Как найти неизвестный третий множитель

Множитель,
множитель, произведение. Делимое, делитель, частное.

Привет,
ребята!

Сегодня
у нас непростой урок, ведь нам предстоит разобраться, как находить неизвестные: множитель, делимое или делитель.
А для чего это надо уметь? Догадались? Ну конечно для того, чтобы уверенно решать
уравнения
! И мы, конечно же, решим несколько уравнений. Но прежде надо
кое-что вспомнить.

Я предлагаю вам посмотреть на буквенную запись
действия умножения.

А и Б в этой записи являются множителями,
Ц – произведением. Понятно, что произведение мы получаем
действием умножения. Это – целое, то есть наибольшее число. А вот множители
являются частями. Значит, их мы находим обратным действием, делением.

То есть, если нужно найти неизвестный
множитель
, мы произведение делим на известный множитель.

А теперь посмотрим на буквенную запись деления:

Обычно, целое можно разделить на части. Поэтому
К, делимое, является целым, а М и Н – это части. И, естественно, что целое мы находим
умножением. Поэтому, если надо найти неизвестное делимое, мы
перемножаем делитель с частным.

А вот делитель является частью. И, если надо найти
неизвестный делитель
, то его мы найдём, разделив делимое на частное.

Ну а теперь пришло время решать уравнения.
Давайте разберём вот это уравнение:

х · 9 = 126 : 2

Посмотрите, это у нас осложнённое уравнение.
Поэтому, прежде всего, надо его упростить, то есть, выполнить действие в правой
части уравнения. Сто двадцать шесть разделить на два равно шестьдесят три. Переписываем
уравнение, заменив действие деления на его результат. Здесь надо найти
неизвестный множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, мы
произведение делим на известный множитель.

Шестьдесят
три делим на девять, получается семь.

х
· 9 = 63

х
= 63 : 9

х
= 7

7
· 9 = 126 : 2

63
= 63

Не
забываем выполнить проверку уравнения. Сначала переписываем его, заменив икс на
его значение, которое мы получили – семь. Семью девять – шестьдесят три. Сто
двадцать шесть разделить на два – шестьдесят три. Левая и правая части
уравнения равны, значит, уравнение решено верно. Решаем следующее уравнение:  

х
: 7 = 15 · 4

Упрощаем:

х
: 7 = 60

х
= 60 · 7   

х
= 420

Неизвестное
делимое находим умножением
.

Проверяем.

420
: 7 = 15 · 4

60
= 60

Ну, а следующее уравнение я предлагаю вам решить
самостоятельно.

360 : х = 96 + 24

Какой компонент здесь надо найти? Неизвестный
делитель
. А его мы находим

делением.

Проверьте,
ребята, так ли решено у вас уравнение?

360
: х = 90

х
= 360 : 90

х
= 4

360
: 4 = 66 + 24

90
= 90

Видите,
как помогает при решении уравнений знание
правил.

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный
множитель.

Чтобы
найти неизвестное делимое
, надо делитель
умножить на частное.

Чтобы
найти неизвестный делитель
, надо делимое
разделить на частное.

Выучите
их, ребята, и не забывайте пользоваться при решении уравнений. Пока! До новых
встреч!

Как найти неизвестный множитель? Способ первый — применить правило нахождения неизвестного множителя:

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Как быть, если нужно решить уравнение, а правило позабылось? В этом случае можно придумать пример на умножение, чтобы разобраться с его помощью, что следует сделать, чтобы найти множитель, и так же найти неизвестный множитель в своем уравнении.

Например: 23=6.

Как найти неизвестный первый множитель — 2? Надо 6 разделить на 3. Вывод: чтобы найти первый множитель, нужно произведение разделить на второй множитель.

Как найти второй множитель — 3? Надо 6 разделить на 2. Значит, чтобы найти второй множитель, нужно произведение разделить на первый множитель.

Так как от перемены мест множителей произведение не меняется, для нахождения неизвестного множителя порядок множителей можно не учитывать.

Рассмотрим на примерах, как найти неизвестный множитель.

1)

  8 · x = 72
1мн. 2мн. пр.

Чтобы найти неизвестный множитель, делим произведение на известный множитель:

x=72:8

x=9

Ответ: 9.

2)

  y ·  10 = 280
1мн. 2мн. пр.

Чтобы найти множитель, надо произведение разделить на известный множитель:

y=280:10

y=28

Ответ: 28.

Более сложные примеры, в которых умножение — только одно из действий, мы рассмотрим позже.

Содержание материала

  1. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
  2. Получите невероятные возможности
  3. Видео
  4. Нахождение неизвестного множителя
  5. Расширенный алгоритм Евклида*
  6. Решето Эратосфена
  7. Задание
  8. Асимптотика
  9. Гармонический ряд
  10. Попытка объяснения асимптотики** (для старших классов)
  11. Последовательное применение правил

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта. 2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам. 3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Нет, спасибо

Получить доступ

Нахождение неизвестного множителя

Посмотрим на два уравнения: x·2=20 и 3·x=12. В обоих нам известно значение произведения и один из множителей, необходимо найти второй. Для этого нам надо воспользоваться другим правилом.

Определение 4

Для нахождения неизвестного множителя нужно выполнить деление произведения на известный множитель.

Данное правило базируется на смысле, который является обратным смыслу умножения. Между умножением и делением есть следующая связь: a·b=c при a и b, не равных , c: a=b, c: b=c и наоборот.

Пример 4

Вычислим неизвестный множитель в первом уравнении, разделив известное частное 20 на известный множитель 2. Проводим деление натуральных чисел и получаем 10. Запишем последовательность равенств:

x·2=20x=20:2x=10.

Подставляем десятку в исходное равенство и получаем, что 2·10=20. Значение неизвестного множителя было выполнено правильно.

Уточним, что в случае, если один из множителей нулевой, данное правило применять нельзя. Так, уравнение x·=11 с его помощью решить мы не можем. Эта запись не имеет смысла, поскольку для решения надо разделить 11 на , а деление на нуль не определено. Подробнее о подобных случаях мы рассказали в статье, посвященной линейным уравнениям.

Когда мы применяем это правило, мы, по сути, делим обе части уравнения на другой множитель, отличный от . Существует отдельное правило, согласно которому можно проводить такое деление, и оно не повлияет на корни уравнения, и то, о чем мы писали в этом пункте, с ним полностью согласовано.

Видео

Расширенный алгоритм Евклида*

Очень важным для математики свойством наибольшего общего делителя является следующий факт:

Для любых целых (a, b) найдутся такие целые (x, y), что (ax + by = d), где (d = gcd(a, b)).

Из этого следует, что существует решение в целых числах, например, у таких уравнений: * (8x + 6y = 2) * (4x — 5y = 1) * (116x + 44y = 4) * (3x + 11y = -1)

Мы сейчас не только докажем, что решения у таких уравнений существуют, но и приведем быстрый алгоритм нахождения этих решений. Здесь нам вновь пригодится алгоритм Евклида.

Рассмотрим один шаг алгоритма Евклида, преобразующий пару ((a, b)) в пару ((b, a operatorname{%} b)). Обозначим (r = a operatorname{%} b), то есть запишем деление с остатком в виде (a = bq + r).

Предположим, что у нас есть решение данного уравнения для чисел (b) и (r) (их наибольший общий делитель, как известно, тоже равен (d)): [bx_0 + ry_0 = d]

Теперь сделаем в этом выражении замену (r = a — bq):

[bx_0 + ry_0 = bx_0 + (a — bq)y_0 = ay_0 + b(x_0 — qy_0)]

Tаким образом, можно взять (x = y_0), а (y = (x_0 — qy_0) = (x_0 — (a operatorname{/} b)y_0)) (здесь (/) обозначает целочисленное деление).

В конце алгоритма Евклида мы всегда получаем пару ((d, 0)). Для нее решение требуемого уравнения легко подбирается — (d * 1 + 0 * 0 = d). Теперь, используя вышесказанное, мы можем идти обратно, при вычислении заменяя пару ((x, y)) (решение для чисел (b) и (a operatorname{%} b)) на пару ((y, x — (a / b)y)) (решение для чисел (a) и (b)).

Это удобно реализовывать рекурсивно:

Но также полезно и посмотреть, как будет работать расширенный алгоритм Евклида и на каком-нибудь конкретном примере. Пусть мы, например, хотим найти целочисленное решение такого уравнения: [116x + 44y = 4] [(2times44+28)x + 44y = 4] [44(2x+y) + 28x = 4] [44x_0 + 28y_0 = 4] Следовательно, [x = y_0, y = x_0 — 2y_0] Будем повторять такой шаг несколько раз, получим такие уравнения: [116x + 44y = 4] [44x_0 + 28y_0 = 4, x = y_0, y = x_0 — 2y_0] [28x_1 + 16y_1 = 4, x_0 = y_1, y_0 = x_1 — y_1] [16x_2 + 12y_2 = 4, x_1 = y_2, y_1 = x_2 — y_2] [12x_3 + 4y_3 = 4, x_2 = y_3, y_2 = x_3 — y_3] [4x_4 + 0y_4 = 4, x_3 = y_4, y_3 = x_4 — 3 y_4] А теперь свернем обратно: [x_4 = 1, y_4 = 0] [x_3 = 0, y_3 =1] [x_2 = 1, y_2 =-1] [x_1 = -1, y_1 =2] [x_0 = 2, y_0 =-3] [x = -3, y =8]

Действительно, (116times(-3) + 44times8 = 4)

Решето Эратосфена

Часто нужно не проверять на простоту одно число, а найти все простые числа до (N). В этом случае наивный алгоритм будет работать за (O(Nsqrt N)), так как нужно проверить на простоту каждое число от 1 до (N).

Но древний грек Эратосфен предложил делать так:

Запишем ряд чисел от 1 до (N) и будем вычеркивать числа: * делящиеся на 2, кроме самого числа 2 * затем деляющиеся на 3, кроме самого числа 3 * затем на 5, затем на 7, и так далее и все остальные простые до n. Таким образом, все незачеркнутые числа будут простыми — «решето» оставит только их.

Красивая визуализация

Задание

Найдите этим способом на бумажке все простые числа до 50, потом проверьте с программой:

У этого алгоритма можно сразу заметить несколько ускорений.

Во-первых, число (i) имеет смысл перебирать только до корня из (N), потому что при зачеркивании составных чисел, делящихся на простое (i > sqrt N), мы ничего не зачеркнем. Почему? Пусть существует составное (M leq N), которое делится на %i%, и мы его не зачеркнули. Но тогда (i > sqrt N geq sqrt M), а значит по ранее нами доказанному утверждению (M) должно делиться и на простое число, которое меньше корня. Но это значит, что мы его уже вычеркнули.

Во-вторых, по этой же самое причине (j) имеет смысл перебирать только начиная с (i^2). Зачем вычеркивать (2i), (3i), (4i), …, ((i-1)i), если они все уже вычеркнуты, так как мы уже вычеркивали всё, что делится на (2), (3), (4), …, ((i-1)).

Асимптотика

Такой код будет работать за (O(N log log N)) по причинам, которые мы пока не хотим объяснять формально.

Гармонический ряд

Научимся оценивать асимптотику величины (1 + frac{1}{2} + ldots + frac{1}{N}), которая нередко встречается в задачах, где фигурирует делимость.

Возьмем (N) равное (2^i — 1) и запишем нашу сумму следующим образом: [left(frac{1}{1}right) + left(frac{1}{2} + frac{1}{3}right) + left(frac{1}{4} + ldots + frac{1}{7}right) + ldots + left(frac{1}{2^{i — 1}} + ldots + frac{1}{2^i — 1}right)]

Каждое из этих слагаемых имеет вид [frac{1}{2^j} + ldots + frac{1}{2^{j + 1} — 1} le frac{1}{2^j} + ldots + frac{1}{2^j} = 2^j frac{1}{2^j} = 1]

Таким образом, наша сумма не превосходит (1 + 1 + ldots + 1 = i le 2log_2(2^i — 1)). Тем самым, взяв любое (N) и дополнив до степени двойки, мы получили асимптотику (O(log N)).

Оценку снизу можно получить аналогичным образом, оценив каждое такое слагаемое снизу значением (frac{1}{2}).

Попытка объяснения асимптотики** (для старших классов)

Мы знаем, что гармонический ряд (1 + frac{1}{2} + frac{1}{3} + ldots + frac{1}{N}) это примерно (log N), а значит [N + frac{N}{2} + frac{N}{3} + ldots + frac{N}{N} sim N log N]

А что такое асимптотика решета Эратосфена? Мы как раз ровно (frac{N}{p}) раз зачеркиваем числа делящиеся на простое число (p). Если бы все числа были простыми, то мы бы как раз получили (N log N) из формули выше. Но у нас будут не все слагаемые оттуда, только с простым (p), поэтому посмотрим чуть более точно.

Известно, что простых чисел до (N) примерно (frac{N}{log N}), а значит допустим, что k-ое простое число примерно равно (k ln k). Тогда

[sum_{substack{2 leq p leq N \ text{p is prime}}} frac{N}{p} sim frac{1}{2} + sum_{k = 2}^{frac{N}{ln N}} frac{N}{k ln k} sim int_{2}^{frac{N}{ln N}} frac{N}{k ln k} dk =N(lnlnfrac{N}{ln N} — lnln 2) sim N(lnln N — lnlnln N) sim N lnln N]

Но вообще-то решето можно сделать и линейным.

Последовательное применение правил

Зачастую на практике встречаются более сложные задачи, в которых правила нахождения слагаемых, уменьшаемых, вычитаемых, множителей, делимых и частных нужно применять последовательно. Приведем пример.

Пример 7

У нас есть уравнение вида 3·x+1=7. Вычисляем неизвестное слагаемое 3·x, отняв от 7 единицу. Получим в итоге 3·x=7−1, потом 3·x=6. Это уравнение решить очень просто: делим 6 на 3 и получаем корень исходного уравнения.

Вот краткая запись решения еще одного уравнения (2·x−7):3−5=2:

(2·x−7):3−5=2,(2·x−7):3=2+5,(2·x−7):3=7,2·x−7=7·3,2·x−7=21,2·x=21+7,2·x=28,x=28:2,x=14.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги

Теги

Как найти неизвестный множитель, делимое, делитель

В уравнении х ∙ 10 = 20 неизвестен первый множитель, в выражении 20 : х = 10 неизвестен делитель, а в уравнении х : 2 = 10 неизвестно делимое.

Чтобы решить данные уравнения, нужно найти неизвестное число в каждом из них. В этом уроке научимся находить неизвестный множитель, делимое, делитель.

Найдем значения выражений 4 ∙ 9, 36 : 4, 36 : 9.

Вычислим сначала первое выражение 4 ∙ 9 = 36.

4 – это первый множитель, 9 – это второй множитель, 36 – значение произведения.

Найдем значение второго выражения 36 : 4 = 9.

36 – значение произведения первого выражения, 4 – первый множитель первого выражения, 9 – второй множитель первого выражения.

Таким образом, мы значение произведения разделили на первый множитель, и в результате получился второй множитель.

Найдем значение третьего выражения 36 : 9 = 4.

В данном случае мы значение первого произведения разделили на второй множитель и получили первый множитель.

Решим уравнение х ∙ 10 = 20. В нем неизвестен первый множитель.

Чтобы его найти, нужно значение произведения 20 разделить на второй известный множитель 10, 20 : 10 = 2, х = 2.

Итак, чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель.

Теперь перейдем к определению связи между элементами деления. Для этого найдем значения выражений 56 : 8, 56 : 7, 8 ∙ 7.

Вычислим первое выражение 56 : 8 = 7.

56 – это делимое, 8 – это делитель, 7 – значение частного.

Найдем значение второго выражения 56 : 7 = 8.

В данном случае делимое первого выражения 56 разделили на значение частного первого выражения 7, получился делитель первого выражения.

Решим уравнение 20 : х = 10. В уравнении неизвестен делитель. Чтобы его найти, нужно делимое 20 разделить на значение частного 10.

20: 10 = 2, х = 2.

Таким образом, чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на значение частного.

Вычислим и рассмотрим третье выражение 8 ∙ 7 = 56. В этом случае делитель первого выражения 8 умножили на значение частного первого выражения 7, получилось делимое первого выражения 56.

Решим еще одно уравнение.

Х : 2 = 10

В нем неизвестное число является делимым.

Чтобы его найти, нужно делитель 2 умножить на значение частного 10, получится делимое 20, х = 20.

Вывод: чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на значение частного.

Используя полученные в этом уроке правила, Вы сможете находить неизвестный множитель, делитель и делимое.

1) Неизвестное число умножили на (5) и получили (20). Найди неизвестное число.

Обозначим искомое число (x), тогда условие задачи можно записать в виде уравнения

x⋅5=20

.

Если надо найти неизвестный множитель, то произведение разделим на известный множитель.

Искомое число равно (4).

2) Решим задачу:

(12) книг разложили на полки по (3) книги на каждую. Сколько потребовалось полок?

книги.png

Рис. (1). Книги.

Краткое условие: (1) полка — (3) книги,

                               (x) полок — (12) книг.

Решение:

3⋅x=12,x=12:3,x=4.

Ответ: (4) полки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить объявление электрик
  • Как найти центр тяжести кольца
  • Как найти сервер для unturned
  • Как найти мою машину по gps
  • Как найти платеж за детский сад