160) div 4 = 320 div 4 = 80}) (руб.) стоит одно мороженное на палочке.

Ответ: 40 (руб.), 80 (руб.)

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Читайте также

Иногда линейные уравнения принимают вид, когда неизвестное оказывается в числителе одной или нескольких дробей.
Как, например, в уравнении ниже.

уравнение с неизвестным в дроби

В таких случаях подобные уравнения можно решить двумя способами.

I способ решения
Сведение уравнения к пропорции

Запомните!
!

При решении уравнений способом пропорции необходимо выполнить следующие действия:

  • привести все дроби к общему знаменателю и сложить их как алгебраические дроби
    (в левой и правой части должно остаться только по одной дроби);
  • полученное уравнение решить по правилу пропорции.

Итак, вернемся к нашему уравнению. В левой части у нас и так стоит только одна дробь, поэтому в ней не нужны
никакие преобразования.

уравнение с неизвестным в дроби

Будем работать с правой частью уравнения.
Упростим правую часть уравнения так, чтобы там осталась только одна дробь.
Для этого вспомним правила сложения числа с алгебраической дробью.

решаем уравнение с неизвестным в дроби

Теперь используем правило пропорции и решим уравнение до конца.

решаем уравнение с неизвестным в дроби как пропорцию


II способ решения
Сведение к линейному уравнению без дробей

Рассмотрим уравнение выше еще раз и решим его другим способом.

уравнение с неизвестным в дроби

Мы видим, что в уравнении присутствуют две дроби
«» и
«».

Наша задача сделать так, чтобы в уравнении не осталось ни одной дроби.

Другими словами, необходимо свести уравнение к обычному
линейному уравнению без неизвестного в дроби.

Запомните!
!

Чтобы избавиться от дробей в уравнении нужно:

  • найти число, которое без остатка будет делиться на каждый из знаменателей;
  • умножить каждый член уравнения на это число.

Давайте зададим себе вопрос: «Какое число без остатка делится на каждый из знаменателей дробей, то есть и на
«5», и на «9» ?».
Таким ближайшим наименьшим числом будет число «45».

Умножим каждый член уравнения на «45».

уравнение с неизвестным в дроби

Важно!
Галка

При умножении уравнения на число нужно каждый член уравнения
умножить на это число.

уравнение с неизвестным в дроби

Другие примеры решения уравнений с неизвестным в дроби

Решение уравнения I способом (через пропорцию)


  • +

    =

    +

    =

    +

    =

    =

    =

    (49 − 23y) · 2 = 15 · (y + 6)

    98 − 46y = 15y + 90

    −46y − 15y = 90 − 98

    −61y = −8     | :(−61)

    y =

    Ответ: y =

Решение уравнения II способом
(сведение к уравнению без дробей)


  • 2 − +
    = 0             | ·20

    2 · 20 − +
    = 0 · 20

    40 − 5 ·(3x − 7) + 4 · (x + 17) = 0

    40 − 15x + 35 + 4x + 68 = 0

    −15x + 4x + 40 + 35 + 68 = 0

    −11x + 75 + 68 = 0

    −11x + 143 = 0

    −11x = −143     | :(−11)

    x = 13

    Ответ: x = 13


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

25 августа 2016 в 13:08

Виктория Лебеденко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Виктория Лебеденко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

0
Спасибоthanks
Ответить

3 сентября 2016 в 19:36
Ответ для Виктория Лебеденко

Юлия Анарметова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 11

(^-^)
Юлия Анарметова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 11


раскроем скобки x2+3x-x-3-x2-5=0(уничтожим xи-x2) получим  2x-8=0
                       2x=8
                         x=8 :2
                         x=4

0
Спасибоthanks
Ответить


Как решать дробные уравнения?

Итак, друзья, продолжаем осваивать решение основных типов алгебраических уравнений. Мы с вами уже хорошо (надеюсь) знаем, как именно надо решать линейные и квадратные уравнения. Осталось разобрать ещё одним основным типом уравнений — дробными уравнениями.

Иногда их называют более научно и солидно — дробные рациональные уравнения. Или дробно-рациональные уравнения. Это сути не меняет.)

Дробные уравнения — незаменимая вещь во многих других темах математики. Особенно — в текстовых задачах. Но для успешного их решения жизненно необходимо ориентироваться в трёх смежных темах:

1. Дроби и действия с дробями и дробными выражениями.

3. Решение линейных и квадратных уравнений.

Без этих трёх китов браться за решение дробных уравнений слишком уж самонадеянно, я бы сказал. Почему? Да потому, что непонимание, как, скажем, работать с дробями (сокращать, приводить к общему знаменателю и т.д.) автоматически будет приводить к полному провалу и в дробных уравнениях. Намёк понятен?)

Так что тем, у кого проблемы хотя бы по одной из вышеперечисленных тем — настоятельно рекомендую освежить их в памяти, да и по ссылочкам пройтись.

Что такое дробное уравнение? Примеры.

Дробное уравнение, как следует непосредственно из названия, — это уравнение, в котором есть дроби. Обязательно. Причём (важно!) не просто дроби, а дроби, у которых есть икс в знаменателе. Хотя бы в одном.

Например, вот такое уравнение:

И так далее.) Напоминаю, что, если в знаменателях сидят только числа, то такие уравнения к дробным не относятся. Либо это линейные уравнения, либо квадратные.

Это линейное уравнение, хотя тут тоже есть дроби. Почему? Да потому, что знаменатели дробей — четвёрка и пятёрка. Т.е. просто числа. И ни один из знаменателей не содержит иксов.

Или такое уравнение:

Это обычное квадратное уравнение, несмотря на двойку в знаменателе. Опять же, по причине того, что двойка — не икс, и деления на неизвестное в дроби нету.

В общем, вы поняли.

Как решать дробные уравнения? Убираем дроби!

Как это ни странно, дробные уравнения в большинстве своём решаются довольно просто. По чётким и несложным правилам. Каким же именно образом?

Первым делом надо избавиться от дробей! Это ключевой шаг в решении любого дробного уравнения, который должен быть освоен идеально. Ибо после того, как все дроби исчезли, уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное. А дальше мы уже с вами знаем, что делать.)

Но… Как же нам избавиться от дробей?! Легко! Применяя всё те же старые добрые тождественные преобразования! В чём же суть?

Вникаем. Нам надо помножить обе части уравнения на одно и то же выражение. Но не на какое попало, а на такое, чтобы все знаменатели посокращались! Одним махом.) Ибо дальше, без знаменателей, жизнь становится гораздо проще и приятнее.)

Это только на конкретном примере показать можно. Итак, решаем первое уравнение из нашего списка:

Первое, что приходит на ум — перенести всё в одну сторону, привести всё к общему знаменателю и т.д. Забудьте, как кошмарный сон! Так делают только в одном случае — при решении дробно-рациональных неравенств методом интервалов. Это отдельная большая тема.

А в уравнениях нам надо сразу умножить обе части на такое выражение, которое нам позволит сократить все знаменатели. И какое же это выражение?

Давайте его конструировать.) Смотрим ещё раз на уравнение:

Понятно, что в левой части для ликвидации знаменателя нам необходимо умножение на (х+3), а в правой — на 3. Но математика позволяет умножать обе части уравнения только на одно и то же выражение! На разные — не катит. Ничего не поделать, так уж она устроена…)

Значит, нам надо скомбинировать такое выражение, которое одновременно делилось бы как на (х+3), так и на тройку. Причём очень важно — только с помощью умножения! И какое же это выражение? Очевидно, это 3(х+3). То есть, по сути, общий знаменатель обеих дробей.

Итак, для ликвидации всех дробей наше уравнение надо умножать на выражение 3(х+3).

Это самое обычное умножение дробных выражений, но, так уж и быть, расписываю детально:

Прошу обратить внимание: скобки (х+3) я не раскрываю! Прямо так, целиком, их и пишу, как будто бы это одна буква. Ибо наша основная на данный момент задача — дроби убрать. Чего без произведения никак не сделаешь… И зачем же нам тогда париться с раскрытием скобок?!

А вот теперь мы видим, что в левой части сокращается целиком (х+3), а в правой 3. Чего мы и добивались! И теперь с чувством глубокого удовлетворения производим сокращение:

Вот и отлично. Дроби исчезли. После сокращения получилось безобидное линейное уравнение:

А его (надеюсь) уже решит каждый:

Решаем следующий примерчик:

И опять избавляемся от того, что нам не нравится. В данном примере это дробь 20/х. Одна единственная. Для её ликвидации правую часть надо домножить на знаменатель. То есть, просто на х. Но тогда и левую часть тоже надо домножить на х: так уж второе тождественное преобразование требует.

Вот и домножаем! Всю левую часть и всю правую часть:

Напоминаю, что эта вертикальная чёрточка с умножением всего лишь означает, что обе части нашего уравнения мы умножаем на «х».

А вот теперь — снова внимание! Очередные грабли. Заметьте, что при умножении левой части на икс, выражение (9 — х) я взял в скобки! Почему? Потому, что мы умножаем на икс всю левую часть целиком, а не отдельные её кусочки!

Дело всё в том, что частенько после умножения народ записывает левую часть вот так:

Это категорически неверно. Дальше можно уже не решать, да…)

Но у нас всё хорошо, будем дорешивать.

С чистой совестью сокращаем икс справа и получаем уравнение уже безо всяких дробей, в одну строчку.

Вот и отлично. Все дроби исчезли напрочь, теперь можно и скобки раскрыть:

Переносим всё влево и приводим к стандартному виду:

Получили классическое квадратное уравнение. Но минус перед квадратом икса — нехорош. Забыть его проще простого! От него всегда можно избавиться умножением (или делением) уравнения на (-1). Проще говоря, меняем в левой части все знаки на противоположные. А справа как был ноль, так ноль же и останется:

Решаем через дискриминант (или подбираем по теореме Виета) и получаем два корня:

Как вы видите, в первом случае уравнение после преобразований стало линейным, а здесь — квадратным.

А бывает и так, что после ликвидации дробей вообще все иксы сокращаются и остаётся чистая правда. Что-нибудь типа 3=3. Это означает, что икс может быть любым. Какой икс ни возьми — всё равно всё посокращается и останется железное равенство 3=3.

Или наоборот, может получиться какая-нибудь белиберда, типа 3=4. А это будет означать, что корней нет. Какой икс ни возьми — всё сократится и останется бред…

Надеюсь, такие сюрпризы вас уже нисколько не удивят.) Если всё же удивят, то прогуляйтесь по ссылочке: Линейные уравнения. Как решать линейные уравнения? А чуть конкретнее — особые случаи при решении линейных уравнений. Эти сюрпризы (полная пропажа иксов после преобразований) — они ко всем видам уравнений относятся. И дробные — не исключение.)

Разумеется, при попытке ликвидации дробей встречаются и неожиданности. И одну из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Раскладываем на множители!

Решаем третье уравнение по списку:

А вот тут некоторые могут и зависнуть. На что же такое надо домножить всё уравнение, чтобы за один шаг сократились все знаменатели? Можно, конечно, взять и тупо перемножить все три знаменателя, получить

и домножить на эту конструкцию всё уравнение. Математика не возражает.) Но… Может быть, есть выражение попроще?

Что ж, вскрою тайну: да, всё гораздо проще! Если в совершенстве владеть таким мощным приёмом, как разложение на множители. Привет седьмому классу!)

А попробуем-ка разложить на множители каждый из знаменателей? Ну, с х и х+2 точно ничего не сделать, а вот х 2 +2х вполне себе раскладывается! Выносим один икс за скобку и получаем:

Отлично. Вставим наше разложение в исходное уравнение:

Вот теперь всё и прояснилось.) Теперь уже отчётливо видно, что гораздо проще будет умножать обе части уравнения на х(х+2). Это выражение гораздо короче и прекрасно делится на каждый из знаменателей: и на x, и на (х+2), и само на себя — на х(х+2).

Вот на х(х+2) и умножаем:

И снова расписываю подробно, дабы не запутаться. В левой части я буду использовать скобки: там сумма дробей. В правой части скобки не нужны: там одна дробь. Вот и пишем:

А теперь производим умножение. В левой части большие скобки умножаем на наше выражение х(х+2). Разумеется, по правилу раскрытия скобок, сначала первую дробь, затем — вторую. Ну, а в правой части, по правилу умножения дробей, просто умножаем числитель:

Я уж не стал здесь рисовать единички в знаменателях, несолидно… И, опять же, малые скобки в числителях я не раскрываю! Они нам сейчас для сокращения понадобятся! И да… Откуда появились скобки (х — 3) в числителе первой дроби — думаю, уже не стоит объяснять?)

С удовольствием сокращаем все дроби:

Раскрываем оставшиеся скобки, приводим подобные и собираем всё слева:

И снова получили квадратное уравнение.) Решаем и получаем два корня:

Вот и всё. Это и есть ответ.)

Из этого примера можно сделать важный вывод:

Если знаменатели дробей можно разложить на простые множители — обязательно делаем это! Пригодится при ликвидации дробей. Причём раскладываем всё до упора, используя все возможные способы из алгебры седьмого класса!

Как вы видите, всё просто и логично. Мы меняем исходное уравнение так, чтобы после наших преобразований из примера исчезло всё то, что нам не нравится. Или мешает. В данном случае это — дроби. И точно так же мы будем поступать и со всякими логарифмами, синусами, показателями и прочей жестью.) Мы всегда будем от всего этого избавляться.)

Ну что, порешаем?)

Ответы (как обычно, вразброс):

Последнее задание не решается? Что ж, формулы сокращённого умножения всяко помнить надо, да…)

Всё решилось? Что ж, здорово! Значит, полпути в решении дробных уравнений мы с вами уже преодолели. Эта первая часть пути — избавление от дробей. Осталась вторая. Не менее важная!

Всё просто, но… Пришло время открыть вам горькую правду. Успешное решение дробных уравнений этого урока вовсе не гарантирует успех в решении всех остальных примеров этой темы. Даже очень простых, подобных этим. К сожалению…

Как решать уравнения с дробями. Показательное решение уравнений с дробями.

Решение уравнений с дробями рассмотрим на примерах. Примеры простые и показательные. С их помощью вы наиболее понятным образом сможете усвоить, как решать уравнения с дробями.
Например, требуется решить простое уравнение x/b + c = d.

Уравнения такого типа называется линейным, т.к. в знаменателе находятся только числа.

Решение выполняется путем умножения обоих частей уравнения на b, тогда уравнение принимает вид x = b*(d – c), т.е. знаменатель дроби в левой части сокращается.

Например, как решить дробное уравнение:
x/5+4=9
Умножаем обе части на 5. Получаем:
х+20=45

Другой пример, когда неизвестное находится в знаменателе:

Уравнения такого типа называются дробно-рациональными или просто дробными.

Решать дробное уравнение бы будем путем избавления от дробей, после чего это уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное, которое решается обычным способом. Следует только учесть следующие моменты:

  • значение переменной, обращающее в 0 знаменатель, корнем быть не может;
  • нельзя делить или умножать уравнение на выражение =0.

Здесь вступает в силу такое понятие, как область допустимых значений (ОДЗ) – это такие значения корней уравнения, при которых уравнение имеет смысл.

Таким образом решая уравнение, необходимо найти корни, после чего проверить их на соответствие ОДЗ. Те корни, которые не соответствуют нашей ОДЗ, из ответа исключаются.

Например, требуется решить дробное уравнение:

Исходя из вышеуказанного правила х не может быть = 0, т.е. ОДЗ в данном случае: х – любое значение, отличное от нуля.

Избавляемся от знаменателя путем умножения всех членов уравнения на х

И решаем обычное уравнение

5x – 2х = 1
3x = 1
х = 1/3

Решим уравнение посложнее:

Дробное уравнение1

Здесь также присутствует ОДЗ: х Знак неравенства-2.

Решая это уравнение, мы не станем переносить все в одну сторону и приводить дроби к общему знаменателю. Мы сразу умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит сразу все знаменатели.

Для сокращения знаменателей требуется левую часть умножить на х+2, а правую — на 2. Значит, обе части уравнения надо умножать на 2(х+2):

Дробное уравнение2

Это самое обычное умножение дробей, которое мы уже рассмотрели выше

Дробное уравнение3

Запишем это же уравнение, но несколько по-другому

Дробное уравнение4

Левая часть сокращается на (х+2), а правая на 2. После сокращения получаем обычное линейное уравнение:

х = 4 – 2 = 2, что соответствует нашей ОДЗ

Для закрепления материала рекомендуем еще посмотреть видео.

Решение уравнений с дробями не так сложно, как может показаться. В этой статье мы на примерах это показали. Если у вас возникли какие то трудности с тем, как решать уравнения с дробями, то отписывайтесь в комментариях.

Решение уравнений с дробями

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

неизвестная стоит в знаменателепример дробно-рационального уравнения

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

пример линейного уравненияеще один пример линейного уравнения

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

разбираемое линейное уравнение

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

решение линейного уравнения

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

метод пропорции

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

исходное линейное уравнение

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

решение методом избавления

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Пример 2. Найти корень уравненияусловие уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

пример 2, шаг 2

пример 2, шаг 3

Пример 3. Решить дробное уравнение: условие дробного уравнения

        Итак, друзья, продолжаем осваивать решение основных типов алгебраических уравнений. Мы с вами уже хорошо (надеюсь) знаем, как именно надо решать линейные и квадратные уравнения. Осталось разобрать ещё одним основным типом уравнений — дробными уравнениями.

        Иногда их называют более научно и солидно — дробные рациональные уравнения. Или дробно-рациональные уравнения. Это сути не меняет.)

        Дробные уравнения — незаменимая вещь во многих других темах математики. Особенно — в текстовых задачах. Но для успешного их решения жизненно необходимо ориентироваться в трёх смежных темах:

        1. Дроби и действия с дробями и дробными выражениями.

        2. Тождественные преобразования уравнений.

        3. Решение линейных и квадратных уравнений.

        Без этих трёх китов браться за решение дробных уравнений слишком уж самонадеянно, я бы сказал. Почему? Да потому, что непонимание, как, скажем, работать с дробями (сокращать, приводить к общему знаменателю и т.д.) автоматически будет приводить к полному провалу и в дробных уравнениях. Намёк понятен?)

        Так что тем, у кого проблемы хотя бы по одной из вышеперечисленных тем — настоятельно рекомендую освежить их в памяти, да и по ссылочкам пройтись.

        Итак, вперёд!

Что такое дробное уравнение? Примеры.

        Дробное уравнение, как следует непосредственно из названия, — это уравнение, в котором есть дроби. Обязательно. Причём (важно!) не просто дроби, а дроби, у которых есть икс в знаменателе. Хотя бы в одном.

        Например, вот такое уравнение:

        

        Или такое:

        

        Или вот такое:

        

        И так далее.) Напоминаю, что, если в знаменателях сидят только числа, то такие уравнения к дробным не относятся. Либо это линейные уравнения, либо квадратные.

        Например:

        

        Это линейное уравнение, хотя тут тоже есть дроби. Почему? Да потому, что знаменатели дробей — четвёрка и пятёрка. Т.е. просто числа. И ни один из знаменателей не содержит иксов.

        Или такое уравнение:

        

        Это обычное квадратное уравнение, несмотря на двойку в знаменателе. Опять же, по причине того, что двойка — не икс, и деления на неизвестное в дроби нету.

        В общем, вы поняли.

Как решать дробные уравнения? Убираем дроби!

        Как это ни странно, дробные уравнения в большинстве своём решаются довольно просто. По чётким и несложным правилам. Каким же именно образом?

        Первым делом надо избавиться от дробей! Это ключевой шаг в решении любого дробного уравнения, который должен быть освоен идеально. Ибо после того, как все дроби исчезли, уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное. А дальше мы уже с вами знаем, что делать.)

        Но… Как же нам избавиться от дробей?! Легко! Применяя всё те же старые добрые тождественные преобразования! В чём же суть?

        Вникаем. Нам надо помножить обе части уравнения на одно и то же выражение. Но не на какое попало, а на такое, чтобы все знаменатели посокращались! Одним махом.) Ибо дальше, без знаменателей, жизнь становится гораздо проще и приятнее.)

        Это только на конкретном примере показать можно. Итак, решаем первое уравнение из нашего списка:

        Первое, что приходит на ум — перенести всё в одну сторону, привести всё к общему знаменателю и т.д. Забудьте, как кошмарный сон! Так делают только в одном случае — при решении дробно-рациональных неравенств методом интервалов. Это отдельная большая тема.

        А в уравнениях нам надо сразу умножить обе части на такое выражение, которое нам позволит сократить все знаменатели. И какое же это выражение?

        Давайте его конструировать.) Смотрим ещё раз на уравнение:

        

        Понятно, что в левой части для ликвидации знаменателя нам необходимо умножение на (х+3), а в правой — на 3. Но математика позволяет умножать обе части уравнения только на одно и то же выражение! На разные — не катит. Ничего не поделать, так уж она устроена…)

        Значит, нам надо скомбинировать такое выражение, которое одновременно делилось бы как на (х+3), так и на тройку. Причём очень важно — только с помощью умножения! И какое же это выражение? Очевидно, это 3(х+3). То есть, по сути, общий знаменатель обеих дробей.

        Итак, для ликвидации всех дробей наше уравнение надо умножать на выражение 3(х+3).

        Умножаем:

        

        Это самое обычное умножение дробных выражений, но, так уж и быть, расписываю детально:

        

        Прошу обратить внимание: скобки (х+3) я не раскрываю! Прямо так, целиком, их и пишу, как будто бы это одна буква. Ибо наша основная на данный момент задача — дроби убрать. Чего без произведения никак не сделаешь… И зачем же нам тогда париться с раскрытием скобок?!

        А вот теперь мы видим, что в левой части сокращается целиком (х+3), а в правой 3. Чего мы и добивались! И теперь с чувством глубокого удовлетворения производим сокращение:

        

        Вот и отлично. Дроби исчезли. После сокращения получилось безобидное линейное уравнение:

        2∙3 = х+3

        А его (надеюсь) уже решит каждый:

        х = 3

        Решаем следующий примерчик:

        

        И опять избавляемся от того, что нам не нравится. В данном примере это дробь 20/х. Одна единственная. Для её ликвидации правую часть надо домножить на знаменатель. То есть, просто на х. Но тогда и левую часть тоже надо домножить на х: так уж второе тождественное преобразование требует.

        Вот и домножаем! Всю левую часть и всю правую часть:

        

        Напоминаю, что эта вертикальная чёрточка с умножением всего лишь означает, что обе части нашего уравнения мы умножаем на «х».    

        Вперёд!

        

        А вот теперь — снова внимание! Очередные грабли. Заметьте, что при умножении левой части на икс, выражение (9 — х) я взял в скобки! Почему? Потому, что мы умножаем на икс всю левую часть целиком, а не отдельные её кусочки!

        Дело всё в том, что частенько после умножения народ записывает левую часть вот так:

        

        Это категорически неверно. Дальше можно уже не решать, да…)

        Но у нас всё хорошо, будем дорешивать.

        С чистой совестью сокращаем икс справа и получаем уравнение уже безо всяких дробей, в одну строчку.

        (9 — х)∙х = 20

        Вот и отлично. Все дроби исчезли напрочь, теперь можно и скобки раскрыть:

        9х — х2 = 20

        Переносим всё влево и приводим к стандартному виду:

        

        Получили классическое квадратное уравнение. Но минус перед квадратом икса — нехорош. Забыть его проще простого! От него всегда можно избавиться умножением (или делением) уравнения на (-1). Проще говоря, меняем в левой части все знаки на противоположные. А справа как был ноль, так ноль же и останется:

        

        Решаем через дискриминант (или подбираем по теореме Виета) и получаем два корня:

        х1 = 4

        х2 = 5

        И все дела.)

        Как вы видите, в первом случае уравнение после преобразований стало линейным, а здесь — квадратным.

        А бывает и так, что после ликвидации дробей вообще все иксы сокращаются и остаётся чистая правда. Что-нибудь типа 3=3.  Это означает, что икс может быть любым. Какой икс ни возьми — всё равно всё посокращается и останется железное равенство 3=3.

        Или наоборот, может получиться какая-нибудь белиберда, типа 3=4. А это будет означать, что корней нет. Какой икс ни возьми — всё сократится и останется бред…

        Надеюсь, такие сюрпризы вас уже нисколько не удивят.) Если всё же удивят, то прогуляйтесь по ссылочке: Линейные уравнения. Как решать линейные уравнения? А чуть конкретнее — особые случаи при решении линейных уравнений. Эти сюрпризы (полная пропажа иксов после преобразований) — они ко всем видам уравнений относятся. И дробные — не исключение.)

        Разумеется, при попытке ликвидации дробей встречаются и неожиданности. И одну из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Раскладываем на множители!

        Решаем третье уравнение по списку:

        

        А вот тут некоторые могут и зависнуть. На что же такое надо домножить всё уравнение, чтобы за один шаг сократились все знаменатели? Можно, конечно, взять и тупо перемножить все три знаменателя, получить

        x(x2+2x)(x+2)

        и домножить на эту конструкцию всё уравнение. Математика не возражает.) Но… Может быть, есть выражение попроще?

        Что ж, вскрою тайну: да, всё гораздо проще! Если в совершенстве владеть таким мощным приёмом, как разложение на множители. Привет седьмому классу!)

        А попробуем-ка разложить на множители каждый из знаменателей? Ну, с х и х+2 точно ничего не сделать, а вот х2+2х вполне себе раскладывается! Выносим один икс за скобку и получаем:

        х2+2х = х(х+2)

        Отлично. Вставим наше разложение в исходное уравнение:

        

        Вот теперь всё и прояснилось.) Теперь уже отчётливо видно, что гораздо проще будет умножать обе части уравнения на х(х+2). Это выражение гораздо короче и прекрасно делится на каждый из знаменателей: и на x, и на (х+2), и само на себя — на х(х+2).

        Вот на х(х+2) и умножаем:

        

        И снова расписываю подробно, дабы не запутаться. В левой части я буду использовать скобки: там сумма дробей. В правой части скобки не нужны: там одна дробь. Вот и пишем:

        

        А теперь производим умножение. В левой части большие скобки умножаем на наше выражение х(х+2). Разумеется, по правилу раскрытия скобок, сначала первую дробь, затем — вторую. Ну, а в правой части, по правилу умножения дробей, просто умножаем числитель:

        

        Я уж не стал здесь рисовать единички в знаменателях, несолидно… И, опять же, малые скобки в числителях я не раскрываю! Они нам сейчас для сокращения понадобятся! И да… Откуда появились скобки (х — 3) в числителе первой дроби — думаю, уже не стоит объяснять?)

        С удовольствием сокращаем все дроби:

        

        (x-3)(x+2) + 3 = x

        Раскрываем оставшиеся скобки, приводим подобные и собираем всё слева:

        x2 + 2x — 3x — 6 + 3 — х = 0

        x2 — 2x — 3 = 0

        И снова получили квадратное уравнение.) Решаем и получаем два корня:

        x1 = -1

        x2 = 3

        Вот и всё. Это и есть ответ.)

        Из этого примера можно сделать важный вывод:

        Если знаменатели дробей можно разложить на простые множители — обязательно делаем это! Пригодится при ликвидации дробей. Причём раскладываем всё до упора, используя все возможные способы из алгебры седьмого класса!

        Как вы видите, всё просто и логично. Мы меняем исходное уравнение так, чтобы после наших преобразований из примера исчезло всё то, что нам не нравится. Или мешает. В данном случае это — дроби. И точно так же мы будем поступать и со всякими логарифмами, синусами, показателями и прочей жестью.) Мы всегда будем от всего этого избавляться.)

        Ну что, порешаем?)

        Решить уравнения:

        

        Ответы (как обычно, вразброс):

        x = 3

        x1 = 0,5;    x2 = 3

        x = 2

        х = 6

        x = 2,6

        x1 = 2;    x2 = 5

        Последнее задание не решается? Что ж, формулы сокращённого умножения всяко помнить надо, да…)

        Всё решилось? Что ж, здорово! Значит, полпути в решении дробных уравнений мы с вами уже преодолели. Эта первая часть пути — избавление от дробей. Осталась вторая. Не менее важная!

        Всё просто, но… Пришло время открыть вам горькую правду. Успешное решение дробных уравнений этого урока вовсе не гарантирует успех в решении всех остальных примеров этой темы. Даже очень простых, подобных этим. К сожалению…

        Но об этом — дальше.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти спектральную плотность случайного процесса
  • Как найти иностранного друга по переписке
  • Как составить характеристику на человека для работы
  • Как найти ток на конденсаторе в схеме
  • Как найти экстримумы функции