Этап урока. Методы и приемы
Время, мин.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
1.Орг. момент. Мотивационный
2
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь.
Меня зовут Вероника Владимировна и сегодня урок математики у вас проведу я. Но у нас будет не обычный урок, мы сегодня с вами побудем в школе шпионов и сами пройдем подготовку. Нам пригодятся ваши знания и умения, полученные на уроках математики ранее, а также ваша активность. Я желаю вам удачи и предлагаю начать!
Эмоционально настраиваются на работу
Приветствуют учителя
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
2.Актуализация знаний
Метод: практический
Прием: выполнение заданий, устный счет
7
От каждого шпиона требуется ловкость, активность и сообразительность. Вы готовы попробовать себя в роли шпионов? Начать нашу подготовку я предлагаю с устного счета. До урока мне пришло несколько секретных писем, но я не могу их расшифровать. Мне нужно 4 шпиона, чтобы помочь мне в этом (карточки с заданиями)
Остальные шпионы приготовьтесь! У меня еще есть одно секретное послание, которое нам предстоит расшифровать с вами вместе.
1 задание: вставьте пропущенные величины
1 дм = 10 см 1 кг = 1000 г
1 м = 10 дм = 100 см 1 ц = 100 кг
1км = 1000 м 1 т = 10 ц =1000 кг
Молодцы, справились с первым заданием, но еще есть задание в этом письме.
2 задание: решение задачи
Во время экскурсии в первый автобус сели 48 человек, а во второй – на 6 человек меньше. Сколько человек должно перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну?
- 48 – 6 = 42 (чел.) во втором автобусе
- 6 : 2 = 3 (чел.) должны перейти в другой автобус
Ответ : 3
Молодцы, вы справились еще и с этим заданием. Осталась еще одна часть, после которой мы и узнаем, что же зашифровано в письме.
3 задание: решение примеров
Решите примеры и поставьте ответы в порядке возрастания
26 + 14 25 +26 18 + 5 35 + 17
24 + 67 13 + 69 78 + 5 85 – 25
27 : Х 14 : Х
Прежде чем проверить наши ответы скажите, все ли примеры вам удалось решить? Почему? (нет, потому что примеры содержат Х, нам недостаточно данных)
А вот смотрите появилось слово, которое поможет узнать нам тему. Давайте прочитаем это слово (Делитель)
Выполняют устный счет индивидуально
Выполняют устный счет вместе с учителем
Вставляют пропущенные величины
Решают составную задачу
Решают примеры и составляют правильную последовательность
Анализируют задание, отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование
3.Поставновка учебной задачи
Метод: словесный
Прием: учебный диалог
5
Итак, ребята, как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем рассматривать? (Как найти неизвестный делитель). Давайте откроем учебник на странице 28 и подтвердим наши предположения. Посмотрите, какие упражнения нам предлагают авторы учебника и подумайте, какие цели мы можем себе поставить?
Какие умные шпионы у меня в команде! Молодцы! Давайте начнем достигать наших целей!
Предполагают тему урока
Анализируют страницы учебника и ставят цели
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: участие в учебном диалоге
4.Решение частных задач
Метод: словесно-практический
Прием: учебный диалог, выполнение упражнений
6
Посмотрите упражнение № 65 на странице 28. Что необходимо сделать в этом упражнении? (найти значение выражений). Работаем вместе со мной. Итак, сколько же получиться 63 : 7? (9)
Вы правы, получиться 9. Но я не знаю, как правильно прочитать эту запись. Помогите мне и прочитайте выражение разными способами (шестьдесят три разделить на семь равно 9; значение частного при делении шестидесяти трех и семи равно 9). Давайте повторим компоненты деления все вместе:
63 – делимое
7 – делитель
9 – значение частного
У нас в задании есть еще одно выражение. Решите его самостоятельно. Какие компоненты в данном выражении? Подумайте, что одинакового, а что разного у этих двух записей (Одинаковое – делимое, разные — делитель и значение частного).Так что же получиться, если делимое разделить на значение частного? (Делитель)
Работают с учителем устно
Прочитывают выражение разными способами
Повторяют компоненты деления
Работают самостоятельно
Выдвигают предположения
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: участие в учебном диалоге
5. Закрепление нового материала
Метод: практический
Прием: выполнение упражнений
22
Выполним следующее упражнение № 66. Кто хочет поработать у доски? (1 ребенок работает у доски, остальные записывают решение в тетради и сверяют с доской). Читай вслух, что нам дано (делимое 28, делитель неизвестен, значение частного 7). Запиши уравнение, которое у нас получиться (28 : Х = 7). Как мы можем найти неизвестное? (28 : 7). Запиши решение. Какое число является корнем этого уравнения? (4) А чем в данном случае является число 4? (Делителем) А как найти делитель, если известны делимое и значение частного? (Делимое разделить на значение частного). Давайте решим уравнение из № 67. Кто пойдет к доске?
Комментируй, что пишешь.
35 : Х = 7
Х= 35 : 7
Х = 5
Проверка : 35 : 5 = 7
7=7
Ответ: Х = 5
Что в этом уравнении было неизвестно? (Делитель)
Как ты нашел(а) неизвестный делитель? (Делимое разделил(а) на значение частного)
Спасибо, присаживайся. Ребята, давайте сделаем вывод как же все-таки найти неизвестный делитель?
Прочитаем правило на стр. 28. Правильно мы с вами формулировали правило?
Мы с вами хорошо поработали, но немного устали. А шпионам важно сохранить здоровье в порядке. Проведем физминутку .
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 2 – нагнулся, 3 – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на мысочки встать.
Присаживайтесь. Продолжаем выполнять задания для подготовки шпионов.
На слайде вы видите уравнения. Их нужно решить в тетради и найти корень уравнения. Эти уравнения вы решаете самостоятельно. 1 и 3 решает первый вариант, 2 и 4 второй. На работу у вас три минутки. Приступайте!
Проверяем ваши ответы. Поднимите руки у кого не было ошибок. Из вас получаться очень умные шпионы! У кого были ошибки? В чем вы были неправы? Каким правилом вы пользовались? Давайте еще раз повторим.
Молодцы! А впереди нас ждет трудное задание, но мы же с вами начинающие шпионы и нам ничего не страшно.
Посмотрите № 69. Перед нами с вами задача. Прочитаем условие вслух.
1)Какое условие задачи? (54 порожных разложили в коробки по шесть в каждой).
2)Что нам нужно найти? (количество коробок с пирожными).
3) Как мы сможем найти неизвестное? Каким действием? (делением)
Кто пойдет к доске напишет и решит уравнение к этой задаче?
54 : Х = 6 Проверка: 54 : 9 = 6
Х = 54 : 6 6=6
Х = 9(кор.)
А вы не забыли про те секретные письма, которые я раздавала в начале урока?! Поднимите руки у кого эти карточки, выйдите сюда к доске. Итак, ребята, сейчас вам предстоит работа в группах, а это наши капитаны. Какие слова у вас зашифрованы? (делитель, баронесса, двоеточка, шпионка)
Вот какие капитаны у нас есть! Присаживайтесь на места. В команде должно быть 3-4 человека.
Теперь посмотрите на № 71. Прочитайте про себя. Вам необходимо составить задачу и уравнение, решить его и записать ответ. Но помните, что вы работаете в группах, поэтому делаем все сообща. А я буду слушать, чья же команда тише выполняет задание. Приступайте, вам на работу 5 минут.
Итак, давайте проверим, какие задачи у вас получились. (Демонстрация у доски)
Посмотрите сколько задач можно составить, используя одно уравнение. Молодцы, ребята! Из вас будут не только умные, здоровые и красивые, но и ловкие и изобретательные шпионы!
Работают на местах и у доски
Анализ задания
Отвечают на поставленные вопросы
Выполнение задания учеником с комментированием
Делают вывод и сравнивают его с учебником
Выполняют физ. Упражнения
Самостоятельно по вариантам выполняют задания
Самопроверка
Повторение правила
Анализ задачи
Решение у доски
Распределяются по командам
Работа в парах по задаче
Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные: самопроверка выполненного
Познавательные: установление причинно-следственных связей
Личностные: смена вида деятельности
Познавательные: самостоятельное решения проблемы творческого характера
Регулятивные: самопроверка
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
Регулятивные: анализ с целью выделения признаков
6. Итог урока. Рефлексия.
3
Наш урок, к сожалению, подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока. Кто помнит, какие цели мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли? (Если нет, почему, что помешало?)
Я тоже думаю, что мы достигли своих целей. Мне было с вами очень приятно познакомиться и активно поработать. Надеюсь, что вам тоже понравился наше путешествие в школу шпионов. До новых встреч! До свидания!
Подводят итоги урока совместно с учителем
Прощаются
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий
Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
№
Этап урока
Содержание
Деятельность уч-ков
УУД
1
Организационный момент.
Встали, подравнялись. Садимся ровно, спинки выпрямили. И слушаем внимательно меня, ни на что не отвлекаемся.
Приветствовать учителя, настраиваться на урок
Личностные: положительное отношение к уроку
2
Актуализация знаний.
Устный счет
В начале урока посчитаем устно.
1) По какому правилу составлены все ряды чисел? Добавьте в каждый ряд еще три числа по такому же правилу:
8, 16, … , … , … . (32, 64, 128)
6, 12, 18, … , … , … . (24,30,36)
48, 45, 42, … , … , … , .(39,36,33)
2) Сколько треугольников на чертеже?
(11)
3) На стоянке стоят 10 легковых и грузовых автомобилей. У легковых по 4 колеса, а у грузовых – по 6 колес. Всего на стоянке 46 колес. Сколько и каких автомобилей на стоянке?(10 легковых и одна грузовая)
Выполнять задания устного счета.
Личностные: осознают свои возможности в учении;
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.
3
3.Сообщение темы урока
Посмотрите на доску что вы видите?
x : 100 = 15 x : 6 = 4
100 : х = 5 45: х = 5
Как вы думаете что такое х в 1 случае?(делимое)
Как вы думаете что такое х во 2 случае?(делитель)
Умеете ли вы находить неизвестное делимое и делитель?
Как вы думаете, какая тема урока? Неизвестное делимое. Неизвестный делитель )
Какие цели урока?
-научимся находить неизвестное делимое и делитель
-попробуем свои знания на письме, решив уравнения
Слушать и обсуждать тему урока. Отвечать на вопросы учителя, формулировать тему и цель урока
Р: определяют тему и цели урока.
К: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и усвоениями коммуникации.
4
Изучение нового материала.
Задание №1
Найдите значение следующих выражений
21:7 = 3 21:3 = 7
Устно вычисляем значение выражений?
Что получиться если делимое разделить на значение частного? (Получим делитель).
Задание 2
Делимое – 56, делитель – неизвестное число х, а значение частного – 8. Составьте и запишите уравнение.
Какое число является корнем этого уравнения?(8)
56 : х = 8
х = 7
Задание 3
Какой компонент деления является неизвестным в данном уравнении:
36 : х = 4? (Неизвестный делитель.)
Как найти неизвестный делитель, если известны делимое и значение частного? (Если известное делимое разделить на известное значение частного, то получится неизвестный делитель.)
Выполните вычисления.
36 : х = 4
х = 36 : 4
х = 9
36 : 9 = 4
4 = 4
Задание 4.
Решите уравнение.
48 : х = 8 42 : х = 6 64 : х = 8 80 : х = 1
х = 48 : 8 х = 42 : 6 х = 64 : 8 х = 80 : 1
х = 6 х = 7 х = 8 х = 10
48 : 6 = 8 42 : 7 = 6 64 : 8 = 8 80 : 10 = 1
8 = 8 6 = 6 8 = 8 1 = 1
Задание 5.
После того как 63 пирожных разложили поровну в несколько коробок, в каждой коробке оказалось по 7 пирожных. Сколько получиться таких коробок с пирожными?
– Прочитайте задачу.
– Что известно?(всего было 63 пирожных, в каждой коробке по 7 пирожных)
– Что требуется узнать?(сколько получиться коробок)
– Запишите решение данной задачи с помощью уравнения с неизвестным делителем.
– Найдите корень этого уравнения. Запишите ответ задачи.
Запись:
Разложили – 63 п.
1 коробка – 7 п.
Коробок – ? шт.
Решение:
63 : х = 7
х = 63 : 7
х = 9 (к.) – получилось.
Ответ: 9 коробок.
Задание 6
Найди значение следующих выражений устно:
24:6 = 4 4 • 6 = 24
Что получится, если значение частного 4 умножить на делитель 6? (если значение частного 4 умножить на делитель 6, то получится делимое 24)
Сформулируйте правило, которое связывает деление с умножением. (Если неизвестное значение частного умножить на известный делитель, то получится неизвестное делимое.)
Задание 7.
Какой компонент деления является неизвестным в уравнении
х : 10 = 44? (Неизвестное делимое.)
– Как можно найти делимое, если известны значение частного и делитель?(частное умножить на делитель)
– Выполните соответствующие вычисления.
х : 10 = 44
х = 44 · 10
х = 440
440 : 10 = 44
44=44
Решим самостоятельно №8
Учащиеся решают уравнения. По цепочке проверяем.
х : 5 = 14 х : 3 = 10 х : 11 = 30 х : 15 = 20
х = 14 · 5 х = 10 · 3 х = 0 · 11 х = 20 · 15
х = 70 х = 30 х = 330 х = 300
70 : 5 = 14 30 : 3 = 10 330 : 11 = 30 300 : 15 = 20
14 = 14 10 = 10 30 = 30 20 = 20
– Что общего у этих уравнений? (Неизвестное делимое.)
Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте его с ответами на доске.
Задание 9.
Когда участники соревнований распределился на команды по 6 человек, то команд оказалось 3. Сколько было участников соревнований?
– Прочитайте задачу.
– Что известно?(участники распределились на команды по 6 человек, команд осталось 3)
– Что требуется узнать?(сколько участников было)
– Запишите решение данной задачи с помощью уравнения с неизвестным делимым.
– Найдите корень этого уравнения. Запишите ответ задачи.
Кто пойдет к доске
Решение:
х : 6 = 3
х = 9 · 3
х = 18 (чел.)
Ответ: 18 человек было на соревнованиях.
Смотреть на слайд
Читать задание
Отвечать на вопрос
Смотреть на слайд
Отвечать на вопросы
Смотреть на слайд
Отвечать на вопросы
Формулировать правило
Находить неизвестный делитель
Читать задание на слайде
Решать уравнения
Читать задачу на слайде
Отвечать на вопросы
Выполнять вычисление
Смотреть на слайд решать задание 6 устно
Отвечать на вопросы
Формулировать правило
Смотреть задание 7
Отвечать на вопросы
Решать уравнение
Решать самостоятельно уравнение
Проверять по цепочке
Отвечать на вопрс
Читать задачу №9
Отвечать на вопросы
Искать корень уравнения
Наблюдают и делают самостоятельные выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.
Р:умеют следовать режиму организации учебной деятельности; оценивают выполнения своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли трудности при выполнении.
К:оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций
7
Итог урока
Проверим наши знания, решив не большую самостоятельную работу
Решите уравнения 1 вариант где неизвестен делитель 2 вариант неизвестное делимое.
1) х : 9 = 2 2) 40 : х = 8
х : 5 = 7 81: х = 9
х : 12 = 13 12 : х = 14
Какие цели на урок мы с вами ставили? Кто достиг целей поднимите руку.
– Как найти неизвестный делитель?(делимое разделить на значение частного)
– Как найти неизвестное делимое?(значение частного умножить на делитель )
Проверять свои знания решив самостоятельную
Вспоминать цели
Отвечать на вопросы
Личностные: понимают значение математических знаний для человека и принимают его;
8
Рефлексия
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Отвечать на вопросы
Л:
структурируют знания.
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов.
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок математики
в 3 классе -
2 слайд
Девиз дня
Не ошибается тот, кто ничего не делает -
3 слайд
Придумай задания с числами
30
10
6
5
2 -
4 слайд
Назови компоненты
делимое
делитель
частное
значение частного
30 : 6 = 5 -
5 слайд
Тема урока
Как найти неизвестный делитель и делимое -
6 слайд
Цель урока
Уметь находить…
неизвестный делитель и делимое -
7 слайд
Реши уравнение с объяснением на доске
28 : х = 7
Х = 28 : 7
х = 4
28 : 4 = 7
7 = 7 -
8 слайд
Найди пару и реши уравнение
35 : х = 7
Х = 35 : 7
х = 5
35 : 5 = 7
7 = 7 -
9 слайд
Правило
Чтобы найти неизвестный …………….., нужно …………….. разделить на значение
делитель
делимое
частного -
10 слайд
Реши уравнение
36 : х = 9
Х = 36 : 9
х = 4
36 : 4 = 9
9 = 9
Взаимопроверка
24 : х = 8
Х = 24 : 8
Х = 3
24 : 3 = 8
8 = 8 -
11 слайд
Домашнее задание
№68. с. 28, №75. с. 30 или придумать свои уравнения -
-
13 слайд
Реши уравнение с объяснением на доске
х : 8 = 7
Х = 8 х 7
х = 56
56 : 8 = 7
7 = 7 -
14 слайд
Реши уравнение с соседом по парте
х : 10 = 35
Х = 10 х 35
х = 350
350 : 10 = 35
35 = 35 -
15 слайд
Правило
Чтобы найти неизвестное …………….., нужно значение …………….. умножить на ………………..
делимое
частного
делитель -
16 слайд
Самооценка
Знаю таблицу умножения
Умею решать уравнения -
17 слайд
Итог урока
На уроке я повторил (а)…Чтобы найти неизвестное делимое….
Чтобы найти неизвестный делитель….
-
18 слайд
Учите умножение и деление,
И сможете тогда решать все уравнения!
Урок математики, 3 класс УМК
«Перспективная начальная школа»
Акимова Ирина Павловна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №40 г. Томска
Тема:
Как найти неизвестный делитель, 3 класс
Цель:
Научить находить неизвестный делитель.
Задачи:
1.
Формировать математическое представление о делимом, делителе и частном.
2. Формировать умение формулировать тему.
3. Формировать умение работать в паре.
4. Развивать у учащихся интерес к учебному
предмету.
5.Развивать
внимание, память, речь, мышление.
Структура
занятия
Этап |
Содержание |
Коррекционные |
||||||
Орг. |
Приветствие -Долгожданный Начинается -Улыбнитесь (И Математике учиться Мы готовы все подряд, Пусть ночами даже снится Натуральных чисел ряд. (Гербеева Валерия) Нестандартное решение Мы сумеем отыскать Множитель — произведение… Что тут голову ломать. (Мазин Вячеслав) Раз, делимое — делитель, Это факт известен всем, Но, сегодня, наш учитель, Проживет без теорем. (Васильева Вероника) |
Формировать |
||||||
СЛАЙД |
— |
|||||||
Чистописание-разминка СЛАЙД |
— 50, -На |
Развивать |
||||||
Устный СЛАЙД |
Проверьте примеры: (Ученик, |
Развивать Формировать |
||||||
СЛАЙД |
Решите Во |
Развивать |
||||||
СЛАЙД |
— Назовите Определите |
Формирование |
||||||
Введение СЛАЙД СЛАЙД (пустые) Для |
— Будет ли верно 63:9=7 48:6=8 — (Высказывают — Давайте (учебник: № Составь и запиши Какое число № Выполни 35:Х=7 Проверь (Работа |
Формировать Формировать Развивать |
||||||
Формулирование |
Сравнивают свои Чтобы найти Итог работы с В любом Теоретическим |
Формировать |
||||||
Физ. минутка «РАЗ, ДВА, ТРИ, СЛАЙД |
Раз, два, три, Мы умеем Приподнялись, И соседа не А теперь Тихо сесть, |
Снятие |
||||||
Закрепление |
Учебник Даны I вариант: II вариант: Меняются |
Развивать |
||||||
Наглядная СЛАЙД СЛАЙД |
Учебник —
(работа Возможный — Найди Учитель (Дети |
Умение Развивать |
||||||
Д. СЛАЙД |
Домашнее -Тетрадь № |
|||||||
Рефлексия СЛАЙД |
— — — — — — МАТЕМАТИКА — наука, Замечательная штука, Будем, будем изучать, Математику на «ПЯТЬ». |
Развитие Развитие |