Как найти неологизмы в стихотворении

Авторские неологизмы в стихотворении В. Маяковского

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским

летом на даче»

Горбил – изгибал спину горбом, сутулился.

Солнце ало – краткая форма среднего рода от прилагательного «алый».

Занежен – краткая форма страдательного причастия от придуманного Маяковским слова «занеженный», т.е. нежиться в облаках.

Послушай, златолобо – краткая форма сложного прилагательного «златолобый», употреблённое в роли существительного-обращения.

Луч-шаги – сложное имя существительное, образованное путем сложения двух слов: «луч» и «шаг», т.е. лучи, похожие на шагающие ноги.

Ясь – имя существительное, образованное от прилагательного «ясный», т.е. ясность, сияние.

Разговорясь, освоясь – деепричастия ото глаголов «разговориться», «освоиться»

Взорим – глагол, образованный от имени существительного «заря», т.е. встретим восход солнца. (Вспоём – устаревший глагол: начать петь; здесь, возможно, как форма глагола «воспеть», прославить).

Сонница (существительное от слова «сон») – антоним для слова бессонница, мучительное желание сна.

Светаю – форма глагола 1-го лица ед. ч. от безличного глагола «светать».

Трезвонится (возвратный глагол от «трезвонить») – день возвещает о своем появлении.

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 19. Неологизм

Жизнь и развитие народа (этноса) зависят, как минимум от двух условий.

Должны рождаться новые люди. И должны рождаться новые слова.

Без новых слов невозможно обозначить те новые явления и вещи, которые появляются постоянно. Невозможно соответствовать современным реалиям жизни. Невозможно обозначить новые грани, смыслы и оттенки.   

Рождение новых слов обеспечивает жизнь и развитие языка, на котором народ говорит.

Слова рождаются в разных сферах жизнедеятельности: в науке, технике, общественной жизни… Но главным полем словотворчества является поле литературы, в первую очередь — Поэзии.

Почему?

Потому что на этом поле работают люди, которые словом и языком занимаются профессионально.  Способные образовывать слова — отсутствующие в языке раньше — мастерски.

Сегодня мы будем работать с поэтическими неологизмами  (др.-греч. νέος — новый, λόγος — слово) — новыми словами, значениями слов и словосочетаниями, которые появились в языке трудами поэта. Конечно, не все они «пошли в народ», но внимания заслуживают пристального.
Какого поэта? 

В Поэзии русской нет автора, который «родил» бы больше неологизмов, чем Владимир Маяковский.
С «детьми» Владимира Владимировича мы и познакомимся.

Поэма «В.И. Ленин».

Партия –

        рука миллионопалая,

сжатая

      в один

            громящий кулак.

Посмотрим, как рожден неологизм «миллионопалая». Соединением корней слов «миллион» и «палец». Что дает автору новое слово? Возможность донести до читателя мысль о силе коллективной коммунистической руки – на которой миллион пальцев рук отдельных коммунистов – сжатой в один кулак.

И читателю кажется, что нет силы способной этот кулак разжать.

«Адище города» (1913).

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.

Оглядываясь на увеличительные и уменьшительные формы русской фольклорной поэзии, автор увеличил «ад» до «адища», затем уменьшил до «адка». Родились новые слова и новые, сильные образы.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

…Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.

Что это за ясь струилась из солнца? По логике событий – ясность.

Только ли чтобы попасть в рифму с «разговорясь» автор пошел на сокращение, выкинув ненужный суффикс и получив неологизм?

Не только.

Владимиру Маяковскому нужно было приравнять солнце с Владимиром Маяковским. Принизить великое небесное светило до какой-то небольшой земной вещи. Какая-то «странная ясь» помогла это сделать.

Мы видим, что поэт создает новое слово не ради его создания (чем, к примеру, увлекался Велимир Хлебников), а с чисто практической целью.

«***»

Мое пребывание небом не считано,

и я

от зорь его,

от ветра,

от зноя

окрасился весь небесно-защитно —

тело лазоревосинесквозное.

Я так натянул мою материю,

что ветром

свободно

насквозь свистело,-

и я

титанисто

боролся с потерею

привычного

нашего

плотного тела.

Казалось:

миг —

и постройки масса

рухнет с ног

со всех двух.

Но я

сковался мыслей каркасом.

Выметаллизировал дух.

Длинный эпитет-неологизм «лазоревосинесквозное» родился путем соединения трех эпитетов «лазоревое», «синее» и «сквозное».

«Титанисто» — из «титана». «Сковался» — из «сковал» (сам себя). «Выметаллизировал» — из «металлизации» (но опять по отношению к самому себе, поэтому потребовалась приставка «вы»).

Посмотрим, как поэт рождает неологизмы для стихотворения «Киноповертие».

Первый вариант:

Жирные животами. Лобиками узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?

Второй вариант:

Жирные животами. Лбёнками узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?

Наконец, окончательный вариант

Жирноживотые. Лобоузкие.
Европейцы, на чем у вас пудры пыльца?
Разве эти чаплинские усики —
не всё, что у Европы осталось от лица?

Владимир Влидимирович решал задачу восхваления советского образа жизни и умаления всего европейского, капиталистического.
Умалять — так умалять.
«Лобиками узкие» слабее чем «лбенками узкие». Но — опять два слова! Сложное произношение — какие-то «амиузки».
И певец советского строя из двух слов делает одно, новое, звучное, дающее четкую характеристику и главное — максимально выразительное… Рождается неологизм — «лобоузкие» (перевертыш от «узколобые»). А рядом еще один, схожий — «жирноживотые».

А вот прием создания неологизма путем превращение единственного числа во множественное.
До Маяковского, было принято считать, что природа у нас одна. Но поэту в этой одной природе тесно. От видит несколько природ — сильных, слабых…
В марше «Мы идем» (1919) провозглашает:

Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон…

Маяковский создает неологизмы не только соединяя. Вот пример, когда ненужная приставка просто отрезается.

Вернемся к «Необычайному приключению…»

Устанет то,

и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.

Вдруг — я

во всю светаю мочь —

и снова день трезвонится…

«Сонница» — новое слово.

Еще один вариант неологизмотворения — придумывание необычных степеней сравнения.
Из «Послания пролетарским поэтам».

Что может быть

капризней славы

и пепельней?

В гроб, что ли,

брать,

когда умру?

Наплевать мне, товарищи,

в высшей степени

на деньги,

на славу

и на прочую муру!

Какое точное, новое слово «пепельней»! От слова «пепел», который ветер развеет по миру и ничего не останется.

Из «Владимира Маяковского»

Мир зашевелится в радостном гриме,

цветы испавлинятся в каждом окошке…

Кто из поэтов до Владимира Владимировича сравнивал цветы в окошках с павлиньими хвостами? Поэт не просто сравнил — сотворил неологизм.

Неологизм можно создать присоединив к глаголу не одну, а две равновеликих приставки. Из «Жида».

Буржуй

бежал

подгибая рессоры,

сел

на английской мели’.

В его интересах расперессорить

народы советской земли.

Зачем к приставке «пере» поэт добавляет «рас»?

Чтобы усилить корень «ссор» и значение слова с этим корнем. Не просто «поссорить», не просто «перессорить», но «расперессорить»!

Без какой бы то ни было возможности примирения народов!

Владимир Владимирович не сомневается и в трех приставках.

«Стих как бы шофера»

Сто́ит

машине

распрозаявиться —

уже

с тротуара

спорхнула девица.

У автомобильного

у колесика

остановилась

для пудрения носика.

Рас-про-за-явиться!!! — авторский неологизм с тремя равновеликими приставками.

В трехсотстрочной (мой неологизм) поэме «Флейта-позвоночник»  поэт выдаёт серию глагольных форм с приставкой «вы»: выдумалась, вымозжу, вымер, выгранивал, выселится, выбелят, выдранный, вычекань, вылинял, вырылись, выгромил, высеченный, вымучившая и др.

В поэме «150 000 000»находим такой необычный неологизм – глагол от знакомого всем существительного «гром».

В диком разгроме,

старое смыв,

новый разгро’мим

по миру миф.

Не разгромИм (разобьем), а разгрОмим — то есть уподобимся грому, и громко разнесем по миру новый миф. 


Зачем поэту столько неологизмов? Не есть ли их производство — личным увлечением, хобби?
Нет.
Маяковский отражал новое время, в котором всё (до мыслей в головах) было в новинку. Поэт искал возможности «дать» читателю новые, дополнительные оттенки значений, «цеплял» его неожиданными поворотами мысли. Не боясь рисковать, искал и находил. Ведь «Поэзия — вся! — езда в незнаемое.»

«Война и мир»

…Тихие!
Недолго пожили.
Сразу
железо рельс всочило по жиле
в загар деревень городов заразу.
Где пели птицы — тарелок лязги
Где бор был 
стодомым содомом.
Шестиэтажными фавнами ринулись в пляски
публичный дом за публичным домом.

Значение слова «всочить» сразу и не найдешь.
Оказывается «зараза городов» сочится по рельсам, железо которых насильственно вставлено в загар деревень.

В стихотворении «Пиво и социализм» Владимир Владимирович — после того как высмеял неуместность сочетания имени Бебеля с пивным заводом, которому оно присвоено — говорит:

Товарищ,
                в мозгах
                        просьбишку вычекань,
да так,
           чтоб не стерлась,
                        и век прождя:
брось привычку
                        (глупая привычка!)
приплетать
                ко всему
                                фамилию вождя.

Неологизмы «вычекань» и «прождя» помогают экономно, ярко и сжато выразить основную нравоучительную мысль.
Вычекань — не просто запомни, не запиши на воображаемой бумаге — но сохрани «в металле», «в чеканке».
«Век прождя» — поэт опасается, что глупая привычка может быть отброшена, но не видит гарантии того, что к ней не вернутся через сто лет.
Поэтому — чтобы не стерлась — и должна она ждать век в металле.


Количество просмотров:
1 912

Неологизмы Маяковского – очень яркое явление в русской литературе XX века. Стихотворения Владимира Владимировича всегда отличались новаторством и своеобразием. К примеру, поэт очень часто нарушал стихотворные размеры, акцентируя внимание на рифме. Однако наивысшей выразительности строкам Маяковского всегда придавали именно неологизмы. О них и поговорим в этой статье.

Что такое неологизм?

Прежде чем начать разбирать неологизмы Маяковского, дадим определение термину «неологизм». Итак, это слово имеет древнегреческие корни и состоит из двух корней: «неос» (переводится как «новый») и «логос», что значит «слово». То есть неологизмами называют новые, только созданные слова или сочетания слов. В речи они сразу становятся заметны благодаря своей свежести и новизне.

Говоря об авторских неологизмах, имеют в виду те слова, которые были придуманы писателем и использованы им в своих произведениях. Эти неологизмы, в отличие от тех, что используются в повседневной речи, бытуют в основном только на страницах литературных произведений.

Почему в текстах Маяковского так много неологизмов?

Неологизмы в стихотворении Маяковского – это не просто попытка автора украсить свой текст, это, как бы странно это ни звучало, социальное явление. Учеными давно доказано, что активное образование неологизмов начинает происходить в то время, когда в стране наступает нестабильность или начинает активно развиваться технический прогресс. Исходя из этого, неудивительно, что огромное количество неологизмов появилось именно в начале XX века. Это время характеризуется и сменой власти в стране, и активной урбанизацией.

К слову, сами футуристы, к коим относился Маяковский, провозглашали начало технической революции и предрекали технике великое будущее.

Однако, кроме этих чисто внешних фактов, не стоит и забывать о таланте самого поэта. Маяковский изобретал новые слова для того, чтобы более ярко и образно передать свои чувства и ощущения. Например, «опожаренный» песок (из стихотворения «Лиличка») – в этом неологизме намного больше эмоций, чем в словах «жаркий» или «горячий», он представляет собой неологизм от слова «пожар», которое вносит дополнительные значения: пылать, гореть, сгорать, обжигаться, терять (так как при пожаре обычно что-то оказывается уничтоженным) и пр.

Немного о языке Маяковского

Неологизмы Маяковского – неотъемлемая часть самобытного языка его поэзии. Но почему именно этот прием стал для него одним из основных?

Как отмечалось выше, Маяковский относился к футуристам, а точнее, к такому его направлению, которое носило название кубофутуризм. Кубофутуристы считали, что для нового времени нужны новые формы, поэтому они активно дополняли и обновляли язык своей поэзии. Их целью было создание нешаблонного, оригинального и свежего слова. Маяковский как один из кубофутуристов раздвинул словообразовательные рамки родного языка, что позволило ему создавать оригинальные и яркие образы.

Для примера возьмем строчку из уже упомянутого нами стихотворения «Лиличка»: «…обезумлюсь, отчаяньем иссечась». Эти два неологизма (обезумлюсь и иссечась) помогают писателю очень емко передать состояние лирического героя.

Самые интересные неологизмы поэта

Теперь перечислим самые известные и необычные неологизмы Маяковского. Примеры:

  • «Сердцелюдые» — такое название Маяковский дает людям, которые могли бы жить на Марсе (поэма «Про это»).
  • «Голоштанный» — эту характеристику поэт дает народу, который должен был выбрать власть буржуев или Советов, в своем произведении «Владимир Ильич Ленин».
  • «Дрыгоножество» — этот эпитет достается балерине Кшесинской, которая была фавориткой Николая II.
  • «Серпастый» и «молоткастый» паспорт становится предметом гордости поэта.
  • «Испавлиниться» — такую характеристику дает Маяковский дому, из каждого окна которого должны были быть видны цветы.
  • «Быкомордая» и «мясомясая» орава предстает перед читателем в ранних произведениях поэта.
  • «Верблюдокорабледраконьи» эскадры описываются в поэме «Пятый Интернационал».
  • «Задолицей» называет Маяковский полицию в той же поэме, посвященной Ленину.

Неологизмы Маяковского: «Необычайное приключение…» (стихотворение)

Произведение было написано в 1920 году, и главным его героем стал сам автор. Основная тема – нелегкий, но благородный поэтический труд. Стихотворение построено на диалогах и характеризуется ярко выраженным публицистическим началом. Главным художественным приемом стало сравнение – Маяковский сравнивает творческий путь поэта с жизнью солнца.

Теперь более подробно поговорим о том, какие использованы неологизмы стихотворении Маяковского «Необычайное приключение». А точнее, перечислим их и опишем их функцию:

  • «Горбил» пригорок – сравнение пригорка с горбом.
  • «Деревний» — слово деревня используется в мужском роде.
  • «Златолобо» — о солнце, то есть «золотой лоб» — неологизм используется для более красивого и емкого выражения смысла.
  • «Луч-шаги» — лучи Солнца сравниваются с шагами, которые свидетельствуют о приближении Солнца к Поэту.
  • «Взорим» — то есть взойдем – так зовет с собой Поэта Солнце.
  • «Сонница» — противопоставление слову «бессонница», то есть сонливость, желание заснуть.

Мы перечислили все неологизмы в стихотворении Маяковского «Необычайное приключение». Из приведенных примеров можно заметить, что поэт использует новые слова для придания более яркой образности своему стихотворению, а также желая сделать свои выражения более точными и меткими.

Особенности образования слов у Маяковского

Изучая творчество поэта, филологи поняли, что созданных писателем слов настолько много, что можно создать целый словарь неологизмов Маяковского. Кроме того, они вывели определенные закономерности в словообразовании поэта. Перечислим некоторые из них:

  • Писатель часто пользуется приставками «рас» и «раз». Например, «распразднуем», «распархивался», «размайся», «разгазелись», «раздокажу» и т. п.
  • К глаголам Маяковский любит присоединять «вы» и «в», что наделяет слова такими значениями, как полное завершение, законченность и исчерпанность: «высверлит», «взгромоздя», «выхваливает», «высинить».
  • Употребляя с глаголами «за», поэт наделяет их значением начала действия: «засвистывают», «завинчусь», «затрубадурила».
  • Присоединение приставок «до» и «про» обозначает доведение дела до конца: «доскакиваем», «процеловали».
  • Часть глаголов Маяковский образует от существительных, используя вышеозначенные приставки: «размедведил», «выметаллизировал».

Еще несколько примеров словообразования

Неологизмы Маяковского довольно многогранны. Для словообразования поэт использует не только приставки, но и суффиксы:

  • Например, устаревший суффикс «е», который давно не употребляется в русском языке: «дядье», «дамье», «гостье», «старье» (это слово, столь широко используемое сегодня, впервые было выдумано именно Маяковским).
  • Очень часто пользуется поэт уменьшительно-ласкательными суффиксами: «лученышки», «язычешкой», «статьишке», «жизнишку».

Вывод

Таким образом, мы можем сделать вывод, что неологизмы поэта — это не просто стилистическое явление, а некая самобытная система, работающая по собственным законам. Именно в этой системе и заключается прелесть стихотворений Маяковского, которые по сей день пленяют читателей своей образностью и точностью выражений. Поэтому неудивительно, что из всех русских кубофутуристов Владимир Маяковский стал самым известным.

Неологизмы служат средством образности художественного текста. В практической работе рассмотрим классификацию неологизмов с точки зрения причин возникновения.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

Цель практической работы:  определить значение неологизмов в языке и художественном тексте

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «неологизм» «окказионализм», «словарная статья»

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Неологи́зм (др.-греч. νέος – новый + λόγος – слово) – новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений, предметов. Неологизмы  образуются как на основе существующих форм, в соответствии с законами языка («Будет буря – мы поспорим // И помужествуем с ней»  (Н.М. Языков); «О, рассмейтесь, смехачи» (В. Хлебников)), так и путем заимствования (лайфхак, хайп).

Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально – стилистические (окказианализмы).

Языковые неологизмы  создаются для обозначения нового предмета, понятия.

Лексические неологизмы могут быть образованы по имеющимся в языке моделям: венероход, полуторасменка, бестер (помесь белуги со стерлядью) или заимствованы из других языков: мерчендайзер, копирайтер.

Семантические неологизмы – новые значения известных слов:  продлёнка – удлинённый киносеанс.

Авторские, индивидуально – стилистические неологизмы (окказионализмы (от лат. оссаllis «случайный»)) создаются писателями для придания образности художественному тексту. Эти неологизмы «прикреплены» к контексту, имеют автора, они призваны сохранять необычность, свежесть.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Распределите приведенные ниже слова на 4 группы:

1) архаизмы      2) историзмы         3) общеязыковые неологизмы      4) окказионализмы

Стогна (площадь), длань (ладонь), бурса, живот (жизнь), пищаль, распеспеснить (В. Маяковский), ловитва (охота), стихоза (И. Северянин), интернет-кафе, шоуизация, городовой, артхаусное (кино), мейнстриму, мальчуганка (И. Северянин), комплиментщина (В. Маяковский), конка, декабрик (И. Северянин), сбербанкиада.

Задание 2. Р.Ф. Белоненко был составлен словарь неологизмов  курского поэта, выпускника Курского реального училища Н.Н. Асеева (http://gorodlgov.ru). Познакомьтесь со словарным статьями из данного словаря. Попробуйте составить с  приведенными  окказионализмами по 1 предложению.

БРОНЗОВЕТЬ – «Холодом бронзовела Летнего сада ограда»… («Маяковский начинается», 195о г. , т.3)

БЕЗДОЖДЬЕ, ср.- я – без дождя. («Страна его знает», 1931 г.,т.3.)

ВЗЯТЫЙ МНОГАЖДЫ – взятый много — много раз. («Удивительные вещи», 1934 г., т. 3)

ЗАРУМЯНЬ, ж.-и – от слова «зарумянить(ся)» и от сло­восочетания «сделать румяным» («Гастев», 1922 г.)

ОТВЕТРИЛОСЬ ДЕТСТВО – кончилось, «Отошло с го­дами и ветрами». («Маяковский начинается», 1950 г.,т.3)

ПОШЕЛЕСТ – от слова  «шелестеть». В словосочета­нии «лязг заводов с пошелестом нив» («Время лучших», 1926 г., т.1)

ПОЯТЬ – объять ( «Сном ты поян»)

СНЕЖИНЫ – снежинки. В словосочетании «крыльями снежин» («А мы убежим», 1915 г., т.1)

ХОЛОДЕНЬЕ – холода. В словосочетании «Я ощущал земли глухое холоденье» («К последнему морю», 1914 г., т.1)

Задание 3. Познакомьтесь со структурой словарной статьи  словаря новообразований Н.С. Лескова, разрабатываемого орловским исследователем Л.В. Алешиной. Попробуйте составить словарные статьи  новообразований Н. Асеева, употребленных поэтом в  приведенных ниже стихотворениях

СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

Структура

словарной статьи

образец

1. Заголовочное слово (новообразование в начальной форме)

ДЕТСКИ-ЭГОИСТИЧЕСКИЙ

2. Грамматическая характеристика

(часть речи, для прилагательных –разряд, для глаголов – вид)

отн. (т.е. относительное)

3. Значение слова (дефиниция)

Эгоистический в той мере, в какой это бывает свойственно детям

4. Иллюстративный материал (пример употребления в тексте)

Было во всем этом даже нечто детски-эгоистическое: никакого внимания к душевному состоянию человека, а только свой вкус и баста!

5. Адресная зона (название произведения, жанр произведения (рассказ, роман, повесть, стихотворение и т.д.)

Колыванский муж; рассказ

6. Способ образования

детски + эгоистический → детски-эгоистический; сложение

Образец записи словарной статьи

ДЕТСКИ-ЭГОИСТИЧЕСКИЙ отн. Эгоистический в той мере, в какой это бывает свойственно детям. Было во всем этом даже нечто детски-эгоистическое: никакого внимания к душевному состоянию человека, а только свой вкус и баста! Колыванский муж; рассказ ; детски + эгоистический → детски-эгоистический; сложение.

Грозы и ливни

Над лесами ходят грозы, 
сосны гнутся, 
проливные с неба слезы 
ливнем льются.

Слон небес трубит свирепо – 
блещут бивни, 
целый месяц тмится небо, 
хлещут ливни.

Что с тобой мы делать будем
в вихре молний?
Сядем, жизнь свою обсудим
поспокойней.

Что нам грозы, что нам ливни, 
дождь стеною?
Пусть гремит все непрерывней: 
ты ж – со мною!
                                          1953 г.

В лесу темноветвистом

В лесу темноветвистом
у ясного ручья
об этом взоре чистом
задумывался я:
куда ему дорога
назначена у бога?

И лес шептался строже,
и пел звончей ручей:
«Тебе не знать дороже
простых её очей».

В лесу темноветвистом
у ясного ручья
о сердце этом чистом
задумывался я:
куда ему дорога
назначена у бога?

И ветер, нежно вея,
тихонько шелестел:
«Нигде, нигде вернее —
тебе оно в удел».

Я шёл по сонной ниве,
не сведав у ручья,
кто был из нас счастливей,
кому — судьбина чья.
Но шёл я не печальный,
узнав, припомнив вдруг
кристальный взор и дальний
приветный сердца стук.

Я знал, я знал — у бога, —
к тебе моя дорога!

Задание 4. Познакомьтесь с отрывком из книги К. Чуковского «От двух до пяти». Попробуйте  создать свои окказионализмы.

Детские глаголы типа отскорлупиться, намакарониться создаются по такой же схеме, по какой наши великие писатели, художники слова, пытались в свое время создать новые формы глаголов… Державин сочинил глагол  ручьиться (от слова ручей), Журовский – обыностраниться, омноголюдеть, оравнодушеть, Гончаров – байронствовать, Щедрин – душедрянствовать, умолепствовать… (К. Чуковский «От двух до пяти»)

ВЫВОД по результатам работы: каковы причины, побуждающие художников слова использовать  в произведения индивидуально-авторские новообразования (окказионализмы)?

Контрольные вопросы:

  1. С чем связано появление новых слов в русском языке?
  2. Чем окказионализм отличается от неологизма?
  3. Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?

Любой язык, на котором разговаривают люди, – это живое существо: он постоянно меняется. Устаревшие выражения отмирают и забываются, а на смену им приходят новые слова, называемые неологизмами.

Этот термин произошёл от греческих слов «neos» – «новый» и «logos» – «слово, закон». Он определяется как новообразованное слово, словосочетание или оборот речи, созданное недавно для обозначения нового предмета или явления. Иногда новое слово приходит на замену уже существующему понятию.

В зависимости от того, как возникают новые слова, неологизмы делят на индивидуально-авторские и общеязыковые. Первые представляют собой продукт творчества определённого человека. Вторые же появляются в ходе всеобщей языковой практики. Хотя в некоторых случаях был кто-то, кто употребил слово впервые, но оно так широко распространилось, что уже не имеет значения, кто его изобрёл.

Стоит уточнить, что рассматриваемое нами понятие является относительным. Понятно, что в разные эпохи его применяли по отношению к разным словам. Например, в XVIII – XIX столетиях такие слова, как «промышленность», «будущность», «трогательный», «атмосфера», «термометр», «полнолуние» и др., были в новинку. Они были введены в язык Н. М. Карамзиным и М. В. Ломоносовым. Но сегодня мы не считаем их неологизмами, так как они прижились и используются с тех самых пор. Зато сегодня многие из нас с недоверием относятся к свежеизобретённым выражениям. Тем не менее некоторые из них, например, «бренд», «дизайн», «коммуникабельность» и др., закрепляются в языке и употребляются в разговорной и деловой речи, художественной литературе и т. д.

Существует несколько способов формирования неологизмов. Во-первых, слово может образоваться путём заимствования из других языков. Во-вторых, новое слово может быть результате соединения частей уже существующих слов. В качестве иллюстрации можно привести такие слова, как «самолёт», «миндальничать», «головотяпство». Также неологизмом можно считать слово, которое употребляется в новом значении. Так, например, в какой-то момент прилагательное «пустой» стало обозначать не только «полый, незаполненный чем-либо», но и «бессодержательный, бесполезный» («пустая затея», «пустой разговор»). Тогда в этом новом значении оно могло рассматриваться как неологизм.

Исследователи считают, что неологизм является завершающим этапом процесса словообразования в языке. Сначала на основе уже имеющегося слова или иностранного понятия возникает окказионализм – продукт авторского словотворчества. Если он получает распространение, то его можно считать неологизмом. Такие слова регулярно встречаются в русской поэзии разных периодов. Вот несколько примеров.

Двинув раньше вперёд спекуляцию,
Чем прогресс узаконит её,
Потеряете вы репутацию
И погубите дело своё.
Подождите! Прогресс подвигается,
И движенью не видно конца:
Что сегодня постыдным считается,
Удостоится завтра венца…»

«Современники», Н. А. Некрасов.

Но истинно родная мать,
Природа, любит награждать
Несчастных пасынков Фортуны:
Дает им ум, сердечный жар,
Искусство петь, чудесный дар
Вливать огонь в златые струны,
Сердца гармонией пленять.
Ты сей бесценный дар имеешь;
Стихами чистыми умеешь
Любовь и дружбу прославлять…

«К бедному поэту», Н. М. Карамзин.

Слово «искусство» было введено В. К. Тредиковским, а «гармония» – предложено самим Карамзиным.

Множество новых слов было изобретено поэтами Серебряного века. Не все из них закрепились в речи, но другие широко распространились.

Гол и наг лежит строй трупов,
Песни смертные прочли.
Полк стоит, глаза потупив,
Тень от лётчиков в пыли.
И когда легла дубрава
На конце глухом села,
Мы сказали: «Небу слава!» –
И сожгли своих тела.

«Тризна», Велимир Хлебников.

Знаменитый эгофутурист Игорь Северянин употребил в своём стихотворении апокопу, то есть усечённое слово, которое распространилось в языке:

Вокруг – талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь…

«Прощальная поэза», Игорь Северянин.

Современные авторы также часто задействуют новые слова в своих произведениях:

Мимо грязных кликуш
И холёных селебрити,
Что галдят ни о чём –
Каблучищами гордыми
Льдом, песком, кирпичом…

«Тринадцать строф», Вера Полозкова.

Телекамеры и телевышки,
Вышки, камеры, мыши в углах…
Не читал бы я умные книжки, –
Не плясал бы сейчас на углях.

Hippy end, растаманы – пустышки,
Окончательно умер панк-рок,
Шоу-бизнес напишет на крышке
Андеграунда: «Полный банкрот».

«Волки, войте, собаки, кусайте!», Максим Кабир.

Как видим, неологизмы существовали в разные времена. Причин тому несколько. Слова возникают в ответ на появление новых предметов и явлений. Часто неологизмом становится имя собственное (название фирмы, персоналия и т. д.). В некоторых ситуациях новая лексема создаётся из уже существующего слова для облегчения и ускорения произнесения. В других случаях новообразованное слово более выразительно с художественной точки зрения и эффектнее передаёт смысл высказывания. Поэтому-то неологизмы так часто и применяются в поэтических произведениях многочисленными поэтами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти 24 от числа 550
  • Как найти человека по больницам в москве
  • Как исправить речевую ошибку в тексте
  • Как найти не отправленный пост
  • Как найти на госуслугах снилс новорожденному ребенку