Как найти неизвестный множитель пропорции

Рассмотрим решение пропорций на конкретных примерах. 

Решить уравнения с пропорцией:

 1)  25 : x = 10 : 18

Здесь x — неизвестный средний член пропорции. Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, произведение крайних членов разделим на известный средний член:

    [x = frac{{mathop {25}limits^5  cdot mathop {18}limits^9 }}{{mathop {10}limits_{mathop 2limits_1 } }}]

25 и 10 сокращаем на 5. Затем 18 и 2 сокращаем на 2.

    [x = 45]

Ответ: 45.

    [2)frac{y}{{21}} = frac{9}{{14}}]

Здесь y — неизвестный крайний член пропорции. Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, произведение средних членов делим на известный крайний член:

    [y = frac{{mathop {21}limits^3  cdot 9}}{{mathop {14}limits_2 }}]

    [y = frac{{27}}{2}]

    [y = 13,5]

Ответ: 13,5.

При решении пропорций с десятичными дробями удобно для упрощения вычислений использовать основное свойство дроби.

    [3)4,5:0,6 = z:2,4]

Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, произведение крайних членов делим на известный средний член пропорции:

    [z = frac{{4,5 cdot 2,4}}{{0,6}}]

В числителе после запятой в общей сложности два знака, в знаменателе — один. Поэтому, умножив и числитель, и знаменатель на 100,  мы получим дробь, равную данной. В числителе умножение на 100 распределим так: каждый из множителей умножим на 10. В знаменателе 0,6 умножим на 10 и результат умножим на 10: 

    [z = frac{{4,5 cdot 10 cdot 2,4 cdot 10}}{{0,6 cdot 100}}]

Сокращаем 24 и 6 на 6, 10 и 45 — на 5:

    [z = frac{{mathop {45}limits^9  cdot mathop {24}limits^4 }}{{mathop 6limits_1  cdot mathop {10}limits_2 }}]

Еще раз сокращаем 4 и 2 на 2:

    [z = frac{{9 cdot mathop 4limits^2 }}{{mathop 2limits_1 }}]

    [z = 18]

Ответ: 18.

Решение пропорций с обыкновенными дробями и смешанными числами удобнее записывать в строчку.

    [4)k:2frac{3}{{23}} = 3frac{2}{7}:frac{1}{4}]

Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, произведение средних членов разделим на известный крайний член:

    [k = 2frac{3}{{23}} cdot 3frac{2}{7}:frac{1}{4}]

Смешанные числа переводим в неправильные дроби:

    [k = frac{{49}}{{23}} cdot frac{{23}}{7} cdot 4]

    [k = frac{{mathop {49}limits^7  cdot mathop {23}limits^1  cdot 4}}{{mathop {23}limits_1  cdot mathop 7limits_1 }}]

    [k = 28]

Ответ: 28.

При решении более сложных пропорций удобно использовать непосредственно основное свойство пропорции.

    [5)frac{{2x - 3}}{{15}} = frac{6}{5}]

Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов:

    [5(2x - 3) = 15 cdot 6]

Здесь удобно упростить уравнение, разделив обе части на 5:

    [2x - 3 = 3 cdot 6]

    [2x - 3 = 18]

    [2x = 18 + 3]

    [2x = 21]

    [x = 21:2]

    [x = 10,5]

Ответ: 10,5.

    [6)frac{{2x - 3,2}}{{1,2}} = frac{{5x - 6}}{{0,5}}]

Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов:

    [1,2(5x - 6) = 0,5(2x - 3,2)]

Для упрощения вычислений удобно умножить каждую часть уравнения на 10:

    [1,2(5x - 6) = 0,5(2x - 3,2)___left| { cdot 10} right.]

    [12(5x - 6) = 5(2x - 3,2)]

    [60x - 72 = 10x - 16]

Это — линейное уравнение. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

    [60x - 10x =  - 16 + 72]

    [50x = 56]

Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

    [x = 56:50]

    [x = 1,12]

Ответ: 1,12.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике 5-9 класс
  4. Отношения и пропорции
  5. Пропорции

Буквенная запись пропорции:

или .

Читают пропорцию так: «отношение к равно отношению отношению к » или « относится к , как относится к «.

Числа, входящие в пропорцию , имеют специальные названия: и — крайние члены пропорции, и — средние члены пропорции. Происхождение этих терминов вытекает из строчной записи пропорции: .

Основное свойство пропорции:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

Буквенная запись свойства: если , то .

Если основное свойство пропорции выполняется, то говорят, что пропорция верная.

С помощью основного свойства пропорции любой ее член можно выразить через три других. Это позволяет по трем известным членам пропорции находить неизвестный.

Пример:

Найдем неизвестный член пропорции .

Решение:

По основному свойству пропорции получим 32 = 848. Откуда легко найти неизвестный множитель :

Если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние, то получившиеся новые пропорции тоже верны.

Пример:

1) Если — верная пропорция, то — верные пропорции.

2) Если — верная пропорция, то — верные пропорции.

Советуем посмотреть:

Отношения

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Длина окружности и площадь круга

Отношения и пропорции


Правило встречается в следующих упражнениях:

6 класс

Номер 606,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 620,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 625,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 690,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Задание 762,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 783,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1177,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1258,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1301,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1312,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

7 класс

Номер 405,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 406,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1000,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

8 класс

Номер 15,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 50,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 51,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 230,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник


Калькулятор пропорций онлайн

Калькулятор рассчитывает неизвестный член пропорции. Можно также проверить пропорцию на верность.

Правила ввода

Вводить можно целые числа, десятичные дроби, правильные и неправильные дроби -5, 5, 0.25, -1.25, 10/8, -1/2 и.т.д.

Если вам необходимо ввести смешанное число то предварительно его нужно преобразовать в неправильную дробь. Т.е. 3 целые 1/3 нужно будет записать как 10/3

Поле которое необходимо рассчитать можно оставить пустым или ввести любую букву латинского(английского) алфавита.

В расчётное поле можно также вводить значения с переменными вида: 5x, 1.2x, 5/x, x/5, 3x/2, 2/3x. Т.е. если вам надо посчитать (2/3)*х то нужно записать как 2x/3. Если надо посчитать (1/2)*(1/x) то нужно будет ввести 1/2x.

Решить пропорцию это значит найти неизвестный член пропорции.

Пропорцию можно записать двумя способами:

a / b = c / d

a : b = c : d

Прочитать формулу выше можно как a относится к b, как c относится к d.

a, b, c, d — называются членами пропорции

a, d — называются крайними членами пропорции

b, c — называются средними членами пропорции

Главное свойство пропорции

Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции.

a / b = c / d

a × d = b × c

Крайний член пропорции равен произведению средних членов пропорции, делённому на другой крайний член

a = bc/d

d = bc/a

Средний член пропорции равен произведению крайних членов пропорции, делённому на другой средний член

b = ad/c

c = ad/b

Примеры решения задач на пропорции

1) Решите пропорцию 3:x=2:5
Из основного свойства пропорции получается
2x=15,
x=15/2=7.5

2) Решите пропорцию x:9=10:3
Из основного свойства пропорции получается
3x=90,
x=90/3=30

3) Решите пропорцию 2x:8=28:16
Из основного свойства пропорции получается
2x·16=8·28,
32x=224,
x=224/32=7

Составление и решение пропорций в математике

Пропорции — что это в математике

Валя съела 3 яблока из пяти. Какую часть яблок съела Валя?

Вначале узнаем, какую часть яблок составляет 1 яблоко. Всего у Вали было 5 яблок, значит, одно из них — это 1 5 часть всех яблок. Тогда 3 съеденных яблока составляют 3 5 всех яблок.

Тот же ответ получим, если 3 разделим на пять.

Получается, что 3 яблока соотносятся с пятью яблоками как 3 к 5.

Другой вариант записи ответа отмечают в виде десятичной дроби и процентов: 3 5 = 0 , 6 или 60%.

Отношением двух чисел называют частное этих чисел.

Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого. Или какую часть первое число составляет от второго.

Термин «отношение» применяют в случаях, когда нужно выразить одну величину в долях другой. Например, одну площадь в долях другой площади. Это операцию выполняют с помощью деления.

Делимое в выражении отношения называют предыдущим членом. Делитель называют последующим членом.

В задаче 1 предыдущий член — это 3, последующий — 5.

Если есть два равных отношения, то они образуют пропорцию.

Пропорцией называют равенство двух отношений.

Даны два отношения: 3,8:2 и 5,7:3.

Можно ли составить из этих выражений пропорцию?

Найдем значения каждого из отношений:

3 , 8 : 2 = 1 , 9 ; 5 , 7 : 3 = 1 , 9 .

Значения выражений оказались равными, значит, эти отношения равны.

Тогда можно записать равенство: 3,8:2=5,7:3.

Такое равенство называется пропорцией.

Ответ: да, можно составить из этих отношений чисел пропорцию.

С помощью буквенных символов пропорцию можно записать так: a : b = c : d или a b = c d .

Полученное равенство читают: «Отношение a к b равно отношению c к d» или «a относится к b, как c относится к d».

Числа a и d в пропорции называют крайними членами пропорции.

Числа b и c — средними членами пропорции.

Назовите крайние и средние члены пропорции 42:6=49:7.

Крайние члены пропорции — 42 и 7.

Средние члены пропорции — 6 и 49.

Определите средние члены пропорции 25 5 = 35 7 .

Средние члены пропорции — 5 и 35.

Понятие «пропорция» пришло из латинского языка. Слово в переводе означает соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Основное свойство пропорции, правило

Основное свойство пропорции

В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов:

Определите, верна ли пропорция 6:2=9:3.

В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

Произведение крайних членов равно произведению 6 и 3. Получим 6 * 3 = 18 .

Произведение средних членов равно произведению 2 и 9. Получим 2 * 9 = 18 .

Значит, 6:2=9:3. Пропорция верна.

Обратное утверждение тоже верно:

Если произведение средних членов равно произведению крайних членов, то пропорция верна.

Пропорция 60:12=10:2 верна, потому что 60 * 2 = 12 * 10 = 120 .

Если поменять в это пропорции местами средние члены, получим 60:10=12:2. Эта пропорция тоже верна. При перестановке произведение крайних и средних членов не изменилось.

Если в пропорции поменять крайние члены — 2:10=12:60, то произведение тоже не изменится.

Пропорция будет верной, если поменять местами средние члены или крайние члены.

Если какой-то из членов пропорции неизвестен, то его можно найти.

По основному свойству пропорции можно найти ее неизвестный член, если все остальные компоненты известны.

Найдите неизвестный член пропорции: 4,8:b=8:2,5.

Используем основное свойство пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.

Получим 4 , 8 * 2 , 5 = b * 8 .

b = 4 , 8 * 2 , 5 : 8 ;

Составление и решение пропорций

Запишите пропорцию: 6 так относится к 18, как 9 относится к 27.

Слово «относится» заменяем на знак деления.

Получаем два отношения: 6:18 и 9:27.

Если эти два отношения равны, то получаем верную пропорцию.

6 : 18 = 9 : 27 ; 1 3 = 1 3 , получили верную пропорцию.

Запишите пропорцию и проверьте ее: отношение 2 к 1 4 равно отношению 3 к 1 15 .

Записываем отношения: 2 1 4 и 3 1 15 .

Составляем пропорцию: 2 1 4 = 3 1 15 .

Проверяем, верна ли пропорция.

Для этого воспользуемся основным свойством пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.

2 * 1 15 ≠ 1 4 * 3 ; 2 15 ≠ 3 4 . Условие равенства произведений не выполнилось, значит, пропорция не верна.

Определите, верна ли пропорция: 1 , 4 0 , 7 = 3 , 4 1 , 7 .

Чтобы проверить, верна ли пропорция, воспользуемся основным свойством пропорции.

Запишем произведения крайних и средних членов пропорции:

1 , 4 * 1 , 7 = 2 , 38 ; 0 , 7 * 3 , 4 = 2 , 38 .

Значит, произведение крайних членов равно произведению средних членов.

1 , 4 * 1 , 7 = 0 , 7 * 3 , 4 ; 2 , 38 = 2 , 38 .

Вывод: пропорция верна.

Примеры уравнений с решением для 6 класса

Решите уравнение: 8 , 8 4 2 5 = n 0 , 12 .

Чтобы найти неизвестный член пропорции, используем основное свойство пропорции. Находим произведение крайних и средних членов. Выражаем неизвестный компонент.

8 , 8 4 2 5 = n 0 , 12 ; 8 , 8 * 0 , 12 = 4 2 5 * n . Из равенства выражаем n : n = 8 , 8 * 0 , 12 4 2 5 Представим смешанное число 4 2 5 в виде десятичной дроби. Для этого приведем дробную часть смешанного числа к дроби со знаменателем 10 : домножим числитель и знаменатель 2 . 4 2 5 = 4 2 * 2 н а 5 * 2 = 4 4 10 . Такое смешанное число записываем в виде десятичной дроби, отделяя целую часть запятой: 4 4 10 = 4 , 4 . Тогда n = 8 , 8 * 0 , 12 4 , 4 . Сокращаем получившуюся дробь: 0 , 12 и 4 , 4 делятся на 4 . n = 8 , 8 * 0 , 03 1 , 1 ; 8 , 8 и 1 , 1 делятся на 1 , 1 . n = 8 * 0 , 03 1 ; n = 0 , 24 .

Найдите неизвестный член пропорции: 1 1 2 : 2 1 4 = 6 : m .

Используем основное свойство пропорций. Записываем равенства произведений крайних и средних членов.

1 1 2 * m = 2 1 4 * 6 . И выражаем m : m = 2 1 4 * 6 : 1 1 2 . Переводим смешанные числа в неправильные дроби: m = 2 * 4 + 1 4 * 6 : 1 * 2 + 1 2 ; m = 9 4 * 6 : 3 2 . Натуральное число переводим в обыкновенную дробь со знаменателем 1 и умножаем на первую дробь: m = 9 4 * 6 1 : 3 2 ; m = 9 * 6 4 * 1 : 3 2 . Чтобы разделить обыкновенные дроби, нужно домножить дробь на взаимно обратную данной: m = 9 * 6 4 * 1 * 2 3 ; m = 9 * 6 * 2 4 * 1 * 3 . Сокращаем получившееся выражение. 4 и 2 делятся нацело на 2 . 9 и 3 делятся нацело на 3 . m = 3 * 6 * 1 2 * 1 * 1 . Для чисел 6 и 2 общий делитель 2 : m = 3 * 3 * 1 1 * 1 * 1 ; m = 9 .

Решите уравнение: 0,25:x=3,75:3.

По основному свойству пропорции получим: 0 , 25 * 3 = x * 3 , 75 .

x = 0 , 25 * 3 : 3 , 75 ; x = 0 , 75 : 3 , 75 . Делить на десятичную дробь нельзя. Преобразуем ее в натуральное число.

После запятой в дроби 3 , 75 два знака, значит, нужно домножить ее на единицу с таким оличеством нулей. Это сто.

Но чтобы выражение осталось неизменным, нужно домножить на сто и делимое.

x = 0 , 75 * 100 : 3 , 75 * 100 ; x = 75 : 375 ; x = 0 , 2 .

Найдите неизвестное: k : 3 1 2 = 0 , 4 : 2 4 5

Чтобы найти неизвестный компонент пропорции, нужно воспользоваться основным свойством дроби.

По основному свойству дроби произведение крайних членов равно произведению средних членов.

Получим: k * 2 4 5 = 3 1 2 * 0 , 4 .

Выразим k : k = 3 1 2 * 0 , 4 : 2 4 5 .

Переведем 0,4 в обыкновенную дробь: 0 , 4 = 4 10 . Эта дробь сократима: числитель и знаменатель делятся на 2 нацело: 4 10 = 4 : 2 10 : 2 = 2 5 .

Записываем полученное выражение:

k = 3 1 2 * 2 5 : 2 4 5 .

1 действие — умножение.

Переводим смешанное число в неправильную дробь и умножаем на вторую: числитель на числитель, знаменатель на знаменатель.

3 1 2 * 2 5 = 3 * 2 + 1 2 * 2 5 = 7 2 * 2 5 = 7 * 2 2 * 5 .

Сокращаем дробь: есть одинаковые числа в числителе и знаменателе.

2 действие — деление.

Теперь делим полученное число на 2 4 5 .

Смешанное число переводим в неправильную дробь.

Умножаем 7 5 на взаимно обратную дробь.

7 5 : 2 4 5 = 7 5 : 2 * 5 + 4 5 = 7 5 : 14 5 = 7 5 * 5 14 = 7 * 5 5 * 14 = 7 * 5 5 * 14 = 7 14 = 1 2 = 0 , 5 .

Решение линейных уравнений. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6

Цели урока:

  • повторить правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых;
  • ввести определение линейного уравнения с одним неизвестным;
  • познакомить учащихся со свойствами равенств;
  • научить решать линейные уравнения;
  • научить решать задачи на «было − стало».

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Проверка предыдущего домашнего задания.

II. Повторение теоретического материала.

  1. Как найти неизвестное слагаемое? [От суммы отнять известное слагаемое]
  2. Как найти неизвестное уменьшаемое? [К вычитаемому прибавить разность]
  3. Как найти неизвестное вычитаемое? [От уменьшаемого отнять разность]
  4. Как найти неизвестный множитель? [Произведение разделить на известный множитель]
  5. Как найти неизвестное делимое? [Делитель умножить на частное]
  6. Как найти неизвестный делитель? [Делимое разделить на частное]
  7. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак плюс? [Опустить скобки и этот знак плюс, переписать слагаемые с теми же знаками]
  8. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус? [Опустить скобки и этот знак минус, переписать слагаемые с противоположными знаками]
  9. Как выглядит распределительное свойство умножения? [(a+b)∙c=ac+bc]

III. Устные задания по слайдам.

(слайд 2, слайд 3).

1) Раскройте скобки:

3+(х+2); 3-(х+2); 3+(х-7); 3-(х-7); 3+(-х+5); 3-(-х+5); -4(-5-х); 9(; 9(; 2(7+9х); 4(2-3х); -6(9-5х); -3(1+4х).

2) Приведите подобные слагаемые:

6b-b; 9,5m+3m; a —a; m-m; -4x-x+3; 7x-6y-3x+8y.

3) Упростите выражение:

IV. Новая тема. Решение линейных уравнений.

До сегодняшнего урока мы не умели решать уравнения, в которых неизвестное находилось слева и справа от знака равенства: 3x+7=x+15. Некоторые из нас постоянно забывают правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Сегодня мы постараемся разрешить все эти затруднения.

Уравнение, которое можно привести к виду ax=b, где a и b − некоторые числа (a0), называется линейным уравнением с одним неизвестным.

Линейные уравнения обладают свойствами:

  1. Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (стр. 229 учебника).
  2. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак (стр. 230 учебника).

Рассмотрим план решения линейного уравнения:

х-1+(х+2)=-4(-5-х)-5
х-1+х+2=20+4х-5
х+х-4х=20-5+1-2
-2х=14
х=14:(-2)
х=-7
Ответ: -7.
1) раскрыть скобки, если они есть;
2) слагаемые, содержащие неизвестное, перенести в левую часть равенства, а не содержащие неизвестное − в правую;
3) привести подобные слагаемые;
4) найти неизвестный множитель.

Какими из свойств равенств мы воспользовались для решения уравнения? (вторым)

Рассмотрим примеры уравнений, при решении которых будет удобно воспользоваться и первым свойством.

х+3=х+5 │∙9 Удобно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей дробей.

(х+3)∙9=(х+5)∙9 Далее − по плану.

Урок 22 Бесплатно Пропорции

Чтобы узнать название темы урока, обратите внимание на картинку.

Попробуйте отгадать ребус.

На этом уроке вы узнаете, что называют пропорцией, выведете основное свойство пропорции и с помощью него научитесь решать задачи и уравнения.

Слово «пропорция» (proportio) в переводе с латинского — соразмерность, отношение частей (соотношение).

Пропорция

В IV веке до н.э. древнегреческий математик Евдокс Книдский дал определение пропорции, состоящей из величин любой природы, а не только из натуральных величин.

Пропорции применяли с древности при решении различных задач.

Древние греки использовали пропорцию и ее свойство для строительства сооружений, при создании произведений искусства (скульптуры, статуи), в ремесленническом деле и др.

Соблюдение пропорций, определенных соотношений, активно используется и в настоящее время в архитектуре, искусстве, музыке, при решении физических задач.

В географии и моделировании пропорциональные зависимости применяют при создании уменьшенной копии реального объекта.

В швейных технологиях — для изменения размеров выкройки изделия до нужного размера.

В химии для проведения успешной реакции рассчитывают пропорциональное отношение химических веществ.

В медицине и фармацевтике используют пропорции при изготовлении лекарственных препаратов.

В кулинарии, например, с помощью пропорции можно рассчитать рецепт одного и того же блюда для разного количества гостей.

Разберем, что же такое пропорция в математическом понимании.

Возьмем два отношения: (mathbf<frac<36><9>>) и (mathbf<frac<12><3>>) и эти отношения равны, так как (mathbf<36div9=4>) и (mathbf<12div3=4>), значит (mathbf<frac<36><9>= frac<12><3>>)

Равенство двух отношений называют пропорцией.

С помощью букв запишем пропорцию из двух отношений так: (mathbf) или (mathbf<frac= frac>).

Эту математическую запись читают так: «Отношение a к b равно отношению c к d» или «a так относится к b, как c относится к d».

Все члены пропорции не равны нулю: (mathbf).

Числа a и d называют крайними членами пропорции.

Числа b и c называют средними членами пропорции.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

В мире существует «золотая пропорция», которую называют «золотым сечением». Это пропорциональное деление отрезка на различные по размеру части, но в таком соотношении к друг другу, что меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всей величине.

Приблизительное значение «золотого сечения» равно 1,618… Число это продолжается бесконечно после запятой, и оно не периодично.

В процентном выражении целая часть относится к большей, как большая к меньшей, примерно так: 62% и 38% соответственно.

Обозначают число «золотого сечения» математической буквой (mathbf<varphi>) (фи).

Мир живой и неживой природы, мир творений человека полон красоты, симметрии и гармонии. Этот мир описывается законом «золотого сечения».

Рассмотрим только несколько примеров, где присутствует и используется правило «золотого сечения».

Считается, что длина фаланг пальцев и длина кисти руки, средний палец и мизинец, или высота лица и расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ у пропорционального человека находятся в определенных отношениях, соответствуя правилу «золотого сечения».

Форма тела ящериц, стрекоз, бабочек соответствует закону «золотого сечения»: отношение грудной и брюшной части тела приближенно равны значению «золотого сечения».

Спиралевидная форма ракушек тоже описывается числом (mathbf<varphi>) (фи).

«Золотая пропорция» была обнаружена в египетских пирамидах, произведениях искусства, архитектуре и применяется до сих пор в разных областях жизни человека

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/627069

http://ladle.ru/education/matematika/6class/proporcii

Тема:    
Вычисление неизвестных членов пропорции

Цель: Предполагается, что  в результате
деятельности учащиеся будут знать правила вычисления неизвестных членов
пропорции и уметь применять их при выполнении практических заданий.

Задачи урока:

1.Организовать деятельность, направленную на
изучение правила, на  поиск решения проблемной ситуации.

2.  Способствовать формированию аналитического
мышления,  самостоятельности и  смекалки.  Организовать деятельность,
направленную на развитие  вычислительных навыков. Создать условия  для
развития  познавательного интереса обучающихся, математической  речи, умения
наблюдать, сравнивать, делать выводы

3. Создать  условия для воспитания
самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Способствовать формированию адекватной самооценки своей

Тип урока: изучение нового материала.

Исходя из типа урока, цели и задач урока,
содержания учебного материала отобраны  методы и приёмы обучения.

 Методы проблемного обучения: эвристический
метод (постановка проблемы и организация совместной поисковой деятельности по
её разрешению.

Форма работы:  фронтальная, парная,
индивидуальная, самостоятельная

Ход урока

  1.Организационная
часть:

        2. Тема урока и цели урока.  Вычисление неизвестных членов пропорции

Цель: Сегодня на уроке мы  сформулируем
правила нахождения неизвестных членов пропорции и будем учиться их применять
для нахождения неизвестных членов пропорции

       3. Актуализация опорных знаний. Проверка
домашнего задания.

         (прочитать
пропорцию,  назвать крайние и средние члены пропорции, и  сформулировав свойство
пропорции  определить, является ли данная пропорция верной)

Актуализация знаний учащихся( через
проверку домашнего задания)

     4. Изложение
нового материала.

Давайте попробуем  в
верных пропорциях заменить звёздочки (*) числами
.

1)     1 : 3 = * : 33;

2)      28 : * = 14 : 1;

3)    26 : 2 = 13 : *;

4)    * : 3 = 2,5 : 0,5.

5)   

Используя основное
свойство пропорции 1-4  можно заменить без проблем.

А вот с 5
примером  проблема?  Устно сразу ответ дать проблематично.

(Перед учащимися ставится проблема  и 
предлагается самостоятельно попробовать сформулировать правила , а затем
сравнить с правилом из учебника)

a : b = c : d  применив
основное свойство получим     a ·
d = b · c

подсказка :

a · dпроизведение крайних

b · c- произведение
средних

Если      а (крайний член)    неизвестен, а  dизвестный крайний член

( как найти неизвестный множитель? (а)
  ( что бы найти неизвестный крайний член
пропорции нужно произведение средних разделить на известный крайний)

 (аналогично когда не известно d )  

А если неизвестно  b  ?  ( что
бы найти неизвестный средний член пропорции нужно произведение крайних
разделить на известный средний)

(записать в тетрадь.)

5. Практическая часть

      Решение заданий  у доски 

(комментировать: проговаривать какой член пропорции
неизвестен, и формулировать правило)

№1  а)       б)        в)       г)    

(ответы :  а) 
с=6   б) х=7,5    в)
b=0,15   )    

Работа в парах

Следующее задание.
Выполнить тест. Расшифровать предложение.

Выполнять  его вы 
будете
 в парах, помогайте  друг другу и помните, итоговый
результат зависит от  каждого. (См. приложение)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

С

д

е

л

а

в

д

е

л

о

,

о

т

д

ы

х

а

й

с

м

е

л

о

!

Сделал  дело,
отдыхай смело!

Подведение итогов.

(прокомментировать  решение этих заданий,
сформулировать правила)
( выставление баллов в лист
оценивания )

   Перед тем как вы
приступите к выполнению теста, давайте сами выступим в роли учителя и исправим
ошибки.         

    Устные
упражнения.

x : 4 = 15 : 5

16 : x = 12
: 6

   6.  Контроль  знаний
учащихся:

        
Самостоятельная работа (тест) (15 мин)

 7. Рефлексия.

Продолжите фразу 
Сегодня на уроке я познакомился ….

       И шагая от одного задания к другому,  мы учились применять  эти правила
для нахождения неизвестных членов пропорции работая у доски, выполняя задание в
парах, при устных упражнениях  и   при выполнении теста.

( подсчитайте
сколько баллов вы набрали  выставление отметку)

  8. Постановка домашнего задания.  № 147,128.

      (прокомментировать)

Приложение.

1

Буква

Задание

С   —  1,2

И  —   60

Д  —   6

А  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

1)   3 : 8 = х : 3,2

2)   3,6 : 2,4 = 9 : x

2

Буква

Задание

Е   —  1,2

И  —   60

Л  —   6

А  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

3)   3 : 8 = х : 3,2

4)   3,6 : 2,4 = 9 : x

3

Буква

Задание

Л   —  6

И  —   60

Д  —   12

А  —   1,2

Найдите неизвестный
член пропорции

5)   3 : 8 = х : 3,2

6)   3,6 : 2,4 = 9 : x

4

Буква

Задание

Д   —  1,2

И  —   60

Е  —   6

К  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

7)   3 : 8 = х : 3,2

8)    3,6 : 2,4 = 9 : x

5

Буква

Задание

Л   —  1,2

И  —   60

О  —   6

М  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

9)   3 : 8 = х : 3,2

10)   3,6 : 2,4 = 9 : x

6

Буква

Задание

О   —  1,2

И  —   60

Т  —   6

У  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

11)   3 : 8 = х : 3,2

12)   3,6 : 2,4 = 9 : x

7

Буква

Задание

Д   —  1,2

И  —   60

Ы  —   6

М  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

12)   3 : 8 = х : 3,2

14)   3,6 : 2,4 = 9 : x

8

Буква

Задание

Х   —  1,2

У  —   60

А  —   6

З  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

15)   3 : 8 = х : 3,2

16)   3,6 : 2,4 = 9 : x

9

Буква

Задание

Й   —  1,2

И  —   60

С  —   6

Я  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

17)   3 : 8 = х : 3,2

18)   3,6 : 2,4 = 9 : x

10

Буква

Задание

М   —  1,2

И  —   60

Е  —   6

Н  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

19)   3 : 8 = х : 3,2

20)   3,6 : 2,4 = 9 : x

11

Буква

Задание

Л   —  1,2

А  —   60

О  —   6

М  —   12

Найдите неизвестный
член пропорции

21)   3 : 8 = х : 3,2

22)   3,6 : 2,4 = 9 : x

Задание

Ответ

Задание

Ответ

1

Назовите крайние
члены пропорции   3 : 4 = 9 : 12

а)  3 и
4              б)  3 и 12                    в)  4 и 9              г)   9 и
12

1

Назовите крайние
члены пропорции   3 : 4 = 9 : 12

а)  3 и
4              б)  3 и 12                    в)  4 и 9              г)   9 и
12

2

Назовите средние
члены пропорции   7 : 21 = 1 : 3

а)  21 и
1            б)  7 и 3                      в) 21 и 7              г)   1 и 3

2

Назовите средние
члены пропорции   7 : 21 = 1 : 3

а)  21 и
1            б)  7 и 3                      в) 21 и 7              г)   1 и 3

3

Заполните …

x : 4 = 5 : 10      

3

Заполните …

x : 4 = 5 : 10      

4

 Заполните …

2 : х = 5 : 10     

4

 Заполните …

2 : х = 5 : 10     

5

Найдите неизвестный
член пропорции    8:5= 40 :
x

А. 1;           а)  1        б)  25      в)  64    г) 0,04

5

Найдите неизвестный
член пропорции    8:5= 40 :
x

А. 1;           а)  1        б)  25    в)  64        г) 0,04

6

 Найдите
неизвестный член пропорции 6:7=
x:35

а)   1,2     б)      в)   30   г)  

6

 Найдите
неизвестный член пропорции 6:7=
x:35

а)   1,2   б)      в)   30     г)  

7

Найдите неизвестный
член пропорции

а) 75          б)
750       в) 0,75   г) 7,5

7

Найдите неизвестный
член пропорции

а) 75       б)
750       в) 0,75      г) 7,5

8

Найдите неизвестный
член пропорции

а)  2,25    б)
22,5   в) 225    г) 0,225

8

Найдите неизвестный
член пропорции

а)  2,25      б)
22,5     в) 225    г) 0,225

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой штрих в красках
  • Как составить транскрипцию слова в английском языке
  • Заговор как найти богатство
  • Как найти нужную песню в инстаграме
  • Как найти радиус описанной окружности треугольной пирамиды