Как найти непроверяемые слова в тексте

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

  • рек а́ — ре́к и
  • барсу́к — бар­суч о́нок
  • при­ня́ ть — при­ня́ л , при­ня́ л а .

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

  • с о ли́ть — соль;
  • закр е пи́ть — кре́пкий;
  • в о зду́шный — во́здух;
  • в е сёлый — ве́село;
  • з е л е не́ть — зе́лень, зелё­ный;

2. изме­не­ние фор­мы слова:

  • в о лна́ — во́лны;
  • в о да́ — во́ды;
  • тр а ва́ — тра́вы;
  • о кно́ — о́кна;
  • г о ра́ — го́ры;
  • н о си́ть —но́сит;
  • д е ржа́ть — де́ржит;
  • нак о рми́ть — нако́рмит.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

  • с о ба́ка — с о ба́чка, с о ба́чища, соба́чий, (плыть) по-с о ба́чьему;
  • кр о ва́ть — кр о ва́тка, кр о ва́тный, при­кр о ва́тный;
  • к о мпо́т — к о мпо́тик, компо́тный;
  • упр а жне́ние — упр а жня́ть, упр а жня́ться.

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, г а рн и зо́н, гастроно́м, г о р и зо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть,крапи́ва;
  • ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, ско­во­ро­да́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Видеоурок

Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание

Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.

Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.

Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся

Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.

Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.

В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».

Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.

На чем основывается выбор непроверяемой гласной

Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?

Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».

И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными

Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».

Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.

Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:

Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.

А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».

В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».

Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

  1. Bi2o2t.ru – полностью бесплатный сервис для запоминания словарных слов. Чтобы начать заниматься, не надо даже регистрироваться. Просто переходите на сайт и начинаете вставлять пропущенные буквы в слова. Для каждого слова есть подсказки.
  2. Блицтест – этот сайт хорош тем, что позволяет выбрать класс. И если вы учитесь в седьмом классе, то тренажер не будет вам показывать словарные слова для десятого класса. Это очень удобно, если вам надо подготовиться к словарному диктанту или контрольной работе. Тренажер бесплатный, заниматься можно как в режиме проверки, так и в режиме изучения нового материала. Предусмотрена возможность делать работу над ошибками. Попробуйте, вам понравится.

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

В некоторых учебниках теория русского языка может чуть отличаться. Например, автор приведённого мной учебника (В. В. Бабайцева) считает, что -ть в глаголах – это суффикс, а Шанский – что это окончание. Но подобные спорные вопросы никто не проверяет на экзаменах по русскому, поэтому переживать не о чем.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

Заключение

Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.

Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?

источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/neproveryaemyie-glasnyie.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/neproveryaemye-glasnye

Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание

Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.

3 049

Непроверяемые гласные в корне – что это

Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.

Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся

Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.

Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.

В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».

Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.

На чем основывается выбор непроверяемой гласной

Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?

Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».

И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными

Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».

Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.

Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:

  1. Что?
  2. Где?
  3. Почему?

Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.

А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».

В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».

Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Ответ Гугла о правописании слова Линолеум

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Форма для поиска на сайте Грамота.ру

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

  1. Bi2o2t.ru – полностью бесплатный сервис для запоминания словарных слов. Чтобы начать заниматься, не надо даже регистрироваться. Просто переходите на сайт и начинаете вставлять пропущенные буквы в слова. Для каждого слова есть подсказки.
  2. Блицтест – этот сайт хорош тем, что позволяет выбрать класс. И если вы учитесь в седьмом классе, то тренажер не будет вам показывать словарные слова для десятого класса. Это очень удобно, если вам надо подготовиться к словарному диктанту или контрольной работе. Тренажер бесплатный, заниматься можно как в режиме проверки, так и в режиме изучения нового материала. Предусмотрена возможность делать работу над ошибками. Попробуйте, вам понравится.

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

На заметку

В некоторых учебниках теория русского языка может чуть отличаться. Например, автор приведённого мной учебника (В. В. Бабайцева) считает, что -ть в глаголах – это суффикс, а Шанский – что это окончание. Но подобные спорные вопросы никто не проверяет на экзаменах по русскому, поэтому переживать не о чем.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

Тренажеры по русскому языку

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

  1. Также.
  2. Вовремя.
  3. Как ни.
  4. Несмотря на.
  5. Вследствие.

Заключение

Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.

Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их написание невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.

Узнаем, что такое непроверяемые безударные гласные в корне слов. Приведем примеры слов с непроверяемыми безударными гласными.

Разноместность ударения в словах

При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:

приня́тьприня́л  , приня́ла

Гласный в корне слова, оставшись без ударения, в слабой фонетической позиции искажается и слышится неясно:


Примеры

волна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть


Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же слова Подобрать родственные слова
1. Один — много
река — ре́ки
1. Большой — маленький
тропа — тро́пка
2. Много — один
колосья — ко́лос
2. Маленький — большой
площадка — пло́щадь
3. По вопросу:
О чём?
в лесу — о ле́се
Что делал?
Что делает?
катил — ка́тит
3. Назови ласково
звезда — звёздочка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
платил — пла́та

К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.

Существует два способа проверки безударных гласных в корне:

1. подбор родственных слов:

  • соли́ть — соль;
  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • возду́шный — во́здух;
  • весёлый — ве́село;
  • беле́ть — бе́лый;

2. изменение грамматической формы слова:

  • волна́ — во́лны; 
  • вода́ — во́ды;
  • трава́ — тра́вы;
  • окно́ — о́кна;
  • гора́ — го́ры;
  • число́ — чи́сла;
  • большо́й — бо́льше;
  • просто́й — про́ще;
  • коси́ть — ко́сит;
  • держа́ть — де́ржит;
  • прокорми́ть — проко́рмит.

Как видим, у  некоторых имен существительных достаточно образовать форму множественного числа по типу взаимоотношений «один- много» (гроза́ — гро́зы), и безударная гласная окажется под ударением. У глаголов проверить сомнительную гласную в корне поможет форма 3 лица единственного числа (броди́ть — он бро́дит).

Безударные гласные в корне

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах  ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:

  • соба́ка — соба́чка, соба́чища, соба́чий, (плыть) по-соба́чьему;
  • крова́ть — крова́тка, крова́тный, прикрова́тный;
  • компо́т — компо́тик, компо́тный;
  • упражне́ние — упражня́ть, упражня́ться.

Тогда считают, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Как поступить, если гласный в корне слова не проверяется с помощью ударения? Написание слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в орфографическом словаре в случае затруднения в их написании. Чтобы запомнить такое слово с «трудной» гласной в корне, можно выполнить ряд упражнений.

Как запомнить слово с непроверяемой безударной гласной?

Непроверяемые гласные в корне слова

В написании слов с непроверяемой безударной гласной может помочь зрительная память. Всматривайтесь в то, как написано слово, особенное внимание уделяя «трудной» гласной. Подчеркните её или выделите другим цветом.

Представляйте слова «в уме». Таким образом они запоминаются. Увидеть слово можно по-разному: таким, как оно написано в книге, и выделенным белыми буквами на чёрном фоне, и изображенным разноцветными светящимися буквами.

Проговорите слово отчетливо вслух так, как оно пишется, и вам поможет в его написании слуховая память.

Запишите правильно трудное слово несколько раз. Этим способом вы связываете воедино внутреннее произношение слова и механическую работу руки. Так можно воспользоваться моторной памятью.

Понять и запомнить непроверяемые написания гласных помогает происхождение слова. Так, слово «ровесник» восходит к словосочетанию «ровный по вёснам». Его синоним «сверстник» произошло от древнерусского слова «сверст»«одинаковый по возрасту».

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, гарнизо́н, гастроно́м, горизо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть, крапи́ва;
  • ладо́нь,  лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, сковорода́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Видео «Безударные гласные в корне»


Словарь с непроверяемыми гласными в корне слова

А Б В
абажур абсолютно агроном аккордеон аккомпанемент акробат альпинист артиллерия аромат аплодировать аплодисменты атмосфера  багряный багровый бакалея баллада балкон баррикада барон бархат батарея батальон бахрома бечевка, но бичевать (порок) билет бинокль бидон бетон бобровый бокал бордюр брошюра  велосипед веранда ветеран вереница вернисаж вермишель вестибюль ветчина винегрет виолончель викторина витрина вокзал волейбол
Г Д И
галерея галантерея галоши гараж гардероб гармония гарнизон гегемония гениальный гербарий герань гирлянда гримаса говядина горизонт дезертир дезинфекция декада декламировать делегация десант десерт демонстрация диверсия дивизия диковина дирижер директор дискуссия дистиллированный дрессировка идеал иждивенец иллюминация индеветь (покры- ваться инеем) иней инженер интеллект инцидент испещренный испокон веков исполин истина истязать
К Л М
кавалерия кавычки калач каллиграфия каморка кампания (мероприятие) компания (общество) канал канонада карикатура карнавал каприз кастрюля кобура коврижка (коврига) ковыль коленкор коллектив комод комплимент композитор конопляник контрабанда контролер кошелек кошелка кропотливый лабиринт лаборатория лазарет лаконичный лауреат лачужка лачуга лелеять лиловый лимонад линолеум лоскут лотерея мавзолей магистраль манера манифест мемуары меридиан меценат миниатюра мораль мошенник
Н О П
наваждение нивелировать новелла  оазис обаяние обоняние облако одолеть оккупация олимпиада оранжерея ореол орхидея осязание оптимизм оцепенеть ошеломить  павильон палисадник панорама папоротник паркет патриот перископ периферия пескарь полемика поликлиника постамент президент прекословить преткновение привередливый привилегия приоритет пролетариат пропеллер продюсер прототип пьедестал 
Р С Т
режиссер резиденция рекорд репертуар репетиция репортаж саботаж саксофон салат салфетка свирель сентиментализм сирень солдат спираль стадион стипендия смятение снегирь тавтология талант тасовать таможня тенденция терраса трапеция тренер (но тренировка) трибуна тротуар
Х Ц Ш Щ Ф Ч
хамелеон халат хижина холера хомут хомяк хризантема хронология целлофан цивилизация
шершавый шеренга шпингалет щавель щекотать 
фаланга фантазия фасад фаэтон фаянсовый фейерверк фестиваль фиалка филармония чемодан чемпион чечевица
Э Ю Я
эволюция экзаменатор экскаватор эскалатор эмигрант  юбилей ювелир ябедничать якорь ярмарка яхонт ящерица

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 119

Список слов для запоминания.

Авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция, алгоритм, акробат, адаптация, акварель, агрегат, абориген, авангард, аккомпаниатор, абажур, аромат, афоризм, абордаж.

Багаж, бойкот, бечева, бетон, бидон, берлога, бегемот, бизнесмен, бекас, берет, богема, ботфорт, батальон, баррикада, бордюр, баталист, бостон, браконьер, бакалавр, биатлон, бакалея, богатство, балласт, бандероль, балкон, барьер, бокал, бадминтон, бравада.

Вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет, вермишель, велосипед, вестибюль, ветчина, воробей, вентилятор, вазелин, вакцина, волейбол, валидол, валюта, вандализм, ванилин, ворковать, вельвет, велюр, вираж, вертолет, виртуоз, вискоза, витамин, верзила, веснушчатый, вернисаж, водевиль, виолончель, возражать, вояж.

Габариты, гарнизон, горизонт, гиацинт, гармония, гегемония, гамак, гараж, гастролёр, генерация, герметизировать, гобелен.

Дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально, декламировать, диагоналевый, диадема, дизентерия, дилижанс, дифирамб, дегенерат, деликатес, диабет, диапазон, дивиденд.

Загромождение

Игумен, игнорировать, иждивенец, интеллигентный, икебана, индеветь, инцидент, интерпретация, идиоматический, имитация, инженер, инициатива.

Кавычки, каламбур, каморка, каравай, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, коридор, корифей, компания, коноплянка, корнишон, камфара, компостировать, ковырять, каблук, карбюратор, когорта, канифоль, конкистадор, какофония, керогаз, кабриолет, канонада, канонерка, кастелянша, кастрюля, катавасия, катаклизм, катакомба, кашемир, кенгуру, керамика, коалиция, колибри, колчан, комар, конфиденциальный, коричневый, коромысло, коростель, корпорация, кабала, каракатица, кобура, контингент, кордебалет, кощей, криминология.

Линолеум, лелеять, лопата, лотерея, лягушка, люминесцентный, лампас.

Меридиан, меценат, мотивировать, мизинец, месяц, метрополитен, мачеха, мозоль, мавзолей, мадригал, маринад, метаморфоза, метеорит, миниатюра, минорный, макулатура, манипуляция, мастодонт, мегера, менингит.

Наваждение, ностальгия, ноктюрн, натюрморт, нумерация, нафталин, нивелировать, нигилизм, новокаин, нотация.

Оригинальный, оладьи, облигация, одолеть, отображение, обагренный, олигархия,отражение, обаяние, обворожить, океанолог, олимпиада, омонимия, оптимистический, оранжерея, ординатура, ореол, обоняние.

Палисадник, панорама, парадокс, паром, пессимист, пескарь, полымя, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, памятник, пластилин, периферия, перифраз, претендент, панихида, пантеон, парабола, парадигма, парапет, перспектива, пирамидальный, плагиат, плеяда, побагроветь, полисемия, портьера, преамбула, презентабельный, президент, президиум, прерогатива, претензия, привередничать, палитра, пеликан, понтон.

Реабилитация, регламент, резиденция, реставрировать, реаниматолог, радиатор, реверанс, регата реестр, резонанс, респектабельный, респиратор, референдум, рикошет, ритуал, резюме.

Семинар, сертификат, сиреневый, сироп, собака, стипендия, стремиться, суверенитет, свидетельство, свирепый, снегирь, сакраментальный, спонтанный, суверенный, сентиментальный, серенада, серпантин, синтагма, скарлатина, скомпонованный, соната, сталактит, стрекоза, снеток.

Тарелка, теория, табурет, триада, тореадор, торшер, тотализатор, триумфальный, тротуар, трубадур, трафарет.

Утрамбовать, ураган, увертюра, утилитарный.

Филармония, форель, фестиваль, фантасмагория, феномен, фешенебельный, фиаско, фламинго, фрикаделька, фронтон, филателист.

Хрестоматия, хризантема.

Чеснок

Шероховатый, шевелюра.

Эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент, эликсир, эшелон, экзаменатор, экскаватор, экзистенциализм, экстравагантный, эпистолярный, эстакада, экипировать, энцефалит, эскалация, эсперанто.

14

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ШАГИ В НАУКУ”

Направление: русский язык

Тема: «Как проверить «непроверяемое» слово»

Горохова Алина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

р.п. Сосновка

Научный руководитель:
Бакунина Т.Н.

с. Отъяссы 2017 г

Оглавление

Введение

2

Глава 1

Словарно-орфографическая работа в школе

4

1.1.

Понятие

4

1.2.

Порядок проведения словарной работы в школе

4

Глава 2

Этимологический анализ как основа словарно-орфографической работы

5

2.1

Понятие этимологии, этимологического анализа

5

2.2

Порядок и значимость этимологического анализа

5

2.3

Использование этимологического анализа в словарной работе со школьниками

7

Заключение

9

Список использованных источников и литературы

10

Приложения

Изучение этимологической компетентности учащихся 7 «б», 7 «в» классов. Анкета

11

Количество изучаемых слов в средней школе. Статистические данные

12

Этимологический анализ «Словарных» слов за 6,7 классы.

Школьный словарик. Проверяем непроверяемое слово.

Пример наглядного пособия

13

Введение

… Русский язык … столь переимчивый и общежительный

В своих отношениях к чужим языкам…

А.С.Пушкин

Изучая безударные гласные в школе, я узнала, что они бывают проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Проверяемую и чередующуюся гласную легко найти, нужно вспомнить правила. А как же проверить непроверяемую гласную. В начале урока русского языка наш учитель всегда проводит словарный диктант. Правописание слов надо запомнить. А это не всегда легко! А может надо обратиться к истории слова, может там находится подсказка?

Часто на уроках русского языка у одноклассников возникает вопрос «А почему слово так пишется?» , в ответ можно услышать –написание надо запомнить. Этимологии в школе посвящён один урок, на котором сообщается: «Этимология –наука о происхождении слов». Смотрите , как интересно – происхождение слова. Где оно возникло, как попало в русский язык. Средняя школа не ставит специальной задачи обучения школьников этимологии, поэтому всем интересующимся этим разделом языкознания рекомендуется самостоятельно обращаться к этимологическому словарю.

Как сделать словарно-орфографическую работу более интересной? Обратиться к этимологическому анализу. Таким образом, эффективность изучения нашего родного языка существенно увеличится. Эта гипотеза подлежит доказыванию в предложенной работе.

Как организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка, сделать ее более интересной и доступной для учащихся – проблема, которой я посвятила свою работу.

Цель исследования – разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методы словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа.

Объектом моего исследования является словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие словарно-орфографической работы, этимологии, этимологического анализа.

  2. Описать приемы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка.

  3. Теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа.

  4. Проанализировать словарики (орфографические) в учебниках по русскому языку среднего звена (5-6 класс).

  5. Составить выборочный словарь непроверяемых слов на основе этимологического анализа.

На время исследования и реализации поставленной задачи я становлюсь лингвистическим археологом, использующим этимологические и другие словари, научные труды В.В.Виноградова, К.Чуковского, изучающим учебную и дополнительную литературу, касающуюся этимологии. В работе используются метод описательного анализа, методы опроса и анкетирования.

Думаю, что тема моего исследования является очень актуальной, так как русский язык достаточно сложен в изучении, а чтобы иметь отличные знания по предмету, порой, требуется выйти за рамки школьной программы. Более того, в ходе исследования я пришла к выводу, что изучать словарные слова на основе этимологического анализа можно и в школе, если вовлечь в этот процесс самих школьников.

Данная работа будет интересна не только ученикам и учителям, но и родителям, которые заинтересованы в повышении уровня знания и своего, и своих детей.

Глава 1

Словарно-орфографическая работа в школе

    1. Понятие

Словарно-орфографическая работа – это изучение правописания слов, непроверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению. В школьных учебниках, как правило, такие слова выделены в рамочку, что наводит учеников на мысль о предстоящем неминуемом заучивании в ожидании словарного диктанта. Объясняется это тем, что для большинства школьников словарные слова – это лишь набор случайных букв, даже если они представляют себе лексическое (смысловое) значение самого слова.

    1. Порядок проведения словарной работы в школе

Практическое изучение нового слова складывается из следующих моментов:

  1. Учитель помогает найти в орфографических словарях новое трудное слово, например «апельсин». Школьники вчитываются в него, всматриваются. Стараются запомнить графический образ слова, то есть, как слово видится.

  2. Учитель объясняет лексическое значение слова.

  3. ученики проговаривают слово, запоминают его произношение.

  4. Далее учитель записывает слово на доске, а ученики – в словарики.

То есть, мы имеем готовый алгоритм, как заучить словарное слово: запомнить буквенный состав, проговорить, провести звукобуквенный анализ, записать, составить с данными словами предложения, включить их в словарики, проверить по печатным словарям.Это нужная работа, но всё –таки она направлена на механическое запоминание слов Я провела эксперимент на уроке русского языка в 5 классе, взяла три слова лебеда, лебедь, белый, и попросила ответить на вопрос: «Чем похожи эти слова?» Проведя исследование по этимологическому словарю ребята пришли к выводу – эти слова произошли от слова белый. Правописание запомнили быстро и непринужденно.

Стоит только представить, что почти все подобного рода слова отнюдь не бессмысленное соединение гласных, а просто слова – «иностранцы», что у них есть и корень и приставка, только иностранного происхождения, и первый шаг к решению проблемы будет сделан [5].

Изучив литературу, я предлагаю в проведении словарно-орфографической работы опираться на этимологический анализ слова.

Глава 2

Понятие этимологии, этимологического анализа

2.1. Понятие этимологии, этимологического анализа

Этимология — очень интересная наука! Но многие даже не слышали о ней и не знают, что такое этимология. А есть и такие, которые путают её с медицинским термином «этиология» (изучает причины заболеваний и патогенные факторы, воздействующие на организм).

Этимология изучает происхождение слов, выясняя, на основании каких признаков были названы те или иные предметы, действия, признаки и явления.

Этимология этимологии

Как и у всех слов, у термина «этимология» есть своя этимология. Это слово имеет греческое происхождение и состоит из двух слов:

  • etymon — истинное, исходное значение;

  • logos — учение, слово.

Заимствовано это слово было в XVII веке. До конца XIX века в рамках этимологии изучалась и форма слова, пока Филипп Фёдорович Фортунатов не ввёл понятие «морфология».

Как устанавливается происхождение слова?

Учёные отмечают, что современные достижения сравнительно-исторического языкознания позволяют с относительной лёгкостью проследить, как развивался в течение времени морфологический и звуковой состав того или иного слова. А вот определить смысловую эволюцию зачастую бывает очень сложно.

Например, возьмём слово «река». Это слово напрямую связано с древним корнем, который передаёт движение. Родственными ему являются такие слова, как ринуться, реять, рой. В других языках есть слова с тем же корнем: латинское rivus — ручей, древне-индийское rauas — течение, ирландское rian — река.

В противоположность реке слово «море» образовано от корня, который обозначает неподвижность, остановившуюся воду. В других языках можно встретить слова с этим же корнем, обозначающие болото (немецкое Moor — болото).

В Древней Руси, по мнению учёных, море называли иначе. В древнерусском языке сохранилось слово «сланьник», которым называли морских рыболовов. Его легко соотнести с названием моря по признаку его солёности. Это подтверждает и латинский язык, в котором слово «море» звучит как «salum».

Со временем признаки, которые были основой разных названий, утрачивают свою образность и их смысл становится непонятным для современного человека. Например, сегодня мало кто знает, что слово «лебедь» хранит в себе представление о белизне, а слово «голубь» связано не с голубым, а с жёлтым цветом.

Результаты выборочного тестирования учащихся 5 класса (приложение № 1) показали, что ученики не осознают тот факт, что большинство словарных слов заимствованы из других языков. А это второй шаг к решению проблемы [5]. Как учащиеся заучивают английские, немецкие, французские слова? Орфографические правила применяются здесь в гораздо меньшей степени, а то и вовсе упускаются, а некоторые имеют свои маленькие хитрости, например, рифмуют слова. В любом случае, как это ни парадоксально, иностранные слова запоминаются лучше, чем русские. Их-то и надо использовать для проверки «наших непроверяемых» слов.

2.2. Порядок и значимость этимологического анализа.

В задачи этимологического анализа слова входит:

1) определение исконного или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой),

2) выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности,

3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло,

4) реконструкция его праформы и старого значения». [48, с. 241-242]

Наиболее основательной современной работой, посвящённой использованию этимологического анализа при изучении трудных слов, является книга И.В. Прониной «Изучение трудных слов с применением этимологического анализа». В работе подчёркивается единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря использованию этимологического анализа: «Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически-трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы.

И.В. Пронина указывает условия использования этимологического анализа в школе: «… этимологический анализ как методический приём не может быть таким доскональным, исчерпывающим, как научный». [28, с. 3] Следовательно, его можно использовать в школе, преследуя только практические цели.

2.3.Использование этимологического анализа в словарной работе со школьниками.

Некоторые виды упражнений.

1. Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник , веснушка , горбушка , горчичник , кисель , кочан , леденец , метель , мешок , молоток , пластинка , простокваша , пятница , рогожа , старшина , холодец , часовой , частушка .

2. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:

звери: дикобраз , косуля , лягушка , медведь , овчарка , песец ;

птицы: индюк , канарейка , куропатка , малиновка , петух , синица , снегирь ;

растения: гвоздика , лебеда , лиственница , ноготки , одуванчик .

3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик , волнушка , лисичка , маслёнок , опёнок , подберёзовик , подосиновик , сморчок , сыроежка .

4. Какие предметы имеют такой цвет?

Голубой («цвет оперения шейки голубя»).

Каштановый («цвет плодов каштана»).

Коричневый («цвет коры»).

Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» — сирень).

Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» — апельсин).

Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» — фиалка).

5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель , голубец и голубика , гончар и горшок , капитан и капуста , пшеница и пшено .

6. Можно ли с помощью слов: Василий , Макар , Маргарита , Пётр , Роман объяснить правописание слов: василёк , макароны , маргаритка , петрушка , ромашка .

Проверьте по словарю.

7. Можно ли говорить: старый ветеран , биография жизни , свой автограф , гербарий растений , повторная репетиция.

Докажите с помощью этимологического словаря.

8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная , картофель и картошка , помидор и томат .

Проверьте по словарю.

9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда , одеть и надеть , экскаватор и эскалатор .

10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.

а. Большеглазая, но не лягушка.

Летает, а не птица.

Стрекочет, а не сверчок.

Ловит насекомых, а не дятел.

б. Большеглазая, как рыба.

Летает, как жук.

Стрекочет, как сорока.

Ловит насекомых, как ёжик.

(стрекоза )

11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки , потому что плавают всегда поверху.

Задание:

Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка (верх , верхний , верхушка , поверху , поверхность )

12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном .

Задания:

1. Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян (голь , голая , голышом )

2. Расскажите, чем гольян отличается от верховки .

Во-первых, в школьных условиях этимологический анализ нужно проводить в таком объеме, в каком необходимо для решения чисто практической задачи: в ходе элементарного этимологического анализа обращается внимание лишь на то опорное слово, в котором безударные гласные, а иногда и согласные находятся в сильной позиции.

Рукописный школьный словарик в данном случае рекомендуется заполнять следующим образом:

Номер слова

Слово

Однокоренные слова

Опорное слово

Источник (язык, в котором есть опорное слово)

1.

парад

Парадный

Парадность

парадно

Paro – готовить, предотвращать

(лат.)

Здесь очень важны устные, более пространные пояснения к этимологическим справкам, в которых раскрывается, доводится до сознания учащихся смысловое родство слов.

Для того чтобы систематизировать данную работу я провела анализ учебников русского языка среднего звена. Выяснилось, что среднее количество словарных слов, которое предлагается для заучивания школьникам составляет 79 слов. Данные отражены в приложении № 2.

В ходе выполнения работы я поняла, что к тем методам, которые используют наши учителя и к имеющимся наглядным материалам необходимо дополнить следующее:

  1. Создать дополнительный наглядный материал в виде этимологического словарика по школьной программе. В приложении № 3 я представила свое видение такого словаря.

  2. В создании школьного словаря задействовать самих учащихся: выдать каждому задание подготовить этимологическую справку по 2-3 словарным словам. Красиво оформить материал на листе формата А-4, проиллюстрировать. Иллюстрации могут быть основаны на карикатурных моментах или отражать жизненный путь слова.

  3. Дополнительно можно поручить 2-3 учащимся обыграть в течение 1-2 минут сценку, характеризующую данное слово.

Такая работа будет оживлять школьные будни, пробуждать заинтересованность учащихся, может рассматриваться как небольшой отдых во время урока.

  1. Педагоги в работе над созданием школьного словарика могут воспользоваться нижеуказанными интернет-сайтами, содержащими статьи с этимологической справкой к словарным словам. Это поможет педагогам сократить время для подготовки к урокам.

САЙТЫ: 1. http://www.wordhist.ru

  1. http://etymolog.ruslang.ru

  2. http://etymolog.ruslang.ru

Заключение

Таким образом, в ходе исследования я установила, что у каждого слова есть свои корни, этимологические родственники. Свое начало слово может брать в иностранных языках, оно может происходить из общеславянского, древнерусского языка. Каждое слово имеет свой жизненный путь: одни слова появились в нашем языке сравнительно недавно, а другие являются долгожителями.

Изучив научную, учебную литературу я поняла, что нет такого слова, которое бы представляло собой простой набор букв.

Отсюда вывод, что «непроверяемые» слова вовсе не являются таковыми, если рассмотреть их этимологическую справку. Изучив историю слова, мы сможем отыскать ту первоначальную основу, благодаря которой в нашем слове появилась «непроверяемая» гласная или удвоенная согласная, что значительно повысит грамотность школьников и упросит задачу по запоминанию словарных слов. Объясняется это тем, что к словарно-орфографической работе подключается сознание учащихся.

Поскольку этимологический анализ может занять много времени, да и сама этимологическая справка может являться достаточно большой, я предложила вовлечь самих учащихся в создание такого наглядного материала, как школьный словарик с названием «Проверяем непроверяемое слово». В процессе работы я пришла к выводу, что учащимся будут интересны творческие задания по лингвистической археологии.

А. Шибаев. В день солнечный июльский

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

Список использованных источников и литературы

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Виноградов В.В. История слов/ http://www.wordhist.ru/pred.html#word.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: «Cоветская энциклопедия», 1990.

  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. 2-изд. – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС». 2001.

  5. Сараев А.Н.Как проверить «непроверяемое» слово. М.: ООО «Грамотей», 2005.

  6. Симакова Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами. – М.: «Экзамен», 2007.

  7. Успенский Л. Слово о словах. Ленинград.: изд-во Детской литературы Министерства Просвещения РСФС, 1956.

  8. Чуковский К.И. Живой как жизнь: о рус.яз. – М.: АСТ: Зебра Е, 2009.

  9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

  10. Этимологический словарь Фасмера /http://fasmerbook.com.

  11. http://www.wordhist.ru

  12. http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=novoe.

Приложение 1

Изучение этимологической компетентности учащихся 7 «б», 7 «в» классов.

Анкета

слово

Из какого языка заимствовано?

Значение

Можно ли проверить и каким словом?

Количество правильных ответов

Количество неправильных ответов

Количество правильных ответов

Количество неправильных ответов

Количество правильных ответов

Количество неправильных ответов

сапоги

Древне

русский

8

17

Обувь

25

0

Восходит к корню храп

0

25

солдат

французский

2

23

Наёмный оплачиваемый военнослужащий

2

23

сольдо

3

22

бахрома

арабский

0

25

платок

0

25

mahrama

0

25

яблоко

Древне

русский

19

6

Фрукт, шар, символ власти

25

0

Яблъко

Ъ = о

0

25

парашют

французский

14

11

Купол для безопасного падения

21

4

Paro– готовиться, предотвращать;

Shut — падение

0

25

Количество участников 25

Приложение 2

Количество изучаемых слов в средней школе

Статистические данные

№ п/п

Класс

Наименование учебника

Количество словарных слов

1.

5

Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2005.

83

2.

6

Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов] – М.: Просвещение, 2007.

99

3.

7

Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ [М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капино и др.] – М.: Дрофа, 2008.

55

4.

8

Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.] – М.: Просвещение, 2009.

66

5.

9

Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ [С.Г.Бархударов, С.Е.Крбчков, Л.Ю.Максимов и др.] – М.: Просвещение, 2006.

92

ИТОГО среднее количество слов за 5-9 классы

79

Этимологический анализ «словарных» слов за 6, 7 классы. Приложение 3

Школьный словарик. Проверяем непроверяемое слово. Пример наглядного пособия.

Слово

происхождение

Объяснение орфограммы

Однокоренные слова

Артиллерия

В русском языке слово известно с конца 17-го века, но не сразу оформилось в нынешнем своем написании. Заимствовано из западноевропейских языков, вероятно, через посредство польского artyleria или итальянского artiglieria. Поначалу в русаком писалась одна буква л, как в польском и итальянском «родственниках», и прилагательное, от него образованное, звучало и писалось как артиллерийский. С одной согласной л слово пишется и в восточнославянских языках, например украинском: артилерiя.

Но уже с начала 19-8-го века написание изменилось на французский манер: artillerie. С двумя согласными L слово пишется и в немецком, и в голландском, и в английском, и в испанском языках.

В русском установилось написание с удвоенном буквой л; гласные а и и запомним по аналогии с иностранными словами-«родственниками.

Артиллерийский

Артиллерист

Бахрома

В русском языке слово- долгожитель, известно с 16-го века. Является восточным заимствованием. Первоисточник mahrama (арабское) – платок. Из арабского слово попало сначала в тюркские языки, а затем – в русский.

На русской почве слово несколько видоизменилось: начальная м заместилась буквой б, а гласная а во втором слоге уступила место букве о, вероятно под влиянием схожих по звучанию русских слов: Хохлома, Кострома. Ее можно проверить однокоренным прилагательным бахромчатый, в котором на гласную перепадает ударение.

Бахромка

Бахромочка

Бахромный

mahrama (арабское)

Бахрома

Обаяние

Слово известно в древнерусском языке с 11-го века в значении «заклинание», «чародейство» восходит к древнерусскому глаголу баяти – «баять», «говорить». В современном значении обаяние – «очарование», «сильное покоряющее влияние» — появляется значительно позже – в начале 19 века.

Несмотря на изменение лексического значения слова, безударную гласную а можно смело проверить историческим «родственниками» байка, баять, а начальную букву о можно воспринимать как приставку (русской приставки а – нет).

Обаятельный

Обаятельно

Обаять

Обаяние

Околдовывать словами

Баять

Обоняние

Древнерусский глагол обоняти – «чувствовать запах» — известен с 11-гшо века, восходит к общеславянскому obvonjati в том же значении. Отсюда слово вонь – «резкий, неприятный запах». Интересно, что в старославянском языке слово имело противоположное значение – «благовоние».

С течением времени буква в общеславянским глаголом obvonjati была утрачена, а вот гласная в исторической приставке и корне сохранилась. Корневую гласную можем проверить названными словами – «родственниками», в которых она находится под ударением.

Воняти

Вонь — запах

Обоняние

Обонять

Обонятельный

Печаль

Слово известно в древнерусском языке с 11-го века, восходит к старославянскому печаль – «горе», «забота».

Безударную гласную е в корне легко проверить глаголом печься (о ком-то или о чем-то), то есть заботиться, волноваться. Так же, через гласную е, слово пишется и в других славянских языках: печаль (укр.), печал (болг.)

Печальный

Печалиться

Опечалить

д ревнерусское слово печа

забота

печаль

Солдат

В русском языке слово известно с 1-й трети 17-го века, первоначальное значение – «вольнонаемный иностранец». Слово заимствовано, скорее всего, из французского языка: soldat, которое, в свою очередь восходит к итальянскому soldatо (от soldо – «жалование», «денежная единица Италии»).

Проверяем итальянским словом — soldо

Солдатка

Солдатский

Солдатчина

Солдафон

С ольдо солдато солдат

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти географические координаты точек на карте
  • Ребенок ходит на носочках упражнения как исправить
  • Как найти пустоту в бетоне
  • Как найти sin 150 градусов
  • Как исправить искривление спины у детей