Как найти неодушевленные слова

Неодушевленные имена существительные обозначают неживые предметы, а также растения и отвечают на вопрос что?

Выясним, по каким грамматическим признакам в русском языке различают одушевленные и неодушевленные существительные.

В начальной школе, когда ребята только знакомятся с основными частями речи, они получают знание, что слова, которые называют предметы, — это имена существительные.

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Категория одушевленности/неодушевленности является постоянным грамматическим признаком имени существительного.

Имя существительное это

Как узнать, это слово является одушевленным или неодушевленным существительным?

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленные имена существительные употребляются как названия людей, животных, птиц, рыб и отвечают на вопрос кто?

  • дедушка
  • мастер
  • медведь
  • соловей
  • щука

Соответственно неодушевленные существительные обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?

  • письмо
  • газета
  • ваза
  • тумба

К неживым предметам причисляют также представителей растительного мира:

  • яблоня
  • водоросль
  • дуб
  • трава
  • ёлка

Неодушевлённые существительные

И вот здесь, оказывается, понятие одушевленности и неодушевленности расходится с общими представлениями о живом и неживом. Ведь в природе мы привыкли считать любое растение живым объектом, которое растет, питается и развивается. В средней школе, начиная с 5 класса, понятие об одушевленности и неодушевленности существительных углубляется. В русском языке эта категория является грамматической. Следует иметь в виду, что она не всегда соответствует общепринятым понятиям о живой природе.

Как определить неодушевленные существительные?

Чтобы понять, это слово является одушевленным или неодушевленным существительным, определяем, что оно называет, человека, животное или предмет, и задаем вопрос кто? или что?

Примеры:

  • (кто?) хозяин, ученик, мастер, герой, ведущий, собака;
  • (что?) дом, краска, полотно, указание, ветошь, фасоль.

Но бывают трудные случаи, когда такой подход не срабатывает. Как быть, например, со словами «гном», «Золушка» или «толпа», «табун», «стая», которые обозначают совокупность живых существ?

Тогда прибегаем к помощи грамматического показателя одушевленности и неодушевленности — падежной форме винительного падежа множественного числа.

Запомним, что у одушевленных существительных форма родительного падежа совпадает с формой винительного падежа множественного числа:

Проверим:

  • гном   — много гномов, вижу гномов;
  • Золушка — несколько Золушек  , зовем Золушек  ;

Как видим, формы указанных падежей этих слов совпадают. Значит, это одушевленные существительные.

Таблица с примерами

Одушевлённые Неодушевлённые
Вопрос кто? что?
Значение Обозначают названия предметов
живой природы неживой природы
Формула В.п. = Р.п (во мн. числе) В.п. = И.п. (во мн. числе)
Примеры И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Укажем, что в соответствии с этой грамматической формулой к одушевленным существительным относят также:

  • названия кукол, механизмов, похожих на человека (неваляшка, матрёшка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кукла);
  • названия мифических и сказочных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга);
  • названия карт, шахматных фигур (валет, король, конь, ладья);
  • слова в переносном значении, называющие человека (язык);
  • слова «мертвец», «покойник», «утопленник» (но не «труп»).

Чаще всего одушевленными являются существительные женского и мужского рода. У существительных мужского рода, но не слов женского рода, также совпадают формы родительного и винительного падежа единственного числа:

  • р.п. совет (кого?) другав.п. позову (кого?) друга;
  • р.п. голос (кого?) наставникав.п. слушаю (кого?) наставника.

Неодушевленные существительные называют

  • предметы (автомобиль, стул, тетрадь);
  • явления природы (гроза, радуга, ливень, град, мороз);
  • растения (береза, одуванчик, крапива, ландыш);
  • совокупность живых существ (молодёжь, детвора, родня, армия).

У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа.

Убедимся:

  • и.п. растут (что?) берёзыв.п. рисуем (что?) берёзы;
  • и.п. стоят (что?) толпыв.п. вижу (что?) толпы;
  • и.п. летят (что?) стаив.п. смотрят (на что?) на стаи.

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 23

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Узнаем, что такое оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке. Определим, как раз­ли­чать оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми признаками.

Одушевленные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­мет. Они раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и тем, какой имен­но пред­мет назы­ва­ют, при­над­ле­жа­щий к живым суще­ствам или к нежи­вой природе.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Категория одушевленности/неодушевленности — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. Чтобы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор сло­ва этой части речи, обя­за­тель­но сле­ду­ет ука­зать, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное имя существительное.

Одушевленные существительные

Одушевленные существительные

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных. Одушевленность суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по лек­си­че­ско­му зна­че­нию слова.

Примеры

В первую оче­редь оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют человека:

  • мама
  • отец
  • бабуш­ка
  • тётя
  • ребё­нок
  • малыш
  • бога­тырь
  • началь­ник
  • худож­ник

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отне­сем назва­ния пред­ста­ви­те­лей живой природы:

  • живот­ных (заяц, бел­ка, лев, тигр, кит, дель­фин);
  • птиц (гал­ка, воро­бей, сини­ца, соро­ка);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насе­ко­мых (бабоч­ка, комар, пче­ла, муха).

Отметим, что назва­ния рас­те­ний и дере­вьев, кото­рые рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, ста­ре­ют и при­над­ле­жат с точ­ки зре­ния бота­ни­ки к живой при­ро­де, не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в рус­ском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность суще­стви­тель­но­го, кро­ме лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва, долж­на соот­вет­ство­вать грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, кото­рые опре­де­ля­ют по формуле:

Сравним:

Род. падеж Вин. падеж
кры­лья (кого?) бабо­чек пой­маю (кого?) бабо­чек
листья (чего?) сосен вижу (что?) сосн ы

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Род. падеж Вин. падеж
писк (кого?) комар а при­хлоп­ну (кого?) комар а
мно­го (кого?) комар ов видим (кого?) комар ов

Пользуясь эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отне­сем к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным пред­ме­ты нежи­вой природы:

  • назва­ния игру­шек и пред­ме­тов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, Ванька-встанька, мат­реш­ка, идол, робот);
  • ска­зоч­ные и мифи­че­ские суще­ства (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русал­ка, водя­ной);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник», исклю­чая сло­во «труп».

Как видим, наши пред­став­ле­ния о живом и нежи­вом не сов­па­да­ют с лексико-грамматической кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти в рус­ском языке.

Неодушевленные существительные

Неодушевленные существительные

Неодушевленные суще­стви­тель­ные называют

  • пред­ме­ты реаль­но­го мира (табу­рет­ка, дом, кар­ти­на, вок­зал);
  • явле­ния при­ро­ды (дождь, раду­га, сне­го­пад, туман, роса);
  • дей­ствия (полёт, выход, обмен, побел­ка);
  • отвле­чен­ные поня­тия (радость, согла­сие, нена­висть, мир);
  • рас­те­ния (ромаш­ка, роза, тополь, ковыль);
  • сово­куп­ность живых существ (народ, тол­па, табун, стая).

Чтобы опре­де­лить, неоду­шев­лен­ное ли имя суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся грам­ма­ти­че­ским признаком:

В соот­вет­ствии с этим пока­за­те­лем назва­ния живых существ как еди­ное целое явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми име­на­ми существительными.

Понаблюдаем:

Им. падеж Вин. падеж
(что?) ста и видим (что?) ста и
(что?) табун ы смот­рю (на что?) на табун ы

Таблица с примерами

Одушевлённые Неодушевлённые
Вопрос кто? что?
Значение Обозначают назва­ния предметов
живой при­ро­ды нежи­вой природы
Формула В.п. = Р.п (во мн. числе) В.п. = И.п. (во мн. числе)
Примеры И.п. уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Видеоурок

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одними из категорий, классификации которой поддаются все имена существительные, являются группы одушевлённых и неодушевлённых объектов. Определить свойство конкретного слова достаточно просто. Если понятие относится к живой природе, то является одушевлённым существительным, к неживой – наоборот.

Одушевлённые имена существительные

К живой природе или классу одушевлённых существительных принадлежат понятия, отвечающие на вопрос «кто?». Это не обязательно должен быть реально существующий человек или животное, данное правило распространяется и на литературных героев (русалка, Кощей), а также подходит для имён нарицательных.

Категории слов, которые пишутся с маленькой буквы, могут входить в класс одушевлённых, например: девочка, собака, папа, учительница. Чтобы правильно определить конкретное существительное, достаточно проанализировать, может ли обозначенные предмет двигаться, говорить, доступно ли с ним взаимодействие.

Неодушевлённые имена существительные

К неодушевлённым существительным относятся объекты неживой природы, отвечающие на вопрос «что?». Например: ложка, восторг, планета, тюльпан, весна. Производить действия с ними можно только в одностороннем порядке. Даже, несмотря на то, что растение способно расти и размножаться.

Грамматические особенности

Чтобы точно не ошибиться в категоризации имён существительных (у каждого из них можно определить одушевлённость, это постоянный морфологический признак), достаточно провести несложный грамматический анализ. Есть несколько правил.

  1. Словоформа множественных одушевлённых существительных Винительного и Родительного падежей совпадают. Примеры: вижу слонов/нет слонов, много поваров/нет поваров.
  2. Словоформы множественных неодушевлённых существительных Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: облака плывут/вижу облака, стулья расставлены/займите стулья.
  3. Словоформы одушевлённых существительных мужского рода Родительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: посмотри на папу/вижу папу, положись на друга/верю в друга.
  4. Словоформы неодушевлённых существительных мужского рода Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: уронил карандаш/карандаш заточен, использовал молоток/молоток на столе.

Категория существительного определяется подсознательно, достаточно всего лишь понять и запомнить принцип деления.

Неодушевленные и одушевленные имена существительные – что это такое и почему они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое»

Надо смотреть на винительный падеж множественного числа. Если совпадает с именительным – неодушевленное, если не совпадает – одушевленное.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – что это

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – это не то же самое, что «живое» и «неживое».

Неодушевленные – это такие, у которых винительный падеж множественного числа выглядит так же как именительный: есть кровати – вижу кровати, есть дома – вижу дома, есть колодцы – вижу колодцы.

Одушевленные – такие, у которых совпадения нет: есть девушки – вижу девушЕК, есть друзья – вижу друзЕЙ, есть коровы – вижу коров.

Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.

Как определять одушевленность и неодушевленность – план из 4 шагов

  1. Поставить слово во множественное число.
  2. Поставить в именительный падеж.
  3. Поставить в винительный падеж.
  4. Сравнить. Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.

Первый пример – роза.

  1. Множественное число: розы.
  2. Именительный падеж: [в саду растут кто/что?] розы.
  3. Винительный: [виню кого/что?] розы.
  4. Розы = розы. Совпадают. Неодушевленное.

Второй пример – жаба.

  1. Жабы.
  2. [Живут] жабы.
  3. [Виню] жаб [во всех своих бедах].
  4. Совпадения нет: жабы – жаб. Одушевленное.

Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»

Потому что неживое может быть одушевленным. Например, существительное «мертвец». Он не живой (потому что «мертвый», это логично). Но: «есть мертвецы – вижу мертвецов». Формы не совпадают. Вывод – это существительное одушевленное.

Неживое, но одушевленное. Вот так устоялось в языке, под влиянием религии, очевидно. Причем для «трупов» это неактуально: есть трупы – вижу трупы (неодушевленное). А с мертвецами наоборот.

То же самое с куклами: есть куклы, виню кукол – одушевленность налицо. Ребенок играет с ними как с живыми, причина, наверное, в этом.

Шары в бильярде, фигуры в шахматах, масти в картах – это все одушевленное, хоть и неживое.

По поводу микробов, бактерий и вирусов

В вузе мне говорили, что вот эти существительные могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Можно сказать: «Мыло всех микробов/бактерий/вирусов убивает» и «Мыло все микробы/бактерии/вирусы убивает».

Но мне как-то первый вариант кажется более привычным, второй странноватый.

Это всё. Читайте мою предыдущую статью про собственные и нарицательные существительные. Пишите вопросы, если есть.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-neodushevlennye.html

https://russkiypro.com/rule/odusevlennye-i-neodusevlennye-sushhestvitelnye

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/neodushevlennye-i-odushevlennye-imena-suschestvitelnye

Категория одушевленности/ неодушевленности в русском языке часто не совпадает с нашим общечеловеческим понятием «живая природа».Приведу ,как пример, слова «мертвец, покойник , труп».

Существительные «мертвец»,»покойник» являются одушевленным, а «труп»— неодушевленным. Как это определить ? А нужно всего лишь существительное поставить в форму родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. Если эти формы совпадут, перед нами одушевленное существительное.

Нет мертвецов= вижу мертвецов

Нет покойников= вижу покойников

Но нет трупов, вижу трупы.

Пользуясь такой формулой Род.п.мн.ч. = Вин.п. мн. ч. ,безошибочно определим одушевленное или неодушевленное существительное.У неодушевленных существительных совпадают формы именительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа.

И.п.что ? ромашки= вин.п. вижу что ? ромашки

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Самый простой пример, который нам вбивали со школьной скамьи это задать вопрос к слову, и если получится, что слово отвечает на «кто?» приписываем его к живым (одушевленным), а если на «что?» к не живым (неодушевленным). Позже было добавлено такое правило надо взять существительное и представить его как родительный падеж во множественном числе, а после сравнить с винительным падежом, также во множественном числе. Если перед вами одно и тоже слово по форме значит это одушевленное. Если же нет наоборот неодушевленное.

Татья­на100
[169K]

7 лет назад 

В начальной школе детей учат облегченному правилу:»На какой вопрос отвечает данное существительное? На «кто» или «что»?

И дети интуитивно делят все вокруг на одушевленное и неодушевленное.

Но в более старших классах приходит понимание, что есть и более сложные случаи этого правила. Есть ли душа у растений: у цветка, куста, дерева? Ведь они дышат, растут, болеют как и мы, умирают… , т.е. живые, а почему тогда они неодушевленные? А вот из мертвеца душа уже ушла, а он все ещё одушевленный?

Вот тогда и помогает во множественном числе родительный и винительный падеж. Если слова совпадают — перед нами одушевленный предмет.

Писти­мея
[69.5K]

7 лет назад 

Чтобы определить, каким является существительное: одушевленным или неодушевленным, достаточно задать вопрос. Отвечает на вопрос «Кто?» — существительное одушевленное, отвечает на вопрос «Что?» — существительное неодушевленное. Например,

«собака» — Кто?

«столб» — Что?

Skarl­et
[30.4K]

9 лет назад 

Если существительное отвечает на вопрос Кто?, то оно одушевленное. Например, человек, кошка, птица, девушка. Если существительное отвечает на вопрос Что?, то оно неодушевленное. Например, дом, дерево, город.

Ksyus­ha26
[26.8K]

8 лет назад 

Вообще, большинство слов мы интуитивно, хорошо зная язык, можем определить и без правил. Но, всё-таки присутствует такое правило, которое поможет отличить одушевленное существительное от неодушевленного. Так, например, возьмем для сравнения два слова: труп и мертвец. Их нужно поставить во множественном числе сначала в форму родительного падежа, а потом в винительный падеж. В том случае, если они одинаковые, то значит слово одушевленное. Р.п. мервецов, трупов. В.п. мертвецов, трупы. Получается, что «мертвец» — одушевленное, а вот «труп» — неодушевленное

Юлия Муром­ская
[66.8K]

8 лет назад 

Нас в школе очень просто научили отличать одушевленные и неодушевленные существительные друг от друга. Все живое — это одушевленные существительные (например, человек, космонавт, кот, собака, профессор и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос «КТО?».

А все неживое — это неодушевленные существительные (например, стол, стул, яблоко, погода и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос «Что?».

Natas­haU
[63.5K]

8 лет назад 

Для школьников зачастую это большая проблема. Но сложности тут никакой нет. Первое, что надо сделать для определение одушевленное существительное или нет, задать вопрос. Например: кто — человек, лиса, собака; что — цветок, леса, небо. Все существительные отвечающие на вопрос кто — одушевленные, а на вопрос что — неодушевленные.

МиНзД­рАв
[21.1K]

8 лет назад 

В этом нам помогут вопросы. К одушевленным существительным относятся все живые существа и к ним задается вопрос «кто?». Например, лиса, человек, ежик, бегемот и т.д.

Неодушевленные существительные — это предметы и отвечают на вопрос «что??. Примером большое множество, табуретка, стол, стул, пол, потолок, лампа.

Надеж­да188
[0]

5 лет назад 

К сожалению ответ на вопрос кто? или что? не достаточен для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке. Самым первым ответом приведено современное правило для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке.

Но кто его изобрел? — убила бы!

Roxri­te
[79.1K]

8 лет назад 

Одушевленное существительное — это такое, которое наделено живым составляющим.

Например: человек, заяц, кузнечик и т.д. (поэтому задается вопрос кто?).

Неодушевленное существительное — это такое, которое не наделено живым составляющим.

Например: стол, дом, автомобиль и т.д. (поэтому задается вопрос что?).

С О Ф И Я
[10]

9 лет назад 

По вопросу. Одушевленное отвечает на вопрос «кто», неодушевленное «что»

Знаете ответ?

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто?

Например: бабушка, внук, собака, котенок, ворона, муха, лещ, бабочка.

У одушевленных имен существительных во множественном числе совпадают формы родительного и винительного падежей.

Пример:

нет собак (Р. п.) – вижу собак (В. п.);

нет детей (Р. п.) – вижу детей (В. п.)

К одушевленным существительным помимо предметов живой природы также относятся следующие группы слов:

  • Некоторые названия игрушекматрешка, кукла
  • Названия мертвых людей (кроме слов «труп» и «тело») – покойник, мертвец
  • Названия некоторых фигур и составляющих игртуз, ферзь

Все эти существительные, хоть и не являются в прямом смысле живыми, но обладают грамматическими свойствами одушевленных имен существительных, т.е. одинаковы во множественном числе родительного и винительного падежей:

нет кукол (Р. п.) – вижу кукол (В. п.);

нет покойников (Р. п.) – вижу покойников (В. п.)

Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?

Например: дерево, улыбка, звезда, камень, холодильник, шалаш, машина.

У неодушевленных существительных во множественном числе совпадают формы именительного и винительного падежей:

деревья (И. п.) – вижу деревья (В. п.); звезды (И. п.) – вижу звезды (В. п.)

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 74,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 19,
Климанова, Рабочая тетрадь

Страница 21,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 111,
Полякова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 86,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 11,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 93,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 215,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 217,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 60,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 16,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 100,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 30,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 68,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 78,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 238,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 179,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 180,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 47,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 54,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 102,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 471,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 485,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 487,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 717,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 718,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 277,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 11,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 242,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 228,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачки стр. 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2


Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 30.

Тема: Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные

Задачи:

  • Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Научиться определять род и число имён существительных

Результаты:

  • Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
  • Научимся определять род и число имён существительных.
  • Сможем определить значение имён существительных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.

  • Живые существа: мама, кот, повар.
  • Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
  • Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
  • Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
  • Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.

  • Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
  • Растения: роза, трава, колос, дуб.
  • Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.

Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.

Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:

У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.

У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):

  1. Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
  2. Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
  3. Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Определите род и склонение.
  5. Определите число и падеж.
  6. Укажите роль в предложении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберете одушевлённые существительные:

  1. Человечество
  2. Мертвец
  3. Солнце
  4. Повар

Задание 2. Распределите существительные на две группы:

заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка

Одушевлённые

Неодушевлённые

Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:

  1. Коньки, конькобежец, спорт, каток
  2. Медведь, кедр, заяц, муравей.

Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:

Лира, полк, кол, слот

Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:

3

4

2

1

  1. Он в холодном декабре

Появился во дворе,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …

  1. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила.
  2. Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
    Вроде в тельняшке, копыта и хвост.
  3. Махнула птица крылом,
    Закрыла свет одним пером.

Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным

  1. Толпа
  2. Птица
  3. Насекомые
  4. Енисей
  5. Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
  6. Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
  7. Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
  8. Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.

Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:

Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.

Приходите в лес верными друзьями.

Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:

м.р.

ж.р.

ср.р.

Одушевл.

Неодушевл.

Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное

Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:

  1. Река, город, праздник, страна
  2. Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.

Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:

Чудище, умница, армия, бактерия, русалка

Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?

Задание 13.

Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых

Задание 14*

Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.

Задание 15*

Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?

Это олицетворение.

Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

  1. Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
  2. Река, рыба, карась
  3. Петя, умница, домовой
  4. Пешеход, робот, машина

2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ

  1. Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
  2. Существительное среднего рода может быть одушевлённым
  3. Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.

Вариант 2.

1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:

  1. Дерево, куст, ландыш, берёза
  2. Река, море, рыба, креветка
  3. Рука, сердце, человек, мозг

2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ

  1. Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
  2. Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
  3. Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.

ЗАПОМНИТЕ!

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2, 4

Задание 2.

Одуш: заяц, робот, девочка.

Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.

Задание 3.

  1. Конькобежец – одушевлённое
  2. Кедр — неодушевленное

Задание 4.

Лиса, волк, вол/кот, слон

Или другие существующие слова

Задание 5.

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6.

1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)

Задание 7.

1-4, 2-2, 3-1, 4-3

Задание 8.

Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья

Задание 10.

м.р.

ж.р.

ср.р.

Одушевл.

молодец

красавица

животное

Неодушевл.

дуб

чашка

море

Задание 11.

Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.

Задание 12.

Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)

Задание 13.

Одуш: волк, лев, вол

Неодуш: век, кол, чело

Задание 14.

Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.

Задание 15. Умывальник

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 2

3. 3

В-2

1. 1

2. 2

3. 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как мне найти мужа пожалуйста
  • Как составить календарь для спорта
  • Как найти брата в программе жди меня
  • Как составить бизнес план по ногтевому сервису
  • Сайт как найти камни